Глава 4. Библия — это исчерпывающее руководство для жизни людей

Является ли Библия учебником по консультации? Наш ответ зависит от того, что мы понимаем под консультацией.

В сознании многих людей между консультацией и психотерапией существует определенная разница. Кто-то скажет, что консультация имеет дело с сиюминутными проблемами посредством оказания теплой поддержки и мудрых советов. Необходимыми инструментами здесь являются такие умения, как эмпатия, искренность, способность прояснять ситуацию, помноженные на чуткость и здравый смысл.

Многие считают, что психотерапия — это совсем другое. Чтобы раскрыть бессознательные замкнутость, беспокойство и неприемлемые или болезненные чувства, которые в совокупности становятся причиной видимых проблем, она занимается не только настоящими проблемами (например, нерешительность относительно выбора работы). По сравнению с консультацией терапия имеет дело с более глубокими вопросами, потому что смотрит на источник текущей жалобы, на внутреннюю динамику, действительно приводящую к той проблеме, которую надо решать.

В этом, как правило, и видят различие: терапия имеет дело с внутренней динамикой, а консультация — нет.

Фрейд ввел в современное сознание понятие психодинамии. Этот термин подразумевает психологические силы личности (обычно бессознательные), которые могут вызвать поведенческие и эмоциональные нарушения. Он учил нас рассматривать такие проблемы, как симптомы основных динамических процессов в душе человека. Если его рассуждения по этому вопросу правильны, то та консультация, которая просто стремится изменить симптомы (например, помочь кому-то решить, какой работой заняться), иногда полезна, но всегда поверхностна. В худшем случае эффект от нее такой же, как от таблетки аспирина, которую прописали от головной боли, в то время как настоящей причиной этой боли является операбельная опухоль мозга.

Влияние этого элемента теории Фрейда на западную культуру очень широко. Вероятно, наиболее важный результат этого влияния отражен в нашей оценке «профессиональной» модели понимания личных проблем и подхода к ним. Когда Фрейд, известный еще и как врач, рассказал нам о бессознательных силах личности, которые могут стать причиной проблем, люди стали думать об этих силах как о болезненных процессах, психологических заболеваниях,

Суть идеи в следующем: видимые отклонения в поведении и эмоциях людей отражают невидимую проблему в динамической структуре этих людей. Консультанты могут внести какие-то полезные изменения в видимые проблемы, но если надо проводить глубокие перемены, здесь не обойтись без терапевта, специализирующегося в области психодинамики.

Хотя динамическую теорию личности во многом можно поставить под сомнение, большинство других идей по-прежнему на стороне профессиональной модели, суть которой заключается в том, что для «настоящей» терапии нужны определенные технические знания, достигаемые только путем профессионального обучения.

Согласно такому мышлению консультанты — помощники, чья подготовка не предусматривает изучения психодинамии, — могут квалифицированно иметь дело только с теми проблемами, которые находятся под волевым и сознательным контролем консультируемого. Но когда требуется иная помощь, когда видно, что мудрый совет, моральная поддержка и эмпатия неадекватны решению проблемы, нужно звать на помощь профессионального терапевта, который знает, как выявить и разрешить более глубокие и трудноуловимые проблемы.

Надо обратить внимание на следующее. Общепринято, что профессиональный терапевт необходим для того, чтобы адекватно решать глубокие психологические проблемы людей. В культуре, которая принимает такое положение, консультанту отводится весьма ограниченная роль, которую, наверное, можно сравнить с ролью пастора в больнице. И консультанты, и пасторы должны ждать за дверью, в то время как терапевты и хирурги в операционной квалифицированно и обстоятельно вырежут корни проблемы пациента. Консультанты оказывают поддержку, пасторы молятся, но лечат только терапевты и хирурги. Это и есть профессиональная модель.

Я думаю, что Фрейд был прав по меньшей мере в трех аспектах. Он был прав, когда говорил нам, что мы должны смотреть не на видимую сторону проблемы, а на скрытые внутренние причины этой проблемы. Библия говорит, что наши сердца настолько обманчивы, что мы и сами не знаем наших собственных мотивов (Иеремия 17:9). Наш Господь обращает Свой колкий упрек в адрес тех людей, которые скрупулезно работают с видимыми, внешними сторонами проблемы и не хотят серьезно вглядеться в саму суть этой проблемы (Матфея 23:23-28).

Фрейд также считал (и я думаю, что правильно), что для того чтобы эффективно и основательно работать с людьми, нужно иметь ясное представление о том, как действует человеческая природа на том уровне, который невозможно рассмотреть чисто визуально

(Притчи 20:5). И наконец, Фрейд был прав, думая, что, для того чтобы понять динамику других людей, сначала надо понять свою собственную динамику (Матфея 7:3-5). Именно по этой причине в соответствии с большинством учебных программ каждый студент, который хочет заниматься психоанализом, должен проанализировать сначала самого себя.

И если ошибка теории Фрейда, как и других динамических теорий, не в том, что мы должны обращать серьезное внимание на бессознательные силы личности, то в чем она? Думаю, что теперь можно утверждать, что фундаментальная ошибка заключается в нежелании рассматривать и принимать библейский взгляд на человека. И поскольку сторонники Фрейда не приняли Библию в качестве руководства, теории привели их к неполному, неуравновешенному, а в некоторых областях и крайне аморальному пониманию того, кто есть человек и как он действует. Если бы они признали авторитет Писания как возрожденные исследователи человеческой личности, то уверен, что их интерес к психодинамии продвинул бы нас в нашем понимании того, что мы из себя представляем в сегодняшнем мире.

Эффект такой ошибки оказался основательным. Она привела к тому, что психодинамия как наука отвергает важные истины о человеке и не признает Библию как правомерное руководство для понимания глубоких составляющих человеческой личности. Тех мыслителей, которые верят в то, что важно понимать психодинамические функции человека и что Библия является адекватным руководством для выполнения

Когда я говорю, что Фрейд не хотел смотреть Писание, я боюсь, что моя мысль может быть воспринята слишком упрощенно: «Если бы Фрейд только заглянул в Библию, у него все было бы хорошо». Я считаю, что психодинамическая теория и вызывающа, и ценна, поскольку признает такие элементы в человеческой личности, которые многие богословы не смогли увидеть. Если бы Фрейд читал Библию, я думаю, он не стал бы типичным христианином, ориентированным на внешность. Скорее всего, он бы развил более точное понимание внутренней структуры человека, в том числе и уделил бы больше внимания греху как главной проблеме человечества и сокровенным желаниям, которые необходимо удовлетворить. Вторая часть этой книги развивает эти идеи более подробно.

Когда мы хотим выяснить, почему человек, одолеваемый компульсивным поведением, так себя ведет, мы вспоминаем о Библии в последнюю очередь. И в самом деле, какое место из Писания нам следует рассматривать, чтобы понять компульсивные нарушения? Когда мы работаем с гомосексуалистом, Библия говорит нам, чтобы мы рассматривали гомосексуализм как грех и призывали к нравственной чистоте; но для того чтобы понять, почему этот молодой человек стал гомосексуалистом и что мы можем сделать, чтобы изменить его сексуальную ориентацию, мы обращаемся к книгам, написанным специалистами, а не Моисеем или Павлом.

Я убежден в том, что мы должны подвергать сомнениям и опровергать убеждение в недостаточности Библии, на которое опираются сторонники профессиональной модели. Я допускаю, что между консультацией и терапией существует определенная разница, но настаиваю на том, что Библия и важна, и достаточна не только для «консультации» в целом, но и для таких специфических форм консультации, которые принято называть «терапией».

Как я понимаю, Библия учит тем принципам, которые направляют наши усилия на проведение консультации в теплой и проникновенной обстановке, а также дает нам истину о человеческой личности, чтобы привести нас к основательному пониманию того, что терапевт называет «динамией».

Когда я выступаю в защиту достаточности Библии, я говорю, что Писание отвечает на все вопросы, которые задают консультант или терапевт, как содержанием, так и тем, что под этим содержанием подразумевается. Тем людям, которых разъедают сомнения по поводу того, обратиться ли им «за консультацией» или «подвергнуться терапии», тяжело от того, что их жизнь оказывается пустой и им трудно находить контакт с людьми. Появилась ли проблема много лет назад, когда человек ушел из дома, или же причиной стал кризис сегодняшних дней, связанный со ссорой с детьми, трудность здесь носит общий характер — характер взаимоотношений людей.

Помощник, который стремится вмешаться в проблему, следуя мудрости Библии, всегда будет стараться улучшить взаимоотношения между людьми, помогая им измениться изнутри. В этом и состоит конечная цель, цель лечения, sine qua поп: сначала взаимоотношения с Богом, а затем — с людьми. И здесь Библия является прекрасным руководством. Это учебник взаимоотношений между людьми.

И сейчас мы уже можем в третий раз ответить на вопрос: «Достаточно ли Библии для того, чтобы помочь консультанту в его работе с людьми? ».

Помните, что позиция 1 утверждает: «Нет, Библии здесь недостаточно. Здесь поможет психология». Позиция 2 отвечает: «Да, Библии здесь достаточно. Только сведите свои вопросы к тем, на которые есть ответы в каком-либо стихе или в какой-либо главе».

Позицию 3, которой придерживаюсь я и о которой хочу поговорить в этой главе, можно изложить примерно в таком виде:

Да, Библии достаточно для того, чтобы ответить на все вопросы жизни. Идея о достаточности Библии для консультации исходит из убеждения в том, что Библия содержит доктринальные категории, которые так или иначе имеют отношение ко всем вопросам о взаимоотношениях между людьми.

Такое утверждение может показаться сложным, но оно дает нам возможность высказаться в пользу достаточности Библии, не упрощая сложных вопросов и не уходя от них в сторону. Такое утверждение можно графически описать в виде модели поиска в Библии ответов на вопросы, стоящие перед консультантом (схема 4.1).

Содержание: толкование текста

Все усилия развить понимание Библии в области консультации основаны исключительно на данных Писания. То, что Бог открыл нам в Библии, является необходимой основой для построения модели библейской консультации. Эти слова стоит адресовать консервативным евангелистам, но они вызывают некоторые проблемы.

Когда консультант, наметив на следующий день восемь встреч, вечером открывает Библию, он может испытать довольно большое разочарование, сосредоточившись над своими комментариями, лексиконом, поиском нужных стихов. «Завтра я буду консультировать людей, находящихся на грани срыва, двух человек, страдающих от депрессии, одного больного ано-рексией, родителей наркомана, фетишиста и две супружеские пары, которые хотят разводиться. Я только не понимаю, каким образом изучение книги Исход, в которой говорится об одеянии израильского первосвященника, или шестой главы Послания к евреям, в которой объясняется, что значит «отпадшие», поможет мне ответить на те вопросы, которые эти люди задают».

Здесь возникает сильное искушение избежать трудной работы по изучению на первый взгляд не относящейся к делу Библии и перейти к более практическим вопросам. И если консультант так и сделает, то на время его подготовки к работе с людьми, находящимися на грани срыва, Библия будет закрыта. В конце концов, какой отрывок Писания говорит консультанту о такого рода проблеме? Очевидно, что такого нет!

И как тогда мы можем обосновать то, что консультанту необходимо уделять время серьезному изучению Библии? Для чего он должен вести такую работу? Разумеется, духовный рост, регулярное служение и посещение церкви необходимы, и для зрелого христианина серьезное изучение Писания является важным элементом. Но каким образом это изучение соотносится с его обязанностями консультанта?

Связь здесь, я думаю, самая прямая. Наверное, лучше всего ее можно увидеть, рассмотрев два отдельных вопроса: (1) те вопросы, на которые Бог дает в Библии прямые ответы, и (2) вопросы, на которые мы хотим ответить, борясь с проблемами в своей жизни и жизни других людей. Кажется, разумно будет предположить, что эти два вопроса не такие уж и разные. Если Бог небезучастен к нашим усилиям, то мы имеем право допустить, что те вопросы, на которые Он отвечает в Писании, имеют отношение к тем вопросам, которые задаем мы, если считаем, что это правильные вопросы.

Факт, что наше грехопадение настолько извратило наш взгляд на жизнь, что те вопросы, на которые мы усердно ищем ответы, могут на самом деле оказаться и не такими важными; или если это хорошие вопросы, то из-за нашего недостатка мудрости они могут быть просто неправильно поняты.

Прислушайтесь к тем вопросам, которые мы задаем:

• «Как мне найти цель в жизни?»

• «Как я должен растить своих детей, чтобы они

шли по правильному пути?»

• «Почему я не могу перестать ненавидеть людей?»

Эти вопросы, как и бесчисленное множество других подобных вопросов, представляются нам очень важными, и поэтому в этом смысле вполне правомерны.

Но при ближайшем рассмотрении станет ясно, что наши вопросы зачастую обусловлены теми требованиями, которые перед нами ставит жизнь, когда мы не хотим глубоко и честно задумываться над некоторыми проблемами и внутренней болью, глубоко запрятанными внутри нас.

Прежде чем обрести ту мудрость, которая позволила бы нам искать ответы на наши вопросы, мы должны определить для себя несколько основных принципов подхода к проблемам жизни. И эти принципы кроются в тех рассуждениях, которые ведет Бог на страницах Писания, например: кто есть Бог, и что Он ожидает от людей; кто есть человек, и как его испортил грех; какие возможны взаимоотношения между Богом и людьми. И вот теперь изучение одеяния Аарона в 28-й главе Исхода и сложный отрывок об «отпад-ших» в 6-й главе Послания к евреям обретают серьезный смысл. Наряду с остальным Писанием они открывают истину о том, как действует Бог, и это служит структурой для рассмотрения наших проблем.

Поэтому главный тезис в пользу библейской модели консультации звучит просто: изучайте содержание Писания.

«Итак», нашей отправной точкой является экзегетика Писания. Каждый библейский консультант должен уделять серьезное внимание тому, чтобы учиться понимать Библию. Конечно, есть ученые, знающие языки, на которых была написана Библия, и сведущие в культуре того времени. Они могут более основательно, чем другие христиане, истолковать содержание текста. Поэтому таким людям, как я, у которых нет специального богословского образования, будет уместно опираться на взгляды богословов.

Однако есть одна проблема, которая во многом касается экзегезиса, и библейские консультанты должны иметь это в виду. Когда толкование становится самоцелью, то есть когда выводы чисто технического изучения текста представлены как Божье Слово, и при этом нет никакого понятия о том, как эти выводы должны повлиять на людей, — тогда экзегезис мешает помогать людям. Мы часто изучаем Слово Божье, но упускаем при этом учение Божье. 1

Знание — даже если оно основано на хорошем экзегезисе — испаряется, как дым. Но любовь — стремление внести в жизнь человека Божью истину — наставляет.

Экзегезис — это начальный пункт, а не конечный. Это необходимый начальный пункт. Принцип состоит в следующем: задайте тот вопрос, на который Бог ответил в Библии, чтобы выработать структуру размышления о проблемах, которые возникают в нашей жизни. Изучение содержания — это то, с чего нам необходимо начать.

Категории: доктрина развития

Изучение Библии далеко не исчерпывается простым толкованием, что означает тот или иной отрывок. Следующий шаг состоит в том, чтобы организовать учение отдельного текста в широкое утверждение истины, или в доктрину. Богословие представляет из себя усилия по развитию последовательного понимания тех тем, которые раскрывает Библия.

Обычные заголовки глав в учебниках по систематическому богословию указывают на те разновидности доктринальных категорий, которые я имею в виду. Такие разделы, как антропология (кто такой человек?), хамартиология (что такое грех?), пневматоло-гия (кто такой Святой Дух и что Он делает?) и эсхатология (каковы планы Бога на будущее?), требуют,

Нужно отметить, что чем дальше оно удалено от прямого утверждения текста Библии, тем больше простора открывается для ошибок в толковании. Утверждения, носящие характер экзегетики (те, которые подтверждают значение конкретного текста), ближе к словам Писания, чем богословские утверждения. Когда же мы изучаем, что подразумевается под богословскими категориями, мы по-прежнему находимся далеко от истины, и поэтому наши попытки создать некие формулировки носят предварительный характер.

Когда богослов приходит к каким-то убеждениям (например, относительно того, как человек может обрести спасение) посредством изучения соответствующих отрывков Писания, он выражает свое понимание в виде доктринального утверждения. Доктринальные утверждения, поскольку они, как правило, стремятся связать вместе множество отрывков, вполне уместно назвать «категориями истины».

К сожалению, в среде евангелистов наблюдается склонность оценивать, насколько тот или иной человек годен к служению, исключительно на основе его понимания доктрины и верности этой доктрине. Если он в своих убеждениях прав, ему разрешают нести служение, совершив церемонию рукоположения. Согласитесь, что это слишком упрощенный взгляд на способность служителя в будущем мудро и глубоко привносить в жизнь людей ту истину, в которую он верит.

Все мы можем себе представить выпускника семинарии, который после годичного или двухгодичного служения начинает жаловаться: «Никто не задает мне таких вопросов, на которые я могу ответить. Я знаю, как отстоять свои взгляды на крещение или тысячелетнее царство, но люди спрашивают меня о том, что делать с мужем-алкоголиком или как им справиться с навязчивой идеей причинить боль своим детям. Я просто теряюсь. Мне кажется, им нужно обращаться к психологу, а не к пастору».

Дело в том, что если бы этот пастор взглянул на свои доктрины с разных точек зрения, он мог бы легче справиться с теми проблемами, с которыми ему приходится сталкиваться. Если Библии действительно достаточно для того, чтобы консультант мог к ней обратиться со всеми проблемами, то нет никакой нужды в физиологе, можно обратиться к хорошо подготовленному пастору.

Мы просто не должны считать, что наш труд простирается лишь до тех пределов, до каких простирается наше понимание доктрины по всем традиционно важным богословским вопросам. Такое знание является необходимым фундаментом, но не может быть строением.

Как только мы начинаем понимать те трудности, на которые Бог отвечает в Библии (или которые находят свой ответ в экзегезисе и богословии), мы уже можем на основе того, что мы поняли, рассматривать те вопросы, которые задают люди, когда им приходится преодолевать свои проблемы.

Ни один профессор семинарии не будет отрицать важность приложения Писания к реальной жизни. Когда студенты проходят курс гомилетики, им предлагают увязать текст Писания с непосредственной жизнью людей. Почему же тогда огромное количество выпускников семинарий, получивших богословское образование, не готово иметь дело с тем, что происходит в реальном мире? Почему кафедры часто становятся защитой от общения с людьми, а не трамплином для погружения в жизнь этих людей? Почему иногда учителя Библии хвастаются своим знанием Библии и избегают людей, а не используют свои знания Библии, чтобы помочь людям?

Причина этого, я думаю, в том, что мы, как правило, склонны что-то отвергать в своей жизни. Христианские общины каким-то образом считают своей обязанностью создавать иллюзию того, что на самом деле все вокруг прекрасно. И мы учимся общаться в замкнутом кругу, где все в каком-то смысле притворяются, показывая чисто внешне, что у них все хорошо, и отвергая пустоту, горечь и недовольство, которые кроются внутри них, а также скрывая свое неумение общаться с людьми и недостаток искренних чувств к окружающим.

В результате мы так и не знаем о некоторых менее уловимых, но все же не менее опасных проблемах, которые возникают в жизни каждого из нас. Мы сталкиваемся со вполне очевидными и болезненными проблемами потери работы или смерти ребенка, но редко обращаем внимание на «динамические» проблемы внутри нас. Например, обида по отношению к отцу, который никогда не проявлял интереса к семье; жажда одобрения, которая появилась несколько лет назад, когда мать раскритиковала своего ребенка; чувство несправедливости, корни которого кроются в социальных проблемах; страх перед людьми, у которых можно обнаружить кровосмешение; незнание того, как лучше держать себя с женой, которая вернулась в семью (отвергнуть ее или терпеливо проявлять к ней самые нежные чувства); не дающее покоя чувство сдержанности в отношениях с людьми, которое не обижает, но и не придает никому положительных эмоций.

Слишком мало руководителей церкви действительно хотят иметь дело с такого рода реальностью. Мы в церкви перестали касаться тех вопросов, которые с готовностью задали бы люди, если бы им только предоставили такую возможность.

И пока мы не захотим отказаться от нашей склонности оградиться от людей и не станем прямо смотреть в лицо той напряженности, страсти, обиде и страху, которые разъедают нас изнутри, мы никогда не поймем того, каким образом Писание говорит о реальной жизни. Без этого наши жалкие попытки увязать красивые проповеди с практическим смыслом результата не дадут; более того, они окажутся вредными, поскольку дадут понять страдающим от своих проблем людям, что церковь не может ответить на их вопросы, что «с такими проблемами» они должны обратиться к профессионалу.

Наши церкви и семинарские группы очень часто становятся обществами вежливых людей со своими правилами этикета, отвергающими то, кем мы являемся на самом деле, и с какими проблемами мы сталкиваемся. Результатом этого становится чопорная и холодная ортодоксальность, которая вырывает из Писания саму жизнь.

В библиотеках семинарий и в научных исследованиях можно понять только «слова» Бога. Но чтобы понять «учение» Бога, мы должны понимать текст и глубже проникать в жизнь самих себя и других людей, не отвергая сомнения, молясь о мудрости, твердо придерживаясь главной основы нашей веры и открыто думая обо всем остальном.

Если наши «категории истины» должны рассматриваться в качестве «категорий жизни», если Божья истина должна рассматриваться как путь к познанию Бога, то мы не должны уходить от той реальности, которая кроется за внешней поверхностью нашей жизни. Мы должны усиленно ломать голову над тем, почему мы попали в такую ужасную неприятность, и что мы можем сделать для того, чтобы выбраться из нее. С теми вопросами, которые ставит перед нами суровая реальность, необходимо обращаться к Писанию, будучи уверенными в том, что там есть ответы на них.

• Почему я чувствую неловкость при знакомстве с новыми людьми?

• Почему я завидую успехам других людей, особенно если они делают успехи в том деле, каким занимаюсь я сам?

• Почему я испытываю ужасную боль всякий раз, когда вспоминаю о самоубийстве матери?

• Что мне делать с тем, что мой отец настолько злой человек, что даже не любит меня?

• Что мне делать с моим сильным желанием быть женщиной, поскольку очень боюсь быть мужчиной?

• Как мне преодолеть ужасное чувство страха перед

тем, что, если я когда-либо выражу свои настоящие чувства, от меня все отвернутся?

• Почему я чувствую себя таким уязвленным, когда кто-нибудь легко доказывает мою неправоту?

• Почему я не хочу признать, что внутри меня происходит настоящая борьба?

Мы должны осознать, что такие вопросы задаются не только пациентами в кабинете психиатра. Они беспокоят руководителей хора, преподавателей воскресных школ, молодоженов, которые только начали посещать церковь. У всех христиан есть вопросы, которые их беспокоят и которые необходимо задавать. Однако многие люди эти вопросы так и не поднимают, поскольку задать их — значит, нарушить правила общины.

Библия никогда не станет абсолютно живым источником, пока мы не обратимся к ее истине со всеми нашими вопросами и проблемами. И я думаю, что в семинариях поступают правильно, разделяя учебный план на две части: в первой внимание уделяется тем вопросам, на которые Бог отвечает в Библии, а вторая посвящена сопоставлению нашего знания Библии с теми вопросами, которые задают люди, когда хотят решить свои жизненные проблемы.

Если в семинариях проводится такая работа, наши доктринальные утверждения становятся эффективным средством, поскольку являются истиной, меняющей жизнь и способной внести перемены как во внутренний мир людей, так и в тот мир, который их окружает. Если же этого не происходит, мы просто проповедуем Благую Весть и наставляем обращенных в рамках ортодоксии, которая требует от них лишь делать вид, что они изменились.

Причастность: обсуждение

Когда мы имеем дело со сложными реалиями человеческой жизни, возникает необходимость объяснить, как мы их понимаем в свете категорий Библии. При таком подходе мы начнем понимать не только истину Писания как путь к жизни, но и то, каким образом содержание этих категорий может основательно объяснить, что происходит в жизни человека.

Я помню, как впервые узнал, что большинство эксгибиционистов чувствует сексуальное облегчение не тогда, когда они показывают себя, а в тот момент, когда видят, что их жертвы испытывают шок. Это информация. Я узнал ее из разговора с другими людьми и из чтения литературы, в которой приводились подобные случаи; я не узнал об этом из Библии.

И теперь, если я убежден в том, что категории Библии могут ответить на те вопросы, которые задает консультант, я должен с имеющейся у меня информацией обратиться к Писанию и думать. Сначала я должен решить, какие именно категории Библии способны пролить свет на имеющиеся у меня данные. Разумеется, речь идет о воздействии греха; поэтому я остановлюсь на богословской категории хамартиологии. Что такое самообман? Какова цель греха? Почему он привлекателен?

Я также могу подумать над тем, что доставляет людям удовольствие, задумавшись над словами псалмопевца о том, что он желает Бога так, как жаждущая лань желает воды (Псалом 42:1). Может ли вполне правомерное желание Бога каким-то образом извратиться в болезненные формы сексуального желания? Возможно, что библейские категории мужчины и женщины содержат нечто такое, что поможет дать нам ключ к решению этого вопроса.

Возможно, что мужчина-эксгибиционист испытывает потребность в толчке, в том самом толчке, который мужчины испытывают по Божьей воле, когда придер- живаются неправильных взглядов. Возможно, что этот человек пришел к неправильным и греховным заключениям о том, что такой толчок для него недоступен, и поэтому испытывает разрушительную пустоту. Шокируя женщину показом своих мужских достоинств, он, возможно, осуществляет свою греховную стратегию поиска того удовлетворения, которое, как ему кажется, он больше нигде не может найти. Вероятно, эксгибиционист подобен описанным Иеремией жаждущим людям, которые «высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды», но дают по крайней мере временное и иллюзорное чувство удовлетворения мужских потребностей (Иеремия 2:13).

Задача того, кто изучает Библию, состоит в том, чтобы думать о жизни в рамках тех категорий, которыми располагает Писание. Если мы можем показать, что наши заключения отражают разумный смысл библейских категорий, мы можем с полным правом заявить, что наши идеи носят библейский характер. Вес наших мыслей зависит от уровня, к которому они неизбежно приходят из ясно изложенных категорий Библии.

Одно из моих личных стремлений состоит в том, чтобы думать о каждой обыкновенной человеческой проблеме в свете библейских категорий, чтобы в конце концов понять, что является причиной проблемы и что можно сделать, чтобы эту проблему решить. Я считаю, что библейский подход к той проблеме, о которой Библия напрямую не говорит, возможен в том случае, если мы будем думать о ней через библейские категории, смысл которых сопоставим с теми данными, которые мы рассматриваем.

Во второй части этой книги я говорю о своих взглядах на две центральные библейские категории — антропологию (кто такой человек) и хамартиологию (в чем состоит его проблема) таким образом, чтобы выработать структуру, помогающую начать думать о проблемах в жизни людей.

Чтобы в свете Библии понять те проблемы, с которыми сталкивается консультант, мы должны начать с библейских категорий, вырабатываемых на основе текста, собирать данные тщательных жизненных наблюдений, с молитвой рассуждать, пока у нас не начнет вырисовываться картина всей проблемы, а затем идти через весь этот процесс снова и снова. Если данный процесс выразить простым уравнением, он будет выглядеть примерно так:

Библейские категории + Жизненные наблюдения + Размышления = Библейское понимание проблемы

Образы: эффективные взаимоотношения с людьми

Библейский консультант хочет понимать людей согласно тем концепциям (или категориям), которым учит Писание. Но он должен идти дальше. Его конечная цель состоит в том, чтобы донести до людей то, что он знает, таким образом, чтобы это изменило их жизнь. От мудрого и талантливого хирурга, который никогда не оперирует, пользы мало.

В этом разделе я хочу поговорить о том, что является главным в эффективном общении с людьми. Такие технические приемы консультации, как налаживание взаимопонимания, толкование понятий и рекомендации, являются важными элементами, но в данном случае я хочу говорить не о них. Я хочу заострить внимание на тех библейских принципах, которые, если их нарушить, подорвут эффективность работы даже самого талантливого консультанта.

Принцип этот таков: та истина, которой мы учим, никогда не проникнет в других людей глубже, чем она проникла в нас самих. Этот принцип становится очевидным после прочтения отрывка 2 Фессалоникийцам 3:7,9, где Павел призывает других людей последовать его примеру.

…ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,… чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

Посмотрите также Филиппийцам 3:13-17 и 1 Коринфянам 9:4-27.

И прежде чем мы начнем говорить другим людям о власти христианского учения, это учение, как никакое другое, должно всеми корнями врасти в каждую частицу нас самих. Умение и знание без зрелости и опыта в том, чему учит Господь, не придают человеку способности эффективно доносить до других людей христианскую истину.

Если консультант не сталкивается с реальностью о том, как тонко действует грех в нем самом, и не знает, ничего о том, что значит искренне покаяться, вряд ли он сможет донести до консультируемых то, что они хотят от него услышать.

Хорошая подготовка в области экзегезиса и богословия дают нам возможность точно изложить другим людям Божью истину. Проницательное отражение | всего того, что подразумевается под этими истинами относительно вопросов реальной жизни, позволяет представить истину в полном соответствии с наболевшими вопросами. Но только в том случае, когда мы живем в соответствии с истиной, мы можем донести истину до людей.

Уже много лет исследователи литературы утверждают, что метафора, аналогия, нарратив и миф являются средствами, с помощью которых можно наиболее эффективно донести какую-нибудь идею до сознания людей. Когда мы формируем какую-то картину истины, она вносит более ясное представление в простое утверждение этой истины, и она становится понятнее. Задача консультанта (или родителя, или служителя) состоит в том, чтобы та истина, которую он хочет донести до других, была воочию видна в его собственной жизни. Только тогда те слова, которые говорят об истине, будут гармонировать с сильной иллюстрацией этой истины.

Когда люди хотят знать, что такое Бог Отец, мы обращаем их внимание на Бога Сына. Почему? Он — «образ ипостаси Его» (Евреям 1:3). Когда наши консультируемые хотят понять, каким образом истина Писания может углубить их отношения с Богом и другими людьми и каким образом такие углубленные отношения решат их жизненные проблемы, мы должны предложить им посмотреть, как мы сами живем, показав тем самым пример того, что такое «живая истина» и как она помогает людям. Без углубленного понимания того, как действует библейская истина в нашей жизни, никакой самый высокий уровень подготовки в теоретической консультации или технике консультации не поможет библейскому консультанту эффективно работать.

Серьезно работая над жизненными проблемами и стремясь в нашей собственной жизни обрести ту силу и ту радость, которые мы получаем во Христе, мы должны изучать Библию, определять наши доктриналь-ные позиции и думать о том, что наши доктрины подразумевают.

Содержание, категории, причастность и образы — вот те четыре элемента, в сочетании дающие нам такой подход к Писанию, который показывает важность его помощи в нашей работе по консультации.

Следующий шаг в нашей подготовке к работе консультанта состоит в том, чтобы определить человеческую дилемму, используя тот подход к Писанию, который мы только что изложили. Об этом и пойдет речь во второй части книги.