Глава 6. Люди несут в себе образ Бога!

Недавно я провел время в коридорах факультета психологии одного из ведущих американских университетов. Одно очень большое помещение там было занято книгами по изучению человеческой природы. В буквальном смысле в тысячах томов излагались самые разные и подчас противоречивые идеи мыслителей, поставивших перед собой вопрос «кто я?».

Помню, какое глубокое чувство беспомощности овладело мной, когда я листал эти страницы. Знает ли кто-нибудь ответ на этот вопрос? Можно ли ответить на этот вопрос с исчерпывающей определенностью, или же нам следует отнести самих себя к продукту чистого предположения? Могу ли я вообще знать, кто я такой на самом деле, кто моя жена, кто мои дети, кто мои клиенты?

Но не стоит уходить от таких вопросов, как слишком философских, и потом настаивать на возврате к чисто практическим делам. Вопрос о том, кто мы такие — необычайно важный вопрос и в конечном счете чисто практический. При каждой попытке помочь людям жить ответственной, продуктивной и радостной жизнью неизбежно встает именно этот вопрос.

Когда консультант помогает клиенту высвободить задавленные эмоции, он имеет дело с человеческой природой, что лишний раз подтверждает идею о пользе эмоциональных самовыражений. Когда другой консультант в попытках освободить клиента от депрессии стремится заменить негативные познания позитивными, он принимает теорию о том, что сознательные умственные процессы, находящиеся под нашим непосредственным контролем, главным образом влияют на наши поступки.

Теоретическая консультация всегда начинается с набора самых общих идей о человеческой природе. И эти идеи выполняют две функции: они представляют нам пределы, в которых мы можем развивать некую модель консультации, а также служат катализатором для хода наших мыслей в определенном направлении. Поэтому, прежде чем мы начнем выстраивать свою модель консультации, необходимо досконально разобраться в том, как мы понимаем человеческую природу.

Начиная задавать вопросы о своей природе, мы входим в такую область рассуждений, в которой интуиция, рациональное мышление и эмпирическое наблюдение сразу же показывают свою неадекватность. И пока тот, кто знает все ответы, не передаст нам что-то из своих знаний, мы так и будем плыть в разных направлениях, не определив четкого курса и не пристав к какому-то берегу. Без откровения мы обречены остаться в той самой неопределенности, из-за которой тысячи книг не могут достичь даже самого широкого согласия по вопросу о человеческой природе. Нам нужно откровение. И добрая весть состоит в том, что Бог дает нам ответ на этот вопрос.

Когда структурой моего мышления становится откровение Библии, то, думая о людях, я выдвигаю два предположения. Эти предположения выполняют функции как границ, так и катализаторов.

Люди несут в себе образ Бога!

Во-первых, я предполагаю, что люди подобны Богу. Библия ясно утверждает, что мы созданы по образу Божию.

И независимо от того, что вообще может под этим подразумеваться, здесь кроется главная идея о том, что в значительной степени мы похожи на Бога. Во-вторых, я предполагаю, что произошло нечто ужасное, что сильно навредило этой схожести. То, что живет внутри нас и в этом мире, — не такое, какое оно должно быть. Когда Адам согрешил, он сильно изменился сам и изменил всех своих потомков, поэтому мы теперь действуем далеко не так, как должны были действовать с самого начала. Мы подобны самолету со сломанными крыльями, который, вместо того чтобы лететь высоко в воздухе, неуклюже катится по дороге. Образ человека оказался искаженным до какого-то гротеска. Он не был утрачен полностью — он только оказался сильно извращенным.

Когда я пытаюсь понять людей, я рассуждаю следующим образом: люди — это падшие носители образа Божьего. Я принимаю это в качестве постулата, потому что об этом говорит Библия.

В первой главе книги Бытие о Боге говорится без предварительного вступления. Просто: «В начале сотворил Бог…» (стих 1).

В той же самой главе человек появляется как особое творение, чья особенность зависит от того, что он носит образ Божий.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26-27). И поскольку человек носит образ Божий, он способен поддерживать отношения с Богом: «И благословил их Бог, и сказал им Бог…» (Бытие 1:28).

В третьей главе книги Бытие говорится о трагическом грехопадении человека. Отношения с Богом были нарушены, а образ изуродован. С четвертой главы книги Бытие до конца всей Библии человек рассматривается как падший носитель образа, отличительными чертами которого являются благородство (образ) и развращенность (грехопадение).

И если наше понимание людей должно быть адекватным, нам необходимо принимать во внимание красоту нашего благородства и ужас нашей постыдной развращенности одновременно Библейская модель консультации должна брать образ Божий и грехопадение человека в качестве начального момента, как это показано в схеме 6.1.

Схема 6.1

Образ Божий

С самого начала нам надо рассмотреть вопрос, который веками был причиной жарких дебатов и, скорее всего, останется таким до прихода Господа на землю: что значит быть сотворенным по образу Божьему?

Мой подход к этой теме не направлен на то, чтобы устраивать дебаты. Вместо этого я боюсь, что глубина моего рассмотрения разочарует своей сложностью не настроенного богословски читателя и своей краткостью и незавершенностью — читателя с богословской подготовкой. И тех, и других я призываю к терпению. Моя задача состоит в том, чтобы дать общее представление о некоторых ключевых идеях, что поведет нас не к академической противоречивости, а к некоей модели консультации.

И хотя по вопросу о том, что представляет из себя образ Божий, существует множество взглядов, из той путаницы, которая охватила представителей различных религиозных кругов, можно выделить четыре отличительные идеи: Владычество-Представительство, Нравственное Целомудрие, Способность к Безнравственности, Сходство. Чтобы я мог заложить достаточно прочный фундамент в поддержку остальной части своего размышления, позвольте мне уделить время краткому рассмотрению каждой из этих теорий.

1. Образ как Владычество-Представительство

Носить образ Божий означает, как некоторые себе представляют, что мы действуем в этом мире в Его интересах, осуществляя власть над всем творением в качестве Божьих представителей. Наша ответственность и призвание состоят в том, чтобы во всем, что мы делаем, преданно отражать Его характер и цели.

В отрывке Бытие 1:27-28 говорится: «…сотворил

Бог человека по образу Своему………. и сказал им Бог…

…и владычествуйте…». Данная ассоциация между Божьим образом и человеческим призванием владычествовать истолкована как аргумент в пользу точки зрения о том, что иметь образ Божий — это иметь власть в качестве представителя Бога.

2. Образ как нравственное целомудрие

Мартин Лютер считал, что образ Божий представляет из себя нравственное совершенство, которым человечество наслаждается в Творении, которое теряет в грехопадении и которое восстанавливает во Христе.

Новый Завет учит, что, когда христиане восстанавливаются по образу Христа, они растут в знании, святости и праведности (Ефесянам 4:22-25; Колоссянам 3:9-10). В представлении многих людей нравственное целомудрие, которое делает нас подобными Христу, является главным в определении образа Бога в 1-й главе книги Бытие.

Адам и Ева были сотворены целомудренными. Они были невинными, неиспорченными, добрыми. Но с момента грехопадения человеческая сущность Адама утратила моральное совершенство. Мы стали слепыми не столько в способности познавать, сколько в понимании; грешными не столько с точки зрения святости, сколько с точки зрения предрасположенности; злыми не столько с точки зрения праведности, сколько с точки зрения поведения.

Согласно данному определению (о том, что образ сродни целомудрию), образ Божий оказался полностью утраченным. Разговор об утраченном, но не об уничтоженном образе предполагает, что у человека осталось внутри что-то доброе, что радует Бога. Но Библия также ясно говорит, что вся наша праведность «как запачканная одежда» (Исайя 64:6), никто из нас не ищет Бога, все мы «совратились каждый на свою дорогу…» (Исайя 53:6).

Образ Божий, если его понимать как нравственное совершенство в характере отдельного человека, полностью утрачен, но его можно восстановить через дар Божьей праведности и освящающий труд Святого Духа.

3. Способность к безнравственности

Третье понимание образа Божьего развито богословами римской католической церкви. Согласно этой идее, когда Адам был сотворен, он не был ни добрым, ни злым. Он был нравственно нейтральным, и при этом «аппетиты» смогли привести его к беде. Он был способен размышлять и мог увидеть, к чему приведет власть аппетита над ним, но у него не было нравственных сил контролировать свои желания.

Бог вступился за Адама, даровав ему дополнительную благодать (donum superadditum: дополнение к доброте). Теперь у Адама были силы поступать правильно всякий раз, когда его желания шли вразрез с его разумом. Но в момент грехопадения он отверг влияние этой дополнительной благодати и попал под влияние своих плотских желаний. И чтобы «спастись» от своего положения падшего грешника, ему нужно было не только прощение, но и еще одна доля благодати, которая помогла бы ему жить именно так, как нужно.

Что же именно было утрачено в момент грехопадения? Адам утратил не нравственную невинность перед Богом, а дополнительную благодать, необходимую для того, чтобы жить перед Богом достойно. И поэтому восстановить нужно не праведность, принимаемую от Бога в качестве дара. Людям нужно больше благодати, чтобы держать свои желания под контролем. Церковь посредством своих таинств дает эту благодать, после чего грешники могут развивать в себе ту праведность, которой требует от них Бог.

В результате такого мышления на задний план отходит идея о развращенности, поскольку человек по сути своей нравственно нейтральное существо, которое нуждается в помощи. Греховность становится моральной ошибкой, которую можно исправить праведной жизнью. Смерть Христа по-прежнему является основой прощения, но для того чтобы грешник смог достойно стоять перед Богом, эту смерть нужно сочетать с человеческими усилиями. Это не что иное, как богословие спасения через добрые дела.

В наших разговорах об образе Божьем мы должны быть внимательными и избегать предположений о нравственно нейтральном, одинаково склонном и к добру, и ко злу. Когда я приступаю к дискуссии, я убежден, что образ Божий относится к способностям или качествам человека, но я убежден также, что эти качества не существовали и никогда не существуют в нравственном вакууме. До грехопадения Бог сказал, что человек добр. Когда Адам согрешил, он стал испорченным существом, которому были необходимы как прощение, так и дар праведности, которые невозможно развить самостоятельно. Получив оправдание по Божьей благодати, мы обретаем силу жить соответственно с нашим положением во Христе. Но наши добрые дела не служат добавлением к нашему положению перед Богом. Они являются знаком нашей благодарности Тому, Кто нас спас.

4. Образ как сходство

Четвертый взгляд на образ Божий заключается в том, что наше сходство с Богом кроется в определении личностности. И Бог, и человечество обладают качествами, которые отличают нас от не личностных существ.

Как-то я приобрел старинный столик с вращающейся крышкой. Ценник явно свидетельствовал о том, что этот предмет — оригинал, а не копия, которую недавно сделали. Мне доводилось видеть репродукции настоящих произведений, которые трудно было отличить от оригинала. Они — не оригиналы, но сделаны так, чтобы выглядеть как оригиналы. Они сделаны по образу оригинала.

Практически и все мы также являемся тщательно сделанными репродукциями. Мы носим на себе образ Бога. В определенном смысле мы схожи с ним. Если же посмотреть несколько иначе, то между нами и Богом существует пропасть, такая же широкая и глубокая, как неопределенность. Богословы говорят о таких непередаваемых качествах Бога, как всемогущество, самодостаточность, которыми Бог не может поделиться со Своим творением. Между Богом и человеком есть отличия.

Но есть и сходство. Бог обладает и такими качествами, которые Он передал Своему творению. В своей прекрасной книге «Познавая Бога» Д. Пакер говорит, что, «когда Бог сотворил человека, Он передал ему Свои Собственные качества». Д. Оливер Басвелл в «Систематическом богословии» утверждает, что Бытие 1:25-28 означает, «что человек сотворен для того, чтобы в чем-то важном напоминать Бога».

Возникает очевидный вопрос — в чем именно мы похожи на Бога? Большинство богословов согласно с Льюисом Сперри Чэйфером, который утверждает, что «это сходство имеет отношение к нематериальной стороне человека». Сходство лежит не в нашей физической внешности, а глубоко кроется в нашей личности. И Бог, и человек — личности, каждая из которых обладает чертами характера и качествами, которые в сочетании делают нас личностями. Животные, деревья и камни не являются личностями, но люди — личности, как и Бог.

И какими бы ни были те черты характера, которые мы получили от Бога, становится очевидным, что они не исчезли после грехопадения (смотрите Бытие 5:1-3; 9:6; 1 Коринфянам 11:7; Иакова 3:9). В противовес взгляду Лютера Чэйфер показывает, что «хотя в Библии много сказано о греховности человека и о той пропасти, в которую человек упал, она нигде не говорит о том, что он потерял образ Божий. На самом деле… Библия учит, что падший человек сохраняет этот образ, и данный факт определяет степень его деградации»

Реформатский богослов Луи Беркхофф согласен с тем, что Божий образ не утрачен. Он утверждает, что образ Бога включает «элементы, которые присущи человеку, например, интеллектуальная сила, врожденная любовь, нравственная свобода. Созданный по образу Божию, человек обладает разумом и нравственной природой, которые он не утратил в результате грехопадения и которые он не мог бы утратить, не перестав быть человеком». Он делает вывод, что «образ был испорчен грехом, но по-прежнему остается в человеке даже после его грехопадения».

Мы можем все это обобщить следующим образом: образ Бога заключается в тех качествах, которые присущи как Богу, так и человеку, качествах, которые определяют, что значит быть личностью.

Прежде чем мы начнем говорить о том, что это за качества, позвольте мне сопоставить этот взгляд на образ Бога с тремя остальными, уже представленными здесь.

Ответственность человека властвовать в мире в качестве представителя Бога говорит не об образе как таковом, а о том, к чему призван человек, будучи носителем образа. Поскольку мы являемся личностями, которые могут думать, делать выбор и чувствовать, мы способны править Божьим творением как Божьи посланники. Эта власть стала возможной благодаря образу, но это не сам образ.

Нравственная испорченность также не может быть образом. Как личности, которые носят Божий образ, мы предпочли пойти против Бога (то, что не является носителем образа, этого сделать не может; способностью выбирать обладают только носители образа). Поэтому мы выбрали нравственное падение, но при этом остались личностями — падшими и грешными, да, но личностями. Бог как милостивая Личность решил быть добрым по отношению к нам, носителям Его образа, искупив нас и восстановив нас не в плане личного сходства (этого мы никогда не теряли), а в плане нравственного сходства (образ Христа, каким он стал известен в Новом Завете).

Те элементы личности, которые определяют образ Бога, не должны рассматриваться как нравственно нейтральные качества, не имеющие в себе ни добра, ни зла. С самого момента сотворения человека и до сегодняшнего дня не было ни одного действия, которое имело бы в себе и нравственную, и безнравственную основы одновременно. Все сделанное человеком находится в определенном движении, и это движение либо к Богу, следовательно доброе, либо от Бога, следовательно злое. В нас нет ничего нравственно нейтрального. Как личности, склонные двигаться в каком-то направлении, мы всегда являемся субъектами нравственной оценки.

Способности личности

Мы — личности. Бог — личность. Мы схожи с Ним в том, что обладаем элементами, которые делают нас личностями. Но что это за элементы? Какие именно способности личности делают нас носителями образа Божьего?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны выяснить, что под этим подразумевается в Писании, а не полагаться на конкретные отрывки Писания. Нигде нет такого текста, в котором говорилось бы: «И сказал Господь: элементами личности являются…». Поэтому нам необходимо рассмотреть, каким образом Бог показывает Себя в Писании, а также заняться поиском не только тех элементов, которые отличают Его как всемогущего Бога, но и тех качеств, которые говорят о Нем как о личности.

В то же время мы должны поставить вопрос: «Способны ли передаваться те качества, которыми мы обладаем, и действительно ли они нам были переданы? ». Когда мы сможем перечислить те отличия личности, которые присущи как Богу, так и человеку, тогда мы сможем дать главное определение того, что есть образ Божий.

Здесь представлены сходства между Богом и человеком. В следующих четырех разделах каждая из этих концепций представлена более подробно.

1. Глубокие чувства

В Осии 11:8 Бог оплакивает тот факт, что Его дети сбились с пути истинного. Богатый язык, полный сострадания («как предам тебя?… Повернулось во Мне сердце Мое…».), предполагает наличие в Его личности субъективной реальности, которую не просто определить одними эмоциями. Это нечто более глубокое. Всем Своим существом Бог стремится восстановить взаимоотношения со Своими детьми.

Псалмопевец и себя описывает, как личность с глубокими чувствами. Его стремление к Богу сродни стремлению жаждущей лани налиться воды (Псалом 41:2). В другом месте псалмопевец говорит: «…Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя…» (Псалом 62:2).

В первоначальном тексте 41-го псалма говорится о таком желании, которое можно выразить только словами. Это чувство настолько глубоко, что его нельзя рассматривать как какую-то эмоциональную реакцию на определенные обстоятельства. Человеку присуще стремление к удовлетворению, живущее в самых глубоких уголках его личности. И Бог, и человек способны к глубоким чувствам.

2. Способность думать и оценивать

В дни Ноя Бог оценивал жизнь людей. В 5-м стихе 6-й главы книги Бытие говорится: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Бог думал о человечестве и сделал Свое заключение.

Человек тоже размышлял. Он смотрел на мир и развивал свои идеи, которые направляли его жизнь. И хотя мысли его «были зло во всякое время», это все же были мысли с определенными направлениями.

И Бог, и человек могут думать. Они приходят к определенным выводам, которые влияют на их решения.

3. Способность выбирать

«Предназначение» Бога состоит в том, чтобы совершать определенные поступки. Все, что Он делает, Он делает согласно Своему предназначению, «по изволению воли Своей» (Ефесянам 1:11).

Человек действует как наделенное ответственностью существо, способное определять, в каком направлении идти, а потом следовать своему решению. В Послании к филиппинцам (2:13) мы читаем наставление жить в согласии с истиной нашего спасения — «хотением» (определением направления) и «действием» (следованием в этом направлении), зная, что, делая добрый выбор, мы получаем силу от Бога.

И Бог, и человечество могут выбирать для себя определенные цели и следовать им, а также могут выбирать конкретные действия, направленные на достижение своих целей. Личность способна выбирать.

4. Способность выражать эмоции

Наш Господь был печален, когда умер Лазарь (Иоанна 11:33-36). Он испытывал гнев, когда храм превратился в место для торговли (Иоанна 2:14-17). Бог радуется, когда мы исполняем Его волю (Евреям 13:21). Взаимодействуя со Своим миром, Он выражает эмоции.

Неемия сел и заплакал, когда узнал, что стены Иерусалима лежат в развалинах (Неемия 1:4). Внутренности Иова кипели в разгар его борьбы (Иов 30:27). Павел говорил, что находится в трудном положении (2 Коринфянам 4:8). Когда люди общаются с окружающим их миром, они чувствуют, что их эмоции требуют самовыражения.

И Бог, и человечество испытывают эмоции, взаимодействуя с этим миром. Отсюда, я думаю, следует, что образ Божий нужно определить четырьмя качествами:

• Глубокие чувства к чему-то личному.

• Разумная оценка того, что происходит.

• Сознательное следование принятому решению.

• Выражение эмоций.

Бог способен испытывать глубокие чувства к тому, что приносит Ему большую радость; и мы тоже. Бог способен думать о Своем мире и оценивать его; и мы тоже. Бог способен принимать решения и следовать им; и мы тоже. Бог способен испытывать эмоции; и мы тоже.

Но во всех рассуждениях об этих четырех элементах необходимо учитывать, что Бог — абсолютно независим. Чтобы четко действовать согласно Своим способностям, Ему никто не нужен и ничего не нужно. С другой стороны, мы — абсолютно зависимые существа. Чтобы пользоваться своими способностями, даже в самой малой степени, нам нужна помощь извне. Мы не можем быть самодостаточными ни в качестве физических существ, ни в качестве личностей. Суть греха, как мы рассмотрим позднее, состоит в том, что мы не признаем свою зависимость, высокомерно и бездумно заявляя о такой независимости, которой просто не существует.

В качестве обобщения можно теперь сказать, что Бог — независимая личность, способная чувствовать, думать, делать выбор и выражать эмоции. Человек — зависимая личность, с теми же четырьмя качествами. Теперь мы можем несложным образом представить нашу первоначальную структуру понимания людей. Каждый из нас является:

— личным существом, способным глубоко чувство вать;

— разумным существом, способным думать;

— волевым существом, способным делать выбор;

— эмоциональным существом, способным выражать эмоции.

Мы рассмотрим каждую из этих способностей в целях развития всесторонних антропологических исследований, что даст нам ответ на вопрос «кто я такой?».