5. Реки воды живой? тогда зачем столько боли?

Один мужчина пришел ко мне однажды на консультацию и первое, что он сказал, было:

— Доктор, я хочу как можно скорее почувствовать себя счастливей.

Я помолчал мгновение, а затем ответил:

— Мой вам совет: возьмите ящик любимого вина, найдите парочку покладистых особ и отправляйтесь на месяц на Багамы.

Теперь уже он оказался озадаченным. Он ошарашенно посмотрел на меня и спросил:

— А вы, вообще-то, христианин?

— А что?

— Да совет ваш какой-то не библейский.

— Но это лучшее, что я могу вам посоветовать, учитывая характер вашего пожелания. Если вы действительно хотите сию минуту почувствовать облегчение и избавиться от всех неприятных переживаний, тогда я не советую вам следовать за Христом. Пьянство, разгул и романтическое путешествие будут гораздо эффективнее. Это, конечно, ненадолго, но на какое-то время вы действительно получите то, чего хотите.

По всей Америке проповедники собирают огромные залы и создают весьма многочисленные общины на одном лишь обещании мгновенного и безоблачного счастья. В наши современные представления о христианской радости непременно входят нетерпеливое ожидание каждого нового дня, безмятежная, согретая старость, а в довершение всего — вечное блаженство на небесах.

Библейские авторы видели мир в ином свете. Человеку необходима вера потому, что жизнь порой становится запутанной и тяжелой. Надежда на лучший день — это все, за что мы можем уцепиться в трудный момент, в час жизненных испытаний. А любовь — это единственное, что дает нам возможность совершить свой жизненный путь, уготованный для нас Господом, и ощутить радость общения с Богом и людьми. Вера, надежда и любовь должны служить человеку опорой в этом сложном мире. Подобное отношение к жизни поможет нам больше, чем пустые обещания радости и блаженства.

Однако наш Господь действительно говорил о реках воды живой, текущих в душах людей, которые приходят к Нему. Что же Он имел в виду? Неужели в христианской жизни есть место не только для стойко переносимых страданий?

Что такое жизнь с избытком

В своей жизни мне частенько доводится испытывать приятные переживания. Я, например, люблю на пару часов растянуться на диване с хорошей книгой в руках или провести вечер с друзьями, сделать пробежку на свежем воздухе или посидеть с дорогими мне людьми за обеденным столом.

То, чем я зарабатываю себе на жизнь, приносит мне огромное удовлетворение. Конечно, как и во всякой работе, здесь не обходится без расстройств и переживаний. Люди и их проблемы иногда напоминают мне разлившуюся реку, в которой я отчаянно барахтаюсь, чтобы удержаться на плаву. Временами я чувствую, что опять иду ко дну. Но вода в конце концов спадает, я достигаю берега и снова возвращаюсь к чтению лекций, написанию книг, поездкам на семинары и разговорам с людьми об их многотрудной жизни. Так что большую часть времени своей работой я занимаюсь действительно с удовольствием.

Моя семья и друзья тоже являются для меня источником неподдельной радости. В любых отношениях между людьми есть определенная доля напряженности, порой весьма продолжительной, и мои взаимоотношения с окружающими — не исключение. Однако большинство людей, с которыми я общаюсь, вызывают во мне глубокую, искреннюю признательность и самые теплые чувства. Среди христиан найдется немало тех, кто готов признать, что смысл их жизни — в стремлении к удобству, в желании получить любимую работу и наладить хорошие отношения с людьми. Однако всем нам встречались и такие, которые всю жизнь прожили ради достатка и успеха, но, добившись своего, все же ощущали в душе ужасную пустоту. Мы же научились справляться с подобными ощущениями. У нас есть все составляющие хорошей жизни плюс необходимый христианский набор: искренние верования, нравственная цельность и активная вовлеченность во все церковные дела.

Но разве такую жизнь обещал нам Христос, когда говорил о реках воды живой, текущих из нашего чрева? Мне кажется, что многие из нас хотели бы верить в то, что личное спокойствие и твердая духовная позиция определяют жизнь с избытком, обетованную Христом. Я не отрицаю — я люблю комфорт. Я искренне радуюсь, когда у моих сыновей все в порядке, а мы с женой прекрасно ладим, наслаждаясь общением друг с другом. Я с нетерпением ожидаю славного обеда в кругу близких друзей. Но я знаю, что нечто в глубинах моего сердца требует большего — поэтому я не покладая рук тружусь над своими отношениями с Богом, обновляя и освежая свою приверженность Ему, без устали размышляя над Его Словом. И когда я одновременно ощущаю душевное спокойствие, духовную твердость и уверенность в себе, я действительно чувствую себя довольно неплохо. Но только ли это привносят в нашу жизнь реки воды живой?

Многие церкви, в особенности те, которые транслируют свои богослужения по телевидению, всякий раз, когда приглашают людей поделиться, что для них значит Христос, имеют обыкновение обращаться только к тем, чья жизнь в данный момент складывается достаточно удачно. С кафедр постоянно несутся слова: «Спокойствие и искренняя вера — и то, и другое достижимо. Доверьтесь Богу, и, если вы полны решимости следовать за Ним, Он удалит из вашей жизни все, что доставляет вам неудобство».

Я часто думаю, сколько душевных мук и жестоких переживаний вызвали эти свидетельства в людях, которые искренне посвятили себя Христу, но продолжают испытывать непреодолимое и необъяснимое беспокойство. Когда выступающие рассказывают свои истории о теплых семейных воссоединениях, о детях, готовящихся к миссионерскому служению, о радостном примирении, пришедшем на смену напряженности в отношениях, о материальных потерях, которые Бог чудесным образом восполнил, — сколько сердец при этом ликует во благости Божьей!

Что чувствует женщина, чей муж три года назад бросил ее после тридцати лет совместной жизни и теперь открыто живет с девушкой вдвое моложе его? Надежду? Смятение? Горечь? Что чувствуют бабушка с дедушкой, которые не могут видеться с внуками, потому что женщина, на которой женился их сын, непонятно почему невзлюбила их? А как насчет одинокой девушки, которой тошно от наивности и несерьезности ее молодежной группы в церкви и которая тоскует по нормальным, взрослым отношениям? Становится ли она счастливее, слыша свидетельства людей, славящих Бога за их личное благополучие и смиренно благодарящих Его за дарованные им возможности плодотворного служения? Или она просто постепенно теряет надежду обрести настоящую радость?

Большинство из нас, даже люди вроде меня, которые вполне благополучны и в жизни своей испытывают немало законных удовольствий, которые искренне намерены следовать за Христом, имеют в душе множество безответных вопросов, настоящих и весьма ощутимых проблем и разочарований и ужасную, ноющую пустоту, которую не заглушить даже лучшей на свете дружбой. Как нам быть? Закрыть глаза на то, что происходит у нас внутри и сосредоточиться на достижении блаженства и душевного комфорта, смиренно исполняя свое христианское служение? Боюсь, что большинство людей, у кого в жизни достаточно удовольствий, чтобы избегать необходимости думать обо всех этих печальных вопросах и копаться в своих растревоженных чувствах, именно так и поступают. Тем же, чьи тяготы и заботы тяжким бременем давят на их плечи — разбитые браки, непослушные дети, тоскливое одиночество, — что ж, им остается только молиться и надеяться, что Господь восстановит их душевное спокойствие.

Такое отношение превращает церковь в своеобразный элитный клуб, предлагающий свои привилегии только тем, кто обладает достаточным везением и приличными манерами, чтобы стать его членом. Мы сидим воскресенье за воскресеньем, наслаждаясь общением с людьми, которые чувствуют себя удобно и уверенно, в то время как сокрушенные сердцем и бедные глазеют на нас через окно — кто с негодованием, кто с завистью и отчаянием.

Если мы хотим стать общиной вновь преображенных людей, нам следует не только признать, что мы жаждем, но и постараться тщательно разобраться в том, что Христос обещал сделать с этой жаждой. Обещал ли Он душевный комфорт, даруя нам приятных собеседников и друзей, успешную карьеру и всяческие увеселительные мероприятия, при условии, конечно, что мы отплатим Ему некоторой преданностью и определенным рвением? Или эти журчащие реки, эта жизнь с избытком — нечто совсем иное? Возможно ли совершенно не иметь нормальных отношений с собственным мужем — и все же наслаждаться прохладой вод? Может ли мать, чей молодой самостоятельный сын далек от Господа, знать, что такое мир и покой?

Наш Господь обещал исполнить наше сердце потоками воды живой. Если Его слова не являются залогом нашего душевного спокойствия в обмен на духовное рвение — в чем я лично сомневаюсь, — тогда о чем же Он говорит? Если Он обещал реки воды живой всем, кто придет к Нему, тогда почему жизнь многих искренне верующих людей исполнена боли?

Я убежден, что внутренняя перемена может помочь нам вплотную прикоснуться к жизненно важной для нас реальности Христовых обетований. Чтобы правильно понять, как мы можем черпать из глубин Его колодца, мы должны более основательно изучить желания собственной души.

Три вида желаний

Когда наш Господь обещает дать нам воды живой, Он говорит, что реки ее потекут из нашего «чрева». Слово, переведенное с древнееврейского как «чрево», обозначает некое полое место внутри человека; другое значение этого же слова — «жажда» или «склонность». Значит, Христос намеревается заняться нашими глубинными желаниями. Существует, конечно, множество других потребностей различной значимости, однако Христос не гарантирует их удовлетворения по эту сторону небес.

Итак, в глубинах человеческого сердца всегда существуют какие-то устремления, без которых наша жизнь немногого стоит, — назовем их насущными желаниями. Мы были созданы, чтобы жить с Кем-то любящим и участливым, с Кем-то непобедимым и сильным, с Тем, Кто дает нам силы совершать предписанное нам свыше дело. Без дружбы и любви, без поддержки и взаимопонимания жизнь бессмысленна и пуста. Ничто не может заполнить эту пустоту. Каждому человеку Господь положил испытать в своей жизни нечто определенное, поэтому ни наши несовершенные друзья, ни увлекательная работа, ни острые ощущения, ни разнообразные удовольствия, ни что-либо другое не может ответить нашим насущным желаниям. Это может сделать только Бог.

Но если у нас есть насущные желания, значит, у нас должны быть и желания, менее животрепещущие. Эти «ненасущные» желания можно разделить на два типа. Назовем их крайне важными и второстепенными.

У всех нас глубоко в сердце есть потребности, удовлетворить которые может только Господь, и многие из них кажутся нам крайне важными. Например, стремление почувствовать со стороны мужа любовь и уважение, желание близких и открытых отношений с собственными детьми и надежда на то, что жизнь их будет обеспеченной и счастливой, необходимость в друзьях, которые знают, как важно оказаться рядом, когда вы нуждаетесь в них. Я считаю эти крайне важные желания вполне законными и естественными. Я думаю, все мы хотим иметь крепкие и здоровые взаимоотношения с окружающими нас людьми, которые наполняют нашу жизнь смыслом.

Третий тип наших устремлений, второстепенные, включают в себя все остальные желания — от самых пустячных, типа «Надеюсь, бабушка испечет сегодня мой любимый пирог», — до более значительных, типа «Надеюсь, врач будет доволен результатами моих анализов!». Слово «второстепенное» может ввести вас в заблуждение относительно того, что я, собственно, имею в виду. Некоторые потребности, которые я называю второстепенными, могут внезапно оказаться жизненно значимыми, как, например, отсутствие страховки при случившемся в доме пожаре. Основным критерием в различении этих трех видов желаний, на мой взгляд, является критерий личных взаимоотношений каждого конкретного человека с окружающими его людьми. Так, если исполнение вашего желания требует только ваших собственных усилий, то я бы назвал такое желание второстепенным. Если же для этого требуется посторонняя помощь или участие, тогда, пожалуй, оно крайне важно, но если для его воплощения в жизнь не обойтись без божественного вмешательства, тогда подобное желание мы можем по праву отнести к насущным.

Последствия неудовлетворенных желаний

Только столкнувшись с болью разочарований и чувством неудовлетворенности, мы начинаем понимать, как важно уметь разделить свои потребности по этим трем степеням значимости. Когда неудовлетворенными оказываются второстепенные желания, мы ощущаем умеренное неудобство. И хотя беспокойство, которое оно нам доставляет, может быть порой весьма сильным, тем не менее нам вполне по силам справиться с ним, тем более что оно не представляет опасности для существования нашей личности. Даже возможная смерть — это лишь угроза физической жизни, а не духовной. Итак, когда не исполняются желания второстепенной важности, мы все-таки можем взять себя в руки — иной раз с легкостью, иной раз, сжав зубы, — и продолжить жить дальше. И христиане, и люди неверующие в подобных обстоятельствах могут найти в себе достаточно сил, чтобы вести более-менее спокойную и уравновешенную жизнь.

Крайне важные желания — это другое дело. Когда то, чем мы занимаемся, не имеет для нас никакого значения, когда мы безразличны людям, которых любим всем сердцем, когда мы страдаем от того, что не удержали человека, дороже которого нет на белом свете, мы ощущаем в душе ужасную пустоту, осознание которой причиняет нам нестерпимую боль. Физические страдания иногда переносить легче, чем тоску одиночества, всеобщую отверженность или неудачу. Когда наша острая потребность в дружбе и в чьем-то участии, потребность в какой-либо работе во благо других людей оказывается неудовлетворенной, мы испытываем не просто умеренное неудобство. Мы ощущаем глубокую печаль, безысходность, от которой опускаются руки, которая на какое-то время опустошает наши души, лишая нас сил и желания продолжать жить дальше. Но время вкупе с другими событиями жизни лечит наши раны. Не всегда, но довольно часто. В нас возрождается стремление идти навстречу жизни, к нам возвращается способность наслаждаться былыми удовольствиям и желание исполнять свой забытый долг. Наша жизнь вновь наполняется красками, возможно, не очень яркими, но вполне достаточными, чтобы расцветить нашу серую действительность.

Третий тип потребностей — это нечто совершенно другое. И крайне важные, и второстепенные желания включают в себя необходимость взаимоотношений с другими людьми. Но мы хотим таких отношений и такого взаимопонимания, которых нам не может дать ни одно человеческое существо. Мы все были созданы, чтобы испытать на себе бесконечную любовь со стороны Того, Кто не требует ничего взамен, и чтобы чувствовать живейшие участие в своей жизни Того, чьи намерения имеют для нас первостепенное значение. Только Господь может дать нам то, чего более всего жаждет наша душа. Когда насущные потребности не удовлетворены, мы чувствуем боль, от которой желаем избавиться. В подобном случае не поможет даже время, разве что оно научит нас закрывать глаза на реальное положение вещей и делать вид, будто ничего не происходит. Когда мы страдаем от боли, поддержка друзей и многообещающие удовольствия значат для нас не больше, чем ведро песка для томящегося жаждой путника. Жизнь ускользает, струится сквозь пальцы, и это не болезненная игра воображения — увы, это слишком реально. Без Того, Кто заботится о нас, без какого-либо полезного и важного занятия жизнь — это лишь сплошная череда несчастий и боли, это переживание, которое нам необходимо избежать, как-нибудь изменить или попросту отвергнуть. Жизнь, которая не может удовлетворить наших самых насущных желаний, — это начало ада.

Поиски путей осуществления желаний

Когда Христос обещал наполнить нас водой живой, Он, конечно, хотел даровать избавление жаждущим. Это ясно. Менее понятно, какую жажду Он намеревается утолить, как Он думает это сделать и когда же мы можем надеяться ощутить на себе последствия Его заботы.

Чтобы лучше понять, как Христово обетование воды живой воплощается в жизни жаждущих людей, давайте изобразим все это на схеме, где каждый тип человеческих желаний обозначим в виде круга и расположим эти круги концентрически:

Мы живем, наиболее четко осознавая свои наименее важные потребности, и в результате более озабочены удовлетворением именно их, не обращая внимания на главное в жизни. Мы прилагаем огромные усилия, чтобы обеспечить себе комфорт. Когда мы вкусно едим и сладко спим, мы чувствуем себя прекрасно.

Давайте на нашей схеме обозначим приятное ощущение удовлетворенных второстепенных желаний закрашенным внешним кругом:

Практически всем нам в жизни приходится иметь дело и с крайне важными желаниями, особенно когда мы испытываем трудности во взаимоотношениях с другими людьми. Мы злимся и чувствуем, что нас предали, когда супруга холодна и сдержанна с нами, мы страдаем, когда друзья забывают о нашем существовании. Однако когда у нас на личном фронте все в порядке, когда с окружающими у нас теплые и здоровые отношения, мир может показаться неплохим и довольно приятным местом обитания. Мы с благодарностью воспеваем Бога, искренне смеемся шуткам и с нетерпением ожидаем вечера в кругу своих старых знакомых. Мы действительно чувствуем себя прекрасно. Если какие-либо из наших второстепенных желаний остаются неудовлетворенными, мы можем ощутить некоторое неудобство, но нам кажется, что на «более глубоком уровне» у нас все в порядке. Это ощущение на схеме можно изобразить следующим образом:

К сожалению, очень немногие искренне верующие люди знают, что значит вкусить реальность присутствия Божьего, когда, казалось бы, весь мир рушится вокруг них. Их материальные блага могут быть весьма скудными, а друзья далекими и бесчувственными, но Христос каким-то непостижимым образом властно и нежно проникает в самые глубины их души. «Лишь Иисус вызывает в моем сердце трепет» — вот свидетельство особого типа людей, чья жизнь остается таинственно притягательной даже в час испытаний. У этих верующих дела обстоят таким образом:

Мне кажется, ситуация, изображенная на этом рисунке, чаще проявляется на словах, чем в реальной жизни. Наполненность жизни в двух внешних кругах люди зачастую ошибочно принимают за великую радость Богопознания. Наслаждение благословениями Божьими, которых мы все столь упорно добиваемся, иногда путают с наслаждением общения с Богом-личностью.

Любому нормальному человеку свойственно горячо желать того, чтобы все три круга его жизни были заполнены: благоприятные обстоятельства, прочные связи и Богообщение. В этом — суть христианской надежды. Вопрос же состоит не в конечной уверенности в совершенном счастье, а во времени его наступления.

Похоже, существуют два основных представления, довольно общих, относительно того, как обрести долгожданную радость. Одно из них — это то, что Господь заполняет круги желаний от внешнего к внутреннему. Сначала Он создает нам материальный комфорт, дает нам здоровье и достаток. Затем, по мере развития, улаживаются наши отношения с людьми: крепнут брачные узы, а при общении с другими, достигшими тех же высот верующими, мы учимся ценить свою личность, свою привлекательность, учимся наслаждаться своим деньгами. Затем все вместе, в едином порыве, как община совершенных и счастливых людей, мы славим Бога за Его благость. Его благословения ведут нас к более реальному ощущению Его присутствия. И хотя это довольно распространенная точка зрения, она, насколько я понимаю Писание, определенно уводит людей от зрелости.

Второе представление рассматривает этот процесс совершенно иначе. Согласно этой точке зрения глубочайшая полнота понимания жизни приходит во время трудностей в материальном положении или когда мы бьемся над проблемами и натянутостью в отношениях. Знание Божье развивается внутри нас, глубоко в душе.

Эти два противоположных пути можно легко изобразить на нашей схеме:

ПУТЬ 1

ПУТЬ 2

ТЕРНИСТАЯ ДОРОГА К БОГУ

Эти рисунки, конечно, не отражают всех возможностей того или иного пути. Они лишь выделяют основную мысль каждого из них. Второй путь, который, как мне кажется, лучше отражает истинную природу духовного роста, имеет главным принципом следующее: до тех пор пока мы не признаемся самим себе, что жестоко разочарованы в обстоятельствах собственной жизни и в окружающих людях, (в особенности в последних), мы не сможем устремиться ко Христу как к источнику утоления своей глубокой жажды. Или, проще говоря, мы редко соглашаемся на сознательную зависимость от Бога, когда жизнь наша удобна и благополучна.

Говоря, что из чрева нашего потекут освежающие потоки воды живой, Христос обещал помочь нам справиться с насущными желаниями. (1) При этом Он ни слова не сказал о том, что дарует нам материальные удобства, цветущее здоровье и занимательный досуг. Нам также не следует ожидать, что Господь наладит наши отношения с людьми, сделав их как по заказу теплыми и приятными. Но мы должны четко понимать, что Его обетование хлеба насущного и обещание, по милости и щедрости Своей, даровать нам все, в чем мы нуждаемся, дает нам право рассчитывать на помощь Бога в достижении нами высшего предназначения, Им же для нас уготованного.

Такого рода обетование, видимо, не гарантирует нам безоблачной жизни во всех ее проявлениях. Напротив, именно потому, что в Его намерения входит привлечь нас к Себе и поскольку мы как раз и были созданы, чтобы наслаждаться общением с Ним, нам нужно честно и откровенно признаться, что на сердце у нас лежит глубокая тоска, которая, когда мы начинаем размышлять о наших взаимоотношениях с людьми, порой перерастает в невыносимое отчаяние. Того, чего мы желаем, просто не существует в этом мире, но, будучи натурами падшими, мы, естественно, ищем радости где угодно, только не в отношениях с Богом. В результате нас ожидает неизбежное и глубокое разочарование. Однако именно это разочарование, должным образом переживаемое, может привести нас к Богу.

Те, кто имеет близкие отношения с Христом, ощущают свое столь плачевное состояние наиболее остро. Сознание того, каким должно быть положение вещей, делает реальное положение вещей еще более ужасным. Как бы полно мы ни вкушали от познания Божия, мы не можем не видеть всех ужасов жизни, которую ведут падшие существа в падшем мире. Это было не под силу даже Господу нашему Иисусу Христу. Он находился в совершенном общении с Отцом и все же был Мужем скорбей, Которого заставляло плакать людское жестокосердие.

Нам просто необходимо избавиться от существующего представления о том, что смиренный христианин, по определению, должен всегда находиться в отличном расположении духа. Реки воды живой, омывающие наши сокровеннейшие желания, помогают нам проникнуться Его присутствием в нашей жизни ныне и Его обетованиями нам на будущее, но они не уничтожают боли, причиняемой неудовлетворенными желаниями разной степени значимости. Поэтому мы не должны измерять качество наших отношений с Богом наличием или отсутствием несчастливых эмоций. Например, когда ребенок перестает слушаться родителей, то боль, которую они испытывают, не просто нормальна — это вполне здоровое чувство. А духовная зрелость даже немного усиливает страдание, потому что она дает более глубокое осознание того, сколь трагична непокорность.

Однако вопреки неизбежным жизненным перипетиям человек может оставаться стойким и непоколебимым, какие бы беды ни обрушивались на его голову, ибо ничто не может отлучить нас от любви Божией, — это то самое, чего более всего жаждет душа рассудительного и благоразумного человека. Изменить свой внутренний мир означает научиться пить живую воду неизменной любви Божьей. И тогда наше самосознание и верное понимание своего предназначения, а также радость существования дадут нам силы жить, даже когда нам приходится несладко.

Поверьте, многие люди столь ясно видели и ощущали Христа, что с готовностью шли за Него на костер, подобно тому, как человек, переживший предательство и незаслуженно жестокое обращение, с надеждой и уверенностью вновь решается на близость с другим человеком. Такое хотя и редко, но все же случается.

В жизни честных людей тоже неизбежны несчастья — это могут быть и физические страдания, и проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми. Но те, в чьем сердце произошли глубокие перемены, явственно ощущают Божью благость. Они устремляются к Нему, даже когда жизнь манит их долгожданным, но несколько слащавым покоем уютных домов, крепким здоровьем или счастьем от общения с многочисленными друзьями, и они тянутся к Нему еще сильней, когда все эти радости пропадают.

Итак, давайте подведем итог.

1 . Bce мы жаждем. Мы желаем:

а) физических удобств (второстепенные желания); б) хороших отношений с людьми (крайне важные желания);

2. Христос не обещал удовлетворять все наши желания. Поэтому на своем пути мы можем столкнуться со множеством трудностей — как материальных, так и духовных. Обетование в Евангелии от Матфея (6:25-34) можно истолковать таким образом, что Господь поможет нам исполнить наше жизненное предназначение и претворить в жизнь Его замысел. Он вовсе не обещает дать нам все необходимое для утоления наших минутных увлечений.

3. Он обещал удовлетворить наши насущные потребности, однако:

а) доступное ныне удовлетворение — это лишь легкая закуска, настоящий пир начнется позже. Поэтому мы будем по-прежнему страдать, желая иметь больше, чем имеем сейчас; б) удовлетворение насущных потребностей не ослабляет боли разочарования, когда наши второстепенные или крайне важные желания остаются неудовлетворенными.

4. Для трезвомыслящего христианина разочарование — это реальная и неизменная действительность, по крайней мере, в силу трех причин:

а) совершенную радость Божью мы будем иметь лишь на небесах; б) никакие отношения на земле не могут быть совершенны, поэтому наши крайне важные потребности неизбежно окажутся неудовлетворенными; в) падшие люди для удовлетворения своих насущных проблем, естественно, хотя и ошибочно, полагаются не на Божью милость, а на иные средства. Они надеются, что деньги, успешная карьера, любящий супруг, прекрасно воспитанные дети или хорошая церковь могут дать им счастье. В результате они только обостряют свою боль и усиливают горечь разочарования, излишне полагаясь на обстоятельства и на окружающих людей. Все это привносит в нашу жизнь обиды, страхи, недовольство собой и угнетенное состояние духа.

Желания нашего сердца должны быть прочувствованы. Разочарование нашей души должно быть испытано. Только тогда мы научимся без оглядки следовать за Богом и страстно ожидать Его прихода, когда Он раз и навсегда исполнит все наши мечты и надежды. И только тогда мы сможем освободиться от эгоистической тревоги о наших неудовлетворенных желаниях, только тогда в нашем сердце расцветет истинная любовь к Богу и к людям. Следующая глава призвана научить нас правильно воспринимать неутешительную действительность.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Следует отметить, что сам факт существования наших взаимоотношений с Христом и качество этих отношений, сообразованных с его точкой зрения, способствуют исполнению наших глубочайших желаний. Полному же их удовлетворению в нашей земной жизни препятствуют две трудности. Во-первых, мы можем ощутить и насладиться присутствием Божьим только через веру. Напрямую встретиться с Ним, лицом к лицу, мы сможем лишь много позже. Во-вторых, наша вера несовершенна. Чудо присутствия Христа в нас заглушается нашим весьма смутным представлением о том, Кем Он, собственно, является. Поэтому даже высшая степень радости и удовлетворения, которую мы можем испытать здесь, не сравнима с той, которая ожидает нас на небесах.