Май

1 мая

Во дни царицы Есфири

«Кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14).

Когда Кир издал указ, позволявший евреям вернуться на родину, большинство еврейских изгнанников были рассеяны по всей Мидо-Персидской империи. Они решили остаться, предпочтя свой устоявшийся быт трудностям, с которыми им непременно пришлось бы столкнуться, восстанавливая свои разоренные дома.

Примерно двадцать лет спустя Дарий Гистасп издал еще один указ в пользу иудеев, способствовавший их возвращению в Палестину. Захария стал убеждать иудеев, разбросанных по всем землям, откликнуться на этот зов. Вскоре на престол взошел Ксеркс Великий. Среди его приближенных было немало людей, ненавидящих иудеев. Тем из них, кто не откликнулся на первые два царских указа, теперь грозила смерть!

Сатана стал действовать руками Амана Вугеянина — одного из вельмож царского двора. Аман возненавидел Мардохея Иудеянина и решил во что бы то ни стало погубить его, а вместе с ним и всех иудеев в империи.

Но Бог устроил так, что в то время царицей стала Есфирь, еврейская девушка, скрывавшая свое происхождение. В разгар кризиса Мардохей убедил Есфирь воспрепятствовать осуществлению замысла Амана относительно убийства всех иудеев с благословения царя. И царице это удалось. Царь издал новый указ, разрушивший планы ненавистников Божьего народа. Аман был казнен, а Мардохей занял его место при дворе.

Испытания, выпавшие на долю Божьего народа в дни Есфири, служат прообразом того, что случится в последние дни. Указ о предании смерти Божьего остатка в конце времен будет подобен тому, который был издан против иудеев во времена Есфири.

Ключевая мысль:

«Сегодня враги истинной Церкви видят в небольшой группе людей, соблюдающих субботу, Мардохея, сидящего у ворот. Благоговение народа Божьего перед Его Законом служит постоянным упреком тем, кто отбросил страх Божий и попирает ногами Его субботу» (Пророки и цари, с. 605).

Урок на сегодня:

Когда Бог призывает нас к выполнению трудной или неприятной задачи, проще всего проигнорировать Его волю и остаться при своем, как сделали иудеи, оставшиеся в Мидо-Персии. Но такое решение может привести к гибели.

2 мая

Ездра – священник и книжник

«Благословен Господь, Бог отцов наших, вложивший в сердце царя — украсить дом Господень, который в Иерусалиме» (Езд. 7:27).

Спустя примерно семьдесят лет после первой волны изгнанников, вернувшихся в Иерусалим под началом Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова, на мидо-персидский трон взошел Артаксеркс Лонгиман, издавший третий — и последний — указ о восстановлении Иерусалима.

Ездра был прямым потомком Аарона и получил священническое образование. Кроме того, он был хорошо знаком с трудами мидо-персидских мудрецов. Однако Ездру не устраивало его духовное состояние, он жаждал полного единения с Богом. Это «расположение сердца» побудило его обратиться к изучению истории Божьего народа, записанной пророками и царями, чтобы понять, почему Бог допустил разрушение Иерусалима и изгнание Его народа в языческие земли.

Изучив эти книги, Ездра пережил подлинное обращение и проникся решимостью использовать полученные знания во благо и для просвещения своего народа. Он собрал все экземпляры Писаний, какие только мог найти, переписывал их и распространял. Он поделился своими религиозными воззрениями с царем, который, в свою очередь, сделал Ездру своим полномочным представителем. Влияние Ездры на царя вылилось в третий указ о восстановлении Иерусалима, причем целиком и полностью за счет царской казны!

Разрешив евреям вернуться на родину, Артаксеркс позаботился о том, чтобы все священнослужители были восстановлены в своих правах. Кроме того, он назначил гражданские власти, которым повелел управлять израильтянами в соответствии с иудейским сводом законов, и наделил Ездру властью преподавать законы Божьи и вершить суд над их нарушителями. Он также выделил большие средства на покрытие дорожных расходов возвращающихся в Иерусалим. Просто поразительно!

Ключевая мысль:

«Забота Ездры о перевозке и безопасности Господней казны — это урок, достойный вдумчивого изучения… Назначая верных служителей хранителями Господних даров, Ездра признал необходимость и важность порядка и организации в работе Божьей» (Пророки и цари, с. 617).

Урок на сегодня:

Сегодня Божье дело нуждается в лидерах, подобных Ездре.

3 мая

Духовное возрождение

«И сказал: Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес» (Езд. 9:6).

Ездра прибыл в Иерусалим как раз вовремя, ибо многие из тех, кто вернулся с первыми двумя волнами изгнанников, утратили из виду святость Божьего Закона, а некоторые вожди даже открыто жили в грехе.

Одной из главных проблем, как выяснил Ездра, были смешанные браки с представительницами окружающих народов. Виновными в этом были даже некоторые из священников и левитов. Подобное смешение стало одной из основных причин отступничества, предшествовавшего вавилонскому пленению. В своих общественных молитвах за народ Ездра прямо выражал свою скорбь о беззакониях, которые наблюдал с той поры, как вернулся. Народ был глубоко тронут его речами и «много плакал» (Езд. 10:1). Так было положено начало духовному возрождению. Где бы ни трудился Ездра, повсюду люди начинали активно изучать Писания.

В наши дни пренебрежение простыми библейскими истинами привело к тому, что многие вовсе отвернулись от Закона Божьего. Люди считают, что они свободны от послушания Божьим Заповедям, и это подрывает их нравственную силу. В эпицентре последней битвы в великой борьбе между истиной и заблуждением будет противостояние между человеческими законами и Законом Божьим.

Ключевая мысль:

«Силы, соединившиеся в борьбе против истины, сегодня действуют все активнее. Святое Слово Божье, которое дошло до нас ценой страданий и кровопролития, ценится очень мало… Тысячи людей, гордящихся своими знаниями, считают полное доверие Библии признаком слабости, а умение находить недостатки в Писании, излишне аллегорически и превратно истолковывать его важнейшие истины — признаком учености» (Пророки и цари, с. 625).

Урок на сегодня:

Всякое истинное возрождение основывается на Библии и делает акцент на необходимости искреннего послушания Божьим Заповедям.

4 мая

Человек больших возможностей

«Когда услышал сие Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, то им было весьма досадно, что пришел человек заботиться о благе сынов Израилевых» (Неем. 2:10).

Неемия был еврейским пленником, занимавшим высокое положение при персидском дворе, но его сердце принадлежало Иерусалиму. До него доходили вести из Иерусалима, и он хорошо знал о том, что там происходит, особенно о трудностях, с которыми приходится сталкиваться тамошним евреям. Городские стены оставались в руинах, и это крайне осложняло жизнь вернувшихся изгнанников.

Преисполненный скорби, Неемия не мог ни есть, ни пить. Он молился денно и нощно за свой народ. Он боялся, что неудачи, постигшие жителей Иерусалима, навлекут бесчестие на Бога Израилева. Четыре месяца Неемия ждал удобного случая, чтобы попросить царя отпустить его в Иерусалим. Царь увидел, что с Неемией творится что-то неладное, и наконец спросил его: «Отчего лицо у тебя печально?» (Неем. 2:2). Помолившись коротко о Божьем водительстве, Неемия рассказал царю о многотрудной жизни его соплеменников в Иерусалиме и о том, что хотел бы отправиться туда и помочь изменить положение к лучшему. Царь не отказал Неемии в его просьбе.

Проявив обычное для него благоразумие, Неемия отправился в Иерусалим, не поставив никого в известность о своих планах. Он попросил царя дать ему в дорогу грамоты и воинов для охраны. Он заручился царским одобрением и позаботился о том, чтобы ему были даны соответствующие полномочия для приобретения нужных материалов и осуществления своих намерений.

Ключевая мысль:

«Неемия не полагался на случай. Все, в чем он нуждался, он просил у тех, кто в силах был это дать. Господь и сегодня ради истины готов по-прежнему повлиять на сердца тех, кто обладает Его благами. Те, кто трудится для Него, не должны упускать случая воспользоваться помощью, посылаемой Им через определенных людей… Возможно, люди, приносящие эти дары, не верят во Христа и никогда не слышали о Его Слове, но это не повод отвергать их помощь» (Пророки и цари, с. 634).

Урок на сегодня:

Дело Божье требует не только веры, но и энергичности и решительности. Хороший лидер усердно преодолевает трудности, возникающие у него на пути.

5 мая

Строители стены

«Мы, однако же, строили стену, и сложена была вся стена до половины ее. И у народа доставало усердия работать» (Неем. 4:6).

Неемия благополучно прибыл в Иерусалим в сопровождении воинов персидского царя. Зная, что ему и его планам по возведению стен предстоит столкнуться с жестоким противодействием, Неемия поначалу не стал никого посвящать в подробности своей миссии, пока не отобрал людей, которым можно было доверять.

На третью ночь по прибытии Неемия тайно объехал на своем муле весь город, чтобы самому разобраться в обстановке. Его сердцем овладели печальные воспоминания, когда он обозревал руины оборонительных сооружений любимого города. А ведь как велик был Израиль в годы своего расцвета!

Хоть он и имел от самого царя полномочия на восстановление стен, Неемия решил заручиться доверием народа. Он знал, что ему нужно завоевать их сердца, если он хочет добиться успеха. Когда он заговорил с ними о состоянии дел в городе, горожане были удивлены его осведомленностью. Они не знали о его ночной поездке.

Затем Неемия рассказал народу о царской поддержке в деле восстановления городской стены и о данных ему полномочиях. После этого он прямо спросил их, готовы ли они соединить с ним усилия и воспользоваться предоставленной возможностью. Ему удалось заразить людей своей энергией, энтузиазмом и решительностью. Враги Израиля рассмеялись, услышав о намерениях Неемии. Но под водительством Неемии иудеи воспряли духом. Работая день и ночь, препоясанные мечами, они закончили городскую стену за пятьдесят два дня — к ужасу своих врагов.

Ключевая мысль:

«Противостояние и попытки ввергнуть в уныние со стороны открытых врагов и мнимых друзей — все, с чем сталкивались строители во дни Неемии, присуще и нашему времени: то же самое ожидает всех, кто трудится для Господа. Верующие подвергаются испытаниям не только со стороны своих врагов, которые обрушивают на них ярость, презрение и жестокость, но и со стороны так называемых друзей и помощников, которые ленивы, бездумны, равнодушны и ненадежны… А враг, который поначалу только насмехается, при удобном случае прибегнет к более жестоким насильственным мерам» (Пророки и цари, с. 644, 645).

Урок на сегодня:

На небе ведется запись о каждой упущенной возможности послужить Богу; каждый поступок, продиктованный верой и любовью, надлежащим образом отмечается и заносится в памятную книгу.

6 мая

Осуждение вымогательства

«И сказали они: возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь. И позвал я священников, и велел им дать клятву, что они так сделают» (Неем. 5:12).

Еще до завершения строительства стены Неемия столкнулся с новой проблемой. В силу неустроенности жизни страна остро нуждалась в хлебе. Цены были непомерны, и беднякам приходилось покупать пищу для своих семей в кредит. Кроме того, они были вынуждены занимать деньги под большие проценты, чтобы оплатить свою долю тяжелой подати, наложенной персидскими царями. Богатые евреи пользовались сложившейся ситуацией, чтобы еще более обогатиться за счет бедноты.

Все это вызвало негодование у Неемии (см. Неем. 5:6). Он созвал большое собрание, чтобы выработать решение. Неемию не смущало, что многие из вымогавших деньги у своих собратьев могли стать источниками средств для возобновления стены. Он тактично, но решительно потребовал прекратить беззаконие и впредь поступать с бедняками более справедливо. Таким образом кризису был положен конец.

Это событие содержит в себе урок на все времена: кто своекорыстно пользуется неведением, немощью или несчастьем ближних, тот затворяет свое сердце для Святого Духа.

Ключевая мысль:

«Даже среди тех, кто считает, что живет в страхе Божьем, есть люди, следующие путями знатных израильтян древности. Располагая властью, они взимают с людей больше положенного и таким образом становятся угнетателями. Изза скупости и вероломства тех, кто называет себя именем Христа, из-за того, что церковь в своих книгах сохраняет имена людей, приобретших богатство обманом, учение Христа обесчещено. Расточительность, мошенничество, вымогательство разлагают веру многих и разрушают их духовность. Церковь в высшей степени ответственна за грехи своих членов. Если она не выступает против зла — она его поощряет» (Пророки и цари, с. 651).

Урок на сегодня:

Наша щедрость по отношению к нуждающимся свидетельствует о том, что мы искренно благодарны Богу за благословения и милости, которыми Он нас одарил.

7 мая

Заговоры язычников

«Но я послал к нему [Санаваллату] сказать: ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом» (Неем. 6:8).

Санаваллат и его приспешники не осмеливались на открытое выступление против евреев, поскольку прекрасно понимали, что Неемия пользуется покровительством персидского царя. Предпочитая действовать скрытно, он попытался выманить Неемию на встречу в близлежащую деревню. Но Неемия отказался, сославшись на большую занятость на строительстве стены.

Тогда Санаваллат решил действовать более решительно: он сказал, что ходят слухи, будто евреи в Иерусалиме задумали порвать с персидскими властями, и доказательством тому служит быстрое восстановление города. Неемия ответил, что эти слухи распускает сам Санаваллат.

И на этот раз, потерпев неудачу, Санаваллат пошел на более изощренный шаг: он нанял людей — иудеев, проживавших в городе и называвших себя друзьями Неемии, чтобы те давали ему пагубные советы, якобы исходившие от Господа. Обмануть Неемию не удалось, но помимо внешних врагов ему пришлось теперь бороться и с некоторыми знатными иудеями, которые посылали врагам письма, выдавая его планы. Все это было следствием брачных союзов между иудеями и язычниками.

Тайное противодействие со стороны тех, кто выдает себя за друзей, — вот чего нужно более всего опасаться Церкви во все времена. Всякий, кто прибегает к столь грязным уловкам, чтобы ослабить руки сотрудников, навлекает на себя позор, смыть который будет очень трудно.

Ключевая мысль:

«В непоколебимой преданности Неемии делу Божьему и его постоянном доверии Господу кроется секрет того, почему враги не смогли поймать его в свои сети. Праздная душа становится легкой добычей искушения, но тот, кто имеет перед собою благородную цель, занятие, которое поглощает все его внимание, практически неуязвим для зла. У того, чья вера постоянно возрастает, всегда будут силы, ибо он полностью принимает Безграничную Любовь, делающую все для осуществления Своих благих намерений» (Пророки и цари, с. 660).

Урок на сегодня:

Ничто не должно отвлекать нас от дела, которое поручил нам Бог. Истина сильнее заблуждения, и она обязательно восторжествует.

8 мая

Наученные закону Божьему

«И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем. 8:12).

Престарелый Ездра, вознося благодарственную молитву Господу, взирал с деревянного постамента на море голов внизу. Он знал, что многие из его слушателей плохо понимали еврейский язык, поскольку родились в смешанных семьях, где один родитель был евреем, а другой — из окружающих языческих народов. Поэтому в течение следующих нескольких дней Ездра зачитывал слова из Писаний и объяснял их смысл.

Первая половина каждого дня была посвящена религиозному служению, а после полудня народ вспоминал и перечислял Божьи благословения, оказывал помощь бедным и нуждающимся. Это духовное возрождение длилось десять дней — вплоть до десятого дня месяца, когда наступил День искупления.

Все собрание заключило завет с Господом, пообещав соблюдать все Его заповеди. Этот завет был записан в свиток в память об их клятве, и священники, левиты и князья скрепили его своими подписями от имени всего народа.

Также позаботились и о поддержке храмового служения. Помимо десятины народ пообещал ежегодно вносить определенную сумму на служение в святилище. Кроме того, все обязались более не осквернять субботу. На этот раз Неемия не воспользовался своей властью и не стал запрещать торговцам язычникам входить в Иерусалим. Но он взял с иудеев обещание не нарушать субботу приобретением товара у торговцев, рассчитывая таким образом положить конец их торговле.

Ключевая мысль:

«Старание Неемии восстановить служение истинному Богу увенчалось успехом. И пока народ будет сохранять верность своей клятве и повиноваться Божьему слову, до тех пор Он будет оставаться верен Своему обетованию, изливая на них щедрые благословения» (Пророки и цари, с. 668).

Урок на сегодня:

Как бы далеко мы ни ушли от Бога, отчаиваться не стоит. Мы обязательно получим прощение, если искренно раскаемся в своих грехах.

9 мая

Преобразование

«Тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан» (Неем. 13:8, 9).

Народ дал торжественную клятву повиноваться Закону Божьему. Однако вскоре после того, как Неемия вернулся в Персию, идолопоклонство возобновилось с новой силой, даже среди храмового священства. Первосвященник Елиашив позволил Товии, аммонитянину, злейшему врагу Израиля, жить в помещении храма, где прежде хранились десятины и приношения!

Неемия, по возвращении своем в Иерусалим, не замедлил изгнать нечестивца. Но ситуация оказалась еще серьезнее: десятины и приношения использовались неправильно. Служители храма, не получая надлежащей поддержки, были вынуждены зарабатывать на стороне. Когда народ иудейский увидел, что Неемия вновь взял дела в свои руки, служители вернулись, а люди стали приносить свои пожертвования в храм.

Еще одной проблемой, с которой пришлось столкнуться Неемии, было неуважение к субботе, особенно среди тех, кто вел торговлю с языческими купцами. Неемия сурово обличил это зло и велел запирать иерусалимские ворота на всю субботу.

Смешанные браки с язычниками по-прежнему угрожали благополучию народа. Неемия настоял на том, чтобы эти смешанные семьи оставили Иерусалим, даже если речь шла о семьях священников и правителей. Многие предпочли присоединиться к самарянам и, желая превзойти прежних единоверцев, воздвигли храм на горе Гаризим, где и совершали свое служение.

Неемия — пример человека, который не покрывал зло мнимой любовью. Такие люди нужны нам и сегодня.

Ключевая мысль:

«Для осуществления преобразований, которые так необходимы и в нашей сегодняшней жизни, мы нуждаемся в людях, которые бы, подобно Ездре и Неемии, не замалчивали и не оправдывали грех, но непоколебимо отстаивали честь Божьего имени… Они будут помнить, что Бог нелицеприятен и что суровость, проявленная к некоторым, обернется милостью для многих» (Пророки и цари, с. 675).

Урок на сегодня:

В эти последние дни Божий народ остатка будет стоять как «восстановитель развалин», который заделывает брешь в Божьем Законе.

10 мая

Пришествие избавителя

«И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).

Великая борьба между сатаной и Богом шла на протяжении всех веков, начиная с наших прародителей в Едеме и достигнув своего апогея в столкновении Иисуса с сатаной на земле. Все надежды народа Божьего были сосредоточены в пришествии Избавителя, Который освободит человечество от греха. Самое яркое выражение эта надежда обрела в символе закланного агнца в храмовом священнодействии.

Божий замысел заключался в том, чтобы надежда на избавление и возрождение была дарована всему миру через израильтян, верно несущих окружающим народам весть о Его Законе и искупительной Жертве. Ветхий Завет исполнен обетований, передаваемых из поколения в поколение патриархами и пророками. Через служение в скинии и Иерусалимском храме израильтяне каждодневно получали наставления относительно великих истин о Христе как Искупителе, Священнике и Царе. Раз в год они устремлялись мыслями к заключительным событиям великой борьбы в великом уроке Дня искупления.

Все это время сатана, не покладая рук, искажал представления людей о Боге, о смысле храмовых символов и обрядов. На протяжении всей ветхозаветной эпохи Божьему народу приходилось сталкиваться с самым решительным противодействием. Эта мрачная тень еще более будет сгущаться по мере приближения конца времен.

Ключевая мысль:

«Но Божественный замысел встречал решительное сопротивление. Пользуясь любыми средствами, враг истины и праведности стремился заставить потомков Авраама забыть свое высокое и святое призвание и принудить их служить иным богам. И часто его усилия оказывались успешными. На протяжении столетий, предшествовавших Первому пришествию Христа, мрак окутывал землю и человечество пребывало в непроглядной тьме» (Пророки и цари, с. 687).

Урок на сегодня:

Переживания Божьего народа в прошлом должны служить нам наглядным примером в эти последние дни, дабы мы могли извлечь уроки из их ошибок и подвигов веры.

11 мая

«Дом Израилев»

«В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная» (Ис. 27:6).

Обетование Бога Аврааму (и всему Израилю) о том, что Он благословит его и Авраам будет в благословение (см. Быт. 23:2), должно было в значительной мере исполниться в течение столетий, последовавших за возвращением израильтян из плена. Бог желал, чтобы вся земля была приготовлена к Первому пришествию Христа, как и теперь готовится путь для Его второго пришествия.

Исполнение этих обетований для Израиля было обусловлено его послушанием. Грехи израильтян, приведшие к вавилонскому пленению, не должны были повториться. Если они будут жить по принципам праведности, велика будет их награда как в этой жизни, так и в вечности. Во дни Зоровавеля, Ездры и Неемии по всему было видно, что израильтяне хорошо усвоили этот урок. Но они впали в другую крайность!

Твердо вознамерившись избегать идолопоклонства, они окружили себя стенами, препятствующими распространению света истины о Боге. Они ясно видели, что послушание Закону Божьему влечет за собой материальное процветание, но их послушание не было плодом веры и любви. Они не стали светом миру, поскольку отгородились от мира с целью сохранить себя от идолопоклонства. Они решили держать при себе благословения, которыми должны были, по замыслу Божьему, поделиться с миром.

В своей самоправедности израильтяне стали полагаться на собственные дела, на жертвы и обряды, а не на заслуги Спасителя, на Которого указывали эти символы. Тем не менее Божьи намерения должны были осуществиться.

Ключевая мысль:

«То, что Бог был намерен сделать через Израиль, Свой избранный народ, Он окончательно осуществит сегодня через Свою Церковь на земле. Он „отдал виноградник другим виноградарям“, а именно Своему народу, который сохраняет завет с Ним и будет честно „отдавать Ему плоды во времена свои“. Господь никогда не оставался без Своих верных свидетелей на этой земле, считающих Его интересы своими» (Пророки и цари, с. 713, 714).

Урок на сегодня:

Бог рассчитывает на Свой народ, надеясь, что он явит людям мир и свободу, которые приходят с пониманием Его прощающей любви и силы.

12 мая

Видения будущей славы

«Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25:8).

Сострадательный Бог даровал Своим последователям откровения о Своих вечных намерениях. В самые мрачные часы уверенность в Его водительстве и присутствии, предвкушение радости от встречи с Ним лицом к лицу побуждали верующих петь Ему хвалу в огне гонений и на пороге смерти.

Глубокое осознание милующей любви и неизменной заботы Бога дарует мир, превосходящий человеческое разумение. В разгар борьбы Церкви с силами зла никто, полагающийся на Бога, не должен бояться, ибо когда «гневное дыхание тиранов… подобно буре против стены», Бог будет для Своей Церкви «защитою от бури» (Ис. 25:4).

Бог милостив и к тем, кто еще не решился стать в ряды Его верных последователей. Устами Своих вестников Он предостерегает тех, кто еще не готов встретить Его в мире: «Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней… ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет» (Ис. 24:1, 5).

День Божьего суда над грешниками станет днем окончательного избавления Его Церкви.

Ключевая мысль:

«Какое глубокое значение и живой интерес представляют эти описания для нас, стоящих на пороге свершения событий, которых дети Божьи ожидали еще с тех пор, как наши прародители были изгнаны из Едема… Будем же с верой взирать на счастливое будущее, которое рука Божья предначертала для нас в видениях пророков» (Пророки и цари, с. 731).

Урок на сегодня:

В мире нас часто окружают худшие из человеческих пороков и страстей. Тем важнее для нас сосредоточивать свои взоры на том, что чисто, честно и достославно.

13 мая

Любовь Бога к человеку

«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши» (Мих. 7:18, 19).

«Путь ко Христу» — небольшая, но очень глубокая по смыслу книга, призванная разъяснить основные вопросы великой борьбы и показать, как нам встать на сторону Христа и получить прощение и спасение. Во Христе каждый человек и человечество в целом обретают все, что было утрачено в результате грехопадения.

Сатана приложил все силы, чтобы исказить представления о Боге. На небесах он был столь искусен в обольщении, что треть ангелов (см. Откр. 12:4) поверила, будто Бог суров и неумолим. Он убедил ангелов (а теперь внушает и людям), что Бога отличает прежде всего суровое правосудие, что Он — строгий, требовательный судья, готовый взыскать с каждого все, что полагается. Сатана изображает Бога как судью, ревниво выискивающего у людей заблуждения и ошибки, чтобы обрушить на них Свою кару.

На самом же деле Бог любит нас — как грешников, так и принявших Его благодать — непостижимой любовью. Иисус сошел в этот мрачный мир, чтобы развеять тень, брошенную сатаной на характер Отца. Иисус облекся в человеческую плоть, дабы донести до нас истину о Боге. Постигая Божью любовь к нам, мы будем с радостью откликаться на нее любовью, хвалой и верностью. Более того, в общении с Христом мы можем стать достойными звания «чад Божиих» (Ин. 1:12). Иисус понес на Себе наши грехи, чтобы Бог мог прославиться в нашем спасении!

Ключевая мысль:

«Христос должен был жить заботами и нуждами людей. Он, Который был одно с Богом, связал Себя с сынами человеческими неразрывными узами… Он… наш Брат, предстоящий перед престолом Отца в облике человека» (Путь ко Христу, с. 14).

Урок на сегодня:

Любовь Божья к падшим, грешным людям — вот чему посвящена Библия от начала до конца. Этой любовью наполнена каждая ее страница.

14 мая

Грешник нуждается в Спасителе

«Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7).

Бог сотворил Адама и Еву совершенными. Их характер был в полной гармонии с Богом; их помыслы были чисты и святы. Однако непослушание нарушило эту совершенную гармонию. Себялюбие вытеснило любовь из сердец людей. До грехопадения они любили встречаться и общаться со своим Творцом. Радость переполняла их в Его присутствии. Но, ослушавшись, они попытались скрыться от Него, ибо в их душу проник страх. Из-за преступления наших прародителей люди стали рабами сатаны и греха и оставались бы в этом рабстве вечно, если бы не вмешался Бог. Мы рождаемся с греховной природой, враждебной Богу и Его истине.

Невозрожденный человек не испытывает никакой радости в Боге, он не может быть счастлив в Его присутствии. Небеса не принесут грешнику радости. Пожалуй, для него они будут настоящей пыткой, ибо его сердцу чужд их дух бескорыстной любви.

Грешные люди не способны превозмочь свою греховность собственными силами. Наши сердца по природе своей злы, и изменить их самостоятельно мы не можем. Но Бог проложил для нас путь к спасению. Он любит нас более, нежели земные родители любят своих детей. Он отдал нам самое драгоценное, что у Него было, когда Иисус оставил небеса и пришел спасти нас от наших грехов. Он призывает нас прийти к Нему и обрести прощение, новое сердце и вечное спасение. Иисус — единственное решение проблемы греха.

Ключевая мысль:

«Все мечты о прогрессе, все попытки духовно возвысить человечество тщетны, если люди пренебрегают единственным Источником надежды и помощи падшему человеческому роду. „Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца“ (Иак. 1:17). Без Него немыслимо подлинное совершенство характера. К Богу же можно прийти только через Христа. Он говорит: „Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня“ (Ин. 14:6)» (Путь ко Христу, с 21).

Урок на сегодня:

Поскольку мы бессильны изменить нашу греховную природу самостоятельно, нам нужно родиться свыше силой Святого Духа.

15 мая

Покаяние

«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23, 24).

Как же нам прийти ко Христу? Как человек может войти в правильные отношения с Богом? То есть как грешнику стать праведником? Этот вопрос нередко звучит в Библии, и ответ на него всегда таков: «Покайтесь». Только во Христе мы можем обрести согласие с Богом.

Покаяние подразумевает сокрушение о грехе и оставление его. Мы не откажемся от греха, пока не осознаем его пагубность. Пока мы не отвернемся от него в сердце своем, в нашей жизни не произойдет никакой серьезной перемены. Многим так и не удается постичь сущность покаяния. Тысячи скорбят о своих проступках и даже пытаются что-то поменять в себе, ибо боятся, что их грехи навлекут на них неприятности, но это не покаяние в библейском смысле слова. Они сожалеют о последствиях для себя, а не о грехе. Такова была скорбь Исава, когда он увидел, что навсегда утратил первородство. Валаам, испугавшись ангела, стоявшего с мечом у него на пути, признал свою вину, дабы не умереть, но не пережил подлинного покаяния. Иуда Искариот, предав своего Господа, воскликнул: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:4), но не раскаялся по-настоящему.

Не раскаиваясь в той или иной пагубной привычке, мы лишь облегчаем себе повторение этого греха.

Ключевая мысль:

«Христос готов освободить нас от греха, но Он не принуждает нас к этому насильно. Если, коснея во грехе, мы полностью склонились на сторону зла и не желаем освободиться и принять спасительную благодать Бога, тогда что еще Он может для нас сделать? Мы сами губим себя упорным отвержением Его любви. „Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения“ (2 Кор. 6:2). „Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших!“ (Евр. 3:7, 8)» (Путь ко Христу, с. 34).

Урок на сегодня:

Когда мы просим Бога о прощении, а сами не даем Ему возможности изменить нашу жизнь и победить в нас грех, — это ложное покаяние.

16 мая

Признание вины

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).

Условия, на которых человек может обрести милость Божью, просты, справедливы и разумны. Господь не требует от нас каких-то выдающихся свершений с целью получить прощение. Чтобы заслужить одобрение Бога, нам не нужно совершать утомительные паломничества или тяжкие епитимьи. Ведь Он желает даровать нам прощение даже сильнее, чем мы сами хотим его получить! Кто не признал своей вины и не смирил свою душу пред Богом в покаянии, тот не выполнил первого условия, на котором человеку дается мир с Богом. Если в истинном смирении сердца и сокрушении духа мы не исповедовали своих грехов, проникшись отвращением к собственному нечестию, значит, по-настоящему не взыскали прощения грехов. А не взыскав его, мы не обретем мир, которым Бог желает нас наделить.

Бог дал четкие наставления по этому поводу. Исповедание греха (перед людьми или наедине перед Богом) должно быть искренним, от всего сердца. Легкомыслие здесь недопустимо. Нельзя настаивать на исповедании, если человек не вполне осознает ужасную природу греха.

Истинное исповедание не бывает общим, оно всегда касается конкретных грехов. Какието грехи нужно исповедовать только перед Богом; другие следует признавать перед людьми, которым вы причинили зло. А есть грехи перед обществом, которые надлежит исповедовать публично. Но в любом случае исповедание должно быть конкретным, по существу. Признаваться нужно именно в тех грехах, в которых вы виновны.

Ключевая мысль:

«Грех умерщвляет нравственное восприятие, поэтому грешник не замечает недостатков в своем характере и не понимает чудовищности совершенного им зла. Если он не покорится убеждающей силе Святого Духа, то не осознает до конца своего греха. Его признания не будут искренними и серьезными. Признавая свою вину под давлением обличения, он всякий раз будет пытаться оправдать себя, ссылаясь на обстоятельства» (Путь ко Христу, с. 40).

Урок на сегодня:

Бог никогда не остается безучастным, когда мы искренно признаем наши грехи. Библия обещает нам: если мы исповедуем свою вину, Он обязательно нас простит (см. 1 Ин. 1:9).

17 мая

Посвящение

«И взыщете Меня, и найдете, если взыщете

Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).

Бог желает исцелить нас и дать нам свободу. Но поскольку для этого необходимо полное преображение (обновление) всей нашей природы, мы должны покориться Ему совершенно, дабы Он произвел в нас эти перемены. Битва с собственным «я» — величайшая из всех битв. Без борьбы покорить свое «я», предать свою жизнь в руки Божьи невозможно. Но прежде чем мы сможем обновиться в святости, нам необходимо смириться перед Богом.

Нам нужно отказаться от всего, что отвращает наши сердца от Бога. Желание обогатиться, любовь к деньгам — вот золотая цепь, которая связывает многих с сатаной. Другие гонятся за славой и почестями мира сего. Третьи мечтают о легкой жизни и свободе от ответственности. Но все эти рабские цепи должны быть сброшены. Нельзя наполовину принадлежать Богу, а наполовину — миру.

Что же означает отказаться от «всего»? Что на самом деле мы теряем? Мы отдаем Иисусу оскверненное грехом сердце, чтобы Он очистил его Собственной кровью и спас Своей несравненной любовью! И при этом люди думают, что отказаться от всего очень трудно!

Ключевая мысль:

«Правление Бога отнюдь не основано на слепой покорности, на бездумном подчинении, как это хотел бы представить сатана. Бог взывает к разуму и совести Своих творений… Он не насилует нашу волю… Послушание по принуждению исключило бы возможность всестороннего умственного и нравственного развития. Оно превратило бы человека в робота. Это противоречит воле Создателя. Он желает, чтобы человек — венец Его творения достиг наивысшего развития… Он призывает нас покориться Ему, чтобы Он мог осуществить в нас Свой замысел. Выбор за нами: желаем ли мы освободиться от рабства греха, чтобы приобщиться к славной свободе детей Божьих?» (Путь ко Христу, с. 43, 44).

Урок на сегодня:

Бог не просит нас отказываться от чего-то, что служит нашим высшим интересам в этой жизни или в вечности.

18 мая

Вера и принятие

«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам» (Иез. 36:26).

Нам необходимо пребывать в согласии с Богом, быть подобными Ему. Нам нужен мир, который Он нам обещает. Но этот мир за деньги не купить и мудростью человеческой не добиться. Бессмысленно пытаться обрести его своими усилиями. Милостивый Бог дает нам его даром, «без серебра и без платы» (Ис. 55:1).

Но как нам получить Его дары? Нужно отдать себя Богу. Попросите Его омыть ваши грехи и дать вам новое сердце. И уверуйте, что Он сделает это, потому что обещал! Иисус исцелял от болезней людей, имевших веру в Его силу. Спаситель помогал им видимым образом, дабы они поверили, что Он может совершить для них нечто невидимое — простить грехи. Поверив Богу в простоте сердца, вы позволяете Святому Духу произвести в вас новую жизнь. Теперь вы чада Божьи, рожденные в Его семье.

Однажды отдав себя Богу, не отступайте назад. Каждый день просите, чтобы Он дал вам Святого Духа и хранил вас Своей благодатью. Говорите так: «Я принадлежу Христу, я отдал себя Ему».

Ключевая мысль:

«Вы не можете искупить свои прошлые грехи, изменить свое сердце и стать святыми. Но Бог обещает сделать все это для вас через Христа. Верьте Его обещанию. Исповедайте свои грехи и отдайте себя Богу. Примите решение служить Ему. Как только вы сделаете это, Бог обязательно исполнит Свое слово. Вы будете исцелены так же, как расслабленный, которому Христос дал способность ходить в тот момент, когда больной поверил, что исцелен. Все возможно верующему.

Не ждите, пока почувствуете, что выздоровели, но скажите: „Я верю этому не потому, что чувствую себя здоровым, а потому, что Бог обещал“» (Путь ко Христу, с. 51).

Урок на сегодня:

Мы можем верить Божьим обещаниям с такой же простодушной верой, с какой малое дитя верит своим родителям.

19 мая

Принадлежим ли мы Христу?

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Мы не в силах изменить свое сердце или привести себя самих в согласие с Богом. Нам нельзя полагаться на себя или на свои добрые дела.

И все же наша жизнь будет наглядно свидетельствовать, пребывает ли в нас благодать Божья или нет. Наш характер, наши привычки, наше времяпрепровождение покажут, произошла ли в нас соответствующая перемена. Люди увидят разительный контраст между тем, какими мы были и какими стали. Характер человека открывается не в случайных добрых или злых делах, а в привычных для него словах и поступках.

Если в нашей жизни не произошла перемена к лучшему, значит, не было и подлинного покаяния. Мы можем быть уверены, что перешли от смерти в жизнь, только если исповедовали свои грехи, возместили причиненный нами ущерб, искренне возлюбили Бога и ближних. Когда мы приходим ко Христу и получаем Его прощение и благодать, наше сердце начинает переполняться любовью. Нас уже не тяготит никакое бремя, потому что иго, налагаемое Христом, легко. Долг становится радостью, а жертва — удовольствием.

Приходя ко Христу, мы должны остерегаться двух ошибок. Вопервых, нельзя пытаться достичь согласия с Богом, полагаясь на собственные дела и усилия. Все, что мы можем сделать без Христа, осквернено себялюбием и грехом. И еще одно не менее опасное заблуждение: вера во Христа освобождает нас от соблюдения Божьего Закона, а наши дела не имеют ничего общего с нашим спасением, поскольку мы получаем благодать Христову верой и только верой. Истинное послушание — это не просто внешняя покорность; это служение любви.

Ключевая мысль:

«В нас самих нет ничего, чем можно было бы хвалиться. У нас нет ни малейшего основания для самовозвышения. Единственная надежда — это вменяемая нам праведность Христа и та праведность, которая есть результат действия Его Духа в нас и через нас» (Путь ко Христу, с. 63).

Урок на сегодня:

Жизнь покажет, у кого истинная вера во Христа, а у кого ложная.

20 мая

Возрастание во Христе

«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Петр. 2:1–3).

В своем стремлении жить святой жизнью мы так же зависимы от Христа, как плодоносящая ветвь от древа. В отрыве от Него у нас нет жизни. У нас нет сил противиться искушению или возрастать в благодати и святости. Но, пребывая в Нем, мы будем возрастать. Черпая в Нем жизнь, мы не засохнем и не останемся бесплодными.

У многих сложилось мнение, будто без их усилий рост невозможен. Они уверовали, что Христос простил их грехи, но ныне пытаются жить благочестивой жизнью собственными силами. Увы, все их усилия напрасны. Иисус говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Наше возрастание в благодати, наша радость, наша полезность — все это зависит от нашего единения с Христом.

И все-таки как нам «пребывать» во Христе? Так же, как мы приняли Его в самом начале, — верой. «Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол. 2:6). Мы не в состоянии искупить свои грехи или изменить свои сердца. Но мы отдали себя Богу, мы уверовали, что Он сделал все это ради нас. Верой мы стали чадами Христа и верой должны возрастать в Нем. Мы должны отдать все, отдать самих себя Богу для послушания всем Его заповедям. И должны принять все — Христа, полноту Божьих благословений, чтобы Он пребывал в наших сердцах, был нашей крепостью, нашей праведностью, нашим неизменным Помощником, наделяя нас силой к послушанию.

Ключевая мысль:

«Посвящайте себя Богу каждое утро. Пусть это будет вашим первым делом. Молитесь так: „Возьми меня, Господи, я всецело принадлежу Тебе. Я кладу все свои планы к Твоим ногам. Используй меня сегодня в Твоем служении. Пребудь со мной, чтобы все мои труды в Тебе совершались“. Это необходимо делать каждый день» (Путь ко Христу, с. 70).

Урок на сегодня:

Пребывание во Христе должно стать для нас столь же естественным, как и дыхание!

21 мая

Наша жизнь и дела

«В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1 Кор. 7:24).

Любовь к Иисусу должна проявляться в желании трудиться так, как трудился Он во благо и ради спасения людей. Жизнь Спасителя на земле была наполнена бескорыстным трудом; Он настойчиво и неутомимо стремился облагодетельствовать и возвысить людей.

Те, кто обрел благодать Христову, также будут готовы пойти на любые жертвы, чтобы разделить небесный дар спасения с ближними, ради которых умер Божий Сын. Они будут делать все от них зависящее, чтобы улучшить этот мир. Таков будет плод всякой по-настоящему обращенной души.

Причем, трудясь во благо ближних, они сами обретут немало благословений. Таким был замысел Божий, чтобы мы также приняли участие в осуществлении плана спасения. Он даровал людям благословенную возможность стать причастниками Божеского естества и руслом, по которому будут изливаться благословения на их ближних. Кто таким образом участвует вместе с Богом в трудах любви, тот становится ближе к своему Творцу.

Возрастать в благодати можно, лишь выполняя ту работу, которую поручил нам Христос, по мере сил помогать и благотворить тем, кто нуждается в нашей помощи. Чтобы стать сильным, нужно упражняться. Всякий, кто пытается сохранить на должном уровне свою духовную жизнь, пассивно потребляя Божьи благословения и ничего не делая для Христа и ближних, подобен тому, кто пытается поддержать свою физическую жизнь, потребляя пищу и не прилагая ни к чему свои силы.

Ключевая мысль:

«Не нужно ждать благоприятных обстоятельств и возможностей или необыкновенных дарований для того, чтобы потрудиться для Бога. Не беспокойтесь о том, что подумает о вас этот мир. Если ваша повседневная жизнь свидетельствует о чистоте и искренности вашей веры и люди убеждаются в том, что вы желаете принести им пользу, ваши усилия не будут напрасными» (Путь ко Христу, с. 83).

Урок на сегодня:

Чтобы получать радость от жизни, нужно делиться с ближними всем, что дарует нам Иисус.

22 мая

Познание Бога

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Как многообразны пути, которыми Бог стремится открыть нам Себя и привести к общению с Ним! Восприимчивое сердце способно узреть любовь Бога и Его славу, явленные в делах Его рук. Если мы только захотим, Его творческие свершения смогут преподать нам немало драгоценных уроков.

Помимо дел Божьих, явленных в творении, Он обращается к нам через дела Провидения и через влияние Святого Духа на наши сердца. Более того, Он говорит к нам в Своем Слове — наиболее ясном откровении Его характера и Его служения искупления. В Слове Бога изложена история Его детей, живших в древние времена. Эти люди были во всем «подобны нам» (Иак. 5:17). Мы видим, как они боролись с разочарованиями, с которыми приходится бороться и нам, как они падали под напором искушений и все же вставали и побеждали Божьей благодатью. Имея перед собой их пример, мы укрепляемся духовно, чтобы ходить с Богом, как ходили они.

Нам нужно больше размышлять о характере нашего дорогого Спасителя. Помыслы о небесном утвердят нас в любви и вере, наши молитвы будут все более и более угодны Богу. Они станут разумными и горячими. Каждый день будет крепнуть наша уверенность в Иисусе и в Его силе спасать всякого приходящего чрез Него к Богу.

Ключевая мысль:

«Беглое чтение Писаний приносит мало пользы. Можно прочитать Библию от начала до конца и так и не уразуметь всей ее красоты, не уловить глубины ее сокровенного смысла. Лучше изучать одно место Писания до тех пор, пока его содержание и значение не станет ясным и Божественный замысел спасения понятным, чем бегло читать многие главы, не имея определенной цели и не извлекая для себя жизненно важных уроков» (Путь ко Христу, с. 90).

Урок на сегодня:

Силой Своего изреченного слова Бог сотворил мир, а сила Его записанного Слова сотворит заново нашу жизнь. Нам нужно лишь прислушаться к нему!

23 мая

Преимущество молитвы

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6).

Чтобы иметь духовную жизнь и силу, нам нужно пребывать в постоянном общении с Богом. В молитве мы открываем свои сердца Богу как другу и совсем не для того, чтобы Он узнал нас получше, а для того, чтобы обрести способность принять Его. Молитва приближает не Бога к нам, а нас к Богу.

Сам Иисус часто молился во время Своей земной жизни. Наш Спаситель отождествлял Себя с нашими нуждами и немощами и молился Небесному Отцу, чтобы в молитвенном бдении пополнять Свой запас сил для служения людям и преодоления испытаний. Он — пример нам во всем. В силу Его человеческой природы молитва была для Него как необходимостью, так и преимуществом. Он находил утешение и радость в общении со Своим Отцом. И если Спаситель, Сын Божий, нуждался в молитве, то тем более мы — немощные, грешные существа должны испытывать нужду в ревностной постоянной молитве!

Дьявольский мрак окружает тех, кто пренебрегает молитвой. Многообразные искушения врага влекут их к греху, поскольку они не пользуются дарованным им от Бога преимуществом молитвы. Почему же с такой неохотой молятся сыны и дочери Божьи? Ведь молитва — это ключ в руках веры, отворяющий небесную сокровищницу, где хранятся безмерные богатства Всемогущего! Ведь Бог — наш Друг, а не требовательный жестокий Надсмотрщик.

Ключевая мысль:

«Мы должны объединиться у подножия креста. Распятый Христос должен стать темой наших размышлений и разговоров, источником самых сокровенных и радостных чувств. Нам следует помнить каждое благословение, полученное от Бога. И когда мы осознаем Его безграничную любовь, то с готовностью отдадим все в те руки, которые были пригвождены ко кресту ради нас» (Путь ко Христу, с. 103, 104).

Урок на сегодня:

Молитва должны быть для христианина столь же естественной, как и дыхание. Почему же мы так часто лишаем себя духовного «воздуха»?

24 мая

Как быть с сомнениями?

«Павел… написал вам… во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Петр. 3:15, 16).

Многие из тех, кто только вступил на христианский путь, бывают мучимы сомнениями. Но Бог никогда не попросил бы нас верить Ему, не дав достаточно веских доказательств для утверждения нашей веры. Его существование, Его характер, истинность Его Слова — все это основано на свидетельствах, взывающих к нашему разуму. Однако при этом Бог не удалил и всех поводов для сомнения. Наша вера должна основываться на свидетельстве, а не на бесспорных фактах. Всякий, кто ищет повод усомниться, непременно найдет его, но те, кто действительно желает познать истину, обнаружат достаточно доказательств, на которых можно основать свою веру.

Библия раскрывает истину в простоте, вполне соответствующей нуждам и чаяниям человеческого сердца. Изложенные в ней мысли поражают и восхищают самые образованные умы, и в то же время она позволяет отыскать путь к спасению простым и неученым. Чем больше мы исследуем Библию, тем сильнее убеждаемся, что это Слово живого Бога. Человеческий разум склоняется перед величием Божественного откровения.

Ключевая мысль:

«И каждый, кто перешел от смерти в жизнь, „сим запечатлел, что Бог истинен“ (Ин. 3:33). Он может засвидетельствовать: „Я нуждался в помощи и нашел ее в Иисусе. Господь ответил на все мои нужды и утолил голод моей души. И теперь для меня Библия — это откровение Иисуса Христа. Вы спрашиваете, почему я верю в Иисуса? Потому что Он — мой Божественный Спаситель. Почему я верю Библии? Я понял, что она есть голос Божий, обращенный к моей душе“. В самих себе мы можем найти подтверждение тому, что Библия — истина, что Христос — Сын Божий. Мы знаем, что не следуем хитросплетенным басням» (Путь ко Христу, с. 112).

Урок на сегодня:

Наш опыт может послужить одним из самых веских свидетельств в пользу того, что Библия — глас Божий, возвещающий нам истину.

25 мая

Радость в Господе

«Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» (Притч. 3:5–8).

Мы, христиане, должны быть носителями света на пути к небу. Наша жизнь должна быть такой, чтобы ближние, взирая на нас, имели верное представление о Христе. Представляя людям Христа в истинном свете, мы привлечем их к Нему. Христиане, лелеющие в своей душе уныние и печаль, ропщущие и жалующиеся, несут другим превратное свидетельство о Боге и христианской жизни.

Сатана ликует, когда ему удается ввергнуть нас в неверие и отчаяние. Он всеми силами старается изобразить Господа бесчувственным и безжалостным. Он искажает истину и внушает нам ложные понятия о Боге, а мы, вместо того чтобы размышлять о Божественных истинах, сосредоточиваемся на сатанинских измышлениях и бесчестим Бога своим неверием.

У каждого в жизни случаются испытания и скорби, всем нам приходится сталкиваться с искушениями, которым трудно противостоять. Не делитесь с ближними своими бедами, но возносите их к Богу в молитве. Возьмите за правило не произносить ни единого слова сомнения или уныния. Ваши слова надежды и ободрения могут сделать многое, озаряя жизнь других и подкрепляя их силы.

Ключевая мысль:

«Мы не можем не думать о трудностях, ожидающих нас в грядущей борьбе. Но, оглядываясь в прошлое и взирая в будущее, мы можем сказать: „До сего места помог нам Господь!“ „Как дни твои, будет умножаться богатство твое [в других переводах сила твоя]“ (Втор. 33:25). Господь не пошлет нам испытания сверх сил. Поэтому будем трудиться каждый на своем месте, веря, что, каким бы ни было испытание, нам будет дана сила, достаточная, чтобы его перенести» (Путь ко Христу, с. 125).

Урок на сегодня:

Всякий день нам предоставляется множество возможностей возблагодарить Господа за Его благословения и возрадоваться в Нем!

26 мая

С нам Бог

«И нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23).

От дней вечности наш Господь Иисус был одно с Небесным Отцом. Он сошел на землю, чтобы явить славу Отца миру, почти утратившему знание о Боге. Придя на землю, чтобы жить среди нас, Иисус открыл Бога как людям, так и ангелам. Грех исказил сотворенный Богом совершенный мир; но рука Создателя по-прежнему видна во всем. И если мы расположим к тому свое сердце, то обязательно увидим изначальную славу, отличавшую Его творение.

Ничто в этом мире не живет для самого себя, кроме эгоистичного человеческого сердца. Все в природе — птицы, рыбы, звери, растения, даже океаны — живет для пользы другого, как и ангелы на небесах. Но величайший пример любви и бескорыстного служения мы видим в жизни Иисуса Христа. Наш Бог — Податель всех благ.

Этот закон служения ближним впервые был нарушен на небесах. Грех зародился в своекорыстии. Люцифер возжелал быть первым на небе — захватить власть над небесными существами и разделить их с Творцом. Он действовал обольщением, бросая тень на Божий характер. Иисус сошел на землю, чтобы рассказать правду о Боге, и эту правду Он открывал не только в словах, но и самой Своей жизнью, которая проходила на глазах у всех людей. Сатана утверждал, что ни одно сотворенное существо не может исполнять Закон Божий и быть счастливым. Иисус пришел на землю, чтобы развенчать ложь сатаны, и Он совершил это, не прибегнув к силе, которая не была бы доступна для каждого из нас.

Ключевая мысль:

«Наш маленький мир — это учебник для Вселенной. „Ангелы желают проникнуть“ в чудесный план спасения по благодати Бога и будут пытаться постичь таинство Его искупительной любви в бесконечной череде веков. Как искупленные дети земли, так и непавшие жители миров будут находить в крестном подвиге Христовом источник мудрости и воспевать его» (Желание веков, с. 19, 20).

Урок на сегодня:

Слава Богу, что по благодати Его я могу жить победоносной жизнью, исполненной счастья и добродетели.

27 мая

Избранный народ

«Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11).

Более тысячи лет еврейский народ ожидал Мессию; но когда Он наконец пришел, они отвергли Его! Почему? Потому что Он не отвечал их ожиданиям!

Бог избрал евреев, чтобы они хранили знание о Его Законе, они должны были стать для мира источником спасения. Им была оказана высокая честь — открывать людям Бога. Но они возложили все свои надежды на мирское величие. Если бы евреи были верны своей миссии, Бог осуществил бы через них Свои намерения и сделал бы их «выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии» (Втор. 26:19).

Не все израильтяне забыли о своей миссии. Многие язычники узнали от евреев об обетованном Спасителе и уверовали в Него. Немалое число их было убито за отказ нарушать субботу и соблюдать языческие праздники. Все новые и новые цари мира провозглашали величие Бога Израилева.

По возвращении из вавилонского плена израильтяне стали уделять много внимания религиозному образованию. Были созданы синагоги и школы, но вскоре они перестали отвечать своему назначению. Многочисленные требования, призванные оберегать народ от идолопоклонства, стали самоцелью, а не средством духовного возрастания. Евреи желали избавления от римлян больше, нежели освобождения от греха. Их ослепила гордыня. Они толковали пророчества в угоду своим эгоистичным желаниям.

Ключевая мысль:

«Изза мелочных и обременительных предписаний стало невозможно соблюдать закон. Те, кто желал служить Богу и пытался выполнять все указания раввинов, оказывались под тяжким бременем. Верующий человек не мог найти себе покоя от угрызений встревоженной совести. Все это были происки сатаны, который пытался разочаровать людей, исказив их представления о Боге, и вызвать отвращение к религии Израиля. Он все надеялся, как во время восстания на небе, обосновать свои утверждения о несправедливости Божьих требований и невозможности их исполнения. Даже Израиль, заявлял сатана, не способен соблюдать закон» (Желание веков, с. 29).

Урок на сегодня:

Натура человека такова, что ему гораздо проще быть «религиозным», чем поддерживать личные взаимоотношения с Богом.

28 мая

Полнота времени

«Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего… чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4, 5).

Настало время родиться Иисусу. Все народы были объединены под одним правлением. Получил широкое распространение один язык, на котором они общались. Язычество в значительной мере утратило свое влияние на массы; люди искали такую религию, которая смогла бы удовлетворить их сердечные нужды.

Истину искали не только евреи, но и представители иных народов и племен. Среди этих так называемых язычников были люди, которые понимали библейские пророчества о Мессии лучше, чем учителя в Израиле. Многие пытались еще глубже проникнуть в смысл этих пророчеств, но фанатизм евреев сильно мешал распространению света.

Сатана хорошо знал свое дело. Он вознамерился истощить долготерпение Бога, дабы Его любовь к человечеству иссякла, и Он оставил мир в руках сатаны. С помощью язычества дьявол веками отвращал людей от Бога, но наибольшего успеха достиг в извращении веры самого Израиля.

Непавшие миры с неослабным интересом следили за происходящим, ожидая, когда же Бог сметет с лица земли ее обитателей. И если бы Бог поступил именно так, сатана доказал бы, что Божье правление делает прощение невозможным и Его законы нельзя исполнить. Но, вместо того чтобы уничтожить наш мир, Бог послал Своего Сына спасти его.

Ключевая мысль:

«Сатана торжествовал, так как ему удалось унизить в человечестве образ Божий. И для того, чтобы восстановить в человеке образ Творца, пришел Иисус Христос. Никто, кроме Христа, не мог восстановить испорченную природу людей. Он пришел изгнать демонов, которые поработили волю человека. Он пришел поднять нас из праха, чтобы воссоздать по образу Своему искаженный грехом характер человека и облагородить его» (Желание веков, с. 37, 38).

Урок на сегодня:

Своей жизнью мы либо подтверждаем мудрость Бога и прославляем Его, либо подкрепляем доводы сатаны.

29 мая

Вам родился Спаситель

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2:10).

Ангелы дивились плану спасения. Но их поражало безразличие Божьего народа, призванного нести миру свет истины о грядущем Искупителе мира. А еще больше их, должно быть, поражало то, что Мессию никто не ждал, кроме горстки пастухов, охраняющих свои стада!

Услышав весть о рождении Мессии и увидев сияние славы, сопровождавшее ее провозглашение, пастухи поспешили в Вифлеем, размышляя о значении увиденного и услышанного. Мария была осведомлена более прочих, но и ей еще предстояло многое узнать. Мы же должны помнить, что небо и земля сегодня так же близки, как и в ту ночь, когда пастухи услышали ангельское пение.

Рождение Иисуса служит неисчерпаемой темой для размышлений. Для Сына Божьего было бы бесконечным унижением принять человеческую природу даже тогда, когда Адам еще оставался в Едеме, но в Вифлееме Иисус облекся в человеческую плоть, ослабленную четырьмя тысячелетиями греха. Подобно каждому человеку, Иисус понес на Себе плоды великого закона наследственности. Он пришел разделить наши горести, наши немощи, скорби, искушения и оставить нам пример безгрешной жизни.

Ключевая мысль:

«Сатана возненавидел Христа еще на небе за Его высокое положение в Царстве Божьем. Низвергнутый с неба, он возненавидел Его еще больше. Он ненавидел Того, Кто отдал Самого Себя, чтобы искупить грешный род. Ведь Бог допустил, чтобы Сын Его беспомощным Младенцем, подверженным слабости человеческой, пришел в тот мир, где сатана претендовал на владычество. Господь допустил, чтобы Его Сын столкнулся со всеми опасностями наравне со всяким человеком, и допустил, чтобы Он боролся, как борется каждое земное дитя, рискуя потерпеть поражение и потерять вечность» (Желание веков, с. 49).

Урок на сегодня:

Христос пришел, чтобы стать одно с нами в человеческой плоти, подав нам пример победоносной жизни — той жизни, которую Он сделал доступной и для нас с вами.

30 мая

Посвящение

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое» (Лк. 2:29, 30).

Через сорок дней после рождения Христа Иосиф и Мария взяли Его в Иерусалим, чтобы посвятить Господу. Будучи заместительной Жертвой человека, Иисус должен был в точности исполнить все предписания закона.

Закон о посвящении первенцев был особенно важен, ибо напоминал о чудесном избавлении израильтян из Египта. Он также указывал на еще более великое избавление, которое совершит Сам Христос. Как кровь на косяках спасла первородных Израиля, так и кровь Христова была сильна спасти этот мир.

Жизнь в храме в тот день шла своим чередом. Священники совершали привычные обряды, ставшие для них рутиной. Только Симеону и Анне открылось, какое Дитя держит на руках Мария. Эти верные иудеи изучали Писание не напрасно. Увы, многие сегодня напоминают суетливых священников тех времен: они воспринимают Иисуса как историческую личность, но не признают Его как Сына Божьего.

Мария еще не понимала сущности миссии своего Сына. Она много думала о пророчестве Симеона и особенно о мече, который должен был пронзить ее душу. Много лет прошло, прежде чем она осознала смысл этих слов.

Сказав, что «откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35), Симеон подчеркнул один из ключевых вопросов великой борьбы. Христос лицом к лицу противостанет сатане, Своему древнему сопернику. Принципы Божьего правления вступят в прямое столкновение с характером сатаны и его принципами. Жизнь и смерть Иисуса выявят помыслы всех людей — и каждый вынесет приговор самому себе.

Ключевая мысль:

«В день последнего суда каждая погибшая душа поймет, в чем заключалось ее отвержение истины. Крест будет явлен всем, и его действительное значение откроется каждому, кто был ослеплен беззаконием. Осужденные грешники предстанут перед Голгофой с ее таинственной жертвой. Оправдываться им будет нечем» (Желание веков, с. 58).

Урок на сегодня:

В Иисусе Бог уже наделил нас величайшим из Своих даров. Поэтому мы можем быть уверены: Он сделает все, чтобы довести дело нашего искупления до конца.

31 мая

Мы видели Его звезду

«Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:2).

Эти мудрецы с востока, языческие философы, внимательно изучали проявления Божьего промысла в природе, и Бог почтил их за честность и мудрость. Его свет ярко сиял во тьме. Обратившись к еврейским Писаниям, мудрецы стали увлеченно исследовать пророчества о грядущем Мессия, стремясь постичь их глубинный смысл.

Затем они увидели загадочное светило в небесах в ту ночь, когда слава Божья озарила своим сиянием Вифлеемские холмы. Они были убеждены, что происходит нечто необычайное и, ведомые Духом Святом, отправились в путь за разгадкой этой тайны.

Звезда — не обычная звезда и не планета, а группа сияющих ангелов — привела путешественников в Иерусалим. Здесь они направились к храму, расспрашивая о новорожденном Царе. Однако не обнаружили ничего, кроме удивления и страха, смешанного с презрением. Весть об их прибытии быстро распространилась по городу, и Ирод заподозрил, что приход мудрецов — часть направленного против него заговора. Он поговорил с ними и выяснил, что их цель — Вифлеем.

Отыскав наконец Иисуса, мудрецы пали пред Ним на колени и поклонились Ему, признав Его Божественность. Они отдали Ему свои дары. Затем, получив во сне предостережение не возвращаться к Ироду, они отправились на родину другим путем. Иосиф во сне также получил повеление бежать в Египет с Марией и Иисусом.

Ключевая мысль:

«Гордыня и зависть преградили путь свету… Эти образованные учители не желали унизиться до такой степени, чтобы учиться у тех, кого они называли язычниками… Они решили выразить свое презрение к словам, взволновавшим царя Ирода и весь Иерусалим. Они даже не пожелали идти в Вифлеем, чтобы воочию удостовериться, так ли все на самом деле… С этого началось отвержение Христа священниками и раввинами. С этого момента их гордость и упорство стали перерастать в ненависть к Спасителю» (Желание веков, с. 62, 63).

Урок на сегодня:

Предубеждение может ослепить нас настолько, что мы не увидим и не познаем Божью истину.