6. Деятельность злых ангелов

Деятельность злых ангелов по отношению к Богу

Существует, по меньшей мере, два основных вида деятельности злых ангелов по отношению к Богу.

Во-первых, они противостоят Богу. На протяжении всей истории они пытались взять верх над Его волей и все еще продолжают искать возможности свергнуть Его как наивысшего Владыку вселенной. Сатана, начавший свое восстание против Бога, предположил, что он может стать как Всевышний, быть самым большим хозяином. Злые ангелы воюют со святыми ангелами, которых Бог назначает влиять на политику народов в соответствии с Его волей. Сатана неоднократно препятствовал апостолу Павлу возвратиться к фессалоникийским святым для совершения там Божьего служения (1Фес.2:18). Без сомнения, злые ангелы и сегодня препятствуют Божьим служителям выполнять Его труд в мире.

Во-вторых, иногда, когда злые ангелы активно пытаются сорвать Божьи планы, они в действительности исполняют Его волю.

Пример

Когда сатана подвергал нападкам Иова и пытался заставить его проклясть Бога, в действительности он выполнил Божью волю. Бог хотел испытать Иова, чтобы показать истину Своему врагу сатане. Поэтому Елмер Б. Смик, говоря о сатане как об обвинителе и противнике Иова, написал следующее относительно записанного в Иов.1: «Не сатана, а Господь был инициатором испытания Иова; потому что Господь говорит в ст.8: «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». Утверждение Бога о том, что Иов Его раб, значит больше, чем рабство; это значит, что Бог и Иов постоянно поддерживают отношение завета, основанного на торжественных обетах… Здесь Господь видит возможность косвенным образом достигнуть Своей цели. Цель заключалась не только в том, чтобы испытать Иова и поставить на этом точку, но в том, чтобы предоставить Иову возможность почтить своего Господа, которому он дал торжественное обещание верности.

Эта верность становится значительной частью вселенской борьбы между противником Иова и Господом. Проклянет ли Иов Бога или нет?… Сатана намекал, что верность Иова лицемерна — ст.9: » …разве даром богобоязнен Иов?» Если бы только Бог убрал защитную ограду, которую Он поставил вокруг Иова (ст.10-11), то этот «преданный» раб непременно проклял бы Бога в лицо — «Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» Нападки на Иова — это нападки на Бога; также как и единственный способ подтверждения лживости сатаны — посредством Иова [Elmer B. Smick, «Job», «The Expositor's Bible Commentary». Vol. IV, ed. by Frank E. Gaebelin, p. 880].

Еще один пример

Еще один пример того, как злой ангел случайно послужил Божьей воле, можно найти в 1Кор.5. Человек в Коринфской церкви упорно жил в открытых скандальных незаконных половых отношениях (ст.1): «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего».

Очевидно, что этот человек отказывался прекратить свой грех.

Бог не мог позволить, чтобы тот, кто был известен как христианин (ст.11), продолжал бесславить имя Бога и Христа перед миром.

«Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».

Поэтому Павел как авторитетный апостол Христа решил в отношении этого человека: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (ст.3-5).

Очевидно, что этот упорный нераскаянный грех относится к той категории, которую апостол Иоанн назвал «грех к смерти» (1Иоан.5:16).

Конечно же, сатана очень хотел бы получить разрешение причинять физическую смерть верующему и таким образом избавить землю от детей Божьих; однако причинение им смерти человеку, о котором говорится в 1Кор.5, было бы службой Богу.

Третий пример

Павел приводит третий пример того, как злой ангел в действительности совершал работу для Бога, подвергая нападкам одного из Его рабов — 2Кор.12. Так как Павлу было дано очень много откровений от Бога, то существовала опасность того, что он мог возгордиться. Гордость Павла разрушила бы эффективность Божьего служения через него; поэтому апостол был подвержен испытанию через немощи. В ст.7 он описывает свое положение следующим образом: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился».

Это может означать, что сатана поразил Павла данной немощью с помощью одного из своих злых ангелов. В трех различных случаях Павел просил Бога избавить его от данной немощи, но Господь отказался сделать это (ст.8-9).

«Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».

Данный отказ указывает на то, что воля Господня в отношении Его раба заключалась в том, чтобы он имел эту немощь, чтобы эффективность Божьего служения через него не была уменьшена гордостью.

Мюррей Дж. Харрис написал относительно этой проблемы Павла: «Удивительно то, что Павел мог говорить о своем недуге как о данном от Бога и в то же время «об ангеле сатаны». Это может быть аргументом в поддержку мнения о том, что данная болезнь была какой-то физической болезнью, так как в 1Кор.5:5 (ср. с 1Кор.11:30; 1Тим.1:20) сатана выступает в роли средства, с помощью которого Бог налагает дисциплинарный недуг (ср. Иов.2:10) [Murray J. Harris, «2 Corinthians», «The Expositor's Bible Commentary», Vol. X, ed. by Frank E. Gaebelin, p. 396].

Все три примера иллюстрируют важные принципы. Сатана и его злые ангелы не могут подвергать нападкам детей Божьих без позволения Бога.

Когда Бог дает Свое разрешение, то злые ангелы строго ограничены в том, что Он допускает. Они не могут выходить за те рамки, которые определяет Бог. И последнее. Когда Бог дает Свое позволение, Он делает это с добрым намерением.

Деятельность злых ангелов по отношению к святым

Как было ясно показано на примерах из книги Иова, 1Кор.5, и 2Кор.12, злые ангелы со всей очевидностью подвергают нападкам святых.

В добавление к этим отдельным примерам, другие Библейские места указывают на ту же истину.

В Еф.6:11-13 апостол Павел дает верующим следующие повеления: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять».

Выражение «козни диавольские» означает методы сатаны, вводящие в заблуждение, которые он использует для того, чтобы попытаться взять верх над святыми в духовной войне [F. F. Bruce, «The Epistle to the Ephesians», p. 127]. Сатана не достаточно могущественен для того, чтобы победить Бога при встрече лицом к лицу, но он более могущественен и разумен, чем дети Божьи сами по себе. Поэтому, для того чтобы нанести удар Богу, сатана пытается ввести святых в грех с помощью искусства обольщения. Дети Божьи сами по себе не могут устоять перед обманом сатаны, поэтому Бог предусмотрел способы, с помощью которых они могут выстоять против превосходящей силы и разума противника — «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:11).

Во-первых, в ст.12 Павел объясняет, почему верующие должны облечься во всеоружии Божие.

Еф.6:12 — » …потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».

Они вступили в духовное столкновение со сверхъестественными существами. Павел использует глагол настоящего времени для того, чтобы указать, что это продолжается на протяжении всей жизни. Слово, которое переводится как «брань» объясняет природу столкновения. Оно происходит от глагола, который значит «раскачиваться» или «бросать» и означает поединок, в котором две стороны состязаются до тех пор, пока один из противников не бросит другого на спину и прижмет его [A.T. Robertson, «Word Pictures in the New Testament», Vol. IV, p. 550]. Апостол указывал на то, что противники верующих в этой духовной войне — не просто люди. Описание этих противников указывает на то, что это могущественные злые ангелы, пребывающие в одном из небес.

Павел ясно говорит, что эти ангелы — злобные правители тленного, духовной тьмы, характеризующей современную мировую систему.

Верующие же, наоборот, полны света и должны жить, как дети света (Еф.5:8). Живя так, они являют свидетельство света Божьего людям, которых сатана держит во тьме. Сатана ненавидит эти свидетельства света, поэтому он посылает своих злых ангелов сражаться со святыми, чтобы попытаться удержать их от жизни как детей света. Это сражение между двумя царствами: Божьим царством света и сатанинской империей тьмы.

Поэтому в данном месте Павел учит, что святые находятся в непрекращающемся сражении против полчищ злых ангелов. Будучи людьми, верующие не могут без сверхъестественной помощи твердо противостоять этим сверхъестественным нападениям. Поэтому Павел повелевает святым облечься во всеоружие Божье.

Во-вторых, другое место, которое говорит о том, что злые ангелы подвергают святых нападкам — это Рим.8:37-39.

«Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Здесь Павел перечислил все то, что, на наш взгляд, потенциально может отделить истинных верующих от любви Божьей. Для некоторых из этих вещей он использовал термины, которые относятся к бесам или злым ангелам.

Павел имел в виду, что злые ангелы атакуют верующих, преследуя цель отделения их от любви Божьей. Однако апостол ясно сказал, что злые ангелы никогда не смогут добиться своей цели по причине того, что Христос сделал для нас. Поэтому Эверетт Ф. Харрисон в своем комментарии к данному месту написал: «Бесы — это злые духи, подобные тем, о которых часто уоминается в Евангелиях. Будучи агентами и приспешниками дьявола, они бы очень желали отделить христиан от Христа, но не могут этого сделать» [Everett F. Harrison, «Romans», «The Expositor's Bible Commentary». Vol. X, ed. by Frank E. Gaebelin, p. 100].

В-третьих, Ап. Петр предупреждал верующих: 1Пет.5:8-9 — «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».

В-четвертых, сатана обвиняет святых перед Богом, когда те согрешают .

Откр 12:10 — «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь».

В-пятых, сатана искушает святых согрешить.

1Кор.7:5 — «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».

1Фес.3:5 — «Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш».

В-шестых, сатана использует различные методы, чтобы причинить верующим ущерб. 2Кор.2:11 — » …чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы».

В-седьмых, сатана требует, чтобы Бог позволил ему взвесить или испытать (подвергнуть испытаниям) святых, для того чтобы испробовать их веру на твердость [Ernst Fuchs, «siniadzo» «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. VII, ed. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, pp. 291-92]. Он сделал это с Иовом (Иов. 1:2), с Петром и его друзьями (Лук.22:31-32; слово «вас» в греческом тексте ст.31 стоит во множ. числе).

В-восьмых, сатана ставит силки или ловушки для служителей церкви, которые если попадаются в таковые, обесценивают или уничтожают эффективность совершаемого через них Божьего служения.

1Тим.3:7 — «Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую».

Сатана и его злые ангелы нападают на святых не только прямо, но также обходными путями. Иногда для выполнения своей работы сатана использует верующих.

Примеры

o Сатана спровоцировал Давида провести перепись в Израиле и таким образом возбудил Божий гнев против народа (1Пар.21:1-7).

o Он использовал Петра как средство общения, чтобы попытаться убедить Иисуса уклониться от смерти на кресте (Мат.16:21-23).

o Сатана подсказал Анании и Сапфире солгать Св. Духу (Деян.5:1-11).

Деятельность злых ангелов по отношению к сатане

Злые ангелы поддерживают сатану в его планах и намерениях, поэтому они выполняют его желание. На это указывает тот факт, что диавол назван «князем бесовским» (Мат.9:34; 12:24) и «князем, господствующим в воздухе» (Еф.2:2). Эти названия говорят о том, что сатана имеет власть править над воинством злых ангелов (Мат.25:41; Отк.12:7-9).

Деятельность злых ангелов по отношению к неверующим

Сатана и его ангелы выполняют ряд действий по отношению к неверующим.

Во-первых, сатана имеет власть над мировой системой, которая включает всех неспасенных. Иисус указал на это, назвав его князем «мира сего» (Иоан.12:31; 14:30; 16:11). Сатана имел власть предложить Иисусу управление мировой системой (Лук.4:5-7). По этой причине Ап. Иоанн сказал: 1Иоан.5:19 — «мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле».

Ап. Иаков предупреждал верующих не дружить с мировой системой, потому что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4).

Во-вторых, сатана играет роль духовного отца неспасенных (Иоан.8:44).

В результате, все неспасенные — его духовные потомки или дети (Мат.13:38-39; 1Иоан.3:10).

В-третьих, сатана пытается удержать неспасенных от спасения, похищая слово Божье, посеянное в их сердцах: Мат.13:19 — » …приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его».

Ослепляет ум людей по отношению к Евангелию:

2Кор.4:3-4 — «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».

Уводит весь мир с правильного пути с помощью обмана: Отк.12:9 — «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

С помощью своих ангелов придум ывает лжеучения: 1Тим.4:1 — «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским».

Маскируется под ангела света: 2Кор.11:14 — «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света».

Использует лжеучителей, которые принимают облик апостолов Христовых и служителей праведности: 2Кор.11:13-15 — «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их».

В будущем он будет удерживать многих неспасенных людей, дав антихристу и лжепророку возможность проявлять сверхъестественную силу, знамения, чудеса и неправедный обман.

С помощью этого многие будут обмануты, признают антихриста и поклонятся ему как богу (2Фес.2:9-10; Отк.13).

В-четвертых, злые ангелы (бесы) принимают участие в каждой лжерелигии (религии, которая не требует поклонения единому истинному Богу — Личности, Владыке, Творцу, Богу Библии). Несколько Библейских мест указывают на это.

Вт.32:12-18, где Израиль назван «Иешурун» — » …Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал» (Ис.44:1-2), — говорит о печальном упадке нации. После того, как люди были благословлены Богом большим материальным процветанием, они стали настолько самонадеянны, что стали упрямиться мысли о том, что должны находиться в правильных взаимоотношениях с Ним (ст.12-15). В результате, они «оставили», «презрели», «не помнили» и забыли Бога (ст.15, 18). Потом они возбудили в Нем ревность и гнев, поклоняясь ложным богам и приняв омерзительные обряды лжерелигий, относящихся к этим богам — «Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши» (ст.16-17).

В ст.17 ясно указывается на то, что, принося жертвы богам этих религий, они в действительности приносили жертвы «бесам» (злым ангелам). Участие в лжерелигиях разгневало Бога до такой степени, что Он пообещал подвергнуть Израиль ужасным наказаниям (ст.19-29).

Следующее место, указывающее на то, что злые ангелы участвуют в лжерелигиях — Пс.105:37-38. Здесь говорится о том, как народ Израиля в земле Ханаанской принял религии, связанные с идолами язычников (ст.35).

Служа идолам этих религий, израильтяне даже приняли языческий обычай приношения в жертву детей, обычай, который Бог ненавидит и называет мерзостью (Вт.12:31).

Они «проливали невинную кровь» своих детей, принося их в жертву на жертвенниках «идолам ханаанским» — стих 38. Стих 37 утверждает, что таким образом израильтяне «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (злым ангелам). Это возбудило гнев Божий настолько, что Он жестоко наказал народ израильский с помощью его иностранных врагов (ст.40-43).

Что можно сказать о народе, который жертвует своих детей на жертвенниках личной выгоды, удобств и эгоистичности посредством абортов и убийства новорожденных.

Третье место, которое открывает нам участие злых ангелов в лжерелигиях, это 1Кор.10:19-20. В ст.19 Павел говорит, что идолы лжерелигии ничего не стоят. Они просто материальные объекты, которые ничего сами по себе не могут сделать. Однако в ст.20 апостол указывает на то, что злые, сверхъестественные существа участвуют в религиях, относящихся к идолам.

Он ясно говорит, что жертвоприношение идолам, — это в действительности жертвоприношение «бесам». И поэтому те, кто ест жертвенную пищу в местах языческого служения, становятся друзьями и соучастниками бесов, относящихся к этой лжерелигии (слово, которое переводится как «общение» в ст.20, означает товарищ, напарник, участник). В свете данного учения Павла, Вернер Форстер написал: «За язычеством стоят бесы» [Wernеr Foerster, «daimon», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. II, ed. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 17].

В следующем месте Павел напоминает христианам в Коринфе, что когда они были язычниками, «то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас» (1Кор.12:2).

В соответствии с Чарльзом Ходжем, данный комментарий указывает на то, что в связи со своей прошлой лжерелигией коринфяне «находились под контролем влияния, которого не могли понять или которому не могли противиться» [Charles Hodge, «The First Epistle to the Corinthians», p. 240]. В. Гарольд Мар определил это влияние, когда написал: «Павел имеет в виду, что коринфяне испытывали влияние злых духов в своем прошлом языческом поклонении» [W. Harold Mare, «I Corinthians», «The Expositor's Bible Commentary». Vol. X, ed. by Frank E. Gaebelin, p. 261].

Так как коринфяне были греками, то изучение древнегреческой религии проливает свет на замечание Павла. Целью участия в некоторых из языческих религий было временное единство поклоняющегося человека с одним из богов или богинь [Erwin Rohde, Psyche: «The Cult of Souls and Belief in Immortality Among the Greeks», p. 258]. Считалось, что такое единство возможно либо в том случае, когда душа поклоняющегося человека временно покидала тело для того, чтобы объединиться с божеством, или же в том случае, когда божество временно входило и обретало контроль над телом человека.

Эрвин Род утверждал: «Данное верование заключалось в том, что подобное экзальтированное состояние ощущений могло вознести человека выше обычного уровня его повседневного сознания и поднять его к высотам неограниченного понимания и знания, чтобы далее (и это не отрицалось для человеческой души) в реальности, а не в фантазиях мгновение пожить жизнью божества» [Ibid., p. 291].

Во время такого состояния человек находится под контролем сверхъестественной силы. Эдвин Род говорил об этом опыте как о «восторженном и экзальтированном состоянии, которое охватывает чувства и порабощает волю и сознание, тех кто предоставил себя мощному влиянию Дионисия. Подобно непреодолимому потоку, который увлекает пловца, или подобно загадочной беспомощности, которая приводит мечтателя в уныние, магическая сила, ощущаемая в близости к богу, обрела полную власть над поклоняющимся и вела его, куда хотела. Все в окружающем мире преобразилось для него, он сам изменился» [Ibid., p. 286].

Наркотики были одним из способов вызывания подобного состояния, но в соответствии с Ервином Родом, «самым широко используемым способом, которым пользовались эти люди для получения желаемой интенсивности и возбуждения чувств, был неистовый возбужденный танец, продолжавшийся до изнеможения в темноте ночи, под аккомпанемент громкой музыки» [Ibid., p. 261].

Ервин Род описал пример таких способов: «Праздник проводился на вершинах гор, в ночной темноте, среди мерцающих и колеблющихся огней факелов. Слышались громкие и тревожные звуки музыки, удары бронзовых тарелок, глухой громоподобный грохот литавр, и все это пронизывал сводящий с ума «унисон» флейты… Возбужденный этой бредовой музыкой хор поклоняющихся, танцевал, пронзительно крича и ликуя. Мы не слышим ничего похожего на пение: неистовство пляски не оставляет место для обычных песен… Эти вдохновленные компании танцевали, собравшись в бешеные, кружащиеся, стремительные круги на склонах гор» [Ibid., p. 257].

Поклоняющиеся продолжали свой безумный танец до тех пор, пока сверхъестественная сила не сходила на них и не овладевала ими. Когда же это происходило, то последствием часто был каннибализм.

Таким образом, они буйно неистовствовали до тех пор, пока их чувства не накалялись до предела, и в «пугающем исступлении» они падали на животных, избранных в качестве жертв, и разрывали схваченную добычу на части. Затем схватывали зубами кровоточащую плоть и пожирали ее сырой [Ibid].

В Греции ужасный бог получал кровь человеческих жертв. Полностью не исчезли ни приношения крови человеческих жертв, ни внешние знаки бредового исступления, такие как пожирание сырой плоти, убийство и раздирание на части змей [Ibid., p. 285].

В свете Библейского откровения о деятельности бесов, становится очевидным, что эти люди были захвачены и управляемы бесами (злыми ангелами) в связи с их языческой религией. Миссионеры и христиане различных народов говорят о такой же деятельности и результатах, свидетелями которых они были лично среди сторонников нехристианских религий XX века. В каждом случае имели место также музыка и танец, которые и использовались в Древней Греции для вызывания бесовского состояния. В свете этого, можно ли назвать простым совпадением тот факт, что западный мир XX века испытывает взрыв языческого бесовского оккультного влияния и практики, включающй ритуальные жертвоприношения и употребление сырого мяса, только из-за вторжения того же типа музыки? Последнее место, говорящее об участии злых ангелов в лжерелигиях, — это Отк.9:20.

«Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить».

Оно указывает на то, что идолопоклонники будущего времени Великой Скорби в действительности будут поклоняться «бесам» (злым ангелам).

В-пятых, сатана использует неспасенных людей в качестве лжеверующих и лжеучителей для проникновения в поместные церкви и другие виды служения (Деян.20:28-31; Гал.2:4-5; 2Пет.2:1-3; 1Иоан.2:18-19; Иуд.3-4).

Посредством этого, он надеется уничтожить или свести на нет эффективность этих служений, искажая Евангелие, вызывая разделения, вводя неправильную практику и компрометируя, разбавляя и фальсифицируя Божью истину.

1Тим.4:1 говорит о том, что лжеучителя — это орудие бесов (злых ангелов). Это место говорит, что «духи обольстители» (злые духи, увлекающие людей от Божьей истины), работают через лжеучителей, а бесы — это источник лжеучений («учений бесовских», противоположных Св. Писанию; также 2Тим.3:13; 2Пет.2:1-3).

В-шестых, злые ангелы (демоны) овладевают некоторыми неспасенными людьми (Мат.8:16,28-31; 9:32; 12:22; 15:22; 17:14-18).

В-седьмых, сатана напрямую или же посредством своих ангелов, использует неспасенных людей для выполнения своей работы (включая убийства) в мире.

Примеры

o Сатана подсказал Каину совершить первое убийство в истории мира (Иоан.8:44; 1 Иоан.3:12).

o Он подсказал неспасенным врагам Иисуса попытаться убить Его (Иоан.8:40-44).

o Сатана вошел в Иуду, чтобы побудить его предать Иисуса (Лук.22;3-6; Иоан.12:2; 6:70-71) Сатана побуждает неспасенных людей говорить неправду (Иоан.8:44; Отк.3:9); богохульствовать (Отк.2:9); бросать верующих в тюрьмы (Отк.2:10); убивать святых (Отк.2:10, 13) и противиться проповеди Евангелия, для того чтобы удержать других неверующих от спасения (Деян.12:6-10).

В-восьмых, в продолжении времени Великой Скорби сатана будет пытаться уничтожить Израиль, включая всех неспасенных евреев. В Отк.12 апостол Иоанн записал два Богом явленные знамения. Одним из них был «большой красный дракон» (ст.3), который представлял сатану (ст.9 — «…древний змий, называемый диаволом и сатаною»). Другим знамением была женщина, одетая в солнце, стоящая на месяце и имеющая венец из 12 звезд на своей голове, родившая сына, который был восхищен к Богу в небесах, и который должен был править над всеми народами жезлом железным (ст.1-2,4-5).

Знамение о женщине основано на образности, которую мы находим в Ветхом Завете. Там Израиль изображается как женщина (Ис.54:5-6; Иез.16:6-14). О Иакове, (которого Бог переименовал в Израиля) говорится как о солнце; о Рахили, его жене, говорится как о луне; а о сынах Якова, главах 12 колен Израиля, говорится как о звездах (Быт.37:9-10). Эти образы указывают на то, что женщина, о которой говорится в Быт 12, представляет народ израильский, из которого был рожден Мессия, Который должен будет править над всеми народами железным жезлом (Пс.2:7-9; Отк.19:15).

Отк.12 говорит, что дракон (сатана) будет преследовать женщину — Израиль (ст.13), который убежит в пустынную местность, чтобы избежать этого преследования (ст.6, 14), и что сатана попытается уничтожить Израиль (ст.15). Попытки сатаны уничтожить Израиль будут длиться на протяжении 1 тыс. 260 дней (ст.6) или «времени, времен и полувремени». Иными словами, это будет продолжаться три с половиной года. Времена терминологии ст.14 соответствуют Дан.7:25 и 12:7, где говорится о второй половине семилетнего периода Великой Скорби. В свете этого, похоже, что Отк.12 указывает на то, что сатана будет пытаться уничтожить Израиль, включая всех неспасенных евреев в продолжении второй половины Великой Скорби.

Почему сатана будет пытаться уничтожить всех неспасенных в продолжении этого периода времени? Вследствие следующего плана, которого придерживается Бог: Бог не полностью поразит сатану, убрав его и его злое царство с земли; Он восстановит теократическое царство на этой планете до тех пор, пока неспасенный Израиль не покается (Зах.12-14; Деян.3:12-21).

Зная этот план Божий, сатана думает, что так как неспасенные израильтяне должны покаяться до того, как Бог сокрушит его, то если он (сатана) сможет уничтожить неспасенных евреев до того, как они покаются, то Бог никогда не сможет сокрушить его.

Посреди будущего периода Великой Скорби сатана и его падшие ангелы будут сброшены со своего неба на землю и будут заключены (Отк.12:7-9).

Это предупредит сатану о том, что его время подходит к концу. В результате, он начнет преследовать неспасенных израильтян с большой яростью, пытаясь уничтожить их до того, как они покаются (Отк.12:12-13).

В-девятых, в продолжении будущего времени Великой Скорби сатана наделит властью и будет использовать двух неспасенных людей, антихриста и лжепророка, чтобы попытаться установить видимую всемирную политическую форму своего правления на земле; сформировать лжерелигию (поклонение антихристу как богу); ввести в заблуждение многих людей, которые примут эту религию; чтобы попытаться уничтожить всякое свидетельство о Боге, а также Израиль (Дан.7:7-8,19-26; 9:26-27; 11:36-45; 2Фес.2:3-12; 1Иоан.2:18; Отк.13; 19:19-20).

В-десятых, ближе к концу Великой Скорби сатана, антихрист и лжепророк пошлют злых ангелов (бесов) по всему миру, чтобы побудить неспасенных правителей народов ввести свои войска на земли Израиля (Отк.16:12-16). У сатаны будут две причины для того, чтобы собрать всю военную мощь всего неспасенного языческого мира в то место и в то время.

Он будет надеяться, что это сможет предотвратить второе пришествие Христа на землю. Сатана знает, что он и его власть над мировой системой будет сокрушена, если пришествие Христа будет успешным. Более того, он знает, что земля Израильская будет первым местом, куда Христос возвратится во время Своего Второго Пришествия (Зах.14:3-5). Поэтому сатана соберет там языческих правителей мира и их армии во главе с антихристом и лжепророком для того, чтобы противостоять Христу и Его армии во время пришествия (Отк.19:11-12).

Далее, сатана будет надеяться, что с помощью объединенной военной мощи неспасенного мира, он сможет полностью уничтожить неспасенный Израиль до его покаяния. Хотя эти силы и смогут уничтожить две трети евреев, они все же не сумеют истребить оставшуюся треть (Зах.13:8). Эта оставшаяся треть выживет, что по своим масштабам, будет самым ужасным геноцидом Израиля, и покается (Зах.13:9; 12:9-13:1).

В-одиннадцатых, после тысячелетнего царствования Христа и святых на земле сатана поднимет всех неспасенных, которые в то время будут жить на земле, на последнее, но неудачное восстание против этого царствования (Отк.20:4-10).