Октябрь

1 октября

В долгу

Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею (Рим. 1:11, 12).

«Учениками» называют тех, кто учится, перенимает у кого-то знания. Тогда как слово «апостол» происходит от корня, означающего «быть посланным». Ученики сидели у ног Иисуса, жадно внимая Его наставлениям. Когда Он поручил им учить других, они стали апостолами, потому что Он послал их на проповедь Евангелия. Они были Его послами. В Новом Завете поместные церкви направляли посланников (апостолов) в качестве своих представителей (см. 2 Кор. 8:23). Но миссионеры, посланные Самим Иисусом, были апостолами в особом смысле, и прежде всего двенадцать Его ближайших учеников.

Павел, не входивший в число двенадцати, тем не менее нередко называл себя апостолом. Воскресший Христос явился ему особо и вверил Павлу миссионерское служение среди язычников, пока другие апостолы проповедовали Евангелие среди иудеев.

Апостолы обладали определенной властью, поскольку они были посланцами Самого Иисуса, да еще и ближайшими Его учениками. Однако апостольский авторитет не давал им повода для гордыни и произвола. В самом начале своего послания к христианам в Риме Павел являет подлинное смирение. Будучи апостолом, он хотел сообщить им нечто важное и особенное. Но для него общение с собратьями было улицей с двусторонним движением. Как посланник Христа он рассчитывал вдохновить их и ободрить, но и от них ожидал того же. Они должны были оказывать друг другу взаимную поддержку, утешаясь «верою общею».

Такое же точно отношение к себе Павла как к учителю и одновременно ученику просматривается и в Рим. 1:14: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам». Павел называл себя должником, несмотря на свой апостольский статус. Кому же он был должен? Грекам и варварам, мудрецам и невеждам. Другими словами, Павел считал, что он в долгу у всех.

Павел был в долгу у людей по двум причинам. Во-первых, как на апостола Иисуса Христа на него была возложена обязанность возвещать ближним Благую весть о спасении, и прежде всего язычникам. Таков был его долг перед ними — нести им свою веру. Во-вторых, ему самому было чему поучиться у людей, даже у тех, кто не обладал какой-то особой мудростью. Ведь человек не перестает учиться на протяжении всей жизни.

Павел подает замечательный пример всякому, кто занимает руководящее положение, да и нам тоже, хотя мы и не апостолы.

2 октября

Вера — что может быть важнее?

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему… В нем открывается правда Божия от веры в веру (Рим. 1:16, 17).

Здесь Павел раскрывает суть своего послания к римским христианам — Благую весть. Бог в лице Иисуса Христа примирил Божественное с человеческим. Когда мы говорим об этом свершении Божьем и его значении для каждого из нас, нам нужно постараться не обратить Благую весть в худую… или просто в обычную, заурядную весть. Благая весть захватывает дух! Она приносит облегчение и радость!

Далее Павел говорит, что Благая весть — это сила. Всякого рода сил в этом мире предостаточно, скажем, энергия солнца или атомного ядра, сила пара, лошадиная сила и пр. Но Евангелие заключает в себе силу иного рода — Божественную силу, на фоне которой все остальные силы просто бледнеют.

Эта сила производит спасение — спасение для верующих. Павел употребляет здесь действительное причастие настоящего времени, а это значит, что он говорит о людях, которые тверды и постоянны в своей вере. Вера — это не случай и не минутное переживание, о котором мы забываем вскоре. Это образ жизни, основанный на доверительных отношениях с Богом. Но не вера производит спасение. Не вера придает силу Евангелию, но сила Евангелия наделяет человека способностью уверовать и пребывать в вере.

В спасении открывается Божья праведность — не наша праведность, но Божья. Божья правота проявляет себя в спасении, которое Он дарует тем, кто твердо в Него верит. Спасение дается в рамках взаимоотношений, а не по закону или за какие-то заслуги. Спасение — это когда Божья праведность становится нашей.

Божья правда «открывается… от веры в веру». С одной стороны, эти слова Павла могут означать, что вера — это 1) путь к обретению спасения и 2) его конечная цель. А с другой стороны, выражение «от веры к вере» может означать в Рим. 1:17 примерно то же самое, что и во 2 Кор. 3:18 — постепенное развитие, переход на более высокую ступень. Таким образом, вера становится все крепче и сильнее по сравнению с изначальной, преображаясь в образ жизни.

Какой бы смысл ни вкладывал Павел в эти слова, суть их такова: спасение, от начала до конца, — это вопрос веры в Бога и доверия Ему. Некоторые думают, что спасение начинается с веры, а заканчивается делами. Нет. Вера, подобно Самому Иисусу, есть начало и конец спасения.

3 октября

Все согрешили

Все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23).

В еврейских Писаниях Яхве ясно указывал, что Он избрал потомков Авраама и Исаака как Свой особенный народ. Стоит ли удивляться, что на протяжении многих веков евреи гордились своей избранностью и гордыня их была весьма велика. Ведь их родоначальником был Авраам, друг Божий, да и Сам Яхве, Творец и Владыка Вселенной, предпочел их всем прочим народам! Иисус видел эту духовную гордыню и говорил им, что не следует им называть Авраама своим отцом, ибо вели они себя совсем не так, как приличествует его потомкам.

Проповедуя Евангелие Иисуса Христа как евреям, так и язычникам, Павел должен был добиться двух вещей: 1) понизить духовную самооценку у евреев и, соответственно, 2) повысить духовную самооценку у язычников. А сделать это ему нужно было потому, что когда речь идет о Божьем даре спасения, Бог не взирает на лица, для Него все равны.

И потому здесь, в третьей главе Послания к Римлянам, Павел продолжает развивать свою мысль о том, что человек, что бы он ни делал, не способен заслужить Божье благословение. Евреям и вправду было дано преимущество — закон. Бог отметил их особо, вверив им закон, которого у язычников не имелось. И закон дает знание, но это всего лишь знание о грехе и больше ничего (см. стих 20). Именно к такому доводу прибег апостол, чтобы избавить иудеев от чрезмерного духовного самомнения.

Другое дело — повысить самооценку у язычников. Для этого он указывал на то, что знание — каким бы возвышенным оно ни было — не спасает. Оно лишь увеличивает груз ответственности. В любом случае, «нет праведного ни одного» (стих 10). Да, «все согрешили и лишены славы Божией» (стих 23). Осознание того, что все согрешили (прошедшее время) и лишены (настоящее время) славы Божьей, так сказать, уравнивает составы команд. Иудеи или язычники — все находятся в равном положении. Но при этом «все» получают «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (стих 24).

Духовная родословная (а равно и ее отсутствие) на самом деле не играет роли. Пусть у вас в предках числится сама Елена Уайт. Пусть вы родились в пасторской семье. Пусть вы адвентист в третьем или четвертом поколении. И что с того? Принадлежность к известному церковному роду вас не спасет. «Родовитые» нуждаются в Божьей благодати в той же мере, что и «безродные».

4 октября

Клиенты

Мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3:28).

Христиане прошлого и настоящего извели целое море чернил в попытках найти верное соотношение между верой и делами, благодатью и законом.

Древнее общество состояло из двух основных классов — элиты и простого люда. Элита, составлявшая от одного до десяти процентов населения, владела шестьюдесятью шестью процентами ценностей и половиной земельных наделов. Остальное население принадлежало к разряду простолюдинов.

В Греции и Риме существовало такое понятие, как клиентела, которое помогало поддерживать общество в более или менее стабильном состоянии. Патроны, то есть богатые и знатные люди из высших слоев, выбирали себе так называемых «клиентов» из низшего сословия и оказывали им покровительство. Их милость могла выражаться в денежном довольствии, снабжении продуктами, личной протекции, продвижении по службе, освобождении из рабства, оплате долгов, юридической помощи, трудоустройстве и прочих ценных дарах и услугах.

От «клиентов» никто не ждал, что они будут отрабатывать или возмещать потраченные на них средства или оказанные им услуги, но зато они должны были во всеуслышание воздавать своим патронам хвалу и благодарность. К примеру, в Риме «клиенты» приходили к дому своего покровителя с утра пораньше и громко провозглашали, как щедр их патрон и что его доброта и великодушие не знают себе равных. Кроме того, они выполняли кое-какие поручения своего патрона, собирали слухи, что говорят о нем в народе, присутствовали на похоронах членов его семьи либо даже свидетельствовали в пользу своего благодетеля в суде. Патроны, оказав кому-то милость, впредь о ней никогда не упоминали, зато клиенты твердили о ней постоянно и при любой возможности. Закона, по которому можно было бы наказать неблагодарного клиента, не существовало. Клиенты воздавали своим патронам хвалу и честь по доброй воле.

Все споры в христианской среде относительно веры и дел разрешатся, когда христиане начнут воспринимать спасение как благодеяние, которое Бог, «патрон», предлагает грешным людям, Своим «клиентам». Мы не сделали ничего, чем могли бы заслужить Его милость, и нам не по силам чем-то воздать Ему за это. Принимая Его покровительство, мы становимся частью Его «клиентуры». И потому каждое утро, в самом начале дня, мы вопрошаем нашего Божественного Благодетеля, что мы можем сделать для Него сегодня, не в уплату за Его доброту (ибо оплатить ее мы не в состоянии), но из чувства глубокой благодарности. Именно благодарность побуждает нас служить Ему и петь Ему хвалу везде и всюду.

5 октября

Сыны Божьи

Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8:14).

Мы так привыкли называть Иисуса Христа «Богом» или «Сыном Божьим», что утратили из виду, что определенных людей тоже называли «богами» или «сынами Божьими», и не одну тысячу лет. В древности на Ближнем Востоке правителей традиционно именовали «сынами божьими» или «богами». Начиная с первой династии каждый фараон носил титул «Сына Исиды», а с четвертой династии и далее фараона стали именовать еще и «Сыном Ра». Тутмос Третий говорил о себе как о божьем сыне. Первым месопотамским царем, заявившим о своей божественности, был Нарамсин, царь Аккада, называвший себя «богом Аккада». Со времен Месилима, царя Киша, шумерские цари тоже стали провозглашать себя сынами покровительствовавшего им бога или богини. В ханаанском сказании о Керете царь назван «Сыном Эля».

В Римской империи подданные называли императора «сыном божьим» или «богом» в знак особого уважения и почитания. Например, ефесяне именовали Юлия Цезаря «богом во плоти» и «спасителем». Через два года после своей гибели он был провозглашен «божественным Юлием». Октаивана, приемного сына Цезаря, называли «сыном божественного», а Виргилий называл его «богом». В Пергаме был воздвигнут каменный монумент, посвященный «императору Цезарю, сыну бога».

Но, что удивительнее всего, еврейский народ тоже называл своего царя «Элохим» (Пс. 44:7). Кроме того, «сыном(ами) Бога» в Ветхом Завете названы ангелы (по другим версиям полубожественные существа, потомки Еноха или жители других миров) (Быт. 6:2, 4; Иов. 1:6; 2:1; 38:7), израильский народ (Ос. 11:1), царь Давид (1 Пар. 17:13; Пс. 2:7) и царь Соломон (1 Пар. 28:6).

Новозаветные авторы называли Иисуса Христа «Сыном Божьим» в знак особой чести. Но Иисус не единственный, кому дано такое звание. Лука назвал «сыном Божьим» Адама (Лк. 3:38). А Павел так вообще называл «сынами Божьими» всех верующих в Иисуса Христа (как в нашем памятном тексте на сегодня). Так же точно, как и автор Послания к Евреям (если это был не Павел)

и апостол Иоанн. Как видите, мы стали Иисусу ближайшей родней.

Каждый христианин, подобно Иисусу, есть дитя Божье, во-первых, потому что он верит в Иисуса, Сына Божьего (см. Ин. 1:12), и во-вторых, потому что он водим Святым Духом (см. Рим. 8:14). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1). Что и говорить, Бог не мог нас удостоить более высокой чести!

6 октября

Молитва Святого Духа

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26).

Прошлый раз мы говорили о том, что в древней ближневосточной культуре не было для человека более высокой чести, чем быть названным сыном Божьим. Мы говорили также, что христиане возведены в статус «детей Божьих» в силу водительства Святого Духа. Из сегодняшнего отрывка, также взятого из Рим. 8, мы узнаем о еще одном благословении, которое несет в Себе Божий Святой Дух.

В этой главе Павел пишет о стенаниях (или воздыханиях) трех видов: 1) стенаниях всего творения; 2) стенаниях христиан и 3) стенаниях Святого Духа.

Хотя Иисус провозгласил наступление Царства Божьего как свершившееся событие, у него есть еще и такой аспект, как будущее. Богословы иногда говорят о Царстве, существующем в двух измерениях — «уже» и «еще нет». Мы ждем, когда «еще нет» станет «уже», а пока страдаем (см. Рим. 8:18). По всей видимости, Павел имеет в виду те страдания, что причиняют верующим гонители, но нельзя исключать и прочих форм и видов мук и бедствий, которые нам придется переносить в ожидании грядущего обновления земли.

В результате христиане стенают, «ожидая… искупления тела нашего» (стих 23). А поскольку сотворенная Вселенная тоже мучается от присутствия греха — господства зла, то и она «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (стих 19). И тоже стенает (см. стих 22).

Даже будучи сынами (детьми) Божьими, мы, христиане, по-прежнему подвержены телесным, душевным и духовным немощам. А это значит, что, несмотря на наши постоянные молитвы, мы ущербны, и в силу нашей ограниченности нам нужна профессиональная помощь в молитве, поскольку «мы не знаем, о чем молиться, как должно» (стих 26).

Без Духа Святого мы так никогда и не научимся общаться с Богом. Именно «Дух подкрепляет нас в немощах наших» в общении (стих 26). А помогает Он тем, что «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (стих 26). Более того, невыразимые молитвы Духа за нас в полной мере соответствуют воле Божьей (см. стих 27). А в этом-то и заключается смысл молитвы — в согласии с Божьей волей.

7 октября

Бог за нас

Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8:31).

Послушать некоторых, так у Бога других забот нет, как только подсматривать за нами да подслушивать. Он записывает все наши мысли (хоть они и тайные) и все наши дела (даже когда мы наедине с самими собой), и наши слова (даже если они были сказаны, когда мы смертельно устали или были раздражены) и непременно припомнит нам все, когда придет время, особенно то, что похуже. Среди адвентистов бытует мнение, что наши ангелы-хранители остаются снаружи, когда мы входим в кинотеатр, а ведь это как раз тот случай, когда мы нуждаемся в их влиянии и защите более всего! Другие утверждают, что малейшая нравственная оплошность выталкивает нас за пределы Божьей семьи. Мои коллеги как-то пытались меня убедить, что человек, произнесший проклятье в момент фатальной для него автомобильной аварии, не войдет в Царство Небесное.

Мы поем в церкви о бурях, которыми Он повелевает, а страховые компании ссылаются в своих договорах на «деяния Божьи», как у них принято называть природные катаклизмы вроде удара молнии, торнадо или землетрясения. Есть люди, которые утверждают, что Бог очищает и облагораживает нас, погружая в тигель страданий (таких, как рак мозга, болезнь Хантингтона, церебральный паралич и т. д.), пока не увидит в нас отражение Собственного лика.

Да, а еще были ранние христиане, претерпевавшие гонения со времен Павла, а самые ранние — и от него самого. Других изгоняли из синагог. Некоторых превращали в живые факелы при Нероне. Других клеймили «безбожниками» и осуждали на смерть за отказ бросить щепотку ладана в огонь и произнести: «Цезарь есть Господь». Эти люди, погибшие за веру, должно быть, вопрошали: где же Бог? Почему Он не вступается за нас?

Сам Павел, став слугой Христовым, немало пострадал за Него. Вот что он поведал о себе своим собратьям: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской» (2 Кор. 11:24, 25). Вопрошал ли он Бога, почему Тот не приходит ему на помощь?

Не переживайте! Павел спешит заверить нас, что Бог за нас и ничто не может разлучить нас с Его любовью. «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38, 39).

8 октября

Конец закона — Христос

Конец закона — Христос (Рим. 10:4).

В Библии есть отрывки, которые звучат несколько двусмысленно. Вокруг этих отрывков не утихают споры. Что именно имел в виду богодухновенный автор? Как понимать его слова? Идет размежевание между искренними, благонамеренными исследователями, причем различие во мнениях в данном случае едва ли говорит о чьей-то превратности ума. К такого рода неясным стихам относится и наш памятный текст на сегодня. Что имел в виду Павел, когда писал, что «конец закона — Христос»?

Слово «закон» имеет несколько значений. В каком именно смысле употребил его здесь Павел? 1. Нравственный закон (Декалог)? 2. Церемониальный закон? 3. Санитарный закон? 4. Пятикнижие (Моисеев закон)? Все еврейские Священные Писания? 6. Устный закон (которого придерживались фарисеи и отвергали саддукеи)? Слово «конец» тоже многозначно. Какое из этих значений имел в виду Павел? 1. Прекращение или окончание? 2. Последняя часть или заключение? 3. Цель или назначение?

У толкователя на выбор восемнадцать возможных смысловых сочетаний «закона» и «конца». Какой из этих восемнадцати вариантов соответствует замыслу Павла?

Если взять за контекст все Послание к Римлянам, то Павел, скорее всего, имел в виду весь Моисеев закон (не какую-то определенную часть его, но и не весь Ветхий Завет целиком), в том числе такие его требования, как обрезание и ритуальная чистота, а также и нравственный закон, которым определяется грех. В любом случае Павел указывал на закон, которому иудейский народ пытался следовать, стремясь достичь праведности.

Из трех возможных значений «конца», второе в данном контексте едва ли имеет смысл. Говорил ли Павел о том, что Иисус Христос положил конец закону, прекратил его действие? Тоже вряд ли, поскольку в главах 9—11 (составляющих непосредственный контекст данного стиха) он неоднократно высказывается в пользу закона. Так что речь, скорее всего, идет об Иисусе Христе как цели закона, причине его существования.

В результате «нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо „всякий, кто призовет имя Господне, спасется“» (стихи 12, 13). Так что мы оправдываемся «верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28).

9 октября

Хорошо, лучше, совсем хорошо

Чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:2).

Многие христиане переживают о том, насколько их жизнь и поступки соответствуют Божьей воле. Это серьезный вопрос. Если мы и вправду любим Господа, то, безусловно, должны жить так, как Он того хочет. Иначе и быть не может, ведь послушание Божьей воле должно быть естественным следствием нашей любви к Нему.

Несколько лет назад по Америке прокатилось поветрие. На карманных зеркальцах, ручках, карандашах, ремешках и прочих безделушках появилась аббревиатура WWJD. Расшифровывается она так: What Would Jesus Do? («А как поступил бы Иисус?») Хороший вопрос, не правда ли? Беда в том, что Иисус жил в культурной среде, сильно отличавшейся от нашей. У Него не было под рукой ни радио, ни телевизора, ни игровой приставки. Он не мог подсесть на «колеса», послушать рэп и т. д. Поэтому вопрос этот весьма субъективен.

Многие христиане утверждают, что творят Божью волю. Некоторые идут еще дальше и настаивают, что ведут себя так, а не иначе, потому что так велел им Сам Бог. Когда подобное поведение перестает соответствовать тому, как ведут себя другие христиане, или даже выходит за рамки закона, у нас возникают серьезные вопросы о том, что значит жить в согласии с Божьей волей.

Каким образом мы познаем Божью волю? Павел написал римским христианам: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Первую часть этого увещевания можно перефразировать примерно так: «Не позволяйте окружающему миру втискивать вас в свой шаблон». Все мы находимся под постоянным давлением, этот мир пытается заставить нас поступать так, как поступают люди, не любящие Иисуса. Мы должны противиться этому внешнему давлению, повинуясь внутреннему влиянию Святого Духа. Перефразируя вторую часть увещевания Павла, нам нужно «позволить Богу преобразовать нас так, чтобы обновилось все наше сознание».

Когда мы сопротивляемся внешним силам мира сего и поддаемся действующей изнутри силе Святого Духа, у нас появляется возможность «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Обратите внимание, однойединственной Божественной воли может и не быть. Что касается Божьей воли, то если вы поступите так, то это может быть хорошо, если иначе, то это тоже может быть угодно Богу, вполне для Него приемлемо, а если как-то еще, то этот третий вариант вообще может оказаться идеальным. Другими словами, может случиться так, что нам придется выбирать между тем, что хорошо, что лучше и что совсем хорошо. Конечно, в любом случае предпочтительней наилучший вариант, но ведь мы живем в несовершенном мире. Бог будет вполне нами доволен, даже если мы поступим просто хорошо или чуть лучше, чем просто хорошо.

10 октября

Есть или не есть

Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17).

Некая церковь организовала серию лекций по здоровому образу жизни. Одна из презентаций была посвящена вредным продуктам, таким как сахар, энергетические напитки, сырой кешью, соль, мясо и прочее. У лектора был целый список. Примерно через полчаса после начала лекции жена местного пастора, сидевшая на задних рядах, наклонилась к соседке и прошептала: «Погоди, теперь они нам скажут, что и воду тоже пить нельзя». Можете представить ее удивление, когда лектор добавил: «А еще нам нельзя пить мягкую воду».

В своем послании к христианам в Риме Павел тоже затрагивал тему питания. По всей видимости, некоторые верующие активно выступали против мясоедения, отстаивая вегетарианскую диету. Прошу понять меня правильно. За всю жизнь я не съел ни кусочка мяса. Одна мысль о том, чтобы закусить чьей-то мертвой плотью, приводит меня в ужас. Ведь я человек, в конце концов, а не стервятник!

Однако данный вопрос во дни Павла стоял несколько иначе. На рынках в те времена продавалось главным образом мясо животных, принесенных в жертву какому-нибудь языческому божеству. Какую-то их часть сжигали на жертвеннике. Какая-то часть шла в пищу жрецам. Еще часть доставалась членам семьи. А остатки оптом сдавались на местные мясные рынки, где их продавали людям, которые с удовольствием покупали «освященное» мясо.

Некоторые христиане утверждали, что если мясо изначально было посвящено языческому богу, то оно не годится в пищу христианам. Эта позиция как будто соответствовала решению, принятому на иерусалимском соборе. Однако до Павла это решение, похоже, так и не донесли. Он считал, что идолы — это ничто. Поэтому мясо, принесенное им в жертву, ничем не отличается от любого другого. Эти лжебоги никакого влияния на него оказать не способны.

Немощные в вере воздерживались от такого мяса и становились вегетарианцами, а кто был посильнее, те вкушали мясо без всякого вреда для себя. Однако мясоеды были не вправе осуждать вегетарианцев, а вегетарианцы — мясоедов. Собратья должны относиться друг ко другу с любовью и терпением. Ведь «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

11 октября

Святые

Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым (1 Кор. 1:2).

Мы, адвентисты, редко слышим в своей среде слово «святые», а если и произносим это слово, то со скрытой иронией. Причиной тому, скорее всего, наше стойкое неприятие всего, что хоть как-то напоминает нам о католицизме. Однако Павел этого слова не боялся, в его посланиях оно встречается сорок, а то и более раз.

Словом «святой» в Новом Завете переведено греческое слово hagios. В Свя щенном Писании предмет становился святым, 1) если его отделяли для священного употребления и 2) если он оказывался в непосредственном Божьем присутствии. Павел мог называть ранних христиан «святыми» и по той, и по другой причинам. Когда они приняли Иисуса верою, Бог отделил их для особого употребления, сделав их Своим народом, и они были тем более святы, что в них пребывал Божий Святой Дух. Причем святы они были, несмотря на имеющиеся проблемы в коринфской церкви (как, впрочем, и в других городах).

Павел в своем письме, адресованном «святым» в Коринфе, назвал их «освященными во Христе Иисуса». Почему это так важно?

Во-первых, «освященные» — это перевод греческого слова hagiazo, образованного от того же корня, что и слово, переведенное как «святые». Два очень похожих термина по отношению к одним и тем же людям, это, пожалуй, случай избыточного употребления. Основное различие между этими словами в том, что одно из них — существительное (переведенное как «святые»), а другое — глагол (переведенный как «освященные»).

Во-вторых, Павел использовал совершенный вид глагола, который подразумевает процесс, но рассматривает этот процесс как достигший своего завершения. Другими словами, христиане, к которым обращался Павел, были уже освящены и пребывали в освященном состоянии.

Когда мы проводим различие между оправданием и освящением, утверждая, что оправдание — это уже свершившееся событие, а освящение — это будущее состояние, к которому мы будем стремиться всю жизнь, мы вступаем в противоречие с библейскими отрывками, которые говорят об оправдании и освящении как о событиях прошлого. Это две метафоры, описывающие одну и ту же спасительную работу Божью во Христе Иисусе. В Новом Завете мы читаем также о возрастании в благодати, однако это не синоним освящения. В следующую субботу, придя в церковь, оглядитесь вокруг… Все эти люди святы!

12 октября

Единство

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1:10).

Разделение в церквах! Как мне это знакомо! В одной из церквей, где служил мой отец, верующие были так разобщены, что во время одного из членских собраний несколько братьев повскакивали с мест и устроили такую потасовку, словно дело было не в церкви, а в салуне на Диком Западе! После собрания присутствовавший на нем президент конференции покачал головой и сказал: «Никогда не видел ничего подобного!» Моей маме приходилось каждую субботу садиться на разных рядах, чтобы ни у кого не было повода обвинить ее в пристрастии к одной из церковных группировок.

Коринфская церковь тоже была разделена на несколько фракций. Павел узнал от домашних Хлоиных, что одни говорят: «Мы последователи Павла», другие утверждают, что они последователи Апполоса, а третьи провозглашают себя последователями Петра. Были и такие, кто хвалился, что они последователи Самого Христа (см. 1 Кор. 1:12). Кто-то скажет: подумаешь, какой пустяк! Что тут такого! Однако из этого малого семени разделения могла вырасти большая беда.

Причем это был не единственный повод для раскола в среде коринфских христиан. К ним явились какие-то миссионеры с рекомендательными письмами и привнесли еще большее разделение, на этот раз по доктринальным вопросам. Эти лжеучителя, по всей видимости, придерживались ранней формы гностицизма, величайшей доктринальной угрозы для растущего движения. Коринфяне погрузились в споры о порочности и непорочности тела, о том, существует ли воскресение тела, можно ли есть идоложертвенное мясо, стоит ли жениться или выходить замуж, стоит ли мужьям и женам вступать в интимные отношение и т. д.

Кроме того, некоторые коринфские христиане не могли прийти к согласию по поводу духовных даров. Какой из духовных даров самый важный? Говорение на языках? Чудотворение? Пророчество? Апостольство? Учительство?

В серьезном отношении к вопросам вероучения и образа жизни нет ничего плохого, однако, когда эти споры порождают вражду среди святых, это никуда не годится. С одной стороны, это говорит отнюдь не в пользу религии, когда ее приверженцы проявляют больше ненависти, чем любви. С другой стороны, единство не означает, что мы должны бездумно повторять друг за другом одно и то же. И тем не менее, междоусобицы больно ранят сердце нашего Спасителя.

13 октября

Храм Божий, часть 1

Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор. 3:16, 17).

Метафора — это фигура речи, сравнивающая два предмета, которые ни в чем один на другой не похожи, за исключением одного или двух признаков. К помощи метафор прибегают, когда хотят прояснить какую-то мысль, донести какую-то идею, причем буквально их никто не воспринимает. Возьмем, к примеру, такую метафору: Билл — настоящая свинья. Из контекста видно, что данный Homo sapiens по имени Билл отнюдь не животное вида Sus domestica. Главное здесь не его биологический вид. Из контекста понятно, что Билл либо ужасный обжора, либо большой неряха, либо у него наблюдается явный дефицит порядочности. Главное здесь его поведение.

«Живые» метафоры проникнуты смыслом, кроме того, они содержат в себе элемент неожиданности, что делает их запоминающимися и яркими. Бывают и такие метафоры, которые отжили свое, «умерли», утратив ясность и способность раскрыть какую-то важную мысль. Метафоры «умирают», когда становятся избитой банальностью; смысл еще при них, но что с того. «Причинная» метафора — это сравнение, закладывающее основание мировоззрения того или иного человека и влияющее на его представления и поступки. Зачастую мы даже не осознаем причинную метафору как таковую. Религия, как правило, задействует несколько причинных метафор. Адвентистская концепция великой борьбы — один из примеров причинной метафоры.

Павел неоднократно называет нас Божьим храмом, это одна из его любимых метафор. Большинству из нас известно, что означает это понятие «храм», хотя мы и не сталкиваемся с храмами на каждом шагу. (Наши местные церкви — не храмы.) Храм — это святилище, где обитает божество, пусть даже в виде идола или шекины, как в древнееврейской скинии.

Мы часто воспринимаем метафору Павла, записанную в 1 Кор. 3:16, 17, как пример того, как нам нужно обращаться с нашими телами. Поскольку в нас обитает Святой Дух, мы должны вести здоровый образ жизни. Этот принцип вполне достоин того, чтобы следовать ему в жизни, но не это имеет в виду Павел, прибегая к этой метафоре. Он продолжает развивать мысль о важности единства среди верующих во Христа. Он говорит, что необходимо блюсти мир и покой в местной церкви, потому что местная церковь — это храм Божий, где действует Святой Дух. Павел говорит здесь о храме как о сообществе верующих, а не как о каждом из них в отдельности.

14 октября

Обрати другую щеку

Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим (1 Кор. 4:12).

Как христианам относиться к несправедливости? Если Бог негодует на несправедливость в нашем мире — и прежде всего в среде собственного народа — и осуждает ее, то разве мы, носящие Его образ, не должны вести себя так же? Разве приличествует нам закрывать глаза на явную нечестность, на попрание принципов правосудия?

Иисус призывал нас обращать вторую щеку, когда с нами поступают несправедливо (см. Мф. 5:39). Да и Павел в сегодняшнем памятном стихе свидетельствует, что апостолы не проклинали тех, кто проклинал их самих, а наоборот — благословляли! Ниже он порицает коринфских христиан за судебное разбирательство меж братьями, где решение по их делу принимал судья-язычник (см. 1 Кор. 6:1). Но при этом в Церкви адвентистов седьмого дня есть юридическая служба, которая время от времени подает иски в светские суды. Правильно ли это? Или нет? Прийти к однозначному решению в рамках этого молитвенного чтения у нас вряд ли получится, но зато можно привести несколько замечаний, которые помогут нам немного приблизиться к истине.

Во-первых, Павел размышляет здесь прежде всего о гонениях, которым ранних христиан подвергали как иудеи, так и язычники. Когда Павел говорит об апостольском благословении тех, кто их проклинал, он помещает эти слова в контекст гонений, которые им приходилось претерпевать. В Новом Завете очень много отрывков, посвященных гонениям и мученичеству. Когда христиане подвергались гонениям, для них это была великая честь, поскольку они становились сопричастными страданиям Иисуса.

Во-вторых, когда Иисус говорил о том, что нужно подставлять вторую щеку и проходить второе поприще перед лицом несправедливого к себе отношения, Он обращался к каждому человеку в отдельности. Он не призывал закрывать глаза и уши, отворачиваясь от тех, кто пострадал от несправедливости. Скорее, Он побуждал к терпению и выдержке, когда притесняют или обижают нас лично.

В-третьих, Писание призывает нас заботиться о тех, кто оказался на обочине жизни. Именно мы (а не кто-то другой) должны кормить голодных и одевать нагих.

В-четвертых, у нас есть пример Павла, который 1) заявил о своих правах римского гражданина, чтобы избежать бичевания и 2) позднее вновь воспользовался римским правом, потребовав суда кесаря.

С одной стороны, мы должны понимать, что человек может поступить просто хорошо и правильно, а может — идеально. А с другой стороны, мы можем положиться на Божье прощение, если у нас не получается жить в согласии с Его волей.

15 октября

Омытые, освященные, оправданные

Но омылись, но освятились, но оправдались (1 Кор. 6:11).

Павел, разъясняя их новый статус во Христе, напомнил коринфским христианам о том, какую жизнь они вели прежде. Назвать образцовым их поведение было никак нельзя. Они были «блудники… идолослужители… прелюбодеи… малакии… мужеложники… воры… лихоимцы… пьяницы… злоречивые… хищники» (1 Кор. 6:9, 10). Но затем в их жизни произошла перемена, и Павел дает определение тому, чем эта перемена была вызвана. Жизнь коринфян преобразилась благодаря трем «вещам», и Павел перечисляет их в нашем памятном тексте на сегодня.

Однако постойте-ка! Впечатление такое, что Павел что-то напутал. Популярное богословие представило бы эти этапы в несколько ином порядке: 1) омылись (в прошлом); 2) оправдались (в прошлом); 3) освящаетесь (то есть находитесь в процессе освящения). Не только хронологический порядок неверный, но и один из глаголов стоит не в том времени. Два глагола должны быть в прошедшем времени, и один — в настоящем. А Павел все три глагола поставил в прошедшем.

Павел не ошибся ни в порядке слов, ни во времени глагола. Он воспользовался этими тремя метафорами для описания одной и той же жизненно важной перемены.

Омылись. Грех сделал нас нечистыми, испачкал нас. Павел использовал церемониальную метафору. Исаия писал, что даже наилучшие наши качества — как запачканная одежда (см. Ис. 64:6), что на древнееврейском означало использованное средство женской гигиены — источник церемониальной нечистоты. А чтобы избавиться от духовной нечистоты, и нужно было омыться. Это событие относилось к прошлому, ибо произошло оно еще при обращении.

Освятились. Грех осквернил нас, сделал несвятыми. Эта метафора относится к храмовому служению. Бог избавляет нас от скверны, отделяя для особого употребления и пребывая в нашей среде. В результате мы становимся святыми. Это событие прошлого, имевшее место при обращении.

Оправдались. Грех сделал нас преступниками и «нелегальными иммигрантами». Эта метафора относится к области юриспруденции. Бог, наш Законодатель и Судья, возвращает нас в «правовое поле», провозгласив нас невиновными. Это событие прошлого, имевшее место при обращении.

Каждая метафора, описывающая Божий спасительный труд, «именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11), соответствует одному из затруднений, с которыми сталкивается каждый человек.

16 октября

Храм Божий, часть 2

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6:19, 20).

В третьей главе Павел воспользовался храмовой метафорой, чтобы пролить свет на статус христианской церкви и, в частности, сообщества верующих в Коринфе. И вот в шестой главе он снова обращается к той же метафоре, но описывает она уже нечто иное.

Гностическая мысль, проникшая в иудаизм и язычество, нашла дорогу и в христианство. Основной упор гностицизм делал на знание, без которого не мыслилось спасение. Мы не ошибемся, если скажем, что в гностической мысли знание заменило веру как непременное условие для спасения. («Гностический» происходит от греческого слова gnosis, что значит «знание».)

Один из основных элементов этого «знания» заключался в том, что материальное не только ниже духовного, но и порочно по своей природе. Плоть состоит из материи, а это значит, что тело тоже порочно. Подобные воззрения могут лечь в основание одного из двух противоположных образов жизни. С одной стороны, если тело заключает в себе зло, значит, нужно относиться к нему с презрением, третировать его и истязать, пока оно не покорится. Данная логика может привести к различным формам аскетизма. С другой стороны, раз тело порочно, значит, спасения ему не видать, поэтому что бы мы с ним и в нем ни делали, на нашем спасении это не скажется. Подобная логика может привести к различным формам распущенности.

Похоже, некоторые коринфские христиане решили, что не суть важно, как они живут в теле. Проституция перестала для них быть чем-то предосудительным, а один даже вступил в связь с женой своего отца. Павел, однако, на это возразил, что аморальное поведение для христиан неприемлемо. Почему? Потому что их тела — это храмы — храмы Святого Духа. Безнравственность, таким образом, это грех против их же собственного тела (см. 1 Кор. 6:18), которое есть «храм живущего в вас Святого Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (стихи 19, 20).

Мы, адвентисты, хорошо усвоили этот довод Павла против безнравственного поведения и сделали его разумным обоснованием здорового образа жизни. Хотя он, может быть, и не это имел в виду, здоровый образ жизни вполне укладывается в логику его рассуждений. Если в христианах живет Дух Божий, значит, их дела функционируют как храмы для Божьего Духа и потому о них нужно заботиться, как полагается.

17 октября

Брак

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор. 7:4).

У Павла было несколько веских причин, чтобы порассуждать в своем Первом послании к Коринфянам о супружеских отношениях.

Гностицизм. Для гностиков материя была зло, а дух — добро. Соответственно, материальную составляющую человеческой природы (тело) они считали злом, темницей духа. Так что просвещенному человеку, по их мнению, приличествовала аскеза, ибо она подавляла порочное плотское начало, способствуя высвобождению доброго духа. Отсюда следовало, что брак (под которым имелись в виду прежде всего интимные отношения) по своей сути духовно ущербен и даже порочен. Павел возразил на это, что в браке нет ничего дурного и даже более того, он в полной мере отвечает Божьему замыслу о человеке, и потому разводы в христианской среде недопустимы.

Эсхатология. Первые христиане ожидали скорейшего возвращения Иисуса, поскольку Он Сам заверил Своих учеников, что оно состоится еще при жизни их поколения (см. Мф. 24:34). Новозаветные авторы буквально предвкушали Его возвращение. Павел утверждал, что, поскольку Иисус грядет вскоре, то лучше оставаться в безбрачии, дабы ни на что не отвлекаться, а посвятить всего себя служению Господу.

Вожделение. Поскольку либидо оказывает непреодолимое воздействие на нашу жизнь (наша сексуальность так или иначе влияет на наши мысли и поступки), человек может потратить массу усилий на подавление своего полового влечения либо на то, чтобы направить его в иное русло. По словам Павла, для этого нужен особый «дар». Брак предоставляет человеку возможность, скажем так, «стравливать» это давление в рамках нравственного закона. Поэтому, несмотря на близость конца, Павел считал брак вполне допустимым. Для него это был правильный выбор, но не наилучший из возможных.

Равенство. Павел и его адресаты в Коринфе жили в патриархальном обществе. Ближневосточная культура была пропитана мужским шовинизмом. И это чувствуется даже в некоторых рассуждениях Павла. Даже сегодня многие женщины существуют в схожих условиях. И тем не менее Павел кое в чем обогнал свое время. Наш сегодняшний памятный отрывок показывает, что Павел выступал за равноправие в супружеских отношениях. Он наделил жену теми же правами, что и мужа.

В каком бы статусе мы ни находились — холостые, женатые, разведенные — Павел призывает нас думать прежде всего о ближних, а не о себе. «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10:24).

18 октября

Миссионерствующий хамелеон

Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести (1 Кор. 9:19).

Бытует мнение, что хамелеоны меняют окраску с целью маскировки, чтобы слиться с окружающей местностью. Но мнение это ошибочное. Хамелеоны и вправду могут изменить цвет кожи, но не для того, чтобы от кого-то спрятаться. Для них это скорее средство передачи сообщений, таких как «я готов к спариванию», «я совершенно спокоен», «я раздражен» или «я напуган».

А вот те же осьминоги и каракатицы действительно меняют окраску, чтобы слиться с донным рельефом и таким образом избежать обнаружения. Своей способностью менять окраску они вводят в заблуждение своих противников, хотя она служит им и для общения тоже.

Павел полагал, что ради проповеди Благой вести о спасении в Иисусе Христе ему нужно уподобиться хамелеону. «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9:20—22).

Так что же, Павел был слабохарактерный? Нерешительный? Бесхребетный? Вряд ли. Просто он не хотел, чтобы его общению с людьми что-то мешало, ибо весть, которую он хотел до них донести, имела для них жизненно важное значение. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (стихи 22, 23). Он был миссионерствующим хамелеоном!

В своей миссионерской деятельности мы нередко сталкиваемся с соблазном навязать свой образ жизни другим людям. Либо начинаем проповедовать Евангелие на языке, недоступном для нашей аудитории. Недавно один богослов из СолтЛейкСити рассказал мне о семинаре по Откровению, который ему довелось посетить. Докладчик в своем выступлении не счел нужным найти точки соприкосновения с мировоззрением мормонов, до которых он хотел донести свою весть. Между оратором и аудиторией не возникло обратной связи.

Если мы хотим, чтобы наша весть нашла у людей положительный отклик, нам нужно стать миссионерствующими хамелеонами, такими, как апостол Павел.

19 октября

Духовные дары

Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных (1 Кор. 12:1).

Павел не хотел оставить коринфских верующих «в неведении» о духовных дарах. (Слово, которое он здесь использовал — agnoeo, сродни нашему слову «агностический». Оно означает недостаток знаний.) Окажись он среди нас сегодня, Павел несомненно сказал бы то же самое всем современным христианам. И все же некоторые мысли, которые сегодня высказываются о духовных дарах, пожалуй, отражают более неведение (хоть и благонамеренное), нежели знание. Возможно, нам нужно кое о чем себе напомнить.

Все дары исходят от Бога. Этими дарами, согласно Еф. 4:7, наделяет нас превознесенный Иисус при посредстве Святого Духа (см. 1 Кор. 12:4). Именно поэтому мы и называем их духовными.

Духовные дары появились не сразу. Если люди стали получать эти дары после вознесения Иисуса, значит, до христианской эры их не было. Они предназначены для Церкви.

Духовные дары имеют сверхъестественное происхождение. Если эти дары даются свыше, значит, они предназначены только для верующих. То есть духовные дары и природные таланты, которые мы получаем по наследству и можем развить усердным трудом, — это не одно и то же. Умение и сноровка в чем-то — это не духовный дар.

Павел включил в перечень даров способность исцелять от болезней (стихи 9 и 28), чудотворение (стих 10; ср. «силы чудодейственные», стих 28), пророчество (стих 10), различение духов (стих 10), говорение на языках, или глоссолалию (стихи 10 и 28), истолкование языков (стих 10) и апостольство (стих 28). Ни один из этих даров не дается человеку от рождения. Поэтому остальные дары тоже нужно воспринимать как сверхъестественные: мудрость (стих 8); знание (стих 8); вера, отличная от спасающей веры, которую Бог дает всем (стих 9); учительство (стих 28); вспоможение (стих 28) и руководство (стих 28).

Духовные дары служат одной цели. Бог дает их не для самоутверждения кого-то из людей, но для созидания Церкви. «Каждому дается проявление Духа для общей пользы» (стих 7 — др. пер.). Павел вновь подчеркивает важность Церкви и единства в ней.

У каждого свои духовные дары. Даров много, и никто из людей не обладает ими во всем их разнообразии. «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (стих 11).

Если мы будем помнить обо всем, что было сказано выше, то не останемся в неведении о духовных дарах.

20 октября

Любовь — это…

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится (1 Кор. 13:4).

Одна известная писательница написала: «Любовь, наполняя наше сердце, делает нас великодушными». Вы согласны? А вот что написано в Талмуде: «Где живет любовь, там людям не бывает тесно». Красиво? А вот еще одно суждение о любви: «Любовь не взвешивает на весах достоинства и недостатки; у нее вообще нет весов». Согласны? Или как вам такое мнение: «Любовь — это небесная искра в человеческой душе».

Что ж, достаточно о том, что мы думаем о любви или что думают о ней другие. Из тринадцатой главы Первого послания к Коринфянам мы узнаем, что думал о любви Павел, написавший этот шедевр — оду истинной любви. Сначала он рассуждал о духовных дарах: исцелении, чудотворении, говорении на языках, пророчестве… Замечательные, сверхъестественные дары, которые Бог дает для созидания Церкви! И все же, по словам Павла, есть нечто, что превосходит любой из них. Любовь.

По его словам, любовь не завистлива и не злопамятна, она не трубит о себе на каждом углу, не надувает от важности щеки, не совершает гнусных поступков, не думает о себе, она не раздражительна и не вспыльчива, не лелеет злых помыслов, не радуется несправедливости и никогда не предает и не оставляет. С другой стороны, любовь долготерпелива и милосердна, она радуется истине, все покрывает, всему и всем верит, возлагает на всех надежды и все переносит.

Нам порой представляется, что любовь возникает естественным образом, поскольку она присуща человеческой природе. И все же когда мы читаем описание любви у Павла, какова она, что она делает и чего не делает, то начинаем понимать, что такая любовь не приходит сама собой, что она не иначе как дается свыше.

До нас вдруг доходит, что если сопоставить эту Павлову оду любви со словами Иоанна: «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8), то получится что в Первом послании к Коринфянам говорится о Боге — о том, каков Он и как Он поступает. Так что слова о том, что «любовь — это небесная искра в человеческой душе», гораздо ближе к истине, чем мы изначально думали. Бог, Который Сам есть любовь, может совершить великое чудо в нашей жизни, и тогда мы тоже исполнимся любви, став самым веским доводом в пользу христианства (см. Е. Уайт. Служение исцеления, с. 470).

21 октября

Воскресение

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15:51, 52).

Под влиянием гностической философии, получившей широкое распространение благодаря усилиям ее сторонников, некоторые христиане в Коринфе пришли к выводу, что никакого воскресения тела не будет. Тело порочно по своей сути, оно было сотворено божеством низшего порядка по имени Демиург. Так что никаких оснований для его воскрешения нет. Оно просто распадается, и все. А если и есть жизнь после смерти, то продолжается она в виде бытия духа — вечного и сотворенного вечным Богом. В момент смерти он покидает тело и воссоединяется с прочими освободившимися духами на небесах.

У Павла был целый арсенал доводов и объяснений, который он выставил против их ущербного богословия, или, вернее, ущербной антропологии. Во-первых, важнейшей составляющей Евангелия, которое он им проповедовал и которое они приняли (см. 1 Кор. 15:1), была весть о распятом, погребенном и воскресшем Иисусе. Именного этого воскресшего Иисуса видели двенадцать, а потом еще пятьсот человек, Иаков и апостолы, и сам Павел. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» (стих 13). Во-вторых, если Иисус по-прежнему лежит в гробнице Иосифа, то проповедь Павла бесполезна (стих 14). В-третьих, если Иисус не воскрес, значит, тщетна их надежда на спасение, и грехи их остались без прощения (стихи 14, 17). В-четвертых, те христиане, что уже умерли (в Коринфе), погибли безвозвратно (стих 18). В-пятых, как смерть и погребение вошли одним человеком (первым Адамом), так и жизнь и воскресение пришли в одном Человеке (втором Адаме). В-шестых, Бог все покорил Иисусу, и последнее, что Он бросил к Его стопам, была смерть (стихи 26, 27). В-седьмых, их загадочный обычай креститься «для мертвых» (стих 29) терял всякий смысл, если нет воскресения. В-восьмых, стоит ли вообще жить дальше, если нет воскресения (стих 32)? В-девятых, Иисус есть Первенец из воскресших (стихи 20, 23). В-десятых, нельзя мыслить слишком буквально, полагая, будто к жизни в воскресение вернется все то же немощное, подверженное тлению тело.

Воскресение для нас остается загадкой, рассуждал Павел, но ведь семя его уже посеяно. «Мертвое» семя совсем не похоже на живое растение, растущее из земли. Так и в воскресение у всех нас будут тела, не те, что сошли в могилу, но преображенные и прославленные.

22 октября

Отец Иисуса Христа и… милосердия и утешения

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Кор. 1:3).

Обычно, когда мы пытаемся объяснить, каков Бог и что Он из Себя представляет, мы начинаем перечислять Его свойства, делая особый упор на Его всемогуществе, всеведении, вездесущности, вечности, неизменности, бессмертии и т. д. Мы считаем, что всякий, кто лишен этих характеристик, не может быть Божеством.

Подобные рассуждения сопряжены с одной проблемой: мы забываем, что люди поклонялись и поклоняются божествам, лишенным этих качеств. Большинство богов мировых религий лишены таких свойств, как всемогущество, всеведение, вездесущность, бессмертие и пр., и все же их не переставали считать богами. Поэтому логике, к которой мы, как правило, прибегаем, присущ изъян, ибо она представляет собой замкнутый круг. Мы с самого начала делаем вывод, исходя из «определения» божества, основанного единственно на иудеохристианском Боге.

Павел рассуждает несколько иначе. Он доводит до сведения коринфских христиан три важных факта, касающихся Бога, Которому они поклоняются.

Отец Господа нашего Иисуса Христа. Первый отличительный признак, который выделяет Павел, заключается в том, что Тот, Кому они поклоняются, есть Отец Иисуса Христа, их Господа. Хотя в писаниях Павла и есть определенные намеки на Божественную природу Иисуса, он последовательно называет Бога «Отцом», а Иисуса — «Господом». В те годы христология находилась на этапе становления. Для христиан иудейского происхождения было непросто осознать и принять три Личности Божества. Но в любом случае, Личность, Которой они поклонялись, была на особом счету — Отец Иисуса Христа.

Отец милосердия. Говоря о Божьем милосердии, мы воспринимаем это Его качество как должное, однако подобная черта приписывалась далеко не всем божествам. Слово, которое использовал Павел, можно перевести также как «сострадание» или «жалость». В еврейских Писаниях Бог почти всегда сострадателен. Однако эта черта должна проявляться и в христианах (см. Кол. 3:12). Бог поступает с нами по милости, и наш долг проявлять милосердие к своим ближним.

Бог всякого утешения. Греческое слово, которое использовал здесь Павел и переведенное как «утешение», говорит о том, что Бог неизменно рядом с нами, когда мы в Нем нуждаемся. Кроме того, Святой Дух в Новом Завете назван «Утешителем», а это однокоренные слова. Иногда, когда нас постигают испытания, мы сетуем о Божьем молчании, но независимо от того, молчит Он или нет, Он всегда пребывает рядом.

Павел в очередной раз представил нам Бога, Которому мы далеко не безразличны. И что это, если не добрая весть!

23 октября

Божий залог

Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1:22).

Те из нас, кто далек от пятидесятнической традиции, в общем-то не придают Святому Духу большого значения. И дело вовсе не в том, что мы не верим в Духа. Мы верим. Но мы начинаем чувствовать себя немного неловко, когда речь заходит о крещении Духом.

Мы с пастором Джерри как-то посещали людей, которые проявляли хоть какой-то интерес к адвентизму. Одной из наших подопечных была женщина средних лет. Она пригласила нас к себе домой, и вскоре мы узнали, что она принадлежит к пятидесятнической церкви. Мы получили большое удовольствие от этого посещения, было видно, что эта женщина всей душой любит Господа. Перед уходом я совершил ошибку, предложив: «Давайте помолимся». Для нее это был знак, что сейчас мы начнем молиться вслух… все втроем… одновременно. Она стала громко взывать к Господу, чтобы мы с Джерри пережили крещение Духом, а в это время я молился про себя: «Господи, только не это! Не дай этому случиться!» Не могу сказать точно, чего я испугался, но, думаю, мне очень не хотелось стать жертвой некоего эмоционального всплеска, потому-то я и растерялся.

В Деяниях святых Апостолов мы читаем о дюжине ефесян, которые еще не приняли крещение Духом. На соответствующий вопрос Павла они ответили: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой» (Деян. 19:2). Павел крестил их заново, и «когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой» (стих 6). В ранней Церкви принятие Святого Духа («крещение Духом») было непременным условием вхождения в сообщество верующих (см. Деян. 1:5; 11:16).

Согласно нашему сегодняшнему библейскому отрывку, Бог утверждал и помазывал первых верующих во Христе. Обратите внимание, Бог выступал в качестве действующей Силы, Которая совершала Свою работу, утверждая и помазывая во Христе, Который есть связующее звено между Богом и нами. Но у ранних христиан была надежда, которая охватывала более, нежели их повседневная жизнь здесь, на земле. Они твердо уповали на Второе пришествие. Причем они надеялись увидеть не только Иисуса, но и окончательное наступление Царства Божьего. Они уже были гражданами этого Царства, но при этом они были убеждены, что им предстоит стать частью его будущего откровения.

Их вера была тверда, потому Бог дал им в залог Святого Духа в знак того, что остальное из обещанного Им они обязательно получат в свое время.

24 октября

На что смотрим, в то и преображаемся

Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3:18).

У Натаниела Хоуторна есть рассказ под названием «Каменный лик». В нем повествуется о прихотливой игре природы, создавшей своеобразный барельеф — нечто вроде огромного человеческого лица на отвесной скале. В тех местах была в ходу легенда о том, что однажды в городке объявится человек, очень похожий на этот древний каменный лик.

В долине жил мальчик по имени Эрнест. Все свое свободное время он проводил у себя на крыльце, разглядывая выступавшее из камня лицо. Его мать рассказала ему о «пророчестве», согласно которому однажды в их местах объявится человек, который будет «одно лицо с тем, что на скале».

Пока Эрнест мужал и рос, в городе время от времени устраивались праздничные шествия в честь какого-нибудь претендента на звание «Великого каменного лика». Эти претенденты и вправду были немного похожи на скальный лик, но их поведение и характер не отвечали ожиданиям горожан.

Прошли годы. Эрнест, проведший всю свою жизнь в созерцании каменного лика, стал его точной копией и по внешнему виду, и по характеру. На эту схожесть обратил внимание заезжий поэт, который громко воскликнул в толпе горожан: «Вы только посмотрите! Эрнест и есть живое воплощение Великого каменного лика!»

«И тогда весь народ посмотрел и увидел, что проницательный поэт совершенно прав. Пророчество исполнилось».

Павел рассказал историю наподобие этой. Он поведал коринфским христианам о Моисее на горе Синай, которому пришлось накинуть покрывало на свое лицо после того, как он получил от Бога Десять Заповедей, иначе он не смог бы общаться с израильтянами. Причем сердца самих израильтян тоже накрыты покрывалом. А покрывало это снимается только через принятие Иисуса как Спасителя и вступление в новый завет. Более того, христиане «открытым лицом» ныне взирают «на славу Господню» и, о чудо из чудес, преображаются «в тот же образ».

У нас, христиан, есть благословенная возможность взирать на Господа, как Эрнест взирал на Великий каменный лик. Благодаря чему мы преобразимся в Его подобие, как преобразился Эрнест.

25 октября

Благотворительность

Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность (2 Кор. 8:13, 14).

С 46 по 48 гг. н. э. в Иерусалиме свирепствовал голод. Бедствие было таких масштабов, что царица Адиабены (небольшого самостоятельного государства в Месопотамии) Елена, сравнительно недавно обратившаяся в иудаизм, отправила в Иерусалим свой неприкосновенный запас зерна и инжира. Вполне возможно, некоторые из членов иерусалимской церкви сильно пострадали от последствий этого голода. Или же, что тоже возможно, некоторые из первых верующих оказались в бедственном положении, потому что от них отказались родные после обращения в христианство.

Иаков, Петр и Иоанн, руководители иерусалимской церкви, прежде уже благословили Павла на служение среди язычников и наказали ему (и обращенным язычникам) не забывать о помощи бедным. Павел согласился и позже мог с полным правом сказать: «Что и старался я исполнять в точности» (Гал. 2:10). Поэтому, когда Павел побуждал коринфских христиан к жертвенности, он просто выполнял взятые на себя обязательства.

Когда дело касается благотворительности, мало пожертвовать достойную сумму, нужно еще и распорядиться ею так, чтобы она принесла наибольшую пользу. К примеру, по всему миру сегодня в бедности живут 2,7 миллиарда людей. То есть каждый из них существует примерно на два доллара в день, а то и меньше. Скажем, если два миллиардера Билл Гейтс и Уоррен Баффетт сложатся и поделят свои деньги (108 миллиардов долларов) поровну между всеми бедствующими людьми, каждый получит всего лишь по сорок долларов на брата — еще дней на двадцать нищенского существования. С такой суммой из нищеты не выберешься! Имеющимися ресурсами нужно суметь правильно распорядиться. Что было бы, если бы Гейтс и Баффетт раздали все свои деньги нищим? Разве что на свете появилось бы еще два бедняка.

У Павла был здравый подход к благотворительности. Да, мы должны быть щедрыми, но давать нужно от избытка, а не доводить себя до такого же бедственного состояния, в каком оказались люди, которым мы желаем помочь. Перед Павлом стояла цель — достичь определенного равновесия. «Чтобы была равномерность».

26 октября

Радость от щедрости

Доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9:7).

Деньги есть деньги. Кому какая разница, в каком настроении я пребываю, когда, скажем, бросаю несколько монет в ящик для пожертвований, какие обычно ставят в больших универсамах, собирая средства на какую-нибудь благотворительную программу. Неужели мои деньги принесут меньше пользы, если я положу в церковную корзинку свою десятину с хмурым выражением лица?

Да, деньги есть деньги. С каким бы настроением мы их ни жертвовали — с радостью или сожалением — на количестве продуктов или одежды, которое на них можно купить, это никак не скажется. Конечный получатель об этом ничего не узнает и на себе этого не ощутит. Правильно? Нет, не правильно. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Наш настрой, наши мотивы не безразличны Богу.

Дело в том, что пользу от доброхотного дара получают оба — и даритель, и получатель. Когда мы даем «с огорчением и… с принуждением» (2 Кор. 9:7), мы теряем благословение, ибо «доброхотно дающего любит Бог». Греческое слово, переведенное как «доброхотно», буквально означает «веселый». Впрочем, Павел ведет здесь речь вовсе не о буйном веселье, которым должен сопровождаться сбор добровольных пожертвований в церкви. Он говорит о людях, которые дают от души, в приподнятом настроении. Как было бы здорово, если бы сбор пожертвований был самым радостным моментом каждого церковного служения!

Павел имел в виду примерно то же самое, когда писал христианам в Риме о «благотворителе», который должен благотворить «с радушием» (Рим. 12:8). Однако благотворительность, по словам Павла, должна быть не просто эмоциональным порывом. «Каждый уделяй по расположению ума» (2 Кор. 9:7 — др. пер.). Благотворительность должна быть осмысленной. Верный управитель жертвует средства не только в порыве чувств под влиянием очередной душераздирающей истории. Он жертвует обдуманно, то есть следуя определенному порядку. «Каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор. 16:2).

Бог ценит здравую благотворительность, исходящую от чистого сердца и подлинной любви.

27 октября

Невеста Иисуса

Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11:2).

Павел прибегает еще к одной поразительной метафоре, на которую нам с вами, наверное, не хватило бы смелости. Однако эту фигуру речи, свидетельствующую о том, что у Бога есть народ, который Он считает Своей невестой, можно встретить далеко не только у Павла.

В Ис. 54:5 мы читаем: «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его». И далее: «Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:5). Брак пророка Осии с Гомерь тоже был метафорой отношений, существовавших между Богом и Его народом: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19, 20).

Но, пожалуй, более всего шокирует эта метафора в устах Иезекииля, который тоже обращается к образу супружеских отношений, но в контексте инцеста между отцом и его повзрослевшей дочерью. Бог удочерил дитя, оставшееся без всякого попечения с самого своего рождения. Но когда эта девочка выросла, Он увидел ее и взял Себе в жены. «И ты стала Моею», — сказал Он ей. (Иез. 16:8).

Павел подхватил эту метафору и поведал коринфским христианам, что он заботился о них, как любящий отец, гордящийся своей обрученной дочерью. По прошествии положенного времени он вручит эту девушку Мужу, Который придет за ней, чтобы забрать ее к Себе домой, вот тогда и обнаружится чистота Его невесты. Вот как серьезно Павел воспринимал свой долг благовестника, познакомившего коринфян с христианством.

У этой метафоры есть еще один скрытый смысл. Она показывает, насколько важна Церковь, а с ней и каждый отдельный христианин для Иисуса. Он взирает на нас, как на Свою избранницу невесту, которую Он любит и лелеет. Долг жениха (а именно Христа) — заботиться о благополучии Своей супруги, не оставляя ее, как сказано в Торе, без «пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10).

Писание в очередной раз открывает нам нашего замечательного Бога как нашего Творца и Супруга.

28 октября

Познай себя

Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте (2 Кор. 13:5).

Это изречение — «познай себя» — было выгравировано на входе в храм Аполлона в Дельфах. Такова была важнейшая заповедь Аполлона. Нам доподлинно неизвестно, кто первый сформулировал эту мысль. Эти слова приписывают и Гераклиту, и Хилону, и Фалесу Милетскому, и Сократу, и Пифагору, и Солону.

Кто бы ни был автор этой рекомендации, это был, безусловно, мудрый человек, и большинству из нас ничего не остается, как только согласиться с тем, что познавать себя необходимо. Однако, как указывал Бенджамин Франклин в своем «Альманахе простака Ричарда» за 1750 год: «Есть три вещи, которые крайне трудно одолеть: сталь, алмаз и самопознание».

Павел дал этот совет коринфским христианам вовсе не с тем, чтобы они познавали себя, как говорится, от и до. Он говорил отнюдь не о характере человека и не о строении его тела. Он говорил о духовном его состоянии. Тем, кто привержен высоким духовным идеалам, легко судить других. Между тем Павел всегда проявлял большую осторожность, когда дело касалось осуждения ближних. Он предпочитал предавать этот суд в руки Божьи.

И тем не менее он считал, что каждому христианину (по крайней мере в Коринфе) надлежит исследовать себя по примеру греческого мыслителя, который призывал своих соплеменников «познавать себя».

В сегодняшнем памятном тексте Павел употребил два глагола, обозначающих христианский самоанализ. Первый глагол — peirazo. Он указывал на проверку, испытание, но не для искушения ко греху, а для выявления истинного состояния. Второй глагол — dokimazo. Его часто употребляли по отношению к плавке серебра или золота для очищения от примесей или проверки его качества. В данном контексте оба глагола обозначают примерно одно и то же. Цель этого самоисследования заключается в том, чтобы раз и навсегда убедиться, что «Иисус Христос в вас» (2 Кор. 13:5). Без этого самоанализа невозможно определить, живет ли в нас Иисус.

Адвентисты седьмого дня верят, что в 1844 году Бог начал Свой суд — следственный суд, предваряющий Второе пришествие. Некоторые из нас сильно обеспокоены и даже места себе не находят от того, что может обнаружиться в процессе этого суда. Однако страх перед судом отступит, если мы последуем совету Павла, который он дал коринфянам: «Испытывайте самих себя… самих себя исследывайте».

29 октября

Все хорошо, что хорошо кончается

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами (2 Кор. 13:13).

Павел свои послания по обыкновению начинал с приветствия, например, с такого, каким открывается то послание, которое мы изучаем сегодня: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (2 Кор. 1:2). А завершал он их, как правило, словами благословения. К примеру: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами». Его благословения в большинстве случаев немногословны, но наш сегодняшний памятный текст превосходит все остальные по размерам и включает в себя три важных элемента.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа. Слово «благодать» буквально не сходило у Павла с уст. В его посланиях оно встречается без малого сто раз — две трети случаев употребления его в Новом Завете. Мы иногда смешиваем понятие «благодать» с понятием «милость», и эти понятия действительно во многом совпадают. Однако вот как принято объяснять разницу между ними у нас в церкви: «Милость — это когда вы не получаете то, что заслуживаете, а благодать — это когда вы получаете то, что не заслуживаете». Благодать напрямую связана с великодушием, со способностью отдавать что-то безвозмездно, независимо от того, заслуживает человек этот дар или нет. Павел говорит здесь о благодати — щедрости и великодушии — Иисуса.

Любовь Бога. В детстве все мы с удовольствием распевали песенку «Иисус меня любит», но, став взрослыми, мы порой забываем о гимнах, посвященных Божьей любви. Нам нужно помнить, что Библия называет любовь в числе наиважнейших Божьих свойств: «Бог есть любовь» и: «Так возлюбил Бог мир…» Порой сами того не осознавая, мы рисуем в своем воображении такую картину: будто бы Бог обозлился на нас и решил уже расправиться с нами, но тут за нас вступился Иисус и спас нас от большой беды. Эта картина не соответствует действительности. Не Иисус разработал план нашего спасения, а Бог. Бог «отдал Сына Своего Единородного» и «во Христе примирил с Собою мир».

Общение Святого Духа: Словом «общение» здесь переведено греческое существительное koinonia, вошедшее в моду у христианских церквей несколько десятилетий назад. В классическом греческом языке оно означало деловое партнерство. Позже им стали обозначать любые тесные взаимоотношения, включая отношения между супругами. Новый Завет говорит о подобных отношениях с Богом, Христом и в данном случае со Святым Духом.

Совершенно очевидно, что в нашем спасении задействованы все три Божественные Личности. Причем Их задача — не только спасти нас, но и помочь нам сохранить этот дар.

30 октября

Добрая весть, ставшая худой

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое (Гал. 1:11).

Мы любим говорить о «чистоте» раннехристианской Церкви и о возврате к «евангельской простоте», которая служит нам идеалом, достойным того, чтобы к нему стремиться, и сродни для нас возврату к эдемскому блаженству. Вот только нужно иметь в виду, что доктринальные отклонения не обошли стороной и раннюю Церковь.

Для чего Павел написал так много писем? Из любви к эпистолярному жанру? Едва ли. Ему нужно было осветить проблемы, раздиравшие Церковь. Как мы уже увидели, в среде коринфских христиан пустила корни ранняя форма гностицизма (или его предтеча). Кроме того, среди них образовались по крайней мере четыре отдельных фракции: приверженцы Павла, приверженцы Аполлоса, приверженцы Петра и приверженцы Христа.

Из Послания к Галатам мы узнаем, что в Церковь проникла еще одна ересь. Впрочем, эта ересь не так бросалась в глаза, как коринфская. Учителя из Иерусалима убедили некоторых из галатийских христиан, что на пути к спасению нужно стать прежде иудеем. Якобы если галатийские язычники обрежутся и станут соблюдать освященные временем иудейские религиозные праздники, то их приверженность Иисусу Христу обеспечит им окончательный успех.

Позднее Павел сам признавал, что спасение предназначалось, во-первых, иудеям (см. Рим. 1:16), да и Иисус сказал нечто подобное в Ин. 4:22. Иисус утверждал также, что Бог послал Его только к погибшим овцам дома Израилева — иудеям (см. Мф. 15:24), и, посылая двенадцать на проповедь, Он дал им указание направить все свои усилия лишь на израильский народ (см. Мф. 10:6).

«Столпы» Церкви в Иерусалиме (Иаков, Петр и Иоанн) согласились с тем, что Павел и Варнава будут проповедовать Евангелие (Добрую весть) язычникам, тогда как сами они сосредоточатся на иудеях (см. Гал. 2:7—9). Так случилось, что многие галаты с радостью приняли Добрую весть, которую проповедовал Павел. Они крестились и образовали ядро христианского сообщества. Они были рабами греха — погибшими, отчужденными от Бога, но примирились с Богом и обрели свободу во Христе, Который умер на кресте… за них.

Однако «Добрая весть», которую проповедовали в Галатии учителя из Иерусалима, — тщательнейшее соблюдение закона, была «иным благовестием» (Гал. 1:6). Евангелие, проповеданное Павлом, не было человеческим, основанным лишь на человеческом разумении или логике (см. стих 11). А это, «иное», благовестие лишь возвращало их в рабство закона, которое во многом сродни рабству греха.

31 октября

У креста или на кресте?

Я сораспялся Христу (Гал. 2:19).

Один поэт написал: «У креста, у креста, у креста узрел я свет, и скатилось с сердца моего бремя тяжкое». Другой поэт выразил свои чувства несколько иначе: «Я встретил Иисуса у подножия креста… И омыты были все мои грехи… Я обрел прощение у подножия креста». В этих стихах нашли отражение самые возвышенные помыслы. Но…

На основании евангельской летописи мы можем вполне определенно утверждать, что у креста — у его подножия — было людей в достатке: насмешливые священники, жестокие солдаты, два разбойника, толпа зевак, горстка друзей и родных Иисуса. Какой прок был им от того, что они там оказались? Разве что получили новый импульс их ненависть к римлянам и страх перед ними.

Павел был согласен с тем, что на Голгофе случилось нечто очень важное. Однако он ни слова не сказал о том, что значит для него быть у креста или у его подножия. Он провозгласил, что «сораспялся Христу». То есть он был не у креста, а на кресте… вместе с Иисусом. Конечно, Павел говорил не буквально, но образно. В действительности его там не было. И тем не менее, он мог с полным правом сказать, что он на кресте с Иисусом.

Петр, прибыв в Антиохию, с удовольствием трапезничал с местными христианами из язычников, но вдруг переменился, когда появились прочие из иерусалимской церкви. Он стал есть с христианами из иудеев — за отдельным столом. Павел, тоже бывший в то время в Антиохии, отругал Петра за такое малодушие. А затем воспользовался этим получившим огласку случаем для того, чтобы напомнить галатам, что во Христе нет разделения между иудеями и язычниками. Все были одинаково порабощены греху (см. Гал. 2:17), но Иисус положил конец этому рабству.

Христиане должны считать себя сораспятыми Христу — на кресте вместе с Ним, а значит, и мертвыми для закона. Соединившись таким образом со Спасителем, они оправдались не делами закона, но верностью Иисуса (см. стих 16). Вот что имел в виду Павел, когда говорил, что сораспялся Христу. Но при этом он и воскрес со Христом. Так что «уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (стих 20).