11. Книги пророка Иеремии и Иезекииля

Книга пророка Иеремии

Имя, происхождение и призвание пророка. Имя «Иеремия» переводится с древнееврейского по-разному: «Иегова отвергает», «Господь основывает», «Велик Бог». Это имя было нередким в израильском народе (4 Пар. 23,31; 1 Пар.12,13). Отец пророка Иеремии был священник Хелкия из Анафофа. В этом городке к северу от Иерусалима жили потомки первосвященника Авиафара, который был лишен своего первосвященнического служения Соломоном (3 Цар.2,26).

Пророк Иеремия был призван Богом на служение тогда, когда северное Израильское царство было разрушено и шли последние десятилетия существования южного Иудейского царства. Ни у кого не было уверенности, что маленькая и слабая Иудея устоит в водовороте борьбы между усиливающимися соседями на западе и востоке. В Иерусалиме происходила борьба сторонников Вавилона и Египта, а часть евреев желали остаться нейтральными, полагаясь на Иегову. В это время Бог послал ветхозаветному народу Своего великого и верного пророка Иеремию, как советника. Если бы послушались его слов, то не было бы многих страданий, которые пришлось претерпеть народу. Его предупреждения могли бы сохранить народ от многих бедствий и лишений. В речах пророка звучало Божие любящее и отцовское поучение для Своего многострадального и строптивого народа. Но иудеи не хотели считаться с Богом. Следование по своим путям им обошлось очень дорого. Они потеряли государство, свободу, святые для них места, были уведены в рабство и рассеяны.

В ранней молодости Иеремия был призван Богом на пророческое служение (1,5-7). Бог даровал ему Свой Дух Святой: «Я с тобою» и «Я вложил слова Мои в уста твои» (1,8-9). Он дает призванному пророку возможность проверить новую святую силу. Господь показал ему жезл миндального дерева и кипящий котел (1,11-13). Миндальное дерево — символ весны и новой жизни, а кипящий котел — символ грядущих войн и лишений. Пророку ясно представились видения, и он, услышав слово Господне, получил похвалу и был послан народу для великого пророческого служения (1,14-19). Господь разъясняет призванному пророку его великую ответственность и назначение. Он говорит: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (1,10). Этим Бог хочет сказать Иеремии, что пророк должен стоять выше человеческих понятий. Он должен стоять на божественной высоте. И тогда он может служить верным орудием Божиим, в противном случае он перестает быть пророком или станет лжепророком.

Великие обетования, задачи и трудности поставлены Богом перед молодым пророком: «Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом, и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей» (1,18).

Из призвания Иеремии нам становятся ясными задачи и трудности, ожидающие пророка:

1) Пророк должен быть независим от влияния современников и их авторитетов. В этом для обыкновенного человека кроется величайшая опасность гордости, самовозвышения, но пророка Сам Бог ставит выше всех.

2) Пророк должен быть твердым, мужественным, верным во всем, исполняя волю Божию. Он должен всего себя, волю, знания и чувства отдать в распоряжение своего Господа.

3) Пророку необходимо ясно слышать голос Божий. Сколько самых различных голосов звучат в человеке и вне его. Но пророк должен быть настроен на усвоение и исполнение воли Божией. Пророк должен иметь ясный взор на дарованные ему видения. Быть соединенным с Богом, как с другом, дышать небесным освежающим воздухом, который освобождает от всего низкого и незначительного; быть соучастником Божиих планов — все это значило для Иеремии быть пророком.

Время и деятельность пророка Иеремии

Иеремия пророчествовал при последних иудейских царях: Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, а после разрушения Иерусалимского храма — недолгое время в Египте.

Призыв Божий Иеремия услышал в дни царствования Иосии. Это был человек с весьма глубокими духовными интересами. После долгого перерыва в истории Иудеи он обратил внимание на состояние Иерусалимского храма и начал его ремонт. Во время ремонта в храме нашли свиток Ветхого Завета, о чем доложили Иосии. Когда царь услышал слова из найденного свитка, он разодрал свою царскую одежду, ибо свиток сообщал о Божием наказании всем, кто живет не по Божиим заповедям. Вероятно, это была книга Второзакония или все Пятикнижие. Царь Иосия распорядился, согласно требованиям книги, уничтожить всех идолов и их капища, и возобновить богослужения в храме (4 Цар.22,1-23.30; 2 Пар.34,3-5). Эту реформу вряд ли бы позволил совершить ассирийский царь, но в это время Ассирия приближалась к своему падению. С уменьшением влияния Ассирии египетский царь Нехао II попытался овладеть Иудеей и Сирией. Царь Иосия восстал против Египта и был убит в сражении.

Иеремия, в начале своего служения, был мало известен как пророк в Иерусалиме. Придворные Иосии обратились за объяснением содержания найденной в храме книги Завета не к нему, а к пророчице Алдаме (4 Цар.22,14). Ко времени царствования Иосии относятся первые речи Иеремии (2-6 гл., 17,13-27). Хотя Иеремия не принимал близкого и прямого участия в благочестивой деятельности Иосии, тем не менее он глубоко ей сочувствовал и оплакал гибель царя в плачевной песне, которая не дошла до нас (2 Пар.35,25). В это время свои обличительные речи Иеремия говорил, главным образом, в храме, где его слушали многие приходящие туда,

После Иосии царем Иудеи стал Иоахаз, или Саллум, который царствовал всего три месяца и был уведен в Египет. Следующим царем Иудеи стал Иоаким, вассал Египта. Влияние Ассирии всюду было заменено влиянием Египта. Реформация в поклонении Иегове, произведенная Иосией, была отменена. Против этой отмены особо резко выступал пророк Иеремия (гл.11).

Египетский фараон, окрыленный победами, дошел со своими войсками до Евфрата. Там он встретил возросшую силу Вавилона. В решающей битве Навуходоносор в 605 г. до Р.Х. поразил египетские войска. В течение последующих двух лет Навуходоносор оккупировал территорию обоих вассалов Египта: Сирию и Иудею. Иоаким остался на троне, но Иудея должна была платить дань Халдее (Вавилону). Фараон пытался организовать восстание в Иудее против Вавилона. Он имел много сторонников в Иерусалиме. Они считали Вавилон молодым царством, с которым легко разделаться.

Пророк Иеремия предупреждал царя и народ не сопротивляться Вавилону: сопротивление означало бы гибель Иудеи и святого города. Иоаким не обратил внимания на предупреждение пророка. На четвертом году своего правления он не уплатил дань Вавилону. Это закончилось тем, что Навуходоносор распорядился заковать Иоакима в медные цепи и отправить в Вавилон. Полчища халдеев, сирийцев, моавитян и аммонитян хлынули в Иудею (4 Пар.24,1 и сл.). Иеремия страстно обличал царя за все это и предсказал ему печальный конец (гл.22). Кроме того, при Иоакиме сказаны речи в храме (7-11 гл.; 10,17-25), пророческие возвещения о разных царствах (25; 48; 49 главы) и, вероятно, другие пророчества (11-18 главы).

В этот период неустрашимый пророк подвергался серьезным опасностям. За свою храмовую речь он был осужден на смерть священниками и лжепророками, но его защитили (гл.20 и 26). Ему были запрещены вход в храм и выступления перед народом (36,5). Тогда пророк получил от Бога повеление записать свою речь в книгу (гл.36). Варух, его верный ученик, служил ему в качестве писца, а потом читал пророчества Иеремии народу. Во время такого чтения в день очищения книга была у него отобрана и передана царю, который велел схватить Иеремию и Варуха, а книгу уничтожил. Пророк и его ученик успели скрыться и снова написать книгу пророчества, дополнив её (36,32).

Иоаким умер во время осады Иерусалима войсками Вавилона. Воцарился его сын Иехония, который царствовал всего три месяца (4 Цар.24,8) и был отведен с лучшей частью своего народа в Вавилон (24,1; 29,2). По всей вероятности, между ними были молодой Даниил со своими друзьями и священник Иезекииль. Все драгоценные сосуды храма и сокровища царского дома были увезены в Вавилон.

Новым царем в Иерусалиме, по решению Вавилона, стал Седекия, сын Иосии. Его правление окончилось гибелью Иудеи (52,2 и сл.). Вместо того, чтобы искать помощи Иеговы и совершать мудрое правление, он проявил слабохарактерность. Националисты, духовенство и лжепророки верили, что Вавилон скоро падет, требовали восстать против него. Пророк Иеремия энергично выступал против них (28 гл.). Лжепророк Анания открыто выступил против Вавилона и объявил, что через два года власть Вавилона падет. Иеремия, отвечая, сказал, что очень желает этого, но, имея откровения Бога, добавил, что, хотя ярмо деревянное сокрушено, Господь наложил на народ железное ярмо (28,13-15). Сторонники Египта были фанатичны и влиятельны, а сторонников Вавилона фактически не было, и только пророк Иеремия возвещал наказание Божие через Вавилон, возвещая гибель Иудеи. Царь Седекия перестал платить дань Вавилону, и опять халдеи окружили Иерусалим. Иудеи послали гонцов в Египет, и на помощь им выступили египетские войска. Вследствие этого Навуходоносор снял осаду Иерусалима (35,5-11). Иеремия предсказал о возвращении вавилонских войск после победы над Египтом. Озлобленные начальники города заключили пророка в темницу (гл.37-38). Положение пророка было ужасным; его держали в темнице, в казармах и бросили в грязный колодец.

Вскоре халдеи снова окружили Иерусалим. Иеремия советовал царю принять наказание Божие и сдаться без боя, чтобы спасти город и сохранить жизнь многих (38,14-25). Но царь не послушался пророка и избрал путь войны. Иерусалим пал. Царь был пойман, его сыновей на его глазах умертвили, а его ослепили. Слепой, в цепях, несчастный Седекия был угнан в Вавилон и там умер. Город, вместе с храмом и дворцами, был сожжен, а народ уведен в плен.

Пророк Иеремия остался в Иудее. Над оставшимися евреями Навуходоносор поставил начальником Годолию. Но иудейский офицер Измаил убил Годолию и сам бежал к аммонитянам. Иудеи, боясь халдеев, бежали в Египет и увлекли с собой Иеремию против его воли.

Личные особенности Иеремии

В книге пророка Иеремии рельефно отразились личные свойства автора. Мы видим в нем мягкую, уступчивую, любящую натуру, которая представляет удивительный контраст той неуклонной твердости, с какой он действовал в сфере своего пророческого служения. В нем проявлялись два внутренних человека: один немощный человек, хотя и облагороженный в своих порывах, и второй — всецело стоявший под действием Божьего духа. Плоть была покорена духом, и это причиняло страдание ей (1 Петр.4,1). Положение его можно назвать в высшей степени трагическим: он должен был обращать отступивший от Иеговы народ к Богу, зная хорошо, что его призывы к покаянию останутся безрезультатными. Он должен был постоянно говорить о страшной опасности, угрожавшей Иудее, и оставаться непонятым никем. Как он должен был страдать, видя непослушание народа, который он любил и которому, однако, не мог помочь. Господь даже не желал иногда принимать его молитвы за иудейский народ (7,16; 11,14; 14,11; 18,20). Почти все иудеи, даже родные, обвиняли его. Все это причиняло ему страдания и он думал, как бы уйти ему в далекую пустыню, чтобы оплакивать участь своего народа (9,1; 13,17). Но слова Божии в его душе горели как огонь и вырывались наружу, он не мог оставить своего служения (20,7-12). Иеремия не оставлял борьбы с лжепророками и оставался железным столпом и медной стеной, от которой отражались все нападения его врагов (1,18; 15,20).

Не легко быть одному. Не легко верить истине в то время, когда все её отрицают. Не легко верить в милосердие и любовь Божии, когда Его же народ терпит лишения. Пророку некому было доверить свое горе. Об этом он говорил только Богу. Иеремия — муж глубокой молитвы, он молился не за свое благополучие, а о Царствии Божием.

Содержание пророчеств Иеремии

Иеремия должен был возвещать суд Божий, который являлся следствием отступления Иуды от истинного Бога к идолам (1,16; 2,5,8.11.13.20: 3; 5; 7; 9; 10 и др.главы). Служение на высотах, жертвы идолам (7,31: 19,5; 32,35), наличие в храме языческих истуканов (32,34) — все это было великим отступлением от Иеговы. Это вело к греховной безнравственной жизни, против чего неустанно пророк возвышал свой голос (5,6,7 и др.главы).

Возвещая осуществление этого суда через Вавилон, Иеремия вступил в серьезные противоречия со священниками, которые считали невозможным, чтобы Иегова отдал Свое святилище на поругание язычникам, и с лжепророками, которые поддерживали эту ложную надежду своими видениями и снами (о священниках — 2,8.26; 5,31; 8,1.10; 26,7 и т.д; о пророках — 2,8.26; 6,13 и т.д.) Иеремия пророчески видит падение Иудеи, семидесятилетний вавилонский плен, падение Вавилона (50 и 51 гл.), возвращение Божьего народа в свою страну (3,14; — 12,14; 30-33 гл. и др.). Он видит обновление завета с Богом, но мессианское время описывает лишь в общих чертах.

Форма пророчеств Иеремии

В книге Иеремии мы находим видения (1,11-13; 24 гл.) символические и прообразные действия (13,1-11; 19 гл.; 27,2 и сл.; 28,10 и ел. и др.). Пророк охотно прибегает к живым примерам, образным выражениям (18 гл.,25,15.28; 19,1,7 и др.).

Книга пророчеств Иеремии

Язык книги сильный и меткий (13,23; 4,39; 15,1-2 и т.п.). Выражения ясные и всем понятные. Каким планом руководствовался автор книги, размещая свои речи, определить трудно. В ней местами мы находим систематический порядок, а в некоторых отделах — хронологический. Можно разделить всю книгу, кроме первой и последней глав, на две части: 2-45 главы содержат пророчества, относящиеся к Иудее; 46-51 главы содержат речи об иноплеменных народах.

Также делят 52 главы книги Иеремии на пять частей.

Первая часть (главы 1-10). Пророк говорит о падении Иудеи и о суде, совершаемом через Вавилон. Единственная возможность избежать этой участи — покаяние и действительное внутреннее обновление. Внешнее богослужение и храм не могут ничего изменить (7,4). «Если хочешь обратиться, Израиль, — говорит Господь, ко Мне обратись и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться» (4,1). «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?» (4,14). «Исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте» (7,3). «И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов и города Иудеи сделаю, без жителей. За то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и ходили по упорству сердца своего» (9,10-15).

Вторая часть (главы 11-20). Пророк здесь коротко возвещает о причинах, вредящих народу. Евреи несерьезно отнеслись к завету, заключенному с Богом, т.е. у них отсутствовал страх Божий (11). Они стремились к благам земной жизни (12). Иудеи — гордые и надменные, и по этой причине Господь унизил их (13), У них притупилось познание Бога, потому что лжепророки были у них в почете (14) Богослужения стали поверхностными, молитвы — холодными Святости отдельных людей недостаточно; даже святость Моисея и Самуила не могла бы спасти народ (15). Праздники были отвергнуты. В главах 17 и 18 рассказывается, как Бог послал пророка к горшечнику, чтобы показать ему, что народы в руках Божиих подобны глине в руках горшечника. Тут открыты были пророку неограниченные планы и предопределение Божие, а также упорство народа.

Третья часть (главы 21-33). После увещевания пастырей и пророков Иеремия возвещает народу все же милость Божию или пришествие Мессии. После наказания останется часть народа, которая обратится к Богу. С ними Бог заключит Новый Завет (31,31-33). Новый Завет состоит в том, что Божий закон будет у народа в сердце. Бог пришлет нового Давида (30,9; 33,15-16). Плен кончится через 70 лет, и тогда возвратятся пленные (25,11-12). Вавилон будет наказан.

Четвертая часть (главы 34-45 и 52). Здесь дается общий обзор гибели Иудеи.

Пятая часть (главы 46-51). Она содержит пророчества о других народах. Иеремия пророчески возвещает о малых соседних государствах и Египте. Особое внимание уделяется Вавилону (50, 51 гл.), который так же должен получить свое наказание; он будет уничтожен основательно.

Все пророчества Иеремии в точности исполнились.

Книга Плач Иеремии

Название книги вполне определяет собою содержание книги, которая представляет собой ряд плачевных песен о разрушении Иерусалима.

Писатель книги и время написания. Септуагинта прямо приписывает эту книгу пророку Иеремии. Содержание книги и предание подтверждает это мнение. Во всей книге отражаются характер и воззрения пророка Иеремии. Книга написана вскоре после разрушения Иерусалима свидетелем, который только что пережил ужасы осады и падение святого города.

Содержание книги. Вся книга изображает несчастную судьбу Иерусалима с исповеданием грехов иудейского народа и молитвами к Богу о помощи. Книга разделяется на пять песней (глав), из которых первая проникнута безутешной скорбью об отведении иудеев в плен, разрушении Иерусалима и бедствиях иудеев, оставшихся на развалинах.

Вторая песнь — это скорбь об отвержении святого жертвенника и Сиона, как наказание за преступления.

Третья песнь выражает мучительную скорбь пророка о своем положении. В четвертой и пятой песнях выражается смягчение переживаний Иеремии и надежда на милость Божию.

В еврейской Библии книга Плач Иеремии помещена за книгой Песни Песней и отнесена к поэтическим книгам (агиографам), как траурная поэзия.

Книга пророка Иезекииля

Иезекииль (Бог силен) получил призвание от Бога на пророческое служение в вавилонском плену. В Вавилон он был уведен из Иерусалима вместе с царем Иоакимом в 597 г. до Р.Х. Жил он вместе с другими переселенцами из Иудеи недалеко от города Вавилона, в Тель-Авиве у реки Ховар. В действительности Ховар был большим каналом, по которому из Евфрата направляли воду для орошения. По некоторым данным этот «большой канал» выкопали иудейские переселенцы по распоряжению Навуходоносора.

В Иерусалиме Иезекииль был священником и принадлежал к городской аристократии. До переселения Иезекииль не был пророком. Он, безусловно, знал Иеремию, который был широко известен в Иерусалиме.

В плену жизнь Иезекииля не была очень стесненной. Он жил в собственном доме (3,24). Там он принимал даже иудейских начальников и им передавал Божии решения (8,1). О личной жизни Иезекииля мы знаем очень мало. Через 9 лет после переселения умерла его жена. Бог запретил пророку сетовать и плакать об умершей. Это должно было означать скорее падение Иерусалима, в котором многие погибнут, но о них не будут плакать (24,16-23). Нам не известно время смерти пророка, но умер он в плену, вдали от своего желанного отечества.

Иезекииль пользуется вавилонским обозначением времени, и это дает нам возможность установить точно даты его видений и время их записи. Он сообщает год, месяц и день своих видений. Первое откровение от Бога Иезекииль получил в 592 г. до Р.Х. Это и было его призвание на труд пророка. В своей книге он называет 13 дат, по которым можно установить время отдельных видений. Пророк Иезекииль трудился всего 22 года, с 592 по 570 год до Р.Х. (29,17; 1,2).

По своему стилю книга пророка Иезекииля весьма однообразна, но выразительна и полна всяких символов, которые обильно применялись в тогдашней вавилонской литературе. Монолитность и характерное единообразие книги оставляют у читателя целостное впечатление.

Возникает вопрос: как можно было на протяжении двадцати лет написать такую цельную книгу? Иезекииль был опытным писателем, священником широкого кругозора; он был хорошо знаком с храмом, богослужениями и порядками его. Будучи образованным человеком он хорошо понимал политические и национальные проблемы своего времени. Как пророк, он получал от Бога особое освещение этих проблем, чтобы разрешать те вопросы и перспективы будущего, которые оказались не под силу людям. Особым вниманием у пророка пользовалось описание правильного богослужения и порядка в храме. Это может показаться читателю немного сухим. Когда мы учтем, с одной стороны, практическую необходимость и, с другой стороны, аллегорическое пророческое назначение, то детальное описание службы храма окажется для нас духовным и интересным. Книгу Иезекииля можно делить на три части.

Первая часть (главы 1-24) — предсказания о падении и гибели Иерусалима.

Вторая часть (главы 25-32) — предсказания чужим народам.

Третья часть (главы 33-38) — о будущем Израильского народа после освобождения из плена.

В первой части пророк повествует о том, как Бог призвал его в пророки (1-3). Иезекииль увидел трудно описуемое видение. Своеобразного устройства колесо, в которое были запряжены четверо животных, ранее не виданных; каждое с четырьмя крыльями и прямыми ногами, но подвижными, как молния. Животные по виду разные. Одно похоже на человека, второе — на льва, третье — на тельца и четвертое — на орла. Животные истолковываются как четыре Евангелия, везущие непревзойденную колесницу Царства Божия.

Колеса под колесницей могут двигаться во всех четырех направлениях. Обода колес полны глаз. Над животными и колесницей Иезекииль видел блестящий свет. Он увидел, как все осветилось и лик, подобный славе Господней, посмотрел на него. И Иезекииль пал на лицо свое. Впервые он услышал голос Божий, направленный к нему. Господь весьма ясно и понятно передал пророку Свои установки:

1) Бог избрал Иезекииля глашатаем Своей воли.

2) Бог использует его для Израильского народа. Народ этот очень строптив, что затруднит работу пророка. Легче было бы стать пророком для язычников. Но страшиться не следует.

3) Сам пророк должен быть очень внимательным, чтобы не стать сопротивляющимся Богу. Для испытания послушания пророка Бог предлагает ему съесть свернутый свиток. Он был сладок, как мед. Исписанный свиток символически означает принятие в себя учения Божия, чтобы лотом передать его народу.

4) Пророку придется исполнять обязанности стража. Израиль рассеян и порабощен. Его богобоязненность остается на низком уровне. Многие, под действием временных интересов, начали даже служить языческим богам. Поэтому пастырское служение стало весьма важным. Нужно заботиться, чтобы никто не был утерян. Кто может быть лучшим пастырем для пленников, если не опытный священник, которого Бог может использовать как пророка.

5) Бог определил и границы его ответственности. Пророк ответствен за то, чтобы увещевать беззаконника. Если беззаконию: услышит увещание и не покается, то пророк не отвечает за его гибель. Беззаконник получит возмездие и пророк свободен. Если же пророк умолчит, то беззаконник понесет наказание за свои грехи, но на пророке лежит ответственность за его кровь (3). Далее Бог показывает, что каждый человек ответствен за свои грехи. Праведный сын не отвечает за грехи своего отца. Бог не желает смерти беззаконника, а хочет, чтобы всякий человек покаялся. Бог не благоволит к гибели человека (18,17-32).

Установки, данные при призвании пророка, весьма существенные и определяющие. Отсюда мы можем видеть, что Бог ведет со Своим народом и слугами совершенно ясную и определенную линию. Пророку, при его призвании, Он открыл все его существенные задачи, чтобы пророка ничто не застало врасплох. С другой стороны, Бог рассматривает Свой народ совершенно с новых позиций. У Израильского народа нет уже своего государства его заменит духовное единение — община, вера в живого Бога, святая надежда на Иегову. Единство народа будет обеспечиваться не единовластием, но духовным общением. Создается новая обстановка, при которой единением народа будут служить община и храм. Этот новый принцип будет сохранен на весьма долгое время, вернее до уничтожения Иерусалима в 70 году до Р.Х. Первосвященник вместе с синедрионом олицетворял верховную власть над народом. Иеремия на самом деле был тем человеком, который обнародовал этот новый план Божий.

Как Иеремия в Иерусалиме возвещал о падении Иудейского государства и уничтожении Иерусалима и храма, так в то же время пророк Иезекииль говорил в Вавилоне о тех же проблемах. Среди пленных господствовало мнение, что Вавилонское государство вскоре падет и они смогут вернуться домой. Иеремия же посылал пленным извещение, чтобы они строили дома и разводили виноградники и не надеялись на скорое возвращение (Иер.29). Народ не мог верить Иеремии. И вот Бог воздвиг из их же среды пророка Иезекииля, который говорил то же самое, что и Иеремия: о гибели Иерусалима и о разрушении храма. Бог повелел показать картинно иудейским начальникам, как будет уничтожено все в Иудее и в Вавилон прибудут новые партии пленников (4,7).

В 591 году, когда старейшины народа вновь собрались в доме Иезекииля выслушать пророка о ближайшем будущем, Бог дает пророку особое видение о причинах уничтожения города и храма.

Пророк введен был в духе в Иерусалим. И он видел, что происходило в храме (8). Там стоял огромный идол; перед храмом 70 человек из начальников народа служили лжебогам, а с ними вместе их жены плачут по Фаммузе. Немного в стороне 25 мужчин, повернувшись спиною к храму, кланялись солнцу. Храм Божий, от которого должна исходить освежающая духовная жизнь, полон мерзости лжеучения и духовного мрака. Что можно здесь предпринять, кроме уничтожения этого омерзительного гнезда. Храм Божий был превращен в капище идолов. Пророк видел праведного судью в Иерусалиме. Спасутся только те, кто страдают, видя это беззаконие, но их плач не поможет (9). Таким образом, главная ответственность падает на духовенство, потому что оно должно заниматься в храме святыми делами. Вторая группа виновных — начальники народа. Они отвечают за гибель города (11). В-третьих, ответствен весь народ, отвергший Господа (12). Особая участь постигнет лжепророков и тех, кто видели пустые видения и ввели народ в заблуждение (13). Пророк серьезно предупреждает всех о том, чтобы они покаялись и оставили свой ложный путь. Первая часть заканчивается полной безнадежностью, потому что народ не обратится, и Иерусалим погибнет. Видно, что пророк с великим вниманием следит за событиями на родине. И, действительно, через несколько лет Иерусалим, был разрушен и храм уничтожен. И об этом говорили два Божиих пророка: Иеремия в Иерусалиме, а Иезекииль в Вавилоне при реке Ховаре.

Во второй части пророк возвещает о гибели других народов. Особый интерес представляет сопоставление участи Тирского царя с участью падшего ангела (28,12-19). Не менее интересно пророчество о Египте (29,14-15).

Третья часть. После того, как совершился суд над Иерусалимом, тон пророчества резко меняется. Иезекииль не возвещает уже гибель и разрушение, но говорит о перспективах будущего. Господь возвещает, что Он отвергает народ Свой не навсегда, но снова соберет рассеянных евреев. Он показал пророку живую картину слияния Израиля. Пророк видел поле, усеянное костями, весьма иссохшими; оно означало Израильский народ после уничтожения Иерусалима и низвержения Иудеи. По повелению Божию, эти кости постепенно превратились в людей и им была придана жизнь. Израиль должен был возвратиться в свою землю (37,1-14). Это было великое утешение пленникам. Только Бог мог собрать разбросанных иудеев и дать им новую духовную жизнь, вместо иссохших костей. Центром нового Израиля будет не царский дом а храм; не царская власть а духовная жизнь. Поскольку храм, как место пребывания Бога, станет центром жизни народа, то становится понятным, почему так много говорится о нем в последних главах книги (40-48). Поэтому освободившиеся пленные сразу же стали восстанавливать храм. Пророк видел, что из-под храма, вернее из-под жертвенника, вытекала река. Она становилась все глубже и глубже, так что впоследствии можно было даже плавать. Свойством воды этой реки было оздоровлять и оплодотворять всю окружающую жизнь (47,1-12), т.е. из духовной жизни Израиля должно было образоваться благословение всему миру, что и сбылось в лице Иисуса Христа.

О Мессии у Иезекииля имеются ссылки и в других главах. В 17,22 и 23 главах Мессия сравнивается с деревом; в главе 34,23-25 — с добрым пастырем, который, как Давид, пасет стадо на злачных пажитях. Тогда будет заключен завет мира между Богом и Израилем в виде жилища Божия (37,27). В главе 36,25-27 пророк говорит об основах нового завета; об очищении Своего народа, о рождении от Духа и о приобретении Святого Духа. Вся картина нового храма, из которого вытекает живая вода, есть изображение времени Нового Завета. Для людей этого Завета исходит божественная сила через Христа. Евреи понимали пророчества Иезекииля буквально, но пророк в откровениях видел божественные картины, требующие разъяснения и толкования. Новый духовный Израиль становится основой возникновения и идеалом иудаизма после плена. Но Иисус использовал те же картины для описания нового духовного Израиля и Царствия Божия. Поэтому мы можем предполагать, что Бог открывал Иезекиилю и время нового народа Божия, к которому относимся и мы. Как же справился Иезекииль со своей задачей стража и пастыря? Вполне!

1) Когда народ надеялся на легкое освобождение, тогда пророк возвещал ему смерть. Нельзя поправить положение без наказания. Иерусалим должен пасть, народ должен покаяться.

2) Когда пришли вести о суде Господнем над Иерусалимом, что храм и город разрушен; когда народ был удручен и терял надежду, тогда Иезекииль возвещает великую надежду на спасение — Бог построит новый духовный Израиль, храм превратится в сердце народа и из него будет вытекать освежающая сила и для других народов. Бог пошлет доброго Пастыря, Который будет питать народ всем наилучшим. Эти вести являлись для пленников неописуемым утешением и ободрением.

3) Иезекииль показал народу, что Бог Израилев — Тот же любящий, справедливый и верный Господь. Он ожидает от народа только чистого сердца, покаяния, веры и тогда Он опять облагодатствует Свой народ.

Последствием пророчества Иезекииля было то, что народ сохранил веру в единого Бога, национальные чувства и надежду на будущее. Иезекииль был истинным пастырем Израиля во время плена.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о призвании и личных особенностях пророка Иеремии.

2. Время и деятельность пророка Иеремии.

3. Содержание и форма пророчеств Иеремии. Деление книги.

4. Введение в книгу Плач Иеремии (название, автор, содержание и деление).

5. Введение в книгу пророка Иезекииля (автор и его жизнь, содержание и деление книги).