Октябрь

1 октября

Семь дьяконов

«Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу» (Деян. 6:3).

Ранняя Церковь росла быстро и состояла из представителей разных слоев общества и многих национальностей. Так случилось, что некоторые еллинистские члены Церкви стали жаловаться на членов Церкви из палестинских евреев, утверждая, что их вдов обделяют во время ежедневного распределения материальной помощи.

Апостолы здраво рассудили, что им одним не справиться с решением всех вопросов, возникающих среди их умножающейся паствы. Поэтому они предприняли важный шаг и передали часть своих полномочий другим. Собрав Церковь, они предложили верующим избрать из своей среды дьяконов, которые взяли бы на себя определенные обязанности и освободили апостолов для проповеди Евангелия. Этим дьяконам поручалась, в частности, забота о нуждах людей, а также об общем финансовом благополучии Церкви.

Благотворные результаты столь дальновидного решения не заставили себя долго ждать. «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7). Этот рост был связан с тем, что у апостолов появилось больше времени для благовестия, а избранные семь дьяконов являли добросовестность и здравомыслие.

Ключевая мысль:

«„Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых“ (1 Кор. 14:33). Господь желает, чтобы и сегодня Церковь во всех своих делах сохраняла порядок и организованность, как в древности. Он ждет от нас основательности и аккуратности в выполнении Его дела, чтобы Он мог утвердить это дело печатью Своего одобрения. Христианину надо сплотиться с христианином, церкви — с церковью, человек должен сотрудничать с Божественной силой, все способности следует подчинить Святому Духу, и все должны сообща возвестить миру Благую весть о благодати Божьей» (Деяния апостолов, с. 96).

Урок на сегодня:

Благополучие местной церкви зависит от наличия в ней различных даров. Один человек или даже несколько не могут удовлетворить все нужды и обладать всеми необходимыми способностями.

2 октября

Первый христианин мученик

«А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» (Деян. 6:8).

Стефан был человеком удивительного благочестия и твердой веры. Он глубоко изучал пророчества и хорошо знал закон. Он умело отстаивал евангельские истины и побеждал своих оппонентов силой слова.

Вскоре его схватили и привели на суд в синедрион. Были созваны ученые иудеи из окрестных стран, чтобы опровергнуть его доводы; среди них был и Савл из Тарса. Поскольку опровергнуть доктринальные выкладки Стефана им не удалось, священники и правители привлекли к делу лжесвидетелей, оклеветавших его.

Когда Стефан предстал перед своими судьями, лик его озарился святым сиянием. Он начал говорить в свою защиту чистым, взволнованным голосом, опровергая ложные обвинения. Собравшиеся слушали его как завороженные, пока он пересказывал историю избранного Божьего народа, демонстрируя свою верность Богу и иудейской вере. Когда он дошел до пришествия Мессии и указал на Иисуса, священник изобразил на лице ужас и разодрал свои одежды. В синедрионе поднялся шум, и Стефан понял, что это его последнее свидетельство. Он прервал свое повествование и, обратившись к своим разъяренным судьям, обвинил их в смерти Иисуса.

Преисполнившись сатанинской ярости, гонители схватили Стефана и, «выведя за город» (Деян. 7:58), побили его камнями. Однако его гибель произвела глубокое впечатление на Савла, сыгравшего впоследствии выдающуюся роль в истории ранней Церкви.

Ключевая мысль:

«После смерти Стефана Савл был избран членом синедриона — так была отмечена роль, которую он сыграл в убийстве этого мученика… Но вскоре этот безжалостный гонитель перейдет на сторону Церкви, которую он терзал. Некто более Могущественный, чем сатана, избрал Савла на место замученного Стефана, чтобы проповедовать Евангелие, страдать за Его имя и распространять повсюду весть о спасении через пролитую Им Кровь» (Деяния апостолов, с. 102).

Урок на сегодня:

В последние дни верующие, подобно Стефану, предстанут перед судами, чтобы дать отчет в своей вере. Бог будет с ними точно так же, как был со Стефаном.

3 октября

Евангелие в Самарии

«Так, Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа» (Деян. 8:5).

После смерти Стефана в Иерусалиме поднялась волна гонений на христиан — гонений столь жестоких, что они рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. В это тревожное время Никодим публично исповедовал свою веру в распятого Спасителя. Он и Иосиф из Аримафеи не побоялись открыто признать себя последователями новой христианской веры и пришли на помощь гонимой Церкви, поддержав ее своим немалым состоянием и влиянием в обществе. Многие из тех, кто в былое время оказывал Никодиму почести, теперь поносили и преследовали его, когда он обеднел, но он продолжал непоколебимо отстаивать свою новую веру.

Начавшиеся в Иерусалиме гонения вынудили многих христиан оставить город, они «ходили и благовествовали Слово». Филипп, один из семи дьяконов, отправился в Самарию. Он проповедовал убедительно и красноречиво. «Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса» (Деян. 8:6).

Однажды, когда Филипп находился в Самарии, он получил указание от небесного вестника выйти на южную дорогу, соединявшую Иерусалим и Газу. Там он встретил знатного ефиоплянина, вельможу самой царицы. Филипп благовествовал вельможе, пока они вместе ехали на его колеснице, а затем крестил его. Этому человеку предстояло передать полученный им свет своим соплеменникам.

Тот же Дух по-прежнему руководит верными Божьими вестниками, направляя их к людям, готовым принять Евангелие. Так Благая весть открывается от веры в веру, передается из поколения в поколение.

Ключевая мысль:

«Этот ефиоплянин был представителем большой группы людей, которых должны учить такие миссионеры, как Филипп, умеющие услышать глас Божий и готовые отправиться туда, куда Господь посылает их. Многие, читая Писания, не могут уразуметь их истинного смысла. Души, жаждущие света, благодати, Святого Духа, возносят к небу молитвы, прошения и проливают слезы. Они находятся на пороге Царствия Божьего и ждут, когда их пригласят войти» (Деяния апостолов, с. 109).

Урок на сегодня:

Бог допустил гонения на Его Церковь, но провидение Божье таково, что все, происходящее в мире (даже гонения), содействует осуществлению Его целей. Когда Церковь оказывается в трудном положении, она только укрепляется.

4 октября

Из гонителей в ученики

«Господи! что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6).

Савл был иудеем по происхождению, римским гражданином от рождения. Образование он получил у знаменитого раввина в Иерусалиме. Он принимал весьма деятельное участие в суде над Стефаном.

Когда начались гонения на иерусалимских христиан, те рассеялись по разным землям и стали обращать в веру жителей других городов. Иудеи поняли, что с христианской «ересью» им придется бороться и за пределами Палестины. Они отправили Савла в Дамаск в надежде, что он поможет выявить членов этой «зловредной секты», арестует их и приведет в Иерусалим на суд.

На подходе к Дамаску, незадолго до полудня, яркое сияние вдруг остановило Савла. Напуганный и ослепленный резким светом, он пал на землю и услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?»

Во мгновение ока гонитель понял, что, преследуя последователей Христа, он выполнял сатанинскую работу. Теперь он увидел истинность христианского свидетельства. В его сознании со всей ясностью всплыли слова Стефана.

Когда свет исчез, его спутники отвели ослепшего Савла в Дамаск. Христиане, проживающие в городе, опасались, что это всего лишь хитрая уловка, цель которой — разузнать, где они прячутся. Они отказались иметь дело со своим гонителем. А Савл тем временем размышлял над ветхозаветными пророчествами о Мессии и молил Иисуса о прощении его грехов.

Спустя несколько дней ангел Божий послал Ананию найти Савла и возложить на него руки, чтобы он прозрел. Савл не медля принял крещение.

Ключевая мысль:

«Многие считают, что ответственность за полученный свет и опыты они несут только перед Христом и ничем не обязаны Его последователям на земле. Иисус — Друг грешников, и Его сердце тронуто их горем. Ему дана всякая власть на небе и на земле; и Он уважает средства, которые предназначил для просвещения и спасения людей. Он указывает грешникам путь в Церковь, которую сделал светом миру» (Деяния апостолов, с. 122).

Урок на сегодня:

В последние дни некоторые из злейших врагов Церкви обратятся и станут самыми стойкими ее защитниками.

5 октября

Дни приготовления

«А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос» (Деян. 9:22).

Новость об обращении Савла стала для иудеев настоящей неожиданностью. Этот мужественный, независимый, волевой человек мог бы послужить иудейскому народу своими талантами на любом поприще. Он обладал поразительной ясностью ума, своим уничтожающим сарказмом он мог поставить на место любого оппонента. И вот иудейские вожди увидели, что этот столь многообещающий молодой человек влился в ряды их врагов.

Когда Павел стал проповедовать Христа, восхищение, с которым относились к нему его бывшие друзья, быстро обратилось в лютую ненависть. Павлу пришлось удалиться в Аравию. Там у него было время поразмышлять, что ему делать и как жить дальше. Там он общался с Иисусом, Который утвердил его в новой вере. Павел со всей ясностью осознал смысл своего апостольского призвания «волею Божиею» (1 Кор. 1:1).

После Аравии Павел вернулся в Дамаск и принялся с новой силой проповедовать христианское учение. Иудеи решили убить его. Скрывшись из Дамаска, Павел отправился в Иерусалим, чтобы встретиться с Петром, но, как оказалось, местные христиане по-прежнему его боялись. Варнава поручился за Павла, но вскоре тому снова пришлось, спасая свою жизнь, покинуть город.

Ключевая мысль:

«Убитые в сражении — потеря для армии, но их смерть не делает противника более сильным. Когда выдающийся человек переходит на сторону неприятеля — это потеря для бывших союзников и решающее преимущество новым друзьям. Господь легко мог умертвить Савла из Тарса, когда тот приближался к Дамаску, и наступающая сторона лишилась бы главной ударной силы. Однако провидению Божьему было угодно не только сохранить жизнь Савла, но и обратить его, чтобы он перешел из вражеского стана в стан Христов. Красноречивый оратор и суровый обличитель, Павел со своей твердой целеустремленностью и непоколебимым мужеством был тем человеком, которого так не хватало первоапостольской Церкви» (Деяния апостолов, с. 124).

Урок на сегодня:

На примере Павла мы видим, что вступать в противостояние не всегда бывает разумно.

6 октября

Искатель истины

«В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10:1, 2).

Во время своего пребывания в Иоппии Петр получил повеление от Бога возвестить Евангелие Корнилию, римскому сотнику. Благодаря общению с иудеями Корнилий уже обрел некоторые познания о Боге и искренно Ему поклонялся. Он ожидал Мессию и был открыт для еще большего света.

Об Иисусе Корнилию мог бы рассказать и ангел Божий, но таков был замысел Господа, чтобы Петр — некто, подверженный тем же человеческим немощам, что и сам Корнилий, — стал тем вестником, который принесет евангельскую весть этому римскому воину из богатого знатного рода.

Бог осторожно открывал новую фазу Своего служения; молодая христианская Церковь должна была отворить свои двери не только для иудеев, но и для язычников. А для этого нужна была решительная перемена в мышлении людей, подобных Петру, которые по-прежнему относились к язычникам с большим предубеждением. Замечательное обращение Корнилия и всего его дома стало началом новой жатвы, в ходе которой иудеям и язычникам предстояло примириться для совместного пребывания в христианской Церкви.

Ключевая мысль:

«Бог ищет простых и ревностных соработников, которые смогли бы нести Евангелие великим мира сего, чтобы затронуть их сердца. Появятся чудеса искреннего обращения, которых пока, к сожалению, нет. Если соработники Господа будут умело пользоваться открывающимися возможностями, мужественно и верно выполняя свой долг, Бог обратит правителей, людей одаренных и влиятельных. Через силу Святого Духа многие примут Божественные принципы. Обращенные в истину, они станут орудиями Господа для дальнейшего распространения света и будут чувствовать бремя особой ответственности за другие души в этом высшем свете. Время и деньги будут посвящены делу Божьему, и Церковь получит дополнительные силы и возможности» (Деяния апостолов, с. 140).

Урок на сегодня:

Разного рода предрассудки по-прежнему создают немало проблем в Божьей Церкви, хотя прошло уже около двух тысяч лет с тех пор, как Бог показал Петру, что пред Ним все люди равны. Нам нужно твердо уяснить, что Бог не взирает на лица.

7 октября

Освобождение из темницы

«В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12:1, 2).

Ироду Агриппе, тетрарху Галилеи, очень хотелось заручиться расположением иудеев. Он велел бросить в темницу, а затем обезглавить Иакова, брата Иоанна, как некогда другой Ирод обезглавил Иоанна Крестителя. Затем он заточил и Петра, чем обрадовал многих иудеев, убеждавших его предать Петра публичной казни. Однако Ирод решил отложить казнь Петра до завершения Пасхи.

Ирод велел охранять Петра с особой тщательностью. Цепи, которыми его сковали, были закреплены на запястьях двух воинов. Наступила последняя ночь перед казнью. Ангел Божий разбудил Петра, освободил его от оков и провел мимо спящей стражи. Они прошли через железные ворота, которые сами собою открылись, и оказались на улице, где ангел оставил изумленного апостола. Когда Петр наконец пришел в себя, он поспешил к дому, где собирались руководители Церкви.

Рассказав друзьям о своем чудесном избавлении, Петр стал обходить дома других христиан, возвещая им добрую весть.

Узнав об освобождении Петра, Ирод понял, что человеку подобное совершить просто невозможно. Он осознал, что вступил в дерзкое противостояние с Богом.

Ключевая мысль:

«Господства и власти на небесах наблюдают за борьбой, которую ведут рабы Божьи при весьма неблагоприятных обстоятельствах. Христиане, сплоченные вокруг знамени своего Спасителя, подвизающиеся добрым подвигом веры, одерживают новые замечательные победы. Небесные ангелы находятся на службе у смиренных, верующих детей Божьих; а посему когда воинство служителей Господних здесь, на земле, поет песнь хвалы, небесный хор подхватывает ее, воздавая славу Богу и Его Сыну.

Следует лучше понять миссию ангелов, а для этого хорошо бы помнить, что все истинные дети Божьи могут рассчитывать на сотрудничество с небесными существами» (Деяния апостолов, с. 154).

Урок на сегодня:

Небо гораздо ближе к земле, чем нам обычно представляется. Когда мы совершаем труд для Бога, нас со всех сторон окружают ангелы.

8 октября

Евангелие в Антиохии

«И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» (Деян. 11:21, 22).

До сего времени ученики трудились в основном среди коренных жителей Палестины и иудеев рассеяния, проживающих большими общинами почти во всех крупных городах мира. Одним из таких городов была Антиохия, столица Сирии, славившаяся обширной торговлей, где успешно трудился Варнава. Осознавая, что Провидение откроет перед ними новые возможности, он отправился в Тарс, чтобы убедить Павла стать его помощником. Эти два ученика хорошо дополняли друг друга. Ученость и рвение Павла сильно повлияли на жителей Антиохии, и благодаря Святому Духу его проповедь принесла немало добрых плодов.

Именно в Антиохии последователей Иисуса впервые стали называть «христианами», поскольку Христос был средоточием их проповеди и учения. И именно из Антиохии Церковь послала Павла и Варнаву на миссионерское служение в языческом мире. Эти два мужа никогда не забывали об ответственности, которую несли перед остальными церковными лидерами.

Ключевая мысль:

«Бог щедро благословил труды Павла и Варнавы в тот год, когда они трудились в Антиохии. Однако формально они еще не были рукоположены для евангельского служения. Теперь они достигли такого уровня в своей христианской деятельности, что Бог был готов доверить им сложную и ответственную миссию, для выполнения которой им предстояло призвать на помощь все возможности Церкви…

Прежде чем стать миссионерами в языческом мире, эти апостолы торжественно посвятили себя Богу постом и молитвой, и на них возложили руки. Таким образом, они были уполномочены Церковью не только учить истине, но и совершать крещение и организовывать церкви» (Деяния апостолов, с. 160, 161).

Урок на сегодня:

Если мы хотим, чтобы дело Божье гармонично развивалось и прогрессировало, нам необходимо сочетать индивидуальные усилия с организованным служением всей Церкви.

9 октября

Глашатаи Евангелия

«Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:45, 46).

После посвящения в Антиохии Павел, Варнава и Марк, родственник Варнавы, отправились на Кипр. Там местный проконсул Сергий Павел выразил желание послушать их, но чародей Елима попытался воспрепятствовать их встрече. Апостол Павел обличил Елиму, назвав его сыном дьявола и сообщив, что он будет поражен временной слепотой. Это происшествие произвело на проконсула Сергия Павла глубочайшее впечатление, и он убедился в истинности вести апостола.

Ученики отправились дальше и оказались в Памфилии, находившейся на юге современной Турции, где им пришлось претерпеть немало лишений и опасностей. Здесь юный, не привыкший к трудностям Марк впал в уныние и, отказавшись идти с ними дальше, вернулся в Иерусалим. Этот поступок Марка лишил его расположения Павла, тогда как Варнава оправдывал Марка, ссылаясь на его неопытность. Впоследствии Павел примирился с Марком и принял его как своего соработника.

Следующую остановку они сделали в Антиохии Писидийской, где посетили иудейскую синагогу в субботу и произнесли вдохновенную речь. Павел сделал обзор истории народа Божьего и рассказал, как религиозные вожди в Иерусалиме отвергли Иисуса — своего Мессию. Он смело провозгласил Благую весть о покаянии и прощении грехов через Иисуса, Спасителя мира.

Ключевая мысль:

«Обратившись к язычникам в Антиохии Пи сидийской, Павел и Варнава не прекращали трудиться для иудеев во всех местах… Впоследствии… Павел и его соработники проповедовали Евангелие и иудеям, и язычникам. Но главные их усилия теперь были направлены на созидание Царства Божьего на языческой земле, среди народов, которые ничего не знали об истинном Боге и Его Сыне или знали очень мало» (Деяния апостолов, с. 174, 175).

Урок на сегодня:

Бывает так, что нужно провозглашать непопулярные отличительные истины, а бывает, что нужно сделать упор на истинах, которые нас объединяют с другими. Бог поможет нам понять, что именно нам нужно делать в каждом конкретном случае.

10 октября

Проповедь среди язычников

«А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников» (Деян. 14:2).

В Иконии неверующие иудеи всеми силами препятствовали работе апостолов. Враги распространяли о них всякие небылицы, и Павлу с Варнавой то и дело приходилось представать перед властями, однако представители властей убеждались, что учение апостолов делает людей добродетельными, законопослушными гражданами и что моральный уровень горожан повысится, а порядок в городе укрепится, если люди примут проповедуемые апостолами истины. Тем не менее ложные обвинения по-прежнему осложняли им работу, и их друзьям в конце концов пришлось выручать апостолов, иначе они могли поплатиться жизнью за свой труд.

Оказавшись в городах Листре и Дервии, населенных в основном суеверными язычниками, Павел изменил свою тактику. В Листре не было ни одной иудейской синагоги, поэтому Павел и Варнава стали собирать людей неподалеку от храма, посвященного Юпитеру, и открывать им простые евангельские истины. Сначала они рассказывали о Боге-Творце и Его видимом творении. Затем, указав на Него в Его делах, подводили людей к созерцанию великого Правителя Вселенной.

Павел исцелил в Листре хромого, и, когда люди увидели свершившееся чудо, они решили, что апостолы — это боги, которые «в образе человеческом сошли к нам» (Деян. 14:11). Их энтузиазм только преумножился, когда Павел с Варнавой стали решительно возражать против своей Божественности. Впрочем, восхищение вскоре превратилось в ярость, когда апостолы наотрез отказались принять поклонение. Все закончилось тем, что народ побил Павла камнями и бросил, посчитав его умершим!

Но в Листре был обращен в христианство Тимофей, так что усилия апостолов не пропали даром.

Ключевая мысль:

«Когда к вере обращались люди одаренные и многообещающие, такие, как Тимофей, Павел и Варнава стремились убедить их в необходимости трудиться в винограднике. И когда апостолы уходили в другие места, вера этих мужей не ослабевала, а, напротив, усиливалась… Это тщательное обучение новообращенных способствовало удивительному успеху, который имели Павел и Варнава, проповедуя Евангелие в языческих странах» (Деяния апостолов, с. 186, 187).

Урок на сегодня:

Господь обещал, что будет с нами, куда бы мы ни пошли, возвещая Его Евангелие людям.

11 октября

Иудей и язычник

«Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян. 15:10).

Когда Павел и Варнава вернулись в Антиохию после своего первого миссионерского путешествия, некоторые христиане из числа иерусалимских иудеев подняли вопрос, который вскоре привел к долгим спорам в молодой Церкви. Должны ли обращенные из язычников обрезываться и соблюдать весь обрядовый закон, чтобы спастись (см. Деян. 15:5)? Одну сторону представляли Павел и Варнава, а другую — верующие иудеи из Иерусалима.

«Иерусалимская партия» никак не могла понять, что все ветхозаветные жертвоприношения были прообразами смерти Иисуса и утратили свое значение после Его распятия. Антиохийская церковь направила Павла, Варнаву и других ответственных служителей в Иерусалим, настояв на том, чтобы все споры прекратились, пока церковный собор не примет окончательного решения.

После жарких споров Петр напомнил собравшимся, что Святой Дух уже разрешил этот вопрос, когда был обращен Корнилий. Ибо Святой Дух сошел в равной мере как на необрезанных язычников, так и на обрезанных иудеев.

Иаков, брат Иисуса, объявил решение собора: язычники должны воздерживаться от блуда, а также от мяса животных, принесенных в жертву или удавленных (чья кровь не была надлежащим образом выпущена). А если ктото будет учить, что верующим из язычников нужно обрезываться, значит этот человек идет против решения Церкви.

Ключевая мысль:

«Павел часто оставался одиноким в своем служении. Он был особо научен Богом и не шел ни на какие уступки, когда дело касалось принципов. Иногда бремя было очень тяжелым, но Павел твердо стоял за правду. Он понимал, что Церковь никогда не должна подчиняться человеческой власти, ибо человеческие традиции и принципы не могут заменить открытую Истину. Какое бы положение люди ни занимали в Церкви, их предрассудки не должны препятствовать распространению евангельской вести» (Деяния апостолов, с. 199).

Урок на сегодня:

При множестве советников состоится дело. Бог желает, чтобы Его Церковь в единстве продвигалась вперед.

12 октября

Возвеличивая крест

«Дошел он [Павел] до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец — Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии» (Деян. 16:1, 2).

С ранних лет Тимофей знакомился с Писанием. Вера его матери и бабушки постоянно напоминала ему о том, как важно следовать Божьей воле. Преподанные ими духовные уроки помогали ему сохранять чистоту речи и противостоять злому влиянию окружающего мира. Увидев, что Тимофей верен Богу, тверд и предан истине, Павел избрал этого молодого человека своим спутником и соработником. Несмотря на свою молодость, Тимофей исполнял возложенные на него Павлом обязанности с христианской кротостью и истинной верой.

Павел полюбил Тимофея как «истинного сына в вере» (1 Тим. 1:2). В дороге Павел терпеливо учил его, как добиваться успеха в труде. Наблюдая за Павлом, Тимофей учился не поддаваться минутному порыву, но проявлять рассудительность и осмотрительность во всех своих трудах для Христа.

Павел чувствовал большую ответственность за тех, кто был обращен Святым Духом посредством его служения. Он понимал, что даже его собственное спасение может оказаться под угрозой, если он перестанет верно исполнять свой долг. Он знал, что одного проповедования недостаточно, чтобы научить верующих твердо держаться Слова жизни, — их нужно научить возрастать во Христе. Истина, не воспринятая сердцем и не воплощенная в жизнь, теряет свою жизнетворную силу, свое целительное свойство.

Ключевая мысль:

«Библейские уроки, претворяясь в практическую жизнь, оказывают глубокое продолжительное влияние на человека. Тимофей усвоил их и воплотил в жизнь. Он не был гением, но его труд был ценен тем, что он употребил данные Богом способности для служения своему Господу. Он отличался от других широкими познаниями в практическом благочестии, что делало его влиятельным человеком среди верующих» (Деяния апостолов, с. 145).

Урок на сегодня:

Мы должны усвоить те же уроки, какие Павел преподавал Тимофею, если желаем возрастать в благодати. Именно этого Бог ожидает от нас.

13 октября

За пределами малой Азии

«И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (Деян. 16:9).

Пришло время провозглашать евангельскую весть за пределами Малой Азии (современной Турции). Призыв, прозвучавший из Македонии, был настоятельным и не терпящим отлагательства, поэтому Павел со своими соработниками — Силой, Тимофеем и Лукой — тотчас откликнулись на него.

Их первой остановкой в Македонии стал город Филиппы. В субботний день апостолы вышли за город к реке, где проводила молитвенное собрание группа женщин. Там они познакомились с Лидией, почитающей Бога, состоятельной женщиной. Она с готовностью откликнулась на весть Павла и попросила крестить ее саму и всех ее домочадцев.

Кроме того, в Филиппах они встретили девушку-рабыню, одержимую духом прорицательства. Она повсюду следовала за Павлом и его спутниками, громко провозглашая их рабами Всевышнего. Спустя несколько дней Павел повелел злому духу оставить ее. Это привело в ярость хозяев девушки, получавших прибыль от ее предсказаний. Вскоре Павел и Сила оказались в темнице под строгой охраной.

Но Бог не забыл о Своих слугах. Земля содрогнулась, темничные двери распахнулись, цепи и оковы пали с узников наземь. Темничный страж, понимая, что ему придется ответить головой за бегство узников, выхватил меч, чтобы лишить себя жизни. Но Павел успел остановить его, заверив, что все узники на месте. Страж вспомнил обо всем, что видел и слышал о Павле и его соработниках, и понял, что нуждается в спасении, которое проповедовал Павел. Он попросил Павла открыть ему путь жизни и истину, позволявшую апостолу сохранять спокойствие в любых обстоятельствах. Все это привело к образованию первой христианской церкви в Филиппах.

Ключевая мысль:

«В результате труды Павла в Филиппах привели к образованию быстро растущей церкви. Его ревностность и посвящение и особенно его готовность страдать за Христа производили глубокое впечатление и имели положительное влияние на обращенных. Они дорожили теми драгоценными истинами, ради которых апостолы стольким жертвовали, всецело отдавая себя делу Спасителя» (Деяния апостолов, с. 218).

Урок на сегодня:

Бог способен помочь нам выйти из любого затруднительного положения, в котором мы можем оказаться.

14 октября

Фессалоника

«И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало» (Деян. 17:4).

Оставив Филиппы, Павел и Сила отправились в Фессалонику, где была большая иудейская община. Имея дело с иудейской аудиторией, Павел, по обыкновению своему, обратился к ветхозаветным Писаниям относительно пришествия Мессии и показал, как эти пророчества исполнились в жизни и смерти Иисуса. Он рассказал им о воскресении Христа из мертвых. Разъясняя ветхозаветные пророчества об Иисусе как Мессии, Павел воспользовался тем же методом, к которому прибегнул Учитель в беседе с учениками по дороге в Еммаус.

Павел поведал фессалоникийским иудеям о своей прежней ревности по церемониальному закону и о том, что случилось с ним на подходе к Дамаску. До своего обращения он был уверен в наследовании спасения в силу своего происхождения, питая ложные надежды. Он полагался на обряды и церемонии. Но его законничество не имело ничего общего с верой в Бога и было бесполезным. Он похвалялся своей непорочностью и исполнением дел закона, но отверг Самого Законодателя. Со святым дерзновением Павел возвестил фессалоникийцам Евангелие, показав истинный смысл ритуалов и церемоний, связанных с храмовым служением, а также их воплощение в земном и небесном служении Господа.

Ключевая мысль:

«Те, кто проповедует непопулярные сегодня истины, не должны унывать, если даже христиане оказывают им такой же холодный прием, какой Павел и его соработники встречали среди людей, для которых они трудились. Вестникам креста надо вооружиться бодрствованием и молитвой и идти вперед с верой и мужеством, всегда трудясь во имя Иисуса. Они должны провозгласить Христа Ходатаем за человечество в Небесном Святилище, Который является Центром всех ветхозаветных жертв, потому что через Его искупительную жертву нарушители Закона Божьего смогут обрести мир и прощение» (Деяния апостолов, с. 230).

Урок на сегодня:

Один из самых действенных методов благовестия об Иисусе Христе — рассказать людям о том, как Он вел нас в прошлом, о победах, которые помог нам одержать, и о прощении, которое нам даровал.

15 октября

Верия и Афины

«Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало» (Деян. 17:11, 12).

Верийцы, лишенные предубеждений, охотно принялись изучать Писание, причем не из праздного любопытства, но дабы узнать, что говорится в нем о Мессии. Все люди будут судимы в соответствии с мерой полученного ими света. Неверующие фессалоникийские иудеи, движимые завистью и ненавистью к апостолам, последовали за ними в Верию и стали разжигать страсти в среде простолюдинов. Так постоянные гонения вынуждали апостолов переходить из города в город.

В Афинах, столице языческой религии, известной своей образованностью и культурой, Павел возревновал о Боге, увидев великое множество святилищ, храмов и статуй, свидетельствующих о поклонении языческим божествам. Оценив величие этого культурного центра, он понял, какие соблазны окружают здесь всех любителей искусства и науки. Павла угнетало чувство одиночества, он жаждал сочувствия и помощи своих спутников (см. 1 Фес. 3:1).

Интеллектуальные способности Павла снискали уважение ученых мужей в Афинах, а его серьезные, логично обоснованные суждения и сила ораторского искусства привлекли внимание многих слушателей.

Ключевая мысль:

«Слова Павла — сокровища знания для Церкви. Другой на его месте мог бы легко наговорить много обидного, что привело бы в бешенство его гордых слушателей, а его самого поставило бы в затруднительное положение. Ведь если бы в своей речи он оскорбил их богов и великих мужей города, его могла бы постигнуть участь Сократа. Но с тактичностью, проистекающей из Божественной любви, он осторожно перевел их внимание с языческих богов на истинного Бога, Который был им неведом» (Деяния апостолов, с. 241).

Урок на сегодня:

Усердный Божий труженик постарается приспособить свои методы работы к нуждам своих слушателей. Весть будет оставаться прежней, но методы ее возвещения могут быть разными.

16 октября

Коринф

«Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:4).       

Коринф был центром торговли, одним из ведущих городов мира. В этом городе процветало идолопоклонство. Павел понимал, насколько велики препятствия, стоящие на пути благовестия в подобном месте. Ведь помимо идолопоклонства Коринф прослыл — даже среди язычников — еще и своей вопиющей безнравственностью.

Проповедуя в Коринфе, Павел снова поменял свою тактику возвещения Евангелия. В Афинах, в этом бастионе интеллекта, он делал упор на логику, ученость и философию. Но апостол хорошо понимал, что подобный подход не сработает в общении с беспечными, безразличными жителями Коринфа. Поэтому он решил воздерживаться от заумных споров, а сосредоточиться прежде всего на «Иисусе Христе, и притом распятом» (1 Кор. 2:2).

Он говорил об Иисусе как о человеке простого происхождения, выросшем в Назарете, который, как и Коринф, был известен своим нечестием. Он проповедовал о кресте, хорошо понимая, что эта тема — камень преткновения для иудеев и безумие для еллинов (см. 1 Кор. 1:23). Но для Павла крест представлял чрезвычайный интерес. Он по собственному опыту знал: когда грешник получает откровение о любви Отца, явленной в жертве Его Сына, в его сердце происходит перемена и Христос становится для него все во всем. В те редкие моменты, когда рвение Павла ослабевало, ему было достаточно взглянуть на крест, чтобы с новой силой взяться за исполнение своего долга.

Но, увы, коринфские иудеи не пожелали принимать свидетельство, которое с такой ясностью возвещал Павел. Хотя его усилиям и сопутствовал определенный успех, он сомневался, стоит ли и дальше пытаться выстроить церковь из того материала, которым он там располагал.

Ключевая мысль:

«Павел был красноречивым оратором. До своего обращения он часто пытался произвести впечатление на слушателей свободным полетом мысли. Но теперь он отказался от подобных приемов… Апостол понимал, что люди, борющиеся с жизненными неурядицами, должны получать практическое наставление в основополагающих принципах христианства» (Деяния апостолов, с. 251, 252).

Урок на сегодня:

Для нас, как и для Павла, крест Христов должен быть средоточием нашей веры и нашего свидетельства о Нем.

17 октября

Послания к Фессалоникийфам

«Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии» (1 Фес. 1:5–7).

Сила и Тимофей присоединились к Павлу в Коринфе и принесли ему добрые вести о тех, кто принял истину во время их первого посещения Фессалоники. Под действием благодати Христовой в их жизни произошли чудесные перемены, и возвещаемое ими Слово Господа сопровождалось проявлением удивительной силы. Их проповедь истины завоевывала сердца. Павлу очень хотелось посетить их лично, но, не имея такой возможности, он взялся за перо.

В своем первом письме к фессалоникийским христианам Павел постарался дать им наставление относительно истины о состоянии мертвых. Он сказал, что мертвые спят (см. 1 Фесс. 4:13–18). Павел говорил им об этом и прежде, но в то время их разум с трудом воспринимал столько новых, необычных для них учений. Стоит ли удивляться, что некоторые истины так и не запечатлелись в достаточной мере в сознании фессалоникийцев. Теперь же их наполняла радость от осознания того, что их почившие в вере друзья в свое время восстанут из праха.

Ключевая мысль:

«Фессалоникийцы жадно ухватились за мысль, что Христос скоро придет, чтобы преобразовать верных, живущих на земле, и взять их к Себе. Они тщательно оберегали жизнь своих друзей, дабы они не умерли и не лишились благословения, которое они все надеялись получить во время пришествия Господа. Однако их близкие один за другим уходили из этой жизни, и фессалоникийцы с невыразимой тоской смотрели в последний раз на лица умерших, не смея надеяться на то, что встретят их в будущей жизни» (Деяния апостолов, с. 258).

Урок на сегодня:

Истина о воскресении мертвых рассеивает мрак страха и безнадежности, окружающий смерть. Благодаря Иисусу праведники вновь вернутся к жизни.

18 октября

Аполлос в Коринфе

«Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново» (Деян. 18:24, 25).

Оставив Коринф, Павел ненадолго остановился в Ефесе, прежде чем продолжить свой путь в Иерусалим на приближающийся праздник. Примерно в то же время в Ефесе оказался Аполлос, который стал смело проповедовать в синагоге (см. Деян. 18:26).

Немногим позднее, будучи наставлен в Евангелии Акилой и Прискиллой, Аполлос отправился в Коринф, где в своих публичных выступлениях, а также переходя из дома в дом, «он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян. 18:28). Павел посеял семя истины в Коринфе, а Аполлос его поливал. Но вскоре некоторые члены церкви принялись сравнивать одного проповедника с другим, и это внесло дух разделения, препятствующий продвижению дела благовестия.

Во время своего пребывания в Коринфе Павел намеренно проповедовал Евангелие в простоте, соотнося свою манеру проповеди с состоянием церкви. Однако зависть и взаимные обвинения помешали многим коринфским верующим в полной мере принять Святого Духа.

Ключевая мысль:

«Бог поручил Павлу стать первым проповедником Евангелия в Коринфе и основать здесь церковь. Затем Богу было угодно, чтобы его место заняли другие работники. Ибо посеянное семя следует поливать, и сделать это надлежало Аполлосу. Он продолжил труды Павла, наставляя уверовавших и способствуя прорастанию и развитию посеянного семени… Не насаждающие и поливающие вызывают рост семени, они трудятся под руководством Бога, как Его избранные орудия, сотрудничая с Ним в Его деле. Честь же и слава успеха по праву принадлежат Господину жатвы» (Деяния апостолов, с. 274).

Урок на сегодня:

Одному, даже очень талантливому, служителю редко удается в полной мере соответствовать всем нуждам и потребностям конкретной церкви. У каждого работника свои таланты и дарования от Бога.

19 октября

Ефес

«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес» (Деян. 19:1).

Ефес, столица римской провинции Асии, был крупным центром торговли. В его гавань заходили корабли со всего света. Прибыв в город, Павел нашел там двенадцать человек, которые, подобно Аполлосу, были учениками Иоанна Крестителя и имели некоторое представление о миссии Христа. Но при этом они ничего не знали о Святом Духе.

Павел изложил им великие истины, лежащие в основании христианского упования. Он рассказал им о земной жизни Христа, о Его позорной смерти и славном воскресении, увенчавшем труд Его жизни. Он поведал им о данном Христом обетовании Святого Духа, Чьей силой будут совершаться знамения и чудеса и преображаться жизни.

С глубоким интересом и благодарностью выслушали Павла эти братья. Они приняли водное крещение, а также крещение Святым Духом, получив при этом дар говорить на других языках и пророчествовать. Теперь они были готовы потрудиться в качестве миссионеров во всех уголках Малой Азии.

Сегодня многие, подобно ефесским верующим, ничего не знают о воздействии Святого Духа на сердце, хотя в Библии это учение изложено ясно и понятно. Подобно соку, поднимающемуся от корней и переходящему по стеблю в ветви, жизнетворная сила Духа наполняет душу, изменяя ее побуждения и привязанности и приводя даже наши помыслы в послушание воле Божьей.

Ключевая мысль:

«Если с наших глаз снять повязку, мы бы увидели злых ангелов, всевозможными ухищрениями пытающихся обольщать и губить. Но там, где сатана проявляет свою колдовскую силу, люди забывают Бога. Когда они подчиняются влиянию сатаны, их умы повреждаются и души оскверняются прежде, чем они это осознают, а посему народ Божий нашего времени должен прислушаться к словам апостола, обращенным к Ефесской церкви: „И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте“ (Еф. 5:11)» (Деяния апостолов, с. 290).

Урок на сегодня:

Обетование Святого Духа относится к нам сегодня в такой же степени, что и к новозаветным верующим. У нас есть все возможности испытать силу Святого Духа в своей жизни.

20 октября

Дни тяжёлого труда

«Ибо мы находимся в опасности — за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание. По прекращении мятежа Павел, призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними, вышел и пошел в Македонию» (Деян. 19:40; 20:1).

Более трех лет Павел трудился в Ефесе. И вот теперь у него возникла мысль о новом миссионерском путешествии — на этот раз в Рим (см. Деян. 19:21). Его уход из Ефеса ускорило событие, случившееся во время ежегодного праздника, посвященного богине Артемиде. Эти празднества неизменно становились тяжелым испытанием для новообращенных христиан. Миссионерские усилия Павла отразились на культе Артемиды не в лучшую сторону, существенно снизив посещаемость этих торжеств. Жрецы Артемиды опасались за свое будущее и были сильно разгневаны. Ремесленники, производившие и продававшие серебряные фигурки Артемиды, тоже были не в восторге, ибо их доходы весьма упали. Жрецы и ремесленники возмутили народ против Павла и подняли мятеж. Городские власти поспешили схватить Павла и его соработников.

Павел хотел отстоять истину перед разгневанной толпой, но друзья уговорили его отказаться от этой затеи, зная, в какой опасности он может оказаться. Напряжение постоянно нарастало, в течение двух часов народ скандировал: «Велика Артемида Ефесская!» На кону стояло благосостояние языческих жрецов и серебряных дел мастеров.

Наконец толпа, истощив свои силы, утихла; у блюстителя порядка появилась возможность сказать несколько слов и убедить толпу разойтись.

Ключевая мысль:

«Среди постоянных нападок, неистовства врагов и предательства друзей неустрашимый апостол чуть было не потерял мужество. Но он вспомнил Голгофу и с новым рвением стал распространять познания о распятом Спасителе, вступив на путь, требующий непрестанной жертвы, — путь, по которому до него прошел Христос. Он не стремился уклониться от борьбы, пока не сложил свое оружие у ног Искупителя» (Деяния апостолов, с. 297).

Урок на сегодня:

Когда возникают непредвиденные затруднения, у Бога всегда находится человек, способный указать выход из сложившейся ситуации.

21октября

Весть предостережения

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).

Первое письмо Павла коринфянам было написано в конце его пребывания в Ефесе. Прежде чем принять в церковное братство исповедовавших свою веру во Христа, Павел особым образом наставлял их о преимуществах и обязанностях верующего христианина.

Апостол остро чувствовал борьбу, которую должна вести со злом каждая душа. Он увещевал новообращенных христиан всем сердцем покориться Богу, ибо хорошо понимал, что без полной покорности им не оставить грех, ведь наклонности и страсти будут по-прежнему бороться за превосходство, а искушения — смущать совесть. Пока Павел был с ними, злое влияние почти не имело над ними силы, но после его ухода положение изменилось, и не в лучшую сторону. Мало-помалу многие из новообращенных утратили бдительность, позволив возобладать над собой естественным наклонностям.

Услышав о прискорбном положении дел в коринфской церкви, Павел понял, что оправдались его самые худшие ожидания. Он отдавал себе отчет, что в своем нынешнем состоянии члены церкви не получат пользы от его прихода, поэтому послал Тита подготовить для него почву, а затем написал свое первое письмо. С предельной ясностью он изложил общие принципы, которые должны были помочь верующим подняться на более высокий духовный уровень.

Ключевая мысль:

«Коринфские верующие нуждались в более глубоких опытах общения с Богом. Они еще не вполне понимали, что значит взирать на славу Его и преображаться в тот же образ от славы в славу. Они узрели лишь первые лучи этого восходящего сияния. Павел хотел, чтобы они исполнились всей полнотой Божьей и продолжали познавать Господа, явление Которого, как заря; чтобы они познавали Его до тех пор, пока не достигнут полноты совершенной евангельской веры» (Деяния апостолов, с. 307, 308).

Урок на сегодня:

Получая прощение, мы только начинаем свой христианский путь; цель евангельской вести — возрастание в благодати.

22 октября

Призванные стремиться к лучшему

«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1 Кор. 9:24, 25).

В своем первом письме к верующим в Коринф Павел проводит яркое сравнение между христианской жизнью и знаменитыми состязаниями в беге, периодически проводившимися неподалеку от Коринфа. Эти соревнования проводились по строгим правилам, и Павел сделал акцент на подготовке, без которой бегуну не добиться успеха, — на суровой дисциплине, умеренном питании, воздержании. Чревоугодие и любые другие привычки, способные ослабить человека умственно и физически, были строго запрещены в подготовительный период. Бегун — или христианин — ни в коем случае не должен отвлекаться на всякого рода развлечения, роскошь или праздное времяпрепровождение. Все его привычки и страсти должны быть подчинены строжайшей самодисциплине. Разум, просвещенный библейским учением и водимый Духом Божьим, должен крепко держать в своих руках бразды правления в естестве человека.

Выполнив все эти условия, христианин должен приложить максимум усилий для победы. Как и бегун на ристалище, христианин по мере приближения к финишной черте должен стремиться к цели с еще большей решительностью. В коринфских состязаниях лавровый венок доставался лишь одному атлету. А венец вечной жизни может выиграть каждый ревностный упорный христианин.

Ключевая мысль:

«Предостерегающие слова апостола в адрес коринфской церкви своевременны для любой эпохи, но особенно актуальны они в наши дни. Так, под идолопоклонством он имел в виду не только поклонение идолам, но и самому себе: любовь к праздности, удовлетворение низменных желаний и страстей. Формальное исповедание веры во Христа, кичливость своим знанием истины не делают человека христианином. Религия, стремящаяся лишь к услаждению зрения, слуха и вкуса или одобряющая потакание своим желаниям, не есть религия Христа» (Деяния апостолов, с. 317).

Урок на сегодня:

Христианская жизнь требует решительности и упорства, но пересечь финишную черту и победить может каждый — по благодати Божьей.

23 октября

Принятая весть

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Из Ефеса Павел отправился в очередное миссионерское путешествие в ту область Греции, где он уже трудился. Его по-прежнему сильно тревожило состояние коринфской церкви. Впрочем, встретив Тита, он узнал от него о чудесной перемене, происшедшей в жизни коринфских верующих. Многие приняли наставление, изложенное в его первом письме, и раскаялись в своих грехах. Возрадовавшись, апостол отправил им второе письмо, выражая свою сердечную радость по поводу произошедших в них добрых перемен.

Павел всегда переживал об основанных им церквах. Было немало лжеучителей, которые пытались подорвать у верующих доверие к нему. И вот теперь как будто гора спала с его плеч, и Павел воздал Богу всю славу за преображенные сердца и жизни коринфских христиан.

Нашлись люди, увидевшие в первом письме Павла в Коринф повод обвинить его в хвастовстве. В своем втором послании он указал, что единственное рекомендательное письмо, в котором он нуждается, это сами коринфские верующие, обратившиеся от служения идолам к евангельской вере. Его апостольство было вписано в сердца обращенных и подтверждено их обновленной жизнью.

Ключевая мысль:

«Созерцая Христа, мы оказываемся рядом с неизмеримой любовью… Мы думаем о Его жизни на земле, о Его жертве за нас, о Его служении на небе, где Он ходатайствует за нас, об обителях, которые Он приготовил для любящих Его, и невольно восклицаем: „О, высота и глубина любви Христовой!..“

Именно на земле любовь Божья была явлена во Христе, и именно на земле Его дети должны отражать эту любовь своей непорочной жизнью. Таким образом грешники будут приведены ко кресту, чтобы созерцать Агнца Божьего» (Деяния апостолов, с. 333, 334)

Урок на сегодня:

Когда нас со всех сторон осаждают трудности и беды, мы можем обновиться в силе и уповании, размышляя о чудесной любви Христа.

24 октября

Жертвующая церковь

«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?.. Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:11–14).

Десятина была частью Божьего плана по поддержанию Его дела на земле. Его замысел включает в себя многочисленные дары и приношения. Установив эту систему добровольных приношений, Господь хотел показать израильтянам, что Он должен занимать первое место во всех их делах и помышлениях. И Богу не угодно, чтобы современные христиане, имеющие гораздо больше преимуществ, чем иудейских народ, жертвовали менее охотно.

Если люди, исповедующие христианство, будут верно приносить Богу свои десятины и приношения, Его сокровищница будет полна и не возникнет нужда устраивать дополнительный сбор средств на дело Евангелия.

Слишком много христиан склонны тратить деньги на потворство собственным прихотям — на дорогую одежду, роскошные дома, удовольствия и всякого рода украшения. Каждый, чье сердце озарено любовью Христа, почтет за честь поддержать дело Божье своими финансовыми средствами. Даром мы получаем, даром должны и отдавать.

Ключевая мысль:

«Желание жертвовать у верующих в Македонии было следствием их чистосердечного посвящения. Движимые Духом Божьим, они „отдали самих себя, во-первых, Господу“ (2 Кор. 8:5), а затем охотно жертвовали свои средства на дело Евангелия… В простоте и чистоте сердца, в любви к братьям они с радостью отвергли себя и тем принесли обильный плод человеколюбия и щедрости» (Деяния апостолов, с. 343, 344).

Урок на сегодня:

Таков духовный и психологический принцип: где сокровище наше, там будет и сердце наше. Обратное тоже верно: где сердце наше, там будет и сокровище наше.

25 октября

Работая в трудных условиях

«Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: „блаженнее давать, нежели принимать“» (Деян. 20:33–35).

Временами, когда Павел издерживал все свои средства на продвижение дела Христова, ему приходилось возвращаться к своему ремеслу и собственными руками зарабатывать себе на пропитание. Случалось подобное чаще всего там, где люди, которым он проповедовал Евангелие, могли заподозрить его в корыстных побуждениях (см. 2 Фес. 3:8, 9).

Во все века сатана пытался помешать делу Божьему, насаждая дух фанатизма. Обольщенные сатаной люди учили, что истинная святость возвышает человека над всеми земными заботами, включая всякий труд. Некоторые учили даже, что работать грешно, что христиане должны посвящать себя исключительно духовным упражнениям и не заботиться вовсе о своем земном благополучии. Пример Павла полностью опровергает подобные крайние взгляды.

Иногда поместные церкви собирали средства в помощь Павлу; во Втором послании в Коринф Павел отмечает, в частности, что Сила и Тимофей принесли деньги, собранные македонскими церквами (см. 2 Кор. 11:7–10).

Ключевая мысль:

«Многие могут приобрести ценный опыт, уделяя часть своего времени физическому труду, и таким способом можно подготовить сильных работников для важного служения в местах, где это более всего требуется. Самоотверженный раб Божий, который без устали трудится в слове и учении, несет тяжелое душевное бремя. Он не измеряет свою работу часами… Небо поручило ему работу, и от Неба он ожидает награды за выполненный долг» (Деяния апостолов, с. 355, 356).

Урок на сегодня:

Бог изольет на нас Свои благословения, когда каждый будет жить по закону самоотречения и принимать посильное участие в деле провозглашения Евангелия миру.

26 октября

Посвящённое служение

«Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:17, 18).

Иисус подал нам пример, показав, что значит бескорыстное служение. Вся Его жизнь свидетельствовала о законе любви, и всякий Его последователь должен служить, как служил Он, не ища себе ни славы, ни легких путей.

Полагаясь на силу Иисуса, Его последователи будут так убедительно провозглашать евангельскую весть, что она найдет отклик в сердцах ближних. Они будут все более и более уповать на Божью силу и все меньше на собственную. Время, проведенное в общении с Богом, придаст их жизни силу, превосходящую воздействие их проповедей.

Наиболее успешно сатана искушает тех, кто впадает в уныние. Более всего Павел уповал на Бога именно в те моменты, когда над ним сгущались тучи. Он понимал, что его высокое призвание требует от него полной отдачи сил, поэтому полностью посвящал себя Божьему делу. Он служит примером для современных служителей. Все наши способности принадлежат Богу, и мы не должны допускать, чтобы уныние отвлекало нас от дела, к которому Он нас призвал.

Ключевая мысль:

«Не все подвизавшиеся на ниве служения добились успеха, потому что не предали себя полностью делу Господа, а служители должны быть всецело поглощены одним — стремлением вести души к Спасителю. Рыбаки, которых призвал Христос, сразу же оставили свои сети и последовали за Ним. Служители не смогут должным образом исполнять дело Божье, если значительная часть времени у них будет уходить на мирские дела. Подобное раздвоение притупляет духовное восприятие и чуткость. Когда разум и сердце поглощены земными интересами, служение Христу отодвигается на второй план. И тогда служители работают для Бога в зависимости от обстоятельств, вместо того чтобы приспосабливать обстоятельства к нуждам дела Божьего» (Деяния апостолов, с. 365).

Урок на сегодня:

Бог требует от каждого из нас полного посвящения. Мы должны посвятить на служение Ему свои лучшие способности.

27 октября

Спасение для Иудеев

«Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Рим. 10:1).

Во время своего пребывания в Коринфе Павел думал о путешествии в Рим, где уже возникла христианская община. Чтобы подготовить почву для своего прибытия, он отправил верующим в Риме письмо, в котором изложил великие евангельские принципы. В этом письме Павел ясно и убедительно представил учение об оправдании верой во Христа. С тех пор это послание стало маяком, направлявшим кающихся грешников в гавань спасения и праведности.

В письме к римлянам Павел выразил всю свою тревогу за иудеев. Иудеи были Божьим избранным народом, через них Он намеревался благословить весь мир. И хотя Израиль отверг Его Сына, Бог не отверг Израиля.

Павел уподобил остаток Израиля благородному оливковому дереву с отломанными ветвями. А язычников он сравнил с ветвями от дикой маслины, привитыми к стволу. Своим неверием и противлением Божьей воле Израиль как народ утратил связь с Богом. И вот теперь Он созидал воссоединившийся Израиль, состоящий из иудейских и языческих ветвей, «и так весь Израиль спасется» (Рим. 11:26).

Ключевая мысль:

«Когда проповедь Евангелия будет близиться к завершению, необходимо будет обратить внимание на людей, которых раньше не замечали, и Бог надеется, что Его вестники проявят особый интерес к еврейскому народу, живущему во всех частях мира. Когда Писания Ветхого Завета сольются с Писаниями Нового Завета, открывая вечный план Иеговы, для многих евреев это будет как бы рассветом нового дня, воскресением души. Когда они увидят новозаветного Христа на страницах ветхозаветных Писаний, когда они поймут, как ясно Новый Завет объясняет Ветхий Завет, их спящая душа пробудится, и они признают Христа Спасителем мира. Многие верой примут Христа как своего Искупителя» (Деяния апостолов, с. 381).

Урок на сегодня:

Духовный Израиль — Божья семья — состоит из представителей всех народов мира.

28 октября

Богоотступничество в Галатии

«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово» (Гал. 1:6, 7).

Лжеучителя, появившиеся среди верующих в Иерусалиме, привнесли в христианскую церковь в Галатии разделение и ересь. Эти лжеучителя пренебрегали решением общего церковного собора, настаивая на том, что обращенные из язычников должны обрезываться и соблюдать прочие положения иудейского церемониального закона. Павел ответил на этот кризис письмом, которое написал галатийским христианам.

Он развенчал заблуждения, привнесенные в церковь этими учителями, — заблуждения, которые вытеснили чистое евангельское учение. Он обратился к верующим с увещеванием вернуться к их прежней вере в Евангелие и подчеркнул: если они будут соблюдать утратившие смысл иудейские обряды, то тем самым отвергнут Христа — основание их веры.

Павел указал на лицемерие лжеучителей, подчеркнув, что их религия заключается в соблюдении церемоний, с помощью которых они рассчитывают снискать Божье расположение. Они пренебрегают Евангелием, которое призывает к послушанию Божьему Слову.

Ключевая мысль:

«Сатана продуманно старается отвращать умы от надежды на спасение через веру во Христа и послушание Закону Божьему. В каждую эпоху архивраг приспосабливает свои искушения к предрассудкам и наклонностям тех, кого он пытается обольстить. Во времена апостолов он побуждал иудеев возвеличивать обрядовый закон и отвергать Христа; в настоящее время он побуждает многих христиан под предлогом почитания Христа пренебрегать нравственным Законом и учит, что его заповеди можно безнаказанно нарушать. Долг каждого служителя Божьего — твердо и решительно противостоять людям, извращающим веру, и словом истины бесстрашно разоблачать заблуждения» (Деяния апостолов, с. 387).

Урок на сегодня:

Все, что отвлекает наше внимание от Иисуса и Его праведности, что заставляет сосредоточиться на нас самих и наших делах, противоречит истинному Евангелию.

29 октября

Последнее путешествие Павла в Иерусалим

«Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он [Павел] не ходил в Иерусалим» (Деян. 21:12).

Павел хотел прийти в Иерусалим до Пасхи, чтобы иметь возможность встретиться с иудеями, прибывшими на праздник со всех концов земли. А еще он хотел передать иерусалимским верующим дары, собранные церквями из языческих стран для своих неимущих братьев и сестер в Иудее.

Он уже собирался вступить на палубу корабля, как вдруг ему сообщили о заговоре иудеев, замысливших его убить. Поэтому он решил обогнуть Македонию, догнав своих спутников в Троаде.

В последний вечер перед отбытием Павла из Троады в горнице на третьем этаже собралось немало народу, чтобы выслушать последнее наставление своего любимого учителя. Павел проповедовал до полуночи, и сидевший на окне юный Евтих заснул и упал вниз. Его нашли мертвым, но Павел помолился Богу о его воскрешении. Затем, повернувшись к испуганным людям, он сказал: «Не тревожьтесь; ибо душа его в нем» (Деян. 20:10). И собрание продолжилось до самого рассвета.

На следующий день Павел встретился в Милите, расположенном в пятидесяти километрах от Ефеса, с руководителями церкви из этого города, дав им наставление по самым разным вопросам. И Павел, и милитские пресвитеры знали, что видятся в последний раз. Апостол предостерег их о том, что их ждут трудные времена, когда из церковной среды выйдут лжеучителя, «которые будут говорить превратно» (Деян. 20:30).

Ключевая мысль:

«Он [Павел] не мог рассчитывать на сочувствие и поддержку даже со стороны своих братьев по вере. Необращенные иудеи, пристально наблюдавшие за всеми его действиями, не замедлили распространить о нем в Иерусалиме самую нелестную молву — и лично, и в письмах; даже некоторые апостолы и пресвитеры верили этим наговорам, не пытаясь оспаривать их, не пробуя понять Павла и сотрудничать с ним» (Деяния апостолов, с. 398).

Урок на сегодня:

Пророчество Павла о том, что в среде самой Церкви будут появляться люди, проповедующие лжеучения и вводящие народ в заблуждение, исполнялось на протяжении всей церковной истории и исполняется до сих пор.

30 октября

Павелв узах

«Я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города; прошу тебя, позволь мне говорить к народу. Когда же тот позволил, Павел, стоя на лестнице, дал знак рукою народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке» (Деян. 21:39, 40).

В Иерусалиме Павел и его спутники официально передали руководителям Церкви дары неимущим иудеям, собранные церквями из языческих городов. Эти щедрые приношения свидетельствовали о том, что обращенные из язычников признают единство организованной Церкви во всем мире.

Однако некоторые из числа руководящих братьев, прежде поддерживавшие миссионерскую деятельность Павла среди язычников, теперь почувствовали угрозу, таившуюся в быстром росте числа обращенных из язычников. Они убедили Павла продемонстрировать свою лояльность некоторым руководителям иерусалимской церкви, пойдя на некоторые уступки в отношении обрядового закона. На протяжении всего своего служения Павел обращался за водительством непосредственно к Богу. В то же время он тщательно соблюдал решения общего собора в Иерусалиме.

Павел утешался мыслью, что выполнил свой долг, воспитывая в новообращенных дух верности, щедрости и братской любви, нашедший выражение в обильных дарах, доставленных им иудейским братьям и сестрам. У всех руководителей Церкви появилась уникальная возможность честно признать, что через Павла действовал Бог. Но вместо этого многие из них возложили на него вину за предубежденность, существовавшую между иудеями и бывшими язычниками в Церкви. Они предложили Павлу пойти на компромисс, и ради сохранения единства Павел согласился. Однако их совет привел к тому, что Павел оказался в узах.

Ключевая мысль:

«Если бы руководители церкви полностью подавили в себе чувство неприязни к апостолу и приняли его как человека, особо призванного Богом, чтобы нести Евангелие язычникам, Господь оставил бы его им. Бог не собирался так скоро положить конец трудам Павла, но Он не сотворил чудо, чтобы изменить ход событий, которые произошли в результате того, что руководители церкви в Иерусалиме заняли неправильную позицию» (Деяния апостолов, с. 417).

Урок на сегодня:

Компромиссы ради сохранения мира редко приводят к добру.

31 октября

Суд в Кесарии

«Притом же надеялся он [Феликс], что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним. Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах» (Деян. 24:26, 27).

Спустя пять дней по прибытии своем в Кесарию, будучи доставлен туда в узах, Павел предстал пред римским прокуратором Феликсом. На суд явились и его противники из Иерусалима, чтобы выдвинуть против него обвинения в том, что он якобы угрожает миру в империи. Они сплели целую паутину лжи вокруг происшедшего с Павлом. Феликс уже прочел выдвинутые против Павла обвинения и понял, что они не имеют под собой никакого основания. Поэтому он предоставил Павлу возможность ответить своим обвинителям, и апостол с готовностью воспользовался этой возможностью. Искренность и прямота, с которыми говорил апостол, произвели на Феликса глубокое впечатление, тем не менее он не избавил Павла от уз из страха перед иудеями.

Вскоре Феликс и его жена Друзилла выразили желание побеседовать с Павлом. Павел поведал им о праведности и правосудии Бога. Он открыл им их долг повиноваться Закону Божьему, ведя трезвый и умеренный образ жизни, подчиняя страсти рассудку и сохраняя здоровье тела и души.

Но прежде всего Павел постарался направить их помыслы к великой Жертве за грех. Только верой во Христа грешник может очиститься от вины и обрести способность повиноваться своему Создателю.

Ключевая мысль:

«Павел особо остановился на всеобъемлющих заповедях Закона Божьего. Он показал, что они проникают в глубину человеческого естества и освещают то, что скрыто от человеческих глаз… Закон испытывает его помыслы, мотивы и цели. Темные страсти, скрытые от глаз человеческих, зависть, ненависть, похоть и тщеславие; зло, замышляемое и вынашиваемое в тайниках души, но не осуществленное из-за отсутствия возможностей, — все это осуждается Законом Божьим» (Деяния апостолов, с. 424).

Урок на сегодня:

Наступают времена, когда верующим придется возвещать истину пред лицом власть имущих. Бесстрашное благовествование Павла римскому прокуратору — истинный образец христианского свидетельства.