Сентябрь

1 сентября

Сокрытое сокровище

«Еще: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44).

Поле, в котором скрыто сокровище, символизирует собой Священное Писание. А само сокровище — это Евангелие. Многие люди хорошо знают Библию, но они не понимают Евангелия.

Бог вовсе не скрывает Свою истину от людей. Их восприятие истины нарушено по причине их собственных беззаконий. Христос дал иудеям множество свидетельств, подтверждавших Его мессианство, но народ в большинстве своем отверг Его, потому что принять Его означало бы для них коренным образом изменить свою жизнь. Они отказались от евангельского сокровища — величайшего из Божьих даров.

Человеческие теории и домыслы никого не приведут к пониманию Божьего Слова. Люди, полагающие, что хорошо разбираются в философии, считают, что без их толкований не распечатать сокровищницу знаний и не помешать ересям проникнуть в Церковь. Но именно эти самые толкования и становятся проводниками ложных теорий и ересей. Люди изо всех сил стараются объяснить кажущиеся им сложными библейские отрывки, однако зачастую своими усилиями они еще более запутывают смысл этих отрывков, который они тщетно пытались прояснить.

Без веры, освященной Духом Святым, не распознать и не оценить по достоинству небесное сокровище. Такая вера неотделима от покаяния и преобразования характера. Иметь такую веру — значит отыскать и принять евангельское сокровище, а вместе с ним и ответственность, которую оно налагает. Без ока веры нам евангельское сокровище не узреть.

Ключевая мысль:

«Если бы люди были послушны Богу, они понимали бы замысел, в соответствии с которым Бог управляет миром… Люди стали бы совсем не тем, чем они являются теперь, потому что благодаря исследованию россыпей истины люди были бы облагорожены. Тайна искупления, воплощение Христа, Его искупительная жертва не были бы столь туманны для нашего восприятия, как сейчас. Они были бы не только лучше поняты, но и совершенно по-иному оценены» (Наглядные уроки Христа, с. 114).

Урок на сегодня:

Евангельское сокровище доступно всякому, кто готов пойти на любые жертвы, лишь бы завладеть им. Оно требует полного подчинения своего «я» Богу.

2 сентября

Жемчужина

«Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45, 46).

Сам Христос — жемчужина величайшей ценности. В Нем сосредоточена вся полнота Божества. Его праведность, подобно чистой белой жемчужине, не имеет ни пятна, ни порока. Во Христе мы обретаем все, что способно восполнить нужды и чаяния человеческой души как в сем мире, так и в мире грядущем. Наш Искупитель подобен жемчужине столь драгоценной, что ничто в этом мире не способно с нею сравниться.

В этой притче жемчужина не дается купцу даром. Он покупает ее, продав все, что имел. С одной стороны, Иисус — Дар Небес, а с другой, мы должны отдать за Него все, что у нас есть, да и самих себя. Мы должны отдать себя Ему без остатка — душу, дух и тело, чтобы жить жизнью доброхотного послушания Его требованиям. Да, спасения нам не заработать и не заслужить, но мы должны взыскать его всем сердцем и быть готовыми оставить все ради его обретения.

Некоторые люди вроде бы всю жизнь ищут небесную жемчужину, но так и не находят ее. Они не отказываются до конца от своих плохих привычек. Они не умирают для своего «я», чтобы в них мог поселиться Христос. Они не превозмогают нечистые устремления и любовь к мирским удовольствиям. Они топчутся на пороге — почти, но не вполне христиане, однако так и не вступают в Небесное Царство. Увы, почти спасенными быть нельзя.

Ключевая мысль:

«Дух Христа [в день Пятидесятницы] вдохнул жизнь в церковную общину, потому что эти люди нашли жемчужину величайшей ценности.

Подобное должно повториться, но с еще большей силой… Христос должен быть снова открыт перед людьми в Своей полноте силой Святого Духа. Люди вновь увидят ценность небесной жемчужины и вместе с апостолом Павлом скажут: „Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою…“» (Флп. 3:7, 8).

Урок на сегодня:

Евангелие Христа — это благословение, которое может обрести всякий — как бедный, так и богатый.

3 сентября

Невод

«Еще: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную» (Мф. 13:47–50).

Как невод захватывает рыбу добрую и непригодную, так и проповедь Евангелия собирает в Церковь людей всякого рода. Мир с удовольствием указывает на бросающиеся в глаза грехи и ошибки в жизни некоторых, называющих себя христианами. Мир критикует Церковь из-за непоследовательности некоторых ее членов. Даже искренние христиане порой претыкаются о грехи, которые видят в Церкви, думая: «А вдруг Бог каким-то образом оправдывает эти грехи?» Но в данной притче Христа ясно показано: хотя в нынешней Церкви есть и хорошая «рыба», и плохая, суд в конце времен отделит истинных последователей Христа от тех, кто только назывался Его именем. Сейчас это деление может быть не вполне очевидным, но на суде станет совершенно ясно, кто праведник, а кто нечестивец.

Как притча о плевелах, так и притча о неводе учит нас: никогда не будет такого, чтобы все нечестивые без исключения обратились к Богу. Кроме того, эти притчи сообщают, что после суда времени для исправления уже не будет. Когда проповедь Евангелия завершится, добрые будут отделены от злых и участь как одних, так и других будет определена навеки.

Ключевая мысль:

«Бог не желает, чтобы ктонибудь погиб… Пока не истек испытательный срок, Его Дух просит людей принять дар жизни. Только те, кто отвергнет Его призыв, будут оставлены на погибель. Бог провозгласил, что грех должен исчезнуть, поскольку зло разрушительно для вселенной. Те же, кто не расстанется с грехом, погибнут при его уничтожении» (Наглядные уроки Христа, с. 123).

Урок на сегодня:

Наш характер, а не наше название определяет нашу вечную участь.

4 сентября

Новое и старое

«Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13:52).

Добрый хозяин не станет припрятывать только для себя свое сокровище, он будет употреблять его на пользу людям. И чем больше пользы оно приносит, тем более растет оно в цене. Всякий, кто имеет в сердце праведность Христову, горит желанием поделиться ею с другими.

Слово Божье — это великая сокровищница истины. Кроме того, любовь и характер Бога ясно просматриваются в книге природы и в опытах нашей жизни. Это самые драгоценные источники знания о Боге, черпая из которых, мы можем благословить как собственные души, так и души ближних. Наше понимание истины об искуплении будет постоянно расширяться, когда мы будем все дальше продвигаться по пути познания Божьей любви.

Истину, какова она есть в Иисусе, можно пережить на собственном опыте, но объяснить ее невозможно. Ее высота, широта и глубина превыше нашего понимания. И все же мы можем возрастать в благодати и познании. Мы можем осознать Божью любовь в той мере, в какой будем в состоянии оценить Его жертву за нас. Когда мы будем исследовать Божье Слово, перед нами будет раскрываться великая тема искупительной любви. С течением времени она будет становиться все ярче в нашем сознании, и чем больше мы будем постигать Божью спасительную благодать, тем больше у нас появится возможностей поделиться ее славой с другими.

Ключевая мысль:

«В каждом веке происходит новое развитие истины, так что каждая новая истина является Божьей вестью к людям именно того времени. Однако при этом и старые истины не потеряли своей значимости; новая истина не является независимой от прежних, но представляет собой их продолжение, их раскрытие. Лишь понимая старые истины, мы можем уяснить новые… С другой стороны, надо понимать, что прежнюю истину возвеличивает именно свет, сияющий в новом раскрытии истины. Тот, кто отвергает новую истину или пренебрегает ею, не обладает в действительности и старой. Для него старая истина теряет свою жизненную силу и превращается всего лишь в мертвую догму» (Наглядные уроки Христа, с. 127, 128).

Урок на сегодня:

Тема искупления будет занимать наши мысли и сердца на протяжении всей вечности. Мы будем углубляться в нее все больше и больше и каждый раз станем открывать для себя что-то новое.

5 сентября

Просите чтобы отдать

«Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся» (Ис. 50:4).

Христос открыл ученикам суть их служения в качестве Его представителей, накормив множество народа, а также в Своей проповеди о хлебе с небес. Они должны были получать хлеб жизни из Его рук и отдавать людям. Каждое благословение, которое они получали, предназначалось не только для них самих, но и для их ближних. Замысел Христа заключался в том, чтобы они делились с другими всем, что получали от Него. Он знал, с какими испытаниями предстоит столкнуться их вере. Он знал, сколь часто им придется попадать в затруднительное положение и осознавать свою неспособность выйти из него собственными силами. Ученики будут встречать людей, крайне нуждающихся в духовном хлебе, и ощущать, насколько несостоятельны они и беспомощны в том, чтобы духовно накормить их. Все это поможет им осознать, что они сами должны получать духовную пищу, дабы иметь что дать другим. То же самое можно сказать и о Божьем народе сегодня.

Нам необходимо приступать к Богу в молитве, прося Его о благодати для нас самих и для благословения ближних. А еще нужно верить, что Он сделает для нас обещанное. Иисус сказал: «Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11:24). Только так мы сможем приготовиться к служению ближним. Нам дана возможность узреть славу и праведность нашего Бога и передать этот свет ближним.

Ключевая мысль:

«Пусть ваше сердце будет захвачено стремлением к Богу, к живому Богу. Жизнь Христа показывает нам, как много может свершить человек, будучи причастником Божеского естества. Все, что Христос получил от Бога, можем обрести и мы. А значит, просите и получите. С настойчивой верой Иакова, с непреклонной стойкостью Илии просите всего, что Бог обещал нам» (Наглядные уроки Христа, с. 149).

Урок на сегодня:

Наша молитва не производит в Боге перемен; она производит перемены в нас, приводя в согласие с Богом.

6 сентября

Двое молящихся

«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу» (Лк. 18:9).

Фарисей пришел в храм поклониться Богу, но не потому, что считал себя грешником, нуждающимся в прощении, а потому, что почитал себя праведником и хотел продемонстрировать людям свою набожность.

Мытарь же пришел в храм, снедаемый чувством вины. Он помышлял только о собственной нужде в прощении и в мире с Богом. Он верил в Божью милость.

Эти два персонажа символизируют собой две основные категории людей, приходящих на поклонение Богу: считающих себя праведниками и осознающих свою нужду в Спасителе. Эти две категории существовали во все века с тех самых пор, как Каин и Авель принесли свои жертвы Богу. Духовная гордыня приводит многих к падению. Нет ничего более оскорбительного для Бога и более опасного для нашего спасения, чем гордыня и самоуверенность. Из всех грехов эти — самые безнадежные, самые неизлечимые.

Всякий, кто осознает свою нужду и духовную нищету, обретет своего Спасителя, готового исцелить и возвысить его. Сатана не в силах одолеть душу, которая отдает себя руки Христа в простоте своей веры. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Ключевая мысль:

«Жизнь, в которой есть место страху Господню, не будет жизнью печальной и мрачной. Именно отсутствие Христа накладывает печать уныния на лицо человека, а жизнь его превращает в горестное скитание. Те, кто полны самолюбования и себялюбия, не ощущают потребности в живом, личном единении с Христом… Они склонны выбирать пути достаточно широкие, чтобы не было тесно их достоинствам. Их самолюбие, их жажда популярности и любовь к похвале не оставляют места для Спасителя в их сердцах… Христос же, пребывающий в душе человека, — это неиссякаемый источник радости. Для каждого, обретшего Христа, сама тональность Божьего Слова является радостью» (Наглядные уроки Христа, с. 162).

Урок на сегодня:

Если мы и спасемся, то лишь по безмерной Божьей благодати, но никак не благодаря собственной праведности.

7 сентября

«Бог ли не защитит избранных Своих?»     

«Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:7, 8).

В этой притче Христос проводит четкое различие между неправедным судьей и Богом. Судья поддался на уговоры вдовы только потому, что она была неотступна в своих прошениях и ему очень хотелось от нее избавиться. Он не испытывал к ней ни жалости, ни сострадания. Иисус хотел показать: Бог относится к тем, кто обращается к Нему со своими нуждами, совсем иначе. От наших молитв Он никогда не утомляется.

Сатана — наш великий враг. Он денно и нощно обвиняет нас пред Богом (см. Откр. 12:10). Он старается изобразить наши грехи в самых мрачных красках. Но Бог, видя, как сатана навязывает нам безысходное чувство вины, приглашает нас прийти к Нему. Он обещает запретить сатане и избавить нас от него. Да, мы и вправду согрешили, но Христос берет вину за наши грехи на Себя, а взамен предлагает нам Свою совершенную праведность. Мы отнюдь не беззащитны перед нападками сатаны. Молитва движет всемогущей десницей Божьей, ограждающей нас от врага.

Между небом и землей существует гораздо более тесная и крепкая связь, чем нам кажется. Ангелы приходят к людям сегодня так же, как это было и в библейские времена. Этим могущественным существам поручено заботиться о нас и содействовать нам в наших усилиях жить для Бога.

Ключевая мысль:

«Христос ничего не желает так сильно, как освобождения Своего наследия из плена сатаны. Но прежде, чем мы будем освобождены от власти сатаны, действующего извне, мы должны быть освобождены от его власти внутри нас. Господь допускает испытания для того, чтобы мы могли быть очищены от мирского духа, от себялюбия, от грубых, нехристианских черт нашего характер… Нередко мы вступаем в пламя испытания с душой, омраченной себялюбием; но если мы с терпением пройдем грозное испытание, то выйдем из него, отображая черты Божественного характера» (Наглядные уроки Христа, с. 174, 175).

Урок на сегодня:

Если мы покорим свою жизнь Иисусу, то в каком бы положении ни оказались, Он не оставит нас без Своей поддержки. И наши молитвы никогда не останутся без ответа.

8 сентября

Он принимает грешников

«Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк. 15:1, 2).

Раввинов коробило то, что вокруг Иисуса собираются мытари и грешники, жадно внимающие Его словам. Эти люди держались подальше от синагог, а к религиозным вождям относились с презрением. А вот к Иисусу они приходили с большим удовольствием и не упускали ни единой возможности послушать Его. Раввины рассуждали так: если бы Иисус действительно был духовным учителем, каковым Он Себя считает, то относился бы к этим отверженным с безразличием, которого они вполне заслуживают. «Этот Человек принимает грешников и ест с ними», — возмущались они. Тем самым они осуждали Его, а Он воспринимал эти слова как похвалу. «Вы правы, — отвечал Он, — Я действительно принимаю грешников!» А затем рассказал им три притчи, желая показать, что Его миссия на земле заключается именно в том, чтобы принимать грешников.

В притче о пастыре Иисус подчеркнул, что отдал бы Свою жизнь даже ради единственной потерявшейся овцы, которая не в силах отыскать путь обратно в стадо. Бог всегда первым выступает на поиски погибающих грешников.

В притче о потерянной драхме Иисус обратил внимание слушателей на тех, кто погибает во грехе, но не осознает своего состояния. Бог отыщет этого обезображенного грехом человека и восстановит в исцеленном грешнике Свой образ.

В третьей притче — о блудном сыне — показана неизменная любовь Отца к Своим детям, которые оставили Его. Отец не устает ждать Своих заблудших детей. И когда грешник возвращается, Он принимает его с великой радостью.

Ключевая мысль:

«Многие души погибают, потому что никто не протянул им руку для спасения. Нередко блуждающие в грехе люди выглядят суровыми и беззаботными, но если бы им предоставили такие же возможности, что и другим, они могли бы продемонстрировать гораздо большее благородство души и большую готовность к полезной жизни… Ангелы плачут, когда человеческие глаза и сердца закрыты для сострадания» (Наглядные уроки Христа, с. 191, 192).

Урок на сегодня:

Все, чем обладают небеса, отдано в распоряжение тех, кто трудится ради спасения погибающих душ.

9 сентября

Пропадал и нашёлся

«И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:20).

В притче о блудном сыне показана великая любовь Небесного Отца к Своим детям. Бывает так, что даже те из Его детей, кто познал Его любовь, позволяют своему нраву увлечь их на скользкий путь. Они могут оставить Отца и отправиться в далекую страну греха, чтобы жить, как им хочется. Отец не станет им препятствовать, силой удерживать их у Себя. Но всякий, кто пытается жить вдали от Бога, тем самым подрывает силы ума, сердца и души и в конечном итоге окажется духовным банкротом.

Отец в притче Христа не теряет надежды на возвращение сына. Так и Бог никогда не отказывается от тех, кто решил отвернуться от Него. Его любовь остается неизменной, и Он сделает все возможное, чтобы убедить грешника вернуться домой.

Будучи молод и беспечен, блудный сын смотрел на отца, как на строгого и сурового повелителя. Так и люди, обольщенные сатаной, смотрят на Бога как на жестокого и требовательного Владыку. В Его законах они не видят ничего, кроме ограничений — тяжкого бремени, от которого рады избавиться. Оказавшись в беде, блудный сын наконец-то опомнился; он увидел, что ему некого винить в своих несчастьях, кроме самого себя. Во всех своих страданиях он был повинен сам. В таком же состоянии находится и кающийся грешник! Только воспоминания об отцовской любви подтолкнули блудного сына к решению вернуться домой. Так и Бог привлечет к Себе всякого, кто не противится Его любви.

Ключевая мысль:

«Вставайте и идите к своему Отцу. Он встретит вас уже тогда, когда вы будете еще далеко. Когда вы в раскаянии сделаете только первый шаг в Его сторону, Он поспешит заключить вас в объятия Своей бесконечной любви… Самый первый порыв сердца к Богу известен Ему. Не бывает ни одной молитвы, как бы робко она ни была произнесена… чтобы Дух Божий не поспешил навстречу» (Наглядные уроки Христа, с. 206).

Урок на сегодня:

Каждого вернувшегося к Нему грешника Бог облачит в чистые одежды беспорочной праведности Христа и примет его в небесную семью.

10 сентября

«Оставь её и на этот год»

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел» (Лк. 13:6).

В притче о бесплодной смоковнице отражена миссия милосердия, которую осуществлял Христос в этом мире, а также правосудие Божье и Его суд над грехом. Бог послал на землю Своего Сына не для того, чтобы Иисус осудил людей на смерть. Он послал Его спасти их, пожертвовав Собой (см. Ин. 3:17). Однако тот самый народ, который должен был взыскать Господа всем сердцем, отверг Его. Бог даровал иудейскому народу всевозможные преимущества, чтобы сделать его плодоносным и духовно активным, но, несмотря на все Его усилия, Израиль оказался бесплодной смоковницей. Он только занимал место в Его винограднике, которое можно было отдать более полезному дереву. Израиль обкрадывал мир, лишая его благословений, которыми, по замыслу Божьему, он должен был поделиться с окружающими народами.

Хозяин смоковницы из притчи был бы безмерно рад, если бы она хорошо развивалась и приносила плоды. Но даже теперь он не махнул на нее рукой, а стал заботиться о ней еще больше. Он решил потерпеть еще, пока есть хоть какаято надежда. Но если иудейский народ так и останется бесплодным и невосприимчивым к заботе, то придет время, когда он будет срублен как бесплодное дерево.

Это предостережение дано не только Израилю, оно звучит сегодня и для нас. Как давно мы пользуемся дарами нашего Господа? Как давно Он ждет от нас плодов? Кто мы — бесплодные деревья в Божьем винограднике? Или в нашей жизни все-таки есть плоды Святого Духа? Мы получаем обильные благословения от Господа, и Он рассчитывает, что мы будем передавать эти благословения ближним. Мы должны приносить плод во славу Его.

Ключевая мысль:

«Сердце, которое не откликается на Божественную заботу, черствеет и в конце концов утрачивает способность внимать Святому Духу. Тогда все-таки звучат слова: „Сруби ее: на что она и землю занимает?“» (Наглядные уроки Христа, с. 218).

Урок на сегодня:

Несмотря на все упущенные нами возможности засвидетельствовать ближним о Его истине Бог не срубает нас, но продолжает терпеливо ждать от нас плода.

11 сентября

Пойди по дорогам и изгородям

«Господин сказал рабу: „пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой“» (Лк. 14:23).

Пир, о котором говорит Иисус в этой притче, символизирует собой обильные благословения, изливаемые на нас Богом через Евангелие. Иисус — хлеб и вода жизни. Бог приготовил для нас праздничную трапезу безмерной для Себя ценой и теперь приглашает каждого прийти и вкусить от Его щедрот.

Для многих, однако, мирские преимущества, богатство и удовольствия значат больше, чем Евангелие. Они находят себе любое оправдание, лишь бы не принимать милостивое Божье приглашение. Их отказ свидетельствует о том, что они с презрением относятся к Господу и весьма невысоко оценивают жертву, которую Он принес ради них. Как показано в притче Иисуса, Бог отвернется от тех, кто пренебрег Его приглашением, и найдет других, кто будет благодарен Ему за предложенный дар спасения.

Став Божьими соработниками, мы не должны ждать, пока к нам придут люди, но должны пойти к ним сами. Многие примут Божье приглашение, если мы сумеем завоевать их расположение и дружбу. Чтобы приобретать души для Христа, нам вовсе не обязательно обладать большим красноречием или глубокими теологическими познаниями. Ведь многие жаждут услышать простой ответ на свой вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?»

Бог силой не заставляет людей принимать Его приглашение. Он старается убедить их прийти, взывая к их сердцу.

Ключевая мысль:

«Приглашение Христа будет дано каждому. Его вестники говорят: „Идите, ибо уже все готово“. Небесные ангелы все еще продолжают объединять свои усилия с усилиями людей… Ангелы ждут, чтобы принести на небо весть о том, что найден еще один заблудший грешник. Обитатели небес ждут, готовые тронуть струны своих арф и пропеть песнь радости еще об одной душе, решившейся принять приглашение на вечерю Агнца» (Наглядные уроки Христа, с. 237).

Урок на сегодня:

Мы живем в то время, когда звучит последнее милостивое Божье приглашение на вечерю Агнца. Эту весть Господь доверил нести Своему народу.

12 сентября

Мера прощения

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф. 18:21).

Нет никакого оправдания духу непрощения. Кто не прощает ближних, тому не получить от Бога милости самому, ибо он не понимает сути прощения и не знает, как прощать и как принимать прощение.

Раввины учили, что прощать обидчика можно до трех раз. Петр, следуя, как он думал, учению Христа, счел возможным увеличить число прощаемых обид до семи. Но Христос помог ему (и нам тоже) понять, что прощение не имеет границ. «Не до семи, — сказал Он Петру, — но до седмижды семидесяти раз». Любовь прощает столько, сколько нужно. Любовь не ведет подсчеты. Именно так прощает нас Бог, и так же должны прощать своих братьев и сестер мы. Бог не жалеет для нас ничего, не должны жалеть и мы для своих ближних. Царь из притчи Иисуса спрашивает своего раба: «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18:33). Мы должны прощать тех, кто поступил с нами плохо, как хотим, чтоб и они простили нас, окажись мы на их месте. Божьи прощение и милость — вот мера благодати, которую мы должны являть своим ближним.

Прощение вовсе не означает, что мы можем легкомысленно относиться к греху. Да, Бог нас прощает, но это не значит, что нам не нужно соблюдать Его заповеди. Получив прощение, мы должны проявить свою благодарность Господу через послушание Его Закону.

Ключевая мысль:

«Мы получаем прощение не потому, что прощаем, но когда прощаем. В основе подлинного прощения лежит незаслуженная любовь Божья, а наше отношение к другим всегда красноречиво говорит, сделали ли мы эту любовь своей собственной. Именно об этом говорит Христос: „Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить“ (Мф. 7:2)» (Наглядные уроки Христа, с. 251).

Урок на сегодня:

Если мы не будем прощать ближних, Бог не сможет простить и нас. И не потому, что не захочет, а потому, что мы не сможем принять Его прощение, не имея духа прощения.

13 сентября

Пагубное приобретение

«Но Бог сказал ему: „безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?“ Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:20, 21).

Иисус рассказал эту притчу после того, как один человек попросил Его разрешить спор между ним и его братом по поводу наследства. Иисус вполне мог вступиться за обиженного. Он знал, что такое правда и суд. А еще Он знал, что братья ссорятся, поскольку их обоих снедает жадность. Потому-то Он и ответил: «Моя миссия не в том, чтобы разбирать подобные споры. Я пришел проповедовать Евангелие, обращая внимание людей на вечные ценности».

Затем Он рассказал притчу о неразумном богаче. С помощью этой притчи Он хотел показать, насколько бессмысленно всем сердцем привязываться к этому миру, пренебрегая вечными реалиями. Богач из притчи получил все свое богатство из Божьих рук. Бог взрастил его пшеницу и благословил его обильным урожаем. Богач был так поглощен своим богатством, что совершенно забыл о Боге, Источнике всех благ. Ему и в голову не пришло, что Бог дал ему большое имение, дабы он мог разделить его с нуждающимися. А ведь он мог помочь многим и многим людям. Но богач затворил свое сердце для бедных и пользовался своим огромным богатством только ради собственного удовольствия.

Когда он умер, его богатство не помогло ему, ибо он не скопил сокровищ на небесах.

Ключевая мысль:

«Этот человек жил лишь для себя и для себя планировал свою жизнь. Он видит, что будущее его вполне обеспечено; ему ничего больше не нужно делать — остается лишь наслаждаться плодами своих трудов. Он считает себя благополучнее других людей, он ставит богатство себе в заслугу как результат своего разумного хозяйствования. Он пользуется уважением и среди сограждан, как опытный человек и преуспевающий гражданин… Того единственного, что представляло действительную ценность для него теперь, он так и не приобрел» (Наглядные уроки Христа, с. 258).

Урок на сегодня:

Верные управители будут собирать сокровища на небесах, ибо они делились с ближними земными богатствами, которыми благословил их Господь.

14 сентября

«Утверждена великая пропасть»

«Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26).

В притче о богаче и Лазаре Христос показал, что вечная участь человека определяется тем выбором, который он делает при жизни. Бог предлагает Свою благодать всем без исключения. Но если человек принимает решение жить для себя, он отсекает себя от вечной жизни. После смерти уже не будет никаких испытательных сроков, когда можно было бы изменить свое решение. Своими неправильными решениями человек утверждает непреодолимую пропасть между собой и Богом.

Богач из притчи Иисуса должен был заботиться именно о таких людях, как нищий Лазарь. Бог сделал его управителем Своих средств. Так и сегодня есть множество людей, не имеющих ни пищи, ни одежды, ни крыши над головой, которым мы можем помочь. Пренебрегая этим долгом, мы возлагаем на себя бремя вины, за которую нам придется однажды отвечать. Алчность — одна из форм идолопоклонства; всякое потворство своему «я» оскорбительно в глазах Божьих.

Эту притчу нередко используют как довод в пользу сознательного бытия человека после смерти. Рассказав ее в том виде, в каком она записана в Библии, Христос воспользовался бытовавшими у людей представлениями. Многие из Его слушателей действительно верили, что мертвые бодрствуют и знают, что происходит вокруг. Поэтому Иисус использовал эту широко распространенную, но ошибочную идею, чтобы донести до людей очень важную мысль: ценность человека не зависит от его имения и изменить наш характер после смерти будет уже невозможно.

Ключевая мысль:

«Познать Христа означает принять Его благодать, которая отражает Его характер. Те, кто не ценит и не использует драгоценные возможности и святое влияние, ниспосылаемые им уже на земле, непригодны к тому, чтобы принимать участие в святом служении на небесах. Их характеры не сформированы по Божественному подобию. Своим безразличием и пренебрежением к Богу они образовали бездну, которую преодолеть невозможно. Между такими людьми и праведниками „утверждена великая пропасть“» (Наглядные уроки Христа, с. 271).

Урок на сегодня:

Мы формируем свой характер в течение всей жизни на этой земле, и именно этот характер определяет нашу вечную участь.

15 сентября

Слово и дело

«Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Рассказав притчу об отце и двух сыновьях, Иисус хотел показать, что искренность проверяется не словами, но делами. В этой притче отец представляет Бога, а виноградник представляет Церковь. Двумя сыновьями символически представлены две категории людей. Сын, который отказывается выполнить поручение отца, говоря: «Не хочу», представляет тех, кто живет в открытом грехе и не делает вид, будто исполняет Божью волю. Однако многие из них впоследствии приходят к покаянию и отзываются на Божий призыв. Тогда как сын, с готовностью откликнувшийся на повеление отца, но не исполнивший его, представляет христиан, чья жизнь не соответствует их исповеданию.

Подобную проверку проходит вера каждого человека. Верен ли он на деле или только на словах? Свидетельствует ли наша жизнь о том, что мы послушны Божьей воле? Самоправедность не имеет ничего общего с истинной праведностью, и Бог примет только то служение, которое идет от сердца. Когда мы слышим зов Святого Духа, самое лучшее для нас — откликнуться на него без промедления. У явных грешников больше шансов на спасение, чем у так называемых христиан, живущих лицемерной жизнью.

Бог — наш Небесный Отец, и Он вправе претендовать на наше верное служение. Иисус являет Собой пример, какими могут стать каждый сын и каждая дочь Божьи. Живя на земле, Он был послушен Отцу не только на словах, но и на деле.

Ключевая мысль:

«Великой Божьей целью в осуществлении Его провидения является испытание людей для того, чтобы дать им возможность сформировать и развить свой характер. Таким образом Он определяет, покорны ли люди Его повелениям. Своими добрыми делами мы не приобретаем любовь Бога; но наши добрые дела показывают, что мы уже обладаем этой любовью. Если мы подчиняем свою волю Богу, это не означает, что мы будем работать для того, чтобы заслужить любовь Бога. Это означает, что Его любовь уже принята нами как свободный дар и теперь из любви к Нему мы будем с радостью следовать Его заповедям» (Наглядные уроки Христа, с. 283).

Урок на сегодня:

Поступки, а не слова — вот чем на самом деле проверяются наш характер и наша любовь к Богу.

16 сентября

Виноградник Господа

«Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Мф. 21:33).

В этой притче Иисус указывает на обильные благословения, которые Бог излил на иудейский народ. Согласно Его замыслу, иудеи должны были поделиться с остальными народами познанием истины Божьей и любовью Господа. Они должны были стать для мира образцом добросовестного послушания Богу. И тогда Бог благословил бы их еще больше, так что они озарили бы светом Божьим весь мир. Он намеревался прославить Израиль среди прочих народов. Он наделил их всеми духовными преимуществами.

В притче говорится о том, как Бог избрал участок пустынной земли и превратил его в прекрасный виноградник. Он заботился о Своем винограднике: обнес его оградой и насадил в нем отборные лозы. Бог рассчитывал на обильный урожай. Но Израиль не смог осуществить возвышенные цели, которые поставил перед ним Бог. Иисус образно показал, как именно иудейский народ навлек на себя погибель, потеряв право на Божьи благословения.

Притча о винограднике повествует не только об иудейском народе, она имеет отношение и к современной Божьей Церкви. Церковь драгоценна в глазах Бога. Он хочет, чтобы Божий народ дорожил Его благословениями и ходил с Ним в благодарном послушании. Бог желает, чтобы Его народ являл миру характер Господа и принципы Его Царства. Нам дана благословенная возможность быть послами Бога и проводниками Его благословений, которые изливаются через нас на мир, нуждающийся в познании Его любви и в осознании важности Божьих заповедей.

Ключевая мысль:

«Останутся ли предостережения Божьи без должного внимания?.. Удержит ли высокомерие мира, гордыня рассудка, приверженность человеческим обычаям и традициям последователей Христа от служения Ему? Не отвергнут ли они Слово Божье, как некогда иудейские лидеры отвергли Христа? Мы знаем, какими результатами обернулся грех Израиля. Станет ли это предупреждением для современной Церкви?» (Наглядные уроки Христа, с. 306).

Урок на сегодня:

Христос по-прежнему желает явить миру Свой характер и принципы Своего Царства.

17 сентября

Не в брачной одежде

«Тогда говорит он рабам своим: „брачный пир готов, а званые не были достойны“» (Мф. 22:8).

Притча о брачной одежде представляет собой еще одну иллюстрацию евангельского приглашения. В этой истории Иисус обращает наше внимание на тех, кто приходит на брачную вечерю, не побеспокоившись о том, чтобы почтить царя — хозяина пира.

Брачная одежда, без которой гостям нет доступа на царский пир, символизирует собой праведный характер Христа, которым должен обладать каждый человек, желающий стать гостем на свадьбе. В Библии сказано, что виссон «есть праведность святых» (Откр. 19:8). Только в такой одежде мы можем явиться пред лицо Божье, а получаем мы ее как дар Его благодати.

Но, окинув взором своих гостей, царь заметил, что один из них пренебрег одеждой, которая была для него приготовлена, причем безвозмездно. Это символ суда, когда будет выявлен истинный характер каждого человека. Не все, называющие себя христианами, суть истинные ученики Христа. Прежде чем они получат окончательное воздаяние, нужно будет принять решение, кто достоин разделить наследие святых, а кто нет. Такое решение должно быть принято еще до Второго пришествия Христа на облаках небесных, ибо, когда Он придет, возмездие Его будет с Ним, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).

Гостю, отказавшемуся облечься в брачные одежды, нечего было сказать в свое оправдание. Он отверг то единственное, что сделало бы его достойным занять место за праздничным столом. Всякий, отвергающий дар Христовой праведности, отвергает то единственное, что сделает его достойным воссесть вместе с Господом на брачной вечере в Его Царстве.

Ключевая мысль:

«В такое облачение, в одежду Своей собственной праведности, Христос оденет каждую кающуюся, верующую душу… В этом одеянии, сотканном на небесах, нет ни одной нити, сотворенной усилиями человека. Христос, принявший человеческую природу, выработал совершенный характер, и этим характером Он предлагает наделить и нас» (Наглядные уроки Христа, с. 311).

Урок на сегодня:

Сколько бы мы ни делали добрых дел, наша праведность, как запачканная одежда. Вот почему Бог предлагает нам облечься в одеяния совершенной праведности Христа.

18 сентября

Таланты

«И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился» (Мф. 25:15).

Каждому человеку определено свое место в вечных Божьих замыслах. Каждому из нас Он вверил таланты и способности. И мы должны переживать не о том, сколько талантов мы получили, а о том, как ими распоряжаемся. Развитие всех наших сил и способностей — первейший наш долг перед Богом и ближними. Если мы не употребляем наши таланты в дело и не развиваем их, значит мы не исполняем своего предназначения. Принимая на себя имя Христа, мы даем обет сделать все возможное, чтобы стать такими, какими Он желает нас видеть, заручившись Его наставлениями и благословениями. Господь рассчитывает, что мы будем развивать дарования, которыми Он нас наделил, до максимально возможного уровня, дабы приносить как можно больше добра и пользы.

Бог принимает только тех, кто ставит перед собой высокие цели и всеми силами добивается их осуществления. Он никогда не занижает Свои критерии праведности, но обязательно подаст всю необходимую помощь и благодать тем, кто стремится соответствовать этим критериям.

Бог дает нам таланты; употребляя их в дело, мы формируем свой характер. Однако Он не требует от нас, чтобы мы развивали и использовали то, чего Он нам не давал. Он вовсе не желает, чтобы человек, обладающий одним талантом, выполнял работу человека, наделенного десятью талантами. Каждый из нас должен добросовестно трудиться в меру своих сил и возможностей.

Ключевая мысль:

«Будьте ревностны в вашем желании преобразовать каждую черту своего характера во славу Господа… Характер, сформированный по Божественному подобию, — это единственное богатство, которое мы сможем взять из этой жизни в будущую. Пребывающие под водительством Христа в этом мире возьмут с собой в небесную обитель все Божественные достижения, которых достигли в жизни. И в вечности мы будем продолжать развиваться. Вот почему так важно совершенствовать свой характер уже в этой жизни» (Наглядные уроки Христа, с. 332).

Урок на сегодня:

Все, о чем просит нас Бог, мы можем исполнить, но только Его силой. Все Его заповеди сопряжены с обетованием о том, что Он обязательно поможет нам жить в послушании.

19 сентября

Друзья приобретённые богатством неправедным

«Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13).

Во дни Иисуса, как и в наше время, помыслы людей были заняты погоней за богатством. Иисус рассказал историю о находчивом, но бесчестном слуге с тем, чтобы показать: люди мира сего зачастую более энергичны и предприимчивы в достижении своих целей, нежели те, кто радеет о благе Божьего Царства. «Сыны века сего, — говорит Он, — догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16:8). Другими словами, сей мир демонстрирует больше мудрости и ревности в служении самому себе, чем Божий народ — в своем служении Богу. Господь наделил Свой народ способностями, влиянием и денежными средствами, дабы он мог трудиться вместе с Ним в деле спасения душ для Его Царства. Но как часто эти благословения оказываются невостребованными, а то и отвергнутыми в пользу нашего собственного мирского благополучия!

Христос призывает каждого из нас к здравомыслию — к честной оценке всех «за» и «против». Поставьте на одну чашу весов Иисуса вечную жизнь, истину, небеса и искупленные души. А на другую чашу — все блага, которые может предложить вам этот мир. Подумайте о гибели собственной души и душ тех, в чьем спасении вы могли бы поучаствовать, о гибели для вечной жизни на небесах и на обновленной земле. Что драгоценнее для вас — мир или вечность? «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). Небеса будут дороги лишь тем, кто верно оценил благословения Божьего Царства в сравнении с мимолетными наслаждениями, которые сулит нам сей мир.

Ключевая мысль:

«Эта притча содержит урок для всех. Каждый должен будет держать ответ за благодать, данную ему через Христа. Жизнь слишком серьезна и ответственна, чтобы быть поглощенной преходящими земными делами. Господь желает, чтобы мы передавали другим то, что невидимое и вечное сообщает нам» (Наглядные уроки Христа, с. 373).

Урок на сегодня:

Спасение и вечная жизнь безмерно драгоценнее всего, что может предложить нам этот мир.

20 сентября

«Кто мой ближний?»

«Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:36, 37).

Один из законников спросил Иисуса: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10:25). В ответ Иисус указал на необходимость соблюдения Божьих заповедей. Он всегда говорил о Законе как о едином целом, заявляя, что невозможно нарушить одну заповедь и при этом соблюсти все остальные, ибо все они в своем основании имеют один и тот же принцип.

Отвечая на второй вопрос законника: «Кто мой ближний?», Иисус поведал историю о добром самарянине. Основная мысль этой притчи состоит в том, что мы должны считать своим ближним всякого, кто нуждается в нашей помощи. Наши ближние вовсе не обязательно должны принадлежать к одной с нами Церкви. Понятие «ближний» не ограничивается людьми, принадлежащими к тому же народу или сословию, что и мы. Нашим ближним должен считаться любой человек, израненный и изъязвленный врагом.

В Своем уроке Христос наглядно и убедительно явил принципы Закона, показав слушателям иудеям их предубеждение и нежелание исполнять принципы, которые Бог даровал им в Своем Законе. Слова Его были настолько ясны и точны, что возразить им было нечего.

Подобно иудеям во дни Иисуса, многие христиане сегодня не придают большого значения любви к ближнему. Но, как показывает притча, любовь крайне важна для Бога. От нашей любви к ближнему, от того, как мы ее проявляем, зависит наше вечное спасение.

Ключевая мысль:

«Освящение души работой Святого Духа — это наделение характером Христа человеческого естества. Евангельская религия — это Христос в нашей жизни, составляющий живую, деятельную основу жизни. Это — благодать Христова, открывающаяся в характере человека и проявляющаяся в его добрых делах. Принципы Евангелия не могут быть оторваны от какой бы то ни было сферы нашей практической деятельности. Все стороны жизни и деятельности христианина должны отражать жизнь Христа» (Наглядные уроки Христа, с. 384).

Урок на сегодня:

Наш добрый пример может принести больше пользы миру, чем множество слов.

21 сентября

Награда благодати

«Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20:14, 15).

Петр слышал, как Иисус ответил богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21), и ему захотелось узнать, что же это за «сокровище на небесах»? Петр подошел к Иисусу и сказал, что он и остальные ученики оставили все, когда последовали за Иисусом, — какая же награда их за это ждет?

Увы, в самом вопросе просматривалась корысть, побудившая учеников последовать за Иисусом. Поэтому Учитель рассказал им притчу, чтобы показать, как Бог относится к Своим слугам и каким духом они должны руководствоваться в служении Ему. В притче работники трудились в течение разного времени, но все без исключения получили одинаковую плату. Суть в том, что Бог милостив ко всем людям в одинаковой мере. Спасение дается им не в уплату за оказанные услуги, а даром. Наша награда не зависит от того, как долго мы трудились для своего Хозяина или как много успели сделать. Он ценит нашу готовность послужить Ему и нашу добросовестность в служении.

Когда в душе пребывает Христос, когда мы служим Ему из верных побуждений, нас мало тревожат мысли о награде. Да, мы дорожим обещанным воздаянием — спасением и прочими благословениями, однако служим Ему из любви и верим, что Он исполнит все Свои обещания наилучшим образом, даровав нам все, в чем мы нуждаемся.

Ключевая мысль:

«Секрет нашего успеха заключается не в нашем образовании, не в нашем положении, не в количестве вверенных нам талантов, не в воле человека. Ощущая свою слабость, мы ожидаем помощи от Христа, Кто есть сила превыше всех сил, мысль превыше всех мыслей, и, проявляя рвение и послушание, мы обретаем победу за победой» (Наглядные уроки Христа, с. 404).

Урок на сегодня:

Без благодати Христа, без Его прощения и силы все наши достижения, даже самые высокие, не более чем медь звенящая.

22 сентября

Встреча жениха

«Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились» (Мф. 25:10).

Наблюдая за свадебными гостями, пребывающими в ожидании жениха, Христос рассказал Своим ученикам притчу о десяти девах, подружках невесты. В этой притче отражены события, которые будут происходить в Церкви незадолго до Его Второго пришествия. У одних дев было масло в светильниках, а у других — нет. Девы представляют две категории верующих в Церкви, ожидающей пришествия Иисуса. Они названы девами, поскольку исповедуют чистую веру. Светильники символизируют собой Слово Божье. Псалмопевец говорит: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). А масло — символ Святого Духа. Кроме того, согласно притче, возвращение Иисуса будет сопряжено с некоторым промедлением.

Жених замедлил. Вера ожидающих дев подвергается испытанию. Наконец в полночь раздается крик: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему». Однако у некоторых из дев в светильниках не оказывается масла. Они лишились Святого Духа, и им ничего не остается, как блуждать во мраке.

Невозможно познать Бога и Его Слово без живительной силы Святого Духа. Умозрительные представления об истине, не освященные Святым Духом, не способны наделить человека духовной жизнью или преобразить его характер. Без просвещения Духа люди не смогут отличить истину от заблуждения и падут под натиском сатанинских искушений.

Ключевая мысль:

«Религия Христа означает нечто большее, нежели просто прощение грехов; она означает удаление от нас наших грехов и заполнение образовавшейся пустоты Святым Духом… Она означает сердце, освобожденное от эгоизма и наполненное присутствием Христа… Красота и обаяние характера Христа, явленные в жизни такого человека, свидетельствуют о том, что Бог действительно послал Своего Сына в мир, чтобы Он стал Спасителем мира» (Наглядные уроки Христа, с. 419, 420).

Урок на сегодня:

Свет, который несут верные христиане последних дней, — это не поверхностное знание библейской истины, но преображенная жизнь, привлекающая внимание окружающих к Благой вести о возвращении Христа.

23 сентября

Предназначение церкви

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви… в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном… в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:4–10).

Согласно Божьему замыслу, Церковь должна сотрудничать с Ним в деле спасения людей. Она была создана для служения, и ее миссия состоит в том, чтобы нести Евангелие миру. Бог назначил иудейскому народу стать домом молитвы для всех народов (см. Ис. 56:7). Перед Израилем была поставлена цель — открывать окружающим народам Божий характер. Бог вверил израильтянам Свои Священные Писания. Он хотел, чтобы они превозносили Христа перед всем миром посредством храмового служения.

Но народ израильский утратил из виду великие благословения, которые были даны ему как Божьему представителю. Израильтяне отгородились от мира, спасаясь от искушений. Ограничения, наложенные Богом на их общение с язычниками, они использовали для воздвижения стены разделения.

Ныне Бог просит христианскую Церковь исполнить то, что оказалось не под силу Израилю. Церковь должна стать Божьим городом убежищем в неспокойном мире. Она — Его дом, в котором Он с радостью являет Свою силу, способную преображать сердца.

Ключевая мысль:

«Спаситель отвернулся от них [от вождей израильского народа] и доверил другим те преимущества, которыми они злоупотребляли, и то дело, которым они пренебрегали. Божья слава должна быть явлена миру. Его Слово должно быть утверждено. Царство Христово должно быть создано в мире. О спасении Божьем должны узнать и язычники; ученики Христа были призваны выполнить ту работу, которую не выполнили вожди еврейского народа» (Деяния апостолов, с. 16).

Урок на сегодня:

Сегодня Божий народ должен позволить благодати Господа преобразовать их сердца, дабы они могли открыть Его истину ищущим спасения.

24 сентября

Обучение двенадцати

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12).

Иисус не стал поручать Свое дело ученым мужам из иудейского синедриона или римским властям. Он избрал простых малограмотных людей, чтобы сделать из них руководителей Его Церкви. А они, в свою очередь, должны были обучить других и послать их в мир с евангельской вестью.

Посвящение двенадцати учеников было первым шагом в деле созидания христианской Церкви. Христос избрал этих несовершенных людей, чтобы силой Своего Слова и Духа сделать спасение доступным для всего мира. Перед ними стояла задача пойти в мир и свидетельствовать о том, что они видели и слышали от Него.

Иисус постарался донести до сознания учеников, что в Божьем Царстве нет ни государственных границ, ни каст, ни аристократии, ни черни. В Нем была сокрушена стена разделения между Израилем и всеми прочими народами (см. Еф. 2:14).

Ученики были очень разными по характеру, и лишь во Христе они стали едины в чувствах, помыслах и поступках.

Ключевая мысль:

«Земное служение Иисуса приближалось к концу; понимая, что оставляет учеников продолжать начатое дело, Христос стремился ободрить их и подготовить к грядущему. Он не сулил им безоблачного счастья, ибо читал будущие события, как открытую книгу. Он знал, что вскоре разлучится с ними и оставит их, как овец, среди волков… Иисус знал, что, свидетельствуя о Нем как о Мессии, некоторые из них поплатятся жизнью. И Он предупредил их об этом. Спаситель ясно и определенно указал, что в грядущих испытаниях они вспомнят Его слова и укрепятся в вере в Него как Искупителя» (Деяния апостолов, с. 21).

Урок на сегодня:

Одним из преимуществ Церкви является присущее ей многообразие. Нам нужно ценить эти различия и использовать их для пользы дела.

25 сентября

Великое поручение

«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Прежде чем вознестись на небеса, Христос дал Своим ученикам поручение. Он сказал им, что им предстоит исполнить Его завещание и передать миру сокровища вечной жизни. Это евангельское поручение представляет собой великий миссионерский устав Христова Царства, действующий и по сию пору.

Ученики должны были трудиться во имя Христа. В этом имени заключена жизнетворная сила для спасения грешников. В Нем должна быть сосредоточена вся их вера.

Когда Христос послал учеников в мир, Он указал им на необходимость сохранять простоту и говорить с людьми так же просто и ясно, как говорил с ними Он. Он вовсе не обещал, что им будет легко. Он объяснял, что все злые силы ополчатся против них, но ученики не будут оставлены в одиночестве, ибо Он возьмет на Себя ответственность за их успех.

Спаситель велел ученикам начать работу с Иерусалима, потому что многие его жители втайне верили в Иисуса как Мессию. И вскоре они убедились в справедливости этих слов, когда в один день силой Святого Духа были обращены тысячи.

Ключевая мысль:

«Однако Спаситель знал, что никакие доводы разума не смягчат огрубелые сердца и не уничтожат коросту земных интересов и себялюбия. Он знал, что Его ученики должны принять небесный дар, что Евангелие окажется действенным лишь тогда, когда будет проповедано людьми, чьи сердца согреты живым знанием Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь, и Он Сам вложит Свои слова в их уста. Ученикам придется долго трудиться, потому что против них ополчатся все силы зла. Бдительный и решительный вождь руководит силами тьмы, и последователи Христа могут сражаться за правду только с помощью Божьей, которую Он будет оказывать им через Духа Святого» (Деяния апостолов, с. 31).

Урок на сегодня:

Простота и искренность — одни из важнейших составляющих успешного благовествования.

26 сентября

Пятидесятница

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1).

Ожидая исполнения Христова обетования, ученики смиряли свои сердца перед Богом в истинном покаянии за свое неверие. Они твердо решили, насколько это в их силах, искупить свое прежнее неверие мужественным исповеданием Иисуса перед миром. Они молились о способности к успешному благовестию. Отринув все разногласия и помыслы о превосходстве, они сплотились в единое христианское братство.

Эти дни приготовления стали для них днями глубокого самоисследования. Ученики осознавали свою духовную нищету и взывали к Господу о Святом Духе, Который наделил бы их силой для участия в деле спасения душ. В день Пятидесятницы Дух сошел на ожидающих учеников в полноте, достигшей каждого сердца. Они начали бегло говорить на языках, которых прежде не знали. У них появилась возможность общаться с иудеями, прибывшими из разных стран на праздник в Иерусалим. С той поры речь учеников стала чистой, простой и точной, на каком бы языке они ни говорили.

Священники и начальники, узнав об этом чуде, пришли в негодование. Петр заявил, что это проявление силы Духа было прямым исполнением пророчества Иоиля (см. Иоил. 2:28–32).

В своей проповеди Петр подчеркнул, что иудейский народ отверг Христа, поскольку был обольщен священниками и правителями. Но если люди будут медлить в ожидании, пока их вожди признают Христа, они так никогда Его и не примут.

Ключевая мысль:

«Одни лишь доводы апостолов, какими бы ясными и убедительными они ни были, не могли бы преодолеть предрассудки, противостоявшие этому сильному свидетельству. Но Божественная сила Духа Святого запечатлела эти доводы в сердцах слушателей. Слова апостолов были подобны острым стрелам Всемогущего, обличавшим людей за их страшную вину отвержения и распятия Господа славы» (Деяния апостолов, с. 45).

Урок на сегодня:

Какими бы убедительными ни были наши доводы в пользу Христа, без помощи Святого Духа мы не сможем достучаться до сердец наших слушателей.

27 сентября

Дар Духа

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14:16–18).

Обетование Святого Духа дано людям всех веков и всех народов. Начиная от дня Пятидесятницы во времена апостолов и до наших дней, Сын Божий посылает Утешителя всем людям, полностью посвятившим себя Господу и Его служению. Ко всякому, кто принимает Христа как своего Спасителя, приходит Святой Дух как Советник, Наставник и Свидетель.

Вступив в жестокое противостояние с силами зла, ученики были вынуждены прилагать все данные Богом силы, чтобы достичь меры полного возраста Христова. Каждый день они молились об обновлении благодатью Божьей, чтобы идти дальше и дальше по пути к совершенству.

Духовный экстаз при необычных обстоятельствах еще не означает, что человек стал подлинным христианином. Чувственная экзальтация — это еще не святость. Святость — это полное подчинение воли Богу. Это исполнение Его воли и упование на Него с непоколебимой уверенностью в том, что Он восполнит все наши нужды. Это означает жить каждым словом, исходящим из уст Божьих.

Святой Дух возрождает нас и осуществляет в нашей жизни спасение, приобретенное для нас смертью Христа.

Ключевая мысль:

«С другой стороны, есть и такие люди, которые, вместо того чтобы мудро использовать имеющиеся возможности, праздно ожидают особого времени духовного возрождения, которое наделит их способностью просвещать ближних. Они пренебрегают имеющимися обязанностями и преимуществами; их свет тускло мерцает, в то время как сами они с нетерпением ждут момента, когда без всяких усилий с их стороны получат особые благословения, которые преобразят их и сделают пригодными для служения» (Деяния апостолов, с. 54).

Урок на сегодня:

Поздний дождь Святого Духа изольется только на тех, кто позволил Духу приготовить их к жатве.

28 сентября

У ворот храма

«Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6).

Петр и Иоанн шли в храм на поклонение Богу и увидели у Красных ворот калеку от рождения, давно мечтавшего встретиться с Иисусом, чтобы получить исцеление. Он просил своих друзей каждое утро приносить его к храму, ибо надеялся встретить там Иисуса. Но затем он узнал, что Иисуса распяли.

Когда Петр и Иоанн проходили мимо, этот калека попросил у них милостыню. Петр сказал ему, что не имеет серебра и золота, но предложил поделиться с ним тем, что имел, — благодатью и силой Христа. А затем взял калеку за руку и поднял его на ноги совершенно здоровым. Окружающие увидели, что произошло, и ученики засвидетельствовали им, что исцеление было совершено именем Иисуса из Назарета, Которого Бог воскресил из мертвых.

Исцеленный не отходил от Петра и Иоанна, не в силах унять свою радость, а вокруг быстро собралась толпа. Петр провозгласил еще одну яркую проповедь о распятом и воскресшем Мессии. Не взирая на это явное чудо, священники и начальники, пылая прежней злобой, бросили Петра и Иоанна в темницу.

На следующий день начальники, старейшины и книжники собрались на суд. Но Петр уже не был таким порывистым и самоуверенным, каким его знали в прошлом. Он произнес весьма убедительную проповедь о своем Учителе.

Ключевая мысль:

«Гнев Божий обрушивается на нераскаявшихся грешников не только потому, что они согрешили, но потому, что, отвергая призыв к покаянию, они продолжают сопротивляться, повторяя прошлые ошибки и пренебрегая светом, озарившим их. Если бы иудейские вожди подчинились обличающей силе Святого Духа, они были бы прощены; но они решительно настроились на обратное. Так грешник, упорно сопротивляясь, однажды оказывается в таком положении, когда Святой Дух уже не может повлиять на него» (Деяния апостолов, с. 62).

Урок на сегодня:

Каждое принимаемое нами сегодня решение — доброе или худое — облегчает нам принятие подобного же решения в будущем.

29 сентября

Предостережение лицемерам

«Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это» (Деян. 5:5).

Христиане ранней Церкви часто оставались без родных и друзей, изгонявших их по наущению фанатичных и злобных иудеев, так что их нужно было обеспечивать кровом и пищей. Но у верующих «было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 4:32).

Анания и Сапфира поступили совсем иначе. Этим мнимым ученикам была дана благословенная возможность услышать Благую весть, они присутствовали во время излития Святого Духа в день Пятидесятницы. Повинуясь зову Святого Духа, эта супружеская пара дала обет Господу принести в Церковь прибыль с продажи части своего имущества. Но затем их обуяла алчность, и они пожалели о своем слишком поспешном обещании. Обговорив между собой это дело, они решили нарушить обет и оставить себе значительную долю вырученных средств.

Бог ненавидит лицемерие и ложь. Петр, будучи просвещен Духом Святым об этом обмане, выступил против Анании и Сапфиры. Разоблачение закончилось их смертью. По замыслу Божьему, это столкновение должно было оградить молодую Церковь от разложения. Их смерть стала предостережением христианской Церкви на все времена — избегать притворства и лицемерия.

Ключевая мысль:

«Но сердца людей ожесточены эгоизмом, и, подобно Анании и Сапфире, они испытывают искушение удержать часть даров, сделав вид, что выполнили требования Божьи. Многие расточают деньги на собственные удовольствия. Люди ублажают себя, следуя своим извращенным вкусам, и нехотя приносят в дом Божий скудные пожертвования. Они забывают, что придет день, когда Бог потребует отчета. Он уже не будет принимать скудные дары, как не принял их от Анании и Сапфиры» (Деяния апостолов, с. 75).

Урок на сегодня:

Бог любит дающих доброхотно и с радостью. Если вы пообещали что-то Богу, сдержите свое слово.

30 сентября

Перед Синедрионом

«Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41).

Ученики продолжали проповедовать в самом опасном для этого месте — в Иерусалиме, где преобладали глубочайшее предубеждение и самые противоречивые представления о Христе. Священники и начальники с изумлением выслушивали вести о смелом свидетельстве учеников, чье служение сопровождалось знамениями и чудесами. Великое множество верующих присоединялось к юной Церкви.

Священники и правители, будучи не в силах заставить учеников замолчать, снова бросили их в темницу. На все обвинения ученики отвечали просто и прямо: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Они поменялись ролями со своими судьями, из обвиняемых превратившись в обвинителей, и возложили вину за убийство Мессии на членов синедриона!

Услышав это, начальники пришли в такую ярость, что решили предать их смерти, как в свое время Иисуса. Среди присутствующих только один Гамалиил, «законоучитель, уважаемый всем народом» (Деян. 5:34), сохранял самообладание. Он предостерег их: может оказаться так, что они идут против Бога, и посоветовал отпустить учеников и посмотреть, что будет с этим новым движением — пойдет ли оно на убыль или будет расти.

Ключевая мысль:

«Где черпали силу те, кто в прошлом терпел гонения за Христа? В союзе с Богом, Святым Духом и Христом. Поношения и гонения разлучали многих с земными друзьями, но с любовью Христа — никогда. Спаситель ближе всего к тем, кто терпит невзгоды ради истины. Он горячо любит эти души. „Я возлюблю его, — сказал Христос, — и явлюсь ему Сам“ (Ин. 14:21). Когда верующий, отстаивая истину, оказывается на скамье подсудимых, Христос стоит рядом с ним. Когда он томится в тюремных застенках, Христос приходит к нему и вдохновляет его Своей любовью. Когда он идет на смерть во имя Христа, Спаситель говорит ему, что они могут убить тело, но не в силах погубить душу. „Мужайтесь: Я победил мир“… (Ин. 16:33; Ис. 41:10)» Деяния апостолов, с. 85, 86).

Урок на сегодня:

Всякое противодействие Божьему делу в конечном итоге потерпит неминуемый крах.