Ноябрь

1 ноября

Павел требует суда кесаря

«Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься» (Деян. 25:12).

Противники Павла из числа иудеев не хотели, чтобы он оказался в Риме. Они хотели, чтобы Фест отдал Павла в их руки и отослал его в Иерусалим. Они замыслили убить его по дороге. Но Павел потребовал суда кесаря, и Бог утвердил Феста в желании отправить Павла в Рим. Апостол предпочел предстать перед языческим римским судом, а не переносить постоянные отсрочки и томительное ожидание суда в Кесарии в окружении озлобленных иудеев.

Сатана действовал руками иудейских вождей, пытаясь помешать евангельскому служению. Он прибегал к гонениям и преследованиям верных Божьих вестников на протяжении всех веков. Сегодня он придерживается того же образа действий, и его сопротивление будет только возрастать по мере приближения к завершению земной истории. В грядущие дни верные рабы Божьи столкнутся с таким же ожесточением сердец, с таким же жестоким противлением, с такой же неуемной ненавистью, что и апостол Павел. В конце времен от детей Божьих потребуются самое твердое упование, самые героические усилия, чтобы сохранить веру, некогда переданную святым.

Ключевая мысль:

«Бог желает, чтобы Его народ подготовился к приближающемуся кризису. Готовы люди или нет — им предстоит время испытаний, и только те, чья жизнь соответствует Божественному образцу, сохранят твердость духа перед лицом лишений. Когда светские власти объединятся со служителями церкви, пытаясь при помощи насилия решать вопросы совести, будет ясно, кто в действительности боится Бога и служит Ему. Чем гуще тьма, тем ярче свет, исходящий от тех, кто уподобился Господу. Когда рухнут все надежды, тогда откроется, кто неизменно уповает на Иегову. Хотя враги истины повсюду будут следить за рабами Господа, чтобы причинить им зло, Бог будет бодрствовать над ними во благо. Он станет для них тенью большой скалы в земле знойной» (Деяния апостолов, с. 431, 432).

Урок на сегодня:

Несмотря на все нападки сатаны, мы можем быть уверены, что Бог даст нам силу выстоять и победить.

2 ноября

«Ты немного не убеждаешь меня…»

«Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь. Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином. Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало-ли, много-ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз» (Деян. 26:27–29).

Пока Фест подыскивал подходящий корабль, чтобы отправить Павла в Рим, в Кесарию прибыли царь Агриппа — последний из династии Иродов и его жена Вереника с намерением засвидетельствовать Фесту свое почтение. Фест рассказал Агриппе об интересном узнике, обрисовав обстоятельства, предшествовавшие требованию Павла отправить его на суд к кесарю. Агриппа заинтересовался этим случаем и выразил желание послушать Павла лично.

И вот Павел, скованный цепями, предстал перед собравшимися. Какой разительный контраст — земное великолепие и сила небесной простоты! Фест лично представил Павла царю Агриппе в весьма изысканных выражениях, которые несомненно покоробили бы слух иудейских вождей.

Павла не смутили ни роскошь дворца, ни могущество его слушателей. Он любезно заметил, что Агриппа хорошо знаком с иудейскими верованиями и сможет составить об услышанном справедливое суждение. Затем апостол рассказал историю своей жизни, в том числе своего чудесного обращения. Он перечислил ветхозаветные пророчества о грядущем Мессии и показал, как они исполнились во всех подробностях в жизни Иисуса из Назарета. Агриппа слушал его как завороженный. «Ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином», — признал он.

Ключевая мысль:

«Если говорить по справедливости, то эти оковы следовало надеть не на апостола, а на Феста, Агриппу и Веренику. Все они были виновны в тяжких злодеяниях. Этим преступникам в тот день было предложено спасение во имя Христа. По крайней мере один из них был близок к тому, чтобы принять благодать и прощение, но Агриппа отказался от предложенной милости и не пожелал принять крест распятого Спасителя…

Когда собрание было распущено, они рассуждали друг с другом, говоря: „Этот человек ничего достойного смерти или уз не делает“… „Можно было бы освободить этого человека, — сказал он [Агриппа] Фесту, — если бы он не потребовал суда кесаря“» (Деяния апостолов, с. 438).

Урок на сегодня:

В последние дни у Божьего народа появится возможность засвидетельствовать о своей вере перед самыми могущественными людьми на земле.

3 ноября

Путешествие по морю и кораблекрушение

«Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31).

Две тысячи лет назад путешествия по морю были сопряжены с большими трудностями и великими опасностями. Моряки определяли курс главным образом по положению солнца и звезд, и потому в определенное время года безопасное плавание было почти невозможно.

Павлу нездоровилось, к тому же его на время путешествия заковали в цепи. Одно обстоятельство облегчало его участь — ему было позволено взять с собой Луку и Аристарха. Путешествие началось удачно, хотя зима была уже не за горами. Корабль оставил Хорошие Пристани, когда подул несильный южный ветер, но вскоре разразился жестокий шторм и судно оказалось в большой опасности. Катастрофа не заставила себя долго ждать.

Корабль стал быстро наполняться водой, так что морякам пришлось выбросить за борт большую часть груза. Когда наступило временное затишье, Павел вышел на палубу и, возвысив голос, сообщил команде корабля, что он видел ангела, который заверил его, что никто из находящихся на борту не погибнет — все они будут выброшены на берег острова. Его слова вселили надежду в пассажиров и команду.

В ту ночь они поняли, что их прибивает к какой-то земле. Наступил критический момент. Корабль выбросило на мель, и он развалился на части, но людям удалось добраться до берега невредимыми. Все пассажиры и моряки остались в живых.

Ключевая мысль:

«Четырнадцать дней их носило под мрачным небом, на котором не появлялись ни солнце, ни звезды. Апостол, хоть и сам испытывал физические страдания, находил слова надежды в этот тяжкий час; в критические моменты он всегда протягивал руку помощи. Он верой держался за руку бесконечной Силы, и сердце его уповало на Бога. За себя он не боялся: он знал, что Бог сохранит его, потому что ему надлежало свидетельствовать в Риме об истине Христовой. Но сердце его сжималось от жалости, когда он видел вокруг себя бедные, грешные души, не готовые к смерти. Когда он искренно просил Бога пощадить их жизнь, ему было открыто, что его просьба будет выполнена» (Деяния апостолов, с. 442).

Урок на сегодня:

Когда в нашей жизни случаются невзгоды и поднимается буря, мы можем смело довериться Господу, а не полагаться на собственные усилия или мудрость.

4 ноября

В Риме

«Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и Трех Гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился» (Деян. 28:15).

Получив от Павла послание, христиане в Италии с нетерпением ждали его прибытия. Они не рассчитывали увидеть его в узах, но его страдания лишь еще более расположили их к нему.

На пути в Рим Павел и прочие узники достигли Аппиевой площади. Они шли по многолюдной дороге, когда вдруг раздался радостный возглас, навстречу Павлу бросился человек и обнял его со слезами радости на глазах. Эта сцена повторялась вновь и вновь по мере того, как его духовные дети узнавали его в толпе. Движение на какое-то время замирало, но стражники не возражали, ибо научились уважать Павла, спасшего им жизнь во время плавания. Жизнь Павла представляла собой непрерывную цепь испытаний, страданий и разочарований, но в тот час он чувствовал себя сполна вознагражденным.

В Риме сотник дал Павлу такой хороший отзыв, что начальник императорской гвардии не стал заточать Павла в темницу, а позволил ему жить под домашним арестом. Хотя Павел был по-прежнему прикован цепью к воину, однако имел возможность писать письма церквам и посылать служителей на труд.

Ключевая мысль:

«Таким образом, будучи лишен возможности активно трудиться, Павел оказывал более сильное и продолжительное влияние на Церковь, чем в те годы, когда путешествовал и посещал христианские общины. Как узник Господа он вызывал больше симпатий у своих братьев; и его слова о Христе, написанные под арестом, привлекали большее внимание и внушали большее уважение, чем в то время, когда он непосредственно общался с людьми. До тех пор, пока Павел был с ними, верующие не понимали, какое тяжелое бремя он нес за них… А узнав о его мужестве и верности во время продолжительного тюремного заключения, они преисполнились большого усердия в деле Божьем» (Деяния апостолов, с. 454).

Урок на сегодня:

В каких бы обстоятельствах мы ни оказались, у нас всегда будет возможность совершать дело Бога и исполнять Его волю в своей жизни.

5 ноября

Дом кесаря

«И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30, 31).

В первые годы существования Церкви сильные мира сего либо вовсе не знали о кротком Иисусе, либо относились к Нему с ненавистью и презрением. И вот теперь Евангелие зазвучало даже в царских палатах столицы Римской империи. Нерон, похоже, вытравил из своей души последние остатки Божественного влияния, но и в доме Нерона крест одержал несколько побед. Некоторые из слуг императора стали христианами, причем открыто, а не тайно.

Не только проповеди Павла, но и его узы привлекли внимание двора к христианству. Его терпение и бодрость духа во время длительного заточения, его мужество и вера неизменно свидетельствовали о его Господе. В своем письме к филиппийским христианам Павел рассказал об обращенных, приобретенных им для Господа в Риме. Он с полным правом мог сказать: «Узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим» (Флп. 1:13). Среди тех, кто посылал приветствия филиппийцам, Павел особо упомянул верующих «из кесарева дома» (Флп. 4:22).

Победы достигаются не только мужеством, но и терпением. Кротость может обратить ко Христу не меньше душ, чем смелая проповедь.

Ключевая мысль:

«Христианский характер формируется в испытаниях, а не вдали от них. Поношение и сопротивление побуждают последователя Христа бодрствовать и ревностнее молиться своему могущественному Помощнику. Суровые испытания, переносимые силой благодати Божьей, развивают терпение, бдительность, стойкость и глубокое неизменное упование на Бога. Преимущество христианской веры состоит в том, что она помогает исповедующим ее стойко переносить страдания, побеждать смирением, не умирать, когда тебя убивают, нести крест и, таким образом, завоевать венец славы» (Деяния апостолов, с. 467, 468).

Урок на сегодня:

Наша жизнь — это проповедь делом. А дела наши нередко говорят громче, чем любое устное свидетельство.

6 ноября

Письма из Рима

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:1–3).

Павел не переставал заботиться о благополучии церквей, которые помог основать в Малой Азии. Из своего римского заточения он писал письма ефесским, колосским и филиппийским верующим. Прежде всего он хотел, чтобы у членов Церкви было всестороннее представление о том, что значит быть последователями Христа.

Павел неоднократно и многообразно подчеркивал, что христианство — это не просто знание исторических фактов, связанных с жизнью и смертью Иисуса Христа. Бог ожидает, что наша жизнь обновится и преобразится и мы будем следовать примеру Иисуса. В Послании к Ефесянам 4:24 он разъясняет, что Церковь была организована не просто для распространения сведений об Иисусе, но чтобы помочь верующим обрести единство во Христе, утвердиться в познании Бога настолько, чтобы их не мог поколебать никакой ветер лжеучений. Они должны возрастать во Христе, научаясь говорить Истину в любви, живя истиной, какова она есть в Иисусе, постигая Евангелие не только умом, но и сердцем.

Во второй главе Послания к Филиппийцам Павел красноречиво описывает, как Иисус уподобился нам, чтобы подать пример смирения и самопожертвования.

Ключевая мысль:

«Спасение достигается путем сотрудничества и взаимодействия. Бог и кающийся грешник должны трудиться сообща. Это необходимо для выработки правильных принципов. Человек должен всеми силами стараться преодолеть то, что мешает ему достигать совершенства, но успех целиком и полностью зависит от Бога. Одних человеческих усилий недостаточно… Человек должен сопротивляться искушению, но черпать для этого силу следует у Бога. С одной стороны, имеется бесконечная мудрость, сострадание и сила, с другой — слабость, греховность и абсолютная беспомощность» (Деяния апостолов, с. 482).

Урок на сегодня:

Как последователи Иисуса мы должны позволить Ему преобразить нас и сделать людьми, которым Он может даровать вечную жизнь.

7 ноября

На свободе

«При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей» (2 Тим. 4:16, 17).

Несмотря на его узы, влияние Павла ширилось и укреплялось. Но вот стали сгущаться тучи, которые угрожали не только его безопасности, но и благополучию Церкви.

Иудеи стали активнее, чем когда-либо действовать против Павла. Вторая жена Нерона открыто выражала свою враждебность по отношению к христианству. Относительная свобода, которой Павел пользовался во время своего двухлетнего «домашнего ареста», закончилась. Его прежнего стража, человека честного и порядочного, заменил чиновник, который не питал к Павлу особого расположения. Нерон творил неслыханные злодеяния. Он убил собственную мать и первую жену. Но сколько бы император ни погружался в пучину нечестия, он по-прежнему оставался абсолютным властителем цивилизованного мира; более того, ему поклонялись, как богу! Однако Господь все устроил так, что Нерон, человек, лишенный какихлибо представлений о нравственности и справедливости, провозгласил Павла невиновным и освободил его!

Если бы суд над Павлом несколько затянулся, апостол несомненно погиб бы во время воздвигнутых Нероном ужасных гонений на христиан. До сих пор неизвестно точно, кто несет ответственность за пожар, уничтоживший половину Рима. Вначале народ винил Нерона, но тому удалось обратить обвинение против христиан. Его коварный замысел удался, и в горниле гонений погибли тысячи новообращенных верующих.

Павлу удалось избежать этой ужасной участи; он оставил Рим вскоре после своего освобождения, чтобы посетить церкви в Малой Азии.

Ключевая мысль:

«И Бог оградил Своего раба. При расследовании дела выдвинутые против Павла обвинения не подтвердились, и вопреки всеобщему ожиданию Нерон проявил справедливость, совершенно не свойственную ему, объявив узника невиновным. Павел снова оказался на свободе» (Деяния апостолов, с. 486, 487).

Урок на сегодня:

Бог не оставляет Свой народ без попечения. Порой Он совершает чудеса ради избавления Своих детей, но каков бы ни был исход, Он всегда рядом, чтобы поддержать и утешить.

8 ноября

Последнее заточение

«Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2 Тим. 1:16–18).

Деятельность Павла в церквях после того, как он был оправдан в Риме, не могла остаться незамеченной его врагами. Со времен гонений, воздвигнутых Нероном на христиан в Риме, христианство повсюду стало запрещенной сектой. Иудеи задумали обвинить Павла в подстрекательстве к поджогу Рима. Никто и подумать не мог, что подобное обвинение имеет под собой хоть какое-то основание, но они знали, что если им удастся сделать его хоть сколько-нибудь правдоподобным, участь апостола будет предрешена. Их стараниями Павел снова был взят под стражу и препровожден к месту своего последнего заточения.

По прибытии своем в столицу Павел обнаружил, что христиан в Риме осталось совсем немного. Кто-то был убит, другие спаслись бегством. А те, что остались, пребывали в унынии и были крайне напуганы.

Павла бросили в мрачное подземелье, он стал объектом всеобщей ненависти. Немногочисленные друзья, помогавшие Павлу нести его бремя, начали оставлять его: сначала Фигелл и Ермоген, за ними Димас. Крискента Павел послал в Галатию, Тита в Далматию, Тихика в Ефес. Сетуя о происшедшем с ним, Павел писал Тимофею: «Один Лука со мною» (2 Тим. 4:10). Престарелый, утомленный трудами апостол нуждался в услугах Луки, своего врача и верного друга. Благодаря Луке у Павла была возможность общаться с внешним миром.

В это тяжкое время Павла подкрепляли частые посещения Онисифора. Онисифор знал, что Павел страдает за дело истины, а он находится на свободе, поэтому не жалел сил, чтобы хоть немного облегчить жизнь Павла.

Ключевая мысль:

«Потребность в любви и сочувствии заложена в сердце самим Богом. Христос в минуту душевной муки в Гефсимании жаждал сочувствия учеников. Павел, хоть и переносил трудности и страдания с видимым спокойствием, очень нуждался в братской поддержке» (Деяния апостолов, с. 491).

Урок на сегодня:

Мы можем стать источником ободрения и силы для тех, кто несет тяжелое бремя.

9 ноября

Павел перед Нероном

«Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23).

У римлян был такой обычай: обвиняемому позволялось нанимать защитника, который представлял в суде его интересы. Но когда Павла призвали к Нерону на суд, никто не решился выступить в его защиту; поблизости не оказалось никого, кто мог бы хотя бы вести протокол или записывать доводы, приводимые им в свое оправдание. Среди христиан Рима не нашлось никого, кто встал бы рядом с престарелым апостолом в этот час испытания.

Только представьте эту сцену! Павел — воплощение честности, благородства и истины стоит перед Нероном, надменным и развращенным до крайности монархом. На земле не было властителей, равных ему по силе и могуществу. Его имя заставляло трепетать весь мир. Его хмурого взгляда боялись больше, чем чумы. Павел, престарелый воин Господа, стоял пред высокомерным императором без друзей, без денег, без советников, но его сердце было в мире с Богом. Суд над Иисусом и суд над Павлом имеют много общего. Толпа, заполнившая римское судилище, весьма напоминала толпу, окружавшую Иисуса.

К прежним обвинениям в подстрекательстве к мятежу и ереси добавилось новое — обвинение в том, что Павел стал зачинщиком поджога Рима. Павел был невозмутим и спокоен. Судьи и народ смотрели на него с удивлением. Когда ему было дозволено говорить в свою защиту, народ старался не упустить ни слова. Свет озарил многих его слушателей, и впоследствии они приняли его лучи.

Ключевая мысль:

«На какое-то мгновение перед грешным, ожесточенным Нероном открылось небо, — его мир и чистота показались ему желанными. Это Божья милость взывала к его сердцу. Но мысль о прощении мелькнула лишь на одно мгновение. Затем прозвучал приказ увести Павла в подземелье; и когда за вестником Божьим закрылись двери, мысль о покаянии навсегда покинула римского императора» (Деяния апостолов, с 496).

Урок на сегодня:

Бог обещал быть с теми, кого призовут свидетельствовать перед судьями и правителями. Он вложит нам в уста нужные слова, как это было в свое время с Павлом.

10 ноября

Последнее письмо Павла

«Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:6–8).

Вернувшись в свое мрачное подземелье после яркой речи о распятом и воскресшем Спасителе, Павел знал, что посеянное им семя даст всходы в виде множества новообращенных верующих в городе Риме. А еще он знал, что дни его сочтены, однако в этот момент он думал о юном Тимофее в Ефесе.

Павел и Тимофей были связаны узами необычайно глубокой прочной привязанности, подобной той, что связывает преданного благодарного сына и его почтенного отца. И Павлу очень захотелось вновь увидеть Тимофея. Даже при самых благоприятных обстоятельствах Тимофею понадобился бы не один месяц, чтобы добраться из Ефеса в Рим. Зная это, Павел написал своему юному другу письмо-завещание, ибо мог и не успеть лично передать ему важные советы и наставления.

В своем последнем письме Павел подчеркнул, что истинный служитель не станет уклоняться от трудностей или ответственности. Он будет передавать полученные от Бога знания верным собратьям, а те в свою очередь научат других. Кроме того, Павел предостерег Тимофея против лжеучителей. Павел жил в полном соответствии с теми истинами, которым учил. В этом была его сила.

Ключевая мысль:

«В эти опасные времена Церковь нуждается в целой армии работников, которые, подобно Павлу, воспитали себя для полезного труда, имея святую ревностность и богатый духовный опыт. Ей нужны освященные люди, способные на самопожертвование, люди, которые не страшатся ответственности и испытаний; люди мужественные, в чьих сердцах живет Христос, „упование славы“, и которые „проповедуют слово“, потому что их уст коснулся священный огонь» (Деяния апостолов, с. 507).

Урок на сегодня:

Венец правды приготовлен на небе каждому, кто, подобно Павлу, заканчивает свой жизненный путь, сохранив веру.

11 ноября

Осуждённый на смерть

«Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:12).

Павла тайно отвели на место казни. Лишь немногим было позволено присутствовать при ее совершении. Его гонители опасались, что, увидев кончину апостола, еще больше людей обратится в христианство. Но даже грубые воины, которым было поручено предать его жестокой смерти, дивились его бодрости духа. Свойственный Павлу дух прощения и его непоколебимая вера во Христа до самого конца побудили некоторых из этих воинов принять Иисуса как своего Спасителя.

Сила Павла крылась не в нем самом, но в присутствии Святого Духа, наполнявшего его душу. Он понял, что означают слова Исаии: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3).

Жизнь Павла была воплощением истины, которую он провозглашал, именно это делало его благовестие столь убедительным. Вот в чем секрет силы, которой обладает истина в руках Божьего народа. Непроизвольное, неосознанное влияние святой жизни — это самая убедительная проповедь в пользу христианства. Аргументы, даже самые убедительные и неопровержимые, могут вызвать противодействие, но святой пример обладает силой, которой практически невозможно противостоять.

Ключевая мысль:

«Ни одна рука не описала для грядущих поколений последние минуты жизни этого святого, но богодухновенное Слово сохранило для нас его предсмертное свидетельство. Подобно звуку трубы, его голос раздавался в веках, его мужество и личный пример вдохновляли тысячи свидетелей Христа, и сердца многих страдальцев и опечаленных откликались на его ликующую радость: „Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный;

и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его“ (2 Тим. 4:6–8)» (Деяния апостолов, с. 513).

Урок на сегодня:

Наша жизнь свидетельствует о Божьей истине гораздо убедительнее, чем наши слова.

12 ноября

Верный сопастырь

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Петр. 1:3, 4).

В течение многих лет, последовавших за излитием Духа в день Пятидесятницы, Петр был среди тех, кто прилагал все усилия, чтобы обратить иудеев, приходивших в Иерусалим на ежегодные праздники. Таланты Петра принесли неоценимую пользу растущей христианской Церкви. На него была возложена двойная ответственность: он убедительно свидетельствовал неверующим о Мессии и в то же время совершал особое служение для христиан, укрепляя их в вере в Иисуса.

Петр осознал, что любовь ко Христу — это не порывистое чувство, а живой принцип, который должен проявляться в неизменной силе духа. Если характер и поведение пастыря соответствуют истине, которую он отстаивает, Господь отметит его служение печатью Своего одобрения. Пастырь и стадо сольются воедино, объединенные общим упованием на Христа.

Слова Петра были записаны для наставления верующих всех веков, но особое значение они имеют для тех, кто живет в последнее время. Всякий, кто не хочет пасть жертвой сатанинских козней, должен охранять подступы к своей душе, не читать, не смотреть и не слушать то, что может навести на нечистые помыслы.

Петр писал в то время, когда Церковь подвергалась суровым испытаниям. Многие христиане уже причастились к страданиям Христа, и Церковь жила накануне еще более жестоких гонений.

Ключевая мысль:

«Эти письма [Послания Петра] несут на себе отпечаток личности написавшего их человека, в котором умножались и страдания Христовы, и Его утешение; все существо которого было преображено благодатью Божьей и чья надежда на вечную жизнь была твердой и неизменной» (Деяния апостолов, с. 517).

Урок на сегодня:

Сегодня не менее важно охранять подступы души от зла, чем в те времена, когда Петр писал свои советы первым христианам.

13 ноября

Твёрдые до конца

«Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (2 Петр. 3:11, 12).

В своем втором послании Петр излагает Божественный план развития характера (см. 2 Петр. 1:5–11). Вера, добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь — это ступени духовного возрастания. Христос желает, чтобы люди стремились к совершенству, приобретая одну добродетель за другой. Петр напоминает нам, что, восходя по этой лестнице, мы обретаем силу Христа. Мы можем твердо уповать на Его непреходящие обетования.

Никто не должен думать, будто ему не по силам приобрести совершенный христианский характер. Благодаря жертве Христа каждый верующий может получить все необходимое для благочестивой жизни. Бог ставит перед нами высокую цель — достичь совершенства характера. Он указывает нам на пример Христа. Живя на земле в постоянном противлении злу, Иисус доказал, что, сотрудничая с Богом, люди могут достичь совершенства уже в этой жизни. Пример Христа служит нам заверением в том, что мы тоже можем одержать полную победу.

Ключевая мысль:

«Петр, будучи иудеем и чужеземцем, был приговорен к бичеванию и распятию. Перед лицом страшной смерти апостол вспомнил свой великий грех отречения от Иисуса в трудный для Него час. Но если раньше он не был готов принять крест, то теперь почел за радость отдать на нем свою жизнь за Евангелие. Он даже считал, что для него слишком большая честь — умереть так, как умер его Учитель… Он попросил своих палачей о последней милости пригвоздить его ко кресту вниз головой. Эта просьба была удовлетворена. Так умер великий апостол Петр» (Деяния апостолов, с. 537, 538).

Урок на сегодня:

По благодати Божьей мы можем каждый день подниматься на новую ступень лестницы Петра, развивая свой характер и прибавляя одну добродетель за другой к нашему христианскому опыту.

14 ноября

Возлюбленный Иоанн

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3:2, 3).

Иоанн выделялся на фоне других апостолов как «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 21:20). Он был одним из трех, кому было позволено созерцать славу Христа на горе Преображения и Его муки в Гефсиманском саду. И его же попечению Господь вверил Свою мать в предсмертные часы на кресте.

Однако любящий характер не был присущ Иоанну от природы. Он был гордым, самонадеянным и тщеславным человеком. «Сынами громовыми» называли Иоанна и его брата. Но за всем этим Иисус разглядел горячее, искреннее, любящее сердце. Он помог Иоанну преодолеть корыстолюбие и тщеславие.

Когда мать Иоанна и Иакова попросила Иисуса особо отличить их в Его Царстве, Иисус ответил ей, что положение, которое будет занимать человек в Божьем Царстве, зависит не от Него, а от характера самого человека. Характер — это плод победы над собственным «я», одержанной по благодати Господа нашего Иисуса Христа.

Ключевая мысль:

«Христос любил Иоанна не потому, что тот был сильно привязан к Нему. Скорее наоборот, любовь Иисуса породила горячую преданность Иоанна Господу. Он хотел уподобиться Иисусу и под влиянием преобразующей любви Христа стал смиренным и кротким. Его „я“ было сокрыто в Иисусе. Иоанн более всех других учеников покорился этой чудесной, новой жизни. Он говорит: „Жизнь явилась, и мы видели“. „И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать“ (1 Ин. 1:2; Ин. 1:16). Иоанн узнал Спасителя в тесном общении… Когда он свидетельствовал о Божьей благодати, в его простых и в то же время красноречивых словах чувствовалась любовь, которой было проникнуто все его существо» (Деяния апостолов, с. 544, 545).

Урок на сегодня:

Битва с собственным «я» — самая трудная из всех битв, которые нам приходится вести в этой жизни, но Бог обещал нам Свою благодать, дабы нам победить в этой борьбе.

15 ноября

Верный Свидетель

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1:1–4).

Иоанн был талантливым проповедником — убедительным, пылким и очень серьезным. Красноречиво, звучным голосом рассказывал он об учении и делах Христа, производя глубокое впечатление на своих слушателей. Простота его речей, грандиозность истин и пыл, с которым он говорил, помогали ему находить доступ к сердцам людей всех сословий.

Жизнь апостола в полной мере соответствовала его учению. Иисус заповедал Своим ученикам любить друг друга, как Он возлюбил их. Когда Иисус произносил эти слова, ученики еще не понимали их смысла, но, став свидетелями Его страданий, после Его распятия, воскресения и вознесения на небо они получили гораздо более полное представление о Божьей любви и о сущности той любви, которую заповедал им Иисус. Увы, со временем положение изменилось. Верующие начали выискивать друг у друга недостатки. Они стали более строго относиться к внешним обрядам и уделять больше внимания религиозной теории, а не практике веры.

Ключевая мысль:

«Как свидетель Христа Иоанн не вступал в споры. Он говорил о том, что знал, видел и слышал… Он ясно и убедительно свидетельствовал о жизни и смерти Христа, говорил об этом от избытка сердца, переполненного любовью к Спасителю, и никакая сила не могла остановить его» (Деяния апостолов, с. 555).

Урок на сегодня:

Любовь должна быть руководящим принципом христианской жизни, а не преходящим порывом чувств.

16 ноября

Преображённый благодатью

«Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3).

Иоанн служит примером истинного освящения. Он покорил свой обидчивый честолюбивый нрав преображающей силе Христа. Наше освящение — вот цель Бога во всех взаимоотношениях с нами. Он отдал Своего Сына на смерть, чтобы мы были освящены через послушание. Истинное освящение приходит в результате действия принципа любви, но случится это, только когда мы постигнем смысл самопожертвования. Крест Христов — основание, на котором покоится «в безмерном преизбытке вечная слава» (2 Кор. 4:17).

Иоанн не говорил, что спасение нужно зарабатывать послушанием. Он учил, что послушание — это естественное следствие веры и любви. Освященное сердце пребывает в совершенной гармонии с принципами Божьего Закона.

Многие из тех, кто изо всех сил старается исполнить заповеди Божьи, не имеют при этом ни мира, ни радости. А все потому, что не проявляют веры. Господь желает, чтобы все Его сыновья и дочери были счастливы, мирны и послушны. Через веру в Него будет восполнен всякий недостаток характера, очищен всякий грех и достигнуто всякое совершенство.

Бог хочет, чтобы мы были освящены, но и без нашего желания здесь никак не обойтись.

Ключевая мысль:

«Освящение — это не мимолетное усилие, а дело всей жизни. Это не радостный порыв чувств, а результат ежедневной победы над грехом и жизни во имя Христа. Нельзя избавиться от недостатков и преобразить себя нерешительными и случайными поступками. Только строгая самодисциплина и суровая борьба приведут нас к победе. Мы не знаем, что ждет нас завтра. До тех пор, пока сатана правит миром, мы должны будем подчинять свое „я“, побеждать грех, осаждающий нас, и всю жизнь без устали, без остановки двигаться к цели. Освящение — это результат послушания на протяжении нашего пребывания на земле» (Деяния апостолов, с. 560, 561).

Урок на сегодня:

Если мы хотим возрастать во Христе, нам нужно научиться во всем полагаться на Него, ибо без Его помощи нам не победить грех в своей жизни.

17 ноября

Патмос

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби, и в царствии, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1:9).

Более пятидесяти лет прошло с тех пор, как была создана христианская Церковь. Все это время, где бы ни проповедовалась евангельская весть, повсюду она сталкивалась с яростным сопротивлением как со стороны римских властей, так и со стороны иудейских религиозных вождей. Но все эти годы Иоанн оставался могучим столпом, укреплявшим и утверждавшим веру своих собратьев.

Иудейские правители пылали ненавистью к престарелому Иоанну. Они заявляли, что их усилия, направленные против христиан, ничего не дадут, пока народ будет слышать свидетельство Иоанна, и потому его нужно заставить замолчать!

Наконец Иоанна доставили в Рим, где он подвергся такому же неправедному суду, как в свое время Павел и Петр. Кому довелось услышать речь Иоанна, те были поражены его мудростью и красноречием. Император Домициан, преисполнившись ярости, повелел бросить Иаонна в котел с кипящим маслом. Но Господь сохранил жизнь Иоанна, как некогда трех еврейских юношей на поле Деир. Домициан пришел в бешенство и отправил Иоанна на остров Патмос — место ссылки преступников. Враги рассчитывали, что, лишенный возможности общаться с людьми, апостол вскоре умрет от лишений и горя. Но как же они ошиблись!

Ключевая мысль:

«История Иоанна ярко показывает нам, как Бог обращается с престарелыми работниками. Когда Иоанн был сослан на остров Патмос, многие думали, что его служение окончилось, что он подобен старой надломленной трости, которая вот-вот сломается. Но Господь счел возможным использовать его и в этих обстоятельствах. Находясь вдали от места своих прежних трудов, Иоанн не прекращал свидетельствовать об истине… За все предыдущие годы жизни Иоанн не получал столько откровений с неба, сколько имел в преклонном возрасте» (Деяния апостолов, с. 572, 573).

Урок на сегодня:

У нас в жизни может случиться свой «Патмос», но Бог не оставит нас и наша жизнь не станет бесцельной.

18 ноября

Откровение

«Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Откр. 14:4, 5).

Прошло полвека с тех пор, как Иисус вознесся на небеса. Евангелие было проповедано по всему цивилизованному миру. Рвение, с которым трудились в этот период последователи Иисуса, было отмечено Иоанном в Откровении для ободрения верующих всех веков.

Иисус, давая Иоанну Откровение, воспользовался Ефесской церковью как символом всей христианской Церкви апостольских времен. Первые христиане весьма ревностно проповедовали Евангелие, однако со временем их пыл стал угасать. В Церковь проникли холодность и равнодушие. Некоторые забыли, каким чудесным образом обратились к истине.

В своей жажде чего-то нового и необычного они попытались привнести и Церковь новые учения, более привлекательные для новообращенных, но не соответствовавшие основополагающим принципам Евангелия.

В это критическое время Иоанн и был сослан на Патмос.

Видения, полученные Иоанном на Патмосе, содержали весть наставления и утешения, в которой так нуждалась Церковь первого века. Этой вестью Церковь руководствуется и по сей день. В книге Откровение отражена вся глубина Божьего замысла. Ее истины предназначены для людей, живущих в последние дни земной истории, равно как и для христиан времен Иоанна.

Книга Откровение дополняет Книгу пророка Даниила. Одна является пророчеством, другая — откровением.

Ключевая мысль:

«Истинные ученики Христа следуют за Ним по пути тяжелой борьбы и самоотречения. Временами они испытывают горькое разочарование, однако это помогает им понять всю отвратительную сущность греха и всю его омерзительность. Участники страданий Христовых будут соучастниками Его славы. В святом видении пророк узрел окончательную победу Божьей Церкви» (Деяния апостолов, с. 590).

Урок на сегодня:

Бог подробно описал для нас, что будет в последние дни, дабы мы могли устоять и сохранить верность Ему во всех перипетиях, ожидающих нас впереди.

19 ноября

Победоносная церковь

«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр. 7:9, 10).

Более девятнадцати веков минуло с тех пор, как апостолы упокоились от своих трудов, но история их многотрудного служения Христу остается одним из самых ценных достояний Церкви. Они донесли евангельскую весть до всех народов в течение жизни одного поколения.

Любые нападки на Евангелие наносили им глубокие душевные раны, и они сражались за дело Христа всеми силами своего существа. Их понимание истины, их способность преодолевать сопротивление зависели от их послушания Божьей воле.

Павел, прочие апостолы и все праведники, жившие на земле, сделали свой вклад в возведение живого Божьего храма — Церкви. Но его строительство еще не завершено. Мы, живущие в эти последние дни, должны внести свою лепту, используя материал, который выдержит испытание огнем. Христиане, верно проповедующие Слово жизни, ведущие людей по пути святости и мира, строят на верном основании, и в Царстве Божьем им будет оказана честь как мудрым строителям. Христиане должны не только ожидать пришествия Спасителя, но и приближать его.

Ключевая мысль:

«Христос дал Церкви святое поручение. Каждый ее член должен быть руслом, по которому Бог может посылать миру сокровище Своей благодати, неиссякаемые богатства Христовы. Спаситель ничего так не желает, как иметь посредников, которые явили бы миру Его Самого… Небо все время ищет людей, через которых Господь мог бы явить силу христианства» (Деяние апостолов, с. 600).

Урок на сегодня:

Какая огромная ответственность возложена на нас, ведь своими поступками мы можем либо приближать пришествие Христа, либо отдалять его!

20 ноября

Разрушение Иерусалима

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!.. Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41–44).

Иисус плакал, но не о Себе, а об участи многих тысяч жителей Иерусалима. Если бы Израиль как народ оставался верен Богу, если бы он не отверг Иисуса, Иерусалим стал бы навеки избранным градом Божьим.

В течение трех лет Господь света и славы пребывал в среде Своего народа. Волны благодати, разбивавшиеся о каменные сердца людей, вновь возвращались к ним еще более могучим потоком сострадательной, невыразимой любви. Но Израиль отвернулся от своего лучшего Друга и единственного Помощника.

Когда Бог лишил иудеев Своей защиты и перестал сдерживать сатанинские силы, народ был оставлен во власти вождя, которого они себе избрали. Как ужасны были бедствия, обрушившиеся на Иерусалим во время его осады Титом. Однако ни один христианин не погиб во время разрушения Иерусалима.

Гибель Иерусалима стала прообразом событий конца времен, когда завершится время благодати и Бог оставит отвергнувших Его милость пожинать то, что они посеяли. Нечестивым нечем будет защитить себя от ярости сатаны.

Ключевая мысль:

«Современный мир верит в последнюю весть предостережения не больше, чем в свое время иудеи верили предостережениям Спасителя относительно Иерусалима. И когда наступит день Господень, нечестивые окажутся не готовы к этому величайшему событию. Жизнь будет идти своим обычным чередом, люди будут поглощены своими делами, торговлей, наживой, удовольствиями, религиозные вожди будут прославлять всеобщее благоденствие и цивилизацию, убаюкивая народ мнимым чувством безопасности, — вот тогда-то, подобно вору, который в полночь прокрадывается в плохо охраняемый дом, внезапная гибель постигнет всех беспечных и нечестивых, и они „не избегнут“» (Великая борьба, с. 38).

Урок на сегодня:

Наше единственное спасение — во Христе.

21 ноября

Гонения в первые столетия

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

Нам не дано узнать, сколько миллионов верных христиан запечатлели свое свидетельство собственной кровью. Во время жесточайших гонений эти свидетели Христовы сохранили свою веру незапятнанной. Словами веры, терпения и надежды они ободряли друг друга в лишениях и бедах. Испытания и гонения лишь приближали их покой и вечную награду.

Их поражение на самом деле было победой. Божьих соработников предавали смерти, но дело их неуклонно продвигалось вперед. Один христианин, отвечая языческим правителям, сказал: «Вы можете убивать, мучить, осуждать нас… Ваша несправедливость лишь подтверждает нашу невиновность… И чем сильнее вы будете истреблять нас, тем больше мы будем расти в числе; кровь христиан — это семя».

Помимо открытых гонений сатана решил водрузить свое знамя в самой христианской Церкви. Он попытался хитростью и обманом добиться успеха там, где не помогло насилие. Гонения прекратились, а вместо них появились опасные обольщения земным богатством и мирскими почестями.

Ключевая мысль:

«Апостол Павел говорит: „Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы“ (2 Тим. 3:12). Почему же тогда стихли гонения и преследования? Единственная причина: Церковь настолько приспособилась к мирским нормам, что не вызывает больше никакого сопротивления. Религия наших дней утратила чистоту и святость, отличавшие христианскую веру во дни Христа и Его апостолов.

В настоящее время христианская вера пользуется такой популярностью в мире по той лишь причине, что величайшими истинами Слова Божьего пренебрегают, что в Церкви так мало жизненного, практического благочестия, что там господствует дух компромисса и единства с грехом. Если бы в христианской Церкви возродилась вера и сила ранних христиан, вновь ожил бы дух гонений и вновь зажглось бы пламя преследования» (Великая борьба, с. 48).

Урок на сегодня:

Популярность таит в себе большую опасность для христианской Церкви; она свидетельствует о том, что Церковь открыла миру двери для вмешательства в ее учение и дела.

22 ноября

Эпоха духовной тьмы

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… Ибо тайна беззакония уже в действии» (2 Фес. 2:3, 4, 7).

Заблуждения стали проникать в юную Церковь еще при апостоле Павле, приготавливая почву для установления папской власти. Мало помалу, скрытно и незаметно, а затем все более открыто «тайна беззакония» начала осуществлять свое обольщающее действие, насаждая в Церкви языческие обычаи.

С обращением императора Константина в христианство в первой половине четвертого века мир проник в Церковь — и язычество восторжествовало. Чем дальше уходила в прошлое апостольская эра, тем труднее становилось Церкви сохранять чистоту Евангелия. В результате возникла исполинская ложная религиозная система — шедевр сатанинской власти.

Епископ Рима стал главой всемирной Церкви, присвоив себе титулы и власть Самого Бога. Право толковать Библию было оставлено только за церковными вождями. Седьмой день, суббота, был заменен на воскресенье. Средоточием веры стал не Иисус, а папа римский. Народ учили взирать на священника как на посредника между ним и Богом и совершать определенные дела для искупления греха.

То были тревожные дни для истинных верующих, и верных знаменосцев истины было не так уж много.

Ключевая мысль:

«Последующие столетия были свидетелями все большего искажения истины учениями, исходящими из Рима. Еще до учреждения папства идеи языческих философов привлекали к себе внимание и оказывали влияние на Церковь. Многие, считавшие себя обращенными, по-прежнему придерживались языческой философии и не только продолжали изучать ее, но и навязывали другим как средство для расширения своего влияния на язычников. Таким образом в христианскую веру проникли серьезные заблуждения» (Великая борьба, с. 58).

Урок на сегодня:

Нам и сейчас нужно быть начеку, чтобы не дать лжеучениям проникнуть в Божью Церковь.

23 ноября

Вальденсы

«Только то, что имеете, держите, пока приду» (Откр. 2:25).

Свет истины не померк совершенно даже в той густой тьме, которая окутывала землю в течение долгого периода папского владычества. В каждом столетии у Бога находились свидетели, которые держались Библии как единственного правила жизни и святили истинную субботу. Их клеймили как еретиков, на них клеветали, их письменные труды были под запретом, а смысл их искажался. В исторических документах их жизнь отражена весьма скупо, разве что в обвинительных актах их гонителей.

Вальденсы были в первых рядах тех, кто оказывал решительное сопротивление папской власти. В течение целых столетий церкви в Пьемонте в Италии сохраняли свою независимость от Рима.

Библейские истины, которых много веков придерживались и которым учили вальденские христиане, резко отличались от лжеучений, насаждаемых Римом.

Одной из основных причин, приведших к отделению истинной Церкви от Рима, была ненависть последнего к библейской субботе. Вальденсы были среди первых европейцев, осуществивших перевод Священного Писания на родной язык. Среди тьмы Средних веков они в течение целого тысячелетия поддерживали огонь в светильнике истины.

Ключевая мысль:

«В течение долгих столетий народ Божий с терпением и постоянством, прославляющим его Искупителя, переносил ужасные преследования. Несмотря на крестовые походы и безжалостные кровопролития, он продолжал с помощью своих вестников распространять драгоценную истину. Детей Божьих преследовали и убивали, однако их кровь орошала посеянное семя, и оно принесло плоды… Разбросанные по многим странам, они сеяли семена Реформации, начавшейся во времена Уиклифа и получившей широкий размах во дни Лютера, которая будет продолжать распространяться до конца времен теми, кто согласен перенести все „за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа“ (Великая борьба, с. 78).

Урок на сегодня:

Чтобы поддерживать свет истины среди жестоких гонений, нужно обладать не только мужеством, но и находчивостью.

24 ноября

Джон Уиклиф

«Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками» (Откр. 2:26).

До Реформации сохранилось лишь несколько экземпляров Библии. Если не считать перевода, сделанного вальденсами, Слово Божье в течение долгих веков можно было прочесть только на языках, известных образованным людям. И вот в четырнадцатом веке в Англии появился Джон Уиклиф, прозванный «утренней звездой Реформации» и ставший провозвестником реформы, причем не только для Англии, но и для всего христианского мира.

Уиклиф был высокообразованным человеком, известным своими замечательными талантами, ревностным благочестием и основательными познаниями. Мощь его гения и широта познаний снискали ему уважение как среди друзей, так и среди врагов. Подобно последующим реформаторам, Уиклиф не мог предвидеть последствий начатого им дела. Но чем глубже он осознавал заблуждения папства, тем серьезнее обвинял священство в ложном толковании Писания и тем громче требовал дать людям Библию.

Кроме того, он противодействовал влиянию наводнивших Англию нищенствующих монахов, подрывавших благосостояние народа и обесценивавших полезный труд. Эти монахи были наделены правом принимать исповеди и отпускать грехи. Уиклиф стал настолько популярен, что папа направил три буллы — в университет, где преподавал Уиклиф, английскому королю и прелатам английской церкви — с требованием пресечь деятельность еретика.

Величайшим достижением этого реформатора стал перевод Библии на английский язык — первый английский перевод Священного Писания. Уиклиф исповедовал отличительные доктрины протестантизма — спасение только по вере во Христа и Библию как единственное непогрешимое правило веры и жизни. Учение Уиклифа было принято почти половиной жителей Англии.

Ключевая мысль:

«Благодаря трудам Уиклифа Ян Гус из Богемии отрекся от многих заблуждений католицизма и вступил на путь Реформации. Так в этих двух странах, расположенных весьма далеко друг от друга, было посеяно семя истины. Из Богемии это учение распространилось и в другие страны. Люди обратились к давно забытому Слову Божьему. Божественная рука расчищала путь для великой Реформации» (Великая борьба, с. 96).

Урок на сегодня:

Бог использует ярчайшие из талантов, если только они полностью посвящают себя библейской истине.

25 ноября

Гус и Иероним

«Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» (2 Кор. 13:8).

Еще до Гуса в Богемии появились люди, которые открыто порицали разложение, постигшее католическую Церковь. Церковных вождей охватила тревога, и они издали указ сжигать на костре всякого, кто выйдет из повиновения духовенству.

В это трудное время в Пражский университет поступил Ян Гус, которому позволили учиться бесплатно. В университете он выделялся большим прилежанием и блестящими успехами. Спустя какое-то время он стал ректором университета, а его имя стало известно всей Европе.

Иероним, житель Праги, впоследствии ставший соратником Гуса, вернувшись из Англии, привез с собой труды Уиклифа. Гус прочел их с огромным интересом и был склонен принять предлагаемую реформу.

В Богемии появилось немало людей, которые сеяли семена Евангелия и таким образом привлекли внимание папы. Он отлучил от церкви всех жителей Праги, что означало временный запрет на совершение в Праге всех церковных служений и обрядов, включая венчания и отпевания.

В результате в городе начались беспорядки, а вина за них была возложена на Гуса. Он оставил город, не переставая размышлять о библейских истинах, которые тревожили его совесть.

Проповедническая деятельность Яна Гуса в конце концов привела его на костер, на котором он принял мученическую смерть за Божью истину. То же самое случилось и с Иеронимом. Проявив поначалу слабость, Иероним отрекся от своих протестантских взглядов, но впоследствии твердо стал на сторону Божьей истины и претерпел ту же участь, что и Гус. Смерть этих верных рабов Божьих лишь послужила к дальнейшему распространению истины.

Ключевая мысль:

«Бог озарил ярким светом разум этих двух мужей, открыв им многие заблуждения Рима, но они не получили ту полноту света, которая должна была излиться на мир… Поэтому Господь открывал Свой свет этим мужам постепенно — в той мере, в какой люди были в состоянии воспринять его. Каждое столетие появлялись все новые верные труженики, которые вели народ все дальше по пути Реформации» (Великая борьба, 103).

Урок на сегодня:

Мужественные мужчины и женщины отдавали свою жизнь, отстаивая Божью истину, чтобы обеспечить нам свободы, которыми мы пользуемся сегодня.

26 ноября

Отделение Лютера от Рима

«В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: „праведный верою жив будет“» (Рим. 1:17).

Через Мартина Лютера Бог совершил великое дело преобразования Церкви и просвещения мира. Когда Лютер стал студентом Эрфуртского университета, он обнаружил в университетской библиотеке латинскую Библию — первую Библию в своей жизни.

Преисполненный стремления освободиться от мира и его грехов, Лютер поступил в монастырь, чтобы получить образование, обрести мир с Богом и свободу от чувства вины, но тщетно. Штаупиц, друг и учитель Лютера, убедил его, что нужно перестать взирать на себя и обратить свой взор на прощающего Спасителя. И Лютер обрел веру! Вскоре ему предложили место преподавателя в университете Виттенберга, где его лекции пользовались большой популярностью у студентов и где он получил степень доктора богословия. Теперь это был не простой монах, а авторитетный глашатай библейского учения, ставший на путь противостояния собственной Церкви. Великая борьба разгорелась в полную силу.

Ключевая мысль:

«Борьба — это удел всех, кому Бог поручает проповедовать истины, важные для определенного времени. Во дни Лютера проповедовалась истина особой важности для его времени, а в наши дни проповедуется истина, важная для Церкви нашего времени. Тот, по Чьей воле все происходит, предлагает людям различные обстоятельства и возлагает на них обязанности, отвечающие времени и условиям, в которых они живут. Будь они в состоянии оценить посланный им свет, тогда они получили бы более глубокое познание истины. Но большинство людей в наши дни стремятся познать истину не более, чем паписты, которые боролись с Лютером… Великая борьба между истиной и заблуждением, между Христом и сатаной будет все усиливаться до конца истории нашего мира» (Великая борьба, с. 143, 144).

Урок на сегодня:

Душу Лютера тревожили вопросы: «Как обрести мир с Богом и получить прощение грехов?» Именно эти вопросы заставили его углубиться в изучение Библии. И сегодня они остаются самыми важными вопросами, с которыми сталкивается человек.

27 ноября

Лютер перед сеймом

«Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32, 33).

Национальный совет, называемый «сеймом» и созванный в Вормсе, должен был решить множество политических вопросов, однако глубочайший интерес у каждого из собравшихся вызывало именно дело саксонского реформатора Мартина Лютера.

Папские легаты были крайне встревожены. Их не устраивало, что Лютеру будет предоставлена возможность публично изложить свои идеи. Поэтому они поспешили обнародовать папскую буллу о его отлучении, чтобы помешать ему явиться в сейм. Они предпочитали заочно осудить учение Лютера и его самого. Однако Бог распорядился так, чтобы реформатор все же выступил перед этим важным собранием. Сам император выдал ему охранную грамоту, сопроводив ее просьбой приехать и отстоять свои взгляды перед сеймом.

Помышляя только о том, чтобы исполнить Божью волю, Лютер с большим красноречием обратился к политическим и религиозным вождям, изложив Божьи истины и подкрепив свою точку зрения соответствующими библейскими текстами.

Религиозные вожди настаивали, чтобы он отрекся от тех учений, которые противоречили церковным положениям, на что Лютер дал им мужественный ответ: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума, то не отрекусь, ибо христианину небезопасно поступать против совести. На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог! Аминь».

Ключевая мысль:

«Если бы Лютер уступил хотя бы в одном пункте, тогда бы сатана и все его воинство торжествовали победу. Но его непоколебимая твердость явилась залогом освобождения Церкви и положила начало новой, лучшей эры. Влияние этого человека, который осмелился мыслить и действовать самостоятельно в такой сфере, как религия, не могло не воздействовать и на Церковь, и на мир, причем это воздействие не ограничивалось его временем, но распространялось на все грядущие поколения» (Великая борьба, с. 166).

Урок на сегодня:

Наше единственное спасение в том, чтобы следовать водительству Духа, запечатлевающего в наших сердцах истины Божьего Слова и помогающего нам понять их смысл.

28 ноября

Реформация в Швейцарии

«Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2:3).

Спустя несколько недель после рождения Лютера, в хижине немецкого горняка в домике альпийского пастуха появился на свет Ульрих Цвингли. Выросший среди величественной прекрасной природы, он с детских лет проникся сознанием Божьего могущества, что как нельзя лучше способствовало его приготовлению к будущей деятельности. Доминиканцы и францисканцы пытались убедить талантливого юношу вступить в их ряды. Однако отец Ульриха воспротивился замыслам монахов и отправил своего сына учиться в Базель. В Базеле Цвингли открыл для себя Библию и узнал из нее, что грешник может спастись только жертвенной смертью Иисуса Христа.

Приняв сан священника, Цвингли твердо решил, что будет проповедовать только Христа. Он понимал, что Библия истолковывает сама себя и над ней не властна никакая человеческая теория. Свое учение Цвингли заимствовал не у Лютера, а от Самого Христа — оно вызрело в результате его старательного исследования Слова Божьего. Многим его взгляды пришлись не по душе. Люди не хотели верить, что их многотрудные паломничества к святыням не имеют смысла; им было проще вверить свое спасение священникам и папе, чем самостоятельно взыскать Господа.

Цвингли был призван на служение в кафедральном соборе Цюриха, где произнес серию проповедей по Евангелию от Матфея, на которые стекалось множество людей. Вскоре против него выступили монахи, предлагавшие прощение за деньги. Но Цвингли продолжал шаг за шагом открывать Божью истину своим слушателям.

Ключевая мысль:

«Когда Господь собирается разбить оковы невежества и суеверия, сатана начинает действовать активнее, чтобы погрузить людей в беспросветный мрак и сделать более прочными цепи греха. В то время как в различных странах появились люди, указывавшие народу возможность прощения и оправдания через кровь Христа, забеспокоился и Рим, с новым рвением вовлекая весь христианский мир в рыночные отношения, предлагая прощение за деньги» (Великая борьба, с. 178).

Урок на сегодня:

Люди могут попытаться заглушить истины Божьего Слова, воспрепятствовав их широкому распространению, но Бог воздвигнет мужчин и женщин, которые понесут Его весть миру, когда тот будет более всего в ней нуждаться.

29 ноября

Успех реформации в Германии

«Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. 118:130).

По отбытии из Вормса Лютер был похищен друзьями и препровожден ими в Вартбургский замок, чтобы укрыть его от папских властей, собиравшихся схватить его по истечении срока действия охранной грамоты. О его местонахождении знали лишь несколько человек. Именно там он перевел Новый Завет на немецкий язык.

Но и сатана не сидел сложа руки. Несколько человек, охваченных религиозным фанатизмом, возомнили, будто им даны особые откровения от Бога и по наущению сатаны решили стать продолжателями великого дела, начатого Лютером до своего исчезновения. Однако эти фанатики отвергли основной принцип Реформации, согласно которому Слово Божье служит единственным правилом веры и жизни. Вместо этого они стали полагаться на собственные чувства и впечатления.

В разгар этого кризиса Лютер оставил Вартбург и отправился домой в Виттенберг, оказавшийся во власти фанатизма и смуты. Он стал убеждать людей позволить ясным библейским учениям, а не силе одолеть это ложное религиозное рвение и все его последствия. Иначе, говорил он, они лишатся свободы, составляющей саму сущность веры. Целую неделю он проповедовал в городе, пока не разрушил чары этого фанатического движения.

Однако несколько лет спустя произошел новый всплеск фанатизма, повлекший за собой еще большие бедствия. Во главе движения встал Томас Мюнцер. Для этих фанатиков Библия была мертвой буквой, они считали, что ими должен руководить дух. В ответ Лютер указывал людям на немецкую Библию и свои книги, большие тиражи которых продавались по всей Германии.

Ключевая мысль:

«Изучение Библии совершало большую перемену в умах и сердцах людей… Верующие с суеверным страхом скрупулезно исполняли все обряды, которые, однако, слишком мало затрагивали душу. Ясные истины Слова Божьего, о которых говорил Лютер в своих проповедях, а затем и само Слово, данное в руки простого народа, пробудили дремавшие силы и не только очищали и облагораживали духовную природу человека, но и способствовали умственному развитию» (Великая борьба, с. 195).

Урок на сегодня:

Доводы человеческого разума и субъективные впечатления должны быть подчинены ясным принципам Библии и свидетельствам Духа Пророчества.

30 ноября

Протест князей

«Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» (Пс. 118:46).

Сейм в Шпейере, состоявшийся в 1526 году, предоставил каждой из немецких земель свободу в религиозных вопросах до созыва Вселенского собора. Но уже в 1529 году император Карл Пятый созвал второй сейм в Шпейере с тем, чтобы подавить эту «ересь» религиозной свободы.

Император обратился к сейму, требуя отменить постановление о свободе вероисповедания, ссылаясь на то, что оно послужило поводом к многочисленным беспорядкам на политической и религиозной почве, ответственность за которые папские власти возлагали на реформаторов. Лютер, согласно Вормсскому эдикту, по-прежнему был в опале и не мог присутствовать в Шпейере, но саксонский герцог Иоганн проявил большое мужество и отстаивал интересы истинной веры. В конечном итоге сейм пришел к компромиссному решению: те немецкие земли, которые уже объявили о поддержке Реформации, могли поддерживать ее и дальше, однако распространение Реформации на остальные земли не допускалось.

Князья, проникшиеся духом Реформации, выступили против этой попытки подавить свободу совести, после чего Карл Пятый созвал еще один сейм в 1530 году в Аугсбурге, чтобы наконец заставить замолчать протестантов. Лютер, Меланхтон и их помощники подготовили символ веры, под которым поставили свои имена бесстрашные князья. День, когда это исповедание веры было представлено людям, называют величайшим днем Реформации и одним из самых славных дней в истории христианства. В этом исповедании была четко прописана свобода совести.

Своим словом и примером Лютер показал, что сила Реформации заключалась в тайной молитве, в ответ на которую Бог давал и мужество, и благодать для защиты истины.

Ключевая мысль:

«„Все, сказанное лютеранами, есть истина, мы не можем ее отрицать“, — заявил папский епископ. „Способны ли вы обоснованно опровергнуть княжеское исповедание?“ — спросил другой у доктора Эккена. „Писаниями апостолов и пророков — нет, — раздался ответ, — но на основе учения отцов церкви и постановлений соборов — да!“ „Понятно, — заметил человек, задавший этот вопрос. — По вашим словам выходит, что лютеране основываются на Писании, а мы — нет“» (Великая борьба, с. 208).

Урок на сегодня:

Несмотря на мощное человеческое и сатанинское противодействие, истина Божья торжествовала во все времена и восторжествует в конце дней.