15. Введение в Новый Завет (3)

Ведение в Евангелие от Матфея

Автор первого Евангелия Матфей (Богом подаренный), называемый также Левием, сыном Алфея (Марк.2,14; Лук.5,27), был один из двенадцати апостолов, призванных Господом нашим Иисусом Христом. До этого он был мытарем, то есть сборщиком податей и пошлин в Капернауме и жил недалеко от берега Геннисаретского озера (Матф.9,9; Марк.2,13-15). Верный ученик Христа — апостол Матфей был свидетелем многих чудес, совершенных Иисусом, и постоянным слушателем Его наставлений. В последний раз Священное Писание упоминает о нем в книге Деян.Ап.1,13. Сведения о его дальнейшей жизни мы находим у древнехристианских писателей. Так, Климент Александрийский и Евсевий свидетельствуют, что после вознесения Спасителя и до разрушения Иерусалима он проповедовал Евангелие иудеям в Палестине. Затем он покинул Палестину и распространял христианство в других странах. Сведения о внепалестинской деятельности ап. Матфея крайне скудны. По этим сведениям Матфей проповедовал Евангелие в Эфиопии, Македонии, Персии и умер мученической смертью во Фригии или Персии.

Из самого Евангелия можно заключить, что его автором является палестинский еврей; он хорошо знаком с Ветхим Заветом, географией Палестины, историей и обычаями своего народа. На Матфея, как на автора одного из первых Евангелий, указывает и то обстоятельство, что в списке апостолов этого Евангелия (Ев.Матф.10,3) имя его помечено словом мытарь; это также указывает на глубокое смирение автора, ибо мытари были в презрении у иудеев из-за своих вымогательств.

Евангелист Матфей пользовался целыми отрывками из Ев. от Марка, которые не являлись свидетельством очевидцев.

С учетом того, что это Евангелие было предназначено вначале для иудеев, Масфей довольно много говорит об обличениях Христом фарисеев, саддукеев и то, что другие евангелисты почти не упоминают. Матфей нигде не объясняет иудейские обычаи, обороты речи и местность, предполагая, что все это известно читателям.

Хотя и считается, что Матфей писал для евреев, Марк для римлян, Лука для греков, а Иоанн для Церкви, но правильнее будет сказать, что все Евангелия предназначены быть вестью спасения во Христе всем людям, всем грешникам. Целью евангелиста Матфея было изложить историю спасения так, чтобы показать, что Иисус из Назарета был Христом, обещанным Мессией, Царем Иудейским, Которого отверг собственный народ, но приняли язычники и Который придет в могуществе и великой славе. Этой намеченной автором целью и обуславливаются черты, отличающие Евангелие Матфея от прочих Евангелий. Иисус нарисован как Царь: родословие Его проводится по царской линии, Его рождения боится царь-соперник, Ему приносят царские дары; Его предтеча возвещает о приближении Его царства; Ему искуситель предлагает царство земное и т.д. В час смерти Иисуса Христа камни рассеялись, земля потряслась и усопшие воскресли. Воскресение Иисуса описывается как величественное событие, сопутствуемое землетрясением, явлением ангела, трепетом стражи. Царственно величественны заключительные слова: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите…» (28,18-19).

Характернейшим выражением этого Евангелия являются слова: «Царство Небесное». Иисус у Матфея — отверженный и грядущий Царь.

И этот Царь есть, прежде всего, «Царь Иудейский», Мессия, предсказанный пророками. В Нем произошло исполнение и раскрытие Ветхого Завета. Важнейшие события из Его жизни были предвозвещены. Поэтому часто повторяется в этом Евангелии: «Сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит…» (1,22; 2,15.23 и др.). В Ев.Матфея мы встречаем ссылки на шестьдесят пять мест из Ветхого Завета, а дословно приведены сорок пять отрывков, то есть столько же, сколько цитат в трех других Евангелиях вместе. Следовательно, Ев. Матфея есть Евангелие исполнения. Еврейские обычаи, символы и образы встречаются в изобилии. Автор показывает, что в Иисусе Назарянине весь смысл и Пятикнижия, и пророков, и псалмов.

Метод изложения у Матфея собственный. Труд сборщика податей в прошлом приучил его к систематичности, аккуратности и порядку. Излагая историю искупления, он не всегда держится хронологической последовательности, а группирует похожие события и проповеди, чтобы усилить впечатление. Таким образом, он в одной главе собрал семь из четырнадцати упоминаемых притч, в другой главе объединяет десять чудес из двадцати. Учение Христа объединено в пять проповедей: нагорная проповедь (5-7 гл.), поучение апостолам (10 гл.), притчи о Царстве Небесном (13 гл.), обличение фарисеев (23 гл.), проповеди о пришествии Царя (24-25 гл.).

Евангелиста Луку, соблюдающего хронологический порядок, можно сравнить с ботаником, который идет и по пути постепенно собирает цветы. Матфей же предпочитает подбирать цветы по красоте и сорту, делая из них прекрасные букеты.

Деление Ев.Матфея, как и других синоптических Евангелий, основано согласно месту и времени земного служения Иисуса Христа:

1. Введение в Евангелие — 1,1 — 4,11

2. Служение в Галилее — 4,12 — 18,35

3. Хождение за пределы иудейские — 19,1 — 20,34

4. Последняя неделя в Иерусалиме — 21,1 — 28,20

Введение в Евангелие от Марка

Евангелие от Марка самое раннее Евангелие, на котором построены другие Евангелия.

Писателем второго канонического Евангелия, по свидетельству всей христианской истории, был Марк, носивший кроме латинского имени Марк (общественный, городской), еще еврейское имя Иоанн (благодать Божия): Деян.12,12.25; 15,37; 13,5.13. Он был иудеем из Иерусалима, где его мать Мария имела свой дом, в котором часто собирались верующие (Деян.Ап.12,12). Марк находился в близком родстве с Варнавою (Кол.4,10) и обратился к Господу, вероятно, через ап.Петра (1 Петр.5,13). Первохристианская история говорит, что Марк был одним из 70-ти учеников Господа. Во время первого апостольского путешествия Марк сопутствовал ап.Павлу и Варнаве, как помощник в служении (Деян.Ап.13,5), а до этого он был с ними при посещении Иерусалима (Деян.Ап.12,25). Во второе путешествие ап. Павел не взял Марка, так как он в первом путешествии оставил их в Пергии (Деян.13,13). В это время «Варнава, взял Марка, отплыл в Кипр» (Деян. 15,37-39). Впоследствии Марк раскаялся в своем проступке и опять был вместе с ап.Павлом. Мы видим его снова в качестве усердного помощника апостола во время его заключения в Риме (первого. Кол.4,10; Фил.24 и второго — 2 Тим.4,11).

Древнехристианские авторы — Папий, Ириней, Евсевий, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Иероним и другие называют Марка также спутником, помощником и переводчиком ап.Петра. Во время, когда он не был при ап.Павле, он помогал ап.Петру, с которым был тесно духовно связан (1 Петр.5,13).

Известно, что Марк собирался в Колоссы (Колос.4,10), посетил Ефес (2 Тим.4,11). В последнее время своей жизни, по свидетельству некоторых, Марк трудился в Африке и был первым епископом Александрии, где принял мученическую смерть.

О влиянии ап. Петра на написание Евангелия от Марка единогласно свидетельствует древняя Церковь. Папий писал: «Марк, соработник апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку». По свидетельству Климента Александрийского: «В то время, как апостол Петр благовествовал в Риме, спутник его… написал… Евангелие, именуемое Евангелием от Марка». Об участии ап.Петра в авторстве этого Евангелия свидетельствует и то, что уже во 2-ом веке Евангелие от Марка (не апостола) было признано каноническим. Тесную связь второго Евангелия с проповедью апостола Петра подтверждают особенности повествования Марка. По содержанию, объему и цели, оно вполне соответствует речам Петра, переданным в книге Деян.Ап. (10,37-41). В повествовании слышится голос очевидца. К личности Петра евангелист обращает особое внимание. Показательно притом, что он (согласно проповедям и беседам апостола) обстоятельно изображает слабости и прегрешения Петра, ограничивая то, что служит одобрением апостолу (14,30.37.68; 16,7. Сравните, например, 8,27-33 с Матф. 16,17-23).

Марк обращается к христианам из язычников и, прежде всего, к живущим в Риме. Поэтому он объясняет своим читателям географию Палестины, иудейские обычаи, арамейские выражения; все, относящееся к римскому быту, он предполагает известным. По той же причине во втором Евангелии мало ссылок на Ветхий Завет.

Главная цель евангелиста — утвердить веру в божественность Иисуса Христа и Его власть над всем творением, поэтому значительная часть Евангелия посвящена чудесам, в особенности изгнанию бесов. Другая цель евангелиста — представить Христа в общении с учениками, чтобы показать, как Он их воспитывал.

Родословие Иисуса Христа евангелист Марк не приводит, ввиду того, что Господь изображен также в состоянии добровольного уничижения: Он — слуга Иеговы, отрасль (Зах.3,8), тогда как у Матфея Он — царственный отпрыск Давида (Иер.33,15). У Марка всюду показана готовность Иисуса служить другим. Евангелист рисует нам божественную кротость сына Божия, побеждающего любовь.

Особенности Евангелия от Марка: Марк часто говорит в настоящем времени (1,40.41 и т.п.), часто (42 раза) употребляет слово «тотчас» (немедленно) — 1,10.12.18 и т.д., точно излагает побочные обстоятельства событий (1,20; 3,5.17.32.34 и т.д.), точен в обозначении места (1,28; 4,1 и т.д.), числовых данных (5,13.42 и др.) и т.д.

Время составления второго Евангелия не определено с точностью. Но все говорит в пользу 60-70 годов н.э., но может быть и раньше. К этому времени начались первые преследования христиан, о чем говорится многократно в Евангелии, во всяком случае 13 глава дает указания на военные столкновения, что наводит на мысль о иудейской войне 66-70 годов. Это было первое Евангелие на греческом языке. В Евангелии от Марка 16 глав, в которых, после введения (1,1-13), изложены деяния Спасителя сначала в Галилее (1,14 — 9 гл.), затем в Иудее и Иерусалиме; в заключение изображены страдания Христа, Его воскресение и вознесение (15-16 гл.).

Введение в Евангелие от Луки

Автор. Третье каноническое Евангелие, по свидетельству Церкви, написано Лукой. Это имя (славный, светлый) представляет сокращение от римского имени Люцилий. На основании Колос.4,11-14, где апостол Павел отличает Луку от обрезанных, считают, что он был язычником. Можно с уверенностью предположить, что до вступления в Церковь Христову Лука был иудейским прозелитом, так как он очень хорошо знаком с иудейскими обычаями. По Евсевию (Церковная история III, 4), Лука происходил из языческой семьи города Антиохии. Он получил хорошее греческое образование и, по первоначальному роду занятий, был врачом. «Луку, врача возлюбленного» называет ап. Павел в числе своих сподвижников, которые были ему утешением во дни римского заключения. Верный ученик и спутник ап.Павла, он делит с ним труды второго и третьего апостольских путешествий (Деян.16,10-17; 20,5-21) и остается при нем во время пребывания Павла под стражей в Кесарии и в Риме (Деян.24,23; 27,28; Колос.4,14; Филим.24; 2 Тим.4,11). О дальнейшей жизни евангелиста Луки мы не имеем достоверных сведений.

Составителем третьего Евангелия древние писатели единогласно признают Луку. Ириней в книге «Против ересей» пишет: «Лука, спутник Павла, изложил преподанное апостолом Евангелие в отдельной книге». По словам Оригена: «третье Евангелие — от Луки» и т.д.

Исследование священного текста раскрывает автора как искусного писателя. На повествовании и языке его лежит отпечаток мыслей и проповеди ап.Павла. Врач виден в заботливой точности наименования и изображения недугов и чудесных исцелений (4,23-38; 8,43; 13,11 и др.).

Источниками сообщаемых сведений служили для евангелиста, как говорит он сам, рассказы живых лиц, «бывших с самого начала очевидцами и служителями Слова» (1,2). С ними встречался он сам или с ап. Павлом в Иерусалиме, и в Кесарии, и в других местах. В основе повествования о младенчестве Иисуса (1,2 гл.) звучит, по-видимому, свидетельство, записанное на арамейском языке, в котором слышится голос самой девы Марии, матери Иисуса Христа. Кроме того Лука пользовался и ранее написанными Евангелиями.

Повод и цель. Евангелист обращает свое благовестие к Феофилу, человеку высокого общественного положения, обращенному в христианство из язычников и, в его лице, к христианским общинам, основанным Павлом, апостолом язычников. Им он хочет в своем Евангелии дать твердое основание того учения, в котором они были наставлены (1,4).

Евангелист ставит себе целью: 1) передать уверовавшим, «по тщательном исследовании» и «по порядку», слова и дела Иисуса Христа и 2) укрепить этим повествованием веру в Спасителя мира. С любовью показывает евангелист Лука милосердие Христа. У него одного находим мы такие жемчужины, как притчи о милосердном самарянине, о блудном сыне, о потерянной драхме, о мытаре и фарисее.

Третье Евангелие написано до разрушения Иерусалима (70 г.). Так как в книге Деян.Ап. о нем упомянуто, как о первом произведении Луки, то оно было в руках верующих еще до 63 г., когда книга Деян.Ап была закончена, Лука написал Евангелие, вероятно в Риме в годы узничества Павла (61-62 гг.).

Введение в Евангелие от Иоанна

Убеждение Церкви о том, что писателем четвертого Евангелия был любимый ученик Христа апостол Иоанн основано на твердом свидетельстве древнехристианских авторов. Игнатий Антиохийский (умер около 107 г.) и Иустин Мученик (умер около 166 г.) знали это Евангелие как Евангелие от Иоанна. Ириней, ученик Поликарпа — ученика Иоанна, записал, что после других евангелистов и Иоанн, возлежавший у груди Спасителя, написал свое Евангелие, когда жил в Ефесе. Об этом пишут Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, Иероним и другие столпы христианского богословия.

По свидетельству Климента Александрийского, ап. Иоанн, по желанию учеников, в дополнение существующих Евангелий написал «Евангелие духовное».

Еретикам — монтанистам, гностикам — во II веке было известно это писание, как Евангелие от Иоанна. Ученик еретика Валентина (около 140 г.) Гераклион написал комментарий на Евангелие от Иоанна.

В согласии с приведенными свидетельствами, исследование этого Евангелия обнаруживает в пишущем палестинского иудея, ближайшего и любимого ученика Иисуса Христа.

Автор. Зеведей со своими сыновьями, Иаковом и Иоанном, жил в Капернауме и занимался рыболовством в довольно широком масштабе, так как у него были «наемные» работники (Марк. 1,20). Известной личностью Нового Завета является мать Иакова и Иоанна, Саломия. Она принадлежала к тем женщинам, которые сопровождали Христа и из своих средств приобретали все необходимое, что требовалось на содержание довольно большого числа учеников Христовых (Лук.8,1-3; Марк.15,41). Она разделяла честолюбивые желания её сыновей и просила Христа об их исполнении (Матф.20,20). Саломия издали присутствовала при снятии с креста Спасителя (Матф.27,55-56) и участвовала в покупке ароматов для помазания тела погребенного Христа (Марк.16,1; Лук.23,56).

Многие богословы, на основании сопоставления текстов Матф.27,56; Марк. 15,40; Иоан. 19,25 считают Саломию родной сестрой матери Иисуса — Марии. Это значит, что Иоанн и Иаков были двоюродными братьями Христа, а значит находились в родстве с Иоанном Крестителем (Лук. 1,3 6). Но это остается предположением, евангелисты могли говорить о других лицах. Для нас важно духовное родство (Матф. 12,46-50), и это родство ярко выразилось во взаимоотношениях Христа и апостола Иоанна.

Из того, что Иаков везде называется прежде Иоанна, можно с уверенностью заключить, что Иоанн был моложе Иакова, и его считают самым юным среди апостолов. В юности Иоанн рыбачил с отцом и братом на Геннисаретском озере, но вскоре ушел на Иордан к Иоанну Крестителю и стал его учеником. Когда Предтеча указал Андрею и Иоанну на Иисуса, называя Его Агнцем Божиим (т.е., по слову Исайи, Мессией — Ис.53,7), оба они последовали за Христом (1,36-37). Вскоре Христос призвал Иоанна к особому, апостольскому служению. В силу своей особой любви и преданности Христу Иоанн сделался одним из наиболее близких и доверенных учеников Христа. Он был в числе трех учеников свидетелем воскрешения дочери Иаира, преображения Христа и моления Его в Гефсимании (Марк.5,37; Матф.17,1; 26,37). Как любимый ученик Христа, он возлежал у груди Его на Тайной Вечере (11,23); умирая, Спаситель поручил его сыновнему попечению Свою матерь (19,26-27). В Евангелии он по скромности, опуская свое имя, называет себя «учеником, которого любил Иисус» (13,23; 19,16 и др.). Иоанна по справедливости, называют апостолом любви. Но он не сразу стал таким. По природе своей он обладал недостатками, как и каждый смертный; проявив и узкосердечную ревность, близкую к зависти, запретив одному человеку исцелять именем Иисуса только потому, что «он не ходит с нами» (Лук.9,44-50). Его честолюбие выразилось в притязании на первое место в Царствии Небесном (Марк. 10,35), а раздражение против самарян, не принявших Христа, было таково, что он готов был призвать огонь с неба и истребить их (Лук.9,54-56). Не потому ли Христос назвал сыновей Зеведеевых «сынами грома» (Марк.3,17)?

В школе Христа благодать возрождения не изменила личный характер Иоанна, не сделала его безличным, но переплавила и преобразила заложенную в нем энергию. Так, пламенная ревность Иоанна не угасла, она лишь стала святою по своим мотивам и целям. Гром не утих в его сердце, но теперь он направлен на ложь и лицемерие, на разоблачение зла.

Он стал апостолом любви, но любви не сентиментальной, податливой, благодушно потакающей злу, порокам и заблуждениям. Его любовь — любовь Христова, которая любит грешника, но ненавидит и карает грех, называя его собственным именем. Не соблюдающего заповедей Христа этот кроткий апостол любви называет лжецом (1 Иоан.2,4), и далее пишет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Иоан.3,15); «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Иоан.3,8); «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Иоан.4,3). Он запрещает принимать в дом и приветствовать лжеучителя, В нем поистине сочетаются «небесная кротость и громовая ревность». Если деятельный Петр был более способен к основанию и организации церквей, то Иоанн — к их назиданию и углублению.

В противоположность ап. Петру, Иоанн жил более внутренней, созерцательной жизнью. Он более наблюдает, чем действует; чаще погружается в свой внутренний мир, обсуждая величайшие совершающиеся события. Как орел, он часто уносит нас в горний мир.

По вознесении Христа на небо, ап. Иоанн, вместе с ап. Петром, выступает как один из представителей Иерусалимской церкви (Деян.3,1; 4,13; 8,14-25). На апостольском соборе в Иерусалиме он, вместе с Петром и пресвитером Иаковом, признает за ап. Павлом право проповедовать Евангелие язычникам, не обязывая их к соблюдению закона иудеев (Галат.2,9). Особенно значение ап.Иоанна возросло после смерти апостолов Петра, Павла и Иакова. Поселившись в Ефесе, он еще 30 лет занимал положение руководителя всех церквей Малой Азии. История говорит о многих его учениках и о великом пастырском труде. Он воспитывал епископов: Папия, Игнатия и Поликарпа; в 90-х годах написал Евангелие и свои послания.

При императоре Домициане ап. Иоанн был сослан на остров Патмос, где имел видение, записанное им в книге Откровение (Апокалипсис). При императоре Нерве он возвратился в Ефес и умер в царствование Траяна столетним старцем.

Повод и цель написания Евангелия

Апостол Иоанн хотел восполнить первые Евангелия, которые более говорят о внешних событиях из жизни Христа — духовным Евангелием. Иероним считает, что поводом к написанию Евангелия Иоанном послужило появление ересей (Керинфа, Евионитов, Николаитов), отрицавших пришествие Христа (Мессии, Помазанника, Сына Божия) во плоти. Нам же должно быть ясно, что Дух Святой вдохновил апостола Иоанна написать благовествование из-за разных причин ради нашего спасения. Евангелист сам определил эту цель словами: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя имели жизнь во имя Его» (20,31). И все содержание Евангелия Иоанна соответствует этому намерению. Об этом он свидетельствует своей личной историей уверования во Христа и раскрытием славы Единородного от Отца. Подробно описаны великие чудеса Христа, Его чудные поучения. С другой стороны излагаются события, не упомянутые в первых Евангелиях, говорится о длительности служения Христа.

План и содержание Евангелия Иоанна

У евангелиста Иоанна, в соответствии с той целью, которую он поставил при написании Евангелия, был свой план повествования, не похожий на общее первым трем Евангелиям — традиционное изложение истории Христа. Иоанн не просто по порядку сообщает события евангельской истории и речи Христа, а делает из них выбор того, что свидетельствовало о божественном достоинстве Христа, которое в это время подвергалось сомнениям. Его Евангелие отличается от трех синоптических также по слогу, более высокому и таинственному. Другие Евангелия излагают, в основном, события, происшедшие в Галилее. Ап.Иоанн обращает особое внимание на служение Христа в Иудее. С предельной полнотой он передает речи, обращенные Спасителем или к ученикам, которым дано знать тайны Царствия Небесного (Матф.13,11), или к ученым-книжникам. Возвышенные темы этих проповедей в других Евангелиях почти не затронуты, как, например: предвечность Сына как Слова (Логос), воплощение Слова, единосущность Отца и Сына; Христос, как хлеб жизни; Дух и Утешитель, единство всех во Христе и др. Иоанн развил в своем Евангелии мысль, что воплотившееся Слово (Логос), единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос, не был принят Своим народом, но уверовавшим в Него ученикам дал благодать, истину и вечную жизнь с Ним и возможность быть чадами Божиими.

Данное Евангелие распределяет события из жизни Христа по иудейским праздникам; в частности, оно упоминает, по крайней мере, три последних Пасхи в земной жизни Иисуса Христа (2,12; 6,4; 11,55; 12,1; 13,1), праздник Кущей (7,2), праздник Обновления храма (10,22).

Евангелие написано в следующем порядке:

1) Пролог (предисловие) — 1,1-18

2) Приготовление Христа к открытому выступлению. 1,19-51

3) Общественная деятельность Христа — 2-12 гл.

4) Прощальная беседа Христа с учениками — 13-17 гл.

5) Страдания, воскресение и явления Христа после воскресения — 18-21 гл.