20. Введение в Новый Завет (8)

Послание к Галатам

Это послание апостола Павла посвящено проблеме отношения к закону Ветхого Завета. В этом «великом послании освобождения» апостол призывает к свободе от закона, которым не могли спастись ни иудеи ни язычники. Эту свободу и спасение дает распятый Иисус Христос (3,13-14).

Галатия — это центральная часть Малой Азии, где ныне находится столичная область Турции (г.Анкара). 300 лет до Р.Х. племена галлов (галаты) из Франции вторглись в эти места и основали свое государство. Около 200 г. до Р.Х. Галатия была завоевана римлянами и стала римской провинцией, куда примыкали на юге города Антиохия Писидийская, Икония, Дервия и Листра, которые ап. Павел посетил во время первого благовестнического путешествия.

Церковь. Во время второго своего путешествия по Малой Азии ап.Павел прошел Галатию (Деян.16,6) и, задерживаемый болезнью (4,13), оставался здесь некоторое время. Галаты приняли его как ангела Божия (4,14), они скоро отказались от идолослужения, единодушно пошли путем Евангелия (4,8; 5,7) и с терпением перенесли испытание в вере (3,5). Во время третьего своего путешествия ап.Павел опять направился в Галатию для утверждения новообращенных в вере (Деян. 18,23; 19,1). Хотя в Малой Азии трудились и другие благовестники, первоначальное устройство церквей Галатии принадлежит ап.Павлу (1,6.8.11).

В 1 Кор. 16,1 ап.Павел говорит о «церквах Галатийских», а также упоминает Македонию (16,5), Ахаию (16,15) и Асию (16,19). Все эти названия означают провинции (области) Римской империи. Поэтому вполне определенно можно считать, что это Послание ап.Павла относится ко всем церквам Галатии.

Повод к написанию. Вскоре после второго посещения ап. Павлом Галатии, когда он находился в Ефесе, галаты перешли к иному благовествованию. Иудействующие лжеучители (1,6) совратили их, проповедуя спасение посредством дел исполнения обрядового закона и обрезания. Галаты поспешно воспринимали их взгляды. Эти лжеучители старались унизить ап.Павла за несоблюдение им обрядового Моисеева закона; за то, что он не из 12-ти апостолов. При посещении Галатии апостол уже имел случай говорить против этих лжеучителей. И вот в Ефесе ап.Павел, услышав об отступлении от истинной веры галатов, счел крайне необходимым, даже при отсутствии у него писца, написать собственноручно целое послание (6,11), чего он обыкновенно не делал.

О времени и месте написания послания к Галатам нет полного единомыслия. Большинство новозаветных историков считает, что оно написано в 56 году во время третьего путешествия ап. Павла, а именно: во время пребывания его в Ефесе. Но некоторые считают, что послание к Галатам написано до апостольского собора в Иерусалиме, так как о нем в послании не упоминается.

Цель послания. Апостол Павел глубоко переживал скорбь о совращении галатов и опасался уничтожения результата своих трудов действием лжеучителей. Прежде всего его целью было восстановление своего апостольского достоинства в глазах галатов; доказать им, что его авторитет не ниже авторитета прочих апостолов. Затем следовало раскрыть истинное значение закона, недостаточность его для спасения и необходимость оправдания через веру. С этой целью апостол богодухновенно написал свое Послание к Галатам.

Особенности послания: необыкновенно строгий тон всего послания; без особого приветствия в начале; без прошения о молитве за других (как они могли молиться от других, будучи сами отступниками). Послание к Галатам является как бы сокращением Послания к Римлянам. Оно изображает Иисуса Христа, как Избавителя от закона и внешнего почитания. Это укоризненное, обличительное и назидательное послание строгого, но любящего учителя церкви не утеряло своего значения в последующие столетия. Оно было любимым посланием М.Лютера и сыграло важную роль в Реформации. Учение об оправдании верою здесь выражено более ярко, чем в других посланиях. Апостол выразительно подчеркивает значение внутренней, духовной жизни верующего (1,16; 2,20; 4,6.19).

Подлинность послания. Апостол написал все послание к Галатам собственноручно (6,11), возможно потому, чтобы не дать повода лжеучителям отвергнуть его подлинность. Подлинность послания установлена древнейшими историческими свидетельствами со 2-го века. Его знали и цитировали Ириней, Клемент Римский, Игнатий, Поликарп и др. Оно находится в канонах Маркиона и Муратория, в переводах Пегдито, староиталийском и др.

Деление и содержание послания

Послание состоит из шести глав, которые можно разделить на три части:

I. Апологетика (защита) личного апостольства Павла (1-2,25).

1) Вступление — приветствие и порицание (1,1-9).

2) Доказательства апостольского посланничества от Самого Иисуса Христа (1,10-24).

3) Свидетельство, что он проповедует то же Евангелие, что и другие апостолы (2,1-10).

4) Независимость откровения от внешнего влияния (2,11-15).

II. Апологетика учения об оправдании верою (2,15 — 4,31).

1) Вера дарует оправдание и единение души с Господом. Личный опыт доказывает несостоятельность закона (2,15 — 3,6).

2) Оправдание верою доказывает завет с Авраамом (3,7-18).

3) Оправдание верою доказывает закон Моисеев. Детьми Божиими становятся по вере (3,19 — 4,31).

III. Назидание (5-6 гл.).

1) Свобода от закона — это освобождение от рабства греху и дел плоти, и жизнь в духе (5 гл.).

2) Попечение друг о друге (6,1-10).

3) Заключение (6,11-13).

Послание к Ефесянам

Сведения о Ефесской церкви. Город Ефес на Эгейском море был важным торговым портом Малой Азии, столицей провинции Асии. Он славился великолепным храмом Артемиды (Дианы) Ефесской, который причисляли к семи великим чудесам света.

Ап. Павел посетил Ефес в первый раз на пути из Коринфа в Иерусалим (Деян. 18,19-21). Затем он избирает Ефес местом долговременной своей деятельности (Деян. 19 гл.). Три месяца он проповедует в синагогах Ефеса, затем в училище Тиранна, и приобретает Христу многих последователей. После почти трехлетнего труда возмущение язычников вынудило ап. Павла оставить Ефес. Но он не забыл эту церковь. Возвращаясь в следующем году из Коринфа в Иерусалим, он имел прощальную беседу со служителями Ефесской церкви (Деян. 20,16-38). Он предсказал вторжение лютых волков в Ефесскую церковь и дал наставление внимательно пасти вверенное им стадо Христово. Позже он оставил на епископское служение в Ефесе своего любимого ученика Тимофея (1 Тим. 1,3). Через несколько десятков лет после Павла и Тимофея здесь продолжал дело устроения церкви апостол Иоанн. В это время Ефесская церковь процветала. Затем лжеучители поколебали веру и любовь этой церкви, и светильник её угас (Откр.2,5). Сейчас на месте Ефеса одни развалины.

Повод написания послания. Это послание было послание окружное, т.е. оно предназначалось не только Ефесской, но и другим малоазиатским церквам. Поводом послания могли быть вести Тимофея о церквах Малой Азии и любовь к ним ап.Павла.

Место и время написания послания апостол достаточно определяет указанием на свои узы (3,1; 4,1; 6,20). Четыре года провел апостол в местах предварительного заключения — два года в Кесарии и два года в Риме. Он продолжал поддерживать связь с церквами, благовествуя и поучая (Деян.23,16; 23,30-31). В это время он написал четыре послания: Филиппийцам, Колоссянам, Ефесянам и Филимону. По свидетельству Филип. 1,13; 4,22 считают местом написания этих посланий г.Рим. Посылая письмо Филимону, Павел воспользовался возможностью передать письма церквам в Ефесе и Колоссах через Тихика, сопровождавшего Онисима (6,21; Колос.4,7-9). С Павлом в это время находились Аристарх (Деян.20,4), Епафрас, возлюбленный врач Лука, Димас и Марк (Колос.4,10). Упоминание этих имен в посланиях свидетельствует, что они были написаны в одно время.

Особенности и учение послания

Изучаемое послание превосходит все другие благодатным стилем и темой. Его главная мысль: Церковь — Тело Христа; основные тексты: 1,22-23; 5,30. Оно зовет к возрастанию во Христе.

Послание к Ефесянам учит относительно Церкви как Тела Христова и верующих как членов этого святого Тела. Оно доказывает, что Отец не только приготовил тело Господу Иисусу для страдания, но и духовное тело, в котором Он должен быть прославлен. Мы имеем два послания об оправдании (Римлянам и Галатам) и два — относительно Церкви (Ефесянам и Колоссянам). В Послании к Ефесянам представлена Церковь как Тело Христа, а в Послании к Колоссянам — Христос как глава Церкви. Изучаемое послание свидетельствует еще о двух образах Церкви Христа: храм (2,21-22); невеста (5,25-32).

Величественной темой этого послания является истина о единении верующего со Христом. Важно обратить внимание на постоянно повторяющееся выражение — «во Христе», а также на то духовное наследие, которое вытекает из этих новых отношений верующего со Христом.

Деление и содержание

I. Догматическая часть (1-3 главы)

1) Приветствие святых и верных; славословие Бога за усыновление, искупление и спасение (1,1-14).

2) Молитва о членах Церкви (1,15-23).

3) Мертвые по грехам и преступлениям были оживотворены через благодать для добрых дел в теле Его Церкви. Союз иудеев и язычников во Христе (гл.2).

4) Изъяснение тайны милосердия Божия, призвавшего язычников в Церковь Христову (гл.З).

II. Практическая (нравоучительная) часть (4-6 гл.).

1) Поступать достойно звания, сохраняя единство (4,1-16).

2) Освящение, возрастание в добродетелях (4,17 — 5,20).

3) Обязанности верующих друг ко другу — в семье и в служении (5,21 — 6,20).

4) Заключение (6,21-24).

Послание к Филиппийцам

Послание к Филиппийцам — самое дружественное и личное послание. Очень часто в нем встречается личное местоимение «я», но не в смысле защиты своего апостольского призвания, как это имело место во 2-ом Послании к Коринфянам и к Галатам. Церковь в Филиппах наиболее близка апостолу, и он чувствует, что эта привязанность взаимная — и его речь звучит мягко, без упреков, но с заботливым предупреждением: быть достойными небесного призвания (3,17-21).

Географические и исторические сведения. Город Филиппы (ныне в развалинах) был расположен в Македонии, на северном берегу Эгейского моря. Он получил свое название от Филиппа Македонского (отца Александра Македонского), на этом месте крепость. Город занимал очень выгодное положение у великой дороги, пересекающей Балканский полуостров с востока на запад. Император Август даровал городу Филиппы права римской колонии (Деян.16,2), в честь победы над республиканскими войсками в 42 г. до Р.Х.

Церковь в Филиппах. Во время второго своего путешествия ап.Павел, проповедуя в Троаде, по откровению был призван проповедовать в Македонии (Деян.16,9-10). Переправившись через Эгейское море, он в первом для него европейском городе Филиппы провозгласил благую весть. Ал.Павла сопровождали Сила, Тимофей и Лука (Деян.Ап. 15,40; 16,1.10.19). Ап.Павел никого не знал в г.Филиппах. По своему обыкновению, он прежде всего разыскал евреев и начал работать среди них. В этом военном городе евреев было сравнительно немного, так что они не имели синагоги, а только молитвенный дом, и то за городом. Здесь апостол начал благовествование. Бог скоро благоустроил своих служителей (Деян.16,9-18). Но затем ап.Павел и Сила попадают в темницу.

Воеводы города, узнавши, что Павел был римский гражданин, освободили узников из темницы, но просили удалиться в другое место. Павел отправился в Фессалонику.

После этого ап.Павел посетил Филиппы, по крайней мере, два раза (Деян.20,1-2. 3-6; ср.2 Кор.2,12-13 с 7,5-6). Из посланий к Коринфянам видно, что он часто вспоминал о дорогих ему филиппийцах и имел с ними связь (2 Кор.8,1-5; 9,2-4; 11,9). Филиппинцы заботились об апостоле, оказывая ему помощь, когда он был в Фессалониках (4,16), и в Коринфе (2 Кор.11,8-9), и в Риме (4,18).

Повод к написанию и характер послания. Опечаленные тяжелым положением апостола в Риме, всегда расположенные к нему филиппийцы отправили к нему в Рим с богатым подаянием и для услуг своего верного служителя и возлюбленного Павлом сотрудника Епафродита (4,18). Тронутый таким вниманием, апостол счел долгом поблагодарить филиппийцев за их усердие и внимание к нему. К тому же Епафродит заболел в Риме и, по выздоровлении, пожелал скорее возвратиться на родину, чему ап.Павел не препятствовал. Отпуская от себя Епафродита, он вручил ему благодарное письмо к филиппинцам, в котором, кроме благодарности, успокаивал их по поводу своего положения; он утверждает в вере и предохраняет от несогласия и от лжеучителей.

По характеру своему, это послание отличается особенной нежностью и теплотой чувств, что и понятно по тем прекрасным отношениям, в которых находился апостол с филиппийцами. Но и кроме того, филиппийцы преуспевали во всякой добродетели, и потому в послании нельзя встретить ни одного замечания, ни одного упрека в недобром поведении, даже жалобы апостола на свое тяжелое положение.

Место и время написания послания определяется упоминанием об узах апостола и пребыванием при нем Тимофея (1,1). Узы эти, без сомнения, римские. Апостол говорит, что они сделались известными всей претории (1,13) и дали силу христианам смелее проповедовать свое учение. В самом доме кесаря уже находились уверовавшие во Христа; но Павел, имевший случай свидетельствовать о своей невинности пред римским судом, еще не знал, какая участь ожидает его (2,23). И потому время написания послания падает на конец двухлетнего пребывания апостола в Риме (Деян.28,30), когда и Евангелие уже достаточно было распространено в столице империи, и участь апостола еще не была решена, т.е. на конец 63-го или начало 64-го года.

Содержание. В Послании две темы. Одна из них — благовествование, упоминаемое апостолом девять раз. Он говорит «об участии в благовествовании» (1,5), об «утверждении благовествования» (1,7), об «успехе благовествования» (1,12), о «защите благовествования» (1,17), о «достойном благовествовании» (1,27), о «подвизании единодушно за веру евангельскую (за веру благовестил)» (1,27), о «служении в благовестии» (2,22), «о помощи в благовествовании» (4,3) и «о начале благовествования» (4,15).

Павел использует это выражение как определение веры и действия в проповеди Евангелия. В послании нет развернутого учения Евангелия, но его слова раскрывают глубочайшее значение христианства: Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» (2,8); и «иметь праведность… которая через веру во Христа» (3,9). Первая весть — весть о том, что Христос умер за людей; вторая весть убеждает человека, что он может иметь праведность через веру во Христа.

Вторая тема, проходящая красной нитью через все послания — радость. Внешние обстоятельства в Риме для апостола были неприятные: узы, противоборства иудеев, ожидание суда… Но в послании нет ни одной ноты пессимизма, уныния. При всяком воспоминании о филиппийцах апостол радуется (1,3); как бы ни проповедовали Христа, он и тому радуется (1,18); он радуется единодушию (2,2), личным страданиям за Христа (2,17), радуется дарам и доброй воле своих друзей (4,10). Через все послание проходит радость веры, независящей от внешних обстоятельств.

План послания

1. Приветствие (1,1-2).

2. Благодарение за личное общение (1,3-11).

3. Ободрение в различных обстоятельствах (1,12 — 2,18).

4. Личные связи через посланников (2,19-30).

5. Личные предупреждения против отклонений от истинного учения (3,1 — 4,1).

6. Заключительные советы и приветствия (4,2-23).

Послание к Филиппийцам раскрывает внутренний мир апостола, его святую веру. Места 2,5-11 и 3,2-15 выражают соответственно повиновение Христа воле Божией, и горячее стремление Павла достигнуть Христа (3,2-15).

Послание к Колоссянам

Христианство во Фригии и церковь в Колоссах. Между областями Малой Азии, которые очень рано услышали слово Евангелия, была великая Фригия (Деян.16,6). Здесь в плодоносной равнине орошаемой Меандром, расположены были в виде треугольника, недалеко один от другого, три больших города: Лаодикия, Колоссы и Иераполь. Из них особенно славилась своей торговлей Лаодикия, столица Фригии. Другой город Колоссы, лежавший невдалеке от впадения реки Лика в Меандр, славился многочисленностью и богатством жителей. Но при Селавкидах, оказывавших покровительство Лаодикии, Колоссы приходят в упадок, а под римским владычеством и совсем потеряли прежнюю славу. Наконец, Иерополь известен был как главный город служения Цибеле (богине плодородия земли). В 10-й год царствования Нерона (64-й по Р.Х.) все эти три города были разрушены землетрясением, после которого Лаодикия скоро оправилась, но Колоссы уже не поднимались.

Во время второго апостольского путешествия Павел, посещая основанные им и Варнавой церкви в Малой Азии, проходил через Фригию, но неизвестно, как долго он оставался здесь и в каких городах проповедовал. Можно было бы предположить, что означенные большие города были просвещены проповедью апостола. Но почти все толкователи, на основании указаний самого апостола в послании к Колоссянам (1,7), утверждают, что Павел не проповедовал в этих городах, так как в означенное путешествие он спешил в другие места. Основателем же церкви Колосской, а равно церквей Лаодикийской и Иераполъской считается обыкновенно Епафраз, родившийся в Колоссах (4,12), которого апостол называет сотрудником своим и верным служителем Христовым (1,6-7). Из книги Деяний — 18,23 видно, что ап. Павел перед приходом своим в Ефес вторично посетил церкви фригийские и утверждал там христианство. И хотя достоверно не известно, был ли он теперь в Колоссах и соседних с ним городах, но судя по его апостольской ревности почти невозможно допустить того, чтобы он оставил без посещения церкви, основанные его учениками. Он мог только не оставаться там долго и не заниматься делом проповеди, как делал в других городах, поэтому очень многие жители означенных городов не были лично знакомы с апостолом (2,1). О процветании этих церквей можно отчасти судить по указаниям самого апостола в посланиях к Колоссянам и к Филимону. Так, например, из послания к Филимону видно, что в доме его была устроена домашняя церковь, в которой совершалось служение Архипом, вероятно, сыном Филимона (Колос.4,16 — Филип. 1,2). Такая же церковь находилась в Лаодикии в доме Нимфана (Колос.4,15) и, вероятно, в Иераполе. Церкви Иерапольская и Лаодикийская, близкие по месту к церкви Колосской, были близки к ней и по духу. Поэтому в своем послании к Колоссянам апостол повелевает им обменяться посланиями с Лаодикией. Соседство с Ефесом, где апостол правил три года (Деян.20,31), давало возможность фригийским христианам постоянно сообщаться с апостолом, и теперь, когда он находился в Риме, отправить к нему Епафраса. И по смерти ап.Павла церкви фригийские не оставались без утверждения. Известно, что когда ап. Иоанн утвердил свое пребывание в Ефесе и сделался главным наставником малоазиатских церквей, то церковь Лаодикийская (Откр.3,14), а с нею, вероятно, и другие церкви фригийские, находилась под его благодетельным попечением.

Состояние церквей фригийских и повод к написанию Послания к Колоссянам. Во время заключения ап. Павла в римских узах Епафрас пришел туда и принес ему известия о состоянии церквей фригийских. Он сообщил апостолу много утешительного о вере колоссян и о любви ко всем христианам (1,1-8), но вместе с тем должен был предупредить его об опасности, угрожающей Колоссам. Хотя церковь Колосская была составлена в большинстве из фригийцев (1,27; 2,13-16), но и в ней, как и в других малоазиатских церквах, находились христиане из обрезанных. Между этими последними появились учители, которые старались обольстить неопытных христиан из язычников мнимой философией, своим красноречием, своим аскетическим и мистическим настроением (2,8). Желая удержать закон Моисеев и древние еврейские установления, они составили целую систему толкования Ветхого Завета и выдавали её за лучшее средство изъяснить отношения Бога к миру. Краткие упоминания в Священном Писании об ангелах и их служении были для них точками опоры для составления обширных родословий, в которых все пропуски они очень усердно дополняли своими баснями, выдавая их или за древние предания или за откровения тайного знания (1 Тим.1,4; 4,7; Тит.. 1,14; 3,9). Конечно, все это учение, не имевшее твердого основания в Священном Писании (2,8.18), укоренившееся в суеверном настроении духа, могло быть очень легко открыто и опровергнуто; но для фригийцев, и в частности для колоссян, оно представляло серьезную опасность, потому что вообще фригийцы были склонны к мистицизму и, получив слово истины не из уст апостола, могли быть введены в заблуждение. Поэтому Павел спешит оградить Церковь Колосскую, а с нею и Лаодикийскую (4,16), и Иерапольскую, от вторжения опасного лжеучения и развивает в своем послании истины, прямо противоположные воззрениям лжетолкователей и могущие послужить к утверждению веры колоссян.

Послание написано несомненно по просьбе Епафраса (4,13) и назначалось не только для Колосс, но и для Лаодикии и Иерополя.

Время и место написания послания. О времени и месте написания почти нет никаких разногласий. Послание написано в конце двухлетнего пребывания в Риме, вместе с посланием к Ефесянам и к Филимону, и отправлено с Тихиком и Онисимом, рабом Филимона. Переписчиком же послания, вероятно был Тимофей, имя которого стоит в приветствии.

Главные предметы содержания и важность послания. По содержанию послание делится на две части: догматическую и практическую, представляющую ряд увещаний. В первой части (1 и 2 гл.) ап. Павел или излагает положительное учение об Иисусе Христе и о деле искупления, или опровергает заблуждения иудейства. Во второй — (3 и 4 гл.) показывает важность крещения и извлекает практические приложения к различным обстоятельствам нравственной жизни христиан.

Заблуждение церкви в Колоссах выразилось в стремлении познать Бога через философию, а не по Христу (2,6-10), в поклонении ангелам, как посредникам между Богом и человеком (2,18), в проповеди аскетизма (2,18-21). Весьма вероятно, что указанным заблуждениям способствовали иудействующие христиане.

Ответом на эти заблуждения апостол избирает не пространную аргументацию, а раскрытие сущности Христа и Его любви как совокупности совершенства.

Великое учение о Христе изложено апостолом в 1 гл. с 14 по 22 стихи. «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (2,9). Во всем и всегда при рассмотрении вопросов творения, спасения церкви и личной жизни Христос должен стоять на первом месте.

Спасение — основное учение послания. Во Христе человек имеет прощение грехов (1,14). Через кровь Его, пролитую на Голгофе, человек примиряется с Богом (1,20-22). Вопросы смерти и воскресения также освещены в послании: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы держитесь постановлений?»; «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Колос.2,20; 3,1).

Данное послание написано в противовес стремлению объяснить Бога вне Христа. Но апостол показывает, что только Христос «есть образ Бога невидимого» (1,15), и «в Нем обитала всякая полнота» (1,19), и в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (2,3). Дальше апостол дает практические советы и указания для освящения и совершенствования человека.

По замечанию Златоуста, послание к Колоссянам отличается редкой возвышенностью мыслей. Опасности, предстваляемые гносисом лжеиудействующих, побудили апостола коснуться основных догматов христианства, божества Иисуса Христа, Его отношений к миру и совершения искупления для всего мира. Кратко здесь можно найти важнейшие догматы, развитые ап.Иоанном в начале своего Евангелия. Послание сходно и по содержанию, и по изложению с посланием к Ефесянам, так что оба они составляют взаимное дополнение, апостол предлагает колоссянам прочитать их вместе.

Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам

Город Фессалоники во время ап.Павла был метрополией, политическим и торговым центром Северной Греции.

Уже с более ранних исторических времен город являлся морским портом Македонии. В 315 году до Р.Х. порт был расширен и назван Фессалоники. Современное название города — Салоники — сокращение от прежнего. Город Фессалоники построен на самом берегу Эгейского моря, вытянут вдоль моря и прижат к нему горами. Далеко над синими водами залива виднелась гора Олимп с покрытой снегом вершиной.

Как торговый центр Фессалоники среди городов Греции уступал только Коринфу. За городом простирались плодородные земли. А когда Римское государство построило через Фессалоники одну из главных дорог, соединяющих Рим с восточными провинциями, то это еще больше повысило значение и благосостояние города. Через Фессалоники по суше шел путь из Рима в Византию, Антиохию и Иерусалим, а суда разных земель останавливались в порту.

Новообразовавшаяся христианская община очень скоро стала далеко известной. «От вас, — пишет апостол Павел, — пронеслось слово Господне не только в Македонии и Антиохии, но и во всяком месте» (1,8).

В Фессалониках иудеев было больше, чем в Филиппах, у них в городе была синагога (Деян.17,1). Через богослужения и чтение Ветхого Завета готовился путь Евангелию.

Город Фессалоники был свободный город с самоуправлением, без римского гарнизона.

Нравственная и религиозная жизнь в Фессалониках была более простой, чем в Коринфе или Афинах. Жители поклонялись божествам своих предков, если и не ждали от них чего-нибудь хорошего, то делали это на всякий случай, чтобы отвратить возможное зло. Служение идолам объединялось с пороками и развратом.

Были люди, которые больно ощущали это безнадежное состояние, но не видели никакого выхода. Они жили без Бога и без надежды в этом мире.

И иудейский закон, хотя и указывал людям на грех, не мог освободить от него.

Церковь. Первый раз в этот город евангельская весть пришла через ап. Павла и Силу, вскоре после их освобождения из заключения в Филиппах. Насколько можно понять из Послания к Фессалоникийцам, община там, главным образом, состояла из уверовавших язычников, которые стали членами общины после трехдневного проповедования ап.Павла в Фессалоникийской синагоге (1,10).

Указание Павла на тот образ жизни, который он вел среди фессалоникийцев, подразумевает более длительное время его пребывания в Фессалониках, это подтверждается тем фактом, что Павел «и раз и два» получал помощь от филиппийцев (1 Фес.2,9; 2 Фес.3,8; Филип.4,16).

Павел, как обычно, сначала проповедовал Евангелие иудеям, а потом, с ещё большим успехом, язычникам.

Церковь в Фессалониках состояла из небольшого числа верующих иудеев, из греков, которые поклонялись Богу и посещали иудейскую синагогу и ранее, и из язычников, которые «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1,9).

1. Церковь состояла из малоимущих людей, которые должны были непрестанно трудиться, чтобы не нуждаться и не обращаться за помощью к другим (4,11). Но их скудные средства позволяли им нести жертвы с большой любовью и сердечностью (2 Кор.8,2).

2. Важное место в Фессалоникийской церкви и в других церквах Македонии занимали женщины. Их общественное положение и сердечное служение Евангелию способствовало расцвету Церкви Христовой.

3. Как в Филиппах, так и в Фессалониках церковь преследовалась. Оба послания свидетельствуют, что гонения продолжались и после того, как ап. Павел оставил Фессалоники. В городе было много иудеев, а во времена становления первых христианских общин иудеи были самыми большими их врагами.

То, что сказано в книге Откровения о Смирнской церкви, вполне может быть отнесено к Фессалоникийской (Откр.2,8-9).

Цель и причина написания. Причину написания этого послания мы находим указанной в нем же. После изгнания из Фессалоник, Павел все время в душе нес заботу о новообращенной церкви в тяжких обстоятельствах преследования и гонения. Ни один раз и он пробовал вернуться к ним, «но воспрепятствовал сатана» (2,18). Наконец, ап. Павел посылает Тимофея из Афин в Фессалоники, чтобы он их укрепил и ободрил. Тимофей пришел в Коринф к ап.Павлу, где тот ожидал его, и принес радостные известия о Фессалоникийской церкви: об их вере и любви и постоянстве в гонениях. Тогда-то он в восторге пишет это сердечное письмо.

Цель и назначение письма было тем же самым, как и направление к ним Тимофея, «чтобы утвердить и укрепить в вере» и «дополнить, чего недоставало» (3,2).

Главной целью послания не является сообщение каких-то истин или поучений, но напоминание о том, чему они уже были научены. Этим письмом ап. Павел желал передать то тепло сердца своего, которое они почувствовали бы, если он был с ними рядом. Он хочет поощрить взаимопонимание и доверие между ним и общиной, развить в членах общины сознание того, что они — одно целое, члены одного тела. Ап.Павел хочет, чтобы и они были полны того святого рвения в служении, как и сам он.

Время написания послания к Фессалоникийцам — конец 51-го или начало 52-го года. Это первое из всех посланий ап.Павла содержит торжественный наказ читать его открыто на собрании церкви.

Содержание послания. 1. В первой части послания (1-3 гл.) апостол высказывает свою благодарность и радость по поводу того, как фессалоникийцы приняли Евангелие и какую верность и постоянство показывают они в бедах и гонениях. Дальше он защищает поведение свое и своих сотрудников, проповедуя Евангелие, и высказывает свою сердечную заботу о благосостоянии фессалоникийцев.

2. В остальной части послания апостол дает практические поучения и указания. Он предупреждает воздерживаться от очень распространенного в их городе греха — блуда (4,3), призывает их воспитывать в себе все добрые качества христианина и особенно бодрствовать и жить свято и непорочно, как это и полагается в их счастливом и высоком положении и уповании (4,1-12; 5 гл.).

Апостол призывает верующих «усердно стараться житом, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками… чтобы поступали благоприлично пред внешними» (4,11-12).

Особенные слова утешения предназначены тем, которые через смерть потеряли своих близких (4,13-18).

В своих словах, основываясь на божественном откровении, он уверяет их в воскресении умерших в Господе в пришествие Христа, а также в восхищении живущих верующих навстречу Христу и побуждает их утешаться в скорби этой полной славы надеждой (4,13 — 5,11).

В конце послания еще он прилагает короткие, но важные советы — краткий перечень истин практического благовествования (5,12-22) — наставляя удерживаться от всякого рода зла (5,22) — и заключает письмо молитвой и словами благословения (5,23-28).

Особенно нужно отметить, что в этом и в следующем послании не затрагиваются вопросы, которые занимают важное место в позднее написанных посланиях ап. Павла. Это ясное Евангелие, которое ап.Павел проповедовал фессалоникийцам, изложено в следующих местах послания: 1,9.10; 2,11.12; 4,2-7.14. Он поставил особенное ударение на второе пришествие Христа — что Он воистину придет и придет внезапно, поэтому нужно бодрствовать и трезвиться. Из этого учения апостола его слушатели сделали неправильный вывод, что Христос придет сразу же, тотчас, и что их умершие братья будут лишены радости встретить Господа.

Поэтому и такое ударение на слова, которые находим 4,14-17: «потом мы, оставшиеся в живых» — эти слова не отрицают, что Христос может прийти еще при их жизни — и «мертвые во Христе воскреснут прежде».

Послание условно можно подразделить на несколько частей:

Адрес и приветствие — 1,1.

Воспоминание с благодарением за их терпение и упование — 1,2-10.

Обзор трудов апостола в Фессалониках — 2,1-16.

Уверение в любви, желание навестить, молитва за них — 2,17-3,13.

Побуждение жить в чистоте, святости и братской любви — 4,1-12.

Второе пришествие Христа — 4,13 — 5,11.

Наставления и слова благословения — 5,12-28.

Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам

Цель послания. Второе послание ап. Павла к фессалоникийцам так же, как и первое, написано из Коринфа всего через несколько месяцев после первого, когда Сила (или Силуан) и Тимофей еще были вместе с Павлом (2 Фес. 1,17).

Главной задачей послания было — исправить ошибочное представление, которое стало распространяться среди фессалоникийских христиан, о том, что пришествие Спасителя совсем близко. В письме содержится также протест против неправильного практического применения веры в скорое пришествие Христа. Основанием такому ошибочному суждению послужило неправильное истолкование слов ап.Павла, которые он написал в первом письме: «Потом мы, оставшиеся в живых…» Эти слова допускают, но не утверждают, что Христос должен прийти еще при жизни этого поколения. Некоторые распространители таких неверных взглядов опирались на откровение от духа и на будто бы написанные ап.Павлом послания (2,2).

Письмо направлено и против тех, которые, как будто по религиозным мотивам, бросали свои земные обязанности, не работали, «поступали бесчинно» (3,6-12).

Содержание послания. В начале и в конце послания имеется сердечная похвала, наряду с одобрением выстоять в притеснениях и призывом к святой жизни. В конце послания есть указания относительно тех членов церкви, которые «поступают бесчинно, ничего не делают и суетятся», а также о том, как поддержать дисциплину в общине.

Во второй главе, стихи 1-12, ап. Павел освещает вопрос о заблуждениях по поводу дня пришествия Иисуса Христа. Напоминая фессалоникийцам о том, что при встрече рассказывал им, что день Христов придет внезапно, вдруг, он не имел в виду, что этот день вот-вот наступит. День этот не придет, «доколе не придет прежде отступление, и не откроется человек греха» (2 Фес.2,3), который после удаления определенных препятствий, превознесется выше всего и ложью и обольщением многих увлечет за собой.

Порядок изложения послания. Это самое короткое послание ап. Павла (за исключением послания к Филимону) и способ его изложения очень прост.

После приветствия (1,1-2) следует благодарение Богу за духовное возрастание Фессалоникийцев, за их терпение и веру в гонениях, а после идут слова ободрения и молитва (1,3-12).

Так выравнивается дорога предупреждению и пророческому слову сердечным поучениям и советам, которые составляют главную часть письма (2,1 — 3,5).

Последующие торжественные завещания указывают на то, что некоторые лица учение о втором пришествии Христа используют как оправдание безделью и беспорядочной жизни (3,6-15).

И, наконец, нужно было оградить фессалоникийцев от влияния ложных посланий, указывая, что каждое послание апостола Павла будет скреплено его подписью. Заканчивается послание обычными словами благословения (3,16-18).

Контрольные вопросы

1. Введение в Послание к Галатам.

2. Введение в Послание к Ефесянам.

3. Введение в Послание к Филиппийцам.

4. Введение в Послание к Колоссянам.

5. Введение в I Послание к Фессалоникийцам.

6. Введение во II Послание к Фессалоникийцам.