13. Введение в Новый Завет (1)

Прежде чем приступить к изучению новозаветных книг, мы должны увидеть преемственную связь Нового Завета с Ветхим, как продолжение и завершение предвечного плана спасения, начертанного Богом прообразно и символически во всем Ветхом Завете, начиная с первой главы книги Библии (Быт.1,2-3; 3,15) до последней главы книги пророка Малахии (гл.4).

Новый Завет содержится в Ветхом, в этом «детоводителе ко Христу» (Гал.3,24-25), как могучий дуб в маленьком желуде. Многие ветхозаветные события имеют смысл, означая: 1) образ действия Бога с данными людьми в условиях их времени и бытия; 2) часть божественного плана спасения человечества; 3) прообразы великих грядущих событий. Например, в истории Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа ясно представлен этот троякий смысл. Их жизнь рассказана просто, как можно повествовать о всех людях. Но они были великими вехами спасения человечества, членами родословия Мессии (евр,-Мешах; греч.-Христос, что значит — «Помазанный»). В то же время послушание и вера Авраама (как и других мужей веры) являются добрым примером для христиан, а готовность этого патриарха пожертвовать единственным возлюбленным сыном прообразно указывает из глубины веков на жертву Голгофы. Таким образом можно рассматривать многие события и образы Ветхого Завета.

Центральная Личность всех книг Библии — Христос. Наряду с символическим значением ветхозаветных событий, каждое событие и все избранники Божии прообразуют и предвещают «Желаемого всеми народами» (Агг.2,7). В Мелхиседеке мы прообразно видим Христа как Царя и Первосвященника. На Него указывала спасающая сила крови пасхального агнца, целительная сила медного змея, питающая манна с неба, устройство скинии собрания, принесение в жертву чистых животных и многое другое — все это говорило об Агнце Божием, берущем на Себя грех мира. В Ветхом Завете Христос проявляет Себя и как Личность: Он — в акте творения мира, ибо «все чрез Него начало быть» (Иоан.1,3); Он — в богоявлениях, как Ангел Иеговы; Он — предмет пророчеств, как грядущий Искупитель.

Некоторые пророчества Ветхого Завета о Христе

1. Его первое пришествие

Само событие: Быт.3,15; Втор.18,15; Пс.88,21; Ис.2,2; 28,16; 32,1; 35,4; 42,6; 49,1; 55,4; Иез.34,24; Дан.2,44; Мих.4,1; Зах.3,8.

Время пришествия: Быт.49,10; Числ.24,17; Дан.9,24; Мал.3,1.

Его Божественность: Пс.2,7.И; 44,7.8.12; 71,9; 88,27-28; 101,25-28; 109,1; Ис.9,6; 25,9; 40,10; Иер.23,6; Мих.5,2; Мал.З,1.

Его совершенная человечность: Быт.12,3; 18,18; 21,12; 22,18; 26,4; 28,14; 49,10; 2 Цар.7,14; Пс.17,5-7.51; 21,21-23; 88,5,30.37; 131,11; Ис.11,1; Иер.23,5; 33,15.

2. Его предтеча

Ис.40,3; Мал.ЗД; 4,5.

3. Его рождение и детство

Само событие; Быт.3,15; Ис.7Д4; Иер.31,32.

Место рождения: Числ.24,17.19; Мих.5,2.

Поклонение волхвов: Пс.71,10.15; Ис.60,3.6.

Бегство в Египет: Ос.11,1.

Избиение младенцев: Иер.31,15.

4. Его посланничество и служение

Посланничество: Быт.12,3; 49,10; Числ.24,19; Втор.18,18; Пс.20,2; Ис.59,20; Иер.33,16.

Священник по чину Мелхиседека: Пс. 109,4.

Пророк как Моисей: Втор. 18,15.

Обращение язычников: Ис.ИДО; Втор.32,43; Пс.17,50; 18,4; 116,1; Ис.42,1; 45,23; 49,6; Ос.1,10; 2,23; Иоиль.2,32.

Его служение в Галилее: Ис.9Д-2.

Его чудеса: Ис.35,5.6; 42,7; 53,4.

Духовное совершенство: Пс.44,7; Ис.11,2; 42,1; 53,9; 61,1-2.

Проповедь: Пс.2,7; 77,2; Ис.2,3; 61,1; Мих.4,2.

Очищение храма: Пс.68,10.

5. Его страдания

Отвержение иудеями и язычниками: Пс.2,1; 21,12; 40,6; 55,7; 68,9; 117,22-23; Ис.6,9-10; 29,13; 5,1; 65,2.

Преследование: Пс.21,7; 34,7.11-12; 55,6-7; 70,10-11; 108,2; Ис.49,7; 53,3.

Торжественный вход в Иерусалим: Пс.8,3; 117,25-26; Зах.9,9.

Предательство от друга: Пс.40,10; 54,13-15; Зах.13,6.

Предательство за 30 серебряников: Зах.11,12.

Смерть предателя: Пс.54,16.24; 108,8-9.

Приобретение земли горшечника: Зах.11,13.

Оставление учениками: Зах.13,7.

Лживые обвинения: Пс.26,12; 34,11; 108,2; 2,1-2.

Молчание перед обвинениями: Пс.37,14-15; Ис.53,7.

Насмешки и издевательства: Пс.21,8-9.17; 108,25.

Поругание: Пс.34,15-21; Ис.50,6.

Долготерпение в страданиях: Ис.53,7-9.

Распятие: Пс.21,13-17.

Желчь и уксус: Пс.68,22.

Молитва за врагов: Пс.108,4.

Возглас на кресте: Пс.21,2; 30,6.

Смерть в расцвете лет: Пс,88,46; 101,24.

Смерть со злодеями: Ис.53,9.12.

Смерть засвидетельствована потрясением природы: Амос. 5,20; Зах. 14,4.6.

Метание жребия об одежде: Пс.21,19.

Кость Его не сокрушится: Пс.33,21.

Прощение: Пс.21,17; Зах. 12,10; 13,6.

Добровольная смерть: Пс.39,7-9.

Заместительная смерть: Ис.53,4-6.12; Дан.9,26.

Погребение у богатого: Ис,53,9.

6. Его воскресение

Пс.15,9-11; 29,4; 40,11-13; 117,17; Ос.6,2.

7. Его вознесение на небо

Пс.15,11; 23,7; 67,19; 109,1; 117,19.

Всемирное и вечное владычество: 1 Пар.17,11-14; Пс.2,6-8; 8,6; 44,6-7; 71,8; 109,11-3; Ис.9,7; Дан.7,14.

8. Второе пришествие во славе

Пс.49,3-6; Ис.9,6-7; 66,18; Дан.7,13-14; Зах.12,10; 14,4-8.

Исполнение пророчеств о Христе

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (пророчество) — НОВЫЙ ЗАВЕТ (исполнение)

Пс.2,7 — Лук.1,32.35

Быт.3,15 — Гал.4,4

Быт.17,7; 22,18 — Гал.3,16

Быт.12,12 — Евр.11,17-19

Пс.131,11; Иер.13,5 — Деян.Ап. 13,23; Римл.1,3

Быт.49,10; Дан,9,24-25 — Лук.2,1

Ис.7,14 — Матф.1,18; 2,7

Ис.7,14 — Матф.1,22-23

Мих.5,2 — Матф.2,1; Лук.2,4-6

Пс.71,10-11 — Матф.2Д-11

Ис.40,3; Мал.З,1 — Матф.ЗД-3; Лук.1,17

Пс.44,7; Ис.11,2; 61,1 — Матф.3,16; Иоан.3,34; Деян.Ап.10,38

Втор.18,15-18 — Деян.Ап.З,20-22

Пс.109,4 — Евр.5,5-6

Ис.61,1-2 — Лук.4,16-21.43

Ис.9,1-2 — Матф,4,12-16.23

Зах.9,9 — Матф.21,1-5

Аг.2,7.9; Мал.3,1 — Матф.21,12; Лук.2,27-32; Иоан.2,13-16

Ис.53,2 — Марк.6,3; Лук.9,58

Ис.42,2 — Матф.12,15.16.19

Ис.40,11;42,3 — Матф.12,15.20; Евр.4,15

Ис.53,9 — 1 Петр.2,22

Пс.68,10 — Иоан.2,17

Пс.77,2 — Матф.13,34-35

Ис.35,5-6 — Матф.11,4-6; Иоан.11,47

Пс.21,7; 68,8.10.21 — Римл.15,3

Пс.68,9; Ис.63,3 — Иоан.1,11; 7,5

Ис.8,14 — Римл.9,32; 1 Петр.2,8

Пс.68,5; Ис.49,7 — Иоан.15,24-25

Пс.117,22 — Матф.21,42; Иоан.7,48

Пс.2,1-2 — Лук.23,12; Деян.Ап.4,27

Пс.40,10; 54,13-15 — Иоан.13,18.21

Зах.13,7 — Матф.26,31.56

3ax.ll,12 — Матф.26,15

Зах.11,13 — Матф.27,7

Пс.21,15-16 — Лук.22,42.44

Ис.53,4-6.12; Дан.9,26 — Матф.20,28

Ис.53,7 — Матф.26,63; 27,12-14

Мих.5,1 — Матф.27,30

Ис.52,14; 53,3 — Иоан.19,5

Ис.50,6 — Марк.14,65; Иоан.19,1

Пс.21,17 — Иоан.19,18; 20,25

Пс.21,2 — Матф.27,46

Пс.21,8-9 — Матф.27,39.44

Пс.68,22 — Матф.27,34

Пс.21,19 — Матф.27,35

Ис.53,12 — Марк.15,28

Ис.53,12 — Лук.23,34

Ис.53,12 — Матф.27,50

Исх.12,46; Пс.33,21 — Иоан.19,33.36

Зах.12,10 — Иоан.19,34.37

Ис.53,9 — Матф.27,57-60

Пс.15,10 — Деян.Ап.2,31

Пс.15,10; Ис.26,19 — Лук.24,6.31.34

Пс.67,19 — Лук.24,51; Деян.Ап.1,9

Пс.109,1 — Евр.1,3

Зах.6,13 — Рим.8,34

Ис.28,16 — 1 Петр.2,6-7

Пс.2,6 — Лук.1,32; Иоан.18,33-37

Ис.11,10; 42,1 — Матф.1,17.21; Иоан.10,16; Деян.Ап. 10,45.47

Пс.44,4-8 — Иоан.5,30; Откр.19,11

Пс.71,8; Дан.7,14 — Филип.2,9.11

Ис.9,7; Дан.7,14 — Лук.1,32-33

Единство Ветхого и Нового Заветов видно также из параллельных мест, указанных в Библии, и из различных богословских исследований. В Новом Завете имеется множество прямых цитат из Ветхого Завета (более 850) и косвенных указаний на ветхозаветные события, личности и предметы. Христос в Своем учении часто ссылается на Ветхий Завет, говоря: «И да сбудется Писание». Он делал ссылки на многие книги Ветхого Завета (более 22 книг).

Название. Первоначально Ветхий Завет был известен под названием «Священных Писаний», «Писаний» и т.п. (2 Тим.3,15; Римл.1,2; 2 Петр.1,20; Матф.22,29 и др.). Впоследствии эти наименования были применены и к новозаветным книгам. Название «Ветхий Завет» и «Новый Завет» по отношению к священным книгам образовалось из приложения понятия о двух заветах (отношениях, договорах, союзах) Бога с человечеством к письменному выражению этих заветов в книгах. Апостол Павел обозначает вообще домостроительство до Христа первым, ветхим заветом (Евр.8,6-13; 9,15-18), а в переносном смысле — и весь состав священных еврейских книг (2 Кор.3,14). Выражение «новый завет» для обозначения союза Бога с человеком во Христе, новой истории искупленного и облагодатствованного человечества употребляют и Сам Иисус Христос (Матф.26,28; Марк. 14,24; Лук.22,20), и ап.Павел (Гал.4,24; Евр.8,8; 9,15), соответственно изречению пророка Иеремии (31,31). Это название было перенесено и на священные книги периода благодати.

В первохристианское время состав новозаветных книг также имел название: «Евангелие и апостол», как состоящий из четырех Евангельских и 23 других апостольских книг.

Задача новозаветной библиологии состоит в историко-богословском изучении книг Нового Завета. Она делится на части: общее введение в Новый Завет, относящееся к Новому Завету, как целому, и введение к отдельным книгам Нового Завета, изучающее каждую книгу.

В период установления новозаветного канона деятелям христианства пришлось много потрудиться для утверждения и определения в святой канон именно тех книг, которые были вдохновлены Богом и являлись действительно Словом Божиим для времени благодати. В последующие века внимание богословов было направлено на экзегетический разбор Священного Писания. В период великого господства мировых религий Библия была в некотором роде забыта, и духовная жизнь людей опиралась на предания и труды религиозных авторитетов. Реформация, провозгласив, что спасающая вера должна быть основана только на Священном Писании, оживила изучение Библии. Стали изучать оригинальные языки, на которых написаны книги Библии, библейскую и евангельскую историю, библейскую археологию, географию, ботанику и т.д. С этого периода написано много трудов, посвященных Новому Завету — его языку, рукописям, истории канона, переводам, распространению и т.п.

Возникновение рационализма в середине прошлого века благоприятно повлияло на исследование более внешних сторон библиологии и вредно — на познание внутренних духовных сторон Евангелия.

Перевод Нового Завета на славянский язык осуществлен в IX веке Кириллом и Мефодием. Распространялся он через переписывание. Впервые Новый Завет на славянском языке напечатан в типографии в Валахии в 1512 году, а в Москве — в 1623 году. В 1819-23 гг. Российским Библейским обществом осуществлен перевод и печатание всех книг Нового Завета.

Новый Завет на русском языке, которым мы пользуемся, воспроизводит перевод, сделанный в 60-х годах XIX века четырьмя православными духовными академиями (Петербург, Москва, Киев и Казань). Впервые из печати этот перевод вышел отдельно в 1863 г., а в составе всей Библии в 1878 году. С тех пор Новый Завет на русском языке неоднократно печатался. Последнее издание его было осуществлено Московской Патриархией в 1956 году.

Эта форма греческого языка распространилась благодаря расширению греческого образа мышления и греческой культуры во время просвещения и считалась мировым языком также в новозаветное время, во времена римского господства. Язык этот сыграл решающую роль в быстром распространении Евангелия, «Коинэ», так называется этот язык, отличался множеством особенностей от классического греческого языка.

Подлинный текст Нового Завета дошел до нас, прежде всего, в большом количестве древних рукописей, более или менее полных, их около 5.000 (с II-го по XVI век). В последнее время, после новейших открытий, новозаветная наука получила в свое распоряжение множество фрагментов рукописей на папирусе, относящихся к III-му и даже II-му векам (например, манускрипты Бодмера: Ев.Иоанна (II в.), Ев.Луки (II в.), 1 и 2 Посл.Петра, Посл.Иуды были найдены и опубликованы совсем недавно, в 60-х годах). Имеются рукописи — фрагменты Нового Завета II века: Тит. 1-2 гл. (Райленд, Манчестер); Рим., 1 Фес., Евр. (Честер Батти, Дублин); Иоан.18 гл. (Райленд, Манчестер); Матф.26 гл. (Оксфорд); Ев.Иоанна и Луки во фрагментах. Кроме того, имеются древнейшие переводы Нового Завета на латинский, сирийский, коптский и другие языки, начиная со II-го века н.э.

Наконец, сохранились многочисленные цитаты из Нового 3 в трудах первохристианских богословов. Весь Новый Завет запечатлен в этих творениях. Этот большой материал позволяет новозаветной науке точно проверять и уточнять текст Нового Завета (этим занимается так называемая текстуальная критика). Это обилие материала по тексту Нового Завета значительно превышает то, что имеется в распоряжении науки для установления и уточнения текста классиков античного мира (Гомера, Эврипида, Эсхила, Софокла, Платона, Юлия Цезаря, Горация, Вергилия и др.). Таким образом, текст Нового Завета зафиксирован совершенно неопровержимо. Многочисленные издания на разных современных языках всего мира являются переводами с греческого подлинника Нового Завета,

Деление Нового Завета

Новый Завет состоит их 27 книг. Они делятся на следующие группы: 4 Евангелия, 21 послание, Деяние святых апостолов, Откровение; 21 послание делится следующим образом: 13 посланий называют своим автором апостола Павла. Послание к Евреям не называет автора, но по староцерковному преданию оно считается 14-м посланием ап. Павла.

Расположение 27 книг Нового Завета не одинаково во всех изданиях. Греческий Новый Завет и все издания Нового Завета, которые сохраняют подобное расположение (напр.Цюрихский перевод или Католический перевод построены следующим образом: 4 Евангелия, Деяния святых апостолов, 13 посланий ап.Павла, послание к Евреям, 7 посланий так называемых католических (Иакова, Иуды, Петра и Иоанна) и Откровение).

Перевод М.Лютера имеет другое построение, так как по его богословскому убеждению и мнению последних 4 книги не считаются «правыми» действительными главными книгами Нового Завета. Этим и объясняется различное построение Нового Завета.

Новый Завет принято обычно делить по содержанию на три части: исторические, учительные и пророческие книги. Некоторые выделяют отдельно Четвероевангелие, как законоположительную книгу. Но следует помнить, что такое деление очень относительно. Все книги Нового Завета, как и Ветхого, являются законоположительными, историческими, учительскими и пророческими.

Новый Завет можно также разделить по следующему плану:

1. Евангелия.

2. Книга Деяний апостолов и послания апостола Павла:

а) ранние послания: 1 и 2 Фессалоникийцам;

б) большие послания: Галатам, 1 и 2 Коринфянам, Римлянам;

в) послания из уз: Филиппийцам, Колоссянам, Ефесянам, Филимону;

г) пастырские послания: 1 Тимофею, Титу, 2 Тимофею;

д) послание к Евреям.

3. Соборные послания.

4. Откровение Иоанна Богослова.

О чтении Нового Завета. Без систематического чтения и проникновения в Слово Божие не может быть полноценного христианина, а тем более служителя Церкви Христовой. От неусвоения и незнания Писании падают силы, возрастают заблуждения, теряется связь с источником духовной жизни — Христом. Величайшие умы человечества всех времен обращали свой взор в эту чудную Книгу и утоляли в ней свою духовную жажду. Читать Евангелие следует с глубоким благоговением и вниманием, непрестанно. Оно открыто для самоотверженных, решающих исполнять все его поучения в своей жизни.

Самый простой способ прочитать Новый Завет — читать подряд. Хорошо, если христианин может твердо сказать, что он прочитал Новый Завет несколько раз и снова прочитывает его. Это же относится и к Ветхому Завету.

Политическое положение Палестины в период создания книг Нового Завета

В 63 году до Р.Х. Палестина была завоевана римлянами и присоединена к римской провинции Сирии. По прошествии некоторого времени (37 г. до Р.Х.) исповедовавший иудейскую религию идумейский князь Ирод Великий получил от Римского Сената царский титул и более тридцати лет управлял Палестиной. Ирод был честолюбивым, хитрым деспотом, жестоким и кровожадным тираном своей семьи и народа, но в то же время он был ловким правителем. Подражая греческим царям, он основывал города; стремясь стать популярным, строил театры, гимназии (для занятий гимнастическими упражнениями), расширил и реставрировал Иерусалимский храм. Но иудеи его глубоко ненавидели, презирали, и он всю жизнь страшился лишиться царского трона.

В царствование Ирода Великого родился Иисус Христос (5-4 год до Р.Х.). По приказу Ирода было совершено в Вифлееме избиение невинных младенцев.

После смерти Ирода царство было разделено между тремя его сыновьями: старший, Архелай, получил Иудею, Самарию и Идумею, Ирод Антипа — Галилею и Перею, а Филипп — северо-восточную часть (Трахонитиду и прилежащую область). Римский император Август утвердил этот раздел и даровал Архелаю титул этнарха (правителя), а его братьям — титулы тетрарха (четвертовластника).

Архелай был вскоре низложен (6 г. по Р.Х.) за жестокое притеснение народа, его владения были отданы под управление римского прокуратора (губернатора). Римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи начальствовал над войском, собирал налоги, совершал суд с правом казни, действуя именем императора. В то же время прокуратор зависел от римского легата Сирии. Обычным местоприбыванием иудейских прокураторов был город Кесария. На праздники, особенно на Пасху, они переселялись в Иерусалим для ближайшего надзора за порядком среди народа и для укрощения возмущений, которые нередко происходили в это время. Пятым из таких прокураторов был Понтий Пилат (26-36 гг. по Р.Х.). Вскоре после евангельских событий он был сослан за избиение самарян в южную Францию, в Галлию, где и покончил жизнь самоубийством.

Ирод Антипа (4-39 гг. по Р.Х.), тетрарх Галилеи и Переи, был властелином хитрым, тщеславным и развратным. Устранив свою законную супругу, он женился на Иродиаде, жене своего брата Филиппа. За эту преступную связь его обличал Иоанн Креститель (Марк.6,18). Раздраженная этим Иродиада добилась смерти Предтечи. К этому-то Ироду Антипе послал Иисуса Христа Пилат во время суда над Ним. Несколько лет спустя, римский император Калигула сослал Ирода Антипу в город Лион в Галлии. Евангелист Марк, следуя народному словоупотреблению, назвал Ирода Антипу «царем» (Марк. 6,14), но евангелисты Матфей (14,1) и Лука (3,1) употребили его настоящий титул «четвертовластник».

Религиозно-нравственное состояние Иудеев

а. Партии и секты

1. Фарисеи. Религиозно-общественные течения эпохи сошествия на землю Господа Иисуса Христа нашли свое выражение в религиозных партиях и сектах. Главные из них были фарисеи и саддукеи.

Наибольшее значение имели фарисеи. Слово «фарисей» означает «обособленный», «отделенный». Они считали себя настоящими хранителями всех истинных религиозно-национальных традиций. Фарисеи верили, что спасение в том, чтобы как можно строже соблюдать правила закона. Они верили в бессмертие души, в вечное воздаяние за гробом, воскресение мертвых, во всяком случае, праведных, в существование ангелов и злых духов. К этим истинам примешивались заблуждения. Мессию они представляли в образе Царя-победителя, Который освободит иудеев от власти язычников и воздвигнет Свое царствие на земле, в котором фарисеи будут единственными истинными наследниками. Нравственное учение фарисеев отличалось узким формализмом и мелочностью. Они большое значение придавали преданиям и толкованиям закона, и некоторые из них почитали эти предписания даже выше закона Моисеева. Религиозность фарисеев ограничивалась лишь внешней обрядностью: если внешние предписания выполнены, то человек ничего больше не должен Богу. Фарисеям были безразличны внутренние побуждения души — смиренная и усердная молитва, искреннее раскаяние и т.п. Мелочность преданий заслоняла от них самые важные основы Божьего закона (Матф.23,24). Лицемерие, безмерная гордость и презрение к «толпе» — вот что характеризовало внутренний облик фарисеев (Матф.гл.23; Лук.18,9-14 и др.)

Учение фарисеев, их национальные и религиозные стремления, соблюдение закона, строгость их жизни, достоинство держать себя и заботы об иудеях всего мира — все это способствовало их авторитету в народе. Они очень ревниво относились к своему влиянию на массы. Естественно, поэтому они становились врагами всякого, кто мог снискать любовь и уважение народа. В молодом Пророке из Назарета, Который проповедовал другое учение, обличая их лицемерие, возвышалсь над ними чистотой и величием Своей Личности, а также силой Своих чудес, они увидели соперника. Признать же в Нем Мессию они не могли, так как это противоречило их представлениям. Оставалось место только для зависти и ненависти. Злоба их ко Христу была удовлетворена лишь в тот день, когда они увидели Его умирающим на кресте между двумя разбойниками.

Но, несмотря на все это, из всех тогдашних религиозных течений наиболее близки ко Христу были фарисеи. Кроме Никодима и Иосифа Аримафейского, вероятно, были и другие фарисеи, скрывавшие свою близость к Нему «ради страха перед иудеями». Из членов синедриона один только фарисей Гамалиил советует иудейским начальникам прекратить преследование апостолов, проповедовавших Христа, «дабы не оказаться богопротивниками» (Деян.Ап.5,39). Можно полагать, что значительную часть первохристианской церкви составляли бывшие фарисеи (Деян.Ап.15,5). Из фарисеев был великий апостол Павел. Фарисейские связи во всем мире явились путями распространения христианства. Нам совершенно не известны случаи обращения ко Христу саддукеев.

2. Саддукеи были противниками фарисеев. Они не считали преимуществом иудеев быть богоизбранным народом. Они видели выгодным для себя признавать первым народом в мире римлян. Исходя из этого, они согласовывали Священное Писание с учением греко-римских философов. Саддукеи отрицали существование ангелов и злых духов, воскресение мертвых, загробную жизнь и воздаяние. Партия саддукеев охватывала представителей правящей иудейской аристократии. Первосвященники были саддукеями.

В нравственном отношении они были ниже фарисеев: вся цель их деятельности сводилась к сохранению за собой господствующего положения в стране. Отрицая будущую жизнь, они приходили к тому, что целью существования является достижение земных благ. Иоанн Креститель назвал их «порождением ехиднины» (Матф.3,7). Саддукеи были яростными врагами Христа (Матф.16,1.6-12; 22,23; Марк.8,15; 12,18; Лук.20,27). Осуждение Господа на смерть явилось, главным образом, их делом. Они же были потом самыми ярыми врагами Иерусалимской церкви и всех первых христиан (Деян.Ап.4,1). Враждующие между собой фарисеи и саддукеи были едины в своей ненависти и вражде ко Христу.

3. Ессеи (эссины) представляли собой немногочисленную (ок. 4.000 членов) религиозную общину, отделившуюся от прочих Израильтян. Как свидетельствуют исторические и археологические источники, главный центр ессеев находился на северо-западе от Мертвого моря (Иудейская пустыня в районе Кумрана). Эта отделенная от мира община, состоящая из мужчин, жила в виде колонии. Ессеи установили для себя обязательное безбрачие; у них была общая собственность; пищу они принимали все вместе. Признавая закон Моисеев, ессеи отвергали принесение кровавых жертв. Они считали для себя осквернением общение со всяким, кто не принадлежал к их секте. Люди, уставшие от жизни, разочарованные, стремившиеся жить в присутствии Бога, шли к ним. Вначале они подвергались длительному испытанию в течение 1-2 лет, а затем принимались в члены общества. Кроме жилых помещений в хижинах и пещерах, ессеи имели общественные столовые, скриптории (для переписки книг), производственные и другие помещения. Много внимания ессеи уделяли изучению книг Священного Писания. С 1947 года обнаружено более 600 произведений библиотеки кумраитов, которая в течение 2.000 лет неоднократно была разграблена. Из кумранских рукописей с жизнью ессеев подробно знакомит нас «Устав общины», найденный в десяти экземплярах. Он описывает ритуал вступления в общину, с правилами ее организации и жизни. Для религиозного совершенствования членов устав предусматривал общность жизни, имущества и труда, а вместе с тем изучение Библейского закона; он предписывал священные омовения, как символы чистой жизни; устанавливал собрания, молитвы, порядок еды и предусматривал наказания. Их изолированность, отвержение мира оказались совершенно несостоятельными.

Манускрипты Кумрана были спрятаны в пещеры во время, когда только что появились первые новозаветные книги, которые не могли проникнуть в эту преданную иудаизму общину (см.также лекцию 2).

4. Иродиане. Так назывались сторонники династии Ирода. Признавая римское владычество совершившимся фактом, они стремились выслужиться у императора и его наместников. Иисус Христос казался им опасным, потому что в Нем они видели претендента на трон Ирода. Иродиане были Его злейшими врагами.

5. Книжники, или учители закона. В Евангелии книжники упоминаются вместе с первосвященниками (Матф.2,4; 21,15) или с фарисеями (Матф.5,1; 20,18). Это были образованные люди, в основном из фарисеев, которые переписывали священные книги, хранили предания и толкование. Книжники были учеными, учителями, юристами и судьями народа. Книжники придерживались буквального толкования Закона, строго принимая человеческие предания. Иисус Христос, напротив, указывал на внутренний смысл закона и, одухотворяя его, освобождал от добавлений книжников. Дух Христовой проповеди совершенно отличен от духа их учения. Поняв это, книжники не могли не стать врагами Христа (Марк. 15,31).

6. Священство было наследственным. Левиты и священники были из Левиина колена. Первосвященник был из рода Аарона по прямой линии и нес свое звание пожизненно. Однако Ирод Великий и его преемники присвоили себе право назначать и смещать первосвященников. После вавилонского плена священники передали преподавание закона книжникам.

7. Синедрион, или Великий Совет, был высшим судом у евреев. Членов Синедриона было 71 (Исх.24,1), и они делились на три категории:

1) первосвященники — действующие и бывшие первосвященники и главы важнейших священнических семейств;

2) старейшины — представители наиболее влиятельных семей;

3) книжники, или учители народа.

Римляне лишили права Синедриона выносить смертные приговоры. Синедрион должен был передавать обвинение в таких случаях на суд прокуратора.

б. Храм

Реконструированный и расширенный Иерусалимский храм занимал огромную площадь, со всех сторон окруженную портиками (крытыми галереями с колоннами), своды которых давали защиту от солнца и непогоды. Здесь законоучители поучали народ; на особо отведенных местах торговцы продавали скот для жертвоприношений, а менялы обменивали иностранную монету на еврейскую, единственно допустимую для оплаты в храме. Торговцы и менялы зачастую завладевали преддвериями храма; тогда мычание быков, блеяние овец, крики и ссоры торговцев, звон монет нарушали молитвенное настроение верующих. Вполне понятно негодование Спасителя, изгнавшего этих торгашей из дома молитвы (Марк. 11,15-17).

Обширное пространство, замкнутое портиками, заключало в себе три террасы под открытым небом, возвышавшиеся одна над другой и соединенные лестницами. Первая терраса называлась двором язычников, куда всякий мог войти, даже язычник; вторая — двором Израиля, состоящим из дворов женщин и израильтян; и третья — двором священников, где совершались жертвоприношения и находилось святилище.

в. Синагоги

Единственный храм Израиля свидетельствовал о едином Боге. После вавилонского плена евреи стали строить синагоги (дома собраний) во всех поселениях. Синагога представляла собой просторный зал с кафедрой и ковчегом (шкафом) для книг Священного Писания. Кроме субботних и праздничных торжественных собраний совершались необязательные собрания по понедельникам и четвергам. Для личной молитвы синагога всегда была открыта. Собрания начинались общей молитвой, а затем читались тора (закон) и пророки, с последующим толкованием.

Синагога служила также школой, в которой получали грамоту и познания Священного Писания.

г. Священнослужители

Левиты (потомки Левия) на служение поступали через особое посвящение, состоявшее в очищении их, рукоположении и принесении жертв. Священниками были прямые потомки Аарона, достойные этого звания по своим нравственным и телесным качествам. На свое служение они посвящались через окропление священным миром, смешанным с кровью. На них лежала обязанность приносить жертвы во дворе и курение в святилище, зажигать светильник и менять хлебы предложений, трубить в трубы для созыва народа, очищать проказу и другие осквернения, и учить народ закону. При священнослужении они облачались в особое одеяние. Оно состояло из нижнего льняного платья (надраг), верхнего белого платья до пола (хитона), расшитого пояса и круглого головного убора (кидара). Служение совершалось ими без обуви.

Первосвященником был старший из рода Ааронова. Посвящение его совершалось через обильное возлияние мира на главу посвящаемого. Одежды его были пышнее и сложнее. Сверх священнического облачения одевалась верхняя риза с яблоками и золотыми колокольчиками. На нее одевался эфод — особая короткая одежда на плечах с золотыми застежками и камнями — ониксами, с вырезанными на них именами двенадцати колен, по шести на каждом. Затем был нагрудник, или наперсник — на нем сверкали двенадцать драгоценных камней, вделанных в золото по три в ряд, с вырезанными также на них именами 12-ти колен Израиля. В связи с наперсником находились таинственные урим и туммим («советы и совершенства»), посредством которых первосвященнику сообщалась воля Божия. На роскошном головном кидаре была золотая пластинка с надписью: «Святыня Господня». Первосвященник был прообразом Иисуса Христа (Евр.4,14).

Кроме священных лиц по должности, были еще священные лица по обету, так называемые назареи, т.е. отделяющиеся на служение Богу. Назареи обязаны были воздерживаться от вина и винограда, от стрижения волос и от всякого осквернения. Обет назорейства давался или на всю жизнь, или только на определенное время.

д. Священные времена

В период жизни Иисуса Христа в иудейском народе отмечались те же дни и праздники, которые были установлены раньше, а именно: суббота — как день покоя и служения Богу, праздники новомесячия, труб, а также субботний и юбилейный годы (эти праздники связаны с субботой). Кроме того, отмечались великие праздники Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и День очищения.

Священные дни, священнодействия и все учения и законы Ветхого Завета имели целью поддержание святости в народе, который, как избранный, должен был быть «народом святым» (Исх.19,6). Нравственные законы (вторая скрижаль) требовали от человека личной нравственной и телесной чистоты, правды и человеколюбия. В это время в силе оставались древние законы об обрезании, о посвящении первородных мужского пола, о сохранении личной чистоты через запрещение соприкасаться с нечистыми предметами, о разделении животных на чистых и нечистых, с позволением употреблять в пищу или жертву только чистых.

Таким образом, Бог имел два пути воспитания человечества после грехопадения — собственные усилия под руководством совести (языческий мир) и исполнение закона с обетованиями (иудеи). Эти пути вели к принятию спасения через Иисуса Христа. Эпоха искупления является последним и торжественным призывом божественного милосердия перед будущим судом. Историческими памятниками этой эпохи являются книги Нового Завета, а её живое историческое выражение — христианская Церковь. Назначение Церкви — распространение на земле Царствия Божия.

Это она осуществляла со дня Пятидесятницы через устную и письменную проповедь Евангелия, начиная с Иудеи и до края земли. Сам Иисус Христос не оставил писаний. Он принес учение благодати и совершил дело спасения человечества. И как Сам Христос учил только устно, так и в первое время, по сошествии Святого Духа, евангельское учение распространялось только путем устной проповеди (Римл. 10,14-17; 2 Тим.1,1-2; Евр.2,1-4; Гал.3,2.5 и др.). Благовествование заключалось в свидетельстве о Христе, в учительстве и в назидании. Но так как всегда заменой и восполнением устной речи служит письмо и книги, то, естественно, вскоре возникла евангельская христианская письменность. Мы имеем один из первых важнейших памятников её — послание апостольского собора в Иерусалиме (Деян.Ап.15,23-29). Под названием книг Нового Завета разумеются те священные книги, которые написаны апостолами и их ближайшими учениками по вдохновению Духа Святого. Новый Завет — это произведение Духа Святого.

Новозаветные писатели, как и все искупленные, лишь действием Духа Святого вступили в Царство благодати. Лишь действием Духа Святого они получили призвание и способность к основоположительному изложению воли Божьей относительно новозаветного Царства Божия на земле. Этот труд является не механическим запечатлением в уме апостолов новозаветной истории и учения, но действием Святого Духа через дух человеческий. Это есть совокупное действие Духа Божия и духа человеческого, при котором дух писателей с полной верой и радостным послушаниям всем мыслям, словам и делам Божиим погружался всецело в глубины божественной истины. Дух Святой вдохновлял, руководил новозаветных авторов, чтобы через них в чистоте была передана божественная истина спасения. Отсюда вытекает непогрешимость их писаний.

Священные писатели всегда оставались людьми в мыслях и в их выражении, в представлениях и изображениях, но все это человеческое и личное в них просвещено и пронизано Божиим Духом (2 Тим.3,16; Евр.4,12).

Эти книги на основании внутренних признаков, силы воздействия и несомненных внешних исторических свидетельств в течение почти двадцати веков признавались подлинными, богодухновенными.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о связи Ветхого и Нового Завета.

2. Приведите несколько ветхозаветных пророчеств о Христе.

3. Приведите примеры ветхозаветных прообразов Иисуса Христа.

4. Сущность названия «Нового Завета».

5. Язык и переводы Нового Завета.

6. Деление Нового Завета.

7. Положение Палестины в период написания книг Нового Завета.

8. Иудеи рассеяния, их единство.

9. Ожидание Мессии.

10. Партии и секты Израиля.

11. Расскажите о Иерусалимском храме, синагогах, священнослужителях, праздничных днях.

12. Богодухновенность книг Нового Завета.