Часть II. Как понимать людей

Глава 5. Каким образом люди могут действительно измениться?

Люди сталкиваются с проблемами. По стандартам формалистского христианства, которое больше обеспокоено тем, как люди выглядят, чем проблемами глубоких взаимоотношений, все не так уж и плохо. В каждой церкви есть свои морально подавленные женщины, неверные мужья, безответственная молодежь, но в большинстве своем верующие ведут себя вполне пристойно.

Но если заговорить о том, насколько страстную любовь эти верующие испытывают к Богу, как искренне служат они другим людям, нам предстанет куда худшая картина. Взаимоотношения по таким стандартам окажутся уже не такими хорошими. И это касается не только людей, страдающих от непонятного чувства беспокойства или извращенных половых побуждений, — это касается всех нас.

Если мы хотим знать, как жить самим и научить жить других той жизнью, какой необходимо жить человеку, нам надо ответить на три жизненно важных вопроса: Кто мы? Почему у нас возникает множество проблем? Как решить эти проблемы?

Нам необходимо развить некую модель понимания людей, проблем и решения этих проблем, которая была бы достаточно широка для того, чтобы ее можно было приложить ко многим ситуациям, и достаточно практична, чтобы ее можно было приложить к ситуациям особым образом. Выделим в этой связи три позиции.

Во-первых, люди. Если отбросить различия, то что делает нас схожими? Что нас объединяет и делает нас людьми? В чем колдун африканского племени схож с добродушной белокурой бабушкой из американской провинции? Что общего между юппи и горными племенами?

Каким принципам следуют люди, принимая решения? Что нами движет? Откуда исходят эмоции? Существуют ли такие понятия, как бессознательные мотивы и мысли, или же эти понятия не более чем ловкие и приносящее хорошие дивиденды плоды воображения психолога? Мы должны знать, кто мы такие и как мы действуем.

Во-вторых, проблемы. Не нужно быть проницательным, чтобы понять, что с людьми происходит что-то не то. В машине человечества произошло замыкание. Некоторые люди впадают в депрессию, когда друзья поступают с ними грубо, другие, судя по всему, явно равнодушны к массовой вражде между людьми.

Многие из нас ведут безуспешную войну против побуждений есть больше, чем следует. Некоторые показывают образец строгой самодисциплины. Все больше и больше молодых женщин превращают разумный самоконтроль в навязчивую идею худеть посредством голодания, что нередко заканчивается потерей здоровья и даже смертью.

Браки, как правило, начинаются выражением самых нежных и долгожданных чувств. Примерно половина браков заканчивается разводом (в большинстве случаев из-за того, что люди не получают того, чего ожидали). Сексуальные расстройства часто остаются неразрешенными и приводят к эмоциональным и физическим отклонениям. Неудовлетворенные желания порой настолько сильно требуют выхода, что люди готовы ради нескольких минут мнимого удовольствия пожертвовать семьей и карьерой.

Церкви, которые с энтузиазмом призывают к единству, иногда разделяются на два лагеря, что заканчивается холодной войной, горячей войной или расколом. Есть церкви, в которых дарит настоящее единство, но которое стоит огромных усилий.

Когда мы слышим о том, что чей-то ребенок оказался в беде, то можем заметить наряду с искренней озабоченностью и чувство самодовольного удовлетворения. В другое время или с другими друзьями мы чувствуем в себе способность поплакать вместе с теми, кто обижен.

Что с нами происходит? Взаимодействуя с другими людьми, мы проявляем не очень хорошие качества. Но почему? В чем корень наших проблем? Это уже другой вопрос.

В-третьих, решение проблем. Необходимо бороться с искушением забегать в конец увлекательной книги. Ловкие заключения детектива ничего не стоят без предварительного понимания той ситуации, которую он выясняет. Тот же самый принцип применим и здесь: адекватная оценка решения зависит от адекватного понимания людей и их проблем. Разрешение проблемы Голгофы, например, можно оценить только после того, как мы поймем проблему греха.

Если мы не возьмемся за тяжелую и временами скучную работу по выяснению того, кто мы такие и почему мы так враждуем, наши усилия помочь людям окажутся поверхностными, а в перспективе и вовсе напрасными.

Одна из проблем, которую мы принимаем во внимание, состоит в том, что большинство из нас не имеет представления о теории перемен. Каким образом нетерпеливый родитель вырабатывает терпение в работе со своими раздражительными детьми? Каким образом запуганный молодожен становится уверенным в себе и любящим мужем? Каким образом женщина, чувствующая сексуальное влечение к другой женщине, становится нормальной женщиной в полном смысле этого слова? Многие из нас, в том числе и консультанты и пасторы, этого не знают.

Мы знаем, что люди должны меняться, что христиане должны расти во Христе, и мы верим, что они могут это делать. Если не считать нескольких основных идей о послушании, молитве и чтении Слова, мы не понимаем, каким образом происходят сами перемены, что именно побуждает человека меняться. Слишком часто мы скрываем наше нежелание заниматься этими вопросами пространными дискуссиями о богословии, методах христианского образования или структуре церкви. Но чего явно недостает в большинстве этих дискуссий — так это последовательной модели перемен.

На следующем служении попросите членов вашей церкви высказать свои взгляды на то, каким образом люди меняются, и попросите их привести конкретные примеры того, как происходили перемены в их собственной жизни за последний год. Спросите конкретно, что именно стало причиной их перемен. Вероятнее всего, вы услышите пространные речи о Божьей силе и силе Его Слова, и эти речи вам мало что дадут. И действительно у нас нет ясной идеи о решении людских проблем, которую мы могли бы превратить в особую стратегию помощи людям.

На мой взгляд, наша неспособность ясно выразить модель перемен прямо связана с нашим смутным представлением о людях и их проблемах. Мы не сможем помочь кому-нибудь преодолеть депрессию, пока не поймем, почему вообще существует депрессия. Прежде чем уверенно идти в каком-то направлении, мы должны более или менее ясно представлять, что происходит в самих людях.

Консультанты часто избегают неясностей, вызванных искренними вопросами, и придерживаются удобных теорий, которые, как им по крайней мере кажется, отвечают на некоторые вопросы. Здесь возникает искушение игнорировать те немногие факты, способные подорвать обоснованность наших суждений и, подобно д-ру Ватсону, поздравить себя с теорией, которая потом будет опровергнута. Оптимальный путь здесь — это более болезненный путь (им шел Шерлок Холмс), оставляющий в сомнении до тех пор, пока каждый факт, даже самый незначительный, не получит своего объяснения.

Люди, проблемы и решения проблем: нам нужна модель, некий достаточно гибкий метод рассуждения над проблемами, чтобы можно было иметь дело со всеми данными, и достаточно конкретный метод, чтобы с его помощью мы могли эти проблемы решать. И когда я обозревал то пространство, которое надо охватить, мне показались важными по меньшей мере пять замечаний:

1. К пониманию людей существует множество различных подходов;

2. Относительно определенного субъекта каждый из нас придерживается каких-то идей, обладая разной степенью точности и осведомленности;

3. Какого бы взгляда мы ни придерживались, он влияет на то, как мы подходим к людям и к жизни вообще;

4. Не все подходы могут оказаться правильными. Многие идеи противоречат друг другу. Поэтому какие-то из них являются откровенно неправильными;

5. Если творцом всей жизни является Создатель как личность, то должно существовать истинное понимание людей, проблем и решений этих проблем.

Один исследователь сказал, что в современном мире психологии существует свыше двухсот моделей понимания людей. При таком огромном выборе любая попытка упрощения и деления на категории неизбежно нанесет ущерб всестороннему характеру.

Но, вероятно, преимущества процесса классификации стоят того. Если мы сможем выстроить многочисленные подходы в соответствии с несколькими общими темами, то у нас появится хорошая база для оценки возможностей и выработки своего собственного пути к своим собственным рассуждениям. И всегда — повторю ту концепцию, о которой шла речь в первой части книги, — критерием оценки ценности любой идеи о людях, проблемах или решении проблем должно быть содержание Писания.

Три основные модели

Когда консультируемый говорит нам, что он подавлен, наша первая задача как консультантов состоит в том, чтобы определить, кроется ли причина этой проблемы в каких-то физических факторах. Не будем здесь говорить о том, каким образом это выясняется, давайте предположим, что мы уже определили, что эта депрессия не носит чисто медицинского характера. И что дальше?

Отвечая на вопрос о возможной связи между депрессией и какими-то событиями в жизни, консультируемый утверждает, что никакого очевидного толчка к депрессии у него не было: никто из родных в последнее время не умирал; здоровье в порядке; отношения в семье, судя по всему, нормальные; никаких крупных кризисов не было; работой и заработной платой удовлетворен.

Очень часто не удается обнаружить видимых причин проблемы. И даже в тех случаях, когда такая причина вроде бы обнаружилась, она вовсе не проясняет саму ситуацию, а лишь делает ее еще более запутанной. Поскольку люди пребывают в растерянности, консультантам приходится следовать в направлении, которое обусловлено не столько показаниями консультируемого, сколько той теории, которой они придерживаются.

Консультанты действуют в соответствии со своими представлениями о том, как люди поступают в той или иной ситуации, почему появляются проблемы и как их можно решить. Охватывая вопросы самым широким образом, консультанты руководствуются одной из трех основных моделей. Дело в том, что большую часть подходов к пониманию людей можно сгруппировать в три категории: динамическая модель, нравственная модель и модель взаимоотношений.

Динамическая модель

Согласно динамической модели, люди подвластны внутренним процессам (их часто называют личностной динамикой), о которых они, как правило, не подозревают. Корни этой динамики и источник ее настоящей силы кроятся в прошлом, в детстве этой личности. Психоаналитики говорят о «генетической реконструкции», подразумевая под этим термином свои усилия понять, каким образом события, произошедшие в детстве консультируемого, становятся источником чувств и взглядов этого человека сегодня.

Может быть, нелюбящая и властная мать не оказывала ребенку элементарного внимания, а слабовольный и разочарованный отец не смог ничего изменить в семье, как не смог стать в семье главным. Теоретиков данной модели, скорее всего, заинтересует, развилась ли у ребенка (1) предрасположенность к ненависти или страху по отношению к сильным и волевым женщинам и (2) взгляду на самого себя (благодаря характеру его отца) как на слабую личность, которая способна существовать в этом мире только посредством податливости и уступок.

Эти динамические процессы (ненависть-страх по отношению к определенного рода женщинам и низкая самооценка) являются результатом нанесенного в детстве вреда и находятся за рамками настоящих проблем, а поэтому нуждаются в воспроизведении. Когда в жизни такого человека происходят разочарования, он реагирует на них в соответствии с диктатом этих неосознаваемых предрасположенностей, вероятно, уклоняясь от общения с женщинами, но по-прежнему рассчитывая на то, что придет кто-то очень сильный и все изменит к лучшему.

В сознании многих консультантов, использующих динамическую модель, такой набор внутренних психологических процессов рассматривается как болезнь, которую необходимо лечить. Клиент рассматривается как жертва плохого воспитания, тот, кто нуждается в экстенсивной терапии, нацеленной на раскрытие и перестройку структуры личности. И всякий раз, когда клиент, судя по всему, не может изменить своего отношения к настоящему, специалисты считают, что он еще не освободился от своих внутренних ограничителей. Отсюда делается вывод, что необходимо продолжать углубленную терапию.

Поскольку динамическая модель рассматривает проблемы как симптомы скрытых болезней, ее еще часто называют «медицинской» моделью понимания людей. Так же, как медики лечат пациентов, страдающих от физических заболеваний, так и консультанты предлагают лечить пациентов, страдающих от психологических заболеваний. Лечение главным образом представляет из себя поиск скрытых корней проблемы. Консультанты, являющиеся сторонниками данной модели, полагают, что, обнаружив эти корни, они помогут пациенту обрести свободу в решении его проблем в настоящем.

Нравственная модель

Это такой взгляд на людей, который во многом противоречит динамической модели. Сторонники этого взгляда обеспокоены тем, что любой отход от проблемы поведения в настоящем может служить оправданием безответственности: «Если я настолько подавлен, что не могу даже постричь газон во дворе, я ничего не могу с этим поделать. У меня есть проблемы, засевшие настолько глубоко, что стали неизлечимыми».

Для консультанта, следующего нравственной модели, люди не столько растерянны, сколько упрямы. Суть всего, что мы делаем, кроется не в структуре динамических процессов — она в нашем волеизъявлении. И прежде всего сами люди ответственны за то, что они делают. Поэтому при хорошей консультации надо обращать особое внимание на некоторые признаки поведения. И в какой степени произошло улучшение, зависит от перемен в поведении, а лечение заключается в определении безответственного поведения и помощи в его устранении. Значительная часть консультации при нравственной модели заключается в устранении оправданий дальнейшей безответственности.

В консультации, проводимой в рамках нравственной модели, важную роль играют домашние задания. Указания регулярно читать Библию и молиться, говорить комплименты супругу или привести в порядок финансовые дела семьи рассматриваются как важные инструменты в процессе помощи людям решить их проблемы. Умышленно или нет (в разных случаях по-разному), но здесь мало внимания уделяется мотивам, которые в самом поведении не видны, за исключением только тех случаев, когда надо подчеркнуть, что правильные мотивы отражаются в правильном поведении.

Модель взаимоотношений

Модель взаимоотношений имеет дело как с динамической, так и с нравственной категориями. В соответствии с ней эмоциональное расстройство вызвано не глубокими динамическими процессами, которые необходимо раскрыть, не безответственным поведением личности, которое необходимо изобличить. Главный корень проблемы — неудовлетворенная потребность во взаимоотношениях.

Для консультантов, которые придерживаются этой модели, самым важным является не то, что люди обладают очень сложной психологией или что они морально безответственны, а то, что они созданы, чтобы любить и быть любимыми. Человек создан для того, чтобы общаться с другими людьми. Постепенно у нас возникает тоска по общению. В глубине души мы жаждем близости и активного участия в жизни других людей.

Человеческие проблемы при таком рассмотрении лучше всего воспринимаются как безуспешные попытки справиться со страхом и натянутостью во взаимоотношениях. Если мы отвечаем друг другу с настороженностью и замкнутостью, то наши шансы обрести близкие отношения, которых мы так желаем, сводятся к минимуму. Результатом этого становится одиночество, которое усиливает наше стремление защититься от той боли, которой мы боимся. И так люди втягиваются в порочный круг боли и ухода от остального мира, еще большей боли и еще большего ухода от остального мира.

Консультанты — сторонники данной модели пытаются дать возможность своим клиентам вступить во взаимоотношения, направленные на то, чтобы (1) исключить одиночество посредством активных взаимодействий по крайней мере с одним человеком и (2) создать условия, при которых клиент перестанет настороженно относиться к остальным людям.

Такие ценности, как открытость, смелость, уверенность — это те ценности, на которые делают ударение консультанты, действующие в рамках модели взаимоотношений. Людям необходимо честно задуматься над тем, как они чувствуют себя в общении с другими людьми, и проявить смелость, чтобы быть самими собой. Они должны оставить свои попытки манипуляций, направленных на то, чтобы завоевать чье-то расположение или избежать негативной реакции, и представить себя другим без притворства и ухода в себя.

Схема 5.1 кратко излагает главную суть каждой модели.

Большинство подходов к консультации отражает суть хотя бы одной из этих моделей. Некоторые подходы очень схожи с ними (ноутетическая консультация во многом следует принципам нравственной модели; классический психоанализ — очевидная динамическая модель), но другие разновидности уже не так просто сопоставить.

Поведенческая терапия, например, представляет из себя любопытную смесь динамической и нравственной моделей, поскольку ее суть состоит в том, что люди являются жертвами плохого окружения, следовательно, необходимо менять поведение, а не внутреннюю структуру. Гештальт-терапия и ее производная, первичная терапия, — смесь динамической терапии и терапии взаимоотношений.

Я думаю, что не стоит затрачивать слишком много сил на определение каждого подхода в свете этих трех моделей. Однако я убежден, что те идеи, которые имеют непосредственное отношение к каждой модели, являются основными для выработки взглядов на людей, и потому заслуживают того, чтобы о них задуматься.

Те предположения, которые мы принимаем, ложатся в основу наших действий при работе с людьми. Например, консультанты, следующие динамической модели, вряд ли посоветуют людям менять свое поведение. А консультанты, следующие нравственной модели, каждый раз дают свои советы в директивной форме.

Сторонники нравственной модели практически не утруждают себя выяснением прошлого консультируемого, зато сторонники динамической модели скажут, что без таких исследований нельзя будет по-настоящему помочь.

Сторонников модели взаимоотношений меньше всего интересуют вопросы зависимости, сторонники динамической модели немало внимания уделяют трансферу и установке профессиональной дистанции. Если в модели взаимоотношений главное — это отношения между консультантом и клиентом, которые рассматриваются в качестве основного инструмента перемен, то в нравственной модели основной упор делается на указания как на инструмент консультации.

Различия между этими моделями существенные. И поскольку они уводят нас в разные направления, важно тщательно и взвешенно решить, каким принципам нам следовать. Эти модели не могут быть правильными во всем.

Если существует какой-то стандарт, по которому можно соизмерять все мысли о людях, их проблемах и методах решения этих проблем, то каждую точку зрения нужно принимать в свете этого стандарта. Уже придя к выводу о том, что Библия является авторитетным и исчерпывающим стандартом, мы можем ставить вопрос (если только мы отталкиваемся от Библии) — «какая модель приемлема для консультации?».

Должны ли библейские консультанты глубоко всматриваться в личность, как к тому призывают сторонники динамической теории, или же консультант должен себя ограничить в такого рода исследованиях, предоставив это Святому Духу?

Должны ли библейские консультанты главное внимание уделять изменению поведения человека, используя при этом молитву, чтение Библии и посещение церковных служений как меры, необходимые для этого? Или же Библия выражает более сложные особенности людей, чем те, которые рассматриваются при использовании нравственной модели?

Должны ли библейские консультанты истолковывать нашу ответственность любить друг друга как выбор в пользу модели взаимоотношений во время консультации, или же существует какая-то возможность для более глубокого самонаблюдения и более сильного сопоставления?

Какая модель является библейской? Может быть, их несколько? Две? Смесь всех трех? Или же совершенно другая модель? Об этом мы поговорим в следующей главе. И начнем мы следующую главу с вопроса «кто мы?».