Август

1 августа

Во внешнем дворе храма

«Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса» (Ин. 12:20, 21).

В тот час, когда дело Христа, казалось бы, потерпело жестокое поражение, Иисус увидел в просьбе греков залог будущей жатвы, которая будет собрана среди язычников, когда между ними и иудеями рухнет стена предубеждения. Эти греки услышали о торжественном въезде Христа в Иерусалим и о Его противостоянии в храме с начальниками и священниками. Услышали они и о надеждах на скорое провозглашение нового царства. Поэтому им захотелось узнать правду о Его миссии.

Чтобы доходчиво объяснить, почему Ему надлежит умереть, Иисус воспользовался яркой иллюстрацией. Год за годом крестьянин отделяет часть своего урожая — отборное зерно — и сберегает его для сева на следующий год. Со стороны может показаться, что он «выбрасывает на ветер» существенную долю своего прибытка. Но крестьянин знает свое дело, имея виды на будущий урожай. Так и смерть Христа может показаться трагическим концом, но, лишь отдав Свою жизнь, Он сможет наделить жизнью человечество.

Принцип самопожертвования проходит красной нитью через всю историю великой борьбы. Любовь к себе, корыстолюбие должны исчезнуть. Закон самопожертвования — вот что на самом деле может обеспечить нам самосохранение.

Ключевая мысль:

«Ведь на кресте свершится не только искупление человечества. Любовь Божья будет явлена всей Вселенной. Изгнание князя мира сего опровергнет все обвинения, которые сатана выдвигал против Бога, и поношение Неба, исходившее от него, исчезнет. Ангелы и люди устремятся к Искупителю. „И когда вознесен буду от земли, — сказал Он, — всех привлеку к Себе“» (Желание веков, с. 626).

Урок на сегодня:

Семя прорастет к новой жизни, только если окажется в земле и «умрет». Как Христос умер за наши грехи, так и мы должны умереть для наших грехов и позволить Ему сотворить в нас новую жизнь.

2 августа

На горе Елеонской

«Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13).

В Своем ответе на вопрос о гибели Иерусалима и конце света Иисус совместил описание двух этих событий. Поэтому данная беседа предназначалась не только для учеников, но и для тех, кто будет жить в последний период земной истории.

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас», — предостерегает Христос (Мф. 24:4). Те же обольщения, которые господствовали в преддверии гибели Иерусалима, будут действовать на протяжении всех веков. Кроме того, Иисус хотел, чтобы Его последователи знали: мир не станет лучше; войны, голод, эпидемии, землетрясения будут только усугубляться. Подобно родовым схваткам, которые становятся все сильнее и болезненнее перед самыми родами, эти бедствия достигнут огромных масштабов, указывая на близость конца.

Христос предвидел долгие мрачные века, отмеченные для Его Церкви кровью, слезами и страданиями. Более тысячелетия Его последователи будут подвергаться жестоким гонениям.

Кроме того, Он дал понять, что люди могут приблизить время Его возвращения, провозглашая Благую весть по всему миру. Наша задача — не только ожидать, но и приближать Его пришествие (см. 2 Петр. 3:12). Если бы Церковь добросовестно исполняла порученное ей Господом дело, мир уже давно был бы предупрежден и Господь Иисус явился бы в силе и великой славе.

Ключевая мысль:

Мы медленно приближаемся к кризису…

Люди по-прежнему едят и пьют, сеют и строят, женятся и выходят замуж, покупают и продают… Повсюду царит большое возбуждение, но время испытания скоро закончится, и вечная участь каждого будет решена. Сатана знает, что немного ему осталось времени. Он призвал на помощь все свои силы, чтобы прельстить, обмануть, чем-то отвлечь и усыпить людей, пока не окончится время испытания и не закроется навсегда дверь благодати» (Желание веков, с. 636).

Урок на сегодня:

Глядя на состояние современного мира, мы можем увидеть признаки приближающегося пришествия. Иисус советует нам бодрствовать и готовиться к грядущим событиям.

3 августа

«Одному из сих братьев Моих меньших»

«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Принцип, изложенный здесь Иисусом, сметает вековые нагромождения богословских дискуссий и обнажает концепцию, лежащую в основе великой борьбы. Если мы неверно понимаем эту весть и если даже хорошо разбираемся во всем остальном, нам это мало поможет. По словам Самого Иисуса, судить нас будут не по количеству приобретенных нами знаний, а по тому, как мы воплощали в жизнь принцип самоотверженной любви к ближним. Тот, кого Иисус похвалит на суде, может не обладать обширными богословскими познаниями, но зато дорожит принципами, на которых строится Его Царство. Даже среди язычников есть люди, которые проявляют дух доброты; еще не услышав слово жизни, они помогают миссионерам и даже служат им, рискуя собственной жизнью. Их дела свидетельствуют о том, что их сердец коснулся Святой Дух.

Критерий Христа, по которому мы будем либо оправданы, либо осуждены на суде, звучит так: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

Ключевая мысль:

«„Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других“. Так Христос на горе Елеонской описал Своим ученикам картину дня великого суда. Он показал, что тогда решение будет приниматься на основании единственного критерия. Когда все народы соберутся пред Ним, они будут разделены на две группы, и их вечная участь будет зависеть от того, что они сделали или чего не захотели сделать ради Него для бедных и страдающих.

В тот день Христос не станет напоминать людям о великом служении, которое совершил, отдав Свою жизнь за их искупление. Иисус покажет людям, как на самом деле они служили во имя Его» (Желание веков, с. 637).

Урок на сегодня:

Делая добро или зло ближним, мы творим добро или зло Христу. Он отождествляет Себя с бедствующими и нуждающимися.

4 августа

Слуга слуг

«Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7).

Более трех лет ученики наблюдали за жизнью Христа, исполненной бескорыстного служения, и все же еще не усвоили тот урок, который Он хотел им преподать. Во время последней пасхальной вечери, которую они разделили со своим Учителем, ученики заметили, что Он чем-то сильно удручен.

Иисус мог бы многое сказать Своим ученикам, дабы уберечь их от душевных ран в грядущие дни, но Он знал, что они не смогут вместить этого. Еще совсем недавно Он был свидетелем их споров о том, кто займет более высокое положение в Его Царстве. И вот теперь, поскольку в доме не было слуги, который омыл бы им пыльные ноги, они снова стали спорить о первенстве. Гордость не позволяла никому из них взять на себя роль слуги, так что они сидели в напряженном молчании, делая вид, будто ничего не понимают.

Не говоря ни слова, Иисус взял полотенце и умывальницу с водой. Этот поступок стал для них немым укором. И особенно очевиден он был для Иуды. Он не захотел смириться и в то же время был возмущен тем, что Иисус так Себя унизил. Иуда окончательно решил, что ему нет смысла оставаться учеником Иисуса.

Ученики нуждались не только в омовении ног; они нуждались в очищении сердца от разобщенности, ревности и гордыни. В теперешнем их состоянии ни один из них не был готов участвовать в пасхальной вечере с Иисусом и другими учениками. Точно так же и мы не готовы к принятию символов Вечери Господней, если в нашем сердце поселились гордыня и ревность.

Ключевая мысль:

«Человек часто склонен считать себя выше других, трудиться только для себя, стремиться к самому высокому положению, что порождает в нем злые подозрения и горечь. Обряд, предшествующий Вечере Господней, должен устранить эту скверну, освободить человека от эгоизма, избавить его от стремления к самовозвышению и побудить к смирению сердца, которое приведет его к служению ближним» (Желание веков, с. 650).

Урок на сегодня:

Из всех грехов гордыню труднее всего выявить в себе. И не менее трудно от нее избавиться.

5 августа

«В Моё воспоминание»

«Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29).

Пасха была дана Израилю в память о его избавлении из египетского рабства. А Вечеря Господня была учреждена в память великого избавления, которое принесла смерть Христа.

Иисус старался спасти Иуду от гибели. У Иуды еще оставалась возможность покаяться. Включив его в число принимающих Вечерю, Иисус показал нам, что мы не должны запрещать людям участвовать в этом священном обряде. Желание принять участие в Вечере Господней могут выразить люди, еще не ставшие открытыми последователями истины; им не следует препятствовать, если только они не вовлечены в открытый, очевидный грех. Никто не имеет права выносить суд ближнему. В этом символическом служении мы встречаемся с Иисусом, Который оживотворяет нас Своим присутствием. Его благословения предназначены для всех, кто желает их получить.

Вечеря Господня не должна превращаться в служение скорби. Акт ногоомовения дает нам возможность наладить отношения друг с другом. Мы вкушаем трапезу Господню, но не в тени креста, а в его спасительном свете. Она указывает на Второе пришествие Христа и призвана поддерживать огонь этой надежды в наших душах. Она обращает наши взоры на великую Вечерю Агнца, которую мы будем вкушать с Иисусом и всеми Божьими искупленными на небесах.

Ключевая мысль:

«Когда совесть обличает тебя во грехе, помни, что Я умер за тебя, говорит Господь; когда тебя притесняют, преследуют и угнетают за имя Мое и за Евангелие, вспомни Мою любовь, которая так велика, что Я отдал за тебя Свою жизнь. Когда твои обязанности кажутся тебе тяжкими, а бремена невыносимыми, вспомни, что ради тебя Я понес крест, пренебрегши посрамление. Когда ты страшишься суровых испытаний, вспомни, что твой Искупитель жив, дабы ходатайствовать за тебя» (Желание веков, с. 659).

Урок на сегодня:

Вечеря Господня дает возможность глубже задуматься над тем, что для нас совершил и до сих пор совершает Иисус.

6 августа

«Да не смущается сердце ваше»

«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте… И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:1, 3).

Близился час горького расставания. Иисус знал, что ученики смущены Его словами о неминуемой смерти и полны мрачных предчувствий. Поэтому сейчас Он заговорил о надежде. Он показал им, как будет разворачиваться великая борьба. Он подчеркнул, что идет приготовить для них вечные обители и что жизнь в этих обителях будет мирной и счастливой. Эти слова по-прежнему приносят утешение тем, кто смущен, разочарован и утомлен борьбой с искушениями.

Иисус еще раз твердо подчеркнул, что на небо ведет только один путь, и этот Путь — Он Сам. Иисус хотел, чтобы Его ученики, а также и мы поняли, что в Своей жизни на земле Он явил те же качества и ту же силу, которые доступны и нам с вами через веру в Него. Все Его последователи могут стать причастниками Его совершенства, если покорятся Богу в вере, как покорился Он.

Ключевая мысль:

«Дух должен действовать как возрождающая сила, а без Него жертва Христа была бы напрасной… Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию третьей Личности Божества, Духа Святого, Которая проявляет Себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира. Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества. Христос даровал нам Свой Дух как Божественную силу для победы над всеми унаследованными и приобретенными наклонностями ко злу. Тем самым Он запечатлел Себя в Своей Церкви» (Желание веков, с. 671).

Урок на сегодня:

Именно Дух Святой воспроизводит в людях тот характер, который был явлен Иисусом на земле.

7 августа

Гефсимания

«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).

Когда Иисус в полном молчании вошел в Гефсиманский сад вместе со Своими учениками, сердце Его было преисполнено скорби. Он сгибался под отягощавшим Его сверх всякой меры невидимым бременем, о котором Его ученики даже не догадывались. Ведь с Ним происходило нечто особенное: на Него была возложена вина всех нас, и Он переживал разделение со святым Богом, которое предстоит испытать всем, кто сделает выбор в пользу погибели. Иисус в отчаянии возопил: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мк. 14:34).

Как человек Он должен был претерпеть все последствия человеческого греха. Он показывал вселенной, что наказание за грех — не Божья прихоть; что грех неизбежно ведет к вечному разделению с Богом и с самой жизнью.

Иисус опасался, что в Своей человеческой плоти Он не выдержит грядущей борьбы с сатаной. Он знал, что ныне решается, кто победит в великой борьбе, но Его охватывал ужас от одной мысли о разделении с Богом. Трижды Он взывал к Отцу, умоляя Бога избавить Его от этих ужасных переживаний. Муки Христа были так велики, что на Его челе выступили капли кровавого пота. Господа ужасала окружавшая Его непроницаемая тьма. Наступил момент, когда должна была решиться участь мира. Он вынес то, что не смог бы вынести ни один смертный.

А в это время ученики крепко спали, погрузившись в странное оцепенение!

Ключевая мысль:

«Муки Христа все еще продолжались, но теперь Он уже не был угнетен и подавлен. И хотя буря не утихла, Тот, над Кем она бушевала, укрепился, чтобы противостоять ее натиску, и противостоять спокойно и невозмутимо. Небесный мир покоился на Его окровавленном челе. Он вынес то, чего не смог бы вынести ни один человек, потому что Ему пришлось испытать смертные муки за все человечество» (Желание веков, с. 694).

Урок на сегодня:

Иисус заплатил великую цену за грех человека, чтобы явить всей вселенной справедливость и правосудие Бога. Иисус умер, чтобы навеки избавить от смерти меня и вас.

8 августа

Перед Анной и судом Каиафы

«Тогда плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф. 26:67).

Схватив Иисуса в Гефсиманском саду, иудеи отвели Его сначала к Анне, бывшему первосвященнику. Начальники опасались, что нынешний первосвященник, Каиафа, слишком неопытен, дабы повернуть дело так, как им того хотелось. Они намеренно не позвали Никодима и Иосифа из Аримафеи на ночной совет, зная, что эти люди симпатизируют Иисусу.

Господь жестоко страдал от оскорблений и издевательств, в то время как сатана изо всех сил пытался человеческими руками сокрушить Его волю и упование на милость Отца. Иисус знал, что одним мановением руки может повергнуть Своих истязателей в прах, но отказался спасать Сам Себя.

Во время суда обвинители Христа не смогли предъявить Ему никакого обвинения. Даже лжесвидетели запутались в своих фальшивых доносах. Наконец Каиафа торжественно обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26:63).

На эти слова Христос не мог не ответить. Все присутствующие ощутили на себе проницательный взгляд Иисуса, когда Он произнес: «Ты сказал». У них наконец-то появился повод обвинить Его! Каиафа и прочие вскочили со своих мест, крича: «Он богохульствует!.. Повинен смерти».

Ключевая мысль:

«Угрызения совести, смешанные с яростью, побудили Каиафу поступить так, как он поступил. Он досадовал на себя за то, что поверил словам Христа. И, вместо того чтобы, признав истину, с сокрушенным сердцем исповедать Иисуса Мессией, он, упорно противясь внутреннему голосу, разорвал священнические одежды. То, что он сделал, было очень знаменательно. Каиафа вряд ли сознавал смысл своего поступка. Пытаясь оказать давление на судей и добиться осуждения Христа, первосвященник сам осудил себя. Согласно Закону Божьему, он лишался права на священство. Он сам приговорил себя к смерти» (Желание веков, с. 708).

Урок на сегодня:

Иисус позволил несправедливо осудить Себя, дабы исполнить Свою миссию и спасти мир от греха.

9 августа

Иуда

«Согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам» (Мф. 27:4). 
                                   

Если бы Иуда умер до своего последнего путешествия в Иерусалим, о нем осталась бы память как о человеке, достойном своего места среди двенадцати апостолов. Иуда ощутил притягательную силу Спасителя, и у него появилось желание измениться. Он хотел быть с Учителем, и Иисус его не оттолкнул. Другие ученики были высокого мнения об Иуде и сделали его своим казначеем. Иисус наделил Иуду — как и прочих Своих учеников — силой исцелять больных и изгонять бесов.

Но, даже войдя в число учеников Иисуса, Иуда продолжал потворствовать духу критики и ропота. Часто повторяемые Христом слова о том, что Его Царство не от мира сего, оскорбляли Иуду; он постоянно твердил, что Христос должен править как царь. Когда Иисус сотворил чудо с хлебами, именно Иуда предложил силой принудить Христа занять царский престол!

И все же овладевшее Иудой ожесточение не было окончательным. Даже когда он обратился к священникам с предложением отдать в их руки Иисуса, у него еще была возможность покаяться, и особенно во время Тайной Вечери, когда Иисус в последний раз явил ему Свою любовь. Но Иуда переступил черту, когда оставил верхнюю горницу и вновь отправился к священникам.

Он не думал, что Иисус действительно позволит Себя распять. Он полагал, что ему удастся подтолкнуть Иисуса к действию, предав Его иудейским вождям.

Ключевая мысль:

«И теперь Иуда бросился к ногам Иисуса, объявляя Его Сыном Божьим, умоляя освободиться от уз. Спаситель не укорял предателя. Он знал, что Иуда не раскаялся. Его исповедание было вынужденным; он страшился осуждения и грядущего суда, но не чувствовал глубокой сердечной скорби от того, что предал безгрешного Сына Божьего и отрекся от Святого Израилева. Но Иисус не произнес ни единого слова осуждения» (Желание веков, с. 722).

Урок на сегодня:

Иуда упорно пренебрегал голосом Святого Духа, пока не утратил способности распознавать грех и каяться в нем. Такая же опасность грозит всем, кто упорно отвергает обличения Духа Божьего.

10 августа

На суде Пилата

«Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? Ибо знал, что предали Его из зависти» (Мф. 27:17, 18).

Когда иудейские вожди привели Иисуса на допрос к римскому правителю, Пилат пребывал в плохом расположении духа из-за того, что его подняли с постели, и хотел решить дело этого заключенного быстро и сурово. Но, увидев Иисуса, он задумался. Никогда еще ему не приходилось видеть человека, отмеченного столь очевидными благородством и добродетелью. В Пилате пробудились лучшие чувства.

Иудейские вожди рассчитывали, что прокуратор утвердит смертный приговор Христу как одолжение им по случаю великого народного праздника. Но он отказался осудить Его, не выслушав прежде убедительные свидетельства Его вины. Иудейские вожди попытались представить дело так, чтобы хоть как-то оправдать смертный приговор Христа, но Пилат ясно видел все их лживые уловки. А Иисус тем временем молчал, и Пилат дивился Его красноречивому молчанию. Святой Дух пытался достучаться до сердца Пилата. Тот даже спросил Иисуса: «Что есть истина?» (Ин. 18:38). Но вопрос этот был риторический.

Пилат противился осуждению Иисуса, но он страшился злобности иудеев. Поэтому, узнав, что Иисус родом из Галилеи, он поспешил отправить Его к Ироду, правителю той провинции. Ирод стал допрашивать Иисуса и требовать совершить какоенибудь чудо в подтверждение Своих мессианских притязаний. Но в ответ Иисус не вымолвил ни слова. Он не стал бы творить чудеса ради собственного спасения от боли и унижения, которые должен был претерпеть как наша заместительная Жертва.

Ключевая мысль:

«Пилат пытался освободить Иисуса, но видел, что не в силах сделать это и одновременно сохранить свое почетное положение. Чтобы не потерять мирскую власть, он решил пожертвовать жизнью невинного человека… Совесть и чувство долга указывают один путь, а своекорыстие — другой. Поток заблуждений очень силен: всякого, кто мирится со злом, этот поток увлекает в густой, непроницаемый мрак греха» (Желание веков, с. 738).

Урок на сегодня:

Многие, подобно Пилату, руководствуются мирскими соображениями, которые мешают им творить правду и суд.

11 августа

Голгофа

«Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Ин. 19:22).

Нам едва ли по силам представить последние несколько часов жизни Иисуса, претерпевавшего жесточайшие душевные и телесные муки и публичное унижение распятием. Иисус ничего не ел и не пил со времени Тайной Вечери. Его ученики оставили Его. Его оскорбляли и истязали всю ночь. Его подвергли несправедливому суду — перед иудейским синедрионом, римским правителем, Иродом и снова Пилатом.

Когда Иисус въезжал в Иерусалим в первый день недели, Его окружала радостная толпа. Теперь же даже Его ученики держались от Него на расстоянии. У креста только Иоанн был рядом с матерью Иисуса.

Когда солдаты пригвоздили Его руки и ноги ко кресту, Он не издал ни единой жалобы, хотя с Его окровавленного чела капали крупные капли пота. Он лишь молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Однако неведение палачей не устраняло их вины, ибо у них была возможность узнать и принять Иисуса как своего Спасителя.

Иисус терпеливо переносил крестные муки, чтобы завоевать право стать нашим Искупителем и Первосвященником.

Насмешки священников были особенно жестокими: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти» (Мф. 27:42). Ведь так оно на самом деле и было! Он не мог спасти и Себя от смерти, и человечество от греха. Он мог бы сойти с креста, но именно благодаря тому, что Он этого не сделал, мы, грешники, обрели ныне прощение и благоволение у Бога.

Ключевая мысль:

«Ужасными искушениями сатана терзал сердце Иисуса. Спаситель не мог видеть, что ожидает Его за порогом смерти. Зримо Он не представлял, как выйдет из могилы Победителем. Ничто не говорило о том, что Отец принимает Его жертву. Зная, насколько грех отвратителен Богу, Христос опасался, что будет навечно разделен с Отцом. Он испытывал такие мучения, какие предстоят каждому грешнику, когда Господь уже больше не будет ходатайствовать за грешный род» (Желание веков, с. 753).

Урок на сегодня:

Ценой нашего спасения стали не только физические мучения Иисуса на кресте — какими бы ужасными они ни были, — но и вызванное грехом разделение между Ним и Его Отцом.

12 августа

«Совершилось!»

«Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19:30).

Для ангелов и обитателей непавших миров возглас Иисуса «Совершилось!» имел огромное значение, но и они в тот момент не в полной мере понимали, какие далеко идущие последствия он будет иметь для великой борьбы.

Тем не менее теперь они ясно увидели настоящий характер сатаны и глубину его падения. Теперь они понимали, почему Бог позволил сатане так долго жить после его изгнания с небес. Бог хотел навеки обеспечить безопасность Своей вселенной, а для этого Ему нужно было дать сатане время, чтобы тот проявил себя и принципы, на которых выстраивал свои обвинения против Бога.

С самого рождения Иисуса ангелы и непавшие миры наблюдали за ужасным противостоянием между сатаной и Сыном Божьим. С неизменным интересом наблюдали они за нашим Господом в Гефсимании, а затем на кресте. Иисус твердо уповал на Своего Небесного Отца. Смерть Христа сорвала маску с сатаны и разорвала последнее звено, связывавшее его с небесным миром.

Но даже тогда ангелы не понимали всех аспектов великой борьбы, ее принципы надлежало раскрыть еще полнее. Существование сатаны нужно было продлить еще на какое-то время, дабы люди, а с ними и ангелы, более ясно увидели все, что связано с этой борьбой.

Какие уроки должны усвоить люди, прежде чем эта борьба подойдет к концу? Они должны понять, что сатана лжет, утверждая, будто Закон Божий невозможно соблюсти. Они должны осознать, что грешники могут обрести прощение и силу для соблюдения Закона, что Бог может преобразить грешников, восстановив в них образ Божий, и это преображение будет последним подтверждением того, что Бог решил проблему греха.

Ключевая мысль:

«Своей жизнью и смертью Христос доказал, что справедливость Божья не уничтожает милосердия, что грех может быть прощен, что Закон праведен и его можно в совершенстве выполнять. Все обвинения сатаны были опровергнуты. Бог дал человеку неоспоримое доказательство Своей любви» (Желание веков, с. 762).

Урок на сегодня:

Победа Иисуса над грехом, одержанная Им на кресте, определила исход великой борьбы, которая происходит с тех пор, как сатана восстал против Бога на небесах.

13 августа

В гробнице Иосифа

«Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27:65, 66).

И вот Иисус обрел долгожданный покой — в субботний день, который Он Сам же и освятил. Жестокая сцена, разыгравшаяся на Голгофе, наконец завершилась. Утихли насмешки, толпа разошлась по домам, не смея нарушить молчание. Несколько недель спустя многие из них откликнулись на проповедь Петра в день Пятидесятницы. Иудейские вожди оставались неизменны в своей враждебности к Иисусу; но, даже достигнув своей цели, они не находили себе покоя. Они слышали незабываемые слова Иисуса, произнесенные Им с креста; они были свидетелями мрака и землетрясения.

Иисус умер отнюдь не от удара копьем. Он умер от разрыва сердца, сокрушенный душевными муками. Он был сражен грехами мира сего. Со смертью Иисуса все надежды Его учеников рухнули. Однако Иосиф из Аримафеи и Никодим, оба члены синедриона, твердо решили похоронить Иисуса с почестями. Крайне осторожно и благоговейно они собственными руками сняли Его тело с креста и положили в новую гробницу Иосифа. А Никодим приготовил драгоценную смесь мира и алоэ для Его бальзамирования.

А для священников и правителей эта суббота оказалась весьма беспокойной.

Ключевая мысль:

«Ни Иосиф, ни Никодим не приняли открыто Спасителя при Его жизни. За это их могли удалить из синедриона, а они надеялись, используя свое влияние, защитить Иисуса. Какое-то время казалось, что им это удается, но коварные священники, видя такое благоволение ко Христу, расстроили все планы. Иисус был осужден и предан на распятие в их отсутствие. И теперь, когда Он был мертв, они больше не скрывали свою любовь к Нему. Иосиф и Никодим сразу же пришли на помощь ученикам, боявшимся открыто заявить о том, что они последователи Христа. Поддержка этих богатых уважаемых людей была очень нужна в то время» (Желание веков, с. 773, 774).

Урок на сегодня:

В час, когда кажется, что все рушится и мы погрузились в беспросветную тьму, Бог не перестает осуществлять Свои вечные замыслы.

14 августа

«Он воскрес!»

«Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:6).

Смерть Иисуса была ознаменована землетрясением. Еще одно землетрясение произошло во время Его воскресения. Когда Иисус вышел из гробницы воскресным утром, римская стража увидела Того, Кого в пятницу высмеивала и оскорбляла чернь. При виде Его воины пали замертво на землю, потом очнулись и нетвердым шагом поспешили в город, рассказывая встречным о том, что произошло.

Услышав эту весть, священники ужаснулись, их лица словно помертвели. Они подкупили стражников, чтобы те распускали лживые слухи. Но эта удивительная весть уже разнеслась по городу прежде, чем священники успели ее пресечь.

Христос воскрес как Первенец из мертвых. Его прообразом был сноп потрясания, и Спаситель воскрес в тот самый день, когда в храме потрясали этот сноп пред Господом. Таким образом, воскресение Христа из мертвых символизировало собой великую духовную жатву, которая будет собрана для Царства Божьего.

Во время землетрясений открылись могилы многих из тех, кто остался верен в служении Господу даже ценой собственной жизни. Они тоже стали свидетелями силы Божьей, проявившейся в воскресении мертвых. Они пошли в Иерусалим, провозглашая весть о том, что Христос воскрес из мертвых и они также воскресли вместе с Ним. Какое удивительное свидетельство силы Божьих обетований!

Ключевая мысль:

«Для верующего смерть ничего не значит. Христос говорит о ней, как о кратком мгновении. „Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек“, „тот не вкусит смерти вовек“. Для христианина смерть — это сон, мгновение безмолвия и тьмы. „Жизнь сокрыта со Христом в Боге“. „Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе“ (Ин. 8:51, 52; Кол. 3:4)» (Желание веков, с. 787).

Урок на сегодня:

Христианам не о чем тревожиться, ибо они знают, что, даже если сегодня умрут, смертный сон для них пролетит как мгновение и в следующий миг они уже услышат глас Жизнедателя.

15 августа

«Что ты плачешь?»

«Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария!» (Ин. 20:15, 16).

Женщины бодрствовали в ожидании, когда истекут субботние часы. Едва забрезжил рассвет первого дня недели, они отправились к гробнице, взяв с собой драгоценные благовония, чтобы помазать тело Господа. Женщины крайне удивились, увидев, что огромный камень отвален от входа в гробницу. Они недоумевали, кто бы это мог сделать.

Женщины пришли с разных сторон. Мария Магдалина прибыла первой и, увидев отваленный камень, поспешила с этим известием к ученикам. Когда прибыли другие женщины, они увидели сияние вокруг гроба, но тела в нем не оказалось. И тогда ангел поведал им благую весть о воскресении Иисуса и повелел им рассказать все ученикам.

Тем временем к гробнице вернулась Мария в сопровождении Петра и Иоанна, однако они обнаружили лишь пустой гроб и аккуратно сложенные в нем погребальные пелены. Охваченная скорбью, Мария приняла Иисуса за садовника. Но когда Иисус назвал ее по имени, ее глубокая скорбь обратилась в великую радость. Она пала на колени, протянув к Нему руки, но Спаситель поднял руку и сказал, что еще не восходил к Своему Небесному Отцу и не получил от Него заверение, что Его жертва принята.

Первое, что нужно было сделать Иисусу после Его воскресения, — убедить учеников в Его неизменной любви к ним, хотя они и оставили своего Господа во время Его крестных страданий.

Ключевая мысль:

«Иисус не хотел, чтобы Ему поклонялись, пока Он не убедится в том, что Его жертва благоугодна Отцу. Он поднялся в небесные обители и от Самого Бога услышал заверение: Его искупительная жертва за грехи человеческие достаточна для того, чтобы через Его кровь все могли получить вечную жизнь. Отец подтвердил завет со Христом, что Он примет покаявшихся и смиренных и возлюбит их так же, как Своего Сына. Христу предстояло завершить Свой труд и выполнить обещание сделать человека „дороже чистого золота… дороже золота Офирского“ (Ис. 13:12)» (Желание веков, с. 790).

Урок на сегодня:

Иисус не лишает нас Своей любви, даже когда мы оставляем Его в минуты своей слабости.

16 августа

На пути в Еммаус

«О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» (Лк. 24:17).

Во второй половине дня воскресения двое обескураженных последователей Иисуса шли из Иерусалима в Еммаус, располагавшийся километрах в пятнадцати от столицы. До них дошла весть о женщинах, которые видели Иисуса живым, но поверить в это было очень трудно.

Вскоре к ним присоединился какой-то Незнакомец, но они были так заняты своими невеселыми мыслями, что почти не обратили на Него внимания. Они продолжали обсуждать события минувшей недели, пытаясь понять их смысл. Иисусу очень хотелось утешить их, особенно когда они заплакали. Было очевидно, что они не утратили своего расположения к Иисусу, Которого по-прежнему считали «пророком», однако они не понимали смысла Писаний относительно страданий Христа.

И тогда Учитель сказал: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:25, 26). Так Он показал значимость Ветхого Завета как свидетельства о Его миссии. Чудеса Иисуса служили подтверждением Его Божественности, но еще более веским подтверждением того, что Он — Искупитель мира, служат ветхозаветные пророчества, нашедшие свое исполнение в Новом Завете.

Ключевая мысль:

«Начиная от Моисея, от истоков библейской истории, Христос изъяснял в Писании все, что относилось к Нему. Если бы Он сразу открылся ученикам, то, испытав величайшую радость, они были бы вполне счастливы. Но им нужно было понять, о чем свидетельствовали все образы и пророчества Ветхого Завета. На этом должна была основываться их вера. Чтобы убедить их, Христос не сотворил ни единого чуда, но первым делом объяснил им Писание. Его смерть была для учеников крушением всех надежд. Теперь же, опираясь на книги пророков, Он показал, что Его смерть является самым твердым основанием их веры» (Желание веков, с. 796, 799).

Урок на сегодня:

Писание и его пророчества — надежное основание нашего упования.

17 августа

«Мир вам!»

«Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк. 24:38).

После того как Иисус открылся ученикам, шедшим в Еммаус, они поспешили обратно в Иерусалим, хотя час был уже поздний. Они знали, что одиннадцать учеников не уснут, пока не узнают, жив Иисус или нет. С горящими глазами поведали они апостолам о том, как беседовали с Иисусом в пути. Ученики стали вспоминать, что еще утром рассказали им женщины. Некоторым по-прежнему не верилось, что такое вообще возможно!

И тогда им явился Сам Иисус. Он поприветствовал их словами: «Мир вам». Но ученики, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк. 24:36, 37). Иисус показал им Свои руки и ноги и попросил у них поесть! Он поведал им о значении Своей смерти и Своего воскресения. Он более четко обрисовал им сущность и масштабы их служения и поручил рассказать всему миру о спасении, которое люди могут обрести через их Господа. После этого Спаситель «дунул и говорит им: примите Духа Святого» в знак того, что без Святого Духа эту работу им будет невозможно совершить.

Фомы не было с учениками при первом явлении Иисуса. На неделе они рассказали ему обо всем, что случилось, но он не был расположен поверить. В следующий раз Иисус явился уже при Фоме. Господь снова явил Свое сострадание, когда предложил Фоме коснуться Его ран на руках и в боку. Мягкий упрек, высказанный Иисусом Фоме, служит уроком и для нас: всякий, принимающий Христа, должен принять Его через свидетельство ближних.

Ключевая мысль:

«Святой Дух — это биение духовной жизни в человеке. Принятие Духа — это принятие жизни Христа. Человек становится Его подобием. Только те, кто таким образом научен Богом, в ком действует Дух и в ком проявляется жизнь Христа, олицетворяют Бога и служат для благополучия Церкви» (Желание веков, с. 805).

Урок на сегодня:

Бог не требует от нас, чтобы мы верили без всякого на то основания. Но при этом вера, настаивающая на неопровержимых доказательствах, верой как таковой считаться не может.

18 августа

Снова у моря

«После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском» (Ин. 21:1).

Петр, в котором жила прежняя любовь к рыболовству, предложил ученикам вернуться к этому ремеслу. Им всем нужно было что-то есть, во что-то одеваться, а этим занятием вполне можно было обеспечить себя. Но, увы, они ловили всю ночь и ничего не поймали.

С берега, оставаясь незамеченным, за учениками наблюдал Иисус. Когда рассвело, Незнакомец, стоявший на берегу, велел забросить сети по правую сторону лодки — и они тут же наполнились рыбой. Иисус велел им вытащить рыбу и предложил отведать приготовленный Им завтрак.

Одним из затруднений, которое Иисусу предстояло разрешить, было постыдное отречение Петра от своего Господа, ибо в итоге Петр утратил доверие остальных учеников. Тайные грехи надлежит исповедовать перед Богом втайне, но открытый грех требует публичного исповедания.

Во время трапезы Иисус сказал Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15). Трижды Он задавал Петру один и тот же вопрос, и трижды Петр давал один и тот же ответ. Трижды Петр открыто отрекся от Иисуса, и трижды Он открыто и искренне раскаялся в содеянном. Первым делом Иисус поручил Петру «пасти агнцев», то есть новообращенных, в чем у него было совсем мало опыта.

Отношение Спасителя к Петру научило апостолов относиться к согрешившему с терпением, сочувствием и прощающей любовью. Без любви Христовой в сердце христианскому лидеру не достичь успеха в своем труде.

Ключевая мысль:

«До своего падения Петр всегда говорил не думая, под влиянием минутного порыва. Он с готовностью поправлял других и выражал свое мнение, не разобравшись ни в самом себе, ни в том, что следует сказать. Но обращенный Петр стал совсем другим. Он сохранял свой прежний пыл, но благодать Христа теперь направляла его усердие. Исчезли вспыльчивость, самоуверенность, стремление к самовозвышению; он был спокоен, полон самообладания и с готовностью учился. Только теперь он мог пасти агнцев и овец стада Христова» (Желание веков, с. 812, 815).

Урок на сегодня:

Даже те, кто впал в великий грех, могут получить прощение и принести большую пользу в деле Божьем.

19 августа

«Идите и научите все народы»

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18–20).

На одной из галилейских гор собралось около пятисот верующих, жаждавших послушать учеников, неоднократно видевших Иисуса после Его воскресения. Но тут среди собравшихся явился Сам Иисус. Они поклонились Ему, однако некоторые остались при своих сомнениях, и так будет всегда.

Это была единственная встреча Иисуса с большим собранием верующих после воскресения. Обратившись к народу, Он сказал им, что Его жертва за людей была полной и совершенной. Условия искупления выполнены, и оно принято Отцом. Теперь Он отправляется к престолу Божьему, чтобы начать Свое посредническое служение.

Затем Иисус объяснил Своим последователям, что они должны трудиться вместе с Богом ради восстановления здоровья тела и души. Человеческие недуги — как телесные, так и духовные — возникают вследствие нарушения Божьих законов.

Ключевая мысль:

«Евангелие следует благовествовать не как формальную теорию, но как живую силу, способную изменить жизнь человека. Бог желает, чтобы все принявшие Его благодать свидетельствовали об этой силе. Он всегда готов принять и тех, кто оскорблял Его своей жизнью. Когда такие люди каются, Он наделяет их Своим Божественным Духом… Он желает, чтобы Его слуги свидетельствовали о том, что через Его благодать люди могут уподобиться Христу, радуясь Его великой любви. Он хочет, чтобы мы знали: Он не удовлетворится до тех пор, пока человеческий род не примирится с Ним вновь и не вернет себе преимущества быть детьми Божьими» (Желание веков, с. 826).

Урок на сегодня:

Сущность Евангелия заключается в восстановлении характера Бога в Его детях.

20 августа

«К Отцу Моему и Отцу вашему»

«Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

После Своего воскресения Иисус какое-то время оставался на земле, чтобы Его ученики могли пообщаться с Ним — воскресшим и прославленным. И вот пришло время Ему возвращаться на Небо. Он повел учеников по знакомой тропе на вершину Елеонской горы.

Иисус остановился, и Его окружили ученики. Когда Он с любовью посмотрел на них, Его лик как будто излучал свет. Он произнес слова, полные нежности и благодати, и распростер руки, словно заверяя их в Своей заботливой опеке. Затем Он стал медленно подниматься из их среды. Изумленные ученики, не отрывая глаз, следили за Ним, пока облачная колесница ангелов не приняла Его.

Они еще смотрели ввысь, как вдруг раздались необычайно мелодичные ангельские голоса, заверившие их в возвращении Христа. Когда ученики вернулись в Иерусалим, народ смотрел на них с немалым изумлением. Большинство считало, что они вернутся подавленными и пристыженными, потому что их Вождь погиб. Но их лица сияли радостью и торжеством. Они больше не боялись будущего. Они знали, что у них есть Друг у престола Божьего — Друг, принявший человеческий облик.

Ключевая мысль:

«Христос вознесся на небеса в человеческом образе. Ученики видели, как облако приняло Его. Тот Самый Иисус, Который ходил, говорил и молился вместе с ними, Который преломлял хлеб вместе с ними, плыл с ними в лодке по озеру и Который восходил с ними на гору Елеонскую, тот Самый Иисус ныне вознесся к престолу Отца. И ангелы заверили учеников: Тот, Кого они видели возносящимся на небо, вернется точно таким же образом. Он грядет „с облаками, и узрит Его всякое око“… (Откр. 1:7)» (Желание веков, с. 832).

Урок на сегодня:

Иисус сохранил Свой человеческий облик навсегда. Будучи нашим небесным Первосвященником, Он точно знает, в чем нуждается каждый из нас, когда мы сталкиваемся с искушением.

21 августа

Заповеди блаженства

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их» (Мф. 5:1, 2).

В Своей Нагорной проповеди Христос открыл людям природу Своего духовного Царства любви, благодати и праведности. Его подданные — это нищие духом, кроткие, гонимые за правду. Таковым принадлежит Царство Небесное. Именно в них совершается работа, которая сделает их достойными Его вечного Царства.

Движимые жаждой самовозвышения, мы следуем путем Евы в Едеме. Любовь к себе лишает нас мира; мы ищем богатства и удовольствий, думая, что они принесут нам счастье. Но Иисус учит нас, что истинное счастье может принести только праведность.

Праведность — это святость, уподобление Богу, а «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16). Праведность — это жизнь в согласии с Законом Божьим, ибо «все заповеди Твои праведны» (Пс. 118:172) и «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). Праведность — это любовь, а любовь есть свет Бога и Его жизнь. Праведность Божья нашла свое воплощение во Христе. Мы обретаем праведность, обретая Его.

Когда мы осознаем совершенство характера нашего Спасителя, у нас появится желание полностью преобразиться в Его подобие и обновиться по образу Его чистоты. Чем больше мы будем познавать Бога, тем выше будут наши критерии характера и тем искреннее будет наше стремление отражать Его образ. Когда душа устремляется к Богу, Божественная природа соединяется с человеческой.

Ключевая мысль:

«Божественная любовь, сияющая в сердце, христоподобная гармония, явленная в жизни, дают жителям мира сего представление о небесах, чтобы они могли оценить их великолепие.

Именно так люди начинают верить в „любовь, которую имеет к нам Бог“ (1 Ин. 4:16). Так очищаются и преображаются некогда испорченные греховные сердца, дабы в свое время явиться перед лицо Божье „непорочными в радости“ (Иуд. 24)» (Нагорная проповедь Христа, с. 41, 42).

Урок на сегодня:

Божий путь к счастью как в этой жизни, так и в жизни грядущей, — самый верный и безопасный.

22 августа

Духовность закона

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

Объясняя духовную природу Закона людям, сидевшим перед Ним на склоне холма, Иисус открыл им принципы того Закона, который за много веков до того Он Сам провозгласил Израилю из пламени огня на горе Синай. Он заверил Своих слушателей, что пришел вовсе не для того, чтобы нарушить Закон, пусть даже в чем-то самом малом. Ведь принципы праведности, нашедшие воплощение в Законе, непоколебимы как Божий престол. Напротив, перед Ним стояла задача возвеличить Закон. Он пришел, чтобы исполнить Закон, подав нам пример совершенного послушания Божьей воле.

Когда люди поступают своевольно, выбирая собственный путь, они вступают в борьбу с Богом. Им не будет места в Царстве Небесном, ибо они воинствуют против самих основ небесного правления. Даже те, кто пытается соблюдать заповеди, могут оказаться богопротивниками. Законническая религия не способна привести душу в согласие с Богом. Строгая, суровая вера фарисеев, ставящая во главу угла традиции, самонадеянная, лишенная сострадания и любви, служила лишь камнем преткновения для грешников. Истинная вера должна действовать любовью (см. Гал. 5:6) и очищать душу. Она подобна закваске, преображающей личность человека.

Ключевая мысль:

«Условия вечной жизни под благодатью такие же, какими они были в Едеме, а именно: совершенная праведность, гармония с Богом и полное соответствие принципам Его Закона. В Ветхом Завете представлен тот же образец характера, что и в Новом Завете. Он вполне достижим и для нас. В основании каждой заповеди, каждого Божественного предписания лежит определенное жизнеутверждающее обетование. Бог создал все условия, чтобы мы могли уподобиться Ему, и Он усовершит всех, кто не противопоставляет Ему свою извращенную волю и не отвергает тем самым Его благодать» (Нагорная проповедь Христа, с. 76).

Урок на сегодня:

Бог обещал вложить Свои законы в наше сердце и вписать их в наши мысли.

23 августа

Какими побуждениями руководствоваться в служении

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1).

Принципы, которыми руководствовались фарисеи, отражают естественные наклонности рода человеческого всех веков, поэтому учение Спасителя, показавшего, насколько Его дух и подход к служению отличаются от духа раввинов, в равной степени применимо к людям всех времен. Во дни Христа фарисеи рассматривали мирские почести и благополучие как награду за добродетель и постоянно пытались завоевать Божье расположение, дабы обеспечить себе эти преимущества. В то же время они творили милостыню напоказ, чтобы приобрести себе славу святых, набожных людей.

Иисус обличал их за жажду почестей. Он учил, что истинное благочестие ни в коем случае не пытается привлечь к себе внимание. Своими добрыми делами последователи Христа должны прославлять не себя, но Бога, ибо именно Его благодатью и силой они творят эти добрые дела.

Бог никогда не покинет душу, никогда не оставит нас на произвол судьбы, пока есть хотя бы малейшая надежда на наше спасение. Наш Небесный Отец посылает нам предостережения и заверения в Своем сопереживании, пока не станет очевидно, что все дальнейшие усилия будут совершенно напрасны. Противясь Святому Духу, человек приготавливает путь к еще более упорному сопротивлению, когда Дух начнет действовать с еще большей силой. Таким образом, его сопротивление становится все ожесточеннее, пока наконец свет Божий не погаснет для него вовсе и он не перестанет хоть как-то откликаться на зов Божьего Духа.

Ключевая мысль:

«Если вы намерены искать Господа и ежедневно обращаться к Нему, если вы по собственному решению желаете быть свободными и радостными в Господе, если вы… принимаете на себя иго Христа — иго послушания и служения, все ваши жалобы смолкнут, затруднения исчезнут, а самые сложные проблемы разрешатся» (Нагорная проповедь Христа, с. 101).

Урок на сегодня:

Правильный мотив — вот ключ к нашему служению Богу. Если наши побуждения верны и искренни, служение Ему становится удовольствием, а не бременем.

24 августа

Молитва Господня

«Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11:1).

Иисус дважды произнес молитву Господню: первый раз для множества людей, собравшихся послушать Его Нагорную проповедь, а второй раз несколько месяцев спустя для одних учеников. Как то раз ученики, вернувшись, застали Иисуса погруженным в молитву к Своему Отцу. Их сердца были глубоко тронуты, и они попросили Его научить их молиться. Они знали, что Он проводил в молитве много часов, а после молитвы возвращался к Своему служению с новыми силами.

Отвечая на их просьбу, Иисус не сообщил им ничего нового. Он повторил то, чему учил их прежде. Им необходимо было глубже понять наставление, которое Он уже дал им.

Предложив ученикам и нам с вами образец молитвы, Иисус не намеревался ограничить наш разговор с Богом этими словами. Мысли, изложенные в молитве Господней, это элементы, которые должны присутствовать в каждой молитве. Всякий наш поступок в жизни должен отражать Божье имя. Молитва Господня призывает нас уподобиться Христу, ибо мы не сможем святить Его имя, мы не сможем быть Его представителями в мире, если наша жизнь и наш характер не отражают жизнь и характер Бога.

Ключевая мысль:

«Последнее предложение в молитве Господней, как и первое, указывает на Отца как на Того, Кто превыше всякого имени, всех властей и начальств. Спаситель предвидел, что жизнь Его учеников будет окружена не блеском, богатством и почестями, о чем они, возможно, мечтали, но тьмой человеческой ненависти и бурями сатанинской ярости… Молитвой о насущных нуждах Христос побуждает учеников смотреть не на силу и могущество лукавого, а на Господа Бога, Царство Которого „всем обладает“ (Пс. 102:19) и Который во всякое время является их Отцом и вечным Другом» (Нагорная проповедь Христа, с. 120).

Урок на сегодня:

У нас есть великое преимущество: мы можем прийти к Отцу в молитве во всякое время дня и ночи, и Он с удовольствием выслушает нашу хвалу и наши прошения.

25 августа

Не судить а исполнить

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1).

По словам Христа, попытки заработать спасение собственными усилиями приводят к тому, что в своем стремлении отгородиться от греха люди начинают устанавливать одно человеческое правило за другим. Видя, что соблюсти Закон не получается, они придумывают еще больше уставов и норм, пытаясь принудить самих себя и своих ближних к подчинению. Все заканчивается тем, что они стараются изо всех сил впечатлить Бога, а не прославить Его своей благочестивой жизнью.

Подобная религия, для которой характерно нагромождение правил, приводит к тому, что мы начинаем судить тех, кто не отвечает установленным нами критериям. Атмосфера самодовольного и ограниченного критиканства душит благородные и великодушные порывы, превращая нас в самолюбивых судей и мелочных соглядатаев.

Иисус указывал на еще одну проблему, возникающую тогда, когда мы делаем собственное мнение — свой взгляд на долг или свое толкование Библии — критерием для ближних. Поступающие таким образом зачастую сами не соответствуют тому, что навязывают другим. Они судят ближних, будучи не способны разглядеть собственные ошибки и падения.

Люди могут судить только по внешности, по внешним проявлениям; нам недоступны внутренние мотивы, которыми руководствуется в своих поступках человек. Мы ничего не знаем о водительстве Божьем в его жизни. Виновному или согрешившему проще всего заподозрить в том же грехе окружающих. Осуждая ближнего, мы нередко пытаемся скрыть или оправдать зло в собственных сердцах.

Ключевая мысль:

«Может быть, и вы желаете стать последователями Христа, но не знаете, с чего начать? Может быть, вы еще окутаны тьмой и не знаете, как найти свет? Следуйте тому свету, который имеете. Покоритесь требованиям Слова Божьего… Если вы примете Его Слово с верой, оно даст вам силу к послушанию. Если вы внемлете свету, который имеете, то получите еще больший свет. Строя на Слове Божьем, вы строите свой характер по подобию характера Христа» (Нагорная проповедь Христа, с. 150).

Урок на сегодня:

Привычка осуждать, критиковать и обвинять ближних свидетельствует о том, что мы еще не испытали на себе действие прощающей благодати Божьей.

26 августа

Вышел сеятель сеять…

«Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф. 13:23).

Христос изобразил сущность Небесного Царства с помощью притчи о сеятеле. Говоря о семени, бросаемом в почву, Иисус стремился подвести Своих слушателей к мысли о семенах Евангелия, которые попадают в человеческое сердце и возвращают людей к верности Богу. Подобно сеятелю в поле, Иисус пришел посеять в людях небесное семя истины. Те же законы, что управляют прорастанием земного семени, управляют и прорастанием семян истины.

Божье Царство нельзя насаждать силой. Оно прорастает в сердцах людей новыми, свежими ростками. Семя — это Слово Божье, а суть этого семени заключается в новом взгляде на истину и на обязанности, возложенные на нас как на детей Божьих. Евангельское семя открывает нам, каков Бог, управляющий вселенной. Ведь сатана приложил все силы, чтобы исказить наши представления о Нем.

Исследуя Священное Писание, мы должны приобретать практические знания о плане спасения, который призван восстановить Божий образ в наших душах и укрепить нас в борьбе с искушениями. Приняв евангельское семя в свою жизнь, мы сможем вместе со Христом нести миру Его милость и благодать.

Ключевая мысль:

«Сеятели Слова должны неустанно заботиться о том, чтобы ростки его не были заглушены тернием или не погибли вследствие запущенности души. Каждого верующего с первых дней его христианской жизни следует просвещать относительно основ христианства. Он должен узнать, что он не просто спасен жертвою Христа, но призван сделать жизнь Христа своею жизнью, Его характер — своим характером. Учите каждого, что ему следует достойно нести свое бремя и отвергать природные склонности… Плуг истины будет совершать эту работу» (Наглядные уроки Христа, с. 57, 58).

Урок на сегодня:

Когда мы исследуем Писания, Бог сеет в нашем разуме семена, которые преобразят наш характер.

27 августа

«Сперва зелень, потом колос»

«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4:26–29).

Как крестьянин должен приготовить почву для сева, так и учитель истины должен приготовить почву в сердце человека. Он должен посеять семя, но только сила Божья способна произрастить духовную жизнь. Прорастание семени символизирует собой начало духовной жизни, а развитие растения — это символ христианского роста. Жизни без роста не бывает ни в мире природы, ни в Божьем Царстве благодати. Растения развиваются тихо и незаметно для глаз. Точно так же происходит и духовный рост. Наша духовная жизнь может быть совершенной на каждой стадии возрастания и между тем продвигаться вперед и вверх в осуществлении Божьих целей. Освящение — это дело всей жизни.

Крестьянин сеет семя и заботится о его росте для того, чтобы получить обильный урожай. Так и Христос желает воспроизвести Себя в сердцах людей. Цель христианской жизни — принести плод, то есть воспроизвести характер Христа в нашей жизни, дабы поделиться истиной с ближними.

Ключевая мысль:

«„Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва“. Со страстным желанием Христос ждет этого в Своей Церкви. Когда характер Христа полностью отобразится в Его народе, Он придет, чтобы назвать их Своими.

Каждому христианину дана благоприятная возможность не только ожидать пришествия нашего Господа Иисуса Христа, но и приближать этот торжественный момент (см. 2 Петр. 3:12). Если бы каждый, исповедующий Его имя, приносил плод во славу Его, как быстро весь мир был бы засеян семенами Евангелия» (Наглядные уроки Христа, с. 69).

Урок на сегодня:

Духовный рост — это естественное следствие пребывания Христа в сердце. Если Он будет жить в нас, то обязательно воспроизведет Свой характер в нашей жизни.

28 августа

Плевелы

«„Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?“ Он же сказал им: „враг человек сделал это“. А рабы сказали ему: „хочешь ли, мы пойдем, выберем их?“» (Мф. 13:27, 28).

В притче о плевелах (или сорняках) говорится прежде всего о Церкви, а не о мире, ибо именно в Церкви мы возрастаем и созреваем для Божьей жатвы. Плевелы символизируют тех в Церкви, кто имеет вид последователей Божьих, а на самом деле таковыми не являются. Как сорняки бывают похожими на полезные растения, так и в Церкви люди, выдающие себя за последователей Христа, а на самом деле поддающиеся сатанинским обольщениям, зачастую так похожи на настоящих христиан, что выявить их бывает очень сложно.

Согласно ясному библейскому учению, всякий, упорствующий в открытом грехе, должен быть отлучен от Церкви, но Христос не дает нам права судить характер человека и его мотивы. В притче о плевелах говорится, что мы должны дать «сорнякам» в Церкви время проявить себя, свою сущность. Именно так поступил Бог с сатаной в развернувшейся на небе великой борьбе. Когда сатана впервые бросил вызов Богу, ангелы не вполне понимали, что им движет. Бог был весьма долготерпелив к сатане. И точно такое же долготерпение мы должны проявлять к своим собратьям в Церкви, ведь только со временем будет ясно, кто они — плевелы или добрая пшеница.

Иисус — наш Судья. Он Сам будет решать, кто из нас достоин жить с Ним вечно на небесах. Исповедание веры на словах ничего не решает; наш характер — вот что в конечном итоге решит нашу участь.

Ключевая мысль:

«Плевелы напоминают внешне пшеницу лишь до тех пор, пока ростки зеленые; но когда все поле побелеет, когда оно будет готово к жатве, сорняки утратят сходство с пшеницей, склоняющейся под тяжестью своих созревших колосьев. Внешне набожные грешники также могут какое-то время не выделяться среди истинных последователей Христа, их подобие подлинным христианам может обмануть многих; но во время жатвы мира не будет схожести между добром и злом» (Наглядные уроки Христа, с. 74).

Урок на сегодня:

Суть этой притчи вовсе не в том, что мы должны судить и осуждать ближних, видя в них плевелы и сорняки, а в том, что мы должны в смирении взирать на собственную жизнь, доверяя не себе, а Богу.

29 августа

«Подобно зерну горчичному»

«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:26, 27).

Иисус сказал: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31, 32). Пока Иисус рассказывал эту притчу, люди могли наблюдать вокруг горчичные растения, возвышавшиеся над травой. Птицы с веселым щебетом перескакивали с ветки на ветку. А произрастали эти большие растения едва ли не из самых мелких семян. Иисус воспользовался этим природным явлением, чтобы проиллюстрировать Свое Царство. В начале оно кажется скромным и незначительным. Однако питающие его величественные истины заставляют его быстро расти; его влияние распространяется по всему миру, охватывая все больше людей. Римская империя уже давно сошла с исторической сцены, а Царство Христа остается как мощное влиятельное движение.

Семена произрастают благодаря жизнетворной силе, заложенной в них Создателем. Так и с Царством Христа. Оно растет и развивается силой истины и праведности, противодействующей заблуждению и греху.

Ключевая мысль:

«И в нынешнем, последнем поколении притча о горчичном семени найдет свое триумфальное исполнение. Малое семя станет деревом. Последняя весть милости и предостережения зовет идти ко „всякому племени, и колену, и языку, и народу“ (Откр. 14:6), „чтобы составить из них народ во имя Свое“ (Деян. 15:14; Откр. 18:1). И земля озарится славой Его» (Наглядные уроки Христа, с. 79).

Урок на сегодня:

На каждом этапе ее исторического пути Бог приготовил для Своей Церкви особую весть и особую работу. У этой работы может быть скромное начало, но она будет расти и развиваться с Его благословения.

30 августа

Другие уроки из притчей о севе

«Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3:9).

Из притчей Христа о посеве и развитии растений можно извлечь много драгоценных уроков. Все в природе существует по Божьим законам. Мы должны учить наших детей распознавать Его силу, действующую в природных явлениях, дабы они увидели Его руку и в духовных реалиях. Дети смогут обрести веру в Бога и осознают Его силу в своей жизни, когда начнут понимать, как именно Он обеспечивает существование в природе всех живых существ. И тогда им будет проще сотрудничать с Ним в своей повседневной жизни.

В природе сотрудничество Божественной силы и человеческих усилий ярко проявляется именно в процессе роста растений. Если человек не посеет семя, не будет и жатвы. Однако без Божьей силы, обеспечивающей солнечный свет и дождевую воду, семя не даст всходов и не превратится в растение. Нечто похожее происходит и в духовной жизни. Мы, люди, играем заметную роль в формировании собственного характера и во всех аспектах христианского служения, но мы должны трудиться в согласии с Божественной силой, в противном случае все наши усилия будут напрасны.

Воспитывая своих детей, мы должны развивать в них природные дарования и добродетели соответственно их возрасту, чтобы они возрастали естественно, подобно растениям в саду. И тогда Сеятель произрастит в их душах семена, которые пребудут в вечности.

Ключевая мысль:

«В согласии с законами Бога, в природе за причиной с неизбежностью наступает следствие. Жатва всегда говорит о том, каков был посев. Ленивый работник всегда обличается результатами своего труда. Урожай свидетельствует против него. То же наблюдается и в духовной жизни: добросовестность каждого работника оценивается результатами его работы. Характер его работы, старательной или небрежной, открывается при жатве. Так решается и его судьба для вечности» (Наглядные уроки Христа, с. 84).

Урок на сегодня:

Благочестивый характер — отнюдь не дело случая. Посеянные семена дают верный урожай либо в жизни, либо в смерти.

31 августа

Подобно закваске

«Чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Лк. 13:20, 21).

Иудеи нередко воспринимали закваску, как символ греха. Во время Пасхи народу надлежало удалять все квасное из дома в знак того, что они удаляют грех из сердец. Христос предостерегал Своих учеников: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1). Однако в притче Иисуса закваска выступает совсем в иной роли — она символизирует живительную всепроникающую силу Божьей благодати в человеческой жизни.

В этой притче Иисус хочет показать: никто из людей не отпал от Его идеала настолько, чтобы Его могущественная благодать не могла оказать на него никакого воздействия. Господь способен взрастить новый росток духовной жизни в любом человеке, покорившемся Святому Духу.

Будучи смешана с мукой, закваска действует изнутри, проявляясь затем и снаружи. Так и благодать Божья действует на сердце человека, преображая всю его жизнь. Чтобы привести нас в согласие с Богом, одних только внешних перемен недостаточно. Многие люди пытаются изменить свою жизнь, исправляя те или иные плохие привычки. Они думают, что так им удастся что-то поменять в своей жизни, однако они не с того начинают. А начинать нужно с сердца.

Суть всякой праведности заключается в верности нашему Искупителю. Она будет побуждать нас творить добро, ибо это правильно, ибо добродетель угодна Богу.

Ключевая мысль:

«Слово Божье обладает способностью освящать все наши связи и отношения с людьми. Закваска истины не порождает в нас дух соперничества, амбициозность, стремление быть первыми. Истинная любовь, любовь небесного происхождения неэгоистична и неизменна. Она не зависит от человеческого восхваления… Он [христианин] любит других не за то, что они любят его или высоко оценивают его достоинства, он любит своих ближних потому, что все они искуплены Христом» (Наглядные уроки Христа, с. 101, 102).

Урок на сегодня:

Божья благодать, подобно закваске, действует в нас Божественной силой, проникая во все аспекты нашей жизни.