Эпилог: Дорогая цена перемен

Для любого христианина самое важное в жизни – следовать по пути, ведущему к познанию Бога. Именно это обогащает нас, превращая в более крепких верующих, способных по-настоящему любить и умеющих этим наслаждаться.

Однако годы, прожитые в христианском окружении, заставили меня усомниться в существовании такого пути. Есть дороги, ведущие к усвоению церковных доктрин, к чистому житию, к ревностному благовествованию, к прилежности и дисциплинированности, к умению непринужденно общаться с людьми, – но есть ли на свете тропинка, которая могла бы привести нас к глубокому постижению Бога, способному изменить наш внутренний мир?

Очень многие христиане не желают честно разобраться в своей жизни. Словесные штампы о «силе Писания» нередко можно услышать от людей, которые не испытали истинности этих утверждений на собственном опыте, хотя они и произносят напыщенные речи, исполнившись самодовольством и благочестием. Громкие фразы о том, как Дух Святой изменяет жизни, служат заменой личного примера. Призывы регулярно читать Библию и молиться используются для того, чтобы избежать соприкосновения с неприглядной и запутанной действительностью. Если ваш друг впал в депрессию, то гораздо легче просто посоветовать ему побольше и поусердней молиться, нежели вдаваться во все подробности его затруднительного положения.

Три момента удерживают меня от того, чтобы цинично отбросить всякую надежду обрести во Христе истину, которая может менять человеческие жизни. Это Священное Писание, Святой Дух и замечательные люди. В Библии мы читаем, что Моисей говорил с Господом лицом к лицу, что Павел всей душой стремился к познанию Божию, а Петр испытал радость неизреченную. Эти люди, как и многие другие, шли по пути преображения в крепких верующих, беззаветно доверяющих во всем Господу. Библия постоянно раскрывает перед нами возможности приблизиться к Богу, Который счастлив общением с нами и Который преображает нас рукою Своею. Именно осознание этих возможностей придает нам сил и терпения. Оставить надежду – значит отринуть истину Слова Божия.

Дух Святой явил мне Свою способность проникать к нам в душу, безжалостно обнажая наше истинное лицо. Но Он же затем и утешает, и поддерживает, и, если надо, обличает, и наставляет на путь истинный. Я знаю, что значит прикоснуться к дивной реальности бытия Божия, познав всю силу Его величия, святости и любви. Среди бед и несчастий вкусил я благости Божией.

У меня есть друзья, которые всегда восхищали меня своею внутренней целостностью. Когда я с ними, я всегда ощущаю реальность Бога. Их слова исходят из самой глубины души. Любовь их непритворна; она несовершенна, но искренна.

Слово Божие, Святой Дух и люди убеждают меня в том, что, каковы бы ни были обстоятельства, путь к познанию Господа действительно существует. Если вы христианин, страстно желающий вступить на этот путь, вы должны принять сознательное и твердое решение жить честно. Это очень непростое и весьма болезненное решение. Поскольку мы все понимаем, что жизнь в падшем мире не такая, как нам хотелось бы, требование погрузиться в нее с головой кажется нам неразумным. На неприятности лучше закрывать глаза.

Но не так поступал Господь. Он принимал жизнь, как она есть, а не как нам хотелось бы. Если мы желаем узнать Бога и вкусить Его любви, мы должны смело взглянуть в лицо действительности, какой бы малоутешительной она ни была. А она непременно будет таковой.

Позвольте мне напомнить вам некоторые из мыслей, высказанных мной в этой книге. Честный взгляд на жизнь и на то, что мы обнаруживаем в своем внутреннем мире и в своей душе, производит в нас смятение. Он порождает в нас чувство разочарования в людях, которые в самые ответственные и трудные для нас моменты, не проявили к нам теплоты и участия. А также он дает нам осознание собственной греховности, открывая глаза на те подспудные уловки, которыми мы разрушаем любовь.

Смятение, разочарование и осознание греха – и это вы называете дорогой к радости? Или, быть может, это лишь окольная тропа, ведущая к всепоглощающей тоске и погружению в себя, которые вызывают в нас чувство надменного презрения ко всем тем «поверхностным» людям, у которых не хватает мужества быть честными с самими собой, и при этом дающая нам ощущение радости жизни?

Все исходящее от Бога неизбежно отражает характер Христов в тех, кто принимает этот дар. Смятение должно вести нас не к злобе и отчаянию, но к вере. Господь совершает Свое дело, воплощая Свои благие замыслы, продираясь через завалы нашей разбитой жизни, не требуя от нас ничего невозможного. Наша вера порою оказывается слаба, но вера, приобретенная во времена горя и смятений, крепка и тверда.

Разочарование может ввести нас в такое состояние, что мы начнем бояться сближаться с людьми из страха, что нас снова обидят. Когда мы страдаем от нечистоплотного поведения христиан, когда наши дети стоят на грани совершения ужасной ошибки, когда церкви или другие христианские организации слишком бурно занимаются «Божьим делом», позабыв о нуждах отдельных маленьких людей, в нас возникает сильное желание порвать со вся и всеми. Для того, чтобы завести близких друзей, нам зачастую приходится преодолевать такие трудности, что мы предпочитаем держаться от окружающих на более ли, менее безопасном расстоянии.

Однако разочарование может-таки привести нас к надежде. Если, несмотря на все страдания, мы отдаем себе отчет в том, чего желает наше собственное сердце, тогда радужная перспектива в один прекрасный день оказаться перед Христом может превратиться в страсть – в тот якорь, который в самую страшную бурю сможет удержать нас на месте. Надежда, которая движет нас вперед в самые трудные и одинокие моменты жизни, должна занять первое место среди остальных наших привязанностей.

Осознание своей греховности и недостатка в нас любви может тронуть нас до глубины души. Но если мы видим грех только в наиболее очевидных его проявлениях, таких, как нравственное преступление или бесшабашное поведение, мы можем превратиться в неплохих, но суховатых» людей, чьи отношения с окружающими будут неестественными и чопорными. Мы так и не научимся любить. Мы сумеем разобраться в собственном грехе, только став более чуткими к тому, как мы нарушаем заповедь любви, и к своей защитной манере общения.

Понимание того, что в каждый момент нашей жизни нам приходится выбирать, позаботиться ли нам о себе или отдать предпочтение другому, способно вывести нас из равновесия.

Многим из нас никогда не приходилось сталкиваться с нравственными проблемами такого плана. Мы можем достаточно убедительно говорить о почитании других выше себя, не желая признавать, что самим нам не удается достичь этого. Когда же мы приходим к осознанию своего несовершенства, уродство нашего греха может привести нас к искреннему покаянию, которое открывает перед нами новые горизонты любви. А любовь, произрастающая из искреннего покаяния в грехе самозащиты, богата и притягательна.

Смятение вскармливает веру, разочарование дает надежду, осознание греховности ведет нас к любви. Путь к духовной зрелости требует от человека решимости заменить свою ложную уверенность, напускную удовлетворенность и ограниченную духовность на смятение, отчаяние и самообличение в грехе, которые, в свою очередь, образуют почву для развития веры, надежды и любви.

Шагая по этому пути, помните о главном. Во-первых, вы не должны позволять смятению лишать вас уверенности в основных христианских истинах. Не отступайте от них ни на йоту. Вы знаете, что есть Бог, что Он вас любит, что Он послал Сына Своего умереть за ваши грехи, что Он обещал никогда вас не покинуть, и однажды Он вернется, чтобы все исправить. Напоминайте себе об этом непрестанно. Когда вашу душу будет переполнять смущение, размышляйте о важности этих непреложных истин до тех пор, пока они не превратятся в пламя, пылающее в вашей душе. Укрепляйте свою веру, регулярно читая Писание.

Во-вторых, не позволяйте разочарованиям вставать на пути вашей радости тому немногому, что способно доставить нам удовольствие в этой жизни. Будьте благодарны и признательны за то добро, которое делают вам ваши супруг, дети, родители или друзья, наслаждайтесь их теплотой и любовью. Пусть их недостатки влекут вас к надежде на лучшее будущее, но умейте также ценить и настоящее.

Изо всех сил старайтесь сохранять некоторое равновесие в жизни. Когда вас переполняют разочарования, не давайте вашей боли превратиться в черную дыру, грозящую поглотить вас. Созидательная боль не мешает нам жить нормальной жизнью: работать, заниматься спортом, шутить, принимать гостей, делать уборку или ремонт, ходить по магазинам, заниматься детьми. Твердое решение получать от жизни удовольствие, пусть недолговечное, – это отражение вашей надежды на то, что в один прекрасный день вы сможете в полной мере вкусить радость удовлетворения.

В-третьих, не позволяйте, чтобы осознание своего греха препятствовало вам делать людям добро. Пока вы будете ждать, что в вас возникнет абсолютно бескорыстное побуждение к какому-либо действию, вам очень долго придется просидеть без дела. Любой добрый поступок можно разобрать до мельчайших деталей и выявить его несовершенство. Отрешитесь от этого и просто навестите друга в больнице, помогите соседке в огороде, поприветствуйте новичка в церкви, подумайте, как еще вы могли бы доставить радость ближнему. Когда вы испытаете на себе сокрушительную силу самообличения, влекущего вас к покаянию, тогда вы сможете совершать все эти поступки с большей любовью. Но только не теряйте попусту время – действуйте!

Не забывайте о тех истинах, в которых вы твердо уверены, наслаждайтесь всем тем хорошим, что даровал вам Господь, и старайтесь всячески проявлять свою любовь к людям. Но не запирайте свою душу от смятений и разочарований, будьте готовы к осознанию своей собственной греховной натуры. Помните о своем намерении честно встречать все трудности жизни. Боритесь с желанием защитить себя от окружающих и с искушением махнуть на все рукой.

Читайте Слово Божие, молитесь, поклоняйтесь Господу, заводите близких друзей, побольше общайтесь с теми, кто, подобно вам, принял решение принимать жизнь, как она есть. Когда страдания, причиненные вам этой жизнью, переполняют сердце, мы должны обратиться к божественной истине Писания, должны открыться Духу Божию и опереться на поддержку семьи Христовой. Все эти три компонента необходимы для того, чтобы продолжать возрастать в вере, надежде и любви.

Главное – не сдавайтесь, ибо существует путь, ведущий к глубокой внутренней перемене!