16. Введение в Новый Завет (4)

Введение в книгу «Деяния святых апостолов» /1/

Название книги. В новозаветном каноне за Евангелиями, как непосредственное продолжение евангельской истории, следует книга «Деяния святых апостолов». В греческом тексте она носит, кроме указанного, различные названия: «Деяния апостолов», «Книга трудов апостолов», «Деяния Святого Духа».

Автором этой книги является евангелист Лука, в начале повествования сказано, что Деян.Ап. являются продолжением Ев.Луки (1,1; Лук. 1,1). Об этом же свидетельствуют все древние писатели Церкви и наиболее четко: Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, Иероним, Златоуст и другие.

В подлинности излагаемых событий убеждают многие исторические доказательства. Это, во-первых, свидетельство древнейших христианских писателей, а также книги историка Иосифа Флавия (I в.). И.Флавий пишет, что в храме совершалось служение утром и в 9 час. дня (3,1); подтверждает обычай иудеев принимать участие в издержках назореев (21,24); свидетельствует о принадлежности Каиафы к саддукеям, о смерти царя Ирода (Агриппы) и т.д. Многое подтверждают и другие письменные и исторические данные, как, например: возникновение христианских церквей в разных местах земли.

Повод и цель написания. Как продолжение Ев.Луки книга Деяний апостолов имела тот же повод и цель: утвердить достопочтенного Феофила в преподанном ему учении веры и продолжить историю благовествования до того времени и места когда и где сам Феофил (вероятно, римлянин) мог быть очевидцем благовествования апостолов. Кроме этой частной цели, евангелист был вдохновлен идеей открыть людям божественное происхождение Церкви Христовой из иудеев и язычников; показать на деле, что основанная Христом Церковь действительно получила обетованные дары, силу и непоколебимо распространяется по всему миру.

В Деян.Ап. описывается исполнение того, чему Иисус Христос учил.

Темами проповеди первоапостольской церкви были: 1) Распятие Иисуса Христа; 2) Воскресение Иисуса Христа; 3) Мессианское царство Иисуса Христа; 4) Христос — Сын Божий, Спаситель мира; 5) Второе пришествие Иисуса Христа.

Место и время написания. Считают, что книга Деяний Ап. написана в Риме во время узничества ап.Павла (62-64 гг.). Автор дает некоторые подробности о Риме (28,15). Из Послания к Колоссянам видно, что Лука был при ап.Павле (Кол.4,4; Филип.2,3).

Деление и содержание. В Деян.Ап. Лука повествует о Святом Духе, продолжающем на земле служение вознесшегося Иисуса Христа и наставляющем последователей Христа на всякую истину (Иоан.16,13). Лука изображает победоносное шествие благовестил о Христе из Иерусалима через Антиохию в столицу Римского государства.

Книга Деян.Ап. может быть поделена на пять основных разделов:

1). Введение (1,1 — И).

2). Рождение Церкви: Иерусалим (1,12 — 8,3).

3). Период начала распространения: Самария (8,4-11,18).

4). Проповедь язычникам. Миссионерские путешествия ап.Павла (11,19 -21,16). 5). Заключение ап.Павла: Иерусалим, Кесария и Рим (21,17-28,31).

Географическое развитие событий в книге подчинено словам Иисуса Христа: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1,8). Вначале повествуется о жизни церкви в Иерусалиме, затем описание охватывает районы Самарии, приморской равнины и Кесарии. Последние два раздела (от 11,19) повествуют о событиях и трудах апостолов в средиземноморских странах и заканчиваются в столице империи — Риме. Это распространение Церкви было подобно волнам морского прилива, когда каждая последующая волна охватывает все новые участки суши.

В книге Деян.Ап. выделена и другая канва — рост Церкви. В стихах 2,47; 5,14; 6,7; 9,31; 12,24; 16,5; 19,20, говорится об увеличении численности Церкви и духовном росте уверовавших. Другими словами, автор указывает на благодатную жизнь рожденной Церкви, её рост и развитие вширь и вглубь через действие Святого Духа (Деян.Ап.1,8; Рим.15,19).

Книга Деян.Ап. может быть разделена и по личностям, занимающим, главное место в описании. Так, в 1-5 главах основное внимание уделено ап.Петру: в 6-7 гл. — Стефану; в 8-12 гл. повествуется о нескольких видных служителях: Варнаве, Филиппе, Савле; а с 13 главы и до конца доминирующей фигурой повествования является ап. Павел.

Интересно проследить по книге за образами апостолов Петра и Павла. Оба показаны как руководители Церкви. Петр, в основном, трудился в Иерусалиме, Павел — в языческом мире. Каждый из них представлен в повествовании с проповедью, излагающей основы их веры и учения: Петр с проповедью в день Пятидесятницы (2,14-40), а Павел с проповедью в Антиохии Писидийской (13,16-42). Оба апостола творили чудеса: Петр исцелил хромого (3,1-10), и то же сделал Павел (14,8-10). Петр произнес суд над Ананием и Сапфирой (5,1-11) и Павел совершил суд над Елимой-волхвом (13,6-11), поразив его слепотой. Петр был освобожден из темницы в Иерусалиме (5,19-21; 12,1-11), и Павел был освобожден из уз в Филиппах через непосредственное Божие вмешательство (16,19-30). Оба подчеркивали важность и необходимость исполнения силой Святого Духа (2,38; 19,2-6), и оба провозглашали воскресение Христа основой своей проповеди (Петр — 2,24-36; 3,15.26; 4,2; 5,30; 10,40-41; Павел — 13,30-37; 17,3.18.31; 24,15-21; 25,19; 26,8.23). Петр был апостолом и сопастырем первой церкви в Иерусалиме (из иудеев), Павел был наставником и апостолом первой церкви из язычников. Но между ними не было противоречий или разграничений сфер деятельности. Петр первым был послан к язычникам, проповедывал и крестил сотника Корнилия, и Павел не упускал возможности, где только можно, свидетельствовать иудеям о Христе.

Книга Деяний апостолов не претендует на полный охват событий первохристианской Церкви. Здесь, например, ни слова не сказано о распространении христианства на юг и восток от Палестины. Христиане были в Дамаске до обращения Савла. Но кто принес в этот город весть о Христе — неизвестно. Это же относится и к Риму. Автор излагал победоносное шествие учения Иисуса Христа и ставил перед собой цель убедить Феофила в истинности евангельского учения. Поскольку Павел был основоположником проповеди Евангелия среди язычников, он заслуживал главного внимания. Великий переход от проповеди Евангелия иудеям к благовествованию язычникам, от закона к благодати, от Палестины к необъятным просторам Римской империи невозможно исчерпывающе отразить в одном повествовании. Лука ограничился исследованиями одной или нескольких фаз этого движения.

Хронологический период Деяний охватывает время Вознесения Христа до заключения ап.Павла в темницу в Риме. Мы приведем приемлемую хронологию некоторых важных событий. Древние писатели не вели отсчет событий по календарю, а привязывали их к официальным событиям: правление императора, перепись населения и др. Вот каково датирование событий в книге:

1. Смерть Ирода Агриппы 1 (12,20-23) — весна 44 г.

2. Голод при кесаре Клавдии (11,28) — 44-48 г.

3. Проконсул Сергий Павел (13,7) — до 52 г.

4. Изгнание иудеев из Рима при Клавдии (18,2) — вероятно в 49 г.

5. Проконсульство Галлиона в Ахайе (18,12) — вероятно 52-53 гг.

6. Проконсульство Феликса (23,26; 24,27) — 52-58 гг.

7. Проконсульство Порция Феста (24,27) — 58-61 гг.

Данные ссылки упомянуты как бы случайно, в полной уверенности, что для читателя, т.е. Феофила, они бесспорно известны. Для современного читателя, тем не менее, они служат определенным пособием в изучении последовательности событий.

Однако еще раз следует отметить, что для Луки хронологическая последовательность повествования не являлась главной целью. Идея книги — показать упадок иудейства и рост христианства среди язычников.

Первый вопрос учеников к воскресшему Иисусу был: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?» (1,6). Слушателями в горнице в день Пятидесятницы были иудеи (2,5) и проповедь ап. Петра была адресована к «мужам израильским» (2,22). Церковь Иерусалимская состояла, в основном, из иудеев, хотя они и делились на две группы: палестинских иудеев и еллинистов, т.е. евреев из стран языческих.

Первоначельно последователи Христа назывались учениками Господа (9,1) и считались как обособленная группа иудеев. Но бесстрашная проповедь и обличение Стефаном заставила первосвященников начать повсеместное гонение на учеников Господа, отлучение их от синагоги и т.п.

Это вынудило служителей Церкви Христовой иметь новые области для благовестия.

Период перехода распространения благой вести в языческий мир не обширен. Он показан на фоне труда нескольких служителей, но достаточно полно рисует картину обращения язычников, подготовленных к принятию божественных истин. Обращение евнуха-ефиоплянина (8,36-39) и сотника Корнилия (10,44-48), по-видимому обоих из прозелитов; благословенная проповедь Филиппа в Самарии (8,1.14) отражают новое направление в установлении Царства Мессии во всех народах.

Период распространения проповеди язычникам (11,19-28.31) начался с момента образования церкви в Антиохии Сирийской. Здесь впервые ученики Господа стали называться христианами (11,26). Антиохийская церковь стала центром благовестия миру; отсюда весть о спасении пошла в языческий мир; эта церковь утвердила свободу для обращенных язычников, освободив их от традиционных иудейских обрядов.

Труд и учение ап.Павла изложены в Деян.Ап.15,35 — 21,14 и проиллюстрированы образованием и утверждением поместных церквей. Хотя Павел обращался в первую очередь к иудеям (Римл.1,16), основная масса уверовавших была из числа прозелитов и язычников.

В некоторых случаях ап. Павел определенно указывает на свое призвание проповедовать Христа язычникам (13,46; 18,6; 19,9; 10; 21,19; 26,20; 23; 28,28).

Ожесточение иудеев, их отказ принять Христа, еще более укрепил и ап. Павла в убеждении о необходимости и важности его служения среди язычников, дабы обратить их от тьмы к свету (26,18).

Образ роста Церкви сопровождается в книге показом жизни Церкви: её организации, духовной силы, духовного развития, благовестнического служения и богослужения. Поэтому книга Деяний апостолов не только исторический труд, но настольная книга для каждой церкви и каждого христианина. Эта книга необходима для внимательного изучения, усвоения и подражания.

Второе повествование Луки — Деян.Ап. имеет апологетический характер. Поскольку автор был другом апостола Павла и сопровождал его в последнее путешествие в Рим на суд перед кесарем, то нельзя отрешиться от мысли, что книга написана как бы в форме защиты апостола от обвинения против него. Во всяком случае, Лука в Деяниях убедительно доказывает, что новые божественные откровения и истины, открытые миру через Иисуса Христа — это учение, религиозное по форме и великое и уникальное по содержанию, принадлежит всем народам всех времен и всех поколений. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (4,12).

Рождение Церкви (Деян.1,1 — 8,3)

День Пятидесятницы был иудейским праздником, и он же стал знаменательным днем для Церкви. Проповедь апостолов в то время состояла в свидетельстве об Иисусе Христе как истинном Мессии; они призывали иудеев покаяться и обратиться ко Христу, «чтобы загладить грехи» их и пришло время отрады от лица Господа (3,19-20). И Петр и Стефан, и другие взывали к народу израильскому в храме, в синагогах и других местах, призывая их принять Христа (3,1-12; 5,12; 6,9-10; 7 гл. и др.).

И тем не менее Церковь нельзя рассматривать как отпочковавшуюся, отделившуюся ветвь иудейства. Христос был центром веры христиан. Воскресение Христа является лейтмотивом всей книги. «И явил Себя, — пишет Лука (1,3), — живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней, являясь им и говоря о Царствии Божием».

День Пятидесятницы был днем рождения Церкви. Ученики Христа, Его мать, родственники и близкие, всего около ста двадцати человек, собрались в горнице и единодушно пребывали в молитве (Деян.Ап.1,14-16). В этот день Дух Святой сошел на них в видимом образе «как бы огненные языки и почили на них».

Сошествие Святого Духа было исполнением предсказания Иоанна Кркстителя (Лук.3,15-16) и обещания Иисуса (Лук.24,19). Петр провозгласил, что это — исполнение пророчества Иоиля (2,16-21) и является доказательством воскресения Христа (2,32-36). Сошествие Духа Святого объединило всех верующих и дало им силу смело проповедовать Христа и не страшиться ничего (2,4; 4,8.31; 6,8-15).

Основная тема проповедей в ранней Церкви касалась личности и жизни Христа, апостольская проповедь доказывала Его воскресение и заканчивалась призывом к покаянию и вере во имя Его. Обращение апостолов к народу содержало ссылки на Ветхий Завет, доказывая подлинность исполнения в Иисусе вековых чаяний израильского народа, т.е. пришествия Мессии.

В силу своего положения учителей и наставников, вначале апостолы были руководителями как духовной жизни Иерусалимской церкви, так и материальной. Однако вскоре для ведения дел по распределению ежедневных потребностей были избраны специальные служители (6,7-1). Избрание было проведено собранием. Этот период характеризуется как первохристианская коммуна, когда «все верующие были вместе и имели всё общее» (2,44-47). Однако в книге нет упоминаний о принятии такой системы в других церквах. Богатые продавали имения и вносили деньги в церковь для распределения их среди бедных.

Собрания устраивались в храме и частных домах (2,46), и сопровождались служением словом, преломлением хлеба, молитвой (2,42) и пением псалмов.

Руководителями Церкви этого периода были апостолы Иаков, Петр, Иоанн и другие. Петр показан как мужественный, бесстрашный проповедник; он открывает собрание в день Пятидесятницы, смело защищает позиции христиан перед синедрионом (4,5-8).

Первое гонение и распространение Евангелия

Насильственная смерть Стефана и суровые меры, принятые иудейскими вождями для подавления нового учения привели к тому, что большинство христиан бежало из Иерусалима за пределы Иудеи и Самарии. С этого времени в Деяниях почти ничего не говорится об Иерусалимской церкви. Она оставалась иудейской по составу своих членов и придерживалась некоторого исполнения закона, как это видно из последующих контроверз (15,1; 21,17-26). Рассеявшиеся последователи Христа явились носителями огня, от которого вспыхивало пламя христианства в различных уголках Римской империи.

Внезапное гонение после смерти Стефана налетело на Церковь подобно шторму. До этого времени верующие были терпимы, и если случались аресты и заключения, то они были единичными. Чудеса, творимые апостолами (4,15-16) и популярность их среди народа удерживали первосвященников от открытой борьбы с последователями Иисуса. Но смелое обличение Стефана привело к тому, что они побили его камнями, не ожидая официального разрешения от римских властей (7,54-60). Жестокие гонения могли бы уничтожить новое движение, если бы не последовало Божьего вмешательства.

Проповедь в Самарии

Избранные семь диаконов для попечения о материальном служении церкви в Иерусалиме не ограничивались только этим служением. Стефан и Филипп стали благовестниками. Изгнанный из Иерусалима Филипп направился в Самарию, где и начал успешную проповедь (8,5-8).

Самария была заселена смешанным населением. Когда северное царство Израиля пало перед Ассирией в 721 году до Р.Х., множество израильтян было переселено в Ассирию, а их место было занято другими народами. В результате смешения населения была сохранена только частично иудейская вера. Самаряне были полу язычниками по происхождению, сохранившие ряд черт в привычках и обычаях от языческого мира; в то же время они почитали Иегову (2 Цар. 17,24-33). Во времена восстановления Иерусалима при Ездре и Неемии они образовали отдельное общество, которое препятствовало восстановлению города (Неем.4,1.2.7.8). Самаряне поклонялись на горе Гаризим. Отношения между иудеями и самарянами были такими напряженными, что иудеи, направляющиеся в Галилею, обычно обходили Самарию, переправляясь на восточный берег Иордана.

Проповедь Филиппа среди самарян была необычна для иудеев. Вспомним удивление учеников при беседе Христа с самарянкой. Однако самаряне охотно приняли благую весть. «И была радость великая в том городе» (Деян.8,8).

Миссия Филиппа была подкреплена посылкой Петра и Иоанна, которые удостоверившись в истинности обращения самарян, помолились об исполнении их Духом Святым, с возложением рук. Книга Деяний говорит о четырех случаях особого сошествия Духа Святого на учеников: в день Пятидесятницы (2,1-4); на самарян (8,17); на язычников в доме Корнилия (10,44-46) и на учеников Иоанна Крестителя (19,6). Все случаи характерны исполнением Духом Святым очень различных групп людей. В совокупности они означают начало духовной работы и открывают эру Церкви, союза искупленных и исполненных Святым Духом. Дар Святого Духа есть свидетельство обращения: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8,9). Дар Святого Духа свидетельствовал также о небесном одобрении действий и божественном руководстве трудами апостолов.

Евнух из Ефиопии

Высокопоставленный чиновник царицы Ефиопской был, по всей вероятности, прозелитом, возвращающимся из очередного путешествия в Иерусалим (8,27-28). Его встреча с Филиппом и последующие события проиллюстрировали несколько важных принципов растущей Церкви. Как в случае с самарянами, так и здесь безоговорочно рушились национальные преграды.

Книга Деяний не развивает дальше картину последствий встречи Филиппа и евнуха, а также влияние этой встречи на проповедь Евангелия в Ефиопии. Здесь только указывается на период перехода благовестия из Иерусалима, как центра христианства, на языческий мир, и вовлечение в это дело промыслом Божиим большого числа проповедников (8,4).

Обращение Павла

Если служение Филиппа открыло поле деятельности для проповеди в новых местностях и для новых групп людей, то обращение Савла было исполнением Божьего плана утверждения нового апостола для язычников.

После служения Иисуса Христа обращение Савла и его служение можно считать самым важным событием в истории раннего христианства. Обращение яростного врага христианства в его защитника и благовестника было одним из удивительнейших проявлений силы и любви Божией.

Савл впервые появился на страницах Деян.Ап. как молодой человек, стерегущий одежды тех, которые побивали камнями Стефана (7,58) и одобряющий убиение его (8,1). Три отдельных рассказа даны о его обращении: одно повествование приводит Лука, как общее историческое повествование в 9 главе; и два других включены в свидетельство самого апостола Павла (22,1-21; 26,2-23). Каждое из них имеет некоторые особенности. Если первое — как историческое свидетельство, как часть роста Церкви, то два других свидетельства являются личными в защиту жизни и учения Павла перед враждебной или допрашивающей аудиторией. Взятые вместе с определенными местами из его послании, они дают возможность последовательно проследить за событиями жизни великого апостола.

Савл, или Павел, был рожден в семье религиозных евреев в начале первого века. Его родным городом был Тарс, деловой центр метрополии Киликии, расположенной на северо-восточном побережье Средиземного моря. Из Тарса дорога вела на север и запад через ущелье в горах, известного под именем Киликийских ворот. Тарс был центром кораблестроения. Кроме того, Тарс славился своим университетом с высокопоставленным обучением философии и медицине, а также храмом Эскулапу, богу медицины, используемым как больницы и клиники для практики студентов.

Павел воспитывался в строгом иудейском духе, изучая еврейский язык и Писание, а также овладевал ремеслом изготовления палаток (18,3). Он знал арамейский язык, который был разговорным языком в семье, и греческий — официальный язык города.

В двадцать лет его направили в Иерусалим в школу Гамалиила (22,3) и, по его свидетельству он достиг там большого успеха в знании (Гал.1,14). По убеждению он был фарисеем, и его ревность подтверждалась жестоким преследованием Церкви (Деян.Ап.26,9-11). К моменту совершеннолетия Савл занимал заметное место в Синедрионе, о чем свидетельствует Деян.26,10; «Я подавал на то голос». В день насильственной смерти Стефана ему было не менее 30 лет, так как иначе он не мог быть членом Высшего Совета (синедриона).

Смерть Стефана, свидетелем которой был Павел, и предсмертное свидетельство Стефана о небе отверстом и видении Сына Человеческого, были теми начальными каплями в оздоровлении сознания Савла, началом размышления разбуженного разума над происходящими событиями. Смерть праведника Стефана всю жизнь стояла перед его глазами (22,19-20), и она послужила фундаментом для его обращения на пути в Дамаск.

Само же обращение Савла было особенным, сверхъестественным. Воскресши, Христос явился ему видимым образом (1 Кор. 15,8). В факте обращения Савла нет места рассуждениям о болезни или галлюцинациях. Лука указывает на определенное место встречи около Дамаска (9,3), которая сопровождалась светом сильнее сияния полуденного солнца (26,13) и голосом, обращенным к Павлу, который слышали сопровождавшие его (9,7), хотя они и не поняли смысла слов (22,9). Сам Павел пострадал физически, он ослеп временно (9,8) и должен был идти с поводырем. Все эти внешние факты свидетельствуют об абсолютной реальности обращения Савла.

Заслуживают внимания и субъективные факты этого события. Когда из столба яркого небесного света раздался голос, естественным для Павла был вопрос: «Кто Ты?» (9,5). Ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь» — был как раз тем ответом, которого смутно искала его душа со дня смерти Стефана. Он понял, что Стефан и гонимые христиане были правы, а все аргументы против Стефана и учеников Христа — неверные. Новый мир откровения раскрылся перед Савлом. Служение Павла началось сразу же в Дамаске. В послании к Галатам говорится, что он на короткое время посетил Аравию (Гал.1,17). Возможно это путешествие было совершено между первой проповедью в синагоге (9,22) и окончательным отъездом из Дамаска (9,23-25). Очевидно, потрясение его сознания было так глубоко, что ему было необходимо временное уединение для осмысливания пережитого и посвящения своей жизни новому служению.

Вера Павла в Иисуса как Мессию привела его к сталкиванию со своими иудейскими коллегами и бывшими друзьями в Дамаске. Перед лицом смертельной опасности он должен был скрыться из города.

В Иерусалиме Павел был встречен холодно и с недоверием учениками, имевшими к этому достаточно оснований. Но при содействии Варнавы он был принят в апостольском кругу (9,27). Павел готов был к служению проповедью, особенно среди иудеев в рассеянии, тем самым как бы продолжал дело, начатое Стефаном. Успех его проповеди был так велик и оппозиция была так сильна, что охраняя его от расправы, братья переправили его в родной город Таре (9,30).

Павел согласно многим свидетельствам (9,15; 22,21; 26,17; Римл.15,16; Гал.1,6; 2,7-8; Ефес.3,1-7) был избранником Божиим для свидетельства среди язычников.

Проповедь язычникам (11,19 — 15,35)

Обращение Павла ввело в Церковь новую* выдающуюся личность, глубокого мыслителя, проповедника и апологета нового учения, наряду с другими ведущими апостолами. Апостол Петр в это время распространил проповедь Евангелия на прибрежную равнину Сарона, в города Лидду и Иоплию (9,32-43).

Важным событием этого периода было обращение Корнилия, римского сотника в Кесарии. Очевидно, он был сторонником иудейской религии, ибо назван «благочестивым и боящимся Бога» (10,2). Возможно он не был прозелитом, но имея внутреннюю убежденность в существовании Единого Бога Иеговы, он молился Ему и творил милостыни народу. В вере евреев Корнилий находил удовлетворение и чистоту нравственного учения.

Божественное повеление Петру на посещение дома Корнилия занимает важное место в книге Деян.Ап. по ряду причин. Во-первых, оно указывало на то, что Божий план спасения не должен ограничиваться одним народом или сословием. Корнилий — римский сотник, военачальник, язычник имел столько же прав на спасение, сколько и любой иудей в Палестине. Во-вторых, обращение Корнилия было открытием дверей для входа язычников в Церковь. Первой реакцией Петра был отказ выполнить повеление Божие (10,14; 11,7-12). Но уяснив смысл видения, он направился в дом сотника, свидетельствовал там о Христе и пробыл у них несколько дней (10,48). Обращение дома Корнилия было так убедительно, что Петр повелел им креститься и тем самым присоединиться к Церкви. Принятие обращенных из язычников в церковь выдвинуло ряд вопросов. Могли ли христиане-иудеи иметь тесное общение и есть вместе с необрезанными язычниками, не соблюдающими закон? Если язычники становятся верующими, то в каком виде они должны соблюдать закон? Эти вопросы встали перед апостолами сразу же после обращения Корнилия. Глава 15 повествует, как были решены эти вопросы. Переход от закона к благодати не был эволюцией, развитием учения в сердцах апостолов. Благодать была открыта Духом Святым (10,19), объяснена Духом Святым (10,43), и подтверждена при сошествии Духа Святого на язычников (10,44; 11,15-18). «И язычникам дал Бог покаяние в жизнь».

Проповедь Петра в доме Корнилия служит отличным примером проповеди Евангелия в апостольское время. Здесь содержится краткое изложение жизни Христа, Его смерти, воскресения и грядущего суда. В общем, здесь изложены все истины Евангелия. До этого времени Петр проповедовал среди иудеев и обращался к ним, как знающим Бога, наследникам и детям Авраама, Исаака и Иакова (3,13,2). Теперь же он обращается к язычникам, не имеющим обетования, что «всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (10,43). Смысл этого обращения более полно был развит позднее ап. Павлом, но учение о благодати и об оправдании верой ясно содержалось в учении Петра.

Этот период знаменуется расширением географических сфер благовестия, обращением язычников. Перед Церковью встали проблемы истолкования Закона и степени его отношения к верующим из язычников и иудеев.

Церковь в Антиохии

Особое служение среди язычников началось с основания церкви в Антиохии в Сирии. «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (8,4; 11,19-20).

Верующие во Христа Кипряне и Киринейцы начали проповедовать о Христе грекам, или еллинам. Лука подчеркивает это событие, как особенный, значительный и важный этап в развитии Церкви. И город Антиохия стал рассадником евангелизации древнего мира.

Город Антиохия был основан в 300 г. до Р.Х. Вначале город был заселен исключительно греками. Но затем за городской стеной стали селиться сирийцы, и растущий город постепенно включил их в свои границы. Третьим элементом населения были иудеи, возвратившиеся из Вавилона. Иудеи обладали равными правами с греками и имели свои синагоги. Под римским управлением Антиохия, занимающая выгодное географическое положение, достигла наивысшего расцвета, уступая по размерам только Риму и Александрии.

Наиболее вероятное время установления церкви в Антиохии можно считать между 33 и 40 гг. Потребовалось некоторое время пока эта церковь достигла определенного развития, и весть о ней дошла до Иерусалима (11,22). Церковь Иерусалимская направила Варнаву для укрепления в вере антиохийцев. Увидев много уверовавших, Варнава пошел в Таре за Павлом, привел его в Антиохию, и целый год они проповедовали Христа и учили уверовавших (11,22-27).

В разное время в Антиохии побывали Петр, Павел, Варнава, Тит, Марк, Сила и Лука. Игнатий, епископ Антиохийской церкви (67-107 гг.), хорошо знал все Евангелия и особенно в своих трудах ссылается на Ев.Матфея. Антиохийская церковь посылала своих благовестников (13,2), оказывала материальную помощь другим церквам (11,28-30). Особенно знаменательно то, что «ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (11,26). Заботясь о благовествовании, они «отделили Варнаву и Павла» на особое служение (13,2). Исполняя повеление Святого Духа, церковь отпустила их на благовестническое служение.

Контрольные вопросы

1. Введение в книгу «Деяния апостолов» (название, автор, повод и цели, место и время).

2. Деление книги «Деяния апостолов».

3. Рождение и рост Церкви. Проповедь в Иерусалиме, Самарии и в других местах. .

4. Обращение Савла.

5. Проповедь язычникам. Вопрос исполнения Моисеева закона христианами.