19. Введение в Новый Завет (7)

Послания апостола Павла

Священное Писание свидетельствует о большом труде ап. Павла в благовествовании об Иисусе Христе. Он богодухновенно проповедовал не только в личном присутствии, но и через послания. Апостолы не оставили без внимания наставительные послания своего возлюбленного собрата, младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по избранию и апостольским трудам, по духу учения и дарам благодати. Ап.Петр находил даже в послании ап. Павла нечто неудобовразумителъное (2 Петр.3,15-16). Первохристианские учители и богословы с глубоким почтением взирали на ап. Павла и исследовали его послания, находя в нем великую высоту и глубину евангельского откровения. Послания ап. Павла являются плодом его апостольской ревности. Поэтому, чтобы лучше понять его послания, нужно хорошо знать его жизнь, его служение Иисусу Христу.

Мы имеем четырнадцать посланий с именем ап.Павла. Но не всегда все они приписывались ему. Большая часть богословов прошлого и настоящего времени не настаивает на авторстве ап. Павла Послания к Евреям. Обычно говорят, что ап. Павел писал включенные в канон послания семи церквам и трем лицам. Обширная и многолетняя деятельность апостола позволяет предполагать, что он писал много писем, кроме тех, которые угодно были Духу Святому и Церкви оставить нам как канонические книги Святой Библии (1 Кор.5,9 и 7,1; Кол.4,16).

Нелегко установить с точностью хронологический порядок посланий ап.Павла, так как трудно определить и время некоторых событий из его жизни. Есть различные размещения его посланий по времени.

Послания ап.Павла можно разделить на следующие группы:

1. Написанные во время благовестнических путешествий: 1-е и 2-е Фессалоникийцам, Римлянам, 1-е и 2-е Коринфянам и Галатам.

2. Написанные во время его тюремного заключения: Ефесянам, Филигшийцам, Колоссянам и Филимону.

3. Пастырские послания: 1-е и 2-е Тимофею и Послание Титу.

4. Послание к Евреям.

Стремления, действия и послания ап. Павла проникнуты одной главной мыслью: оправдание человека перед Богом. До обращения ап.Павел стремился достигнуть этого оправдания строгим исполнением закона. После обращения он осознал всю ничтожность этого средства и нашел оправдание в вере в Иисуса Христа, в совершенное Им искупление. «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3,21-24). Раскрывая эту мысль, ап.Павел рассматривает её с двух сторон: со стороны закона (дел) и со стороны благодати. Учение об оправдании состоит из отдельных понятий, которые раскрываются в посланиях ап.Павла. Это прежде всего: 1) учение о грехе, как причине нашего осуждения перед Богом; 2) учение о законе, как средстве оправдания, или, следуя мысли апостола, средстве показать нам степень нашей греховности и бессилия к оправданию; 3) учение о благодати или благовестие о том, что Бог хочет нашего спасения и совершил его через Своего единородного Сына Иисуса Христа; 4) благовестие об Иисусе Христе; 5) учение о вере; 6) учение о вознаграждении верующих; 7) учение о суде и Царствии Божием; об оправдании или осуждении; 8) учение о Церкви.

Порядок в посланиях ап. Павла обычно следующий:

а) Приветствие ап.Павла и его сотрудников.

б) Благодарность Богу за Его действия в том месте, куда направляется послание.

в) Изложение догматических или нравственных тем (темы).

г) Практические советы по частным определенным нуждам.

д) Сообщение о личном положении. Приветствия известным лицам, прощальное благословение.

При внешнем однообразии послания апостола полны жизни и движения. Мысли его льются непрерывным потоком, доказательства его сильны и перемежаются с просьбами, убеждениями, повелениями, вопросами и восклицаниями свидетельствующими о глубоком и сильном чувстве, высоте духа и учения ап.Павла.

Послание к Римлянам

Хронологически, т.е. в порядке написания, 1-е и 2-е Послания к Фессалоникийцам были первыми, но логически первым является Послание к Римлянам, т.е. именно, как оно помещено в русском Новом Завете. Первым — в ряду посланий ап.Павла — оно помещено потому, что предлагает нам в систематическом виде все учение Нового Завета, что чрезвычайно важно и для изучения всего остального его содержания.

Весьма вероятно, что церковь в Риме возникла через личные свидетельства иудеев, уверовавших в господа Иисуса Христа, как своего личного Спасителя, в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян.Ап.2,10). Особенностью Павла было то, что он обычно трудился в местах, где другие апостолы еще никогда не были и где еще не была основана какая-либо поместная церковь; а так же там, где в этом оказывалась какая-нибудь особая и совершенно неотложная нужда (15,20; 2 Кор.10,16).

В Послании к Римлянам Павел называет верующих в Риме, подготовляя их к своему предполагаемому посещению (1,13; 15,23-24). Послание к Римлянам является одной из самых основных новозаветных книг, и учащиеся почерпнут исключительную пользу, проведя возможно больше времени за тщательным его изучением.

Главная тема Послания к Римлянам — оправдание верою, великая истина о том, что Бог, посредством искупительной жертвы Христа, не только снял вину греха с людей, уверовавших в Него, как в личного Спасителя, но и объявляет их праведными в Своих очах. Ап.Павел пользуется в своем Послании как бы картиной суда в котором Бог является верховным Судией, а он, Павел, пишущий Послание, занимает место обвинителя. Эти судебные обстоятельства и обстановка были хорошо знакомы и понятны жителям Рима. Итак, всякий человек, еврей ли то или язычник, занимает скамью подсудимого. Павел представляет свои доводы на основании закона, хотя в себе самом и «доброго» и хорошего, но совершенно бессильного, чтобы избавить от ответственности человека, по причине немощи греховной природы последнего (3,19-20). Вследствие этого осуждение человека (т.е. грешника) кажется неизбежным. Но в этот решающий момент в обстоятельства дела вводится благодать Божия, которая в лице Господа Иисуса Христа предлагает Жертву за вину грешника и возвещает оправдание всякому, принимающему искупителя (прочтите внимательно 3,21-24). Таким образом, высший Судия Вселенной возложил на Праведного (т.е. Господа Иисуса Христа) все наши грехи, и в то же время предлагает грешнику, уверовавшему в Него, единственное совершенное оправдание, исходящее от Того, Кто пострадал и вместо этого грешника, и за него. Христос никаким образом не заслужил нашей вины, а мы никаким образом не заслужили Его праведности; и, тем не менее, она даруется нам, грешникам, уверовавшим во Христа, чрез спасающую веру, по благодати Божией. Так в Послании к Римлянам Слово Божие открывает нам Христову благодать — совершенную и великую.

Поскольку церковь в Риме состояла как из евреев, так и из язычников, в Послании к Римлянам выделен особый раздел, а именно главы 9-11, который посвящен взаимоотношениям между этими двумя группами.

Все содержание Послания к Римлянам можно разделить на следующие части:

1) Вступление (1,1-17).

2) Осуждение (1,18 — 3,20).

3) Оправдание (3,21 — 5,21).

4) Освящение (главы 6-8).

5) Израиль и его отношение к Евангелию Христову (гл.9-11).

6) Практические увещания, советы и приветствия (гл.12-16).

Послание апостола Павла к Римлянам было написано из Коринфа в 58 г., в ожидании осуществления желанного посещения Павлом верующих в Риме. Оно было послано в Рим через Фиву, диакониссу церкви Кенхрейской (Деян.19,21; Римл.1,10-15; 15,23-28; 16,1). Послание это представляет собою самое полное, ясное и последовательное изложение евангельской истины, евангельского учения, т.е. благой вести о благодати Божией, нам дарованной.

Главная мысль начала Послания заключается в стихе: «Я не стыжусь «благословения Христова» (1,16). «Павел, раб Иисуса Христа», был «избран к благовестию Божию»; он почитал за честь и за высшее преимущество его всюду распространять; он его проповедовал и еврею, и язычнику. Это свое Послание он пишет также с целью яснее изложить благую весть евангельскую и указать её великое значение. Он называет её «благовествованием Сына Божия», «благовествованием Христовым», «священодействием благовествования Божия»; Павел так поглощен возвещением его «всем народам», что называет его во многих местах «благовествованием моим» (1,9,15-16; 2,16; 10,15-16; 15,16,19-20.29).

«Оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (1,16). Высота, глубина, долгота и широта этого спасения с каждой главой открываются все более и более; все сильнее и сильнее сказывается его действие на самого апостола, на евреев, римлян, к которым написано это Послание, на образованных эллинов и на другие языческие народы, на «варваров», которым Павел принес это благовестие. Гражданам Рима, гордящимся своими победами и всемирно известными законами, пишет апостол о всепокоряющем могуществе Евангелия и о сильном действии на человека «закона Духа жизни» (7,25; 8,1-2).

В чем заключается это евангельское благовестие и как к нему следует относиться, это мы узнаем из 1,17-8. В главах 9-11 разбирается вопрос о владычестве Божием, о благодати избрания Божия и о деле искупления Израиля и язычников. Десятая глава, связывающая все другие, свидетельствует о личной ответственности всякого отдельного слушателя благой вести и подчеркивает тот факт, что Евангелие дарует спасение «всякому верующему». Эта часть послания кончается славословием (11,33-36), прославляющим все предназначения премудрости Божией как в судах, так и в милосердии Господа к человеку, в благоговейном трепете повергающемуся к ногам Его.

Главы 12-16 содержат в себе жизненное применение всего вышесказанного, описание действия благой вести на человека, её принимающего. Это выражается: а) личным посвящением Богу своей повседневной жизни (12 гл.); б) в сфере нашей общественной, гражданской жизни (13 гл.); в) в наших отношениях с нашими братьями и сестрами во Христе, членами тела Его (14,12,4); г) в самоотверженном служении неверующим в мире (15 гл.); д) в приветствиях посылаемых верующим, свидетельствующих о дивном единстве, о любви, общении, сочувствии, взаимной связи и зависимости от тех, которые чрез Евангелие соединены с Господом и в Нем друг с другом в истинную Церковь Христову. Заметим, что слово «Церковь» употреблено апостолом впервые только в этой главе Послания (16,1,4.16.23), причем оно относится к различным местным церквам, заключавшим в себе часто небольшое число членов. Послание это написано «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (1,7). Оно представляет из себя изложение сущности веры (3-7; 10), надежды (5; 8; 15) и любви (12-16), трех евангельских даров, в различных проявлениях постепенно упоминаемых в посланиях апостола Павла.

В чем же заключается благая весть, излагаемая в Послании к Римлянам, «благовестие Божие, которое Бог прежде обещал через пророков Своих» в ветхозаветных Писаниях? Какую благую весть принес нам Иисус Христос, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим… чрез воскресение из мертвых» (1,1-4)?

По учению апостола, благовестие это есть откровение о правде, слове, постоянно повторяющемся в Послании. Правда Божия, говорит он, открылась и проявилась, прежде всего, в гневе Божием с неба на всякую неправду человека, подавляющих истину неправдою (1,17-18). Этот гнев и суд Божий обращен на: а) великое зло и идолопоклонство язычников (1,18-32); б) высокомерных, себя самих обольщающих евреев, гордящихся своими религиозными преимуществами, хвалящихся буквою закона но не покоряющихся в сущности ни духу, ни букве (2); в) весь мир (3,1-20), становящийся «виновным пред Богом» и, следовательно, достойный суда Божия и осуждения. Существование «праведного суда Божия» (1,32) для осуждения греха и неизбежное осуждение всех грешников считается Павлом существенной частью его благовествования (2,16; 1,17). Апостол не надеялся, что грешники отзовутся на предложенную им благодать, пока они не проникнутся глубоким сознанием греха.

Но если «мы молчим» и ничего не приводим в самооправдание свое (Матф.22,12), если мы признаем себя «виновными» и обреченными на смерть, тогда мы готовы к воспринятию дальнейшего проявления правосудия Божия, в благодати чрез Иисуса Христа нас оправдывающей от всякого греха (3,21-31; 2 Кор.5,21; Фил.3,6-9). Обилие благодати, для нас уготованное во Христе, сообщает нам «дар праведности» (5,17). Эту праведность Христос мог нам даровать только очищением греха, принесением Себя в жертву, дабы праведность Его вменена была нам (4,24; 3,24). Это правосудие Божие несет с собою нам не только прощение прежних наших беззаконий и грехов, но и жизнь вечную во Христе (5,18-21), совершенное изглажение греха, повлекшего за собой смерть (5,12; 6,23), и такую полноту спасения от греха и от своего «я», что Бог не перестает производить Свое дело в сердце человека, пока «оправдание закона не исполнится в нас», пока не воцарится в нас благодать чрез праведность (8,4; 5,21; 6), пока некогда отданные на служение греху, обреченные на смерть члены тела нашего не сделаются «орудиями праведности» на славу Господа (6,12-19).

Описав полученное им откровение о «правде Божией», обретаемой в Христе и чрез Него, независимо от дел закона (3,22-23), апостол Павел говорит о вере (3,22-5,2; 10). Познав, что праведность — духовный «дар», обрести его мы можем только верою. Если, как мы в этом убедились, дела наши нечисты в глазах Божиих, им нет больше места в нашей жизни, они лишь мешают нам. Верою должны мы получить оправдание от Бога, потому что благодать Божия ничего от нас не требует, и верою мы можем рассчитывать на Бога Одного. Вера знает, что «Бог силен» (4,21) исполнить все, хотя бы случай был безнадежный. «Бог силен» — вот два слова, руководящие верою: она знает, что Бог может Своими действиями произвести на нас праведность, научить нас «правде Божией чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих». Путь веры одинаков для всех и каждого, — как для иудея, так и для язычника, для завзятого грешника и для человека набожного, простого и образованного. «Ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией». Один лишь способ и в Ветхом и в Новом Завете, один путь, которым Давид получил благословение и посещение от Господа, которым Авраам оправдался пред Богом. Один лишь существует путь — путь «надежды сверх надежды» (4,18), заключающийся всецело в Боге, Христе и Духе Святом.

Если мы соглашаемся с Божиим планом нашего оправдания верою и отказываемся от своих собственных человеческих планов, «мы имеем мир», мы готовы к восприятию преимуществ благословений и даров, к получению которых нас ведет чудная благодать Божия. Мы не только ею оправданы пред Богом, но почерпаем из полноты её жизнь, любовь, общение, победы, радость, надежду и славу (5-8).

В конце 5-ой главы христианин, т.е. человек, оправданный верою в Иисуса Христа, представлен в новом своем положении, живущим благодатью. Из своего прежнего состояния в Адаме, главе рода человеческого, в котором он был рабом закона греха и смерти, он перешел в новое состояние во Христе, как общем Главе Церкви — народа помилованного, праведного, обретшего жизнь вечную (1 Кор. 15,22-45).

Это отождествление со Христом влечет за собою отождествление с Ним в Его смерти, погребении и воскресении. Мы так соединены с Ним воедино, что мы становимся учениками страданий Его; мы сораспяты Христу. Когда Он однажды умер за грех, мы умерли с Ним для власти над нами греха, дабы освободиться от него и уже не быть рабами его. Мы также и совоскресли со Христом, «дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (6,4). Оживотворенные Духом Святым к новой жизни, свободной от служения греху, жизни святой, посвященной служению Богу, мы «стали рабами праведности». Таково содержание 6-ой главы, конец которой нам говорит то же, что и конец главы предыдущей.

Мыслящий человек, особенно еврей, вникая во все выше указанные учения апостола Павла, не мог не задать себе вопроса: «Но как же относиться к закону? Он был дан Богом, он свят. Следует ли не придавать ему больше никакого значения? Нужен ли он теперь?» К таким именно людям, знающим закон, и обращается дальше апостол Павел, объясняя им (7-8,4), что закон так же бессилен освятить верующего, как он оказался неспособным оправдать грешника (Гал.2,16; Деян.13,39; Римл.3,20; 8,3), вследствие слабости и извращенности грешного человека, хотя «закон свят, и заповедь свята и праведна, и добра» (7,12). Для того чтобы от закона освободиться, мы должны умереть со Христом и сделаться таким путем мертвыми для закона (как в 6,11 умерли для греха), прежде имевшего над нами власть. Затем должно нам руководиться новым духом, новыми побуждениями, в нас вложенными, нас побуждающими желать и делать угодное Богу, чего не мог в нас достигнуть закон.

Итак, закон здесь употребляется в двояком смысле:

1. Святой закон Божий, Богом установленный и нам предписывающий исполнение заповедей, — того, что следует, и того, что не следует делать. Это закон, не облекающий нас силою, поэтому он может только убеждать и осуждать.

2. Закон Божий внутренний — постоянное, неизменное действие силы. Это скрытая сила, внутренняя, производящая действие. В этом смысле «закон» остерегает совершать грех (7,21-25), влекущий за собою рабство и смерть. Для тех же, которые во Христе, «закон» становится силою живущего в них Духа Святого, действия Которого приносят жизнь, мир, послушание и свободу (8,2). Это есть отмена Ветхого Завета и установление Завета Нового, о котором апостол говорит в главе 8-ой (Иер.31,31; Евр.8,6; 10,15-16). В главе 7-ой слова «закон», «заповедь», в различном применении их, употреблены 28 раз; в главе же 8-ой, напротив, употреблено 28 раз слово «я», «меня», «мы». Эта 8-я глава, действительно, открывает тайну «хождения в обновленной жизни» и служения Богу «в обновлении Духа». Это описание духовного воскресения, перехода от греха и смерти в жизнь любви Божией. Здесь заключается все ранее написанное в Завете, и из него вытекают все последующие главы. Перечисление в этой главе духовных благословений исполняет сердце наше славословиями, высказанными апостолом Павлом в другом его послании (Ев.1,3).

Всю полноту, изображенную в этой главе, мы можем постичь только проникая в нее шаг за шагом, переходя через предыдущие главы — от веры в веру, от силы в силу, от благодати в благодать; от сознания греха к вере в Иисуса Христа, как Господа оправдания, от безопасного положения в Нем перед Богом к отождествлению с Христом распятым и с Христом воскресшим, для того, чтобы нас освободить от греха и от самих себя, для жизни во Христе силою Духа Его.

Бог, «кого предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Его… а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (8,29-30, 38-39).

Первое послание к Коринфянам

Перед нами следующее послание одного из благословеннейших служителей Божиих — ап. Павла. С помощью Божией будем углубляться в его замечательные боговдохновенные творения, вникать в истинный смысл его слов. Нам в каждом отдельном случае следует представить всю обстановку церкви, которой направлено послание.

Более 19 столетий отделяют нас от тех дней, когда ап.Павел, озабоченный дошедшими до него сведениями о неустройстве жизни Коринфской церкви, написал (точнее продиктовал) ей свое послание. В это время он трудился в Ефесе, благовествуя Евангелие (Деян. 19-20 гл.; 1 Кор.16,8). Но он в своем сердце носил великую заботу и о других церквах. В это время его глубоко беспокоило положение в Галатийской и Коринфской церквах, и тревога эта имела весьма серьезные причины.

Древний Коринф находился на узком перешейке между двумя портами; на востоке — Кенхрея в заливе Эгейского моря, и на западе — Лехея в Коринфском заливе Ионического моря. Это был богатый торговый город, в котором процветали культ Венеры (Афродиты) и учение Эпикура. Идеи Эпикура: ради наслаждения можно заглушить укоры совести, что чувственные наслаждения — смысл жизни, были широко восприняты жителями этого города. Распущенность, явный разврат, безнравственные языческие праздники господствовали в Коринфе.

Во время своего второго путешествия ап.Павел посетил Коринф (Деян.18,1-18; 1 Кор.4,15) и основал в нем церковь. После отъезда апостола, искушения и соблазны обрушились на эту, еще не вполне утвержденную церковь. Несмотря на труд Аполлоса и других служителей, духовное состояние церкви было невысокое. Апостол получил эти сведения от Аполлоса и других служителей. Павел обратился к Коринфской общине с увещанием не общаться с блудниками и сообщал о намерении приехать к ним (5,9,11). Это послание потеряно, но оно послужило поводом для коринфян написать ап. Павлу. Это письмо и сообщения членов Коринфской церкви Стефаника, Фортуната, Ахаика и домашних Хлоиных (1,11; 7,1; 11,18) позволили Павлу нарисовать себе полную картину опасного состояния церкви в Коринфе, отправить к ним «возлюбленного и верного в Господе сына» своего Тимофея, передав ему свое послание, известное как Первое послание к Коринфянам.

В самых первых строках Послания Павел именует себя апостолом, по воле Божией призванным, как бы напоминая о своем апостольстве тем, которые перестали признавать его авторитет. Затем ап.Павел обращается к основанной им церкви со словами любви, призывая благодать и мир от Бога призванным святым, освященным во Христе Иисусе. Своим любовно строгим отношением к коринфянам с первых же строк послания апостол как бы задал тон всему дальнейшему письму, давая понять, что хотя в сердце его и заложена любовь к юной церкви, но он не намерен закрывать глаза на неурядицы, споры, разделения и другие недостоинства и непорядки Коринфской церкви.

Апостол Павел осуждает разделение Коринфской церкви на группы (1,10-13). В группах признавали авторитет одного из служителей Христа, умаляя других.

Для достижения святой мудрости необходима добрая сердечная почва, такой почвы еще не было в сердцах коринфян. Много плотского коренилось в них; их раздирали зависть, споры, разногласия, вызываемые материальными интересами. Жизнь их почти не выходила из обычной колеи жизни людей того времени.

Апостол Павел говорит с коринфянами не как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Он питал их лишь «словесным молоком», т.е. начатками учения Христа. Даже только разномыслия в церкви, разделение на партии говорило о господстве плотских устремлений. Ал. Павел решительно указывал коринфянам, на то, что он и Аполлос — только служители Христовы (3,5). Христианин на положенном основании, «которое есть Иисус Христос» (3,11), должен строить прекрасное строение своей жизни, равносильное храму Божию. «Но каждый смотри, как строит» (3,10).

Каждая дальнейшая глава этого послания свидетельствует, что коринфяне стояли на низком духовном уровне. Они допускали много неугодного Господу. Апостол говорит о прискорбном равнодушии коринфян к страшному греху одного из членов церкви (гл.5); обвиняет их в том, что тяжбы и междоусобицы разбирали люди, ничего не значащие в церкви (6,1-11); разоблачает их нравственную распущенность (6,12-20); опровергает ложные воззрения на брак (гл.7). Вслед за этим апостол обличает коринфян в отсутствии истинной христианской любви и самопожертвования (8-10 гл.); в том, что некоторые из них не признавали ап.Павла за апостола (9,1-3); допускали непорядки в богослужебных собраниях (11-14 гл.), превратили даже Вечерю Господню в угождение плоти. В заключение апостол объясняет истину воскресения мертвых (15 гл.). Апостол вынужден вновь напомнить им Евангелие (15,1). Но коринфяне не сознавали своего низкого духовного состояния. Ап.Павел с печалью восклицает: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали» (4,8).

Ключ к пониманию послания — умственное, моральное и духовное положение коринфян. Умственная гордость, моральное и духовное низкое состояние характеризовали коринфян. Послание написано в форме порицания, упрека и исправления (15,12), оно применимо к непорядкам всех времен.

Первое послание к Коринфянам можно разделить на следующие части: приветствие и благодарение за веру (1,1-9); озабоченность по поводу разделения (1,10-18); мудрость мирская и Божия (1,19-2,16); истинное служение (препятствия, источник успеха, руководство Господа — 3,1-4,21); ужасный грех и наказание (5 гл.); порицание за отсутствие братской любви (6,1-8); о целомудрии, браке и разводе (6,9-7 гл.); об идоложертвованной пище и христианской свободе (8 гл.); об авторитете и служении ап.Павла (9 гл.); урок от Израиля (10,1-15); закон любви по отношению пищи и питания (10,16-33); разные недостатки в церкви и наставление (11,1-22); хлебопреломление — великое духовное установление для Церкви (11,23-34); дары Духа Святого (12,1-11); пример единства Церкви Христовой как тела (12,12-31); любовь — наивысший дар (13 гл.); пророчество (проповедование) — великий дар (14 гл.); учение о воскресении (15 гл.); о сборе пожертвований (16,1-4); заключение (16,5-24).

Второе послание к Коринфянам

Повод к написанию

Первое послание ап.Павла произвело надлежащее действие на коринфян: беспорядки были устранены, сами виновники их были частью удалены, частью смирились; коринфяне приняли послание с любовью и страхом и, признавая в Павле апостольское достоинство, горели желанием видеть его лично. Между тем с апостолом произошли в Ефесе неприятности (Деян. 19,29-40). Дмитрий, серебренник ефесский, во главе других мастеров серебряных изделий храма Артемиды ефесской, возмутил общество язычников против апостола и едва не довел его до смерти. Павел вынужден был удалиться в Македонию (Деян.20,1); сухопутным путем достиг Троады. Здесь он поджидал возвращения Тита (2 Кор.2,12-13), которого прежде отправил в Коринф с другим учеником для сбора милостыни (8,16-19) и ознакомления впечатления, какое произвело на коринфян его послание (Тит.3,12). Не дождавшись его в Троаде, апостол с большим беспокойством продолжал свой путь в Македонию, и уже в Филиппах был обрадован пришествием Тита (2 Кор.7,5-7). Тит сообщил ему о благоприятном изменении коринфян по случаю послания апостола; но вместе с тем присовокупил, что долгое непоявление апостола в Коринфе дало повод некоторым лжеучителям заподозрить Павла в боязливости и непостоянстве (2 Кор. 1,17), а иудействующим внушило мысль воспользоваться отсутствием апостола и обвинить его в разрушении закона Моисеева и, следовательно, в неправильном изъяснении христианства по отношению к иудейству (2,21). Задерживаемый делами проповеди в Македонии, апостол решил снова писать в Коринф и отправить второе послание через Тита.

Место и время написания послания

Во время отправления послания апостол находился в Македонии и, как утверждают древние подписи, в Филиппах. В самом послании есть следы тогдашнего пребывания апостола в Македонии. Так, он говорит об успешном сборе милостыни у македонян и о том, что он пред македонянами восхвалял усердие коринфян в этом деле (9,2-7; 5,6-7; 8,1.3.8.11; 9,4). Судя по отрывочности содержания послания и изменениям тона, можно также думать, что послание написано во время перехода апостола с одного места на другое.

Время послания почти единогласно определяется — вскоре после первого послания и даже в том же 58 году (9,2). Вычисляется это время указаниями книги Деяний. После праздника Пасхи следующего года апостол оставил Филиппы (Деян.20,6). Восходя от этого времени назад и отделяя небольшое время на приход ап. Павла из Эллады в Македонию, прибавляя сюда три месяца проведенных в Элладе (Деян.20,2) и на путешествие Тита в Ахаию (2 Кор.8,6-18; 9,2), мы придем к заключению, что послание могло появиться не позже 58 года.

Цель послания

Обстоятельства происхождения послания достаточно выясняют цель, которую имел апостол при написании своего второго послания к коринфянам. Объяснить им причины своего поведения и в особенности замедления с приходом в Коринф, и чрез то дать надлежащее понятие о себе и о своих действиях, — это главное. Следующее — разоблачить хитрость и клевету лжеучителей, которые, опираясь на известные в церкви авторитеты, смущали коринфян своими лжеучениями и подрывали авторитет самого ап. Павла. Наконец, устранив все недоразумения и повысив собственное достоинство в глазах коринфян, апостол облегчает сбор милостыни, необходимой для палестинских церквей. По важности вопроса о личном достоинстве апостола и по возбужденному состоянию духа, в котором находился он при написании послания, второе послание получило характер живости, дышит глубоким трогательным чувством убеждения и обличения, и отличается порывистыми переходами от одного предмета к другому; поэтому между частями послания нет строгой связи и последовательности.

Деление послания

В последовательном порядке изложения послание можно разделить на четыре отдела. В первом содержится указание причин, по которым апостол не мог исполнить обещания прибыть в Коринф (1 и 2 гл.). Во втором излагаются преимущества Нового Завета и его служителей пред служением ветхозаветных, и присоединяются увещания к терпению в страданиях и к чистоте жизни (3-7). В третьем отделе коринфяне приглашаются к сбору милостыни для вспоможения святым (8-9). В четвертом апостол защищает свое апостольское достоинство против лжеучителей (10-13).

Контрольные вопросы

1. Послания ап.Павла. Общая характеристика.

2. Введение в Послание к Римлянам.

3. Введение в Первое послание к Коринфянам.

4. Введение во Второе послание к Коринфянам.