6. “Семидесятилетнее формирование” церкви под руководством Святого Духа

Пророческое служение характеризуется отнюдь не одними лишь предсказаниями приближающихся событий и общением со сверхъестественной силой, но и практическими советами для повседневной жизни. Моисей и Самуил были вождями Израиля.

Они были Божьими помощниками, через которых Он управлял еврейским народом, имевшим особую ответственную миссию.

Они передавали волю Божью в приложении ко всем сферам жизни и их неутомимость, c которой они годами исполняли свое служение, была тем, от чего зависела безопасность нации и ее следование в правильном направлении (в частности — по пустыне).

Мы можем обнаружить здесь сходство с руководством новообразованной адвентистской церкви, о котором подробно говорилось в предыдущих главах. Дар пророчества внутри церкви охраняет церковь и гарантирует ее безопасное следование в правильном направлении. Бог признал своим народом тех, что вышли из разочарованных миллеритов, выбрав из них Елену Уайт и сделав ее своей пророчицей.

Как Божья служительница она на протяжении более, чем 70 лет руководила церковью и это руководство имело огромное значение. Возникновение и становление церкви Адвентистов седьмого дня без Божьего руководства было бы немыслимым, и по сей причине в названии этой главы нет ни капли преувеличения.

Вспомним некоторые из фактов, приведенных в предыдущей главе и отчетливо демонстрирующих руководство Святого Духа, к каковым относятся подтверждение предположения миллеритов об истечении пророческого времени и начало событий, связанных с этим, в особенности — начало служения Иисуса Христа в качестве нашего Первосвященника и Царя, которое Он производит во Святом-святых небесного святилища истолкование событий происходящих как на небе, так и на земле.

В отношении последнего — все человечество вновь должно получить предупреждение через всемирное Евангелие, которое должно предоставить каждому возможность сделать свободный выбор «за» или «против» Спасения предлагаемого Богом.

Итак, после разочарования 1844 г. на свет появилось новое движение, которое шаг за шагом развивалось при пророческом даре, явленном в Елене Уайт.

Но до того, как могло быть проповедано всемирное Евангелие, требовалось вновь открыть библейские истины, похороненные под нагромождением обломков папских традиций. Следует упомянуть и тот факт, что миллериты вышли из различных церквей и течений. Вместе их сплачивала надежда на скорое возвращение Господа, вестью о котором они делились со всеми. Однако, их рвение заметно уменьшилось в результате разочарования. Стали доминировать учения баптистской, методистской, лютеранской и прочих деноминаций, но объединяющая надежда на возвращение Христа уже отсутствовала, и для того, чтобы продолжать свое общение друг с другом на прежних позициях, требовалось старательное и вдумчивое изучение фундаментальных истин Писания.

К этому они и приступили в 1848 г., когда наибольшее количество верующих собирались группами по 30-50 человек для изучения Библии. Расхождения во мнениях при этом были столь множественны, что подчас количество идей становилось почти равным числу самих верующих. Ясным стало то, что преодоление этих разногласий никак не возможно без божественного руководства. В таких случаях Елена Уайт многократно получала видения, в которых давалось правильное истолкование тех мест Библии, которые вызывали наибольшее затруднение. При этом истолкование происходило при помощи указания ей на другие, поясняющие тексты Библии, что является подтверждением способности этой книги к самоистолкованию. Присутствовавшие принимали эти толкования, будучи убеждены в том, что они были даны Духом Божьим, и зная, что Елена, не принимавшая участия в обсуждении во время видений, не могла сама давать ответы. Кроме того, она утверждала, что не способна была воспринимать смысл разговоров присутствовавших после пробуждения т. к. ее разум был как бы отключен. Знание этого еще более убеждало их в божественной природе этих толкований, и впоследствии Елена Уайт писала, что «учения церкви были открыты и утверждены лишь благодаря чудодейственной силе Божьей». Хочется подчеркнуть, что видения не вводили каких-либо новых учений, но лишь служили толкователем Библии при помощи других — библейских же текстов. Посему мы вовсе не считаем высказывания Елены Уайт своеобразным «приложением» к Библии, но лишь богодухновенным комментарием к Слову Божьему.

Вот те доктрины адвентистской церкви, известные также как «столпы веры», понимание которых было достигнуто вышеописанным путем:

1. Пророческие предсказания, касающиеся плана Спасения.

2. Учение о святилище.

3. Трехангельская весть из Откровения 14.

4. Святость всех десяти заповедей.

5. Смертность человека.

6. Буквальное и видимое возвращение Иисуса Христа на эту землю.

После того, как эти истины были вновь открыты, адвентистам было сказано напечатать книги и брошюры для повсеместного распространения этой вести.

Это указание было дано Елене Уайт в середине ноября 1848 г.: ей было сказано, что ее супруг, Джеймс Уайт, должен начать издавать небольшой журнал, из которого впоследствии должны были взять начало «лучи света, освещающие весь мир». Здесь мы впервые сталкиваемся с привлечением внимания членов церкви ко всемирной проповеди этой вести — их миссионерской деятельности в мировом масштабе. Окинув взглядом уже пройденный путь длиною около 150 лет, мы отмечаем, что это предсказание было более чем исполнено. В течение последующего 1849 г. Джеймс Уайт развернул издательскую деятельность, выпустив первый журнал и положив, таким образом, начало развитию типографского дела в адвентистской церкви.

Две первые основанные им типографии выпускали журнал «Настоящая истина», который был впоследствии переименован в «Адвентистское обозрение и Субботний вестник». Данное издание, известное в наши дни под названием «Адвентистское обозрение», в те годы внесло неоценимый вклад в дело объединения первых адвентистов и фактически положило начало формированию церкви Адвентистов седьмого дня.

Путь к организации церкви, однако, был довольно тернист, так как в то время господствовало представление об отсутствии какой бы то ни было необходимости в организации. Однако с приобретением опыта практической деятельности и, принимая во внимание лежавшую на новообразовавшейся церкви ответственность за всемирную проповедь Евангелия, все пришли к согласию относительно необходимости организации. Еще в декабре 1850 г. Елене Уайт было указано в видении на тот факт, что Бог есть Бог порядка и что Он ожидает не меньшего от своего народа — явный намек на необходимость организации.

Тем не менее прошло целых тринадцать лет, прежде чем это совет был практически осуществлен, ибо долго еще не утихали споры по поводу необходимости организации. Многие полагали, что в преддверии второго пришествия это было бы совершенно излишним. И, несмотря на это, Божьи указания по этому поводу были предельно ясны. Потому, отбросив в конце концов все человеческие возражения, в мае 1863 г. организуют Генеральную Конференцию Адвентистов седьмого дня.

Всемирная проповедь Евангелия была бы невозможна при отсутствии организации; задержка же с исполнением намеченного была во многих случаях обусловлена отсутствием энтузиазма в исполнении этого служения именно таким образом.

Немедленно вслед за организацией церкви в видении 6 июня 1863 г. был открыт еще один важный шаг — реформа здоровья.

В видении говорилось, что верующие должны в корне изменить свой образ жизни.

По той причине, что человек является единством тела, души и духа, в обязанность каждому вменяется забота о поддержании здоровья всех этих трех составляющих и каждый несет за это личную ответственность перед Богом. Предающиеся чревоугодию притупляют свое чувственное восприятие до такой степени, что теряют способность к пониманию величественного характера Бога и лишаются интереса и радости, которые несет с собой изучение Слова Божьего. Служение таких людей неугодно Богу также, как неугодно было и жертвоприношение Каина.

Именно об этом и было сказано Елене Уайт.

Невозможно отрицать практичность этих и многих других указаний по поводу сохранения здоровья. Было подчеркнуто, что следование этим советам является также и духовным долгом верующего. Полезность соблюдения этих указаний должна быть доведена до сведения окружающих. В общем, эти рекомендации являются призывом к умеренности во всех сферах деятельности человека: в работе и отдыхе, еде и питье, употреблении лекарственных средств. Особое внимание уделялось последнему: взамен их предлагается использование лечебного действия таких естественных источников как чистая вода, свежий воздух и солнечный свет. Предупреждение касалось и предотвращения перегрузки умственной и физической, что в свою очередь призвано исключать возможность становления легкой добычей для многих видов заболеваний. Отмечен был и тот факт, что уравновешенность сознания и позитивный стиль мышления в соединении с истинной верой в Бога оказывают значительное профилактическое действие и дают возможность помогать другим людям преодолевать тяжелые психические кризисы.

При всем этом внимание акцентировалось на соблюдении хорошо сбалансированной здоровой диеты. Вредным было названо употребление в пищу свинины, богатой жирами пищи, специй и сахара.

В качестве замены этой пищи были предложены зерновые, бобовые, свежие овощи, фрукты и орехи. Также желательным было названо избежание принятия пищи непосредственно перед сном для предотвращения «сверхурочной» работы желудка во время отдыха всего организма.

Не рекомендована была и еда в промежутках между принятиями пищи, однако советовалось принимать в это время большое количество воды — в общем — до 8 стаканов в день.

Особенно категорично было указано на необходимость воздержания от употребления алкоголя во всех его видах, кофе, крепкого чая и табака по причине того, что эти стимуляторы являются вредными для организма и часто производят разрушительное воздействие. Таким образом было положено начало адвентистской проповеди здорового образа жизни, о котором многим стало известно из многочисленных книг, брошюр и газет, издаваемых на протяжении уже более чем ста лет.

Адвентистская литература по здоровому образу жизни внесла значительные изменения в рацион питания многих американцев. Начав с кукурузных хлопьев Келлога, американская культура питания сделала большой шаг в сторону адвентистских принципов, а преимущества этого образа жизни многократно подтверждаются все возрастающим числом ученых на протяжении многих десятилетий. И все же, практическое применение этих принципов — личное дело каждого, а в вопросах воспитания воли зачастую не обойтись без Божьей помощи.

Другие же наставления в области здоровья включали открытие и функционирование больниц и поликлиник, в которых уход за больными производился бы в соответствии с вышеописанными принципами.

Эти учреждения должны были быть устроены таким образом, чтобы каждый нуждающийся в помощи и желающий изменить свой образ жизни мог иметь к ним свободный доступ.

Еще в одном видении Елене Уайт было открыто, что реформа здоровья является неотъемлемой частью проповеди трехангельской вести (Откр. 14), а медицинская миссионерская деятельность должна стать почти легендарной «правой рукой» адвентистской деятельности. Церкви предписывалось немедленно открыть свои медицинские учреждения и начать деятельность в соответствии с вышеизложенными принципами.

Во время очередной Генеральной Конференции в мае 1866 г. четыре дня были специально отведены для молитвы и поста по причине болезни многих руководителей церкви и членов их семей. Это предоставило Елене Уайт возможность более подробно изложить собранию Божьи принципы здорового образа жизни.

Ею были даны серьезные рекомендации по кардинальному изменению своей культуры питания и труда.

Тогда же было решено открыть медицинский оздоровительный центр в Батл-Крике, штат Мичиган, и спланированы пути финансирования этого начинания. И, хотя церковь в то время насчитывала лишь 3500 членов, за короткий срок было собрано 11 тысяч долларов для осуществления этого проекта.

И спустя всего три месяца, 5 сентября 1866 г. был открыт «Западный Институт реформы здоровья» — предшественник Батл-Крикского санатория. Это стало первым звеном в цепи адвентистских больниц, поликлиник и оздоровительных центров, которые сегодня можно найти практически в любом уголке земного шара.

Велика роль пророчеств Елены Уайт и в изменениях, коснувшихся системы образования. Необходимость реализации адвентистских принципов и в этой сфере привела к развитию разветвленной сети учреждений адвентистской образовательной системы, включающей начальные и средние школы, колледжи и университеты по всему земному шару.

Причем эти учебные заведения являются не только церковными, но открыты для всех.

Образовательная система церкви твердо основывается на библейских принципах, стремясь к гармоничному развитию тела, души и духа. Эта концепция целостности человека находит самое что ни на есть практическое применение, то есть одинаково важным является приобретение трудовых навыков и развитие интеллекта и эрудиции. Это, в частности, имеет самое непосредственное отношение к специфике миссионерской деятельности в различных странах мира.

И в то же время нельзя забывать о необходимости духовного роста и развития, а сила духа основывается на непоколебимой вере в Бога. Студент должен воспитываться в духе самодисциплинирования и свободомыслия, не находясь в рабской зависимости от мнения других людей и, в частности, от мнения самих учителей. Наивысшей целью такого образования является развитие у студента способности мыслить и действовать независимо, считая себя единственно ответственным перед Богом за свои поступки.

В соответствии с этими идеалами, предпочтительным является расположение учебных заведений в сельской местности, где учащиеся могут находиться в непосредственном контакте с Божьей природой вдали от опасностей и стрессов городской жизни. Кроме того, они должны иметь возможность участия в сельскохозяйственных работах, что призвано пробуждать в них любовь к природе и учить тому, как позаботиться о самих себе, выращивая свой хлеб и ощущая все преимущества физического труда.

Эти божественные наставления не были ограничены лишь вышеперечисленными основными жизненными сферами, такими как духовная жизнь, здоровье, образование и пр., но предназначались для практической помощи отдельным членам церкви. Начало этой категории видений совпадает с началом бурного роста оппозиции, направленной против пророческих духовных даров, что вынудило Джеймса Уайта как редактора церковного журнала «Обозрение и Вестник» прекратить публикации статей своей супруги на период около пяти лет.

За это время церковь впала в глубокий кризис и, бесспорно, духовный уровень пал до нижайшей отметки.

Во время Генеральной Конференции 1855 г. многие искренне молились о помощи в духовном возрождении и признавали, что духовные дары не только не ценились, но и пренебрегались членами церкви.

Эти мольбы были услышаны, и ответ последовал незамедлительно. 20 ноября 1855 г. Елена Уайт получила видение, в котором ей было показано состояние церкви. Святой Дух указывал ей на то, что недостаточно лишь теоретического преподнесения истины — истина должна быть подтверждаемой повседневной жизнью.

Никакие, даже самые убедительные доказательства не в силах заменить истинную веру, проявляющуюся в обычной жизни, ибо, если истина живет в сердце, то ею легко поделиться с другими. Также было указано на то, что истина должна быть проповедуема уверенно, сопровождаемая живым свидетельством для того, чтобы каждый принял определенное решение.

То же самое видение касалось и вопроса о том, когда начинается Суббота.

В течение 10 лет церковь вела отсчет субботнего времени с 6 часов вечера в пятницу до шести вечера в Субботу, и правильность такого времяисчисления была подвергнута сомнению. Дж. Н. Эндрюсу было поручено произвести тщательное изучение библейских текстов по этому вопросу, о результатах которого он вскоре и доложил собравшимся. Он обнаружил, что согласно библейской системе отсчета времени день начинается с закатом солнца и с ним же и заканчивается, с чем согласились практически все делегаты за исключением Джозефа Бейтса и Елены Уайт.

Затем ангел указал ей на то, что Библия отсчитывает Субботу «от вечера до вечера» и, таким образом, им оставалось только установить, что же подразумевается под словом «вечер», внимательно прочитав то, что по этому вопросу говорит сама Библия.

В этом случае ошибка полностью исключалась. Результат стал подтверждением того, что обнаружил Эндрюс: Суббота начинается и заканчивается с закатом солнца.

То видение, что было дано в ноябре 1855 г. содержало множество практических советов церкви и все они были опубликованы под заглавием «Свидетельства для церкви» номер 1. В последующие 58 лет в различных видениях были даны Свидетельства сходного характера, которые изданы в 9 томах и содержат советы и наставления в духовном росте как для всей церкви, так и для отдельных ее членов.

После того, как произошло объединение церкви в Америке, было принято решение о распространении ее отделов по различным континентам. Так в 1864 г. обращенный в адвентисты католический священник М. Б. Чеховски обратился к руководителям церкви с просьбой послать его в Европу для миссионерской деятельности. Чеховски, родившийся и выросший в Польше, хотел донести весть о скором пришествии и на свою родину. Получив отказ, он вошел в контакт с другими религиозными деятелями и решил отправиться в Европу на свои собственные средства. Лидеры церкви считали Чеховски недостаточно опытным для такой деятельности, а Елена Уайт со своей стороны предупреждала его об опасности самостоятельной деятельности, которой он собирался заняться вопреки советам церкви, так как это должно было возложить непомерную ношу на плечи членов его семьи. Однако, ничто было не в силах остановить его, и, отправившись в Европу, он остановился в Швейцарии, в селении Трамелан, где и основал церковь субботников, не рассказав, однако, новообращенным о существовании адвентистской церкви в Америке. Об этом они узнали лишь во время одного из его отъездов, найдя в комнате проповедника номер журнала «Обозрение и Вестник». Старейшины церкви незамедлительно написали в Батл-Крик послание, в котором просили направить в Швейцарию группу миссионеров.

Однако руководство Батл-Крика не было еще вполне готово к этому. Вместо этого они предложили направить членов трамеланской общины в Америку для участия в Генеральной Конференции 1869 года.

Во время этой конференции был впервые организован миссионерский отдел, причиной чему, несомненно, послужило начинание Чеховски и последующие события в Европе. Трамеланская церковь отправила своего делегата на Генеральную Конференцию — молодого теолога Якова Эрцбергера, который провел в Батл-Крике весь последующий год.

Для начала ему было необходимо выучить английский язык и основные доктрины церкви. После этого он вернулся в Европу рукоположенным адвентистским проповедником.

В 1871 г. Елене Уайт было открыто в видении, что и мужчины и женщины должны направляться с миссионерскими группами за рубеж.

А тем временем Европа продолжала просить об отправке к ним миссионеров, и, в конце концов, Генеральная Конференция приняла решение об отправке Дж. Н. Эндрюса в Европу в качестве первого официального миссионера как наиболее квалифицированного служителя церкви. Руководство миссии располагалось в Базеле, Швейцария. Благодаря его энтузиазму и трудолюбию деятельность процветала и, впоследствии эта миссия стала сама отправлять миссионеров в другие страны Европы.

Третьего января 1875 г. Елена Уайт видела в видении распространение миссионерской деятельности по всему земному шару.

Она видела множество людей из различных стран, ожидающих приезда миссионеров, из чего явствовало, что наступило время для начала деятельности всемирной миссионерской программы и распространения адвентистской литературы.

Спустя четыре года после смерти Джеймса Уайта (1885 г.) сама Елена Уайт со своим сыном Уилли была отправлена в Европу, где они провели два года, проповедуя в различных странах. Елена всегда доверялась опыту руководителей церкви, зная их возможности и ответственность, лежащую на них.

Она много путешествовала по Европе и привнесла значительный вклад в разрушение сложившихся в Америке предрассудков относительно этого многонационального континента.

Это был весьма важный фактор для единства церкви. Кроме того, она оказала практическую помощь в организации сети издательств, что, в частности, включало в себя и подготовку распространителей литературы. Своим личным примером она показывала, что приобретает человек, оставляя это мир и посвящая себя проповеди Евангелия даже в самых удаленных уголках света.

Возвращение Елены Уайт в Соединенные Штаты в 1887 г. был продиктовано божественным указанием: ее присутствие было необходимо на Генеральной Конференции в Миннеаполисе в 1888 г. К этому времени и руководители церкви и остальные ее члены приобрели огромный опыт в обсуждении ценности Закона Божьего, забывая, тем не менее, о том, что имеет гораздо большую важность — о необходимости указывать грешнику на то, что Спасение обретается единственно через праведность по вере. Тот факт, что это является основой основ всех библейских учений, совершенно не осознавался и первыми, кто почувствовал всю трагичность этого были два молодых проповедника Джоунс и Ваггонер.

Они серьезно изучили все, что касалось этого вопроса и представили свои открытия перед участниками конференции. Но, несмотря на то, что их открытия полностью подтверждались библейскими текстами, они были подвергнуты отчаянной критике. Елена Уайт пришла к ним на помощь, призвав присутствовавших принять эту важную весть безо всяких оговорок. Она надеялась встретить отклик аудитории, но разочаровалась. Во всех своих проповедях и беседах она умоляла слушающих не закрывать свои сердца для голоса Святого Духа. Казалось, на карту было поставлено само единство церкви, особенно в связи с тем, что некоторые члены церковного руководства, включая и президента Генеральной Конференции Джорджа Батлера, сошлись во мнении, что представленные двумя молодыми проповедниками результаты «частного расследования» могли опрокинуть многие общепринятые учения. Действительно, они не были готовы к принятию каких бы то ни было «новых учений», несмотря на все предостережения и объяснения Елены Уайт.

Дело дошло даже до того, что в отчаянии Елена помышляла о том, чтобы покинуть конференцию, но Бог посоветовал ей остаться для исполнения своего долга.

После этого проповедь истины об обретении праведности по вере стала направляться непосредственно к членам различных церквей, минуя церковных лидеров, чем и занималась Елена Уайт вместе с Джоунсом и Ваггонером. Помимо этого она написала много писем тем руководителям церквей, что отвергли эти «новшества» в Миннеаполисе, призывая их к пересмотру своего отношения к проповеданным истинам и принятию их.

Изменение ситуации, впрочем, произошло лишь несколькими годами позже, когда большинство оппонентов, и особенно в их числе — Урия Смит и Джордж Батлер, публично признали свои ошибки и нерешительность, таким образом еще раз сохранив единство.

В этой связи стоит заметить, что в последующие годы понимание смысла служения Христа было значительно изменено благодаря ряду книг Елены Уайт, написанных после Миннеаполисской конференции. Из них наиболее значительными являются «Путь ко Христу» и «Желание Веков», где мы находим не только ясную формулировку того, чем же является праведность по вере, но и блестящее представление всего плана Спасения в легкой и понятной форме. Все это позволяет заявить, что учение о спасении по вере через благодать является основной и неотъемлемой частью адвентистской вести.

Видение в Саламанке Особо выдающимся подтверждением божественного руководства церковью посредством дара пророчества является видение, которое Елене Уайт было дано в Саламанке, штат Нью-Йорк, 3 ноября 1890 г. По какой-то неведомой причине она никак не могла вспомнить то, что видела, хотя и делала неоднократные отчаянные попытки к этому. Несколькими месяцами позднее, в начале марта 1891 г. Генеральная Конференция была созвана в Батл-Крике.

И вновь она попыталась передать содержание видения, но тщетно. Когда президент Генеральной Конференции О. А. Олсен поинтересовался, будет ли Елена открывать утреннее собрание, она отказалась, сославшись на усталость. В воскресенье утром, около 5 часов утра ее сын Вилли по дороге на собрание заметил свет в комнате матери. Постучав в дверь, он обнаружил ее одетой и готовой к отходу. Оказалось, что она не спала уже несколько часов, записывая то, что было открыто ей в видении в Саламанке, и лишь теперь было позволено довести до сведения делегатов. Стоя перед собранием, она смогла уже говорить беспрепятственно обо всем, что было ей показано. Она видела себя в одном из зданий в Батл-Крике, где несколько человек дискутировали по поводу того, как можно сделать журнал «Страж», официальный орган Отдела Религиозной Свободы, более привлекательным. Представители вышеупомянутой организации настаивали на отмене публикаций адвентистских статей.

Более того, предлагалось также изменить и название, указывавшее на принадлежность этого журнала к адвентистским изданиям, c чем наотрез отказывались согласиться работники издательства. Началось «перетягивание каната», перешедшее в затянувшийся митинг за закрытыми дверями, который никто не мог покинуть до конца обсуждения. Один из присутствовавших размахивал над головой номером «Стража», крича во весь голос: «Если вы не измените своей позиции, мы прекратим использование этого издания в качестве нашего официального органа, и оно погибнет!» Все присутствовавшие внимательно слушали Елену Уайт, а сам президент Генеральной Конференции Ольсен недоумевал, о чем шла речь — он ничего не слышал о подобном собрании. Внезапно встал один из присутствовавших в зале, А. Ф. Болленджер, заявивший следующее: «Вчера вечером я присутствовал на этом собрании; мы продискутировали от заката до самого рассвета, и сестра Уайт детально точно описала все, о чем говорилось там.

Она не упустила ни слова из разговора. Сам я сожалею, что заблуждался и принял неправильную позицию в обсуждении». (Боллинджер был тем самым человеком, что размахивал журналом над головой.) Елена Уайт с трудом могла поверить в то, что виденное ею произошло лишь только предыдущей ночью. Она полагала, что все, что ей было показано, произошло как раз во время ее первого видения. Тогда многие из присутствовавших также стали вставать, подтверждая свое присутствие на том собрании и признавая свое заблуждение.

Теперь стало понятным, почему она не могла передать содержания видения раньше: за три месяца до того, как событие произошло, ей было предсказано то, чем это кончится.

Ее свидетельство было своевременным, и неудивительно, что все присутствовавшие были благодарны Богу за это чудесное руководство церковью.

Вскоре после этого Елена Уайт была призвана к миссионерской деятельности в Австралии, в Мельбурне, где она приступила к работе в австралийском филиале адвентистских издательств и церковном руководстве.

Впервые посетив типографию, Елена узнала в нем здание, показанное ей в видении шестнадцатью годами раньше.

Она также должна была передать послание одному из служащих, что она смогла сделать только тогда, когда настало время.

Во время большого собрания Елена Уайт узнала среди присутствовавших многих из тех, кому она должна была передать послания. Она назвала их поименно, что произвело сильное впечатление на участников собрания. Кроме всего прочего, она отметила отсутствие духа сочувствия среди работников и указала на недостатки в планировании деятельности и использование несовершенных методов работы.

Это детальное описание отрицательных сторон жизни типографии вызвало удивление со стороны присутствовавших, и они выразили готовность принять критику и внести необходимые корректировки.

Не менее впечатляющими были и наставления, данные ей отдельным личностям, и особое место среди многих занимает случай с коммерческим директором издательства Н. Д. Фолкхэдом, который в течение продолжительного периода времени не вступал в ряды церкви, являясь на протяжении многих лет членом различных масонских лож, и не порвал связи с ними даже после крещения, а напротив — добился занятия достаточно влиятельного положения в этих тайных обществах.

Члены церкви неоднократно и безуспешно пытались убедить его в том, что членство в тайном обществе идет вразрез с библейскими принципами. Елена Уайт несколько раз получала послания и для этого человека, но, лишь спустя год после своего приезда в Австралию, она смогла представить их ему.

Фолкхэд также видел во сне, что Елена имеет послание, адресованное ему, и, когда они встретились по пути на собрание, он спросил, собирается ли она рассказать ему о нем, на что она ответила утвердительно. Фолкхэд настаивал на том, чтобы Елена передала ему содержание видения сразу же, но получил ответ, что большая часть послания была ею записана и занимает объем около 50 страниц. Она зашла домой за рукописью и прочла ее, сообщив при этом, что неоднократно пыталась донести до него это послание, но все безуспешно по той причине, что для этого еще не настало время. Затем она описала то состояние, в котором он находился, точно описав характер его масонской деятельности. Она даже цитировала то, о чем говорилось на тайных встречах, причем она непроизвольно делала жесты, значение которых могло быть понятно исключительно посвященным в высшие круги масонской организации. Фолкхэд был потрясен увиденным и услышанным. Никто на свете не мог бы воспроизвести жест известный лишь членам высшего эшелона ложи, и для него несомненным стал тот факт, что раскрытие секретного знака могло иметь лишь божественное происхождение. Он принял весть и порвал все связи с ложей, хотя для полного разрыва и потребовалось определенное время.

Этот случай прекрасно иллюстрирует то, как Богу дорог каждый из нас в отдельности.

Во время ее пребывания в Австралии, Елене Уайт пришлось отстаивать свою точку зрения в споре с человеком по фамилии Стэнтон, распространявшим в Америке трактаты, в которых убежденно доказывал, что адвентистская церковь и есть Вавилон.

Он пытался обосновать свое утверждение при помощи многочисленных цитат из работ Елены, но используя практически все из них произвольно и вне контекста. В ответ на это она противопоставила ему доказательства того, что понятие Вавилон применимо лишь к церквам, чьи учения идут вразрез с Библией.

Более того, за время пребывания Елены Уайт в Австралии были разработаны важные планы, нашедшие впоследствии применение в мировом масштабе. В их числе — основание и развитие школ при миссиях в соответствии с Божьими принципами, начало чему было положено еще в Америке, но, однако, ни в одном из случаев эти принципы не были воплощены в полной мере.

В Австралии этот процесс был начат под личным руководством и наблюдением Елены Уайт.

Трудности возникли с самого же начала и были связаны с местом для строительства школы.

При наличии скудных средств приходилось отчаянно искать возможности приобретения дешевого участка. И при этом необходимо было также учитывать и месторасположение школы, которая должна быть удалена от города.

В качестве возможных объектов покупки было рассмотрено множество различных участков и среди них — земля близ Курангбонга, площадью в 1500 акров стоимостью 4500 долларов. Елена Уайт посетила это место с группой людей и сразу же определила его как наиболее удачный вариант.

Она обратилась к руководству церкви с просьбой о незамедлительном внесении первого взноса, но это предложение многими было воспринято скептически по причине явной скудости почвы. Было решено проконсультироваться у специалиста из аграрного отдела правительственного учреждения.

Его оценки были крайне негативными, и кроме того он добавил к ним свое личное отношение, высказав его в следующей форме: «Если кролику случится пробегать по этой территории, то неплохо бы ему захватить с собой в дорогу чего-нибудь съестного, чтобы не умереть с голоду». Напротив, Елена видела во сне свежевспаханную борозду этой земли длиной около двух ярдов и стоящих подле нее людей, обсуждающих плохое качество почвы.

Затем появился Божий посланник, который объявил, что качество почвы было неправильно оценено, и что Бог приготовит стол посреди пустыни. На следующий день этот сон буквально сбылся: была найдена и свежевспаханная борозда и сказаны слова, слышанные ею во сне, но, не смотря на все это, скептики одержали верх.

Вилли Уайт написал многостраничный отчет о результатах исследования этого участка земли в Генеральную Конференцию в Батл-Крик.

В полученном ответном письме предлагалось найти другой участок будь он даже дороже и хоть сорока акров площадью. Очень огорченная Елена затаила надежду на самостоятельную покупку этой земли и превращение ее в место для поселения бедных адвентистских семей с целью демонстрации того, как Бог может благословить Свой народ. Она была убеждена в том, что в соответствии с полученным ею знанием этот участок действительно являлся правильным выбором для строительства школы.

И, тем не менее, когда комиссия приступила к поискам альтернативного варианта, она присоединилась к ним.

Тем временем она сама написала письмо в Генеральную Конференцию. Ответ в скором времени был получен и, рассеивая все противоречия, предписывал австралийскому церковному руководству приобрести землю в Курангбонге, если они сойдутся во мнениях относительно целесообразности этого начинания.

Елена говорила сыну, что опасно отвергать Божий совет и доверяться людям, тем более тем, кто не имеет никакого отношения к религии. Безусловно, так Бог почитаем быть не мог.

Она пригласила к себе Вилли Уайта и А. Дж. Даниэльса — лидеров австралийской церкви.

В ходе беседы Елена упрекнула их такими словами: «Что, разве нет Бога в Израиле, что вы послали к божеству Аккаронскому?» После такого обращения комитет принял решение о пересмотре своего отношения к Курангбонгской земле.

К ним был обращен воодушевляющий призыв: «Бог Сам приведет вас к земле, на которой Он хочет расположить Свою школу». Итак, эта земля была куплена, что стало началом Эвондейлского колледжа. И хотя на их пути встречались и отсрочки и различные препятствия, Бог был терпелив, и их план стал реальностью. Глядя на эти события из настоящего, нетрудно признать, что Бог был действительно терпеливым даже по отношению к упрямству лидеров церкви.

Елена Уайт продемонстрировала свою веру и убежденность в том, что выбранная для покупки земля действительно является самым оптимальным вариантом, купив 40 акров на свои средства и немедленно приступив к ее обработке. На месте нового поселения возникло несколько палаток. Затем было начато строительство дома и разбивка фруктового сада, все — под ее личным руководством. И уже через два года сад начал приносить обильный урожай.

Бог в самом деле приготовил стол посреди пустыни.

Незамедлительно было начато и строительство школы.

Развитие событий внушало уверенность. Как нельзя более своевременно были получены пожертвования: крупная сумма в 5000 долларов была пожертвована семьей Уэссел из Южной Африки, посетивших Австралию как раз в это время. Вскоре после этого прибыла группа молодых людей под руководством профессора Руссо, начинавшая курс комбинированного трудового и академического обучения.

Шесть часов в день они посвящали работе для школы и шесть — непосредственно занятиям.

Они расчистили землю и построили дороги, что полностью окупало все расходы на их содержание. Успешность выполнения этой учебной программы была очевидна уже с самого начала, по поводу чего Елена Уайт заметила: «Можно с уверенностью назвать качественным то образование, которое позволит нашим школам выпускать не слабых и бездеятельных студентов, но всесторонне развитых — физически, умственно и нравственно» (Письма, 47а, 1895; «Годы в Австралии» стр.

218).

Способы обработки почвы, ухода за садовыми насаждениями и пр. должны были стать образцом для населения прилегающих районов, показывающим возможность достижения высокой урожайности и значительного улучшения жизненного уровня.

Невзирая на огромный объем работы по формированию адвентистских учреждений в Австралии, в которой принимала участие Елена Уайт, она немало внимания уделяла и развитию деятельности в Америке, особенно в Батл-Крикском центре. Она призывала к децентрализации работы в городе, ибо кроме того, что Батл-Крик являлся «местом жительства» Генеральной Конференции, здесь же располагались и издательство, и Батл-Крикский санаторий, и Батл-Крикский Колледж. Иными словами, слишком много адвентистов сконцентрировалось в этом небольшом городке.

И в целях сохранения характера миссионерской деятельности Елена на протяжении многих лет не переставала призывать лидеров церкви к децентрализации, но никто, тем не менее, не предпринял ни одной попытки в этом направлении. Другая не менее важная проблема была вызвана намерением доктора Келлога высвободить из под контроля церкви деятельность всех медицинских учреждений, включая и больницу, для создания независимой организации. Елена Уайт была посвящена в его планы, о чем свидетельствует ее продолжительная переписка с ним.

Она открыто упрекала его, но в вежливой форме, призывая быть осторожным в своих поступках. В это же время Келлог начал исповедовать и пропагандировать пантеистические идеи, и Елена, зная смысл этих учений, делала все, что было в ее силах для развенчания этой философии.

Рост церкви далеко за пределами Америки вызвал необходимость в реорганизации, т. к. слишком большая ответственность стала возлагаться на плечи Батл-Крикского руководства. Им приходилось принимать решения практически на мировом уровне, несмотря на то, что ситуация в наиболее отдаленных уголках планеты им зачастую была неизвестна. Кроме того, деятельность многих церковных организаций была невзаимосвязанной, а руководство этих филиалов опять же находилось в Батл-Крике; принимались несогласованные с прочими отделами решения, и очевидной стала потребность в организации отлаженной системы управления. К примеру, Генеральная Конференция, Международное миссионерское общество, Ассоциация медицинских миссий и благотворительности — все ведали посылкой миссионеров.

Об этих организациях и независимых группах Елена Уайт говорила и писала как о «маленьких царствах», в которых правят «маленькие цари». Среди них доминировала Ассоциация Медицинских Миссий и Благотворительности, имевшая в своем составе больше членов, чем все прочие организации вместе взятые.

Руководство ими осуществлял энергичный и талантливый организатор доктор Келлог, преследовавший идею полной независимости от церкви, как об этом уже говорилось ранее.

Он неоднократно подчеркивал, что работа его организаций не должна испытывать на себе никакого «сектантского влияния», то есть им должна быть предоставлена полная независимость от церкви.

В течение долгого времени Елена Уайт настойчиво пыталась убедить Келлога отказаться от этих идей и намерений, относясь к этому вопросу с особой осторожностью, зная доктора еще с его молодых лет, который, будучи другом семьи Уайт, материально поддерживался ими и находился на правах сына.

Сам Келлог испытывал большое уважение к миссис Уайт, что он и продемонстрировал, встретившись с ней сразу же по ее возвращении в Америку и предоставив в ее распоряжение свой дом на период работы Генеральной Конференции в Батл-Крике. После некоторого колебания она приняла приглашение.

Накануне открытия Генеральной Конференции Елена собрала на совещание всех руководителей церкви, описав им все трудности, с которыми встретилась церковь, а также высказав свое мнение относительно необходимости реорганизации. В частности она отметила недостаточность поддержки зарубежных миссий и их зависимость от решений, принимаемых в далеком Батл-Крике, руководство которого зачастую имело лишь смутное представление о ситуации на местах.

Елена Уайт напомнила собравшимся о том, что на протяжении 46 лет церковь получала Божью помощь и наставления через пророческий дар. Медицинская работа к тому времени нуждалась в гораздо большей материальной поддержке, с одной стороны, а с другой — требовала ее интеграции в единую структуру церкви. Уместен вопрос: «Что говорит об этом Бог Израиля?» И она призвала всю церковь избрать комитет, представленный всеми церковными отделами для изучения создавшейся ситуации. Она подчеркнула, что Бог ожидает от них принятия решения, которое действительно повлечет за собой положительные изменения, ибо необходимо не только больше изучать Слово, но и практически его воплощать. При этом руководители церкви не должны делать ссылки на ее слова, говоря, что сестра Уайт говорит так-то и так-то, ибо единственно важным является принятие решения, основанного на истине Писания: «Так говорит Господь».

И вот, в соответствии с рекомендациями Елены Уайт на этой же конференции было принято решение об организации Униона — объединения местных конференций. Руководство ими было препоручено местным административным органам, получившим возможность принятия безотлагательных решений по местным вопросам, что значительно повысило их действенность по сравнению с работой Генеральной Конференции, оставившей за собой прерогативу решения важных проблем мирового масштаба.

Еще одним вопросом на повестке дня Генеральной Конференции была ситуация со школой в Батл-Крике, которая была расположена в городе вопреки полученным божественным наставлениям относительно системы образования. Были сделаны попытки перенести ее в пригород, и после непродолжительных поисков был найден участок в Берриен-Спрингс, штат Мичиган. Это учебное заведение получило название Эммануильского колледжа, являющегося предшественником сегодняшнего Университета имени Эндрюса. Невольно задаешься вопросом: «Что стало бы с адвентистской системой образования без пророческого руководства?» Присутствие Елены Уайт в Соединенных Штатах оказалось куда более действенным, чем переписка, которую она вела из Австралии. В течение довольно продолжительного времени она призывала к улучшению условий функционирования Батл-Крикского санатория и издательства, посредственность которых выражалась в низкой заработной плате персонала, распространении пантеистических идей и издании неадвентистской литературы весьма сомнительного толка.

Но, невзирая на это, все ее советы и предостережения оставались без внимания.

И лишь два необъяснимых происшествия смогли заставить ответственных лиц принять меры по изменению ситуации. Первая катастрофа произошла 18 февраля 1902 г., когда пожар уничтожил главный корпус санатория, а несколькими месяцами позже — 30 декабря того же года при пожаре сгорело здание издательства. В обоих случаях пожарная бригада прибывала на место происшествия немедленно, но не в силах была потушить огонь.

Начальник пожарного отряда впоследствии заметил: «Есть что-то необычное в этих ваших «адвентистских» пожарах, если уж вода из брандспойта реагирует с огнем как бензин». (А. Уайт. «Ранние годы в Элмсхавенс», стр. 224).

В своих письменных призывах к руководствам этих учреждений Елена Уайт неоднократно упоминала виденный ею во сне обоюдоострый огненный меч над Батл-Криком.

И вот он в конце концов нанес удар! Эти события повергли бы в уныние кого угодно, но только не доктора Келлога: еще дымились головешки пожарища, а он уже строил планы возведения нового, еще большего по масштабам больничного корпуса. И несмотря на то, что комитет проголосовал за строительство меньшего по размерам здания, принимая во внимание те средства, которыми располагала церковь, Келлог проигнорировал решение большинства и занялся претворением в жизнь своего амбициозного плана, что обнаружилось лишь тогда, когда были возведены стены первого этажа.

Постройка здания обошлась втрое дороже ранее намеченной суммы.

Для покрытия дефицита Келлог предложил издать его книгу о здоровом образе жизни, которую он как раз намеревался начать. Затем все члены церкви должны были принять участие в ее распространении, а вырученные средства он планировал использовать также и для покрытия задолженности школ.

Келлога убедительно просили не вносить в книгу никаких пантеистических идей, чего он и пообещал не делать, не сдержав, тем не менее, своего обещания. Книга под названием «Живой Храм» была написана быстро и оказалась напичканной пантеистической идеологией, в результате чего церковь отказалась от ее издания и распространения.

Тогда Келлог в частном порядке заключил договор с издательством, не спрашивая одобрения церкви.

Стереотипные формы уже были набраны, когда издательство, а вместе с ним и будущую книгу уничтожил пожар.

Но и это никак не подействовало на Келлога, который все же напечатал ее у другого издателя.

В ходе Генеральной Конференции в марте 1903 г. было решено не восстанавливать здание издательства в Батл-Крике, а перенести его в другое место. Тогда же было принято решение о переносе резиденции Генеральной Конференции. Миссис Уайт сообщила, что Бог укажет другое место для каждого из этих заведений. Впоследствии оптимальным вариантом было признано перенесение и издательства и самой Генеральной Конференции в Вашингтон, округ Колумбия.

Благодаря организованным действиям осенний созыв Конференции в 1903 г. прошел уже на новом месте.

Во время ее работы из Батл-Крика прибыла делегация, возглавляемая доктором Келлогом, с настоятельной просьбой о разрешении продажи и распространения «Живого Храма» членами церкви.

Этот вопрос обсуждался в течение целого дня, но определенная позиция так и не была выработана. Когда президент Конференции А. Дж. Даниельс пришел домой после собрания, на столе его ждали два письма от Елены Уайт.

В них она указывала на ошибки, которыми была полна книга Келлога и убедительно просила не принимать предложение. Она обстоятельно и доказательно описала, как принятие теорий Келлога может подорвать и уничтожить основание библейских учений.

На утренней встрече с комитетом Даниельс прочитал эти письма. Все приняли их содержание, заметив, что это было очень своевременное предупреждение. Даже Келлог согласился с этим и пообещал изъять книгу из продажи и ликвидировать все имеющиеся в ней противоречивые утверждения и ссылки на пантеистическое учение, чего он, впрочем, так и не сделал.

Он вовсе не намеревался изменять свои позиции ни по отношению к книге, ни по отношению к своим планам отчуждения от церкви Ассоциации Медицинских Миссий и Благотворительности. Елене Уайт были известны его намерения; знала она также и то, что он уже подтасовал документы, определяющие законный статус санатория и довершал работу по изъятию его из собственности церкви.

Бесспорно, Келлог был специалистом в медицинской сфере, но, зная принципы адвентистского здорового образа жизни и способы донесения их смысла до людей, он пренебрег их практическим применением, что, в частности, выражалось и в размерах зданий медицинских учреждений. Миссис Уайт неоднократно указывала на то, что Адвентисты седьмого дня должны основывать небольшие медучреждения в различных местах для обеспечения возможности охвата максимального количества пациентов. И если Келлог заботился о престиже, то Уайт стремилась донести принципы здорового образа жизни до наибольшего количества людей.

Зная заранее, что Батл-Крикский санаторий будет потерян для церкви, Елена Уайт еще в 1901 г. дала указание о поиске подходящего места в южной части штата Калифорния для строительства других медицинских учреждений, что, по сути дела, означало новое начало медицинской деятельности церкви. Вскоре было найдено несколько подходящих территорий. Первым был проект близ Сан-Диего, представлявший собой массивное пятидесятикомнатное здание, расположенное в парке с примыкающей к нему большой земельной площадью.

Его владельцы намеревались построить на этом месте санаторий, но в связи с нехваткой воды на протяжении нескольких лет и по некоторым другим причинам они решили продать его за 35000 долларов. Впоследствии сумма была уменьшена до 6000 долларов, а Елена Уайт предложила 4000, и предложение было принято.

И все же, из-за недостатка средств церковь сильно сомневалась в возможности покупки этого места.

Тогда Елена решила купить его в частном порядке вместе с сестрой Гоциан, у которой была в наличии некоторая часть требуемой суммы. Было решено, что каждая внесет по 2000 долларов; Елена взяла восьмипроцентную ссуду в банке.

В самый короткий срок строители привели здание в надлежащее состояние, но серьезной проблемой явилась нехватка воды.

Стали рыть колодец, и когда была достигнута глубина 80 футов, а земля все оставалась сухой, Елена Уайт спросила строителей, что они намерены делать. Они же в свою очередь поинтересовались, уверена ли она в том, что Господь велел ей приобрести именно этот участок, на что она ответила утвердительно, добавив, что видела это место в видениях трижды. Мистер Гамильтон — инженер, руководивший этой работой, сказал тогда, что «Господь не дал бы нам слона, не обеспечив при этом нас водой для него», и продолжил работу.

Не прошло и недели, как строители добрались до воды, и Центр приступил к подготовке к работе.

Действует он и по сей день, по прошествии девяноста лет, и известен под названием санаторий Райской Долины.

Почти по такому же сценарию развивались события, предшествовавшие открытию Глендейлского санатория и госпиталя неподалеку от Лос-Анджелеса.

Еще в одном видении Елене Уайт был показан другой проект — по ее словам, необходимо было начать поиски третьего участка в окрестностях Редлэндз, Сан Бернардино и Риверсайд, и поручено было это сделать Дж. А. Бердену. То, что ему удалось найти, оказалось роскошным отелем на вершине холма, окруженного апельсиновой рощей.

Это отель назывался Лома Линда и выставлялся на продажу. Его внешний вид полностью совпадал с описаниями Елены Уайт. Владелец затратил 150000 долларов на его строительство, но продавал за 115000; впоследствии сумма была уменьшена даже до 40000. На момент оглашения последней суммы Елена Уайт принимала участие в работе Генеральной Конференции в Вашингтоне, округ Колумбия, и Берден сообщил ей об этой сумме уже на вокзале Лос-Анджелеса перед ее отъездом. Она попросила его предпринять все возможное для отсрочки покупки до ее возвращения. Однако по причине наличия других покупателей требовалось принятие срочного решения, о чем Берден и сообщил ей срочной телеграммой. Елена Уайт ответила ему, что необходимо изыскать средства для внесения первого взноса. Он достиг соглашения с адвокатом владельца Лома Линды о предоставлении церкви возможности изыскать требуемые 1000 долларов в течение суток. Когда же в 11 часов следующего утра Берден пришел в адвокатскую контору, то ему заявили, что время предоставленное для поиска средств истекло и отель переходит к другому покупателю, но он опротестовал это заявление, указав на то, что до истечения срока оставался еще целый час. Тогда адвокат порвал телеграмму, составленную им для уведомления очередного покупателя. Взглянув на обрывки Берден обнаружил, что она была адресована Джону Х. Келлогу в Батл-Крик.

До того, как сделка была полностью заключена, пришлось решить немало проблем, возникших при взаимодействии с руководством конференции. И именно благодаря убеждениям Елены Уайт представители церковного руководства согласились содействовать покупке Лома Линды.

Зная это место как неоднократно виденное ею в видениях, она ясно заявила, что в будущем этот Центр должен стать не только больницей, но и учебным заведением, в котором будут проходить подготовку врачи, медсестры и прочий медперсонал для последующей работы в составе медицинских миссий по всему миру.

Как был куплен отель «Лома Линда»

Было достигнуто соглашение о покупке здания и прилегающей к нему площади в рассрочку. Бердену удалось внести первый взнос в 5000 долларов из средств, пожертвованных членами церкви, однако к 26 июля 1905 г.- сроку уплаты второго взноса, средств не оказалось и не предвиделось никакой возможности их изыскания. Несколько человек обещали внести деньги для проекта, но пошли на попятную в последний момент. Комиссия конференции заседала по этому вопросу отдельно; предлагали даже забрать обратно уже уплаченные 5000 долларов для того, чтобы избежать дальнейших проблем с выплатой кредита. И вот во время обсуждения с почтой прибыло письмо от одного из членов в Нью Джерси, содержавшее чек ровно на 5000 долларов. Даже скептики смогли убедиться в том, что покупка Лома Линды происходит под Божьим руководством. Оставшиеся выплаты были уплачены не только в срок, но даже с опережением, что сократило стоимость покупки на 1100 долларов, которая в итоге составила 38900 долларов. Невозможно представить лучшей компенсации за потерю в Батл-Крике, связанную с махинациями доктора Келлога.

В последующие годы центр в Лома Линде стал основным учреждением адвентистского медицинского образования, называвшийся сначала Колледжем медицинских евангелистов, а затем переименованный в Университет Лома Линда — уникальное медицинское учебное заведение преданно служащее здоровью человека — единого целого души, духа и тела.

Противоборство учению о святилище В 1905 г. Елена Уайт получила настоятельную просьбу об ее участии в работе Генеральной Конференции в Вашингтоне, так как в церкви возникли вопросы требовавшие безотлагательного решения, и наиважнейшей из них была проблема с А. Ф. Болленджером, который усомнился в учении церкви о святилище. Некоторое время он провел в Англии в качестве миссионера, где и развил теорию о святилище, отклоняющуюся от той, которую исповедовала церковь.

Для обсуждения возникших разногласий он был вызван в США, и в частных беседах с руководителями церкви были сделаны, увы тщетные, попытки изменить его точку зрения.

Елена Уайт сообщила, что ее приезд в Вашингтон для беседы с Болленджером был продиктован также и данным ей в видении наставлением. В своих беседах и проповедях она подчеркивала важность и неизменность учения о святилище, одного из фундаментальных адвентистских учений.

Никакой компромисс в отношении разрешения разногласий немыслим ни в настоящем, ни в будущем.

Она объясняла, что «авторы теорий, разрушающих столпы веры, такие как учение о святилище или личности Бога, Христа, действуют как слепые и вносят смятение в души Божьего народа, будучи подобными кораблям, дрейфующим без якоря» («Ранние годы в Элмсхавене», 412).

Елена Уайт лично встречалась с Болленджером на конференции, и напомнила ему о том, что он был одним из тех, кого она видела в 1890 г., когда он требовал прекратить печатать статьи о Субботе в журнале «Страж». В 1891 г. Болленджер принял упрек к сведению, но отнюдь не в 1905 г., когда он не только покинул церковь, но и стал одним из наиболее непримиримых оппонентов Елены Уайт («Последние годы в Элмсхавене», 197).

В это же время А. Т. Джоунс, сыгравший важную роль в работе конференции 1888 г. тоже начал понемногу отделяться от церкви. До этого он работал в тесном контакте с Еленой Уайт, но часто проявлял излишнюю самоуверенность, упрямство и стал все реже и реже воспринимать те советы, которые давала ему она.

Он начал сотрудничество с доктором Келлогом с целью открытия заново Батл-Крикского колледжа, который они планировали превратить в большой университет. Во время Генеральной Конференции 1905 г. Елена Уайт предприняла последнюю попытку отговорить Джоунса от сотрудничества с Келлогом, и сделала все, что было в ее силах для того, чтобы сохранить его в рядах церкви, но попытки эти не увенчались успехом. Впоследствии и Джоунс и Келлог полностью порвали все связи с церковью.

Последний призыв Елены Уайт к делегатам Генеральной Конференции Конференция 1909 г. была последней, в работе которой принимала участие Елена Уайт.

Несмотря на преклонный возраст, 82 года, она 14 раз проповедовала во время своей поездки из Калифорнии в Вашингтон. Конференция проходила в период с середины мая по середину июня, и почти каждый день она обращалась к собравшимся. Основной целью, которую она ставила перед собой было убедить лидеров церкви следовать только за Христом и ставить Его в основу своей жизни и проповедей. Она призывала церковь к единству, верности проповеди Евангелия, и особенно настаивала на пересмотре церковной позиции по отношению к евангелизации больших городов, которой уделялось непростительно малое внимание. Елена Уайт понимала, что ей представилась последняя возможность обратиться к делегатам Генеральной Конференции, и последними словами ее были: «Братья, мы расстаемся ненадолго, но не забывайте того, что было сказано на этом собрании. Давайте же идти прямо, в силе Господа, помня о той радости, что ждет нас впереди: предстать пред Его лицом в Царствии Божьем и остаться там навечно. Будем помнить о том, что мы являемся сопричастниками Божьего дела и с нами ангелы Божьи, а потому мы не можем быть побеждены грехом.

И во время испытаний пусть молитвы наши будут перед троном Его и верою пусть пребудет с нами божественная сила.

Я молю Господа о том, чтобы это стало жизнью каждого из нас, и в великий день Господень мы вместе приняли Его славу».

Покидая кафедру, она задержалась на мгновение, затем вновь обернулась, открыла Библию и, держа ее в вытянутых руках, произнесла торжественно: «Братья и сестры, я рекомендую вам эту книгу». Это и были самые последние слова Божьей служительницы, обращенные к участникам Генеральной Конференции.

После конференции 1909 г. Елена Уайт полностью посвятила себя созданию специального медицинского заведения церкви в Лома Линде в соответствии с наставлениями, данными ей в видениях. Изначально эти наставления предназначались для Батл-Крика в Американском медицинско-миссионерском колледже, который был связан с Батл-Крикским санаторием. Он оказывал значительную помощь в подготовке адвентистского медперсонала, но был по известным причинам потерян для церкви. Елена Уайт считала своей личной ответственностью создание центра в Лома Линде как компенсации за потерю двух вышеупомянутых медучреждений. Как ни печально, но она не встречала должной поддержки со стороны лидеров церкви. Так президент конференции Тихоокеанского Униона, на кого была возложена основная ответственность за создание Лома Линды, был гораздо более заинтересован в развитии других школ и не склонен был к принятию активного участия в этом проекте. И несмотря на это, его кандидатура была предложена на перевыборах в избирательном собрании, что, впрочем, было опротестовано Еленой Уайт.

Она обратилась к делегатам с призывом выбрать другого кандидата в целях устранения угрозы срыва проекта Лома Линда.

В то же время она объяснила самому президенту причины его несоответствия этой должности, которую он должен был занять повторно. Был избран президент, полностью поддерживавший проект, а также произошло принятие многих других важных решений. Первоначально предполагалось предоставление студентам возможности прохождения двухгодичного курса медицинского обучения в Лома Линде и продолжения образования в любом другом университете в течение последующих двух лет.

В частных беседах с руководителями церкви Елена Уайт указывала им на необходимость достижения полного государственного признания, то есть присвоения Лома Линде статуса университета с вытекающим из этого правом подготовки медицинских специалистов по полной программе.

Это официальное признание было зафиксировано 9 декабря 1909 г. Отныне университет получал право подготовки врачей, стоматологов и присвоения других академических степеней. Конференция Тихоокеанского Униона полностью поддерживала программу, предложенную Еленой Уайт, и следующим шагом, предпринятым на этом уровне, была передача Лома Линды под юрисдикцию Генеральной Конференции с целью обеспечения возможности финансирования деятельности заведения из бюджета всех конференций Униона. Подобное развитие событий было бы невозможно без руководства через Елену Уайт.

Так, когда однажды поступило предложение о продаже части территории, принадлежащей Лома Линде в целях финансирования нужд заведения, Елена Уайт не только категорически опротестовала принятие мер такого рода, но и проинструктировала руководство по поводу использования любой возможности приобретения дополнительных земель.

Именно такой тактики и придерживалось впоследствии руководство церкви, а без этого, как мы сами можем судить, становление Лома Линды — основного учебного заведения деноминации было бы неосуществимым. В один и тот же месяц открылся Колледж Медицинских Евангелистов, как первоначально называлась школа в Лома Линде, и закрылся Американский колледж медицинских миссионеров в Батл-Крике, возглавлявшийся доктором Келлогом. Предоставим читателю самостоятельно сделать вывод о том, было ли это просто совпадением или же волей Божьего провидения.

На Генеральной Конференции 1913 г. делегатам, приехавшим со всего света, были прочитаны еще два послания Елены Уайт — послания надежды, воодушевления и предостережения. Она призывала отбросить все сомнения относительно постоянного Божьего руководства жизнью церкви. Первое из этих посланий было основано на 2-ом послании Коринфянам 7:16: «Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас». Во втором же послании она призывала членов церкви к умножению усилий в повсеместной проповеди Евангелия в преддверии скорого пришествия Господа, полностью отдав свою веру Богу.

В заключение она писала: «Я счастлива и благословенна знать, что Бог все еще ведет свой народ и будет делать это до конца» («Последние годы в Элмсхавене», 390).

Тот факт, что возраст не позволял уже Елене Уайт принимать участие в конференциях и выездных встречах, ничуть не снижал ее активности. С момента ее возвращения из Австралии она много времени уделяла написанию книг.

По причине ее преклонного возраста возникла необходимость решения вопроса о преемнике пророческого служения в церкви. Впоследствии стало очевидным, что пророческое служение, как это было явлено в ее деятельности, должно остаться в церкви постоянным, то есть отсутствовала надобность в постоянном наличии живого преемника. Елена Уайт неоднократно подчеркивала, что ее книги и рукописи содержат все советы и наставления, которые могут быть необходимыми для существования и функционирования церкви вплоть до конца времени.

Она писала: «Независимо от того, жива я или нет, мои книги будут говорить постоянно, и труд этот будет выполнять свое назначение до тех пор пока не кончится время» (ИВ, т. 1, 55 стр.).

Когда в 1914 г. началась первая мировая война, церковь в Европе встретилась с огромными трудностями. Елену Уайт, которой в то время было 86 лет, просили дать совет по поводу действий членов церкви в случае их призыва на военную службу. Вопросы подобного рода задавали ей все чаще уже в 1915 г., когда она была прикована к постели после того, как 12 февраля того же года упав, сломала бедро. Выздоровления после этого случая она так и не дождалась… Ранее Елена упоминала о том, что Господь недоволен бездумными действиями своих детей, которым достаточно было бы лишь попросить Бога о мудрости, когда им встречаются трудности на пути, и эта мудрость, безусловно, будет дана просящему. До нее доходили сведения о том, что многие члены церкви были призваны в ряды действующей армии и потеряли свои жизни на войне. Многие осуждали их, говоря, что даже под угрозой уголовного наказания им следовало бы отказаться от службы, на что Елена Уайт заметила: «Я не думаю, что они должны были поступать так, как говорите вы — им следовало бы оставаться верными своему долгу до конца» (ИВ, т. 1, 427 стр.).

И было бы искажением смысла ее высказывания использование его в защиту берущих в руки оружие.

Силы стремительно покидали ее; она закончила свой труд и могла теперь с уверенностью сказать: «Я сделала все, что было в моих силах». Стало очевидным то, что дни Елены Уайт были сочтены, но, тем не менее, она не теряла жизнерадостности, вновь и вновь выражая уверенность в том, что Бог руководил и ее жизнью и жизнью церкви. Конец наступил 15 июля 1915 г. Последними словами ее были: «Я знаю, в кого верила». Она была похоронена рядом с могилой мужа на Батл-Крикском кладбище, где вместе они теперь ожидают славного утра воскресения.

Наследие Елены Уайт

На протяжении значительного периода времени основной заботой Елены Уайт было создание возможности всеобщего доступа к тем советам и наставлениям, адресованным как церкви в целом, так и отдельным ее членам, которые содержались в тысячах рукописей и книг, написанных ею.

В своем завещании она указала имена пятерых, кому было доверено все это наследие. Они были уполномочены компилировать новые книги из тех, рукописей, что не были изданы отдельно, переводить их на другие языки и всячески содействовать их распространению. Эта ответственность теперь возложена на организации «Наследие Елены Уайт», располагающейся в одном из зданий Генеральной Конференции.

После смерти Елены Уайт из ее рукописей было скомпилировано множество новых книг, подчеркивающих непреходящую важность принципов, изложенных в них и исповедуемых церковью в настоящее время.

Ценность этих документов подчеркивают шаги, предпринятые в направлении издания полного собрания рукописей Елены Уайт как в Америке, так и в других странах мира.

Для этой цели были созданы центры изучения наследия Елены Уайт, которые владеют всеми оригиналами ее рукописей, предназначенных для изучения и использования в качестве источников информации. Первый из таких исследовательских центров был организован в 1974 г. в Ньюболд-Колледже в пригороде Лондона, где автор этой брошюры работал директором на протяжении одиннадцати лет.

Все советы и наставления, вышедшие из-под пера Елены Уайт актуальны и сегодня, что подтверждается многочисленными примерами. Приведем лишь два из них для иллюстрации этого утверждения; оба они связаны со становлением Лома Линды.

Первое событие произошло в 1915 г., вскоре после смерти Елены Уайт. Проходило заседание Генеральной Конференции в Лома Линде и была избрана специальная комиссия по выработке тактики решения финансовых проблем, с которыми к тому времени столкнулась церковь. Было предложено два возможных пути решения проблемы: первый путь — отзыв миссионерского контингента из зарубежья, второй путь — закрытие Лома Линды. Представители комиссии высказались за последнее. Когда это решение было доведено до сведения делегатов, из первого ряда встал один из старых членов церкви и произнес: «Братья, я не верю своим ушам.

Вы хотите закрыть Лома Линду? Знаете ли вы меня? Я Джордж Батлер — бывший президент Генеральной Конференции, получивший множество советов от Елены Уайт в течение моей жизни. Во многих письмах она упрекала меня, и я отметил, что если я принимал упрек и следовал ее советам, в моей работе отмечался заметный прогресс, но лишь только я принимал решение идти своим собственным путем, я сталкивался с трудностями. Теперь я стар, а вы молоды и ответственность лежит на ваших плечах.

Брат Даниэльс скоро объявит начало голосования, и когда это произойдет, я хочу, чтобы вы знали что одна старая рука в этом зале не поднимется в поддержку закрытия Лома Линды». Он вытянул трясущуюся руку, которая держала планы и инструкции, написанные Еленой Уайт по поводу организации Лома Линды и продолжил: «Эта рука не научилась голосовать за закрытие заведения, которое было открыто исключительно благодаря воле Божьего провидения». Затем он сел на свое место, и голосование началось.

И ни одна рука в зале не поднялась в защиту закрытия медицинского института. Один из присутствовавших, Л. Р. Конради, президент Европейского отдела, так написал на художественной открытке с изображением отеля «Лома Линда» в окружении изобильных апельсиновых рощ, которую он адресовал своему секретарю Гаю Дейлу: «Лома Линда остается открытой несмотря на все наши увещевания». Это замечание становится вполне понятным, если представить себе озабоченность Конради судьбой миссий, которым грозило закрытие и руководителем которых он являлся.

Но не только Лома Линда не была закрыта, а и миссионеры не были отозваны.

Второй же пример относится к Колледжу Медицинских Евангелистов, как тогда назывался медицинский институт в Лома Линде.

В 1915 г. было принято решение о строительстве больницы в Лос-Анджелесе для обеспечения базы клинической практики студентов мединститута, так как поблизости от Лома Линды почти не было больниц, а население было крайне малочисленно. Так в Лос-Анджелесе появилась больница имени Уайт, где отныне студенты могли проходить заключительный двухгодичный курс своего обучения.

В 1960 г. правительство выдвинуло церкви требование о переносе института целиком либо в Лос-Анджелес, либо в Лома Линду; в противном случае обоим заведениям грозила потеря государственного признания.

Группа правления предлагала перенос института в Лос-Анджелес, против чего категорически проголосовало большинство членов церкви, твердо убежденных в том, что через Елену Уайт Бог указал на Лома Линду как на то место, где должно проходить обучение медицинского персонала. И, несмотря на то, что Лос-Анджелес имел много преимуществ перед Лома Линдой, выражавшихся в гораздо большей клинической базе, члены церкви вовсе не были настроены на подобный шаг. Некоторые даже угрожали отказом в оказании финансовой поддержки в случае переноса института в Лос-Анджелес… В конце концов было решено перенести институт на территорию Лома Линды.

Это привело к строительству большого девятиэтажного здания больницы. Правительство со своей стороны также оказало значительную поддержку, построив больницу для ветеранов в Лома Линде, приблизив тем самым медицинскую клинику непосредственно к университету. При таком развитии событий обеспечивалась надежная клиническая база для практики студентов и кризис был пройден, и Лома Линда действительно превратилась в главное учебное заведение церкви Адвентистов седьмого дня.

Нет никакого сомнения относительно водительства пророческого дара в Адвентистском движении, проявленном в жизни и служении Е. Уайт,-для этого доказательств предостаточно. В связи с этим весьма уместно заявление Е. Уайт: «Нам нечего страшиться будущего, только бы нам не забыть пути, которым Господь вел нас, и Его поучений в нашей прошлой истории» (Е. Уайт. «Краткие очерки жизни», стр. 196).