Сентябрь

1 сентября

Смысл распятия

Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34).

Все пошло прахом. Во-первых, Иисус был предан одним из Своих спутников… за тридцать сребреников, по цене раба! Во-вторых, ученики разбежались в разные стороны, словно тараканы, которых ночью на кухне застали врасплох. В-третьих, Он был подвергнут нескольким унизительным допросам, причем во время первого Петр поклялся и побожился, что не знает Его. В-четвертых, Иисуса отвели на суд и к Пилату, и к Ироду, где Он не только был ложно обвинен, но и претерпел немало издевательств. В-пятых, Пилат хоть и признал Иисуса невиновным, однако отдал Его на бичевание, которое не всякому было по силам перенести. После чего Ему на плечи водрузили балку от креста, и Он, спотыкаясь, под улюлюканье распоясавшейся черни понес ее на Голгофу. В-седьмых, грубая солдатня сорвала с Него одежду и пригвоздила Его руки и ноги ко кресту.

Физические муки, которые Он испытывал, когда Его спину превращали в кровавое месиво суровым бичом, когда в Его голову впивались шипы тернового венца, когда Его прибивали гвоздями ко кресту, когда Он висел на кресте под палящим солнцем, едва ли можно себе представить. Распятие было одним из жесточайших видов смертной казни, и нередко жертвы мучились по нескольку дней, умирая от голода, жажды, истощения, дневной жары и ночного холода, потери крови, сердечной недостаточности и удушья.

Ко всему прочему, Иисус страдал еще и от глубоких сердечных ран, нанесенных предательством в Гефсиманском саду, бегством Его учеников, сфабрикованными показаниями лжесвидетелей, глумлением толпы, подзуживаемой религиозными вождями, и чувством оставленности, разделения с Богом.

И страдания эти нам не понять и не вместить.

Остается только удивляться, как перед лицом всех этих невероятных телесных и душевных мук Иисусу удавалось оставаться в здравом уме. Уму непостижимо, но когда страдания Его достигли апогея, Его мысли обратились к матери, которую Он оставил на попечение Иоанну.

И все же еще большее удивление, на мой взгляд, вызывают слова Иисуса, сказанные Им, когда римские солдаты прибивали Его ко кресту: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Откуда это человеколюбие к тем, кто был способен на такую жестокость? А может, Он все-таки потерял рассудок после всего, что с Ним произошло? Безусловно, будь на Его месте «нормальный» человек, этим палачам пришлось бы несладко, ведь в Его распоряжении были двенадцать легионов (от пятидесяти до восьмидесяти тысяч) ангелов (Мф. 26:53), готовые прийти Ему на помощь.

И тут меня вдруг осенило: а ведь в этом и был весь смысл крестных мук Иисуса: в прощении.

2 сентября

Живое Слово

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1).

Представления о Божественности Иисуса с течением времени менялись и развивались. И в этом нет ничего удивительного, ведь добропорядочные иудеи были ревностные монотеисты и каждый день повторяли так называемую Шему: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4).

Люди, жившие с Иисусом по соседству, по всей вероятности, не усматривали в Нем ничего сверхъестественного. Он был для них простым парнишкой, выросшим в их среде. «Не плотников ли Он сын? не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф. 13:55). В своих письмах, адресованных различным церквам (а ведь письма эти появились прежде Евангелий), Павел отличает «Бога Отца» от «нашего Господа Иисуса». «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 1:3). Синоптические Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) стремятся показать Божественность Иисуса не прямо, но обиняком — в повествованиях о Его делах, подобных тем, что совершал Яхве в Ветхом Завете: об укрощении бури или о том, как Он накормил несколько тысяч человек, и т. д. Лишь в более поздних новозаветных книгах (в Евангелии от Иоанна и Послании к Евреям, например), авторы смело называют Иисуса Богом. Наш памятный текст на сегодня — из того же разряда.

Первая глава Евангелия от Иоанна не дает ни единого повода для сомнений в Божественности Иисуса. Предвечное Слово не только было «у Бога», но и Само было Богом. Более того, перекликаясь с первыми словами Писания, Иоанн пишет, что «оно было в начале у Бога» (Ин. 1:2). И это еще не все. Наиболее веским подтверждением статуса Яхве была Его способность творить. Так и Иоанн, нимало не смущаясь, утверждает, что «все чрез Него [предвечное Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (стих 3). И как с Яхве, так и со Словом до Его воплощения: «В Нем была жизнь» (стих 4). Смысл этого отрывка в том, что Слово не просто имело жизнь в Себе, но и было источником жизни для всего живого. Он и Творец, и Жизнедатель.

Иоанн в своем Евангелии расставляет все точки над «и» в вопросе о том, Кто это Слово. «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (стих 14). Иисус из Назарета — Иисус Христос — вот Кто это предвечное Слово. Он — человек, но Он еще и Бог. У богословов принято именовать Его Богочеловеком.

3 сентября

Агнец Божий

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29).

Иоанн Креститель был предтечей Иисуса. По словам Иоанна, он пришел приготовить Ему путь. Что интересно: в подтверждение своей миссии он ссылался на Ис. 40:3: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Ему надлежало приготовить путь «Господу… Богу нашему». Если именно в этом состояла задача Иоанна Крестителя и если именно это он делал для Иисуса, то это еще один явный намек на Божественность Иисуса Христа.

Кроме того, Иоанн Креститель прямо называет Иисуса «Сыном Божьим» (Ин. 1:34). (В некоторых манускриптах вместо «Сына Божьего» стоит «Избранный», но в большинстве источников упоминается именно «Сын Божий».) Более того, он называет Его еще и «Агнцем Божьим»!

Среди богословов нет единого мнения, какой смысл вкладывал Иоанн в этот термин. Образ агнца мог указывать на несколько вещей.

В иудейских апокалиптических писаниях говорилось о победоносном агнце, который превозможет зло в конце времен. Причем в Книге Откровение мы встречаем Того же самого апокалиптического Агнца, Который в конце концов одолеет силы зла. Сатанинское воинство вступит в «брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» (Откр. 17:14).

Другие отождествляют агнца со Страдающим Рабом из Книги пророка Исаии. Страдающий Раб «как овца, веден был… на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7). Иисус действительно немало пострадал и умер, но разве рассчитывал на это Иоанн Креститель? Может, да, а может, и нет.

Некоторые полагают, что этот образ указывал на пасхального агнца. Из более широкого контекста Евангелия от Иоанна мы знаем, что страдания Иисуса пришлись на «пятницу перед Пасхою» (Ин. 19:14). А Павел называл Иисуса «Пасхой нашей, Христом», Который был «заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

А еще образ, которым воспользовался Иоанн, отождествляют с агнцем для ежедневного всесожжения. «Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно» (Исх. 29:38).

Раз уж образу агнца можно приписать так много смыслов, может быть, и не нужно выбирать из них какой-то один. Возможно, все они нашли свое отражение в служении Иисуса.

4 сентября

Благая весть в кратком изложении

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

Думаю, большинство христиан назовут своим любимым ветхозаветным отрывком двадцать второй псалом. А если говорить о Новом Завете, то таковым, скорее всего, окажется Ин. 3:16. Судить о вкусах людей чаще всего дело неблагодарное, но что касается этих двух библейских отрывков, то здесь мы ошибемся вряд ли.

Есть такие школы богословской мысли, которые считают, что Бог совершенно бесстрастен. Эта идея уходит корнями в концепцию Аристотеля, который полагал, что совершенство Божье предполагает полную Его статичность, отсутствие какого-либо движения. Ансельм говорил о Боге: «Ты бесстрастен… Тебе чужды наши огорчения… Нет Тебе доли в несчастьях наших» (Proslogium, гл. 8).

Получается, что Бог любить не может, ведь любовь — это чувство, а чувствам свойственны порывы, движение, взлеты и падения. Ну а как же тогда быть с Ин. 3:16 и прочими библейскими отрывками, где говорится о том, что Бог есть любовь? Сторонники Божьей «бесстрастности» утверждают, что на самом деле библейские авторы имели в виду нечто иное. Всякий раз когда в Библии говорится о каких-либо эмоциях Божьих, богодухновенные авторы прибегают к антропоморфизмам. Другими словами, они говорят о Боге как о человеке.

Так или иначе истолковать в этом духе все библейские тексты, говорящие о Божьей любви, милосердии, жалости или сострадании, довольно трудно, и поэтому многие богословы сейчас отказываются от учения о Божьей бесстрастности. Евангелический богослов Кларк Пиннок утверждает: «Любовь составляет саму сущность Божьего естества… Любовь — это не просто свойство; это сама Его природа» (The Most Moved Mover, p. 81).

Нами движет замечательное чувство — любовь… И это же чувство движет Богом. Оно побуждает Его к щедрости, точно так же как любовь побуждает нас дарить подарки тем, кого мы любим. Не будет преувеличением сказать, что любви без щедрости, без готовности пожертвовать чем-то, отдать что-то любимому человеку не бывает. А что дает нам Бог? Много чего, но прежде всего, как сказано в Ин. 3:16, любовь подвигла Его отдать нам Иисуса, Его единственного и неповторимого Сына. Причем дар этот двойной — Бог подарил нам Иисуса, Своего Сына, а Иисус, в свою очередь, дает вечную жизнь всякому верующему в Него.

Это один из замечательнейших «снимков» Божьих, который мы можем всегда носить с собой, в своем сердце.

5 сентября

Вечная жизнь

Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:40).

В Писаниях Иоанна выражение «жизнь вечная» встречается чаще, чем у прочих библейских авторов, — тринадцать раз в Евангелии и еще шесть раз в Первом послании. Прошу заметить: в Ветхом Завете это словосочетание встречается лишь однажды — в Дан. 12:2.

Согласно четвертому Евангелию Иисус как раз для того и пришел на землю, чтобы даровать людям вечную жизнь. А это значит, что мы не обладаем ею от рождения. В человеке нет ничего вечного — нет у него никакой души (или духа), которая по смерти возвращается обратно в вечность или будет жить вовеки. Вечная жизнь не свойственна нам от природы; она дается нам свыше. Кроме того, вечная жизнь предназначена для особой группы людей — для тех, кто верит в Иисуса Христа. Вечная жизнь — только для верующих. «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни» (Ин. 3:36).

Иисус говорит о вечной жизни в настоящем времени, как бы показывая, что христиане обладают вечной жизнью уже здесь и сейчас. Однако, хотя они и живут вечной жизнью уже здесь, на земле, они все равно умирают! И никуда от этого не деться! «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40). Да, верующие умирают, но не погибают. Они будут воскрешены, потому что Иисус «есмь воскресение и жизнь; верующий в [Него], если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

На основании высказываний Иисуса мы можем судить о разнице между бессмертием и вечной жизнью. Бессмертие в Священном Писании имеет количественное измерение и относится к непрекращающемуся бытию, тогда как вечная жизнь имеет измерение качественное. Она вечна, потому что исходит от вечного Бога. Благодаря вечной жизни, которую Иисус дает верующим в Него, они «не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки [Иисуса]» (Ин. 10:28).

Смерть для верующих — всего лишь временное, промежуточное состояние; она не лишает их дара вечной жизни.

6 сентября

Первый камень

Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8:7).

В древности женщина на Ближнем Востоке выполняла одну важную роль: выйдя замуж, она становилась связующим звеном между двумя мужчинами — своим отцом и своим мужем. Если мужчина хотел обесчестить ее отца или мужа (либо обоих разом), он мог опозорить женщину, их связывавшую, вступив с ней в преступные отношения и покусившись тем самым на общественное устройство. Восстановить их поруганную честь и возместить ущерб, причиненный обществу, можно было одним способом — казнив прелюбодея и прелюбодейку (Лев. 20:10; Втор. 22:22—27).

Во время одного из посещений Иудеи Иисус в очередной раз оказался в хра ме — по Своему обыкновению. Пока Он сидел там и учил народ, книжники и фарисеи сговорились опорочить Иисуса, поставив Его перед дилеммой: согласиться или не согласиться с Моисеевым законом. Они попытались загнать Его в ловушку, приведя к Нему сгорающую от стыда женщину, которую они застигли, что называется, «на месте преступления». «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин. 8:5). Что интересно, их мало тревожила честь отца или мужа этой женщины, поскольку ее любовника они оставили в покое, хотя по закону он тоже был достоин смерти. Им не было дела до ущерба, причиненного обществу; ими двигало одно желание — унизить Иисуса пред людьми.

Иисус склонился и стал что-то чертить на пыльном полу храма, не обращая на них внимания. «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (стих 7). А затем снова опустил глаза и принялся выписывать буквы на земле.

Что именно Он написал, нам неизвестно, но что бы там ни было, обвинители смутились и стали потихоньку расходиться.

Иисус и опозоренная женщина остались одни, обвинители исчезли. А без свидетелей не могло быть и смертного приговора, поэтому Иисус закрыл дело. «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (стихи 10, 11).

Если даже Иисус, единственный, Кто был без греха, не осудил виновную женщину и не бросил в нее первым камень, то уж тем более мы не должны выносить приговоры нашим ближним.

7 сентября

Кто согрешил?

Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9:2).

В сентябре 2007 года сенатор от штата Небраска Эрни Чамберс подал на Бога иск в суд города Омаха. Чамберс обвинил Бога в «нескончаемых террористических угрозах и причинении вреда огромному числу людей», а также в «ужасных наводнениях, разрушительных землетрясениях, устрашающих ураганах, смертельных эпидемиях, опустошительных засухах, кровавых войнах, врожденных физических пороках и тому подобном». По мнению сенатора, Обвиняемый стал причиной «многочисленных смертей, безжалостного и повального истребления миллионов и миллионов жителей земли, включая младенцев, детей, пожилых и инвалидов».

На первый взгляд, судебный иск сенатора выглядит необоснованным и вздорным. Однако он приобретает смысл, если вспомнить о страховых полисах, где природные катаклизмы принято именовать «актами Провидения» или «деяниями Божьими». Несмотря на все наши знания о бактериях и генетических заболеваниях, несмотря на четкие представления о причинно-следственной связи, люди, привыкшие мыслить рационально, почему-то прибегают к разного рода мистическим толкованиям («это от лукавого» или «уж такова Божья воля»), когда сталкиваются с тем, что им представляется страданием без видимых причин.

Поэтому когда Иисус и двенадцать Его учеников наткнулись на человека, слепого от рождения, они спросили Его: «Почему этот человек родился слепым? За чьи грехи он наказан — за свои или своих родителей?» Ведь всем нам хочется знать, откуда берутся эти бессмысленные несчастья. Мы хотим знать, почему страдают невинные люди. Несмотря на все наши знания, мы по-прежнему склонны полагать, что люди сами виноваты во всех своих страданиях, что болезни, катастрофы и смерти — это приведенный в исполнение Божий приговор, который Он выносит человеку за творимое им зло.

Ответ Иисуса, с одной стороны, проливает свет, а с другой — озадачивает. «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (стих 3). Страдания вовсе не обязательно истолковывать как проявление греха. Иисус ясно дает понять, что между слепотой и грехом слепорожденного или его родителей нет прямой связи. Невинные действительно страдают. Нас несколько сбивает с толку манера Иисуса, как типичного представителя древней ближневосточной культуры, менять местами причину и следствие: оказывается, врожденный недостаток у этого человека был для того, чтобы Бог мог прославиться, когда его исцелит Иисус. Но зато, избавив его от врожденной слепоты, Иисус явил нам Бога, исцеляющего от страданий, а не причиняющего их.

8 сентября

Синдром Вифании

Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11:25).

Часть 1. Радость от тесного общения с Богом. «Женщина, именем Марфа, приняла [Иисуса и Его учеников] в дом свой» в Вифании (Лк. 10:38). Она была рада дорогим гостям и принялась готовить им сытный обед. А Мария, сестра ее, «села у ног Иисуса и слушала слово Его» (стих 39). В те времена сидеть у чьих-то ног означало учиться, перенимать у этого человека знания; кроме того, здесь стоит греческий глагол несовершенного вида, а это значит, Мария жадно впитывала все, что говорил Иисус.

Часть 2. Пагубность странного Божьего молчания. В одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна мы снова читаем о сестрах из Вифании, но на этот раз заходит речь еще и об их брате Лазаре, которого любил Иисус (см. Ин. 11:3, 5). С Марией и Марфой все было в порядке, а вот Лазарь заболел — и заболел очень серьезно. Сестры сразу же подумали об Иисусе. Ведь Он любит Лазаря, а значит, не замедлит явить ради него Свою целительную силу. И они отправили Ему весточку в Перею, где Он в это время находился — километрах в сорока от Вифании. Иисус вроде как должен был поспешить к друзьям, получив столь тревожное известие, но не тут-то было: Он задержался еще на пару дней. А в это время в Вифании Его имя не сходило с уст сестер, которые то и дело утешали им Лазаря: «Не тревожься, Лазарь. Мы уже известили Иисуса». «Тихо, тихо, дорогой, все будет хорошо. Иисус уже в пути». «Не забывай, Лазарь, ты Его любимый друг».

Время шло, а Иисуса все не было. Он надеялись, что еще немного, и они услышат Его приветливый голос. Но что же они услышали на самом деле? Тишину — и это Божье молчание было для них почти невыносимо.

Часть 3. Облегчение, когда Бог наконец начинает действовать. Когда Иисус появился на подходе к Вифании, Лазарь был уже мертв четыре дня. Недуг взял свое, несмотря на все усилия сестер. Но Иисус, по крайне мере, нарушил затянувшееся молчание. Во-первых, Он заверил сестер в грядущем воскресении (см. стих 25). Во-вторых, Он сильно разволновался и даже возмутился (см. стихи 33 и 38). В-третьих, Он прослезился (стих 35). В-четвертых, Он взялся за дело, воскресив Лазаря из мертвых (стих 43).

Все три эпизода: радость от близкого общения с Богом, пагубное воздействие удручающего Божьего молчания и облегчение, когда Он наконец берется за дело, составляют так называемый синдром Вифании. А синдром Вифании — в трех его аспектах — это переживания, с которыми сталкивается время от времени большинство из нас. Грядет день, когда мы наконец испытаем облегчение, увидев, как могущественно действует Бог, и мы снова с большим воодушевлением воспоем: «Да, Иисус нас любит!»

9 сентября

Отчий дом

В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам» (Ин. 14:2).

Спросите любого христианина, где он собирается жить, когда попадет на небеса, и он почти наверняка ответит вам — в небесных обителях! Готов поспорить, вам не раз приходилось видеть иллюстрации в адвентистских книжках с величественными особняками — большими и изысканными усадьбами. К сожалению, наши фантазии основываются на неверном прочтении библейского отрывка, который мы взяли в качестве памятного текста на сегодня.

Иисус хотел подготовить Своих учеников к трудным временам, которые ожидали их впереди, ибо им предстояло стать свидетелями судилища над Ним, Его жестокого бичевания, позорного распятия и удивительного воскресения. Что Он мог сказать им, чтобы они были готовы к событиям столь недалекого будущего? Какие слова Он мог подыскать им в утешение, когда они почувствуют себя оставленными?

Он начал с того, что призвал их твердо держаться своей веры. «Веруйте в Бога и в Меня веруйте» (стих 1). Форма этих глаголов допускает двоякое толкование, но наиболее точно смысл этого высказывания можно передать, пожалуй, следующими словами: «Продолжайте верить в Бога и в Меня». Без постоянства в вере им грядущие трудности было не преодолеть.

Затем Он постарался подготовить их к событию воистину потрясающему: к Своему вознесению. В доме Его Отца (куда Он намеревался вернуться) обителей много. Он оставит их, но только для того, чтобы приготовить им место в Отцовском доме.

Обратите внимание: Иисус говорил о доме Своего Отца в единственном числе. Однако дом этот велик, в нем множество «обителей». Слово, которое Он здесь употребил, mone, означает место, где можно остановиться, некое помещение в большом здании. Это вовсе не обязательно дворец или особняк. Он собирался вернуться на небо, чтобы «приготовить место», скажем так, «прибрать комнату» для них. А когда все будет готово, Он вернется за теми, кто сохранит веру в Него, и они будут жить вместе в счастье и радости во веки веков.

Другими словами, желая подготовить Своих учеников к грядущим испытаниям, Иисус нарисовал картину Своего одиночества после расставания с ними. Его не будет уже рядом, но Он даст им Своего Духа, а Сам тем временем будет готовить для них место в доме Своего Отца. После чего Он вернется за ними, чтобы «и вы были, где Я» (стих 3).

10 сентября

Каков Отец, таков и Сын

Видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9).

Иисус предпринял очередную попытку подготовить учеников к Своему отшествию — вознесению на небеса. Достучаться до них было совсем не просто, поскольку в их представлениях подобного рода «отшествие» ассоциировалось исключительно со смертью. Но Иисус вел речь отнюдь не о кончине. А еще Он говорил о том, куда Он идет (см. Ин. 14:4). Фома возразил Ему, что они понятия не имеют, куда Он идет, и не знают «путь», как туда дойти (стих 5). На что Иисус ответил известными всем словами, что Он и есть этот «путь» (стих 6).

Далее в попытке как-то прояснить смысл сказанного Он словно бы запутал учеников еще сильнее. «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

И отныне знаете Его и видели Его» (стих 7).

Филипп, сбитый с толку, как и остальные, попросил: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (стих 8). Эти слова Филиппа перекликаются с просьбой Моисея, высказанной за много тысячелетий до этой беседы Иисуса с учениками: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18). Подобное желание посещает время от времени большинство из нас: если бы мы только могли увидеть Бога, наша вера укрепилась бы, а все сомнения развеялись бы как дым!

Сердце Иисуса сжалось от боли, и это чувствуется по Его словам: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: „покажи нам Отца?“» (стих 9).

Житель древнего Ближнего Востока воспринимал себя в свете мнения о нем окружающих и своей родословной. Иисус напомнил Своим последователям, что Его личные качества — не Его заслуга, но они унаследованы Им от Бога, Его Отца. Каков Отец, таков и Сын. И речь в данном случае шла вовсе не об Иосифе.

Мне порой приходит в голову мысль о том, как утвердился бы я в своей вере, если бы увидел Бога, как Моисей, пусть даже и со спины. Но это невозможно. Так какие же возможности у меня имеются для богопознания? Пожалуй, здесь более уместно говорить о вере, чем о знаниях. И все же Библия действительно помогает нам понять, каков наш Бог. Она показывает нам, что Он любит, а что нет. Но при этом некоторые «снимки» Божьи, особенно в Ветхом Завете, выглядят несколько размытыми. Иисус же, в свою очередь, предлагает нам «фотографии» получше — четкие и ясные, не чета тем старым, выцветшим изображениям.

11 сентября

Друзья

Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15:15).

Тех, кто верит в Бога иудеев и христиан, Библия обычно называет рабами. (Иногда этот греческий термин переводят как «слуга», но на самом деле это одно и то же греческое слово.) Только в одном Новом Завете Божий народ назван рабами, или слугами, почти тридцать раз, включая те случаи, когда рабами Бога или Иисуса Христа называют себя Павел, Петр, Иаков и Иуда.

Ничего плохого в этой метафоре, конечно, нет. Она подчеркивает, что людям веры должно быть присуще послушание. В ней нет никакого противопоставления веры и дел. Скорее, она говорит о том, что вера должна сопровождаться делами. Всякий, любящий Бога и доверяющий Ему, почитает для себя честью служить Ему.

Впрочем, рабство, пусть даже в виде метафоры, едва ли вызывает у нас теплые чувства. Оно было отменено в Соединенных Штатах после долгой и упорной борьбы, и вполне справедливо, ибо оно пробуждало худшие черты человеческой натуры. Однако, к стыду нашему, его отголоски все еще звучат в самых мрачных уголках современного общества, проявляя себя в виде разного рода дискриминации. И тем не менее, в силу того что покорность и послушание могут проистекать из чувства благодарности, данная метафора вполне приемлема, даже если бы это была единственная библейская метафора, отражающая жизнь веры. Но она не единственная.

У Иисуса была еще одна метафора для верующих людей, которая, несмотря на то, что с тех пор минуло без малого две тысячи лет, вполне соответствует нашему вкусу. Эта метафора — дружба, как и сказано в нашем памятном тексте на сегодня: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

Дружба как метафора вызывает у нас гораздо более теплые чувства. Что может быть лучше — Сам Иисус считает Своих последователей друзьями, делясь с ними всем, что передал Ему Отец! Причем друзей в них видит не только Иисус. «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» (Ин. 16:27). В данном тексте глагол «любит» происходит от того же корня, что и существительное «друг».

Наши отношения с Богом Отцом и Его Сыном Иисусом Христом выходят далеко за рамки взаимоотношений «хозяин — раб». Как здорово, что Они считают нас Своими друзьями!

12 сентября

Тот же самый… таким же образом…

Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?

Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11).

То, что случилось с ними наяву, не могло и присниться им даже в самых страшных кошмарах. Их Учитель, с Которым они связывали свои мессианские надежды, был предан, причем одним из них! С Ним поступили как с обыкновенным разбойником! Могучий римский воин обрушил на Него множество хлестких ударов, превратив Его спину в кровавое месиво. Затем Его распяли, предав самой позорной и мучительной казни, какая существовала в то время в Римской империи. Суббота для них прошла под знаком полной душевной опустошенности. Затем они узнали о воскресении Иисуса — могила оказалась пуста, несмотря на римскую стражу, которой было поручено ее стеречь. Воскресший Христос то и дело появлялся в их среде когда и где Ему было угодно.

Какие эмоциональные потрясения и перепады! И вот наконец они стали успокаиваться, проведя еще сорок дней в общении со своим Господом. Собравшись в Галилее, у Геннисаретского озера, они отведали приготовленный Иисусом завтрак. Когда наступил четверг, они оказались с ним на горе Елеонской, неподалеку от Вифании, где жили Мария, Марфа и Лазарь. Это было одно из любимых убежищ Иисуса, особенно та часть, где располагался Гефсиманский сад.

Жизнь хороша! Все налаживается, приходит в норму.

Они снова приободрились, и им хватило смелости спросить Его, не в это ли время Он вознамерился восстановить царство Израилю. Иисус ответил, что знать это им не дано, а затем добавил: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Пока они пытались переварить только что услышанное, «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (стих 9). Ошарашенные, они стояли и всматривались в опустевшее небо, когда вдруг ниоткуда явились им два «мужа». Эти два незнакомца заверили их, что, хотя они и остались теперь сами по себе, Тот же самый (outos) Иисус вернется к ним таким же точно (outos) образом, как вознесся от них. И этой благословенной надеждой живут Его последователи по сию пору.

13 сентября

Неизвестные

И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия (Деян. 1:23).

На Арлингтонском национальном кладбище в Вашингтоне есть могила Неизвестного солдата. В ней погребены останки героев Америки, павших в многочисленных войнах, начиная с Первой мировой. У могилы стоит почетный караул двадцать четыре часа в сутки, триста шестьдесят пять дней в году. Имена этих людей нам неизвестны, но американцы чтят память о них, ибо они принесли величайшую жертву на алтарь служения своей родине.

Бывает и так, что человек, чье имя нам известно, все равно воспринимается нами как безымянный герой. Как такое может быть? Все очень просто: так бывает, когда, кроме имени, мы о нем ничего не знаем. В Деяниях святых Апостолов мы встречаем двух таких «безвестных» персонажей — Иосифа Варсаву и Матфия. Синоптические Евангелия и Евангелие от Иоанна сообщают нам немало сведений об Иисусе и Его учениках. Нам хорошо известны имена двенадцати апостолов, и мы можем узнать, что это были за люди, из евангельских повествований. Мы знаем также, что, помимо двенадцати, у Иисуса было еще семьдесят учеников, но это все, что нам о них известно, поскольку они так и остались безымянными (см. Лк. 10).

После гибели Иуды и вознесения Иисуса одиннадцать апостолов решили, что нужно подыскать Иуде замену, чтобы их снова стало двенадцать. «Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (стих 21, 22). Поэтому они помолились и бросили жребий, чтобы выбрать между Иосифом Варсавой и Матфием. «И выпал жребий Матфию» (стих 26).

Оказывается, эти ученики были среди последователей Иисуса с самого начала, и вроде как они должны быть нам известны по евангельским рассказам, но нет, Евангелия хранят об этих двух мужах полное молчание. Почему так получилось, что евангелисты не обмолвились ни словом об Иосифе Варсаве и Матфии? Никто не знает.

Одни из нас широко известны, другие — нет. Некоторые из нас пребывают в тени тех, кто обладает более яркой, впечатляющей натурой. Что же, не всем нам суждено красоваться на афишах. И тем не менее мы, «неизвестные солдаты», важны и значимы в Божьих глазах. Быть «неизвестным» не порок.

14 сентября

Симония

Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги (Деян. 8:20).

Диакон Филипп отправился в Самарию, где совершил немало чудес, внушив местным жителям благоговейный страх. Среди тех, кто оказался под большим впечатлением от его деяний, оказался Симон. Он сам занимался волшебством и волхвованием и слыл среди самарян «великой силой Божией» (Деян. 8:10). У богословов нет единого мнения о том, что означает этот титул, если речь вообще идет о титуле. Есть предположение, что Симон провозгласил себя чуть ли не воплощением Бога, а то и Самим Мессией.

Несмотря на свою славу волхвователя, Симон уверовал (см. стих 13), и Филипп его крестил. Симон так восхищался Филиппом, что ходил за ним по пятам «и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся» (стих 13). Симон и так был потрясен чудотворной силой Филиппа, а тут появились еще и Петр с Иоанном, которые были посланы оценить происходящее в Самарии. Апостолы обрадовались, увидев множество новообращенных, но вскоре выяснилось, что уверовавшие еще не получили Святого Духа. Итак, Петр и Иоанн «помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого» (стих 15). После чего они «возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (стих 17). Симон, несомненно, был одним из тех, кто «принял» Духа. Он был сражен. Он восхищался диаконом Филиппом, но апостолы впечатлили его еще сильнее.

Так что Симон вынул бумажник и стал упрашивать их: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (стих 19). Он хотел прикупить Святого Духа, но не для себя. Ведь он и сам получил Духа по слову Петра и Иоанна. Ему хотелось обрести способность передавать Духа другим.

Реакция Петра была крайне резкой. Он проклял Симона, но, к чести Симона, тот немедля покаялся. Впрочем, несмотря на столь скорую перемену, Симон остался в истории как отец ереси.

От дурной репутации избавиться совсем не просто, и Симон дал свое имя духовной алчности — симонии. Симонией стали называть куплюпродажу церковных должностей. Религия не предмет торга.

15 сентября

Эфиопский евнух

Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? (Деян. 8:36).

Диакон Филипп был человеком деятельным. Ему не сиделось на месте. Он только что добился больших успехов на евангельской ниве в Самарии. А Святой Дух уже велит ему отправляться в сторону Газы. Из Иерусалима в Газу петлял древний караванный путь, уходивший далее в Египет и Эфиопию.

На этой старой торговой дороге Филиппу повстречался богатый ефиоплянин, погруженный в изучение какого-то свитка в своей колеснице. Ефиоплянин этот был не только богат, но и знатен. Он был казначей «Кандакии, царицы Ефиопской» (хотя это слово обычно пишут с прописной буквы — Кандакия, на самом деле это был титул цариц или царицматерей Мероитского царства со столицей в городе Мероэ, занимавшего в основном территорию нынешнего Судана и отчасти нынешней Эфиопии.)

Этот вельможа возвращался на родину из Иерусалима, где был на поклонении (см. стих 27). Многие исследователи полагают, что, несмотря на свое паломничество в Иерусалим, едва ли он был прозелитом, потому что евнухи, согласно Моисееву закону, не имели возможности стать членами общества завета. Возможно, он был просто «боящимся Бога», как было принято называть язычников, сочувствовавших иудаизму.

По всей видимости, хранитель царских сокровищ читал не про себя, а вслух — так обыкновенно читали в древности. Он корпел над свитком Исаии. Тут к нему приступил Филипп и, услышав, что тот пытается разобраться в Ис. 53:7, 8, спросил его: «Разумеешь ли, что читаешь?» (Деян. 8:30). Ефиоплянину пришлось признать, что нет, и он «попросил Филиппа взойти и сесть с ним» (стих 31). Филипп не долго думая забрался на колесницу и стал благовествовать ему об Иисусе (см. стих 35).

Импровизированный библейский урок, проведенный Филиппом, должно быть, оказался убедительным, ибо, когда колесница приблизилась к воде, евнух попросил Филиппа крестить его, что тот и сделал. И, когда они вышли из воды, Святой Дух перенес Филиппа в Азот.

Ни цвет кожи этого человека, ни его высокое положение, ни физическое состояние не смутили Филиппа и не помешали ему крестить его. Христианство открыто для всех и каждого. Не важно, кто ты по крови, какое положение занимаешь в обществе и каково состояние твоего здоровья. Для тех первых иудеохристиан этот урок было усвоить совсем не просто, и они осознали эту истину только после прямого Божьего вмешательства. Христианство открывает двери всем без исключения: мужчинам и женщинам, свободным и рабам, иудеям и язычникам, богатым и бедным, потому что Бог нелицеприятен (см. Деян. 10:34).

16 сентября

Кто бы мог подумать!

И, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу (Деян. 23:9).

Четыре Евангелия в самых мрачных тонах изображают духовное состояние иудейских священников, тех самых людей, которые должны были являть собой образец благочестия. Именно они были самыми яростными противниками Иисуса. Именно они уплатили Иуде тридцать сребреников за предательство. Именно они заводили толпу, исступленно кричавшую: «Распни Его!» Именно они подкупили римскую стражу, чтобы те солгали о воскресении Иисуса. Но при этом в Деян. 6:7 мы читаем, что «из священников очень многие покорились вере» — стали последователями Иисуса. Кто бы мог подумать!

Затем за дело взялся Филипп. Во-первых, его проповедь послужила к обращению великого множества самарян, людей, которых иудеи открыто презирали (впрочем, не без взаимности). Во-вторых, он крестил Симона, человека, которого принимали за Бога! В-третьих, он пересекся с евнухом-ефиоплянином, казначеем Мероитского царства, и крестил его — оскопленного африканца, которому по закону не было доступа в общество детей Израилевых. Кто бы мог подумать!

Не забудьте, кстати, и о том горячем фарисее, который приложил массу усилий, чтобы истребить последователей Иисуса. Впервые мы встречаем Савла/ Павла, когда он стережет вещи тех, кто побивает камнями Стефана. Проходит еще немного времени, и он получает полномочия для преследования христиан в Дамаске. Но после встречи с воскресшим Христом на дороге в Дамаск рвение Саула/Павла, направленное на уничтожение христианства, превратилось в горячее рвение, направленное на его созидание. Помимо прочего, он стал первым автором того сборника писаний, который известен нам ныне как Новый Завет. Кто бы мог подумать!

Фарисеи тоже себе славы в Евангелиях не снискали. Именно они обвиняли Иисуса в пренебрежении к закону Моисея, который сами они старались скрупулезно исполнять. И однако же во время суда над Павлом, проходившего пред лицом Клавдия Лисия, тысяченачальника римской стражи, располагавшейся в Антиниевой башне, которая примыкала ко храмовому двору язычников, фарисеи вдруг сплотились вокруг Павла. Они заявили: «Ничего худого мы не находим в этом человеке». Почему? Да потому, что Павел провозгласил, что его судят «за чаяние воскресения мертвых» (Деян. 23:6). Кто бы мог подумать!

Стоит нам подумать, что уж теперь-то нам все стало ясно, как Бог подбрасывает нам очередной парадокс! Ведь Богу «всё возможно» (Мф. 19:26), и то, что нам кажется невероятным, у Него становится реальностью. Кто бы мог подумать!

17 сентября

Поступить так мне велел Бог

В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1:13, 14).

Бог оказал нам великую, но, скажем так, тягостную честь, наделив нас свободой воли. Ведь наша свобода дает Ему основание для суда, ибо суд в том и состоит, что Бог возлагает на нас личную ответственность за то, как мы воспользовались нашей свободной волей. Что интересно, мы находим эту дарованную нам от Бога свободу выбора почти невыносимой и при малейшей возможности стараемся уклониться от ответственности, перекладывая вину за наши проступки на других.

Один из героев знаменитого комика Флипа Уилсона (1933—1998) частенько оправдывался перед друзьями и родными такими словами: «Это не я, это было дьявольское наваждение. Это он во всем виноват!» Мне приходилось слышать и другую отговорку. Некто Филип Бадовски из Хиксона, шт. Теннеси, застрелил своих родителей, а затем изуродовал их тела. Когда я спросил, зачем он это сделал, он ответил, что так велел ему Бог. Да что там, даже бывший президент Джордж Бушмладший поведал двум палестинским лидерам, что именно Бог велел ему вторгнуться в Афганистан и Ирак, дабы на Ближнем Востоке воцарился мир, а у палестинцев появилась возможность создать свое государство.

Пожалуй, удивляться здесь особо нечему. Ведь мы находим нечто подобное и в Священном Писании. Бог искушал Авраама, побуждая того принести в жертву Исаака (см. Быт. 22:1). Бог ожесточил сердце фараона, чтобы тот не отпускал на волю израильтян (Исх. 7:13). Бог испытывал израильтян во время их странствования по пустыне (Втор. 8:2).

Иаков, однако, вносит коррективу. Употребив то же греческое слово, что стоит в Быт. 22:1 и Втор. 8:2 греческого перевода Ветхого Завета, которым пользовались иудеи и первые христиане, он пояснил, что Бог не имеет к подобного рода образу действий никакого отношения. Бог не участвует в нечестии. Он не искушается, и Сам никого злом не искушает.

Почему же мы грешим? Иаков говорит, что наши грехи можно объяснить и без ссылки на сверхъестественное вмешательство дьявола или Бога. «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:14). Наша собственная склонность ко злу — вот что искушает нас, вовлекая в грех. Продолжая развивать эту мысль, Иаков говорит: «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (стих 15). Если сатана и все его воинство сгинут в сию же секунду, грех никуда не денется и будет и дальше существовать в нашем сердце.

Бог жаждет простить нам наши грехи, но Он не сможет этого сделать, если мы отказываемся взять на себя ответственность за собственные злодеяния и перекладываем вину за них либо на Него, либо на дьявола.

18 сентября

В случае болезни

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак. 5:14).

В болезни, конечно, нет ничего хорошего, однако рано или поздно всех нас настигает какой-нибудь недуг, и в исторической перспективе христиане были всегда на переднем крае в здравоохранении и уходе за больными. В древнем мире о хворых заботились в храмах, а позднее и в специальных учреждениях, однако госпитали и больницы в том виде, в каком мы их знаем сейчас, появились именно в рамках христианства.

В сегодняшнем памятном тексте говорится о религиозном обряде елеепомазания болящих, и в связи с этим на ум сразу же приходят несколько вопросов. Почему апостол предлагает вызывать к больному церковнослужителей, а не врача? Разве совет Иакова не подрывает ту важную роль, которую играют медики в нашей жизни? Общепризнанно, что самолечение не приносит большой пользы, но разве этот обряд не способствует появлению псевдоцелителей?

Пожалуй, нам нужно принять во внимание некоторые важные аспекты данного Иаковом совета. Во-первых, лечение больных — это дело, имеющее общественную значимость: «Пусть призовет пресвитеров». Во-вторых, молитва — это первейший пресвитерский долг. Когда дело касается медицинских вопросов, они становятся обычными людьми. В-третьих, они помазывают больного.

У греков было два слова, обозначавших помазание: 1) aleipho, термин общего характера, использовавшийся по отношению к повседневному втиранию оливкового масла в тело либо в косметических, либо в лечебных целях; 2) chrio, термин более узкий, которым обозначали священное или ритуальное употребление оливкового масла при посвящении. Это различие соблюдается как в Новом, так и в греческом Ветхом Завете (Септуагинте). Так какое же слово использует здесь Иаков? Первое — aleipho.

В древности на Ближнем Востоке (как, впрочем, и по сию пору) оливковое масло ценилось как лекарственное средство. К примеру, Менандр, Плиний Старший и Гиппократ считали, что оно наделено целительной силой, а иудеи говорили о нем как об эликсире жизни.

Иаков призывал больных собратьев не только обращаться к сверхъестественной Силе (через молитву пресвитеров), но и пользоваться лечебными средствами (оливковым маслом). Если мы думаем, что помазание избавляет нас от необходимости лечиться, значит, мы неправильно истолковали смысл написанного. Апостол рекомендует использовать молитву и лекарства совместно, а не по отдельности.

19 сентября

Верим, хоть и не видим

Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь (1 Петр. 1:8).

Люди предпочитают научный, или «эмпирический», метод постижения действительности. Один из важнейших аспектов этого метода исследования состоит в опоре на органы чувств, хотя при этом нередко используются приборы, их усиливающие: микроскопы, телескопы, спектрометры и пр.

В обыденной жизни, где сугубой точности измерений не требуется, мы вполне доверяем собственным органам чувств. Ведь недаром мы говорим: «Я видел это собственными глазами» или: «Я слышал собственными ушами, что…» Однако мы нередко забываем, что у нас нет «прямого» контакта с тем, что воспринимают наши глаза или уши. К примеру, зрительный образ, формирующийся в нашем сознании, это конечный результат целого процесса: сначала световые волны отражаются от предмета, затем они фокусируются в хрусталике нашего глаза, затем они проходят через стекловидное тело и попадают на сетчатую оболочку. Палочки и колбочки сетчатки преобразуют их в электрохимические импульсы, которые поступают по зрительному нерву в мозг. Импульсы от правого глаза поступают в левое полушарие мозга, а от левого глаза — в правое полушарие. И наконец, в затылочной доле мозга формируется образ. Схожие процессы протекают и при восприятии запаха, звука, вкуса и прикосновения.

Мало того, что ощущения, на которые мы так полагаемся, воспринимаются нами опосредованно, они еще и ограниченны. Видимый свет составляет лишь малую толику электромагнитного спектра; пчелы видят световые волны, которые нам недоступны! Кроме того, мы воспринимаем звуковые волны ограниченного частотного диапазона; собаки слышат звуки, недоступные для нашего слуха! А еще наши органы чувств могут нас сильно подвести. Всем нам хорошо знакомо такое понятие, как обман зрения, но помимо оптических есть еще и звуковые, обонятельные и осязательные иллюзии. К тому же, когда в мозге происходят определенные химические преобразования, у нас могут появиться галлюцинации, когда мы видим, слышим и вообще ощущаем то, что никто другой не ощущает.

Если даже восприятие материального мира нашим органам чувств не всегда по силам, то что уж говорить о мире духовном. То, что нам становится известно о материальном, мы называем «знанием», а то, что мы узнаем о духовных реалиях, мы называем «верой». Петр хвалит получателей своего письма за их веру. Они не видели Иисуса собственными глазами и не слышали Его проповедей собственными ушами, и тем не менее они любили Его и верили в Него. Его слова напоминают нам о том, что Иисус сказал некогда Фоме: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Эта вера наполняет их «радостью неизреченною и преславною» (1 Петр. 1:8).

20 сентября

Покров

Любовь покрывает множество грехов (1 Петр. 4:8).

Сплетня — это не всегда клеветнический навет. У нее может быть реальная подоплека. Однако именно клевета приходит нам на ум, когда мы слышим слово «сплетня». Элеанора Рузвельт сказала как-то: «Великие умы обсуждают идеи; средние умы обсуждают события; низкие умы обсуждают людей». Вы согласны?

Похоже, у людей есть некая внутренняя потребность или склонность делиться пикантными подробностями из жизни их общих знакомых. «Слышали, машина Билла всю ночь простояла у дома Салли в прошлые выходные?» Даже если так оно и было, у машины Билла могли быть свои, вполне обоснованные причины остаться припаркованной на ночь у дома Салли без какойлибо «криминальной» подоплеки. Может быть, она пригласила его на ужин, а когда после ужина он попытался завести мотор, у него ничего не вышло, и ему пришлось вызвать такси, чтобы добраться до дома. А может, Билл уехал в командировку и решил не оставлять свою новенькую машину без присмотра у себя на улице. А может, у Салли заболела мама, живущая в другом конце страны, и, опасаясь за свой дом, Салли попросила Билла пожить недельку у нее, пока она будет в отъезде. Итак, хотя эта сплетня и отражает некое реальное событие, по сути своей она вводит в заблуждение и подрывает репутацию Салли и Билла.

Предположим, однако, что сплетник как по форме, так и по сути оказался прав и Билл действительно провел ночь с Салли… в ее постели. Какую пользу может принести им этот пикантный слух, передаваемый из уст в уста? Да, Билл и Салли совершили безнравственное поступок. Да, грех должен быть назван по имени. Но разве разоблачение их проступка входит в компетенцию церковных сплетников?

Сегодняшний наш памятный текст поясняет, что значит поступать с любовью. «Любовь покрывает множество грехов». Слово, переведенное как «покрывает», означает «укрывать от чужих глаз», «скрывать знание о чем-то». Так что же любовь скрывает от глаз? Изобилие (да, здесь стоит греческое слово, означающее изобилие и даже избыток) грехов. Мы поступаем так, потому что имеем «усердную любовь друг ко другу» (1 Петр. 4:8). Термин, переведенный как «усердная», означает «распростертая». Другими словами, наша любовь как бы простирается над нашими ближними, покрывая их грехи. Мы должны, так сказать, «заметать под коврик мусор» чужих грехов, тем самым подражая Богу, пообещавшему ввергнуть «в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19).

21 сентября

Радуйтесь

Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Петр. 4:12, 13).

Это что — шутка? А может, Петр в этом отрывке предлагает нам верное духовное средство от болезней и уныния? Нет. Использовать этот отрывок для утешения людей, страдающих от болезней или насилия, это все равно что на болт с правой резьбой накручивать гайку с левой. Давайте отметим для себя следующие важные моменты.

Петр не говорит о многих искушениях. Это существительное стоит в единственном числе — искушение. Было бы неверно применять этот текст к искушениям во множественном числе. 2. Данное греческое существительное может означать как искушение, так и трудности и неприятные переживания. 3. В тексте оригинала оно стоит с определенным артиклем и в единственном числе, то есть имеется в виду какое-то конкретное искушение (испытание), а не искушения вообще. 4. Кроме того, апостол дополнил слово «искушение» прилагательным «огненное». Данная метафора связана с процессом плавки для очищения металла от примесей либо с испытанием металла сильным нагреванием для выявления его пробы. 5. Петр подчеркивает эту мысль, повторившись: «Огненного искушения, для испытания вам посылаемого», имея в виду получателей своего письма, «рассеянных в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1 Петр. 1:1) — малоасийских провинциях. Это конкретное и весьма необычайное испытание было призвано выявить нечто об этих первых христианах, проживавших в Малой Асии. 6. Эти страдальцы должны были радоваться (глагол в настоящем времени). 7. В стихе 13 говорится, что они должны были радоваться, потому что они «участвуют». 8. В чем же участвовали эти братья и сестры? Они участвовали в Христовых страданиях, став сопричастниками жертвы, принесенной их Господом. 9. Какого рода страдания, по мнению Петра, перенес Иисус? Апостол говорит нам, что Иисус был невинной Жертвой (1 Петр. 2:22; 3:18). 10. В этом библейском отрывке говорится о гонениях — о несправедливом наказании. 11. Христиане могут терпеливо переносить оскорбления и насилие, потому что они возрадуются и восторжествуют «в явление славы Его» (стих 13). Ранее Петр уже сказал, что преследуемые и гонимые должны радоваться уже здесь и сейчас, а в этом тексте он говорит, что они возрадуются еще и в будущем.

Таким образом, тщательный анализ показывает, что 1 Петр. 4:12, 13 не стоит цитировать тем, кто страдает от насморка или рака. Данный отрывок предназначен для тех, кто подвергается гонениям. Когда новозаветные авторы говорят о страданиях, они имеют в виду именно гонения.

22 сентября

Как быть с тревогами и заботами

Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Петр. 5:7).

У каждого человека свой темперамент, и это делает жизнь многообразней и интересней. Пожалуй, совсем немногие из нас рождаются с предрасположенностью к тревоге, но так получается, что большинство со временем овладевает искусством изводить себя, гнездящимся в том участке височной доли мозга, который известен под названием «миндалевидное тело». Отчасти виной тому наше воспитание. Исследование, проведенное Национальным институтом психического здоровья, показало, что около девятнадцати миллионов американцев страдают расстройствами, так или иначе связанными с постоянным чувством тревоги. Если эти расстройства вызваны каким-то химическим дисбалансом в организме, то устранить их можно с помощью определенных медикаментов.

Тревога, как не трудно догадаться, может самым пагубным образом сказаться на здоровье человека. (Мы, адвентисты, твердо убеждены, что разум, будучи источником эмоций, влияет на наше физическое состояние.) В середине 90х годов прошлого века Университет Бергена, что в Норвегии, провел масштабные исследования с привлечением 62 591 человека. Оказалось, что люди, у которых был отмечен высокий уровень тревожного состояния, более предрасположены к возникновению предраковых клеток.

Клод Макдональд сказал: «Переживать о чем-то — все равно что черпать дым лопатой». Впрочем, нельзя сказать, что у людей вообще не бывает причин для беспокойства. Человек по жизни сталкивается с почти неразрешимыми или, по крайней мере, весьма серьезными проблемами. И тем не менее многие наши переживания в конечном счете оказываются пустыми.

Поскольку у большинства из тех, кто переживает по пустякам, нет генетических расстройств, обуславливающих тревожное состояние, совет, который дает апостол в нашем сегодняшнем памятном тексте, вполне актуален и уместен. Это привычка, от которой многим из нас по силам отказаться, хотя избавиться от нее труднее, чем приобрести. Исцеление от постоянных переживаний тесно связано с верой в Бога. Когда мы твердо в Него верим, у нас есть возможность переложить все свои тревоги и заботы на Его плечи. С чего я взял, что это духовное упражнение действительно может нам помочь? Апостол Петр поясняет: «Ибо Он печется о вас». Глагол, который Петр здесь использует, можно еще перевести как «беспокоится», и стоит он в настоящем времени: мы не безразличны Богу, Он беспокоится за нас, причем постоянно!

23 сентября

Правило Грэнвилла Шарпа

Принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1:1).

В восемнадцатом веке в Великобритании жил общественный деятель по имени Грэнвилл Шарп. Он активно выступал за отмену рабства, ратовал за парламентскую реформу и справедливую оплату фермерского труда и защищал американских революционеров. А еще он стал известен своими трудами по греческой грамматике, сформулировав то, что филологи называют с тех пор «правилом Грэнвилла Шарпа». Вот об этом-то правиле мы и поговорим, ибо оно представляет для нас сегодня особый интерес.

Опираясь на свои исследования греческого языка Нового Завета, Шарп выявил шесть грамматических правил, однако именно его первое правило стало инструментом для правильного перевода нашего сегодняшнего памятного текста. У этого правила есть несколько разноречивых версий; я же предлагаю его вашему вниманию в немного упрощенном виде.

Если греческий союз, означающий «и», стоит между двумя смежными именами нарицательными (а не собственными, такими, как Петр, Павел, Иисус и т. д. («Бог» и «Спаситель» в греческом языке именами собственными не являются)), если эти два существительных стоят в единственном числе (скажем, «книга», а не «книги»), если первому существительному предшествует определенный артикль, а второму нет, то эти два существительных обозначают одно и то же (то есть являются синонимами).

Шарп настаивал, что это «железное» для Нового Завета правило, говоря иначе, оно не имеет исключений. Прочие филологи подвергли это первое правило самому тщательному изучению, и не все согласились с Шарпом в том, что касается его нерушимости. И все же по прошествии двух с лишним столетий со времени его обнародования филологическое сообщество пришло к согласованному мнению, что доводы критиков были не вполне обоснованы и что данное правило по-прежнему в силе. Как говорится, пыль улеглась, а правило осталось.

Какое отношение все это имеет к нашему сегодняшнему тексту? Дело в том, что если это правило действует, то 2 Петр. 1:1 представляет один из наиболее показательных новозаветных текстов, в которых Иисус назван Богом. Как мы уже отмечали ранее, Павел, как правило, отличал Бога Отца и нашего Господа и Спасителя Иисуса. Тогда как грамматическая структура 2 Петр. 1:1 свидетельствует о том, что автор данного послания считал Иисуса и нашим Спасителем, и Богом.

24 сентября

Медлительный Бог?

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Петр. 3:9).

Одни люди ужасно копаются. Те, что действуют в замедленном режиме, зачастую, хоть и не всегда, более скрупулезны и дотошны в работе. Многие копуши неторопливы не только в делах, но и в мыслях, притом что никаких отклонений в их умственном развитии не наблюдается.

Другие постоянно куда-то торопятся. Они просто кипят энергией. На одну и ту же работу у них уходит гораздо меньше времени, чем у прочих людей. Начните рассказывать им смешной анекдот, и они зальются смехом раньше, чем вы окончите свой рассказ.

А что же Бог? Медлителен Он или тороплив? Из того, что мы узнали о Нем в Священном Писании, мы может ответить: «Когда как». Вот послушайте, что говорит Наум: «Господь медлен на гнев» (Наум. 1:3 — др. пер.). И тут же добавляет, что «в вихре и в буре шествие Господа». С одной стороны, Бог, бывает, действует быстро, о чем Он предостерегал в свое время Тир и Сидон: «Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши» (Иоил. 3:4). С другой стороны, Он проявил долготерпение «во дни Ноя, во время строения ковчега» (1 Петр. 3:20).

Иисус говорил в Своем Втором пришествии так, словно оно должно было произойти еще при жизни Его современников. Все новозаветные авторы, писавшие о Втором пришествии, рассчитывали, что оно случится вскоре, но время шло и христиане стали задаваться вопросом, почему Иисус так медлит с возвращением.

В сегодняшнем памятном отрывке Петр тоже обращается к этому вопросу, заверяя своих читателей, что «не медлит Господь исполнением обетования». Слово, переведенное здесь как «медлит», еще означает «мешкать», «отставать». Когда дело касается обетования Иисуса о Его возвращении, Он не мешкает, по крайней мере, в человеческом понимании этого слова. Так в чем же дело? Почему Иисус до сих пор не вернулся?

Хороший вопрос!

Иисус не вернулся, как ожидалось, потому что Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Он мирится с нашей греховной вздорностью в силу Своего твердого намерения («желания»), чтобы никто не погиб, но все получили возможность покаяться. Бог мирится с тем, что христиане умирают первой смертью, дабы прочие люди не претерпели смертью вторую.

25 сентября

Желающие или приближающие?

Ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают (2 Петр. 3:12).

Есть слова, обладающие целым набором разных значений, и переводчикам бывает нелегко определить, какое из этих значений ближе всего к замыслу автора. Иногда переводчику помогает сделать выбор непосредственный контекст, а иногда внести ясность можно, изучив способы употребления этого термина в других текстах того же автора. Бывает и так, что решающим фактором становятся чьи-то богословские воззрения.

Добросовестные исследователи так и не пришли к единому мнению, как переводить наш сегодняшний памятный текст, а именно термин, переведенный в большинстве случаев как «желающие». Основная мысль этого библейского стиха вполне очевидна. Речь в нем идет, прежде всего, о «дне Божием». Петр употребил здесь слово parousia — термин, который новозаветные авторы использовали для обозначения Второго пришествия. Как мы уже говорили, в миру так обычно именовали прибытие и временное пребывание в городе какой-нибудь важной персоны — царя или победоносного военачальника. Петр уточнил, какие события будут сопровождать наступление этого дня, развеяв тем самым все сомнения по поводу смысла этого выражения. Небеса разгорятся огнем, а стихии расплавятся от невыносимого жара. Да, Петр, безусловно, ведет речь о возвращении Христа.

В свете приближения оного «дня» христиане, по словам Петра, должны, во-первых, пребывать в ожидании грядущей parousia, а во-вторых, (и в этом-то как раз и вся загвоздка) они должны speudo этот день. У глагола, который употребил здесь Петр, есть два значения: 1) торопить что-то или способствовать скорейшему осуществлению чего бы то ни было и 2) ожидать или страстно чего-то желать. Когда Иисус сказал Закхею: «Сойди скорее» (Лк. 19:5), Он употребил тот же глагол (переведенный здесь как «скорее»), и тем же глаголом в следующем стихе описана поспешность, с какой Закхей спустился с дерева.

О чем учил Петр? О том, что христиане должны приближать Второе пришествие, или о том, что они должны страстно желать его осуществления? Если второе, то Петр просто подчеркивал свою мысль: не теряйте надежды, терпеливо ждите возвращения своего Господа. Если первое, то Петр подразумевал, что христиане могут приблизить наступление этого великого дня (как, впрочем, и отдалить его). Какой из этих вариантов предпочесть? Все зависит от ваших богословских воззрений. Способен ли человек своим поведением повлиять на Божьи решения? Если да, то первый вариант, возможно, ближе к изначальному замыслу Петра.

26 сентября

Есть ли у Бога «темная сторона?»

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:5).

Такое впечатление, что в последние годы люди все больше и больше говорят об «обратной» или «темной» стороне Бога. Какой смысл вкладывают они в эти выражения? Что Бог не поддается описанию? Если так, то они, безусловно, правы. Однако так думают, похоже, не все. Есть и такие, кто, говоря о темной стороне Бога, имеют в виду наличие в Нем зла или, по крайней мере, каких-то недобрых намерений.

Как нам быть с бытующими у людей представлениями о том, что где-то в глубине Божьей души таится непостижимая для человеческого разума злоба?

В церкви, которую я посещал, когда мне было лет двадцать пять, пастор, бывало, возглашал: «Благ Господь!», а собрание ему отвечало: «Во всякое время». Затем он вновь обращался к пастве: «Во всякое время», а люди ему отвечали: «Благ Господь!» Ну а что делать с теми относительно редкими библейскими отрывками, где как будто подразумевается наличие у Божьей личности другой, «темной» стороны? Вам они, должно быть, хорошо известны. «Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил» (Быт. 6:7). «Господь ожесточил сердце фараона» (Исх. 9:12). «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (Пс. 5:6). «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7). «Я наведу бедствие на место сие, о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах» (Иер. 19:3).

На основании этих и некоторых других отрывков можно предположить, что у Бога действительно есть обратная, «темная» сторона, как и у прочих богов, которые были не только капризны и непостоянны, но и вели безнравственную жизнь. (В греческих мифах боги вели себя так отвратительно, что некоторые философы склонялись к атеизму.) Есть, впрочем, и другое объяснение. Бог так хотел внушить Своему народу монотеистические взгляды, что Ему пришлось принять на Себя временно ответственность за все, что происходит в этом мире, — и хорошее, и плохое. (Некоторые богословы высказываются в том духе, что дуализм, присущий зороастризму, с которым евреи близко познакомились во время вавилонского пленения, проложил путь для дуализма иного рода, согласно которому Бог ответственен за добро, а сатана — за зло.)

Как бы мы ни объясняли определенные библейские отрывки, Иоанн дает нам ясно понять, что Бог не только сотворил свет, но и Сам Он — свет, и «нет в Нем никакой тьмы».

27 сентября

Исповедание греха полезно для души

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1:9).

Наш сегодняшний памятный текст изобилует смыслами и смысловыми оттенками, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.

«Если». В греческом языке есть четыре разных конструкции для выражения условности, каждая из которых имеет свои нюансы. Иоанн здесь использовал условное придаточное предложение третьего типа, которое указывает на некую возможность или, скорее, большую вероятность того, что то или иное событие произойдет в будущем. Этот тип условного придаточного предложения подразумевает некоторую неопределенность, которая, впрочем, не так велика: «Если (в случае) вы сделаете тото и тото (не знаю, сделаете вы это или нет… это зависит от вас), то произойдет тото и тото».

«Исповедуете». Слово, переведенное здесь как «исповедовать», означает «сказать то же, что и…» Смысл его в согласии. Другими словами, исповедовать свои грехи (см. ниже) — значит сказать о них то же самое, что говорят о них Бог и Иисус. Мы согласными с Ними в том, что касается зла и нечестия.

«Грехи». На греческом языке «грех» обычно обозначался словом hamartia. Изначально это слово означало «промах», «попадание мимо цели», как если бы лучник стрелял по мишени, но промахнулся и его стрела либо перелетела цель, либо не долетела, либо упала где-то в стороне. Оно указывает на ошибку, ставшую следствием человеческой немощи, в отличие от злонамеренного мятежа и возмущения.

«Верен». Это греческое словно означает «надежный», «достойный доверия». На Бога в лице Иисуса Христа можно положиться, потому что Ему и Его Сыну присуща надежность.

«Праведен». А еще Бог безупречен, Он всегда поступает правильно. Изначально так называли нечто правильное, соответствующее заведенному порядку, и только позднее данный термин приобрел нравственный подтекст.

«Простит». Здесь у Иоанна стоит слово aphiemi. Оно означает «отсылать что-то прочь», «избавляться от чего-то». Кроме того, у него есть сопутствующее значение — намеренно упускать что-то из виду, то есть пренебрегать чем-то. Это слово употребляли, когда говорили об аннулировании долгов, а также о разводе, освобождении раба или заключенного и даже о защите от ветра. Иисус аннулирует наши промахи.

«Очистит». Данный термин — это оборотная сторона монеты под названием «прощение». Бог не только забывает о наших ошибках, но и очищает… в нравственном и духовном плане. «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Без исключений.

Воистину, исповедание греха полезно для души.

28 сентября

Новая заповедь

И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга (2 Ин. 5).

Вот это да! Библейское послание, адресованное женщине! Мы привыкли читать новозаветные письма, написанные церквам (Первое и Второе послания к Коринфянам, Послание к Галатам и т. д.) и отдельным братьям (Первое и Второе послания к Тимофею, Послание к Титу и т. д.), а вот Второе послание Иоанна было адресовано одной из сестер по вере. Впрочем, не будем торопиться! Исследователи выдвигают пять разных версий, о какой именно женщине идет речь: 1) женщина по имени Электа (достоверных сведений о существовании такого имени нет); 2) женщина по имени Кирия (имя, пользовавшееся популярностью в определенных кругах); 3) «уважаемая госпожа» (вежливое обращение) — некая неназванная женщина; 4) избранная — зашифрованное обращение к Церкви в целом (как в Книге Откровение); 5) избранная госпожа и ее дети — символическое обозначение общины, к которой принадлежал апостол Иоанн. Авторы Библейского комментария адвентистов седьмого дня склоняются к последним двум вариантам, однако в любом случае существование новозаветного послания к женщине — факт весьма примечательный.

В этом письме апостол дает повеление, замаскированное под просьбу: «И ныне прошу тебя…» Иоанн подчеркивает, что это не новая заповедь, но заповедь, известная от начала, поэтому она должна быть всем хорошо знакома. Так что же это за заповедь? «Чтобы мы любили друг друга». Звучит знакомо, не правда ли? Иисус в свое время сказал Своим ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13:34).

Такова была «новая заповедь» Иисуса, которую Он несколько дополнил, чтобы Петр, Иаков, Иоанн и прочие вполне осознали ее смысл: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (стих 34). Да уж, задача не из простых! Каждый христиан признает, что Иисус был воплощением Божьей любви. Вот только способны ли мы на такую любовь, как у Него? Готовы ли мы умереть за ближних, и не только за тех, кого мы любим, но и за тех, кто нас открыто ненавидит? Греческое слово, означающее «любовь» — agape, подразумевает не просто симпатию или расположение к ближним. Оно означает, что мы должны относиться к ним с уважением, искренно желая им всяческих благ. А ведь это бывает так трудно! Впрочем, Иоанн приготовил нам еще один сюрприз. Он дает разъяснение, что это значит — любить. «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2 Ин. 6). Какая-то тавтология получается, правда? Заповедь в том, чтобы любить, а любить — значит соблюдать заповеди! И тем не менее этот стих перекликается с 1 Ин. 5:3, в котором говорится: «Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его». Вторая скрижаль Закона, если вы помните, говорит о том, как мы должны относиться к ближним — с любовью.

29 сентября

Доброго всем здоровья

Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя (3 Ин. 2).

Адвентисты, активно занимающиеся медицинским евангелизмом, нередко цитируют людям наш сегодняшний памятный текст, чтобы показать, что раз Бог (в данном случае в лице апостола Иоанна) желает нам доброго здоровья, значит, мы должны вести такой образ жизни, который способствовал бы нашему хорошему самочувствию. Однако 3 Ин. 2 едва ли можно считать подходящим текстом, на который нам следует опираться в пропаганде здорового образа жизни. Да и нужно ли вообще доказывать Библией то, в чем и так убеждает нас простой здравый смысл? Ведь и так всем ясно, что здоровым быть лучше, чем больным.

Мы в данном случае имеем дело с очередным посланием, или письмом, апостола Иоанна. Как мы уже отмечали ранее, письма в древности составлялись по определенному риторическому образцу. Впрочем, сегодня письма по своей структуре мало чем отличаются от тех, что писали древние римляне и греки. Вот какой схеме традиционно следовали древние при написании писем: 1) вступительная формула, в которой назывались отправитель и получатель письма, а также звучали приветствия в адрес получателя или получателей; 2) затем автор выражал благодарность или признательность, высказывал добрые пожелания и зачастую доводил до адресата, о чем пойдет речь в основной части письма; 3) после чего следовала основная часть письма, которая в свою очередь могла состоять из вступления, середины и окончания и 4) далее следовало заключение и несколько прощальных слов.

Важно помнить, что подобного рода структурные элементы носят формальный характер. Лингвист Юджин Нида разъясняет, что все эти формулы «не несут в себе почти никакого содержания, но их функция… позволить получателю и отправителю вступить в отношения, наладить связь» (Signs, Sense, Translation, p. 27). Формальные обороты речи служат сигналами, устраняющими страх и напряженность. Мы обычно начинаем письма со слов «дорогой» или «уважаемый», а заканчиваем словами «искренне ваш», даже если текст нашего письма исполнен иронии или сарказма.

Письма в древности обыкновенно содержали формальные изъявления благодарности, а также пожелания адресату доброго здоровья. У всех этих формул была одна цель: расположить к себе получателя письма, наладить с ним взаимопонимание. Именно этого и добивался Иоанн, когда написал Гаию: «Надеюсь, ты пребываешь в добром здравии». Апостол следовал правилам этикета, используя формальные обороты, чтобы «смягчить» Гаия. Вот почему наш сегодняшний памятный текст не годится в качестве довода в пользу здорового образа жизни.

30 сентября

Стародавняя вера

Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд. 3).

Сколько сейчас адвентистов по всему миру? Миллионов шестнадцать, и число их ежедневно растет. Впрочем, вопрос не о том. Африканские адвентисты, азиатские адвентисты, тихоокеанские адвентисты, европейские адвентисты, латиноамериканские адвентисты, североамериканские адвентисты… все они составляют Церковь. Но при этом Церковь разнородна далеко не только по территориальному признаку. Часть адвентистов, живущих на островах в Тихом океане, поклоняется Богу в субботу, в то время как на островах, расположенных в нескольких километрах, уже наступило воскресенье (это происходит из-за расположения островов по разные стороны от линии перемены дат). Есть европейские адвентисты, которые играют в субботу в футбол, а есть такие, кто был лишен родительских прав за отказ отправлять своих детей по субботам в школу.

Сегодня члены адвентистской церкви по всему миру часто относят себя к консерваторам или либералам, делятся во мнениях по отношению к вопросу рукоположения женщин, ношения обручальных колец или употреблению вина. Иногда затрагиваются более глобальные вопросы, такие как самостоятельность поместной общины, инновационные подходы к урокам субботней школы или более либеральное отношение к субботе.

Кто из адвентистов сохраняет веру отцов, а с ней и дух адвентизма? Если вы поинтересуетесь об этом у представителей каждого из этих направлений, они, скорее всего, укажут на самих себя. Сомневаться в их искренности лично у меня нет никаких оснований. Все они движимы искренним желанием сохранить лучшее в адвентизме, сберечь его сущность.

Иуда считал своим долгом поддержать первых христиан в их борьбе за «веру, однажды преданную святым». Им была вверена Благая весть о спасении, и не многократно, но однажды, и с тех пор перед ними стояла задача сохранить эту веру, в полной мере соответствовавшую понятию «здравое учение».