Январь

1 января

Почему был допущен грех

«Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс. 144:17).

Великая борьба между добром и злом началась еще на небесах, и прежде всего потому, что любовь не может процветать в условиях отсутствия свободы. Когда борьба завершится, Вселенная увидит столь яркое и всеобъемлющее проявление этой любви, что еще один мятеж уже будет невозможен и никогда впредь не произойдет. В каждом свершении творческой силы Бога отражена Его любовь, и той же любовью было проникнуто Его решение создать разумные существа, способные сказать Ему «нет»!

В основании подлинного счастья лежит любовь — любовь не вынужденная, к которой не склоняют силой. Вот почему Бог желает, чтобы всякий сотворенный разум ответил Ему любовью на любовь. А поскольку истинная любовь немыслима без верности и искреннего почитания, Бог не приемлет насилия над свободной волей и принуждения к послушанию.

Но Люцифер, вершина творческих свершений Бога, злоупотребил свободой и всеобъемлющей любовью. Постепенно он начал вынашивать в себе стремление к самовозвышению. Он позавидовал одной из трех Личностей Божества — Иисусу Христу. Ангелы и Сам Бог умоляли Люцифера опомниться, но он продолжал лелеять в душе странные, недобрые мысли. В его чрезвычайно развитом разуме начал созревать замысел, как привлечь на свою сторону ангельское воинство, бросив тень на характер и правление Бога. Люцифер во всеуслышание пообещал вызволить всех небожителей из «тисков» Божьего правления.

Бог знал, что замыслу Люцифера нужно дать развиться, ибо если бы Он стер его с лица Вселенной, ангелы сразу же уверовали бы, что Люцифер был прав, обвиняя Бога в тиранстве.

Ключевая мысль:

«Господь мог прибегать только к тем средствам, которые отвечали истине и праведности, а сатана применял методы, недопустимые для Бога, а именно лесть и обман… Поэтому все небожители и обитатели других миров должны были убедиться в том, что Божье правление справедливо и Закон Его совершенен. Сатана же пытался изобразить свою кровную заинтересованность в благополучии Вселенной. Поэтому истинный характер узурпатора и его подлинные намерения должны были открыться перед всеми. Необходимо было время, чтобы его злые деяния сами изобличили его» (Патриархи и пророки, с. 42).

Урок на сегодня:

Наша любовь и наше послушание имеют ценность в глазах Бога, только если они доброхотны. Он никогда не станет принуждать нас к покорности силой.

2 Января

Творение

«Тогда придите — и рассудим, говорит Господь» (Ис. 1:18).

Все творение, вся необъятная Вселенная со всеми ее галактиками, звездами и планетами были созданы по слову Бога. Но на первом месте в Его замысле о планете Земля было создание по Его образу прародителей рода человеческого, мужчины и женщины. Их природа находилась в согласии с Божьей волей, их разум был способен воспринять Божественные истины. Их чувства и помыслы были чисты; желания и страсти были подвластны разуму.

Бог сочетал Адама и Еву, даровав человечеству в их лице два изначальных дара, которые пребывают до сих пор, а именно седьмой день, субботу, и супружество. Он поселил первую супружескую чету в Едемском саду, украшенном самыми разными растениями, где с людьми соседствовали птицы и животные.

Седьмому дню, субботе, предстояло стать их еженедельным праздником. Она была призвана побуждать их к размышлениям о великом Божьем творении. Над ними не довлели ни страх, ни угрозы, их окружали многочисленные свидетельства мудрости и благости Бога, наполнявшие их сердца чувствами любви и благоговения к Создателю.

В их обязанности входил уход за садом, они должны были «возделывать его и хранить его». Бог знал, что приятный здоровый труд пойдет им только на пользу. Кроме того, Адаму и Еве предстояло многому научиться, получая ежедневные наставления от небесных ангелов и Самого Бога. Наши прародители были полны жизненной энергии, которую черпали в плодах дерева жизни, а по своим интеллектуальным способностям они лишь немного уступали ангелам. Изучая жизнь во Вселенной, они все более проникались любовью и благодарностью к Творцу.

Ключевая мысль:

«Бог мог бы создать человека неспособным к нарушению Закона, Он мог бы удержать руку Адама от запретного плода, но в том и другом случае человек оказался бы не свободным нравственным существом, а автоматом. Без свободы выбора его повиновение оказывалось бы не добровольным, а вынужденным… В конце концов, это умалило бы достоинство человека как разумного существа и подтвердило бы обвинение в деспотизме, брошенное Богу сатаной» (Патриархи и пророки, с. 49).

Урок на сегодня:

Свобода выбора настолько важна для Бога, что Он был готов пойти на риск, наделив людей способностью сделать выбор в пользу непослушания.

3 января

Искушение и грехопадения

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Когда сатана был изгнан с небес, он обратил свой взор на прекрасную планету Земля и ее счастливых обитателей. Он вознамерился склонить их к непослушанию, возложив на них бремя вины и прочих последствий греха. Все это навлекло бы бесчестие на Бога, чего и добивался дьявол.

Небесные ангелы поведали Адаму и Еве историю падения сатаны. Они предостерегали их о его коварстве и лукавстве. Они желали, чтобы люди поняли: жизнь — это дар, сохранить который можно, только исполняя справедливые законы Вселенной. Ангелы также сказали им, что, поддавшись искушениям сатаны, люди впустят его в сердце и уже не смогут противиться его соблазнам, что вся их жизнь станет безнадежной чередой падений.

И тем не менее, потеряв бдительность и отлучившись от мужа, Ева подошла к дереву познания добра и зла. Тонкая лесть сатаны пленила женщину. Ее захватила обещанная сатаной новая перспектива, стоит ей только отведать запретного плода. Однако Еве и ее потомкам пришлось познать на собственном горьком опыте, что непослушание вместо обещанной свободы приносит великие скорби.

Решившись разделить участь своей жены, Адам вскоре обнаружил, что непослушание лишило их мира, а взамен принесло ощущение собственной греховности, страх перед будущим, душевную и физическую наготу. Они рассчитывали, что Бог, Который их так любит, простит им их преступление и им не придется пожинать плоды своего безрассудного поступка. Они даже попытались возложить вину за происшедшее на Бога.

Ключевая мысль:

«На суде люди будут осуждены не за то, что искренно верили лжи, а за то, что не поверили истине и пренебрегли возможностью познать ее. Вопреки всем хитроумным доводам сатаны, неповиновение воле Божьей всегда приводит к роковым последствиям» (Патриархи и пророки, с. 55).

Урок на сегодня:

Когда человек сталкивается с искушением, ему трудно осознать все ужасные последствия, к которым может привести один неверный шаг.

4 января

План искупления

«И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:8).

План спасения человека был разработан еще «прежде создания мира» (1 Петр. 1:20). Одной из Божественных Личностей — ныне мы называем эту Личность Иисусом — предстояло взять на Себя вину и поношение за грех, умереть за человека и спасти погибающий род людской. Ему предстояло явить всю глубину самоотречения и бескорыстной любви Бога.

Иисус станет человеком, как бы странно это ни звучало, и претерпит самые яростные нападки сатаны, вплоть до того, что умрет ужасной смертью на римском кресте. Тем самым Он разрушит державу дьявола и докажет, что сатана — лжец. Всякий раз, когда мы смотрим на крест, у нас появляется желание еще больше довериться Богу, обеспечившему наше будущее и давшему возможность начать все заново. Он умер за нас, чтобы нам не пришлось претерпеть смерть грешника. В смерти Иисуса милость и справедливость встретились: грешник помилован, но требование Закона выполнено — Иисус умер…

Мы называем это искуплением, которое Бог совершил ради грешников.

С самого начала в эпицентре великой борьбы был Закон Бога, отражающий Его характер. Сатана пытался доказать, что Бог несправедлив и Его Закон несовершенен. Жизнь и смерть Христа показали, что Божественные уставы безупречны и всякий, кто на них покушается, не останется безнаказанным.

Ключевая мысль:

«Кроме искупления человека, план спасения имел и другое, не менее важное и глубокое назначение. Христос пришел на Землю не только для того, чтобы обитатели этой маленькой планеты научились чтить Закон Божий, — план спасения должен был также перед всей Вселенной оправдать оклеветанный характер Бога» (Патриархи и пророки, с. 68).

Урок на сегодня:

Позволяя Богу осуществить Его намерения в нашей жизни, мы способствуем оправданию Его характера перед всей Вселенной.

5 января

Испытание Каина и Авеля

«И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт. 4:4).

Каин и Авель были совсем не похожи друг на друга. Авель был верен Богу и считал вполне справедливым и милостивым Его отношение к падшему роду человеческому. А Каин лелеял мятежный дух и роптал на Бога из-за проклятия, обрушившегося на людей после грехопадения. Его мысли текли в том же направлении, что и у сатаны, он был тщеславен и ставил под сомнение Божий авторитет.

И Каин, и Авель должны были пройти испытание, призванное подтвердить их веру и повиновение Богу. Бог установил систему жертвоприношений, которая должна была продемонстрировать их веру в искупительную жертву Иисуса, представленную в образе закланного агнца. Оба брата построили жертвенники, но жертва Авеля — убитый ягненок — была поглощена огнем с небес, а жертва Каина, состоявшая из плодов земли, никакого знака небесного благоволения не получила.

Авель призывал своего старшего брата почтить Божью волю, но Каин отверг его советы. Каин принес свою жертву — благодарственное приношение, в обмен на которое он ожидал получить Божье одобрение. Он не чувствовал нужды в Искупителе.

Каин и Авель представляют собой две категории людей, которые будут существовать до конца времен: одни осознают свою нужду в Спасителе, другие предпочитают полагаться на собственные заслуги. Люди мира в большинстве своем — последователи Каина. Практически все ложные религии имеют в основании один принцип — спасения можно достичь собственными силами.

От дней Адама великая борьба неразрывно связана с послушанием Божьей воле. Истинная вера, такая, как была у Авеля, целиком и полностью полагается на Христа и проявляется в послушании всем Божьим требованиям.

Бог приблизился к Каину, взывая к его рассудку. Разум и совесть подсказывали Каину, что Авель прав, но он был зол на него и в конце концов убил своего брата. Так уж сложилось, что история этого мира определяется ненавистью нечестивых к тем, кто лучше их самих.

Ключевая мысль:

«Чем ярче сияет небесный свет, отраженный в верных рабах Божьих, тем отчетливей раскрываются грехи беззаконников и тем решительней они пытаются уничтожить нарушителей своего покоя» (Патриархи и пророки, с. 74).

Урок на сегодня:

Грех неохотно внимает доводам разума, и зачастую люди, знающие, что поступают неправильно, пытаются заглушить голос собственной совести, нападая на тех, чья праведная жизнь обличает их в непослушании.

6 января

Сиф и Енох

            «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет… И ходил Енох пред Богом; и не стало его потому что Бог взял его» (Быт. 5:22, 24).

Сиф последовал благородному примеру Авеля, хотя унаследовал, как и прочие дети Адама и Евы, падшую природу своих родителей. У Сифа родился Енос, причем Писание говорит нам, что «тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4:26), свидетельствуя о том, что по мере умножения рода человеческого различие между следовавшими за Богом и противящимися Ему становилось все отчетливее.

Каин и его многочисленные потомки начали строить города; тогда как Адам и Сиф по-прежнему жили в шатрах при своих стадах. Какое-то время эти семейства существовали в отдалении друг от друга. Но с годами потомки Сифа, увлеченные красотой дочерей потомков Каина, стали брать их в жены. Смешавшись с нечестивыми, они уподобились им во всем, отвергнув соблюдение субботы и опустившись до многоженства.

Адам прожил почти тысячу лет. Его жизнь была полна скорби, смирения и сокрушения сердца. Он оставался верен Господу, передавая свои уникальные познания потомкам. Допотопные люди обладали поразительной умственной и физической силой, поднявшись до удивительных высот в религиозном и научном знании.

Наследники Сифа вполне осознавали свою миссию — развивать праведный характер и преподавать другим уроки благочестия. Енох, один из благородных потомков Сифа, узнал от Адама о потерянном рае и решил блюсти верность Господу, полагаясь во всем на Его благодать. Рождение первенца только углубило его познания о Божьей любви.

Изо дня в день Енох стремился к более тесному единению с Богом, пока Бог не взял его на небеса — первого из жителей земли. Восхитив Еноха, Господь преподал нам крайне важный урок о том, что Бог действительно вознаграждает верных, что жить в послушании можно уже здесь, на земле, и что Бог вознаградит вечной жизнью тех, кто доброхотно исполняет Его волю.

Ключевая мысль:

«В своей деятельной жизни Енох постоянно общался с Богом. Чем тяжелее и неотложнее были его труды, тем искреннее и настойчивее были его молитвы» (Патриархи и пророки, с. 86).

Урок на сегодня:

Родители оказывают большое влияние на своих детей, но в конечном итоге каждый человек сам решает, как ему жить. Каждый сын Адама выбрал личный путь во взаимоотношениях с Богом.

7 января

Потоп

«Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего» (Евр. 11:7).

Во все века, предшествовавшие потопу, земля оставалась прекрасным творением рук Божьих, да и род человеческий в значительной мере сохранял свою первозданную мощь и силу. Мужчины и женщины, отличавшиеся непревзойденным умом, физической красотой и выносливостью, поражали своей изобретательностью и мастерством. Но они утратили благоговение пред Богом и дошли до того, что стали отрицать Его существование. Когда Бог взирал на Свое творение, Он видел мир, исполненный беззакония и погрязший во зле (см. Быт. 6:5).

Мафусал, Ной и другие праведники делали все возможное, чтобы сохранить знание об истинном живом Боге. За сто двадцать лет до потопа Господь велел Ною построить ковчег, способный выдержать всемирный потоп и предостеречь людей о грядущем бедствии.

Все это время, пока Ной сооружал свой ковчег на суше, вдали от воды, он взывал ко всем людям, которые только насмехались над его «глупой» затеей. Но вот наконец глумливая толпа затихла, когда животные — большие и малые — стали стекаться со всех сторон к огромной верфи и подниматься в ковчег. Затем невидимая рука медленно затворила массивную дверь.

В течение семи дней не было никаких признаков надвигающейся бури. Это было серьезное испытание веры тех, кто вошел в ковчег. Но уже на восьмой день набежали мрачные тучи, послышался гром, засверкали молнии и начался ливень. Реки вышли из берегов, из земли пробились источники воды.

Иисус сказал: «Как во дни перед потопом… так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:38, 39). Современный мир так похож на мир допотопный! Великое множество людей не считают нужным сдерживать свои чувственные желания и становятся рабами похоти. Но когда мировые лидеры заговорят о долгой эпохе мира и процветания, а люди погрязнут в суете и удовольствиях, отвергая и высмеивая Божьих вестников, именно тогда придет на них погибель и Господь явится во второй раз.

Ключевая мысль:

«Все, кто покается перед Богом и через веру в Иисуса Христа оставит свои грехи, получат прощение» (Патриархи и пророки, с. 102).

Урок на сегодня:

Как и предсказывал Иисус, сегодня состояние мира все больше напоминает состояние человеческого общества во дни Ноя, непосредственно перед потопом.

8 января

После потопа

«И открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли» (Быт. 8:13).

Вода поднялась на пятнадцать локтей выше самых высоких гор. В течение пяти долгих месяцев огромный корабль носило по бурным волнам, пока вода не начала спадать и Бог не отвел ковчег в тихое место, защищенное со всех сторон горами. Ной начал терпеливо ожидать Божьего повеления оставить их убежище. Наконец ангел отворил массивную дверь.

Выйдя из ковчега, Ной первым делом соорудил жертвенник и принес жертву за свое избавление. Он услышал Божье обетование о том, что другого такого потопа больше никогда не будет и радуга станет для человечества знамением этого завета. До сей поры радуга служит нам напоминанием о великой Божьей милости к раскаявшимся грешникам.

Ной преподал нам два урока: из своего немногочисленного стада он охотно отдал часть Господу, и, прежде чем взяться за строительство собственного дома, он соорудил жертвенник Богу.

После потопа лицо земли сильно изменилось. Чтобы скрыть тела людей и животных, погибших во время потопа, Бог навел на землю сильный ветер, который обрушил на мертвых деревья, скалы и прах земли. Огромные леса и органические останки, оказавшись под почвенным слоем, превратились в залежи угля и нефти. Смешение воды и огня в земных глубинах приводит к землетрясениям и извержениям вулканов; эти ужасные бедствия будут происходить все чаще непосредственно перед Вторым пришествием и концом света как признаки его скорой гибели.

В конце времени чудовищные землетрясения и вулканы истребят нечестивых, а праведные будут избавлены от этих ужасов, подобно тому как Ной нашел спасение в ковчеге. Псалмопевец говорит: «Ибо ты сказал: „Господь — упование мое“; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло» (Пс. 90:9, 10).

Ключевая мысль:

«Такие потрясающие явления [знамения в природе] будут происходить все чаще и станут все трагичнее непосредственно перед Вторым пришествием Христа и концом мира как предзнаменование его скорой гибели» (Патриархи и пророки, с. 109).

Урок на сегодня:

Потоп наглядно показал, что грех чреват тяжелыми последствиями. Праведность сулит жизнь, а грех — смерть.

9 января

Буквальная неделя

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20).

Как и суббота, неделя происходит от самого творения и дошла до нас в неизменном виде. Бог Сам отмерил первую неделю как образец для всех последующих недель до скончания времен, и, как и все прочие, она состояла из семи буквальных дней. Шесть дней Он совершал дела творения, а в седьмой отдыхал, благословив его и отделив от всех прочих как святой день покоя.

В основании недельного цикла лежит история творения, подтвержденная в Десяти Заповедях. Четвертая заповедь позволяет сделать однозначный вывод: каждый день недели творения представлял собой буквальные сутки. Всякого рода предположения о том, что первая неделя длилась миллионы лет, делают неясным и расплывчатым то, что Бог выразил четким, понятным языком. Священная летопись гласит, что каждый последующий день недели творения включал вечер и утро, подобно современным суткам.

Вне рамок библейской истории геология не способна ничего доказать. Ископаемые останки, содержащиеся в слоях земной коры, действительно свидетельствуют о наличии в древности условий, во многом отличных от нынешних, но о времени существования этих условий можно узнать только из богодухновенной летописи. Геологические данные и летопись окаменелостей призваны свидетельствовать позднейшим поколениям, что люди и животные погибли в катастрофическом всемирном потопе.

Те, кто отстраняются от Писания и пытаются объяснить творческие свершения Бога исключительно научными принципами, блуждают без карты и компаса по неизвестным водам безбрежного океана. Величайшие умы, если не будут руководствоваться в своих исследованиях Словом Божьим, зайдут в тупик в попытках установить связь между наукой и откровением.

Ключевая мысль:

«Кто будет пользоваться Словом Божьим как руководством, тот в науке обретет для себя помощь в понимании Бога» (Патриархи и пророки, с. 116).

Урок на сегодня:

Бог ожидает от нас определенных усилий в изучении земли и неба, чтобы мы могли лучше понять Его свершения.

10 января

Вавилонская башня

«И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие» (Быт. 11:5).

Ной предсказал историю трех человеческих рас, родоначальниками которых стали трое его сыновей — Сим, Хам и Иафет. От Сима должен был произойти избранный народ. Потомки Хама по линии его сына Ханаана предадутся самым низменным формам язычества. В конце концов они окажутся рабами потомков двух других сыновей Ноя. Род Иафета должен был умножиться и стать причастником благословений, полученных детьми Сима.

Пророчество Ноя не было вызвано чувством негодования из-за проступка Хама. Оно не определило характер и судьбу его сыновей. В нем лишь нашли отражение плоды их собственного жизненного выбора. Как правило, дети наследуют нрав и наклонности своих родителей, и если дети идут тем же путем, их будущее предвидеть нетрудно.

Какое-то время наследники Ноя жили среди гор, где остановился ковчег. Но вскоре дало о себе знать отступничество, которое заставило многих оставить горы и отправиться в землю Сеннаар с ее плодородными равнинами, раскинувшимися вдоль берегов Евфрата. Здесь они выстроили город — столицу всемирной империи — и замыслили возвести башню колоссальных размеров.

Строители башни не поверили Богу, пообещавшему, что всемирного потопа больше не будет. Их башня была уже наполовину готова, когда работа вдруг прекратилась. Строители, работавшие в верхних ярусах, перестали понимать тех, кто оставался в ее основании. Снизу стали поступать не те материалы, и строительство застопорилось. У работников от смущения и страха опустились руки. Никто не мог понять, почему они заговорили на разных языках, что привело к раздорам и кровопролитию.

Разум строителей башни помрачился от идолопоклонства. Когда они отвернулись от Бога, на место таких Божественных свойств, как справедливость, чистота и любовь, пришли угнетение, насилие и жестокость.

Ради Своих верных детей в их среде Господь отложил Свой суд, дав людям время, чтобы они явили свой настоящий характер.

Ключевая мысль:

«Люди с восторгом прислушиваются к красноречивым словам о том, что беззаконник не умрет, что спасение можно получить и без соблюдения Закона Божьего» (Патриархи и пророки, с. 124).

Урок на сегодня:

Два ключевых заблуждения господствуют в христианском мире — вера в бессмертие души и убежденность в том, что послушание не играет большой роли в наших отношениях с Богом.

11 января

Призвание Авраама

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).

Адам, Сиф, Енох, Мафусал, Ной, Сим из поколения в поколение передавали драгоценные откровения Божьей воли. Бог обратился к Аврааму и дал ему ясное представление о требованиях Его Закона и о спасении, которое должно было совершиться через Христа.

Аврааму пришлось оставить своих друзей и родственников. Его объяснения своего решения они считали невразумительными. «Предметы духовные понимаются духовно, и родственники язычники не воспринимали его помыслов и поступков» (Патриархи и пророки, 126). Беспрекословное послушание Авраама — это один из самых поразительных примеров веры на страницах Библии. У него не было никаких вещественных подтверждений Божественного обетования, но он оставил все, что было дорого его сердцу, и отправился в путь, не зная, куда поведет его Бог.

Сегодня Бог испытывает людей так же, как испытывал когда-то Авраама. Конечно, мы можем и не услышать гласа с небес, обращающегося к нам напрямую, но Бог призывает нас со страниц Своего Слова и посредством обстоятельств, которые создает Провидение. Беспечная жизнь, влияние друзей и родных могут помешать развитию таких черт характера, которые необходимы для исполнения Божьей воли. Кто, подобно Аврааму, несмотря ни на что охотно повинуется Божьему водительству, тот имеет веру Авраама.

Где бы Авраам ни раскидывал свой шатер в Ханаанской земле, он неизменно воздвигал поблизости жертвенник, созывая всех домочадцев к вечерней и утренней жертве. Он не мог объяснить, куда и зачем ведет его Провидение, но твердо держался обетования: «Я… благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт. 12:2). Спасаясь от голода, Авраам отвел свою семью в Египет, где Господь преподал ему и его родным немало уроков послушания, терпения и веры.

Ключевая мысль:

«Тяжелыми испытаниями Бог дисциплинирует Своих рабов… В Своем провидении Он ставит их в такие условия, когда проверяется их характер и обнаруживаются недостатки и немощи, о которых они сами не подозревали» (Патриархи и пророки, с. 129).

Урок на сегодня:

Бог не искушает нас, но допускает условия, в которых проверяется наша верность, дабы мы укрепились в борьбе с искушениями.

12 января

Авраама в Ханаане

«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3).

Авраам вернулся в Ханаан из Египта «очень богат скотом, и серебром, и золотом» (Быт. 13:2). Лот по-прежнему был с ним, но вскоре оказалось, что их умножившееся богатство стало причинять им все больше неприятностей. Авраам, чувствуя, что раздоры только усугубятся, и желая сохранить мир, предложил Лоту на выбор любую землю.

Лот оказался не столь великодушным, как Авраам, и выбрал самый плодородный регион в Палестине — долину Иордана, где располагались богатые, красивые, сияющие мирским благополучием города. Вскоре после этого Авраам двинулся к Хеврону, продолжая вести простую жизнь среди его садов и обширных пастбищ.

Прошло совсем немного времени, и Авраам снискал почет и уважение у окружающих народов как могущественный князь и мудрый вождь. Он не отгораживался от своих соседей, хотя по образу жизни и характеру сильно отличался от идолопоклонников. Как достойный представитель своего Господа Авраам был мудр в отношениях с соседями, а также смел и находчив в войне.

Когда разразилась война и были разграблены города на равнине, где жил Лот, Авраам взыскал Божьего совета. Возглавив объединенные силы ханаанских князей, Авраам настиг захватчиков и спас семью Лота, отняв у врагов богатую добычу. Но когда патриарх отказался от каких-либо трофеев, его собратьев по оружию впечатлили такие благородство и честность. На примере Авраама они увидели, что праведность не имеет ничего общего с трусостью и что вера Авраама сделала его мужественным в отстаивании правды и в защите угнетенных.

Авраама по-прежнему весьма беспокоило, что у него нет наследника. Он стал просить о знамении, что станет отцом множества народов, и Бог открыл ему во сне план искупления.

Ключевая мысль:

«Об Аврааме написано, что он наречен „другом Божиим“ и что „он стал отцом всех верующих“» (Патриархи и пророки, с. 140).

Урок на сегодня:

На примере Авраама мы видим, как важно продолжать терпеливо служить Богу, даже когда в нашей жизни, казалось бы, ничего не меняется. Наша стойкость будет вознаграждена, и мы обязательно увидим исполнение Божьих обетований.

13 января

Испытание веры

«Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22:8).

Авраам поверил обетованию о сыне, но, увы, не дождался, когда Бог исполнит Свое слово в Свое время и так, как Ему угодно. Бог допустил эту задержку, чтобы испытать веру Авраама, но тот не выдержал испытания. Сарра, намереваясь помочь Богу, предложила Аврааму взять Агарь, ее служанку, в качестве второй жены.

Когда Аврааму было уже без малого сто лет, ему вновь было дано обетование о сыне, но на этот раз именно от Сарры.

Дабы патриарх мог достигнуть наивысшей ступени духовного развития, Бог подверг его еще одному испытанию — самому суровому испытанию из всех, которые когдалибо выпадали на долю человека.

Когда Аврааму исполнилось сто двадцать лет и душа его жаждала покоя от трудов и забот, Бог повелел ему взять Исаака, полного сил молодого человека, и принести его в жертву всесожжения. Послушный Авраам рано утром разбудил своего такого же послушного сына, и они в молчании отправились к далекой вершине. На третий день показался обещанный знак — облако славы, парящее над горой Мориа, и Авраам убедился, что исполняет Божью волю.

Когда Исаак спросил, где они возьмут ягненка для жертвы, Авраам ничего не мог ответить, кроме: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Вскоре Исаак узнал о своей участи, но он сам, без всякого сопротивления, возлег на жертвенник!

Весь в слезах, обняв напоследок сына, Авраам уже занес над ним нож, но вдруг рука его была удержана голосом ангела. «Не поднимай руки твоей на отрока», — приказал ему ангел. И тут Авраам увидел «овна, запутавшегося в чаще рогами своими». Этого овна он и принес немедля в жертву.

Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына, чтобы не только испытать его веру, но и донести до его сознания реальность Евангелия. Так на личном опыте Авраам познал величие Божьего участия в искуплении человечества.

Ключевая мысль:

«Бог желал доказать всему небу верность Своего раба, а также продемонстрировать, что для Него приемлемо только совершенное послушание, и еще полнее открыть перед ними план спасения» (Патриархи и пророки, с. 155).

Урок на сегодня:

Тем, кто всецело доверяет Ему, Бог нередко посылает в самый нужный момент «овна, запутавшегося в чаще рогами».

14 января

Гибель Содома

«А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9).

Содом был жемчужиной Иорданской долины. Его жители ни в чем не имели недостатка и вели праздную жизнь, которая сделала их добычей сатанинских искушений. Когда Лот перебрался в Содом, растление, поразившее этот город, еще не достигло наивысшей точки.

Приближалась последняя ночь Содома, когда два странника (а это были ангелы) вошли в городские ворота, подыскивая себе место для ночлега. Они получили отказ во многих домах, прежде чем великодушный Лот предложим им свое гостеприимство, которым он был хорошо известен. Вскоре у его дверей собралась большая толпа нечестивцев, распаленных самыми низменными страстями. Попытка Лота призвать их к сдержанности лишь подлила масла в огонь их буйства, но ангелы вызволили его из рук толпы.

Ангелы объявили Лоту, что Содом в ответ постигнет гибель. Но Лот колебался, ему не хотелось оставлять свое жилище. Уйти прочь и стать скитальцем было выше его сил. Тогда ангелы буквально взяли Лота за руки и вывели его вместе с женой и дочерьми из обреченного города.

«Не оглядывайтесь назад», — предостерегли их ангелы. Нерешительность смертельно опасна. Но сердце жены Лотовой было накрепко связано с Содомом, и она погибла. Христиане в наше время пребывают в подобной нерешительности. Многие из них говорят, что не желают спасения, если вместе с ними не будут спасены их супруги и дети. Однако сам факт, что прочие пренебрегают Божьими предостережениями, должен побуждать всех нас к еще большему усердию.

Прекрасный Содом превратился в пепелище, в вечное напоминание о той грани, за которой погрязших в грехе людей ждет верная гибель. Сегодня множество людей заявляют, подобно семье Лота, что знают Бога, но своим характером и повседневной жизнью отвергают Его.

Ключевая мысль:

«Бог может долгое время сносить все, в то время как книга пополняется записями. Он призывает людей к покаянию и предлагает им Свое прощение. Однако настанет время, когда список наших дел будет подытожен, человек уже не в силах будет ничего изменить, и в соответствии с личным выбором участь каждого будет решена. Тогда настанет время исполниться судам Божьим» (Патриархи и пророки, с. 165).

Урок на сегодня:

Бывает так, что человек как бы и соблюдает Заповеди Божьи, но на самом деле оглядывается на «Содом».

15 января

Женитьба Исаака

«Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам. 3:3).

Авраам, теперь уже глубокий старец, хорошо понимал, что исполнение Божьего обетования во многом зависит от того, найдет ли Исаак добрую жену. Исаак, достигший уже сорокалетнего возраста, научился доверять мудрости и любви своего отца.

Мысли Авраама обратились к его родственникам, оставшимся в Месопотамии. Он знал, что некоторые из них по-прежнему поклоняются истинному Богу.

В прошлом Авраам с печалью наблюдал, какое влияние оказывают на своих мужей жены Измаила и Лота, и ему очень хотелось, чтобы у Исаака была счастливая семья. Вот какое прекрасное в своей простоте описание семейного счастья Исаака и Ревекки дано в Книге Бытие: «И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей» (Быт. 24:67).

Как непохожи на Исаака многие современные молодые люди, даже те из них, кто исповедует христианство! Молодые люди в своем большинстве убеждены, что выбор спутника жизни — их сугубо личное дело, и не прислушиваются к советам. Не успев повзрослеть, они считают себя достаточно умными и знающими, чтобы принимать столь важное решение самостоятельно. Но, увы, проходит от силы год или два, и становится очевидно, что они заблуждались, и молодым супругам приходится пожинать горькие плоды собственной самонадеянности. Брак слишком часто становится для них досадным бременем.

Человека привлекают люди со схожими интересами и понятиями. С ранних лет детей необходимо воспитывать в любви к истине, чистоте и добродетели, и тогда они будут искать общества тех, кто обладает такими же качествами.

Истинная любовь — возвышенный святой принцип, отличающийся от той любви, которая представляет собой скорее порыв чувств, угасающих при первом же серьезном испытании. К созданию собственной семьи готов только тот, кто научен верности долгу в родительском доме.

Ключевая мысль:

«Счастье и благополучие семейного союза зависят от единства взглядов обеих сторон. Но между верующим и неверующим существует огромная разница в наклонностях, вкусах и стремлениях» (Патриархи и пророки, с. 174).

Урок на сегодня:

На поступки отцов и матерей нередко накладывают отпечаток их собственные детские переживания, однако эти поступки не всегда отвечают интересам их детей.

16 января

Иаков и Исав

«Пойди в поле и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27:3, 4).

Иаков и Исав разительно отличались друг от друга и характером, и образом жизни. Исав потворствовал собственным желаниям и не терпел никаких ограничений. А вдумчивый, усердный и заботливый Иаков, всегда думавший больше о будущем, чем о настоящем, довольствовался жизнью пастуха.

Оба брата были научены с большим уважением относиться к праву первородства, ибо оно включало в себя не только богатое наследство, но и духовные преимущества. Одним из таких преимуществ было обетование о рождении Искупителя, прародителем Которого должен был стать обладатель права первородства.

Хотя это право должно было перейти к Исаву, он не питал особой благосклонности к религиозной жизни. Он почитал первородство ярмом, и ему больше всего хотелось жить так, как вздумается.

Иаков же, напротив, жаждал первородства, но не ради материальных благ, а ради духовного благословения — стать основателем рода, из которого произойдет обетованный Мессия. Однако хотя Иаков и ценил вечное выше земного, ему не хватало личного опыта познания Бога. Его сердце еще не было возрождено Божественной благодатью.

Однажды, когда Исав вернулся с охоты голодный и изможденный, Иаков предложил брату утолить его голод в обмен на первородство. Увидев свою любимую чечевичную похлебку, Исав закрепил сделку клятвой. Он не думал о будущем, его интересовало только настоящее.

Позднее Исав взял в жены двух язычниц. Их идолопоклонство причиняло много горьких страданий его родителям. Но ни один из этих ярких недостатков не поколебал Исаака в решении передать право первородства Исаву.

Когда Исаак вознамерился тайно даровать Исаву благословение первородства, Ревекка, будучи уверена, что нет на то Божьей воли, решила обмануть Исаака. Иаков, хоть и неохотно, но все же согласился сделать так, как задумала мать. Однако впоследствии ни Ревекке, ни Иакову этот обман не принес ничего, кроме скорбей и неприятностей.

Ключевая мысль:

«Бог сказал, что Иаков получит благословение первородства, и, если бы они с верой ожидали этого, Его слово исполнилось бы в свое время» (Патриархи и пророки, с. 180).

Урок на сегодня:

Как порой легко мы позволяем себе увлечься недолговечными удовольствиями, предпочитая их вечным ценностям, которые требуют от нас творить правду и добро.

17 января

Бегство и скитания

«И вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт. 28:15).

Спасаясь от Исава, Иаков оставил родительский дом и бежал, унося с собой отцовское благословение. Исаак обновил завет обетования и велел Иакову взять себе жену из семьи его матери в Месопотамии.

Вечером на второй день, ощутив себя изгнанником и придя в отчаяние от одиночества, Иаков лег спать, положив под голову камень. Ему приснилась сияющая лестница, соединявшая землю с небом. Он услышал глас Божий, открывший ему будущее, и узнал, что через него Бог будет осуществлять Свои намерения!

Все, что было открыто Иакову в ту ночь, он продолжал изучать и постигать на протяжении всей жизни. Он назвал то место Вефиль, то есть «дом Божий». Вдохновленный и ободренный, Иаков двинулся дальше и пришел к Лавану, своему дяде. Спустя несколько недель, увидев трудолюбие Иакова и его расторопность, Лаван согласился отдать за него свою дочь Рахиль, но с одним условием — за нее Иаков должен был отслужить Лавану семь лет.

Спустя семь лет Лаван жестоко обманул Иакова, подменив Рахиль Лией. На следующее утро Иаков обрушил на своего тестя град упреков, и тот пообещал отдать ему Рахиль, если он отработает на него еще семь лет. С тех пор началось многолетнее соперничество между двумя женам и сестрами.

Прожив в Месопотамии двадцать лет, Иаков сказал Лавану, что настала пора ему вернуться домой. Лаван и его сыновья завидовали процветанию Иакова и всячески мешали его уходу, да и самого Иакова преследовал страх перед Исавом. Но Бог явился Иакову во сне и велел ему возвратиться в землю своих отцов, заверив, что не оставит его.

Ключевая мысль:

«Отцы считали небезопасным доверять счастье своих дочерей тем женихам, которые не могли материально обеспечить семью» (Патриархи и пророки, с. 188).

Урок на сегодня:

Добиваясь чего-то неправедными путями, мы больше теряем, чем приобретаем. Не лучше ли все доверить в руки Богу?

18 января

Ночь борьбы

«Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26).

Получив заверение в Божьем водительстве, Иаков, тем не менее, возвращался домой в Палестину, мучимый совестью за обман отца и мрачными предчувствиями о встрече с Исавом. Он отправил впереди себя гонцов с примирительным посланием, однако те вернулись с вестью, что им навстречу идет Исав с четырьмя сотнями вооруженных людей!

Иакова охватил ужас. Он разделил своих людей и многочисленные стада на две части в надежде, что хотя бы одной из них удастся остаться невредимой. Кроме того, он послал Исаву щедрые дары с дружественными приветствиями.

Дойдя до потока Иавок, Иаков переправил через него свою семью, а сам остался на берегу, чтобы провести ночь в молитве. Ему было горько от того, что из-за его греха могут пострадать невинные. И тут его схватила чья-то сильная рука. Завязалась борьба — в полной темноте, без единого слова. Иакову оставалось лишь уповать на Божьи обетования и молить Бога о милости. Борьба продолжалась до самого утра, когда незнакомец коснулся бедра Иакова, навсегда сделав его хромым.

Яснее, чем когда-либо прежде, Иаков увидел, что, попытавшись собственными усилиями добиться права первородства, он проявил недоверие к Божьему провидению. Благодаря смирению, покаянию и покорности грешный Иаков был переименован в Израиля.

Иеремия говорил об этой ночи у Иавока как о «бедственном времени для Иакова» (см. Иер. 30:7). По окончании времени благодати, когда решится участь каждой души, сдерживающая рука Божья будет отнята от земли. Это будет «бедственное время Иакова» даже для верующих. Верные Божьи дети будут испытывать глубокое чувство собственного недостоинства, но при этом у них не окажется сокрытых грехов, которые пришлось бы изобличить. Именно сейчас нам необходимо постигать уроки настойчивой молитвы, непоколебимой веры и покаяния.

Ключевая мысль:

«Опыт, пережитый Иаковом в ночь борьбы и страданий, символизирует испытания, через которые должен будет пройти народ Божий накануне Второго пришествия Христа» (Патриархи и пророки, с. 201).

Урок на сегодня:

Ежедневно принимаемые нами решения могут отразиться на нашей вечной участи. Прежде чем закроется дверь благодати, нам предстоит определиться, кто мы — зрелая «пшеница» или «плевелы».

19 января

Возвращение Иакова

«Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Переправившись через Иордан, Иаков остановился на некоторое время в Сихеме, где более столетия назад Авраам воздвиг свой первый жертвенник. Здесь же Иаков выкопал колодец, где семнадцать столетий спустя остановился отдохнуть в палящий полдень Иисус и где Он разговорился с женщиной — самарянкой.

Прежде чем отправиться в Вефиль по повелению Господню, Иаков решил очистить своих домашних от скверны идолопоклонства: «Бросьте богов чужих… и перемените одежды ваши» (Быт. 35:2). С глубоким волнением он поведал им о чудном провидении Божьем в его жизни. Всепобеждающая сила Божьего Духа коснулась сердец его домашних, и они «отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них» (ст. 4).

Переход в Хеврон, находившийся в двух днях пути от Вефиля, принес Иакову великую скорбь — по дороге умерла Рахиль, его любимая жена, родив второго своего сына Вениамина. Вскоре Иаков прибыл в Мамре, где и оставался вместе с Исавом у одра умирающего Исаака до самой его смерти.

Оба сына в равной мере получили познание о Боге, но пошли разными путями, которые расходились все дальше и дальше. Бог не лишил Исава благословений спасения, это личный выбор человека.

Ключевая мысль:

«В Своем Слове Господь выдвинул условия, соблюдая которые каждая душа может быть избрана для вечной жизни. Эти условия заключаются в повиновении Его заповедям через веру во Христа. Бог предпочитает тех, чей характер находится в гармонии с Его законом, и всякий, кто будет соответствовать Его критериям, получит право войти в Царство славы… Искупление доступно всем, но результатами его будут наслаждаться те, кто подчинится этим условиям» (Патриархи и пророки, с. 207, 208).

Урок на сегодня:

В великой борьбе мы окажемся на стороне победителя, если решим жить в согласии с волей Божьей.

20 января

Иосиф в Египте

«Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39:9).

Всего за несколько часов Иосиф из отцовского любимчика превратился в беспомощного раба, которого уводят на чужбину. На какое-то время он погрузился в неизбывную тоску и страх.

Но прошло еще несколько часов, и Господь помог ему увидеть, что было не так в его отношениях с братьями. Привыкнув к нежной заботе отца, он стал слишком самонадеянным и требовательным. Теперь, памятуя о том, как милостив был Бог к его отцу, Иосиф решил довериться Богу своего отца как своему Богу. В один день Иосиф превратился из избалованного ребенка в настоящего мужчину — вдумчивого, мужественного и сдержанного.

Его продали Потифару, начальнику царской стражи, в доме которого он прослужил десять лет в качестве доверенного управителя. Однако вере Иосифа и его порядочности предстояло выдержать тяжелое испытание в лице вероломной жены его хозяина — все его будущее зависело от одного-единственного решения, которое нужно было принять почти мгновенно. И Иосиф решил любой ценой остаться верным Богу.

Потифар скорее всего не поверил навету своей жены. Он не отдал Иосифа на смерть, но, чтобы сохранить честь семьи, бросил его в грязную темницу. Два года просидел Иосиф в заточении, пока Бог не дал царю египетскому два сна, смысл которых не смогли истолковать ни мудрецы его, ни волхвы. И тогда главный виночерпий вспомнил о собственном сне, который был истолкован ему Иосифом, и рассказал фараону об этом удивительном молодом еврее.

Благодаря толкованию Иосифа царь узнал об ожидающих Египет семи плодородных и семи голодных годах и о том, как ему предотвратить надвигающееся бедствие. Среди придворных фараона не оказалось никого, кто был бы наделен такой мудростью для преодоления кризиса, как Иосиф. Его характер выдержал все испытания — и несчастьями, и благополучием. Высокая нравственность и прекрасные душеные качества — не случайная находка.

Ключевая мысль:

«Откуда у Иосифа такая твердость, честность и мудрость? С ранних лет он научился повиноваться более голосу долга, нежели своим желаниям» (Патриархи и пророки, с. 222).

Урок на сегодня:

Каждый из нас сталкивается с множеством самых разных соблазнов, но искушения выдержит только тот, кто сделал Господа своей опорой.

21 января

Иосиф и его братья

«И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт. 45:4, 5).

Под руководством Иосифа по всему Египту были построены огромные хранилища, способные вместить все излишки урожайного семилетия. Но после семи лет изобилия начался голод, распространившийся даже до земли Ханаанской, где жила семья Иосифа.

Братья Иосифа, прибывшие в Египет с целью купить зерна, склонились перед не узнанным ими братом. Иосиф устроил им настоящий допрос, дабы выяснить, остались ли они такими же заносчивыми, как в прежние времена, и жив ли его отец. Иосиф обращался к братьям через переводчика, а сам прекрасно понимал, что они говорят. Ему стало ясно, что они горько сожалеют о причиненном ему зле. Он приказал им вернуться к отцу с грузом зерна, но оставил в темнице Симеона, пока они не возвратятся вместе с младшим братом Вениамином.

В Ханаане голод все усиливался, и Иаков неохотно согласился позволить Вениамину отправиться в Египет вместе с остальными своими сыновьями. Иосиф не смог сдержать слез при виде Вениамина. Но он снова подверг братьев испытанию, пока полностью не убедился, что они искренне раскаиваются в прежних грехах. Открыв им себя, Иосиф заверил братьев, что Бог осуществил Свои намерения, несмотря на их грех, и что Он использовал их и самого Иосифа, дабы спасти от голода много жизней. Затем Иосиф отослал их обратно в Ханаан за отцом и их семьями, чтобы они могли безбедно провести в Египте остаток голодных лет.

Ключевая мысль:

«Мужи, пользовавшиеся благоволением Божьим, на которых Господь возложил великую ответственность, иногда впадали в искушения и согрешали. Точно так и мы в настоящее время боремся, спотыкаемся и часто совершаем ошибки. Их жизнь со всеми ее неудачами и безрассудством раскрыта перед нами для нашего ободрения и предостережения» (Патриархи и пророки, с. 238).

Урок на сегодня:

«И испытаете наказание за грех ваш, которое постигнет вас» (Чис. 32:23). Как правило, так и случается, хотя иногда создается впечатление, что некоторым удается избежать заслуженного возмездия. Однако вскоре настанет время окончательного торжества Божьей справедливости.

22 января

Моисей

«Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли» (Деян. 7:25).

В голодные годы Иосиф обеспечивал свою семью всем необходимым. Им не пришлось продавать свой скот и земли фараону, да и податей, положенных всем египтянам, они не платили. Но спустя годы в Египте воцарился другой фараон, который начал беспокоиться по поводу растущего числа израильтян. Он поставил над ними надсмотрщиков. А затем, встревоженный многочисленностью израильтян и их независимым духом, фараон приказал убивать еврейских мальчиков сразу при рождении.

Иохаведа и Амрам решили во что бы то ни стало уберечь своего малыша от смерти. Бог устроил так, что дочь фараона нашла их младенца в корзинке в камышах и сохранила ему жизнь. Мало того, Иохаведа получила возможность и дальше заботиться о Моисее вплоть до двенадцатилетнего возраста. Эти двенадцать лет определили ход всей жизни Моисея. Каждая мать должна осознавать, что участь ее детей находится прежде всего в ее руках.

Будучи приемным сыном фараона, Моисей получил наилучшее высшее гражданское и военное образование, поскольку его готовили к роли следующего фараона Египта. Его должны были посвятить в таинства египетской религии, но он не соглашался со жрецами, показывая им нелепость поклонения бесчувственным предметам.

В возрасте сорока лет в жизни Моисея произошла крутая перемена, и он был вынужден бежать в восточную пустыню. Здесь в течение следующих сорока лет он учился проявлять терпение и покорять свои страсти водительству Святого Духа.

Ключевая мысль:

«Моисей был достаточно одарен, чтобы занять главенствующее место среди великих земли, чтобы блистать во дворах самого прославленного царства… Как историк, поэт, мыслитель, полководец и законодатель он не знал себе равных. Хотя весь мир лежал у его ног, ему хватило нравственной силы, чтобы отвергнуть заманчивые перспективы богатства, величия и славы. Он „лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение“» (Патриархи и пророки, с. 246).

Урок на сегодня:

Бог выбирает для особого служения людей, развивших свои природные способности и посвятивших их Ему. Он знает, готовы ли мы к исполнению тех или иных обязанностей.

23 января

Египетские язвы

«Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 7:1).

Аарон, получив повеление от Бога, вышел навстречу Моисею. Они встретились возле Хорива и долго разговаривали о том, что должны будут делать по возвращении в Египет и как Господь будет выводить израильтян из Египта.

Фараону явно не понравилась весть, которую принесли ему два брата. Положение стало критическим, когда Моисей объяснил израильтянам, повсеместно нарушавшим субботу, что послушание Богу — первейшее условие их освобождения. Фараон, приняв за мятеж их отказ от работы в седьмой день недели, ужесточил их трудовую повинность.

Впрочем, евреи рассчитывали получить свободу без какого-либо испытания их веры. Другими словами, они еще не были готовы к избавлению. Многих вполне устраивало их рабское положение. Они считали: лучше оставаться в рабстве, чем бороться с трудностями в чужой земле. Потому-то Бог и не освободил их сразу после первых язв. Он хотел, чтобы израильтяне лучше узнали Его. А еще Он желал, чтобы фараон более ярко проявил свой тиранический дух.

В преддверии очередной язвы Моисей разъяснял ее сущность и последствия, так что у фараона всякий раз была возможность избавить себя и свою страну от очередного бедствия — ему нужно было только покориться Богу. Прочие народы услышали об этих событиях и вострепетали пред Богом израильтян.

Ключевая мысль:

«Бог дал фараону самые убедительные доказательства Божественной силы, но царь упорно отказывался принять этот свет. Каждое проявление безграничного могущества, отвергнутое им, все больше укрепляло его в восстании против Бога… Пока он продолжал стоять на своем… его сердце ожесточалось все больше и больше… Тому, кто однажды поддался искушению, во второй раз сделать это будет еще проще. Каждое повторение греха ослабляет способность человека сопротивляться ему, ослепляет его и заглушает голос совести… Бог не совершает никаких чудес, чтобы помешать созреванию [плодов угождения своим прихотям]» (Патриархи и пророки, с. 268).

Урок на сегодня:

Иисус показал, что для нас итог великой борьбы будет зависеть от принимаемых нами решений. Мысли становятся поступками, поступки формируют характер, а характер определяет нашу участь.

24 января

Пасха

«Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» (Исх. 4:22, 23).

Эти грозные Божьи слова Моисей передал фараону. Но Бог милостив, поэтому Он неоднократно предостерегал фараона и весь Египет о Своем решительном намерении освободить Свой народ. Последнее требование освободить евреев Моисей закончил предостережением о том, что Бог поразит всех египетских первенцев, если фараон будет упорно стоять на своем.

Затем через Моисея Господь объяснил израильтянам, как им приготовиться к выходу из Египта. Но прежде они должны были заколоть ягненка и окропить его кровью косяки своих дверей по всей земле Гесем. Торопливая трапеза, которую они должны были совершить непосредственно перед уходом, была названа «пасхой Господней».

Эту особую трапезу в память об исходе должны были совершать все последующие поколения израильтян. Она не только напоминала Божьему народу об избавлении из Египта, но и служила символом еще более грандиозного избавления — избавления от рабства греха, которое предстояло осуществить Иисусу Христу. Вкушение плоти агнца олицетворяло собой веру в Божий дар спасения, а также в Его дар духовной силы, преображающей нас в Его подобие.

Многие египтяне признали Бога евреев своим Богом и попросили у них позволения укрыться в их домах, когда «ангел-губитель» прошел по египетской земле. Израильтяне приняли их со всем радушием и вместе с ними вышли из Египта.

Ключевая мысль:

«В повиновении должна была проявиться вера народа. Так и всем, кто надеется спастись заслугами крови Христовой, следует понять, что они сами должны предпринять усилия, чтобы получить спасение. Несмотря на то, что только Христос может искупить нас от наказания за грех, мы сами должны обратиться от греха к послушанию» (Патриархи и пророки, с. 279).

Урок на сегодня:

Жертвы Христа достаточно, чтобы искупить каждого человека и наделить праведностью всех, кто с благодарностью склоняется пред Богом и обращается к Нему в доброхотном и радостном послушании.

25 января

Исход

«И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его» (Исх. 14:31).

Пока на Египет изливались язвы, израильтяне готовились к освобождению, не только собирая в дорогу все необходимое, но и организуясь для одновременного выступления огромного числа людей — шестисот тысяч пеших мужчин, кроме женщин и детей, разделенных по племенам и родам со старейшинами во главе. Кроме того, народ взял с собой многочисленный крупный и мелкий скот. Прежде чем отправиться в путь, израильтяне потребовали от египтян, которым не терпелось от них избавиться, вознаграждения за неоплаченный труд — и отказа не последовало.

Израильтяне не пошли прямым путем к Ханаану. Господь повел их на юг, к Красному морю. Днем облако укрывало их от палящего зноя, ночью огненный столп освещал их лагерь. Они шли по мрачной пустыне, пока не расположились станом на берегу моря.

Советники убедили фараона, что израильтяне не собираются возвращаться и что вовсе не еврейский Бог поразил египетских первенцев. Тут же было собрано мощное войско, поспешившее вслед за израильтянами.

С приближением египтян облачный столп опустился между израильтянами и вражеским войском, заставив его остановиться. Облачная стена стала источником света для евреев. Воды Красного моря разделились, встав по обе стороны стеной и не смыкались до тех пор, пока евреи не переправились по дну на другой берег. А египтяне погибли в морской пучине.

Ключевая мысль:

«Те, кто собирается повиноваться лишь тогда, когда исчезнет всякая тень сомнения и не останется больше никакого риска потерпеть неудачу или поражение, не будут повиноваться никогда. Голос неверия нашептывает: „Давай подождем, пусть устранятся все преграды и ясно обозначится наш путь“. Но вера смело зовет вперед, на все надеясь и всему веруя…

Путь, который прокладывает Бог, может вести через пустыню и море, но это безопасный путь» (Патриархи и пророки, с. 290).

Урок на сегодня:

Облако, защищавшее от палящего солнца, и огненный столп, рассеивавший ночной мрак, служат яркой иллюстрацией того, как и сегодня Господь защищает Свой народ от лукавого и его искушений.

26 января

От Красного моря к Синаю

«Рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки» (Пс. 77:15, 16).

От Красного моря израильтяне шли по высохшей, голой пустыне. В течение трех дней народ и весь скот оставались без воды. Наконец они вышли к источнику в Мерре, но здесь вода оказалась горькой. Люди обрушились на Моисея с градом упреков, но тот воззвал к Богу и получил ответ: нужно было бросить в источник ветку местного дерева, и вода сделалась сладкой. А народ получил еще одно наглядное свидетельство, что их ведет Сам Господь.

Вскоре они достигли Елима с его двенадцатью источниками и множеством пальм, где и раскинули свой первый стан. Запасы пищи были на исходе, и люди снова начали роптать. Господь допускал разного рода трудности, чтобы израильтяне привыкли обращаться к Нему со всеми своими нуждами. Беда в том, что они преувеличивали свои затруднения и не желали отдать в Божьи руки свое будущее.

Вскоре Бог стал посылать израильтянам манну по утрам. Эти чудеса Божьи были призваны напоминать им о святости субботы, ведь в пятницу выпадала двойная порция манны, в субботу манна не появлялась вовсе, а пятничная манна сохранялась сладкой и свежей вплоть до первого дня недели.

Прошло еще немного времени, и впереди показалась гора Синай, где им предстояло провести около года. Здесь они начали получать наставления от Бога, которые должны были сделать их Его представителями на земле.

Ключевая мысль:

«Бог желает, чтобы Его народ, живущий в наше время, со смиренным сердцем и готовностью учиться извлек определенный урок из тех испытаний, которые выпали на долю древнего Израиля, и приготовился для небесного Ханаана» (Патриархи и пророки, с. 293).

Урок на сегодня:

Давайте не будем уподобляться израильтянам, которые видели чудотворную руку Божью, разделившую воды Красного моря, подававшую им манну и воду во время их скитаний по пустыне, и все равно роптали, столкнувшись с очередным испытанием. Увы, как скоро мы отчаиваемся, несмотря на явные свидетельства Божьего участия в нашей жизни!

27 января

Закон данный Израилю

«Вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6).

В полном одиночестве Моисей поднялся по крутой каменистой тропе на Синай, чтобы услышать из уст Божьих торжественную весть, которую должен довести до сведения израильтян. Весть заключалась в следующем: Бог желает, чтобы они были Его Церковью и народом, управляемым Богом (см. Исх. 19:3–6).

Никогда еще земля не видела столь величественного зрелища, которым сопровождалась передача израильскому народу Десяти Заповедей. Даже Моисей сказал: «Я в страхе и трепете» (Евр. 12:21). Затем все израильтяне услышали глас Бога, напомнивший им о том, что именно Он вывел их из Египта, что именно Он — их Вождь и Избавитель, Которому они должны всецело доверять.

Десять Заповедей предназначались не только для израильтян. Бог оказал им честь, сделав хранителями Закона — священного наследия для всего мира. Нельзя не отметить, что суббота была дана им не как новое установление, но как день, учрежденный еще при творении, чтобы его почитали и соблюдали как памятник Божьего творения.

Однако израильтяне, ослепленные и подавленные рабством и язычеством, не были готовы по достоинству оценить глубокие непреходящие принципы Десяти Божьих Заповедей. Чтобы помочь им лучше понять заповеди, израильтянам были даны дополнительные предписания, которые объясняли применение этих принципов на практике.

Кроме того, Моисей получил указания по поводу возведения святилища, в котором проявлялось бы особое Божье присутствие. Он будет служить израильтянам постоянным напоминанием о Боге — их Вожде и Спасителе.

Ключевая мысль:

«Принципы Десятисловия распространяются на все человечество, они были даны для всех как наставление и руководство к жизни. Десять кратких, всеобъемлющих и несомненных принципов выражают обязанности человека по отношению к Богу и к ближним, и все они основаны на великом основополагающем принципе любви… Эти принципы подробно расписаны в Десяти Заповедях в применении к условиям и обстоятельствам жизни человека» (Патриархи и пророки, с. 305).

Урок на сегодня:

Божьи заповеди — это крепкая ограда, защищающая нас от горьких ошибок и немудрых промахов.

28 января

Идолопоклонство у Синая

«Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32:1).

Время шло, а Моисей все не возвращался с покрытого облаком Синая, и народ решил, что он оставил их, а то и вовсе погиб.

Почувствовав себя беспомощными, они вернулись к своим прежним предрассудкам. Зачинщиками стали иноплеменники в их среде, выразившие желание иметь кумира, который изображал бы Бога. Аарон попытался им что-то возразить, но его робость лишь подлила масла в огонь их слепого неистовства.

Был отлит золотой телец, напоминавший египетских богов, и народ предался обжорству и буйному распутству. Сегодня также существует опасность для руководителей, занимающих авторитетное положение в Церкви, уступать желаниям неосвященных людей и тем самым потворствовать их грехам.

Народы, окружавшие израильтян, слышали об их чудесном исходе из Египта и пребывали в ожидании: что еще Господь совершит для них. Но израильтяне расстроили Божьи планы.

Вернувшись в стан, Моисей, придя в гнев от увиденного, бросил скрижали с Десятью Заповедями наземь, истребил золотого идола и потребовал, чтобы те, кто на Божьей стороне, встали от него по правую руку. Только колено Левия не принимало участия в мятеже, и Моисей, опираясь на Божественный авторитет, повелел им убивать всех, кто упорствует в своем возмущении. Наказать их нужно было незамедлительно, во избежание повторения подобного преступления в будущем.

Ключевая мысль:

«Слава, отраженная на лице Моисея, служит иллюстрацией тех благословений, которые благодаря посредничеству Иисуса изольются на народ Божий, соблюдающий Его заповеди. Она свидетельствует о том, что чем теснее будет наша связь с Богом и чем определеннее наше познание о Его требованиях, тем полнее мы уподобимся Божественному образу и тем ревностнее будем стремиться стать сопричастниками Божеского естества» (Патриархи и пророки, с. 330).

Урок на сегодня:

Нам есть над чем задуматься, видя, как Бог поступает с возмущением в рядах Своего народа, который пообещал быть Его представителем в мире. На чьей стороне оказались бы мы с вами: на стороне левитов или идолопоклонников?

29 января

Вражда сатаны против закона

«Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой!» (Ис. 51:7).

Все мы знаем печальную историю о том, как сатана увлек за собой треть ангелов, убедив их, что Богу нельзя доверять. Мы также знаем, как он обманом заставил Еву и Адама ослушаться Бога, подорвав их доверие к Нему. Ответом Бога на эти события был план спасения. Человечество получило второй шанс, Божий план давал людям возможность прийти в согласие с Богом и в послушание Его Закону. Писание открывает важную истину: Бог никогда не ставит человека в такие обстоятельства, которые вынуждали бы его покориться греху.

Из-за суеверного почитания египтянами животных евреи не имели возможности совершать жертвоприношения. Поэтому в течение нескольких столетий их души не были устремлены к великой Жертве, что привело к повсеместной утрате знаний, которыми владели их праотцы. Знание Закона Божьего смешалось с языческими обычаями, так что евреи перестали понимать смысл заповедей и признавать их.

Каждая из Десяти Заповедей была искажена сатаной и тогда, и сейчас. Вскоре настоящее обличье сатана и плоды его противления Закону Божьему будут явлены всей Вселенной и Закон Божий будет оправдан.

Ключевая мысль:

«С самого начала великой борьбы сатана постоянно стремился, представив характер Бога в ложном свете, возбудить восстание против Его Закона, и эти его происки, казалось, увенчивались успехом… Поддавшись искушениям сатаны, весь человеческий род преступил Закон Божий, но благодаря жертве Его Сына нам открыт путь возвращения к Богу. Через благодать Христа люди вновь могут стать послушными Закону Отца. Таким образом, в каждом столетии среди окружающего мрака отступничества и непокорности Бог собирает верный Ему народ — народ, в сердце которого есть Его Закон (см. Ис. 51:7)» (Патриархи и пророки, с. 338).

Урок на сегодня:

Жизнь и смерть Христа дали каждому из нас возможность стать частью народа, который собирает Господь в преддверии Своего возвращения.

30 января

Скиния и служение

«И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8).

Для построения священного сооружения Бог наделил особыми умениями и мудростью избранных для этого дела людей. Сам Бог дал им план святилища. Оно было задумано как миниатюрная копия небесного храма. Конечно, никакое земное сооружение не в силах было отразить величие и славу небесного святилища, но оно могло стать своего рода иллюстрацией важнейших истин относительно плана спасения.

Где были взяты драгоценные материалы для строительства святилища? Бог повелел Моисею: «От всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне» (Исх. 25:2). Израильтяне давали так щедро, так не скупились на золото, серебро, драгоценные камни, виссон и другие материалы, что Моисею даже пришлось умерить их энтузиазм. Скиния была устроена так, что ее можно было разбирать и переносить до следующей стоянки на пути в обетованную землю. Она состояла из двух отделений с открытым пространством перед скинией, называемым двором, который был окружен завесами из дорогого виссона. Завесы были в половину высоты стен скинии, так что израильтяне всегда могли видеть «жилище» Бога.

Два отделения святилища, Святое и Святое святых, олицетворяли два отделения небесного святилища и два определенных этапа посреднического служения в них Христа ради человечества. Кровь Христова, представленная закланным агнцем, не отменяла грех (хотя он и был прощен); грех накапливался в святилище вплоть до Дня очищения. Каждый элемент служения в скинии отражал реальность Божьей искупительной деятельности ради нашего спасения.

Ключевая мысль:

«Служение в скинии, а впоследствии в храме, ежедневно наставляло людей в великих истинах, связанных со смертью Христа и Его служением. Раз в году израильтяне мысленно переносились к заключительным событиям великой борьбы между Христом и сатаной и полному очищению Вселенной от греха и грешников» (Патриархи и пророки, с. 358).

Урок на сегодня:

Мы живем в реальный День искупления, на который символически указывало служение в земном святилище. Мы нуждаемся в таком же рвении для созидания Божьего святилища в наших сердцах, какое отличало израильтян во время построения земной скинии.

31 января

Грех Надава и Авиуда

«Горе тем, которые зло называют добром и добро — злом, тьму почитают светом и свет — тьмою!» (Ис. 5:20).

В это трудно поверить, но по завершении строительства святилища, когда огонь сошел с небес и поглотил первое жертвоприношение, а люди единодушно возгласили Господу хвалу, в семье первосвященника Аарона случилось ужасное несчастье.

Сыновья Аарона, Надав и Авиуд, воспользовались «огнем чуждым» для сжигания фимиама, то есть принесли в святилище обычный, а не священный огонь, зажженный Самим Господом и предназначенный именно для этой цели. В итоге вышел огонь от Господа и сжег их прямо на глазах у людей.

Своим проступком они выказали пренебрежение к четким указаниям Господа, хотя им уже неоднократно открывалась слава Божья. Кто-то может сказать, что их прегрешение не так уж велико, однако Богу нужно было научить Израиль, что Он не может оставить без внимания даже «мелкие» проступки и даже если они совершены церковными лидерами.

Сыновья Аарона тешили себя надеждой, что их высокое служение освобождает их от наказания за грех, но они жестоко заблуждались. Аарону недоставало твердости характера, и он не научил своих сыновей владеть собой. Не получив должного воспитания, они привыкли потворствовать своим злым наклонностям.

Ключевая мысль:

«Бог осуждает ложное сочувствие грешнику, который пытается оправдать свой грех. Грех умерщвляет нравственное восприятие настолько, что согрешающий не осознает чудовищности беззакония и без обличающей силы Святого Духа остается частично слеп в отношении своего греха… Те, кто препятствует воздействию предостережений, мешает грешникам увидеть реальное положение вещей и последствия греха, часто льстят себе тем, что якобы поступают так из любви к людям» (Патриархи и пророки, с. 361).

Урок на сегодня:

Слабохарактерные родители дают своим детям повод думать, что у них есть право на особые поблажки и привилегии. Часто родителям проще уступить желаниям своих детей, чем приучать их к порядку и дисциплине.