Предисловие

Мы живем в такое время, когда можно без труда попасть в любую точку земного шара. Поэтому постоянно возможны встречи с другими народами, культурами, с другим образом жизни и с религиями. Более того, радио, пресса и телевидение обеспечивают такой приток информации, какой возможен лишь в наше время. При взгляде на множество религиозных систем совершенно заново встает старый вопрос о том, может ли каждый человек обрести святость на свой лад или все же, в конце концов, к Богу ведет только один путь. В разных местах этот вопрос является предметом горячих споров.

Поскольку здесь, очевидно, речь идет об основополагающем вопросе, от ответа на который зависит место пребывания в вечности, стоит глубже разобраться в сути этого крайне насущного вопроса. В данной книге «А другие религии?» делается такая попытка. Выбранное нами название книги подчеркивает прежде всего, что христианство тоже является одной из многих других религий. Если выяснится, что оно является единственно правильной, то какие же функции и влияние имеют тогда другие религии? Тут встает ряд важнейших вопросов: Как следует тогда рассматривать наше отношение к другим системам? Какова наша собственная позиция на так называемом христианском Западе? Обрели ли ми сами спасение или все еще находимся в поисках? На всех этих вопросах ми подробно остановимся.

При помощи соответствующих определений — а не только на основе практических соображений — мы подведем читателя к выводу, что библейское учение о вере и жизни следует отличать от остальных религий.

Круг читателей: Исхода из относящегося равно ко всем положения, что «религия является основополагающей потребностью каждого человека» (смотрите Гл. 4,2) и основных вопросов, тесно связанных с религиями, эта книга обращается ко всем: как к людям, для которых библейская вера стала основанием их жизни, так и к тем, которые еще находятся в поисках. Мы приглашаем — хотя и из различных соображений — как христиан, так и исповедующих другие религии, к чтению, знакомству с новой информацией, к действиям. Книга далее, обращается к молодым и пожилым, к интеллектуалам и тем, которые не относят себя к этому кругу лиц. Она обращается как к читателям, не знакомым с Библией, так и к тем, которым она хорошо знакома. Это звучит так всеобъемлюще, будто мы действительно имеем в виду каждого, и все же есть одно ограничение: если Вы абсолютно уверены в правильности до сих пор избранного Вами жизненного пути и ни в коем случае не желаете чего-то изменить в Вашей позиции, тогда Вам не следует читать эту книгу. Она лишь вызовет у Вас раздражение, а нам бы не хотелось этого.

Замысел книги: Первоначально книга появилась (1982) в серии «Знание и жизнь» под маловыразительным названием «Думать, верить, жить: техника, религия, Евангелие».

Теперь рукопись была основательно переработана и значительно расширена за cчет многочисленных деталей.

Мы поcчитали нужным обосновать аргументацию, связав ее с новым названием книги. Особый приоритет получил евангельский аспект.

Методика работы: Конраду Аденауэру принадлежит высказывание: «Если хочешь углубиться, умей просто смотреть на сложные вещи». Руководствуясь этим, через всю книгу красной нитью должна просматриваться основная мысль: избранный нами путь раскрытия темы отмечен часто встречающимся и, возможно, в этой связи неожиданным ключевым словом «открытия».

Если эта мысль будет последовательно проходить через всю книгу, то читатель, в конце концов, окажется у цели.

Большинство использованных библейских высказываний не только названы, но и приведены полностью во избежание прерывания процесса чтения необходимостью поисков соответствующих мест. Мы предпочитали пользоваться переводом Лютера ввиду сочности его языка. В русском тексте все цитаты (за исключением отдельно оговоренных мест) даны по Синодальному переводу.

Благодарность: Я благодарен своей дорогой жене за то, что она вновь взяла на себя машинописный труд. Далее, я благодарю лекторов Издательства Распространения Христианской Литературы за ценные указания, которые они дали при критическом просмотре рукописи и которые а охотно принял к сведению.

Мы молимся о том, чтобы настоящая книга для многих читателей явилась помощью в вопросах веры. Самая великая цель была бы достигнута, если бы ищущие нашли в ней путь к живой вере и могли бы сказать: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса» (Иоан. 1,45).

Вернер Гитт