Февраль

1 февраля

Закон и заветы

«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то… вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5, 6).

Когда Адам и Ева согрешили, Закон не подвергся изменениям, но была учреждена особая система, призванная исправить последствия содеянного и вернуть людей к послушанию. Начертав Десять Заповедей на каменных скрижалях, Бог повелел Моисею записать дополнительные законы и суды, дав подробные указания бывшим рабам, показавшим, как легко их увести с пути истинного. Эти указания представляли собой все те же принципы Десятисловия, только расширенные и растолкованные так, чтобы воспрепятствовать всякого рода заблуждениям.

В Библии часто упоминаются два завета — один неизменный, а другой — временный. Верность Божьему Закону остается условием получения вечной жизни. Первый завет, завет благодати, предлагал прощение и благодать через веру в Христа. А условием второго, или «ветхого», завета было: «Повинуйся и живи». Этот завет израильтяне обещали блюсти, но вскоре нарушили свое обещание. И все же искренне кающиеся могли обратиться к «лучшим обетованиям» завета благодати, который обещал прощение и благодать, способные вернуть их в послушание принципам Божьего Закона.

Ключевая мысль:

«Хотя этот завет был заключен с Адамом и возобновлен с Авраамом, он все же не мог быть утвержден до смерти Христа. Он был обетованием Божьим с тех пор, как было дано первое указание относительно искупления; он принимался верой, но, утвержденный Христом, стал называться Новым Заветом. Закон Божий служил основанием этого завета, который являлся не чем иным, как необходимой мерой, долженствующей вернуть людей в согласие с Божественной волей, чтобы они могли повиноваться Закону Божьему» (Патриархи и пророки, с. 370, 371).

Урок на сегодня:

Мы пытаемся жить в «ветхом» завете всякий раз, когда повторяем слова Израиля: «Все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны». Те же, кто живет в «новом» завете, доверяют Божьему обетованию, что только Он один может сделать нас послушными через благодать прощения и благодать силы.

2 февраля

От Синая к Кадесу

«И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим» (Втор. 1:15).

Через год возведение святилища было завершено. Кроме того, были проведены необходимые мероприятия по упорядочиванию гражданской и религиозной жизни израильского народа и была отпразднована первая пасха. В израильском стане царил строгий порядок. Стан был поделен на три части, каждое колено имело свое место. Иноплеменникам не было позволено занимать те же участки, что и коленам израилевым; они располагались вдоль внешних границ стана.

Были введены строгие санитарные правила, требовалась безукоризненная чистота. Когда стан выступал в путь, впереди шли Моисей и Аарон, за ними — сыновья Каафа, несшие священный ковчег с Десятью Заповедями. Рядом священники несли серебряные трубы.

Спустя какое-то время назначение семидесяти старейшин в помощь Моисею, без того чтобы посоветоваться с Аароном и Мариамь, возбудило ревность у последних. Они относились к Сепфоре, жене Моисея, с плохо скрываемым презрением. Моисей в течение многих месяцев терпеливо и безропотно сносил эти оскорбления, пока не вмешался Сам Бог. Мариамь покрылась проказой, а Аарон был сурово обличен.

Ключевая мысль:

«Перед самым приходом народа к Синаю они, не довольствуясь манной, стали сетовать, и Господь в ответ на их требования дал им мяса, но только однажды.

Конечно, Бог мог с той же легкостью снабдить их мясом, как и манной, но для их же блага Он не делал этого… Нужно было исправить их извращенный вкус, чтобы люди могли получать удовольствие от пищи, которая от начала определена для человека, — плодов земли, данных Богом Адаму и Еве в Едеме. По этой причине израильтяне в основном были лишены мясной пищи… Если бы они добровольно отказались от потворства испорченному аппетиту и повиновались мудрым ограничениям, установленным Господом, тогда им не грозили бы никакие болезни и страдания» (Патриархи и пророки, с. 377, 378).

Урок на сегодня:

Господь дал определенные указания относительно питания и здорового образа жизни, дабы благословить Свой народ физическим, интеллектуальным и духовным здоровьем.

3 февраля

Двенадцать соглядатаев

«О, если бы мы умерли в земле Египетской или умерли бы в пустыне сей!» (Чис. 14:2).

Спустя одиннадцать дней после того, как израильтяне оставили Синай, они расположились станом в Кадесе. Здесь от народа поступило предложение отправить в обетованную землю несколько соглядатаев. От каждого колена отобрали по одному человеку.

Через сорок дней соглядатаи вернулись, неся с собой впечатляющие образцы плодов — виноград, смоквы и гранаты. Но при этом они доложили о больших опасностях: обнесенных стенами городах и живущих в них великанах. Народ пришел в отчаяние. Он забыл о чудесах, которые ежедневно совершал для него Тот, Кто довел его до сего места.

Халев и Иисус Навин стали убеждать народ подняться и незамедлительно овладеть землей. Но другие десять соглядатаев нарисовали еще более мрачную картину. Началось возмущение и бунт — народ дошел до того, что стал обвинять Бога в обмане и ложных надеждах. Обуянные сатанинской яростью, израильтяне схватили камни, чтобы побить Халева и Иисуса Навина, и лишь присутствие Божье, подобно вспышке света озарившее скинию, удержало их от кровопролития. Бог велел Моисею передать народу: как соглядатаи высматривали землю сорок дней, так и Израиль должен будет вернуться к Красному морю и скитаться по пустыне сорок лет.

В очередной раз переменив свое мнение, мятежные вожди народа попытались одолеть хананеев силой оружия, но потерпели жестокое поражение.

Ключевая мысль:

«Вынужденные в конце концов уступить, уцелевшие „возвратились… плакали пред Господом, но Господь не услышал“ (Втор. 1:45). Эта примечательная победа врагов над Израилем, приближения которого хананеи ожидали с великим трепетом, придала им твердую решимость для дальнейшего сопротивления… Первое поражение Израиля, придавшее столько смелости и решительности хананеям, весьма осложнило дальнейшее завоевание их страны. Израильтянам больше ничего не оставалось, как покинуть победившего врага и удалиться в пустыню, зная, что она станет могилой для целого поколения» (Патриархи и пророки, с. 394).

Урок на сегодня:

У всех нас бывают такие моменты в жизни, когда мы по неразумию своему думаем, что можем осуществить свои мечты без оглядки на Божью волю. Можем ли мы в таком случае рассчитывать на Божью поддержку?

4 февраля

Восстание Корея

«Корей… и Дафан, и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:1–3).

Корей был левитом и двоюродным братом Моисея, человеком способным и влиятельным. Он был недоволен своим положением смотрителя скинии и жаждал священнического сана. Он нашел множество единомышленников среди тех, кто был не согласен с Божьим приговором: еще сорок лет странствовать по пустыне, и тайно противился власти Моисея и Аарона.

Когда наступило время открытой пробы сил, Корей и 250 поддержавших его «начальников общества» призвали народ собраться, чтобы засвидетельствовать их победу над Моисеем и Аароном. Но Моисей, повинуясь слову Божьему, предостерег Корея и его сторонников о том, что Господь встанет на сторону Моисея и Аарона, а земля разверзнет уста свои и поглотит мятежников. Так и случилось: землетрясение и последующий огонь истребили Корея, начальников и их сторонников — в общей сложности 14 000 человек!

Воспользовавшись теми же методами, к которым прибегнул сатана на небесах, Корей обольстил множество людей, заставив их поверить, что Моисей их обманул и правда на стороне восставших. Люди безрассудно приняли новый порядок вещей, который посулил им Корей, где на смену обличению должна была прийти похвала, а на смену переживаниям и борьбе — спокойная сытая жизнь.

Ключевая мысль:

«Они обвиняли Моисея в том, что он, притворяясь, будто действует под Божественным руководством, старался установить свою власть, и заявляли, что больше не будут подчиняться ему и, как слепые, то идти к Ханаану, то снова возвращаться в пустыню, и все ради осуществления его честолюбивых замыслов» (Патриархи и пророки, с. 399).

Урок на сегодня:

Кто сегодня выискивает недостатки у церковных лидеров, претендуя на праведность и в то же время подрывая авторитет тех, кому Бог поручил руководить Своей Церковью, те идут по стопам Корея.

5 февраля

В пустыне

«Но Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столп облачный не отходил от них днем, чтобы вести их по пути, и столп огненный — ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти. И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их. Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли» (Неем. 9:19–21).

Сорок нестерпимо долгих лет! И ни единого празднования пасхи! Впрочем, служение в скинии продолжалось и Бог по-прежнему снабжал Свой народ всем необходимым. Вся летопись сорокалетних скитаний израильтян в пустыне пестрит случаями восстания против Бога. Ни один из тех, кто был обречен на скитания, не должен был войти в обетованную землю, кроме Халева и Иисуса Навина.

Иноплеменники в израильском стане были постоянным источником искушений и бед — зачинщиками мятежа и ропотниками. Когда случилось открытое, намеренное нарушение законов о субботе, Бог приказал побить преступников камнями, но даже это не помогло израильтянам избавиться от пренебрежительного отношения к Его Закону.

Даже молодое поколение евреев, появившееся на свет уже в пустыне, не усвоило уроков и не обратилось к Богу всем сердцем. В результате Бог провозгласил, что они будут рассеяны среди язычников после того, как войдут в землю обетованную и утвердятся в Ханаане.

Ключевая мысль:

«Здесь умерла Мариамь, здесь же ее и похоронили. От берегов Красного моря, где израильтяне с такой радостью пели и танцевали, празднуя победу Божью, до могил в пустыне, где завершился их жизненный путь, — такова была участь миллионов людей, с радужными надеждами вышедших из Египта. Грех отнял от их уст чашу благословений. Но из всего этого вынесло ли последующее поколение надлежащий урок для себя?» (Патриархи и пророки, с. 410).

Урок на сегодня:

Нам не следует брать пример с израильтян в пустыне — взывать к Богу, лишь когда нам грозит беда, и забывать о своих обещаниях, как только рассеются мрачные тучи над головой.

6 февраля

Удар по скале

«И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:4).

Сорок лет Бог снабжал Израиль водой. Начиная с чуда близ Синая и на протяжении всего их странствования вода текла из расселин близлежащих скал. Какой это замечательный урок для нас! Как животворные воды впервые потекли от удара по скале, так и из Христа, «пораженного Богом» (см. Ис. 53:4), устремляются потоки спасения к погибающему роду человеческому.

Это замечательное многократное чудо израильтяне праздновали и после расселения их в Ханаане. В каждый из семи дней праздника Кущей священники в сопровождении хора левитов отправлялись к Силоамскому источнику и набирали из него воды.

Иисус воспользовался этим символическим служением, чтобы обратить внимание людей на живую воду, которую Он пришел им дать: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Если мы пребываем во Христе, в нас начинает бить неиссякаемый источник благодати и силы. Моисей указывал на Христа как на скалу спасения (см. Втор. 32:15). Псалмопевец пел о Боге как о «крепости [скале] силы моей» (Пс. 61:8).

Ключевая мысль:

«Священный долг всякого, кто посвящает себя благочестию, — блюсти свой дух и сохранять самообладание в любых обстоятельствах. Бремя, возложенное на Моисея, было весьма велико. Не многие были так сурово испытаны, как он, однако это не могло оправдать его греха. Бог сделал все для Своего народа, и если он доверится Его силе, то никогда не станет игрушкой в чужих руках. Самое сильное искушение не может оправдать грех. Каким бы тяжелым ни было бремя, гнетущее нашу душу, грех является нашим личным поступком. Силы земли и ада не могут заставить человека делать зло. Сатана атакует самые уязвимые наши стороны, но мы можем выйти победителями. Каким бы сильным и внезапным ни было искушение, Бог располагает всеми средствами, чтобы помочь нам, и с Его помощью мы можем победить» (Патриархи и пророки, с. 421).

Урок на сегодня:

Грех нельзя оправдать. Согрешившего не оправдывают ни наследственность, ни среда, ни трудные времена. С Божьей помощью нам по силам сопротивляться любому искушению.

7 февраля

Путешествие вокруг Едома

«Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

В конце своих скитаний по пустыне израильтяне снова оказались у границ Едома в Кадесе. Именно через Едом пролегал самый легкий и короткий маршрут в Ханаан.

Если бы израильтяне были вполне послушны Господу после выхода из Египта, все окружающие народы трепетали бы от страха при их приближении. Однако их неудачи и особенно опрометчивая война с амаликитянами избавили язычников от этих страхов. Едомляне отказались пропустить их через свою страну, не опасаясь более загадочной силы, сопровождающей их.

Так что израильтяне повернули на юг, пройдя по той же унылой земле, которую наблюдали в течение многих лет, до самого Синая. Здесь был похоронен Аарон, который так и не увидел обетованной земли, манившей его все сорок лет.

Но даже теперь израильтяне продолжали роптать, постоянно забывая, как Господь вел их от исхода до настоящего времени. По причине их неверия Он перестал защищать их от ядовитых змей, которыми кишела пустыня. Вскоре не осталось почти ни одного шатра, где не было бы мертвого или умирающего от змеиного укуса.

Люди, смирившись, стали умолять Моисея попросить Господа о защите. Бог велел Моисею сделать медного змея и сказал, что всякий, кто посмотрит на него с верой, исцелится. Народ прекрасно понимал, что целительная сила исходит только от Бога, и все же многие продолжали жаловаться на свое бедственное положение.

Ключевая мысль:

«Многие не желают принять Христа, пока им не откроются все тайны плана спасения… Многие блуждают в лабиринтах философии в поисках веских доводов и доказательств, которых им не найти, пока они будут отвергать данные Богом доказательства… Бог никогда не устранит все причины для сомнения. Он дал достаточно доказательств для нашего утверждения в вере, и если человек их не принимает, то остается во мраке» (Патриархи и пророки, с. 432).

Урок на сегодня:

Кто готов взирать на Бога с верой и доверять Ему, даже когда есть повод для сомнения, тот получит обещанную Им вечную жизнь.

8 февраля

Завоевание Васана

«Не бойся его, ибо Я отдам в руку твою его, и весь народ его, и всю землю его, и ты поступишь с ним так, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне» (Втор. 3:2).

Обогнув Едом, израильтяне вышли на обширное плоскогорье, обдуваемое с холмов свежими ветрами. Пройдя долину Заред, они пошли на восток к Моаву, где жили потомки Лота. Израиль не должен был вступать в войну ни с моавитянами, ни с аммонитянами.

Двинувшись на север, Моисей отправил дружественное послание Сигону, царю аморрейскому, располагавшему хорошо обученным войском, с просьбой пропустить их через его территорию, но получил решительный отказ. Моисей внимательно следил за облачным столпом, отдав распоряжение готовиться к битве.

Аморреям было дано немало свидетельств о том, что с Израилем был Бог, но они отвергли свет и твердо держались своих идолов. Израильтяне переправились через Арнон и одержали победу, вскоре земля амморейская оказалась у них в руках.

Затем столп облачный двинулся на север, к могущественному Васанскому царству, чьи обитатели вели свое происхождение от исполинов, а царь Ог выделялся необычайным ростом и удивительной силой. Армия Ога производила впечатление непобедимой, но Моисей был спокоен и тверд. Он вдохновил свой народ, призвав его довериться всемогущей руке Бога. Жители Васана были разбиты и стерты с лица земли, ибо предались нечестию и отвратительному идолопоклонству.

Ключевая мысль:

«Всякого, кто исполняет свой долг, будут порой одолевать сомнения и неверие. На пути иногда могут возникать препятствия, кажущиеся непреодолимыми, чтобы повергнуть в отчаяние тех, кто уступит малодушию, но Бог говорит таковым: „Идите вперед! Исполняйте свой долг любой ценой. И трудности, которые кажутся непреодолимыми и которые наполняют вашу душу страхом, исчезнут, если вы пойдете вперед по пути послушания, смиренно веря в Бога“» (Патриархи и пророки, с. 437).

Урок на сегодня:

Испытания и трудности, кажущиеся непреодолимыми, отступят перед нами, если мы будем двигаться вперед с верой, доверив свое спасение Богу.

9 февраля

Валаам

«Они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» (2 Петр. 2:15, 16).

Хотя израильтяне и не тронули моавитян, те были крайне обеспокоены их успехами. Когда Израиль оказался у самых их границ, моавитяне решили заключить союз с мадианитянами против израильтян. Кроме того, они решили призвать на помощь Валаама, жителя Месопотамии, который, по слухам, обладал сверхъестественными возможностями.

Валаам, некогда добрый человек и пророк Божий, впал в отступничество в погоне за наживой. При этом он знал, что не сможет помешать народу, ведомому Богом. Когда к нему пришли моавитские послы, Господь сказал ему в ту ночь: «Не ходи с ними, не проклинай народа сего; ибо он благословен». Очень недовольный Господним запретом, Валаам отказался пойти вместе с послами.

Валак же, решив, что Валааму просто нужно больше денег и почестей, послал к нему других князей и посулил ему еще большее вознаграждение. Валаам настаивал на своем желании пойти с послами, и Господь позволил ему, но только на условии, что он будет говорить то, что скажет ему Бог. Увидев стан израильтян, Валаам поразился их процветанию. После этого он должен был разорвать всякие отношения с Моавом, но корыстолюбие и дары, которые он надеялся получить, пленили его.

Ключевая мысль:

«Искуситель всегда соблазняет людей земным богатством и почестями, чтобы отвлечь их от служения Богу. Он говорит им, что жить лучше им не позволяет чрезмерная совестливость… Один неправедный шаг влечет за собой другой, сделать который уже легче, и постепенно люди становятся все более и более самонадеянными… Многие обольщаются, считая, что ради каких-то земных выгод можно на некоторое время пренебречь честностью и достичь цели, а потом в любое время, стоит им только пожелать, они вновь вернутся на прежний путь. На самом же деле они только запутываются в сетях сатаны, и редко кому из них удается вырваться оттуда» (Патриархи и пророки, с. 440).

Урок на сегодня:

Многие сегодня испытывают ту же жажду наживы, что была у Валаама. Они делают один «невинный» шаг за другим, не осознавая, как трудно им будет исправить свой путь, не покорив свое сердце Богу.

10 февраля

Отступничество при Иордане

«Многих повергла она ранеными и много сильных убиты ею» (Притч. 7:26).

Пока Моисей был всецело поглощен мыслями о завоевании Ханаана, у израильтян появилось время для общения с жителями городов на берегу Иордана. Валаам предложил моавитскому царю устроить большой праздник, а сам постарался заманить на него как можно больше израильтян. Соблазненные музыкой и танцами, израильтяне предались своим страстям, разгоряченным помимо прочего обилием вина.

Выстоявшие против врагов в битве были побеждены чарами языческих женщин. Причем вожди народа были среди первых, кто отступил от чистоты и святости. Внезапно разразилась ужасная эпидемия, убившая десятки тысяч людей и пробудившая народ к осознанию всей тяжести их греха. Бог повелел предать смерти зачинщиков отступничества, а их тела повесили на обозрение всему Израилю.

Мадианитяне — главные виновники постыдного разгула — вскоре были сурово наказаны. Израильтяне начали войну и поразили пять царей мадиамских, а с ними и Валаама.

Божьему народу приходилось вести постоянную борьбу с потворством низменным страстям — одним из самых успешных сатанинских искушений. Сегодня, когда мы стоим на границе небесного Ханаана, притягательность этого мерзкого порока велика как никогда.

Ключевая мысль:

«Именно тогда, когда израильтяне почувствовали себя в безопасности и успокоились, они и были введены в грех. Забыв о Боге, они пренебрегали молитвой и потакали духу самонадеянности… Прежде чем христианин совершит открытый грех, в сердце долго, скрыто от всех, протекает подготовительный процесс. Никогда в сознании человека не происходит мгновенного перехода от чистоты и святости к развращенности, нечестию и преступлению… Потворствуя нечистым помыслам, человек может так воспитать свой ум, что грех, который некогда вызывал отвращение, становится ему приятен» (Патриархи и пророки, с. 459).

Урок на сегодня:

Отступничество при Иордане наглядно показывает, что мы должны сотрудничать со Святым Духом, дабы избегать всего, что может осквернить наши мысли.

11 февраля

Повторение закона

«Дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору, и Ливан. Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом» (Втор. 3:25, 26).

Моисею, прежде чем он передаст полномочия видимого вождя Израиля Иисусу Навину, было велено напомнить израильтянам историю их избавления из Египта, их странствования по пустыне и провозглашения Десяти Заповедей.

По мере того как Моисей делал обзор минувшего сорокалетия, народ израильский проникался все большим доверием к его словам. Они увидели теперь, что их подозрительность, гордыня, тщеславие и себялюбие сделали их неспособными достойно представлять своего Господа в их попытке овладеть Ханааном, что задержка с его завоеванием была на их совести, а Моисей не виноват.

Кроме того, Бог дал Моисею возможность заглянуть в отдаленное будущее. Моисею были показаны ужасные сцены окончательного краха Израиля как народа и гибели Иерусалима от рук римлян. Чтобы эти истины никогда не изгладились из памяти народа, он изложил их в священной песне, которую велел народу заучить наизусть и передавать детям из поколения в поколение. Родители должны были сделать все, чтобы слова этой песни навсегда запечатлелись в восприимчивом детском уме.

Ключевая мысль:

«Повторив закон перед всем народом, Моисей завершил работу над записью всех законов, установлений и заповедей, которые получил от Бога, а также всех предписаний системы жертвоприношений. Книга, содержащая все эти записи, была передана соответствующим лицам и положена на хранение рядом с ковчегом. Но великий вождь все еще беспокоился, что народ может удалиться от Бога. В величественных и трогательных словах он предложил им благословение, которое они получат на условии послушания, и проклятие, которое будет следствием беззакония» (Патриархи и пророки, с. 466).

Урок на сегодня:

Бог наделил нас святой обязанностью наставлять наших детей и внуков в великих истинах о Его роли в истории Церкви как в древности, так и в последние дни.

12 февраля

Смерть Моисея

«И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против БефФегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:5, 6).

История Израиля наглядно демонстрирует, что любовь и милосердие Бога неотделимы от Его строгого, беспристрастного правосудия. Когда Бог сказал Моисею, что он не введет Израиля в обетованную землю, Моисей решил безропотно предать свою жизнь в руки Творца. Но у Бога было еще одно поручение для Моисея, которое он должен был исполнить, прежде чем подняться на гору Нево и там умереть. Он должен был благословить каждое колено Израиля и представить народу своего преемника. Исполняя это поручение, Моисей явил подлинное величие своего характера.

В своем последнем обращении к народу Моисей обрисовал, что им предстоит пережить в земле обетованной. Он предвозвестил Первое пришествие Иисуса и ужасный прием, который Ему окажут. Ему были показаны последователи Господни, которые, подобно Аврааму, будут призваны хранить Закон Божий и Евангелие Иисуса Христа, а также возвещать Божью весть миру.

Ключевая мысль:

«Никогда еще до сего момента справедливость и любовь Бога, открывшиеся в жертве Христа, не проявлялись так поразительно и ярко, как в обращении Бога с Моисеем. Бог лишил Моисея права войти в Ханаан и тем самым преподал незабываемый урок: Господу надлежит безоговорочно повиноваться и людям следует остерегаться приписывать себе славу, принадлежащую только Творцу. Всевышний не мог выполнить просьбу Моисея и позволить ему войти в наследие Израиля, но Он не забыл и не оставил Своего раба. Небесный Бог понимал страдания, которые перенес Моисей; Он отметил каждый поступок в верном служении Своего раба на протяжении всех долгих лет борьбы и лишений. С вершины Фасги Господь взял Моисея в наследие, несравненно более славное, чем земной Ханаан» (Патриархи и пророки, с. 479).

Урок на сегодня:

Даже такой верный героический человек, как Моисей, был ответственен за свои грехи. Только Иисус может простить нас и наделить силой для победы над нашими грехами и пороками.

13 февраля

Переход через Иордан

«Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Ис. Нав. 1:5).

Иисус Навин, ставший признанным вождем Израиля, выполнял при Моисее роль премьер-министра. Его спокойная неподдельная верность и безупречная твердость, когда все вокруг колебались и падали, свидетельствовали о том, что он достоин занять место Моисея. Кроме того, Иисус Навин прославился как воин, его военные способности и доблести приобретали теперь особенную ценность.

Перед израильтянами простиралась река Иордан, разлившаяся от таяния горных снегов. За рекой стоял хорошо укрепленный город Иерихон. Но Иисус твердо знал, что Бог проложит для Своего народа путь и наделит его способностью исполнить все, что Он ему скажет.

Когда пришло время двинуться вперед, первыми выступили несшие ковчег с Десятью Заповедями, а остальные отстали от них примерно на километр. Как только священники ступили в речной поток, воды Иордана выше того места отпрянули назад, а ниже — уплыли, обнажая русло реки. Священники с ковчегом остановились на середине реки и стояли на месте, пока не переправился весь Израиль. Это чудо произвело огромное впечатление как на евреев, так и на их врагов, наполнив окружающие народы страхом.

В Галгале, где израильтяне устроили первый привал в обетованной земле, они отпраздновали первую пасху со времени возмущения в Кадесе. На следующий день перестала падать манна; ведь теперь они могли питаться от произведений ханаанской земли.

Ключевая мысль:

«Язычники попрекали Господа и Его народ тем, что евреям не удалось, вопреки ожиданиям, сразу после исхода из Египта завоевать Ханаан. Их враги злорадствовали по поводу долгих скитаний израильтян в пустыне; насмехаясь, они утверждали, что Бог евреев оказался не в состоянии ввести их в обетованную землю. Теперь Господь чудесным образом проявил Свое могущество и милость, открывая перед Своим народом путь через Иордан, и враги не могли больше поносить их» (Патриархи и пророки, с. 486).

Урок на сегодня:

Когда нам одиноко, когда нас преследует чувство собственной несостоятельности, Господь остается с нами, могучей рукой разделяя воды Иордана в нашей жизни.

14 февраля

Падение Иерихона

«Верою пали стены Иерихонские» (Евр. 11:30).

Иерихон был не только одним из самых сильных и богатых городовкрепостей в Ханаане, но и центром отвратительного, порочного культа Астарты — богини луны.

Бог дал особые указания относительно разрушения Иерихона. Израильтянам не нужно было брать город приступом, им надлежало просто в течение шести дней стройной процессией обходить вокруг города. В седьмой день необходимо было обойти Иерихон семь раз, а затем остановиться и ждать мощного трубного сигнала. Под звук труб людям необходимо было издать громкий клич, ибо Бог предавал город в их руки.

Когда зазвучали трубы и возглас израильтян, земля поколебалась и стены, сооруженные из прочных камней, обрушились, парализовав ужасом жителей Иерихона.

Все израильтяне понимали, что завоевание Иерихона — целиком и полностью заслуга Бога, а они были лишь орудиями в Его руках. Заранее о Своих намерениях Бог уведомил только Иисуса Навина; Он хотел вселить веру в сердца израильтян, чтобы они стали доверять и Иисусу, и Ему Самому.

После поражения жителями Гая люди были в растерянности, но Господь дал им понять, что в стане был совершен тайный грех. В ходе проведенного с Божьей помощью расследования был разоблачен преступник — Ахан, сын Хармия, которого незамедлительно казнили. Он присвоил себе трофеи, захваченные при взятии Иерихона, несмотря на прямое Божье повеление не брать ничего из заклятого.

Ахана обуяла алчность — один из самых распространенных грехов, к которому люди зачастую относятся слишком легкомысленно. А ведь грех одного человека может навлечь Божье недовольство на всю Церковь, лишив ее благословений, необходимых для успешной проповеди Евангелия.

Ключевая мысль:

«Когда откроются небесные книги, Судья ничего не скажет виновному о его преступлении — только бросит пронизывающий многозначительный взгляд, и беззаконник ясно припомнит каждый свой проступок. Тогда не нужно будет, как во дни Иисуса, отыскивать виновного от племени до семейства, уста каждого исповедуют его стыд, и скрытые от людей преступления станут известны всему миру» (Патриархи и пророки, с. 498).

Урок на сегодня:

Оставшиеся непобежденными греховные привычки христиан, как и прежде мешают Господу завершить Его евангельский труд в эти последние дни.

15 февраля

Благословения и проклятия

«И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь» (Втор. 11:19).

Когда Ахана не стало, Бог повелел Иисусу Навину собрать войско и взять Гай, что они и сделали, успешно овладев городом. После этого пришла пора для величественного служения: израильтяне должны были обновить завет с Богом в долине Сихем, располагавшейся между Гевалом и Гаризимом, и торжественно признать Закон Бога и Его руководство. Для подобной церемонии эта долина была самым подходящим местом — с ее зелеными, усыпанными полевыми цветами полянами, создававшими приподнятое настроение у уставших от вида пустыни людей. Многократным эхом отражался от склонов двух гор отклик народа на благословения и проклятия, зачитанные Иисусом Навином.

Прошло не так уж много времени с тех пор, как Моисей передал израильтянам Книгу Второзаконие, и вот теперь Иисус снова зачитал им закон. С тех пор был заведен порядок: по повелению Моисея каждые семь лет необходимо было читать закон вслух всему народу. Почему? Потому что сатана не покладая рук препятствует исполнению Божьей воли. Вот почему Господь желал, чтобы во избежание заблуждений требования Его звучали четко и понятно для всех.

Религиозные учителя должны хорошо знать уроки библейской истории, а также Божьи предостережения и требования. Они должны изъясняться простым, доступным даже для детского восприятия языком. Родители должны отдавать себе отчет, что на них лежит основная ответственность за наставление их детей. А это значит, что они сами должны живо интересоваться тем, что говорит Библия.

Ключевая мысль:

«Каждая глава и каждый стих Библии представляют собой весть от Бога к людям. Его заповеди должны быть знаком на наших руках и повязкой на лбу. Если народ Божий будет изучать эти заповеди и повиноваться им, тогда дорогу ему, как прежде израильтянам, будет указывать облачный столп днем и огненный — ночью» (Патриархи и пророки, с. 504).

Урок на сегодня:

Через Моисея и Иисуса Навина Бог дал ясно понять, что народ должен хорошо разбираться в библейских истинах и постоянно о них размышлять. Насколько серьезно я отношусь к изучению Библии в своей повседневной жизни? Не покрывается ли со временем дымкой то, о чем раньше я имел четкое представление?

16 февраля

Союз с Гаваонитянами

«И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества. А через три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них» (Ис. Нав. 9:15, 16).

Послы Гаваона сделали вид, что прибыли из далекой страны, прослышав о замечательных успехах израильтян. Их одежда и обувь были изношены и в заплатах, а мехи для вина изорваны. Им удалось обмануть еврейских вождей, которые забыли посоветоваться с Господом. Три дня спустя израильские князья узнали, что их обманули. Однако они поклялись Господом, что не тронут гаваонитян. Поэтому евреи оставили гаваонитян в живых, но лишь в качестве рабов, которые должны были обслуживать святилище, рубить дрова и носить воду. Впрочем, гаваонитяне были рады, что им удалось купить жизнь — пусть даже ценой вечного рабства.

Но беды их на этом не закончились. Цари ханаанские объединили свои силы, чтобы истребить четыре гаваонских города. Гаваонитянам ничего не оставалось, как только обратиться за помощью к своим новым союзникам — израильтянам. Иисус Навин, испросив совета у Господа, выступил на защиту Гаваона. Ханаанские цари в ужасе бежали от его войска и были поражены обрушившимся с небес каменным градом.

Увидев, что они не успеют закончить битву до заката, Иисус Навин попросил Господа «остановить солнце», пока аморреи не будут окончательно разбиты. Заручившись Божественной помощью, он победил врагов Израиля и верно исполнил Божью волю.

Ключевая мысль:

«Не так легко оказалось жителям „царского города“, „которые были людьми храбрыми“, стать дровосеками и водоносами на все грядущие времена. Чтобы других ввести в заблуждение, они надели на себя нищенские одежды, которые так и остались на них как символ вечного рабства. На протяжении всех поколений их рабское положение должно было свидетельствовать об отвращении Бога ко лжи» (Патриархи и пророки, с. 507).

Урок на сегодня:

Молитва — доступный всем секрет духовной силы. Люди, добившиеся больших успехов на Божьем поприще, часто и охотно молятся.

17 февраля

Раздел Ханаана

«И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места, и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь, Бог Израилев… И всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом, ибо Господь, Бог Израилев, сражался за Израиля» (Ис. Нав. 10:40, 42).

Хотя сила хананеев и была сломлена, они по-прежнему занимали в Ханаане немало земель. Но Иисус должен был прекратить свои военные походы. Теперь уже каждое колено должно было самостоятельно отвоевывать свой удел. Если колена останутся верными, Господь прогонит их врагов.

Местожительство каждого колена решалось жребием. Только левиты, посвященные на служение в скинии, оставались без своего удела. Вместо этого им во владение были отданы сорок восемь городов в различных частях страны.

Но еще до раздела земли 85летний Халев, представлявший колено Иудино, потребовал передать его колену Хеврон — еще не завоеванную местность. В Хевроне жили сыны Енаковы — исполины, внушившие ужас десяти соглядатаям сорок лет тому назад. Халев хотел подать пример, который прославил бы Бога и вдохновил остальные колена Израилевы.

Ключевая мысль:

«Разумное поведение рувимонитян и их братьев достойно подражания. В то время когда они искренно стремились к тому, чтобы укрепить истинную религию, их ложно поняли и сурово осудили, однако они не проявили никакого негодования. Прежде чем защищаться, они спокойно и терпеливо выслушали обвинения братьев, а затем обстоятельно объяснили им свои мотивы и убедили в своей невиновности. Таким образом, недоразумение, которое было чревато серьезными последствиями, благополучно разрешилось.

Тот, кто прав, может позволить себе оставаться спокойным и рассудительным, даже невзирая на ложное обвинение. Богу хорошо известно все, что люди неправильно понимают и ложно толкуют, поэтому мы можем спокойно вверить наше дело в Его руки» (Патриархи и пророки, с. 520).

Урок на сегодня:

Господь по-прежнему ищет людей, подобных Халеву и рувимонитянам, которые свидетельствовали бы о силе Того, Кто питает их мужество и подлинную веру. Позволяю ли я Богу действовать через меня?

18 февраля

Последние слова Иисуса

«Господь, Бог ваш, Сам сражался за вас… И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю» (Ис. Нав. 23:3; 24:31).

Прошло уже несколько лет с тех пор, как евреи утвердились в своих уделах, но вскоре среди народа начали обнаруживаться те самые грехи и пороки, которые и раньше навлекали на Израиль суды Божьи. Старый, обремененный годами Иисус Навин сильно переживал о будущем своего народа. Он призвал их к себе, чтобы произнести перед ними прощальную речь, повторив все те же благословения и предостережения, которые когда-то произнес в своей последней речи Моисей.

Иисус понимал, что у сатаны много правдоподобных теорий, призванных ввести народ в заблуждение, например: любовь Божья так велика, что Он оправдает любой грех в Его народе. Или: предостережения в Божьем Слове служат определенной цели, но буквально никогда не исполняются. Однако история Израиля свидетельствует о том, что так называемая любовь, устраняющая справедливость, — это не любовь, а слабость и компромисс, особенно когда такая «любовь» не доводит до сведения людей, что за грехом непременно следуют страдания и смерть. С точки зрения великой борьбы такого рода «Божья любовь» наполнила бы непавшую Вселенную оцепенением.

Ключевая мысль:

«Иисус хотел, чтобы они [израильтяне] служили Богу не по принуждению, а добровольно. Любовь к Богу есть истинное основание религии. Служение, которое совершается в надежде получить награду или из страха перед наказанием, не имеет ценности. Открытое отступничество не более оскорбительно для Бога, чем лицемерие и формальное служение… Только верой в Христа могли они заслужить прощение грехов и обрести силу повиноваться Закону Божьему. Если они хотели, чтобы Бог принял их, то должны были уповать на спасение, полагаясь не на свои силы, но целиком и полностью на заслуги обетованного Спасителя» (Патриархи и пророки, с. 523, 524).

Урок на сегодня:

Бог обещает не только простить нам наши грехи, но и наделить нас силой для победы над грехом. Благодатью Его мы можем стать победителями в борьбе с искушениями.

19 февраля

Десятина и дары

«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев. 27:30).

Система десятины берет свое начало не от евреев. Господь претендовал на десятину — десятую часть — с древнейших времен, и это требование было признано и почиталось теми, кто был благодарен Ему за Его щедрость и заботу. Система десятин и приношений была призвана запечатлеть в сознании людей великую истину: Бог — Источник всех благословений, которыми мы пользуемся в этой жизни.

В древнем Израиле десятиной могли пользоваться исключительно левиты. Помимо десятины были еще и приношения, которые шли на содержание святилища. В целом на религиозные и благотворительные цели у евреев уходило до четверти их дохода. Однако добросовестность в десятине и приношениях была залогом их процветания.

В жизни тех, кто верно следовал Божьим наставлениям относительно десятины и приношений, исполнялось обетование, записанное у пророка Малахии: «Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные» (Мал. 3:11).

Принцип, заложенный Христом, состоит в том, что приношения Богу должны соответствовать свету и преимуществам, которыми мы пользуемся. Мы — Божьи управители. Людям, которые показали себя верными управителями, Он вверит еще больше даров: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2:30).

Ключевая мысль:

«По мере того как ширится и растет дело Евангелия, оно требует гораздо больше средств, чем в древние времена, и это делает закон о десятинах и приношениях гораздо более насущным теперь, чем было в древнем Израиле. Если бы народ Божий щедро поддерживал Его дело добровольными дарами, вместо того чтобы нехристианскими и неосвященными способами преумножать свои богатства, Бог был бы прославлен и гораздо больше душ было бы приобретено для Христа» (Патриархи и пророки, с. 529).

Урок на сегодня:

Мы можем возвращать десятину из неправильных побуждений. А можем возвращать ее из любви и почтения к Богу. Господь хочет, чтобы мы доверяли Ему, как дитя доверяет своему отцу.

20 февраля

Забота Божия о бедных

«В седьмой год делай прощение» (Втор. 15:1).

Израильтяне должны были откладывать и вторую десятину, которая предназначалась для бедных. Кроме того, из нее оплачивались расходы на многолюдные религиозные собрания. Эту вторую десятину — либо в денежном выражении, либо от плодов земли, либо от первенцев крупного и мелкого скота — приносили в святилище для устроения религиозного праздника и угощения, на которое приглашались левиты, странники, сироты и вдовы. Каждый третий год вторую десятину использовали для угощения левитов и нищих по месту жительства — это был своего рода благотворительный фонд.

Вторая десятина, с ее акцентом на помощи бедным и несчастным, наглядно показывала, как сильно данные через Моисея законы отличались от законов языческих царств. Если бы Израиль добросовестно выполнял Божьи указания, в их среде не было бы ни одного нищего.

Более того, бедным было дано право на определенную долю произведений земли. Голодный мог пойти в поле, сад или виноградник своего соседа и без опаски утолить там свой голод. Все, что оставалось в поле, в садах и виноградниках после сбора урожая, принадлежало бедным. Каждый седьмой год знаменовался особыми привилегиями для бедных. В этот субботний год поля не засевались, а виноградники не расчищались. Все, что земля производила сама собою, люди должны были есть в свежем виде, не собирая в хранилища. Как же люди обходились в этот год без урожая? Все дело в том, что в шестой год Господь давал урожай столь обильный, что его хватало на несколько лет вперед.

Ключевая мысль:

«Если бы закон, данный Богом на благо бедным, оставался в силе и доныне, насколько иным было бы моральное, духовное и материальное состояние нашего мира! Себялюбие и гордость не процветали бы, как сейчас, но каждый с добрыми чувствами относился бы к счастью и благосостоянию ближних; не было бы такой нужды, какую мы видим сегодня во многих странах» (Патриархи и пророки, с. 536).

Урок на сегодня:

Правильно распределяя свои средства, мы можем быть Божьими орудиями в Его попечении о несчастных. Бог дает нам Свои благословения, чтобы мы, в свою очередь, благословляли ближних, нуждающихся в нашей помощи.

21 февраля

Ежегодные праздники

«Три раза в году празднуй Мне» (Исх. 23:14).

Хотя евреи со всех сторон были окружены хананеями и прочими народами, жаждавшими отнять у них землю, все дееспособные израильтяне должны были трижды в году приходить к святилищу на ежегодные праздники. Господь обещал им сдерживать их врагов, пока они будут вдали от дома.

Первым из этих праздников была Пасха, которую отмечали весной. Ею открывался праздник Опресноков, длившийся семь дней. Вторым годовым празднеством была Пятидесятница, известная также как праздник Жатвы. Далее следовал праздник Кущей, символ признательности за Божью щедрость, благодаря которой плодоносили сады, оливковые рощи и виноградники. Этот праздник был особенно радостным. Он наступал сразу после великого Дня очищения, когда люди получали заверение, что их беззаконие очищено и забыто.

Эти великие ежегодные праздники вдохновляли людей всех возрастов на служение Богу и делали более прочными узы, связывавшие колена Израилевы с Богом и друг с другом. Те, кто жил вдали от святилища, должны были посвящать несколько недель в году посещению этих великих праздников.

Ключевая мысль:

«Израильтяне прославляли Бога во время праздника Кущей, когда вспоминали Его милость, явленную им в освобождении из египетского рабства, и Его нежную заботу о них во время их скитальческой жизни в пустыне. Они радовались при мысли о том, что получили прощение и приняты Богом благодаря служению в великий День примирения и очищения, который предшествовал этому празднику. Но когда искупленные Господом, навсегда освобожденные от рабства проклятия, под которым „вся тварь совокупно стенает и мучится доныне“ (Рим. 8:22), будут собраны в небесном Ханаане, тогда они будут радоваться радостью неизреченной и преславной. Великая работа примирения, совершаемая Христом для людей, окончится, и их грехи изгладятся навсегда» (Патриархи и пророки, с. 542).

Урок на сегодня:

Когда мы собираемся с Господним народом для служения Богу и общения, Он по Своему обетованию благословляет нас и делает нас благословением для ближних.

22 февраля

Первые судьи

«Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он Хананеев данниками, но изгнать не изгнал их» (Суд. 1:28).

Господь исполнил Свое обещание Израилю: Иисус Навин сокрушил силу хананеев и разделил их землю среди израильских колен. Однако израильтяне не предприняли никаких усилий, чтобы полностью завоевать Ханаанскую землю. Израильтяне просто обложили хананеев данью, забыв о предостережениях Божьих относительно их заразительного идолопоклонства.

Бог поместил Свой народ в Ханаане как могущественную силу, способную остановить поток зла, дабы тот не затопил весь мир. И пока Израиль оставался послушным Ему, Бог сдерживал натиск их врагов. Однако, пренебрегши своим возвышенным призванием, Израиль решил пойти по легкому пути — по пути потворства собственным прихотям. Они начали вступать с хананеями в смешанные браки, и идолопоклонство стало распространяться в их среде, как чума.

Впрочем, у Господа оставался верный остаток. Именно из их числа Он воздвигал верных и доблестных мужей, которые ниспровергали идолопоклонство и избавляли народ от врагов. Гедеон были человеком отважным и честным, он внял призыву Бога избавить Его народ от мадианитян. Гедеон первым делом объявил войну идолопоклонству, а затем вышел на битву с врагами, преуспев и в этом, и в том.

Ключевая мысль:

«Подобно Израилю, христиане слишком часто поддаются влиянию мира и перенимают его принципы и обычаи, чтобы сохранять дружеские отношения с нечестивыми, но впоследствии откроется, что эти ложные друзья и есть самые опасные враги. Библия ясно учит, что не может быть никакого союза между народом Божьим и миром. „Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас“ (1 Ин. 3:13). Наш Спаситель говорит: „Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел“ (Ин. 15:18). Сатана, скрываясь под маской притворной дружбы и действуя через нечестивых, увлекает народ Божий в сети греха и отдаляет его от Бога, а когда он лишается Его защиты, обращает против него своих приспешников и старается погубить» (Патриархи и пророки, с. 559).

Урок на сегодня:

Если мы будем обладать мужеством и смирением Гедеона, Бог сможет через нас в эти последние дни явить отчаявшемуся миру пример стойкости и нравственной чистоты.

23 февраля

Самсон

«И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась» (Суд. 14:3).

В обетовании, которое ангел передал Маною и его жене, родителям Самсона, мы видим яркое подтверждение тому, как глубоко и сильно родители влияют на своих детей. Мать Самсона должна была придерживаться принципов воздержания и самоотречения; ей не следовало, как прочим людям, потворствовать каждому своему желанию или прихоти. Отцы и матери передают потомству свои нравственные и физические черты, свой нрав и свои страсти.

Выбирая себе жену, Самсон не думал, будет ли этот брак с идолопоклонницей во славу Божью. Бог обещает мудрость каждому, кто Ему внимает, но Он ничего не обещает тем, кто занят угождением себе.

Когда Самсон одержал несколько выдающихся побед на поле боя, израильтяне сделали его судьей. Он управлял Израилем в течение двадцати лет. Но он утратил над собою власть, ошибочно полагая, что силен одолеть любого врага, даже если будет посещать филистимскую блудницу.

И даже тогда Бог не оставлял его, взывая к нему через его совесть. Однако увлечение Самсона распутными женщинами подорвало его способность к здравомыслию. Случай с Далидой стал классическим примером «роковой страсти». Побежденный филистимлянами, с выколотыми глазами, он окончил свою жизнь в тяжких трудах. В самом конце ее он попытался хоть как-то исправить свою роковую ошибку. Погибших вместе с ним было «более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:30).

Жизнь Самсона заключает в себе важный урок: Бог будет заботиться о нас и приготовит нас к особому служению для Него, если мы охотно будем повиноваться Ему и жить под Его благодеющей рукой.

Ключевая мысль:

«Физически Самсон был самым сильным человеком на земле, но с точки зрения самообладания, честности и твердости он был одним из самых слабых. Многие принимают сильные страсти за сильный характер, в действительности же тот, кто подчиняется своим желаниям, есть человек слабый. Истинное величие человека измеряется силою чувств, которыми он управляет, а не теми, которые управляют им» (Патриархи и пророки, с. 567, 568).

Урок на сегодня:

У каждого человека есть свои слабые стороны. Каковы мои слабые стороны? Не пора ли мне с Божьей помощью избавиться от них?

24 февраля

Отрок Самуил

«И отвечал Илий, и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него» (1 Цар. 1:17).

Елкана, состоятельный богобоязненный левит, очень хотел иметь сына, продолжателя рода. Его первая жена, Анна, была благочестивой, мягкой и непритязательной женщиной, но она была неплодна. Поэтому Елкана повторил ошибку Авраама и взял вторую жену — Феннану, которая стала рожать ему сыновей и дочерей.

Феннана видела, насколько привязан Елкана к Анне, и постоянно насмехалась над ее бездетностью. Наступил момент, когда Анна больше не могла выносить этого и воззвала к Богу о помощи. Ее заметил первосвященник Илий, и Анна рассказала ему о своем горе, а в ответ услышала обетование о том, что Господь исполнит ее просьбу.

Анна дала своему мальчику имя Самуил («выпрошенный у Бога»). Как только Самуил достиг возраста, когда ему можно было уже жить отдельно от матери, она сдержала свою клятву и отвела его к Илию для служения Богу. Это была великая жертва со стороны Анны. Святой Дух сошел на нее, и она произнесла пророческую молитву (см. 1 Цар. 2:1–10).

Анна, как и надлежит верной матери, научила своего сына почитать Бога и повиноваться Ему как своему Господу, всегда помышляя о горнем. Каждый год она приходила в Силом и приносила сыну новую, сделанную собственными руками одежду. Ее молитвы были услышаны: «Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1 Цар. 2:26).

Ключевая мысль:

«Современные юноши могут стать столь же драгоценными в очах Божьих, что и Самуил. Своей преданностью христианскому долгу они способны оказать сильное влияние в деле преобразования. В наше время нужны такие люди. Бог имеет дело для каждого из них. Добросовестно исполняющие Божьи поручения могут сегодня добиться больших успехов в труде на благо Бога и людей, чем добивались их предшественники» (Патриархи и пророки, с. 574).

Урок на сегодня:

Какая замечательная история о верной Богу матери! А верен ли я как родитель в наставлении своих детей в вере и праведности?

25 февраля

Илий и его сыновья

«Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами собиравшимися у входа в скинию собрания… И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день» (1 Цар. 2:22, 34).

Илий был первосвященником и судьей над всем Израилем, но не мог управиться с собственным домом. Любя мир и покой, он не пользовался своей властью, чтобы исправлять дурные наклонности и привычки своих детей. Илий оказался в подчинении у собственных сыновей.

В результате Офни и Финеес не познали характера Божьего. К своему служению в святилище они относились, как к чему-то обыденному. Илий не сделал ничего, чтобы привить им уважение к собственному авторитету и почтение к священнодействиям в скинии. Он любил своих детей слепой любовью.

Непочтительность, проявленная сыновьями Илия, вскоре стала заметна для всего народа. Они «отвращали от жертвоприношений Господу» (1 Цар. 2:17). Возмущенные развращенностью Офни и Финееса, многие израильтяне перестали приходить к назначенному для богослужения месту.

Ключевая мысль:

«Илий не управлял своей семьей согласно правилам Божьим. Он поступал по собственному разумению. Любящий отец сквозь пальцы смотрел на ошибки и грехи сыновей, когда они были детьми, надеясь, что с возрастом они откажутся от своих дурных наклонностей. В наши дни многие совершают подобную ошибку. Родители подчас думают, что лучше разбираются в воспитании детей, нежели этому учит Слово Божье. Они оправдывают дурные привычки детей: „Ребятишки еще маленькие, чтобы их наказывать. Подождем, пока они повзрослеют и будут больше понимать“. Таким образом, дурные привычки укореняются и становятся второй натурой» (Патриархи и пророки, с. 578, 579).

Урок на сегодня:

Каждому родителю приходится сталкиваться с проблемами, от решения которых уклонялся Илий. Какие уроки я могу почерпнуть из жизни этого человека, чтобы не повторить его ошибок в воспитании собственных детей?

26 февраля

Взятие ковчега филистимлянами

«И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его АвенЕзер, сказав: до сего места помог нам Господь» (1 Цар. 7:12).

То было смутное время для Израиля. «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» (1 Цар. 3:1). Но Бог не оставил Израиль. Илий не оправдал Его надежд, но Бог увидел в Самуиле именно того, кто был Ему необходим.

Израильская армия потерпела поражение, и тогда старейшины народа велели войскам взять из Силома ковчег и пойти с ним в атаку на филистимлян. Однако филистимляне предприняли мощную контратаку и захватили ковчег, перебив тридцать тысяч израильтян. Израильтяне не понимали, что вера в ковчег и вера в Бога — далеко не одно и то же; их преклонение перед ковчегом привело к формализму, лицемерию и идолопоклонству.

В свою очередь филистимляне обнаружили, что ковчег — это нечто большее, чем магический ящик. Когда они внесли его в храм Дагона, статуя этого филистимского бога была обезображена и ниспровергнута наземь. Всякий раз, когда они переносили ковчег в другое место, там начиналась страшная эпидемия, так что филистимляне прониклись сильнейшим желанием от него избавиться. Но за семь месяцев израильтяне не предприняли ни единой попытки его вернуть. В конце концов филистимляне оставили его в открытом поле близ одного из израильских городов. Как оказалось, израильтяне не осознавали значения этого священного предмета; когда они из любопытства открыли его, многие тут же погибли. В конечном итоге ковчег отнесли в дом левита Аминадава, где он и оставался долгие годы.

Ключевая мысль:

«Как для целых народов, так и для каждого человека в отдельности путь послушания Богу есть единственный путь к безопасности и счастью, в то время как беззаконие ведет лишь к бедствию и поражению. Теперь филистимляне настолько покорились, что отдали израильтянам все взятые у них укрепления и в течение долгих лет не предпринимали против них никаких враждебных действий. Другие народы также последовали этому примеру, и израильтяне наслаждались миром все время, пока Самуил оставался их единственным правителем» (Патриархи и пророки, с. 591).

Урок на сегодня:

Было бы неплохо, если бы мы чаще отмечали памятные события в нашей жизни, чтобы в будущем у нас был повод сказать: «До сего места помог нам Господь».

27 февраля

Школы пророков

«Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум» (Притч. 9:10).

Господь повелел евреям наставлять своих детей в Его истине и знакомить их с историей народа. Родителям нельзя было перекладывать эту обязанность на чужие плечи. Они должны были учить детей видеть Бога не только в природе, но и в словах откровения.

Для тех, кто желал углубиться в познание истин Божьего Слова и стать учителями, открывались пророческие школы. Самуил учреждал эти школы для того, чтобы они служили барьером на пути разложения, существовавшего в обществе в те времена.

Учащиеся в этих школах обеспечивали сами себя, трудясь собственными руками, поскольку израильтяне не считали труд чем-то чуждым или унизительным. Каждый ученик овладевал каким-нибудь ремеслом, даже если его готовили к святому служению. Учащимся внушали необходимость молитвы, а также учили, как именно нужно молиться; они постигали, как проявлять веру в Творца, как понимать и исполнять учения Священного Писания. Музыка в школах пророков служила святым целям.

Истинной целью всякого образования должно быть восстановление образа Божьего в каждом ученике. Возврат к совершенству, в котором мы были сотворены изначально, — вот великая цель, лежащая в основании всякого образования. Бог ожидал от учеников этих школ достижения наивысшей степени совершенства во всем, за что бы они ни брались. Учителя должны были прививать своим ученикам любовь к добру, истине и красоте, а не пробуждать в них дух гордыни, себялюбия и тщеславия.

Между разумом и телом существует теснейшая связь. Чтобы достичь высокого уровня физического и умственного развития, нужно исполнять законы, управляющие нашим физическим естеством.

Ключевая мысль:

«Господь Сам руководил образованием израильтян. Его забота не ограничивалась духовной сферой; все, что касалось их умственного или физического благополучия, также было в руках Божественного провидения и подчинялось Божественному Закону» (Патриархи и пророки, с. 593).

Урок на сегодня:

Принципы истинного, угодного Богу образования играют сегодня не меньшую роль, чем в прошлом.

28 февраля

Первый царь

«Но народ не согласился послушаться голоса Самуила и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши» (1 Цар. 8:19, 20).

Бог знал, что Израиль в конце концов возжелает царя, но Он не был согласен изменить принципы, на которых основывалось государственное управление в Израиле со времен исхода из Египта.

Одна из проблем Израиля состояла в том, что, привлеченные великолепием и блеском языческих царей, они тяготились собственной простотой и необходимостью подчиняться невидимому Правителю. Положение осложнялось еще и тем, что сыновья Самуила не пошли по стопам своего отца — их предосудительное поведение и неправедный суд дали народу повод настаивать на перемене правления. Самуил не ведал о злоупотреблениях своих сыновей, иначе он немедленно устранил бы их от занимаемых должностей.

Господь сказал Самуилу: «Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:7). Более всего Израиль процветал в те дни, когда признавал Бога как своего Царя, когда превозносил Божьи законы над законами окружающих народов.

Личные качества Саула, будущего царя, польстили гордыне человеческого сердца, побудившей народ просить себе царя. И начало его царствования было вполне успешным — он побеждал в битвах и воздавал должное Богу. Но впереди его ожидало печальное будущее.

Ключевая мысль:

«Непорочная и бескорыстная жизнь Самуила была постоянным упреком корыстолюбивым священникам и старейшинам и надменному и прихотливому израильскому обществу. Хотя он не окружал себя пышностью и блеском, его труды были отмечены печатью Неба. Он был прославлен Искупителем мира, под Чьим руководством управлял еврейским народом. Но люди устали от его набожности и верности; они пренебрегли его смиренным правлением и променяли на человека, который должен был править ими как царь» (Патриархи и пророки, с. 607).

Урок на сегодня:

Современные церковные руководители должны поддерживать тесные отношения с Богом и обладать смиренным, восприимчивым к учению духом.

29 февраля

Самонадеянность Саула

«Может быть, Господь поможет нам, ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих или немногих» (1 Цар. 14:6).

Первая серьезная ошибка Саула состояла в том, что он не воспользовался своими первыми победами, дабы достичь успеха в покорении оставшихся врагов Израиля. Во второй год его царствования филистимляне собрали огромное войско в Михмасе, угрожая Израилю войной. Самуил велел Саулу ничего не предпринимать в течение семи дней, пока он не совершит жертвоприношения Богу.

Бог желал, чтобы Саул и израильтяне провели это время в исследовании сердца и в покаянии в грехах. Им надлежало приготовиться к тому, что совершит для них Бог. Вместо этого Саул все время с нетерпением ждал пророка. И когда Самуил не явился в срок, Саул сам принес жертву, облаченный в военные доспехи. Он думал, что Самуил одобрит его поступок, но не услышал от него ничего, кроме осуждения.

Увидев, что израильское войско разбежалось, Саул удалился в свою крепость в Гиве. Движимый Божественной силой, его сын Ионафан стал искать способ перехитрить огромную филистимскую армию. Под водительством Божьим он и его оруженосец напали на вражеский лагерь, а Бог поддержал их, вызвав сотрясение земли, словно от приближающегося множества всадников и колесниц. Среди филистимлян поднялась паника, и Бог помог немногочисленным израильтянам одержать великую победу.

Саул увидел, что израильтяне стали отдавать предпочтение Ионафану. Прервав войну с филистимлянами, он вернулся домой угрюмый и недовольный.

Ключевая мысль:

«Нередко те, кто стремится возвысить себя, попадают в положение, когда обнаруживается их истинный характер. Так было и с Саулом. Его поведение убедило народ, что царская честь и власть для него дороже, чем справедливость, милосердие и великодушие. Так народ, отвергнувший правление Божье, увидел свою ошибку. Люди променяли богобоязненного пророка, чьи молитвы приносили им благословение, на царя, который в слепом усердии молился о проклятии на них» (Патриархи и пророки, с. 625, 626).

Урок на сегодня:

Ревность ослепляет нас, мы перестаем видеть собственные недостатки и промахи, а сосредоточиваемся на недостатках ближних.