2. Дух Святой и причина Его пришествия на землю

В нашем современном или послепотопном мире мы встречаем в Библии многие места, свидетельствующие о деятельности Духа Святого, так называемое, Ветхозаветное время. Великие пророки, судьи, вожди народа Израильского, некоторые цари — совершали великие подвиги под руководством и вдохновением Духа Святого, с Его силой и мудростью.

Но самый великий, славный и последний период Его деятельности на земле начался со дня Пятидесятницы, когда, согласно обетования, данного Иисусом Христом Своим ученикам (Иоан. 16:1-4, Деян. 1:4-5), Дух Святой сошел на землю во всей Своей полноте (Деян. 2:1-4).

Для того чтобы лучше познать Его Божественную личность, причину Его вторичного пришествия на землю и Его деятельность до наших дней, необходимо восстановить полную картину состояния живущих на земле и обстоятельства, вызвавшие Его пришествие.

Библия, возвещающая нам на своих страницах о великом событии в день Пятидесятницы, открывает также причину и смысл этого события. И только в свете этого откровения мы можем найти всю полноту истины о деятельности Духа Святого до наших дней.

От первых страниц откровения, данного Моисею и изложенного в его книгах, и до последней страницы полученного Иоанном Откровения, мы находим истину, что за обладание нашей землей и всем ее населяющим, за обладание видимым временным миром, происходит борьба или в буквальном смысле война между двумя невидимыми вечными мирами. С одной стороны — миром светлых, творческих сил Бога, с другой стороны — миром темных, разрушительных сил диавола.

В силу того, что наша земля от начала была сотворена для человека и человек для земли, все творение, населяющее землю, было подчинено человеку (Быт. 1:26; Пс. 113:24), человек должен обитать и царствовать на ней во веки веков (Откр. 5:9-10; 22:5), эти два невидимых мира стремятся восстановить свое влияние через человека. Ибо только через человека возможно восстановление на земле вечного Царства Божия или царства диавола. По этой причине все живущие на земле разделены на две армии — армию Бога или армию диавола. Все являются видимыми орудиями Бога или диавола.

Нейтральных людей и народов на земле абсолютно не существует.

Особенно яркая картина этой борьбы открывается перед нами на страницах Библии в двух местах: Исх. 17:8-16 и Ефес. 6:10-19. Первое место относится к древним, прошедшим временам, а второе к нашему веку и до наших дней. В первом месте Св. Писания рассказано о видимой войне Израиля с Амаликом. Там мы находим отчет как бы о самой обыкновенной войне между двумя древними нациями. Но у нас возникнет вопрос: «Где причина этой войны?» И на этот вопрос Библия дает нам верный и положительный ответ в следующей истине: Бог в Своем стремлении — восстановить владычество или царство над землей входит в контакт с народом Израильским, который добровольно соглашается быть Его подданным, Его армией, Его видимым орудием в борьбе за восстановление Царства. Но для этого народа нужна территория, на которой он мог бы организовать независимое государство, где мог бы практиковать законы Бога и откуда мог бы распространять эти законы на другие народы.

С этой целью Бог берет этот народ из Египта и ведет его в Палестину. Израиль марширует под знаменем Иеговы, под Его личным водительством, Которого народ называет: «Господь муж брани, Иегова имя Ему» (Исх. 15:3). Все природные преграды на пути Израиля расступаются перед лицом Самого Творца природы, идущего впереди Своего воинства. Все насущные нужды пополняются сверхъестественным путем, всемогущей рукою Вождя.

Однако, на пути шествия видимой армии Иеговы мы находим появление другой армии, стоящей с мечом в руках, армии Амалика, который в данном случае является видимой силой невидимого вождя — диавола. Через Амалика диавол стремится остановить шествие Израиля и, уничтожив его физически в пустыне, не допустить восстановления Царства Божия, или, по крайней мере, задержать на неопределенное время.

Произошло столкновение или невидимая война двух невидимых миров. Перед сражением видимый вождь Израиля — Моисей дает приказ своему полководцу Иисусу Навину: » И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. И устроил Моисей жертвенник [Господу] и нарек ему имя: Иегова Нисси. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17:8-16).

В происшедшем сражении Израиль с помощью Иеговы победил.

Но в последнем стихе этого места Св. Писания, повествующего об этом сражении, написано: «Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17:16).

Моментально возникает вопрос: о какой войне и о каком Амалике говорит Св. Писание? О войне с видимым Амаликом не может быть и мысли, ибо видимый Амалик погиб бы от одного дуновения Божественной силы. Да и вся дальнейшая история Израиля также не говорит нам о беспрерывной войне с видимым Амаликом. Но история этого народа свидетельствует о его беспрерывной борьбе с невидимым амаликом-диаволом и его темными силами.

В этой войне Израиль иногда побеждает, но с каждым моментом все больше ослабевает, все больше делается неспособным для борьбы за восстановление Царства Бога на земле. Наконец, духовно израненный, обанкротившийся морально, истощенный физически Израиль делается совершенно неспособным быть орудием в руках Бога.

Армия, состоящая из больных, израненных воинов, неспособна для сражения, ей нужен лазарет, а не поле битвы. В данном случае это как раз произошло с Израилем. Бог должен был отстранить эту армию, положить ее в лазарет, где она находится по сей день вот уже скоро две тысячи лет. Долгий период, но что значит тысяча лет в бесконечной вечности?

Израиль, как видимая армия в руке невидимого мира, прекратил борьбу. Но с поражением Израиля война Бога с Амаликом не прекратилась. Она продолжается из поколения в поколение, до полной победы, до полного восстановления владычества Бога во всей вселенной и на нашей земле, пока диавол со всеми его легионами не будет сброшен с земли в озеро огненное.

Однако для продолжения этой войны Бог должен был призвать другую видимую армию, другой сосуд — на этот раз не целую, отдельную нацию, но армию, состоящую из добровольцев всех племен, народов и языков. Эту новую армию мы называем в наше время, на нашем языке «Церковью Христовой».

Мы привыкли смотреть на Церковь, как на ту или иную религиозную организацию под одним или другим названием, но перед лицом Бога Церковь, пока она находится на земле, является армией, состоящей из различных отрядов, призванная сражаться на разных фронтах земного шара, на различных видимых территориях. Апостол Павел в конце своей земной деятельности перед переходом в вечность, говорит о себе, как о воине в следующих словах: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7-8).

Обращаясь к своему ученику и сотруднику Тимофею, Павел пишет: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» (1 Тим. 6:12). «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин» (1 Тим. 1:18). «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2:3-4).

В своем послании ко всей Церкви Павел пишет: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» (Ефес. 6:10-19).

Эта великая всемирная армия, состоящая из отдельных воиновдобровольцев, из всех племен, народов и языков, призванная продолжить войну Бога с амаликом-диаволом из поколения в поколение, вступила в сражение со дня Пятидесятницы.

В Откровении Иоанна об этой войне мы находим следующую истину: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).

До времени смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа диавол имел мощную моральную силу. Он имел право беспрепятственного доступа и деятельности во всей вселенной, имел право продолжать свою обольстительную деятельность не только на нашей земле, но во всем мироздании (обольщая всю вселенную, Откр. 12:9).

Он имел силу и право предстать пред Богом и Его престолом, имел право предъявлять Всевышнему свои требования и в силу Своей святости и справедливости Бог удовлетворял эти требования (Иов. 1:6-12).

Но как только Творец мироздания Христос пролил Свою кровь на Голгофе, как Агнец Божий и вознесся со Своей кровью на небо, воссел одесную Отца, на Его престоле на небе произошла война — между Михаилом Архангелом и верным Богу, подвластными Михаилу ангелами и диаволом со всеми его обольщенными и увлеченными им ангелами. Михаил и руководимые им ангелы победили, победили кровью Христа. Диавол лишился морального права для доступа и деятельности во всей вселенной. Он был ограничен пределами нашей земли (низвержен на землю).

Небесные сферы, место престола Бога, обитания ангелов оказалось очищенным от сил и влияния диавола. Война в небесных пределах прекратилась, но она продолжается на земле до наших дней, ибо престол диавола, его главный штаб, находится в воздушной атмосфере, окружающей землю, откуда он имеет неограниченную деятельность на нашей планете. Оттуда он управляет племенами и народами и отдельными личностями, подвластными ему. В послании к Церкви апостол Павел пишет: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Ефес. 2:1-2).

Война продолжается и для продолжения этой войны — до славной победы — призвана Церковь Христова, как армия Бога (Ефес. 6:10-19). Она вступила в эту войну в день Пятидесятницы.

Всякую войну, обыкновенно, объявляет правительство. Оно посылает на фронт армию под командованием полководца. Во время войны Израиля с Амаликом полководцем Моисея был Иисус Навин, а в небе таким полководцем был назначен Михаил Архангел. Но кто является полководцем армии Бога в наши дни, решительного и последнего периода войны?

Перед сражением Израиля с Амаликом Моисей, обращаясь к своему полководцу, Иисусу Навину, говорит: «Избери нам мужей и веди их в битву, а я стану на холме не только для наблюдения за ходом сражения, но с жезлом Божиим в руке».

В день Пятидесятницы, перед вступлением Церкви в борьбу, было сказано не Иисусу Навину, не Михаилу Архангелу, не человеку или Ангелу, но третьей Личности Божества, Духу Святому: «Пойди на землю, избери Нам мужей, жен, детей, лучших и способнейших из всех племен, народов и языков для великой борьбы ради тех, за которых Я пролил Мою Кровь. Возроди их к новой вечной жизни, вложи в их сердца новые чувства, новый смысл для их существования во временной жизни и веди их на битву с древним амаликом-диаволом до славной победы, пока ему не найдется места не только на небе, но и на земле, пока он не будет сброшен с земли со всеми его ангелами и последовавшими за ним сынами человеческими в озеро огненное.

А Я буду находиться на высочайшем из холмов, на престоле превознесенном, откуда буду наблюдать за борьбой, буду ходатайствовать за вас и подавать нужную помощь в нужное время» В день Пятидесятницы, послушный воле Отца, Дух Святой еще раз во всей Своей полноте сошел на землю, над которой Он работал как Художник и Архитектор, сошел в среду человеков, которые были сотворены по Его плану по образу Божию, которых по намеченному Им плану Он имел намерение превратить в подобие Божие; которые пренебрегли Им, отвергли Его водительство и Его Самого; которые добровольно подчинились духу диавола и воцарили его над землей, в силу чего Дух Святой должен был оставить землю и отойти к Отцу.

И теперь почва для Его возвращения на землю приготовлена на Голгофе Сыном Божиим. Он имеет снова моральное право для Своей деятельности на земле. Он сошел теперь, как Полководец для новой Армии Бога, которая должна вступить в борьбу с диаволом и его ангелами; сошел восстановить свое творение, возродить к новой жизни, сделать новой тварью, дитем Божиим и, наконец, закончить Свое творение, превратить человека в образ и подобие Творца, Иисуса Христа. «Ибо мы будем подобны Ему», — говорит откровение Божие.

Вот истинный смысл и причина сошествия Святого Духа на землю в день Пятидесятницы и пребывание Его на земле до наших дней.

Деятельность Духа Святого до наших дней

Для нашего человеческого зрения, омраченного грехом, Дух Святой, как и все духовные миры, невидим. Человек познает миры духов только лишь по их влиянию, проявлению их в том или другом акте. Поэтому и Духа Святого мы познаем только через Его многоразличные проявления или влияние на нашу жизнь. Как Господь Иисус Христос, будучи одним из трех лиц Святой Троицы, имеет около пятидесяти различных имен, в которых Он проявляется, так и Дух Святой, будучи Личностью, проявляет Себя в разных свойствах и действиях.

Дух возрождения

В беседе с Никодимом Иисус Христос говорит об одном из Его проявлений в следующих словах: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан. 3:8).В этих словах проявление Духа уподобляется ветру, дыхание которого человек чувствует, но не видит.

Но этим не говорится, что Дух Святой есть ветер или подобен движущемуся воздуху. Этим лишь открывается истина о Его невидимом проявлении на жизнь человека при Его возрождающем действии. Он есть Личность и остается Личностью. Факт и силу возрождения человек чувствует на своей жизни, но не видит и не знает, как это возрождение происходит.

Говоря о той же истине возрождения человека от Духа Святого, апостол Павел приводит другую иллюстрацию возрождающего действия Духа Святого в следующих словах: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5).

Действие паровой бани, которую употребляет Павел как иллюстрацию, имеет размягчающее свойство на человеческое тело.

Пар бани размягчает не только всю внешнюю нечистоту человеческого тела, но проникает во все внутренние органы, успокаивает боли во всем теле. Водяной душ омывает всю внешнюю нечистоту и человек чувствует себя после паровой бани как бы обновленным. Да и русская пословица говорит: «Пар костей не ломит, но наоборот — успокаивает».

Дух Святой, уподобляемый апостолом Павлом действию паровой бани, размягчает всю нечистоту загрубелого в грехах человеческого сердца, вызывает сознание греха, стремление освободиться от такового, побуждает грешника к молитве раскаяния, указывает на Христа, умершего за грехи людей. И в ответ на молитву душа получает от Господа полное прощение, очищение в Крови Христа от всякого греха, человек делается теперь новой тварью, чувствует себя новорожденным от Духа Святого младенцем. Ибо древнее прошло, покрыто, очищено, теперь все новое. Человек, таким образом, получает новое рождение — для новой, вечно нескончаемой жизни.

Таким образом, действие Духа Святого, возрождающего человека к новой жизни, уподобляется действию паровой бани — при очищении человеческого тела, но Дух не подобен пару. Он остается Личностью.

Крещение Духом

Второе проявление Духа Святого на человека — это крещение Духом Святым, о котором существует много различных понятий и споров.

Предсказывая пришествие Духа святого на землю, Иоанн Креститель собранному вокруг него народу говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф. 3:11).

Перед Своим вознесением, в прощальной беседе со своими учениками, Иисус Христос говорит: «ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:5).

Предсказание Иоанна и обещание, данное Иисусом Христом, исполнилось в день Пятидесятницы. Св. Писание повествует: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

В данном случае Дух Святой проявил в невидимой возрождающей силе для всех собравшихся в подобии ветра, о котором говорил Господь в беседе с Никодимом в видимом проявлении огня, о котором говорил Иоанн Креститель и в действии новой силы, о которой говорил Иисус Христос в прощальной беседе, такой силы, которой они никогда до этого момента не чувствовали в продолжение всего следования за Христом.

До этого момента они веровали во Христа, постигали Его своим разумом, проповедовали другим, что Он есть обещанный Израилю Мессия, давали обещание — быть верными ему, даже, если нужно, умереть за Него. Они следовали за Ним, но не были в Нем. Не были соединены с Ним духовно. Они были еще от мира сего, не имели рождения свыше или рождения от Духа святого. Дух действовал на них в некоторых случаях извне, как Он действовал на многих пророков Ветхого Завета.

Ученики обещали следовать за Ним и умереть за Него своими силами, которых хватило только до пределов Гефсиманской ночи, когда они все бежали от Него, а Петр, давший обещание умереть, не только бежал, но открыто, сознательно отрекся от Него, ибо Дух Божий был с ними, но Он не был в них и они не имели Его, как силу свыше.

В прощальной беседе со Своими учениками Христос говорит: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:16-17). Дух Святой пребывал с ними, но Господь говорит, что Он будет в вас, в ваших сердцах.

Они были учениками Господа, но не были членами Его Тела, причастниками Божеского естества, были детьми Авраама, но не детьми Божиими. Теперь же, в день Пятидесятницы, когда они почувствовали влияние возрождающей силы Духа Святого, они были рождены свыше, они были в то же время крещены Духом Святым в Его Тело — Церковь.

Израильтяне «и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10:2). Иоанн крестил в покаяние (Матф. 3:11). Верующие в наши дни крестятся во имя Иисуса Христа, в смерть Его крестятся (Рим. 6:3). Дух же Святой возрождает каждую душу, в то же время крестит ее в Тело Христово — Церковь. Апостол Павел по этому поводу говорил: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). И теперь крещенные и приложенные к Телу Христову, Церкви, ученики сделались причастниками Божеского естества, сделались, как Его Тело, одно с Христом. Теперь они сознавали, что они в Нем и Он в них, ибо семя Его, посеянное в их душах, принесло плод рождения от Бога, т.е. Духа Святого. Иоанн свидетельствует: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Иоан. 3:9).

О славный, незабвенный момент для сынов человеческих, момент крещения Духом Святым! Ибо в этот момент душа прилагается к сонму святых, к Телу Христову. Но когда этот момент происходит?

Многие учат, что этот момент есть второй акт Духа Святого и для этого изобрели особый термин т.е. выражение: «Второе благословение» Они говорят: «Когда человек родился от Духа Святого, он сделался членом Церкви Христовой, но не крещен Св. Духом.

Крещение же является вторым благословением». Так заявляют люди.

Божественная же истина говорит: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).

Крещение есть погружение в Тело Христово — Церковь или присоединение к Его Телу. И каждая душа, получившая возрождение, получает и крещение Духом в тот же момент. Отделение одного от другого совершенно немыслимо согласно тому, что сказано о Духе Святом в Слове Божьем.

Дары Святого Духа

Дары Духа также получаются от Него не как особый акт или второе благословение или проявление Духа, но одновременно с возрождением и крещением. Каждый член в человеческом теле имеет свое назначение и согласно с этим назначением имеет свойство или дар функционирования.

Каждая душа возрожденная Духом, крестится Им в одно Тело Христово, каждая становится членом этого Тела. Каждая душа имеет свое место или назначение в этом Теле и согласно этого назначения моментально получает от Духа Святого тот или иной дар, или способность функционирования или деятельности согласно назначения (1 Кор. 12:1-25).

Бездарных и неспособных членов в Церкви Христовой не существует, каждое дитя Божие при возрождении в обильной мере наделено родившим его Духом Божиим тем или иным даром, необходимым для верующего.

Исполнение Духом Святым

Дальше Св. Писание говорит об исполнении Духом Святым, которое так же не является особым актом, ибо Дух Святой является Личностью. Он не дается по частям — больше или меньше иметь Духа Святого немыслимо. Дитя, рожденное матерью, не может иметь только частицу своей матери. Ребенок имеет ее во всей полноте, ибо в рождении ребенка принимали участие все силы, каждая клеточка тела.

В возрождении души к новой, вечной Божественной жизни принимают участие все силы Духа Святого, но не Его отдельные части или свойства. В этом смысле Он является духовной матерью каждого из рожденных Им во всей полноте. И выражения, находящиеся в Св. Писании: «Исполнились, исполнение, исполняйтесь Духом» имеют смысл не большего или меньшего обладания Духом Святым, но полного подчинения Духу Святому.

В день Пятидесятницы собранные верующие, получив моментальное возрождение и крещение, присоединение к Телу Христову — Церкви, получившие каждый дар согласно своему назначению, исполнившись в то же время Св. Духом, не овладели в большей или меньшей мере, но Дух Божий овладел ими вполне. Они все подчинились Св. Духу, отдали себя в Его распоряжение для употребления Им каждого из них, как Ему угодно.

Петр также, исполнившись Духом, не овладел Им всецело или в большей мере, но Дух овладел Петром. Петр отдал себя в его распоряжение, сделался Его орудием, начал свидетельствовать, как Дух провещал через него, не считаясь с последствиями. Апостол не считался с плотью, не думал больше о бегстве, как во дворе Первосвященника, но вполне повиновался Духу Святому. Апостол Павел, призывая святых к исполнению Духом, указывает путь для этого исполнения в следующих словах: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь духом. (Каким образом?) Назидая себя псалмами и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога…

Мужья любите своих жен и т.д. (Ефес. 5:18-33; 6:1-9). Таким образом, слово «исполнились» имеет значение и смысл полного подчинения, повиновения Духу Святому, Который желает, как мать, подчинения своего дитяти ее влиянию и руководству до полного возраста.

Водительство Духа Святого

Рим. 8:14. Сошедший на Господа Дух Святой при Его крещении в Иордане моментально начинает руководить Им в земной жизни и деятельности. Св. Писание повествует об этом в следующих словах: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Марк 1:10-13). Ведет для Его единоборства с князем мира сего диаволом.

При начале Своей деятельности Господь читает из Священного Писания пророчество о Нем: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него» (Лук. 4:18-20).

Дух Святой сошел на землю в день Пятидесятницы для окончательной борьбы или войны с древним Амаликом, змием древним диаволом и сатаною. В небе сражением руководил Михаил Архангел. Верные Богу Ангелы были его воинами. В древнее время на земле сражением с Амаликом руководил Иисус Навин. Отборные мужи из Израиля были его воинами. Теперь, в третий и решительный период этой войны Дух Святой сошел для решительной битвы, которая продолжается до наших дней. А Его воины — добровольцы из всех стран и народов, которых Он призывает, возрождает для новой жизни и деятельности, крестит их в одно Тело — Его Церковь, Его армию, наделяет их дарованиями согласно их назначения для борьбы, при этом снабжает, исполняет их силою и дерзновением при каждом случае борьбы. Мы уже обращали внимание на то, что каждый член Церкви является Его воином, а вся Церковь в совокупности Его всемирной армией, сражающейся одновременно на разных участках обширного земного фронта.

Каждый полководец является руководителем своей армии. Он знает противника, его силу, стратегию, знает оружие, которым он владеет и которым сражается. Поэтому он посылает подчиненных ему офицеров с их отрядами на тот или иной участок битвы. Победа или поражение воинов зависит от их отношения к полководцу.

Дух Святой, призвавший к бытию Церковь, ведет ее в бой с древним амаликом-диаволом и его ангелами. Он знает всю силу, все козни диавола, всю его сатанинскую тактику, знает весь арсенал его оружия, знает различные участки сражения, знает момент атаки и всю ее силу. Поэтому Он для каждого места, времени и случая избирает нужных, верных видимых офицеров, вручает им нужные, приготовленные Им отряды воинов и победа в борьбе всегда зависела и зависит от полного послушания видимых офицеров, руководителей и воинов, от полной их отдачи Духу Святому, своему главному Полководцу.

В начале борьбы Церковь, как и ее Христос, находились под полным руководством Духа. И до конца они должны находиться под таким руководством. Христос, исполнившись Духом, поведен был Духом моментально в пустыню для единоборства с диаволом. Там Он победил. В продолжение всей деятельности, всей земной борьбы, будучи сыном Божиим, Он находился под водительством Духа.

Церковь при различных проблемах борьбы так же решала эти проблемы с согласия Духа Святого. Свидетельством этого является первая конференция видимых вождей Церкви в Иерусалиме, как место главного штаба Его армии.

На одном из участков борьбы, в Антиохии, произошло замешательство. Усилия местных руководителей оказались недостаточными, чтобы устранить препятствия в борьбе. Церковь посылает делегатов в Иерусалим. Собранные, назначенные Духом, видимые Его представители после обсуждения создавшегося положения, вынесли следующее решение: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15:28).

Постановление не говорит об их решении, о количестве голосов «за», «против» и «воздержавшихся», но «угодно Духу Святому и нам».

Этим они говорят, что они лишь назначенные Им, видимые руководители, члены Его армии, Его орудия, назначенные Им для Его борьбы.

В отношении апостола Павла, ветерана начала борьбы, мы читаем: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр» (Деян. 13:2-4).

Дух Святой возродил их, приготовил, назначил для них в данном случае поле сражения, а теперь призывает их, посылает их на этот участок борьбы. И они послушно идут и совершают труд под руководством Духа, с Его силою и помощью. В Деяниях Апостолов мы находим многократные выражения: Павел, исполнившись или подчинившись, отдавшись в полное распоряжение Духу, сделал то или другое.

На своем последнем пути в Иерусалим, апостол Павел, собравши вокруг себя группу пресвитеров, прощаясь с ними, говорит: «И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (Деян. 20:22-23).

Дух Святой явно направляет своего воина на особый фронт для специальной борьбы, между тем приготовляет его заранее, что борьба будет необыкновенно тяжелой, что узы и скорби ждут его. Однако, Павел послушно идет, доверясь вполне Духу Святому.

Обращаясь к собранным пресвитерам с наставлениями, он продолжает: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Апостолы, пресвитеры, диаконы и каждый из членов Церкви, рожденные и крещенные Св. Духом в одно Тело, руководились Им в личной жизни и борьбе, к которой Он призвал их: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии», говорит Св. Писание (Рим. 8:14).

И наоборот, все сыны Божии, рожденные Духом Божиим, руководствуются Им, как дитя своей матерью.

Всякая армия, находящаяся в борьбе, руководится полководцем.

Без полководца она неспособна к борьбе, не может устоять, не может победить. Она неизбежно будет побеждена, пленена, порабощена силами противника. Поэтому апостол Павел, обращаясь к членам Церкви, пишет: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:16-17).

Из слов Духа Святого, переданных в данном месте через Павла, мы видим, что перед нами стоят как бы три личности: с одной стороны плоть, с другой Дух, а посредине — душа человека. При этом за подчинение человеческой души своему водительству происходит беспрерывная борьба между Духом Святым и человеческой плотью.

До возрождения от Духа Святого человек является полным рабом греха и диавола, ибо он имеет испорченную плоть, склонную постоянно к греху, потому что грех — ее жизненный элемент. С другой стороны человек имеет духа диавола и иногда полный легион его ангелов. Этот дух действует в нем, как в чаде гнева, в сыне противления, являясь советником и духовным руководителем. Человек в таком случае является в буквальном смысле воином диавола, его орудием.

Освобождение в таком случае для души немыслимо, она в рабстве.

Но наступит момент, когда Дух Святой начинает действовать на тяготящуюся своим положением душу, размягчает ее, вызывает сознание греха, стремление к раскаянию, указывает на Голгофскую жертву, принесенную за него, как уплату за долг греха. И когда душа приходит с раскаянием к Христу, дух диавола, как потерпевший поражение, должен оставить свою жертву, удалиться от нее. Дух же Святой, как возродивший дух человека, как родившая его мать, становится руководителем и воспитателем рожденного. Душа причисляется к рядам добровольцев в армии Бога для борьбы с дьяволом. Дух Святой становится Наставником и Руководителем.

Дух человеческий возрожден, его прошлые грехи покрыты, он теперь сын Божий, Дух Святой является его руководителем. Однако, возрожденная душа остается в испорченной плоти, постоянно склонной к греху, к своему природному элементу. В силу этого, с самого момента возрождения начинается страшная борьба между Духом Святым и испорченной плотью. Дух Святой теперь хочет направлять душу на все доброе, чистое, святое, вечное, вдохновлять душу для борьбы с силами зла и с влечениями своей плоти, с искушениями диавола, направлять на борьбу за освобождение других, подобных ему пленников, рабов сатаны. Но испорченная плоть протестует, узкий и тернистый путь неприемлем для нее. Сообщества святых отвратительны для нее, вечность, небо — чужды ей, ибо она как кость от костей, плоть от плоти этого мира. И она не хочет, чтобы Дух Святой направлял дух человеческий так, как Ему угодно. Она постоянно предлагает человеческому духу свои советы, просит предоставить руководство жизнью в ее распоряжение. И горе человеку, который поддается голосу плоти. Конечно, истинно рожденный от Духа Святого человек, не может больше погибнуть, ибо возродивший его Дух вечен. Но она может оказаться израненной диаволом через его плоть, воином, не способным для борьбы с диаволом, оказаться инвалидом, совершенно безопасным для темных сил.

В таком положении могут очутиться члены, проповедники и целые церкви или отряды из армии Бога.

Горе душе, пастору, церкви, когда они прислушиваются к голосу плоти, дают ей в руки вожжи управления и становятся воинами, плененными диаволом. Этим они повторяют историю Давида. Петра и многих других. Вся их жизнь и деятельность становится беспрерывным угашением, огорчением и оскорблением Духа Святого.

Дитя огорчает, оскорбляет свою мать, воин пренебрегает руководством своего полководца и этим оскорбляет его, а в результате такого нерадения — постоянные поражения.

Поэтому Дух Святой через апостола Павла взывает: «Поступайте по Духу (будьте послушны Ему) и вы не будете исполнять вожделений плоти». Будьте послушны Ему, исполняйтесь постоянно Духом, а не плотью.

Дух Святой преображает человека

Дух Святой проявляет Себя, как сила, преображающая человеческие души. По этому поводу апостол Павел пишет: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).

Дитя рождено, оно является образом своих родителей, но в этом маленьком существе заложены все свойства для роста, развития, превращение в подобие родителей. Мать, родившая ребенка, призвана воспитывать его, развивать заложенные в нем свойства. Под руководством матери, возрастая в кругу родителей, взирая постоянно на них, следя за их поступками, дитя подражает им и постепенно, все больше, с каждым днем приобретает их характерные черты, одновременно развивается физически, возрастает в подобие родителей.

В духовной жизни существует такой же закон. Душа возрождается Духом Святым к новой вечной жизни. Семя Божие заложено в ней.

Рожденный от Духа становится дитем Божиим, но Божественное семя, соделавшее рожденного причастником Божеского естества, имеет все свойства развития, возраста и преображения в образ Мужа Совершенного, т.е. в Иисуса Христа.

Об этой истине свидетельствует для нас Св. Писание от начала сотворения человека. В начале Бог сотворил человека по образу Своему, но человек должен был возрасти в подобие Божие. Дух Божий от начала дан был для человека, как воспитатель, как мать. Если бы человек пребывал, ходил под руководством Духа, он достиг бы того состояния, которое было проявлено Иисусом Христом на Фаворе — горе Преображения. Но человек оказался неверным Духу Святому, подпал под влияние и руководство духа диавола. Под влиянием этого духа человек все дальше удаляется от Бога, принимает все больше сатанинский характер, преображается духовно в его, т.е. диавола образ.

Теперь наступил период, когда Дух Святой начал, как результат Голгофских страданий Христа, возрождать мертвые для Бога души.

Но Он, родивший эти души, призван снова воспитывать их, развивать заложенное в них семя Божие. Поэтому каждый день он открывает перед ними Христа, призывая взирать на Него постоянно, подражать Ему во всех поступках: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное», — говорит Он через Св. Писание (Ефес. 5:1-2).

По мере хождения рожденного под руководством своей «матери» — Духа Святого, голос плоти умолкает все больше. Душа все больше сознает, что Ему, т.е. Христу должно все больше расти, а ей умаляться.

В конце своей земной жизни апостол Павел, который говорит «Мы преображаемся в Его образ» пишет: «И уже не я живу, но живет во мне Христос». Он так же призывает верующих: «Подражайте мне, как я Христу».

Время ежедневного странствования человека на земле, время беспрерывной борьбы с силами сатаны, является так же временем его возраста, временем преображением в образ Христа под руководством и силою Духа Святого. Окончательно, видимого преображения человек достигнет, когда Дух Святой восхитит Церковь, каждого ее члена в сретение грядущего за ними Господа. Ибо в настоящее время каждый рожденный от Духа взирает на Его славу, как сквозь тусклое стекло, а в момент восхищения каждый увидит Его во всей славе лицом к лицу, ибо написано Духом Святым: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3:2). И в этот момент закончится водительство и воспитательная деятельность Духа Святого среди этой группы сынов человеческих.

Дух Святой, как печать, залог или задаток

Во времена апостола Павла, все важные документы, особенно документ о наследстве, скреплялись государственной печатью Рима.

Этим актом римское государство как бы ручалось за верность и неопровержимость документа. И отвергнуть или изменить подобный документ никто не был в силах.

Дух Святой, имея различные проявления и действия в Своей деятельности, является также Божественной печатью для каждой возрожденной души. Поэтому апостол Павел говорит: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Ефес. 1:13-14).

«Христос умер за грехи наши», — так гласит истина Св. Писания.

Каждая душа, обращаясь к Христу, веруя в Его искупительную Кровь, получает прощение прежних грехов. «Древнее, т.е. старое, проходит.

Теперь все новое». И этот акт происходит под действием Духа Святого, как бани возрождения. При возрождении человек получает крещение в Тело Христово, т.е. погружается и присоединяется к этому Телу, делается дитем Божиим, сонаследником Иисуса Христа. Все, что принадлежит Христу, отныне принадлежит рожденной свыше душе, как члену Тела Его. И Дух Святой, возродивший и лично крестивший душу, лично Сам запечатлевает Собою, подтверждает непреложность этой истины, и, таким образом, является печатью или удостоверением верности спасения и унаследования в руках Святой Троицы и этим подтверждает непреложность спасения и усыновления во Христе И этой истины никакие силы во всей вселенной поколебать не в состоянии, не в силах порушить или отменить.

Все силы ада, диавола и смерти направлены на то, чтобы поколебать эту истину в сердце верующего. Но каждая душа, имея печать Духа Святого под этой истиной, печать третьего лица Божества, идет по следам Христа, хотя бы все темные силы ополчились против нее, ибо Дух Святой, как печать, непрестанно напоминает духу нашему, что мы теперь дети Божии. А если дети, то и наследники Божии, сонаследники и Христу (Рим. 8:16-17).

Общая картина борьбы Духа Святого

Когда Амалик, как орудие дьявола, со своей армией встретил Израиля с оружием в руках, диавол знал причину шествия народа в Ханаан, ибо за четыреста лет до этого момента Бог предсказал о выходе Израиля из Египта.

Обыкновенно, перед всяким особым событием в борьбе невидимых миров появились и появляются видимые вожди, которые становятся особым орудием того или иного мира. Диавол знал приблизительное время появления вождя, но не знал его лично.

Поэтому во время рождения Моисея диавол овладел фараоном и издает через него приказ — умерщвлять всех младенцев мужского пола среди Израиля и таким образом предотвратить появление предназначенного Богом вождя. Эта попытка диавола помешать началу восстановления Царства Божия — оказалась неудавшейся.

Моисей, избегший смерти при рождении, ведет теперь организованную им армию Иеговы в назначенное место. И во время сражения с видимой армией диавола-Амалика, когда Иисус Навин руководит сражением, Моисей стоит на холме с жезлом Божиим в поднятой руке.

Когда наступал другой и окончательный период в борьбе двух миров, диавол знал так же и об этом. Он знал, что в мир должен придти обещанный Избавитель человека и победитель дьявола.

Момент и место появления ему были известны, но он снова не знал Его лично. Поэтому диавол повторяет прежнюю тактику: овладевает Иродом и через него посылает отряд солдат для избиения всех младенцев мужеского пола в Вифлееме и его окрестностях.

Усилия диавола оказались неудачными и на этот раз. Христос исполнил Свою, возложенную на Него Отцом, миссию, вознесся на небо и воссел одесную Отца на Его престоле, а в день Пятидесятницы послал на землю другого Полководца для последнего и окончательного периода борьбы, которая должна закончиться победой. Христос послал Духа Святого продолжать начатое им дело.

Когда Дух Святой, придя на землю, начал избирать добровольцев из всех племен и народов, начал возрождать и крестить их в одно Тело, одно воинство и повел немедленно в борьбу, древний амаликдиавол не спал. Он знал причину пришествия Духа Святого. Он знал причину возрождения Им одновременно целой группы людей и крещение их в одно Тело. В каждом возрожденном он видел теперь своего победителя. Поэтому он овладевает вначале иерархией при храме и Иродом, и через них стремится остановить борьбу Духа Святого и Его новой армии с ним и его темными ангелами.

Но под руководством Духа Святого, при Его вдохновении, этот, в начале малый отряд Христа преодолевает все преграды. Он бежит с поля битвы, как разбежались ученики во время Гефсиманской ночи.

Эта малая армия идет вперед, освобождает от власти диавола все новые и новые души ежедневно и повсеместно. Дух Святой присоединяет все новые кадры добровольцев и в короткое время из пределов Палестины распространяет борьбу на весь, известный в те дни, мир.

Война Бога с Амаликом, происходящая из поколения в поколение, распространяется и усиливается с каждым днем. Диавол отступает, теряет все новых и новых пленников, под влиянием силы Духа Святого переходящих в армию Бога.

Диавол отступает, но не уступает. Наконец, он овладевает Нероном и его соправителями, и из Рима, по всем народам раздается крик: «Христиан ко львам!» Не Нерону нужна была кровь этих лучших граждан Рима, этих невинных людей, но древнему амалику-диаволу.

В дальнейшем развитии борьбы диавол овладевает другими правителями Римской всемирной империи, овладевает иерархией католицизма, а через нее властями Испании, Франции, Британии, Германии. В последнее время он овладел властями России, Китая и других стран. И кровь легионеров-воинов Бога льется по всей земле.

Иногда эта видимая армия невидимого мира была близка к уничтожению, но духовно, морально она всегда была и является победительницей во всех странах, при всех обстоятельствах борьбы, ибо ее Моисей — Иисус Христос, находится на превознесенном престоле Отца. Он следит за борьбой не только всей армии в целом, но за каждым воином и офицером в отдельности. Он ходатайствует за всех, посылает нужную помощь и подкрепление.

А Дух Святой ведет ее от победы к победе, призывает новые кадры, выдвигает новых самоотверженных офицеров-руководителей, подкрепляет в борьбе, ободряет, утешает небесным утешением, вдохновляет для битвы, верности до смерти, поддерживает ослабевающих, восстанавливает израненных раскаленными стрелами лукавого.

Дух Святой открывает перед воинами цель борьбы, ободряет надеждой на скорую победу, открывает славную награду для всех победителей, вообще, Он Сам действует в них и через них. Их плоть часто бывает сокрушена, но Он возродил их к новой, вечной жизни, которой никто во всей вселенной не в силах уничтожить — отнять.

В каждой войне бывает начало, продолжение, но подходит и конец, который наступает, обыкновенно, за самым жестоким, решительным сражением. В борьбе двух невидимых миров за обладание нашей планетой и населяющим ее видимым миром мы находим ту же истину, о которой Библия говорит относительно последнего периода борьбы: «Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12:12).

До настоящего времени диавол господствовал в воздушной атмосфере, откуда он руководил народами и отдельными подвластными ему личностями. Но земля является полем его решительного поражения. И для этой последней его битвы с Богом он нисходит на землю со всем своим штабом, со всеми легионами своих ангелов, на короткое время захватывает неограниченную власть над живущими, в буквальном смысле восстанавливает свой всемирный трон в лице его видимого воплощения — антихриста.

Вместе с этим наступает период, о котором Св. Писание говорит: «Горе живущим на земле», но и страшные страдания, страшная борьба для Церкви Христовой, для Его воинов. И по мере приближения этого момента в наши дни все громче раздается клич или рев, как разъяренного льва ко всем христианам, как это было в первые дни Церкви: «Долой с лица земли всех христиан, всех воинов Бога, Его полководца Духа Святого! Они должны уступить место моим легионам и моему духу!» Под страшным напором сил диавола в последнее время по всем странам Дух Святой, как Божественная Личность, отвергается все больше. Целые, так называемые, христианские деноминации русселитов, мормонов и др. игнорируют учение о Духе Святом. Таким образом, Дух Святой, как Личность, под сильными атаками диавола игнорируется, умаляется, отвергается. Откровения о Духе Святом, находящиеся в Библии, отбрасываются или извращаются.

Многие деноминации, не восставая открыто против Духа Святого, совершенно игнорируют Его. Как Вождь Он больше для них не существует. Их руководители, пасторы, не имеют больше назначения и запечатления от Духа Святого, а напрягают все усилия, чтобы иметь печати своих деноминаций, семинарий, различных университетов. Вся деятельность отдельных церквей, миссий направляется не Духом Святым, а различными комитетами и большинством голосов.

Вообще, группы людей, именующие себя церковью — армией Бога, в Его борьбе с диаволом превратились в обыкновенную организацию, превратились в потешную армию, состоящую из потешных солдат, не имеющих ничего общего с Вождем — Духом Святым. В большинстве случаев эта потешная армия состоит из переодетых агентов темных сил.

Диавол знает, что борьба им проиграна. Дух Святой очистит землю от его сил, но через эти атаки, через отвержение Духа Святого он стремится привести в замешательство силы Бога, истинную Его армию и таким образом замедлить свое окончательное поражение.

Однако, истинная армия Бога, Его Церковь, несмотря на страшные атаки диавола всегда оставалась и остается верной и послушной Духу Святому, как своему Полководцу в жестокой борьбе. Она продолжает твердо стоять в последней, самой жаркой, решающей битве. Ее воины обагряют своей кровью землю все больше.

Борьба на всей земле, с каждым днем становится все тяжелее, решительнее, ожесточеннее, но конец борьбы с каждым мгновением приближается.

В древние времена, во время сражения, полководец, послав командиров в битву, сам становился на возвышение, откуда наблюдал за ходом сражения. С одной стороны он имел при себе знаменосца с главным знаменем, с другой стороны — трубача или горниста (Моисей имел Аарона и Ора). Когда армия достигла известной цели сражения, полководец отдавал приказ горнисту: «Труби отбой или сбор». При звуках трубы командир прекращал сражение и вел своих рассеянных воинов под главное знамя, навстречу полководцу, где воины получали похвалу и награды.

Ту же картину мы видим через Библию и в духовной борьбе. Дух Святой и Церковь находятся в решительной битве. Наш Моисей — Господь Иисус Христос стоит на возвышении, откуда наблюдает за последним моментом борьбы. Но ОН не один. Он имеет при Себе Своего знаменосца Михаила Архангела и Своего трубача, которые следят за ходом сражения вместе с Ним.

Приближается момент, когда Он отдаст приказ Своему горнисту: «Труби сбор». Об этом моменте мы читаем следующее: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16-17).

Нам не дано знать, что возвещает Михаил при своем восклицании.

Возможно, что он провозглашает на всю вселенную, всем ангелам: «Победа». При этом восклицании раздается призывный глас трубы Божией, отзывающей святых бойцов с поля сражения. Дух Святой, руководящий ими, воскресивший в свое время Христа и вознесший Его выше всего (Ефес. 1:17-23), воскрешает теперь всех павших в борьбе членов Его Церкви, Его верных воинов, изменяет внешний вид и состояние оставшихся в живых, одевает их в парадные одежды, в подобие Христа, и ведет всех вместе навстречу пославшему Его.

Этим моментом Дух Святой заканчивает Свою миссию, для которой Он сошел на землю в день Пятидесятницы. Он пришел, вызвал из мира добровольцев для Христа, возродил их к новой вечной, нескончаемой жизни, как вечен Сам Господь, крестил их в Тело Христово, руководил каждым из них в продолжение земной жизни и теперь, в конце дней мира сего преобразил их в образ Иисуса Христа.

Он соделал их подобными Богу. Он довел Его творение до славного конца, несмотря на все преграды диавола и его темных ангелов.

Победа! Победа! Вечная победа!

Последний период деятельности Духа Святого на земле

В предыдущих главах мы проследили в кратких словах, на основании откровений, данных Богом в Библии, деятельность и проявление Духа Святого от начала творения и до наших дней и Восхищения Церкви. В этой главе мы попробуем выяснить Его роль или деятельность в третьем и последнем периоде живущих на земле.

После последней решительной борьбы Церковь отозвана. Дух Святой повел ее в сретение Господа на воздухе. Диавол, господствующий до этого момента в воздухе, вместе со всем своим штабом и армией темных ангелов, очистив воздушные, окружающие землю сферы, низшел на землю, на которой в лице своего воплощения антихриста, восстанавливает свой престол и воцаряется над народами. Его неограниченное владычество над землей продолжается семь лет. В продолжение этого периода живущие на земле подвергаются великим и страшным судам. Суды оканчиваются Армагеддоном, долиной Иосафата и низвержением диавола, его ангелов в бездну, места предварительного заключения на тысячу лет.

Эту панораму последних событий открывает перед нами Дух Святой через написанное Слово — Библию.

Суды, поражающие землю, исходят от престола Самого Бога, при посредстве Церкви, находящейся в это время на престоле Бога. Она изображена в данный момент в символических лицах, в числе двадцати четырех старейшин и четырех живых существ (Откр. 4:2-8).

На престоле суда — Бог Отец. Вокруг престола — двадцать четыре престола с сидящими на них двадцатью четырьмя старейшинами, как совещательный орган присяжных при суде. Посреди и вокруг этого судебного зала присутствуют четыре живых существа, которые являются исполнительным органом при судах. И совещательный и исполнительный органы — это Церковь Христова в ее совокупности или полноте (Откр. 5:8-10; 6:1-8).

Перед престолом горят семь огненных светильников, которые символизируют присутствие при суде Духа Святого. Он, восхитивший Церковь к престолу, как некогда вознесший на престол Иисуса Христа, Сам, вместе с нею, как третья Личность Божества, находится перед престолом (Откр. 4:5).

После освобождения земли от всех сил диавола, от всех подвластных ему обитателей нашей планеты, Дух Святой еще раз снизойдет на землю, как Он приходил в день Пятидесятницы.

Пророк Исаия, предвидя воцарение Христа и Его Церкви над землею, которое должно начаться с Израиля, говорит, что прежде этого события должно произойти разрушение и запустение Палестины, которое будет продолжаться » ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить, вместо пещер, убежищем диких ослов и пасущихся стад, доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных. И град будет падать на лес, и город спустится в долину.

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла» (Ис. 32:14-20).

Новое и третье посещение Духом Святым нашей земли во всей Его полноте изменяет не только народ Израильский, но превращает всю землю в первобытное состояние, которое дано было ей, когда Он работал над ней, как Художник и Архитектор Творца от начала.

Пророк Иоиль, говоря об этом моменте, передает слова обещания Бога в следующих выражениях: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил. 2:28-29).

О том, что было открыто через Исаию и Иоиля, свидетельствует третий свидетель, пророк Захария в следующих словах: » А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо; племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо.

Все остальные племена — каждое племя особо, и жены их особо» (Зах. 12:10-14).

Мы обратили внимание на то, что во время великой скорби или великих судов над жителями земли, Дух Святой, в символе семи светильников находится около Бога Отца на престоле. Иисус Христос в символе Агнца, а Церковь в образе двадцати четырех старейшин и четырех существ. Все принимают участие в судах, как свидетели, совещательный и исполнительный органы.

Суды над живущими кончаются в Армагеддоне над восставшими под водительством антихриста народами, выступившими в открытую войну против Грядущего Господа и Его Церкви. (Здесь причина испытания атомного оружия, полетов на луну и т.д. Все это диавольская подготовка к восстановлению против Господа, Грядущего на воздухе. Печально, что так называемый христианский мир радуется и рукоплещет достижениям воздушных полетов.) Суды будут над остатком живущих на земле, собранных в долину Иосафата, где будет воздвигнут престол суда (Откр. 19:19-21; Матф. 25:31-46).

После религиозной войны Израиля с антихристом и всеми подвластными ему народами, которая произойдет в половине седьмины или семилетнего правления антихриста, остатки народа Израильского скроются частью в пустыне, а остальные будут рассеяны среди многих народов, кто где (Откр. 13:7; 12:13-14).

Теперь суды окончены, антихрист и его министр пропаганды или лжепророк, брошены в озеро огненное. Диавол и его ангелы заключены в предварительную тюрьму на тысячу лет, пока окончится исследование их возмутительной деятельности. Все последовавшие за дьяволом и антихристом противники Бога грешники брошены в озеро огненное или огонь вечный, уготованный для диавола и его ангелов (Матф. 25:41-46).

Всякое нечестие получило свое воздаяние. Земля очищена. И Господь посылает Своих вестников с трубою громогласною, возвещающей о сборе святых, находящихся в пустыне и рассеянных по всей земле, сынов Израиля, возвещающей о пришествии их Мессии (Матф. 24:31). Со страхом и раскаянием израильтяне стягиваются к Палестине.

И внезапно, как в день Пятидесятницы, трепещущие от страха ученики Христа почувствовали присутствие мощной возрождающей силы Духа Святого, так теперь весь израильский народ, как один человек, чувствует излияние в сердца могучей, возрождающей силы Духа Святого. Люди моментально вспоминают предсказания пророков Исаии, Иоиля, Захарии.

Как некогда в пустыне, собранные к Моисею старейшины Израиля, около скинии все получили Духа. Собранные навстречу Мессии, мужи, жены, дети, старейшины, юноши — все возрождаются и крестятся Духом Святым. Под влиянием и силою Духа Святого Израиль сбрасывает покрывало со своих глаз и видит Того, Кого пронзили отцы их, теперь во всей Его славе и любви к ним. Плач умиления и раскаяния оглашает долину, потому что вся нация получает рождение от Духа Святого и полное прощение со стороны Мессии и Господа, получает полное примирение с Богом.

Дух Святой нисходит на землю в третий раз во всей полноте не только для возрождения Израиля, но и для тысячелетней возрождающей деятельности среди живущих на земле. Как Он, снизойдя на землю в день Пятидесятницы, работает на нашей земле вот уже около двух тысяч лет.

При свете откровения, данного через Библию Духом Святым, мы находим, что в вечности, на новом небе и новой земле будет обитать две группы сынов человеческих. Одна группа населяет величественный город, Новый Иерусалим, занимающий пространство в 12000 стадий. По образцу этого грандиозного города в свое время Моисей и Соломон строили миниатюрное Святое Святых в Скинии и Храме.

На самой высокой точке города находится престол Бога и Агнца, управляющих всей вселенной и Церковь, населяющая весь Иерусалим, царствует и управляет вместе с Ними, как Тело со своим Главою.

Это первая группа (Откр. 3:21; 5:8-10-21; 21:10-27; 22:4-5).

О второй группе мы читаем в Библии: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откр. 21:23-24).

Значит, первая группа населяет Иерусалим, вторая группа -«спасенные народы» — населяет всю землю. Этой картиной открывается перед нами состояние Царства Божия на нашей планете и во всей вселенной, которое продолжится во веки веков, без конца.

А в беседе с Никодимом о Царствии Божием Господь Иисус Христос говорит: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар?

неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:3-6).

«Рожденное от плоти есть плоть», но «плоть и кровь не может наследовать Царства Божия и тление не может наследовать нетления» (1 Кор. 15:50).

Новое Небо и Новая Земля есть вечное Царство Духа, а не плоти.

Поэтому только те люди, которые рождены от Духа Святого, преображенные Им в образ и подобие Божие, т. е. в образ Иисуса Христа, могут войти в Царство, быть гражданами этого Царства, обитать вместе с Ним вовеки в Новом Иерусалиме или Новой Земле и Небе.

Церковь Христова, рожденная Духом Святым, руководимая Им, преображается Им в продолжение нашего времени, вознесенная Духом Святым перед судами над живущими на земле и последующим Тысячелетним Царством.

Спасенные народы, которых мы видим на новом небе и Земле, спасены от разрушающей на нашей планете огненной катастрофы, о которой говорит Петр: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10).

Ной со своим семейством был спасен во время гибели первого неба и земли от вод потопа в построенном им, по плану Божию, ковчеге.

Нам не дано знать, каким образом, какими средствами, биллионы живущих на земле во время тысячелетнего периода Царства Христа и Церкви, будут спасены со второго неба и земли, нашего неба и земли и переселены на третье небо и землю, Новое Небо и Землю, или в вечное, непреходящее, не разрушающееся жилище.

Но нам дано знать, что все эти биллионы спасенных сынов человеческих должны быть рождены от Духа Святого. Они должны будут совлечься ветхого человека и облечься в нового. облечься в Его образ и подобие. Другого пути для перехода через огненную катастрофу на Новую Землю и Небо не существует.

И над этим возрождением, совлечением временного тела, облечением сынов человеческих в вечное, духовное тело позаботится Дух Святой. Еще раз Он нисходит на нашу землю в начале последнего тысячелетия — вначале на всего Израиля, а в продолжение всего тысячелетнего периода работает над всеми живущими на земле (2 Пет. 3:5-14).

Художник, Архитектор и Творец к концу тысячелетия доводит Свою великую миссию с нашей землей и всем ее населяющим до славного конца. Он так же доводит до славного конца победу Бога над всеми силами диавола и восстанавливает полную гармонию во всей вселенной, которая была порушена на короткое время в смысле вечности, по причине возмущения диавола, некогда славного ангела «дневной звезды» или Люцифера.

На этом заканчиваем краткий обзор Личности Святого Духа и Его славной деятельности, как третьего лица Божества от начала до конца.