Декабрь

1 декабря

Как обращаться с еретиками

Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2 Фес. 3:14, 15).

Свое весомое наставление: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10) Павел продолжил увещеванием, которое мы взяли сегодня в качестве нашего памятного текста. Давайте внимательнее его изучим, чтобы знать, как нам вести себя с еретиками или, по крайней мере, с теми, кто проникся фанатическими идеями.

«Того имейте на замечании». Это выражение означает пометить человека, отнести к определенной категории, то есть распознать, кто он есть на самом деле. Павел снова использовал глагол в повелительном наклонении и настоящем времени, а это значит, что они должны были присматривать за ним постоянно. Ересь или фанатизм — это серьезная проблема, и на нее нельзя смотреть сквозь пальцы или браться за нее спустя рукава. И прежде чем решать ее, безусловно, нужно дать ей определение.

«Не сообщайтесь с ним». Павел в очередной раз прибегает к одной и той же грамматической конструкции — повелительному наклонению в настоящем времени. Не поддерживайте с ним общение, повелевает он. Подобного рода библейские тексты послужили основанием для такой практики, как изоляция. Католическая церковь применяла эту меру, хотя и крайне редко, до 1983 года.

А эмиши — протестанты, живущие замкнутыми общинами, применяют ее до сих пор, называя ее мейдунг. Некоторые ультраконсервативные меннониты тоже практикуют изоляцию. Свидетели Иеговы подвергают остракизму отступников, не приветствуя их даже при встрече на улице. В любом сплоченном сообществе полная изоляция может привести к тяжким последствиям, поскольку она лишает человека опоры в жизни. Однако совет Павла вовсе не подразумевал крайних мер, как мы вскоре увидим.

«Не считайте его за врага». Выявив уклонившегося христианина, они не должны были обращаться с ним, как с неким ненавистным врагом. Не все еретики или фанатики — враги, тем более если они входят с вами в одно сообщество.

«Вразумляйте, как брата». Напротив, они должны были увещевать этого человека, как собственного родного брата. (Корень греческого слова, означающего «брат», можно расшифровать примерно так — «единые от утробы матери». Напоминает о братской любви, не правда ли?)

Какова же цель всех этих мер? «Чтобы устыдить его». Глагол, которым воспользовался здесь Павел, означает «обратиться против себя». Еретику или фанатику необходимо было глубоко задуматься о себе и своем поведении.

А наша задача — не наказать еретиков и фанатиков, а исправить их, то есть помочь им увидеть, что они выбрали не тот путь.

2 декабря

Юные выскочки

Тимофею, истинному сыну в вере (1 Тим. 1:2).

Если вам приходилось летать самолетами местных авиалиний, то вы, должно быть, обратили внимание, что управляют этими винтовыми и даже реактивными машинами настоящие «желторотики». Когда я впервые отметил для себя «нежный» возраст этих пилотов, меня охватила тревога… покуда я не вспомнил, что эти молодые ребята выросли на видеоиграх, благодаря которым выработали мгновенную реакцию. Я утешился мыслью, что этим юнцам все-таки можно доверить свою жизнь.

История знает множество случаев, когда весьма юные создания поднимались до значительных высот. Тутанхамон умер восемнадцати лет от роду, но к тому времени он уже успел побыть фараоном без малого десять лет. Александру Великому было всего лишь шестнадцать, когда он стал регентом Македонии. Два года спустя он повел в бой кавалерийский отряд, который смял вражеские элитные войска и решил исход битвы в пользу македонян. В возрасте двадцати лет Александр стал царем Македонии по смерти своего отца. Александр Великий не проиграл ни одной битвы. Моцарту было от силы пять лет, когда он сочинил свое первое музыкальное произведение.

У религиозной истории есть свои юные герои. Иоас стал царем Иудеи в возрасте семи лет. Много позднее Иосия стал иудейским царем в возрасте восьми лет. Уильям из Норвича уже прославился как чудотворец, не прожив и тринадцати лет. Жанна д’Арк была еще подростком, когда ее настигла мученическая смерть. Елена Уайт в Великой борьбе пишет о детях, проповедовавших Евангелие в Швеции. Нельсон Лорис начал свою проповедническую деятельность в возрасте двенадцати лет, а Ульдин Атли стала проповедовать в Нью-Йорке, когда ей было всего лишь четырнадцать.

Юный Тимофей был верным помощником Павла. Несмотря на свою «незрелость», он выступал в качестве представителя Павла, проповедуя и опекая церкви во время вынужденного отсутствия апостола. Павел называл Тимофея «истинным сыном в вере», «сыном» (1 Тим. 1:18), «возлюбленным сыном» (2 Тим. 1:2) и «братом» (Флм. 1). По всему видно, что он ценил Тимофея весьма высоко.

Однако Тимофей был не единственным юношей, «усыновленным» Павлом. Апостол питал не меньшее уважение к Титу и Онисиму. А еще был Иоанн Марк, которому он дал возможность потрудиться вместе с ним, но тот не выдержал испытаний, что привело к разладу между Павлом и его сотрудником Варнавой.

Павел не боялся привлекать к служению молодых людей и высоко отзывался об их посвященности в молодой, но быстро растущей христианской Церкви.

3 декабря

Роль закона и цель Евангелия

Закон добр, если кто законно употребляет его… закон положен не для праведника, но для беззаконных… и для всего, что противно здравому учению (1 Тим. 1:8—10).

С момента основания Церкви и все последующие века роль закона была яблоком раздора в христианской среде. Закон и сейчас остается предметом спора между адвентистами, баптистами и прочими христианами. Изначально эти прения возникли отнюдь не на пустом месте, у них была социальная почва, в которой дало ростки христианство, — иудаизм. Со времен возвращения из вавилонского плена большинство иудейских вождей радели за строгое соблюдение Моисеева закона, видя в нем профилактическое средство от следующего изгнания. Подавляющее большинство первых последователей Иисуса Христа были иудеями, поэтому ценность законопослушания воспринималась ими как само собой разумеющееся. Затем в Церковь потоком устремились язычники, и тут же разгорелись споры о том, в какой мере должны они соблюдать заповеди закона.

Позднее, в силу акцента, который делала католическая церковь на добрых делах, эта дискуссия разгорелась вновь, когда твердо встала на ноги протестантская Реформация. Затем, в сравнительно недавние времена эта тема всплыла в очередной раз, когда адвентисты познали «истину о субботе», а внутри нашей деноминации эти споры продолжаются по сию пору.

Павел, возражая сторонникам закона из числа иудеохристиан, заявил, что христианское вероучение не было антиномичным (направленным против закона). Закон играет важную роль, но… Вот что выдвигает на передний план наш сегодняшний памятный текст: «Закон добр, если кто законно употребляет его» (1 Тим. 1:8). Что это за законное употребление? Он был дан «не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» (стих 9). На этом Павел не останавливается и продолжает «беззаконный» ряд: «Для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, лжецов, клятвопреступников» (стихи 9, 10). Ясно, что Павел не считал, что закон обладает непреложной значимостью для обращенных христиан. (Разве описанное им поведение укладывается в понятие христианского образа жизни?)

Эти слова подводят нам к тому, что Павел рассматривал как цель Евангелия. Из этих слов следует, что, хотя закон и был «положен… для беззаконных», жизнь христианина ни в коем случае не должна быть отмечена явлениями, подпадающими под осуждение закона. Нет, «цель… есть любовь» (стих 5). Любовь есть цель Евангелия — любовь, проистекающая из трех источников: «От чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (стих 5).

4 декабря

Еще один Божий «снимок»

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь (1 Тим. 1:17).

Мы уже не раз отмечали в этой книге, что в Библии есть множество Божьих «снимков», ярко высвечивающих те или иные стороны Божьей натуры, и вот в нашем сегодняшнем памятном тексте мы видим очередной такой «снимок». Причем данное «изображение» отличается большей четкостью и контрастностью, поскольку представляет собой не повествование о неких событиях, но конкретный набор эпитетов.

Прежде чем мы посмотрим повнимательнее на этот Божий «портрет», нужно подчеркнуть, что Павел называет Бога Царем. В некоторых странах до сих пор существует монархическое правление, но мы, современные люди, уже почти забыли о том, что ближневосточные цари в древности обладали абсолютной властью. Они не только правили, но и устанавливали законы и отправляли правосудие. Кроме того, они нередко выступали в качестве жрецов. Если царь был бескорыстен и человеколюбив, то народ благоденствовал. Если нет, то мир и согласие в обществе были под постоянной угрозой.

Обратите внимание, какие Божьи свойства выделяет Павел.

Нетленный. Это слово означает, что Бог не подвержен разложению, ни нравственному, ни физическому. Он не может умереть и обратиться в прах, подобно нам, людям.

Невидимый. У нас есть зрение, которым мы воспринимаем все, что можно увидеть, но есть вещи, которые мы увидеть не способны, например, молекулы, атомы, протоны, электроны, мюоны, пионы, кварки и пр. Так и Бог недоступен для наших глаз.

Единый. На протяжении своей истории человечество поклонялось и до сих пор поклоняется множеству разнообразных богов, тогда как иудеохристиане считают, что есть только один истинный, реальный, настоящий Бог — Яхве, и только Он достоин прославления и восхваления. И прославление это и хвала будут звучать вечно, во веки веков, другими словами, пока существует Бог.

5 декабря

Молитесь за…

Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу (1 Тим. 2:1—3).

Когда дело касается молитвы — и в особенности ходатайственной молитвы — на ум приходит множество разнообразных вопросов: зачем молиться? Как молиться? За что молиться? За кого молиться? Когда молиться? В нашем сегодняшнем библейском тексте Павел дает ответ на два таких вопроса.

За кого мы должны молиться? Павел, называя, за кого нам нужно молиться, дает самое широкое обобщение: «за всех человеков» (1 Тим. 2:1), употребив здесь греческое слово anthropos, подразумевающее всех людей без исключения: мужчин, женщин, стариков и детей, бедных и богатых, знатных и простых, больных и здоровых.

Затем он сужает молитвенный спектр, ограничив его теми, кто занимает высокое положение, а именно «за царей и за всех начальствующих» (стих 2). Молиться за человечество в целом сравнительно просто, а вот молиться (и уж тем более молиться с благодарением) за конкретных личностей бывает сложнее, особенно, если это руководители, чья деятельность у нас не вызывает восторга.

И тем не менее Павел считает, что молиться за них нужно обязательно. Почему мы должны молиться? Безусловно, Павел мог бы привести множество причин, почему мы должны ходатайствовать в молитве за тех, кто занимают руководящие посты, но он сосредоточился на двух из них.

Во-первых, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (стих 3). Христианская жизнь подразумевает 1) внешнее проявление почтительности к Богу (переведенное здесь как «благочестие») и 2) характер, которому свойственна золотая середина между стремлением не угождать никому (высокомерием) и стремлением угодить всем и каждому (раболепием). Подобные черты характера только там имеют благоприятную почву для развития, где начальствующие благожелательны и великодушны.

Во-вторых, потому что такие молитвы угодны Богу. Другими словами, Бог ждет от нас молитв за власть имущих.

6 декабря

Чего хочет Бог

[Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4).

Многие христиане прилагают немалые умственные и душевные усилия, пытаясь познать Божью волю. Но что же входит в это понятие — Божья воля — на самом деле? Была ли Божья воля в том, какие носки я надел сегодня утром? Насколько важно для Него, какой банан я выбираю из связки или какую ткань я предпочитаю носить, или какую модель автомобиля я покупаю, или на какой заправочной станции я заливаю бензин?

Само намерение в полной мере соответствовать Божьим желаниям вполне похвально, однако беда в том, что человек, проникшийся такими устремлениями, склонен зацикливаться за самом себе: я хочу исполнить Божью волю, которую Он имеет о мне. Поначалу может показаться, что такой человек думает прежде всего о Нем, но на самом деле подобный образ мысли граничит с эгоцентризмом.

Для Павла Божья воля выходила далеко за рамки чьих-то частных интересов. Он размышлял о Божьей воле по отношению к человечеству в целом. И, похоже, желания Божьи едва ли касаются всякого рода мелочей жизни. Если мы правильно понимаем Павла, то, говоря о том, что хочет Бог, он вовсе не имеет в виду наши терзания, когда мы ломаем голову, чем нам лучше заправить салат — сметаной, майонезом или какимнибудь соусом. В нашем сегодняшнем тексте он говорит о том, чего точно хочет Бог — чего Он хочет на самом деле. Он говорит, что Бог хочет двух вещей.

Во-первых, Он хочет, «чтобы все люди спаслись». В мире, где люди склонны обосабливаться в замкнутые сообщества, слова Павла о том, что Божья воля охватывает все человечество, заставляют обратить на себя внимание и даже поражают. Причем речь идет о сюрпризе весьма приятном! У Бога нет любимчиков. Согласно Жану Кальвину, выдающемуся швейцарскому реформатору, Бог от вечности определил, кому суждено погибнуть, а кому — спастись, и невозможно ни человеку, ни Богу здесь что-либо изменить. Павел определенно в это не верил.

Во-вторых, Бог хочет, чтобы «все… достигли познания истины». Павел рассматривал постижение истины (в ее широком понимании) как путешествие, преодоление какого-то пути. Истина — это нечто, к чему мы идем, к чему стремимся, что мы стараемся в полной мере постичь.

У обоих этих желаний Божьих есть настоящий и будущий аспекты. Мы спасены уже здесь и сейчас, однако в полной мере мы испытаем это состояние только в будущем. Мы можем постичь истину здесь и сейчас, но глубокое, полноценное ее познание — это тоже дело будущего.

7 декабря

Как относиться к старшим и младшим

Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших — как братьев; стариц — как матерей; молодых — как сестер, со всякою чистотою (1 Тим. 5:1, 2).

Человеку не всегда бывает легко определиться, как ему обращаться со своими ближними. Эта задача еще более усложняется, если сам он занимает влиятельное положение, а его ближние им явно пренебрегают. А когда высокопоставленный человек еще и молод, честолюбив и энергичен, ему тем более трудно смириться с нерасторопностью своих подопечных.

Павел, хоть сам и поддавался порой порывам и горячности, хотел, тем не менее, чтобы юный Тимофей умел сдерживать свое рвение (к переменам или к чему угодно) и вел себя как истинный служитель и лидер. Его совет сегодня столь же уместен, как и в те далекие времена.

Мужчины. Павел разделил подопечных Тимофея мужского пола на две категории — старых и молодых. Слово, переведенное здесь как «старец», могло относиться к местному пресвитеру, однако контекст свидетельствует о том, что речь идет обо всех пожилых мужчинах, а не только о тех, кто занимает руководящие посты. Он призвал Тимофея избегать резкости в общении с ними, не нападать на них с упреками. Он не должен был бранить их и выговаривать им, даже если они доведут его до белого каления.

Что касается «младших», то Тимофей должен был обращаться с ними как с собственными братьями. Человек циничный мог бы сказать по этому поводу, что Павел дал Тимофею дозволение поколачивать своих сверстников, как это бывает в семье между братьями, однако Павел имел в виду нечто совсем иное. Тимофей, несмотря на данную ему власть, должен был обращаться с младшими как с равными.

Женщины. Павел разделил прихожанок Тимофея на те же две категории — старых и молодых.

Он призвал его относиться к «старицам» как к собственной матери. Ближний Восток был обществом патриархальным, однако матери пользовались большим уважением, поскольку на них было возложено воспитание детей вплоть до того момента, когда мальчики присоединялись к отцу в его ремесле. Тимофей должен был обращаться с пожилыми женщинами с любовью и почтением.

Что касается «молодых» сестер, чье женское очарование могло стать для него сильнейшим искушением, то с ними Тимофею надлежало обращаться как с собственными родными сестрами — целомудренно, без сексуального подтекста.

Другими словами, лидеры должны вести за собой, а не править, и делать это бесстрастно и трезво.

8 декабря

Корень всякого зла

Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6:10).

Может ли благочестивый человек быть богатым, и наоборот? Этот вопрос не дает покоя многим поколениям верующих.

Иудеи считали богатство знаком Божьего благоволения. «[Бог] дает тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8:18). «И даст тебе Господь изобилие во всех благах… И будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Втор. 28:11, 12).

Но при этом Иисус сказал: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). А как же состоятельные верующие, которые своими средствами поддерживали служение Иисуса? Да и христиане, которым писал Иаков, относились к богатым с почтением. «Вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: „тебе хорошо сесть здесь“, а бедному скажете… „садись здесь, у ног моих“» (Иак. 2:3).

Павел тоже не преминул «пройтись» по тем, кто скопил земные богатства… или мы просто неправильно его понимаем? «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10).

Давайте разбираться.

Во-первых, нужно признать, что Павел несколько преувеличивает. Любовь к деньгам едва ли стала причиной грехопадения Адама и Евы. В Эдеме денег не было вообще, хотя под этим выражением Павел вполне мог иметь в виду сосредоточенность на собственном «я».

Во-вторых, о том, почему Павел вроде как был не в восторге от богатства, можно судить по контексту. Деньги как таковые злом не являются и могут даже приносить большую пользу. Однако любовь к деньгам порождает алчность, а необузданная жажда к накопительству может привести человека к утрате веры. Когда нас ослепляет любовь к деньгам, мы забываем о том, что важнее денег, и ввергаем себя во многие скорби, совершая нечто вроде духовного самоубийства. Именно поэтому Иисус дал нам такое наставление: «Собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6:20).

9 декабря

Вера наших матерей

Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе (2 Тим. 1:5).

У многих из нас на слуху выражение «отеческая вера» или «вера наших отцов». О ней даже поется в гимнах. Но почему именно вера отцов? Посмотрите вокруг себя в церкви, и вы почти наверняка насчитаете в ней женщин больше, чем мужчин.

Разве не пренебрегаем мы женщинами, которые верно служат Господу, когда поем о «вере наших отцов»? Разве не унижаем достоинство верных и самоотверженных жен (некоторые из которых так и остались безвестными), ставших становым хребтом нашей иудеохристианской веры? Вспомните хотя бы о таких подвижницах, как Сарра, Мариам, Девора, Иаиль, Анна, Олдама, Есфирь, Мария, Марфа, Тавифа, Лидия…

Даже в патриархальном обществе, существовавшем на Ближнем Востоке в древности, эти и многие другие стойкие, богобоязненные женщины были в большом почете. Летописцы не обходили их своим вниманием, хотя порой они и оставались безымянными, бессловесными, безвестными.

Павел упомянул о «нелицемерной» вере Тимофея. Слово, которое он здесь использовал, означает «непритворная», «без позерства». Другими словами, у него была истинная вера. Такая же вера, по словам Павла, была и у Лоиды, бабушки Тимофея, и у Евники, его матери. Павел сказал, что эта истинная вера «обитала» в Лоиде и Евнике, а это значит, что она пребывала в них постоянно, облагораживая их характер и бытие своим присутствием.

Эти первые христианки были подвижницами, сумевшими передать свою веру из поколения в поколение — от Лоиды к Евнике, от Евники к Тимофею. Разве не в этом должна выражаться духовность человека? Она должна передаваться от одного поколения другому как драгоценное наследство, фамильная драгоценность.

Неподдельное христианство этих женщин достойно того, чтобы о нем помнить и размышлять. И воспевать. Задумайтесь об этом, и, может быть, тогда мы запоем не только о «вере отцов наших», но и о «вере наших матерей».

10 декабря

Изречение

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2 Тим. 2:11—13).

Некоторые изречения отличаются очевидным смыслом и входят в поговорку. Они сжаты, но содержательны, выражая в нескольких словах какую-нибудь общепринятую истину. В сегодняшнем памятном тексте Павел выразил то, что он называет «верным словом». Изречение это в значительной мере самоочевидно, и все же нам стоит рассмотреть его повнимательнее, разбив на несколько составляющих. У этого изречения есть четыре элемента, каждый из которых состоит из двух частей. Каждый элемент начинается с союза «если». Нужно отметить, что в древнегреческом языке существовало несколько типов условных придаточных предложений, и то предложение, которое использовал здесь Павел, филологи называют «простым условным». Союз «если» выражает предположение и его можно легко заменить на «поскольку», «раз» или «ибо».

Элемент 1: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем». Павел учил, что христиане — все христиане — умерли вместе с Иисусом. Речь, конечно же, шла не о буквальной смерти. Он говорил образно. И тем не менее Павел говорил об этом со всей серьезностью. Иисус, будучи Сыном Человеческим, представлял в Своем лице все человечество, и потому, когда Он умер за грешников, вместе с Ним умерли и мы. Павел употребил глагол в прошедшем времени. Если мы умерли с Ним, то и жить будем тоже вместе с Ним здесь, на этой земле, и в будущем.

Элемент 2: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем». Если мы и впредь сохраним мужество и будем терпеливо переносить страдания, выпадающие на нашу долю в силу нашей верности Иисусу Христу, то в будущем станем соправителями Царя Иисуса.

Элемент 3: «Если отречемся, и Он отречется от нас». Когда мы отвергаем Христа, Он тоже нас отвергает. И дело не в том, что Он жесток, а в том, что спасение мы получаем, только когда признаем Его как Спасителя. Если мы не примем Его как нашего Господа и Спасителя, то останемся без спасения.

Элемент 4: «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может». Да, мы, можем быть, неверны (настоящее время), но это не значит, что Христос тоже неверен. Есть вещи, на которые Бог (и Христос) не способен. В частности, по словам Павла, Он не способен на неверность. Павел утверждает, что Он не властен пойти против Своей природы. Отречься от Самого Себя Он не может.

11 декабря

Божий раб

Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым (2 Тим. 2:24).

Павел порой называет себя рабом Иисуса, а в нашем сегодняшнем памятном тексте он включил в эту категорию и Тимофея. С рабством большинство из нас знакомы лишь понаслышке, в цивилизованном мире его не приветствуют, считая отвратительным с морально-этической точки зрения.

Рабство процветало в свое время в Римской империи. По некоторым оценкам, от двадцати пяти до тридцати процентов населения составляли рабы — многие миллионы человек. Люди становились рабами по-разному: кого-то захватывали в плен во время сражения, кто-то остро нуждался в деньгах, становясь рабом по договору, на определенный срок, кто-то попадал в рабство за долги. Рабов в те времена использовали, как правило, на тяжелых работах — в копях или на плантациях.

В каких бы условиях они ни жили и как бы к ним ни относились, рабы по большому счету не обладали никакой личной свободой. Они делали то, что приказывали им их господа и надсмотрщики. Они были не вправе распоряжаться своим временем. Вольная грамота была желанной целью для большинства из них, и некоторым рабам удавалось скопить достаточно денег, чтобы купить себе свободу.

Как ни странно, Павел описывал христиан как обретших свободу (от греха и сатаны) и при этом остающихся в рабстве (у Иисуса Христа). Впрочем, логика, скрывающаяся за этими рассуждениями, довольно проста. Эти метафоры призваны показать, что в обоих случаях человеку недостает свободы волеизъявления. Будучи рабом греха, он делает все, что велит ему грех. Будучи рабом Христа, он делает все в угоду Христу.

Павел написал Тимофею, что рабы Господа должны являть в своей жизни четыре черты: 1) они не должны ни с кем ссориться; 2) напротив, они должны быть «приветливыми» (мягкими и мирными) ко всем; кроме того, 3) раб Господень должен быть «учительным», то есть хорошим учителем (да, некоторые рабы служили учителями или наставниками в силу своей образованности) и, наконец, 4) они должны быть «незлобивы» — спокойно переносить неприятности и не раздражаться на недобрых людей.

По описанию Павла, раб Господень очень сильно напоминает Самого Бога.

12 декабря

Для чего было дано Священное Писание

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16, 17).

В сегодняшнем памятном тексте Павел говорит вовсе не о мере богодухновенности и не о том, как происходит инспирация. Чтобы понять, что именно имеет в виду апостол, нам нужно проанализировать словарный состав и контекст этого отрывка.

Словарный состав. Павел воспользовался сложным греческим прилагательным theopneustos, которое обычно переводят как «богодухновенный». Когда я слышу слово «богодухновенный», мои мысли тут же обращаются к тому времени, когда Бог создал из праха земного первого человека и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, сделав Адама душою живою.

Кроме того, Павел использует слово graphe, переведенное здесь как «Писание». Так называли все, что было написано на бумаге или на чем бы то ни было. Это слово вполне можно перевести причастием «написанное» (как, скажем, в Дан. 5:17). Данный термин был употребим по отношению к любому письменному произведению, однако Новый Завет нередко использует его как синоним привычного нам слова «Библия» — древнееврейской Библии, которую мы называем Ветхий Завет.

Контекст. Павел не ставил перед собой задачи внушить Тимофею, что Библия — все Писание — богодухновенна. Скорее, он старался побудить Тимофея к чтению Библии, ибо это чтение может принести большую пользу. Писание полезно 1) для научения (в вероучительном смысле), 2) для обличения (опровержения заблуждений), 3) для исправления (водительства в духовной жизни)

и 4) для наставления в праведности (в добродетели).

Не о степени богодухновенности Библии и об ее богодухновенности как та ковой говорит здесь Павел. Он хочет показать нам, что это собрание богодухновенных книг умудряет нас «во спасение верою во Христа Иисуса» (стих 15). Вот для чего дано нам Священное Писание.

13 декабря

Готовый к отшествию

Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало (2 Тим. 4:6).

Как вчерашний наш отрывок используют неправомерно в спорах о процессе инспирации и степени богодухновенности Библии, так и сегодняшний памятный текст нередко приводится в качестве довода в пользу существования жизни после смерти, по крайней мере, для христиан. Принято считать, что Павел прибег здесь к когнитивному, или информативному, языку, желая разъяснить, что ждет нас после смерти. Однако стоит нам рассмотреть весь контекст этого отрывка целиком, и мы совершенно ясно увидим, что Павел говорит на языке эмоций, что он выражает свои чувства перед лицом заточения и надвигающейся смерти.

Большинство из нас редко задумывается о смерти. Но иногда человека охватывает предчувствие приближающегося конца, и в преддверии неизбежной участи его могут посетить смешанные чувства. Если он мучается от нестерпимой боли, то смерть для него может стать желанным исходом. И все же человеку свойственно цепляться за жизнь, несмотря на облегчение, которое может принести с собой смерть. Павел поднимает вопрос о своей участи — возможной смертной казни — по крайней мере в двух отрывках. И сегодняшний наш текст — один из них.

Павел начинает свои глубоко личные размышления с призыва к Тимофею: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). Медлить было нельзя, потому что приближалось время, когда люди перестанут ценить здравое учение (см. стих 3). А пока у молодого проповедника Тимофея была прекрасная возможность для развития евангельского служения (см. стих 5). Работы у него было впереди — непочатый край!

А вот что касается самого Павла, то по всему было видно, что его служение близится к концу. Он был в темнице — там, где содержали узников до суда и вынесения приговора. Павел вполне осознавал, что живым ему оттуда, скорее всего, не выбраться. Однако приближающаяся смерть его не пугала. Он, по собственным его словам, уже становился жертвой. (Обратите внимание, Павел видит свои узы в духовном свете, говоря о себе как о жертвенном возлиянии, совершавшемся в Божьем храме.) Следующим шагом будет суд, а затем — казнь. Но он был готов к этому и мог с уверенностью сказать Тимофею: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (стих 7).

Успешно преодолев назначенную ему дистанцию, Павел смело смотрел в глаза смерти, будучи уверен, что за Богом (а не за императором) будет последнее слово, когда Он увенчает его лавровым венком победителя. Да, все, кто победит во Христе, получат один и тот же знак победы (см. стих 8). Венцы славы ждут своих победителей!

14 декабря

Куда подевались все помощники?

Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент — в Галатию, Тит — в Далматию; один Лука со мною. Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Тихика я послал в Ефес (2 Тим. 4:10—12).

Ближе к концу письмо Павла к Тимофею становится еще более личным, чем его размышления о грозящей ему смерти в предыдущих стихах. В его словах появляются меланхолические нотки, когда он заводит речь о шести своих помощниках. Крискент, который известен нам только по этому посланию, отправился в Галатию. (В некоторых манускриптах говорится о Галлии вместо Галатии, поскольку у греков Галатия и Галлия выступали порой в качестве синонимов.) Тит, получатель одного из посланий Павла, был в это время в Далматии, известной также как Иллирия. Лука, друг и помощник Павла, оставался при нем. Тихика Павел отправил в Ефес.

Таким образом, остались двое из перечисленных Павлом сотрудников — Димас и Иоанн Марк.

Димас. Павел упомянул Димаса еще в двух своих посланиях — к Колоссянам и к Филимону. По его словам, Димас был язычником, обратившимся в христианство и помогавшим Павлу в христианском служении. И вот теперь мы узнаем, что, «возлюбив нынешний век», он оставил Павла и удалился в Фессалонику. Принято считать, что он утратил христианскую веру, по крайней мере, ее эсхатологическую надежду. Возможно, он принял учение о том, что воскресение уже произошло. Христиане как в Коринфе, так и в Фесалонике прониклись сомнениями в воскресении, так что, кто знает, может быть, именно поэтому Димас отправился в Фессалонику — туда, где он мог встретить своих единомышленников.

Иоанн Марк. Из Деяний святых Апостолов нам известно, что Иоанн Марк присоединился к Павлу в его служении, когда Павел и Варнава отправились в совместное миссионерское путешествие. Марк, племянник Варнавы, по какой-то причине пал духом и в Памфилии отделился от них, вернувшись в Иерусалим. Между Павлом и Варнавой впоследствии случилась размолвка из-за Иоанна Марка, когда Варнава пожелал взять того в очередное миссионерское путешествие. Мы знаем, что Павел и Марк в конце концов примирились и что Павел отзывался о нем как о весьма полезном сотруднике. Скорее всего, это тот самый Марк, который позднее написал одно из четырех канонических Евангелий.

Хорошо, когда люди, преодолев разногласия и недопонимание, вновь становятся друзьями и сотрудниками, но весьма прискорбно, когда сотрудничество переходит в противостояние.

15 декабря

Как надлежит вести себя пожилым людям

Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых (Тит. 2:2—4).

Как молодому пастырю и учителю (Павел писал о пастырстве и учительстве как о едином даре в Еф. 4:11) Титу предстояло наставлять тех, кто был значительно старше него самого. Вот как, по мнению Павла, должны вести себя представители старшего поколения.

Пожилые мужчины. Павел велел Титу поощрять в пожилых собратьях шесть важных свойств. Мужчины, достигшие преклонных лет, должны быть «бдительны». Речь здесь вовсе не о том, что они должны быть постоянно настороже. Павел употребил здесь термин, подразумевающий сдержанность, самообладание. Кроме того, они должны быть «степенны» (в смысле рассудительны и серьезны) и «целомудренны» во всех аспектах жизни.

Наконец, они должны быть «здравы» в вере, любви и терпении. Павел использовал здесь греческое слово, от которого произошел наш термин «гигиена». Павел считал, что пожилые люди должны быть примером здорового взгляда на религию.

Пожилые женщины. По мнению апостола, Тит не должен был оставлять без внимания и пожилых женщин в своей общине. Он должен был увещевать их, чтобы они вели себя «прилично святым». Другими словами, их поведение должно было соответствовать их возрасту и вере. При этом убеленные сединами женщины не должны были превращаться в дьяволиц. Да, именно такое слово, переведенное как «клеветницы», стоит в нашем памятном тексте! Словом diabolos греки называли тех, кто любит обвинять (ложно, конечно же) своих ближних. Пожилые женщины бывают склонны к сварливости и голословным утверждениям.

Более того, женщины в возрасте не должны предаваться пьянству. Еще раз хочу подчеркнуть — Павел не запрещал винопитие совершенно. Вино в те времена было общеупотребительным напитком. (В свежевыжатом виноградном соке в теплом климате быстро начинается брожение.) Нетрезвый молодой человек — зрелище не из приятных, но еще печальнее наблюдать упившуюся женщину в преклонных летах.

Наконец, они должны «учить добру» с тем, чтобы привести в разум своих молодых «учениц», научить их добродетельной жизни.

Если вы принадлежите к той же возрастной категории, что и большая часть читателей этих ежедневных молитвенных чтений, значит, вам уже за пятьдесят. Как по-вашему, это много или мало?

16 декабря

Сила Евангелия

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2:11—13).

Да, спасение нельзя приобрести добрыми делами, и все же обретенное спасение побуждает человека совершать добрые дела — вести христианский образ жизни. В нашем сегодняшнем памятном отрывке Павел выделил некоторые из черт, которые этот образ жизни отличают.

Божья благодать побуждает отвергнуть… Божья благодать, приносящая нам спасение, побуждает нас отвергнуть две вещи. Во-первых, мы должны оставить «нечестие». Павел употребил здесь слово, указывающее на отсутствие или недостаток благоговения перед Богом. Во-вторых, Божья благодать приучает нас к порядку, заставляя отказаться от «мирских похотей», которыми насыщена жизнь в мире сем. Да, мы живем в греховном мире, но это не значит, что мы должны вести обмирщенную жизнь. Божья благодать ведет нас по пути к лучшей жизни.

Божья благодать побуждает принять… Божья благодать научает нас также принять и вести определенный образ жизни. Павел разъясняет, как мы должны жить, употребив глагол zao, который подразумевает нечто большее, чем просто физическую жизнь. Он заключает в себе идею жизни во всей ее полноте, с акцентом на ее великой нравственной составляющей. При этом наша жизнь должна воплощать в себе три понятия: целомудрие, праведность и благочестие. В порядке, в котором расставлены эти три термина, тоже заключен свой смысл. Sophronos указывает на наш долг перед самими собой, dikaios — на наш долг перед ближними, а eusebos — перед Богом. Другими словами, христиане должны вести себя так, чтобы снискать одобрение как Бога, так и людей, причем уже в «нынешнем веке», не дожидаясь будущей новой жизни.

И тем не менее мы пребываем в ожидании «блаженного упования». (Для древних греков и римлян надежда не всегда несла в себе положительный смысл, ибо слишком часто она не имела под собой основания, ведя к разочарованиям. Однако надежда, о которой ведет речь апостол, «блаженна» — так говорили в основном о божественных существах.) Говоря о блаженном уповании, апостол имеет в виду, конечно же, Второе пришествие. Использованная им грамматическая конструкция может означать, что либо 1) и Бог, и Иисус вернутся вместе (Павел обычно различает Бога и Иисуса), либо 2) Иисус есть Бог, Который вновь явится на землю.

17 декабря

Божья собственность

[Иисус] дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:14).

Много лет назад на одном из лагерных собраний в Массачусетсе из уст приглашенного проповедника прозвучала проповедь под названием «Особенные, но не странные». За основу этот проповедник взял именно наш памятный текст на сегодня — Тит. 2:14. На протяжение всей своей проповеди этот приглашенный пастор постоянно повторял, что адвентисты должны быть особенными, но не эксцентричными.

Посыл этой проповеди был в общем-то верный, вот только проповедник не имел никакого понятия, о чем говорил Павел, когда называл христиан «особенным народом». Греческое слово, употребленное здесь Павлом, не имеет никакого отношения ни к странностям, ни к чудачествам, ни даже к каким-то необычным свойствам. Так давайте попробуем разобраться, что же именно имел в виду Павел.

Павел употребил в этом тексте греческое слово periousios. Это слово означает «личное владение», или «частная собственность». Но его смысл на самом деле еще шире. Оно относится не только к какой-то личной собственности, но и ко всему, что представляет подлинную ценность, чем сильно дорожат. Periousios называли то, чем дорожили в силу его огромной стоимости, цены или значения.

Павел назвал христиан «особенным народом», однако родоначальником концепции верующих как особенного народа был отнюдь не он. Эта идея восходит к Ветхому Завету. Бог использовал этот термин по отношению к Своему избранному народу — Иуде и Израилю. В Исх. 19:5 и Втор. 14:2 и 26:18 Он называет евреев Своим «уделом» и Своим «собственным народом». В этих отрывках стоит древнееврейское слово cegullah, которое означает то же самое, что и греческое слово, использованное Павлом.

Христиане, как и древние евреи, — это Божья собственность, которой Он очень дорожит. Мы стали особенным Божьим сокровищем, потому что Иисус «дал Себя за нас» и таким образом искупил от всякого нечестия, избавил нас — освободил — от нашего беззакония. Более того, Он очистил нас от нравственной скверны. Благодаря этому мы и стали Его «особенным народом». Будучи Его драгоценной собственностью, мы «ревностны к добрым делам» — горим желанием совершать добрые и красивые поступки.

18 декабря

Бесполезный «полезный»

Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих (Флм. 8, 9).

Онисим, чье имя означает «полезный», принадлежал Филимону, проживавшему в Колоссах и принявшему Иисуса как своего Спасителя благодаря проповеди Павла. Впоследствии колосская христианская община стала собираться каждую субботу в доме у этого богатого рабовладельца (см. Флм. 2).

По всей видимости, Полезный Раб впал у хозяина в немилость и, обокрав его, бежал. На основании имеющихся у нас данных, мы можем предложить две версии случившегося. Вполне возможно, Полезный Раб стал беглецом, скрывающимся от правосудия. Бегство от хозяина считалось серьезным преступлением, и Филимон мог объявить награду за поимку своего беглого раба. Укрывательство такого беглеца тоже было серьезным преступлением. Получив Полезного Раба обратно, Филимон имел полное право выжечь у него на теле клеймо, отдать его на бичевание, а то и вовсе распять. Но есть и другая версия: Полезный Раб, хоть бы и язычник, вполне мог сбежать к Павлу в силу каких-то разногласий или неурядиц с Филимоном. В этом случае он не считался преступником. Возможно, он хотел, чтобы Павел, к которому Филимон испытывал глубочайшее уважение, выступил в качестве amicus domini — друга хозяина, ходатайствующего за его раба.

Как бы там ни было, Полезный Раб оказался у Павла, пребывавшего под домашним арестом либо в Ефесе, либо в Риме. Пообщавшись с Павлом, Полезный Раб стал христианином. А Павел, приняв на себя роль amicus domini, написал Филимону короткое послание. Проявив незаурядный такт, Павел обратился к Филимону как к другу, сотруднику и брату (см. стихи 1 и 7). Выступив ходатаем за Онисима, он объяснил его владельцу, что Полезный Раб, ставший некогда для него бесполезным, оказался весьма полезен для самого Павла и будет таковым впредь и для Филимона. Посему, воззвав к его милосердию и добросердечию, Павел попросил Филимона принять Полезного Раба обратно без всякого осуждения.

Назвав себя узником и старцем (см. стих 9), а Полезного Раба — собственным сыном (стих 10) и сердцем (стих 12), Павел попросил Филимона принять беглого раба как брата во Христе. «И если Полезный Раб задолжал тебе что, — сказал Павел, — я заплачу».

Именно так поступил с нами наш Бог, не правда ли?

19 декабря

По воле волн

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2:1).

Есть христиане, которые, опираясь на библейские тексты, говорящие об уверенности в Иисусе Христе, проповедуют учение «спасен однажды — спасен навсегда». Однако в нашем распоряжении есть и другие библейские отрывки, которые показывают, что спасение можно сначала обрести, а затем его лишиться. Наш сегодняшний памятный текст из их числа. В нем говорится, что христиане отнюдь не застрахованы от отступничества или утраты спасения. Апатичные христиане вполне могут потерять спасение, и наш сегодняшний отрывок содержит мореплавательную метафору, призванную послужить предостережением против духовной беспечности.

Выражением «мы должны» переведен греческий глагол, означающий «это необходимо». Какого же поведения нам совершенно необходимо придерживаться? Мы должны «быть особенно внимательны». Греки употребляли стоящее здесь слово, когда говорили об удержании судна на заданном курсе по пути в порт. На случайность в плавании полагаться никак нельзя, выбранный курс нужно выдерживать со всем тщанием. Если мы не проявим должного усердия, то обязательно «отпадем» или, что ближе к оригиналу, «будем унесены прочь». Здесь апостол прибегает к еще одной морской метафоре, подразумевающей уклонение от курса.

На чем же нам нужно сосредоточить свое внимание, чтобы не сбиться с курса? Мы должны быть внимательны «к слышанному» (Евр. 2:1), то есть к той вести, которую мы некогда услышали. В противном случае все кончится тем, что мы в беспечности своей пренебрежем великим спасением, которое когда-то приняли. В Послании к Евреям говорится о спасении в трех его аспектах: 1) спасение от Божьего приговора, осуждающего наши грехи, 2) спасение от сил зла мира сего, которые толкают нас к греху и 3) спасение для жизни в Царстве Божьем, провозглашенном Иисусом.

Слово, то есть Благая весть, было «сначала проповедано Господом… [и] утвердилось слышавшими от Него» (стих 3). Кроме того, это великое спасение было засвидетельствовано «от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого» (стих 4).

Мы действительно можем потерять спасение, но не по Божьей вине. Бог верен, Он сделал и по-прежнему делает все, что в Его силах. Возможность или даже вероятность утраты спасения существует в силу человеческой небрежности. Вот почему апостол говорит здесь о плавании по воле волн. Утратить спасение и, сбившись с курса, впасть в отступничество можно почти незаметно для себя самого.

20 декабря

Молитесь с дерзновением

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр. 4:16).

Большинству из нас так или иначе приходилось оказываться в присутствии человека, к которому мы питали глубочайшее уважение и почтение. У нас отнимался дар речи, подкашивались ноги, пересыхало во рту. Мы мучительно подбирали нужные слова, но вместо связной речи получалось какое-то нечленораздельное заикание. Так и молитва, дарованная нам от Бога как великое преимущество, может оказаться для нас захватывающей, незабываемой встречей со Всевышним. Только подумайте: немощный, смертный человек может приблизиться к всемогущему и бессмертному Богу!

И вот, имея столь великое преимущество, как мы должны вести себя в Божьем присутствии? Некоторые полагают, что в молитве нужно прибегать к устаревшим словам и оборотам: «да приидет», «мир сей», «смиренномудрие», «одесную», «восшед», «со духом моим» и так далее.

Из сегодняшнего памятного текста мы узнаем, что мы можем приступать к Божьему престолу («престол благодати» — это иносказательное обозначение Божьего престола) «с дерзновением». Слово, которое здесь использовано, — parresia — означает свободу и прямоту в высказывании своих мыслей. В Новом Завете оно встречается около тридцати раз и переводится по-разному: «открыто», «явно», «прямо», «с дерзновением» и «смело». Когда мы приступаем к престолу Божьему, в нас не должно быть ни нахальства, ни наглости, но и заикаться, и мямлить что-то нам тоже вовсе не обязательно. Мы можем говорить с Ним прямо, не страшась оскорбить Его простотой изложения своих мыслей.

Такая молитва обязательно поможет нам «получить милость». Бог откликнется, и отклик Его будет сострадательным и деятельным. Кроме того, в ответ на свободно и просто высказанные молитвы Он пошлет нам «благодать для благовременной помощи». Помощь, которую посылает Бог, тщательно выверена по времени: она поступает в самый нужный момент, когда может принести нам наибольшую пользу.

Как вы молитесь? Как молюсь я сам? Мы христиане, и у нас есть благословенная возможность обращаться к Богу напрямую… и на простом языке. И Он, высокий и превознесенный, услышит наши прошения и ответит на них в должное время.

21 декабря

Детское питание

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища (Евр. 5:12).

Есть такие физические расстройства, когда взрослым предписывают детское питание. Нам таких людей бывает по-настоящему жалко, поскольку мы не считаем детское питание столь уж аппетитным, а еще потому, что для взрослого человека унизительно питаться пюрешками и смесями, предназначенными для младенцев. И уж тем более не по себе бывает людям, которым прописывают материнское молоко в качестве лекарства от рака.

В Послании к Евреям мы читаем о христианах, которые кормились духовным молоком, тогда как уже давно должны были перейти на твердую пищу как все взрослые, зрелые люди. Более того, эти великовозрастные младенцы «сделались не способны слушать» (Евр. 5:11) — просто-напросто поглупели!

Духовное молоко, согласно Посланию к Евреям, заключалось в «первых началах слова Божия». Речь в данном случае идет, так сказать, о предварительном этапе в изучении Божьей вести. Образовательная система в Древнем мире, будь то Греция, Рим или Иудея, включала в себя начальный уровень для детей семи лет и старше. Они постигали начатки чтения, письма и счета. С четырнадцати лет начиналось изучение литературы — классики у греков и римлян и Торы у иудеев. По окончании образовательной программы они получали звание teleios («зрелый» или «совершенный»), как в стихе 14.

Адресаты Послания к Евреям питались духовным молоком, а не твердой пищей. Это молоко («первые начатки», «начатки учения» и «основание») состояло из таких предметов, как «обращение», «вера», «учение о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (Евр. 6:1, 2). Это были важные вопросы, требовавшие досконального понимания, но негоже было задерживаться на них духовно и интеллектуально зрелым христианам.

По непосредственному контексту Послания к Евреям видно, что твердая пища для тех, кто уже окончил начальную школу, состояла в служении Иисуса Христа, Который одновременно и великая Жертва за наши грехи, и Первосвященник (по чину Мелхиседека), ходатайствующий за нас в небесном святилище (Евр. 4:14—16; 5:1—10; 7:11—28; 8; 9 и 10).

Чем же мы с вами духовно питаемся — молоком или твердой пищей?

22 декабря

Без пролития крови

Без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9:22).

Для кого-то это может показаться странным, но всякий раз, когда мы что-то читаем, включая Библию, нам приходится так или иначе истолковывать прочитанное. Кому-то слово «толкование» не по душе, и все же без него немыслим сам процесс коммуникации. Все, что мы видим и слышим, нуждается в истолковании. Другими словами, мы должны анализировать поступающую к нам информацию, расшифровывая ее смысл. Так что нам придется принять как должное, что Евр. 9:22 (как и прочие Писания) нуждается в интерпретации. Наш сегодняшний памятный текст можно понимать двояко.

Универсальный принцип. Во-первых, прочитав этот стих, мы можем прийти к выводу, что грехи, когда бы, кем бы и где бы они ни были совершены, не могут быть прощены (искуплены) без кровопролития. Этот принцип лежит в основании lex talionis Пятикнижия: «Да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Втор. 19:21; см. также Исх. 21:24; Лев. 24:20). У христиан эта концепция образует основу для заместительной модели искупления.

Ближневосточный принцип. Евр. 9:22 вовсе не обязательно заключает в себе установленный Богом универсальный принцип. Этот текст может отражать и древний образ мышления — тот взгляд на вопрос, который был присущ жителям древнего Ближнего Востока. Согласно еврейскому культу искупление совершалось посредством пролития крови заместительной жертвы: законопреступник приводил в скинию или храм теленка, козла, ягненка или приносил птицу, которых убивали, расчленяли и сжигали. Их кровью окропляли определенные места святилища, после чего искупление считалось свершившимся. «И так очистит его священник, и прощено будет ему» (Лев. 4:31; ср. Лев. 17:11).

Какое из толкований данного текста ближе к истине? Видимо, второе. Во-первых, непосредственным контекстом для Евр. 9:22 служат требования, изложенные в Книге Левит: «Да и все почти по закону [Моисееву] очищается кровью». Во-вторых, бедные могли обрести прощение, принеся в жертву растительную пищу (муку), которая не подразумевала кровопролития (см. Лев. 5:11—13). Втретьих, наш собственный опыт прощения ближних свидетельствует, что прощение — это движение души, не требующее никаких карательных мер, а только лишь любви и милости. Зачем же Богу — воплощению любви, благодати и милости — поступать иначе, требуя кровопролития как обязательного условия для прощения?

Кому была нужна Голгофа — Богу или нам? Чем было Распятие — требованием Божественной справедливости или проявлением Божественной любви?

23 декабря

Три времени Христова служения

Ибо Христос вошел… в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью… Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос… во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр. 9:24—28).

Адвентисты уделяют много времени изучению Послания к Евреям, дабы лучше понять смысл служения Иисуса Христа. В нашем сегодняшнем кратком комментарии мы сосредоточимся на трех временах Его служения: что Он совершил в прошлом, что Он совершает сейчас и что Он совершит в будущем.

Служение Иисуса в прошлом. Если говорить в контексте ритуалов, совершавшихся во святилище, то Иисус выступил в качестве заместительной жертвы. На Голгофе Он принес Себя в жертву за все человечество, став «Агнцем Божьим». В отличие от обычных храмовых жертвоприношений, которые имели столь невеликую силу, что их приходилось совершать изо дня в день, Иисус, став жертвой, умер «однажды, к концу веков… для уничтожения греха». Вот почему постоянно повторяющееся во время католической мессы жертвоприношение искажает действительность. Христу не было необходимости приносить Себя в жертву снова и снова, как в еврейской системе жертвоприношений или католическом культе.

Служение Иисуса в настоящем. В отличие от храмового священнодействия, в котором роль священника не совпадала с ролью жертвы, духовная реальность такова, что Иисус служит и жертвой, и первосвященником. Будучи небесным Первосвященником, Он вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие». Его крестная жертва была столь действенной, что совершить ее нужно было всего лишь однажды. Однако мы нуждаемся в том, чтобы Его служение продолжалось и впредь, дабы плоды, которые принесла Его великая жертва, оставались действенными в нашей жизни. Вот почему распятый, воскресший и вознесшийся Христос пребывает ныне в Божьем присутствии, непрестанно ходатайствуя за нас.

Служение Иисуса в будущем. Его свершения в прошлом и Его нынешнее служение воистину захватывают дух. Однако это еще не все, у нас впереди Его новые деяния, составляющие наше блаженное упование. «Во второй раз [Он] явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». Вознесши наш грех на крест, Он открыл нам доступ к спасению. Однако полностью оно осуществится лишь тогда, когда Он явится на облаках небесных! Мурашки пробегают у меня по спине, когда я думаю о том, каково это будет — увидеть Христа, грядущего на землю с сонмом небесных ангелов!

24 декабря

Вера — это…

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1).

Знаменитая библейская глава о вере начинается с четкого ее определения, состоящего из двух частей. К сожалению, живость языка оригинала несколько тускнеет при переводе.

«Вера есть осуществление…» Греческое слово, переведенное здесь как «осуществление», — это hypostasis. Оно происходит от корня, означавшего «стоять под», и стало общеупотребительным философским термином для обозначения основания, фундамента чего бы то ни было: будь то здание или исходные положения договора или обета. В деловой документации этим термином обозначали гарантии сделки. Поскольку недвижимое имущество составляло основу повседневного существования человека, этим словом называли еще и имущество, а также документ, подтверждавший право собственности на землю.

«Вера есть… уверенность…» Словом «уверенность» переведен здесь греческий термин elegchos. Так называли улики или свидетельские показания, на которые опирался судья при рассмотрении дела или вынесении приговора. Эти улики и показания далеко не всегда были неопровержимыми, но они в совокупности своей служили достаточным основанием для вынесения судебного решения.

Таким образом, вера есть документ, подтверждающий наше право на «ожидаемое» — на небесную обитель и новую землю. Кроме того, она свидетельствует в пользу «невидимого» — нашей эсхатологической надежды. Мы пока еще не вселились в свою небесную недвижимость, и цель наших эсхатологических надежд остается невидимой. И тем не менее мы убеждены в реальности обещанного нам будущего.

Для нас очень важно понимать, что основанием для нашей убежденности служит не знание, но вера.

Знаний у нас не так уж много, поскольку знание подразумевает несомненность. Дважды два равно четыре — это аксиома, которую нельзя отвергнуть или опровергнуть. На каком бы языке мы ни говорили, в какой бы стране ни жили, дважды два всегда равняется четырем. Окажись мы на Марсе, Плутоне или даже в другой галактике, и там тоже дважды два будет четыре.

Однако бывает так, что сведения, которые мы принимаем за знание, на самом деле оказываются верой. Мы располагаем свидетельствами в пользу этой веры, однако свидетельства эти не абсолютны.

Если мы не видим разницы между знанием и верой, то можем легко попасть впросак. Нам нужно так говорить о своей вере, чтобы не обидеть и не оскорбить своей категоричностью вдумчивых людей.

25 декабря

Угодить Богу невозможно

Угодить Богу невозможно (Евр. 11:6).

Если вы адвентист со стажем, то вам не раз приходилось слышать рассуждения людей о том, что не нравится Богу.

Он не любит, когда женщины носят брючные костюмы или одежду без рукавов. Ему не нравится, когда мы купаемся или катаемся на велосипеде в субботу. Он не принимает денежные пожертвования от пьяниц. Он не хочет, чтобы мы ходили в кинотеатры.

Он не любит художественную литературу. Он питает отвращение к драгоценностям. Ему не нравятся парики и накладки. Ему не нравится, когда мы укладываемся спать после обеда в субботу. Ему не по нраву шутки. Ему отвратительны «Диснейленды». Он не любит игры с мячом. Он не любит кружева и ленточки. Даже Елена Уайт со свойственным ей упором на благодать внесла свой вклад в этот длинный перечень. «Бог не может любить непослушных детей» (Ревью энд Геральд, 14 октября 1875 г.). «Озорничающие, дурно воспитанные дети — Бог их не любит» (Обращение к молодежи, с. 62). Мы то и дело слышим разговоры о том, как стать безгрешными здесь и сейчас, вняв которым люди восприимчивые впадают в отчаяние, потому что на собственном опыте знают, что им эта планка не по плечу, а значит, Бог ими крайне недоволен.

После всех этих (и многих других) замечаний у нас волейневолей создается впечатление, будто Бог — старый, вечно всем недовольный ворчун. Ему не угодишь, как ни старайся. Если нам весело, то Ему грустно. У Бога вечно хмурый вид, сдвинутые брови. Того и гляди, Его недовольство перерастет в ярость. А чего еще ждать от Него, если, по мнению некоторых христиан, Он от вечности назначил всем людям (за исключением небольшого числа избранных, которых Он предопределил ко спасению) непрекращающиеся мучения в аду! Был такой американский проповедник по имени Джонатан Эдвардс, ставший известным благодаря своей зажигательной проповеди под названием «Грешники в руках разгневанного Бога», произнесенной им в Энфилде, штат Коннектикут, 8 июля 1741 года.

Когда мы слышим всевозможные рассуждения о том, что мы должны делать и чего не должны, нам так или иначе приходит на ум эта фраза: «Угодить Богу невозможно», взятая нами сегодня в качестве памятного текста. Однако постойте! Ведь мы кое-что упустили. Обратите внимание на слова, с которых начинается Евр. 11:6: «Без веры…» Так значит, угодить Богу все-таки можно, только для этого нужна вера. «Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (стих 6).

Да, Бог радуется, когда мы верим в Него и ищем Его всем сердцем.

26 декабря

Все вместе

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11:39, 40).

В 1965 году знаменитая певица в стиле «кантри» Лоретта Линн спела песню под названием «Каждому хочется попасть на небеса». В ней поется о странном парадоксе: почти все мы жаждем попасть на небеса, но при этом никто из нас не хочет умирать! Конечно, автор этой песни исходила из того, что добрые люди сразу после смерти отправляются на небеса, где наслаждаются вечным блаженством. Когда у нее умер муж в 1996 году в возрасте 69 лет, ее стала мучить мысль, куда он попал после смерти — на небо или в ад, ибо, по собственному ее признанию, он не был образцом добродетели. Кстати, один из ее друзей сказал ей, что никуда он не отправился, а мирно покоится в могиле…

Христиане в большинстве своем верят, что, когда человек умирает, он получает вечное воздаяние незамедлительно. (Католики считают, что те, кто недостаточно плох для ада, но при этом недостаточно хорош для рая, попадают в чистилище, где их приготавливают к небесам. В свою очередь некоторые протестанты говорят о некоем «промежуточном состоянии».) Осознание того, что покойный родственник продолжает свое существование в вечном блаженстве рая, приносит великое утешение многим людям, и когда адвентист сообщает им, что это не так, эти верующие зачастую теряют покой и впадают в глубокую депрессию. (Нам надлежит преподносить наше учение о состоянии мертвых с большой осторожностью, дабы не травмировать души людей.)

Сегодняшний памятный текст проливает свет на вопрос о том, когда верующие получат свое вечное воздаяние, хотя мы не так уж часто с этой целью к нему обращаемся. В одиннадцатой главе Послания к Евреям, как нам всем хорошо известно, приведен длинный перечень людей веры: Авель, Енох, Ной, Авраам, Сарра, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей, Раав, Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай, Самуил, Давид, пророки и прочие. Несмотря на свою сильную и непоколебимую веру, все они «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (стих 13). Причем одним из аспектов этих Божественных «обетований» был «город… которого художник и строитель Бог» (стих 10).

Так что же пошло не так? В общем-то, ничего. «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». Верующие обретут свою вечную награду все вместе, одновременно, а не поодиночке, один за другим возносясь в райское блаженство на протяжении многих тысячелетий.

27 декабря

Христианские олимпийские игры

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12:1).

Олимпийские игры впервые прошли в Греции в 776 году до нашей эры. Первые олимпийцы состязались лишь в одном виде — в беге. Первым победителем Олимпийских игр считается повар Кореб, выигравший забег на один стадий (192 метра). Первые тринадцать Олимпийских игр одним лишь этим видом и ограничивались. В 724 году до нашей эры был введен второй забег — бегдиавлос — уже на два стадия. Четыре года спустя атлеты начали соревноваться еще и в длинном беге — долихосе. Это был забег протяженностью от семи до двадцати четырех стадиев, начинавшийся и заканчивавшийся на стадионе. На играх 520 года до нашей эры был введен гоплитодром — последний забег дня в полном вооружении, весившем до тридцати килограмм. При этом атлеты пробегали либо один, либо два диавлоса.

Общим названием для этих состязаний служил термин agon (от которого произошло наше слово «агония»), а организацией праздника ведали так называемые agonothetai. Босые атлеты стартовали из положения «стоя» при звуке трубы. Победители получали венок, сплетенный из оливковых ветвей. Его называли stephanos. Кроме того, им позволялось поставить в Олимпии собственную статую. Позднее эти венки стали делать из золота. Города, откуда были родом атлеты, тоже не оставались в стороне, награждая своих знаменитых уроженцев деньгами, лошадьми, золотыми треножниками, пожизненным пособием и прочими материальными благами.

Автор Послания к Евреям уподобляет христианскую жизнь спортивному забегу. Если христиане хотят победить, им нужно «свергнуть с себя всякое бремя», мешающее быстрому продвижению вперед, подобно тем древним атлетам, которые бегали босыми и обнаженными или почти обнаженными. (Слово «гимнастический» происходит от греческого термина, означающего «обнаженный».) Мы должны сбросить с себя «запинающий нас грех». А мужи и жены веры, упомянутые в одиннадцатой главе, призваны подстегнуть нас в нашем беге.

Да, участвовать в христианском «забеге» бывает нелегко, и все же мы должны «с терпением… проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1, 2). Мы должны, бросив взгляд на «облако» верных свидетелей, не сводить глаз с Иисуса, Который стоит там, на стадионе, подобно почетному гостю на древних Олимпийских играх, стоявшему у беговой дорожки и с гордостью наблюдавшему за бегунами.

Секрет нашего успеха, как и всегда, в дисциплине и выносливости.

28 декабря

Откровение Иисуса Христа

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну (Откр. 1:1).

Адвентистские евангелисты с великим усердием изучают Книгу Откровение, пытаясь соотнести ее пророчества с событиями нашего времени. В прошлом уже было немало проповедей, произнесенных авторитетными служителями и воспринятых с большим воодушевлением, которые по прошествии времени, увы, утратили свою актуальность. Взять хотя бы проповеди, объявлявшие первую, а за ней и вторую мировые войны Армагеддоном. И тем не менее мы не опускаем рук и продолжаем исследовать образный ряд Апокалипсиса и описанные в этой книге знамения времен. И сегодня мы посмотрим повнимательнее на первые ее строки, поскольку в них раскрывается суть последней библейской книги.

«Откровение…». Греческое слово, переведенное как «откровение» (apokalypsis), означает «раскрытие», «снятие покрова» и пр. Речь могла идти как об открытии того, что было прежде сокрыто, так и о раскрытии сущности означенного объекта. В результате рассеивалось невежество и умножалось знание.

«… Иисуса Христа». Нам нужно определиться с ролью Иисуса в данном откровении. Это выражение может означать одно из двух: либо 1) оно проливает свет на Иисуса, либо 2) Сам Иисус желает нам нечто открыть. Так какую же роль выполняет в данном случае Иисус — автора или предмета этой книги?

«…Которое дал Ему Бог». Ясно, что источник откровения — Бог, но поскольку Он дал его Иисусу, оно принадлежит и Ему тоже. Если к тому времени (96 г. н. э.) Иисус только начинал открываться людям, то мы можем с уверенностью утверждать, что Книга Откровение «снимает покров» именно с Него. Однако едва ли это так. К концу первого века нашей эры раннехристианская Церковь весьма умножилась в числе и достигла всех пределов Римской империи в течение жизни всего лишь двух поколений.

Таким образом, остается заключить, что откровение, данное Иоанну, принадлежало Иисусу, Который получил его от Бога.

«…Чему надлежит быть вскоре». Содержанием книги служат надвигающиеся события. В заключении Книги Откровение использован тот же оборот (см. Откр. 22:6). Бог через Иисуса поделился со Своим народом закрытыми сведениями о грядущих событиях.

«И Он показал…» Это греческое слово заключает в себе идею образной передачи смысла. Строго говоря, оно означает передачу знаний с помощью набора знаков. Эта книга насыщена символическим языком, и понимать его нужно соответственно.

29 декабря

Холоден или горяч

Знаю… ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! (Откр. 3:15).

Вторая и третья главы Книги Откровение состоят из писем, написанных Иисусом семи малоасийским церквам. Выстроены эти послания примерно по одной схеме: 1) имя получателя — «Ангелу… церкви напиши…» (Откр. 2:1); 2) имя отправителя — Иисус Христос, именованный различными эпитетами, например, так: «Имеющий острый с обеих сторон меч» (стих 12); 3) сведения, известные Иисусу о духовном состоянии данной церкви: «Знаю твои дела» (Откр. 3:1); 4) выговор за уклонение от пути истинного: «Но имею против тебя то…» (Откр. 2:4); 5) призыв к покаянию: «Покайся…» (стих 16) и 6) обетование победителям: «Побеждающий облечется…» (Откр. 3:5).

У верующих в Лаодикии был так называемый кризис идентичности. Они похвалялись, говоря: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». Но Иисус думал о них совсем иначе: «Ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (стих 17).

В критическом замечании Иисуса обыгрывается трудолюбие лаодикийцев и процветавшие там ремесла: 1) в 60 г. н. э. Лаодикия была разрушена мощным землетрясением, но, будучи центром торговли и ремесел, этот город отказался от помощи Рима и восстановился собственными силами; 2) в Лаодикии производилась примочка для глаз, называвшаяся kollyrium, популярное в древнем мире лекарственное средство и, 3) кроме того, город славился своими ткачами и швеями.

Иисус сказал Лаодикии: «Знаю… ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16). Всего в десяти километрах от Лаодикии находился город Иераполис, в котором были знаменитые горячие источники Памуккале, куда из века в век стекались больные ради целебной силы бурлящей воды. Горячая вода из этих источников поступала по акведуку в Лаодикию, остывая по пути и становясь едва теплой. А вода в Колоссах, в шестнадцати километрах к западу от Лаодикии, была холодной.

Холодная вода хорошо утоляла жажду, а горячая обладала целебными свойствами, тогда как теплая вода была отвратительна, вызывая тошноту. Вот почему Он хотел, чтобы члены лаодикийской церкви были либо горячи, либо холодны, тогда они могли бы приносить пользу.

30 декабря

Участь грешников

И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их (Откр. 20:8, 9).

Геморрагическая лихорадка Эбола, которую вызывает самый агрессивный из известных вирусов, характеризуется обильным внутренним и внешним кровотечением, а ее жертвы, как правило, погибают от гиповолемического шока и отказа внутренних органов. Такие диктаторы, как Сталин, Гитлер и Иди Амин, истребили многие миллионы людей. Некоторые дети рождаются без головного мозга. Они ведут бессознательное существование, будучи неспособны ни видеть, ни слышать, ни что-либо чувствовать. Миллионы женщин оказываются в сексуальном рабстве (в Соединенных Штатах таковых около пятидесяти тысяч), подвергаясь физическому и эмоциональному насилию со стороны своих сутенеров и клиентов.

В Соединенных Штатах по вине пьяных водителей погибает по одному человеку каждые полчаса. За двадцатипятилетний период с декабря 1981 года по январь 2006 года от СПИДа умерли более двадцати пяти миллионов человек. В 2005 году СПИД убил около трех миллионов мужчин, женщин и детей. Около семидесяти процентов людей, заболевших некрозным фасциитом (болезнью, вызываемой плотоядными бактериями), умирают мучительной смертью, если не получают лечения, и двадцать пять процентов из них умирают, даже если получают лечение. Каждые 2,43 секунды кто-то умирает от голода, причем восемьдесят пять процентов этих жертв — дети до пяти лет.

Существование — нет, преобладание — страданий в этом мире представляет собой наиболее сильный аргумент против существования Бога и в пользу атеизма. Со времен древнегреческого философа Эпикура (341–270 до н. э.) реальность зла ставит мыслителей перед дилеммой: 1) если Бог хочет предотвратить зло, но не может, значит, Он не всемогущ; 2) если Бог может предотвратить зло, но не предотвращает, значит, Он Сам зло; 3) если Бог и хочет, и может положить конец злу, то его не должно существовать, но оно, увы, существует; 4) если Бог желает зла и причиняет зло, значит, Он аморален и, следовательно, недостоин поклонения; 5) получается, что Бога — или, по крайней мере, человеколюбивого, нравственного Божества — нет.

Богословы пытаются обосновать существование зла и страданий, которые оно причиняет, высказываясь в том духе, что у Бога есть Свои причины терпеть рядом с Собой зло, для человека не всегда очевидные. Впрочем, наш сегодняшний памятный текст ясно дает понять, что, несмотря на продолжающееся присутствие зла в этом мире, Бог действительно хочет его истребить, обладая необходимой для этого силой. Да, Он в конечном итоге истребит зло и злодеев. Приличествует ли милосердному Богу истреблять зло и его приспешников? Безусловно! Будучи нравственно безупречной Личностью, Он находит зло оскорбительным, как и мы с вами. 31 декабря Приглашение И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр. 22:17).

Приглашения на свадьбу! Наверное, вы обратили внимание, что с каждым годом они становятся все причудливее и замысловатее. Сейчас пошла мода размещать на такой открытке фото жениха и невесты в романтических позах. Я тут на днях получил одно такое приглашение, и поскольку жениха я не видел уже много лет, мне было интересно посмотреть, каким он теперь стал.

Брачная церемония — это квинтэссенция радости и надежды. Прекрасная невеста в ослепительно белом платье, галантный жених в иссиня черном смокинге. Море цветов и трепещущие от малейшего дуновения огоньки свечей, дополняющие атмосферу праздника. Вдохновляющая музыка. Даже сегодня, когда я слышу звуки традиционного свадебного марша, у меня по спине пробегают мурашки! Служитель, совершающий бракосочетание, дает ободряющие наставления. Жених и невеста, с сияющими от счастья глазами вступающие в новый этап своего бытия. И многочисленные гости, от всего сердца радующиеся созданию новой семьи.

Свадьба на Ближнем Востоке в древности, по крайней мере, у еврейского народа, была еще более торжественным и продуманным событием, чем у нас, хотя бракосочетания совершались не в скинии и не в храме. Свадьбы носили в основном мирской характер и длились по многу дней. Жених давал своему тестю выкуп за невесту (которая в большинстве случаев была еще подростком), а отец невесты давал за своей дочерью приданое. Свадебный пир мог длиться неделю и более, все это время гости танцевали, пили и угощались.

Некоторые ветхозаветные авторы описывали взаимоотношения Яхве с Израилем на языке брачных уз. «Не будут уже называть тебя „оставленным“… но будут называть тебя: „Мое благоволение к нему“, а землю твою — „замужнею“, ибо Господь благоволит к тебе и земля твоя сочетается…. Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:4, 5).

Схожую метафору мы находим и в Новом Завете. «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2). Мы с вами можем побывать на этой свадьбе. Приглашение на нее звучит для нас в сегодняшнем памятном стихе: «Дух и невеста говорят: прииди!» Это последняя Божья «фотография» в нашем фотоальбоме. Он хочет, чтобы мы приняли участие в этой праздничной церемонии. Нам нужно только не забыть ответить на это приглашение.