5. Деятельность святых ангелов

Деятельность святых ангелов по отношению к Богу

Св. Писание говорит о нескольких действиях святых ангелов по отношению к Богу.

Во-первых, и, прежде всего, они поклоняются и почитают Бога Отца.

Апостол Иоанн видел 4 животных, 24 старца и всех святых ангелов, поклоняющихся Богу Отцу на Его престоле (Отк.4:8-11; 5:13-14; 7:11-12).

Всем Божьим ангелам повелевается славить Его (Пс.148:2). Множество святых ангелов, явившихся пастухам из Вифлиема, славили Бога и возтдавали Ему славу (Лук.2:13-14).

Во-вторых, в Библейские времена святые ангелы также время от времени сообщали волю Божью людям. Например, ангел, явившийся женщинам у пустой гробницы в день воскресения Иисуса, велел им быстро идти и рассказать Его ученикам о том, что Он воскрес из мертвых (Мат.28:5-8).

Более того, ангел Гавриил сказал Захарию, отцу Иоанна Крестителя, как он должен назвать своего сына (Лук.1:11-13, 19) и сообщил деве Марии Божью волю относительно нее (Лук.1:26-38).

В-третьих, деятельность святых ангелов направлена на то, чтобы претворить цели Божьи в жизнь, повинуясь Его повелениям (Пс.102:20, 21).

Передача закона Божьего Израилю через Моисея на горе Синай была также долгом ангелов. В связи с этим в Св. Писании появляются следующие комментарии: «Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона» (Вт.33:2). (Нужно обратить внимание на то, что слово, которое переводится как «святые», в данном контексте относится к святым ангелам, как указывается следующей Библейской цитатой).

«Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище» (Пс.67:18).

«Вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили» (Деян.7:53).

«Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал.3:19).

«Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние… » (Евр.2:2)

Стиль этих стихов, похоже, указывает на то, что на горе Синай Бог передал Моисею закон с помощью ангелов-посредников.

В-четвертых, святые ангелы также могут превратить в действие наказание Божье. Например, в дни Давида ангел поразил Израиль наказанием Божьим — пошестью (2Цар.24:15-17). В продолжении будущей семилетней Скорби ангелы Божьи будут приводить в действие Его трубы и чаши наказания для земли (Отк.8-16).

Деятельность святых ангелов по отношению к Христу

Святые ангелы были, есть и будут активно связаны с Христом.

Во-первых, они поклоняются Ему. Бог Отец повелел всем Своим ангелам поклоняться Иисусу Христу (Евр.1:6). Апостол Иоанн видел 4 животных, 24 старца и всех святых ангелов, поклоняющихся Иисусу Христу как Агнцу, Который был заклан (Отк.5:8-13). Бог Отец превознес Его и дал Ему наивысшее имя, чтобы каждый ангел, даже падшие злые ангелы, преклонились перед Иисусом Христом в поклонении и признании Его (Фил.2:9-11).

Bо-вторых, ангел Гавриил предсказал сверхъестественное зачатие и непорочное рождение Иисуса Христа (Лук.1:26-38).

B-третьих, ангел Божий объяснил Иосифу о совершении сверхъестественного зачатия через Марию, которая была его помолвленой женой, и повелел не оставлять ее (Мат.1:18-25). Таким образом, Бог обеспечил Иисуса крепкой семьей и домом на время Его детства.

В-четвертых, ангел объявил Божий выбор относительно человеческого имени Иисуса и тот факт, что Он будет Спасителем грешных людей (Мат.1:21).

В-пятых, ангел сообщил о рождении Иисуса вифлеемским пастухам.

Ангел утверждал, что его новость благая и должна принести великую радость всем людям. Он также указал на то, что данная новость была благой вследствие того, кем был этот новорожденный Младенец: Спаситель Мессия (Лук.2:8-12). Как только ангел сообщил это известие, к нему присоединилось многочисленное воинство святых ангелов. Они славили Бога в вышних, отдавая Ему славу и провозглашая мир для людей на земле. Все это как следствие рождения Иисуса Христа (Лук.2:13-14).

В-шестых, ангел обеспечил защиту Иисусу Христу, когда Он был Младенцем. Так как Бог знал, что царь Ирод попытается убить Иисуса, то Он послал ангела к приемному отцу Иисуса Иосифу и повелел ему увести Младенца и Его матерь в Египет, пока не минует опасность. Когда Ирод умер, ангел велел Иосифу возвратить Младенца и Его матерь в Израиль (Мат.2:13,19-20).

В-седьмых, святые ангелы служили Иисусу Христу, когда Он был оставлен после искушения сатаной (Мат.4:11; Мр.1:13).

В-восьмых, ангел спустился с небес для того, чтобы укреплять Иисуса во время Его борения в Гефсимании (Лук.22:43).

В-девятых, святые ангелы были свидетелями и глашатаями телесного воскресения Иисуса Христа из мертвых (Лук.4:1-10, 22-23; Иоан.20:11-13).

В-десятых, два святых ангела служили Иисусу Христу во время Его вознесения на небеса (Деян.1:10-11).

В-одиннадцатых, в будущем святой архангел будет сопровождать Иисуса Христа, когда Он спустится с небес, чтобы в воздухе восхитить Свою Церковь от мира (Еф.4:16-17).

В-двенадцатых, великое воинство святых ангелов будет сопровождать Иисуса Христа во время Его славного Второго Пришествия на землю после будущей Великой Скорби (Мат.24:29-31; 25:31; 2Фес.1:7).

Деятельность святых ангелов по отношению к народам

При жизни пророка Даниила сверхъестественное существо явилось ему и сказало следующие слова: «…не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.1:12-13).

» …знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:20:21).

«Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением» (Дан.11:1).

В другом случае Даниилу было сказано следующее: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан.12:1).

Нужно обратить внимание на то, что стиль разговора этого сверхъестественного существа, говорившего с Даниилом, указывает на различие между князем царства персидского и персидскими царями (Дан.10:13). Иными словами, князь не был человеческим царем Персии.

Так как сверхъестественное существо классифицировало Михаила как князя, и так как Михаил помогал сверхъестественному существу бороться с князем царства персидского (Дан.10:13,20-21), а также вследствие того, что Св. Писание ясно называет Михаила архангелом (Иуд.9), то, очевидно, что князь царства персидского также был ангелом, но злым. Это же можно сказать и о князе Греции (Дан.10:20-21).

Даниилу было сказано, что Михаил — его князь и князь детей его людей (Дан.10:21; 12:1).Это означает, что Михаил — великий ангел, которого Бог назначил на должность князя над народом Израиля.

Слово «князь» в данных местах книги Даниила означает могущественного святого или злого ангела, назначенного Богом или сатаной на должность управления народами. Святые ангелы назначаются Богом для того, чтобы влиять на решения и поступки народов в соответствии с Божьей волей. Злые ангелы назначаются сатаной также для того, чтобы влиять на решения и поступки народов в соответствии с волей сатаны.

Перечисленные места книги Даниила также открывают нам то, что эти святые и злые ангельские князья воюют друг с другом за дела народов.

Ссылаясь на это, Франц Делитч написал: «Ангелы состязаются за власть над народами и царствами, чтобы направлять их на путь Божий или же уводить их от Бога» [Franz Delitzsch, «Biblical Commentary on the Prophecies of Isaiah», Vol. I, trans. by James Martin, p. 434]. Св. Писание не говорит, каким образом они воюют друг с другом. Оно просто указывает на факт совершения подобной войны.

В то время, когда Персия правила Израилем, Аман, убежденный антисемит, был поставлен на высокую должность в Персидском правительстве (Есф.3:1-6). Он убедил царя выдать указ об уничтожении всех евреев 13 дня месяца Адара (Есф.3:7-15). Весь израильский народ должен был быть целиком уничтожен за один день.

По провидению Божьему молодая израильтянка по имени Есфирь стала царицей, любимой женой Персидского царя (Есф.2:17). С помощью ее влияния царь выдал указ о том, что евреям позволялось защищать себя от их убийц (Есф.7:8). Иудеи защитили себя, и в результате, Израиль был сохранен как народ (Есф.9:11-19). Каждый год евреи по всему миру отмечают праздник «пурим», чтобы праздновать избавление от полного уничтожения, имевшего место, когда они были под властью Персии (Есф.9:20-32).

Запись об этих впечатляющих событиях в книге Есфирь не имеет никаких упоминаний о деятельности ангелов.

Все же две вещи кажутся очевидными, принимая во внимание то, что открыто в 10-ой главе книги Даниила.

1. В конечном счете, персидский указ об уничтожении Израиля был результатом влияния злого ангельского князя Персии на политику страны.

2. Предусмотренное избавление Израиля было результатом борьбы небесного существа Михаила, святого ангельского князя Израиля, с князем Персии.

В продолжении того отрезка времени, когда Греция и еще одно царство, упоминаемое в Дан.10, доминировали в древнем мире, Антиох Епифан, греко-сирийский правитель, жестоко обошелся с Израилем. Антиох запретил евреям поклоняться Богу Израиля и повелел им поклоняться греческому богу Зевсу. Он разграбил и осквернил Божий храм, сделав его храмом Зевса, построил языческий жертвенник над жертвенником Божьим и повелел, чтобы ежедневную жертву заменило жертвоприношение свиней. Он сжег и снес большую часть Иерусалима. В некоторых случаях по его приказу убивали большое количество евреев, а еврейские женщины и дети продавались в рабство.

В конце концов, евреи добились успеха в борьбе за освобождение своего народа от этого греко-сирийского угнетателя и его сил. Они очистили храм и восстановили поклонение Богу Израиля. Каждый год евреи по всему миру исполняют праздник огней «ханукка», празднуя это избавление их народа от жестокой политики Антиоха, когда они были под властью Греции.

Запись о притеснении Израиля Грецией и его освобождении можно найти в апокрифических 1 и 2 книгах Макковеев. И снова поучительно практическое применение Дан.10. Жестокое отношение Антиоха Епифана к Израилю было результатом влияния ангельского князя Греции на политику этого царства. Избавление Израиля было результатом борьбы небесного существа Михаила, святого князя Израиля с князем Греции.

Отк.12 говорит о том, что в продолжении второй половины семи лет Великой Скорби сатана будет в значительной мере преследовать Израиль, пытаясь уничтожить его. Например, ближе к концу Великой Скорби сатана, антихрист и лжепророк пошлют бесов (злых ангелов) по всему миру с целью повлиять на правителей всех народов, чтобы они собрали военные силы против Израиля (Отк.16:12-16). Вследствие подобных неистовых нападок на Израиль, Михаил должен будет «восстать» посреди времени Скорби, чтобы предпринять все усиленные действия для предотвращения полного уничтожения Израиля (Дан.12:1) [задание Михаила — оберегать во время этого гонения]. В будущем, также как и в прошлом, сатана и Бог будут назначать ангелов-князей для народов, чтобы влиять на их политику в пользу сатанинских или Божьих целей в отношении истории мира.

Присутствует ли такая деятельность ангелов относительно народов в настоящее время? Существует веская причина, чтобы согласиться с присутствием такой деятельности. Период Второй мировой войны может служить примером усиленной деятельности ангелов в связи с международными отношениями. Несколько научных книг и телевизионных документальных фильмов засвидетельствовали причастность Гитлера и нацистов к оккультизму. Вследствие того, что практика оккультизма подвергает людей бесовскому влиянию, можно заключить, что Гитлер и нацисты подвергали себя усиленному влиянию злых ангелов.

Зная, что сатана назначает злых ангелов над народами для оказания на них такого влияния, чтобы они, в свою очередь, угрожали Израилю, мы можем понять, что именно, в конце концов, подтолкнуло Гитлера и нацистов к уничтожению Израиля на протяжении всего фашистского геноцида.

Конечно же, совершенно бесчеловечная ликвидация приблизительно 6 млн. евреев может быть объяснена лишь с помощью влияния бесов (злых ангелов).

По-видимому, Бог назначил Михаила и возможно других ангельских князей сражаться с этими злыми ангельскими князьями и влиять на решения союзных народов сформировать объединенные силы, чтобы сокрушить Гитлера и его силы.

Слушая новости, мы воспринимаем лишь видимую, человеческую часть воздействия на дела народов и международные события. В то же время, мы находимся в полном неведении относительно очень реального, но невидимого участия ангелов, которые мощно влияют на те же дела и события и, таким образом, на нашу жизнь.

Сидни Х. Т. Пейдж писал: «Описание князей народов в книге Даниила открывает, что ход человеческой истории не определяется исключительно решениями, принятыми людьми, потому что существует невидимые измерения реальности, с которым также нужно считаться. В частности, во вселенной существует сила, которая имеет пагубное влияние в социально-политической области, особенно в области, относящейся к детям Божьим.

Тем не менее, сила этих злых инстанций ограничена, потому что им противостоят непревзойденные силы добра» [Sydney H. Page, «Powers of Evil», p.64].

В Мат.24:31 Иисус Христос говорил о другом виде деятельности святых ангелов по отношению к народу, которая будет иметь место еще в связи с Его вторым пришествием как Сына Человеческого после времени Великой Скорби (ст.29-30) — » …и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».

В этом утверждении Иисус говорил о будущем исполнении пророчеств, аписанных в Ис.11:11-12 и 27:12-13. В этих местах Бог предсказал сбор всего живущего остатка верующих с четырех концов земли во время второго пришествия Мессии. Бог сказал, что этот сбор произойдет вместе со звучанием «великой трубы» (буквальный перевод еврейского текста). Таким образом, Иисус учил о том, что во время Его Второго Пришествия святые ангелы соберут народ израильский со всего мира на его историческую родину [при углубленном изучении Мат.24:31 нужно рассматривать в контексте его эсхатологического содержания].

Деятельность святых ангелов по отношению к Церкви

Святые ангелы наблюдают за делами Церкви. Священное Писание говорит о том, что это включает несколько задач.

Во-первых, ангелы наблюдают за тем, что происходит с руководством церкви. Апостол Павел писал:

1Кор.4:9 — «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков».

Это место, похоже, указывает на то, что ангелы наблюдают за гонениями и даже мученичеством служителей церкви, стоящих на стороне Божьей истины.

Во-вторых, ангелы наблюдают за тем, что делают служители церкви.

Апостол Павел передал следующее требование Тимофею, молодому служителю церкви:

1Тим.5:21 — «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию».

Это требование указывает на то, что Бог Отец, Иисус Христос и святые ангелы наблюдают за тем, как служители церкви исполняют свой долг.

Поэтому служители должны быть внимательны, чтобы правильно вести дело церкви.

В-третьих, могущественные ангелы в различных небесах, наблюдая за Церковью, постигают Божью премудрость. Апостол Павел писал:

Еф.3:10 — «…дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия».

Слово «многоразличная» в выражении «многоразличная премудрость Божия» буквально означает «самая разнообразная» [Heinrich Seesemann, «polupoikilos», «Theological Dictionary of the New Testament», Vol. VI, ed. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W Brorniley, p. 523]. В свете этого значения, Генрих Сеесеманн говорит о том, что в Еф.3:10 апостол Павел говорит о мудрости Божьей, проявившей себя «как неизмеримо разнообразную и такую, которая превосходит все предыдущее знание о этом» [Ulrich Wilckens, «sophia» , «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. VII, ed. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 523]. Иными словами, так как эта мудрость Божья была настолько уникальна и не была явлена до определенного момента времени, то даже могущественные ангелы в небесном царстве ничего не знали о ней на протяжении прошедших веков.

Утверждение Павла означает, что эта уникальная мудрость Божья теперь известна могущественным ангелам с помощью Церкви. Контекст Еф.3:10 объясняет, как это произошло. В контексте Павел учит о том, что Своей мудростью Бог усмотрел путь для того, чтобы убрать вражду, которая разделяла иудеев и язычников друг от друга на протяжении веков — через смерть Своего Сына Иисуса Христа (Еф.2:11-17).

В результате смерти Христа верующие евреи и язычники имеют равный доступ к Богу, а также собраны вместе в мире как равные в одно Тело, Церковь (2:15-3:9).

Суть этого учения заключается в том, что лишь Бог имел уникальную мудрость, необходимую, чтобы придумать путь для уничтожения вражды, существовавшей на протяжении веков между евреями и язычниками, и собрать их вместе в мире и равноправии в одном Теле.

Посредством этой мудрости Бог придумал способ в минувшей вечности (Еф.3:10-11), но эта мудрость не была явлена Его творению до тех пор, пока верующие евреи и язычники не были собраны вместе в одном теле.

Таким образом, даже могущественные ангелы ничего не знали о данной уникальной мудрости Божьей, пока после смерти Христа не начала существовать Церковь. Ангелы познавали Божью мудрость, наблюдая за созиданием Церкви. В свете этого Ульрих Вилкенс говорит, что «явление этой мудрости произошло посредством церкви, в которой объединены евреи и язычники» [Werner Foerster, «exousia» «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. II. ed. by Gerhard Kittel, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 573].

В-четвертых, ангелы присутствуют на церковных служениях, наблюдая за тем, как действует церковь. Павел говорит об этом в 1Кор.11. В данной главе апостол дает повеление в отношении правильного порядка совершения богослужебных собраний в церквях. Он представил правильное служение, обращаясь к вопросу о надлежащем порядке для мужчин и женщин, когда они служат на общих собраниях.

Павел представил этот вопрос в ст.3, объяснив исполнительную структуру власти, предназначенную Богом для вселенной. По функции Глава Христа — это Бог Отец, основополагающий Глава каждого человека — это Христос, а основной глава жены — муж.

В ст.4-16 апостол объясняет применение этой функциональной действующей структуры власти для мужчин и женщин, когда они служат на общих богослужебных собраниях церкви. Мужчины не должны покрывать свою голову во время служения (ст.4,7).

Для женщин же, наоборот, надлежащий образ служения на общих богослужениях, где присутствуют мужчины, — это иметь покрытие на голове (ст.5-6).

Павел назвал причины подобных различий в служении (ст.7-16). Все они по своей природе не относятся к культуре. Некоторые были заложены во время сотворения, до существования человеческой культуры. Одна из причин имеет отношение к ангелам, которые не принадлежат к человеческой культуре — «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (ст.10).

Так как в ст.5-6 Павел говорит о том, что женщины, служащие на общем собрании, должны покрывать свои головы, он использовал слово, которое переводится как «власть» в ст.10 в качестве синонима этого покрова. Таким образом, в данном контексте апостол указывал на то, что покрытие головы женщины было знаком или символом действующей над нею власти.

Так как женщина должна иметь покрытие на своей голове, то это покрытие символизировало главенство действующей власти, которую Бог предназначил для мужчины над женщиной, как это объясняется апостолом в 3-м стихе. В соответствии с Вернером Форстером, два факта объясняют значение 10-го стиха.

1. Контекст указывает на то, что ст.10 — это часть обсуждения вопроса о покрытии головы относительно одной главной точки зрения, а именно относительно взаимоотношений между женщиной с мужчиной.

2. Нужно взглянуть на выбор слова «должна», потому что у Павла это не просто внешнее принуждение, но обязательство… Весьма вероятно, что в данном стихе Павел говорит о нравственном долге женщины, а не о каком-то виде налагаемого принуждения».

В свете этого, Вернер Форстер делает следующее заключение: «Единственная альтернатива заключается в том, что покрытие головы — это знак подчинения женщины мужчине, то есть, что мужчина — глава женщины. И в этом заключается значение использованного Павлом слова, которое переводится как «власть» для обозначения покрытия головы».

Тогда, похоже, что апостол давал следующее наставление: когда женщина принимает участие в общих богослужениях церкви, где присутствуют мужчины, то она должна иметь на своей голове символ власти, признавая этим, что она находится под главенством исполнительной власти мужчин этой церкви, а также чтобы показать, что она своим служением не хочет ниспровергнуть или похитить у Бога предназначенное для мужчин главенство исполнительной власти.

Так как одной из причин, названной Павлом в отношении данной практики было, «для ангелов», то мы должны задать следующий вопрос: «Какое возможное отношение могут иметь ангелы к данному вопросу? Так как Павел назвал эту причину после того, как сказал, что покрытие головы — это символ исполнительной власти, то видимо, существует какая-то связь между вопросом об исполнительной власти и ангелами.

Самыми первыми созданиями Божьими, восставшими против структуры исполнительной власти, предназначенной Им для вселенной, были сатана и его злые ангелы. Целью этого восстания было свержение Божьего главенства действующей власти над вселенной, чтобы сатана мог похитить эту власть у Него.

В свете понимания цели восстания ангелов, похоже, что Павел указывает на то, что Бог хочет, чтобы христианки были примером для ангелов как созданий Божьих и желали подчиниться Его структуре исполнительной власти в церкви и, в свою очередь, во вселенной. Этот пример включает в себя тот факт, что они не восстают и не пытаются свергнуть или похитить главенство действующей власти, которую Бог предназначил для мужчин.

Это наставление Павла означает, что ангелы присутствуют на церковных собраниях, наблюдая за тем, как действует церковь.

Деятельность святых ангелов по отношению к верующим

Как отмечено в предыдущем разделе, в Евр.1:14 утверждается, что святые ангелы, «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» Это означает, что Бог посылает Своих ангелов для того, чтобы служить отдельным святым.

До того как Св. Писание было полностью закончено, Бог время от времени посылал святых ангелов как посланников для того, чтобы Его воля стала известна отдельным святым.

Пример

Бог послал ангелов, чтобы сообщить Свою волю отцу Иоанна Крестителя (Лук.1:5-20); деве Марии (Лук.1:26-38); Иосифу (Мат.1:18-25; 2:13-21).

Существует, по меньшей мере, три способа, какими святые ангелы служили отдельным верующим в прошлом и продолжают служить сегодня.

Во-первых, ангелы охраняют и оберегают святых. В Пс.90:10-11 содержится обещание, данное Богом Его ангелам относительно Его людей, об их охране и защите от зла. Библия содержит несколько случаев того, как Бог исполнил Свое обещание.

Примеры

Господь послал ангелов для избавления Лота и его семьи от уничтожения Содома (Быт.19:1-25). Он послал ангела, чтобы защитить Даниила от ярости львов (Дан.6:16-22). Он послал ангелов, чтобы освободить из заключения апостолов и Петра (Деян.5:17-20; 12:1-11).

Назначен ли каждому отдельному верующему собственный личный ангел-хранитель на протяжении всей жизни? Возможно, это так. Еврейские верующие раннехристианской Церкви, по-видимому, верили в реальность этого. После освобождения из темницы Петр отправился к дому Иоанна Марка и его матери, где верующие имели молитвенное общение. Когда девушка услышала у ворот голос Петра, она прервала собрание и обьявила, что здесь Петр. Верующие настаивали на том, что это не Петр, а «ангел его» (Деян.12:12-15). То, что они использовали притяжательное местоимение «его», похоже, указывает на то, что они верили, что Петр имел своего личного ангела.

В другом случае, когда Иисус говорил о маленьких детях, Он сказал, что «Ангелы их на небесах» (Мат.18:10). То, что Он использовал притяжательное местоимение «их», может означать, что каждый ребенок имеет своего личного ангела. Вопрос о том, имеет или нет каждый человек своего собственного ангел-ахранителя в жизни, в действительности не имеет большого значения.

Решающее значение имеет тот факт, что каждый человек, наследующий спасение, на протяжении всей своей жизни охраняем и оберегаем посредством деятельности как одного, так и нескольких ангелов. Когда верующие обретут славу, то они, возможно, придут в изумление, когда узнают, сколько раз в этой земной жизни защита ангелов охраняла их от реда и конечной физической смерти.

Во-вторых, святые ангелы содействуют молитвам святых. Апостол Иоанн видел в небесах ангелов, имевших золотые чаши, наполненные молитвами святых, и ангела, приносящего фимиам молитв всех святых на золотой жертвенник перед престолом Бога (Отк.5:8; 8:3). Эти видения, похоже, указывают на то, что святые ангелы собирают молитвы святых в небесах и приносят их как благоуханную жертву Богу. Таким образом, они содействуют молитвам святых.

Более того, святой ангел освободил Петра из темницы, в то время когда святые церкви молились. По-видимому, ангелы приводят в исполнение некоторые Божьи ответы на молитвы святых (Деян.12:1-12).

В-третьих, святые ангелы доставляют души умерших святых в небеса. Иисус в Своей притче о Лазаре и богатом человеке сказал, что когда умер Лазарь, то ангелы доставили его в лоно Авраамово (Лук.16:22). По-видимому, сегодня, когда душа святого отделяется от его тела во время смерти, ангелы доставляют эту душу в присутствие Господа в небесах. Это означает, что верующий не остается один после своей смерти. Относительно этого служения ангелов святым Павел утверждал, что покинуть тело означает прийти в присутствие Господа (2Кор.5:8) Эти важные виды служения ангелов по отношению к святым подсказывают вывод о том, что мы в долгу перед ними, но в большей мере мы в долгу перед Богом за то, что Он послал их для служения нам.

Это для нас еще одна сторона Божьей благодати.

Деятельность святых ангелов по отношению к неверующим

Деятельность святых ангелов по отношению к неверующим в основном, если не единственно, заключается в исполнении суда. Например, херувим препятствовал падшему человеку в доступе к дереву жизни в Едемском саду (Быт.3:24). Ангелы играли ключевые роли в исполнении наказания над Содомом и Гоморрой (Быт.19:10-25). Ангел поразил смертельной болезнью царя Ирода Агрипу Первого, так как он согласился с тем, что некоторые из его подчиненных приписывали ему божественную сущность (Деян.12:20-23). Святые ангелы будут исполнять наказание Божьих труб и чаш по отношению к неверующему миру во время Великой Скорби (Отк.8-18). Во время Второго Пришествия Христа на землю, непосредственно после Великой Скорби, Его ангелы возьмут всех живых неверующих с земли и ввергнут их в ужасное место наказания (Мат.13:24-30,36-43,47-50; 24:29-31,37-41; 25:31-46).