10. Позитивная сексуальность

Тема полового воспитания стала чрезвычайно популярной в группах родительского образования, потому что современные родители-христиане не хотят быть недалекими и отсталыми людьми. В то же время они не желают мириться с той вседозволенностью, которая процветает в светском обществе, не обращающем внимание на учение Священного Писания. Они хотят, чтобы их ребенок нормально взрослел, чтобы он хорошо разбирался во всех связанных с сексом вопросах. Но как этого добиться? Как родителям отвечать на соответствующие вопросы детей? Что они могут им сказать? Как растолковать детям проблему взаимоотношения полов? Как говорить о сексе с ребенком старшего возраста, чтобы при этом не испытывать смущения? Как родители могут помочь своему ребенку получать достоверную информацию и одновременно развивать у него способность рассматривать секс с христианской точки зрения?

Родители испытывают смущение отчасти по причине незнания того, что следует, а чего не следует говорить ребенку, а отчасти потому, что фильмы, газетные истории, журнальныестатьи, книги и телепередачи искажают взгляды их ребенка на эротическую любовь. В последние годы рекламодатели и издатели поняли, что эксплуатация сексуальной тематики мох<ет принести существенную прибыль. Вот почему в наше время на молодых людей обрушился такой поток дезинформации о сексе. В то же самое время происходит постоянное размывание нравственных ценностей, честности и порядочности во взаимоотношении полов. И хотя библейские нормы морали и нравственности не изменились, наше общество постоянно глумится над ними.

Несмотря на окружающую вопиющую безнравственность, многие семьи пытаются привить своим детям нравственные ценности, основываясь на библейских принципах. Обучая ребенка принципам здоровых половых отношений, никогда не упускайте из виду две стороны этого вопроса: основы анатомии и нравственные ценности. Ребенку следует вовремя преподать основы анатомии. Помогите ему запомнить правильные названия всех основных органов тела. Основательно объясните устройство и предназначение каждого органа на понятном ребенку языке.

«А где ребенок Глории?» — невинно спросил четырехлетний малыш, после того как родители рассказали ему, что его старшая сводная сестра ждет прибавления.

«Он у нее в животе», — рассеянно ответила мать.

«Она что, съела ребенка?» — поинтересовался мальчик.

До мамы дошло, что ее ответ непонятен малышу, и она попыталась исправить свою ошибку. «На самом деле младенец находится у нее не в животе, а в матке».

«Что такое матка?»

«Это такой орган, который есть у мам, но которого нет у пап».«Но, — возразил просвещенный ребенок, — у Глории нет органа, у нее есть пианино!»

Как бы правильно мы ни учили детей, у них все равно могут возникнуть трудности с истолкованием наших слов.

Второй фактор, который нужно принимать во внимание, когда рассказываешь ребенку о взаимоотношений полов, — это связь секса с нравственными ценностями. Недостаточно преподать ребенку какие-то факты, имеющие отношение к продолжению рода и половым функциям. Ребенок должен уметь соотносить полученную информацию с развивающимся у него нравственным кодексом. Половое образование и нравственные ценности всегда должны идти рука об руку.

Посещая в университете семинар по половому воспитанию, я стала свидетельницей того, как одна сотрудница умоляла своих коллег преподавать учащимся половое воспитание с книгой в одной руке и таблеткой в другой! При подобном подходе не учитываются такие фундаментальные ценности, как ответственность, внутренние установки и нравственность, являющиеся гарантом того, что когда придет время, ребенок сможет принять самостоятельные нравственные решения. Неужели вы откажетесь от священного права должным образом направлять своего ребенка в этой области и позволите ему впитывать мирские ценности, которые он будет усваивать в государственной школе?

Следовательно, правильное половое воспитание предполагает выработку у ребенка внутренних установок, касающихся всей темы сексуальности, а не просто описание человеческой физиологии. Половое воспитание предполагает такое изложение всех фактов, понимание их причин и формулирование своего отношения к взаимоотношению между по-ламп, которое зиждилось бы на прочном фундаменте. Половое воспитание должно включать в себя психологические, социологические, экономические и социальные факторы, влияющие на личность и ее поведение, а также физиологические особенности, связанные с воспроизведением рода человеческого.

Конечная цель полового воспитания состоит в том, чтобы выработать у ребенка такое отношение к данному вопросу, которое гарантирует ему наивысшее счастье и помох<ет избежать душевных ран. А это непростая задача, потому что современным родителям нужно внушать детям одновременно две мысли: «секс прекрасен» и «секс опасен».

Главные цели полового воспитания

В следующих шести советах перечислены цели, которые родители могут попытаться достичь:

1. Учите ребенка любить и принимать любовь. Половое воспитание должно помочь ребенку любить и быть любимым, отдавать любовь другим и принимать ее. Ребенок цветет, окруженный любовью родителей и членов семьи. Он также учится доверять им и любить их ответной любовью. Когда ребенок начинает учиться в школе, его круг любви расширяется по мере того, как он приобретает друзей и знакомится с учителями. В младшем подростковом возрасте у него появляются друзья одного возраста и пола. В подростковом возрасте он переносит свои теплые чувства и привязанность на противоположный пол. Мудрые родители помогают ребенку последовательно переходить с одной ступени на другую в рамках этого принципа: любить и быть любимым.2. Учите его быть довольным своей половой ролью. Одна из самых важных задач полового воспитания — научить ребенка правильной сексуальной ориентации: мужской или женской. Сексуальность включает’ в себя имя, получаемое при рождении, игрушки, с которыми ребенок играет, одежду, которую он носит, друзей, с которыми он играет, выбираемые им учебные предметы, отношение к мужским и женским обязанностям в семье и, наконец, то, как сексуальные потребности и влечения удовлетворяются ответственными и преданными друг другу людьми. Совершенно очевидно, что правильная сексуальная ориентация — это важная, влияющая на все стороны жизни часть развивающегося, здорового представления о себе самом.

Родители должны научить своего мальчика радоваться тому, что он мальчик, а девочку — быть счастливой от того, что она девочка. Такое удовлетворение развивается тогда, когда девочка восхищается своей матерью, а мальчик уважает отца В переходном возрасте, особенно в ранние подростковые годы ребенку может быть трудно соглашаться со своей сексуальной ролью. Некоторые девочки лишены всякой женской гордости и боятся стать женщинами. Многие мальчики опасаются, что не смогут стать настоящими мужчинами, особенно если они мельче других мальчиков. Уважение и любовь, которую родители питают друг к другу, учат ребенка, что как мужчины, так и женщины могут занять достойное место в жизни. Родители должны убедить ребенка, что они любят и ценят его, поскольку принимают его таким, какой он есть.

3. Учите ребенка уважать свое тело. Ребенку нужно уважать свое тело и считать, что каждый его орган хорош и имеет определенное предназначение. Мнение ребенка о себесамом во многом зависит от того, как родители относятся к его телу.

4. Учите его понимать и принимать изменения, происходящие в его организме. Задача состоит в том, чтобы подготовить ребенка к тем изменениям, которые будут происходить в организме по мере его роста и взросления. Следует научить ребенка принимать эти изменения как нормальную, составную часть развития. Мальчикам и девочкам нужно также понимать изменения, происходящие у представителей противоположного пола.

5. Научите ребенка понимать и ценить чудо появления новой жизни. Дети проявляют большое любопытство, желая знать, как зарождается жизнь, как развивается плод и как рождается младенец. Это дает возможность родителям-христианам рассказать ребенку правду о рох<дении, в которой так много возвышенного и чудесного, что это невольно вызывает у ребенка уважение.

6. Научите его придерживаться здоровых норм сексуального поведения. Одна из главных целей полового воспитания заключается в том, чтобы помочь ребенку выработать правильные нормы сексуального поведения. Родители привьют ребенку высокую нравственность, если уже в начале его жизни установят с ним близкие отношения. Его можно научить уважать веру родителей и принимать их рекомендации. Ребенка следует также учить верности по отношению к Богу, Который является не только любящим, но и гневающимся Богом. Если мы изберем пренебрежительное отношение к Его законам, то скорее всего пожнем естественные последствия. Подросток, понимающий эту истину, скорее всего будет вести нравственный образ жизни, даже находясь среди безнравственных людей.Может ли информация быть опасной?

Знание правды менее опасно, чем незнание фактов и попытка действовать наугад. В действительности ребенок, не имеющий достоверной информации, больше склонен экспериментировать в области секса, потому что только так он может раздобыть необходимую информацию. Несколько исследований выявили интересную закономерность, суть которой в том, что преступления на сексуальной почве, как правило, совершают люди, не получившие почти никакого полового воспитания.

Когда должно начаться половое воспитание?

Обеспокоенная мать недавно спросила у домашнего врача; «Вы не знаете, где можно найти хорошие книги о сексе для моего сына? Мальчику скоро исполнится тринадцать лет, и, как мне кажется, ему пора уже знать правду жизни». Печально, что на самом деле эта мать закрыла глаза на правду жизни. Половое воспитание ребенка начинается со дня его рождения. Когда мать выражает свою любовь к нему, заботится о нем и играет с ним, она косвенным образом участвует в половом воспитании.

Интерес к своему телу пробуждается у ребенка намного раньше, чем мы можем себе представить. Предположим, что 14-месячного Джони купают в ванне. Он сидит в теплой воде и с восторгом исследует свое тело. Он дотрагивается до пальчиков на ногах, и мама восклицает: «Это у моего малыша пальчики». Продолжая играть, он нащупывает пупок. Навер-но, мама скажет ему: «Это кнопочка у Джони на животике». Затем он внезапно обнаруживает пенис и начинает играть с ним. Немногие матери решатся сказать: «Это у Джони пенис». Вместо этого большинство из них попытаются как-то отвлечь внимание малыша или каким-то образом дать ему понять, что он занимается нехорошим делом. Кто-то может даже шлепнуть его по ручке и предупредить: «Ни в коем случае не делай этого!»

Когда мать таким образом относится к подобной ситуации, она учит ребенка, что пальчики его очень милые, пупочек у него прекрасный, с ним можно играть, но вот между ножек у него есть что-то плохое и отвратительное. Для Джони его гениталии — такая же интересная часть тела, как и пальчики на ногах, однако мать пробуждает в нем нездоровый интерес к половым органам, внушая ему, что это запретная часть тела.

Что нужно делать родителям, когда их ребенок открывает для себя половые органы? Надо разъяснить точное их название и рассказать, для чего эти органы предназначены, точно так же, как они учат его запоминать названия других частей тела. Возможно, родителю трудно произносить вслух некоторые названия, но ребенок так же легко запоминает слова: пенис, яички, ягодицы, задний проход, влагалище, вульва, как и безобидные с точки зрения родителей локоть, нос, ухо и глаз. Эти слова нетрудно произносить, и их следует точно употреблять в беседе с ребенком о его теле. Было бы хорошо объяснить ребенку значение таких слов, как мочеиспускание и менструация.

Одно предупреждение: за исключением тех случаев, когда ребенку нужно воспользоваться ванной комнатой, слова, имеющие отношение к личной гигиене и туалетным проце-дурам, ему следует произносить только дома или в присутствии одних лишь родителей. В процессе развития ребенку нужно также усваивать, какие слова приемлемы и уместны в общественных местах, а какие нет.

Скромность

Ребенок учится скромности, получая наставления от родителей и видя их личный пример. Скромность не вырабатывается только лишь на интуитивном уровне. Маленьким детям нужно разъяснять, что хорошо, а что предосудительно. Не развивая у ребенка чувство стыда, родители могут довести до его сведения, что некоторые вещи неприлично делать в общественных местах. Объясните ребенку, почему нельзя мочиться на улице или переодеваться перед открытым окном. Объясните, почему у маленькой девочки платье должно быть опущено вниз, а у маленького мальчика должна быть застегнута молния на брюках.

Иногда ребенок может ворваться в комнату и увидеть, что мама или папа не вполне одеты. Спокойствие и уравновешенность в такой момент гораздо важнее, чем любые объяснения или действия. Ваша естественность и уравновешенность дадут ребенку понять, что в человеческом теле, сотворенном Богом, нет ничего постыдного, напротив, оно достойно всяческого уважения. Родитель может сказать: «Ты забыл постучать в дверь» или: «Я не закрыла дверь; пожалуйста, дай мне мой халат». Важно, чтобы родитель не вел себя слишком эмоционально и не срывался на крики или угрозы. Родители, чувствующие себя крайне неловко в такие минуты, и ребенка научат стесняться своего тела.

Ребенка важно научить здоровому уважению к личному уединению. Ему не следует постоянно видеть не полностьюодетых родителей. Когда ребенок все время наблюдает обнаженное тело, у него могут возникнуть слишком сильные чувства и эмоции, с которыми он не в силах справиться. Родители часто ошибаются в данном вопросе, полагая, что их ребенок еще слишком мал, чтобы испытывать сексуальное возбуждение. Но даже у маленького ребенка имеются сексуальные эмоции, которые часто стимулируются по причине родительского недосмотра или невежества.

Однако родительские проповеди о скромности не принесут ребенку большой пользы, если сами родители ведут себя нескромно. Маленький мальчик ужинал вместе со своей няней. В это время в столовую вошла его мама в открытом, вечернем платье, чтобы поцеловать сына на прощание.

«Куда ты уезжаешь, мама?» — спросил сын.

«На концерт, мой дорогой», — ответила мама.

«Но ведь кто-то может тебя увидеть!» — возразил малыш.

Вопросы, вопросы, вопросы!

Дети хотят знать обо всем: от звезд до жуков. В вопросах секса они проявляют такое же здоровое любопытство, как и в других областях, к примеру, машины, животные и электричество. Ребенок может смотреть и учиться, когда он пользуется туалетом, купается и одевается.

Учительница сообщила родителям Джимми, что в школе он проявляет повышенный интерес к маленьким девочкам. Несколько раз он порывался заглянуть в их раздевалку и даже пытался заставить какую-нибудь из них показать ему, как девочки выглядят без трусиков. Шокированные и смущенные родители устремились к своему врачу за консультацией. Доктор установил, что мать выгоняла Джимми из комнаты каждый раз, когда меняла пеленки у его маленькой сестренки!Это было неправильное решение. Если бы мальчик имел естественную и нормальную возможность видеть свою маленькую сестренку, его любопытство было бы удовлетворено. Родители ведут себя неразумно, когда перегибают палку в вопросе скромности. Родители, уделяющие скромности слишком большое внимание, могут воспитать у своего ребенка своеобразное и неправильное отношение к себе и к другим детям.

Когда ребенок задает вопросы о своем теле или о теле маленькой девочки, родителям следует ясно и четко отвечать на его вопросы, чтобы он не сомневался в том, что имеет нормальное строение. Вы можете сказать ему: «Мальчики и девочки устроены по-разному. Так задумал Бог. У всех мальчиков есть пенис, а у девочек его нет. Ты создан именно так, как этого хотел Бог».

Когда ребенок захочет узнать, как появляются дети, не следует говорить ему, что детей приносит аист, а также что мама купила его в магазине или принесла из больницы. Ему нужно сказать, что младенец растет и развивается внутри специального органа в материнском теле. Не надо говорить ему, будто младенец растет у мамы в животе, ибо с физиологической точки зрения это неверно. В зависимости от возраста ребенка и характера его вопросов родителю нужно определить, следует ли называть этот орган маткой и следует ли давать ребенку дополнительную информацию. Родители должны побороть искушение давать информации слишком много и слишком быстро.

В деревенскую церковь приехал новый проповедник. Однако на его первую проповедь пришел лишь один пастух. Проповедник спросил у него, хочет ли он слушать проповедь в одиночестве. Пастух ответил, что он пасет ко-ров, но если бы к нему в час кормления пришла только одна корова, он все равно стал бы ее кормить. Проповедник начал проповедь и говорил целый час. Закончив, он спросил у ковбоя, понравилась ли ему проповедь. Пастух ответил, что он всего лишь пасет коров и мало что понимает в проповедях, но если бы он отправился кормить коров, и к нему пришла бы только одна корова, он не стал бы отдавать ей весь фураж!

Ребенок может задавать вопросы об абортах, усыновлении, прелюбодеянии, искусственном оплодотворении, контрацепции, обрезании, эксгибиционизме, блуде, гомосексуальности, мастурбации, менопаузе, менструации, порнографии, проституции и половом акте. Родителям следует прямо и откровенно отвечать на подобные вопросы, но не нужно читать ребенку лекцию по акушерству и гинекологии.

Важно не то, о чем вы говорите, а как вы это говорите. Если вы спокойно, не нервничая, доведете до ребенка те подробности, которые считаете возможным ему открыть, он также будет чувствовать себя спокойно. Но если вы будете разговаривать с ним, что называется, с рывка, ребенок сделает вывод, что в сексе есть что-то такое, что вызывает беспокойство и тревогу.

Ребенок, который не задает вопросов

Есть целый ряд причин, по которым ребенок может не интересоваться проблемами секса. Возможно, естественная жизнь семьи не пробуждает у него интереса к этим вопросам. Быть может, он единственное дитя в семье или последний ребенок, не испытавший на себе влияние рождения ещеодного брата или сестры. Возможно, ребенок старается быть «хорошим», а в какой-то момент у него сложилось впечатление, что «нехорошо» задавать вопросы определенного рода. Другой ребенок, уже получивший подобную информацию за пределами семейного круга, возможно, испытал смущение или насмешки, а потому боится задавать дополнительные вопросы.

Какой бы ни была причина, ребенок, не задающий вопросы, нуждается в такой же помощи, как и ребенок, чрезмерно в этой области любопытный. Существует множество позитивных способов, с помощью которых можно дать ребенку половое воспитание, опираясь на факты повседневной жизни. Для этого не нужно сидеть с книгой в руках и глубоко погружаться в вопросы и ответы. Мы уже обсудили первый способ — обучать ребенка на примере его младших братишек и сестренок. Если в семье не появляется новый малыш, сходите с ребенком в гости к подруге, которая нянчится с маленьким, и дайте ему посмотреть на него. При этом не нужно ничего говорить.

Можно также учить ребенка, вывозя его в деревню, на лоно природы. Когда ребенок видит, как спариваются животные, у родителей появляется прекрасная возможность рассказать ему, что дети появляются на свет при участии мамы и папы. Родители могут также пояснить, что люди совокупляются иначе, нежели животные, так как мамы и папы любят друг друга. Поэтому они женятся, вместе живут и зачинают детей, которых также любят.

Часто родители полагают, что выполняют свой долг, просто предлагая своему ребенку: «Если у тебя появятся вопросы о сексе, подойди к нам и задай их». Однако такой ребенок никогда не задает родителям подобные вопросы. Недоста-точно просто сказать ребенку, что он может обращаться к вам с вопросами. Хороший учитель видит свою задачу не в том, чтобы просто сидеть и ждать, когда у ребенка созреют вопросы, он постарается пробудить у него любознательность, чтобы он начал задавать вопросы, попытается сделать нечто больше, чем просто передать информацию. Он захочет помочь каждому ребенку учиться и расти, с желанием и интересом исследуя окружающий его прекрасный мир. Хороший учитель также понимает, что обучение происходит постепенно.

Если родители ничего не говорят, не поднимают и не затрагивают ту или иную тему, значит, они не выполняют свой долг. Например, родителям-христианам не терпится как можно раньше поделиться с ребенком своими христианскими убеждениями. Они показывают ребенку все, что Бог сотворил в природе, и говорят ему о том, как сильно Бог любит нас и заботится о нас и как мы можем жить в гармонии с Богом. Найдется немного родителей-христиан, кто не желает говорить с ребенком о Боге и Библии или ждет, когда он сам проявит инициативу и задаст соответствующие вопросы. Напротив, большинство родителей-христиан охотно обсуждают с ребенком важнейшие понятия о Боге, вере и спасении. Почему же тогда они должны запирать вопросы секса в отдельном помещении, на котором висит табличка: «Не любопытствовать»? Выведите вопросы секса из области запретов. Если на первых порах у вас возникнут трудности, прочтите книгу о сексе, посетите занятия или каким-то образом повысьте свое образование в данной области, чтобы легко и непринужденно говорить на эти темы, и каждая беседа будет облегчать последующие.

По поводу экспериментов

Отцы и матери порой испытывают шок и сильно расстраиваются, когда обнаруживают, что соседские дети играют в сексуальные игры и их ребенок участвует в них. Сексуальные игры и эксперименты — обычное явление для детей в возрасте от 4 до 10 лет. Они хотят сравнивать себя с другими, поэтому демонстрируют друг другу свои половые органы за закрытыми дверями. Они экспериментируют с разными способами мочеиспускания: девочки встают, а мальчики садятся. Они хихикают по поводу слов, имеющих отношение к туалетным процедурам, а также играют во врача и медсестру.

Иногда подобные игры так сильно расстраивают родителей, что они запрещают ребенку играть в них. Такая чрезмерно острая реакция приводит к тому, что в памяти ребенка эти игры начинают ассоциироваться с чем-то грязным и ужасным, а здоровое отношение к вопросам секса нельзя воспитывать на чувстве вины и стыда.

Лучшее, что может сделать родитель, — спокойно обсудить с ребенком данную тему, ответить на его вопросы и дать свои объяснения. Мудрые родители не будут придавать такого рода происшествию большого значения и, не устраивая ребенку сцен, попытаются заинтересовать его другой деятельностью.

Делить кровать

У каждого ребенка должна быть своя кровать. Ребенок, который все время спит с кем-то, не сможет избежать физических контактов, способствующих сексуальным играм. Значительное число взрослых людей, имеющих сексуальные про-блемы, вспоминают, что подобного рода проблемы начались с того времени, когда они спали вместе со своими братьями или сестрами, родственниками или друзьями. Многим родителям будет удивительно узнать, как часто дети, спящие вместе, занимаются сексуальными играми и манипулируют половыми органами друг друга. Кроме того, братья и сестры должны спать в разных спальнях после того, как им исполнится 5 или 6 лет. Если это невозможно, поставьте между ними перегородки в виде мебели, чтобы у них было как можно больше уединения.

Некоторые родители по своей невинности позволяют ребенку провести ночь с другом у него дома или пригласить друга на ночь к себе домой. Другой распространенный обычай — это так называемые «ночные девичники» для юных девушек. Я не хочу сказать, что ребенку никогда нельзя приглашать друга к себе на ночлег или что ему никогда не следует спать в доме своего друга. Но ребенок начинает экспериментировать, когда ему предоставляют такую возможность, и намного легче предотвратить зло, нежели потом исправлять положение.

Мастурбация

У многих поколений само слово мастурбация вызывало страх и стыд. Всего несколько десятилетий тому назад специалисты говорили, что мастурбация становится причиной умственных расстройств, слепоты, глухоты, эпилепсии, облысения, потери веса, слабости и бесплодия. Если ребенка заставали за этим занятием, его, как правило, били и строго предупреждали, что он попадет в ад, если будет и впредь этим заниматься. Специальный пояс целомудрия для мальчиков был изобретен не когда-нибудь, а в XX в, и его можно было приоб-рести во многих магазинах. Другим методом избавления ребенка от этой самой ужасной из всех привычек, были специальные алюминиевые рукавицы, которые одевали ребенку на ночь. Некоторые родители прибегали к помощи наручников. Был даже изобретен специальный звонок в спальне родителей, который звенел всякий раз, когда у мальчика возникала эрекция, после чего отец устремлялся в детскую, чтобы спасти ребенка от него самого! Иногда родители прибегали к таким крайностям, как удаление у девочек клитора или половых губ, после чего накладывались швы. Мальчиков также оперировали.

В настоящее время специалисты утверждают, что мастурбация — это нормальное явление для взрослеющего ребенка. Почти все мальчики и, как минимум, 75 процентов девочек манипулируют своими половыми органами в то или иное время в течение подросткового возраста, потому что обнаруживают, что можно испытывать приятные ощущения, трогая, сжимая или растирая половые органы. Во многих случаях мастурбация является всего лишь следствием того, что ребенок хочет получше ознакомиться со своим телом; однако некоторые дети прибегают к мастурбации, стремясь компенсировать недостаток любви и внимания.

Маловероятно, что мастурбация вызывает такое множество страшных болезней, которые ей раньше приписывали; вместе с тем она может оказывать пагубное влияние на чувство собственного достоинства, характер и нравственность ребенка. Манипулирование половыми органами иной раз становится причиной уныния, раздражительности и ревности. Ребенок начинает сильно страдать от угрызений совести и считать себя нравственно деградировавшей личностью. Непрерывная мастурбация может подорвать силы всего организма и стать причиной депрессии. Сосредоточивая внимание на себе, онанист может потерять из виду духовные ценности.

Когда родители обнаруживают, что их ребенок мастурбирует, не надо угрожать ему наказанием, осуждать или смущать его. Им нужно исследовать, во что он играет и чем занимается на досуге. Делает ли он достаточно физических упражнений? Есть ли у него время для игр? Имеет ли он подходящие игрушки и конструкторы, из которых можно что-то строить и которые можно бросать, тянуть, толкать и совершать с ними какие-то манипуляции? Если ребенок уже достаточно взрослый, узнайте, есть ли у него какое-то хобби? Увлекается ли он спортом, музыкой и разными видами христианского служения? Чувствует ли он доброжелательность, любовь и хорошее отношение со стороны окружающих? Хорошо ли сидит на нем одежда? Чисто ли его тело? Нет ли у него раздражения на коже?

В подростковом возрасте мастурбация чаще всего приобретает совершенно другое значение. Она уже не просто удовлетворяет детское любопытство или помогает ребенку испытать простое удовольствие, но несет в себе более глубокий сексуальный смысл. Подросток уже более двенадцати лет живет со своим телом, но теперь он испытывает новые побуждения, физические ощущения и настроения по мере того, как пробуждаются его сексуальные реакции и возможности.

Самый серьезный урон, наносимый мастурбацией, — это чувство вины, возникающее у ребенка. Известны .случаи, когда молодые люди совершали самоубийство на этой почве, потому что считали себя слишком слабыми и греховными, недостойными жить дальше. Молодым людям нужно понять, что когда они достаточно повзрослеют, их сексуальные понятия станут более осмысленными. Они должны усвоить, что подлинное сексуальное удовлетворение является следствием глубокой потребности отдавать, а не брать. Им нужно понять, что настоящее удовлетворение можно испытать только во взаимоотношениях с другим человеком, в основе которых лежит любовь, но не в одиночестве, ублажая только лишь свое тело. Ведь Бог создал мужчину и женщину именно для взаимных отношений.

Родителям нужно понять, что вопрос мастурбации сильно волнует ребенка, хотя это одна из самых трудных для обсуждения тем. Кто способен правильно понять данный вопрос? Родители в состоянии помочь своему ребенку, заверив его, что ничего плохого в его организме не происходит. Они не должны усугублять у него чувство вины, ненависти к себе или сознание личной деградации. В то же время они обязаны подчеркнуть необходимость управлять собой и своими сексуальными инстинктами.

Как правило, мастурбирующий ребенок — это несчастный и встревоженный человечек. Возможно, у него мало друзей и мало возможностей наслаждаться нормальными детскими забавами. Мастурбация в данном случае не является причиной, вызывающей те или иные расстройства, но симптомом того, что в жизни конкретного ребенка не все благополучно. Родителям следует создавать для такого ребенка хорошие игровые ситуации и следить, чтобы он получал удовольствие от активных игр. Нужно поручать ему достойную домашнюю работу, хвалить его за хорошо выполненные задания и за усилия, которые он прилагает для их выполнения. Следует активно включать ребенка в семейные развлекательные мероприятия. Если и после этого его поведение не изменится, будет разумно проконсультироваться у профессионала.

Необходимо учить ребенка сдерживать сексуальные порывы. Если он не научится владеть собой, то может вырасти жестоким, эгоистичным, жадным и недисциплинированным. Большая опасность возникает в том случае, когда родители, отчаянно пытаясь помочь своему ребенку сдерживать сексуальные импульсы, пускаются в одну из двух крайностей и начинают либо слишком жестко контролировать его, либо вообще не учат его сдерживать свои порывы.

Порнография

Еще один вопрос, часто возникающий у родителей: что делать, когда они находят у подростков неприличные картинки или журналы. В труде Г. Роберта Карлсена «Книги и читатель подросткового возраста» таким родителям дан следующий совет: «Когда вы обнаружите, что подросток прячет у себя в комнате или в своих вещах книгу, изобилующую откровенными подробностями, журнал с фотографиями обнаженных девушек или сборник неприличных анекдотов, не реагируйте на это слишком эмоционально или удивленно. Ваш подросток не является каким-то странным чудовищем, и его интересы вполне естественны. Его очаровывают эти материалы, потому что он много слышал о них от своих друзей и хочет во всем разобраться самостоятельно. Если устроить подростку сцену, уничтожить порноматериалы, обвинить его в постыдных желаниях, подобная акция вовсе не будет означать, что его интерес к подобным вещам уменьшится. Только в следующий раз па-рень постарается еще лучше прятать от вас вожделенные предметы и утвердится во мнении, что он испорченный и развращенный тип».

Беседуя с подростком о вреде порнографии, укажите ему, что она изображает всего лишь половой контакт, не основанный на любви, привязанности или преданности двух людей друг другу. Секс ради секса становится скучным. Создатели порнографии отдают себе в этом отчет, а потому включают в свои издания странные, зачастую неестественные сцены.

Некто сказал, что порнография — это материалы, которые «читают или смотрят одной рукой»; имеется в виду, что другой рукой человек в это время мастурбирует. Когда христиане любого возраста используют подобные материалы для стимулирования эротической фантазии, они бросают вызов всему тому, что Библия говорит о сексе и о том, каким он может и должен быть.

Ребенок, получающий хорошее половое воспитание и имеющий возможность открыто обсуждать вопросы секса с родителями, куда менее склонен интересоваться порнографическими материалами. Однако когда естественное любопытство не удовлетворяется разумным способом, молодой человек может обратиться к порнографии, чтобы получить ответ на свои вопросы. К сожалению, в этих материалах содержатся неверные ответы, обманчивая информация и нездоровый взгляд на секс, вырванный из контекста любви и брака.

Половое воспитание ребенка — это преимущество и ответственность, которая должна основываться на библейских принципах. Если же обратиться к человеческим аргументам, со временем меняющимся, то в результате молодые люди мо-гут остаться без каких бы то ни было надежных ориентиров. Преимущество родителей заключается в том, чтобы подарить миру юношей и девушек со здоровым отношением к сексу и нравственности, способных создавать любящие, счастливые и бескорыстные семьи.