Притча о богаче и Лазаре

Буквально ли следует понимать слова Иисуса, записанные в Евангелии от Луки 16:19-31, или же это притча? По этому поводу состоялось множество дискуссий. Некоторые христиане склонны полагать, что в этой истории Иисус предоставил своим слушателям возможность заглянуть в мир загробной жизни. Другие, основываясь на множестве мест из Писания, которые противоречат нарисованной в этом отрывке картине рая и ада, считают, что Иисус преподал здесь совершенно иной урок. К несчастью, многие теперешние духовные наставники отделяют эту историю от ее подлинного контекста и используют как средство запугивания людей. Из-за страха перед адскими муками, какими они представлены в этом отрывке, действительно, происходили «обращения» к вере, однако их основе крайне недостает той силы, которая исходит только от искренней оценки характера Божьего и надлежащего разумения Писаний.

В начале нашего исследования постараемся яснее понять, что же, в действительности, представляет из себя притча, и после этого рассмотрим ситуацию, в связи с которой Иисус рассказал эту историю. Это, возможно, позволит нам лучше понять, какие уроки для нас содержатся в истории о богаче и Лазаре.

Словарь Random House College Dictionary определяет притчу как «короткий аллегорический рассказ, предназначенный для того, чтобы преподать какую-либо истину или урок нравственности». Полная симфония Крудена (Cruden’s Complete Concordance) еще более развивает такое понимание, утверждая, что в Библии притчи использовались «в более общем смысле, чем где-либо еще». Мы знаем, что писатели Библии использовали в притчах как воображаемые ситуации, вроде той, где рассказывается, как деревья просят терновник царствовать над ними (Книга Судей 9:8-15), так и такие ситуации, которые могли бы произойти в реальной жизни. Однако какую бы форму не принимала притча, она была лишь средством преподать урок нравственности.

Иисус высоко ценил те возможности, которые даст использование притч для обучения людей. Он желал вызвать у них как можно более глубокие раздумья, и Он знал, что если Он будет говорить слишком прямым текстом, многие из Его слушателей быстро забудут сказанное. И не только это, но и то, что иные из слушателей, для которых некоторые из Его слов служили суровым упреком, могли бы быть столь разъярены прямым обличением, что попытались бы силой заставить Его замолчать. Следуя Своему принципу быть мудрым, как змей, и простым, как голубь, Иисус сказал Своим ученикам, напомнив им слова Исаии 6:9: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (От Луки 8:10). Симфония Крудена поясняет: «В Евангелиях наш Спаситель часто говорит к людям притчами. Он использовал их, чтобы скрыть истину от тех, кто не желал ее видеть. Те же, кто, действительно, к ней стремился, не находили покоя, пока им не открывался истинный смысл сказанного».

Сейчас подходящий момент выяснить, к кому обращался Иисус, произнося слова, записанные в Евангелии от Луки 16:19-31. С какой категорией людей Он имел здесь дело? Об этом нам говорит стих, предшествующий началу слов Христа: «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним» (Стих 14). Иисус говорил, обращаясь к фарисеям, то есть, к той категории людей, о которых известно, что в любой из сцен, описанных в Евангелиях, они противились непредвзято относиться как к Нему, так и к тем истинам, которым Он учил. Мы можем быть уверены, что ни с кем из людей, которых учил Иисус, Ему не приходилось вести себя столь сдержанно, как с коварными фарисеями. Они постоянно стремились обмануть Его и уловить в свои сети, но Иисус вел Себя с ними мудро и правдиво. Наиболее безопасным способом общения с ними были притчи и аллегории. Луки 10:21 содержит свидетельство о том, что они не понимали многое из Его учения: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам». Марка 4:33,34 говорит нам о том, что уроки, которые преподавал Иисус, практически всегда были даны в форме иносказания: «И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».

Теперь мы готовы рассмотреть саму притчу о богаче и Лазаре с тем чтобы понять, какое же поучение стремился передать через нее Иисус.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (От Луки 16:19-21).

Кого символизирует этот богач? Иудеи были благословлены без меры познанием Бога и Его плана спасения всего человечества. Им принадлежали «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (К Римлянам 9:4). Только иудей мог бы молиться, обращаясь к Аврааму, как это делает богач в этой истории позднее. Ясно, что этот характер символизирует иудейскую нацию.

Лазарь, напротив, является представителем всех духовно обделенных народов — язычников, с которыми израильтяне были призваны делиться своим наследием. Иудеям хорошо были известны слова Исаии: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Исаия 49:6).

К несчастью, иудеи вовсе не стремились поделиться своим духовным богатством с язычниками. Вместо этого они смотрели на них как на «псов», которые должны были удовлетворяться крошками духовной пищи, падающими с их господских столов. Эта метафора была широко известна. Иисус использовал ее ранее, испытывая веру женщины Хананеянки: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». И она ответила Ему в тон: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (От Матфей 15:26,27).

Богатые познанием иудеи удерживали истину у себя и, поступая так, развращались. За несколько мгновений до произнесения притчи Иисус упрекнул фарисеев в их духовном самодовольстве: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (От Луки 16:15). Каков же был результат, этого ужасающего самодовольства?

«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь-злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (От Луки 16:22-26).

Живя на земле, иудеи наслаждались духовными благами, не делая ничего для обогащения ими своих соседей. Но никакой иной награды им не причиталось. «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете, Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (От Луки 6:24,25).

В противоположность им, нищие духом, которых в притче символизирует Лазарь, должны были наследовать Царство Небесное. Язычники, алчущие и жаждущие праведности, должны были насытится. «Псы» и грешники, столь презираемые самоправедными фарисеями, должны были раньше их попасть на Небеса: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (От Матфея 21:31).

В заключение притчи богач умоляет послать его братьям предостережение, дабы они не разделили его участь. Упрашивая Авраама поручить эту миссию Лазарю, он ссылается на то, что «если кто из мертвых придет к ним, покаются» (От Луки 16:30). Авраам отвечает: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Стих 31).

Здесь Иисус упрекает фарисеев в их пренебрежении к Писаниям, предрекая, что даже сверхъестественное явление не могло бы произвести изменение в сердцах тех, кто неизменно отвергал учение «Моисея и пророков». Произошедшее вскоре после этого воскресение Лазаря из мертвых подтвердило точность предсказания Иисуса. Этот человек был воскрешен из мертвых, однако братья «богача» не покаялись. В действительности, фарисеи даже составили план убить Лазаря после того, как он воскрес. Его жизнь уже сама по себе служила для них напоминанием об их собственном лицемерии.

Сегодня многие христиане считают, что рассказ о богаче и Лазаре — это историческое свидетельство о том, что буквально происходило с двумя людьми в загробной жизни. Основываясь на таком взгляде, некоторые учат, что те, кто подвергся наказанию огненным мучением в аду, не перестанут гореть там на протяжении всей вечности. Но так же, как и в случае притчи о деревьях и терновнике из Судей 9:8-15, в этой притче тоже возникают серьезные проблемы при буквальном истолковании ее деталей.

Можем ли мы верить в то, что все святые уже сейчас собраны на лоно (в пазуху) Авраама? Если да, то на чьем лоне покоится сам Авраам? И если между раем и адом, действительно, утверждена великая пропасть, как мог бы богач докричаться до Авраама? Или то, что, возможно, смущает в наибольшей степени: как могли бы святые наслаждаться благами рая, слыша вопли нечестивых, мучимых в аду?

Другая дилемма, возникающая в связи с буквальным истолкованием этой истории, может быть названа «тайной пустых могил». Если понимать притчу буквально, то очевидно, что никто из двух основных ее героев не мог долго пробыть в могиле — оба они должны были быть быстро унесены, каждый к надлежащему ему месту воздаяния. Очевидно, что их тела остались с ними, поскольку в тексте мы обнаруживаем, что богач поднимает глаза, что он желает, чтобы его язык был смочен каплей воды, принесенной на пальце Лазаря, покоящегося, как мы уже отмечали, за пазухой у Авраама. В последнее время было вскрыто немало могил с целью выяснить, отправляются ли тела умерших в рай или ад после погребения. Все они превращаются в прах, ожидая воскресения.

Из этих нескольких примеров мы начинаем убеждаться, что в этой притче Иисус вовсе не стремился пояснить аспекты физического существования в загробном мире. Вместо этого Он вел речь о неверности иудеев в отношении определенной им ответственности. Будучи распорядителями вверенной им особой вести истины, они совершенно не справились с заданием поделиться ею с язычниками, стремящимися ее услышать. В действительности, вся 16 глава Луки посвящена теме управительства. Начиная с первого стиха, Иисус рассказывает еще одну притчу — притчу о распоряжении богатством, или имуществом: «Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его». Рассмотрев принципы, согласно которым человеку доверяются материальные ценности, Иисус перешел к вопросу о распоряжении сокровищем истины. Притчей об еще одном богаче Он наглядно пояснил, что они доказали свою неверность в отношении духовных богатств так же, как управитель первого богатого человека доказал ее в отношении богатств материальных.

Пытаться приспосабливать притчу о богаче и Лазаре для обоснования доктрины о вечных мучениях — значит опускать в ней то, что Иисус, собственно, намеревался этой притчей высказать. Вопрос об адских мучениях с безошибочной ясностью раскрывается Библией в великом множестве других мест. При этом Писание нигде не учит, что нечестивые будут продолжать переносить страдания в адском пламени на протяжении бесконечной череды веков. Наоборот, сказано, что они будут полностью истреблены. Иисус никогда бы не поставил под сомнение непротиворечивость Писаний, предлагая доктрину, которая бы противоречила их потрясающим свидетельствам по этому вопросу.

Истину об аде можно установить на основании анализа всего нескольких текстов, выбрав их из великого множества мест Библии, прямо раскрывающих этот вопрос. Однако прежде чем их рассмотреть, нам следует вспомнить, что «возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная» (К Римлянам 6:23). Для каждой души существуют лишь два исхода: принимающие Иисуса Христа и Его искупительную жертву будут жить вечно; не принимающие Иисуса погибнут. Если страданиям нечестивых не будет конца, то они наследуют, пусть и мучительную, но вечную жизнь. Но нам хорошо известно, что вечная жизнь доступна только тем, кто принимает Христа.

Рассмотрите следующие стихи Писания, говорящие о воздаянии нечестивым:

«Нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут» (Псалтирь 36:20).

«Вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Малахии 4:1).

«И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Малахии 4:3).

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (От Матфея 10:28).

«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихни же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петра 3:10).

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откровение 21:8).

Может быть привлечено и множество других текстов, но и этих достаточно, чтобы ясно показать, что конечной участью нечестивых будет смерть. Заметьте, что при описании полного истребления нечестивых Писание использует самые сильные из всех доступных выражений. Эти ясные слова никак не могут быть неверно истолкованы человеком, который искренне желает узнать истину. Для нечестивых уготован огонь, но это огонь настолько жаркий, что все, кто попадет в него, будут совершенно истреблены. Когда огонь закончит свое дело, он погаснет. Нигде в Библии вы не найдете учения об огне, горящем вечно, даже в притче о богаче и Лазаре. (Некоторые люди удивляются, что же тогда означают слова «во веки веков», использованные в Откровении 20:10. То же самое выражение в других местах Писания попросту означает столько, сколько будет жив человек (Исход 21:6,1 Царств27:12, Ионы 2:7). [Вспомните выражения «на моем веку» или «на мой век хватит», означающие ни что иное, как «на мою жизнь», «пока я жив». — Прим. перев.] Кроме того, в выражении «огонь вечный» слово «вечный» указывает скорее на последствия этого огня, нежели на его продолжительность, так же, как сказано и о сожжении Содома и Гоморры в Послании Иуды 7).

Было бы трагично упустить из виду истинное значение этой притчи, отделив ее от ситуации, в которой ее произнес Иисус. Давайте лучше усвоим преподанный в ней урок, применяя его в своей жизни. Делаем ли мы то, что в наших силах, передавая весть спасения окружающим? Обладаем ли мы искренней любовью к тем, кто вокруг нас, и приглашаем ли их разделить с нами духовное наследство? Если мы, подобно иудеям в древности, придерживаем наше сокровище, мы постепенно превращаемся в самоправедных и развращенных людей. И напротив, через активное, исполненное любви служение наши взаимоотношения со Христом, так же как и с окружающими, станут крепче и осмысленней.

Давайте не будем делать жуткие истории основой нашего христианского опыта. Вместо этого, будем помнить, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна 3:16).

Объяснение некоторых трудных текстов

1 Царств 28:14: «Какой он видом? — спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился».

Этот спиритический сеанс приводился как доказательство существования жизни после смерти. Однако вот положения, свидетельствующие об обратном:

1. Волшебники приговаривались к смерти и высылались из страны (3 стих, см. так же. Левит 20:27).

2. Бог оставил Саула и не стал бы вступать с ним в контакт (15 стих).

3. Самуил якобы был «выведен». В другом случае использованы выражения: «выходящий из земли», «выходит из земли». Находятся ли там — в земле — умершие праведники? Согласно представлениям тех, кто верит в бессмертную душу, — нет.

4. «Самуил» описан как «муж престарелый, одетый в длинную одежду». В таком ли виде предстают бессмертные души? Где же душа берет для этого тело? Ведь предполагается, что души бестелесны. Может быть, произошло воскресение? Может быть Бог, находящийся на побегушках у волшебницы, воскресил Самуила? А если не так, то может ли дьявол воскрешать мертвых?

5. Призрак Самуила сказал Саулу: «Завтра ты и сыны твои будете со мною». На следующий день, находясь на поле битвы, Саул совершил самоубийство. Где же обитал Самуил, если нечестивый Саул должен был отправиться туда же? 6. В Писании нигде не сказано, что Саул видел Самуила. Он получал сообщения из вторых рук, от волшебницы, и только по ее описанию он мог заключить, что он разговаривал с Самуилом. Истина состоит в том, что сатана обманул старую развратницу, а она обманула Саула. Это был не более, чем показанный дьяволом спиритический сеанс.

7. Вся гнусность греха Саула открывается в следующих словах Писания: «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его» (1 Паралипоменон 10:13,14).

Матфея 10:28: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне».

Иисус ясно учит этим стихом, что душа не обладает естественным бессмертием. Она может быть и для многих будет погублена в геенне. Но что означают Его слова об убиении тела, но не души? Возможно ли душе существовать отдельно от тела? Некоторые говорят, что возможно, однако Библия свидетельствует об обратном.

Греческое слово «псюхе» переведено в этом стихе как «душа», хотя в сорока других стихах оно переведено как «жизнь». Например, Иисус сказал: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою (псюхе) за овец» (От Иоанна 10:11).

Ну а что же Матфея 10:28? Поставьте слово «жизнь» вместо слова «душа», и этот стих получит ясный смысл в полном согласии с остальной частью Библии. Здесь противопоставляется тот, кто может отнять только земную жизнь, и тот, кто может отнять жизнь вечную. Вот доказательство этому, представленное словами Христа: «Говорю же вам, друзьям Моим: не боитесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (От Луки 12:3,4).

Иными словами, словом «душа» здесь обозначена не просто жизнь, но вечная жизнь. Обратите внимание, что Лука выразился во всем подобно Матфею, за исключением того, что вместо слов «душу погубить» он использует слова: «ввергнуть в геенну». Они имеют тот же смысл.

Матфея 25:46. «И пойдут сии на наказание вечное, а праведники в жизнь вечную» — [Английский перевод, а также уточненный перевод с греческого оригинала. — Прим. перев].   

Каково наказание за грех? Наказание за грех — истребление, причем истребление навеки (2 Фессалоникийцам 1:9). Иначе говоря, это истребление, последствиям которого не будет конца, поскольку воскресения после такого истребления не будет.

Апостол Павел говорит: «Возмездие за грех — смерть» (К Римлянам 6:23). Апостол Иоанн в Откровении 21:8 описывает эту смерть как «смерть вторую». Эта смерть, или это истребление, будут необратимыми.

Марка 9:43,44: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает».

В этом стихе использовано слово «геенна» — другое название долины Енномовой, расположенной сразу же за стенами Иерусалима, Сюда сбрасывались отбросы и трупы животных для уничтожения постоянно горящим здесь огнем. То, что избежало уничтожения огнем, подвергалось неизменному уничтожению червями, пожиравшими мертвые тела. Геенна символизировала место полного истребления.

Иисус учит в этом стихе, что адский огонь не может быть кем-либо угашен или потушен. Пророк Исаия сказал: «Не избавили души своей от пламени» (Исаия 47:14). При этом в том же стихе он добавляет: «Не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним». Так что огонь неугасимый потухнет после того, как исполнит свое предназначение. Иерусалим сгорел в неугасимом огне (Иеремии 17:27), это значит, что он был полностью разрушен этим пламенем (2 Паралипоменон 36:19-21).

Огонь и черви геенны символизируют полное уничтожение и забвение греха и грешников. Для фарисеев не могло быть более наглядной картины полного и окончательного истребления грешников, чем та, которую нарисовал перед их глазами Иисус.

Люди, привлекающие этот текст для обоснования учения о естественном бессмертии души, оказываются перед серьезной дилеммой. Почему? Потому, что огонь и черви уничтожают не бестелесные души, но тела! В Евангелии от Матфея Иисус сказал, что «все тело» может быть брошено в геенну.

В Исаии 66:24 ад представлен той же картиной геенны, где горит неугасимый огонь и трудятся черви. Однако в этом случае использовано слово «трупы», свидетельствуя о том, что огонь пожирает мертвые тела, а не бестелесные души.

Луки 23:43: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». На основании этого текста и вопреки десяткам других мест Писания, говорящим о прямо противоположном, некоторые заключили, что души получают свое воздаяние сразу же после смерти. Заметьте, что это предположение приводит к двум неверным следствиям. Прежде всего, хотя Иисус и сказал разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», — тремя днями спустя Он сказал Марии, что еще не восшел к Отцу Своему (От Иоанна 20:17). Вот свидетельство того, что Его Отец обитает в раю: Откровение 2:7 говорит, что древо жизни находится «посреди рая Божия», а Откровение 22:1,2 сообщает, что дерево жизни растет на берегу реки жизни, которая, в свою очередь, исходит от престола Божия. То есть, не может быть сомнений, что рай — это то место, где расположен престол Божий. Вопрос состоит в том, как мог Иисус сказать разбойнику, что он будет с Ним в раю в тот же день, если Он Сам не попал туда ранее, чем три дня спустя?

С другой стороны, Иисус и разбойник даже умерли в разные дни. Когда перед самым заходом солнца пришли солдаты, чтобы снять тела с крестов, Иисус был уже мертв (Иоанна 19:32-34). Разбойники же были еще живы, поэтому им перебили голени, чтобы ускорить их смерть и предотвратить их исчезновение. Нет сомнений, что их жизнь продлилась на все время захода до субботы, а, возможно, и дольше. Как же тогда Иисус мог заверить разбойника, что Он будет в тот же день с ним в раю, если они даже не умерли в один и тот же день?

Это очевидное противоречие проясняется, когда мы принимаем во внимание тот факт, что пунктуация Луки 23:43, как и других мест Библии, была добавлена переводчиками, труд которых не был богодухновенным. Они поставили запятую перед словом «ныне», в то время как, в действительности, она должна стоять после этого слова. Тогда стих будет звучать правильно: «Истинно говорю тебе ныне же, будешь со Много в раю». Другими словами, Иисус говорил: «Я заверяю тебя сегодня, когда кажется, что Я никого спасти не могу, когда Мои собственные ученики покинули Меня, и Я умираю как приговоренный к, смерти преступник, Я все же заверяю тебя сегодня, что ты будешь спасен».

Пожалуйста, отметьте, что разбойник не просил тогда взять его в рай. Он попросил: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Именно тогда он и будет воспомянут и принят в это Царство.

2 Коринфянам 5:6,8: «Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа… То мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа».

В стихах с 1 по 8 апостол Павел противопоставляет теперешнее смертное состояние человека его будущему бессмертному состоянию на Небесах. Обратите внимание на то, какие выражения он использует в каждом из двух случаев: СМЕРТНОЕ — земной дом, хижина, смертное, находиться в теле, устранены от Господа. БЕССМЕРТНОЕ — жилище от Бога, дом нерукотворенный, небесное наше жилище, выйти из тела, водворились у Господа.

Он также говорит о желании «облечься в небесное наше жилище» (стих 2), а в 4 стихе он вновь высказывает стремление, «чтобы смертное поглощено было жизнью». Однако ключ к пониманию всего этого отрывка заключен в описании третьего состояния. После выражения желания облечься в бессмертие, Павел говорит: «Только бы нам и одетым не оказаться нагими». И в следующем стихе та же мысль иными словами: «Потому что не хотим совлечься» (снять одежду).

Ясно, что нагота или совлечение символизируют здесь не смертное состояние и не бессмертие, но смерть, могилу. Павел хорошо понимал, что человек немедленно не переходит из состояния облечения в земную хижину в состояние облечения в небесное наше жилище. Между ними находятся смерть и могила, на которые он ссылался как на состояние наготы.

В другом месте Павел ясно выразил, когда произойдет переход из смертного состояния в бессмертие. В 1 Коринфянам 15:52,53 он написал: «При последней трубе… тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». Это произойдет, когда придет Иисус.

1 Петра 3:18-20: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды».

Существует серьезное заблуждение при истолковании этих стихов Писания. Проповедовалось, будто бы Иисус спускался в преисподние места земли, чтобы проповедать душам погибших, находящимся там в заточении в некоем чистилище, или преддверии ада. Это очень далеко от того, о чем, в действительности, говорит этот стих. Давайте рассмотрим его внимательно, чтобы понять заключенный в нем смысл. В нем сказано: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». Прежде всего, обратим внимание на то, каким образом Христос проповедал находящимся в темнице духам. Он сделал это Духом, и это слово написано в вашей Библии с большой буквы (в английской Библии и современных русских переводах — прим. перев). Речь идет о Святом Духе. Следовательно, все, что проповедал Христос согласно этому отрывку, было проповедано им через Духа или Духом.

Имея это в виду, зададим вопрос: когда прозвучала эта проповедь? В 20 стихе находим прямой ответ: «Во дни Ноя, во время строения ковчега». Следовательно, в действительности, проповедь звучала во время «долготерпения Божия», проявленного в период постройки ковчега, когда Ной проповедовал допотопному миру. Теперь следующий вопрос: к кому была обращена эта проповедь? Наш текст говорит: «Находящимся в темнице духам». Через всю Библию это понятие используется для характеристики тех, кто заключен в темницу греха. Давид молился: «Выведи из темницы душу мою» (Псалтирь 141:7). Павел говорил об этом, используя такие слова: «Но в членах моих вижу иной закон, делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих».

Петр здесь попросту говорит, что Христос Духом Святым присутствовал при проповеди Ноя; через Духа Святого Христос убеждал сердца слушающих, призывая их уверовать и войти в ковчег. Этот текст не содержит абсолютно ничего, что бы указывало на то, что Иисус отделялся от тела после Своей смерти, чтобы отправиться в какое-то преисподнее место служить духам нечестивых. На все три вопроса ответы содержатся в самом тексте: Он проповедал Духом Святым, это произошло во времена постройки ковчега, Он проповедал находящимся в темнице духам, или тем, чьи жизни оказались в заточении в темнице греха.

Откровение 14:10,11: «Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его».

Слова «во веки веков» совсем необязательно означают «бесконечно». В действительности, Библия использует это выражение пятьдесят шесть раз в связи с событиями, которые уже закончились. (Вы можете в этом убедиться, открыв симфонию на слово «веки»). В книге Исход 21:1-6 сказано, что раб из числа евреев будет служить своему хозяину «вечно», однако очевидно, что это означало «до конца жизни». В 27-й главе 1-й книги Царств о филистимском царе Анхусе сказано: «И доверился Анхус Давиду, говоря: он опротивел народу своему Израилю и будет слугою моим вовек» (Стих 12).

Значение этого слова ясно определено в Псалме 47:14: «Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти». Запустение Едома должно было продолжатся «во веки веков» (Исаии 34:10). Иисус назван «священником вовек» (к Евреям 5:6), хотя Его труд первосвященника закончится после того, как грех во вселенной будет упразднен. Библия говорит: «Нечестивые возникают, как трава, и… цветут, чтобы исчезнуть на веки» (Псалтирь 91:8).