9. Трансцендентальная медитация

«Сегодня нас более, чем когда-либо подвергают испытаниям. Непрерывно встающая перед нами назойливая дилемма «бороться или бежать» невольно наводит на мысль, что мы, возможно, не сможем психологически и физиологически адаптироваться с той же скоростью, с которой меняется окружающая нас среда. Участившиеся случаи гипертонической болезни, быстрый рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и инсультов подтверждают это. Поскольку не приходится ожидать, что наше окружение станет менее сложным и более стабильным, мы должны найти внутри себя средство, которое поможет нам приспособиться к требованиям, предъявляемым жизнью в двадцатом веке».

Это высказывание врача свидетельствует о растущей обеспокоенности медиков в связи с проблемой поиска средств снятия стрессов и снижения кровяного давления. Для решения этой проблемы многие американцы обращаются к Трансцендентальной медитации (ТМ).

Однако христианские врачи не рекомендуют пользоваться методами ТМ; они призывают христиан делать то, что стимулирует духовное здоровье и снижает возбуждение. «Выделите время для того, чтобы заняться своей душой — советуют доктора Минирт и Майер, — -иначе Богу, семье и окружающим будет от вас мало пользы. Прежде всего вы должны быть в добром духовном здравии. А для этого нужно время, позволяющее расслабиться и отдохнуть».

Медитация не является чем-то новым для тех, кто верует в Иисуса Христа как в Спасителя. Слова «meditate» (размышлять, созерцать) и «meditation» (размышление, созерцание) встречаются в Библии, а значит признаются христианами.

Бог сказал Иисусу Навину: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся («meditate») в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (И. Нав. 1:8).

Слово «meditate» часто встречается в псалмах Давида. Говоря о блаженном муже, он отмечает: «Но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет («meditate») он день и ночь!» (Пс. 1:2) Псалмопевец обращается к Господу: «О заповедях Твоих размышляю («meditate»), и взираю на пути Твои» (Пс. 118:15). В другом месте он говорит: «Вспоминаю дни древние, размышляю («meditate») о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» (Пс. 142:5).

Учитывая то значение, которое придает Библия медитации, проповедники христианства всегда призывали верующих размышлять о Боге и Писании. При этом многие из них советовали ежедневно выделять для этого специальное время, называя это «временем молитвы» или «безмолвия». Имеется в виду, что верующий должен найти тихое место, где он может побыть один, почитать Библию, поразмышлять («meditate») о ее истинах и обратиться с молитвой к Господу.

Но в западном мире в моде совсем другой вид медитации. Это так называемая «Трансцендентальная медитация». Она «трансцендентальна», то есть абстрактна, неясна, туманна, так как человек при этом выходит за пределы конкретных мыслей и достигает того, что основатель ТМ называет «источником мысли». Это — «медитация», поскольку с ее помощью человек дважды в день на двадцать минут уходит из этого суетного мира и занимается процедурой, рассчитанной на снятие стресса и полное раскрытие потенциала личности.

Поощряемая христианством медитация принципиально отличается от ТМ. При ТМ медитация осуществляется как пассивное раскрытие разума. В то время, как человек пытается слиться с чистым сознанием или «источником мысли», его разум должен находиться в состоянии полного покоя. В отличие от этого, христианство предупреждает, что человек не должен бесцельно раскрывать свой разум. Библия учит верующего «пленять всякое помышление в послушание Христу». (2 Кор. 10:5) В Писании специально перечисляется то, о чем можно думать верующему: «Наконец, братия (мои), что только истина, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8).

Предыстория

Трансцендентальная медитация обязана своей популярностью Махариши Махешу Йоги. Родился он в Индии около 1910 года и был назван Махешем Бра-садом Вармой. В начале 1940-х годов он окончил Аллахабадский университет, получив степень бакалавра физических наук. Вскоре он стал любимым учеником Шри Гуру Дева («Гуру» значит «учитель», {Дев» — «божественный»). Гуру Дев был связан с индуистским монастырем. Под его руководством Махариши Махеш Йоги изучал йогу (помогающую человеку соединиться с Брахманом — индуистской концепцией Бога), поэтому прибавление к его имени слова «Йоги» означает «последователь йоги».

У ног Гуру Дева Махариши постиг индуистский монистический взгляд на мир, в основе которого лежит принцип единства всего сущего. Это мировоззрение выражено в формуле «все есть Одно». Монизм, общий для большинства религий, особенно присущ индуизму. Все живые существа, равно как и неодушевленные предметы рассматриваются как часть единой «божественной сущности». Собственно говоря, те, кто исповедуют монизм, не видят разницы между Богом и личностью (или, скажем, между помидором и стулом), поскольку по их убеждению, все они — часть единой «божественной сущности». Из известных в Соединенных Штатах религиозных групп, разделяющих эту точку зрения, можно назвать «Христианскую науку», «Школу христианского единства» и современное движение «Новый Век».

Такой взгляд на мир в то же время пантеистичен, поскольку подразумевает, что Бог есть все и все есть Бог. Иными словами можно сказать, что Бог присутствует во всем, а все — это и есть Бог. Легко заметить, что Бог в индуизме сильно отличается от библейского Бога; это не Личность, а — безликое «Существо», или «сущность» вселенной. Предупреждая о всепроникающей силе пантеизма и напоминая о необходимости предотвратить его проникновение в наши дома, школы, бизнес и церковь, профессор теологии и философии Денверской семинарии (штат Колорадо) Гордон Р. Лыоис писал: «Я понял, что нужно принять меры предосторожности, когда сам побывал в Индии, где в течение многих веков в сознание людей внедрялись монистические взгляды на мир и образ жизни. В сельских районах этой задавленной нищетой страны жизнь стоит дешево. Я увидел, как трудно проповедовать Евангелие людям, отравленным пантеизмом, уверенным, что они божественны, обладают бесконечно большим потенциалом самосовершенствования, не являются от рождения грешниками и не нуждаются в великодушной искупающей всех жертве Иисуса Христа».

В 1959 году, прибыв в США, Махариши Махеш Йоги развернул в средствах массовой информации широкую рекламную компанию, популяризовавшую ТМ не как религию, а как некую светскую научную дисциплину. ТМ преподносилась как безвредный способ улучшения здоровья, увеличения производительности труда и инициативности, а также снятия напряжения и стресса. Однако в действительности ТМ — вовсе не нейтральная дисциплина; это — чисто религиозное верование.

Трансцендентальная медитация представляет собой технику размышления, при которой субъект безмолвно, монотонно распевает назначенную учителем «мантру» (тайное слово на классическом древнем языке Индии — санскрите) до тех пор, пока не достигнет состояния, называемого «космическим» (или «блаженным») сознанием. Уже одно это подтверждает, что практика ТМ религиозна, поскольку личная мантра в действительности является именем индуистского божества. Вот почему некоторые справедливо замечают: «Повторение мантры — это поклонение индуистскому божеству». Можно, конечно сказать, что вы об этом не знали, но ‘сам Махариши признает, что мантры помогают вызывать богов и духов из потустороннего мира».

Считается, что каждый человек должен иметь собственную мантру. Однако, практически, несколько человек могут иметь одну и ту же мантру, не зная об этом, поскольку никто не обязан рассказывать другим, какая именно у него мантра. Калвину Миллеру — автору книги «Трансцендентальное сомнение» удалось угадать мантру одного человека, поскольку он знал, что выбор мантры для того или иного человека делается зачастую только исходя из его возраста.

Один бывший инструктор ТМ рассказывал, что им было предписано обманывать несведушую публику, в особенности относительно значения мантр. Это заявление вполне согласуется с тем, что сказал один критик ТМ: «Махариши воспользовался уроком широко известного индуистского источника — «Бхагавад-Гиты», в которой бог Кришна (восьмое или девятое воплощение индуистского божества) говорит: «Да не обеспокоит тот, кто знает все, того несведущего, который знает только часть»». Нельзя рассчитывать на то, что человек, руководствующийся такой философией, скажет правду. Он, конечно, может возразить: «Чем меньше знаешь, тем меньше переживаешь». Однако, мы не раз убеждались на собственном опыте, что «именно то, чего мы не знаем, может впоследствии причинить большое беспокойство».

Помимо мантр, о религиозной практике ТМ свидетельствует церемония пуджа. После персонального инструктажа каждый человек должен принять в ней участие, чтобы получить свою личную мантру. «Слово «пуджа», — поясняет Ирвин Робертсон, — взято из языка хинди. Широко используемое в Северной Индии, оно означает поклонение индуистскому идолу. Живущие в Индии христиане им не пользуются».

Этот ритуал проводится на санскрите, так что большинство его участников вообще не понимает о чем, собственно, идет речь. Английский перевод пуджа — посвящения в члены движения ТМ (Беркли, Калифорния. Проект ‘Духовные лжеучения») подтверждает религиозный характер этой церемонии. Ирвин Робертсон описывает эту церемонию следующим образом: «Первая из трех стадий ритуала начинается с призыва к богу Нарайане. Дальше следует перечисление различных исторических и легендарных персона леей вплоть до Шри Гуру Дева — учителя Махариши, основателя ТМ.

Во время второй части ритуала приблизительно семнадцать различных предметов (цветы, фрукты, белый носовой платок) раскладываются перед изображением Шри Гуру Дева, Божественного Мастера. Каждое приношение сопровождается словами «Я преклоняюсь»». Если понимать, о чем собственно идет речь, не останется сомнений, что вновь посвящаемый поклоняется индуистскому божеству.

ТМ рекламировалась как наука, не имеющая никакого отношения к религии, и в таком качестве широко внедрилась в систему образования. Философию «Трансцендентальной медитации» поддержали некоторые влиятельные члены правительства. Даже среди религиозных лидеров нашлись такие, которые поверили, что ТМ является всего лишь нейтральной психологической практикой, а вовсе не замаскированной религией.

Однако в 1977 году федеральный суд штата Нью-Джерси запретил преподавание ТМ в школах этого штата. В вынесенном решении говорится, что «учение НСИ/ТМ и пуджа носят религиозный характер; поэтому любое иное заключение неприемлемо и недопустимо». НСИ — аббревиатура названия «Наука созидательного интеллекта». Исследователь культов Дейвид Хаддон свидетельствует: «Теоретический аспект ТМ — предложения Махариши «Наука созидательного интеллекта» — есть не что иное как изложение псевдонаучным языком принципов монизма Шанкары. Таким образом, индуистский монизм или пантеизм и есть та философия, которая определяет все это движение». Шанкара — индуистский реформатор девятого века, проповедовавший философию монизма.

Многие из нас были бы, несомненно, здоровее физически, духовно и психически, если бы в суете повседневной жизни уединялись на несколько минут в укромном тихом месте для отдыха и расслабления. Многие, наверное, получали бы от этого новый заряд сил и энергии, даже если никогда и не слышали о ТМ. Христианину было бы особенно полезно ежедневно дважды по двадцать минут размышлять об истинах Священного Писания и чудесных делах Господа. Однако, ТМ предлагает вовсе не это.

Вероучение

Совместимы ли христианство и ТМ? Вот главный вопрос, который должен задать себе христианин. Ознакомившись с догматами ТМ и ее основателя Махариши Махеша Йоги, мы найдем на него ответ.

Бог

Для христианина Бог — Личность, потому что, как это ясно видно из Библии, Он обладает разумом, эмоциями и волей. Он знает, чувствует и принимает собственные решения. Он всемогущ и существует независимо от Своего творения, потому что «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

Как уже отмечалось, практика ТМ основана на индуизме, последователи которого придерживаются пантеистического восприятия Бога. И хотя Махариши Махеш Йоги говорит и о личностном и о безличном Боге, из его заявлений видно, что настоящим Богом он считает только безличного Бога. Он говорит о нем как о «высшем Существе абсолютной вечной природы». «Бог в личной форме, — утверждает Махариши, — является высшим всемогущим Существом». Личностный Бог в конечном счете вливается в безличное абсолютное состояние Высшего». Пантеистическое заявление ТМ, что «все есть Бог и Бог есть все» несовместимо с Библией. В Библии проводится четкая граница между Богом-Творцом и Его творением.

Пантеистическая философия ТМ видит в человеке часть Божества. Махариши считает, что жизнь в каждом человеке есть абсолютное Бытие, но это — не личностный Бог. Поэтому, его идею не следует путать с библейским учением о том, что в верующем во Христа как Спасителя живет Святой Дух. «Безличный Бог — это то Существо, которое живет в сердце каждого, — говорит Махариши, — и любой человек по своей истинной природе есть безличный Бог». По учению Махариши с помощью ТМ человек может получить абсолютно полное единение с безличным Богом или Божественной Сущностью вселенной. По сути дела это означает, что через ТМ человек становится Богом. Это уже не христианство: это — индуизм.

Человек

ТМ утверждает, что человеку от рождения свойственно быть хорошим, и процесс медитации имеет целью выявить и вынести на поверхность хорошие качества, заложенные в каждом человеке. Проповедники ТМ заявляют: «Царство Божие внутри вас». Это — точка зрения Махариши, считающего, что истинная сущность каждого — «безличный Бог».

Слова «Царство Божие внутри вас» напоминают слова Христа, записанные в Евангелии от Луки 17:21. Господь Иисус Христос сказал это, обращаясь к фарисеям, которые яростно оспаривали Его утверждение о том, что Он — Сын Божий и обетованный Израилю Мессия. Когда Иисус сказал, что Царство Божие внутри их, Он не имел в виду, что каждый из этих неверующих фарисеев был сам по себе Богом, или что в каждом из них живет Бог. Поскольку они отказывались от того, что хотел сделать для них Бог, когда Иисус Христос пришел, как Мессия Израиля, Он просто объяснил им, что Царство Божье находится среди них, поскольку среди них стоит Он — Царь этого Царства. То, что было переведено с греческого как «внутри вас», можно с таким же основанием перевести как «среди вас», что более точно передает значение этих слов в связи с контекстом (как это сделано в новом американском издании английского перевода Библии).

Вместо того, чтобы утверждать, будто бы человеку от рождения свойственно быть хорошим, в Библии говорится, что все люди от рождения грешны. «Потому что все согрешили, и лишены славы Божией» сказано в Послании к Римлянам 3:23, а далее в этом послании говорится: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Добро и зло

Уходя корнями в восточные религии, ТМ искажает различие между добром и злом. Учитывая, что философия ТМ придерживается монистической точки зрения — «все есть Одно» — как может она определить соотношение между добром и злом? Является ли «Сущность» или «Сила» (индуистский эквивалент Бога) одновременно добром и злом?

Библейский Бог резко отличается от бога в представлении восточных религий. Во взгляде на Божественную Сущность с позиции Одно-есть-все и все-есть-Одно в конечном счете нет места ни добру ни злу. «В философии Единой Сущности этические различия исчезают; предполагаемые противоположности — свет и тьма, добро и зло, люди и Бог — сливаются и растворяются друг в друге».

Основываясь на документальных данных, Дуглас Грутуис заявляет, что Чарльз Мэнсон «находился под сильнейшим влиянием философии Единой Сущности», когда приказал убить актрису Шарон Тейт и других людей. Мэнсон считал, что достиг такого состояния сознания, которое выходит за пределы морали, и поэтому мог без зазрения совести убивать людей. И хотя это, конечно, весьма необычный случай, Грутуис указывает, что такое поведение вполне в духе традиции поклонения индуистским богам.

В отличие от индуизма, в Библии приводится четкое различие между добром и злом. Они никогда не сливаются и человек не выходит в своем сознании по ту сторону добра и зла.

Грех и ответственность

ТМ безоговорочно, без оглядки на грех, обещает счастье всем людям. Библия говорит, что человек никогда не испытает истинного блаженства, никогда не будет счастлив, если не решит проблему личного греха и не уверует в Иисуса Христа. Легко представить себе радость человека, когда он узнает, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» (Рим. 8:1). Верующий находит счастье в общении с Господом: «…наше общение — с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Иоан.1:3). Любое толкование счастья, не принимающее во внимание того, что грех отделяет человека от Бога, не может быть верным.

Христианство и ТМ придерживаются прямо противоположных точек зрения на вопрос об ответственности за грех. Поскольку ТМ отражает взгляд индуистской философии Махариши Махеша Йоги, утверждающего, что высший Бог не является Личностью, его последователи, естественно, не чувствуют необходимости отчитываться перед кем-либо, кроме самих себя. Такой подход соответствует учению Вед — сборника индуистских писаний, обожествляющих человека и преуменьшающих значение греха. Поскольку последователи ТМ заверяют, что «все есть Одно», добро и зло сливаются и люди могут соединиться с Богом; они верят, что находятся вне власти греха и могут поклоняться своей собственной божественности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ТМ обычно ничего не говорит об ответственности человека и его подотчетности Богу.

В отличие от этого Библия учит, что каждый человек должен будет лично держать ответ перед Господом. Верующие в Иисуса Христа как Спасителя в назначенный день тоже предстанут перед Судом Божьим, но речь пойдет не об осуждении за грехи, а о воздаянии за то, как они прожили жизнь, и соответствовали ли их поступки заветам Христа (см. Рим. 14:12, 1 Кор. 3:10-15, 2 Кор. 5-Ю). Те, кто отвергает Иисуса Христа как личного Спасителя, предстанут однажды перед великим белым престолом, а затем будут брошены в геену огненную (см. Отк. 20:11-15).

Это будет не актом жестокости со стороны Бога, а результатом отказа человека от того, что предложил ему Бог в Лице Иисуса Христа. Господь Иисус Христос уже заплатил за грехи всего мира, но плодами этой жертвы может воспользоваться лишь тот, кто признает свою греховность и доверится Иисусу Христу как своему личному Спасителю (см. Иоан. 1:12; 3:36; 5:24).

Спасение

В Библии говорится, что путь к спасению лежит через веру в Иисуса Христа, так как «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2:2). Поскольку Иисус Христос полностью искупил грех, то все, верующие в Него как в Спасителя, получат прощение грехов и наследуют вечную жизнь, «…слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь», сказал Иисус Христос (Иоан. 5:24). Как учит Библия, средством спасения является вера: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9).

Однако спасения в библейском смысле этого слова ТМ не признает, поскольку считает, что каждый человек имеет в себе безликое божественное Существо, и никакое спасение ему не требуется. Как мы уже видели, люди, практикующие ТМ, думают, что они вне греха, а поэтому у них нет нужды в спасении или Спасителе. Как говорит Махариши, «выполнение жизненного предназначения состоит в том, чтобы достигнуть состояния божественной жизни и жить жизнью вечной свободы в полноте всех ценностей человеческого сушествования». По-видимому, это происходит тогда, когда человек посредством «глубокой трансцендентальной медитации» приходит в состояние чистого сознания или абсолютно чистого Существа, и может удерживать себя в нем. Такая точка зрения явно противоречит Библии и не имеет ничего общего с христианством,

Реинкарнация

Как и следовало ожидать, ознакомившись с его отношением к индуизму, Махариши Махеш Йоги верит в реинкарнацию, заключающуюся в том, что через длительную череду смертей и возрождений в новых формах человек может постепенно достигнуть духовного совершенства.

Это — вполне закономерный вывод для человека, придерживающегося подобных взглядов. С одной стороны, Махариши отрицает различие между добром и злом, но с другой стороны, все же чувствует, что рано или поздно ему придется нести ответственность за свои жизненные проступки. Спасение через веру в Иисуса Христа подменяется индуистской верой в «карму», в соответствии с которой любые неблагоприятные обстоятельства являются результатом прежней жизни. Карма циклична, потому что перерождения следуют непрерывно, одно за другим. Цель человека в том, чтобы разорвать этот цикл и вырваться из него, слившись со вселенским Существом. «Сила кармы, — говорит Махариши, — удерживает жизнь в сфере относительного, а человека — вне чистого Сушества». Достигающие полного единения с «чистым Существом», больше не перевоплощаются.

Происхождение учения о реинкарнации и карме — индуистское. В соответствии с Библией — все, что требуется человеку для подготовки к вечности, это его единственная земная жизнь. Если человек не уверует в Христа как в Спасителя, у него уже больше не будет такого шанса: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).

Все религии равноценны

Индуизм считает, что все религии равноценны. Эту концепцию проповедует и ТМ. Инструкторы говорят тем, кто начинает практиковать ТМ под их руководством, чтобы они продолжали придерживаться своих верований и просто дополняли их техникой ТМ. Конечно, многие действительно не видят особой разницы между различными религиями. Но важно именно то, что эта точка зрения отражает индуистскую концепцию религии, которой следует Махариши Махеш Йоги. «Глубокая трансцендентальная медитация, — учит он, — это практика жизни, руководствующейся всем, чему в течение многих веков учили разные религии; именно благодаря этому и поднимается человек до уровня божественного Существа, исполняя заветы всех религий».

Нигде в Библии не сказано, что все религии одинаковы. Напротив, в ней говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Иисус сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан. 14:6). Апостол Петр засвидетельствовал о Христе: «…и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Библия прямо указывает, что человек не может стать Богом. Однако он может восстановить с Богом отношения, нарушенные в результате грехопадения. Но сделать это можно лишь одним путем — верой в Господа Иисуса Христа. Любое иное религиозное верование несет разочарование и будет иметь последствия в вечности.

Заключение

Те, кто внимательно изучал культы, высказываются о ТМ вполне определенно. По словам Дейвида Хаддона, Махариши «упорно скрывал от общественности как религиозную основу, так и конечную духовную цель ТМ — уничтожение личностного существования в безличном Абсолюте».

«ТМ — это только начало, — говорит Ирвин Роберт-сон, — -постепенное движение от материи к разуму, а потом к сверхразуму. Этот последний объясняется как «единение с Божеством», как «Космическое Сознание», как реализация себя через безличного бога, который находится в каждом человеке, существе и предмете. Вот какова цель ТМ».

«ТМ… не является нейтральным учением, которым можно заниматься, не нанося человеку ущерба, — предупреждают Джош Макдауэлл и Дон Стюарт, — ибо в действительности ТМ — индуистская медитация, которая пытается объединить медитирующего с Брахманом — индуистской концепцией Бога».

При нынешней философской и теологической неразберихе и путанице христианин нуждается в том, чтобы его направляли, руководствуясь словом Писания, а не субъективными представлениями антибиблейских систем, даже если они и могут в какой-то момент показаться истинными. Любой верующий, у которого появляется желание покопаться в учении ТМ, должен помнить предостережение Библии.

Бог через Моисея предупредил ветхозаветных израильтян: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»: то не слушай слов пророка сего, или сновидец сего; ибо через сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор. 13:1-3).

Эти слова напоминают нам о том, что не все сверхъестественное обязательно исходит от Бога. Если какое-либо учение не согласуется с Писанием, игнорируйте проповедующего это учение. А учение ТМ с Библией явно не согласуется.

Божье предупреждение имеет прямое отношение к ТМ хотя бы потому, что в ней используются мантры и церемония пуджа, а как известно, и то, и другое связано с поклонением индуистским божествам. «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», говорит Господь Бог (Исх. 20:3) и далее добавляет: «…и имени других богов не упоминайте: да не слышится оно из уст твоих» (Исх. 23:13). Тот, кто верует в спасение через библейского Бога, не должен заниматься ТМ.

Несмотря на заверения защитников ТМ, она имеет явно религиозную основу, причем не христианскую, а индуистскую. Те, кто по незнанию практикуют ТМ, пытаясь решить свои проблемы, утрачивают

при этом духовные истины, которые могли бы дать им истинный мир и душевный покой — и не на короткое время, а навсегда.

Резюме

Название движения: Трансцендентальная медитация (ТМ)

Известна также как: Наука созидательного интеллекта (НСИ)

Основатель: Махариши Махеш Йоги (род. 1910)

Штаб-квартира в США: Вашингтон, округ Колумбия

Учебные заведения: Международный университет Махариши (МУМ) Фарфилд, штат Айова, Колледж естественного закона МУМ, Вашингтон, округ Колумбия

Вероучение

Бог

Верят в Брахмана — индуистскую концепцию бога

Исповедуют пантеизм — веру в то, что Бог во всем и все в Боге

Практикуют поклонение индуистским идолам, о чем свидетельствуют мантры и церемония пуджа

Верят не в личностного библейского Бога, а в безликое «Существо» или «Сущность» вселенной

Утверждают, что это Существо «живет в сердце каждого» и что через ТМ человек может достигнуть абсолютного единения с ним

Человек

Утверждают, что человек рождается добрым, и ТМ выявляет скрытое в нем добро

Говорят, что Царство Божие внутри каждого человека

Добро и зло

Искажают различие между добром и злом

Считают, что поскольку «все есть Одно» (монизм), ни добра, ни зла не существует

Монизм ведет к убеждению, что человек может с помощью ТМ выйти за пределы своего сознания и за пределы морали. Тогда получается, что он может без зазрения совести воровать и даже убивать

Грех и ответственность

Считают, что возможно стать счастливым, не решив проблему греха

Не чувствуют необходимости отчитываться за свое поведение перед безличным Существом

Считают, что могут достигнуть состояния, в котором окажутся за пределами греха и могут поклоняться своей собственной божественности

Спасение

Не видят необходимости в спасении, так как считают, что в каждом человеке присутствует божественное Существо

Не чувствуют нужды в спасении или Спасителе, так как считают себя вне греха

Верят в возможность исполнения жизненного предназначения (практически — форма самоспасения) через достижение состояния абсолютного чистого Существа

Реинкарнация

Верят в реинкарнацию, подразумевающую долгий процесс перерождений, с помощью которого человек может достигнуть совершенства

Проповедуют индуистский принцип «кармы», согласно которому каждая новая жизнь зависит от предыдущей

Считают, что перевоплощения следуют одно за другим

Думают, что достигающие единения с «чистым Существом» больше не перевоплощаются

Все религии равноценны

Считают, что все религии равноценны

Предлагают каждому продолжать исповедовать свою религию, просто добавляя к ней

Уверяют, что через ТМ «человек быстро поднимается до уровня божественного Существа, а именно в этом и состоит исполнение заветов всех религий

Рекомендуемая литература

Albrecht, Mark С. .Reincarnation. . A Christian Critique of a New Age Doctrine, Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1982.

Boa, Kenneth. Cults, World Religions, and You. Wheaton, IL: Victor Books, 1977, 1979.

Enroth, Ronald, and others. A Guide to Cults New Religions. Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1983.

Martin, Walter R. The Nev Cults. Ventura, CA: Regal Books, 1980.

McDowell, Josh, and Stewart, Don. Handbook of Today’s Religions, San Bernardino, CA: Here’s Life Publishers, Inc., 1983.