Глава 10

Порядок и условия работы в палатке — Еще раз малое стадо спасено от волков — Лицемерие врагов обнаружено

В начале августа, сделав короткий перерыв в работе, мы решили развернуть палатку и работать в ней до осени. К этому времени к нашей группе присоединились еще четыре человека, и мы могли работать с большим успехом и с большими силами. Господь помогал нам во всем. Большей частью мы старались нести Евангельскую весть туда, куда она еще не проникала. Приехав в новое селение, мы, прежде всего, обращались к местным властям за разрешением поставить палатку на том или ином выбранном нами месте. Получив таковое и поставив палатку на самом видном и людном месте, мы работали дней по 5-7 подряд, после чего ехали в следующее место.

Рано утром все сотрудники и желающие из местных жителей собирались для разбора Слова Божия и совместной молитвы. Сотрудницы по очереди готовили завтрак в соседнем с палаткой доме.

После молитвы и завтрака начинался рабочий день. Две сестры, знакомые с медициной, оказывали помощь больным, приходящим в палатку, и посещали на дому больных, не могущих придти. В это же время они работали и над их душами, свидетельствуя о Христе Иисусе. Иногда приходилось принимать до 45-45 больных в день. Помощь оказывалась бесплатно. Но нередко бывало, что люди по своему желанию приносили что-либо из необходимых для существования продуктов.

В это время другие сестры собирали детей, устраивали с ними собрания, учили петь духовные гимны. Братья вели беседы с приходящими в палатку людьми, распространяли литературу, посещали престарелых по домам. При наступлении вечера, когда жители кончали свои дневные занятия, начинались призывные собрания, продолжавшиеся часто до поздней ночи. Вмещающая до 250 человек палатка всегда бывала мала для слушателей. Каждый раз приходилось поднимать борта палатки, чтобы толпы стоящих вокруг людей могли также видеть проповедников и слышать о Христе.

Не имея своих подвод для перевозки палатки с места на место, мы, тем не менее, никогда не имели затруднений в этом отношении.

Кончая работу, заявляли на прощальном собрании, что на следующий день поедем дальше в такое-то селение, и люди сами без наших просьб предлагали подводы, нередко больше, чем требовалось.

В силу того, что устав Миссии был зарегистрирован центральной властью, мы не имели никаких препятствий со стороны местных властей. В некоторых случаях приходилось встречать даже содействие в том или ином затруднении. Единственное препятствие, которое постоянно сопровождало нашу работу — это вражда со стороны православного духовенства.

Не имея власти преследовать нас, как прежде, священники прилагали все усилия, чтобы как-либо препятствовать распространению Евангелия в народе. Они распространяли всевозможные нелепые слухи. Рассылали по селам впереди нас письма с предупреждениями и увещеваниями не посещать палатку, так как в ней по России разъезжает антихрист.

Вся злоба и козни противников истины были совершенно бессильны против могучего Слова и Духа Божия. Многие души приходили к Христу, в местностях, где еще ни разу не было проповедано Евангелие, организовывались новые общины, открывались постоянные собрания.

Продолжая нашу работу, мы намеревались посетить большое селение Бахметьево, лежащее недалеко от города Славянска. Священник, зная о нашем намерении, уже заранее всеми силами стремился вооружить против нас народ. Некоторые из жителей, наверно, посланные им, приехали к нам и предупреждали нас, чтобы мы не ехали в Бахметьево.

«Вас ожидают там побои и разные неприятности, готовятся хорошие палки для вашей встречи», — говорил один из предупреждавших.

Во время обсуждения сотрудниками вопроса о поездке в Бахметьево кто-то спросил: «Хорошо ли ехать туда, откуда уже заранее идут предупреждения и угрозы? Тогда один из братьев заметил: «Если мы с радостью и благодарностью принимаем из рук Господа великие благословения, то примет и побои за Его имя, если Он их допустит!» После молитвы, сняв палатку, мы направились в Бахметьево.

Был церковный праздник, со всех окрестностей по русскому обычаю съехалось много народа. Священник приготовил общий обед.

Вокруг церкви были расставлены столы, за которыми помещались сотни народа. И вот как раз в этот день, день торжества православия мы хотели засвидетельствовать о Христе перед таким большим количество людей.

Власти разрешили поставить палатку на самом видном месте.

Не успели мы еще как следует устроиться, как громадная толпа народа окружила нас со всех сторон. Видя это, мы решили, не кончив работы с установкой, открыть собрание. После пения нескольких духовных гимнов и объяснения народу причин нашего приезда и цели работы в палатке, я открыл Библию, чтобы прочитать отрывок из Слова Божия.

Вдруг произошло что-то необыкновенное. Точно от разрыва бомбы вся масса народа бросилась в разные стороны из палатки.

Я стоял с открытой Библией в руках. Все мы смотрели в молчании друг на друга, недоумевая, что могло случиться. Здесь, как видно, был какой-то заговор, ибо люди разбежались, словно по команде.

Большинство из разбежавшихся направились к дому священника, некоторые разошлись по домам. Поодаль остались лишь подросткимальчики, которые бросали в наши окна камнями и палками.

Укрепив палатку окончательно и обратившись в молитве к Богу, мы начали ожидать дальнейшего. Часа через три люди снова начали один за другим собираться. Через некоторое время нам пришлось поднять борта палатки и начать собрание. В начале все было хорошо.

Хотя и с недоверием, но внимательно люди послушали одну проповедь и несколько духовных гимнов.

Казалось, все пойдет хорошо и дальше. Однако во время второй проповеди прибыло несколько церковнослужителей, диакон, псаломщик, регент хора, церковный староста и некоторые другие в сопровождении группы пьяных людей. Начались крики; пришедшие, перебивая проповедника, задавали различные вопросы, расхаживали между слушателями, возбуждали толпу против нас. Шум стал усиливаться с каждой минутой, народ все более возбуждался. К тому же пребывали все новые и новые толпы людей.

Приближался вечер, собрание пришлось прекратить, ибо не было возможности ни петь, ни говорить. Шум толпы покрывал все попытки, голоса утопали в людском говоре, как среди рокочущих морских волн.

Нам делалось все более ясным, что здесь давно приготовлена встреча, все рассчитано и предопределено священником и его компанией.

Обыкновенно несколько братьев оставались на ночь в палатке. Я с женою и сестры находили себе квартиру где-либо в доме. Это здесь хорошо уже знали. Поэтому, когда прекратилось собрание, одна женщина предложила свою квартиру. Видя приветливость предлагавшей, мы, было, дали согласие.

«Почему вы не все ночуете на квартире? Ведь очень неудобно ночевать в палатке, — продолжала женщина. — Теперь уже осень, по утрам бывают сильные морозы, и ваши сотрудники могут простудиться. У меня очень большой дом, несколько комнат свободны, и вы могли бы все поместиться.

Настойчивость женщины показалась мне немного подозрительной, тем более что за все время разговора с нею меня никто не трогал. Это было очень странно при всеобщей вражде и возбужденно шумящей толпе.

«Одно слово, — раздался чей-то голос над моим ухом. Средних лет человек, стоявший немного позади, дал мне знак прекратить разговор с женщиной.

Отойдя в сторону, он начал упрашивать не принимать этого приглашения.

«Ради Бога, не делайте этого, не ходите в этот дом. Если вы не примете моего предостережения, то завтра ни вас, ни вашей палатки здесь и следа не будет. Эта женщина содержит настоящий притон, к ней собираются всякие люди. Против вас сделан заговор, вас хотят завлечь туда по возможности всех на ночь и там прикончить, а палатку ночью уничтожить. Теперь время тревожное, кто будет искать вас. Последствий они не боятся. Итак, берегитесь!» — закончил он.

Поблагодарив Бога, мы наотрез отказались от предлагаемой квартиры. Взамен нее Господь дал нам помещение рядом с палаткой у одного бедного тронутого проповедью крестьянина.

Шум продолжался. Каждый из братьев и сестер был отделен друг от друга, каждого окружала толпа народа.

«Бей их, режь палатку, несите керосина, подожжем палатку и погреемся около нее!» — раздались голоса в толпе. В воздухе начали угрожающе подниматься палки. Еще несколько минут — и приходившая все в большее возбуждение толпа набросилась бы на нас и растерзала бы всех. В это время от волисполкома прибыло несколько милиционеров. Угрожая оружием, они потребовали разойтись по домам. Толпа немного утихла и начала расходиться. Осталось всего человек пятьдесят, которые провели еще некоторое время в беседе с братьями.

Была страшно темная осенняя ночь. Часов в двенадцать разошлись последние люди. Когда все вышли, к нам зашел молодой человек и попросил снять палатку и разойтись по квартирам, так как ночью собираются напасть на палатку и сжечь ее. Всю ночь пришлось провести без сна, но Господь хранил нас всех. Замыслы наших врагов остались неисполненными. Ночью приехал какой-то партизанский отряд, и жители боялись выходить из домов.

Настало утро. Сестры пошли приготовить завтрак, но встретили новую неприятность. Никто не хотел дать ни воды из колодца для кофе, ни топлива, ни плиты для приготовления завтрака.

Мы обратились к Господу в горячей молитве и начали ожидать дальнейшего, надеясь, что и здесь Он начнет Свое дело.

Время шло, но никто не приходил в палатку, даже больные — и те не шли за помощью, хотя об этом было вчера объявлено. Собралась группа подростков, которые, стоя поодаль, бросали в нас камни и палки, поднимали борты и отвязывали веревки, удерживающие палатку.

Просьбы прекратить это не помогали. На угрозу пожаловаться родителям они ответили: «Нас родители сами послали это делать, и мы не боимся». Пришлось пригласить в палатку самого главного зачинщика и руководителя. Расхвалив его и заявив, что он самый лучший изо всех мальчиков, мы дали ему несколько брошюр для чтения и попросили его быть нашим хранителем от дурных мальчишек. Это подействовало удивительным образом. Через некоторое время все прекратилось. Наш новый помощник по-своему разделывался со всяким нарушителем порядка, и мы целый день могли быть спокойны.

Вечером, когда обыкновенно происходили наши призывные собрания, пришли со своими семьями все служители церкви за исключением священника. Стоя вокруг палатки, они оцепили ее и препятствовали другим придти на собрание. Палатка оставалась пустой.

На второй день во время утренней молитвы некоторые сотрудники предложили поехать в другое место.

«Все равно наше пребывание здесь бесполезно. Посещать дома мы не можем, так как не принимают, в палатку никто не идет. Самое лучшее — не терять времени и ехать туда, где будет польза от нашего посещения».

После совещания мы согласились снять палатку и уехать.

Однако произошло нечто неожиданное. Через несколько минут после нашего решения поднялся такой сильный ветер, что о снятии палатки нельзя было и думать. При малейшем ослаблении веревок ее могло сорвать и унести. Все же некоторые предлагали попробовать разобрать палатку во время бури. Наши попытки найти подводу для перевозки ее в новое место также не имели успеха. Во всем этом была видна рука Божия, Который имел для нас нечто большее, нежели бегство с поля работы. Он имел души, которые должны были быть спасены, и через которых дело распространения Евангелия должно было начаться и здесь.

В тот день вечером и в последующие три дня нашего пребывания в этом селении люди, несмотря на все усилия духовенства, начали приходить к нам. Слово Божие начало действовать, приходящие слушали с большим вниманием. По вечерам к палатке подходил священник, ходил вокруг, желая своим наблюдением помешать посещению, но жители совершенно перестали обращать на него внимание.

Настал последний вечер нашего пребывания. Устроив прощальное собрание, мы радовались, что уедем отсюда после чудного и благодатного посева и даже некоторой жатвы. Нашлись души, которые отдались Богу. Однако Господь готовил еще большее. В Его планах лежало посрамление всех врагов и прославление Евангелия.

Священник с четырьмя дочерьми, занимавшими должности учительниц, и все другие служители церкви прибыли в этот вечер, чтобы сорвать наше последнее собрание. Собралась масса народа.

До этого вечера никто из нас ни в одной проповеди, ни в одной беседе ничего не говорил о противниках истины. В этот же вечер совершенно независимо друг от друга оба проповедника решили открыть наготу и уродливость служителей православной церкви, несмотря на их личное присутствие.

Дьякон и некоторые другие начали было в начале шуметь и задавать вопросы, чтобы прервать проповедь, однако они были открыто пристыжены перед всем народом.

Кончилась проповедь, кончилось пение, священник со своими приверженцами поднял неимоверный шум.

«Православные христиане, нас здесь оскорбляли, оскорбляли нашу церковь, наши святыни. Мы вам говорили, что это антихристы, гнать надо их отсюда».

Толпа начала возбуждаться, но здесь произошло нечто интересное. Одна из дочерей священника, беседуя с моей женой, возвысила свой голос так, что ее услышали все. Собравшиеся начали прислушиваться. Женщины тесным кольцом обступили беседующих. На вопрос, верит ли она в загробную жизнь, дочь священника пришла в возбуждение и ответила: «Неужели вы, интеллигентные люди, в наше время верите еще в такие сказки? Мне это очень удивительно».

«Странно, — продолжала моя жена, — не веря в загробную жизнь, вы в ваших храмах призываете людей верить в таковую. Ваши отцы совершают поминовение за умерших, молятся за них. Для чего все это делается?» «Ха-ха-ха, — разразилась громким смехом дочь священника. — Каково вам было, когда вам никто не дал ни воды, ни хлеба? Вы, наверно, голодали, хотели есть, так и мы и наши отцы хотим есть.

Поэтому мы и совершаем различные обряды!» «Ах, вот как, значит, вы нас обманываете. Не веря сами, учите нас, — воскликнуло сразу несколько голосов из толпы. — Теперь нам понятно, почему вы травили все время этих людей. Не они, а вы, вы все антихристы! Не этих людей, а вас самих нужно было бы давно выгнать из наших храмов! Довольно! Сегодня нам открылась истина. Как вам не стыдно! Вы служите в церкви только для того, чтобы хорошо пить и есть и получать почести!» Молча, со стыдом, все служители церкви и их домочадцы один за другим оставили палатку.

Пожелав Господнего благословения слушателям и советуя им исследовать Слово Божие, мы, радуясь, оставили это село.