Июнь

1 июня

Суббота как знамение

Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения (Ис. 56:2).

В Священном Писании мы встречаем немало так называемых «блаженств», то есть отрывков, начинающихся, как правило, со слов «блаженны». Наш сегодняшний библейский отрывок как раз из их числа. Он сулит благословение тем, кто соблюдает субботу.

Конечно, еврейский народ так или иначе был обязан соблюдать субботу, потому что они видели в ней памятник Божьей творческой и искупительной силе. Однако в Книге Исаии названы и другие субботствующие. В пятьдесят шестой главе Исаия предвкушает появление «иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему… хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего» (Ис. 56:6). Прочие ветхозаветные отрывки, где говорится о неизраильтянах, могли легко навести их на мысль, что они чужие в Израиле и должны оставаться «за станом». Тогда как этот текст открывает для них двери, чтобы и они могли служить Яхве и праздновать субботу вместе с потомками Иуды. Кроме того, в шестом стихе сказано, что эти (бывшие) чужаки станут Его рабами. Дело в том, что в данном случае употреблен термин, которым обозначали представителей священства. Тем более что далее Бог заявляет, что Он назначит некоторых из этих людей «от всех народов» «в священники и левиты» (Ис. 66:20, 21).

Так же и о евнухах, не способных иметь потомство и потому лишенных благословения, Бог говорит, что они будут хранить Его субботы и крепко держаться Его завета (см. Ис. 56:4). Бог говорит об этих людях, которым Пятикнижие не сулило ничего хорошего: «Тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» (стих 5).

Эти библейские отрывки дают ясно понять, что произошли некие изменения, и весьма существенные. Если в Пятикнижии знаком принадлежности к обществу завета было прежде всего обрезание, то ныне им стало соблюдение субботы. Преимущества завета распространились на необрезанных. Завет перестал ассоциироваться с духом исключительности.

Яхве вознамерился «собрать все народы и языки» (Ис. 66:18) из Фарсиса, Ливии, Лидии, Тубала и Греции. Они прибудут в Иерусалим «на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах» (стих 20). «Всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7).

2 июня

Новое творение Божье

Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце (Ис. 65:17).

Одним из аспектов открытого для всех завета, который Яхве собирался заключить с людьми, было установление нового мирового порядка. (Нет, вовсе не того порядка, о котором любят порассуждать мировые лидеры.) Мы находим его описание — с некоторыми существенными подробностями — в шестьдесят пятой и шестьдесят шестой главах Книги пророка Исаии.

«Я творю Иерусалим», — говорит Бог. Постойте-ка! Ведь он уже существует, и немало лет! Однако этот Иерусалим будет сотворен «веселием и народ его радостью» (Ис. 65:18). Это совсем не тот Иерусалим, который существовал во времена отступнической монархии или во время вавилонского пленения, и не тот, что был восстановлен под руководством Ездры и Неемии, и не тот, о котором мы слышим в вечерних новостях. В этом Иерусалиме «не услышится… более голос плача и голос вопля» (стих 19). Там не будет стены плача!

Да, это новое творение не избавит людей от смерти, но… «там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих» (стих 20). В те времена детская смертность на Ближнем Востоке была просто ужасающей. Скажем, в первом веке при рождении умирал каждый третий младенец. Еще треть из тех, кто доживал до своего первого дня рождения, не дотягивали до шести лет. Что касается старцев, то в том же первом веке мало кто достигал шестидесятилетнего рубежа. «Даже столетнего не будут считать старым! Одни лишь грешники будут умирать такими молодыми!» (стих 20 — др. пер.). Люди, вступившие в этот «расширенный» завет, будут каждую неделю и каждый месяц выходить, чтобы посмотреть на «трупы людей, отступивших от Меня» (Ис. 66:24).

«И будут строить домы, и жить в них, и насаждать виноградники, и есть плоды их» (Ис. 65:21) — весьма обнадеживающая перспектива для многочисленных безземельных крестьян тех времен, которые терпели крах и теряли все свои пожитки и собственность, потому что не могли оплатить аренду земли и непомерные проценты. Более того, жизнь их будет блаженной и счастливой, потому что Бог сказал, что Он будет отвечать им «прежде нежели они воззовут» (стих 24).

Даже бессловесные животные будут наслаждаться покоем, который обеспечит им новое творение Божье. «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому… они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей» (стих 25).

Понятно, что новый мировой порядок, здесь описанный, так и не наступил. Однако многие христиане по-прежнему обращаются к этому пророчеству, опуская при этом некоторые подробности (например, упоминания о смерти)

и сопоставляя оставшееся с тем, что они видят в двадцать первой и двадцать второй главах Откровения.

3 июня

Пророк и священник

Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе… к которому было слово Господне (Иер. 1:1, 2).

Не так уж часто бывает, чтобы библейский пророк был еще и священником. Таким персонажем был, по всей видимости, Самуил. В одном ряду с ним находится, безусловно, и Иеремия. Священники, как правило, стремились к сохранению религиозного статус-кво, а пророки, в свою очередь, старались вывести религиозную жизнь из застоя. Можно сказать, что священники были консерваторами, а пророки — сторонниками прогресса, а может быть, и вовсе радикалами! Священники подчеркивали важность жертвоприношений, а пророки называли эти жертвы бессмысленными… если только они не сопровождаются милосердием и правосудием. Но если человек и так живет праведной жизнью, то зачем ему еще и приносить жертвы?

С одной стороны, задача священника состояла прежде все в том, чтобы ходатайствовать пред Богом за народ — служить в качестве их заступника в пролитии жертвенной крови. (Некоторые исследователи утверждают, что впоследствии священники взяли на себя молитвенное служение за народ — еще одну посредническую функцию.) С другой стороны, задача пророка состояла прежде всего в том, чтобы обращаться к народу от имени Бога — служить Его посредником или вестником. Вот почему пророческие вести так часто начинаются со слов: «Так говорит Яхве…»

Иеремия воплощал в своем служении оба эти аспекта. Он обращался к Яхве от лица народа и к народу от лица Яхве.

Как мы уже указывали в чтении за тридцатое января, протестантские пасторы исполняют функции не священников, но пророков. Нет, они не ходят по городам и весям с предсказаниями, но ведь смысл пророческого служения не только в этом. Пророческая деятельность чаще всего связана с передачей вестей от Бога устами Его глашатаев. Проповедники обращаются к народу от лица Бога, истолковывая Его Слово.

Вот в католицизме — там да, духовенство выступает в роли священников — мужчины (а не женщины) во время мессы совершают жертвоприношение. Католические церкви действуют как храмы, служение в которых сосредоточено вокруг якобы преосуществленных плоти и крови Иисуса. Тогда как в протестантских церквах нет алтаря, на котором приносится жертва. В центре протестантского богослужения находится Священное Писание, когда проповедники обоих полов разъясняют и толкуют Библию в своих проповедях.

От того, какую роль — священника или пророка — берет на себя духовенство, зависят и восприятие, и порядок проведения богослужений.

4 июня

Медовый месяц подошел к концу

Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную (Иер. 2:2).

Брак у Бога с еврейским народом складывался весьма неудачно. Поначалу их союз приносил им много радости, но ныне наступил разлад, причем по вине лишь одной из сторон. Бог как муж был безупречен. Но увы… теперь Ему осталось лишь вспоминать о славных деньках. «Я вспоминаю… о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню». Пожалуй, Синайская пустыня была не самым подходящим местом для медового месяца, но Бог вспоминал о том времени с тоскою. (Довольно странно, что у Бога сохранились об исходе такие теплые воспоминания, ведь Его новая невеста вела себя так, что Моисей, не выдержав, воскликнул: «Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас» (Втор. 9:24).)

Их брак пришел в полнейший упадок с тех пор, как Он ввел Свою невесту в обетованную землю. «Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью» (Иер. 2:7). Так и чувствуется, что у Бога вот-вот польются слезы из глаз, когда Он с болью в сердце вопрошает: «Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня?» (стих 5).

На протяжении нескольких глав Бог обвиняет Израиль, порой в весьма ярких выражениях. Его супруга была Ему неверна. «Они оборотили ко Мне спину» (Иер. 2:27). «Ты со многими любовниками блудодействовала» (Иер. 3:1). «У тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд» (стих 3). «Был ли Я пустынею для Израиля?» — размышляет Он в задумчивости. Положение усугубилось настолько, что Он дал «отступнице, дочери Израиля» разводное письмо (Иер. 3:8). Развод в то время означал полный разрыв без перспективы воссоединения. И тем не менее Бог был готов взять Свою неверную жену обратно. «Возвратись, отступница, дочь Израилева… Не вечно буду негодовать» (стих 12). Яхве думал, что «после того, как она все это делала», она вернется; «но она не возвратилась» (стих 7). Божьи надежды не оправдались.

От нашего выбора зависит многое. Когда мы пользуемся свободой, предоставленной нам Богом, наше волеизъявление становится новым фактором, влияющим на ход событий, и Бог готов с этим фактором считаться.

5 июня

Похвальба

Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня (Иер. 9:24).

Так уж повелось, что хвастуны склонны преувеличивать свои достоинства и достижения. Конечно, есть люди, которым и вправду есть чем похвалиться. И тем не менее даже таковым похвальбой заниматься не стоит. «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим» (Иер. 9:23).

В мире достаточно умных людей. Большинство из нас, когда речь заходит о гении, вспоминают Альберта Эйнштейна, обладавшего по-настоящему ярким умом. Среди наших современников таковым считается Стивен Хокинг, сумевший стать блестящим ученым, несмотря на ужасную болезнь Лу Герига. Не так давно международный клуб интеллектуалов «Менса» провозгласил Микаэля Тинкена умнейшим человеком на земле.

Мир на своем веку повидал еще и немало выдающихся силачей. Некоторые считают сильнейшим человеком всех времен прославленного силача Луиса Цира. Говорят, что он поднимал 220 кг одним пальцем. В 1895 году он поднял на спине груз весом без малого две тонны. В 2006 году титул сильнейшего человека в мире завоевал американец Фил Фистер.

Журнал «Форбс» неоднократно провозглашал Билла Гейтса, основателя корпорации «Майкрософт», богатейшим человеком на земле. Под данным на 9 марта 2007 года он «стоил» пятьдесят шесть миллиардов долларов. А в 1999 году его состояние достигло отметки в сто миллиардов. В течение многих лет Уоррен Баффет из Омахи, штат Небраска, считался вторым богатейшим человеком в мире. В 2008 году Баффет превзошел Билла Гейтса, но уже в 2009 году Гейтс снова вырвался вперед. Третью строчку в настоящее время занимает мексиканский предприниматель Карлос Хелу.

Как бы то ни было человек не вправе хвалиться ни мудростью своей, ни силой, ни богатством. Бог говорит: «Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня». Почему для нас так важно знать Бога и лишь богопознание достойно того, чтобы им хвалиться? Потому что Бог говорит: «Хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне» (стих 24).

Более того, у Божьего народа есть благословенная возможность подражать Ему — быть таким же милосердным и справедливым во всех делах своих. Вот только чем больше мы будем уподобляться Богу в любви, чистосердечии и добродетели, тем скромнее мы будем и тем меньше у нас будет желания чем-то хвастаться.

6 июня

Добросовестность пророка

И сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие Господь! да исполнит Господь слова твои, какие ты произнес о возвращении из Вавилона… всех пленников на место сие! (Иер. 28:6).

В Писании немало сказано о пророках Ваала. Они были лжепророки по определению, и Илия обошелся с ними весьма сурово. Но еще больше говорится в Библии о пророках Яхве, среди которых были не только истинные (Иеремия), но и мнимые (Анания). Чем же одни отличались от других (ведь все они утверждали, что говорят от Божьего имени)?

Установить законность притязаний того или иного пророка можно, в частности, по тому, насколько точен он в своих предсказаниях. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется… то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей» (Втор. 18:22). Данная «проверка» пророка на истинность, безусловно, может растянуться на неопределенное время, поскольку предсказанное событие далеко не всегда происходит сразу. А что если пророческая весть требует незамедлительных и решительных действий?

Более того, даже если предсказание о каком-то событии сбудется, это еще не значит, что пророк, его произнесший, был вдохновлен Богом. В другом тексте из Второзакония сказано: «Если… пророк… представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: „пойдем вслед богов иных… и будем служить им“, — то не слушай слов пророка сего» (Втор. 13:1—4).

Иеремия оказался в подобного рода затруднении, он не знал, что и думать. Ведь он предсказал, что вавилонская армия отведет большую часть населения в плен и что изгнание продлится семьдесят лет. А тут является Анания, еще один пророк Яхве, и заявляет: «Так говорит Господь… сокрушу ярмо царя Вавилонского; через два года Я возвращу на место сие все сосуды дома Господня… и всех пленных Иудеев, пришедших в Вавилон, Я возвращу на место сие» (Иер. 28:2—4).

Кто прав? Иеремия? Или Анания? Такое впечатление, что Иеремия сам оказался в замешательстве, по крайней мере, на какое-то мгновение. А что если прав Анания? Отсюда и ответное пожелание Иеремии, приведенное выше в качестве сегодняшнего памятного текста: «Да исполнит Господь слова твои, какие ты произнес». И тем не менее, правда оказалась на стороне Иеремии, а лжепророк Анания умер и был погребен спустя два месяца!

Проверить, насколько добросовестен тот или иной пророк, бывает не просто. Однако апостол Павел много веков спустя учил, что «различение духов» (1 Кор. 12:10) — это один из даров Святого Духа. Чтобы отличить истинного пророка от ложного, нужно обладать определенным духовным даром.

7 июня

Плач Рахили

Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер. 31:15).

У исследователей Библии в ходу такой термин — «интертекстуальность». Этим термином называют явление, когда один библейский автор цитирует другого, обнаруживая в цитируемом отрывке «новый» смысл и применяя его в контексте, о котором автор первоисточника даже не подозревал. Или, другими словами, когда один автор цитирует другого, вырывая его слова из контекста, что считается недопустимым по современным академическим меркам, поскольку это искажает смысл, который был изначально заложен автором в текст.

Поскольку древние авторы знать не знали о современных теориях интерпретации библейских отрывков (науку и искусство библейского толкования принято называть «экзегезой»), они не видели ничего зазорного в том, чтобы придавать вырванным из контекста стихам тот смысл, какой они считали нужным.

Яхве в сегодняшнем памятном стихе говорит о давно умершей Рахили как о живой и все еще горько оплакивающей свою утрату.

С исторической точки зрения Рахиль была прародительницей жителей Северного царства Израиля, колен, отпавших от Иудейского царства. Однако ее потомки были уведены в плен ассирийским царем Салманассаром Пятым в 721 г. до н. э. Позднее, когда Ассирия пала под натиском Нововавилонской империи, схожая участь постигла и Южное царство Иуды. Но для обеих ветвей израильского народа еще оставалась надежда. Поэтому Яхве и увещевал их: «Удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской… И возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Иер. 31:16, 17).

Матфей воспользовался пятнадцатым стихом (см. Мф. 2:17, 18) для описания матерей, оплакивающих своих малышей, истребленных Иродом Великим во время его охоты на младенца Иисуса. Бог устами Иеремии явно говорил о совершенно ином событии. И тем не менее богодухновенный Матфей, вырвав библейский стих из контекста, сохранил изначально заложенную в него Иеремией весть надежды для убитых горем, отчаявшихся людей.

И все же современным исследователям Писания лучше оставить применение вырванной из контекста интертекстуальности богодухновенным авторам и сосредоточиться на традиционной экзегетической методологии, чтобы верно преподавать слово истины (см. 2 Тим. 2:15).

8 июня

Душераздирающая любовь Божья

Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь (Иер. 31:20).

В этом стихе Яхве предстает перед нами в необычайном свете. Образный ряд, к которому прибегает Бог, говоря о Своих чувствах, просто поражает, особенно когда начинаешь понимать все нюансы Его высказываний!

Называя народ отступившего Северного Израильского царства Своим сыном, Яхве признает, что, бывало, Он разговаривал со Своим ребенком жестко и сурово. Беда в том, что, подобно упрямому подростку, израильтяне возмутились против своего Отца. Но они пришли в себя (см. Иер. 31:19), признав, что были «как телец неукротимый» (стих 18). Они покаялись благодаря предпринятым Богом воспитательным мерам (см. стих 19).

Бог, говоря об этом отступническом народе, отзывается о нем с поразительной теплотой. Он называет его yaqqir — «дорогой». То есть они были чрезвычайно дороги, даже драгоценны в Его глазах. Еще один вариант перевода этого слова — «дорогостоящий». Другими словами, они дорого стоили Богу, причинив немало сердечных мук Его родительской любви! Бог утверждает, что Израиль был у Него любимым ребенком. Употребленное здесь древнееврейское слово sa’asu’im указывает на сильный восторг и удовольствие, получаемое от приятного времяпрепровождения. Короче говоря, Бог видел в Своем народе партнера по играм, с которым можно было чудесно провести время. Один из еврейских комментаторов говорит, что Бог предстает здесь в образе отца, играющего со своим ребенком.

Несмотря на всю суровость Его воспитательных мер, Израиль, по словам Бога, не выходил у Него из головы. Он мог строго наказать Свое мятежное дитя (как было принято у всех отцов в древности на Ближнем Востоке), но это не значило, что Он о нем забыл. Вовсе нет! Когда Бог увидел, как Израиль принимает наказание от рук ассирийцев, Его сердце сжалось от жалости (см. Иер. 31:20). В оригинале буквально сказано, что у Яхве скрутило живот. Его пищеварительный тракт загудел и заурчал от сочувствия, нет, от боли за них. Нападение ассирийцев ужаснуло израильтян, но оно еще и расстроило Бога настолько, что у Него задрожали все внутренности! И вот Бог обещает «умилосердиться над ними». Вновь мы встречаем здесь еврейской слово, происходящее от корня, который означает «чрево». Как у любой нормальной матери, у Яхве все внутри переворачивается от любви и жалости к израильтянам.

Да, Бог не испытывает никакого удовольствия от страданий Своих творений; Он страдает вместе с ними.

9 июня

Новый завет

Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской (Иер. 31:31, 32).

Где проходит та грань, которая отделяет новый завет, о котором говорит Иеремия в тридцать первой главе, от синайского завета?

Новый завет предусматривал следующее: «Они будут Моим народом» (Иер. 31:33). Ну что тут нового? Моисей тоже утверждал, что Бог сделал их Своим народом (см. Втор. 29:13). В новом завете Бог сказал: «Буду им Богом» (Иер. 31:33). Но и в этих словах едва ли есть какаято новизна, ведь во Втор. 29:13 (и прочих библейских отрывках) сказано то же самое.

Читаем тридцать первую главу Книги пророка Иеремии дальше. Бог обещает: «Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его» (Иер. 31:33). Может быть, в этом отличие — ведь синайский завет был написан на каменных скрижалях? Извините, но и о синайском завете Бог сказал: «Ибо заповедь сия [Десятисловие названо «заветом» в Исх. 34:28], которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека… но весьма близко к тебе слово сие: оно… в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30:11—14).

Есть еще кое-что, на что нам следует обратить внимание: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:34). Ага! Вот где отличие. Но нет, опять мимо! Прощение было вполне доступно и под синайским заветом тоже. Снова и снова мы читаем в Пятикнижии: «И прощено будет им» (Лев. 4:20).

Так что же нового в новом завете? Главное отличие, похоже, заключается в следующем: «И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: „познайте Господа“, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер. 31:34).

В чем бы ни состояла новизна нового завета, его содержанием, как и содержанием синайского завета, был Декалог. Елена Уайт писала: «Завет, заключенный Богом со Своими народом на Синае, должен служить нам убежищем и защитой» (Библейский комментарий АСД, Комментарии Елены Г. Уайт, т. 1, с. 1103). Так что новый завет — это, скорее, продолжение старого. Послушание не порождает взаимоотношений завета, оно возникает вследствие этих взаимоотношений как благодарный отклик на спасительную благодать Божью, который не имеет ничего общего с законничеством.

10 июня

Мы уповаем на…

Я избавлю тебя, и ты не падешь от меча, и душа твоя останется у тебя вместо добычи, потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь (Иер. 39:18).

Авдемелех, уроженец языческой Эфиопии, служивший во дворце царя Седекии, пришел Иеремии на выручку. Это был смелый поступок, потому что Авдемелех пошел наперекор желаниям царских князей, которые бросили пророка в пустой колодец — пустой, то есть без воды, но зато там был толстый слой грязи, в которую Иеремия и погрузился. Авдемелех возмутился против такого обращения с Божьим пророком и при первой же возможности обратился к царю Седекии: «Государь мой царь! худо сделали эти люди, так поступив с Иеремиею пророком, которого бросили в яму» (Иер. 38:9).

Заручившись согласием царя, Авдемелех и еще тридцать помощников отправились выручать Иеремию из грязной ямы. Они принесли с собой длинные веревки и кучу старых тряпок. Авдемелех велел пророку подложить эту ветошь под мышки, чтобы ему не было больно, когда они будут вытягивать его наверх.

Когда Иеремия оказался на свободе, Бог дал ему ободряющую весть для Авдемелеха. Несмотря на вавилонское нашествие, Авдемелех будет избавлен от рук жестокого Навуходоносора. Яхве пообещал ему: «Я избавлю тебя, и ты не падешь от меча» (Иер. 39:18). По какой же причине Авдемелеху будет даровано избавление от плена и смерти? В награду за помощь Иеремии? Причина вполне весомая, не правда ли? Но ведь тогда это было бы спасение по делам! Бог объяснил, почему будет спасен Авдемелех: «Потому что ты на Меня возложил упование» (стих 18).

По словам Иеремии, Божий народ возлагал упование на самые разные вещи. Они надеялись на ложь (см. Иер. 13:25). Они уповали на укрепленные города (см. Иер. 5:17). Они надеялись на людей (см. Иер. 17:5). Они надеялись на военную помощь из Египта (см. Иер. 2:36, 37). Они надеялись на земное обиталище Бога, Его храм (см. Иер. 7:4). А Авдемелех уповал на Яхве. Сегодня так легко возложить свое упование на банковский счет, на своего работодателя, на церковных лидеров, на свой дом, на страховку, на правительство, на физическую крепость, тогда как единственным нашим упованием должен быть Бог. Он один по-настоящему достоин нашего доверия и нашей веры.

11 июня

Благосостояние — признак Божьего расположения?

Но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши… в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты, и счастливы, и беды не видели (Иер. 44:17).

На долю Иеремии выпало немало испытаний. Трижды его бросали в темницу, а однажды его жизнь и вовсе висела на волоске. К счастью, Навуходоносор отнесся к нему с большим уважением, чем иудейский царь, дав ему полную свободу и разрешив поселиться там, где ему будет угодно. И вот пророк оказался в среде своих соплеменников, направлявшихся на юг в сторону Египта. К нему приступила большая толпа народа во главе со своими начальниками. Они стали упрашивать его помолиться, «чтобы Господь, Бог твой, указал нам путь, по которому нам идти, и то, что нам делать» (Иер. 42:3), клятвенно заверив его: «Хорошо ли, худо ли то будет, но гласа Господа Бога нашего… послушаемся» (стих 6).

Однако совет Иеремии не переселяться в Египет пришелся им не по душе, и они все равно отправились на чужбину, твердо став на путь непослушания Богу. Они поселились в городе Тафнисе, где они вновь восстали против явно выраженной Божьей воли. На этот раз жестоковыйный остаток дерзко заявил о своем намерении поклоняться месопотамской богине Иштар, известной также как «богиня неба». (Эта ассирийско-вавилонская богиня была у иудеев в большом почете, о чем свидетельствуют более восьмисот фигурок, найденных археологами при раскопках в Иудее, причем почти половина из них была обнаружена в самом Иерусалиме).

Обратите внимание на их доводы в пользу поклонения Иштар: когда они поклонялись ей, все у них было в порядке: жили они в достатке и изобилии. Но стоило им исправить пути свои и вернуться к поклонению Яхве, как на них обрушилась беда. Отсюда интересный вопрос: чем можно измерить Божественное расположение?

Сегодня мы слышим нечто подобное из уст популярных проповедников, провозглашающих так называемое «Евангелие благоденствия»: у тех, кто всем сердцем обратится к Богу, будет все прекрасно, потому что Бог будет ими доволен и обильно их благословит. (Получается, если у человека неприятности, это знак Божьего неодобрения.) Означает ли это, что Бог доволен Биллом Гейтсом и его благотворительным фондом (составляющим тридцать три миллиарда долларов) больше, нежели вдовой, пожертвовавшей две своих жалких лепты?

Можно ли измерить Божье расположение забитой до отказа кладовой и пухлым бумажником? Вряд ли. Ведь даже Иисусу Христу негде было приклонить голову на этой земле.

12 июня

Кто виноват?

Он стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте… растерзал меня, привел меня в ничто (Плач Иер. 3:10, 11).

В Книге Плач Иеремии о Боге неоднократно говорится как о явном враге Его народа. В других ветхозаветных книгах есть схожие упоминания о Боге как об источнике бед, болезней и смерти, но Плач Иеремии в этом смысле, похоже, превосходит их всех.

Навуходоносор, царь вавилонский, разрушал Иерусалим трижды: в 605, 597 и (с наиболее тяжкими последствиями) 586 гг. до н. э. В определенном смысле это древнее нашествие было сопоставимо в сознании евреев с холокостом, устроенным Гитлером две с половиной тысячи лет спустя. Именно это бедствие оплакивает автор Плача.

Безусловно, столь великие страдания требуют какого-то объяснения, и вот как истолковывает их Книга Плач Иеремии. «Господь наслал на него горе» (Плач Иер. 1:5). «Посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь… какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего?» (стих 12). «Он… сделал меня бедным» (стих 13). «Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил» (Плач Иер. 2:2). «Господь стал как неприятель, истребил Израиля» (стих 5). «Господь определил разрушить стену дщери Сиона» (стих 8). «Ты убивал их в день гнева Твоего, закалал без пощады» (стих 21). «Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою» (Плач Иер. 3:3). «Послал в почки мои стрелы из колчана Своего» (стих 13). «Совершил Господь гнев Свой» (Плач Иер. 4:11). И еще: «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Плач Иер. 3:38).

Как нам быть с этой богословской концепцией, которая указывает на Бога как на виновника бед, болезней и смерти? Неужели Он и вправду источник человеческих страданий, и в том числе страданий Своего же собственного народа? Большинство богословов, особенно со времен холокоста, категорически не согласны с такой постановкой вопроса. Так откуда же в таком случае все эти претензии к Богу?

Тому может быть несколько причин. Возможно, древние жители Ближнего Востока не понимали причинно-следственной связи, как понимаем ее мы. Может быть, перед лицом цветущего буйным цветом многобожия — даже в среде Его избранного народа — Яхве счел необходимым взять на Себя ответственность за все происходящее в интересах сохранения монотеизма. По большей части все эти и подобные им утверждения выражены эмоциональным языком, призванным пробудить в читателе определенные чувства. Для передачи богословских и философских идей мы пользуемся так называемым когнитивным языком. Поэтому основывать какие-то богословские концепции на эмоционально окрашенной речи было бы с нашей стороны не очень разумно, поскольку не в этом ее назначение. Стало быть, нам нужно просто читать эту книгу и сопереживать жертвам обрушившихся на Иудею несчастий.

13 июня

Проблеск надежды

По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! (Плач Иер. 3:22, 23).

Один из самых ярких евангельских гимнов называется «В строфах возвшенных». Слова этого гимна сочинил О. Чишолм в 1923 г., а спустя пару лет Уильям Н. Руньян положил их на музыку. Первый куплет представляет собой парафраз Плач Иер. 3:22, 23 — хвалебной песни, песни веры и надежды. Слова этого гимна и его мелодия глубоко врезаются в память всем, кому довелось его услышать.

Неоднократные нашествия вавилонских полчищ царя Навуходоносора были воистину губительны. За бедствиями, которые несла с собой осада, последовало изгнание большинства выживших в Вавилон, еще один повод для скорби и стенаний. Книга Плач Иеремии дает душераздирающее описание постигших народ несчастий.

«Сыны Сиона драгоценные… сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!» (Плач Иер. 4:2). «Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды» (стих 4). «Воспитанные на багрянице жмутся к навозу» (стих 5). «Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом» (стих 9). «Руки мягкосердых женщин варили детей своих» (стих 10). «Мы сделались сиротами, без отца; матери наши как вдовы. Воду свою пьем за серебро» (Плач Иер. 5:3, 4). «Жен бесчестят на Сионе, девиц — в городах Иудейских» (стих 11).

Что может быть хуже этого бедствия, что обрушилось на Иудею! Потому-то книга и завершается такими горькими словами: «Ты совсем отверг нас» (стих 22). И тем не менее в середине этой книги (в третьей главе) мы видим слабый проблеск надежды. Эти черные дни когда-нибудь пройдут, и наступят лучшие времена. (Из Книги пророка Иеремии мы знаем, что до наступления лучших времен было еще целых семьдесят лет.) «Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю» (Плач Иер. 3:21).

На чем же строилась эта надежда, это упование? Отнюдь не на Навуходоносоре. И не на Иеремии. И не на храме. В основании всякой надежды может быть только Божий характер. «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» И сегодня Он тот же!

14 июня

Странный Иезекииль

Было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня (Иез. 1:3).

И сам пророк Иезекииль, и книга, которую он написал, окутаны покровом тайны, причем настолько плотным, что некоторые раввины (в основном представители школы Шаммая), считая определенные отрывки из Иезекииля весьма проблематичными, ставили под сомнение ее присутствие в библейском каноне. Что же такого загадочного, если не сказать, странного в Иезекииле?

Во-первых, был он человеком, скажем так, весьма своеобразным. Пророки, входящие в экстатическое состояние, в транс, были к тому времени уже в прошлом, которое по большому счету ушло вместе Илией и Елисеем. И все же Иезекииль был по характеру своего служения ближе к ним, чем к Иоилю, Амосу, Исаии, Иеремии и пр. Он говорил, что в него вселяется Дух (см. Иез. 2:2). Он утверждал, что Бог налагает на него руку Свою (см. Иез. 3:14), а однажды и вовсе взял его за волосы и отнес за несколько сотен километров в Иерусалим (см. Иез. 8:3). У него надолго пропадал дар речи (см. Иез. 3:26; 24:27). Некоторые исследователи высказывают предположение, что Иезекииль был не вполне психически здоров.

Во-вторых, как пророк он вел себя несколько эксцентрично. Он мог пролежать триста девяносто дней на левом боку, а затем еще сорок — на правом (см. Иез. 4:4—6). Однажды он остригся и поделил свои волосы на три части: одну часть сжег, вторую часть изрубил ножом, а третью развеял по ветру (см. Иез. 5:1—4). Он разрушил часть собственного дома, проломив в стене дыру голыми руками (см. Иез. 12:7). Когда у него скоропостижно скончалась жена, он не стал оплакивать ее смерть (см. Иез. 24:16—18), потому что так повелел ему Бог.

В-третьих, в его книге есть специфические, можно сказать, грубые выражения. Некоторые его образы настолько замысловаты, что смысл их очень трудно разгадать (см. Иез. 1 и 10). В его книге даже есть высказывания, которые как будто противоречат прочим богодухновенным Писаниям (см. Иез. 18:20).

В-четвертых, его личные достижения как пророка, скажем так, не на самом высоком уровне. (Об этом позже. К примеру, его развернутые описания восстановленного храма и его служений так и не воплотились в реальность.)

Но как Бог доверил ему пророческое служение, так же Он может использовать и любого из нас, несмотря на все наши причуды и странности.

15 июня

Пища для души

И сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед (Иез. 3:3).

Иезекииль был священником. Но ныне, когда он оказался в числе десяти тысяч пленников, угнанных Навуходоносором в Вавилон после нашествия 597 г. до н. э., Иезекииль уже не мог больше приступать к Богу с ходатайством за народ. Поэтому в июле 593 г. Бог сменил его призвание со священника на пророка. Теперь Иезекииль мог обращаться к народу от Божьего лица.

Получив поразительное видение о причудливых тварях с четырьмя головами, четырьмя крыльями и колесами внутри колес, Иезекииль услышал от Бога такие слова: «Открой уста твои и съешь, что Я дам тебе» (Иез. 2:8), а затем увидел в руке Божьей «книжный свиток… Свиток исписан был внутри и снаружи» (стихи 9, 10). Причем Бог повторил Свое первоначальное повеление еще дважды: «Съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву» (Иез. 3:1).

Интересное блюдо — этот свиток. Папирус делали из полосок, нарезанных из сердцевины растения с тем же названием. Эти полоски плотно укладывали на гладкой доске крест-накрест и заливали водой или клеем, клали под пресс, высушивали на солнце, а затем разглаживали камнем. «Бумага» получалась такая плотная, что некоторые из образцов сохранились до наших дней. Из папируса даже изготовляли обувь. Иезекииль должен был сжевать длинный папирусный свиток и проглотить его, что он и сделал. И на вкус он оказался вроде десерта — сладкий как мед. Затем Бог наказал Иезекиилю передать Его слова людям.

Эти яркие образы, связанные с откровением и вдохновением, можно истолковать двояко. С одной стороны, можно прийти к выводу, что здесь говорится о вербальном вдохновении, когда Бог дает человеку точные слова. После чего пророк «проглатывает» их за тем лишь, чтобы «отрыгнуть» их людям: что вошло, то и вышло. С другой стороны, речь может идти о смысловой инспирации. Бог дает пророку откровение, которое тот «переваривает», так что это откровение становится частью его естества. Затем он передает эту видоизмененную (переваренную и усвоенную) весть своими словами и своим литературным стилем изложения. Именно так понимает суть откровения и вдохновения Церковь адвентистов седьмого дня.

«Библия написана людьми по вдохновению Святого Духа, но это не означает, что она отражает способ мышления и выражения мысли, присущий Богу… Бог не представлен, как писатель… Бог не дает возможности судить о Себе по словам, по логике и по риторике, изложенных в Библии… Не слова Библии, но люди, ее писавшие, были вдохновляемы Богом» (Избранные вести, т. 1, с. 21).

16 июня

Так повелел мне Бог

И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале (Иез. 4:12).

«Так сказал Бог; и я Ему верю». «Бог сказал мне сделать это, и я сделал». Вам приходилось слышать нечто подобное? Насколько были правы эти люди? Есть ли добродетель в слепом повиновении — пусть даже Самому Богу? Как по-вашему?

Лежа на левом боку триста девяносто дней и на правом боку еще сорок дней, Иезекииль должен был питаться определенным образом: съедать каждый день по двести пятьдесят граммов пшеницы, ячменя, бобов, чечевицы, пшена и полбы, запивая все это примерно литром воды (Иез. 4:9—11). Причем питаться он должен был на глазах у людей. Мало того, Бог велел ему печь эти свои лепешки на сухом человеческом навозе.

Столь своеобразное повеление Божье вызвало неприятие со стороны Иезекииля, поскольку использование человеческих экскрементов в качестве топлива считалось нечистым. Так что пророк набрался смелости и возразил Богу: «О, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась» (стих 14). Будучи священником, Иезекииль скрупулезно хранил себя от осквернения, согласно всем требованиям закона Божьего. И тогда Яхве дал другое повеление и разрешил пророку вместо человеческих экскрементов пользоваться коровьим пометом. Заметьте, Иезекииль не стал слепо подчиняться только потому, что так сказал Бог.

Интересно, а что случилось бы, если б Авраам стал возражать, когда Бог повелел ему принести Исаака в жертву на горе Мориа? Уступил бы Он Аврааму, как это уже случалось прежде? Может быть, Авраам (и Исаак) зря мучились, безропотно подчинившись этому ужасному Божьему приказу?

Когда Авраама уже давно не было, а до появления Иезекииля было еще очень далеко, Бог дал еще одно недвусмысленное повеление, на этот раз Моисею, который тоже не проявил готовности его исполнить. Напротив, он вступил с Богом в спор — и победил (см. Исх. 32:7—14)!

Трижды мы встречаемся в Писании с тремя разными людьми, которые не бросались сломя голову исполнять Божье указание, но начинали спорить, несмотря на четкий и прямой Божий приказ. Нельзя не отметить, что слова, с которыми обращался к ним Бог, были для них неприемлемы с нравственной и духовной точек зрения. При этом Бог как будто не имел ничего против, чтобы уступить Своим верным последователям в споре. А может, Бог, вопреки широко распространенным воззрениям, не так уж и ценит бездумное исполнение Его четких и недвусмысленных повелений? Что, если Он посылает нам Свои откровения не для того, чтобы положить конец нашему мыслительному процессу, а наоборот, чтобы подтолкнуть нас к осмысленным поступкам?

17 июня

Кто умирает и за кого?

Душа согрешающая, та умрет (Иез. 18:4).

Иез. 18:4 — это один из любимых библейских стихов адвентистских евангелистов, перед которыми стоит задача разубедить свою аудиторию в бессмертии души. Душа умирает. Никто из нас, конечно же, с этим спорить не станет, хотя большинство христиан верят, что душа бессмертна. Но разве о состоянии мертвых говорится в Иез. 18:4 (и аналогичном ему стихе 20)? Вовсе нет. Этот отрывок призван подчеркнуть другую важную мысль, которая должна была опровергнуть одно весьма распространенное в среде древних евреев (как, впрочем, и современных христиан) воззрение.

В те времена у евреев бытовало такое присловье: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (стих 2). Смысл его в том, что Бог спрашивает с невинных людей за грехи их предков и наказывает их за них.

Подобного рода представления возникли не сами по себе. Нечто подобное сказано даже в Десяти Заповедях: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:5). Получается, нести наказание за грехи предшественников должно было не только следующее поколение, но и внуки, и правнуки и даже праправнуки. Эта мысль находит отражение и в Чис. 14:18, где Моисей тоже говорит о вине и наказании, передающихся от одного поколения к другому.

Но это не так, уведомил Бог Иезекииля. Эта богословская концепция не соответствует действительности. Невинный не понесет на себе Божественную кару вместо виновного. Добрый человек «не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив» (Иез. 18:17). По сути, восемнадцатая глава переворачивает это популярное присловье с ног на голову. «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына» (стих 20).

Эти слова Иезекииля, должно быть, шокировали его слушателей. Да кто он такой, чтобы спорить с Десятисловием и с Моисеем? Тем не менее Бог посчитал, что наступило время разъяснить этот вопрос. Он действительно считает нас ответственными за наши поступки, однако любое наказание, которое вынесет Небесный Судья, будет касаться только согрешившего.

Однако, если мы захотим, то сможем избежать даже справедливого возмездия, нужно только принять Его благодать и искупительную жертву.

18 июня

Голая скала?

И разобьют стены Тира… и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря (Иез. 26:4, 5).

Многие годы Тир был союзником Божьего народа. Царь Хирам Первый помогал Соломону в сооружении храма, снабжая его строительными материалами, рабочей силой и транспортными средствами. Но когда войска Навуходоносора разграбили Иерусалим (в 586 г. до н. э.), Тир обрадовался. В том же году Бог велел Иезекиилю произнести пророчество против Тира.

Пророчество это было вполне определенным. «И разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою» (Иез. 26:4). Тот, чьими руками Бог намеревался осуществить все это, был назван по имени: «Я приведу против Тира от севера Навуходоносора… с конями, и с колесницами, и со всадниками, и с войском, и с многочисленным народом» (стих 7). Армия Навуходоносора возьмет город в осаду (см. стих 8). «Копытами коней своих он истопчет все улицы твои, народ твой побьет мечом… И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои… и разобьют… камни твои, и дерева твои, и землю твою бросят в воду» (стихи 11, 12). Тир просто-напросто сравняют с землей, и он уже никогда не будет восстановлен (см. 26:14; 27:36; 28:19).

Целых тринадцать лет воины Навуходоносора осаждали эту островную крепость, и хотя тиряне претерпели немало мучений, опустошения, предсказанного Иезекиилем, так и не случилось, по крайней мере от рук Навуходоносора. По большому счету Тир сохранил свою силу, хотя и стал данником Вавилона. Прошло еще около двух веков, прежде чем Александр Македонский выстроил дамбу от материковой части города к островной и разрушил город. А как поживает Тир сегодня, в двадцать первом веке? Несмотря на неоднократные утверждения Иезекииля (читай: Бога), Тир не исчез навеки. Сегодня Тир (совр. Сур) — один из городов Ливана.

Пророчество не исполнилось. Даже Бог признал это и пообещал Навуходоносору Египет в качестве награды (см. Иез. 29:17—20).

Пророчество не запрограммировано на обязательное и безусловное исполнение. Поскольку Бог наделил людей свободой воли, Он не предопределяет их судьбу. Бог не управляет нашим выбором. Тот или иной выбор, сделанный человеком, может повлиять на предсказанный Богом исход. Конечно, Бог может предпринять решительные действия, чтобы предсказанное событие состоялось, однако так бывает не всегда.

19 июня

Что же Бог хочет на самом деле

Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был… Для чего умирать вам? (Иез. 33:11).

Устами пророков Своих Бог предсказал Своему народу самое незавидное будущее, полное ужасных бедствий и несчастий. Ему было очень больно от того, что они возложили свое упование на языческих союзников и погрязли в идолопоклонстве, поскольку и то, и другое было равносильно для Него супружеской измене. «И с идолами своими прелюбодействовали» (Иез. 23:37). Причем в жертву своим идолам они приносили не только овец и козлов. Они даже «сыновей своих, которых родили Мне, через огонь проводили в пищу им» (стих 37).

С Яхве, верного мужа, было достаточно! Он повелел: «Созвать на них собрание и предать их озлоблению и грабежу. И собрание побьет их камнями, и изрубит их мечами своими, и убьет сыновей их и дочерей их, и дома их сожжет огнем» (стихи 46, 47). Он дал выход Своему негодованию на них, сказав: «Сколько Я ни чищу тебя, ты все нечист; от нечистоты твоей ты и впредь не очистишься, доколе ярости Моей Я не утолю над тобою… Не отменю, и не пощажу, и не помилую» (Иез. 24:13, 14).

Эти угрозы Яхве звучат весьма серьезно! Он вознамерился истребить Свой народ за явное пренебрежение с их стороны. И все же, несмотря на Свои мрачные намерения, в Его голосе начинают проскакивать такие нотки, словно Он не то имеет в виду, что говорит. Неужели Яхве разбрасывается пустыми угрозами? Едва ли. Каждое Его слово было наполнено смыслом, однако все Его намерения были направлены прежде всего на то, чтобы спасти, а не погубить. «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был».

Хотя предсказания Божьи о бедствиях и не были обусловлены никакими «если», Он с радостью отказался бы от Своих намерений, если бы Его народ покаялся. Все, что от них требовалось, — попросить о прощении от всего сердца. И Он отменил бы истребление Иуды, ибо главной Его целью было сохранить жизнь. Неизменна и непреложна любовь Божья, а не Его гнев. Он угрожает ради возвышенной цели — подтолкнуть к покаянию. Он очень хочет, чтобы Его ужасные пророчества не исполнились. Он очень хочет отменить Свой жестокий приговор. Предсказания призваны наладить взаимодействие между Богом и человеком. Пророчество — это дорога с двусторонним движением, ибо человеку своей реакцией на него вполне по силам повлиять на его исход.

20 июня

Пленники

Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария (Дан. 1:6).

В Древней Месопотамии на смену одному царству приходило другое. Эти перемены происходили с завидной регулярностью и сопровождались кровопролитными войнами. Некоторые из этих царств становились по-настоящему легендарными. Среди наиболее известных — Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, земля хеттов, Новоассирийская и Нововавилонская империи. Основателем Нововавилонской империи стал царь Набопаласар, «царь справедливый, пастырь, призванный Мардуком» (Цилиндр Набопаласара, 1й столбец), который поднял восстание против ассирийцев. Он скоропостижно скончался 15 августа 605 года до нашей эры, и его сын Навуходоносор, отправившийся в военный поход на Египет, поспешил домой и взошел на трон 7 сентября того же года.

Именно в этом, 605м, году в ходе своего длительного набега на Египет и Палестину военачальник Навуходоносор взял в плен немало «отборных» иудеев, в основном из царского рода. Среди них были Даниил и трое его друзей — Анания, Мисаил и Азария. В стремлении укрепить свою империю Навуходоносор снова и снова опустошал Иудейское царство. Наконец в 586 г. до н. э. Иерусалим пал после продолжительной осады, и вавилонское полчище сравняло с землей храм Соломона.

Остаток жизни Даниил провел в Вавилоне — более шестидесяти пяти лет. Он вел записи, которые вошли впоследствии в Книгу пророка Даниила, хотя либеральные богословы сомневаются, что именно Даниил написал эту книгу, которая носит ныне его имя.

Мы привыкли считать Книгу пророка Даниила пророческой, а вот древний иудейский канон относил ее не к пророкам, а к «писаниям», включавшим в себя Псалтирь и Книгу Притчей. (Впрочем, Иосиф Флавий, иудейский историк и современник Иисуса, и кумранские иессеи причисляли Книгу пророка Даниила к разряду пророческих книг.)

Современные исследователи считают эту книгу скорее апокалипсической, чем пророческой. В отличие от пророческих писаний, апокалипсическая литература имеет более дуалистический характер, активно раскрывая противоречия между светом и тьмой. Кроме того, она более ориентирована на будущее и обращается к ярким образам, включая зверей, птиц, серафимов, херувимов и пр. Еще одно интересное ее отличие от прочих видов литературы — причина страданий Божьего народа. В пророческих писаниях Божий народ страдает, прежде всего, потому, что он плохой. Тогда как в апокалипсических произведениях, как правило, Божий народ страдает потому, что он хороший. Причем в конце верный, но страдающий народ Божий обязательно получает избавление и награду.

21 июня

Даниил и его диета

Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему (Дан. 1:8).

Царь Навуходоносор хотел, чтобы знатные иудейские пленники приобщились к вавилонской культуре, ассимилировались в ней. С этой целью он назначил им специальный курс обучения халдейской литературе и языку, а также особую диету — пищу и вино прямо с царского стола.

Однако Даниил отказался от царского меню, а Анания, Мисаил и Азария последовали его примеру. Когда Даниил обратился к начальнику евнухов с просьбой избавить его от царских яств и напитков, тот и слушать ничего не захотел. Исполнить прошение Даниила означало бы нарушить прямой приказ царя Навуходоносора. А что если Даниил (и трое его друзей) ослабеют от недоедания? Тогда Даниил предложил начальнику назначить десятидневное испытание, в ходе которого они вчетвером будут питаться только овощами и пить одну только воду. По окончании этого десятидневного эксперимента Даниила и трое его товарищей «оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» (Дан. 1:15).

Привередливость Даниила в питании остается загадкой, хотя объяснений его поведению выдвигается немало. Возможно, пища, которую им предлагали, проходила обряд посвящения идолам. Однако тот же Павел не считал, что употребление пищи, посвященной идолам, может причинить хоть какой-то вред, ибо идолы — ничто (см. 1 Кор. 8:4). А может, Даниил был трезвенник. Однако в Дан. 10:3 мы читаем, что Даниил обычно пил вино, воздерживаясь от него лишь во время поста. Еще одна версия — Даниил просто сопротивлялся попыткам царя навязать им халдейский образ жизни. Однако эти попытки шли по двум направлениям — питание и образование. Зачем отказываться от пищи, но при этом соглашаться на обучение? Может быть, мясо было не кошерное. Тогда зачем было отказываться еще и от вина? Допустим, питаться с царского стола было все равно что заявить о своем верноподданстве Навуходоносору. Однако позднее Даниил именовал его «царем царей» — титулом, который принадлежит Богу (см. Откр. 17:14), и говорил, что именно Яхве наделил Навуходоносора царством (см. Дан. 2:37).

Так что загадка остается неразгаданной, и разгадать ее тем более непросто, что есть еще один библейский персонаж — иудейка Есфирь, которая, в отличие от Даниила, безропотно приняла месопотамскую культуру. И Бог благословил их обоих. Возможно, Он не так уж прямолинеен, как нам хочется думать. В любом случае, не наше дело — копаться в чужих мотивах.

22 июня

Четыре плюс два

Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни (Дан. 2:28).

Сон Навуходоносора, изложенный в Дан. 2, и значение его в истолковании Даниила, наверное, одно из простейших пророчеств в Книге Даниила.

Однако современные интерпретации Дан. 2, пожалуй, содержат в себе некоторое преувеличение. Принято считать, что Вавилон, Мидо-Персия, Греция (Македония) и Рим правили миром. А ведь это не совсем так. Каждая последующая империя занимала все большую территорию, но даже Рим отнюдь не правил всем миром. Несмотря на обширность его территориальных приобретений, вне пределов империи еще оставалась весьма значительная доля земной поверхности. И даже уточнение, что эти четыре царства господствовали над известным тогда миром, сути дела не меняет. Все равно натяжка остается натяжкой.

Говоря простым языком, эти четыре царства, символами которых выступали разные части человеческого тела, были теми древними империями, которые сыграли наиболее существенную роль в судьбе Божьего народа. Вавилон, представленный золотой головой, положил конец династии Давида, опустошил Иерусалим, угнал тысячи иудеев в Месопотамию, заселил Палестину выходцами из других стран и уничтожил храм Соломона. Персидские владыки издали несколько указов, позволявших иудеям вернуться на родину предков и восстановить свою разрушенную святыню. Македоняне при Александре Великом и его преемниках вносили революционные преобразования в жизнь покоренных народов, насаждая повсюду греческую культуру. Распространившийся благодаря этому влиянию койне стал идеальным языком для новозаветных авторов. Римская империя предоставила иудеям определенную степень автономии, хотя хватка ее не ослабевала ни в Иудее, ни в Галилее. Pax Romana, сравнительно мирное сосуществование народов под властью Рима, стал подходящей средой для служения Иисуса Христа, а позднее и для экспансии раннехристианской Церкви.

Но все это не так уж важно по сравнению с камнем, который «оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан. 2:34), а затем «сделался великою горою и наполнил всю землю» (стих 35). И наступило «царство, которое вовеки не разрушится, и… будет стоять вечно» (стих 44). Иисус провозгласил установление этого Царства благодати, которое однажды преобразится в Царство славы, когда Он вернется.

23 июня

Любители порисоваться

Есть на небесах Бог, открывающий тайны (Дан. 2:28).

Когда «тайноведцы, и гадатели, и чародеи, и Халдеи» (Дан. 2:2) не сумели истолковать забытый Навуходоносором сон о многосоставном истукане, царь пришел в ярость и велел казнить всех своих мудрецов. Даниил и три его друга оказались в числе приговоренных, хотя в тронный зал вместе с остальными вавилонскими мудрецами они приглашены не были. Сомнительная честь оповестить всех мудрецов о смертном приговоре выпала Ариоху, начальнику царской стражи.

Услышав эту тревожную весть, Даниил спросил его: «Почему такое грозное повеление от царя?» (стих 15) и пошел просить царя об отсрочке. Получив ее, он и три его товарища стали умолять Бога об откровении. Бог откликнулся на их моление и открыл Даниилу сон Навуходоносора и его значение.

Вернувшись к Ариоху, Даниил сказал ему: «Не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна» (стих 24).

Ариох не стал тратить времени зря и немедля отвел Даниила к царю. Обратите внимание на слова, сказанные им Навуходоносору: «Я нашел из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение сна» (стих 25). Ему явно хотелось показать себя, свою находчивость и рвение. Он заявил, что именно он нашел Даниила, тогда как на самом деле Ариох никаких поисков не производил, а просто сообщил Даниилу о смертном приговоре.

В отличие от него Даниил не стал приписывать себе никаких заслуг и не выказал никакого стремления к самовозвышению: «Есть на небесах Бог, открывающий тайны». И на протяжении всей своей речи Даниил ни разу не попытался как-то выпятить себя, свою роль и свою мудрость.

Царь Навуходоносор тоже был любитель порисоваться, что называется, сыграть «на публику». Подобно Ариоху, он изображал свои достижения в самых превосходных тонах: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:27). (В своих летописях древние ближневосточные монархи говорили о себе только в превосходной степени.)

Наверное, нас вряд ли удивят желание порисоваться или игра «на публику» со стороны язычников, однако для Божьего народа такое поведение совершенно неприемлемо. К сожалению, большинству из нас знакомы христиане, для которых хвастовство и самореклама в порядке вещей. И все-таки Даниил подает нам более достойный пример для подражания, не так ли?

24 июня

Три «огнеупорных» юноши

Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся (Дан. 3:17, 18).

Царь Навуходоносор задумал возвести истукана целиком из золота, а не только с золотой головой. И возвел — метров в тридцать высотой. Этого ему показалось мало, он приказал «собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор» (Дан. 3:2).

Да, Навуходоносор решил покрасоваться… в который уже раз! Более того, эти многочисленные начальники, правители и вожди должны были поклониться золотому истукану (см. стих 5), как только заиграет царский оркестр. А всякий, кто этого не сделает, «тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем» (стих 6), видимо, речь идет о печи для обжига кирпича, по форме напоминавшей улей.

Когда грянула музыка, все, кто был на поле Деир, пали ниц пред золотой статуей, все, за исключением Седраха, Мисаха и Авденаго (Даниил по какой-то причине не упомянут). Тут же «приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев» (стих 8). Разгневанный Навуходоносор потребовал объяснений у этих смутьянов и предоставил им второй шанс, от которого они отказались. Седрах, Мисах и Авденаго были готовы принять наказание, но остаться верными своим принципам.

Прежде чем «самые сильные мужи из войска» (стих 20) бросили этих юношей в печь, Навуходоносор велел разжечь ее в семь раз сильнее, так что даже «самые сильные мужи», бросавшие иудейских юношей в огонь, в нем же и сгорели. Когда царь заглянул в печь, то с удивлением увидел среди языков пламени не трех, а четырех человек, причем один из них был по виду «подобен сыну Божию» (стих 25), в котором царь узнал ангела (см. стих 28). Жестокое пламя не повредило даже их одежде, сгорели только веревки, которыми они были связаны.

Это было великое чудо, но даже эти молодые иудеи сознавали, что Бог далеко не всегда сверхъестественным образом избавляет Своих верных детей от мучений. Мученическая смерть — вот правило, при котором чудесное избавление служит исключением. Однако для Божьего народа важна не земная участь, а верность своему Творцу и Искупителю.

25 июня

Божье граффити

В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского (Дан. 5:5).

Дело было 11 октября 539 года до нашей эры. Валтасар, сын и соправитель Набонида, устроил грандиозный пир в то время, как за городскими стенами стояли станом персидские войска. Он был вполне в себе уверен, полагая, что ему ничего не грозит за двойными стенами, окружавшими город Вавилон, общая толщина которых достигала без малого тридцати метров. В разгар веселья Валтасар и гости, напившись вина из священных сосудов, которые Навуходоносор вынес из храма Соломонова, принялись громко славить своих языческих богов, включая бога луны Сина. И тут всеобщее внимание привлекла висевшая в воздухе рука, которая написала на белой стене зала для пиршеств непонятные письмена.

Это жуткое явление лишило Валтасара самообладания, и «колени его стали биться одно о другое» (Дан. 5:6). Как и прежде, вавилонские мудрецы оказались бессильны расшифровать эту надпись, в которой не было ни гласных, ни пробелов между словами. Пришлось позвать Даниила, которому было уже за восемьдесят. И вот что он прочел: МН, МН, ТКЛ и ПРСН (см. стих 25).

Это выражение, как его понял Даниил, имело двоякий смысл, в зависимости от расстановки гласных. Если принять эти слова за существительные, то они будут означать три денежные единицы: мину, текел (арамейское название сикля, составлявшего 1/60 от мины) и две перы по полмины каждая. Если же принять их за глаголы, то смысл этой фразы будет таков: исчислен; взвешен, или найден легким; и разделен. Есть версия, что четыре денежных единицы, перечисленные в этой фразе, символизируют четырех неовавилонских царей, преемников Навуходоносора: мина — Эвильмеродах (562—560 гг. до н. э.); мина — Периглиссар (560—556); текел — Лаборосоарход (556); две перы — Набонид и Валтасар (556—539).

Другими словами, Бог нашел неовавилонских царей ущербными и выставил их на распродажу, какую устраивают торговцы, желающие избавиться от лежалого товара. А «покупателем» оказался персидский царь. Как Высший Ревизор, Бог взвешивает все свидетельства, объявляет о Своих находках и осуществляет приговор. 12 октября 539 г. до н. э. Неовавилонская империя прекратила свое существование, уступив место империи мидян и персов.

26 июня

Непреложные указы

Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления (Дан. 6:22).

Мидоперсидские завоеватели Вавилона застали эту покоренную ими империю в религиозном кризисе. Набонид, последний вавилонский царь, попытался обеспечить безопасность своих владений тем, что изъял статуи богов из различных городов своего царства и свез их все в столицу. Подобная концентрация божеств в метрополии должна была гарантировать Вавилону защиту от падения под натиском мидоперсидских вооруженных сил. В результате многие храмы по всей стране опустели, а подданные лишились своих идолов, которым они молились. Когда Вавилон был наконец завоеван, новые власти предприняли меры, чтобы вернуть всех богов на место, однако на это требовалось по крайней мере несколько месяцев.

Даниил в этой связи, конечно же, никаких неудобств не испытывал, поскольку Яхве видимых образов не имел. Так что он продолжал молиться по своему обыкновению. Именно в этот период религиозной смуты завистники Даниила пришли к Дарию и предложили ему запретить своим подданным обращаться с прошениями и молениями к комулибо, кроме него самого, сроком на месяц. По сути, царь Дарий становился единственным достойным поклонения богом на целых тридцать дней.

Даниил своим привычкам изменять не стал и оказался в львином рву. Дело в том, что законы мидян и персов ни изменять, ни отменять было нельзя. Даниил, к радости Дария, пережил назначенное ему наказание, а в пасть ко львам отправились уже его недоброжелатели.

Что мы можем сказать о всякого рода непреложных указах? Насколько они неизменны на самом деле? Яхве, к примеру, издавал указы и постановления, которые Сам же хотел и отменить. «Когда скажу беззаконнику: „ты смертью умрешь“, и он обратится от грехов своих… то он будет жив, не умрет» (Иез. 33:14, 15). Даже если в Божьем постановлении будет сказано, что нечестивец должен умереть, Он с удовольствием отменит этот эдикт, стоит только грешнику покаяться. Милосердный Бог считает возможным изменять и отменять Свои указы.

Неизменен Сам Бог, а не Его указы. Его собственный неизменный характер не мешает Ему менять Свои решения. Так почему же указы и распоряжения обыкновенного человека, пусть даже обожествляемого своими подданными, должны быть непреложны? Концепция непреложности указов, будь то мидо-персидская или любая другая, основывается на ложной посылке. На примере Яхве мы видим, что нерушимых указов быть не должно. Люди не должны присваивать себе право, от которого отказывается даже Сам Бог.

27 июня

Пророчество без математики

На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится (Дан. 8:14).

Пророчество, записанное в Дан. 8:14, дорого сердцу каждого адвентиста седьмого дня. Однако вычисления, связанные с расшифровкой этого предсказания, вызывают определенные затруднения с его толкованием у значительной части рядовых членов церкви. Поэтому давайте посмотрим на Дан. 8:14 с иной точки зрения, не погружаясь в математические подсчеты.

Когда воины Навуходоносора покончили с Иерусалимом в 586 г. до н. э., храм Соломона, бывший предметом гордости иудеев в течение четырех столетий, остался лежать в руинах. Ковчег завета бесследно исчез, и системе жертвоприношений, учрежденной Богом через Моисея и действовавшей более восьми сотен лет, был положен неожиданный конец. Храм Божий был осквернен.

В чем была причина происшедшего? Божий народ нарушил завет с Богом. Они стали делать себе идолов из дерева и драгоценных металлов и поклоняться им. Женщины хранили фигурки богини Иштар. Некоторые приносили своих детей в жертву Молоху.

И вот теперь, когда «поругано было место святыни Его» (Дан. 8:11), встал вопрос: «На сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» (стих 13). И был получен ответ: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (стих 14).

Нашествие Навуходоносора, увы, было не единственным случаем, когда храм подвергся кощунственному разграблению. В 167 г. до н. э. восстановленный храм был опустошен Антиохом Епифаном, который перепосвятил его Зевсу. Затем в 70 г. н. э. история повторилась вновь, когда римляне сожгли храм Ирода дотла. Прошло еще шестьдесят пять лет, и за дело взялся император Адриан, начавший строительство храма в честь Юпитера, Минервы и Юноны на том самом месте, где стоял иудейских храм. Сегодня на этом древнем холме возвышается мусульманская мечеть.

Нам нет нужды обращаться к математическим формулам, чтобы увидеть, как неиудейские вожди снова и снова оскорбляли Бога, оскверняя место Его святыни. Но Бог поругаем не бывает. Его святыня «очистится» (стих 14). Сейчас она в полном запустении, но Бог и правда обязательно восторжествуют. Навсегда.

28 июня

Не такой уж «малый» пророк

Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского (Ос. 1:1).

Перевернув последнюю страницу Книги Даниила, мы попадаем в машину времени, которая возвращает нас на полтора с лишним века назад. Ассирия, подобно удаву, сжимала свои кольца вокруг разных ближневосточных царств. Осия, проживавший, по всей видимости, в Северном Израильском царстве, призывал его правителей к ответу за их политические заигрывания с Ассирией, с помощью которых они рассчитывали обеспечить собственную безопасность и укрепить свою гегемонию. Ассирийские войска еще не покорили Самарию, столицу Израиля, которому предстояло пережить полный крах в 722 г. до н. э.

Царская власть в Северном Израиле превратилась в проходной двор. Иеровоам Второй царствовал сорок один год. Его сын Захария (не пророк) взошел на царство как его престолонаследник, но спустя полгода его убил Селлум, который царствовал всего лишь месяц и, в свою очередь, погиб от руки Менаима. Царствование Менаима длилось десять лет. Ему пришлось выплатить огромную дань ассирийскому царю Фулу. Он собрал необходимую сумму, обложив налогом шестьдесят тысяч самых состоятельных израильтян. Менаим был жестоким правителем. Престол унаследовал его сын Факия, который был беззаконник, весь в отца, но правил он всего лишь два года, пока не погиб от руки Факея, воцарившегося вместо него. Царствование Факея оборвалось, когда трон захватил Осия (не пророк), убив при этом своего предшественника.

Именно в этот период политической смуты Бог призвал Осию на пророческое служение, отдав ему несколько странное распоряжение: «Иди, возьми себе жену блудницу» (Ос. 1:2). Исследователи спорят, была ли Гомерь, его жена, «профессиональной» проституткой и занималась ли она этим в период их супружества или нет. В любом случае совершенно очевидно, что спустя какое-то время она изменила ему, и, по крайней мере, двое из трех ее детей (Лорухама, девочка, и Лоамми, мальчик) были внебрачными — «детьми блуда» (стих 2). Имя Лорухама означало «непомилованная», а имя Лоамми — «не Мой народ». А вот первенец, Изреель, похоже, был от ее законного мужа.

Бог призвал Осию сохранить этот неудачный брак, чтобы их отношения с Гомерью, ее супружеская неверность, стали ярким символом того, что происходило с Израилем: «Сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (стих 2). А неизменная любовь Осии стала наглядной иллюстрацией бессмертной Божьей любви к Своему народу.

29 июня

Больше никогда?

Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им (Ос. 1:6).

Поклонение Ваалу, ханаанскому божеству, распространилось, подобно бубонной чуме, по всему древнему Ближнему Востоку. Этот бог «отвечал» за погоду и урожайность, поэтому его называли «тем, кто ездит верхом на облаках», и «господином земли». Хотя Ваал был знаком Божьему народу издревле (Книга Судей свидетельствует о том, что они поклонялись ему с древних времен), принято считать, что официальный статус этому культу придала печально известная царица Иезавель. Как библейская летопись, так и небиблейские источники (археологические изыскания) свидетельствуют о том, что поклонение Ваалу процветало и в Северном Израильском, и в Южном Иудейском царствах.

У Ваала было, по крайней мере, две «со-правительницы» — богиня Анат, его прекрасная, но жестокая сестра-девственница, богиня кровопролития и Астарта. Ваал, по всей видимости, был один, но известен он был под разными именами. Его отождествляли с различными географическими точками: ВаалФегор, ВаалЕрмон, ВаалГацор, Ваал Сидонский и т. д.

Хотя археологам удалось отыскать и расшифровать кое-какие древние документы, касающиеся Ваала, достаточно полного представления об этом культе ученые по-прежнему не имеют. Видимо, у поклонников было принято целовать его изображения (см. 3 Цар. 19:18). Кроме того, евреи, поклонявшиеся Ваалу, сжигали ему в жертву своих детей (см. Иер. 19:5). Поскольку поклонение богам плодородия обычно включало в себя ритуалы сексуального характера, высказывается предположение, что служение Ваалу тоже сопровождалось подобными оргиями. Если это действительно так, то Гомерь, беспутная жена Осии, вполне могла стать участницей этих разнузданных обрядов.

Так или иначе, Бога оскорблял культ Ваала. Он не желал более иметь с ним ничего общего. Увлеченность Его избранного народа Ваалом огорчала Его. Он рассматривал их идолопоклонство не иначе, как духовное прелюбодеяние. Отсюда и решимость Яхве не проявлять к ним больше никакой жалости. Он решил больше не прощать их никогда. Но гнев Божий быстро угас, и Он сказал: «Помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: „ты — Мой народ“» (Ос. 2:23).

Почему же Яхве так непостоянен? Эти Его метания никак не укладываются в богословскую модель Божественной неизменности и бесстрастности. Однако Его непостоянство свидетельствует вовсе не о слабости, но о Его глубоком человеколюбии. Писание говорит, что Бог есть любовь, а не гнев. В любви вся Его сущность, и именно эта глубинная любовь побуждает Его являть милость людям и прощать им их прегрешения.

30 июня

Все что угодно, лишь бы был толк

И накажу ее… И Я увлеку ее… и буду говорить к сердцу ее (Ос. 2:13, 14).

Нить повествования в этой пророческой книге бывает трудно уловить, потому что не всегда ясно, кто в данный момент говорит — Осия или Сам Бог. Переплетение и взаимопроникновение высказываний двух обманутых мужей — Осии и Бога — видимо, не случайны. Несчастливый брак Осии был символом неблагополучных взаимоотношений между Богом и Его народом. Так что по большому счету большой разницы нет, кому именно принадлежат те или иные слова.

Меры, которые собирался предпринять Осия (Бог), были противоположного свойства — и наказание, и поощрение. Так сказать, кнут и пряник. Все что угодно, лишь бы был толк!

Наказания его продиктованы гневом. Гомерь (Израиль) окажется в заключении, чтобы у нее не было доступа к ее нечестивым любовникам (см. Ос. 2:6, 7), и, может быть, тогда она опомнится и скажет: «Пойду я и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь» (стих 7). Кроме того, у нее будут отняты одежда и пища (см. стих 9). А ее муж сдерет с нее платье и опозорит ее, открыв на всеобщее обозрение ее наготу (см. стих 10). Все ее «веселье» закончится (см. стих 11), включая ежегодные и ежемесячные праздники и еженедельные празднования субботы.

В свою очередь поощрения продиктованы любовью. Наказания и запреты могут подействовать, пусть и не на долго, но поощрения как мера воздействия все-таки лучше. «Я увлеку ее» (стих 14). Этот глагол означает «заманивать», а в контексте сексуальных отношений может быть переведен как «соблазнять» или «добиваться руки». Ее муж отведет ее обратно в пустыню, где был расцвет их романтических отношений, и будет говорить к ее сердцу (см. стих 14). Он вернет ей ее владения и преобразит долину бедствия в преддверие надежды (стих 15). И тогда она запоет от счастья (стих 15) и будет называть его «муж мой», а не «Господин мой» (стих 16). И он заключит с ней завет мира и безопасности (стих 18). И наступят добрые времена!

«И обручу тебя Мне в верности» (стих 20). С той поры они будут жить счастливо и безмятежно. «И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: „ты — Мой народ“, а он скажет: „Ты — мой Бог!“» (стих 23).

Бог использует любые средства — и наказания, и поощрения — и идет на любые жертвы, лишь бы вернуть Себе любовь Своего народа. Утраченная любовь — это трагедия, но этой трагедии не обязательно длиться вечно. Бог делает все от Него зависящее, но решение остается за нами — принять или отвергнуть Его любовь.