Глава 3. Говорит ли Библия обо всех проблемах человека?

Является ли Библия учебником для консультанта или нет? Оказывает ли она реальную помощь в процессе обсуждения тех вопросов, на которые консультант должен ответить или нет? Может ли консультант, исходя из Писания, узнать, как помочь человеку преодолеть депрессию, или же ему придется обратиться к другим источникам? Существуют ли где-то на страницах книг Бытие или Откровение ответы на такие вопросы, как: «Каким образом мне справиться с неприятием со стороны пациента?», «Что на самом деле является причиной булимии?». Или же Бог никогда не задумывал Библию в качестве книги для ответов на «психологические» вопросы?

На какие бы вопросы Библия ни отвечала, она отвечает на них точно — возможно, что иногда не так детально, как нам бы этого хотелось, но всегда правильно. Когда Библия отвечает именно на те вопросы, которые не дают покоя консультанту, мы должны принимать эти ответы как авторитетные. И всякий раз, когда ответов в ней нет, необходимо и правомерно искать ответы на такие вопросы в других источниках.

Я должен сделать важное различие между двумя категориями проблем, каждая из которых генерирует свою группу вопросов:

(1) проблемы, обусловленные физическими (природными) причинами, и

(2) проблемы, обусловленные моральными причинами.

• Некоторые (но никак не все) случаи депрессии и другие аффективные нарушения.

• Поведенческие и эмоциональные проблемы, причинами которых могут быть химический дисбаланс, физические повреждения или дегенеративные болезни (например, симптомы беспокойства, связанные с менопаузой).

• Неспособность к обучению, вызванная нарушением восприимчивости, ранним дефицитом усвоения и т.п.

• Психоз, вызванный воздействием препаратов.

Проблемы второй категории — это проблемы, которые можно отнести к стратегии выбора (хотя факт выбора можно и отвергнуть) в ведении жизненной борьбы, что приводит к конфликту с верой в Господа и не отражает фактора послушания.

Как я надеюсь показать во второй части этой книги, большинство из того, с чем приходится иметь дело консультанту, относится ко второй категории и поэтому может отражать глубокие моральные проблемы. В этой и в следующей главе я хочу поговорить о важности Библии в деле построения ясной и адекватной структуры, помогающей понять и преодолеть проблемы второй категории.

Позвольте мне поставить вопрос прямо:

Может ли Библия дать нам ту структуру, которая поможет ответить на все вопросы, встающие перед консультантом?

Если мы уже выяснили вопрос об авторитете Библии, теперь необходимо поговорить о ее достаточности. Бессмысленно утверждать авторитет Библии и в то же время отвергать ее изначальную достаточность. Поэтому теперь очень важно определить, на какие вопросы Библия способна ответить без привлечения других источников.

Здесь можно занять по крайней мере три позиции.

1. Нет, Библия не является достаточным источником, потому что не дает прямых ответов на все вопросы о том, какой жизнью мы должны жить на земле и какому образцу нам надо следовать, чтобы наша жизнь была полезной.

2. Да, Библия является достаточным источником, потому что дает прямые ответы на все вопросы о том, какой жизнью мы должны жить на земле и какому образцу нам надо следовать, чтобы наша жизнь была полезной.

3. Да, Библия является достаточным источником, поскольку дает нам либо прямые, либо в известной мере исчерпывающие ответы на все вопросы о том, какой жизнью мы должны жить на земле и какому образцу нам надо следовать, чтобы наша жизнь была полезной. Всякий раз, когда Библия не отвечает на данную проблему в полной мере, она помогает нам выработать структуру, посредством которой мы можем найти адекватный ответ на данный вопрос.

Когда мы думаем над каждой из этих позиций, необходимо помнить о том, что Библия богодухновенна, непогрешима и авторитетна. Все, что говорит Библия, она говорит правильно. Все ее учения взаимосвязанны. И сейчас нам важно проверить, насколько она достаточна: достаточно ли написано в Библии для того, чтобы она могла помочь христианскому консультанту во всем, что он делает?

Позиция 1

Библия не дает прямых ответов на все вопросы, связанные с консультацией. Поэтому за помощью надо обращаться к теории и данным психологии.

Психология может сослужить полезную службу, потому что может помочь не только в таких вопросах, как неспособность к научению или лечение психозов, но и учит нас задавать провокационные вопросы о том, что происходит с людьми и как нам отвечать на их проблемы более адекватно. Но (и это надо выделить как существенную разницу между позициями 1 и 3) только Библия может дать нам авторитетные ответы и категории, с помощью которых можно определить, какой жизнью можно и должно жить. Позиция 3 подтверждает как авторитет, так и самодостаточность Библии.

Является ли Библия полезной книгой для консультанта? «Конечно, нет», — скажут многие христиане. «Бог никогда не собирался писать исчерпывающее руководящее пособие для консультантов, как никогда Он не собирался учить водопроводчика прочищать раковину. Библия говорит о духовном. Водопроводчики занимаются водопроводными трубами, зубные врачи — зубами, а консультанты — проблемами психологии. В зависимости от характера проблемы и надо читать соответствующие книги».

Если мы последуем этому мышлению, то, чтобы не просто получать дополнительный стимул от наблюдений, которые требуют объяснения, но и найти ответы на важные вопросы жизни, на которые Библия прямо не отвечает, можем прийти к идеям, которые являются результатом психологических исследований и опыта работы в клиниках. Многие допускают, что Писание показывает нам основные доктринальные и нравственные позиции, которым мы должны следовать, но детали понимания консультации и методов работы надо искать в других источниках. Содержание, отличное от содержания Библии, может служить в качестве начального и конечного пунктов рассмотрения вопросов консультации.

Внимательно приглядитесь к тому, какое место займет Библия, если мы последуем взглядам, выраженным в позиции 1. Модель консультации можно назвать библейской, если она нигде не нарушает ясного учения Библии о доктрине и этике. Вопрос не в том, исходят ли наши идеи о консультации из Писания, — они просто не должны противоречить Писанию.

Да, действительно, многих христианских консультантов, которые не уделяют Библии слишком много внимания, вполне устраивает такая позиция. Пусть Библия говорит о религиозном, но что касается ответов на многие важные вопросы жизни, здесь главное внимание надо уделить работам современных психологов.

Но верно также и то, что некоторые консервативные проповедники, которые убежденно учат непогрешимости и авторитету Писания, на самом деле в жизни следуют первой позиции. Посмотрите, что иногда происходит на многих (конечно, не на всех) кафедрах, с которых проповедуется Библия,

Проповедники не стремятся вникать в трудные реалии жизни людей, прикрываясь своим увлечением экзегезисом. «Мужья, любите своих жен», — такими словами пастор начинает проповедь. И следующие тридцать минут все присутствующие в церкви убеждаются в том, как тщательно он подготовил свое выступление.

Во время этого выступления один тридцатидвухлетний страховой агент с опаской поглядывал на свою жену, женщину, которая по каким-то неизвестным причинам возбуждает в нем неимоверное чувство гнева всякий раз, когда говорит. Эта проповедь только усилила в нем чувство вины. Он подошел к пастору и обратился за помощью.

«Я пытался любить свою жену той любовью, о которой Павел говорит в Послании к ефесянам. Но я просто не знаю, как это сделать», — сказал он пастору во время консультации в понедельник вечером. «Я просил ее простить меня, я постоянно провожу время за чтением Библии, но это не помогает. Несколько лет я пытался всеми своими действиями показать любовь, надеясь, что в конце концов придет и само это чувство. Но любви так и нет. Что мне делать?»

«Сэм, — ответил ему пастор, — Божья любовь может помочь тебе по-настоящему любить свою жену так, как ты и должен это делать. Если ты искренне хочешь быть Божьим человеком для этой женщины, ты должен всецело посвятить себя Господу и ей. Помни, что та любовь, о которой говорит Библия, — не чувство, а действие. Постоянно делай то, в правоте чего ты не сомневаешься».

Спустя несколько недель Сэм снова пришел на консультацию. «Пастор, я пытался делать то, что вы мне сказали, действительно пытался. Но все пошло еще хуже. Вчера вечером я впервые ударил свою жену. Я ненавижу себя за это, но я напуган тем, что оказывается способен бить ее».

В подобной ситуации многие пасторы чувствуют себя бессильными чем-либо помочь. И неудивительно, поскольку они не обладают опытом работы с людьми, которых одолевает безудержное чувство гнева. И совет обратиться к квалифицированному консультанту здесь кажется вполне уместным.

Но зачем? Что важнее — отослать Сэма к специалисту или оказать ему самую эффективную помощь? Я подозреваю, что во многих случаях, когда пасторы отсылают своих прихожан к профессиональным консультантам, истинная причина — не только осознание своего бессилия. Меня беспокоит то, что, отсылая людей к кому-то другому, пастор лишний раз убеждается в том, что Библия на самом деле не способна оказать эффективную помощь. Некоторые, полагая, что люди будут более открытыми для настоящих ответов Писания после того, как станут понятными эмоциональные корни их проблем, скрывают свои настоящие взгляды.

Здесь необходимо обратить внимание на следующее: никто по-настоящему не задумывается над тем, что Библия, вероятно, может помочь консультанту решить проблему того страдания, которое испытывает Сэм.

Большинство христиан не верит в то, что Библия говорит обо всех вопросах жизни. В семинариях неосознанно усиливают это сомнение, когда не заставляют учащихся серьезно и глубоко задуматься над теми вопросами реальной жизни, которые часто беспокоят людей, например:

• Как я могу противостоять побуждению к мастурбации?

• Меня сильно беспокоит вопрос о деньгах. Как мне перестать беспокоиться об этом?

• Что мне делать с моим чувством страха одиночества, которое пришло ко мне после того, как меня изнасиловали?

• Я не могу находить контакт с людьми. Как мне преодолеть мою застенчивость?

• Почему я себя чувствую таким опустошенным? Как мне начать жить интересной жизнью?

• Что мне делать с моим мужем? Он очень беспокоится по поводу того, как наши дети отреагируют на те проповеди, которые он им постоянно читает.

Говорит ли Библия обо всех проблемах человека?

Тем учащимся, которые задумываются над практическим применением всего того, что они изучают, можно напомнить, что Божье Слово обладает силой и что задача проповедника состоит в том, чтобы искренне это Слово нести людям. Если люди задумаются над великими истинами Писания, то многие проблемы исчезнут сами собой. Поэтому пасторам не следует беспокоиться о пикантных, а иногда и вовсе неприглядных подробностях жизни людей. Очищающий эффект учения Библии в любом случае сделает свое дело даже без вмешательства пастора, если он несет служение в открытой, дружной общине, члены которой могут прямо говорить о проблемах.

В противном случае община теряет некоторые свои настоящие ценности, которые помогают людям преодолевать трудности (Евреям 3:13) и делают их любовь сильнее (Евреям 10:24). Наши церкви превращаются из общин в аудитории. В них главной становится только кафедра, и больше ничего.

Но честные пасторы, которые вникают в жизнь людей, быстро понимают, что люди задают важные лично для себя вопросы, потому что не знают, как поступить. И в результате они обращаются к квалифицированным консультантам, чувствуя свою неспособность увязать Писание с определенными ситуациями жизни, но утешаясь мыслью о том, что эти проблемы носят психологический, а не духовный характер.

Идея о том, что хорошая проповедь и серьезное изучение Библии разрешат личные проблемы без прямого вмешательства людей в эти проблемы, настораживает меня еще по одной причине. Иногда мне интересно, не отворачиваются ли от проблем те профессора, которые излагают эту идею только для того, чтобы отгородиться от проблем. Допускаю, что некоторые из них просто не знают, что ответить на сложные вопросы. Возможно, что их собственная жизнь связана с теми трудностями, которые остаются неразрешенными. И тем не менее, вместо того чтобы обратиться к Писанию, они предпочитают отгородиться от людей и их вопросов за вполне удобным барьером учености. Инструменты экзегезиса и принципы герменевтики могут, таким образом, стать средством отказа от реальности нерешенных проблем. Проповедники, провозглашая безжизненный вариант живого Слова, оставляют реальную жизнь неизведанной, а вопросы реальной жизни без ответа.

Но я не хочу, чтобы меня неправильно поняли. Внимательное и серьезное изучение Писания жизненно важно. Знание еврейского, арамейского и греческого языков, представление о культурном контексте Библии, без всякого сомнения, важны. Развитие принципов толкования, помогающее нам при практическом применении Библии избегать слишком сильной игры воображения, достойно серьезного внимания, и студенты правильно делают, что изучают эти вопросы с должным старанием.

Но в том виде, как это обычно практикуется, экзегетика и толкование каким-то образом слишком далеко уводят нас от реалий людской жизни. Когда послание от любящего Бога к тем людям, которых Он сотворил, становится академической дисциплиной для изучения, а не удивительной истиной, которую необходимо понять и распространить, ни к чему хорошему это не приводит.

Мысль о том, как связать то, что несет в себе текст, с тем, что он конкретно означает для людей в наше время, конечно не нова. Но я думаю, что это настоящая проблема, которая в принципе остается неразрешенной.

Вероятно, корень этой проблемы кроется не столько в методах изучения Библии, сколько в цели нашего изучения. Мне интересно, не обусловлено ли углубление в схоластику стремлением избежать непростых контактов с трудностями в жизни людей. Вероятно, куда легче заниматься этимологией редкого еврейского слова, чем иметь дело с настоящими реалиями житейских проблем. Богословская литература становится для многих убежищем от жизни, а не пособием, которое учит нас вносить живую Божью истину в сложные аспекты человеческой жизни.

Это приводит к трагическим результатам. Церкви, возглавляемые пасторами, которые не могут увидеть, как Библия соотносится со всеми аспектами жизни, становятся мини-семинариями, которые продолжают традиции отхода и отказа от реальности, все больше погружаясь в ортодоксию. Мораль таких собраний ясна: Общение Божьих людей — не место для решения тех проблем, которые разъедают вашу жизнь; мы существуем для того, чтобы утвердить в людях истинную веру и воспитать соответствующее поведение. Помочь вам в ваших личных проблемах — не дело церкви.

Но почему нет? Почему помогать людям в их личных проблемах не дело церкви?

Церковь не должна винить себя за то, что она не может стать зубной клиникой или школой для умственно отсталых детей. Это серьезные проблемы, но церковь не призвана их решать.

Церковь должна учить истине Библии и помогать в тех аспектах жизни, которые отражают эту истину. Если Библия сама по себе не связана с эмоциональными проблемами, то вполне правомерно со стороны церкви передать эти проблемы компетентным специалистам, которые не подорвут учение Библии.

В этом вопросе нам все должно быть ясно. Всякий раз, когда церковь, верящая в истинность Библии, считает, что не должна отвечать на личностные глубокие противоречия, которые спрятаны в каждом из нас, она таким образом заявляет, что Библия не говорит об этих проблемах.

Однако если Бог создал Библию для того, чтобы говорить нам, как понимать и решать проблемы, которые неизбежно появляются в нашей жизни, если она действительно полезная книга для консультанта, то в христианской общине можно найти ответ на все вопросы, касающиеся консультации, если за ответом обратиться к Библии.

И здесь перед нами встает основная проблема герменевтики. Вероятно, самый уважаемый принцип толкования Библии, по крайней мере в консервативных кругах, — это «не отходить от текста». Нас строго предупреждают говорить не больше и не меньше того, что первоначальные авторы хотели сказать своей аудитории. И когда в попытках найти «более глубокое» значение Писания кто-то отступает от этого принципа, его понимание Божьей истины обусловлено, как правило, не богодухновенными словами текста, а его собственным воображением.

Когда мы «видим» в тексте то, что мы хотим видеть (по каким-то своим причинам), мы не способны при изучении постичь то, что там есть на самом деле; скорее, мы вкладываем в Библию то, что, на наш взгляд, там должно быть. Чтобы не проповедовать Слово с помощью одного только человеческого разума, проповедники должны руководствоваться исключительно текстом, провозглашая то, что говорится в тексте.

Насколько я понимаю, этот принцип является краеугольным камнем современного консервативного учения. Конечно, евангелисты настаивают на том, что Библия представляет проблему для толкователей, потому что слова Писания несут в себе больше, чем выражения простых людей. Эти слова вдохновлены Богом и поэтому отражают не только сознание тех людей, которые впервые написали эти слова, но и намерения вечного Бога. Поэтому мы вправе найти в словах текста то, что выходит за рамки мыслей человеческих авторов, которые они могли вложить в текст при его написании.

Но если наши усилия соотнести Писание с современной жизнью должны направляться не только человеческим разумом, в этих наших поисках должны оставаться определенные границы. Чтобы насладиться ощущением божественной силы, необходимо увязать приложение к современной ситуации с ясным значением текста.

Мне кажется, что следовать Божьей истине на основании текста, а не на основании нашего богатого воображения, — задача трудная. Никто из тех, кто обращается к Библии, не готов воспринять все услышанное без искажений. Все мы подходим к тексту, как личности со своим историческим прошлым и со своим настоящим, полные предубеждений, предрасположений и ожиданий. И просто невозможно рассортировать полностью и объективно множество причин, которые заставляют нас толковать текст тем или иным образом.

Эти причины, я подозреваю, могут варьироваться в соответствии с тем, как мы действуем. Одно дело — трудиться, не отходя от текста, когда мы преподаем в классе или пишем статьи для богословских журналов. Ожидание представителей богословского лагеря, к которому мы причисляем и себя, наряду со многими другими причинами, подвигнет нас к определенному образу толкования.

Однако совсем другое дело — сохранять верность тексту, когда Бог направил нас трудиться для людей, страдающих от проблем и обращающихся к нам каждый день с трудными вопросами о своей жизни, на которые, как кажется, в тексте нет прямого ответа. И что нам тогда делать?

Чуткие пасторы, которые искренне хотят четко придерживаться текста и отвечать на нужды людей, сталкиваются с большими трудностями. Они стремятся действовать соответственно проблемам людей, но их принцип не говорить больше того, что есть в Писании, не дает им прямо говорить об этих проблемах.

На первый взгляд кажется, что освободиться от этих трудностей можно двумя способами: либо игнорировать те вопросы, которые задают люди, либо растянуть Писание таким образом, чтобы оно охватило и эти вопросы. История аллегорического толкования, при котором используется переносный смысл, не затрагивающий или почти не затрагивающий основного смысла повествования, изобилует фактами, когда текст делали подходящим под определенный смысл. Историю о том, как Бог поступил с Илией после того, как тот, бежав от Иезавели, был морально подавлен (помимо всего прочего, Бог навел на него длительный сон: 1 Царств 19), можно истолковать так, что, когда служение оказывается в очень тяжелом положении, людям лучше сделать перерыв и отдохнуть. Может быть, в некоторых случаях это и хорошо, но в данном тексте речь идет вовсе не об этом. Содержание Библии плюс человеческое воображение, подогреваемое желанием привести текст в нужное соответствие, не могут стать заслуживающим уважения принципом, по которому следовало бы жить.

Другой путь освободиться от несоответствия между верностью тексту и стремлением ответить на вопросы реальной жизни приводит нас к позиции 2.

Позиция 2

Библия дает прямые ответы на все вопросы жизни и поэтому является хорошим руководством по проблемам консультации.

Многие христиане убеждены в том, что текст Писания, если его понимать абсолютно правильно, уместен для всех правомерных вопросов, которые ставит перед человеком жизнь. Такая точка зрения приводит к тому, что люди начинают игнорировать важные вопросы, называя их неправомерными. Позвольте мне объяснить, как это происходит.

Слова Павла, адресованные к Тимофею, подтверждают, что Библия способна давать жизненную мудрость, что все Писание богодухновенно и полезно, что оно дает все для того, чтобы жить так, как того хочет Бог (2 Тимофею 3:15-17). Кто-то на основании этого может сделать вывод, что если Библия не дает ответа на какой-то вопрос жизни, то такой вопрос и не нужно ставить.

Но как насчет «психологических» вопросов, например, причин агорафобии, или как нам помочь кому-то преодолеть в себе комплекс неполноценности? Во многих из этих психологических проблем, если к ним приглядеться внимательнее, можно увидеть нечто, как результат жизни не по Писанию. Поэтому главная задача представляется в том, чтобы учить людей жить, поправлять их, если они отходят от истинного пути, и воспитывать их по Божьим стандартам жизни. И Библия (в отрывке 2 Послания к Тимофею) является полезной именно в этом смысле.

Проблема такого рассуждения, на мой взгляд, состоит в том, что оно очень близко к истине. Я верю в то, что Писания достаточно для того, чтобы ответить на сложные вопросы жизни. Я убежден в том, что, когда психологическая проблема исследована до конца, становится очевидным, что она отражает проблему духовную. Однако, когда мы радикальным образом отдаем свои голоса в пользу достаточности Библии, возникает опасность того, что наше понимание перестает быть глубоким.

Два момента настораживают меня здесь, и настораживают они меня настолько, что я отвергаю позицию 2 как таковую.

Во-первых, буквальное значение текста можно сделать уместным даже в тех случаях, когда на самом деле оно абсолютно не подходит по смыслу к конкретной ситуации. Приведу такую иллюстрацию.

Мужчина, одолеваемый желанием одеться в женское платье, решает, поборов в себе смущение и стыд, рассказать все своему пастору, надеясь, что тот поймет и поможет противостоять этому навязчивому желанию.

Пастор тут же обращается к отрывку Второзаконие 22:5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». Пастор объясняет, что, хотя это учение связано с законом Ветхого Завета, оно отражает важную истину о неизменном различии между мужчиной и женщиной и поэтому актуально и сегодня.

Таким образом, вопрос вроде бы исчерпан: поддаваться таким порочным побуждениям грешно. Бог об этом ясно сказал. Мужчине остается либо подчиниться Божьей воле, либо пойти против нее.

И мужчина соглашается с этим. Он знает, что нехорошо одеваться таким образом, но побуждение в нем временами становится просто нестерпимым, и он просит помочь ему подчиниться Божьему запрету. И снова пастор ссылается на стих Библии: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил…» (1 Коринфянам 10:13).

И снова мужчина согласен с этим. Но у него возникают все новые вопросы. В некоторых случаях бесконечные вопросы могут отражать попытку уклониться от ответственности следовать четким указаниям Библии. Но есть случаи, когда вопросы задаются искренне. Вероятно, этот мужчина действительно хочет знать, почему он чувствует в себе такие побуждения, когда большинство мужчин от этого не страдает. Возможно, он подозревает, что такие желания относятся к проявлениям греха, которые, если над ними поработать, могут снизить свою интенсивность до более контролируемого уровня.

Но если мы последуем образцу позиции 2, то эти вопросы окажутся неправомерными, их нельзя будет задавать, потому что в Библии нет ни одного стиха, который бы прямо на них отвечал.

Я допускаю, что на вопросы относительно причин трансвеститных желаний не нужно отвечать, пока послушание Божьим заповедям не станет моральной обязанностью. Но, возможно, что ясное понимание трансвестизма откроет дверь к раскаянию в том грехе, который поначалу едва различим, но служит источником энергии для таких желаний. И когда этот мужчина начнет больше понимать о том, что из себя представляет его проблема, возможно, он ощутит больше радости от Божьей благодати и силы. Цепи сексуального рабства крепки. И чтобы их разорвать, одними благими намерениями не обойтись.

Вопросы, которые скрываются за трансвеститным поведением, я считаю, могут быть правомерными, даже если в тексте Библии на них нет прямого ответа.

Еще одна иллюстрация. Женщина пребывает в панике от одной только мысли о необходимости интимной близости со своим любящим, терпеливым и рассудительным мужем. Она хочет знать причину этого. Согласно позиции 2, этот вопрос отпадает как неправомерный. Библия нигде так вопрос не ставит, значит, и не нужно его задавать.

Консультант предлагает ей поставить вопрос иначе, чтобы он имел отношение к тексту: «Правильно ли с моральной точки зрения лишать мужа возможности вступать со мной в интимные отношения?». Поскольку в Библии есть отрывок, имеющий непосредственное отношение к этому вопросу (1 Коринфянам 7:5), консультант уверенно заявляет, что половое воздержание допустимо только по обоюдному согласию на короткое время и только для более активной молитвы.

Страх интимной близости, таким образом, не является уважительной причиной для отказа от секса.

Такой разговор, боюсь, окажется для несчастной женщины совершенно бесполезным, а может быть, что гораздо хуже, нанесет ей большой вред. Меч Писания был использован здесь не в качестве целительного скальпеля хирурга, а как кинжал убийцы. Прикрываясь знаменем достаточности Библии, христианские консультанты могут игнорировать жизненно важные вопросы, отвечая только на те, на которые они могут легко ответить. В результате пропасть между Библией и проблемами людей становится только больше.

Второй момент, который меня настораживает в позиции 2, исходит из первого. Когда круг правомерных вопросов становится уже, наше понимание сложных проблем упрощается. Уверенность в том, что Библии достаточно для преодоления любых трудностей, иногда приводит к поверхностным объяснениям комплексных проблем. А поверхностные объяснения неизбежно приводят к принятию поверхностных решений.

Рассмотрим проблему анорексии. Я помню, как был озадачен, когда мне пришлось работать с первым в моей практике клиентом, страдающим анорексией: симпатичная шестнадцатилетняя девушка, вес которой был ниже ее нормального веса на 30 фунтов, — и при этом она продолжала считать себя толстой. Как вы можете объяснить такую явно неправильную самооценку? Более того, она питалась через день, потребляя крайне малое количество пищи, и изводила себя сумасшедшими физическими упражнениями, стремясь еще быстрее снизить свой вес.

Как-то я спросил одного человека, ярого сторонника идей позиции 2, как бы он объяснил такое странное поведение. Трудно, придерживаясь только Библии, найти ответ на вопрос, который Библия нигде не рассматривает. Поэтому мой собеседник вместо того вопроса, который задал я (и родители девушки), задал вопрос, который по его мнению, мы должны задать. Задача, по его представлениям, состоит в том, чтобы найти текст, где Бог отвечает на вопросы, которые необходимо задать.

Два отрывка из Библии (1 Коринфянам 3:16-17 и 2 Коринфянам 6:16) говорят нам, что мы — храм Бога; один отрывок указывает на то, что сами наши тела суть храмы Святого Духа (1 Коринфянам 6:19). Мой собеседник обратился к этим стихам и объяснил, что анорексию можно понимать как отказ от ответственности должным образом заботиться о храме Святого Духа. Этот так называемый библейский подход делает ударение на развитии в больном анорексией чувства уважения к собственному телу и призывает его соответствующим образом относиться к телу. В лучшем случае результатом такой консультации будет чисто внешнее согласие больного с консультантом. Пациент не станет свободнее от одной истины о том, что необходимо жить в более глубокой любви с Богом и другими людьми.

Когда все вопросы, которые мы можем задать, сводятся лишь к тем, на которые конкретным образом отвечает Библия, результатом становится неумение думать и упрощенное понимание жизни и ее проблем, что не способствует усилению нашей веры в Господа.

Заключение

Проблема позиции 1 и позиции 2 одна и та же. Ни одна из них не может вывести из Библии ту истину, которая адекватно отвечает на вопросы, стоящие перед консультантом.

Позиция 1 даже не пытается этого делать, потому что отрицает тот факт, что Библия дает все ответы, которые нужно знать консультанту. Следовательно, нам надо обращаться за помощью к каким-то другим источникам.

Позиция 2 утверждает, что всякая информация, которую консультант должен знать, ясно и прямо изложена в Библии. Поэтому только те вопросы, на которые в Писании есть прямые ответы, правомерны для консультанта. Результатом этого становится поверхностное понимание проблем и решения, в которых, как может многим показаться, есть дух Библии, но от которых на самом деле мало пользы.

Если идея о достаточности Библии верна, значит, должна быть еще одна стратегия подхода к Писанию. Если Библия — это слово жизни, мы можем найти на ее страницах все, что необходимо для эффективной работы консультанта. И мы должны найти эту информацию, не доводя текст до такого толкования, которого на самом деле там просто нет.

Но каким образом? Как мы должны подойти к Библии, чтобы увидеть ответы на те вопросы, которые встают перед консультантом? Следующая глава говорит о том, как в тексте Писания найти все, что консультанту необходимо знать.

А теперь в этой аргументации я хочу сделать еще один шаг вперед. Этот шаг подразумевает то, что Библия должна быть авторитетом во всем, о чем она говорит. В действительности Библия заключает в себе ответы на все вопросы, которые встают перед консультантом. В следующей главе мы перейдем от разговоров об авторитете Библии в развитии модели консультации к разговору о ее важности в общеобразовательном аспекте применительно к этой задаче. И такой разговор требует, чтобы мы рассмотрели трудную тему толкования Библии: важна ли здесь Библия, каким образом мы можем найти в ее тексте ответы на вопросы, которые встают перед консультантом?