Июль

1 июля

Двойной кошмар

Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу (Иоил. 1:14).

Никто ничего подобного не видел прежде и никто не увидит впредь (см. Иоил. 1:2; 2:2) — две губительные язвы сразу!

Первым бедствием стало огромное полчище саранчи. Большие стаи саранчи были на Ближнем Востоке явлением относительно частым. Один такой рой может включать в себя до восьмидесяти миллионов особей, способных преодолевать до ста пятидесяти километров в сутки. В день они съедают столько, сколько весят сами. Скажем, тонна саранчи способна ежедневно поглощать столько же пищи, сколько могут съесть десяток слонов или две с половиной тысячи человек.

Однако данное конкретное нашествие летающих насекомых, похоже, было более опустошительным, чем все предыдущие. Это полчище было таким многочисленным, что напоминало воинство Яхве (см. Иоил. 2:11)! Голодные твари объедали все на своем пути, даже кору деревьев (см. Иоил. 1:7). «Истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина… Смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня» ободраны догола (стих 10—12). Домашний скот умирал от голода, потому что растительности не стало. «Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец» (стих 18). «Прекратилось хлебное приношение и возлияние» (стих 9), потому что мало осталось пшеницы и скота.

Второй опустошительной язвой стала засуха. Предсказуемые и ожидаемые ранний (осенний) и поздний (весенний) дожди так и не выпали. Вся растительность, избежавшая челюстей саранчи, погибла от недостатка влаги. «Огонь пожрал злачные пастбища… и пламя попалило все дерева… Иссохли потоки вод и огонь истребил пастбища» (стихи 19, 20).

Должно быть, Бог был в гневе. Но за что? Иоиль (а значит, и Бог) не говорит ни слова о конкретных грехах, которые вызвали эту Божественную кару. Земля, напоминавшая доселе Эдемский сад, теперь выглядела как «опустошенная степь» (Иоил. 2:3).

Наступило время для отчаянной духовной борьбы — время поста, молитвенных собраний у храма, жертвоприношений, столь дорогостоящих из-за нехватки скота и хлеба. Но представления о характере Яхве помешали опустошительной саранче и жестокой засухе оставить за собой последнее слово. «Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» (стих 13).

2 июля

Все еще может измениться

Горы будут капать вином, и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою (Иоил. 3:18).

Две язвы, обрушившиеся на страну, стали настоящей трагедией для народа. У людей не осталось ничего, кроме проблеска надежды, да и то очень слабого. Казалось, наступил великий день Господень. На кого еще было надеяться измученному народу? Конечно, на Бога. И все же в надежде больше мечтаний, чем уверенности и определенности. «Кто знает, не сжалится ли Он и не оставит ли благословения?» (Иоил. 2:14).

Впрочем, их слабая надежда была основана не просто на домыслах. Когда все вокруг рушилось и гибло, Сам Бог сказал: «Но и ныне еще… обратитесь ко Мне всем сердцем своим» (стих 12). Даже на этой стадии их взаимоотношений мы ощущаем тоску и желание сблизиться не столько в голосе народа, сколько в голосе Бога.

Словно Сам военачальник Яхве стоял во главе полчищ саранчи, которая влезала на стены, накатывалась волнами на города, пробиралась в дома и влезала в окна (см. стихи 7—9). Но каким бы поздним ни был час, каким бы плачевным ни было положение, каким бы сильным ни был гнев Яхве, будущее еще не определено, все еще можно изменить. Бог неизменен, но это не значит, что Он еще и непреклонен.

Бог увещевает: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (стих 12). Поверхностного раскаяния будет недостаточно. «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (стих 13). Их внутреннее состояние было гораздо важнее переодевания в лохмотья из мешковины, шмыгания носом и голодного урчания в желудке. К тому же покаяние должно быть повсеместным. Все поголовно — и старцы, и младенцы, и новобрачные, и священники, и их паства — должны засвидетельствовать о своем искреннем раскаянии. «Между притвором и жертвенником» плакали священники, говоря: «Пощади, Господи, народ Твой» (стих 17).

Стоит ли удивляться, что Бог принял их покаяние. «И тогда возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой. И ответит Господь… вот, Я пошлю вам хлеб, и вино, и елей» (стихи 18, 19). Более того, Он поклялся: «И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница» (стих 25). Да еще и пообещал ко всему прочему: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть» (стих 28). Он будет обращаться со Своим народом как с невиновным (стих 21). Удивительная благодать!

3 июля

Амос — неизвестно кто

Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских (Ам. 1:1).

Амос был никто.

В большинстве случаев имена библейских персонажей при первом нашем знакомстве с ними сопровождаются их генеалогическими данными, хотя бы в рамках одного поколения: «Тот-то и тот-то, сын такого-то…». Евреи придавали этим сведениям большое значение, полагая, что они помогают раскрыть сущность того или иного человека. А вот из предков Амоса не упомянут никто. О его происхождении мы знаем только, что он жил в Фекое, которая могла быть как его родным городом, так и тем местом, откуда Бог призвал его на пророческое служение.

Судя по всему, у Амоса было по крайней мере три занятия — овцевод, пастух и наемный сельскохозяйственный работник. Книга, носящая его имя, называет его noqed. Смысл этого термина не вполне ясен, скорее всего, он связан с овцеводством (ср. Ам. 7:15, где сказано, что он ходил за овцами и козами). В стихе 14 Амос говорит, что он был boqer, пастух. В том же отрывке сказано, что он был еще и balac, то есть общипывал сикоморы. (В Палестине произрастали по крайней мере два вида смоковниц. Сикоморы считались смоквами «второго сорта», ими питались в основном бедняки. Каждый плод нужно было общипать или сделать на нем надрез до созревания, иначе он мог сгнить прямо на дереве.) Климат в Фекое не благоприятствовал выращиванию сикомор, поэтому Амос, по всей видимости, «общипывал» их где-то еще как сезонный работник.

Кроме того, Амос особо подчеркивает, что он не пророк и не сын пророка (см. стих 14). Пророческие сыновья были профессионалами, получавшими специальное образование в школах, учрежденных Илией, — семинариях. Пророк, как и священник, это была профессия. Однако Амос на это звание не претендовал. Он был простым крестьянином.

Наконец, Амос пророчествовал как «иноземец». Фекоя, где он жил, была в Иудее. Амос был родом из Иудеи, но пророчествовал он в Вефиле, располагавшемся в Северном Израильском царстве. Израильский первосвященник Амасия, местный религиозный авторитет, вмешательства Амоса не оценил и велел ему убираться домой и пророчествовать там, сколько ему вздумается (см. стихи 12, 13).

Однако Бог «нелицеприятен» (Деян. 10:34). Знатное происхождение, учеба в престижном учебном заведении или профессиональная лицензия не делают человека пригодным для Божьего служения. Эти качества могут быть по-настоящему полезны и даже желательны, но они отнюдь не обязательны для участия в Божьем деле. Главное для Бога — любящие сердца и доброхотные души, а уж Он восполнит имеющиеся у нас недостатки. Бывает, мы смотрим свысока на тех, кто ниже нас по социальному положению, но Яхве смотрит на людей иначе. И это обнадеживает, не правда ли?

4 июля

Божий вердикт

За три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его… И пошлю огонь на дом Азаила (Ам. 1:3, 4).

Амос начинает с вестей об участи, грозящей соседям Израиля и Иуды. Эти предсказания построены по одному образцу, причем несколько своеобразному: 1) название страны; 2) обвинение в «трех и даже четырех преступлениях»; 3) перечисление проступков; 4) угроза истреблением; и 5) имя Судьи, вынесшего означенный вердикт, — Яхве.

Подсудимыми на Божественном суде были Дамаск, Газа, Тир, Едом, Аммон и Моав. Эти обвинительные приговоры, должно быть, были усладой для слуха жителей Израиля и Иудеи. Наконец-то их враги получат по заслугам! Но Бог устами Амоса не дал разгуляться их радости и ликованию. Череда этих страшных пророчеств заканчивается такими же обвинительными вердиктами в отношении Северного Израильского царства и царства поменьше — Иудеи. Бог потому и выделяет Своих избранных среди прочих, что Он избрал их в качестве Своего особого народа, живущего в земле, которую Он им обещал.

В том, что Яхве вершит суд над Своим неверным народом, нет ничего странного или необычного. А вот Его вердикты, вынесенные их языческим соседям, могут вызвать удивление. Ведь Он не провозглашал Себя их Богом, а они не были Его народом, как это было в случае с евреями. И тем не менее как Творец и Жизнедатель, Он мог с полным правом призвать к ответу весь остальной мир. Кроме того, по Его словам, именно Он «вывел… Филистимлян — из Кафтора [Крита?], и Арамлян — из Кира» (Ам. 9:7). То же самое, по всей видимости, Он мог сказать и об остальных шести народах. Обратите внимание на слова, сказанные Им впоследствии через Исаию: «Благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ассирияне, и наследие Мое — Израиль» (Ис. 19:25). Все они принадлежали именно Ему!

Впрочем, обвинения Он предъявлял им разные. Если прочие народы Он обвинял в проступках светского или этического характера — преступлениях против человечности, — то Израиль и Иуда, Его особый народ, были виновны в преступлениях религиозных: неверность Яхве, идолопоклонство. Причем обвинительный приговор Израилю получился гораздо длиннее. Тем более что прочие пророчества Амоса по большей части касаются положения именно в Северном Израильском царстве.

Амос изображает Бога как вселенского Владыку. От Его власти и суда не укрыться никому. Никому.

5 июля

Никаких жертвоприношений?

Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших (Ам. 5:22).

Одно можно сказать определенно: еврейский народ приносил животных в жертву Яхве. Может быть, подобная религиозная практика и правду несколько примитивна, однако о жертвоприношениях говорится и в Ветхом, и в Новом Заветах. Первыми их совершили еще Каин и Авель. Ной и Авраам тоже не остались в стороне. В книгах Исход и Левит мы находим подробные указания относительно порядка жертвоприношений: когда, почему и чьими руками. Судьи тоже приносили в жертву животных, а бывало, и людей (тот же Иеффай, например).

В период царей жертвоприношения по-прежнему оставались в чести, порой даже чересчур. При посвящении Соломонова храма кровь жертвенных животных текла рекой. Было заклано двадцать две тысячи волов и сто двадцать тысяч овец (см. 2 Пар. 7:5), то есть по 17 750 животных в день (посвящение длилось восемь дней), по 739 в час или по 12 каждую минуту!

И вот Бог устами Амоса заявил, что Он сыт их жертвами, что называется, по горло. «Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших». Мало того, Бог сказал, что они были Ему и не нужны! «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев?» (Ам. 5:25). Этот риторический вопрос явно подразумевает отрицательный ответ.

У толкователей возникают определенные трудности с этим утверждением Яхве. Неужели все предыдущие исторические летописи, в которых говорится о жертвоприношениях, и в частности Исход, Левит, Числа и Второзаконие, ошибочны? Что интересно, даже многие богословы, которых у нас принято считать либеральными, не согласны с такой постановкой вопроса. Противоречие, якобы присутствующее в Ам. 5, может быть разрешено, если принять во внимание, что речь идет не об иерусалимском храме, но о его конкуренте в Вефиле, который был запятнан идолопоклонством. Таким образом, Божественному осуждению подверглось альтернативное религиозное служение.

Но что еще важнее, так это Божье стремление показать, что религиозные обряды не могут и не должны подменять послушание Богу. Это не богослужение, а издевательство — петь хвалебные гимны и приносить жертвы и в то же время притеснять своих ближних. Богу нужны не жертвы, а правосудие и милость (см. стихи 15, 24).

Когда нам недостает честности и порядочности, наши религиозные церемонии оскорбительны для Бога.

6 июля

Останови, Господи!

Господи Боже! останови; как устоит Иаков? он очень мал (Ам. 7:5).

У Амоса было четыре видения кряду, в каждом из которых ему было наглядно показано, чему надлежит случиться вскоре. Каждое описание Амос предваряет словами, призванными показать, что Бог явил ему нечто значительное: «Такое видение открыл мне Господь Бог…» (Ам. 7:1; см. также стих 7; 8:1) и «Видел я Господа стоящим…» (Ам. 9:1).

В первом видении Амос увидел примерно то же самое, что было описано у Иоиля, — нашествие полчищ саранчи. Ненасытные мелкие твари сметали все на своем пути в то самое время, когда только начала произрастать «поздняя трава» (Ам. 7:1). Амос стал умолять Бога остановить это бедствие: «Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал» (стих 2).

Амос не обязан был ходатайствовать за народ, поскольку ходатайственное служение было прерогативой священников, а не пророков. Но посетовав о том, насколько мал был Иаков, он растрогал Бога до глубины души, и «пожалел Господь о том» (стих 3). Нашествия саранчи, о котором было видение Амосу, так и не случилось, потому что Бог передумал в ответ на молитву пророка.

Наш памятный текст на сегодня взят из второго видения, полученного Амосом от Бога. Вот что сообщает нам пророк: «Вот, Господь Бог произвел для суда огонь, — и он пожрал великую пучину, пожрал и часть земли» (стих 4). Пожар этот был необычайный. Уничтожив великую пучину, огонь поглотил еще и обетованную землю с ее плодородными полями.

Амос пришел в ужас и повторил свою прежнюю молитву в надежде, что ему удастся убедить Бога отказаться от Своих намерений: «Господи Боже! останови; как устоит Иаков? он очень мал». И снова слова о малочисленности Иакова так глубоко тронули Бога, что Он снова отказался от Своих планов и сказал: «И этого не будет» (стих 6).

Перевернув еще одну страницу библейского фотоальбома, мы увидели, как часто Бог, раскаявшись, отменял Свои решения. И это очень даже хорошая новость для всех нас. Однако Его раскаяние может оказаться таким же временным явлением, как и первоначальное Его намерение, от которого Он отказался. Божье покаяние продлится, если мы утвердимся в своем покаянии. И тем не менее способность Божья на перемены служит неизменной составляющей библейской теологии.

7 июля

Литературные заимствования

Видение Авдия… Весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: «вставайте, и выступим против него войною!» (Авд. 1).

Книга пророка Авдия — самая маленькая ветхозаветная книга. В ней всего лишь двадцать один стих. Однако она могла бы стать еще короче, ведь по крайней мере восемь своих стихов Авдий позаимствовал из Книги пророка Иеремии почти что слово в слово. Вычтите эти стихи из общего их числа, и получится такая маленькая книжка, что меньше некуда.

Есть ли у нас основания утверждать, что именно Авдий позаимствовал у Иеремии, а не наоборот? Есть, и вполне очевидные. Иеремия жил и совершал служение до Авдия, так что любые совпадения в их текстах говорят о том, что «плагиатором» был Авдий, а не Иеремия. Это тем более удивительно, что данное заимствование случилось в те времена, когда люди были в большинстве своем неграмотны (по некоторым данным, до восьмидесяти процентов и даже более), а письменные документы были явлением редким и ценились весьма высоко.

Вот лишь несколько примеров таких заимствований в Книге Авдия:

«Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им» (Авд. 5).

«И если бы воры пришли ночью, то они похитили бы сколько им нужно» (Иер. 49:9).

«Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод?» (Авд. 5).

«Если бы обиратели винограда пришли к тебе, то, верно, оставили бы несколько недобранных ягод» (Иер. 49:9).

К чему мы завели речь о литературных заимствованиях в нашей книге для молитвенных размышлений? А к тому, что за последние десятилетия изведено немало чернил на обвинения Елены Уайт в плагиате. Ее критики утверждают, что богодухновенный автор не стал был заимствовать у других писателей без ссылок на первоисточники. Как мы уже увидели, эта «проблема» имеет аналоги в самом Писании. (Авдий — отнюдь не уникальный пример заимствования в Библии.) Выискивают и другие «проблемы» в ее произведениях. Однако такие же точно явления мы встречаем и в Священном Писании. Если подобного рода «проблемы» ставят под сомнение богодухновенность Елены Уайт, то не менее сомнительна и богодухновенность библейских авторов. Елена Уайт оказалась в одной лодке с Авдием, Исаией и прочими. Богодухновенность не гарантирует от «проблем». Ведь одна из ее составляющих — несовершенный человек.

8 июля

Возвышен и могуществен

Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь (Авд. 4).

Едом — такое прозвище получил Исав, живший на возвышенности Сеир. Идумеи, потомки Едома, были дальними родственниками еврейского народа. Взаимоотношения между Едомом и Иудой были отмечены таким же бурным противостоянием, какое бытовало в свое время между близнецами Исавом и Иаковом. Эта враждебность была обоюдной и уходила корнями в неурядицы в семье Исаака, где у отца был свой любимчик — Исав, а у матери свой — Иаков.

Когда Моисей вывел потомков Иакова из Египта, он испросил у потомков Исава разрешение пересечь их территорию на пути в обетованную землю. Моисей заверил идумеев: «Мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей твоих; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо, ни налево… Мы пойдем большою дорогою, и если будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить за нее» (Чис. 20:17—19). Идумеи отказали им в безопасном проходе и даже выставили против них свое войско. Так что израильтянам пришлось идти в обход.

У древних жителей Ближнего Востока была хорошая память, и царь Давид, в конце концов, свел с ними счеты, разгромив идумеев и присоединив Едом к своему царству (см. 2 Цар. 8:13, 14). Около 845 г. до н. э. идумеи восстали и отложились от Израиля. Иорам, царь иудейский, попытался вернуть себе эти земли, но не преуспел.

По словам Авдия, когда вавилоняне захватили Иерусалим, идумеи не только злорадствовали по поводу бедствия, постигшего Иуду, но и воспользовались несчастьем иудеев, поучаствовав в разграблении их страны (см. Авд. 12, 13). И даже когда иудеи стали спасаться бегством в горах, едомляне принялись охотиться на них и убивать (см. стих 14)!

Идумеи решили, что они настолько возвышенны и могущественны, что им нечего опасаться. Подобно орлу, они устроили себе жилище в горах — среди звезд (см. Авд. 4)! Они гордо похвалялись: «Кто низринет меня на землю?» (Авд. 3). Но, несмотря на выгодное положение, Едом оставался уязвимым, хотя и считал иначе. Бог сказал: «Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении… Дабы все на горе Исава истреблены были убийством» (Авд. 2—9).

Нам претит высокомерие. И Богу тоже.

9 июля

Пророк-беглец

Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня (Иона 1:2).

Иона известен в Священном Писании двумя предсказаниями. Первое его пророчество упомянуто в 4 Цар. 14:25, в нем говорится о процветании Израильского царства и расширении его пределов. Именно так все и случилось во время царствования Иеровоама Второго. «Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни». Большим по площади Израильское царство было только во времена Давида и Соломона. Благодаря этим данным мы можем датировать служение Ионы где-то концом девятого или началом восьмого веков до нашей эры.

В этот период ассирийский престол занимали Ададнерари Третий, Салманасар Четвертый, Ашшурдан Третий и Ашшурнерари Пятый. Эти правители прилагали немало усилий для защиты своей империи, обладая мощными войсками. Несмотря на политические неурядицы, сотрясавшие ослабевшую империю, царь Ададнерари Третий умудрился осуществить несколько строительных проектов. Именно он начал строительство города Ниневии. После него на трон взошли несколько сильных царей, которые превратили Ассирию в мощную военную державу, «прославившуюся» своей жестокостью. Достигнув расцвета своего могущества, Ассирия напала на Северное Израильское царство и уничтожила его.

Второе пророчество Ионы мы находим в книге, носящей его имя. У Бога было еще одно задание для Ионы, который благодаря исполнившему пророчеству о расширении Израильского царства укрепил Свое влияние. Бог поручил Ионе еще раз выступить от Его лица. На этот раз, однако, предсказание, которое он должен был озвучить, было далеко не таким приятным. Он должен был отправиться в Ниневию и объявить о ее скорой гибели.

Иона не стал сидеть сложа руки, но вместо того чтобы пойти в Ниневию, он направился в приморский город Иоппию. Был он, должно быть, человек не бедный, поскольку в Иоппии он нанял корабль, чтобы отплыть в Фарсис. (По всей видимости, в древности не было таких понятий, как коммерческие пассажирские перевозки, вплоть до появления Римской империи.) Местонахождение Фарсиса остается предметом споров, однако многие сходятся во мнении, что речь идет о городе в Испании — в противоположной от Ниневии стороне.

Иногда служение Божье приносит больше радости, а иногда меньше. Наша верность и добросовестность в этом служении измеряется не столько нашим поведением, когда служить Богу приятно и радостно, сколько нашей покорностью, когда наши обязанности нас сильно тяготят.

10 июля

Рыба с несварением

И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу (Иона 2:11).

Иона попытался сбежать в Фарсис. Но замыслу его не суждено было сбыться. Разразилась ужасная буря, и корабль готов был развалиться на части. Перепуганная команда стала взывать к своим богам, они выбросили за борт все, что только было можно, и даже опустили в воду весла в тщетной попытке добраться до берега.

А в это время Иона спустился в трюм и погрузился в глубокий сон или забытье. Там и застали его моряки и сказали ему: «Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем » (Иона 1:6). Моряки решили бросить жребий, и жребий указал на Иону. Он объяснил им, что бежит от Божьего поручения, и предложил им бросить его за борт, и тогда буря утихнет. Команде претила мысль об убийстве Ионы, но все их усилия в борьбе с ветром и волнами ни к чему не приводили. Так что они помолились Яхве о прощении и выбросили пророка в пучину. Море и вправду успокоилось. Они принесли Яхве жертву и дали обеты.

Огромная рыба, посланная Самим Богом, проглотила беглого пророка. А спустя три дня и три ночи несварения эта рыба избавилась, наконец, от своего груза, извергнув Иону на сушу.

Иона, получив все те же указания от Бога, направился теперь прямиком в Ниневию. Жителей Ниневии, должно быть, бросало в дрожь от жуткого вида Ионы, бродившего по городским улицам и провозглашавшего весьма немногословную весть: «Еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!» (Иона 3:4).

Никаких условий пророк не ставил, и все же обитатели Ниневии, от большого до малого, облачились во вретище и объявили пост. Причем постились и царь, и домашний скот. «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем», — сказал царь (стих 9).

И что же в итоге? Неизменный Бог (некоторые сегодня считают даже, что Он безучастен — не способен на любого рода перемены или чувства) пожалел о бедствии (стих 10) и отменил его. Ниневия просуществовала до 612 г. до н. э.

Библия снова и снова рисует «переменчивого» Бога. Он предрекает людям бедствие в надежде, что это предсказание изменит положение к лучшему.

11 июля

Флора или фауна

Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил… Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек… и множество скота? (Иона 4:10, 11).

Завершив обход Ниневии с вестью о надвигающейся участи, довольный собой Иона «сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом» (Иона 4:5). Что сделает с Ниневией Яхве? Одождит ее огнем? Сокрушит ее крепкие стены мощным землетрясением? А может, опустошит ее губительной язвой? Или вдруг ниоткуда явится могущественная армия? Древнееврейское слово, использованное Ионой в его вести, было общего характера и могло означать гибель любого рода: от рук врагов, от землетрясения, наводнения, засухи и так далее. Но, как и опасался Иона, ничего не произошло… потому что народ покаялся.

Иона, мягко говоря, был недоволен Богом. Он принялся роптать: «Я… знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (стих 2). Божье человеколюбие — что может быть прекраснее! А уж какой это был повод для радости в Ниневии, когда они узнали, что Он человеколюбив! Да и сам Иона должен был радоваться, что Бог благ и милосерден, долготерпелив и многомилостив, ведь именно поэтому он остался в живых после близкого знакомства с бушующим морем и прожорливой рыбой.

Поскольку шалашик, наскоро устроенный Ионой, не спасал его от палящего месопотамского солнца, «произрастил Господь Бог растение… чтобы над головою его [Ионы] была тень и чтобы избавить его от огорчения его». Иона приободрился… но лишь до следующего утра, когда ненасытный червь подточил ствол этого растения и оно засохло. Затем подул восточный ветер, но был он такой знойный, что облегчения не принес, и стало Ионе так плохо, что он начал просить себе смерти, говоря: «Лучше мне умереть, нежели жить» (стих 8).

Бог ответил ему, сравнив его огорчение по поводу растения, которое сегодня есть, а завтра его уже нет, с собственной жалостью к людям и скоту (см. стих 11). Что важнее? Что имеет в себе большую моральную ценность? Бог сделал выбор в пользу фауны, тогда как Иона предпочел бесчувственную флору. Да, растения играют важную роль, но они не способны откликаться на любовь Божью. А вот животные в этом смысле гораздо отзывчивее, и потому Бог дорожит ими больше. Так кто же был прав — Бог или Иона?

12 июля

Блаженны скорбящие

Об этом буду я плакать и рыдать, буду ходить, как ограбленный и обнаженный, выть, как шакалы, и плакать, как страусы (Мих. 1:8).

Аристотель утверждал, что Бог совершенен и потому Он никогда не меняется. Любого рода перемены в совершенном Существе противоречат логике. Бог не меняется физически; Он неизменен. Вот почему Он творит исключительно силой мысли. Бог не меняется в эмоциональном и интеллектуальном плане; Он бесстрастен. Вот почему Он помышляет только о Себе, единственном совершенном Существе. Сегодня многие христиане — как протестанты, так и католики — считают эти богословские концепции ортодоксальными. Но…

Михей получил от Бога дурную весть. «За грех дома Израилева» (Мих. 1:5) «Господь исходит от места Своего» (стих 3). Самария утратит статус столицы государства и вновь станет тем, чем она была изначально — виноградником. «Об этом буду я плакать и рыдать, буду ходить, как ограбленный и обнаженный, выть, как шакалы, и плакать, как страусы, потому что болезненно поражение ее» (стихи 8, 9).

Кто именно будет выть, как дикий зверь, и плакать, как птица? Кто будет ходить как ограбленный и обнаженный? От чьего имени идет эта прямая речь? Точных указаний по этому поводу нет, и все же кое-какие выводы сделать можно.

Во-первых, помогает контекст. Из стиха 6 видно, что это слова Яхве. Точно так же и в стихе 15 речь явно принадлежит Богу. Вполне возможно, в стихе 8 нашли отражение чувства самого Михея, однако однозначный вывод здесь сделать нельзя, ибо с тем же успехом можно утверждать, что это продолжение Божьего монолога.

Во-вторых, о многом говорит стих 9. В этом стихе идет речь о «моем народе». Данное выражение в Священном Писании обычно помещается в уста Божьи, а не в уста пророка. Израиль и Иуда были народом Яхве, а Он был их Богом. Он снова и снова называет их ласково — «Мой народ».

Отсюда следует, что это очередное описание эмоционально сокрушенного Бога, Которому невыносимо больно от того, что Он должен объявить о скором бедствии дорогим для Него людям.

Мы уже отметили в Библии немало свидетельств, которые говорят о том, что Богу едва ли свойственны бесстрастность и бесчувственность. Бог живой, и потому Он меняется; не меняются только мертвецы или неодушевленные предметы.

13 июля

Бывает, даже добрые начинания прокисают, как молоко

И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лицо Свое от них на то время, как они злодействуют (Мих. 3:4).

Примерно за столетие до Михея царь иудейский Иосафат взялся за реформирование судебной системы в своем царстве (см. 2 Пар. 19:4—11). Эта реформа была во благо тем, кто пострадал от рук своих корыстолюбивых ближних. Царь дал наказ вновь назначенным судьям — двум священникам, девяти левитам и пяти князьям, — чтобы они судили не как для людей (хотя иметь дело им нужно было именно с людьми), но как для Яхве (стих 6). Он увещевал их: «Действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа, Бога нашего, неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства… Действуйте в страхе Господнем, с верностью и с чистым сердцем» (стих 7—9).

Но как заметил однажды лорд Актон: «Всякая власть развращает, а власть абсолютная развращает абсолютно». Прошло несколько десятилетий, и на реформированное правосудие снова легла тень разложения. На месте судей оказались совсем другие люди, и доброе начинание царя Иосафата прокисло, словно молоко.

Вопли притесняемых снова достигли слуха Яхве, и Он откликнулся, сурово осудив неверных судей. Михей говорит об этих людях, извративших принципы правосудия, как о тех, кто выворачивает правду наизнанку, ненавидит доброе и любит злое (см. Мих. 3:2).

Однако язык его становится еще более выразителен, когда он обращается к ним с такими словами: «Вы… сдираете с них кожу их и плоть с костей их» (стих 2). Неправедные судьи — настоящие людоеды! «Едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть — как бы в котел» (стих 3).

Не нужно воспринимать обвинения, прозвучавшие из уст Михея, буквально. Эти отвратительные образы были призваны показать весь ужас того, что творили с притесняемыми корыстные судьи. И когда эти нечестивцы возносили свои молитвы, Яхве скрывал от них Свое лицо (см. стих 4). Более подробно об этом мы с вами поговорим завтра.

Да, времена меняются. И благоразумные руководители приспосабливаются к меняющимся обстоятельствам. Однако подобного рода перемены вовсе не обязательно должны означать отказ от принципов, стоящих за той или иной реформой. Нужно постоянно ревновать о достижении целей, ради которых была предпринята столь необходимая реформа изначально, иначе мы утратим из виду то, ради чего она затевалась.

14 июля

Вторая сторона Божьей любви

А между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» (Мих. 3:11).

В нашем фотоальбоме собралось много ярких фотографий, на которых во всей красе изображена неизменная Божья любовь, сопряженная с Его непоколебимой (может, даже граничащей с упрямством) верностью завету, который Он заключил со Своим народом. Эти «заветные» взаимоотношения начались еще с Авраама, Исаака и Иакова. Затем Бог обновил их на горе Синай. С течением времени они приняли вид завета с Давидом и его преемниками. Все это время мы постоянно подчеркивали Божье сострадание и Его готовность прощать. И все это верно и чрезвычайно важно. Таков наш Бог Яхве. Любовь — не просто одно из Его свойств, она составляет саму Его сущность. И свое зримое выражение она находит в Его отношениях со Своим народом.

Однако у Божьей любви к Своему избранному народу есть еще одна сторона. Когда кто-то покушался на людей, которых Он считал Своими — Своей собственностью, особенно из числа их же соплеменников, для Него это было так же чувствительно как пальцем в глаз! Без внимания Он такого не оставлял! Он стоял на защите не только народа завета, но и правосудия в их среде. Когда мы любим кого-то, мы уважаем и неотчуждаемые права этого человека. Несправедливость для Бога чужда и неприемлема.

Положение в Иерусалиме, который был символом всего Иудейского царства, было хуже некуда. Устами Михея Бог обратился к тем, кто созидал «Сион кровью и Иерусалим — неправдою», к начальникам их, кто «судят за подарки», к священникам их, кто «учат за плату», и к пророкам их, «кто предвещают за деньги» (Мих. 3:10, 11). Бог сурово порицал развращенных вождей Своего народа: «Вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их, едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть — как бы в котел» (стихи 2, 3).

При этом вожди ощущали себя в безопасности, полагаясь на Божий храм, отмеченный Его присутствием. Они знали, что Бог по природе Своей милостив и любит прощать, поэтому они продолжали бесстыдно притеснять своих ближних — тех, кого Бог называл «Мой народ».

Наш Бог был бы с изъяном, если бы не замечал тех, с кем обошлись несправедливо, и не внимал их воплям о помощи. Яхве и вправду милостив, а это значит, что Он не может и не будет терпеть, когда обижают тех, кого Он любит. Божественная любовь порой приходит в ярость и бросается в бой.

15 июля

Что требует от нас Господь

О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6:8).

Израильтяне отвернулись от Бога, несмотря на все то благо, которое творил Господь Своему народу на протяжении всей его истории, начиная с чудесного избавления из египетского рабства. Бог был глубоко уязвлен. Его переполняли горечь и обида, когда Он, чуть не плача, вопрошал: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя?» (Мих. 6:3).

Видимо, Бог все-таки достучался до Своего народа, пусть даже отчасти, и они решили, что должны вернуться к Нему. Но как? Конечно, через храм. А как же иначе, ведь именно в храме проявляло себя Божье присутствие. Именно в храме, при посредстве священнического служения, Его народ приступал к Богу.

Но какие именно жертвы должны они принести при возвращении к Богу? Обратите внимание: каждая последующая жертва, которую они предлагают, ценнее предыдущей: «Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несметными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» (стихи 6, 7).

Однолетних тельцов приносили не только в качестве ежедневного всесожжения, но и как жертву повинности, жертву за грех или в честь какого-то праздника. Бывало, в один день совершались тысячи жертвоприношений, взять хотя бы посвящение храма при Соломоне. Елей был одной из составляющих жертвоприношений. «Несметные потоки елея» — подействуют ли они? А может, и вовсе принести в жертву своих детей, что может быть ценнее такой жертвы?

Но не этого хотел от них Яхве. Ему требовались от них всего лишь три вещи: чтобы они 1) действовали, 2) любили и 3) ходили. Они должны были действовать справедливо, быть честными. Впрочем, одной справедливости было мало. Бог хотел, чтобы они любили милость и доброту. Здесь стоит древнееврейское слово chesed, с помощью которого нередко описывается отношение Божье к Своему народу, когда Он рассчитывает, что Его милость обнаружит в их сердцах соответствующий отклик. Наконец, Он хотел, чтобы они ходили смиренномудренно, не превозносясь, но с готовностью внимать и учиться.

Того же самого Бог ждет и от нас сегодня.

16 июля

Что Бог бросает в пучину морскую

Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши (Мих. 7:19).

Предсказания Михея завершаются весьма обнадеживающе, хотя и содержат немало суровых обвинений, вроде такого: «Вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их» (Мих. 3:2). И обличения эти были отнюдь не беспричинны.

К счастью, Бог уравновесил эти резкие, осуждающие слова заверениями в возрождении, которые стали одними из самых вдохновляющих отрывков Ветхого Завета. Михей восхищается Богом: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он… изгладит беззакония наши». А затем, обращаясь к Яхве, говорит: «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:18, 19).

У некоторых христиан такие впечатлительные души, что они просто изнывают от чувства вины. Пожалуйста, поймите меня правильно: в самом чувстве вины нет ничего плохого. Некоторые так ожесточились во грехе, что могут заниматься всякого рода подлостями, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести. Таких людей мы называем социоапатами. Они могут мучить животных, издеваться над детьми и получать от этого удовольствие. Но многие из нас впадают в другую крайность и занимаются самоистязанием, вновь и вновь проигрывая в своей голове пленку с поступками, которые мы уже исповедали пред Богом.

Таковым нужно читать и перечитывать те библейские отрывки, в которых нам дается заверение в том, что Бог любит прощать. Причем, когда мы исповедуем грехи наши, наш всеведущий Бог не только прощает их нам, но даже и не вспоминает о них. Он просто не может их вспомнить! Чем не парадокс! Михей говорит, что Бог бросает наши грехи в пучину, и они погружаются на океанское дно. Насколько нам известно, глубочайшее место в океане — Марианская впадина, ее глубина более одиннадцати километров. Не там ли сейчас наши исповеданные (и прощенные) грехи?

На следующей после Мих. 7:18, 19 библейской странице записаны слова пророка Наума, который утверждает, что Яхве медлен на гнев (см. Наум 1:3). Аристотель, живший на три века позже Наума, учил, что Бог статичен, то есть недвижим. Тогда как Наум предлагал несколько иной взгляд на Бога. Яхве подвижен, но медлен, медлен на гнев.

А каким представляете себе Его вы?

17 июля

Итак, Он медлен на гнев, но…

Господь медлен на гнев (Наум 1:3 — др. пер.).

Наум уверен в том, что Бог не вспыхивает как спичка, однако уверенность эту он высказывает в интересном контексте. В Наум. 1:2 мы читаем, что Яхве «есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих». А во второй части третьего стиха сказано, что Он виновного «не оставляет без наказания». Вот уж действительно, «пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его?» (стих 6).

Так каков же все-таки Бог, по мнению Наума? Каким он хочет нам Его представить? Может, это своего рода наложение одной картинки на другую? В общем-то, нет. Скорее, Наум предлагает нам некую голограмму, которая позволяет нам увидеть Бога в двух измерениях — две стороны Яхве.

Избранный народ Божий снова и снова преступал завет с Богом, и в конце концов остался без Его защиты. Их донимали не только их ближайшие соседи. Более всего они пострадали от нашествия Ассирии, а затем и Вавилона. Покайся они, и Бог забыл бы об их грехах, ввергнув их в пучину морскую. «Благ Господь — убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него» (стих 7). После семидесятилетнего вавилонского плена Его раскаявшийся народ смог вернуться на родину, а вернее в Божью землю, которую Он обещал с ними разделить.

Ассирия опустошила и Израиль, и Иудею. Она практически уничтожила Израиль, а Иудею обложила тяжелой данью. Ассирийские войска были известны своей жестокостью. Царь Ашурбанипал Второй писал: «Я сожег множество пленников… Одним я отрубил руки; другим я отрезал носы, уши и конечности. Я выдавил глаза многим воинам. Я набросал целую гору голов. Я развешивал их головы на деревьях… Я сжигал их юношей и девушек» (цит. по: Kirk Grayson, The Royal Inscriptions of Mesopotamia, vol. 2, p. 201).

Ниневия, последняя столица Ассирийской империи, занимала более тысячи восьмисот акров земли. Ее жители считали себя неодолимой силой, но народ, приводивший в ужас чуть не весь древний Ближний Восток, кичился своим могуществом лишь до 612 г. до н. э., когда этот великий город пал под натиском вавилонян и мидян, положивших конец ассирийскому владычеству.

Для тех, кто надеется на Него и верит в Него, Яхве — милостивый, прощающий Бог, «не помнящий», когда речь заходит об их грехах. А для тех, кто любит беззаконие и совершает всякого рода злодеяния, «гнев Его разливается как огонь» (стих 6).

18 июля

Почему не исполняются пророчества?

ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен (Наум 1:15).

Внимание, у нас проблема! Это пророчество не исполнилось. Прошло совсем немного лет, и Иудея покорилась Вавилону; через какое-то время она оказалась под властью персов, затем наступил черед сирийцев притеснять иудеев, а уж им на смену пришла власть Рима. Это пророчество, как и прочие так и не исполнившиеся библейские пророчества, не должно нас особо беспокоить. И вот почему.

Язык — это инструмент с несколькими функциями.

С помощью информативной речи мы передаем сведения фактического характера. Такая речь используется в энциклопедиях, альманахах и картах. В качестве библейского примера можно привести 2 Пар. 36:6: «Против него вышел Навуходоносор, царь Вавилонский». Информативная коммуникация отличается точностью. Для обмена мыслями служит когнитивная речь, она свойственна, скажем, философии и богословию. Библейский пример: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Когнитивная коммуникация должна быть рациональной. Посредством эмоциональной речи мы выражаем свои чувства и пробуждаем определенные эмоции в ближних, скажем, с помощью поздравительных открыток и любовных писем. Библейский пример: «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия» (Пс. 150:6). Эмоциональную речь отличает искренность. Посредством перформативной речи мы влияем на чью-то волю или побуждаем к определенному поведению. Пример из Библии: «Да будет свет» (Быт. 1:3). Перформативная коммуникация должна быть действенной. И наконец, с помощью коммуникации ради общения мы завязываем разговор, выстраиваем какие-то отношения, скажем, когда произносим какие-то формальные вещи типа: «Хорошая погода, не правда ли?» или «Рад вас видеть». Библейский пример: «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3 Ин. 2). Коммуникация ради общения должна быть дружелюбной и располагающей.

Если бы пророчества принадлежали к категории информативной речи, то в таком случае мы были бы вправе ожидать от них безупречно точного описания будущих событий. И наше разочарование в случае их неисполнения было бы вполне оправданным, сродни тому разочарованию, которое постигает тех, кто сталкивается с неточностями (а то и с заведомой ложью) в сетевой Википедии.

Однако если пророчества служат примером одной из оставшихся четырех форм коммуникации, то их неисполнение не должно нас сильно тревожить. Библейские пророчества относятся к перформативной речи с «вкраплениями» речи эмоциональной. С помощью пророчеств Бог выражал Свои чувства, дабы вызвать определенные эмоции и настроения в Своем народе и таким образом повлиять на его поведение. Если соответствующих перемен в поведении людей не происходило, то пророчество могло и не исполниться.

19 июля

Аввакум упрекает Бога

Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? (Авв. 1:2, 3).

Почему существует зло, причем во множестве проявлений? Почему страдают невинные, если всемогущий и благой Бог жаждет справедливости? Мы оказываемся перед дилеммой: раз зло существует, значит, Бог либо 1) не всемогущ, либо 2) не добр по Своей природе.

Аввакум нуждался в теодицее, ему нужно было как-то оправдать бытие Божье и Его поведение перед лицом зла. Объяснений Его поведению можно выдвинуть предостаточно. Вот лишь несколько из них: 1) Бога нет; 2) то, что нам кажется злом, на самом деле завуалированное добро; 3) страдальцев без вины не бывает; 4) Бог не всеблагой, у Него есть темная сторона; 5) Бог не всемогущ; 6) Бог не желает зла, но Он ограничил Сам Себя, даровав нам свободу воли; 7) Бог предусмотрел существование зла наряду с добром; 8) Вселенная устроена наилучшим образом и повинуется естественному закону, который Бог не может нарушить, не разрушив при этом порядок вещей, потому-то Он и ведет Себя как хозяин в отлучке; 9) личный духовный рост невозможен без сопротивления злу, а значит, присутствие зла обязательно; 10) в ходе вселенского конфликта происходит оправдание Божьей благости и Его всемогущества; и 11) во Вселенной действуют две могущественные личности — одна во благо, другая во зло.

Каждый из этих доводов нужно рассмотреть повнимательнее. Атеизм для нас не вариант. Утверждать, будто зло — это на самом деле добро, значит противоречить здравому смыслу. Утверждать, будто все жертвы сами виноваты и так им и надо, — подло и низко. Гипотеза о том, что у Бога якобы есть «обратная», темная сторона, бросает вызов многочисленным библейским высказываниям. Если Бог не всемогущ, то какой же Он Бог? Концепция предопределения, согласно которой Бог все — и добро, и зло — предусмотрел заранее, противоречит нашему опыту свободного волеизъявления. Мысль о том, что Вселенная, устроенная наилучшим образом, должна существовать по непреложным законам, исключает возможность чудотворения. Утверждение, будто Бог сотворил нас несовершенными, но способными к совершенствованию, противоречит библейскому учению о совершенном творении. Концепция великой борьбы подразумевает, что цель (оправдание Бога) оправдывает средства (существование бедствий, болезней и смерти). И кстати, сколько же нужно зла, чтобы доказать, наконец, что Он благ? Бог, безусловно, един, и другого, равного Ему, быть не может…

Аввакум напомнил Богу: «Чистым очам Твоим несвойственно глядеть на злодеяния… для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь?» (стих 13). Хороший вопрос.

20 июля

Наблюдай, и увидишь

На стражу мою стал я и… наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне и что мне отвечать по жалобе моей? (Авв. 2:1).

Когда Аввакум увидел все то зло, которое буйствовало вокруг него, у него все спуталось в голове. Поэтому он стал жаловаться Яхве… и требовать объяснений. С большинством из нас, думаю, время от времени случается примерно то же самое. Врачи находят у вас неизлечимый рак. Ваша маленькая внучка подвергается насилию со стороны взрослого, которому она всецело доверяла. Вашего брата настигает скоропостижная смерть от остановки сердца. Ваша сестра, мать троих детей, погибает в автокатастрофе по вине пьяного водителя. У вас дома происходит сильный пожар. Ваш двоюродный брат становится жертвой шальной пули. Вашу двадцатитрехлетнюю соседку сначала насилуют, а потом убивают.

Слишком часто Бог хранит молчание в ответ на наши отчаянные усилия понять, почему с такими хорошими людьми происходят такие плохие вещи. И мы вопием вместе с Аввакумом: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь?… Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною» (Авв. 1:2, 3). Аввакум, произнеся свою жалобу, замолчал и принялся ждать, чем же ответит ему Бог. И Яхве, как ни странно, дал ответ. Вот только ответу этому не хватает ясности, которой мы так жаждем.

Вот что возразил ему Бог для начала: «Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали. Ибо вот, Я подниму Халдеев… чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями» (стих 5—7). Такая теодицея только усугубляет положение. Уж лучше бы Бог молчал и дальше. Два зла едва ли дадут на выходе одно добро.

Затем, описав халдейское вторжение в обетованную землю, Бог объяснил, что этим грабителям воздастся по заслугам. Он предсказал, что «и тебя [халдеев] ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны» (Авв. 2:8).

И тогда Аввакум посмотрел на происходящее с другой стороны, осознав, что Бог таким вот несколько неуклюжим образом предсказывает окончательное возрождение Его народа. Он возрадовался: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего» (Авв. 3:13).

Придет время, и добрая воля восторжествует над злом, а до тех пор мы должны все предать в руки Божьи. Ныне в перипетиях судьбы нашей Он страдает и стенает — вместе с нами. Может быть, это и есть та единственная теодицея, в которой мы нуждаемся.

21 июля

Судия всей земли

Все истреблю с лица земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских (Соф. 1:2, 3).

Сотворение планеты Земля достигло своей кульминационной точки в сотворении народа — еврейского народа. «Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль… ты Мой… Каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» (Ис. 43:1—7). Избрание Авраама и его потомков через Исаака было, скажем так, несколько произвольным. «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, но потому, что любит вас Господь» (Втор. 7:7, 8).

Тот факт, что потомки Иакова представляли собой избранный народ Божий («народ Мой»), еще не означает, что Богу не было дела до всех прочих народов и этнических групп. Бог участвовал и в их жизни тоже. «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов» (Втор. 32:8). «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26).

Поскольку Яхве, в силу Своего статуса Творца, владычествует над всей Вселенной, Его пророки обращались не только к еврейскому народу, но и к другим нациям. Исследователи насчитывают от сорока до пятидесяти предсказаний, адресованных другим народам, помимо Израиля и Иуды. Эти пророчества, предназначенные для «чужаков», можно найти у Исаии, Иеремии, Иезекииля, Амоса, Иоиля, Ионы… и Софонии.

Устами Софонии Бог обращался к таким городам, как Газа, Аскалон, Азот, Екрон, и к народам, включая ассирийцев, моавитян, аммонитян, хананеев и ефиоплян. Бог был в гневе на них по самым разным причинам и в том числе за их жестокость к Его избранному народу, за их ругательства и издевательства (см. Соф. 2:8). Он угрожал им полным истреблением: «Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей» (стих 5). Прибегнув к типичной для Ближнего Востока гиперболе, Он говорил: «Все истреблю с лица земли» (Соф. 1:2).

Нам кажется порой, что мы единственные, к кому Бог проявляет интерес. Но это не так! «Очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих» (Пс. 10:4).

22 июля

Власть развращает

Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон (Соф. 3:4).

Лорд Актон (1834—1902) был уважаемым британским историком. Большинству из нас о нем ничего неизвестно, но зато у многих на слуху одно из его высказываний: «Власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно».

Уж такова природа человека, что чем больше у него власти, тем меньше внимания он уделяет таким «мелочам», как справедливость и личная ответственность. Софония упоминает прежде всего еврейских чиновников, судей, пророков и священников — правящий класс, но не самого царя Иосию, который считался праведным монархом.

Чиновники (князья и начальники), по словам Софонии, были как «рыкающие львы» (Соф. 3:3). Начальники всех мастей рыкали как львы, готовые броситься на свою добычу.

Судьи были как «вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости» (стих 3). Набросившись на свою жертву, они разрывали ее на мелкие кусочки. А ведь судья, согласно Ветхому Завету, был не просто судья, но и защитник, отстаивающий интересы угнетенных с помощью справедливых решений.

Пророки были «люди легкомысленные, вероломные» (стих 4). Софония имел в виду вовсе не пророков Ваала. Он говорит здесь о пророках, утверждавших, будто они говорят от имени Яхве. Нужно быть большим наглецом, чтобы заявлять, что провозглашаешь весть от Бога, а на самом деле говорить от самого себя.

В свою очередь священники оскверняли святыню и попирали закон (см. стих 4). Они оскверняли своими поступками то, что было свято, а их толкования Божьих указаний и постановлений на самом деле бросали вызов Божественной воле.

Увы, то же самое происходит и сегодня. Хороший человек легко совращается с пути, когда в его руках оказывается слишком много власти. Администраторы становятся деспотами. Управители приобретают себе богатства: красивые дома, дорогие автомобили, яхты и прочее, поощряя вдов к жертвенности, чтобы те отдавали в церковь более, нежели они могут себе позволить. Проповедники проникаются высокомерием, которое подпитывается комплиментами их прихожан.

Подобное происходит не со всеми, но такие случаи, увы, не редкость, уж такова человеческая природа.

23 июля

«Принимай наставление!»

Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» — и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем (Соф. 3:7).

В очередной раз нам приходится иметь дело с одним из более чем сотни библейских отрывков, в которых, как может показаться, утверждается или подразумевается, что Бог не обладает исчерпывающим знанием о будущем. Многих христиан эти отрывки из обоих Заветов приводят в беспокойство. Они считают, что Богу известны, как говорится, до последней запятой все события (большие и маленькие), которые будут иметь место когда-либо в будущем.

Они рассуждают так: Бог знает будущее во всех подробностях либо 1) потому, что Он предопределил всему этому случиться, либо 2) потому, что Он существует вне времени и потому обладает всеохватывающим знанием прошлого, настоящего и будущего. В основание их философии заложено поверхностное знание библейских отрывков, из которых они выводят свое понимание о таких качествах Бога, как всеведение, всемогущество, вечность, безграничность, неизменность и так далее. Примечательно, что эти представления в весьма искаженном виде присутствовали и в древнегреческой философии, откуда затем проникли в христианство.

Здесь у Софонии Яхве говорит об отношениях со Своим избранным народом: «Я говорил: „бойся только Меня, принимай наставление!” — и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем». Бог надеялся, что с помощью сравнительно мягких дисциплинарных мер Он сможет приучить Свой народ к послушанию. И когда этого не произошло, Он выражает Свое удивление: «А они прилежно старались портить все свои действия» (Соф. 3:7). Его поражало упорство, с которым Его народ держался зла.

Соф. 3:7 показывает, что Бог «открыт для новых переживаний, не чужд новизне, что Он открыт для реальности, которой свойственны перемены» (Clark H. Pinnock, The Most Moved Mover, 41). Бог неравнодушен к нам, Он откликается на наши поступки, наш образ действий. Наша жизнь не оставляет Бога безучастным.

Эта сотня с лишним библейских отрывков помогает нам увидеть Бога, даровавшего нам свободную волю. И это крайне важно. Какие бы решения мы ни принимали, Он всегда стремится явить нам Свою любовь и спасти нас.

24 июля

Бездомный Бог

Авам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? (Агг. 1:4).

Кир завоевал Вавилон в 539 г. до н. э. Вскоре после этого он издал указ, которым даровал пленным иудеям свободу и дозволение вернуться в Иерусалим и восстановить то, что было разрушено Навуходоносором. На родину отправилась группа оптимистов во главе с Шешбацаром.

Попытка вернуться на родину, датированная 538 г. до н. э., нельзя сказать, что увенчалась большим успехом. Царь Кир умер через девять лет по завоевании Вавилона, и ему на смену пришел Камбис, который скоропостижно скончался еще через девять лет. Затем наступила семимесячная смута, в ходе которой трон узурпировал некто Гаумата. После чего на трон взошел Дарий.

В начале своего царствования Дарий назначил Зоровавеля правителем Иудеи. Зоровавель, правитель, которого Бог называл Своей «печатью» (Агг. 2:23), и Иисус, первосвященник, попытались убедить вернувшихся в Иерусалим иудеев восстановить храм, но народ бросил все свои силы на строительство собственных домов, а Бога оставил бездомным!

Иудеи отнюдь не сидели сложа руки, но дела их шли далеко не так хорошо, как им бы хотелось. Зерна они собирала вполовину меньше положенного, а винограда — и того меньше.

И тогда в дело вступил пророк Аггей, устами которого Бог сказал: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь» (Агг. 1:6—8).

«И послушались Зоровавель… и Иисус… и весь прочий народ гласа Господа Бога своего… и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего» (стихи 12—14).

Возвратившиеся иудеи наслаждались покоем в своих новых или заново отстроенных домах, тогда как храм оставался грудой развалин. Они помышляли более о себе, чем о Боге. Все свои силы они посвящали созиданию собственного благополучия, забыв о Боге. А как поступаете вы? Или я? Тратим ли мы на себя времени, денег и сил больше, нежели на нашего Бога?

25 июля

Что «заразнее»?

Если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного… сделается ли это священным?И отвечали священники, и сказали: нет (Агг. 2:12).

Бог велел Аггею пойти к священникам и предложить им две гипотетические ситуации, связанные со святостью и нечистотой. Причем ситуации эти, хотя и гипотетические, вполне могли иметь место в их практике.

Ситуация первая. Окропив кровью жертвы за грех алтарь или сожегши на нем ее тук, священник съедал мясо жертвенного животного, которое считалось освященным. Принимая во внимание бытовавшие в то время представления, Аггей пожелал узнать, что будет, если священник положит это мясо в полу одежды своей, а затем случайно коснется ею какой-нибудь другой пищи. Перейдет ли «святость» мяса на другой продукт?

Священники ответили: нет.

Ситуация вторая. Мертвое человеческое тело почиталось нечистым, и всякий, кто касался трупа в доме либо в открытом поле, становился нечист аж на семь дней. На третий и на седьмой день по осквернении те, кто таким вот образом стал нечистым, должны были пройти через особый обряд очищения. Аггей пожелал узнать, что случится, если нечистый человек прикоснется к какой-нибудь еде. Перейдет ли его нечистота на эту пищу?

Священники ответили: да. (Вообщето, в древнееврейском языке есть слово «нет», но зато нет слова «да», поэтому они повторили за Аггеем: «будет нечистым».)

Нечистота была «заразнее» святости. «Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя» (Агг. 2:14). Они думали только о себе, а до Яхве им было мало дела, и в итоге «все дела рук их… все нечисто» (стих 14). Вот почему у них не было благословения и они собирали скудный урожай. Их дурное отношение к окружающим и Богу накладывало свой отпечаток на все, что они делали. Они пренебрегал Богом, поэтому и Бог пренебрегали ими.

Поскольку в наши дни мы не обременяем себя проблемами церемониальной святости и нечистоты, вопрос Аггея, наверное, прозвучал бы несколько иначе: «Может ли одно хорошее яблоко очистить от гнили целую корзину гнилых? И может ли одно гнилое яблоко испортить целую корзину хороших?» Как вы думаете? Может ли непослушание — пусть даже в одной какой-то сфере жизни — осквернить все прочие наши дела? Опыт показывает, что зло гораздо «заразнее» добра.

26 июля

Божий народ — снова

И приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде (Зах. 8:8).

Вавилонский плен стал страшным ударом для Божьего народа. И весь ужас был не столько в самом факте нападения месопотамского воинства (иудеи, можно сказать, были к этому почти привычны), сколько в жутких его масштабах: два нашествия Навуходоносора, падение Иерусалима, множество уведенных в плен, убийство царских детей на глазах отца, сам царь, уведенный в узах в Вавилон. И что самое ужасное — разрушенный до основания великий храм Яхве, построенный Соломоном.

Семьдесят лет плена, предсказанные Иеремией, практически истекли. Навуходоносор и его преемники уже покоились в могилах. На мировой арене появилась новая империя — мидян и персов. Персидские власти дали иудеям возможность вернуться на родину, о которой многие из них знали лишь понаслышке. Прошло уже шестнадцать лет с тех пор, как первая волна иудеев-репатриантов совершила долгий переход в Иерусалим. И вот Бог призвал на пророческое служение священника Захарию, чтобы они с Аггеем совместными усилиями убедили Зоровавеля и Иисуса, великого иерея, взяться за восстановление храма.

Одной из основных обязанностей ближневосточных богов в древности считалось осуществление правосудия. Яхве тоже заботился о справедливости (в отличие от прочих богов, Он Сам был справедлив и праведен) и ожидал от Своего избранного народа того же. Народ был уведен в изгнание потому, что оставил Яхве, нарушив завет с Ним. Яхве увещевал их: «Производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем» (Зах. 7:9, 10). Но они не слушали Его.

И вот Бог снова призывает Свой народ: «Обратитесь ко Мне… и Я обращусь к вам» (Зах. 1:3). Он говорит, что гневался на них, но не долго (стих 15). Он говорит, что Его народ ждет замечательное будущее. Он изрекает «слова благие, слова утешительные» (стих 13). Но при этом Он увещевает их: «По истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего» (Зах. 8:16, 17).

Да, жизнь, может быть, и не справедлива, но Божий народ должен быть воплощением правосудия.

27 июля

Кто посылает бури?

Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь (Зах. 10:1).

У древних народов Ближнего Востока было много богов, отвечавших за бури и прочие погодные явления, и среди них Энлил, Иштар, Адад, Тешуб, Тархун и Ваал, которого еще именовали «оседлавшим облака». А известно ли вам, что слово «ураган» происходит от имени карибского бога бури Хуракана?

Писание говорит нам, что Бог посылает ранний и поздний дождь, что крайне важно для будущего урожая. Без этих дождей до жатвы дело не доходило. Еще один засушливый год, и начинался голод. В среднем случалась одна засуха на десятилетие, и продлиться она могла до трех лет. Когда мы говорим: «Хорошая погода!», мы имеем в виду безоблачное небо и яркое солнце. А вот в Ханаане хорошей погодой считался дождь! Стоит ли удивляться в таком случае, что иудеи видели в Яхве источник проливных дождей.

Однако в Библии есть отрывки, где на Яхве возлагается ответственность и за жестокие бури, а не просто за какой-то дождик. «Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его» (Пс. 148:8). Яхве посещает «громом… бурею и вихрем» (Ис. 29:6). «И явит тяготеющую мышцу Свою… в буре, и в наводнении, и в каменном граде» (Ис. 30:30). «Он… творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих» (Иер. 10:13). «В вихре и в буре шествие Господа» (Наум 1:3).

А как насчет убийственного града? 22 июня 2003 года в городе Аврора, штат Небраска, выпал град диаметром до восемнадцати сантиметров. Это был самый крупный град за всю историю наблюдений. В конце августа 2005 года на Америку обрушился ураган «Катрина», убивший более тысячи восемьсот человек и нанесший ущерб в восемьдесят один миллиард долларов. В течение первой половины 2007 года мир претерпел целый ряд невиданных природных катастроф: ужасные наводнения в Азии, обильные ливни на севере Европы, в Судане, Мозамбике и Уругвае; палящая жара в Юго-Восточной Европе и в России; снежные бури в Южной Африке и в Южной Америке. Техас буквально затопило ливнем беспрецедентной силы.

Так что же, все эти явления — дело Божьих рук? Если бы дикторы, сообщающие нам прогноз погоды в вечерних новостях, несли ответственность за непогоду, которую они нам предвещают, мы не только погнали бы их прочь с телевидения, но и стали бы преследовать их за преступления против человечности. Возможно, нам стоит быть осторожнее, когда мы приписываем Богу те или иные свойства.

28 июля

Устыдившиеся пророки

Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня (Зах. 13:6).

У еврейского народа хватало пророков, причем самых разных. Все мы помним несколько сотен Вааловых пророков, которых привела с собой царица Иезавель. В том, что они были лжепророки, сомневаться не приходится. Но не все лжепророки были связаны с языческими божествами. В среде Божьего народа то и дело появлялись люди, утверждавшие, что они говорят от имени Яхве, а на самом деле — самозванцы. И далеко не всегда можно было с уверенностью сказать, кто действительно послан Богом, а кто говорит сам от себя. Даже Иеремия был поначалу сбит с толку, когда столкнулся с Ананией, оказавшимся на поверку лжепророком.

Яхве таких обманщиков не жаловал. «Вот, Я — на пророков ложных снов… которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их» (Иер. 23:32). «Я не посылал их, и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое, и мечты сердца своего» (Иер. 14:14). Мнимые пророки были тем более губительны, что «не раскрывали твоего беззакония», именно поэтому их откровения были «ложные и приведшие тебя к изгнанию» (Плач Иер. 2:14).

По словам Захарии, придет время, когда «откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1). Более того, Бог пообещал им: «Лжепророков и нечистого духа удалю с земли» (стих 2).

В результате лжепророки станут изгоями. От них отрекутся даже родители…

и не просто отрекутся. «И поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать» (стих 3).

И даже те прорицатели, чье тело испещрено рубцами, так устыдятся, что откажутся от своего постыдного занятия. Они снимут свои власяницы (см. стих 4), которые одевали в подражание Илии. И когда люди будут указывать на их рубцы, сделанные в подтверждение их притязаний на пророческое звание, прорицатели станут отнекиваться, говоря, что на самом деле они земледельцы (см. стих 5), а рубцы им сделали дома у друзей (см. стих 6).

Одна ложь неизбежно порождает другую, и это крайне огорчает Бога, ибо Он есть Бог истины.

29 июля

Хромые жертвы

Когда приносите хромое и больное, не худо ли это? (Мал. 1:8).

Во времена Иисуса священники со всем тщанием осматривали животных, которых к ним приводили для жертвоприношения. Им нужно было убедиться, что у жертвенных животных нет никаких видимых изъянов. Раввины говорили, например, что если в руки к священнику попадет рыжая телица, то ему хватит и одного-единственного белого волоска на ее шкуре, чтобы не допустить ее на жертвенник.

Торговля скотом во дворе храма велась в том числе и по этой причине. Этих животных выращивали особо, следя за тем, чтобы у них не было изъянов. Священникам не нужно было устраивать этим жертвам тщательный отбор, потому что об их беспорочности было известно заранее. (Была и другая причина для храмовой торговли жертвенными животным. У паломников не было возможности привести животных с собой, поэтому им было удобнее купить уже отобранных животных прямо на месте, несмотря на их высокую цену.)

Но так было не всегда. По восстановлении храма некоторые стали приводить к алтарю слепых, хромых и больных животных. Такой скот стоил дешево, и большого прибытка с его продажи было не получить, так почему бы не принести его в жертву с двойной пользой: и от больного животного избавиться, и Богу послужить?

Бог был недоволен таким положением вещей. «Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя?» (Мал. 1:8). Если Зоровавелю такие дары будут неприятны, то разве можно угодить ими Богу? Ведь Бог гораздо выше по положению любого земного правителя. А значит дары, Ему приносимые, должны быть лучше даров, подносимых человеку, пусть даже самому знатному.

Нам с вами сегодня и в голову не придет обманывать Бога, правда? Или все-таки с нами такое тоже бывает? Вспомните хотя бы программу по сбору средств на миссионерские проекты под названием «Твои инвестиции». Это был еще один способ собрать средства, не обременяя людей дополнительными затратами. Идея была замечательная: вы вкладываете определенную сумму в какое-то дело, а в конце отдаете чистую прибыль Богу.

Некоторые сочли возможным в рамках этой программы «посвятить» Богу, скажем, бесплодную яблоню. И нам довелось услышать немало историй о том, как это дерево вдруг начало плодоносить, а доход от продажи этих «чудесных» яблок пошел на поддержку зарубежных миссий.

А что если это еще один пример «хромой и больной» жертвы Богу? Можем ли мы быть уверены, что подобные дары и вправду угодны Богу?

30 июля

Божье мнение о разводе

Ненавижу развод, говорит Господь (Мал. 2:16 — др. пер.).

В сегодняшнем памятном тексте Бог устами Малахии обращается к священникам. Нам мало что известно об обстоятельствах, которыми были вызваны эти слова Божьи. Напрашивается вывод, что по крайней мере некоторые из священников — сколько именно, мы не знаем — развелись со своими женами. И этот факт не остался без Божьего внимания. «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. Но не сделал ли того же один?» (Мал. 2:14, 15).

Яхве называет и причину, почему Он питает отвращение к разводу. «Что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство» (стих 15). В ветхозаветные времена на детей смотрели как на Божественный дар. Израильтяне в некотором роде обретали бессмертие в своем потомстве, увековечивавшем отцовское имя. Кроме того, по мере своего взросления дети становились помощниками родителей и начинали принимать посильное участие в созидании семейного благополучия. « Итак, — предостерегал их Бог, — берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей» (стих 15). Исследователи не имеют единого мнения о том, что это за «жена юности», с которой разводились священники. С одной стороны, она могла быть иудейкой. Брак между родственниками считался не просто нормальным, но и предпочтительным. С другой стороны, она могла быть иноплеменницей. У евреев мог ощущаться недостаток женщин как в Вавилоне, так и позднее в Палестине, после возвращения из плена. Мы знаем из Езд. 10 и Неем. 13:23—30, что немало иудейских начальников взяли себе иноплеменных жен, и им было велено избавиться от них.

Как же так, израильтянам, включая некоторых священников, было сказано, что Бог хочет, чтобы они развелись со своими женамиязычницами, а в Мал. 2:1 Бог однозначно заявляет, что ненавидит развод? Дело в том, что хоть Бог и сказал, что ненавидит развод, в Ветхом Завете как такового запрета на него нет. По сути, во Втор. 24:1—3 Бог через Моисея узаконил так называемое «разводное письмо». Бог смотрел на вещи вполне реалистично, Он понимал, что, несмотря на Его отвращение к разводу, иногда бывает лучше развестись. Поскольку в браке муж и жена становятся «одной плотью» (Быт. 2:24), развод можно сравнить с серьезной хирургической операцией. Ампутация какого-то органа порой бывает меньшим из двух зол. Можно сказать, что развод — это плод неверности и вероломства.

31 июля

Бог не меняется?

Я — Господь, Я не изменяюсь (Мал. 3:6).

У нас уже было несколько молитвенных чтений, посвященных библейским отрывкам, в которых говорится о том, что Бог раскаялся или пожалел о том, что сделал или пообещал сделать. В этих чтениях мы рассуждали о том, как Бог взаимодействует со Своими творениями, обладающими свободной волей, и поступает так или иначе в зависимости от их отклика на Его слова и дела. Позицию, которую я в этой книге отстаиваю, еще называют «презентизмом», но чаще «теологией Божьей открытости».

Однако Мал. 3:6 вроде как поддерживает противоположную концепцию, согласно которой Бог неизменен и бесстрастен. (Оба эти свойства означают, что Он не меняется, потому что не может измениться.)

Аристотель, один из ярчайших древнегреческих мыслителей, считал, что Бог по определению должен быть совершенен. А совершенство подразумевает неизменность, потому что измениться к худшему — значит утратить совершенство, а перемена в лучшую сторону означала бы, что изначально никакого совершенства не было. Бог, по мнению Аристотеля, единственное совершенное существо, и Он не может не быть статичен. (Обратите внимание, слово «быть» играет крайне важную роль в аргументации Аристотеля. Оно противоположно у него слову «становиться». Бог никогда не становился, но всегда был, то есть оставался недвижим.) Согласно железной логике Аристотеля совершенному Богу не пристало думать о чем бы то ни было, что лишено совершенства. А значит, Божьи помыслы сосредоточены только на Нем Самом, единственном совершенном существе.

Данный ход мысли проник в конце концов и в христианское богословие в силу происхождения и образования некоторых влиятельных отцов Церкви. Впрочем, даже если какаято концепция и уходит корнями в языческую греческую философию, это еще не значит, что она ошибочна. И тем не менее происхождение «исконных» христианских доктрин о Божественной неизменности и бесстрастности должно наводить на кое-какие размышления.

Те, кто не согласен с презентизмом, ссылаются, в частности, и на наш сегодня шний памятный текст, в котором говорится, что Бог не знает перемен. Но можем ли мы с уверенностью утверждать, что Мал. 3:6 опровергает концепцию Божьей открытости? Едва ли. Бог Сам разъясняет сущность Своей неизменности. Он не меняется, и благодаря этому «вы, сыны Иакова, не уничтожились». Бог имеет в виду Свою любовь и Свою верность завету. Пусть Его избранный народ нарушил завет с Богом, но Самто Он остался Ему верен. Бывало, Он наказывал Свой отступнический народ — и даже в гневе, но Он никогда не нарушал завет с ними.

И подтверждение тому — их продолжающееся существование.

В Мал. 3:6 говорится о Божьей милости и Его непреложной верности Своему завету.