Введение: Иисус есть путь

«…ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого…» (1 Коринфянам 2:2).

Иногда мне интересно: а может быть, пути решения жизненных проблем на самом деле гораздо проще, чем это себе представляет наша умудренная психологией культура? Сложная теория Фрейда в сегодняшнем мире становится менее интригующей для обыкновенного человека, чем в прошлые времена, а «поп-психология», принявшая лишь формы христианства благодаря Роберту Шуллеру или же оставленная мирской усилиями Уэйна Дуайера, чисто внешне соответствует современному воображению. Многие люди склонны находить простые, ничем не усложненные ответы на самые главные и волнующие вопросы жизни.

Вероятно, тенденция к простым ответам — это хорошо. Да, слишком часто это побуждает людей наивно принимать идеи, оставляющие без внимания те сложности, о которых необходимо помнить, чтобы адекватно понимать происходящее. Данная тенденция, возможно, отражает желание найти безболезненные, быстрые ответы, вместо того чтобы идти по трудной дороге к настоящему счастью.

Но все равно, готовность поверить в то, что существуют простые ответы, может быть и преимуществом. Наверное, ответы на важные вопросы действительно просты. Трудным может быть практическое решение сложных личных проблем, но их, вероятно, легко обнаружить, понять.

Когда я в буквальном смысле проводил тысячи часов, стремясь удержать супружеские пары от разводов, мне много раз приходила в голову одна и та же мысль: если бы мужья больше внимания уделяли своим женам, а жены перестали бы пытаться изменить своих мужей, большая часть таких браков стала бы прочнее. В этом нет ничего сложного. Главным же препятствием на пути к этому является упрямство, а не недостаток понимания.

Дети, я думаю, стали бы более управляемыми и милыми, если бы родители отвечали ясно и серьезно на те немногие элементарные вопросы, которые дети им задают. Первый вопрос: «Ты меня любишь?». Правильный ответ: «Да, очень — ведь ты видишь, что я отдаю тебе все силы, и знаешь, что я никогда не брошу тебя». Второй вопрос: «Могу ли я делать то, что мне хочется?». Правильный ответ: «Безнаказанно — нет. И ты видишь, к чему привело то, что человек отошел от Бога».

Люди, страдающие невротическим беспокойством (те, которые в большей степени склонны нервничать, чем остальные), если задумаются над тем в какой сфере их жизни Бог не радуется их будущему, и научатся более серьезно воспринимать Его обетования, могут быстрее найти покой, чем если они будут принимать лекарства и думать над тем, какие травмы в детстве стали источником страха для них.

Депрессию легче побороть, поняв настоящую цель христианства в жизни человека, то, какую надежду на завтрашний день оно дает человеку, чем при попытке заглушить свою подавленность и боль посредством терапевтического катарсиса.

«Доверьтесь и слушайтесь, ибо нет иного пути к счастью, кроме как через Иисуса». Действительно ли это может быть так просто, как поется в гимне? Почему подобный образ мыслей кажется таким безнадежно наивным и до опасного поверхностным? Почему люди, которые говорят о том, что «Иисус — это ответ», воспринимаются как недалекие фанатики, а не как разумные профессионалы, предлагающие действенные меры помощи?

Если существует «простота во Христе», которая находит свое применение в консультации, то она так или иначе ускользнула от мыслей и идей большинства психологов и богословов. Ни те, ни другие ничего не сделали для того, чтобы понять чисто практически, как грехопадение человека соотносится с анорексией, депрессией, гомосексуализмом или каким образом выход из таких ситуаций можно найти во Христе и Писании.

Психологи (и даже некоторые богословы и проповедники) часто определяют грех как недостаток самоуважения или неспособность любить — что угодно, только не нравственное зло, не противление, достойное осуждения. Поворачиваясь спиной к радикальному учению Библии о том, каким образом грех проникает во все фибры человеческой личности, они предлагают такие решения проблем, которые не требуют искупительной жертвы Христа на кресте. Их усилия решить проблемы без Христа облекаются в такие впечатляющие теории и подходы к современным исследованиям, что Божьи идеи после них кажутся просто до беспомощного общими и несовременными.

Богословы (в том числе и особо консервативные) всегда с разочарованием открывают для себя, насколько просты ответы на сложные вопросы жизни. За небольшим исключением, их высокий уровень образования, как правило, побуждает их тратить больше усилий на вопросы для дискуссий, чем на принципы, по которым необходимо жить. Записанная в Библии истина неким образом сокрыта от их глаз. Безжизненная ортодоксия породила поколение твердолобых христианских лидеров, которые просто не способны опуститься до забот простых людей.

Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я убежден в том, что серьезная учеба, которая, возможно, и не сразу откроет ученику все истины, необходима. Тщательное изучение Библии и богословия должно служить основанием, на котором строится все остальное. И ценность инструментов экзегезиса (библейские языки, контекстуальный анализ, знание культуры) трудно переоценить.

Но каким-то образом похвальное отношение к точности экзегезиса мешает дать конкретные ответы на многие вопросы, что приводит в расстройство коллег-ученых. И обеспокоенные родители, обиженные супруги, упрямые люди, оказавшиеся в депрессии, не- невидящие себя нервные больные обращаются за ответами на их срочные и личные вопросы к учителям Библии.

Значит, что-то здесь не так. Все истинное богословие, по самой своей природе, носит практический характер. Между академическим, духовным и практическим методами изучения Библии не может быть никакого разделения. Каждый из них неотделим от остальных. Божественная истина всегда принимается интеллектом, обогащает духовно и имеет бесценное практическое значение. И если это так, то она активно воздействует на человека. Истина всегда находится в движении к более глубоким взаимоотношениям. Если в нашей дискуссии не видно никакого продвижения, то истину здесь понять невозможно.

Однако по определенным причинам широта богословия не является гарантом глубины духовности или каких-либо знаний и умений. Знания в области экзегетики, основанные на знании первоначальных языков и культуры, сами по себе не гарантируют подготовку квалифицированных служителей, умеющих отвечать на острейшие нужды людей. Существует ошибочное разделение между академическим и практическим подходами.

Когда психологи не борются с греховным корнем эмоционального хаоса, а богословы отделяют учение от практики, люди продолжают жить в растерянности, так и не понимая, есть ли ответы на те вопросы, которые не дают им покоя. Не найдя никакой реальной помощи ни у психолога, который не способен привести их ко Христу, ни в проповеди, которая свидетельствует скорее о знаниях проповедника, но не доносит до людей Божью истину, обеспокоенные люди склонны искать разрешения своих проблем в радости, а не сверхъестественной реальности, в немедленном облегчении, а не в постоянном движении. Как следствие, множество людей сегодня имеет поверхностное и искаженное представление о том, что значит доверять Господу. С одной стороны, эмоциональная напряженность заменяет спокойную истину, и последовательной настойчивости предпочитают взбешенный фанатизм. С другой — христиане часто склонны уделять слишком много внимания ритуалу, что приводит подчас просто к самодовольству и чисто показной значимости происходящего.

Пасторы и другие христианские служители находятся в одной связке с остальными христианами. Им не помогают ни психологические идеи, находящиеся под влиянием гуманистической мысли, ни скучное и не имеющее никакого отношения к реальности богословие. В результате, стараясь помочь людям, они иногда тоже прибегают к упрощенным и бесполезным, но благочестиво звучащим идеям. Жаркие призывы исповедаться в грехе, раскаяться в нем и следовать Божьим заповедям (делать то, что хорошо и правильно) адресуются пребывающим в растерянности людям, которые порой просто не понимают, в каком грехе нужно исповедаться и какую реальную помощь приносит та или иная перемена в поведении. И сам по себе этот призыв не вносит никакой ясности в вопрос о том, каким образом меняется человек в результате всех этих действий. (Некоторые служители за более сильными призывами к покаянию лишь прячут свое неумение.)

Иеремия не мог относиться иначе, как только с презрением, к поверхностным религиозным руководителям своего времени, которые «врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет» (Иеремия 6:14). Те рекомендации, которые не помогают решению проблемы, могут на самом деле нанести большой вред. Служители часто обещают покой и исцеление от главной болезни, даже не пытаясь исцелить при этом непосредственный недуг.

Когда я выступаю в защиту простых решений, я ни в коем случае не хочу, чтобы меня причисляли либо

к поверхностным целителям, которые бойко говорят о вере и любви, либо к склонным все упрощать консультантам, которые могут, пожалуй, влиять только на чисто внешние перемены. Я вообще не хочу, чтобы меня относили к какой-нибудь группе христианских консультантов, которые не способны принять во внимание сложность человеческих проблем или болезненность роста личности. У меня нет также ни малейшего желания говорить о своей вере в незыблемость Писания, а потом самому же это Писание извращать. Я не хочу прибегать ни к аллегории экзегезиса, играя тем самым на спекуляции воображением, ни к тривиальности экзегезиса, скрупулезно выстраивая не имеющие никакой важности мелочи.

Работая над этой книгой, я стремился заложить основы для принятия простой (но скорее радикальной) идеи о том, что Иисус Христос есть путь, истина и жизнь, не впадая при этом в поверхностность или оторванность от реальной жизни. Чтобы достичь этой цели, необходимо понимать, каким образом психологический хаос на самом деле является результатом греховной жизни, в которой нет Бога. Нам также необходимо развивать такой подход к Писанию, который дает нам возможность не только понимать истину Слова, но и применять ее. Такой подход, я уверен, позволит нам увидеть, каким образом истина Библии соотносится с выявлением и лечением эмоциональных проблем.

Когда я думаю о природе библейской консультации, мне на ум приходят три предположения:

1. Если к Библии подходить правильно, то она может помочь понять структуру обсуждения каждого во проса, который необходимо задать консультанту;

2. Связь человека с Иисусом дает поистине неисчерпаемые возможности для разрешения всякой психологической (т.е. не органического происхождения) проблемы;

3. Сообщество Божьих людей, действующих вместе и стремящихся жить по истине Писания, является обязательным условием для понимания Божьих ответов на проблемы жизни.

Книга построена на основе этих трех главных идей, Первая говорит о важности Писания для решения всех вопросов, с которыми приходится сталкиваться консультанту. Вторая акцентирует внимание на взглядах людей и их проблемах, после чего становится ясно, почему Христос необходим для разрешения всех возникающих у человека трудностей. Третья рассматривает важные перемены в человеческой личности и указывает на то, каким образом действует библейское сообщество, чтобы стать необходимым условием в такого рода переменах.