Июль

1 июля

Первые евангелисты

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16).

Ученики стали семьей Иисуса. Они ходили с Ним по всей Галилее и учились у Него, как возвещать Истину и приобретать души. Для становления учеников пример Учителя играл большую роль, чем преподавание доктрин. И вот наступило время, когда их можно было посылать на самостоятельное служение.

Ученики должны были нести ту же весть, которую возвещали Иоанн Креститель и Сам Христос. В ходе Своего служения Иисус посвящал больше времени исцелению, чем проповедованию. И сегодня последователи Христа должны трудиться именно так. Любовь Христова, явленная в бескорыстном служении, преобразит грешника скорее, чем любые попытки заставить его поступать правильно.

В своем первом миссионерском путешествии ученики должны были идти только «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6). Кроме того, они должны были пройти только по тем местам, где прежде уже бывал Иисус и где приобрел друзей. Ничто не должно было отвлекать их от великого дела или каким-то образом вызывать противодействие, способное закрыть дверь для будущих трудов.

Ключевая мысль:

«Ученики могли свободно рассуждать о доктринах, они могли повторять слова Самого Христа, но они не исповедовали Его до тех пор, пока не обрели присущие Ему кротость и любовь. Дух, противоположный духу Христа, отвергнет Христа, несмотря на формальное признание. Люди могут отречься от Христа сквернословием, пустословием, ложью или злоречием. Они могут отречься от Него нежеланием нести жизненное бремя и стремлением к греховным наслаждениям. Они могут отречься от Него бестактностью, самомнением, самооправданием, колебаниями, искушая Бога и упорно предпочитая тьму. Всем этим люди доказывают, что в них нет Христа. „А кто отречется от Меня пред людьми, — говорит Иисус, — отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным“» (Желание веков, с. 357).

Урок на сегодня:

Нам необходимо каждый день исследовать самих себя, действительно ли мы проповедуем Истину, как она есть в Иисусе.

2 июля

Пойдите и отдохните немного

«Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк. 6:31).

Когда ученики вернулись из своего первого миссионерского путешествия, Иисус решил, что им нужно отдохнуть и спокойно обсудить все, что с ними произошло. Они рассказывали о своих успехах и неудачах, а Иисус давал им подробные наставления. Кроме того, Он знал, что неразумно все свое время посвящать напряженному труду; от этого могло пострадать их личное благочестие, а постоянное нервное возбуждение могло подорвать их интеллектуальные, духовные и физические силы.

Да и Самому Иисусу очень хотелось провести какое-то время наедине с учениками, вдали от многолюдных толп. Ему нужно было преподать ученикам один очень важный урок — они должны были помнить, как легко бывает приписать успех самим себе. Духовная гордыня — одно из искушений сатаны. Когда люди достигают успеха в своих трудах для Бога, у них появляется соблазн полагаться на собственные силы и замыслы.

Однако была и другая очень важная причина для этого уединения — безвременная смерть Иоанна Крестителя. Иисусу нужно было поразмышлять над сгущающимися над Его головой тучами и подготовить Своих учеников к тому, что ожидает их в будущем. Этот отдых вовсе не был веселым пикником на природе. Им нужно было о многом подумать и многое обсудить.

Ключевая мысль:

«Всецело посвятив Свою жизнь благу других, Спаситель считал необходимым удаляться от оживленных дорог, от толп народа, следовавших за Ним изо дня в день. Он вынужден был прекращать на время напряженную деятельность и служение людям, чтобы уединиться и без помех побеседовать со Своим Отцом. Как один из нас, разделив с нами наши нужды, Он полностью полагался на Бога и в уединенной молитве искал Божественной силы, чтобы твердо идти вперед и исполнять Свой долг, невзирая на все испытания. В мире греха Иисус изведал духовное борение и душеные муки. В общении с Богом Он мог освободиться от бремени печали, которая отягощала Его, находил радость и утешение» (Желание веков, с. 362, 363).

Урок на сегодня:

Напряженный труд нужно перемежать с достаточным отдыхом. Иначе нам не достичь успеха в осуществлении Божьих намерений.

3 июля

Вы дайте им есть

«И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей» (Мк. 6:43, 44).

Покой, в котором так нуждались Иисус и Его ученики, был нарушен толпой людей, отправившихся на их поиски. К галилеянам присоединились паломники, направлявшиеся в Иерусалим на Пасху, и так набралось тысяч пять человек, не считая женщин и детей. Марк отмечает, что Иисус сжалился над этим множеством людей, собравшихся послушать Его.

Солнце клонилось к закату, а Иисус все наставлял народ о Боге и отношениях, которые человек должен поддерживать с Ним. Наконец стало очевидно, что люди проголодались. Никаких лавок и рынков поблизости, конечно же, не было, и Спаситель велел ученикам самим накормить эту огромную толпу. Так Он хотел испытать их веру. Ученикам удалось только отыскать мальчика с пятью ячменными хлебами и двумя рыбками. Тем не менее Иисус велел ученикам рассадить людей рядами по пятидесяти и по сто человек. Затем Он благословил хлеб и рыбу, отдал их ученикам, а те начали раздавать пищу голодным людям — и все насытились! Иисусу было по силам устроить богатый пир, но Он не желал завоевы вать симпатии людей, потворствуя их стремлению к роскоши. Напротив, Он все время подчеркивал, что потакание своим желаниям и страстям пагубно для духовной жизни.

Ключевая мысль:

«Ученики были связующим звеном между Христом и народом. И сегодня Его последователи не должны забывать об этом обстоятельстве. Христос — средоточие всего, источник всякой силы. Его ученики должны получать от Него помощь. Даже самые умные, самые духовные могут даровать другим лишь то, что получили сами. В них самих нет ничего, что напитало бы другую душу. Мы можем давать только то, что сами получили от Христа, а получить что-то мы можем только тогда, когда делимся с другими. Продолжая давать, мы продолжаем получать, и чем больше отдаем, тем больше получаем. Таким образом мы можем постоянно верить, доверять, получать и отдавать» (Желание веков, с. 370).

Урок на сегодня:

Нужно быть постоянно начеку, не позволяя эгоистичным желаниям возобладать в нашей жизни.

4 июля

Ночь на озере

«Ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27).

Пока благодарный народ вкушал предложенную Иисусом пищу, некоторые стали возбуждать толпу, говоря, что пришло время Иисусу заявить о Себе как о Мессии и взять власть в Израиле в Свои руки. Они убеждали людей, что Иисус уже привлек к Себе всеобщее внимание, а теперь еще и показал, что сможет прокормить, если потребуется, целое войско. Да что там прокормить — Он сможет исцелять их раны!

Ученики, несомненно, поддерживали такие разговоры и воодушевление масс. Иисус знал, что все это лишь осложнит осуществление Его миссии на земле. Ведь священники и правители искали повод убить Его, обвиняя в том, что Он отвращает от них народ. Нужно было воспрепятствовать нежелательному развитию событий, и Спаситель приказал Своим ученикам немедленно войти в лодки и отплыть, пока Он не отпустит народ.

Никогда еще повеление Иисуса не казалось им таким невыполнимым! Ученики пытались что-то возразить, но Иисус говорил с властью. Иисусу было больно от того, что их представления о Его Царстве столь ограниченны. Обратившись к толпе, Иисус велел людям разойтись; восторженная толпа, радовавшаяся открывающимся перспективам, тут же затихла.

Когда ученики отплыли, в сердцах их бушевала буря, сравнимая по силе с той, которая вскоре разразилась на озере. Они быстро забыли об удивительном чуде, произошедшем всего несколькими часами ранее. Но когда волны стали опрокидывать их лодки, они всем сердцем возжелали, чтобы их Учитель был рядом.

И вот в тот самый миг, когда они решили, что все погибло, появился Иисус. В очередной раз ученики убедились, что у них есть все основания верить Ему.

Ключевая мысль:

«Мы можем думать, что находимся в безопасности и никогда не поколеблемся. Мы можем говорить с полной убежденностью: „Я знаю, в Кого я верую. Никто не поколеблет мою веру в Бога и в Его Слово“. Используя наследственные и приобретенные черты нашего „я“, чтобы погубить нас, сатана старается затуманить наш духовный взор, чтобы мы не видели своих недостатков и не чувствовали своей нужды. Только понимая собственную слабость и постоянно взирая на Иисуса, мы можем пребывать в безопасности» (Желание веков, с. 382).

Урок на сегодня:

Мы должны постоянно исследовать наши мотивы, соответствуют ли они намерениям Бога о нас.

5 июля

Решающий момент в Галилее

«Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин. 6:26, 27).

Запретив народу провозгласить Его царем, Иисус знал, что в Его жизни наступил поворотный момент. Толпы, желавшие сегодня возвести Его на трон, завтра отвернутся от Него. Когда рухнут их честолюбивые надежды, их любовь обратится в ненависть и хвала в проклятья. Но, несмотря на это, Он не предпринял никаких шагов, чтобы предотвратить кризис.

Молва о чуде с хлебами и рыбой разнеслась повсюду, и вокруг Иисуса стало собираться еще больше людей. В первых же словах, обращенных к ним, Иисус отметил, что они ищут Его не из благих намерений, а потому, что желают получить от Него земные преимущества.

Затем Иисус стал рассуждать с ними о том, что является самым важным в подлинном служении Богу. Он попытался обратить их помыслы от хлеба земного к «Хлебу жизни» — Самому Себе, сошедшему с Небес, чтобы насыщать их духовно (см. Ин. 6:35, 48, 51). Раввины стали спорить с Иисусом и высмеивать Его, а недовольная толпа отвернулась от Него. Остались только ученики. Они ни за что не хотели покинуть Его. Иисус открыл им Бога таким, каким они никогда Его не видели.

Ключевая мысль:

«Они увидели Иисуса посредством Святого Духа, посредством откровения, дарованного им Богом. День за днем им давались живые свидетельства Его силы, а они требовали еще одного знамения. Но даже если бы они его получили, то остались бы такими же неверующими, как и прежде. Если их не убедило все то, что они видели и слышали, то бесполезно было совершать для них еще более дивные дела. Неверие всегда найдет повод для сомнений и всегда будет стремиться оспорить самое убедительное доказательство» (Желание веков, с. 386).

Урок на сегодня:

Бывает, что мы не вполне понимаем, как Бог ведет нас по жизни. Временами нас постигают разочарования. Но в любом случае иного пути, кроме веры в Иисуса, у нас нет.

6 июля

Предания

«Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека» (Мф. 15:19, 20).

Книжники и фарисеи постоянно пытались уловить Иисуса в таких вопросах, как соблюдение субботы. Их сильно задевало и Его пренебрежительное отношение к преданиям, которые, как они считали, были призваны содействовать соблюдению Закона Божьего. Среди требований, которые они насаждали, особое место занимали обряды очищения, в частности, совершаемые перед едой.

Правил очищения существовало очень много. В то время как люди были заняты второстепенными обрядами и ритуалами, которых Бог не устанавливал, их внимание отвлекалось от великих принципов Закона Божьего. Христос и Его ученики не исполняли этих церемониальных омовений. Иисус даже не попытался защитить Себя или Своих учеников, когда религиозные вожди обрушились на них с обвинениями. Он просто показал сущность тех, кто так ревностно печется о человеческих традициях. Спаситель особо указал на их лицемерие: они пренебрегали пятой заповедью, требующей почитать родителей, но зато до последней запятой соблюдали правила очищения. Он обличил их в том, что собственные правила они ставят выше Божественных предписаний. Господь показал им, что осквернение исходит изнутри, а не извне. Людей оскверняют злые дела и помыслы, а не пренебрежение к внешним надуманным обрядам.

Ключевая мысль:

«Всякий раз, когда истина с особой силой открывается людям, сатана побуждает своих слуг начать спор по второстепенным вопросам… Где бы ни начиналось доброе дело, там всегда появляются придирчивые люди, готовые спорить о формальностях или ненужных деталях, чтобы отвлечь умы от живой реальности. Когда Бог намеревается особенным образом действовать во благо Своих детей, они не должны ввязываться в ненужные споры, которые только губят души. Вот вопросы, которые должны волновать нас: имею ли я спасительную веру в Сына Божьего? Согласуется ли моя жизнь с Законом Божьим?» (Желание веков, с. 396).

Урок на сегодня:

В наше время, как и в древности, легко погрязнуть в мелочных, малозначительных вопросах и пренебречь самым важным.

7 июля

Преграды устранены

«О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:28).

После столкновения с фарисеями по поводу человеческих обрядов Иисус удалился подальше от шума к границам Финикии, где располагались великие портовые города Тир и Сидон. Он решил снова побыть какое-то время наедине с учениками, однако главной Его целью было помочь им понять, что Евангелие надлежит проповедовать не только иудеям, но и язычникам.

Иисус знал заранее об этой женщине и ее больной дочери. Он знал, что она слышала о Нем и Его служении исцеления, и намеренно оказался у нее на пути. Иисус вполне осознавал, что Его ученикам, как и прочим их соплеменникам, присуща иудейская гордыня, они смотрят на других свысока и не питают теплых чувств к язычникам. Именно эти барьеры Он и вознамерился сокрушить.

Как же Иисус совершил это? Для начала Он показал Своим ученикам, как откликнулся бы на просьбу язычника о помощи типичный иудей. Когда язычница стала умолять Его исцелить ее дочь, Иисус словно не слышал ее. Казалось, Он хочет, чтобы она ушла прочь. Но женщина не теряла веры. Она не отступала, и ее вера была вознаграждена. Ответив на ее мольбу, Иисус показал ученикам, что Он послан не только к погибшим овцам дома Израилева, но и ко всем людям. Те, кого ученики считали отверженными, на самом деле также были детьми Божьими.

Те же силы, которые отвращали людей от Христа в древние времена, действуют и сегодня. Если наша гордыня и предубеждения разделяют нас с другими людьми, будьте уверены: мы не следуем за Христом.

Ключевая мысль:

«Бог ненавидит касты. Такие предрассудки не имеют никакого смысла в Его глазах. Все люди имеют одинаковую ценность пред Отцом… Он приглашает прийти к Нему и наследовать жизнь всех, независимо от возраста, звания, национальности и привилегий, связанных с исповеданием той или иной религии» (Желание веков, с. 403).

Урок на сегодня:

Долг современных последователей Христа — твердо стоять против предрассудков и дискриминации во всех ее проявлениях.

8 июля

Истинное знамение

«Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» (Мф. 16:12).

Иисус вернулся в Галилею, подкрепленный искренней верой сирофиникиянки и благодарностью язычников из Десятиградия. Но здесь, в Галилее, среди соплеменников и в том самом месте, где Он совершил большинство Своих чудес, Его встретили с высокомерным неверием.

Фарисеи и саддукеи, никогда между собой не ладившие, объединились против Христа. Они потребовали у Него знамения с неба. Однако Спаситель уже совершил перед ними немало знамений в подтверждение Своей миссии. Каждое содеянное Им чудо, исцеление больных и воскрешение мертвых были знамениями Его Божественности.

Однако самым убедительным свидетельством того, что Он пришел от Бога, была Его жизнь, являвшая Божий характер. Столь благочестивая жизнь — это величайшее из всех чудес. Иисус не употреблял Свою силу ради того, чтобы что-то доказать или удовлетворить запросы гордых и неверующих. Не дал Он такого повеления и нам с вами. Изменение сердца, преображение человеческого характера — вот чудо, которое служит откровением силы вечного Спасителя. Последовательная христианская жизнь — величайшее из чудес.

Ученики хотели, чтобы Иисус выполнил требование вождей народа о знамении. Они знали, что Ему вполне по силам совершить какоенибудь чудо и таким образом заставить замолчать Своих врагов. Существовала опасность, что ученики также взлелеют в своем сердце своекорыстное желание прославиться, которым были движимы фарисеи и саддукеи.

Ключевая мысль:

«Как в прошлые времена, так и сегодня среди последователей нашего Господа широко распространен этот коварный грех. Как часто наше служение Христу, наше общение друг с другом исполнено тайным желанием возвыситься! С какой готовностью мы мысленно хвалим себя и стремимся заслужить похвалу людей! То самое себялюбие, желание найти более легкий путь, чем тот, который предназначил Бог, приводит к подмене Божественных заповедей человеческими измышлениями и преданиями» (Желание веков, с. 409).

Урок на сегодня:

Только сила Божья, проявляющаяся в нашей жизни, может избавить нас от своекорыстия и стремления заслужить похвалу.

9 июля

Предзнаменование креста

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Иисус ясно видел Свой путь от яслей до Голгофы. Он знал о предлежавших Ему скорбях, но всегда помнил и о плодах Своей миссии. Его воодушевляла мысль о том, что Его страдания принесут вечные благословения всему миру.

Иисус готовился рассказать ученикам о том, что ждет Его впереди. Но прежде Он дал им возможность обновить свое исповедание веры в Него, дабы они укрепились в преддверии грядущих суровых испытаний. Он обратился к ним с вопросом: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16:13).

За всех ответил Петр: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (ст. 16). Однако они по-прежнему были далеки от понимания Его миссии. Исповедание Петра является основанием веры каждого христианина. Иисус — Камень, основание Церкви, и если мы строим на Его обетованиях и силе, то нас никому не одолеть.

Затем Иисус поведал им о Его грядущих унижениях и страданиях. Ученики потеряли дар речи от горечи и удивления; они не могли вместить слова Христа. Далее Иисус объяснил им, что Его жертвенная жизнь служит примером того, какой должна быть их собственная жизнь. Себялюбие — это смерть, а самопожертвование означает жизнь вечную.

Ключевая мысль:

«После того как Петр исповедал свою веру, Иисус повелел Своим ученикам не говорить никому о том, что Он — Христос. Это повеление было дано из-за происков книжников и фарисеев; более того, народ и даже ученики имели настолько искаженное представление о Мессии, что открытое признание нисколько не содействовало бы правильному представлению о Его предназначении и Его служении. Постепенно, день за днем, Он открывал им Себя как Спаситель, стремясь таким путем дать истинное понимание о Себе как о Мессии» (Желание веков, с. 414).

Урок на сегодня:

Будучи последователями Христа, мы должны идти тем же путем самоотречения, которым прошел Он.

10 июля

Он преобразился

«И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17:3).

Иисус и три Его ученика весьма утомились, восходя на одинокую гору. Вскоре Иисус отошел от них и стал молиться, с воплем и слезами умоляя Своего Небесного Отца укрепить Его пред лицом грядущих испытаний. Он видел, как ученики были подавлены, когда Он сообщил им о Своих грядущих страданиях. И вот теперь Ему хотелось дать заверение, что их вера в Него не напрасна. Он желал укрепить и ободрить их. Однако только Петр, Иаков и Иоанн были готовы получить то откровение, которое Он хотел им дать.

Там, на склоне горы, в ответ на Его молитву вдруг открылось небо и Иисуса окружило небесное сияние. Петр, Иаков и Иоанн увидели две фигуры — Моисея и Илию, стоявших рядом с их Учителем. Перед их изумленным взором явилось будущее Царство славы в миниатюре — Владыка Христос, Моисей — представитель воскресших святых и Илия, представлявший тех, кто будет взят на небо, не увидев смерти.

Ученики все еще не понимали происходящего, но они радовались, что их Учитель почтен небесными вестниками. Они думали, что Илия пришел провозгласить Царство Мессии и что Иисус вот-вот установит Свое Царство на земле. Петр с воодушевлением предложил соорудить три кущи для Иисуса, Моисея и Илии, потому что хорошо им было здесь.

Внезапно слава небес исчезла, и они остались на горе одни с Иисусом.

Ключевая мысль:

«Но венцу должен предшествовать крест. Темой их беседы была не торжественная коронация Иисуса, а предстоящая Ему смерть в Иерусалиме… Моисей и Илия… разделяли Его желание спасать людей… Именно эти люди, а не ангелы, окружающие престол Божий, пришли, чтобы беседовать с Иисусом о Его страданиях, утешать Его уверением в сочувствии Небес» (Желание веков, с. 422, 425).

Урок на сегодня:

Если бы мы могли проникнуть за завесу, отделяющую небеса от земли, то поняли бы, какая тесная связь существует между ними и насколько реален невидимый мир.

11 июля

Служение

«Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:9).

Когда Иисус с учениками сошел с горы, внизу их встретила привычная толпа. Господь уже предупредил Своих учеников, чтобы они никому не рассказывали о том, что случилось минувшей ночью. Он знал, что такой рассказ ничего, кроме насмешек или праздного любопытства не вызовет.

У подножия горы Иисус столкнулся с напряженной ситуацией. Ученики, которые не были с Ним на вершине горы в ту ночь, пребывали в полном замешательстве, поскольку не сумели изгнать злого духа из бесноватого мальчика. Им уже приходилось это делать во время недавнего миссионерского путешествия, так почему бы не попробовать еще раз? Но учеников постигло разочарование, а книжники не преминули их унизить. Приблизившись, Иисус прочитал у них на лицах смущение и замешательство.

Отец мальчика, бросившись к ногам Спасителя, стал умолять Его о помощи. «Если сколько-нибудь можешь веровать, — сказал ему Иисус, — все возможно верующему» (Мк. 9:23). Иисус как бы говорил: «Я действительно обладаю необходимой силой. Но исцеление твоего сына зависит прежде всего от твоей веры, а не от Моей силы».

Весь в слезах, отец вручил себя в милостивые руки Христа, воскликнув: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (ст. 24). Иисус приказал злому духу оставить отрока. Бес поверг мальчика наземь, но Иисус поднял его и передал благодарному отцу.

В этой отцовской мольбе слышится глас каждого страждущего человека. Спаситель слышит этот глас и отвечает на него. Так почему же учеников постигла такая неудача? Дело в том, что они не были готовы встретиться лицом к лицу с силами тьмы, их вера была недостаточно глубока. Они стали беспечны, совершая святое служение. Им нужно было отречься от своего «я» и полностью положиться на Бога.

Ключевая мысль:

«Вера соединяет нас с небом и дает нам силу бороться с ангелами тьмы. Во Христе Бог дарует нам средство господствовать над каждым греховным побуждением, сопротивляться каждому искушению, каким бы сильным оно ни было. Но многие чувствуют, что им недостает веры, и потому не решаются приблизиться ко Христу… Тот, Кто исцелял больных и изгонял бесов, когда был среди людей, и сегодня остается таким же могущественным Искупителем. Вера приходит через Слово Божье» (Желание веков, с. 429).

Урок на сегодня:

Беспечное отношение к ежедневному чтению Библии и молитве приводит к неудачам в святом служении.

12 июля

«Кто больший?»

«Итак, кто умалится, как это дитя, тот и         больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4).

Хотя ученики были с Иисусом уже не менее двух лет, в их среде постоянно возникали споры о том, кто из них главнее. Иисус знал об их соперничестве и прямо говорил им: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35).

Но ученики по-прежнему не понимали сути Царства Христа, и это непонимание подпитывало их разногласия и борьбу за первенство. Их противоборство было проявлением того же духа, которым был движим Люцифер, когда стал зачинщиком великой борьбы на небесах. Если бы Люцифер действительно желал уподобиться Всевышнему, он никогда не оставил бы назначенное ему место, ибо дух Всевышнего проявляется в бескорыстном служении. Люцифер возжелал Божьей власти, но не Его характера.

Царство сатаны — это царство насилия, где власть становится наградой сильного; каждый видит в своем ближнем преграду на пути к собственному благополучию или же ступеньку на пути вверх. Но в Царстве Христа велик тот, кто всецело посвящает себя служению другим.

Ключевая мысль:

«Славе предшествует смирение. Для того чтобы занять высокое место перед людьми, небо избирает того, кто, подобно Иоанну Крестителю, добровольно смиряется перед Богом. Тот ученик, который более всего уподобился ребенку, более плодотворно трудится для Бога. Небесные существа могут сотрудничать с тем, кто старается спасать людей, а не возвышать себя. Тот, кто испытывает глубокую нужду в Божественной помощи, будет молить об этом, и Святой Дух поможет ему видеть Иисуса, укрепив и возвысив его душу. Благодаря общению со Христом он будет трудиться… и преуспевать там, где многие образованные и интеллектуально развитые терпят поражение» (Желание веков, с. 436).

Урок на сегодня:

Гордыня — это изъян души, который труднее всего преодолеть. В глубине души каждый человек желает первенствовать, быть отмеченным особой честью. Такое желание следует постоянно подавлять, а развивать смирение.

13 июля

На празднике кущей

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37).

Самым впечатляющим обрядом во время праздника Кущей было воспоминание об особом событии во время странствования по пустыне, когда из камня потекла вода для изнывавшего от жажды Израиля.

Трижды в году иудеи должны были собираться в Иерусалиме на религиозные праздники. Иудеи не только из Палестины, но и из других стран стекались в Иерусалим на праздник Кущей. Молва о чудесах Иисуса разнеслась по всей земле, и многие надеялись, что Он тоже появится на этом празднике. И Он действительно появился. Наставляя людей, Он показал, что прекрасно знает законы и установления Израиля. Изо дня в день Он учил народ, а в последний день праздника воззвал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37).

При этих словах сердца людские вострепетали от неведомого благоговения. Многие были готовы воскликнуть вместе с женщиной-самарянкой: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды» (Ин. 4:15).

Ключевая мысль:

«Иисус знал духовные нужды народа. Пышность, богатство, почести не могут удовлетворить сердце… Богатых и бедных, вельмож и простой люд — Он всех зовет к Себе… Многие из слушавших тогда Иисуса скорбели о своих несбывшихся надеждах; многие изнемогали от тайных душевных ран, иные же стремились утолить свои стремления к мирскому благополучию и почету. Но когда человек достигает всего, к чему так сильно стремился, то обнаруживает, что он трудился так тяжело только для того, чтобы вновь очутиться у разбитого водоема, из которого нельзя напиться. Неудовлетворенными и обиженными чувствовали себя эти люди среди всеобщей радости. Неожиданный призыв „кто жаждет“, пробудил их от горестных размышлений, и когда они слушали то, что говорил Иисус, в их сердцах загорелась новая надежда. Святой Дух являл перед ними этот символ до тех пор, пока они не увидели в нем бесценный дар спасения» (Желание веков, с. 454).

Урок на сегодня:

Как вода необходима для физической жизни, так Иисус, «Вода жизни», необходим для жизни духовной.

14 июля

Среди сетей

«Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:17).

Иисус учил, что восприятие и понимание истины зависит не столько от разума, сколько от сердца. Другими словами, истина должна быть принята душой, ей должна покориться воля человека. Если бы истину можно было постичь только разумом, тогда гордость не стала бы помехой для ее принятия.

Более того, человек принимает истину благодаря воздействию Божьей благодати на его сердце. Будет она принята или нет — зависит от нашей готовности отказаться от всякого греха, на который указывает нам Дух Святой. Иисус сказал, что всякий, кто желает познать истину и последовать ей, сумеет отличить того, кто говорит от Бога, от того, кто говорит сам от себя.

Затем Он указал критерий, по которому можно отличить истинного учителя от ложного. Если человек старается привлечь внимание людей к себе и прославить себя, значит он говорит не от Бога. Своекорыстный человек показывает, какого он духа.

Иисус дал раввинам свидетельство Своей Божественности, показав им, что может читать их сердца: «За что ищете убить Меня?» (Ин. 7:19). Подобно вспышке молнии эти слова высветили, в какую бездну мрака они были готовы погрузиться.

Иудейские вожди даже не пытались узнать, что есть истина. Их больше волновало, кто ее отстаивает. Мы тоже порой повторяем их ошибку.

Ключевая мысль:

«Разум человеческий наделен силой отличать правду от заблуждения. Бог советует людям принимать решения, не поддаваясь минутному порыву, но взвесив все свидетельства, внимательно сопоставляя одно писание с другим. Если бы иудеи преодолели свои предрассудки и сравнили записанное пророчество с фактами, имевшими место в жизни Христа, они увидели бы, как чудесно исполнились пророчества в жизни и служении смиренного Галилеянина» (Желание веков, с. 458).

Урок на сегодня:

Истинность той или иной вести определяется не по тому, кто ее принимает или сколько у нее сторонников. Прежде всего мы должны задаться вопросом: «Соответствует ли эта весть Божьему Слову?»

15 июля

Свет жизни

«Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).

В ходе праздника Кущей каждый день во время вечерней жертвы во дворе храма зажигались все светильники. Это яркое освещение символизировало надежду иудеев на пришествие Мессии, Который озарит светом Израиль.

Однажды утром во время праздника Иисус указал на восходящее солнце и сказал: «Я свет миру». Народ не мог не связать эти слова с пророчеством Исаии (Ис. 49:6). Люди поняли, что Иисус провозгласил Себя Мессией.

Фарисеи и правители восприняли это заявление как неслыханную самонадеянность и возмутились. В ответ Он процитировал им Писание и сказал всем, уверовавшим в Него, что истина сделает их свободными (см. Ин. 8:32). Эти слова тоже покоробили фарисеев, которые всеми силами противились истине.

Бог всегда оставляет за людьми право выбирать, кому они будут служить. Но когда человек покоряется Христу — это и есть свобода в высшем ее понимании. Отказ от греха — действие самой души. Когда у нас появляется жажда свободы, тогда усилия нашей души сливаются с Божественной силой Святого Духа, и мы, исполняя веления своей воли, в действительности исполняем волю Божью. Эта новая свобода, обретаемая нами в покорности Богу, возрождает нас к истинной славе и величию; мы становимся такими, какими хочет видеть нас Бог.

Ключевая мысль:

«Христос пришел, чтобы открыть глаза слепым и просветить находящихся во мраке… Люди, видевшие пришедшего на землю Спасителя, удостоились быть свидетелями более полного проявления Божественного присутствия, чем ктолибо до них. Познание Бога открывалось все более совершенно. Но через это откровение к людям приходил и суд, испытывалась их твердость в вере, определялась их судьба» (Желание веков, с. 475).

Урок на сегодня:

Следуя за светом, мы совершаем бесконечно долгое путешествие, в ходе которого все более и более уподобляемся нашему Господу.

16 июля

Божественный пастырь

«Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10:14).

Иисус всегда умел достучаться до сознания Своих слушателей, прибегая к сравнениям и образам, которые были хорошо им знакомы, будь то вода, свет, сеяние или жатва. Вот и на этот раз Он воспользовался знакомым примером, заговорив о пастухе и его овцах.

Христос есть дверь во двор Божий. Через эту дверь входили все Его дети с древнейших времен. Но не фарисеи и правители. Они пробирались во двор овчий иным путем.

Во все века среди людей были философы и учителя, которые предлагали свои теории, якобы призванные восполнить духовные нужды людей и подменить собой искупление через Христа. В то же время они наполняли сердца людей либо рабским страхом перед Богом, либо холодным равнодушием к Нему.

Из всех творений овцы — самые беспомощные и беззащитные, поэтому пастуху приходится неустанно заботиться о своем стаде. Сколько бы ни было у пастуха овец в стаде, он всех их знает наперечет. У каждой из них есть свое имя, и каждая откликается на него, когда ее зовет пастух.

Так и Христос знает каждого из нас и не остается безучастным к нашим бедам. Он знает дом, в котором мы живем, и подробности нашей жизни, как если бы мы были единственными, за кого Он умер. Спаситель проложил для нас путь на небеса, и хотя этот путь может быть крутым и тернистым, Он точно знает, в чем мы нуждаемся для его преодоления.

И самое главное, Он будет крепко держать нас, если только мы сами не захотим Его оставить. Он — наш верный Помощник.

Ключевая мысль:

«Не страх перед наказанием и не надежда на вечную награду побуждает учеников Христа следовать за Ним. Они созерцают несравненную любовь Спасителя, явленную во время Его странствования по земле, от яслей в Вифлееме до Голгофского креста, и взор Иисуса привлекает, смягчает и покоряет душу. Любовь пробуждается в сердцах тех, кто взирает на Него. Они слышат Его голос и следуют за Ним» (Желание веков, с. 480).

Урок на сегодня:

Когда в нашей жизни наступают трудные времена, мы можем быть уверены, что Иисус даст нам все необходимое, дабы мы преодолели возникшие трудности.

17 июля

Последнее путешествие из Галилеи

«Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56).

Понимая, что Его служение близится к концу, Иисус изменил характер Своей работы. Прежде Он стремился избегать огласки и не возбуждать народ. Теперь же Он оставил Галилею и вернулся в Иерусалим, совершенно не скрываясь. Ему нужно было привлечь внимание народа к жертве, которую Он готовился принести.

Спасителю было нелегко. Его больно ранило неверие учеников. Дьявол навязывал Ему свои искушения: зачем Ему идти в Иерусалим на верную смерть? Ведь в Галилее столько людей, которые жаждут услышать Его весть и получить от Него исцеление. Он только начал Свое служение! Он еще так молод!

Но если бы Иисус отступил хотя бы на мгновение, чтобы спасти Самого Себя, тогда сатана праздновал бы победу, а мир погиб бы в пучине греха. Единственным законом жизни Христа была покорность воле Отца.

Когда самаряне отказались дать Ему приют, возмущенные ученики вознамерились обрушить на них огонь с неба. Но Иисус преподал им еще один урок, внес еще один штрих в общую картину великой борьбы — Бог никогда и никого не принуждает. Только сатана и люди, движимые его духом, неволят чужую совесть. Если мы горим желанием уязвить или истребить тех, кто не ценит наш труд или поступает вопреки нашим убеждениям, это самым убедительным образом свидетельствует о том, что нами владеет дух сатаны.

Ключевая мысль:

«Каждое предупреждение, обличение и настойчивый призыв в Слове Божьем или через Его вестников — это стук в дверь сердца. Это голос Иисуса, Который просит впустить Его. Если человек раз за разом оставляет этот стук без внимания, желание открыть дверь у него ослабевает. Если мы сегодня пренебрегаем влиянием Святого Духа, завтра оно будет слабее… Мы будем осуждены на небесном суде не потому, что заблуждались, а потому, что пренебрегли данными Небом возможностями познать Истину» (Желание веков, с. 490).

Урок на сегодня:

Бывает так, что мы слишком много думаем и говорим о силе сатаны. Не лучше ли говорить о чудесной любви Иисуса и благодати, которую Он нам предлагает?

18 июля

Милосердный самарянин

«Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36).

В притче о милосердном самарянине Иисус открывает сущность истинной религии. Он наглядно показывает, что она заключается не в доктринах, не символах веры или обрядах, а в делах любви — в заботе о высшем благе своих ближних, в подлинной доброте.

Это была реальная история, и слушатели Христа знали, что все происходило именно так, как Он рассказал. Причем и священник, и левит, обошедшие несчастного стороной, находились в той самой толпе и внимали словам Христа!

Иудеи признавали, что Бог учит их любить ближнего, как самих себя. Но они никак не могли договориться, кого именно следует считать своим «ближним». Они не сомневались, что язычники и самаряне в их число не входят, но как быть с различными категориями людей среди самих иудеев? Ведь среди них есть невежды, а некоторые не соблюдают обрядовую чистоту, — разве они «ближние» остальным иудеям? Иисус рассказал о добром самарянине именно для того, чтобы дать ответ на этот вопрос. Он ясно дал понять, что ближний нам тот, кто нуждается в нашей помощи.

Христос показал, что наш ближний вовсе не обязательно должен быть одной с нами веры. «Ближний» — не значит одной национальности, одного цвета кожи или одного сословия. Ближний нам тот, кто изранен и уязвлен сатаной. Ближний нам тот, за кого умер Христос.

Ключевая мысль:

«И сегодня потребность в этом наставлении нисколько не меньше, чем тогда, когда его произнес Иисус. Себялюбие и бездушный формализм почти погасили огонь любви и вытеснили душевные качества, которые делают человека благородным. Многие исповедующие имя Иисуса забывают о том, что христиане должны являть собою Христа. Пока мы на деле не будем жертвовать собой ради блага других в семье, среди соседей, в церкви, везде и всюду, как бы мы себя ни называли, христианами мы не являемся» (Желание веков, с. 504).

Урок на сегодня:

Как христиане мы не вправе проходить мимо оказавшихся в беде людей, думая, будто нас это не касается.

19 июля

«Не придет царствие Божие приметным образом»

«Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: „вот, оно здесь“, или: „вот, там“. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20, 21).

Более трех лет прошло с тех пор, как явился Иоанн Креститель и провозгласил весть о приближении Царства Божьего (см. Мф. 3:2). Многие из тех, кто отверг Иоанна и противостоял Иисусу, распространяли слух, будто Его миссия потерпела крах. Даже ученики не вполне понимали суть Его служения. Они внимательно изучали пророческие Писания, но никак не могли увязать смирение и кротость Иисуса с собственными представлениями о Мессии.

Но все изменилось после Голгофы и Пятидесятницы. Как в дни апостолов, так и ныне человек не способен увидеть славу Христа, не будучи просвещен Божественным Духом. Любящее мир, непоследовательное христианство не может по достоинству оценить истину и дело Божье. Царство Божье не приходит приметным образом.

Даже сегодня тысячи людей трудятся над созиданием Божьего Царства, исходя из собственных представлений. Они думают, что это Царство можно установить с помощью соответствующих законодательных актов, навязанных человеческим авторитетом. Хотя правители в дни Христа были развращены и деспотичны, Он не предпринимал никаких гражданских реформ, и не потому, что был равнодушен к творящимся вокруг Него бесчинствам, а потому, что исцелить эти общественные недуги можно было лишь с помощью возрождения сердца.

Ныне, как и во дни Христа, дело Божье совершают не те, кто ищет признания и поддержки у земных правителей и человеческих законов, а те, кто во имя Христа возвещает людям духовные истины, способные преобразовать общество.

Ключевая мысль:

«Царство Христа устанавливается не решением судов, соборов или законодательных собраний, не благодаря покровительству сильных мира сего; оно утверждается Духом Святым, Который насаждает в сердце образ Христа… Это единственная сила, которая может возвысить человечество. А на долю людей в этой работе выпадает проповедь и жизнь согласно Слову Божьему» (Желание веков, с. 509, 510).

Урок на сегодня:

Бог совершает преобразования в обществе, влияя на сердце каждого отдельного человека.

20 июля

Благословение детей

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).

Иисус любил детей, и дети отвечали Ему взаимностью. Они тянулись к Нему, видя Его чуткость и доброту. Им нравилось быть рядом с Ним, а их искренность и открытость были отдохновением для Его души.

Наш Спаситель понимал заботы и бремя матерей, которые стремились воспитать своих детей в соответствии с Божьим Словом. Он Сам привлек их к Себе. Несколько женщин высказали желание, чтобы Иисус благословил их детей, но ученики стали отсылать их прочь. Они думали, что тем самым оберегают покой своего Учителя. Однако Иисус с радостью возложил на этих детей руки и благословил их, подкрепив матерей и даровав им утешение. В наши дни матери тоже могут приходить к Иисусу, веруя, что Он обязательно благословит и их, и детей.

Иисус знает бремя каждой матери. У Него тоже были земные родители, боровшиеся с нищетой. Он проделал долгий путь, чтобы облегчить сердечную муку женщины-хананеянки. Он вернул вдове из Наина ее единственного сына.

В Своем учении Иисус нисходил до уровня детей, поэтому они внимали Ему. Он посеял в их сердцах семена истины, которые должны были взрасти в последующие годы и принести плод в жизнь вечную.

Ключевая мысль:

«Не допускайте, чтобы ваше нехристианское поведение создавало превратное представление о Христе. Не разлучайте малышей с Христом своей резкостью и холодностью. Ни в коем случае не давайте детям повода думать, что небо не будет для них желанным местом, если там окажетесь вы. Не говорите о религии как о чем-то таком, чего дети не способны понять. Поступайте так, чтобы они уже в детстве приняли Христа. Пусть никогда у них не возникает ложного представления, будто христианство — это религия уныния и мрака; будто, приходя к Спасителю, они должны отказаться от всего, что делает эту жизнь радостной» (Желание веков, с. 517).

Урок на сегодня:

Родители должны делать все возможное, чтобы помочь своим детям сформировать христоподобный характер. Они еще дети, но это не значит, что они не смогут понять любовь Бога и всем сердцем полюбить Его.

21 июля

Одного тебе недостаёт

«Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:22).

Богатый юноша был глубоко тронут словами Христа и совершенными Им чудесами исцеления, и Ему захотелось стать одним из Его учеников. Когда Иисус отправился дальше, юноша побежал вслед за Ним и, пав пред Ним на колени, спросил: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16).

Молодой человек был весьма высокого мнения о собственной праведности, однако чувствовал, что ему чего-то недостает. Иисус посмотрел ему в глаза и полюбил его, зная, что он вполне искренен. Более того, Он увидел, что этот юноша может оказать большую помощь в Его деле. Он мог стать достойным представителем Иисуса, поскольку обладал такими качествами, которые, соединись он со Христом, позволили бы ему стать духовной силой, оказывающей благотворное влияние на людей.

Однако ему недоставало одного — он нуждался в любви Божьей в собственном сердце. Чтобы обрести Божью любовь, ему нужно было отказаться от всепоглощающей любви к себе. Иисус испытал юношу, поставив его перед выбором между небесным сокровищем и земным богатством. И юноша опечалился, ибо слишком любил свое большое имение и не рискнул отказаться от него ради невидимого небесного сокровища.

Ключевая мысль:

«Беседа Иисуса с молодым богачом — наглядный урок для нас. Бог дал нам образец поведения, которому должны следовать все, кто Ему служит. В этом состоит повиновение Его Закону, причем не простое повиновение, присущее законникам, но повиновение, вошедшее в жизнь и воплощенное в характере. Господь установил Свое мерило для всех, кто хотел бы стать подданным Его Царства. Только те будут признаны детьми Божьими, кто станет соработником Христа, кто скажет: Господи, все, что я имею, и весь я — все Твое!.. Христос предлагает воспользоваться средствами, которые дает нам Бог, для продвижения Его работы в этом мире. Только так Он может спасти нас» (Желание веков, с. 523).

Урок на сегодня:

Предложение, с которым Иисус обратился к богатому юноше, относится и ко всем нам. У Иисуса нет любимчиков.

22 июля

Лазарь иди вон

«Господи! если уснул, то выздоровеет. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:12, 14).

Иисус часто бывал в Вифании, в доме Лазаря и двух его сестер, где находил желанный покой и передышку от подозрений и ревности озлобленных фарисеев. Здесь Он мог говорить свободно и просто, зная, что Его поймут. Ему не нужно было изъясняться притчами. Мария часто сидела у ног Иисуса, жадно Ему внимая, а Марфа суетилась по дому, хлопоча об удобстве гостей.

В их дом пришла большая беда, когда Лазарь тяжело заболел. Сестры послали весточку Иисусу, зная, что их горе не оставит Его равнодушным. Посланец вернулся и передал им слова Спасителя: «Эта болезнь не к смерти» (Ин. 11:4). Но Лазарь все-таки умер, а Иисус тем временем продолжал заниматься Своим обычным служением.

Спустя четыре дня после смерти Лазаря Иисус наконец добрался до Вифании и застал сестер в глубокой скорби. Иисус скорбел вместе с ними, но Он знал, что их вера воссияет с новой силой, когда Он совершит для них великое чудо. Лазарю, его сестрам, ученикам и даже упрямым иудейским вождям будет дано неопровержимое свидетельство, что Он — Бог и Жизнедатель.

Придя к месту погребения, Иисус велел отвалить камень от гроба, а затем громким голосом воззвал к Своему другу, чтобы тот вышел наружу. И мертвец вернулся к жизни!

Ключевая мысль:

«Христос плакал не только из-за того, что разворачивалось перед Его глазами. Его тяготило горе всех веков… Глядя в будущее, Он снова видел страдания и скорбь, слезы и смерть, которые суждены человечеству. Его сердце пронизывала боль людей всех веков и всех стран. Горе падшего рода человеческого тяготило Его душу, глаза наполнились слезами, потому что Он жаждал облегчить участь всех» (Желание веков, с. 534).

Урок на сегодня:

Воскрешение Лазаря служит предзнаменованием того, что произойдет, когда Иисус вернется на землю и пробудит Своих спящих святых к вечной жизни.

23 июля

Заговор священников

«Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его» (Ин. 11:57).

Воскрешение Лазаря встревожило саддукеев, отрицавших саму возможность возвращения мертвых к жизни. В отличие от них фарисеи верили в воскресение, но они ненавидели Иисуса за то, что Он обличал их лицемерие. Эти две религиозные группировки враждовали между собой. Но теперь они вместе стали строить замыслы, как схватить Иисуса и заставить Его замолчать.

В самый разгар жаркого обсуждения первосвященник Каиафа поднялся и заявил, что лучше пусть умрет один человек, чем погибнет весь народ. Задействовав всю силу своего убеждения, он заставил синедрион согласиться с тем, что Иисуса нужно предать смерти. Они воспротивились влиянию, которое оказывал на них Святой Дух, убедив самих себя, что убийство Иисуса вполне соответствует Божьей воле. Они были довольны таким решением, видя в себе патриотов, стремящихся спасти свой народ.

Но они не решались взять Иисуса незамедлительно, ибо боялись народного гнева. Иисус знал об их замыслах и о том, что они в конце концов добьются своего. Но время страдать еще не пришло, поэтому Он удалился из тех мест.

Ключевая мысль:

«На этом совете враги Христа глубоко осознали свою виновность. Святой Дух воздействовал на их разум, но и сатана старался возыметь над ними власть. Он напоминал им все обиды, которые они затаили на Христа… Не обращая внимания на все их формальности и обряды, Он [Иисус] побуждал грешников обращаться непосредственно к Богу как к милостивому Отцу и нести Ему все свои тревоги. Тем самым, казалось им, Он отвергал священство. Он отказался признать богословие раввинских школ. Он разоблачал злые дела священников, весьма ослабляя их влияние… Все это ныне напомнил им сатана. Сатана внушал им, что для сохранения своей власти они должны приговорить Иисуса к смерти» (Желание веков, с. 540, 541).

Урок на сегодня:

В великой борьбе зависть и ненависть неизменно побуждают к насилию и попыткам уничтожить истину.

24 июля

Закон нового царства

«Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26).

Приближалась Пасха. Иисус знал, что близится время, когда Его предадут и подвергнут мученической смерти. Пытаясь объяснить это Своим ученикам, Он говорил еще яснее, чем прежде, но они продолжали мечтать о царстве, которое, как им виделось, Он вот-вот установит на земле. Они были уверены, что это время не за горами.

К Иисусу подошла мать Иакова и Иоанна, обратившись с просьбой, чтобы ее сыновья воссели рядом с Иисусом по правую и по левую сторону от Него в грядущем царстве. Иисус читал ее сердце. Он знал, что ее сыновья глубоко преданы Ему. Он не осудил ее за это прошение, но воспользовался им, чтобы донести до учеников одну очень важную истину.

Когда остальные ученики узнали, о чем Иаков и Иоанн просили Иисуса через свою мать, им это явно пришлось не по душе. Ведь они тоже были не прочь занять эти почетные места! Среди них с новой силой возобновились споры о том, кто будет выше в Божьем Царстве.

Иисус же сказал им, что величие в Его Царстве зиждется на иных принципах, отличных от принципов мира сего. Земные царства опираются на власть, богатство и силу, но в Небесном Царстве велик тот, кто больше служит, — о чем наглядно свидетельствует пример Самого Иисуса. А их стремление занять места повыше характерно для царства сатаны.

Ключевая мысль:

«В памяти возлюбленного ученика Христа навсегда остались принципы и слова учения Спасителя во всей их Божественной красоте. До самых последних дней суть свидетельства Иоанна церквам заключалась в следующем: „Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга“ (1 Ин. 3:11)…

Именно этот дух наполнял раннюю Церковь. Когда излился Дух Святой, „у множества… уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим… не было между ними никого нуждающегося“ (Деян. 4:32, 34)» (Желание веков, с. 551).

Урок на сегодня:

Вся земная жизнь Иисуса была построена на принципе бескорыстного служения ближним. В своей жизни мы также должны следовать Его примеру.

25 июля

Закхей

«Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:9, 10).

Много караванов проходило через Иерихон по пути в Иерусалим на праздник. По всему городу разнеслась весть о том, что в многолюдной толпе находится Иисус, воскресивший Лазаря. В Иерихоне нашлось немало людей, которым хотелось на Него посмотреть.

Среди них был и Закхей, начальник мытарей, который отнюдь не пользовался расположением у своих соплеменников. Но, несмотря на худую молву о нем, сердце его было открыто для истины. Он слышал Иоанна Крестителя, проповедовавшего о необходимости покаяния, и начал возмещать убытки тем, с кого взял лишнее. Узнав, что Иисус вскоре пройдет по улице, Закхей взобрался на дерево, чтобы лучше Его рассмотреть, ибо был мал ростом.

Сидя на ветке, Закхей увидел, что Иисус и Его ученики остановились прямо под ним! Его удивлению не было предела, когда Иисус посмотрел вверх и позвал его по имени! Более того, Учитель попросил Закхея спуститься и принять Его в доме! Сердце начальника мытарей исполнилось чувством любви и преданности к своему новому Наставнику, и, открыв наконец уста, Закхей во всеуслышание исповедовал свои грехи и пообещал воздать вчетверо тем, кого обидел. Он сделал то, к чему оказался неспособен богатый юноша.

В наше время на каждой финансовой сделке, на каждом чеке, на каждой бухгалтерской книге должно быть начертано: «Святыня Господу». Каждый истинно обращенный человек должен оставить всякую неправду, даже если формально она соответствует закону. Насколько возможно, он должен исправить зло и возместить ущерб.

Ключевая мысль:

«Как только Закхей покорился влиянию Святого Духа, он отверг все, что было бесчестным.

Покаяние не может быть истинным, если оно не преображает человека. Праведность Христа — это не покрывало, скрывающее неисповеданные и неизжитые грехи. Праведность Христа — это принцип жизни, который изменяет человека и управляет его поведением. Святость — это полная преданность Богу, это полное подчинение сердца и жизни законам Неба» (Желание веков, с. 555, 556).

Урок на сегодня:

Христиане должны быть известны своей безупречной честностью как в деловых операциях, так и в других сферах жизни.

26 июля

Пир в доме Симона

«Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13).

Симон из Вифании был одним из немногих фарисеев, открыто присоединившихся к последователям Христа. Он возлагал на Иисуса надежды как на Мессию, но не принял Его как Спасителя. Характер Симона не претерпел никаких изменений.

Иисус исцелил его от проказы, именно это и привлекло его к Спасителю. В благодарность он приготовил пир в честь Иисуса, на который были приглашены ученики и знатные иудеи из круга самого Симона. За трапезой по одну сторону от Иисуса находился Симон, а по другую — Лазарь. Марфа прислуживала, а Мария с удовольствием внимала словам Христа.

Не пожалев огромной суммы, Мария купила алавастровый сосуд с драгоценными благовониями. Когда она помазала ими голову Иисуса, вся комната наполнилась благоуханием. Иуда тут же выказал свое неудовольствие, посчитав поступок Марии напрасной тратой денег. Мария огорчилась, услышав его укоры, но Иисус встал на ее защиту и похвалил за великодушный поступок.

Взгляд, брошенный Иисусом на Иуду, свидетельствовал, что Спаситель видит насквозь его лицемерие, и тогда Иуда решился отомстить Ему, предав Его в руки синедриона.

Симон сам ввел Марию в грех. Иисус знал это, и Симон понял, что Иисусу известно все. Он увидел себя в истинном свете и смирился перед Господом.

А Мария стала первым человеком, провозгласившим о воскресении Спасителя.

Ключевая мысль:

«Симон был тронут добротой Иисуса, Который не стал открыто обличать его перед всеми гостями. С ним самим не обошлись так, как он хотел, чтобы поступили с Марией. Он видел, что Иисус не стремится выставить его вину перед всеми, но… чутким обхождением покоряет его сердце… Он увидел, сколь великим должником он был перед Господом, смирил свою гордость, покаялся, и некогда надменный фарисей стал преданным, самоотверженным учеником» (Желание веков, с. 567, 568).

Урок на сегодня:

Все мы, подобно Симону и Марии, должники Христа, и долг этот нам оплатить не по силам. Все, что мы можем отдать Ему, это наше сердце.

27 июля

«Царь твой грядет»

«Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21:11).

В первый день недели, которая должна была завершиться Его распятием, Иисус торжественно вступил в Иерусалим при большом скоплении людей, в которых пробудилась надежда на новое царство.

Прежде Иисус всегда путешествовал пешком, но ныне Он въехал в Иерусалим на молодом осле, следуя обычаю иудейских царей и во исполнение пророчества Захарии (см. Зах. 9:9). Тем самым Он провозгласил Себя царем Израиля.

Прокаженные, которых Он очистил, слепые, которым даровал зрение, калеки, грешники, вдовы и сироты, которых Он простил и благословил, — все сопровождали Его и воздавали Ему хвалу при въезде в город. Иисус принимал почести, которых до той поры избегал, и ученики воспринимали это как знак скорого осуществления их радужных надежд. Но Иисус знал, что за этой триумфальной сценой последует позорный крест.

События того дня побудили многих людей изучать пророчества, и они убеждались в том, что Иисус действительно Мессия.

Ключевая мысль:

«Иисус поднял руку, которой так часто благословлял больных и страдающих, и, протянув ее к обреченному городу… воскликнул: „О, если бы и ты хотя в сей твоей день узнал, что служит миру твоему!“ Здесь Спаситель остановился и умолчал о том, каким был бы Иерусалим, прими он ту помощь, которую Бог хотел оказать ему… Если бы Иерусалим воспринял высшее знание… он стоял бы как царь царств, свободный и сильный, славясь могуществом, дарованным от Бога… Перед Сыном Божьим предстала славная судьба, которая ожидала бы Иерусалим, если бы он принял своего Искупителя… Город мог бы… стать могущественной столицей всей земли. Иерусалим был бы венцом славы всего мира» (Желание веков, с. 576, 577).

Урок на сегодня:

Иисус очень желает собрать нас под Своими крыльями и благословить нас. Если мы не будем противиться, то будем безопасны в Его руках.

28 июля

Обречённый народ

«Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21:19).

После Своего торжественного въезда в Иерусалим Иисус некоторое время пробыл в храме, а затем вернулся в Вифанию, проведя целую ночь в молитве. Утром Он снова отправился в Иерусалим. Его путь пролегал мимо сада, где росли смоковницы. Эти деревья отличаются тем, что плоды у них появляются прежде листьев. Иисус обратил внимание на одно покрытое листьями дерево, ожидая увидеть на нем и плоды. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что плодов на нем нет — только густая листва. И Он проклял это дерево.

Проклятие смоковницы — своеобразная притча. Бесплодное дерево с густой кроной послужило символом иудейского народа. Спаситель хотел показать причину обреченности Израиля, народа, которого Он наделил многочисленными благословениями, чтобы он мог передать их миру. Израильтяне выделялись среди прочих народов своим величественным храмом и торжественными обрядами, но им недоставало плода. Они не сумели стать достойными представителями Бога, Которому якобы поклонялись.

Ключевая мысль:

«Иисус подошел к смоковнице, испытывая голод и надеясь найти созревший плод. Точно так же Он пришел и к Израилю, желая найти плоды праведности. Он щедрой рукой раздавал иудеям Свои дары, чтобы они могли принести благословенный плод для всего мира. Им были дарованы все возможности и преимущества, и Христос ожидал, что они ответят любовью и готовностью сотрудничать в благодатном деле… Если бы они соблюдали Закон Божий, они совершали бы ту же бескорыстную работу, что и Христос. Но гордость и самодовольство затмили их любовь к Богу и человеку… Сокровища истины, которые Бог им вверил, они не передали миру. В этом бесплодном дереве они могли увидеть и свой грех, и наказание за него. Смоковница, пораженная проклятием Спасителя, увядшая и засохшая до самых корней, изображала состояние иудеев, когда у них отнимется благодать Божья» (Желание веков, с. 583).

Урок на сегодня:

В Церкви Христовой по-прежнему есть много «притворных» христиан, утверждающих и делающих вид, что следуют за Христом, а в душе лишенных праведности и ее плодов.

29 июля

Повторное очищение храма

«Не написано ли: „дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“? А вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11:17).

В начале Своего служения Иисус уже прогонял из храма тех, кто осквернял его своей нечестивой торговлей. И когда Его служение подходило к концу, Он снова пришел в храм и обнаружил, что состояние его еще хуже, чем прежде. Сами символы, указывающие на Агнца Божьего, были превращены в средство наживы.

Иисус вполне отдавал Себе отчет, что Его попытки обратить развращенное священство ни к чему не приведут, но Он хотел дать этому неверующему народу еще одно свидетельство Своей Божественной миссии. Все с удивлением и трепетом смотрели на Него, когда Его Божественность просияла сквозь человеческую природу. Его гнев показался им огнем поядающим.

После того как Он изгнал из храма осквернявших его, в храмовом дворе воцарился мир. Спаситель снова принялся исцелять больных и наставлять народ. Фарисеи были в смятении; Тот, Кого они не смогли запугать, оказался хозяином положения. Синедрион требовал от Иисуса знамения, которое подтвердило бы, что Он и в самом деле Мессия. Он явил им немало чудес, свидетельствовавших о Его власти, но им все было мало, ибо Он не отвечал их ожиданиям.

Ключевая мысль:

«Люди, отвергшие Христа, вскоре должны были увидеть свой город разрушенным и свой народ рассеянным. Слава будет отнята от них и развеяна, как пыль на ветру. Что же погубило иудеев? Тот самый Камень, Который мог бы стать их надежным основанием, если бы они строили на Нем. Они презрели доброту Божью, отвергли праведность и пренебрегли милостью. Люди сами восстали против Бога, и все, что могло бы служить им ко спасению, обернулось им на погибель… Так будет и в великий последний день, когда суды постигнут тех, кто отвергает благодать Божью. Христос, „камень их соблазна“, станет для них горой мщения… Грешник будет истреблен, потому что отверг любовь и пренебрег благодатью» (Желание веков, с. 600).

Урок на сегодня:

Для тех, кто противится Его благодати и отворачивается от Него, Иисус станет огнем поядающим. Но при этом Он милостивый Искупитель и Исцелитель для всех принимающих Его благодать.

30 июля

Спор

«На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем» (Лк. 20:39, 40).

Иудейские вожди пытались уловить Иисуса в словах, задавая Ему разного рода спорные вопросы. «Должны ли иудеи платить налоги по требованию Рима?» — спросили Его фарисеи. Христос ответил им прямо: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20:25). Если бы иудейский народ добросовестно исполнял свои обязанности пред Богом, он был бы свободен и ему не пришлось бы платить подати чужестранцам. На это фарисеям нечего было возразить.

Саддукеи решили задать Иисусу богословский вопрос относительно воскресения, в которое сами не верили. «Что будет, — спросили они, — если воскреснет женщина, которая неоднократно была замужем? С кем она будет жить на небесах?»

Ответ Иисуса показал, что они на самом деле не знают Писаний вопреки своей хваленой образованности. Им тоже нечего было возразить на слова Христа.

Один законник спросил, какую заповедь нужно считать наибольшей, и Иисус дал даже более развернутый ответ, чем он ожидал. Ему пришлось признать правоту Иисуса и глубину Его взглядов. Этот честный человек явил дух, отличный от духа фарисеев и саддукеев, и заслужил одобрение Иисуса.

Ключевая мысль:

«Этот книжник был близок к Царству Божьему, потому что признал, что праведные дела более угодны Богу, чем жертвы и всесожжения, но ему нужно было постичь Божественную природу Христа и через веру в Него получить силу, чтобы творить дела праведности. Обрядовое служение бесполезно, если оно не связано живой верой со Христом. Даже нравственный закон не достигает своей цели, если он рассматривается в отрыве от Спасителя. Христос много раз показывал, что закон Его Отца содержит в себе нечто более глубокое, нежели просто властные предписания. В нем воплощен тот же самый принцип, что и в Евангелии. Закон указывает на долг человека и открывает путь к осознанию своей вины. Человек должен взирать на Христа, если желает получить прощение и силу исполнять то, что предписывает закон» (Желание веков, с. 608).

Урок на сегодня:

Верующий человек не требует ответов на все вопросы и сомнения.

31 июля

«Горе вам, фарисеи»

«Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38).

То был последний день, когда Иисус учил в храме. Народ слушал Его, как завороженный. Простой люд не понимал, почему священники и раввины так ополчились против Него. Иисус знал, что вскоре настоящий характер этих иудейских учителей будет разоблачен еще больше.

Иисус говорил прямо и ясно. Он подчеркивал, что религиозные вожди заковали иудейский народ в цепи рабства, а сами не следовали своему учению (см. Мф. 23:3). Иисус называл их лицемерами, слепыми поводырями, безумными, змеями, порождениями ехидны и убийцами. Они выставляли свое благочестие напоказ, но под внешним покровом скрывались их мирское тщеславие, деспотизм и низменные пороки.

Наставляя народ, Господь увидел бедную вдову, украдкой положившую свое пожертвование в ящик. Иисус обратил внимание Своих слушателей на то, что эта вдова отдала все, что имела. Ее бескорыстную щедрость Он привел в пример тем, кто делал большие пожертвования, но не из чистых побуждений.

Иудеи были известны тем, что строили гробницы своим пророкам, которых прежде гнали и даже убивали. Но, отвергнув Иисуса, они совершили самую трагическую ошибку.

Ключевая мысль:

«Божественное сострадания выразилось на лице Сына Божьего, когда Он бросил последний взгляд на храм и на Своих слушателей. Голосом, сдавленным от горьких слез и глубоких сердечных страданий, Он воскликнул: „Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!“ Эти слова были вызваны скорбью в связи с предстоящей разлукой. В плаче Христа изливалось сердце Самого Бога. Это было таинственное прощание долготерпеливой любви Божества» (Желание веков, 620).

Урок на сегодня:

Ценность наших даров Иисусу измеряется не их количеством, а побуждением, которое нами движет, и жертвой, которую они символизируют.