3. Ангелы и Иисус Христос

Библия имеет несколько важных указаний на взаимоотношения между ангелами и Иисусом Христом. Большинство из них, взятые вместе, подчеркивают тот факт, что Иисус Христос вознесен выше ангелов и безгранично превосходит их.

Иисус Христос был прежде ангелов

Как отмечено, церковь в Колоссах была наводнена лжеучителями культа, включавшего в себя поклонение ангелам. Апостол Павел написал свое Послание к Колоссянам, для того чтобы опровергнуть эту ересь. В результате, он записал несколько очень важных истин об отношении ангелов к Иисусу Христу. Одна из этих истин — тот факт, что Иисус Христос существовал прежде ангелов. Павел представил эту истину двумя способами.

Первое. В Кол.1:15 Павел говорит, что Иисус Христос, Который дает прощение грехов людям (ст.14), есть «рожденный прежде всякой твари». В этом утверждении Павел не имеет в виду, что сам Христос был создан в начале всего сотворения. Несколько подробностей определенно исключают это значение. Контекст утверждения Павла «самым определенным образом отличает Христа от сотворенного» [Curtis Vaughan, «Colossians», «The Expositor's Bible Commentary». Vol. 11, ed. by Frank Gabelain, p. 184].

Кол.1:16 — «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано».

Стих 16, объясняющий выражение «рожденный прежде всякой твари», учит, что Христос сотворил все то, что было сотворено, включая невидимое: «престолы ли, начальства ли, власти ли» (ст.16) в небесах (которые, как отмечено ранее, относятся к ангелам). Как же Он мог сотворить все, если бы Сам был сотворен?

Использовалось также другое слово, означающее «рожденный прежде» [Norman L. Geisler, «Colossians», «The Bible Knowledge Commentary. New Testament Edition», ed. by John F. Walvoord and Roy B. Zuck, p. 673]. Павел не использовал здесь это слово. Практически оно никогда не используется в Библии по отношению к Христу.

И, наконец, одно из сопутствующих значений слова «рожденный прежде», которое Павел использовал, — «приоритет во времени» (протокос) [Wilhelm Michaelis, «protokos» «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. VI, ed. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromley, p. 878].

Таким образом, с помощью выражения «рожденный прежде всякой твари» Павел указывал на то, что Иисус Христос существовал преже всего сотворенного, включая также ангелов.

Второй способ, которым Павел передал эту истину, составляет его заявление, что «Он есть прежде всего» (ст.17). В этом месте слово, переводимое как «прежде» (про) относится к существованию Христа [Bo Reicke, «pro», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. VI, ed. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromley, p. 687]. Поскольку слово «всего» относится к «создано все» в ст.16, то можно предположить, что когда Павел заявлял, что Христос есть «прежде всего», то он утверждал, что Христос существовал прежде всего сотворенного, включая и ангелов.

Иисус Христос — Господь, Владыка над ангелами

Слово «рожденный прежде», используемое Павлом в выражении «рожденный прежде всякой твари» в Кол.1:15, имеет еще одно сопутствующее значение: «верховенство над» в добавлении к «приоритет во времени» [Wilhelm Michaelis, «protokos» «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. VI, cd. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 879].

Павел говорил, что Христос занимает положение верховенства над всем творением. Он Господь и Владыка всего, что было сотворено, включая также ангелов. Павел говорил об этой же истине в Кол.2:10, когда утверждал, что Христос, «есть глава всякого начальства и власти» [P. P. Bruce, «Commentary on the Epistle to the Colossians» in «The New International Commentary on the New Testament», ed. by F. F. Bruce, p. 194].

Один из аспектов владычества Христа над ангелами был ясно продемонстрирован во время Его первого пришествия: Его власть над бесами (Лук.4:41 — «выходили также и бесы из многих» и Лук.7:21 — «а в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов») и способность давать ту же власть Его апостолам (Лук.9:1), а также 70 остальным ученикам (Лук.10:11,17). Это показало, что Иисус Христос — настоящий Мессия, Тот, Кто устранит всякое демоническое присутствие или присутствие злых ангелов и будет управлять с земли, когда установит Свое будущее Тысячелетнее Царство (Ис.24:21-23; Отк.21:3).

Иисус Христос сотворил ангелов

В Кол.1:16 Ап. Павел говорит, почему Христос — Господь и Владыка над всем творением, включая также ангелов (Кол.1:16). В первой части этого утверждения буквальное заявление Павла «ибо Им создано все» означает, что все творение имело место в сфере личности Христа. Ни одно из действий творения не было предпринято без Него. Христос был его обязательным условием, его началом, его духовной областью. Действие творения, так сказать, покоилось в Нем [Curtis Vaughan, «Colossians» «The Expositor's Bible» Commentary. Vol.11, p. 182]. Вторая часть заявления Павла «для Него создано» означает, что Христос был Посредником, через Которого Бог создал всю вселенную [Ibid].

Обе части взятые вместе указывают на то, что Иисус Христос — это Тот, Кто сотворил все сотворенное. Ап. Иоанн говорил о той же истине: «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3).

Включение Павлом невидимых ангелов небесного царства в слово «все» в ст.16, говорит о том, что ангелы были сотворены Христом. Это одна из причин, почему Он — Господь и Владыка над ними.

Ангелы сотворены для Иисуса Христа

В конце Кол.1:16 Ап. Павел дает еще одну причину, по которой Христос — Господь и Владыка над всем сотворенным. Он говорит о том, что все, включая ангелов, было «для Него создано». Это означает, что Христос — цель или конечное назначение, для Которого каждая часть вселенной создана и существует. Их конечная цель — служить Его воле, содействовать Его славе.

Он, будучи их Создателем, составляет также их Цель. Все их существо вольно или невольно стремится к Нему. И они будут перед Его престолом как Его счастливые служители или же как поверженные враги будут Его «подножием» [Handley C.G. Moule, «Colossians And Philemon Studies», p. 78].

Суть в том, что наивысшие ангельские князья, как и остальная часть творения, подчинены Христу как Тому, в Ком, через Которого и для Которого они были сотворены [F.F. Bruce, «Commentary on the Epistle to the Colossians», pp. 198-99].

Иисус Христос подкрепляет ангелов

В Кол.1:17 Павел утверждает (относительно Христа): » …и Он есть прежде всего, и все Им стоит». И опять слово «все» указывает на «создано все», включая также ангелов в ст.16. Глагол, переводимый как «стоит», означает «продолжаться, жить, существовать» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», 4th rev. ed., p. 798]. Этот глагол находится в совершенном времени, т.е. в контексте он говорит о продолжающемся результате работы сотворения, совершенной Христом.

Суть в том, что Христос не только создал все сотворенное, но Он также продолжает подкреплять существование каждого сотворенного объекта, включая и ангелов. Он поддерживает к жизни то, что Он оживотворил.

Подобным образом, в Евр.1:2 Божий Сын не только Тот, через Которого были созданы миры, но также Тот, Кто поддерживает их жизнь Своим всемогущим и обличающим словом… Для Павла Он живущий Христос, Который умер, для того чтобы искупить людей, поддерживающий вселенную и объединяющий законы их жизни» [F.F. Bruce, «Commentary on the Epistle to the Colossians», pp. 200]. Это еще одна причина, по которой Он — Владыка над всем творением, включая ангелов.

Ангелам повелено поклонятся Иисусу Христу

В Евр.1:6 записано следующее повеление Бога ангелам о Его Сыне Иисусе Христе: «и да поклонятся Ему все ангелы Божии». Это повеление означает несколько заслуживающих внимания вещей относительно Иисуса Христа.

1. Как отмечено ранее, Библия учит, что ангелам никогда не нужно поклоняться, т.е. повеление Божие ясно говорит, что Христос — не ангел.

2. Изучение используемого Новым Заветом слова, переводимого как «поклонение» в этом повелении, говорит о том, что оно относится к акту почитания, уважения, или подчинения, которые каждый совершает по отношению к личности, превосходящей его самого. В свете этого, тот факт, что Бог повелел ангелам поклоняться Христу, означает, что Христос превосходит ангелов.

3. Слово, которое переводится как «поклонение» в этом повелении, используется и в других местах Нового Завета для обозначения поклонения Богу ангельскими или человеческими созданиями. Например, Иисус Христос использовал это слово для названия людей, поклоняющихся Богу Отцу (Иоан.4:21-24); Ап. Иоанн использовал его в отношении ангелов, поклоняющихся Богу Отцу на Его престоле (Отк.7:11). А также ангелы использовали его, когда повелевали Ап. Иоанну поклоняться Богу, а не ангелам (Отк.19:10; 22:9).

Напрашивается важное заключение

Если сопоставить использование этого слова в Новом Завете для обозначения поклонения Богу со следующими фактами: Христос превосходит ангелов; Богу, а не ангелам должно поклоняться; Христос как Сын должен получать равную честь с Богом Отцом (Иоан.5:23); а также свидетельство Иоанна, что каждое создание во вселенной должно равно поклоняться Богу Отцу на Его престоле и Иисусу Христу — Агнцу (Отк.5:13), то вывод состоит в том, что данное Богом повеление, чтобы ангелы поклонялись Его Сыну, прямо указывает на Божественную сущность Иисуса Христа.

Иисус Христос был соделан немного ниже ангелов

Бог сотворил человека немного ниже ангелов по градации личности.

Евр.2:6-7 — «…напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих».

Следовательно, когда Христос стал Человеком через воплощение (Иоан.1:14), то Он также «немного был унижен пред ангелами» относительно Его человеческой природы.

Евр.2:9 — «…но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех».

Только подумать о невероятном значении этой истины! Та же самая Личность, Которая существовала до ангелов, Которая сотворила и подкрепляет их, их Господь и Владыка, Которым они существуют и Которому они должны поклоняться, позволила сделать Себя немного ниже, чем ангелы, в человеческом отношении Его существа, которое Он получил через воплощение.

Почему же Христос — Создатель, Вседержитель и Господь Владыка вселенной — допустил быть соделанным Человеком ниже созданных Им ангелов? Чтобы Он мог умереть как замещение за всех людей и таким образом нести плату за их грехи, освободить их от силы и порабощающего страха смерти и помогать им во время искушения (Евр.2:9,14-18).

Любовь побудила Христа к этому (Гал.2:20; Еф.5:20). Он настолько больше заботился о благосостоянии Своих непокорных человеческих созданий, чем о Своем собственном благосостоянии, что добровольно отказался от Своей славы и привилегии в небесах, которую имел вместе с Отцом как Сын Бога от вечности, покорно принял человеческий облик через воплощение и позволил, чтобы Его репутация была опорочена смертью на кресте — вид смерти, который древние презрительно называли «рабская смерть» [Martin Hengel, «Crucifixion», pp. 51-63] (Фил.2:3-8; Иоан.10:13-18; 15:13).

Все люди согрешили и таким образом подпали под Божье осуждение (Рим.3:10,23), и не существует таких дел, которые могли бы сделать люди, чтобы отменить свои грех и сделать себя праведными перед Богом (Ис.64:6; Еф.2:8-9; Тит.3:5-6). Таким образом, Христос знал, что единственный способ спасти людей от наказания за их грех и сделать праведными перед Богом, заключался в том, что Он должен был стать человеком, умереть как заместительная жертва за грехи всего человечества, быть погребенному и воскреснуть телесно из мертвых (1Кор.15:1-4).

Тогда люди могли бы возложить свою личную веру (доверие) полностью и исключительно на Него как на своего распятого, погребенного и воскресшего Спасителя (Иоан.3:16-18; Рим.3:20-28; Гал.2:16). Любовь побудила Христа сделать Себя немного ниже, чем ангелы, для того чтобы обеспечить для людей единственный приемлемый для Бога путь к вечному спасению (Иоан.14:6; Деян.4:12). Какое же невероятное дело совершил Он ради нас! Он заплатил долг, который не должен был оплачивать, чтобы освободить нас от долга, которого мы не могли оплатить. Поэтому мы должны благодарно и преданно пасть перед Ним.

Иисус Христос победил и открыто посрамил на Кресте злых ангелов

После разговора о Христе в конце предшествующего стиха в Кол.2:15 Павел написал: » …отнял сил у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою». Для того чтобы понять это утверждение, мы должны сначала изучить его ближайший контекст.

Кол.2:14 — «…истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту».

Говоря о милостивом прощении Бога всех прегрешений верующих в Христа (конец ст.13), Павел представил основу этого прощения в ст.14. Бог может простить все грехи, потому что Христос совершил на кресте нечто важное. Через Свою смерть Он «истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Слово, которое переводится как «рукописание» означает в частности «свидетельство о задолженности» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich. «A Greek-English Lexicon of the New Testament», 4th rev. еd., p. 889].

Павел говорил, что этот документ о задолженности относится к «учению» — письменный перевод упоминания о Божьих святых заповедях [Johannеs Schnеider. «stauros», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. VII, еd. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 577].

В Рим.3:19-20 Павел учит, что закон вместо того, чтобы служить орудием оправдания, служит орудием осуждения. Он открывает грех всех людей (Рим.7:7), демонстрирует их вину перед безгрешным Богом и, фактически, заглушает любые оправдания, которые люди пытаются предложить в объяснение своих неправильных поступков.

Таким образом, этот упоминаемый Павлом документ о задолженности был письменной записью каждого совершенного людьми нарушения Божьей заповеди. Это были «записи», свидетельствовавшие против человека «в силу заповеди», …»запись обвинения, основанного на законе» [Ibid].

Этот документ был постоянной угрозой, потому что как запись был постоянно доступен Богу для напоминания о грехах Его творения и, таким образом, об их долге. Поэтому Павел и сказал, что оно «бывшее о нас» и «было против нас». Интересно отметить, что древний иудаизм также учил, что Бог «Бог имеет отчет о долгах людей» [Eduard Lohse, «cheirographon», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. IX, cd. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley p. 435].

Двумя разными способами Павел доказал, что Иисус Христос устранил эту угрозу посредством Своей смерти на кресте.

Первое. Христос сделал это, «истребив учением бывшее о нас рукописание». Слово, переводимое как «истребив», означает «убрать, уничтожить, стереть» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich., «A Greek-English Lexicon of the New Testament», 4th rev. ed., p. 272]. На кресте Христос устранил эту угрозу, убрав, уничтожив или стерев запись наших грехов, которая была против Него.

Второе. «Взяв его» ( документ задолженности) «от среды». Глагол «взял» воплощает в себе идею «уносить» [Joachim Jeremias, «airo» «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. I, ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 185]. Христос устранил угрозу, принеся документ о задолженности «от среды». Тут мы можем спросить: «От какой среды?» Слово, которое переводится «от среды», означает «среди, средина, центр» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», 4th rev. ed., p. 508]. Это слово используется три раза в Отк.4:6; 5:6; 7:17 в выражении «пред престолом» по отношению к области непосредственно перед престолом Бога в небесах.

Как отмечено ранее, документ о задолженности был постоянной угрозой, потому что в качестве записи был всегда доступен Богу как напоминание Ему о Его человеческих созданиях и долге людей перед Ним. Таким образом, понятно, что до смерти Христа этот документ находился непосредственно перед Божьим престолом в небесах.

Павел говорит, что есть смысл в том, что Христос убрал документ о задолженности из его прежнего месторасположения, непосредственно от Божьего престола в небесах и, таким образом, устранил опасность, которую он представлял собой. Нужно отметить, что Павел использовал греческий вариант совершенного времени для глагола, переводимого как «взял».

Он это делал для того, чтобы подчеркнуть, что работа Христа, забравшего документ о задолженности, была завершена в прошлом и сейчас имеет прочные результаты. То, что Господь забрал запись о наших грехах от Божьего престола имеет постоянный характер, больше никогда она не будет угрожать нам отчуждением от Бога.

В конце ст.14 Павел говорит, что Христос забрал документ о задолженности и понес его, «пригвоздив ко кресту». Посредством Своей смерти на кресте, Он полностью оплатил наши долги греха и таким образом умертвил запись о наших грехах — документ, который постоянно напоминал Богу о нашем долге перед Ним.

Иоанн Креститель использовал похожие слова, когда предсказал, что Христос совершит через Свою жертвенную смерть на кресте: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира». (Иоан.1:29).

Интересно отметить, что слово, которое переводится как «берет [на Себя]» в утверждении Иоанна, это то же самое слово, которое применил Павел, говоря, что Христос посредством Своей смерти понес на Крест все записи человеческих грехов.

Из этого мы можем заключить, что ст.14 описывает труд, который Христос совершил на кресте через Свою смерть. Этот труд позволил Богу простить все грехи.

Кол.2:15 — «…отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою».

Изучив непосредственный контекст Кол.2:15, можем ли мы сказать, какой смысл имеет предыдущий вывод по отношению к значению этого стиха?

Павел начал ст.15 с заявления о том, что Христос отнял силы «у начальств и властей». В предыдущей главе мы отметили, что термины «начальства» и «власти» относятся к ангелам. Из того, что Христу не нужно отнимать силы у святых ангелов, мы должны заключить, что Павел говорил о том, что Христос отнял силу у злых ангелов. Но в каком же смысле Он отнял у них силы? Сочетание двух подробностей отвечают на этот вопрос.

Первое. Выражения ст.15, похоже, намекают на связь между тем, что Христос лишил силы злых ангелов, и Его работой по умерщвлению документа о задолженности, который представлял угрозу для людей [Sydney H. T. Page, «Powers of Evil», p. 253].

Второе. Слово, которое переводится как «отнял силы», буквально означает «лишил» и в данном контексте несет смысл «обезоружил» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», 4th rev. ed., p.82]. Иными словами, «используется образ соперника, лишенного его оружия и доспехов» [Curtis Vaughan, «Colossians» «The Expositor's Bible Commentary». Vol.II, p. 202]. Сочетание этих двух подробностей подсказывают вывод, что до смерти Христа злые ангелы использовали документ о задолженности против людей.

Как посланцы сатаны-обвинителя (Отк.12:10) они пытались использовать запись человеческих грехов для того, чтобы разжечь ярость Божию до такой степени, чтобы Он перестал спасать людей от власти сатаны (Кол.1:13) и, возможно, даже отрекся от тех, кого Он уже спас.

Кол.1:13 — » …и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи».

Интересно отметить комментарий Павла в Рим.8:38-39.

Рим.8:38-39 — «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Здесь говорится о том, что злые ангелы пытаются отделить верующих от Божией любви. Поэтому злые ангелы использовали документ о задолженности как оружие для того, чтобы удержать людей во власти сатаны.

Павел говорил, что Христос отнял силы у этих ангелов, когда обезоружил и лишил их оружия, уничтожив или умертвив документ о задолженности посредством Своей смерти на кресте.

Смерть Христа на кресте лишила силы и возможности требовать обвинительный приговор и сопровождающее его наказание для человечества [Sydney H. T. Page, Powers of Evil, p. 253]. Павел утверждал, что когда Христос лишил силы злых ангелов, то Он «властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15). Иными словами, Христос «подверг их общему позору» [Curtis Vaughan, «Colossians» «The Expositor's Bible Commentary», Vol. 11, p. 202].

Согласно Павлу, Христос сделал это, «восторжествовав над ними Собою». Слово, которое переводится, как «восторжествовав над ними», означает «вести кого-нибудь как пленника в триумфальной процессии» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», 4th rev. ed., p. 364]. Этот термин использовался в древнем мире для названия «победившего генерала, возглавлявшего победный парад.

Победитель, едущий впереди на своей колеснице, вел свои войска по улицам города. За ним тащится жалкая группа побежденных царей, офицеров и солдат — трофеи битвы». [Curtis Vaughan, «Colossians» «The Expositor's Bible Commentary». Vol. 11, p. 202].

Похоже, Павел говорил в ст.15, что после того, как Христос (посредством Своей смерти) лишил злых ангелов их оружия, уничтожив документ о задолженности людей, то Он подверг их общему позору, выставив их как побежденных врагов в победном параде, перед всем духовным царством. В этом параде Христос был триумфальным Победителем. Крест был Его колесницей. Побежденные пленники, которые с позором тащились за Ним, были злые ангелы, использовавшие документ как оружие против людей.

Возможно, Христос возглавлял это победное шествие, когда висел на кресте в период между Своей смертью и снятием Его тела с креста.

Внешне крест кажется инструментом большого унижения и поражения для Христа, но в действительности из-за того, что Он совершил через Свою смерть, Он стал «победной колесницей» [Ibid].

В отношении понятия, что Христос поставил всех ангелов перед всем духовным миром как поверженных врагов, интересно отметить, что ангелы наблюдают над тем, что происходит на земле (1Кор.4:9; Еф.3:10; 1Тим.5:21). Вдобавок, относительно заявления Павла в 1Тим.3:16 о том, что Христос «показал Себя ангелам», торжествующий Христос, появляется перед ангельскими силами [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», 4th rev. ed., p. 582]. Когда остальные злые ангелы наблюдали, как Христос поразил и уничтожил некоторых их могущественных соплеменников, то увидели, что их надежды сокрушены.

Это зрелище имело для них двойное значение.

1. Оно явилось зловещим предзнаменованием такого же поражения и унижения, которое ждало их в будущем от руки Христа.

2. Так как это поражение включало в себя поражение оружия, используемого злыми ангелами, чтобы удерживать людей в империи сатаны, то оно явилось также ударом для самого сатаны. Это зрелище показало, что их повелителя ожидает поражение от руки Христа.

Ранее было отмечено, что Христос владычествует над всем творением, включая начальства и власти, потому что все было сотворено в Нем, Им и для Него. Он постоянно подкрепляет все сотворенное и Он существовал прежде всего сотворенного (Кол.1:15-17). Как результат поражения начальств и властей на кресте, Иисус Христос установил основу для Своего дальнейшего владычества над ними [F. F. Bruce, «Commentary on the Epistle to the Colossians», pp. 233].

Иисус Христос превознесен над ангелами

Еф.1:20-22 — «…которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и, посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви».

В Еф.1:20-22 Павел использовал четыре выражения, чтобы подчеркнуть тот факт, что когда Христос был вознесен на небеса после Своего воскресения из мертвых, Он был поставлен Богом на положение власти над всем творением, включая и ангелов.

1. Бог «посадил одесную Себя на небесах». Место по правую руку для важной особы было «почетным местом» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», 4th rev. еd., p. 174].

Тот факт, что Бог посадил Иисуса Христа по Свою правую руку на Своем небесном престоле (Отк.3:21), место наивысшей власти над целой вселенной, говорит о том, что Бог, возведя Его на положение владычества над всем творением, таким образом, оказал Ему честь. Петр подчеркнул это в своей проповеди на Пятидесятницу. Он сказал, что Бог превознес Иисуса, посадив Его по Свою правую руку на Своем престоле, и, таким образом, Он соделал Его «Господом» (Деян.2:30-36). Апостол снова сделал ударение на этом в 1Пет.3:22, когда написал об Иисусе.

1Пет.3:22 — «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы».

2. Когда Бог посадил Иисуса Христа по Свою правую руку, то Он, таким образом, поместил Его » …превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф.1:21). Слово, которое переводится «превыше всякого», в этом месте означает (высоко) «над» и относится к «чину, силе» [Ibid., p. 847]. Бог дал Иисусу чин или власть над всем творением, включая также ангелов, на настоящее и будущее.

3. Бог «все покорил под ноги Его». Глагол, переводимый, как «покорил» — тот же, который в 1Пет.3:22 переводится, как «покорились ангелы и власти и силы». В Библии ноги иногда используются «как символ власти» и «чтобы выразить подчинение» [Konrad Weiss, «pous», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. VI, ed. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromley, pp.628-29]. Таким образом, в этом третьем выражении Павла он говорится «не только о превосходстве Христа, но также о подчинении Ему всего» [A. Skcvington Wood, Ephesians. «The Expositor's Bible Commentary». Vol. II, ed. by Frank Gabelain, p. 31].

4. Бог «поставил Его выше всего, главою Церкви». Глагол, переводимый, как «поставил Его», означает в этом месте «назначил» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», 4th rev. ed., p. 192]. Слово «главою» означает «высший чин» [Ibid., p. 431]. Таким образом, когда Христос был вознесен на небеса, Бог назначил Его на должность высшего чина над всем творением.

Потенциальная проблема

Тот факт, что Бог вознес Христа на положение владычества над всем, включая также ангелов, когда Он был вознесен на небеса после воскресения из мертвых, похоже, создает проблему. В предыдущем разделе, который говорил о том, что Христос — Господь и Владыка ангелов, мы отметили (на основании Кол.1:16), что Христос — Господь и Владыка, потому что Он сотворил ангелов и был для них целью или конечным назначением, и именно для Него они были сотворены и существуют. В свете этих доказательств Его владычества над ангелами, мы вынуждены заключить, что Христос был Господом ангелов с того самого момента, когда они были сотворены. Это означает, что Он имел это положение владычества над ними за несколько тысячелетий до Своего воплощения в Человека и вознесения на небеса.

В свете этого, как Павел в Еф.1:20-24 мог учить о том, что Бог превознес Иисуса Христа на положение владычества над ангелами после Его вознесен ия на небеса, последовавшего после воскресения из мертвых? Не противоречие ли это? Нет. Положение владычества Христа прежде Его воплощения в Человека и Его вознесения относилось полностью к области Его Божества. Два факта указывают на это.

Первое: Христос это положение, потому что Он сотворил ангелов. Только Бог может создавать ангелов; человек же этого делать не может.

Второе: Христос имел это положение за несколько тысячелетий до Своего воплощения в Человека, будучи исключительно Богом до того, как Он стал Человеком.

В противоположность этому, возвышенное положение владычества, данное Богом Иисусу Христу, когда Он после воскресения был вознесен на небеса, относилось к области Его прославленного Человеческого Естества.

На основании Пс.8:4-6, в Послании к Евреям есть наставление, что Бог сотворил человека и поставил его немного ниже ангелов по градации личностей, а также что в настоящее время человек не имеет всего в своем подчинении, покоренного под его ноги (Евр.2:6-8). Здесь также говорится, что поскольку Бог сотворил человека таким образом, то когда Иисус стал Человеком посредством воплощения (Иоан.1:14), Он также «немного был унижен пред ангелами» в области Его Человеческого Естества (Евр.2:9).

Христос принял образ человека, для того чтобы Он мог умереть в качестве платы за всех людей и таким образом открыть человечеству приемлемый для Бога путь для вечного спасения (Евр.2:9; 14-18; Иоан.14:6; Деян.4:12).

Нужно отметить, что когда Павел в Еф.1:20-23 учил о том, что Бог дал Иисусу Христу, после Его вознесения на небеса, возвышенное положение над всем творением, включая ангелов, то он основывался на Пс.8. Когда Павел говорил о том, что Бог покорил все под ноги Иисуса Христа (ст.22), то цитировал Пс.8:7, гласящий, что все покорено под ноги человека. Поэтому применение Павлом ссылки на Иисуса Христа говорит о том, что в Еф.1:20-22 он имел в виду следующее понятие.

После того, как Иисус Христос был вознесен на небеса и, будучи Человеком, был прославлен через воскресение, то относительно Его прославленной Человеческой природы Ему было дано возвышенное положение владычества над всем творением. Павел со всей ясностью имеет в виду Пс.8:7 (ср. Евр.2:8). Псалмопевец подтверждает владычество человека на земле. Здесь апостол утверждает, что Христос как новый Божий человек имеет вселенское Господство. Человек полностью потерял право на свое положение из-за греха, но через Христа — совершенного Человека — он восстановлен в правах на свое соответствующее звание» [A. Skcvington Wood, Ephesians. «The Expositor's Bible Commentary». Vol. II, ed. by Frank Gabelain, p. 31].

Человеческая природа Иисуса Христа была («унизил Его пред ангелами») с момента воплощения до Его телесного воскресения. Но эта же человеческая природа, будучи теперь уже прославленной, была вознесена на положение власти, намного выше ангелов. Теперь ангелы подчиняются Ему не только потому, что Он Бог, но также потому, что Он прославленный Человек.

2-ая глава Послания к Филиппийцам

Фил.2:6-9 — «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…».

Здесь Павел говорит о том же вознесении Иисуса Христа. В ст.6 и до ст.8 Павел утверждает, что хотя Христос и есть Бог, равный по Своей Божественной природе Богу, Он добровольно лишил Себя внешнего вида Своего Божества или Божественной славы, чтобы покориться унижению воплощения в человека и смерти на кресте. Из-за того, что Он стал Человеком и умер смертью, которую древний мир презрительно называл наказанием «рабов» [Martin Hengel, «Crucifixion», p. 51], большинство людей не признало Его Божество или Его равенство Богу (Иоан.5:17-18; 10:30-33; Мат.27:39-44). После разъяснения унижения Христа через воплощение и смерть на кресте (ст.6-8), Павел показал последствия этого унижения (ст.9). Бог превознес Иисуса Христа вдвойне.

Первое. Бог «превознес Его». Слово, которое переводится как «превознес Его», означает «сделать кого-либо выше всех» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», 4th rev. ed., p. 849].

Бог дал Ему самое высокое положение во вселенной. Это представляет собой параллель Еф.1:20-21.

» …Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства… «

Иисус из Назарета — Человек, Который был так много унижен перед всем творением посредством отвержения и распятия, и Который был соделан Богом Владыкой над всем творением. Это означает совместное творение и подразумевает наделение званием Божественности, а также восседание в присутствии Бога [Werner Foerster, «Kurios», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. I, ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 1089].

Второе. Бог дал Ему имя «выше всякого имени». Это параллельное место к Еф.1:21-22.

» …и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви».

Несколько фактов свидетельствует о том, что это имя не было «Иисус»:

1) Так как получение нового имени было одним из результатов воплощения Христа и Его смерти, то оно должно было быть дано Ему после смерти. Например, Бог дал Ему имя «Иисус» прежде Его рождения (Мат.1:21).

2) Имя, которое имел в виду Павел, такое чудесное и авторитетное, что все сотворенные личности падут перед Ним и признают возвышенное положение Имеющего это имя (ст.10-11). Хотя Христос, придя в этот мир, имел имя Иисус, многие люди не поклонились Ему, не признали Его Богом, а, напротив, отвергли (Иоан.1:11).

3) Слово, переводимое, как «превыше всякого», указывает на то, что Павел говорил об имени более возвышенном, более превосходном, более славном, чем какое-либо другое имя [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», 4th rev. ed., p. 847]. Другими словами, это уникальное имя, а не общепринятое имя, которое имеют и другие люди. Например, имя Иисус (греч. форма Иешуа), не уникальное само по себе. Его имели многие другие люди, как в древнем, так и в современном мире (Деян.13:6; Кол.4: 11) [A.T. Robertson, «Paul's Joy in Christ», pp. 138-39].

4) Тот факт, что это имя «выше всякого имени», указывает на то, что это верховное или наивысшее имя во вселенной. Лишь одно имя соответствует этому описанию — Иегова (или Яхве), личное имя Бога. Так как Бог — высшее Существо во вселенной, то Его личное имя должно быть высшим именем.

Несколько фактов в Св. Писании указывают на то, что Иегова (или Яхве) — это высшее имя Бога и, следовательно, самое высшее во вселенной.

1. Полная форма этого имени, а также его условная форма упоминается в Новом Завете 5 321 раз [J. Barton Payne, «Yahweh.Yah», «Theological Workbook of the Old Testament». Vol. I, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer. Jr., and Bruce K. Waltke, p. 210]. Например, Елохим [Jack B. Scott, «Elohim», Thelogical «Workbook of the Old Testament». Vol. I, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr., and Bruce K. Waike, p. 44] появляется 2 570 раз, а Адонай 423 раза.

2. Моисей и израильский народ верили, что Бог: «Иегова имя Ему» (Исх.15:3). «Я Господь это — Мое имя» (Ис.42:8). «И узнают, что имя Мое — Господь» (Иер. 16:21). «Господь имя Ему» (Иер.33:2; Ам.5:8; 9:6).

3. Пс.148:13 — «да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах». Слово, переводимое, как «превознесенно», означает нечто существенно более высокое» [Gary G. Cohen, «sagab», Theological Workbook of the Old Testament. Vol. II, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer.Jr., and Bruce K. Waike, p. 871]. Это означает, что ни одно другое имя не может даже приблизиться к уровню Божьего личного имени. Его имя предельно высоко. Это единственное имя «выше всякого имени».

4. Бог дал следующее повеление: Лев.22:2,32 — «Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим среди сынов Израилевых. Я Господь, освящающий вас».

Слово, которое переводится, как «святого имени Моего», описывает то, что «…очень свято… Оно означает то, что отличается от общего или бесчестящего» [Thomas E. McComiskey, «Qadosh», «Theological Workbook of the Old Testament». Vol. II, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer. Jr., and Bruce K. Waltke, p. 788]. Таким образом, в этом повелении Бог говорит о том, что Его имя — уникально. Оно отличается от общепринятых имен; и таким образом его нельзя превращать в общепринятое имя.

5. Бог говорит: «И возревную о Святом имени Моем» (Иез.39:25). Слово, которое переводится как «возревную», означает глубокие эмоциональные переживания, «снедающее рвение, сконцентрированное на объекте любви», рвение к своей собственности [Leonard J. Coppes, «qana», «Theological Workbook of the Old Testament». Vol. II, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer. Jr., and Bruce K. Waike, p. 802]. Таким образом, Бог имеет глубокое снедающее рвение по Своему необычному, уникальному имени Яхве.

6. Значение личного имени Бога показано в следующих Библейских утверждениях о Нем: «От века имя Твое» (Ис.63:16). «Господи! имя Твое вовек» (Пс.134:13). «Да благословляет всякая плоть Святое имя Его во веки и веки» (Пс.144:21). «Все народы, Тобою сотворенные, прийдут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» (Пс.85:9). «Сделаю имя Твое памятным в род и род» (Пс.144:18). «Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя да концов земли» (Пс.47:11). «И превознесем имя Его вместе» (Пс.33:4). «Да благословят достославное превыше всякого славословия и хвалы имя Твое!» (Неем.9:5). «Напоминайте, что велико имя Его» (Ис.12:4). «И да возвеличится имя Твое вовеки» (2Цар.7:26). «Имени Твоему великому» (Нав.7:9). «Хвалитесь именем Его святым» (1Пар.16:10). «Воздайте Господу славу имени Его» (1Пар.16:29). «Да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:12).

7. Еврейское Писание говорит о личном имени Бога, используя простое название — «имя», и указывает, что Бог требует наказания смертью любого человека, похулившего «имя»: Лев.24:11, 16 — «и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти».

И простота названия, и наказание смертью открывает нам важное, уникальное значение имени Яхве.

8. В Фил.2:11 Павел говорит об одном из аспектов причины, по которой Бог возвел Иисуса на наивысшее положение во вселенной и дал Ему верховное или высшее имя во всей вселенной: для того чтобы в будущем «всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос». Для того чтобы понять значение написанного, нужно понять, что на протяжении всей истории Ветхого Завета иудеи считали, что личное имя Бога Яхве (пишется ЙХВ) нельзя произносить, потому что оно свято. Поэтому, подходя к этому имени при чтении еврейского текста Писания, они произносили заменяющее название. Вместо «ЙХВ» имя произносилось Адонай (мой Господь) [Abraham Cohen, «Everyman's Talmud», p. 25].

Вследствие этого, между 200 и 100 годами до Р.Х., когда еврейские ученые составили Септуагинту (греческий перевод еврейского Ветхого Завета), они использовали слово «куриос» («Господь», греческий синоним еврейского названия «Адонай») как замена слову «Яхве», личного имени Бога [Gottfried Quell, «Kurios», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. I, ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 1058]. В результате, до Новозаветного времени название «куриос» (Господь) широко использовалось как замена имени Бога Яхве и наводило людей на размышление об этом имени и о том, что оно означало.

В свете этой общепринятой замены личного имени Бога Яхве на слово «куриос» (Господь) можно заключить, что когда Павел говорил об одном из аспектов причины, по которой Бог вознес Иисуса Христа на наивысшее положение во вселенной и дал Ему такое высшее или верховное имя во вселенной, что в будущем каждый язык исповедает во вселенной, что Иисус Христос — Господь, то Он таким образом указывал, что в будущем каждый язык исповедает, что Иисус Христос — Яхве. Это означает, что «имя выше всякого имени», которое Бог дал Иисусу после унижения на земле, — это имя Яхве. Значение этого мы можем увидеть из рассмотрения значения имен в общем и в имени Яхве в частности.

В восточной культуре имя — это не просто название, как это принято у нас. Оно предполагает указание на природу личности или объекта, носящего его. Именно по этой причине «особое имя» Бога, которое Он открыл народу Израиля (ЙХВ), ассоциируется с благоговением [Abraham Cohen, «Everyman's Talmud», p. 24]. Таким образом, личное имя Бога «Яхве» подразумевает Его абсолютную Божественную природу.

То, что Бог, несмотря на тот факт, что Иисус по Своей природе был как все люди, умер на кресте и отказался от Своей Божественной природы, дал Ему Свое собственное личное имя после унижения на Кресте, указывает на то, что Иисус имел такую же природу абсолютного Божества, как и Бог.

В Библейские времена, «когда кто-то давал свое собственное имя другому человеку, то это означало объединение этих двоих в очень близкое единство» [Steven Barabas, «name». «The New International Dictionary of the Bible», ed. by Merrill C. Tenney and J. D. Douglas, p. 690]. В данном случае это означает, что Бог и Иисус объединились в полное единство одного характера. Иисус заявил об этом единстве характера, когда сказал: «Я и Отец Одно» (Иоан.10:30).

Все то, что мы рассмотрели относительно двух способов, использованных Богом для превознесения Христа, подсказывают следующие заключения: возведя Иисуса на положение обладания Божественной природой и, дав Ему Свое собственное личное имя, Бог ясно указал на то, что Иисус из Назарета — Тот самый Человек, Который был унижен посредством воплощения в человеческую природу, отвержения и распятия, имеет такой же характер, как и сам Бог, и, таким образом, Он — абсолютный Бог.

Утверждение Павла в ст.10 и 11 открывает нам, что Бог преднамеренно превознес Иисуса таким образом, чтобы перед «именем Иисуса» преклонилось каждое творение в небесах, на земле и под землею, и поклонялось Ему, и признало, что Иисус Христос есть Бог (Пс.94:1; Ис.45:23).

Фил.2:10-11 — » …дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Бог предначертал, что в будущем все ангелы и люди независимо от того, где они сейчас находятся, включая и злых ангелов в местах наказания, отдадут почтение Тому, Кого Он превознес. Павел подчеркивал, что это поклонение и признание Божественной сущности будут сотворены «пред именем Иисуса» (букв. перевод). Это будет сделано во имя, которое Христос носил как человек в дни Его унижения на земле, имя, которому многие противились, которое презирали и отвергали.

Таким образом, все ангелы и люди, включая тех, кто враждебен Иисусу, засвидетельствовали свое почтение и тем самым признали, что Человек, Который был унижен и отвергнут, теперь превознесен над ними.

Посредством всего сказанного выше, Бог превозносит человеческую природу и человеческое имя Иисуса от унижения к прославлению.

Евр.1:3-4 — «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя».