10. Церковь Объединения

«Может быть, вам захочется спросить меня: «А на каком основании вы все это говорите?» Я беседовал в мире духов с Иисусом Христом. Кроме того, я говорил с Иоаном Крестителем. Вот на каком основании».

Кто же этот человек, который утверждает, что он «разговаривал в своих сновидениях с Моисеем, Буддой и библейскими пророками, включая Иисуса Христа?» Этот человек — Сан Мьян Мун — лидер «Церкви Объединения».

Кто же в США не слышал о Myне и его движении!? Необычное учение Муна и его сомнительные методы вербовки новых сторонников сделали эту группу объектом оживленной полемики, продолжавшейся в течение нескольких лет. «Церковь Объединения» получила в последние годы широкую известность в связи с состоявшимся в 1982 году судом, который признал Муна виновным в попытке обмана федерального правительства и представлении неправильных сведений налоговым службам.

«Церковь Объединения» — движение довольно молодое, оно существует с 1954 года. Однако даже за такой короткий промежуток времени эта группа сумела обосноваться во многих странах и завоевать в них крепкие позиции, И хотя Мун со своей группой появился в США только в начале 70-х годов, это движение сегодня одно из наиболее быстро распространяющихся в этой стране.

Предыстория

Естественно, что знакомство с «Церковью Объединения» нужно начинать с Сан Мьян My на — основателя и духовного лидера движения. Авторитет и влияние Myна на своих учеников столь велики, что всех его последователей стали называть «мунистами».

Родился Мун 6 января 1920 года в Корее. Когда ему было десять лет, его семья приняла пресвитерианство. Как утверждает Мун, в пасхальное утро 1936 года, когда ему было 16 лет, во время молитвы на склоне горы он получил откровение. Myну, якобы, явился Сам Иисус Христос и сказал, что ему «предстоит осуществить важную миссию по исполнению Божьего Промысла».

Президент «Церкви Объединения» Америки Мозе Дурст рассказывает, что после этой встречи в пасхальное утро «преподобный Мун провел последующие девять лет в молитвах и штудировании Библии. Благодаря углубленным исследованиям, ему открылась истина, изложенная им в «Божественном принципе»».

Мун начал проповедовать свои «откровения» вскоре после окончания второй мировой войны. Потом Корея раскололась надвое, и коммунисты захватили ее северную часть. В 1948 году Мун был арестован и провел два года в трудовом лагере. Вместе с другими заключенными он был освобожден 14 октября 1950 года высадившимся на корейском побережье американским десантом. По словам самого Муна, он вез одного из находившихся вместе с ним в лагере заключенных «шестьсот миль до Пусана на велосипеде».

Несколько лет Мун проповедовал в Пусане и соседних с ним районах. В 1954 году он официально основал «Церковь Объединения», назвав ее «Обществом Святого Духа по объединению мирового христианства». В 1984 году — через 30 лет после ее основания — «Церковь Объединения» насчитывала «три миллиона членов в более чем 120 странах». По некоторым источникам, в Соединенных Штатах эта церковь имеет 40-45 тысяч приверженцев, хотя некоторые исследователи считают, что эти цифры сильно завышены.

После нескольких трудных лет, «Церковь Объединения» в Корее начала расти и преуспевать. Ее миссионеры отправились в Японию и некоторые европейские страны. В 1971 году Мун с группой приверженцев прибыл в Америку. На фоне треволнений того времени он вскоре приобрел много последователей среди молодежи. Его группа открыла штаб-квартиру в Нью-Йорке и развернула широкую компанию по привлечению новых сторонников. По всей стране Мун читал в крупных городах проповеди, на которые стекалось огромное число слушателей.

В Барритауне (штат Нью-Йорк) Мун открыл «семинарию», в которую принимали желающих примкнуть к движению. По утверждению его представителей, учеба в этой семинарии дает студентам «уникальный опыт экуменического христианского образования». Поскольку целью движения является объединение всех теологических доктрин, образование, которое предлагает Мун в своей семинарии, естественно, является и экуменическим и уникальным. Сомнительно только, что оно имеет хоть какое-нибудь отношение к христианству.

Вскоре после основания культа Мун приступил к организации различных предприятий. Используя бесплатный труд своих приверженцев, он создал целую империю, в которую входят фармацевтические компании, предприятия обрабатывающей промышленности, банки, и многое другое. «Церковь Объединения» обладает крупными капиталовложениями в Корее, Японии, Соединенных Штатах и других странах. В последнее время в органах массовой информации появились критические статьи о порядках на принадлежащих Муну рыбных промыслах.

Эти капиталовложения, а также методы сбора пожертвований в конце концов заставили американское правительство поставить под сомнение законность бизнеса и статус возглавляемой Муном организации, освобожденной от уплаты налогов. В 1982 году Муну было предъявлено обвинение в попытке обмана федерального правительства и представлении фальшивых деклараций о доходах в налоговую службу. Он был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения и уплате штрафа в 25 000 долларов. Однако, он был заключен в тюрьму лишь летом 1984 года.

Перед тем, как отправиться в тюрьму Данбьюри (штат Коннектикут), Мун заявил своим последователям: «Я готов претерпеть заключение во имя единства. Находясь в тюрьме, я еще упорнее буду работать над укреплением единства движения Объединения с христианской общиной. Я буду также стараться достигнуть единства между движением Объединения, христианским сообществом и другими религиями. Вот для чего я иду сегодня в тюрьму».

Во время пребывания Муна в тюрьме «Церковь Объединения» предприняла попытку навязать свои взгляды религиозным деятелям. Подборки ее материалов были отправлены по почте 300 тысячам пасторов и другим представителям христианской церкви. В каждую посылку были вложены три видеокассеты с пояснительной брошюрой «Принцип объединения», экземпляры книги «Божественный принцип» и брошюры «Божье предупреждение миру: послание преподобного Муна из тюрьмы», а также брошюра «Слова и дела», посвященная 30-летней годовщине «Церкви Объединения». В некоторые посылки вместо «Божественного принципа» был вложен «Краткий анализ принципа 4-го уровня». По некоторым оценкам эта компания обошлась «Церкви Объединения» в 4,5 — 10 миллионов долларов.

Особенно заинтересован Мун в популяризации своих взглядов в Соединенных Штатах, поскольку он считает, что именно Америка должна стать базой для «Господа Второго пришествия». Мун заявляет: «Конец мира означает, что близко время Второго пришествия. Господу потребуется подготовленная база, с которой Он сможет начать выполнение Своей миссии. Этой базой должна стать Америка». Выступая в Вашингтоне, Мун сказал: «Движение за спасение мира должно начаться в этой стране. Америка станет его базой, а когда она выполнит эту миссию, то получит вечное благословление». С 1973 года Мун постоянно проживает в США.

Вероучение

Во многом полемика вокруг «Церкви Объединения» связана с ее доктринами и практикой. В статье об этом культе и его странных догматах, опубликованной в «Нью-Йорк Тайме Мэгэзин», говорится: «В то время, как приверженцы этой церкви считают учение Муна непреложной истиной, другие видят в ней умопомрачительную смесь пятидесятничества, восточного мистицизма, антикоммунизма, элементарной психологии и метафизики». Так каково же отношение Сан Мьян Муна и «Церкви Объединения» к основополагающим доктринам библейского христианства?

Авторитетный источник

Из заявлений Муна видно, что он не считает Библию богодухновенным Священным Писанием и высшим авторитетным источником. «Сама по себе Библия истиной не является, — утверждает он, — она — учебник истины. Естественно, что качество проповеди, метод, мера проникновения в глубины истины должны варьироваться в зависимости от эпохи… Поэтому нельзя считать, что этот учебник совершенен во всех его деталях».

«Церковь Объединения» пользуется Библией, но не относится к ней как к единственному авторитетному источнику. Президент этой церкви в Америке — Мозе Дурст, заявил: «»Божественный принцип» вместе с Ветхим и Новым Заветами — вот источники вероучения Церкви Объединения». Что касается «Божественного принципа», то эта книга, якобы, содержит новые истины, которые познал Мун из специальных, только ему известных откровений.

Как и многие другие лжерелигии, «Церковь Объединения» придает особое значение непрекращающемуся откровению. Последователи Муна верят, что он действительно получил откровения, которые до сих пор были скрыты от других. Таким образом, произведения и проповеди Муна пользуются большим уважением, чем Библия. Утверждая в своем послании из тюрьмы, что на Иоанне Крестителе лежит ответственность за смерть Иисуса Христа, Мун категорически заявил: «Таковы скрытые истины, которые представляются вам как новые откровения. То, что я говорю — Слово Божье. Если вы верите Библии, вы должны верить и в то, что говорю вам я».

Ставя свои «откровения» и толкования выше авторитета Библии, Мун не оставляет своим последователям выбора: они вынуждены признать его абсолютным и непогрешимым авторитетом.

Метод толкования

Вместо того, чтобы исследовать содержание Писания в соответствии с его принятым пониманием и в связи с историческим и культурным контекстом, Мун часто трактует цитаты из Библии как некие аллегории, подгоняя их под свое необычное учение.

Например, Мун так описывает некоторые подробности распятия Христа: «Разбойник, распятый по правую сторону от Христа, символизирует демократический мир, а разбойник, распятый по левую сторону от Христа представляет коммунистический мир». Таким образом, заключает Мун, именно из Библии берет свое начало традиционное обозначение демократов как «правых», а коммунистов — как «левых».

Аналогичным образом Мун утверждает, что слово «воскресение» означает не воскресение из мертвых, а принятие слова Божьего, чтобы стать обладателем Божьей любви».

Кроме того, Мун утверждает, что выражение «конец мира» вовсе не означает фактического уничтожения земли, а лишь прекращение зла».

Вы не найдете в Библии подтверждения Муновских интерпретаций этого и многого другого. Его толкования игнорируют семантику оригинальных библейских текстов. А тот факт, что последователи Муна искренне верят в правильность его утверждений, свидетельствует о том, что рассуждения Муна для них более авторитетны, чем Библия,

«Церковь Объединения» базируется не на Слове Божьем, а на философских концепциях, придуманных человеком. Однако Бог, будучи всемогущим и всеведущим, располагал и необходимой мудростью и способностями так передать Свои откровения людям, чтобы они поняли их именно в том смысле, в котором Он этого хотел. Библия — полное и окончательное откровение Божье. Нет никакого смысла выстраивать какие-то интерпретации, чтобы понять Священное Писание.

Дуализм

«В основе мировоззрения Муна, — отмечают Джош Макдауэлл и Дон Стюарт, — лежит концепция дуализма. Все существующее двойственно: Бог-Отец и Бог-Мать, Мужчина и Женщина, Свет и Тьма, Икь и Янь, Дух и Тело. Любая часть сущего имеет свой антипод. Бог Муна (в дуалистском толковании «мужчина-женщина») ведет Себя в отношении всего дуалистского создания дуалистично».

Грехопадение

Дуализм Муна ярко проявляется в его взгляде на первородный грех. Дж. Исаму Ямамото излагает интерпретацию Муна следующим образом: «Высшим выражением дуализма Бога, выраженным в самом Его творении, стали отношения между мужчиной и женщиной. Первым мужчиной был Адам; первой женщиной — Ева. Бог создал их духовно незрелыми и они были как брат и сестра. По отношению к Нему Самому они, по Его замыслу, должны были руководствоваться принципом «объект-субъект», что способствовало бы их духовному росту вплоть до полного духовного совершенства. Предполагалось также, что впоследствии, став мужем и женой, Адам и Ева создадут через своих потомков Царство Божье на земле».

Мун считает, что у человека было два грехопадения — одно физическое и другое — духовное. И то, и другое было связано с сексом. Мун утверждает, что Ева оказалась первой жертвой сатаны. Он соблазнил ее и она вступила с ним в половую связь. В результате она пала духовно, так как ей была предоставлена возможность духовного проникновения в сущность ее падения. Чтобы прикрыть свой грех, она соблазнила Адама и совершила с ним то же самое. В результате оба они пали физически.

Веря в двойственное падение человека, Мун считает, что Божье искупление тоже носит двойственный характер, поскольку необходимо и духовное и физическое спасение. Мун в своих теологических работах излагает свое понимание того, как Бог будет физически и духовно восстанавливать человечество. Поскольку первый Адам не смог сохранить свои первоначальные отношения с Богом и, следовательно, не мог воспитать духовных детей, нужен второй Адам, который, вступив в брак, имел бы детей и они положили бы начало совершенной расе безгрешных людей.

Иисус Христос

Определяя, является ли то или иное движение христианским, существенно важно проанализировать его учение об Иисусе Христе. Признают ли участники данного движения, что Иисус — Бог? Согласны ли они с тем, что Он полностью завершил дело искупления человечества от греха в Свое первое пришествие? Верят ли в то, что Он придет опять?

Не надо долго вникать в учение «Церкви Объединения», чтобы понять, что оно черезвычайно далеко от того, чему учит Библия. Мун не верит, что Иисус Христос — Бог. «Иисус был человеком, единым с Богом, но Он не был Богом-Отцом. Когда Он вернется на землю, Он явится как человек и станет третьим Адамом».

Но ведь вопрос не в том, «был ли Иисус Отцом?», а в том, «является ли Он Богом?» Мун, не колеблясь, отрицает божественность Христа. В своей книге «Божественный принцип» он решительно заявляет: «Иисус — очень ценный человек. Но как бы ни была велика Его ценность, она не выше, чем ценность любого человека… Совершенно ясно, что Иисус — это не Бог».

Такое заявление полностью противоречит тому, что говорит о Христе Библия. Так, например, когда Иисус сказал народу, что Он — Сын Божий, иудейские лидеры ни минуты не сомневались, что Он имел в виду именно то, что Он равен Богу (см. Иоан. 5:18). Вот почему они хотели Его распять. В Писании говорится, что хотя Бог один, Он существует в трех лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Евангелие от Иоанна 1:1-14 свидетельствует об Иисусе как о «Слове»: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (стих 1).

Мун отрицает целесообразность прихода Иисуса Христа на землю, говоря, что Он не сумел выполнить Божий замысел: «Иисус не смог выполнить свою миссию Христа. Его смерть на кресте не была существенной частью Божьего плана спасения грешного человека». Мун утверждает, что в тело распятого Христа вошел сатана, и Его смерть стала величайшей победой сатаны,

Кроме того Мун заявляет, что Иоанн Креститель, фактически, ответственен за смерть Христа. По его словам, перед приходом Мессии люди ждали возвращения на землю Илии. Когда же они спросили об Илие Иисуса, Он дал понять, что Иоанн Креститель и есть Илия, однако, когда они спросили об этом Иоанна, тот все отрицал. Словам Иоанна, говорит Мун, поверили больше, чем словам Христа, и, в результате, недоверие Иоанна привело к распятию Иисуса.

О Божьем плане спасения в Библии говорится совершенно недвусмысленно. С самого начала Христос знал, что Ему предстоит умереть за грехи человечества. Он полностью отдавал Себе в этом отчет и пожертвовал Собой добровольно. В Евангелии от Иоанна 10:17,18 Иисус говорит: «…Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего». Поэтому Иоанн Креститель ни в коей мере не был ответственен за смерть Христа.

Мун не верит в физическое воскресение Иисуса после Его распятия. Он говорит, что людям являлся не Он, а Его дух. Однако в Библии ясно говорится, что воскресший Иисус имел тело. Об этом свидетельствует Его предложение апостолу Фоме потрогать Его раны, чтобы убедиться, что Он действительно распятый Христос. (Иоан. 20:24-29)

Каков же тогда был смысл пришествия Господа на землю? Мун утверждает, что «Иисус был вторым Адамом. В соответствии с Божьей волей, Он должен был вступить в благословенный божественный брак со Своей возрожденной невестой — второй Евой. Бог хотел, чтобы от Христа на земле появились безгрешные дети. Тогда Иисус и Его невеста стали бы Истинными Родителями человечества, и «привитое» к ним человечество обрело бы в них новую жизнь». Но Иоанн Креститель сорвал этот план, и Иисус был распят прежде, чем Он смог жениться и произвести на свет безгрешных детей. Поэтому, согласно доктрине «Церкви Объединения», Божий план спасения еще не выполнен.

Мун считает, что поскольку воля Божья не была исполнена во время прихода на землю второго Адама (Иисуса Христа), то следует ожидать прихода «третьего Адама» (Господа Второго пришествия), который женится и положит начало новой расе безгрешных людей.

«Мессии, — пишет Мун, — предназначено прийти на землю как Сыну Человеческому во плоти. Он явится как третий Адам и возьмет Себе жену. Это будет счастливейший день божественного брака — тот самый, о котором в книге Откровения говорится как о «брачной вечере Агнца». Они станут Истинными Родителями человечества».

Мун утверждает, что и при втором пришествии Мессия не сойдет на землю с небес, а будет вновь рожден от земной женщины, как Иисус Христос. Потом этот «третий Адам» вырастет, станет взрослым, женится и произведет на свет расу безгрешных людей.

Итак, по учению Муна, мы все еще не получили Божьего спасения. Смерть Иисуса Христа не искупила наши грехи и не спасла нас. «Третьему Адаму» еще только предстоит явиться и жениться на своей невесте.

Из учения Муна видно, что он не верит во второе пришествие Христа Спасителя. Кто же тогда этот «третий Адам»? Хотя Мун и не претендует открыто на этот титул, он, тем не менее, намекает на это весьма прозрачно. Например, он говорит, что Мессия будет родом из Кореи, а это, как известно, его родина. Не случайно, видимо, в «Церкви Объединения» именно ему присвоено звание «Господа Второго пришествия». Когда в I960 году Мун женился на Пак Джа Хан, это событие было названо «браком Агнца» (как говорится в 19 главе Откровения). Последователи Муна величают его и его жену «Истинными Родителями». Все эти факты свидетельствуют о том, что «Церковь Объединения» — да и он сам — считают Муна новым Христом.

Однако Библия свидетельствует, что Иисус Христос — последний Адам». «Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий»» (1 Кор. 15:45)- Иисус Христос есть первый, последний и единственный Спаситель. Он заплатил цену сполна. Чтобы получить спасение, надо только уверовать в Него.

Святой Дух

Поскольку точка зрения Муна на Иисуса Христа расходится с Библией, встает вопрос: «что же проповедует Мун о третьем лице Святой Троицы?»

Мун считает, что Иисус пришел как «Истинный Отец». Развивая эту мысль, он говорит: «Однако, так как Отец в одиночку не может рожать детей, должна быть еще Истинная Мать, чтобы можно было возродить падших детей Божьих. Этой Истинной Матерью является Святой Дух», И заключает: «Таким образом. Святой Дух — это женское начало, утешающее и волнующее сердца людей».

Хотя греческое слово Дух» среднего рода, по отношению к Святому Духу в Евангелии от Иоанна 15:26 и 16:1З,14 применяются мужские местоимения. Нигде в Библии не говорится, что Святой Дух — это «Истинная Мать» или «женское начало». И нигде в Библии не говорится о союзе Иисуса Христа и Святого Духа в том смысле, в котором проповедует Мун. Таким образом, подтверждений взглядов Муна в Священном Писании нет.

Троица

Поскольку последователи «Церкви Объединения» утверждают, что Иисус был просто человеком, а Святой Дух — Его духовной женой, они переиначили и библейскую доктрину о Троице.

В «Божественном принципе» издания 1968 года, мы находим следующее высказывание о Троице: «Через божественный брак, достигнув совершенства, Адам и Ева составили бы с Богом Троицу. Эта Троица должна была быть образцом для всех будущих браков…

Но соединившись с сатаной, Адам и Ева уже не могли составить Троицу с Богом. В союзе со Святым Духом, Иисус впервые создал Троицу — но только духовную. Божественный идеал Троицы будет полностью реализован, когда Господь придет во славе своего Отца. Тогда Он соединится со своей Невестой, приглашая всех людей на брачную вечерю Агнца (Отк. 19:7-9). Он и Его невеста станут Истинными Родителями и все человечество вновь вернется к Богу, создавая с Ним бесконечные Троицы».

Таким образом, в теологии «Церкви Объединения», Иисус Христос и Святой Дух Богами не считаются. Собственно говоря, Сын и Святой Дух даже не выполнили волю Бога относительно истинной дели и смысла Троицы. И хотя впрямую об этом не говорится, но из того, как используют сторонники Муна эти Термины, видно, что они верят, что первая истинная Троица создана My ном, его женой и Богом. Они также прямо утверждают, что вступая в брак, мужчины и женщины могут создавать с Богом свои собственные Троицы.

Спасение

Одной из принципиальных доктрин «Церкви Объединения» является «Закон возмещения», согласно которому дети Божьи должны расплачиваться за свои грехи. Эта доктрина учит, что нужно стараться выплатить все, что только можно, чтобы Бог увидел это и простил нам остаток наших долгов.

В «Божественном принципе» приводится следующее объяснение идее возмещения: «Бог не может просто так, безо всяких условий прощать человека, потому что это противоречило бы Божественному принципу. Недостаточно только желать вернуться к Нему из царства сатаны. Подобно блудному сыну, мы должны проделать долгий, болезненный путь, медленно, шаг за шагом возвращаясь из дальних краев в дом нашего Отца. Только тогда, когда мы окажемся недалеко от дома, Он выбежит навстречу нам. Правда Бог готов пойти на уступки и человек может компенсировать не весь свой долг, а лишь какую-то его часть. После того, как он выполнит это условие, долг с него спишется и он будет признан Богом безгрешным».

«Церковь Объединения» проповедует спасение через добрые дела. Она предлагает различные варианты «возмещения» — пост, пожертвования, привлечение новых членов. Вот почему последователи Муна готовы годами заниматься продажей безделушек, пополняя фонды церкви. Они верят, что чем больше продадут, тем быстрее оплатят свой долг и достигнут совершенства.

По теологии «Церкви Объединения», возмещение — лишь первая стадия процесса спасения. Как уже было сказано, Мун считает, что необходимо не только духовное, но и физическое спасение. По его утверждению, изначально Христос пришел для того, чтобы обеспечить физическое спасение человечества через брак и воспитание безгрешных детей. Когда же Он не смог выполнить эту миссию, Бог использовал Его смерть для духовного спасения человечества.

Но одного духовного спасения недостаточно. Итак, после того, как человечество выплатит какую-то долю долга, Бог пошлет «третьего Адама» для устроения царства Божьего на земле. «Третий Адам» женится и они с женой станут «Истинными Родителями». Тогда те люди, которые через возмещение уже подготовили себя к этому, смогут жениться, будут воз]рождены и произведут на свет безгрешных детей. Как говорит Мун, «через восстановление Истинных Родителей мы будем возрождены как дети нашего небесного Отца и полностью спасены… Благодаря своим Истинным Родителям все люди обновятся и обретут способность давать миру безгрешных детей».

Итак, «Церковь Объединения» заменила спасение через веру в Иисуса Христа — и Его крестную жертву — спасением, основанным на добрых делах, включая брак и воспитание детей. Совершенно очевидно, что это — совсем не то, чему учит Библия.

Брак

Учение Муна особо подчеркивает дуализм мужчины — женщины и важность брака. «Брак, — пишет Мун, — является самым важным средством установления Царства Божьего на земле». С большой помпой была отпразднована собственная свадьба Myна, когда в I960 году он женился во второй раз. Этот брак положил начало настоящему «свадебному буму». Мозе Дурст писал: «Первой в истории «Церкви Объединения» свадьбой была свадьба преподобного Сан Мьян Муна в 1960 году. Она положила начало всем последующим бракам, заключаемым членами этого движения. Начиная с 1961 года, количество брачных церемоний значительно возросло».

Вплоть до 1982 года о брачной практике и учении «Церкви Объединения» почти ничего не было известно. Но проведенные в этом году две брачные церемонии привлекли внимание многих американцев. 1 июля 1982 года Мун провел в Meдисон Сквер Гарден массовую церемонию, «благословив» 2075 пар. Как отметил Мозе Дурет, «это была первая столь многочисленная свадебная церемония, проведенная вне Кореи. 16 октября 1982 г. преподобный Мун и его супруга провели брачную церемонию в Сеуле (Корея), в которой приняли участие 5800 пар».

Брак является неотъемлемой частью системы спасения «Церкви Объединения». Дж. Гордон Мелтон свидетельствует. «С первого дня пребывания в «Церкви Объединения» каждому ее новому члену постоянно говорят о важности брачной церемонии или благословения. Без него никто не может быть спасен или считаться отвечающим тем требованиям, которые открывают человеку путь в Царство Небесное. Вся предшествующая жизнь считается всего лишь подготовкой к этой церемонии». Мелтон рассказал о брачной практике и учении «Церкви Объединения» некоторые подробности.

Многие из тех, кто присоединился к «Церкви Объединения», холосты. В течение первых нескольких лет они входят в группу готовящихся к «благословенной жизни». Они стараются преодолеть расовые предрассудки и наладить взаимоотношения. Они стремятся привлекать в церковь новых членов — своих «духовных детей», что тоже считается подготовкой к тому, чтобы стать физическими родителями. В плане «возмещения» они должны также делать какую-нибудь работу для церкви.

Наконец, после двух-семи лет подготовки, можно обратиться с просьбой о «подборе пары». Заявление рассматривается комитетом по благословениям. Если автор заявления соответствует предъявляемым требованиям, его заявление принимается и его включают в число участников церемонии «подбора». Можно, конечно, назвать конкретную кандидатуру предполагаемой невесты или указать на предпочтительность определенной расы, но многие оставляют право выбора за Муном. Во время специальной церемонии он лично подбирает пары. Большинство из них оказывается смешанными по расовой или национальной принадлежности, поскольку Мун считает, что именно таким путем можно достигнуть того единства, которое соответствует цели «Церкви Объединения».

После подбора, пары принимают участие еще в трех ритуалах, входящих в брачную церемонию. Первый — винный, напоминающий Тайную Вечерю. Пара выпивает коктейль, составленный более чем из 20 ингредиентов, включая кровь Муна и его жены. Как говорит Мелтон, винным ритуалом «начинается искупление греха, совершенного в Едеме. Он трансформирует сатанинское начало в крови вступающей в брак пары и восстанавливает то небесное происхождение, которое было у Адама и Евы до грехопадения… После этого ритуала и вплоть до окончания брачной церемонии мужчины смотрят на своих супруг как на «матерей», которые ведут их к полной гармонии в Царстве Божьем. Винный ритуал скрепляет пару столь же прочно, как и формальный брак. Брачные узы могут быть расторгнуты только в том случае, если один из супругов покинет церковь или нарушит супружескую верность».

Винный ритуал кладет начало периоду обручения, который может длиться от нескольких дней до нескольких лет. В это время жених и невеста живут отдельно друг от друга, стараясь узнать друг друга при помощи переписки, телефонных звонков и редких встреч.

Вторым этапом брачной церемонии является сам ритуал благословения, во время которого все пары публично клянутся во взаимной верности и получают благословение преподобного Муна. После этого пары сразу же на 40 дней расстаются, чтобы осознать всю важность совершаемого ими шага. По прошествии этого срока им разрешается завершить брачную церемонию трехдневным частным ритуалом. После свадьбы супруги начинают «благословенную жизнь», завершая восстановительный процесс рождением «совершенных» детей, что, по их вере, дает им физическое спасение, которого не смог, якобы, дать Иисус.

Второе Пришествие

Хотя «Церковь Объединения» много говорит о Втором пришествии, ее концепция возвращения Христа значительно отличается от библейского откровения.

Точка зрения «Церкви Объединения» на эсхатологию видна из заявления о вере, сделанного ее семинарией в Барритауне (штат Нью-Йорк): «Второе пришествие Христа состоится в нынешнем веке — ибо он очень схож с тем, в котором было Первое пришествие. Христос явится, как и прежде, в человеческом образе, создаст семью, женившись на Своей невесте — плотской женщине, и они станут Истинными Родителями человечества.

Если мы признаем Истинных Родителей (Второе пришествие Христа), будем им повиноваться и следовать за ними, то первородный грех уничтожится, и мы, в конечном счете, станем совершенными. Будут созданы истинные семьи, соответствующие Божьим идеалам, и Царство Божье установится на земле и в небесах. И день этот уже недалек».

Чтобы в полной мере оценить значение подобного заявления, необходимо прежде всего осмыслить те термины, которые использует «Церковь Объединения». Во-первых, хотя она и говорит о «Втором пришествии Христа», на самом деле она вовсе не имеет в виду Господа Иисуса Христа. Слово «Христос» означает «Мессия», и последователи Муна используют его в буквальном смысле.

Таким образом, «Церковь Объединения» утверждает, что Бог пошлет нового Мессию — третьего Адама, которому предстоит сделать то, что не смог сделать Иисус Христос в Свое Первое пришествие. Идеологи «Церкви Объединения» недвусмысленно заявляют, что третьим Адамом будет не Иисус: «Говоря о Втором пришествии, Иисус сказал, что явится «Сын Человеческий». В Откровении сказано, что у Него будет другое имя-. Если бы речь шла о пришествии Иисуса, зачем Ему было бы нужно называть Себя другим именем, которое кроме Него никто не знает? Имя Иисуса знает весь мир. Из этого ясно, что придет не Иисус, а кто-то другой с другим именем».

Приверженцы «Церкви Объединения» утверждают также, что третий Адам не сойдет с неба на облаке, как свидетельствует Библия, а родится на земле как человек, и вместо того, чтобы возносить верующих на небеса, он с помощью брака устроит Божье Царство на земле. При этом последователи Муна считают, что Второе пришествие уже состоялось.

Все это делает еще более реальным невысказанное, но распространенное среди членов «Церкви Объединения* убеждение, что преподобный Сан Мьян Мун и есть «Господь Второго пришествия», который в настоящее время и занимается устройством на земле вечного Царства Божьего.

Библейское христианство

Бог не открыл нам все до конца, и если Он о чем-то умолчал, лучше довольствоваться тем, что Он счел нужным поведать нам в Своем откровении. Когда же мы заявляем о каких-то «особых откровениях», да к тому же пользуемся ими, чтобы толковать Писание, наши интерпретации почти всегда бывают ошибочными. Мы тем самым ставим «откровения» как бы выше Библии.

Грехопадение Адама и Евы было не физическим, а духовным, потому что они ослушались Бога и вопреки Его запрету отведали плод с запретного древа (см. Быт. 2:16,17; 3:1-13). Вместо того, чтобы исполнить волю Божью, они предпочли действовать по своему. Этот-то дух непослушания и стал сутью греха. Согрешив, Адам и Ева передали всем своим потомкам свою поврежденную грехом природу и результат греха — смерть (см. Рим, 5:12).

Жертвоприношения Ветхого Завета знаменовали собой грядущую совершенную жертву, которую пошлет Бог, дабы истребить грех. Перед тем, как Сын Божий — должен был родиться во плоти, ангел сказал Иосифу, что Мария «…родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мат. 121). В Библии ясно говорится о цели пришествия Христа — Он пришел, чтобы умереть за грехи мира. Иоанн Креститель, вопреки тому, что говорит о нем Мун, не отрицал того, что Иисус — Мессия. Когда Иоанн увидел приближающегося Иисуса, он сказал толпившимся вокруг людям: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29). Иисус Христос добровольно отдал Свою жизнь, став заместительной жертвой за людей в умилостивление Отца Небесного за наши грехи (см. Иоан. 10:17,18; 1 Иоан. 2:2) и теперь все, осознающие свою греховность и верящие в искупление Христа, получат прошение грехов и наследуют вечную жизнь (см. Иоан. 5:24).

Принимающие Иисуса Христа как своего личного Спасителя, становятся частью Его Тела — Церкви (см. Еф. 122,23). В будущем Господь Иисус Христос вернется, и все верующие вознесутся вместе в Ним на небеса (см. 1 Фес. 4:17). Вопреки тому, что говорит Сан Мьян Мун, при Втором пришествии людям явится все тот же Иисус Христос, Который был распят, а затем, воскреснув, вознесся на небеса. После Его вознесения ангелы свидетельствовали Его ученикам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

В Свое Второе пришествие Иисус будет судить верующих и на 1000 лет установит Царство Божье на земле (см. Мат. 25; Отк. 20).

В течение этих 1000 лет сатана будет скован, но потом его на некоторое время освободят. Тогда сатана соберет армию неверующих, чтобы вступить в бой с Христовым воинством. Но Бог победит сатану и его армию, а сам сатана будет ввержен в озеро огненное и серное, где ему предстоит мучиться день и ночь во веки веков (см. Отк. 20:10). Исполнив все, что надлежит^ на земле, Бог очистит ее огнем, чтобы уничтожить заразу греха (см. 2 Пет. 3:12) и создаст «новое небо и новую землю» (см. 2 Пет. 3:13; Отк. 2:11).

Можно по-разному классифицировать учение Сан Мьян Муна. Ясно одно — оно не имеет ничего общего с христианством. Хотя Мун и ссылается на Писание и вплетает толкование Писания в свою доктринальную систему, сам он не верит, что христианство способно решить все стоящие перед миром проблемы.

Из заявления самого Муна видно, что он думает о христианстве: «Ныне Бог отбрасывает христианство прочь и учреждает новую религию. Эта религия — «Церковь Объединения»… У нас только один путь».

Резюме

Название организации: Общество Святого Духа по объединению всемирного христианства

Известна также как: Церковь Объединения (Мунисты)

Основатель: Сан Мьян Мун (1920)

Президент Церкви Объединения Америки: Мозе Дурст

Количество членов: в США — около 45 000, во всем мире — 3 миллиона

Вероучение

Авторитетный источник

Утверждают, что Библия является «не истиной, а учебником, по которому изучают истину»

Считают книгу «Божественный принцип» равной Библии

Верят в непрекращающееся откровение. Мун утверждает, что получил от Бога новые откровения

Считают интерпретации и учение Муна высшим и абсолютно авторитетным источником вероучения

Метод толкования

Многое в Библии толкуют аллегорически Утверждают, что разбойники на крестах олицетворяют собой демократию («правый») и коммунизм («левый»)

Заявляют, что «воскресение» означает не воскресение из мертвых, а принятие «Слова Божьего»

Говорят, что выражение «конец света» означает всего лишь «прекращение зла»

Дуализм и грехопадение

Считают, что все существующее, включая Бога, дуалистично

Утверждают, что Бог вначале предполагал, что Адам и Ева будут строить свои отношения как брат и сестра, пока не достигнут совершенства

Полагают, что Адам и Ева должны были, по замыслу Божьему, устроить на земле Царство Божье, используя для этого брак и рождение детей

Считают, что грехопадение было результатом сексуального греха, который совершила Ева, вступив в половую связь с сатаной (духовное падение), а затем и с Адамом (физическое падение)

Иисус Христос

Отрицают божественность Иисуса Христа, говоря, что Он не Бог, а просто человек

Считают, что Христос не смог выполнить Свою земную миссию

Утверждают, что Христос пришел для того, чтобы жениться и произвести на свет совершенных детей, однако был убит прежде, чем смог выполнить Свое предназначение за смерть Иисуса

Утверждают, что смерть Иисуса на кресте не была изначально частью Божьего плана спасения человечества — Бог просто воспользовался этим, чтобы обеспечить хотя бы неполное духовное спасение

Не верят, что Иисус воскрес физически. Считают, что Он вернулся как дух, а не во плоти

Проповедуют необходимость прихода «третьего Адама» для выполнения Божьего плана физического спасения через брак и создание расы безгрешных людей

Присвоили Муну различные титулы, которые свидетельствуют о том, что они считают его «третьим Адамом»

Святой Дух

Утверждают, что Святой Дух является «женским началом» — «Истинной Матерью» и духовной женой Иисуса

Троица

Отрицают Библейскую концепцию Троицы

Заявляют, что «третий Адам», его невеста и Господь составили первую «Троицу»

Утверждают, что человечество возродится путем составления Троиц с Богом через брак

Спасение

Проповедуют «Закон возмещения», согласно которому дети Божьи должны заплатить хотя бы часть своего греховного долга прежде, чем Бог простит их

Считают, что человек может заработать спасение постом, сбором средств для церкви, вовлечением новых членов и другими делами

Заявляют, что требуется не только духовное, но и физическое спасение

Говорят, что «третий Адам» обеспечит физическое спасение через брак и рождение безгрешных детей

Думают, что когда придет «третий Адам», то «возместившие» свой долг тоже смогут жениться и производить на свет безгрешных детей

Брак

Утверждают, что брак является самым важным средством создания на земле Царства Божьего

Считают, что только те, кто женат (замужем) будут спасены и признаны достойными Царства

Второе пришествие

Используют библейскую терминологию, относящуюся ко Второму пришествию, но подменяют ее значение

Отрицают, что Иисус Христос, Сын Божий, вернется; говорят, что Бог пошлет в качестве «третьего Адама» другого человека

Отрицают, что «Христос» спустится с неба на облаке, утверждают, что Он, как и в прошлый раз, будет рожден на земле в образе человеческом

Утверждают, что Царство Божье на земле и в небесах будет создано «третьим Адамом» через брак

Верят в то, что My и является «третьим Адамом» и что он уже приступил к созданию Царства Божьего

Рекомендуемая литература

Boa, Kenneth. Cults, World Religions, and You. Wheaton, IL: Victor Books, 1977,1979.

Bjornstad, James. Sun Myung Moon and the Unification Church. [Formerly The Moon Is Not the Son.] Minneapolis: Bethany House Publishers, 1977,1984.

Enroth, Ronald, and others. A Guide to Cults and New Religions. Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1983.

McDowell, Josh, and Stewart, Don. Handbook of Today’s Religions. San Bernardino, CA: Here’s Life Publishers, Inc., 1983.

Passantino, Robert, and Passantmo, Gretchen. Answers to the Cultist at Your Door. Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1981.

Yamamoto, J. Isamu. The Puppet Master: An Inquiry into Sun Myung Moon and the Unification Church. Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1977.