5. Формирующийся характер: как сохранить своего ребенка для Христа

Характер. Само это слово имеет множество нюансов и разных значений. Личность. Данное понятие добавляет еще одно сложное измерение в общую картину. Но действительно ли изображение сфокусировано на оптимальную резкость?

Когда мы говорим, что ребенок прелестен, то имеем в виду его хорошие манеры, внешнюю привлекательность, обаяние и добрый нрав. Его выигрышное поведение производит на нас хорошее впечатление. Но характер — это гораздо больше, чем только внешняя привлекательность. Называя человека прелестным, мы говорим исключительно о его внешнем поведении. Характер же — это нравственная категория, включающая в себя такие понятия, как честность, самообладание, участливое отношение к другим людям, духовность, нравственные идеалы, совесть и способность управлять своими страстями. Слово характер происходит от древнегрече-ского слова, означающего «запечатление». Это мерило человека, определенные черты или особенности, влияющие на его образ жизни.

У новорожденного младенца нет характера. Однако у него есть потенциал или сырой материал для развития характера. Вот почему активное формирование характера начинается с самого рождения. Со временем у человека развиваются различные качества, из суммы которых созидается его характер.

Все грани и установки, впоследствии складывающиеся в характер, усваиваются в процессе жизни. Следовательно, все, что нам известно о процессе обучения, должно относиться и к развитию характера. Вот почему ответственность за развитие характера целиком и полностью лежит на родительских плечах. Отговорки типа «плохие гены» не выдерживают критики. Если у ребенка плохой характер, родители должны винить в этом либо себя самих, либо среду, в которой воспитывался ребенок.

Поскольку плоды формирования характера проявляются не сразу (многие родители сводят их исключительно к послушанию или непослушанию ребенка), мамы и папы зачастую не уделяют должного внимания развитию характера своего ребенка или занимаются этим делом непоследовательно, как попало. Однако следует обращать внимание на долгосрочную ценность, а не на сиюминутные результаты.

В первые годы жизни характер развивается самыми бурными темпами, и именно потому легче всего управлять процессом развития ребенка. Хорейс Бушнелл советует: «Пусть все родители-христиане осознают, что когда ребенку исполняется три годика, его характер уже сформирован более чем наполовину». Исследования показывают, что фаза от полугода до пяти лет — это период активного познаниямира и самого бурного становления характера. Иногда родители делают из этого вывод, что в данный период им нужно форсировать умственное развитие ребенка. Многие родители, желающие, чтобы их ребенок блистал перед другими детьми ради их собственной выгоды, пытаются разными способами стимулировать мышление своего отпрыска. Некоторые делают все возможное, чтобы их ребенок в два годика умел читать, в три года — печатать на машинке, а в четыре — говорить на иностранном языке. Нет ничего плохого в том, чтобы стимулировать у малыша конкретные интересы, но умственное развитие со скоростью пулеметной очереди ничего кроме разочарования не принесет. Подобный подход не создает идеальных условий для обучения.

Каждый родитель может быть уверен в том, что в младенческие годы уже закладываются начатки характера и ребенок испытывает на себе воздействие многих факторов. Слишком часто мать попадает в ловушку следующих рассуждений: «Мой ребенок не нуждается во мне на этом этапе. Он не может отличить меня от сиделки». Однако ребенок чутко улавливает окружающую атмосферу.

Домашняя среда особенно важна для нормального развития ребенка. Если родители не уважают друг друга, если они все время ссорятся, ревнуют или говорят неправду, если они борются за власть и влияние в доме, их ребенок не будет нормально развиваться, как бы усердно они ни пытались скрыть свои проблемы.

Следовательно, самое главное для развития характера ребенка заключается в том, чтобы родители ценили друг друга и относились друг к другу со взаимной любовью и уважением. Ребенок, подобно зеркалу, будет отражать те черты характера, которые он видит изо дня в день.

Самоуважение и развитие характера

Существует тесная связь между развитием характера ребенка и его отношением к самому себе, а также его представлением о своем личном достоинстве. Многократные приговоры типа «плохой» или «хороший» самым непосредственным образом влияют на развитие характера. Многочисленные фразы, такие, как «ты должен» и «тебе нужно» (а их ребенок постоянно слышит в детские годы), начинают формировать те идеалы и мечты, к которым он (или она) будет стремиться в своей жизни. Следовательно, все нормы поведения вашего ребенка формируются путем многократного позитивного закрепления.

У ребенка может быть много прекрасных черт характера, но если у него нет самоуважения, то и не появится большого желания проявлять свои восхитительные качества или он будет делать это в очень редких случаях. Поэтому определяющим фактором в развитии характера является самоуважение. Хотя качества характера и поведение ребенка зависят от общего нравственного уровня личности, самоуважение делает поведение последовательным.

Два фактора особенно важны для развития характера: 1) самые лучшие человеческие качества и 2) развитое самоуважение, помогающее человеку управлять своим поведением.

Учить ребенка, что такое хорошо и что такое плохо

Ни один младенец не обладает врожденным умением выбирать между добром и злом, и ни один ребенок не в состоя-нии самостоятельно развить у себя эту способность. Поэтому каждого ребенка необходимо обучать нравственным нормам. Это долгий и постепенный процесс, длящийся от младенческих лет до юношеского возраста.

Поскольку маленький ребенок не может управлять своим поведением, родители должны делать это с помощью разных ограничений. Ограничения накладываются сначала семьей, а потом школой, церковью и обществом. Следовательно, первое условие развития характера — получение информации о том, что семья ожидает от каждого своего члена.

Родителям следует научить ребенка любить их, чтобы он, в свою очередь, научился любить других людей. Постепенно отец и мать должны убедить ребенка, что, нарушая правила, он обижает окружающих. Поначалу малыш будет учиться этому с помощью правил, установленных в семейном кругу. Например, маленький ребенок учится не брать чужих вещей. Наказывая дитя за подобные проступки, родитель постепенно приучает его подчиняться общепринятым нормам поведения.

Родителям, естественно, не следует ожидать, что младенец будет выполнять правила точно так же, как ребенок старшего возраста, но к тому времени, когда малыш пойдет в школу, он должен будет научиться подчиняться принципам общежития, чтобы затем выполнять школьные правила. Ему также нужно научиться трудиться и играть вместе с товарищами по классу. До того как ребенок перейдет из детского в подростковый возраст, он должен развить у себя внутренние рычаги, которые помогут ему делать правильный выбор. По мере взросления ребенка родителям нужно постепенно отказываться от внешнего управления его поведением, чтобы у подростка развивались внутренние сдерх<и-вающис центры. К тому времени, когда ребенок достигнет подросткового возраста, ему необходимо научиться в значительной мере управлять своим поведением, а ко времени достижения совершеннолетия этот переход должен полностью завершиться.

Развитие совести

Ни один ребенок не рождается с чуткой совестью. И как он не может самостоятельно развить характер, он так же не в состоянии самостоятельно развить у себя чуткую совесть.

Какую роль играют родители в развитии совести ребенка, и как они выполняют эту роль? Папы и мамы учат ребенка любить их и окружающих людей. Затем они постепенно учат его, что, нарушая правила, установленные в обществе, он наносит вред окружающим. Когда малыш научится любить и уважать чужие права и привилегии, тогда, обижая кого-либо, он будет чувствовать беспокойство или угрызения совести. Подобные чувства знаменуют собой начало формирования чуткой совести. Маленький ребенок усваивает, что некоторые поступки неприемлемы, поскольку за ними следует верное и неизбежное наказание. Вслед за наказанием появляется тревожное чувство. Ребенок понимает, что если он хочет избавиться от тревоги, ему необходимо изменить поведение в лучшую сторону.

Когда совесть разовьется, ее можно использовать в качестве руководящего принципа поведения. Если поведение ребенка не будет соответствовать нормам, он скорее всего почувствует себя виновным или испытает стыд. Вина — это отрицательное чувство, которое испытывает человек, когда не живет в соответствии с ранее преподанной ему нормой поведения. Чувствуя себя виноватым, ребенок понимает, что егоповедение опустилось ниже той планки, которую он сам для себя установил.

Но чтобы ребенок испытывал вину, ему сначала необходимо усвоить определенные нормы и научиться отличать добро от зла. Кроме того, у ребенка должно возникнуть желание соответствовать этим нормам, и он обязан научиться принимать на себя вину за несоответствие им. Ребенку надо также понимать, что именно не соответствует общепринятым нормам.

Важно, чтобы во время этого процесса родители не учили своих детей бояться только страданий и неприятных ощущений, связанных с наказанием за неприемлемое поведение. Подобный страх лишает их способности оценивать последствия своих поступков и их влияние на других людей. Требовательные, но ласковые родители не жалеют времени, объясняя ребенку последствия его поведения, и именно им в конечном итоге удается воспитать у своего чада зрелый характер.

Развитие самообладания

На начальном этапе ребенок плохо себя ведет и несет наказание в присутствии родителя. Это учит его не повторять плохих поступков в присутствии мамы или папы. Но что будет делать ребенок, когда рядом нет родителя и некому следить за его поведением? В качестве примера возьмем сквернословящего ребенка. Дома родители обязательно накажут его за такое поведение. Однако на игровой площадке, когда родители или другие взрослые его не слышат, ребенок узнает, что мох<ет избех<ать наказания за сквернословие. Более того, он может даже получить награду в виде внимания со стороны сверстников. В этом случае ребенок усвоит, что ругаться нельзя только в присутствии мамы или папы, во всех остальныхслучаях он не будет испытывать угрызений совести, произнося непристойные слова.

Очевидно, что у такого ребенка еще недостаточно развита совесть. Мы не хотим, чтобы наши дети правильно вели себя только из страха перед наказанием. Страха или тревоги недостаточно. Мы исходим из того, чтобы у ребенка развились внутренние сдерживающие центры, чтобы даже в тех случаях, когда мамы или папы рядом нет и отсутствует угроза наказания, он все же выбирал правильную линию поведения.

Поскольку вы не можете наказывать ребенка, когда его нет рядом, какое решение следует принять? Часто вы узнаете о неподобающем поведении своего дитя из других источников, к примеру, от учительницы или в результате личных наблюдений, когда вы замечаете сломанные вещи или крошки от печенья на губах вашего отпрыска. Любое действие, которое вы предпримите на данном этапе, можно охарактеризовать как «запоздалое наказание». Однако чем дольше задержка, тем выше вероятность того, что ребенок не вспомнит или не поймет, за что его наказали.

Самообладание позволит малышу сначала думать, а потом уже что-то делать. Перед ним может быть большой выбор разумных и неразумных решений, но если он руководствуется зарождающимися внутренними принципами, то не станет считаться только со своими личными интересами. Он не будет действовать исключительно под влиянием эмоций, но обязательно обдумает свои поступки и сделает разумный выбор.

Родители и учителя не должны ожидать от ребенка слишком многого и слишком быстро. Один неразумный поступок не делает ребенка преступником. Однако если у ребенка не разовьется самообладание, он будет постоянно уступать чу-жим желаниям. Поскольку такой ребенок не способен принимать самостоятельных решений, его выбор станет почти исключительно следствием минутного порыва или результатом давления со стороны группы сверстников, а это весьма ненадежные критерии!

Правила, правила, правила.

Вы сами себе отдаете в них отчет?

Ребенку нужно несколько лет, чтобы усвоить и понять принципы добра и зла. Вот почему родителю необходимо подождать, пока у ребенка разовьется умственная способность применять в аналогичных случаях принципы, усвоенные в какой-то конкретной ситуации. Любая попытка заставить маленького ребенка усвоить определенный навык, просто обречена на неудачу. Сначала ребенок учится применять конкретный принцип в конкретной ситуации. Когда он научится обобщать и идентифицировать добро и зло в различных, но похожих друг на друга ситуациях, то в конечном итоге начнет применять усвоенные принципы к самым разным случаям. Однако ребенок дошкольного возраста на это не способен. Хорошее поведение в понимании маленького ребенка означает слушаться маму, помогать другим людям или приходить домой по первому зову. Плохо вести себя — значит не делать всего вышеперечисленного.

По мнению известного швейцарского бихевиориста Пиаже, первооткрывателя механизмов нравственного обучения, в возрасте от двух до пяти лет дети едва ли отдают себе отчет в правилах, когда играют в шарики. Дети этого возраста не пытаются кого-то побеждать. Они просто получают удовольствие от того, что катают шарики и бросают их. Часто они делают это сами по себе. Но когда дети приближаются кпятилетнему рубежу, то пытаются вникать в правила, наблюдая за более старшими детьми и подражая им. Они по-прежнему плохо понимают смысл правил и не знают, как играть в эту игру вместе с другими детьми по правилам.

В возрасте от 5 до 10 лет у них формируется другое отношение к игре и другое поведение. Дети начинают интересоваться правилами. Они задают вопросы типа: «В эту игру всегда так играют?» «Почему?» «А можно играть в нее по-другому?»

Когда детям исполняется десять лет, они часто стараются изобрести собственные правила игр. В чем разница между тем, как играют семилетние и двенадцатилетние дети? Дети младшего возраста считают правила священными и неприкасаемыми. Они уверены, что эти правила переданы им в неизменном виде родителями, авторитетными личностями или Богом. Поскольку правила остаются неизменными уже много лет, их нельзя подвергать сомнению или менять. Если нарушить одно из священных правил, игра будет нечестной, а на данной стадии развития дети не могут даже помыслить об этом. Послушание всегда похвально, непослушание всегда плохо. Ребятишки мыслят только абсолютными категориями и не принимают в расчет общие понятия.

Взрослея, дети начинают мыслить иначе. Они уже не считают правила священными и неизменными. Если игроки договорятся между собой, они могут изменить правила. Дети отказываются от категоричных суждений по поводу того, что правильно, а что неправильно. Правильно с их точки зрения все то, что поддерживается большинством присутствующих, то есть появляется социальная категория. На данной стадии развития детям кажется, что законы — это не столько пред-писание родителей или Бога, сколько установление людей, согласившихся их исполнять.

Какое влияние меняющиеся взгляды детей оказывают на развитие характера? Среднестатистический родитель намного больше расстраивается, когда ребенок случайно разбивает дорогую хрустальную вазу, чем когда он роняет дешевый бокал из обычного стекла. В большинстве случаев чем дороже сломанная или поврежденная вещь, тем суровее наказание. Из этого ребенок скорее всего сделает вывод, что правильным или неправильным является результат поступка, а не намерение.

Однако после семи лет большинство детей уже в состоянии отличить преднамеренную ложь от ошибки. Ребенок младшего возраста считает ложью любое недостоверное сообщение, тогда как подросток оценивает, было ли деяние умышленным или нет. К тому времени, когда ребенку исполняется 8 или 9 лет, он уж в какой-то мерее может давать рационалистическое объяснение подобным поступкам. Например, он понимает, что нехорошо лгать не только маме, но и вообще говорить неправду. Для пятилетнего малыша воровство — это всегда плохо. После 10 лет ребенок начинает принимать во внимание мотив поступка. Когда голодный ребенок такого примерно возраста крадет яблоко, он воспринимает это деяние иначе, чем обычную кражу, учитывает разные обстоятельства, влияющие на поступок. На данной стадии ребенок способен смотреть на свои проблемы с разных точек зрения и использовать больше вариантов их решений.

Ограниченные мыслительные способности ребенка были продемонстрированы прошлым летом, когда я- гостила у моей сестры. Однажды вечером меня удивил эксперимент, проведенный нашей знакомой, которая использовала в каче-стве подопытного моего племянника Брента. Мишель поставила перед этим умненьким восьмилетним мальчиком два одинаковых кувшина. В каждом из них было налито одинаковое количество воды. На глазах Брента, внимательно следившего за ее действиями, Мишель вылила содержимое одного кувшина в пластиковый пакет, а затем перелила в высокую, узкую вазу. С шутками и прибаутками Мишель попросила Брента внимательно наблюдать за тем, что она делает. Потом она взяла второй кувшин, вылила из него воду в пластиковый пакет и перелила в невысокую, широкую миску. После всех процедур Мишель спросила у Брента, в каком из двух сосудов больше воды. Хотя мальчик видел, что в обоих кувшинах изначально было налито одинаковое количество воды, он указал на высокий, узкий кувшин, потому что ему казалось, что в нем больше воды.

Мишель доказала справедливость теории Пиаже о том, что дети младшего возраста не могут предвидеть последствия своего поведения. У них пока еще не развились мыслительные способности, позволяющие высказывать отвлеченные суждения. Дети, которые учатся в начальной школе, в первую очередь, обращают внимание на то, что уровень воды в высокой вазе выше, чем в плоской миске, а потому им кажется, будто там больше воды. Они основывают свой вывод на зрительном восприятии конечного результата. Ребенок приходит к неправильному выводу, даже несмотря на то, что в кувшинах изначально было одинаковое количество воды, и он это видел. У ребенка имеется достоверная информация, но в силу своего восприятия действительности он приходит к неверному выводу.

Это только одна из иллюстраций ограниченной способности ребенка идти от причины к следствию. Только мето-дом проб и ошибок малыш учится отличать добро от зла. Взрослея год от года и испытывая на себе естественные последствия своего поведения, ребенок будет постепенно учиться делать правильный выбор. Родители порой забывают, что характер формируется постепенно. Если они однажды чему-то учили своего ребенка, то им кажется, что он должен запомнить их уроки навсегда.

Давление со стороны сверстников и толпы

Как уже ранее указывалось, дети поначалу узнают, что такое хорошо и что такое плохо, от родителей, братьев, сестер и других членов семьи. По мере взросления в их социальное поле зрения попадают также соседи, друзья по школе и церкви. Теперь ребенок начинает понимать, что окружающие не всегда живут по тем же нормам, что существуют в его семье. Например, дома мама может хвалить или поощрять его за доносы на братьев и сестер, тогда как в группе ровесников такое поведение поставит под угрозу его безопасность.

Когда у ребенка возрастает возможность взаимодействовать в рамках своего социального круга, давление со стороны сверстников также увеличивается. Если нормы, принятые в семье, противоречат нормам, которых придерживаются его ровесники, одногодки почти всегда будут одерживать верх. В школе поведение ребенка регулируется другими правилами. Невыполнение этих правил навлекает на ребенка наказание со стороны учителей, хотя сверстники могут одобрять его за такой «подвиг». Хотя дома мошенничество почти всегда осуждается, товарищи по классу могут считать подсматривание и списывание контрольных работ похвальным делом.Общаясь с окружающими, ребенок усваивает нравственные нормы, по которым живут другие люди. У него появляется возможность узнать, как окружающие воспринимают его поведение Если оно вызывает положительные отклики, у ребенка появляется сильная мотивация вести себя в том же духе Однако если до него доходят отрицательные «вибрации», то он скорее всего изменит свои нормы и будет вести себя таким образом, чтобы поднять собственную популярность среди сверстников. Ребенок, которого отвергают сверстники или едва только терпят, не имеет возможности усвоить нормы поведения, принятые в группе. Он может испытывать сильное желание быть принятым своей группой, но он все время терпит неудачу по причине непонимания того кодекса поведения, которого придерхсивается данная группа Что делать родителю в такой ситуации?

Поскольку давление со стороны сверстников сильно влияет на развитие характера ребенка, важно, чтобы группа, с которой он себя отождествляет, придерживалась таких же норм поведения, которые ребенку прививаются дома. Когда нравственный кодекс сверстников соответствует нравственному кодексу семьи, школы, церкви и общества, у ребенка закладывается хорошее основание для личной и социальной адаптации в будущем. Если же группа сверстников, напротив, постоянно крадет что-то в магазинах или портит чужую собственность, ребенок, принимающий эти нормы поведения в качестве своего нравственного кодекса, может стать малолетним преступником. Вот почему гораздо важнее, с кем друхдат ребенок, а не общее количество его друзей.

Улучшение привычек

Четырехлетний Томми устраивает истерику, потому что мама не купила ему мороженое. Значит ли это, что у него ис-порченный характер? Трусливый Стив начинает врать, когда вы спрашиваете, где он взял бейсбольную перчатку, которую вы нашли у него в шкафу. Значит ли это, что у Стива испорченный характер? Дерзкая Сэлли велит вам «заткнуться», когда вы запрещаете ей гулять с друзьями. Значит ли это, что у девочки испорченный характер? Ричард доносит на своего младшего брата. Значит ли это, что и у Ричарда испорченный характер?

Один эпизод еще не свидетельствует о том, что у ребенка испорченный характер. Вполне естественно, вас тревожит такое поведение, но вы должны понять, что привычка или характер формируются тогда, когда одно и то же поведение повторяется многократно. Всякий раз, когда ребенку позволяют плохо себя вести, у него вырабатывается нехорошая привычка или стереотип поведения, таящий в себе потенциальную угрозу для развивающегося характера. И наоборот, всякий раз, когда ребенок повторяет хороший поступок, у него развивается положительная черта характера. Мысли формируют поступки. Поступки формируют привычки. Привычки формируют характер. Посейте характер — и вы пожнете судьбу.

В состоянии ли родители помочь ребенку последовательно развивать положительные стереотипы поведения? В главе о дисциплине обсуждалась правильная реакция родителей на дерзкое поведение ребенка, однако во многих ситуациях дети не бросают прямой вызов родительскому авторитету, и родители могут использовать эти ситуации, чтобы помочь ребенку улучшить его привычки. Как родитель может заставить ребенка регулярно чистить зубы, застилать постель или вешать одежду на вешалку? Как научить ребенка ответственно обращаться с деньгами, прилично вести себя за столом иливежливо разговаривать со взрослыми? А как быть с нытьем и капризами, неряшливостью или ленью?

Правильные стереотипы поведения лучше всего прививаются тогда, когда ребенок может ассоциировать благожелательную реакцию с правильным поведением, а неблагожелательную реакцию — с неправильным поведением. Например, ребенок научится повторять те поступки, за которые его вознаграждают. Было достоверно установлено, что награда является мощным стимулом, влияющим на поведение.

Если награда может влиять на поведение ребенка, значит, вы, используя этот стимул, можете вести его к формированию лучших привычек и более ответственного поведения. Однако некоторые родители быстро возражают: «В нашем доме недопустимы взятки за хорошее поведение!» Истина заключается в том, что вы вознаграждаете или наказываете ребенка за определенные поступки независимо от того, сознаете вы это или нет. Если ребенку оказывать особые знаки внимания во время болезни, он может имитировать болезнь, чтобы ему уделяли больше внимания. Ребенок, который получает желаемое, когда поднимает вопль, будет вопить еще сильнее, лишь бы только добиться своего.

К сожалению, взрослые иногда пренебрегают методами позитивного закрепления, потому что превратно истолковывают их как подкуп. Вместе с тем все наше общество построено на принципе закрепления желательного поведения. За добросовестное выполнение работы вам выплачивают зарплату. Если вы совершаете героический поступок, общество может наградить вас медалью за отвагу. Вознаграждение стимулирует личный труд, однако родители не используют его там, где оно способно принести наибольшую пользу, то есть в деле воспитания ребенка.Грань между подкупом и закреплением может быть тонкой, но она всегда хорошо заметна. Если вы увеличиваете награду ребенку после того, как он отказывается выполнить вашу просьбу, это есть не что иное, как вопиющая взятка и неразумная стратегия! Если мама зовет: «Джуди, иди сюда», а Джуди кричит в ответ: «Не пойду!», маме не нужно предлагать дочери конфетку, чтобы добиться ее послушания. Родителю не следует использовать вознаграждение в том случае, когда ребенок бросает вызов его авторитету, поскольку это только закрепит у ребенка дерзкое поведение. Однако если вы заранее решите стимулировать хорошее поведение, награда не будет подкупом, при условии, что ребенок не бросит вызов вашему родительскому авторитету.

Признавая воздействие стимулов и поощрений, родители могут быть более разборчивыми в том, какое поведение они хотят закреплять, а какое пресекать.

Закон закрепления

Самый успешный метод управления поведением основан на законе закрепления, суть которого состоит в том, что поведение, с помощью которого человек достигает желательных последствий, обязательно повторяется. Проще говоря, если ребенку нравится результат своего поведения, он скорее всего станет повторять его. Если Линда делает новую прическу и получает многочисленные комплименты, она будет и дальше стричься таким образом. Если Билли пробует новый способ удара в бейсболе и добивается успеха, он будет и впредь пользоваться этим новым приемом.

К сожалению, многие матери и отцы бессознательно используют закон закрепления, развивая у детей несносное поведение. Например, мама встречает в магазине подругу и ос-танавливается поболтать с ней. Маленькая Мартина тихим голосом просит маму о чем-то. Поскольку мама поглощена разговором с подругой, она не реагирует на просьбу ребенка. Голос Мартины становится громче и капризнее, и она канючит до тех пор, пока у мамы не кончится терпение. Звучит знакомо? В конце концов, мама прерывает разговор и выслушивает девочку. Поступая таким образом, мама закрепляет у Мартины привычку говорить громким и капризным голосом.

Давайте заглянем в класс, в котором учатся 48 первоклассников. Две учительницы готовятся проводить занятия по чтению в малых группах. В конце класса тихо сидят два студента колледжа и в течение нескольких дней подряд фиксируют, насколько часто учителя велят детям сесть и сколько детей вскакивают со своих мест каждые 10 секунд в течение 20 минут.

В течение первых шести дней примерно трое ребятишек вскакивают со своих мест каждые 10 секунд. Учителя говорят «садитесь» примерно семь раз за 20 минут. Когда учителей попросили чаше говорить детям, чтобы они сидели спокойно, они стали говорить об этом 27 раз вместо семи в течение все тех же 20 минут. Стали происходить странные вещи. Дети стали чаще вставать. Теперь в среднем 4,5 ребенка вставали каждые 10 секунд. Учителя то чаще, то реже отдавали детям распоряжения, но чем чаще они говорили «садитесь», тем чаще дети вставали!

В конце концов учителей попросили вообще перестать говорить детям, чтобы они садились, и одновременно велели хвалить тех, кто сидит и трудится. Теперь менее двух детей вставали каждые 10 секунд. Слова «садитесь» закрепляли у детей желание вставать. Учителя полагали, что приказ детям садиться приносит плоды, потому что дети слушают их. Од-нако это был всего лишь промежуточный результат. Учителя не замечали долгосрочных последствий такой тактики, пока им не указали на них.

Это же справедливо в отношении родителей. Чем больше родитель критикует, ругает и наказывает ребенка, тем хуже становится его поведение. Давайте усвоим, какое поведение нужно вознаграждать, а на какое не обращать внимания.

Закрепляйте хорошее поведение

Матери было очень трудно справляться с четырехлетним Патриком. Ее дорогой малыш часто бил ногами вещи или людей, срывал с себя одежду или рвал ее, грубо разговаривал с окружающими, травмировал сестренку грудного возраста, высказывал различные угрозы, бил сам себя, часто злился и требовал к себе постоянного внимания. В конце концов мама отвела малыша в клинику, где ему поставили диагноз: повышенная возбудимость, возможная травма головного мозга и плохо развитая речь.

Одному из терапевтов дали задание один час в день на протяжении 16 дней следить за поведением Патрика В течение этого часа Патрик совершал от 25 до 112 поступков, неприемлемых для его матери. Когда имело место подобное поведение, мама, как правило, терпеливо объясняла сыну, почему не следует этого делать. Иногда она пыталась заинтересовать его другими делами, несколько раз наказывала Патрика, отнимая у него игрушку или какую-то вещь, которую он использовал не по назначению. Но обычно ему удавалось почти сразу убедить маму вернуть ему отобранную вещь. Изредка она сажала его на стул в качестве наказания, но в этом случае ребенок закатывал оглушительную истерику, а мама уговаривала сына успокоиться.Поведение Патрика удалось быстро изменить. Наблюдатель в доме подавал маме сигналы, поднимая один, два или три пальца. Один палец означал непозволительное поведение — в этом случае мама должна была немедленно остановить сына, то есть предупредить его. Если он не унимался, терапевт поднимал два пальца. Это означало, что маме нужно немедленно запереть Патрика в его комнате, то есть наказать его. Он должен был оставаться там до тех пор, пока не успокоится. Если Патрик играл хорошо, наблюдатель поднимал три пальца. Этот сигнал означал, что мама должна уделить мальчику внимание, похвалить его или обнять и прижать его к себе, тем самым закрепляя желательное поведение.

За несколько дней Патрика удалось почти полностью избавить от нежелательного поведения, последующие наблюдения свидетельствовали, что мама хорошо взаимодействует с сынишкой, а он уже не доставлял ей неприятностей. Патрик получал больше любви и внимания от матери и ласковее обращался с ней. Мама малыша поняла, что может изменить его поведение, оказывая ему внимание и ласку в случае хорошей дисциплины и мягко наказывая за неприемлемые действия, когда словесное предупреждение не помогало. Вам также удастся изменить поведение своего ребенка. Такая тактика ставит вас и ваши закрепляющие стимулы в выигрышное положение и в конечном итоге помогает вашему ребенку стать более жизнерадостным!

Закрепляющие стимулы и отрицательные заряды

Исследование поведения убедительно показывает, что оценка, которую вы даете поведению ребенка, будет либо улучшать, либо ухудшать его. Оценки, улучшающие конкрет-ное поведение, являются закрепляющими стимулами, а оценки, ухудшающие данное поведение, можно сравнить с отрицательными зарядами.

Для родителей особенно важны три вида закрепляющих стимулов: социальные, в виде разного рода деятельности, и символические. Социальные закрепляющие стимулы включают в себя поведение родителя, то есть интонацию его голоса, похвалу, внимание к ребенку, улыбку, прикосновение и присутствие рядом с ним. Некоторые родители инстинктивно используют социальные закрепляющие стимулы, другим х<е необходимо учиться их применять.

Чтобы правильно применять социальное закрепление, надо иметь в виду несколько важных моментов: 1) реагируйте сразу, незамедлительно, 2) реагируйте энергично и 3) повторяйте этот процесс сотни раз. Обратите внимание на то, как папа использует социальные закрепляющие стимулы, стараясь научить Стивена новой игре.

Папа: «Цель игры — перемещать своего человечка по доске и первым дойти до домика. У тебя должна выпасть двойка, и тогда ты сможешь начать игру. Что должно у тебя выпасть, чтобы ты мог начать игру?»

Стивен: «Двойка!»

Папа: «Правильно! Всякий раз, когда у тебя выпадут сдвоенные числа, то есть одна и та х<е цифра на обоих кубиках, ты получишь право на дополнительный ход. Если у тебя выпадет шестерка, ты можешь вернуться обратно, и тебе не нужно будет идти по всей доске. Скажи мне, в каком случае ты получаешь право на два хода подряд».

Стивен: «Когда у меня выпадут сдвоенные числа».

Папа: «Совершенно верно! Ты быстро осваиваешь эту игру! Ты можешь также вернуть другого игрока на старт, еслипопадешь на его квадрат. Однако на голубом пространстве он находится в безопасности. На голубом поле могут быть два игрока. Итак, каким способом ты можешь отправить кого-то обратно домой?»

Стивен: «Если я попаду на голубой квадрат».

Папа: «Помни, голубые квадраты — это безопасные поля. Ты сможешь отправить другого игрока обратно на старт, только когда выбьешь его с белого квадрата. Ты хорошо делаешь, стараясь запомнить правила, потому что в данной игре это важно. Ты быстро схватываешь суть дела. Уверен, из тебя получится отличный игрок».

Вы обратили внимание, как папа разбил сложные правила на несколько простых шагов, использовав такие понятия, как ходы, цели, числа и цвет? Сразу после объяснения очередного правила он спрашивал Стивена, правильно ли он понял сказанное. Отец незамедлительно закреплял похвалой каждый верный ответ. Для мальчика это был приятный, позитивный опыт обучения. Даже когда Стивен допустил ошибку, папа не стал стыдить или унижать его. Вместо этого он похвалил сына за усердие.

Социальные закрепляющие стимулы могут казаться вам простым делом, но зачастую всплывают и неожиданные проблемы. Некоторые дети просто не могут принять добрые слова в свой адрес. Когда вы используете закрепляющий стимул, они нейтрализуют его тем, что «отказываются принимать» похвалу. Вот что происходит:

Мама: «Минди, твое новое платье прекрасно на тебе сидит. Я так горжусь твоим умением хорошо шить».

Минди: «Оно выглядит ужасно. Я испортила вот этот шов, и я слишком толстая, и к тому же…» Или:

Папа: «Барри, это один из самых лучших твоих письменных отчетов. Я горжусь твоей работой».Барри: «Я мог бы написать его и получше».

В этих случаях ваш собеседник наказывает вас за то, что вы его поддерживаете. В результате вы можете упасть духом и больше не хвалить его за удачные действия. Один из способов не придавать слишком большого значения таким ответам заключается в том, чтобы правильно отнестись к ним как к «кокетству» и назвать их «самобичеванием». Также признайте, что самоуничижение свидетельствует о низкой самооценке, и поработайте над тем, чтобы помочь сыну или дочери улучшить их представление о самих себе.

Другой распространенной ошибкой является «двойное сообщение», когда вы в одном предложении соединяете закрепляющий стимул с отрицательным зарядом. Родители, использующие «двойные сообщения», закрепляют поведение похвалой или одобрением, но затем вступают в конфронтацию и сводят на нет предыдущие усилия. Странным в двойственном сообщении является то, что «жертва» не может жаловаться, потому что в самом начале получила закрепляющий стимул. Однако последующее замечание выхолащивает его, как бы утонченно он ни звучал. Вот несколько типичных примеров:

Мама: «Майк, ты так тихо играешь со своими машинками. Все-таки приятно хоть иногда посидеть в тишине!»

Папа: «Барри, спасибо тебе за то, что ты вымыл мастерскую. Но в следующий раз делай работу как следует. Посмотри, какой ты оставил беспорядок. Мне придется все переделывать».

Многие родители совершенно неосознанно и необдуманно посылают своим детям двойные сообщения. Однако двои-ное сообщение — это одно из самых разрушительных препятствий во всем процессе закрепления положительного поведения. В течение следующих нескольких дней следите за тем, как вы хвалите ребенка Не посылаете ли вы ему сообщений, содержащих порицание?

Закрепляющие стимулы в виде действий

Легче всего использовать социальные закрепляющие стимулы. Они всегда под рукой и требуют только добрых слов. Следующими по доступности являются закрепляющие стимулы в виде действий. Игры, чтение вслух, гости, просмотр интересной телепрограммы, игры под открытым небом, выпечка домашнего печенья, поход в магазин, помощь в приготовлении обеда, шутки — все это можно использовать в качестве закрепляющих стимулов. Вышеперечисленные виды деятельности являются мощными мотивацион-ными средствами, однако мы зачастую не понимаем их ценности и пользы.

Наша цель — приучить детей к тому, что за хорошим поведением следует награда, а за плохим — порицание. Мы можем добиться этого, постоянно предоставляя им возможности усвоить это общее правило. Например:

Мама: «Дженни, ты сегодня первой пришла к столу, поэтому можешь помочь мне раздать десерт».

Папа: «Джефф, сегодня ты быстро сделал домашнюю работу. Как ты смотришь на то, чтобы прочитать вслух рассказ на вечернем семейном богослужении?»

Используя закрепляющий стимул в виде деятельности, всегда предлагайте сначала менее привлекательный вид дея-тельности и только потом более желанный. Вот как это происходит:

Мама: «Дженни, как только ты поиграешь 15 минут на пианино, мы вместе испечем печенье. Хорошо?»

Папа: «Джефф, как только ты прополешь цветочную грядку у передней дорожки, мы с тобой поиграем в салочки».

Предоставление ребенку выбора также способствует успеху закрепляющих стимулов. Восьмилетнему Кении пора ложиться спать, а он только-только начал смотреть новое телешоу. У мамы появляется сильное искушение потребовать, чтобы он немедленно ложился, а не то… Угроза наверняка вызвала бы многократные возражения со стороны Кении. Мама, наверно, продолжала бы пилить его, и в результате оба остались бы разочарованными и сердитыми. Но обратите внимание на то, как мама вышла из этой ситуации:

Мама: «Кен, мне жаль, что я не нашла тебя до того, как ты начал смотреть телевизор. Всегда обидно, когда тебя отвлекают в середине программы. Вот что я тебе скажу. Ты пока надевай пижаму, а потом решай: можешь, конечно, досматривать свое шоу, но лучше бы ты прочел нам рассказ из новой книги. Но в любом случае ты должен быть в постели не позднее чем в восемь тридцать».

Предоставив Кении выбор, мама фактически решила две проблемы сразу. Мальчик получил возможность еще немного посмотреть телевизор (что является поощрением), в то же время он вовремя лег спать. Разрешение ребенку сделать выбор — это важный шаг, гарантирующий действенность закрепляющих стимулов. Принятие решений также способствует развитию характера.

Символические закрепляющие стимулы

Такие вещи, как баллы, звезды, галочки, графики и деньги, относятся к категории символических закрепляющих стимулов. Ребенок накапливает эти символы и после определенного периода времени обменивает их на достижение какой-нибудь долгосрочной цели. Используя социальные закрепляющие символы совместно с символическими закрепляющими стимулами, родители смогут добиться максимально возможных изменений за минимальное время.

Как действует подобная комбинация стимулов? Предположим, у вас есть десятилетняя дочь; она слушает вас неохотно, не любит выполнять работу по дому и нуждается в постоянном напоминании о том, что ей нужно играть на пианино. Давайте посмотрим, удастся ли нам изменить поведение этого ребенка с помощью символических закрепляющих стимулов, включающих систему очков и планоа Необходимо предпринять следующие шаги:

1. Составьте список обязанностей, нуждающихся в закреплении. Для большинства детей десяти—пятнадцати обязанностей вполне достаточно; для ребенка младшего возраста нужно меньше, для ребенка старшего возраста больше. Включите в этот список такие вещи, которые ребенок уже делает достаточно хорошо, и тем самым побудите его зарабатывать очки. План может выглядеть следующим образом:

ПРОСТОЙ ПЛАН

ИМЯ_______________ДАТА___________________

1. Я переоделась после занятий в школе.

2. Я застелила постель и убрала комнату до ухода в школу.

3. Я покормила собаку до завтрака

4. Я убрала свои игрушки до того, как легла спать.

5. Я изучила библейский урок.

6. В 8:30 я уже была в кровати.

7. Я слушалась маму с первого раза.

8. Я помогла вымыть посуду после ужина.

9. Я поиграла на пианино без напоминания.

10. Я встала утром сразу же после того, как меня разбудили.

11. Сегодня я не забывала говорить «пожалуйста» и «спасибо».

12. Сегодня я помогала папе выполнять работу по дому.

13. Сегодня я помогала маме выполнять работу по дому.

2. Ребенок должен проставлять баллы, звезды или цветные контрольные галочки возле каждого пункта, выполненного удовлетворительно до отхода ко сну. Больше всего очков давайте за выполнение самых сложных заданий. Разрешайте ребенку самому приклеивать звезды, подсчитывать баллы или раскрашивать кружочки. Альтернативным методом является выдача поощрительной суммы карманных денег за каждую правильно выполненную работу. Вы можете также вычитать очки или деньги за плохое или нерадивое поведение. Если ребенок не выполняет трех пунктов в течение одного дня, он лишается баллов или карманных денег. Используя деньги в качестве закрепляющего стимула, вы получаете дополнительное преимущество научить своего ребенка правильно распоряжаться деньгами. Учите ребенка часть де-нег откладывать, другую часть тратить и отделять Богу десятину. Сэкономленную часть можно накапливать без определенной цели или для покупки вознаграждения — чего-то такого, что ребенку очень хочется иметь: игрушек, обновок, спортивных принадлежностей и т. д. Предложите ребенку нарисовать или приклеить изображение награды на плане, чтобы он имел перед собой наглядный образ той цели, к которой стремится.

3. В конце каждой недели суммируйте очки, звезды или деньги, чтобы ребенок видел свои достижения.

4. Список обязанностей должен оставаться неизменным в течение четырех-шести недель, поскольку для выработки новой привычки уходит обычно такой промежуток времени.

Использовав данный план обязанностей в течение четырех-шести недель, отложите его на некоторое время. Впоследствии вы снова сможете вернуться к нему и получить прекрасные результаты. Планы необходимо адаптировать к возрасту ребенка, но они наиболее применимы для детей в возрасте от трех до пятнадцати лет (в следующей главе мы покажем, как разрабатывать планы для подростков).

Если вы обнаружили, что у вашего сына или дочери все же возникают трудности в выполнении каких-либо обязанностей, перечисленных в плане, значит, вам нужно усилить закрепляющий стимул. Например, удвоить количество баллов или денежную сумму. Система будет действенной, если непосредственный закрепитель и долгосрочная цель используются правильно и если они достаточно сильны.

В комнату входят мама и Стефани.Мама; «Стефани, ты уже становишься большой девочкой. Я хочу, чтобы ты научилась делиться своими вещами с другими детьми. Каждый раз, когда я увижу, как ты с кем-либо по-доброму делишься, я буду начислять тебе балл. Когда у тебя наберется три балла, ты получишь подарок» (мама показывает девочке сумку с сюрпризами).

Стефани: «Могу я получить что-нибудь прямо сейчас?»

Мама: «Нет, сначала ты должна заработать три балла. Теперь скажи мне, за что ты предполагаешь получить подарок».

Стефани: «За то, что я поделюсь своими игрушками с другими детьми».

Мама: «Да, когда ты три раза поделишься своими игрушками с другими детьми, ты сможешь взять сюрприз из сумки».

Другой разновидностью программы начисления баллов является сумка с подарками. Вам нужно купить в магазине игрушек недорогие вещи и наполнить ими сумку. Если ребенок ведет себя приемлемым образом, вы сначала вознаграждаете его словесно, использовав социальный закрепляющий стимул, а затем позволяете ему вытащить из подарочной сумки одну вещь. Данный метод особенно эффективен, когда вы хотите научить своего ребенка несложным операциям.

Родители часто говорят, что следующая неделя после занятия о закрепляющих стимулах была самой мирной из всех, какие они могут припомнить! Почему? Потому что забота о выполнении ежедневных заданий и ответственном поведении лежит теперь на детских плечах, где ей и положено лежать. Тем не менее остается множество родителей, берущих на себя ответственность за своевременное выполнение домашней работы, за многократное напоминание ребенку отом, чтобы он вовремя приходил в школу или на работу, или за доставку ребенка в школу, потому что он медлит и опаздывает на школьный автобус.

Когда и как такие родители поймут, что им не удастся добиться от ребенка ответственного поведения, если они будут все время ограждать его? Они должны дать ребенку возможность на себе ощутить весь груз ответственности и последствия его поступков. Если он не желает тянуть свою лямку, мама и папа отказываются защищать его и играть роль «доброго» родителя. Родители должны дать ребенку возможность пох<инать естественные плоды его поведения. Ваш отпрыск нуждается не только в том, чтобы вкусить последствия своего поведения, но и в мощном побудительном стимуле, который поможет ему все делать правильно и избегать неправильного, безответственного поведения. Испытайте этот план, и вам понравятся результаты.

Игнорируйте отрицательное поведение

Работая над улучшением поведения своего ребенка, как можно меньше внимания обращайте на его нежелательные поступки. Наш сын Марк написал сочинение по английскому языку, которое назвал «Двое на Эвересте». Учительница поставила ему пять с плюсом. На полях слева она написала: «Марк, мне кажется, это лучшее твое сочинение за все годы. Ты ясно и логично выражаешь свои мысли. Твоя работа выполнена аккуратно, привлекательно, на основе хорошего плана. Я думаю, у тебя есть особый писательский дар, и я очень довольна твоей работой». Вместе с тем учительница сделала пять исправлений красной ручкой на первой странице и семь исправлений на второй странице. Что интересно, она ни ело-ва не написала об исправлениях, только похвалила хорошую работу Марка и проигнорировала его ошибки. Учительница понимала ценность закрепления хорошего поведения и игнорирования плохого.

Вы также можете этому научиться. Не обращайте внимания на отрицательное поведение, которое вы хотите подавить. Негативные замечания по поводу такого поведения могут лишь закрепить его! Учитесь награждать ребенка за позитивное поведение, а поведение, которое никак не поощряется, в конце концов прекратится само собой.

Обращение к родителям

Даже в самых благоприятных обстоятельствах очень непросто обучить своего ребенка новым навыкам и помочь ему избавиться от вредных привычек. Естественно, в этой программе должны участвовать оба родителя, если они хотят, чтобы процесс продвигался быстрее. Обоим родителям надо обсудить, какую программу закрепления лучше всего применять, и им нужно заранее договориться, какие закрепляющие стимулы и наказания будут наиболее действенными. В противном случае папа может развивать один тип поведения, а мама — совершенно противоположный (у родителей-одиночек, по крайней мере, нет такой проблемы!) Поэтому начните программу закрепления положительного поведения, обсудив тактику, которой вы оба будете придерживаться. Между вами может состояться примерно следующий разговор:

Папа: «У Барри ухудшилось поведение, и мне кажется, нам нужно что-то предпринимать, как ты думаешь?»

Мама: «Я уже кое-что делаю в этом направлении. Когда я достаточно разозлюсь на него, он начинает слушаться».Папа: «Да, ты делаешь именно это, но без особого успеха. До меня то и дело доносятся ваши крики и вопли, и я уже не могу их выносить. Мне кажется, мы смогли бы скорее добиться нужных результатов, если бы начали стимулировать и закреплять у него хорошее поведение и не поощрять плохое».

Мама: «Не думаю, что родители должны присваивать своим детям баллы, звезды и дарить им поцелуи только за то, что они выполняют необходимые обязанности, которые и так должны делать в первую очередь. В реальном мире такого не происходит. Когда в последний раз тебе платили премию за то, что ты не опоздал на работу?»

Папа: «Будь справедлива, дорогая. Он начнет лучше воспринимать наши требования, если мы будем награждать его каждый раз за хорошее поведение, вместо того чтобы кричать на него за плохие поступки. Давай разработаем для него план и договоримся о вознаграждении, перед которым’ он не сможет устоять. Эта программа поможет тебе сохранить нервы, как только сын начнет исполнять то, что от него ожидается».

Мама: «Да, я согласна с тем, что слишком часто ругаю Барри, но меня очень расстраивает его поведение. Стоит попробовать эту программу».

Хорошим лозунгом для родителей могли бы стать слова: Замечайте хорошие поступки своего ребенка и награждайте его за это. Перестаньте исполнять роль домашних полицейских, ловя ребенка за плохими занятиями, прекратите кричать на него. Вместо этого постарайтесь видеть хорошее поведение, чтобы закрепить его похвалой.

Когда вы надлежащим образом примените все принципы, изложенные в данной главе, то обнаружите, что у вашего ребенка выработалось ответственное поведение и положи-тельное представление о себе самом. Все это будет настоящим преимуществом в достижении вашей конечной цели: помочь ребенку всесторонне развиваться.

Сделать работу приятной

Принятие на себя обязанностей должно быть приятным делом, потому что оно приносит человеку чувство удовлетворения, позволяет ему считать себя важным и полезным. Эти хорошие чувства сами по себе являются наградой, они создают прочную основу для развития самоуважения. Ребенок может получать удовольствие от выполнения необходимых заданий и делать их качественно, если в возрасте от двух до семи лет научится принимать работу как часть жизни. Но вам нужно сделать так, чтобы работа была для него приятным делом.

Двухлетние малыши способны подбирать с пола свои игрушки. Трехлетние дети в состоянии выносить мусор и даже вытирать кастрюли и сковородки. Четырехлетние дети могут накрывать на стол и вешать свою одежду на вешалки (если крючки расположены достаточно низко). Пятилетние вполне способны присматривать за младшими братьями и сестрами, заботиться о домашних животных и даже стирать пыль с мебели. Самое важное для ребенка дошкольного возраста — это не сложность задания, а добросовестное его выполнение.

Ребенок младшего школьного возраста может застилать свою постель, ходить в магазин, поливать цветы, косить траву, ухаживать за домашними животными, мыть машину, накрывать на стол, мыть посуду, гладить несложные вещи’, вытирать пыль и подметать полы, стирать свою одежду и учиться готовить блюда по простым рецептам.Если ребенку становится скучно выполнять порученную работу, дайте ему новое задание, включающее в себя большую ответственность. Одиннадцатилетняя Эллен с энтузиазмом взялась накрывать на стол для воскресного завтрака, но через несколько недель стала терять интерес к этому занятию и делать работу небрежно. Мама предусмотрительно расширила ее задачу. Теперь Эллен не только накрывает на стол, но и готовит завтрак по воскресеньям. Она составляет меню и готовит всю еду, но зато ей не нужно мыть посуду. Она находит приготовление еды куда более интересным делом, чем только сервировку стола.

Ребенок работает лучше, если кто-то трудится рядом с ним. Мы зачастую бываем так заняты, что упускаем возможность поработать бок о бок с нашими детьми. Семья может сообща трудиться во дворе или в огороде, так чтобы у каждого было свое индивидуальное задание. Эти часы могут стать временем единения, возможностью для общения, обучения, обмена информацией и игр. Тот же метод можно использовать при уборке гаража, погреба или для генеральной уборки в доме. Добавьте к этому пение, игру или посвистывание, и ваш ребенок узнает, что работа может быть удовольствием.

Ребенок тогда трудится охотнее и радостнее, когда его родители трудятся также охотно и радостно. Невозможно переоценить важность такого отношения к труду. С другой стороны, негативные комментарии из уст родителей типа: «О, нет, только не эта посуда!» или: «Мне так надоело с утра до вечера драить этот дом!», или: «Как же я ненавижу работу в саду!» не будут способствовать жизнерадостному и спокойному отношению ребенка к труду.

Нужно также позволить ребенку выражать свое положительное или отрицательное отношение к разной домашнейработе. Одна мать, распределяя работу между четырьмя детьми, позволяет каждому из них перечислить три «любимых задания» и одно задание, которые им не нравятся. Этот план достаточно эффективен за исключением того, что некоторые виды работ нравятся всем детям, а другие не нравятся никому. Они по очереди выполняют те работы, которые никому не нравятся, и это справедливое распределение нелюбимых работ.

Другой метод состоит в том, чтобы составить перечень всех дел, запланированных на определенный день, и позволить детям по очереди выбирать предпочтительные для них виды работ. Данный метод поощряет сотрудничество между детьми и помогает им трудиться с большим х<ела-нием, потому что все сами выбирают для себя приемлемую работу.

Разумно проверять качество выполненной работы, чтобы сразу заставить ребенка переделать плохо сделанное. Родителям не следует принимать неряшливую работу или переделывать ее самим, потому что в этом случае они лишат ребенка возможности осваивать совместный труд и получать удовлетворение от хорошо выполненного задания.

Когда ребенок обременен тяжелым грузом домашней работы или всплывает какое-то неожиданное общественное мероприятие, у родителей появляется возможность внести свою лепту и помочь или даже полностью взять на себя работу по дому. В этом случае ребенок поймет, как важно помогать другим и уважать права каждого члена семьи.

Работа — это лучшая дисциплина, которую только можно предложить ребенку, но ее не следует использовать в качестве наказания. Родителям нужно запечатлеть в сознаниисвоего ребенка, что труд — это благородное дело и необходимая часть развития здорового ума и тела. Если деятельные детские умы и руки не направить на выполнение полезных заданий, они обязательно найдут для себя какие-нибудь проказы, которые затормозят развитие их характера.

Телевидение: потенциальная угроза разрушения характера

Любая деятельность, поглощающая значительную часть времени ребенка, влияет на его характер. Поскольку среднестатистический ребенок смотрит телепередачи почти три часа в день, телевизор оказывает большое влияние на формирующийся характер ребенка. Телевизор вызывает у большинства родителей двойственные чувства, потому что они ценят его способность выполнять роль сиделки, но вместе с тем озабочены содержанием программ. Одна группа исследователей пришла к выводу, что за последние годы количество телечасов, посвященных разного рода преступлениям, увеличилось на 90 процентов. Некоторые исследователи твердо считают, что телевидение — это «школа насилия», приучающая молодых людей к той мысли, что преступление не только не предосудительно, но является увлекательным приключением. Исследователи также установили, что большую часть из увиденного на экране ребенок переносит в свои игры. Маленький ребенок особенно сильно подвержен этому влиянию, поскольку, в отличие от детей старшего возраста и взрослых людей, еще не умеет отличать фантазию от действительности.

Большинство родителей считают мультфильмы сравнительно безобидной телепрограммой, но при более внимательном исследовании обнаруживается, что насилие в мульт-фильмах часто ошибочно воспринимается как забава. Один исследователь измерил частоту и продолжительность эпизодов в детских мультфильмах, связанных с насилием и показанных только двумя главными телеканалами в течение одной недели (насилие определялось как любая попытка одного персонажа причинить боль или телесные поврех<дения другому персонажу: связать его, ограничить свободу передвижения, побить или даже физически уничтожить в порыве злобы). Он обнаружил, что в таких мультфильмах, как «Том и Джерри», зачастую присутствует намного больше насилия и агрессии, чем в мультфильмах ужасов, где изображены разные монстры.

Можно с полным правом утверхсдать, что изображение преступлений и насилия пробуждает вкус к агрессии и усиливает ее, когда такое пристрастие уже развито. Подобные фильмы и мультфильмы учат, как нужно совершать насилие, и затуманивают сознание ребенка, что совершенно недопустимо. Постоянно видя насилие на экране, ребенок перестает четко понимать последствия насилия в реальной жизни и учится прибегать к насилию как к нормальному способу разрешения конфликтов.

Телевидение зачастую рекламирует посредственные (а в некоторых случаях крайне низкие) ценности. Во многих программах и шоу, считающихся хорошим семейным развлечением, обыгрывается нечестность, незаконный секс, развод, преступность среди малолетних и гомосексуализм. Всякий раз, когда ребенок смотрит на подобные вещи, они производят отрицательное впечатление на его неокрепший разум; в случае же частого повторения подобных сюжетов у него развивается соответствующая привычка, а из привычек, как известно, складывается характер.Мало трго, что телевидение рекламирует посредственные ценности, оно также нарушает общение между членами семьи, предлагает ребенку удобные костыли, заменяющие ему взаимодействие с членами семьи, делает его черствым и безучастным к человеческим страданиям и поглощает большую часть свободного времени, тем самым оставляя ребенку все меньше времени для игр.

Но, несмотря на поток сомнительной информации, хлещущей с телеэкрана и пагубно воздействующей на характер и личность ребенка, большинство родителей не фильтруют те программы, которые смотрят их дети. Исследования показывают, что менее половины матерей следят за детскими телепрограммами, а контролирующие этот процесс больше внимания обращают на количество часов, которые ребенок проводит перед телевизором, а не на содержание программ. Высокообразованные родители в большей степени регулируют просмотр телепередач, но чаще делают это, чтобы самим посмотреть семейные программы; они не особенно стремятся оградить ребенка от пагубных последствий программирования сознания, которое осуществляется через просмотр соответствующих передач. Лишь немногие матери запрещают детям смотреть определенные телепередачи.

Независимо от того, как вы относитесь к телевизору, он незаметно для вас формирует характер вашего ребенка и ваш собственный. Нам не нужно организовывать крестовый поход, дабы изгнать из нашей жизни все средства массовой информации, но необходимо развивать самообладание и родительский контроль, чтобы телевизионные программы не стали для юных умов хлебом насущным на каждый день.

Самый действенный способ, с помощью которого озабоченный родитель может ограничить просмотр ребенкомтелепередач, состоит в том, чтобы вовлечь его в так называемый «Телевизионный проект». Этот проект включает ребенка в процесс принятия решений в анализе телепередач. Прикиньте, сколько времени ваш ребенок проводит перед сверкающим экраном, затем положите на столик журнал и попросите свое чадо вносить в него дату, название передачи и ее продолжительность; ведите журнал в течение недели.

Б течение той же недели отмечайте для себя содержание телепередач, это значит, что вам придется контролировать все передачи, которые ребенок смотрит в данный период времени. Если нужно, прибегайте к помощи сиделки. Анализируйте записи и ищите повторяющиеся стереотипы. Смотрит ли ваш ребенок только мультфильмы или только ситуационные комедии, или только научную фантастику? Какие программы вы оцениваете положительно, а какие отрицательно? По каким причинам? Какие ценности преподносятся в этих программах? Какой язык слышит ребенок? Сколько насилия он видит на экране?

В конце недели вместе с ребенком просмотрите все журнальные записи. Проверьте, сколько времени, по вашей оценке, он провел перед телевизором. Затем предложите ребенку расположить программы, которые он хотел бы смотреть, в порядке убывания их привлекательности: от самых любимых до наименее любимых. Если самой любимой программой вашего ребенка является наиболее предосудительная из всех, то вам, возможно, придется воспользоваться своим авторитетом. В отдельных случаях вам, наверно, придется выработать соглашение, по.которому вы ограничите время просмотра телевизора несколькими часами в неделю. Письменный контракт, подписанныйвами и ребенком, с указанной конкретной датой (чем офи-циальнее контракт выглядит, тем лучше), может оказаться чрезвычайно действенным. Держите договор в поле зрения в течение всего времени его действия, это поможет вам обеспечить его выполнение.

Другие виды развлечений могут оказывать на характер ребенка не менее пагубное влияние, чем телевизор. К ним относятся различные видеофильмы, компьютерные игры, книги, журналы, музыкальные программы и посещение развлекательных мест. Решение состоит не в том, чтобы исключить эти вещи из повседневной жизни, просто надо обеспечить адекватную замену. «Запрещая одно, обязательно предлагайте взамен другое», — так учил один пастор, и самое главное — родители должны дарить ребенку самих себя.

Духовное воспитание в семье

Внутренние установки, которые ребенок усваивает в первые пять-семь лет своей жизни, почти всегда закрепляются у него на всю оставшуюся жизнь. Если возмохсности указанных детских лет упущены, значит, они упущены навсегда. И коль скоро родители хотят, чтобы их ребенок был послушным, добрым, честным, добросовестным, бескорыстным, терпеливым и богобоязненным, им следует сделать формирование этих качеств сознательной целью обучения ребенка еще в раннем детстве. Наследственность и гены не формируют характер ребенка, и если родители как можно раньше не выполнят свою часть работы, им не стоит обольщаться, что характер появится по мановению волшебной палочки.

1. Позаботьтесь о раннем начале. Маленький утенок, едва вылупившись из яйца, сразу прилепляется к первомуже движущемуся предмету. Как правило, это его мать-утка, но если матери нет рядом, он пойдет за всем, что движется. Фактически утенок, как утверждают исследователи, пойдет даже за голубой камерой футбольного мяча, которую будут тянуть перед ним на веревочке. Через неделю после начала этого процесса он будет строго повторять маршрут движения камеры. Однако время является критическим фактором. Утенку можно что-то внушить лишь в течение нескольких секунд после того, как он вылупливается из яйца. Если эта возмохшость упущена, наверстать ее уже не удастся.

Точно так же в возрасте от года до семи ребенок более всего восприимчив к религиозному воспитанию. Именно в это время формируются его представления о добре и зле, а также о Боге. Как и в случае с утенком, важно воспользоваться этим временем, пока ребенок восприимчив, а не ждать, когда родитель будет к этому готов.

К сожалению, зачастую все происходит наоборот. Если лишить ребенка духовного воспитания или неправильно прививать ему религиозные ценности, его способность достичь духовной зрелости будет существенно ограничена. Если родители говорят, что будут ждать до тех пор, пока ребенок не повзрослеет и не сможет самостоятельно решать, нужна ему религия или нет, они могут почти не сомневаться в отрицательном выборе. Подросток терпеть не может указаний по поводу веры, но если родители выполнили свою домашнюю работу еще в раннем детстве, у него будет внутренняя опора в жизни, и она сделает его устойчивым в любых ситуациях.

2. Подавайте ребенку пример последовательной христианской жизни. Повседневные жизненные опытывашего ребенка будут влиять на его духовную жизнь. Родители, дающие детям религиозное образование, не должны упускать этот факт из виду. Если вы хотите, чтобы в жизни вашего ребенка главное место занимали духовные ценности, вы должны прежде всего следовать им в своей жизни. Представление ребенка о Боге будут складываться из картин, которые он видел, и рассказов, которые он слышал. Сегодня он может представлять себе Бога сострадательным Существом, а завтра — мстительным Тираном. На его восприятие Бога как Отца будут оказывать влияние те взаимоотношения, которые у него складываются с земным отцом. Понятие ребенка о грехе будет формироваться на основе его личного ощущения вины и угрызений совести, когда после нанесения обиды другим детям ему придется ощутить чувство сожаления, неизбежно следующее за наказанием. На понятия о прощении будет влиять способность родителей прощать его проступки. Юному уму очень трудно понять Божье прощение, если родители не прощают его. В значительной степени родители занимают в глазах ребенка место Бога.

Вам не нужно быть совершенным для того, чтобы заслужить уважение своего супруга или ребенка. Но ваша семья перестанет вас уважать, если вы набожны в церкви или перед друзьями, но совсем иначе ведете себя, оставшись в присутствии одних только членов вашей семьи. Если вы будете вести себя двулично, то рискуете потерять уважение наблюдательного ребенка. Один служитель заметил после многолетних наблюдений, что лучшие молодые люди в церкви являются либо выходцами из посвященных христианских семей, либо выходцами из нехристианских семей. Посредственные христианские семьи никогда не могут воспитатьпреданных Богу молодых христиан, поскольку родители ведут себя непоследовательно. Подростки могут придираться к словам, но им трудно что-либо противопоставить примеру доброй, христианской жизни. Если вы несколько минут в день уделяете чтению Библии и размышлению на духовные темы, это поможет вам жить последовательной христианской жизнью.

3. Учите детей, но не читайте им нравоучений. Ребенок с самых ранних лет задает вопросы, и если родители подчиняются законам общения, у них найдутся все возможности учить и наставлять детей, наполняя детские умы самым лучшим материалом для формирования их характера.

Как это можно сделать? С помощью рассказов, ибо дети особенно любят этот жанр. Чтение ребенку рассказов, формирующих характер, имеет два преимущества. Во-первых, отвечая на вопросы ребенка после чтения хороших книг, вы учите его ценным вещам, избегая при этом нравоучений. Во-вторых, вы уделяете ему время и дружески с ним общаетесь. Ничто так не убеждает ребенка в том, что вы его любите, как ваша личная, терпеливая заинтересованность в его мыслях и вопросах.

Основательные исследования выявили, что ребенка младше восьми-девяти лет больше всего интересуют рассказы о рох<дении Иисуса и о детских годах таких библейских персонажей, как Моисей, Самуил, Иосиф и Давид. Детей в возрасте от 9 до 13 или 14 лет больше всего интересуют исторические части Ветхого Завета. С14 до 20 лет (верхний возрастной предел, от которого отталкивались исследователи) юноши и девушки активнее всего интересуются евангелиями. Детей любых возрастов больше интересуют библейские личности, нежели концепции.Где найти издания, способные удовлетворить детские потребности?

Два комплекта книг содержат превосходный материал для чтения, который можно предложить детям. Первый из них называется «Библейские рассказы», он написан Артуром С. Максвеллом. В этом двухтомнике библейские рассказы изложены современным языком, а благодаря прекрасным иллюстрациям древняя история оживает перед глазами детей. Второй комплект «Вечерние рассказы» состоит из пяти томов, он содержит произведения, направленные на формирование характера.

4. Семейное богослужение. Семья, регулярно проводящая домашние богослужения, уже понимает их ценность и преимущества. «Но у нас нет для этою времени!» — жалуются многие родители. Однако дело заключается в приоритетах. «Когда мы вместе, у нас просто нет времени». Проблема состоит только в правильном планировании времени. Среднестатистический человек хочет иметь удобную и комфортную религию, но христианство предъявляет к нему нелегкие требования. Уберите эти высокие требования, и у вас ничего не останется. «Нашей семье это не нужно. Мы ходим в церковь один раз в неделю, и этого достаточно!» При таком подходе христианство запирается в одном тесном шкафу и извлекается оттуда один раз в неделю.

Человек находит время для того, что он больше всего ценит. Подумайте об этом. Занимает ли Бог первое место в вашей жизни? Если да, то ваш ребенок также отведет Ему первое место в своей жизни.

Установите постоянное время для семейных богослужений и не делайте никаких исключений из этого правила без крайней необходимости. Определите, когда вы будете прово-дить семейное богослужение: утром, вечером или и утром и вечером, и выработайте у всех членов семьи привычку приходить в это время на семейное богослужение, независимо от того, кто находится в данный момент в вашем доме. Прочитайте текст из Священного Писания. Заинтересуйте ребенка Библией. Будьте кратки, но не торопитесь. На семейных богослужениях всегда находится место для музыки. Некоторые дети пробуют мурлыкать мелодии гимнов раньше, чем начинают говорить. Вместе помолитесь, позволяя каждому ребенку принять участие в молитве. Даже самый маленький может повторить вслед за вами несколько простых фраз. Лучше всего всем вместе преклонить колени. В некоторых семьях также принято держаться за руки в молитвенном кругу.

Большинство родителей рано начинают учить детей молитве, но в этом деле они встречают много подводных камней. Часто родители, совершенно не задумываясь, учат детей приближаться к Богу как к некоему рассеянному волшебнику, чудесным образом выполняющему любую просьбу, с которой к Нему обращаются. Дети с готовностью воспринимают мысль о том, что нужно молиться Высшей Силе. Однако часто их молитвы включают в себя такие фразы, как: «Пожалуйста, дай мне»; при этом дети фактически имеют в виду: «Мне хочется» или: «Если бы у меня только было…» Легче всего молиться молитвой типа «Пожалуйста, дай мне», но ребенку трудно понять, почему Бог не всегда посылает ему то, о чем он Его просит. Родители должны привести своего ребенка к пониманию того, что молитва — это не столько высказывание Богу преходящих желаний или хотений, сколько исповедание, покаяние, благодарение и хвала. В молитве можно рассказать Богу о гнетущих тебя мыслях, которые ты не решаешься открыть своей семье или кому бы то ни было. Но когдавсе сказано и сделано, помните, что дело не в количестве молитв. Ребенок должен видеть, что доступная ею родителям сила решать жизненные проблемы также доступна и ему.

5. Регулярное посещение церкви. Церковь существует для того, чтобы помогать людям в их христианском росте, предоставлять им возможность для изучения Библии, призывать их читать ее каждый день и молиться. Церковь предоставляет своим членам возможность служить и помогать другим людям. Каждой супружеской паре следует тщательно размышлять о том, что она хочет дать своей церкви и получить от нее.

Много лет тому назад Ричард Бакстер, пастор очень богатого прихода в Англии, который посещали высокообразованные люди, пламенно проповедовал в течение трех лет, однако не видел никакою видимого отклика на свои проповеди. Однажды, находясь в душевной агонии, он пал на пол в своем кабинете и воскликнул: «Боже, Ты должен что-то сделать с этими людьми, а не то я умру!» Ему показалось, что Бог ответил ему почти вслух, потому что он явственно услышал слова: «Бакстер, ты трудишься не там, где нужно. Ты ожидаешь, что возрождение произойдет через церковь. Попробуй начать с семьи!» Ричард Бакстер начал посещать членов своей церкви на дому. Часто он проводил в одном доме весь вечер, помогая его обитателям наладить семейное богослужение. Он переходил от одного дома к другому до тех пор, пока Дух возрождения не сошел на эти семьи и не охватил всю церковь.

Чарльз Дж. Кроуфорд однажды написал: «Нам не придет в голову построить каменный камин без камней или испечь яблочный пирог без яблок. Почему же тогда множество людей пытаются создавать христианские семьи без Христа? Они пытаются придерживаться христианских принципов, создавать христианский дом и даже употребляют христиан-скую терминологию, но без Христа нельзя создать христианский дом. Великий и святой Бог должен поселиться и жить в этом доме, Он должен жить в сердцах тех, кто называет этот дом «своим»».

Греки правильно понимали, что характер — это начертание или надпись. Какое начертание запечатлевается в настоящее время в глубине каждого детского сердца и души? Мы никогда не должны забывать самое главное: характер — это все, что мы возьмем с собой на небо.