3. Возникновение и деятельность лжеучения о Духе Святом

В предыдущих главах перед нами открылась истина учения о Духе Святом Его деятельности на нашей земле от начала и до конца существования человечества. Мы видели, что Он возрождает и крестит души человеческие, воспитывает рожденных Им, преображает в образ Христа, руководит в их борьбе с темными силами диавола, направляет их на жизненный путь к верности, к обитанию на Новом небе и земле.

Дух Святой предостерегает от уклонения в пути на сторону плоти, настойчиво увещевает остерегаться различных ветров, чуждых Библии учений. Через апостола Павла Он говорит: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4:14).

Через апостола Иоанна Он же взывает: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4:1).

Через грубый грех лукавому трудно завлечь в свои сети возрожденную душу. Поэтому как хитрый, лукавый и опытный обольститель диавол применяет другую тактику, другие испытанные им средства: средства извращения Священного Писания и заблуждение. Это средство он употребил для обольщения Евы. Это же средство впоследствии он употреблял бесполезно при искушении Христа. В обоих случаях он цитирует Слово Божие, извращая таковое (Быт. 3:1; Матф. 4:4-6).

Поэтому с самых ранних дней существования на земле Церкви Христовой диавол воздвиг в ее рядах самые разнообразные лжеучения, которые иногда принимали самые уродливые формы.

Среди многих таких извращений истины существует и распространяется в наши дни, подобно раку на теле человеческом, учение так называемых пятидесятников или трясунов-прыгунов.

Исторические обстоятельства появления лжеучения

Рассмотрев истину о Духе Святом, приступим теперь к разбору заблуждения пятидесятничества. Рассмотрим его без всякого пристрастия, при свете Слова Божия и под водительством Духа Святого.

Установить точный год возникновения этого учения исторически невозможно, но нам хорошо известен момент и обстоятельства его появления.

Первая половина девятнадцатого столетия ознаменовалась самым сильным расцветом рационализма. В Западной Европе и в Америке Библия подвергалась самой жестокой критике. Диавол употреблял все силы и средства, чтобы умалить Библию в глазах человечества. Она отвергалась, как откровение Бога и низводилась на уровень обыкновенной литературы.

Оспаривалась подлинность чудес. Отвергалось историческое существование личностей, упомянутых в Библии. Описанные в Библии события превращались в легенды. Все это доказывалось на основании ложных, нечисто-спекулятивных научных данных. В конце концов, от Библии остались подлинными одни лишь крышки в глазах образованных кругов общества. Настал темный период.

Казалось, что диавол побеждает. Некоторые предсказывали, что через десять-двадцать лет Библия совершенно прекратит свое существование.

Но в ответ на усилия сатаны и на заблуждение поддавшихся ему людей Бог послал необыкновенное пробуждение во второй половине прошлого века до начала нашего столетия. Заговорившие камни из древних развалин востока подтвердили совершенно все Библейские повествования. Вся постройка рационализма, воздвигнутая против Библии, оказалась карточным домиком.

Нападки на Библию оказались стрельбой из холостых орудий по непреступным крепостным стенам.

Бог воздвиг несколько простых сердцем, но сильных духом святых людей. Появились Сперджен, Георг Мюллер, Дуайт Муди, Чарльз Финней и другие. Многие миллионы душ были пробуждены. Многие были обращены к Богу, возрождены Духом Святым к новой жизни и крещены Им в Тело Христово.

После некоторого времени духовного мрака снова засиял яркий свет над нашей землей.

Однако, как в физическом, так и в духовном мире Бог имеет порядок и законы. Вслед за воздвижением здания следует его украшение. Вслед за рождением по плоти или возрождением духовным следует воспитание. После необыкновенно сильного пробуждения повсюду наступило здравое духовное воспитание и постепенная нормальная духовная работа или борьба призванных в армию Бога добровольцев.

Но диавол не спал и на этот раз. Он потерпел еще одно поражение.

Многие освободились из его плена. Грубой силой он не мог возвратить спасшиеся от его коварства души в свои ряды. Но у него осталось средство и оружие, при помощи которого он мог обезвредить этих новых воинов Христа для самого себя, сделать их неспособными для борьбы инвалидами в рядах Божьей армии.

Одновременно с деятельностью Духа Святого усилил свою работу и сатана. Началось извращение Божественных истин, находящихся в Библии. В Америке появились г-н Миллер и г-жа Уайт, утверждавшие, что Христос придет в 1843 году. Они положили начало лжеучению адвентистов или субботников. Вскоре после них появился Рассел. Он положил начало самого извращенного сатанинского лжеучения русселизма, которое отвергает Христа как Бога Творца, отвергает Его Воскресение, вечную жизнь святых и вечные мучения противников Бога и, вообще, отвергает и извращает все истины Библии.

Появился мормонизм, выдающийся бред или галлюцинации, как новые откровения вместо Библии. В то же время снова возродился монтанизм и другие секты в лице так называемого пятидесятничества. Вожди этого учения начали утверждать, что Церковь должна продолжать то, что начал Бог в определенное время, в прошлые века. Пробуждение должно продолжаться. Необходимо просить Бога, чтобы Он посылал Духа и продолжал крестить Им Церковь, хотя Св. Дух послан уже около 18 столетий и продолжает крестить каждую возрожденную Им душу.

Под влиянием этого учения люди начали проводить долгие часы в неистовых криках о ниспослании Духа. От изнеможения со многими происходили обмороки. В некоторых случаях усталый язык кого-либо из молящихся начинал произносить бессвязный лепет. Все это начали приписывать особому крещению Духом и дару языков апостольских времен. Среди этого течения начали появляться пророки и пророчицы, исцелители, толкователи языков.

Сначала это движение проявило себя в разных местах Европы в очень незначительных размерах, пока, наконец, не расцвело пышным цветом на материке Америки.

В апреле 1906 года из Канзаса приехал в Лос-Анджелес захваченный этим учением человек и начал свою деятельность среди негритянского населения города. Он претендовал на получение большой силы Духа Святого и говорил «языками», обладая от природы горячим темпераментом и сильной впечатлительностью.

Негры стали собираться каждый вечер для молитвы о получении такой же силы и дара языков.

Наконец, «сила» ниспала на них. Один за другим стали произносить бессвязные слова. Было объявлено, что произошла вторая пятидесятница. Весть быстро распространилась во всех религиозных кругах. Стекались массы народа. Собрания продолжались месяцами и тысячи свидетельствовали, что получили «крещение духом».

Миссионеры этого движения быстро понесли его в Англию, Германию, Норвегию, Швецию, Австралию и в другие страны. Особая волна этого движения охватила Англию и Германию. Но сотни «исцеленных» там оказались в худшем состоянии, чем до «исцеления».

После временного потрясения и нервного подъема наступал печальный кризис. Пророчества оказались ложными. Языки при их исследовании оказались бессвязным лепетом нервно возбужденных людей. Под влиянием этих нездоровых течений часть чудного некогда пробуждения пошла на нет. Субботничество, русселизм и пятидесятничество совершили свое дело. Видя обман, которым полны эти лжеучения, многие потеряли доверие к Библии и к проповеди о Боге. Диавол достиг своего частичного успеха.

В Англии и Германии пятидесятничество на время утихло. Вождь германских пятидесятников пастор Пауль признал открыто свое заблуждение перед смертью несколько лет тому назад. Однако это движение все еще сильно. В последнее время с особой силой оно продолжает расширяться в северной и в южной Америке. Там оно принимает большие размеры. Многие все больше стремятся к переживаниям и потрясениям, оставляя здравое Евангельское учение о Духе Святом.

В наши дни оно особенно распространяется среди индийских, африканских и других народов, обладающих большой впечатлительностью и горячим темпераментом.

Из Америки учение пятидесятничества перебросилось и на славянские народы. Долгие столетия эти, находившиеся под влиянием православия и католицизма народы, начали пробуждаться. Под влиянием проповеди Евангелия при деятельности Святого Духа миллионы душ обратились к Христу, получили возрождение свыше.

Организовались тысячи Евангельских общин. В России и в Польше Дух Святой пробуждал тысячи людей.

Однако не дремали и другие духи. Еще до первой мировой войны различные лжеучения, в том числе и пятидесятничество, устремляли свои взоры на Россию, как возможное поле деятельности. Были сделаны попытки распространения субботничества, русселизма и других. Первые попытки принесли мало результатов. Носители этих учений были иностранцы, влияние которых на русский народ было незначительным.

Но после гражданской войны в России туда был послан из Америки некто Воронаев, как миссионер пятидесятников. Этот человек был прежде пресвитером баптистов в Нью-Йорке. Увлекшись пятидесятничеством, он увлек за собою всю общину.

Приехав в Россию и избрав Одессу для начала своей работы, он явился в баптистскую общину и выдал себя за баптистского проповедника из Америки. Пастор церкви и все члены доверились ему, как своему брату по вере. Кафедра была совершенно открыта для его деятельности. Но через короткое время этот «брат» увлек всю общину в пятидесятничество, за исключением двенадцати человек, оставшихся с пастором. Имея теперь целую, большую общину, Воронаев развернул свою деятельность на всю страну. Почва для этого учения была самая подходящая. Страна прошла через мировую войну, революцию, трехлетнюю гражданскую войну, страшный голод, унесший миллионы людей. Измученный и усталый, с расшатанными нервами народ искал теперь успокоение в духовной области. Пятидесятничество для церквей было незнакомо, и деятельность Воронаева явилась, как пожар для спящих людей. В короткое время около шестисот баптистских общин были увлечены в пятидесятничество. В то же время из Америки пятидесятнические организаторы и вожди устремились в Польшу, где произвели такую же духовную «революцию», что и Воронаев в России с теми же результатами. Так возникло и расширилось пятидесятничество от начала и до наших дней.