Декабрь

1 декабря

Реформация во Франции

«Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).

За триумфом Реформации в Германии последовали годы борьбы и мрака. В Швейцарии тоже наступили мрачные дни. Цвингли был убит под Каппелом в ходе гражданской войны. На Реформацию сыпались удары со всех сторон; казалось, она была обречена.

Во Франции рассвет начался еще до того, как там услышали о Лютере. Божественный свет осиял престарелого Лефевра, человека широкого кругозора, профессора Парижского университета. В 1512 году он заявил о своей вере в то, что только Бог может наделить нас праведностью по благодати и что долг человека — принимать в своей душе Божью благодать. Среди его способных студентов был Уильям Фарель, с радостью принявший основополагающие истины Реформации. Лефевр предпринял перевод Нового Завета на французский язык, который был издан при поддержке епископа города Мец. Это издание вызвало большой интерес и привело в ярость папские власти. Многие из принявших протестантизм были сожжены на костре.

Жан Кальвин, вдумчивый, отличавшийся незаурядным умом юноша, учился в одном из парижских учебных заведений. Както раз ему довелось стать свидетелем сожжения протестанта. На лице мученика он увидел выражение мира, которого так не хватало самому Кальвину, несмотря на всю его ученость. Он погрузился в изучение Библии, и ему открылся новый мир. Гонения бушевали по всей Франции, повсюду совершались жесточайшие казни.

Кальвин оставил Францию и обосновался в Женеве — городе, принявшем протестантизм.

Ключевая мысль:

«Около тридцати лет Кальвин трудился в Женеве — прежде всего, созидая церковь, которая руководствовалась бы только чистотой нравственного учения Библии, а затем — над распространением Реформации по всей Европе. В своей общественной деятельности он не избежал ошибок, а его доктрины не были свободны от заблуждений. Но он сыграл выдающуюся роль в распространении истин, особенно важных для его времени, в защите протестантизма против быстро возрождавшейся мощи папства, он помогал реформаторским церквам встать на путь простой и чистой жизни, противопоставляя ее гордыне и испорченности, процветавшим при папском правлении» (Великая борьба, с. 236).

Урок на сегодня:

Истина привлекает как смелых, так и осторожных, как деятельных, так и вдумчивых. У Бога найдется дело для каждого.

2 декабря

Реформация в Скандинавии

«Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7:16).

Учение Лютера нашло благодатную почву в Нидерландах. Рукоположенный в священники Менно Симонс не читал Библию, опасаясь впасть в ересь. Однако, взявшись за изучение Нового Завета, а также трудов Лютера, он принял реформационную веру.

В течение четверти века Симонс с супругой путешествовали по Нидерландам и Северной Германии с проповедями, перенося большие лишения и даже подвергая свою жизнь опасности. Нигде реформационные доктрины не находили такой живой отклик, как в Нидерландах, и мало где еще обращенные в протестантизм подвергались таким ужасным гонениям. Читать Библию, проповедовать ее, слушать проповедь о Библии или говорить о ее учениях означало навлечь на себя смертный приговор.

Таузен, «реформатор Дании», был настолько одарен интеллектуальными способностями, что ему было позволено выбирать, в каком университете учиться, за исключением Виттенберга, центра лютеранства. Он выбрал Кельн, где все равно познакомился с произведениями Лютера. Вернувшись в свой монастырь в Дании, он стал делиться своей верой в Евангелие с братьями-монахами и многих из них убедил принять учения Лютера. Вскоре появился перевод Нового Завета на датский язык, и где бы ни проповедовал Таузен, повсюду к нему стекались большие толпы людей.

Ключевая мысль:

«Благословенный свет Евангелия постепенно и уверенно рассеивал мрак невежества и суеверия… Швеция превратилась в одну из крепостей протестантизма. Спустя столетие, в час величайшей опасности, эта небольшая и прежде слабая страна, единственная в Европе, осмелилась протянуть руку помощи Германии во время ужаснейшей тридцатилетней войны… Шведские армии помогли Германии остановить продвижение папистов… и возвратить свободу совести странам, принявшим Реформацию» (Великая борьба, с. 244).

Урок на сегодня:

В прошлые времена многие были готовы отдать все — и даже собственную жизнь — ради того, чтобы свет Евангелия ярко освещал наш путь сегодня.

3 декабря

Английские реформаторы позднего периода

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков… Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:4, 9).

В то время как Лютер переводил Библию на немецкий, Тиндаль тоже занимался переводом Библии, только на английский. Более ранний перевод Уиклифа делался с латинского текста, в котором было много ошибок. Тиндаль воспользовался греческим текстом Нового Завета, изданным Эразмом. Он знал, что у христиан должна быть возможность читать Слово Божье на родном языке, дабы они могли возрастать духовно. Отвечая на упреки католических богословов, Тиндаль сказал: «Если Бог продлит мою жизнь, то через несколько лет я добьюсь того, что мальчик, идущий за плугом, будет знать Библию лучше вас». На долю Тиндаля выпало немало испытаний, его преследовали на двух континентах. В конце концов он погиб мученической смертью.

В Англии были и другие великие вожди Реформации, включая Латимера, Барнса, Фрайта, Ридли и Крэнмера, которых высоко ценили за их познания и благочестие. Они отошли от католицизма и охотно свидетельствовали о своей вере словом и делом.

Джон Нокс отвернулся от традиций государственной церкви и стал отцом шотландских пресвитериан, бесстрашно проповедуя даже английской королеве.

Когда протестантизм утвердился в Англии в качестве государственной религии, английские протестанты еще не вполне понимали великий принцип религиозной свободы. Вместо папы главой церкви стал монарх.

В течение сотен лет диссентеры (протестанты, отделившиеся от англиканской церкви) подвергались на родине гонениям, и многие из них были вынуждены бежать в Америку.

Столетие спустя появились Уайтфилд и братья Уэсли, и свет истины засиял с новой силой. Братья Уэсли стали основателями методизма.

Ключевая мысль:

«В конце его [Уэсли] долгой жизни (он прожил более 80 лет, из которых полвека провел в миссионерских путешествиях) число его последователей возросло до полумиллиона… Жизнь его является неоценимым примером для каждого христианина. О, как не хватает современным церквам веры и смирения, неистощимого усердия, самопожертвования и посвященности этого служителя Иисуса Христа!» (Великая борьба, с. 264).

Урок на сегодня:

Мы должны чаще размышлять о жизни Божьих мужей — столпов веры и учиться на их опыте.

4 декабря

Библия и Французская революция

«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3:19).

В течение многих веков во Франции шла борьба между светом и тьмой, и в конце концов свет библейского знания был почти повсеместно отвергнут. Народ был вынужден пожинать плоды своего нечестия, испытав на себе, что происходит, когда Дух Божий отвергнут и вызревает зло. Это ужасное развитие событий было предсказано в 11й главе Откровения, где делается акцент на распущенности и безбожии, господствовавших во Франции во время революции. Законодательная Ассамблея Франции издала декрет, провозгласивший, что Бога не существует. Ни одна другая нация на земле не совершала подобного. Варфоломеевская ночь, когда за свою веру отдали жизнь около семидесяти тысяч лучших представителей нации, стала еще одним примером того, как «Господь наш распят» снова, что и было предсказано в Откр. 11:8.

Во Франции папство положило начало той работе, которую завершил атеизм. Историки возлагают ответственность за ужасы революции на французскую церковь. Рим исказил в глазах людей характер Бога и извратил Его требования. В ответ люди отвергли и Библию, и ее Автора, не желая иметь ничего общего с религией. Богохульство и невероятное нечестие стали нормой; народ превозносил величайших грешников. Вольтер и его единомышленники отбросили Библию и принялись распространять яд безбожия.

Ключевая мысль:

«Все было так, как задумал сатана… Его политика — это обман от начала и до конца. Его неизменная цель — принести людям страдание и горе, обезобразить и извратить творение Божье; исказить Божественное благоволение и любовь и тем самым причинить скорбь всему небу. Сатана искусно превращает людей в слепцов, выставляя Господа виновником всего происходящего, заставляя думать, что все несчастья являются результатом плана Творца. И когда развращенные и доведенные им до звероподобного состояния люди освобождаются от Бога, тогда он толкает их на крайнюю жестокость» (Великая борьба, с. 284, 285).

Урок на сегодня:

Великая борьба между добром и злом с особой силой проявила себя во Французской революции. Революционная Франция очень схожа с обреченным миром во время семи последних язв.

5 декабря

Отцы — пилигримы

«И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» (Откр. 13:11).

Английские реформаторы, отказавшись от католического вероучения, тем не менее сохранили многие его формы. Они утверждали, что в этих формах нет ничего предосудительного и на них нет ясно выраженного запрета в Библии. Однако так называемые пуритане смотрели на эти обычаи совсем иначе — как на символы религиозного рабства, от которого они избавились.

В начале семнадцатого века новый английский король заявил, что пуритане должны либо смириться, либо покинуть страну. Часть их нашла убежище в Голландии, оставив свои дома, имущество и средства к существованию. Они стали считать себя пилигримами, странниками в чужой земле.

Некоторые из этих пилигримов обрели пристанище в Америке. В поисках свободы совести они не испугались трудностей долгого морского путешествия и опасностей, связанных с налаживанием быта в чужой стране. Но они и сами не до конца понимали сущность принципа религиозной свободы. Через одиннадцать лет после того, как пилигримы основали свою колонию, в Америку прибыл Роджер Уильямс, обладавший более глубоким пониманием свободы и ставший первым человеком в истории современного христианства, который утвердил гражданское правление на основе принципа свободы совести.

Ключевая мысль:

«Истина постоянно открывается, все христиане должны быть готовы принять свет, который может воссиять со страниц святого Слова Божьего, — этот великий принцип, который так благородно отстаивали Робинсон и Роджер Уильямс, был утрачен их потомками. Протестантские церкви Америки и Европы, получив величайшие благословения Реформации, не пошли вперед по пути реформы… Поэтому религия вновь скатилась к формализму, к своим прежним заблуждениям и суевериям, которые сами по себе были бы изжиты, если бы церковь продолжала „ходить во свете“ Слова Божьего. Дух Реформации постепенно угас, пока в протестантских церквях не назрела такая же огромная потребность в реформе, как это было в Римской церкви во времена Лютера» (Великая борьба, с. 297, 298).

Урок на сегодня:

В каждую эпоху Бог дает очередному поколению людей свою истину для настоящего времени.

6 декабря

Вестники рассвета

«Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).

Одна из важнейших истин, которые открывает нам Библия, это истина о Втором пришествии Христа, которым завершится великое дело искупления; это величественный лейтмотив всего Божьего Слова. О возвращении нашего Господа повествовали многие святые мужи Библии — от Еноха, Иова, Исаии и Аввакума до апостолов. На протяжении столетий вальденсы, Уиклиф, Лютер, Кальвин и пуритане восклицали: «Поспеши, о Господи! Да придет этот благословенный день!»

В пророчествах говорится не только о цели и способе возвращения Христа, но и описываются знамения, благодаря которым мы узнаем о его близости. Иисус сказал, что о Его возращении возвестят знамения на небе — в солнце, луне и звездах. Но будут знамения и на земле, такие как участившиеся землетрясения, голод, эпидемии и войны, возвещающие людям о том, что наступили последние дни. Иисус предостерег нас:

«Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). Мы должны быть внимательны к знамениям пришествия Иисуса.

Но когда дух смирения и посвящения в церквах уступил место гордыне и формализму, тогда в них охладели любовь ко Христу и вера в Его пришествие. Отступившие церкви не пожелали замечать знамения времен.

Ключевая мысль:

«Если церковь не пойдет по пути, указанному ей провидением Божьим, и не воспримет каждый луч света, исполняя во всем свой долг, тогда религия неизбежно превратится в пустое соблюдение формальностей, и дух практического благочестия оставит ее. Эта истина неоднократно подтверждалась в истории Церкви… Послушание же подразумевает жертву, крест, и по этой причине многие, называющие себя последователями Христа, отказались принять небесный свет и, подобно древним иудеям, не узнали времени своего посещения (см. Лк. 19:44)» (Великая борьба, с. 316).

Урок на сегодня:

Для нас жизненно важно осознавать свое место в развивающихся под Божьим контролем событиях, дабы нам успеть приготовиться к возвращению Христа.

7 декабря

Американский реформатор

«На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14).

Бог избрал Уильяма Миллера, честного скромного фермера, для проповеди о Втором пришествии Христа. Любовь Миллера к учебе, его привычка обстоятельно и критически мыслить сделали его человеком, обладающим здравым суждением и широкими взглядами. Он рассуждал так: если Библия действительно откровение от Бога, значит, ей должна быть присуща внутренняя гармония и Бог дал ее нам для наставления.

Исходя из того, как исполнялись пророчества в прошлом, Миллер пришел к выводу, что таким же образом должны исполняться пророчества, связанные с будущим. Он убедился, что распространенные воззрения на духовное правление Христа (тысячелетнее царство на земле, предшествующее концу света) не находят подтверждения в Библии. Он отчетливо увидел, что мертвые праведники воскреснут к жизни, а живые праведники преобразятся и облекутся в бессмертие при возвращении Христа. В то же время Миллер осознал, что происходящие в его дни события вполне соответствуют библейским знамениям конца света.

В Книге Даниила 8:14 содержалось пророчество, которое, как казалось Миллеру, несомненно указывало на время Второго пришествия.

Миллер стал излагать свои взгляды в частных беседах. Он с большой неохотой согласился огласить их публично, поддавшись на уговоры ближних. Большое число служителей из разных церквей одобрили его точку зрения и оказали ему поддержку. Хотя он и собирал большие аудитории, состоявшие из вдумчивых и внимательных слушателей, его имя редко упоминалось в религиозной прессе, разве что в насмешливом, язвительном тоне.

Ключевая мысль:

«Имея вдохновенное свидетельство, как осмеливаются люди утверждать, что Книга Откровение — это непостижимая тайна? Это — разгаданная тайна, открытая книга. Изучение Книги Откровение направляет разум человека к пророчествам Даниила, а обе эти книги представляют собой важнейшие истины — Господь сообщил людям о событиях, которые должны произойти в конце истории земли» (Великая борьба, с. 341).

Урок на сегодня:

Нужно быть мужественным человеком, чтобы пойти против традиционных воззрений и во всеуслышание объявить о своих взглядах.

8 декабря

Свет во мраке

«И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).

Повторяющиеся из века в век великие религиозные реформы удивительно похожи одна на другую. Но ни один человек, как бы высоко его ни ценило Небо, еще не достиг всеобъемлющего понимания великого плана спасения или хотя бы полного понимания Божественных намерений, осуществлявшихся в его время. Смысл Своих замыслов Господь раскрывает Своему народу в той мере, в какой это необходимо.

Первое пришествие Христа на землю состоялось точно в срок и именно так, как было предсказано в пророчестве. «Исполнилось время», — провозглашали пророки, и они были правы. «Царствие Божие», о котором они говорили, было установлено смертью Христа, и это Царствие не было отмечено земным правлением. Все это Христос разъяснял двум ученикам по дороге в Еммаус. Он помог им проследить развитие событий и раскрытие Его истины вплоть до Второго пришествия. Они неверно понимали смысл пророчеств, касающихся установления Его Царства.

Опыт учеников, проповедовавших «Евангелие царства» при Первом пришествии Христа, аналогичен опыту тех, кто провозглашал весть о Его Втором пришествии. Они тоже имели неправильные представления о событии, на которое указывало пророчество. Но Бог помог им пережить разочарование 1844 года и даже обратил им во благо неверное понимание провозглашаемой ими вести.

Ключевая мысль:

«Этим христианам, как и первым ученикам, лишь впоследствии станет понятно то, чего они не могли понять во дни испытаний. И когда они увидят „конец Божий“, им станет ясно, что в перенесенных ими испытаниях, явившихся результатом их же заблуждений, неуклонно исполнялись планы Божьи, исполненные любви и милосердия. На собственном опыте они поймут, что Он есть „Бог сострадающий и милосердный“, и что все пути Его — „милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его“» (Великая борьба, с. 354).

Урок на сегодня:

Сегодня нам нужно сосредоточиться на всеобъемлющей концепции великой борьбы, памятуя о том, что пророчества о возвращении Христа исполнятся в определенные Им сроки.

9 декабря

Великое религиозное пробуждение

«И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6).

Великое религиозное пробуждение при возвещении о скором пришествии Христа предсказано в пророческой вести первого ангела из 14й главы Откровения. Подобная весть не звучала в прежние века, никто еще не провозглашал, что час суда уже наступил.

Подобно великой Реформации шестнадцатого века, адвентистское движение появилось одновременно в разных странах. В 1821 году, через три года после того, как Миллер пришел к пониманию пророчеств, указывающих на время суда, весть о Втором пришествии начал провозглашать Иосиф Вольф, «всемирный миссионер», объездивший Египет, Эфиопию, Палестину, Сирию, Персию и Соединенные Штаты с проповедями о грядущем пришествии и раздачей Библий на разных языках.

В Южной Америке свои взгляды на скорое возвращение Христа опубликовал некий иезуит Лакунза под псевдонимом Равви БенЕздра, и в 1825 году его книга была переведена на английский язык. В Германии эту весть нес видный богослов Бенгель. Свет о Втором пришествии Христа озарил его разум, когда он услышал проповедь по 21й главе Откровения. Его труды были известны во всем христианском мире.

В швейцарской Женеве трудился Гауссен, известный уважаемый богослов и проповедник. Сначала для детей, а затем и для их родителей он опубликовал свои уроки о близости пришествия Христа.

В Скандинавии руководители официальной церкви восстали против адвентистской вести, и тогда Господу было угодно возвестить о скором пришествии Иисуса чудесным образом — через малых детей.

Ключевая мысль:

«Назначенное время пришло, а Христос не явился, чтобы освободить Свой народ. Те, кто с искренней верой и любовью ожидал своего Спасителя, пережили горькое разочарование. Однако Бог осуществил Свое намерение: Он испытал сердца тех, кто уверял, что ожидает Его явления. Между ними было много и таких, которые обратились только под давлением страха, а не руководствуясь высшими побуждениями. Их поверхностное обращение не произвело никакой перемены в их сердцах и жизни» (Великая борьба, с. 374).

Урок на сегодня:

Когда наступает решающий момент в осуществлении замыслов Бога, Он воздвигает людей, которые возвещают миру Его особую весть.

10 декабря

Отвергнутое предостережение

«Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18:4).

Уильям Миллер и его помощники имели перед собой единственную цель — приготовить народ к возвращению Иисуса. Они не делали попыток убедить кого-то присоединиться к той или иной деноминации или церкви. Однако летом 1844 года около пятидесяти тысяч верующих покинули свои христианские церкви. В то же время в духовной жизни американских церквей был отмечен внезапный и резкий упадок, о котором говорилось как в прессе, так и с церковных кафедр.

Духовная тьма наступает не потому, что Бог произвольно удерживает от людей Свою благодать. Напротив, тьма становится следствием пренебрежения или отвержения Божественного света со стороны людей. Люди, намеренно подавляющие голос совести, в конце концов утрачивают способность отличать истину от заблуждения.

Отмахнувшись от вести первого ангела из Откр. 14:6, 7, которая искоренила бы зло, разделявшее их с Богом, люди претерпевали духовную смерть, столь характерную для церквей в 1844 году.

Призыв выйти из Вавилона, звучащий в Откр. 18:4, свидетельствует о том, что многие Божьи дети по-прежнему пребывают в Вавилоне. Этот термин, означающий «смешение», «замешательство», «беспорядок», вполне соответствует состоянию церквей, утверждающих, что их учения почерпнуты из Библии, и в то же время разделенных на бесчисленное множество деноминаций с противоречивыми символами веры и теориями.

Ключевая мысль:

«Хотя церкви, представляющие собой Вавилон, погружены в духовный мрак и далеки от Бога, в их среде еще много истинных последователей Христа. Многие даже не слышали об истинах, предназначенных для настоящего времени. Многие не удовлетворены своим нынешним положением, жаждут большего света… Настанет время, когда те, кто любит Господа превыше всего, не пожелают оставаться с теми, кто „более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся“ (2 Тим. 3:4, 5)» (Великая борьба, с. 390).

Урок на сегодня:

Бог призывает людей выйти из смешения, которое представляет собой современное христианство, и утвердиться на Его Слове в ожидании возвращения Христа.

11 декабря

Исполнившиеся пророчества

«Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:35, 36).

Миновала весна 1844 года — срок, когда предполагалось пришествие Господа, и те, кто с верой ожидал Его явления, некоторое время были мучимы сомнениями и выбиты из колеи. Свидетельство Библии, на котором они основывали свои взгляды, казалось им ясным и убедительным. Особые благословения Божьи в виде обращения грешников и возрождения духовной жизни среди христиан свидетельствовали о том, что эта весть от Бога.

Летом 1844 года — в промежутке между первым назначенным сроком окончания 2300 дней и осенью того же года — эта весть прозвучала в виде «полночного крика»: «Вот, жених идет» (Мф. 25:6). Этот новый свет был основан на открытии, согласно которому указ Артаксеркса о восстановлении Иерусалима (ставший отправной точкой для пророчества о 2300 вечерах и утрах) вошел в силу осенью 457 года до н. э., а не в начале этого года. Следовательно, период в 2300 лет должен был окончиться осенью 1844 года.

Адвентистское движение обрело второе дыхание и прокатилось по всей стране подобно мощной волне. Но, увы, этому движению предстояло пережить еще одно разочарование.

Ключевая мысль:

«Из слов о близости Второго пришествия Господа следует, что это увещевание обращено к Церкви последних дней: „Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит“. Здесь ясно сказано о кажущемся промедлении и о том, что Господь не появится скоро… Когда яркий свет „полуночного крика“ осветил их путь, они увидели пророчества распечатанными, а быстро исполнявшиеся знамения говорили о близости пришествия Христа; они и в самом деле ходили как бы в ощутимом свете. Но теперь под грузом разочарования и отчаяния они могли устоять только верой в Бога и Его Слово» (Великая борьба, с. 408).

Урок на сегодня:

Нам нужно обладать такой уверенностью в Боге, чтобы никакое разочарование, каким бы жестоким оно ни было, не могло поколебать нашу веру в Его водительство.

12 декабря

Что такое святилище

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии, и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град» (Откр. 11:19).

Основанием и столпом адвентистской веры в 1844 году был такой библейский отрывок: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14). Однако как и весь остальной христианский мир, адвентисты того времени полагали, что под святилищем здесь подразумевается земля или какаято ее часть.

После разочарования 1844 года верующие по-прежнему считали, что Библия непогрешима. Но где же тогда была допущена ошибка? Одни пришли к заключению, что период в 2300 вечеров и утр не закончился в 1844 году. Другие, твердо веря в водительство Божье в великом адвентистском движении, углубились в изучение пророчеств и обнаружили, что в Библии нет ни слова о том, что святилище — это земля. Они увидели, что тема святилища раскрыта в Библии вполне определенно. Оказалось, что святилище, о котором говорит Павел в 9й главе Послания к Евреям, это прежде всего земное ветхозаветное святилище, а также святилище небесное — его великий образец.

А что же означает «очищение святилища»? Очищение как земного, так и небесного святилища должно совершаться кровью. Земное святилище очищалось кровью животных, а небесное — кровью Христа.

Ключевая мысль:

«В течение восемнадцати столетий продолжалось священническое служение в первом отделении святилища… Подобно тому, как в прообразном служении в конце года совершалась работа примирения, так и прежде завершения служения Христа по искуплению человечества нужно было очистить от грехов небесное святилище, удалив из него все грехи. Это и есть то служение, которое началось по окончании 2300 дней. В то время, согласно пророчеству Даниила, наш Первосвященник вошел во Святое Святых, чтобы исполнить последнюю часть Своего торжественного служения — очистить святилище» (Великая борьба, с. 421).

Урок на сегодня:

На небесах есть святилище, послужившее образцом при создании святилища на земле. В этом небесном святилище служит Иисус — наш великий Первосвященник.

13 декабря

Во святом святых

«Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1).

Вопрос о святилище послужил для озадаченных, смущенных верующих ключом к разгадке тайны разочарования 1844 года. Он открыл их взорам стройную, законченную и гармоничную концепцию истины, показав, что великое адвентистское движение направляла Божья рука. Свет, исходящий от святилища, озарил прошлое, настоящее и будущее. Верующие поняли, что допущенная ими ошибка состояла не в исчислении пророческих периодов, а в трактовке самого события, которое должно было произойти по окончании 2300 лет.

Христос не пришел на землю, как они рассчитывали, но вошел во Святое святых небесного святилища — согласно прообразному служению судного дня. Люди в 1844 году еще не были готовы к встрече со своим Господом. Нужно было совершить работу приготовления. Когда адвентисты последовали верой за своим Первосвященником в Его служении во святилище, им открылись их новые обязанности. Церковь должна была получить еще одну весть предостережения и наставления. Когда это приготовление завершится, последователи Христа будут готовы к Его явлению.

Это приготовление состоит в молитве, покаянии, глубоком исследовании собственного характера и оставлении всякого греха.

Ключевая мысль:

«Те, кто будет жить на земле, когда окончится посредническое служение Христа в небесном святилище, должны будут предстать перед святым Богом без Заступника. Их одежды должны быть незапятнанными, их характер должен быть очищен от греха посредством искупительной крови. При помощи благодати Божьей и собственных усердных усилий они должны выйти победителями в борьбе со злом. В то время как происходит следственный суд на небесах, когда грехи кающихся грешников удаляются из святилища, среди народа Божьего на земле должна произойти особая работа очищения и удаления греха. Эта работа более ясно представлена в 14й главе Книги Откровение» (Великая борьба, с. 425).

Урок на сегодня:

Можно ли народу Божьему доверить вечную жизнь — вот наиважнейший вопрос, который сегодня решает вселенная.

14 декабря

Незыблемость закона Божия

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его» (Откр. 11:19).

Библейские тексты о том, что на небе отверзся храм Божий и стал виден ковчег завета Его, указывает на открытие Святого святых небесного Святилища в 1844 году, когда в него вошел Христос, чтобы приступить к завершающему этапу служения искупления. Те, кто верой последовал за своим великим Первосвященником за завесу небесного святилища, увидели ковчег Его завета. Изучив вопрос о святилище, они пришли к пониманию изменения, которое произошло в служении Спасителя, и увидели, что теперь Он священнодействует пред ковчегом Божьим, ходатайствуя за грешников со Своей кровью.

Закон Божий в небесном святилище — это великий подлинник, точнейшая копия которого была начертана на каменных скрижалях. Дух Божий просветил сердца верующих, изучающих Библию в 1840х годах, и они поняли, что истина о небесном святилище подразумевает послушание всем требованиям Закона Божьего, включая субботу четвертой заповеди. Вот в чем кроется тайна ожесточенного и решительного сопротивления гармоничному толкованию Священного Писания, которое указывает на служение Христа в небесном святилище. Человеческое сердце не желает покоряться Закону Божьему.

Эти истины представлены в Откр. 14:20. Вот что говорит Иоанн о Божьем народе в конце времен: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12). Закон — это критерий, согласно которому будет оцениваться человеческий характер на суде.

Ключевая мысль:

«Когда ведущие церкви Соединенных Штатов, объединенные вокруг тех доктрин, которые все они разделяют, начнут оказывать влияние на государство с целью внедрения своих установлений и поддержки своих организаций, тогда можно будет сказать, что в протестантской Америке сформировался образ (подобие) римской иерархии, неизбежным следствием чего станет применение гражданских мер наказания к инакомыслящим» (Великая борьба, с. 445).

Урок на сегодня:

В христианской жизни должны быть неразрывно связаны вера и послушание.

15 декабря

Дело реформы

«Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его» (Ин. 3:20).

В своей невинности в Едеме Адам соблюдал субботу, освященную покоем и благословением Творца. С того дня и до настоящего времени народ Божий на земле сохранял познание о Законе Божьем и соблюдал субботу согласно четвертой заповеди.

Люди, получившие свет относительно святилища и неизменной природы Закона Божьего, преисполнились радости и изумления, увидев красоту и гармонию истины, открывшейся их пониманию. Однако истины, ставшие их отличительной чертой, не вызвали восторга у многих из тех, кто называли себя последователем Христа. Люди, не желающие исследовать Писание самостоятельно, довольствовались выводами и понятиями, которые соответствовали их желаниям и наклонностям. Большинство последователей Миллера отвергли истины о Святилище и Законе Божьем, а многие и вовсе отказались от своей веры в пришествие Христа.

История Древнего Израиля служит поразительной иллюстрацией испытаний, выпавших на долю адвентистов. Если бы Израиль сохранил веру в Бога, выведшего их из Египта, то вскоре вступил бы в обетованную землю. Не было на то Божьей воли, чтобы Израиль сорок лет странствовал по пустыне. Точно так же не было Божьей воли и на то, чтобы пришествие Христа было отложено на столь долгий срок.

Ключевая мысль:

«Принятию и распространению истины препятствует то, что она может вызвать определенные неудобства и поношение. Вот единственный аргумент против истины, который ее защитники никогда не смогут опровергнуть. Но это не должно удерживать подлинных последователей Христа. Они не должны и не могут ожидать, чтобы истина стала общепризнанной…

Лишь те, кто в глубине души привержены миру, будут — независимо от своего вероисповедания — исходить в религиозных вопросах из политических соображений, но не из своих принципов. Мы должны избирать правду ради самой правды, а последствия предоставить Богу» (Великая борьба, с. 460).

Урок на сегодня:

Большинство неизменно выбирает путь наименьшего сопротивления, предпочитая угождать себе, а не Богу.

16 декабря

Пробуждение в наши дни

«Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17:17–19).

Для истинных религиозных пробуждений, неоднократно случавшихся в прошлом, были характерны самоотречение и самопожертвование. Во многих современных движениях возрождения наблюдается печальный недостаток подлинного покаяния, приводящего к реальным преобразованиям. Церкви пополняются, но возрастания истинно духовной жизни не происходит.

Слишком часто религиозное пробуждение достигается путем обращения к воображению и эмоциям, путем использования присущей людям тяги к новому и необычному. Люди, обращенные благодаря таким манипуляциям, не испытывают большого желания внимать библейской истине, их мало интересует свидетельство пророков и апостолов. Если религиозное служение не воздействует на их чувства, оно не привлекает их. Весть, взывающая к здравому рассудку, не находит в них отклика. Они не обращают большого внимания на ясные и недвусмысленные предостережения Слова Божьего, напрямую связанные с их вечной участью.

Подлинное пробуждение приносит плод в жизни человека. Истинное освящение — это библейское учение. Всякий, кто следует за Христом, должен уподобляться Ему. По благодати Иисуса он должен формировать свой характер в согласии с принципами Божьего святого Закона. Достичь этого можно только верой во Христа и силой Святого Духа. В ходе истинного духовного пробуждения оправдание и освящение действуют совместно, чтобы примирить человека с Богом, приведя его в согласие с принципами Божьей воли.

Ключевая мысль:

«Мы преображаемся созерцанием и размышлением. И если люди пренебрегают теми священными заповедями, в которых Бог открыл им совершенство и святость Своего характера, а вместо этого обращаются к человеческим учениям и теориям, то стоит ли удивляться, что в церкви так мало живого благочестия? Господь говорит: „Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды“ (Иер. 2:13)» (Великая борьба, с. 478).

Урок на сегодня:

Нам нужно каждодневно искать Божьей благодати, которая не только дарует нам прощение, но и наделяет силой для постоянного возрастания в послушании принципам Закона Божьего.

17 декабря

Лицом к лицу с книгой жизни

И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12).

В 7-й главе Книги пророка Даниила повествуется о торжественном дне, когда Судия всей земли будет рассматривать жизнь и характер людей в присутствии святых ангелов. В Книге жизни записаны имена всех, кто когда-либо участвовал в служении Божьем. Следственный суд и уничтожение грехов должны завершиться до Второго пришествия нашего Господа.

Сатана изобретает самые разнообразные уловки, лишь бы отвлечь наше внимание от нашего главного предназначения. Обольститель ненавидит великие истины, указывающие на всемогущего Ходатая и Его искупительную жертву. Дьявол знает, что ему не добиться успеха, если он не отвлечет нас от Иисуса и Его истины. Если мы хотим, чтобы посредническое служение Спасителя принесло нам пользу, нам нельзя допустить, чтобы что-то мешало нам уподобляться Иисусу. Вот та цель, на которую нам нужно направить все наши усилия.

Божьи дети нуждаются в ясном понимании истины о святилище и следственном суде. Иначе им не удастся проявить столь необходимую в наше время веру и занять место, отведенное им Богом в Его планах. Посредническое служение Христа в небесном святилище — такая же неотъемлемая часть плана спасения, как и Его смерть на кресте.

Ключевая мысль:

«Всем, кто искренне раскаялся в своих грехах, веря в кровь Христа как искупительную жертву, согласно небесным книгам, даровано прощение; став причастниками праведности Христа и выполняя требования Закона Божьего, эти люди заслужили, чтобы их грехи были вычеркнуты, а они найдены достойными вечной жизни» (Великая борьба, с. 483).

Урок на сегодня:

Знание о том, что Христос совершает ныне ради нас в небесном святилище, должно быть воспринято не только разумом, но и сердцем.

18 декабря

Происхождение зла

«Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:15).

Для многих людей происхождение греха и причины его существования остаются неразрешимой загадкой. Они видят зло, его ужасные плоды и задаются вопросом, как такое может быть во вселенной, где властвует Бог, безграничный в мудрости, силе и любви. Они не в состоянии найти объяснение этой тайне. Теряясь в догадках и сомнениях, они не видят тех истин, которые ясно раскрыты в Божьем Слове.

Происхождение греха невозможно обосновать с помощью логики. Грех нелогичен, ибо он — производное принципа, противоречащего великому принципу любви. До возникновения зла во всей вселенной царили мир и радость, а правление в ней утверждалось на свободе воли, которой Бог наделил Свои разумные творения.

Однако Люцифер, занимавший наивысшее положение среди всех сотворенных существ, решил злоупотребить этой свободой. Мало-помалу он начал вынашивать в себе стремление к превосходству, уходившее корнями в его гордыню, и стал распространять свой дух недовольства среди ангелов.

По великой Своей мудрости Бог позволил Люциферу и дальше продолжать его деятельность, пока его мятежный дух не вылился в открытое восстание. Дела Люцифера должны были наглядно показать, каков он на самом деле.

Ключевая мысль:

«Вся вселенная увидит, что есть грех и каковы его последствия. И его полное уничтожение, которое, совершись оно вначале, повергло бы ангелов в страх и навлекло бы бесчестие на Бога, ныне послужит доказательством Его любви и возвысит Его перед обитателями Вселенной, которые находят наивысшее наслаждение в исполнении Его воли и в чьих сердцах запечатлен Его Закон. Никогда больше не будет зла. Слово Божье говорит: „И бедствие уже не повторится“ (Наум. 1:9). Закон Божий, который сатана представил рабским бременем, будет почитаться Законом свободы. Испытанное и выдержавшее испытание творение никогда больше уже не поколеблется в своей верности Тому, Кто в полной мере открылся перед ними во всей Своей безмерной любви и безграничной мудрости» (Великая борьба, с. 504).

Урок на сегодня:

Бог желает, чтобы мы были послушны Ему из любви к Нему. Вот почему Он дал нам право выбирать.

19 декабря

Вражда между человеком и сатаной

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Благодать, которую Христос вкладывает в человеческое сердце, порождает в людях вражду к сатане. Сами по себе, в отрыве от Христа, мы пребываем в естественной гармонии с дьяволом, родоначальником греха. Но Христос предлагает нам вложить в нашу душу Его собственную ненависть к греху. Вот что отделяет христиан от мира.

К сожалению, наши современники, исповедующие христианство, не обращают на сатану особого внимания. С одной стороны, сатана умело навязывает людям свою ложь о Боге, возлагая на Него ответственность за все беды этого мира, а с другой — он делает все возможное, чтобы христиане полюбили мирские удовольствия. Он постоянно пытается сокрушить преграды, отделяющие Божий народ от мира. Павел увещевает нас, чтобы мы ни в коем случае не забывали, что наша вражда — это вражда против духовных нечестивых сил: против греховного влияния мира сего и духов злобы поднебесной (см. Еф. 6:12). Петр предостерегает нас о сатане, который ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (см. 1 Петр. 5:8).

Ключевая мысль:

«Чем больше христианин будет стремиться подражать Божественному Образцу, тем вероятнее, что сам он станет мишенью для сатаны… Сатана приступал ко Христу с самыми лукавыми и сильными искушениями, но неизменно терпел поражение. Иисус сражался для нашего же блага: одержанные Им победы помогли и нам стать победителями. Христос протягивает руку всем, кто обращается к Нему за помощью. Сатана не в состоянии победить человека, если тот не желает подчиняться ему. Искуситель не властен над волей человека, не может заставить его согрешить. Он может причинить любую боль человеку, но не может осквернить его. Вдохновленные победой Христа, Его последователи должны мужественно и отважно бороться против греха и сатаны» (Великая борьба, с. 510).

Урок на сегодня:

Бог обещал, что Святой Дух даст нам силы противодействовать любому искушению, которое может нас постигнуть. Мы вовсе не обречены на поражение.

20 декабря

Происки злых духов

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8).

Связь видимого мира с невидимым, служение ангелов Божьих и происки сатанинских злых духов — обо всех этих явлениях, неотделимых от истории человечества, ясно говорится в Священном Писании. Сегодня люди все меньше склонны верить в существование злых духов. А многие считают их духами умерших. Однако Библия не только свидетельствует о существовании как добрых, так и злых ангелов, но и подтверждает, что они вовсе не духи мертвых.

У каждого последователя Христа есть ангел-хранитель, который защищает его от сил тьмы. Злые ангелы некогда были безгрешными, равными по природе, силе и славе святым ангелам.

Согласно учению Нового Завета, люди могут быть одержимы бесами. Бесноватые не просто страдали от какой-то болезни, вызванной естественными причинами. Иисус прекрасно понимал, что имеет дело с непосредственным присутствием злых ангелов сатаны.

Сатана ничего так не страшится, как разоблачения своих ухищрений. Его вполне устраивает, когда над ним смеются. Ему нравится, когда его изображают уродливым, смешным и гадким существом – полуживотным-получеловеком. Все это позволяет ему скрыть свой подлинные намерения и характер.

Ключевая мысль:

«Влияние нечистых духов представляет величайшую опасность для тех, кто, невзирая на определенные и исчерпывающие свидетельства Писания, отрицает существование сатаны и его ангелов. До тех пор, пока мы пребываем в неведении относительно их хитрости и коварства, они обладают огромным преимуществом; многие следуют их советам и предложениям, думая, что руководствуются собственным умом. По мере того как приближается конец времени и сатана напрягает все силы, чтобы обольщать и губить, он повсюду насаждает неверие в свое существование. В этом-то и заключается сатанинское коварство, чтобы действовать незаметно» (Великая борьба, с. 516).

Урок на сегодня:

Нам нужно помнить, что, несмотря на буйство сатанинских сил в современном мире, у каждого из нас есть свой ангел-хранитель, который защищает нас и заботится о нас.

21 декабря

Сети сатаны

«Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения… Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:9–12).

По мере приближения времени конца сатана удваивает свои усилия, чтобы удержать людей во мраке и не дать им раскаяться до окончания времени благодати. Он наблюдает, как пастор готовит свою проповедь, а затем пытается устроить все таким образом, чтобы люди, нуждающиеся именно в этой вести, так и не услышали необходимых им слов. Во время богослужения он искушает людей мыслями о посторонних делах и желаниях, которые отвлекают их внимание и делают невосприимчивыми к Божьей вести.

Кроме того, сатана пытается убедить людей, что здравое учение не так уж важно по сравнению с чувствами, которые вызывает у нас наша религия. А еще он хочет, чтобы мы постоянно исследовали и строили догадки относительно каких-то неясных моментов в Писании, не принимая при этом те истины, которые в Библии раскрыты вполне определенно.

Среди наиболее успешных обольщений сатаны можно упомянуть лжеучения спиритизма. Он стремится убедить нас, что Иисус не вечен, что сам он, сатана, не существует как личность, что молитва не так уж важна для христианской жизни, что сомнения — признак зрелого ума и что люди после смерти отправляются либо на небеса, либо в вечно горящий ад.

Недоверие Богу вполне естественно для невозрожденного сердца. Но веру вдохновляет Святой Дух, и если ее лелеять, она растет и укрепляется. Никто не может укрепиться в вере без решительных усилий. Полагаясь на Божьи обетования, мы будем способствовать созиданию своей веры.

Ключевая мысль:

«Сатана может преподнести столь искусно замаскированную подделку, что всякий, кому чужды самоотречение и жертвенность, кто готов обмануться, примет ее за истину, но покорить душу, которая стремится любой ценой познать правду, он не в состоянии» (Великая борьба, с. 528).

Урок на сегодня:

Чтобы противиться дьяволу, нужны ясный ум и твердая вера в Божью спасительную силу.

22 декабря

Первое великое обольщение

«Нет, не умрете» (Быт. 3:4).

Начало великой лжи на земле было положено сатаной, попытавшимся обольстить наших прародителей в Едеме. Адам и Ева были совершенно счастливы, повинуясь Закону Божьему вопреки всем домыслам сатаны, утверждавшего, что Закон Божий подавляет личность и не отвечает интересам Его творений. Более того, сатану обуяла зависть, когда он увидел, какой прекрасный уголок приготовил Бог для безгрешной четы. Он твердо решил заставить их согрешить, чтобы овладеть землей и утвердить здесь свое царство в противостоянии Богу.

Сумев овладеть вниманием Евы, сатана вовлек ее в хитроумный разговор, посулив ей возможность обрести Божественную мудрость. Запутавшись в расставленных сетях, Ева забыла, что доверие Богу — ее самая надежная защита от зла. Бессмертие, обещанное первой человеческой чете на условии послушания, было ими утрачено после грехопадения.

Но сатана на этом не остановился. После грехопадения он велел своим ангелам предпринять все усилия с целью утвердить людей в вере в то, что они бессмертны от природы, а затем убедить их, что они обречены на вечные муки ада. В результате великий лжец сумел представить Бога мстительным тираном, которому доставляют удовольствие невыразимые страдания грешников.

Человеческий разум не в силах оценить зло, которое таит в себе учение о вечных муках. Изза этого учения библейская религия, полная любви и благости, омрачена предубеждением и облечена в ужас. Если учесть, в каком ложном свете изображает сатана характер Божий, стоит ли удивляться, что нашего милосердного Творца боятся и даже ненавидят? Подобные внушающие ужас представления о Боге, которые распространяются по всему миру, породили тысячи и даже миллионы скептиков и безбожников.

Ключевая мысль:

«Теория о бессмертии души принадлежит к одному из тех лжеучений, какие Рим, переняв от язычников, внедрил в христианскую религию. Мартин Лютер относил это учение к „нелепым басням, образующим навозную кучу римских постановлений“» (Великая борьба, с. 549).

Урок на сегодня:

Чем лучше мы будем знать истину о состоянии мертвых, тем более подготовленными будем к ситуации, когда столкнемся со злыми духами, выдающими себя за наших усопших родных и близких.

23 декабря

Могут ли умершие разговаривать с нами

«И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле» (Откр. 13:13, 14).

Учение о естественном бессмертии, заимствованное из языческой философии и проникшее в христианскую веру во время великого отступления, вытеснило ясную библейскую истину о бессознательном состоянии мертвых. Этот великий триумф сатанинских сил подготовил почву для современного спиритизма и почти непреодолимых обольщений последних дней.

Ангелы сатаны способны принимать облик наших умерших друзей и родных. Эта подделка почти идеальна. Знакомые черты, выражения, интонация — все это воспроизводится с поразительной точностью. Многие принимают эти явления за чистую монету и находят утешение в том, что их родные якобы наслаждаются небесным блаженством. Не подозревая об опасности, они внимают лжи духовобольстителей и учениям бесовским.

Гости из мира духов порой высказывают предостережения, оказывающиеся полезными и верными. А затем, завоевав доверие своей жертвы, они излагают учения, которые подрывают ее веру в Священное Писание.

Многие пытаются объяснить явления духов мошенничеством или ловкостью рук медиума. И хотя за подобными проявлениями порой действительно скрывается обман, на самом деле многие из них несут на себе печать сверхъестественной силы и являются делом рук ангелов сатаны.

Ключевая мысль:

«Сатана долго готовится к своей заключительной попытке обольстить мир… Он постепенно продвигался к вершине своих коварных обманов — спиритизму… За исключением тех, кого защищает сила Бога и вера в Его Слово, весь мир будет вовлечен в этот обман. Убаюканные им люди отдадутся роковому чувству безопасности, и только излитие гнева Божьего пробудит их» (Великая борьба, с. 561, 562).

Урок на сегодня:

Нам необходимо быть глубоко убежденными в библейских истинах, чтобы не поддаться сильнейшим обольщениям сатаны.

24 декабря

Свобода совести под угрозой

«И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (Откр. 13:13).

Стоит ныне снять ограничения, налагаемые светскими правительствами, и утвердить Рим в прежней власти, как тут же возродится его тирания и начнутся преследования. Конечно, как в католической, так и в любой другой христианской церкви есть искренние, подлинные христиане, живущие в согласии с тем светом, который они получили.

Но как религиозная система католицизм сегодня так же далек от Евангелия Христова, как и в прежние времена. Протестантские церкви пребывают во тьме, иначе они заметили бы существенный рост католицизма по всему миру. Протестанты идут на такие компромиссы, которые вызывают недоумение даже у самих католиков.

Сегодня Римско-католическая церковь обращена к миру красивым фасадом, извиняясь за ужасы прошлых лет. Папство привлекательно для двух типов людей — для тех, кто хочет спастись собственными усилиями, и для тех, кто хочет спастись, не оставляя греха. В этом и заключается секрет силы Рима.

Бог предостерег нас в Своем Слове об опасностях, которые будут угрожать свободе совести в последние дни. Когда этой свободы не станет, на тех, кто верит Богу и слушается Его, обрушатся жестокие гонения.

Ключевая мысль:

«Едва ли протестанты отдают себе отчет в том, что они совершают, планируя принять помощь Рима в вопросе возвеличивания воскресного дня. В то время как протестанты будут заняты осуществлением этой цели, Рим постарается восстановить свою прежнюю власть и утраченное господство. Как только в США церкви смогут использовать или же контролировать государственную власть, силой закона вводить религиозные обряды, одним словом, как только церковь и государство приобретут власть над совестью, тогда настанет момент торжества Рима в этой стране» (Великая борьба, с. 581).

Урок на сегодня:

В современном мире наблюдаются тенденции, которые приведут к тому, что весь мир обратится к папству за духовным водительством и руководством.

25 декабря

Грядущая борьба

«И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17).

Сатана пытается ниспровергнуть Закон Божий с тех самых пор, как на небе разразилась великая борьба. Последний великий конфликт между истиной и заблуждением будет лишь заключительным сражением в вековечной войне между Христом и сатаной, в центре этого сражения находятся Божьи заповеди. Сегодня мир вступает в это сражение между религией Библии и религией преданий и басен.

Ни одно заблуждение, воспринятое христианским миром, не нанесло такой урон авторитету небес и не принесло столь губительные плоды, как распространенное в современном мире убеждение, что Закон Божий не обязателен для людей и непослушание ему не повлечет за собой никаких последствий.

Посредством двух великих заблуждений — учений о бессмертии души и святости воскресного дня — сатана попытается навязать людям свои обольщения. Первое заблуждение закладывает основание для спиритизма, второе сближает протестантов с Римом. Протестанты Соединенных Штатов первыми протянут через пропасть руку спиритизму; затем они перешагнут через бездну, чтобы пожать руку римской власти, и под влиянием этого тройственного союза Америка пойдет по пути Рима в попрании свободы совести.

Ключевая мысль:

«Соблюдающие библейскую субботу будут объявлены врагами закона и порядка, разрушителями нравственности, несущими анархию и испорченность. На них будут смотреть как на главную причину судов Божьих на земле. Их добросовестность и верность будут названы упрямством и непокорностью властям. Их станут обвинять в недовольстве правительством… На законодательных собраниях и судах люди, соблюдающие заповеди, будут оклеветаны и осуждены. Их слова извратят, а все побуждения и поступки истолкуют самым наихудшим образом» (Великая борьба, с. 592).

Урок на сегодня:

Нам необходимо разумом и сердцем приготовиться к тем великим духовным битвам, которые разразятся на земле непосредственно перед пришествием Иисуса.

26 декабря

Священное Писание – гарантия против заблуждений

«Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

Любое возрождение духовного благочестия заставляет сатану умножать усилия. В наше время он бросает все свои силы в последнюю битву со Христом и Его последователями. Вскоре миру будет представлено последнее великое обольщение. Антихрист будет творить свои чудеса перед глазами всех жителей земли. Сатанинские подделки будут так похожи на Божью истину, что отличить их можно будет только путем сопоставления с истинами Божьего Слова.

Библейские пророчества открывают нам будущее так же ясно, как слова Иисуса открывали будущее Его ученикам. В Библии вполне определенно описаны события, связанные с окончанием времени благодати и приготовлением к времени скорби. Но многие люди не имеют представления об этих важных истинах, будто они так и остались сокрытыми. Когда Бог посылает предостережения столь важные, что их провозглашают святые ангелы, летящие посредине неба, Он требует, чтобы на эту весть обратил внимание каждый живущий на земле.

Первейший долг каждого разумного существа — узнать из Библии, что есть истина, и ходить в ее свете, побуждая других последовать его примеру. Учения и обетования Христа необходимо слагать в своем разуме, дабы Святой Дух мог нам напомнить их, когда потребуется.

Ключевая мысль:

«Многие обманываются относительно своего истинного положения перед Богом. Они удовлетворяются тем, что не совершают никаких злых поступков, но забывают, что Бог требует от них благих и благородных дел. Недостаточно быть деревьями в саду Божьем. Люди должны оправдывать ожидания Господа и приносить плоды. Он считает их ответственными за все то, что они могли бы сделать через укрепляющую Его благодать, но не сделали» (Великая борьба, с. 601).

Урок на сегодня:

В Своем Слове Бог дал нам все необходимое, чтобы мы могли жить для Него и возрастать духовно.

27 декабря

Последнее предостережение

«После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его» (Откр. 18:1).

У Бога есть верные души в Вавилоне, и, прежде чем Его суды посетят землю, они должны быть выведены из Вавилона и приведены в Его двор. Он не желает, чтобы на них обрушились язвы, предназначенные для Вавилона. Его призыв к Своему народу выйти из Вавилона — наряду с вестью третьего ангела — это последнее предостережение людям, живущим на земле.

Когда все важнейшие вопросы будут разъяснены и каждый получит возможность разобраться в них, тогда всякий, сделавший выбор в пользу неуважения к Богу, добровольно примет печать зверя — знак верности этой силе. Бог предостерегает нас: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией» (Откр. 14:9, 10). Но никто не испытает на себе гнев Божий, пока сознательно не отвергнет истину и не решит ослушаться прямого Божьего повеления.

У Бога есть слуги среди влиятельных мировых лидеров. В последние дни немногочисленные поборники истины будут сдерживать могучий поток зла. Когда прозвучит последнее Божье предостережение, оно привлечет внимание этих лидеров, через которых ныне действует Бог, и некоторые из них примут его и встанут на сторону Божьего народа при наступлении времени скорби.

Ключевая мысль:

«Эта весть будет распространяться не столько путем доказательств, сколько глубоким убеждением Духа Божьего. Доказательства уже были даны. Семя было посеяно, и теперь оно взойдет и принесет плоды… Теперь же лучи света проникают повсюду, истина ясно открыта, и искренние дети Божьи разорвут узы, связывающие их… Несмотря на сплоченные силы противников истины, большое число обращенных встанет на сторону Господа» (Великая борьба, с. 612).

Урок на сегодня:

Приготовления, которые мы совершаем сегодня, дадут нам возможность встать на сторону Бога и возвещать Его весть в трудные дни в конце времен.

28 декабря

Время скорби

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12:1).

Когда Иисус выйдет из Святого Святых небесного святилища, для нечестивых закончится испытательный срок и они останутся без Его милости и защиты. Они упорно противились Духу Божьему, и вот теперь Он отнят от них. У сатаны появится возможность ввергнуть жителей земли в последнюю великую скорбь. Как только ангелы Божьи перестанут удерживать свирепые ветры человеческих страстей, разыграются все враждебные стихии. Весь мир подвергнется более страшным разрушениям, чем Иерусалим в древности.

Святого Духа уже не будет рядом с ними, а люди по-прежнему будут соблюдать свои религиозные формы. Сатанинское рвение, с которым они будут осуществлять злые замыслы лукавого, примет вид ревности по Богу. Особая борьба разгорится вокруг субботы; религиозная власть объединится с государственной, чтобы потребовать соблюдения воскресенья и силой принудить людей к послушанию своим требованиям. Люди, отказавшиеся нарушать четвертую заповедь, сделаются предметом всеобщего презрения. Будет объявлено, что они недостойны снисхождения и пусть лучше умрут, чем весь народ пострадает и погибнет от гнева Божьего.

Ключевая мысль:

«Народ Божий тоже не избежит страданий, но, перенося гонения и притеснения, терпя лишения и голод, он не будет оставлен на погибель… В то время как нечестивых ждет смерть от голода и язв, ангелы будут охранять праведников и заботиться об их нуждах. Тому, кто ходит в правде, дано обетование: „Хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет“… (Ис. 33:16)» (Великая борьба, с. 629).

Урок на сегодня:

Бог не оставит Своих детей в час величайшей нужды. Его ангелы защитят их от разбушевавшихся стихий.

29 декабря

Избавление народа Божьего

«Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!» (Откр. 16:17).

Когда соблюдающие Божьи заповеди лишатся всякой защиты гражданских законов, по всему миру поднимется движение, направленное на их уничтожение. И когда приблизится срок, назначенный в указе для предания их смерти, безбожники будут составлять заговоры, чтобы истребить ненавистную секту. Они решат в одну ночь нанести окончательный удар, который заставит навеки замолчать обличающий голос.

Свирепые толпы соберутся, чтобы привести в исполнение смертный приговор, вынесенный Божьему народу. Тогда появится сияющая славой Божьего престола радуга, которая словно окружит собой молящихся об избавлении. Дышащие убийством люди будут со страхом взирать на этот символ Божьего завета, желая укрыться от его всепроникающего сияния.

Божьи дети услышат ясный мелодичный голос, говорящий: «Восклонитесь!» Подняв глаза, они тоже увидят радугу. Черные тучи, покрывшие небо, рассеются, и, подобно Стефану, они узрят само небо, славу Бога и Иисуса. Из уст Самого Христа они услышат прошение, с которым Иисус обратится к Отцу в присутствии святых ангелов: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17:24).

Ключевая мысль:

«Могилы открываются, и „многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление“ (Дан. 12:2). И все, умершие в вере в весть третьего ангела, выходят прославленными из могил, чтобы услышать Божий завет мира с теми, кто соблюдал Его Закон. Воскреснут „и те, которые пронзили Его“ (Откр. 1:7), которые издевались и насмехались над предсмертными муками Христа. А также воскреснут самые яростные противники Его истины и Его народа, чтобы видеть славу Господа и почести, которых будут удостоены все верные и послушные» (Великая борьба, с. 637).

Урок на сегодня:

Наши самые возвышенные желания и устремления должны быть направлены на то, чтобы во время пришествия Христа мы оказались среди верных Божьих детей.

30 декабря

Опустошение земли

«Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих» (Ис. 26:21).

Суды, которые навлек на себя Вавилон, будут ужасны. В своей ярости сатана покажет, на что он способен, когда его перестанет сдерживать Бог.

Нечестивые будут полны сожаления, но не о том, что проявляли греховное пренебрежение к Богу и питали ненависть к ближним. Они будут сожалеть о том, что Бог одержал победу. Они будут рыдать о последствиях, но не раскаются в своем нечестии. Будь это возможно, они снова бросились бы в бой в попытке победить. Нечестивые увидят, что те самые люди, над которыми они смеялись и издевались и даже хотели стереть с лица земли, остались невредимы после всех язв, ураганов и землетрясений.

Служители и народ увидят, что они не поддерживали правильных отношений с Богом. Они отвергли истину и избрали заблуждение. Ни один язык не сможет выразить, какую тоску ощутят непокорные и неверные при мысли о том, что они навсегда потеряли вечную жизнь. Люди, перед дарованием и красноречием которых преклонялся весь мир, увидят себя в истинном свете.

Люди поймут, что их обманули. Они будут обвинять друг друга в своей гибели, но самые горькие обвинения они бросят своим пасторам и религиозным вождям. Придя в отчаяние, эти учители сознаются перед всеми, что обманывали людей. Оружие, приготовленное для истребления народа Божьего, будет обращено против его врагов. Повсюду будет борьба и кровопролитие.

Ключевая мысль:

«Здесь в течение тысячи лет будут находиться сатана и бесы. Прикованный к земле, он не сможет проникнуть в другие миры, чтобы искушать их непавших обитателей. В этом смысле сатана окажется скован, потому что не останется никого, над кем он мог бы проявлять свою силу. Он будет совершенно лишен возможности обольщать и губить людей, что в течение долгих столетий было его единственной радостью» (Великая борьба, с. 659).

Урок на сегодня:

Возмездие за грех — смерть, и всякий, кто сделает выбор в пользу греха, будет истреблен вместе с ним.

31 декабря

Конец борьбы

«Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).

Когда Иисус вернется по окончании тысячи лет, с неба на землю сойдет Новый Иерусалим, и сатана приготовится к последней великой битве за власть во вселенной. Он увидит великое множество своих сторонников, когда нечестивые будут воскрешены к жизни, и решится продолжить великую борьбу. У грешников не будет второго шанса на спасение, второго испытательного срока. Будь у них возможность выбирать, они все равно сделали бы выбор в пользу собственного «я», а не Бога.

Своим духом и своей силой сатана вдохновит огромную массу людей. Он скажет им, что именно он воскресил их к жизни, и заверит их, что им по силам овладеть городом. Когда нечестивые пойдут на штурм, огонь сойдет с неба и пожрет их.

Огонь, истребивший грех и грешников, очистит землю. Иоанн говорит: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21:1). Павел говорит, что человеческому разуму не под силу представить, что Бог приготовил любящим Его. Перед ними раскинется безгрешная вселенная. Чем больше люди будут познавать Бога и Его вселенную, тем больше они будут восхищаться Им и любить Его. И — что самое главное — между ними и Спасителем будет существовать неразрывная связь.

Ключевая мысль:

«И уходящие в вечность годы будут открывать все более глубокие и славные истины о Боге и Христе. И по мере умножения познания будут увеличиваться любовь, благоговение и счастье. Чем больше люди будут познавать Бога, тем больше они будут восхищаться Им…

Великая борьба окончена. Греха и грешников больше нет. Вся Вселенная чиста. Все бесчисленные творения исполнены согласия и радости. Во все концы безбрежного пространства текут потоки жизни, света и радости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшей системы мироздания — все одушевленное и неодушевленное в своей неомраченной красоте и совершенной радости провозглашает: „Бог есть любовь“» (Великая борьба, с. 678).

Урок на сегодня:

Горю ли я желанием провести вечность с Иисусом — возрастать духовно и интеллектуально, в радости и счастье? Готовлюсь ли я сегодня к будущей жизни на небесах? Новое небо и новая земля уже принадлежат вам, если вы приняли Иисуса как своего Господа и Спасителя.