14. Всемирная Церковь Бога

«Я считаю удивительным, потрясающим ФАКТОМ то, что вся эта работа — журнал «ОЧЕВИДНАЯ ИСТИНА», программа «МИР ЗАВТРА», транслируемая на весь мир по радио и, кроме того, ежедневно по телевидению на США и еженедельно — на Канаду, — работа, которая ведется колледжем Амбассадор и «Всемирной Церковью Бога», — ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ, несущая миру истинное Евангелие Иисуса Христа!» Это громкое заявление было сделано основателем и президентом «Всемирной Церкви Бога» — Гербертом У. Армстронгом. Он был убежден, что восемнадцать с половиной веков, прошедших после основания Церкви, Евангелие умалчивалось или утаивалось. «Но с января 1934 года истинное Евангелие Христово открыто людям». Эта дата важна тем, что она отмечает время первого выступления Армстронга по радио, которое, как он считает, было непосредственным исполнением пророчества.

Предыстория

Герберт У. Армстронг родился 31 июля 1892 г. в Демойне, штат Айова. Его родители были благочестивыми квакерами, исправно водившими молодого Герберта в воскресную школу и на церковные службы. В юношеском возрасте ему пришлось выполнять самую разнообразную работу. В конце концов он бросил учебу, чтобы полностью посвятить себя рекламному бизнесу. Работая в этой области, он отточил стиль и в совершенстве изучил науку привлечения внимания читателей.

В день своего двадцатипятилетия — 31 июля 1917 г. — он женился на Ломе Диллон. Когда в 1920 году некогда успешный рекламный бизнес Армстронга пришел в упадок, он вместе со своей семьей переехал на Запад, в штат Орегон. Миссис Армстронг подружилась здесь со своей пожилой соседкой миссис Орой Рункорн, которая убедила ее в том, что днем молитвы должна быть суббота, а не воскресенье.

Вначале Армстронг решительно высказал свое несогласие с верой жены в соблюдение субботы. Однако, после шести месяцев изысканий, он пришел к убеждению, что суббота не только именно тот день, в который следует совершать богослужение, но соблюдение этого установления определяет, входит ли человек в число избранников Божьих.

Дальнейшие теологические исследования привели Армстронга к выводу, что правильным названием истинной церкви должно быть «Церковь Бога». Он писал: «Иисус сказал, что Его истинная Церковь должна СОХРАНЯТЬ имя Отца — Бога. Двенадцать раз в Новом Завете НАЗВАНИЕ этой единственно истинной Церкви дается как ЦЕРКОВЬ БОГА!» По убеждению Армстронга и его последователей, любая церковь, не носящая такого названия, является ложной. Пойдя еще дальше, он заявил, что даже среди тех церквей, в названии которых присутствуют эти слова, только одна — «Всемирная Церковь Бога» — является истинной церковью.

Армстронг отверг традиционное христианство. «А как же быть с многочисленными конфессиями, отнесенными к категории «христианских», некоторые из которых насчитывают миллионы членов? — спрашивал сам себя Армстронг и сам же отвечал: «Обо всех них сказано в Откровении (17:5): «…тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным»».

Радиопрограмма Армстронга (ранее называвшаяся «Радиоцерковью Бога») и его журнал («Очевидная истина») начали выходить в свет в 1934 году. До самой своей смерти в январе 1986 г. в возрасте 93 лет, он продолжал выступать по радио и телевидению, а также писать многочисленные статьи и книги. Его последователи до сих пор популяризируют его взгляды в телевизионной программе «Мир завтра» и в журнале «Очевидная истина», с гордостью упоминающем о том, что он выходит сегодня на семи языках тиражом в 8 миллионов экземпляров.

Вероучение

Можно было бы указать на много интересного в учении «Всемирной Церкви Бога» — например, на ее отрицательное отношение к празднованию Рождества, Пасхи и дней рождений, к участию в выборах в государственные органы, на ее опыты лечения верой, на позицию по вопросу развода и повторного брака. Правда, как отмечалось в опубликованной в 1975 году статье в Евангельском бюллетене новостей, некоторые из этих взглядов со временем претерпели определенные изменения. В ней говорилось, что организация Армстронга «смягчила свою позицию по некоторым спорным правилам: новым ее членам, состоявшим в повторном браке, уже не предлагалось его расторгнуть, стало возможным освобождение от уплаты третьей десятины, разрешено получать медицинскую помощь, использовать косметику, отмечать дни рождения и иметь интимные отношения с представителями иной расы.»

Много писалось о крупных доходах этой церкви, высказывались сомнения в связи с тем, как расходовались ее средства церковным руководством. Затем внимание было сфокусировано на младшем сыне Армстронга — Тэде Гарнере .который был отлучен его отцом от церкви и сегодня возглавляет свою собственную организацию.

Однако, хотя все это — тоже важные темы, нашей основной задачей является выяснение того, исповедует ли данная группа очевидные библейские истины или придерживается еретических доктрин. Если окажется, что ее учение не соответствует Писанию, это будет означать, что она не выдержала самого важного испытания.

Троица

«Всемирная Церковь Бога» не признает догмат библейского христианства о Святой Троице. Она отрицает, что существует Единый Бог в трех лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Говоря об Отце и Сыне, Герберт У. Армстронг писал: «В начале существовали только эти два Духовных Существа, причем существовали Они Сами по Себе».

Армстронг отрицает Личность Святого Духа. И хотя его церковь относится к Святому Духу так, как относятся к личностям, она, тем не менее, считает Его безличной силой. В отношении к Святому Духу используется, например, местоимение «оно». Представители этой Церкви говорят, что так же, как каждый человек имеет человеческий дух, так и Господь, как Божество, имеет Святой Дух. «Дух Господа — Его разум, Его могущество, Его суть, но это — не Личность, каковыми являются только Отец и Сын».

Последователи Армстронга не только отрицают, что Святой Дух является третьим лицом Божества, но и утверждают, что Божество не ограничивается только Отцом и Сыном: «Бог — это семья, а не Троица. Божья семья не может ограничиться закрытой группой трех… Божья семья открыта для других». Вот в чем видел Армстронг «невероятный человеческий потенциал». «Будучи рождены в БОЖЬЮ СЕМЬЮ, — писал он, — мы, в конечном счете, завершим создание всей бесконечной вселенной.» В другом месте он заявил: «Цель того, что ты живешь, состоит в том, чтобы быть в конечном счете рожденным в Царство Божье, когда ты действительно станешь Богом, и даже таким же Богом, каким был и есть Иисус и каким является Его Отец, тоже Личность. Вам предстоит научиться быть Создателем, то есть стать Богом!» Таким образом, Армстронг считает, что и другие будут в конечном счете включены в этого «Бога-семью» и достигнут тем самым положения Бога.

Специалисты в области изучения ересей знают, что такой взгляд не нов. Джозеф Хопкинс писал: «Вряд ли можно утверждать, что концепция «Бог есть семья» впервые появилась у Армстронга. Еще за сотню лет до его «откровений» такое же учение уже было у мормонов».

Хотя Библия учит, что принимающие Христа будут навеки с Богом на небесах, нигде в Слове Божьем не говорится о том, что мы станем Богом. Автор этого обмана — сатана. Именно это использовал он для того, чтобы заставить человека совершить грехопадение в Едемском саду (см. Быт. 3:5).

В Писании имеется также четкое подтверждение того, что Святой Дух — Личность, а не безличная сила. Святой Дух обладает интеллектом (Он знает глубины Божьи — см. 1 Кор. 2:10), эмоциями (Он может быть оскорблен — см. Еф. 4:30) и волей (Он дает каждому, как Ему угодно — см. 1 Кор. 12:11). Никакая безличная сила не может иметь интеллект, эмоции и волю.

Утверждая, что Библия является для него единственным авторитетом, Армстронг, однако, умалчивает об очевидной истине, касающейся Отца, Сына и Святого Духа.

Спасение

Поскольку «Всемирная Церковь Бога» не говорит нам очевидной истины о Троице, не удивительно, что ее учение о спасении также ошибочно. Правда, в публикациях Армстронга утверждается, что спасение достигается через веру, однако, из заявлений приверженцев этого движения видно, что, по их убеждению, не только через веру. «ПУТЬ к тому, чтобы стать христианином, — писал Армстронг, — был указан буквально в нескольких словах апостолом Петром в тот самый день, когда была основана Церковь Нового Завета Бога. Этот путь состоит из трех шагов. Первые два из них люди должны сделать самостоятельно. Они не «спасают» нас и не делают нас христианами — это просто необходимые условия. Третий же шаг делает БОГ.

Эти шаги таковы: 1) ПОКАЙСЯ, 2) прими крещение (являющееся внешним действием, свидетельствующим о внутренней ВЕРЕ в Христа как Спасителя — см. Деян. 8:36-37), и 3) получи ДАР Святого Духа (Деян. 2:38)».

Изучая армстронгизм, Хопкинс насчитал шесть ступеней процесса спасения: покаяние, вера, крещение, получение дара Святого Духа, послушание и воскресение (новое рождение). «Пятая ступень — послушание, — отмечает Хопкинс, — означает, что невозможно заранее предугадать чье-либо спасение. Мы можем быть обращены в веру при этой жизни, но в отношении спасения нам придется подождать до воскресения. Рождение свыше происходит не при обращении, а при воскресении праведных умерших».

Армстронг противоречит Библии. Когда темничный страж в Филиппах спросил апостола Павла, что нужно сделать, чтобы спастись, тот ответил ему: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься» (Деян. 3.6:31). Действительно, в Писании говорится о покаянии. Христос сказал: «Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13:3). Слово, переведенное с греческого как «покаяние», — metanoeo — ставит ударение на изменении образа мыслей. Если бы страж я Филиппах не изменил своего образа мыслей о себе самом, он бы не осознал нужды в спасении. Вера в Иисуса Христа как Спасителя, таким образом, подразумевает, что человек изменил свой образ мыслей о себе, о Христе и о грехе.

По Библии, крещение водой не является обязательным условием спасения; скорее, это свидетельство того, что спасение уже состоялось. В Евангелии от Марка 16:16 говорится о необходимости не только верить, но и креститься, так как предполагается, что если кто-то уверует в Христа, то он крестится для того, чтобы публично продемонстрировать свое спасение. Из этого же стиха, однако, следует сделать вывод, что единственным основанием для осуждения является неверие: «А кто не будет веровать, осужден будет». Само по себе спасение есть дар через веру (Еф, 2:8,9), однако продемонстрировано оно может быть по разному, в том числе и через водное крещение.

«Всемирная Церковь Бога» учит, что спасение — вещь хрупкая, его легко потерять. Армстронг писал: «Но где-то там на жизненном пути имеется и ограничение, и если вы духовно явно не РАСТЕТЕ, то Дух Божий не станет больше «жить в вас», и если вы позволите, чтобы такое произошло, то вы как засохшая виноградная лоза будете брошены в «геенну огненную»».

Таким образом, по Армстронгу, никто не может быть уверен в спасении до самой смерти. В процитированной выше статье Армстронг заявляет, что только в том случае, если Святой Дух будет находиться в человеке в момент его смерти, его «бренное тело воскреснет, либо будет ЗАМЕНЕНО НЕбренным телом, даюшим ему, таким образом, ВЕЧНУЮ жизнь».

А что же говорит по этому поводу Писание? Библия свидетельствует, что Святой Дух входит в жизнь человека, когда он доверяется Христу как Спасителю (см. Рим. 8:9; Еф. 1:13). Войдя в жизнь человека во время спасения, Дух Святой уже никогда не покидает его. И верующие знают, что они «запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).

Если, как утверждает Армстронг, человек должен ждать до самой смерти, прежде чем узнает, спасен он или нет, то тогда никто в этой жизни не будет знать, ожидает ли его вечная жизнь. Но в 1 Послании Иоанна 5:13 говорится: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы… имеете жизнь вечную». Слова «дабы вы знали» не имеют смысла, если нет уверенности в спасении.

«Всемирная Церковь Бога» также ставит спасение в зависимость от исполнения ветхозаветного закона. Ее последователям даже угрожают потерей спасения в случае невыполнения ими программы группы. В издаваемом только для членов группы журнале «Благая Весть» была напечатана статья, подзаголовок которой гласил: «Вот как вы можете лишиться спасения, если не будете соблюдать Праздник Кушей». Упрекая людей, явно недовольных прошлогодним празднованием, автор статьи предупреждает. «Братья, это СЕРЬЕЗНО! С таким отношением вы рискуете своей вечной жизнью».

Суббота

Как и адвентисты седьмого дня, последователи Армстронга не признают, что события Ветхого Завета были лишь тенью будущих событий по пришествии Христа. В этой связи выполнение ветхозаветных ритуальных правил считается у них обязательным условием сохранения спасения. Но, как говорится для сегодняшних верующих в Послании к Колоссянам 2:16 Д7: «Итак никто да не. осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе». В этой же главе, в 14 стихе, говорится о том, что сделал для верующих Христос: «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту».

Празднование субботы было дано Богом Израилю как знамение завета между Ним и израильским народом (см. Исх. 31:16,17). От язычников соблюдения субботы никогда не требовалось. Когда Бог отлучил народ Израиля за то, что он отверг Христа, одновременно был отложен в сторону и завет с ним. В настоящее время Бог действует через церковь, которая является Телом Христовым. Церковь не является частью Израиля, да о ней и не говорится в Ветхом Завете.

«Всемирная Церковь Бога» не считает, что вера в Христа может дать спасение. «Людям говорили неправду, — писал Армстронг, — когда утверждали, что Христос на кресте якобы завершил выполнение плана спасения, когда фактически распятие на кресте было лишь началом. Известные деноминации призывают: «Вы только верьте — и это все, что требуется; поверьте в Господа Иисуса Христа, и в тот же миг вы будете спасены!» Это — лжеучение!»

В той же книге Армстронг заявляет, что, по убеждению его группы, Христос Своею смертью на кресте искупил только прошлые грехи верующих в Него и поэтому для того, чтобы были искуплены также и нынешние грехи, необходимо исполнять Закон. Он пишет: «Кровь Христа не означает конечного спасения любого человека. Смерть Христа просто искупила наш грех — она вытерла грифельную доску, стерев с нее записи наших прошлых грехов, она просто спасает нас от смертного приговора, она отстраняет то, что отделяло нас от Бога и примиряет нас с Богом.

Но мы будем спасены, то есть нам будет дано бессмертие, Христовой жизнью, а не Его смертью (Рим. 5:10). Только тот получит в конце концов бессмертие, кто во время своей христианской, рожденной от Духа жизни обогатился знаниями, возрос духовно, проделал Христову работу и вынес все испытания до конца… Так что, как мы говорим, обращение в веру — получение Святого Духа Божьего — это только начало! После этого начинается продолжающаяся до конца жизнь под властью Бога, по Божьим законам, которые выражают Его волю, а не по нашей воле и нашим желаниям».

Слово Божье учит нас, однако, что ничто, кроме смерти Христа, не может искупить наш грех. В Библии говорится: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2:2). Только потому, что Иисус Христос искупил все грехи — и прошлые, и настоящие, и будущие — апостол Павел мог сказать: «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28).

Рождение свыше

Члены «Всемирной Церкви Бога» считают, что слова «родиться свыше» (Иоан. 3:7) означают не духовное рождение, а физическое воскресение. Они заявляют, что принимая Христа как своего личного Спасителя, мы как бы пребываем в зачаточном состоянии и не испытываем рождения свыше вплоть до того момента, когда в Судный День происходит воскресение мертвых.

Армстронг считал, что даже Иисусу Христу пришлось пройти через рождение свыше, поскольку и Ему тоже пришлось воскреснуть из мертвых. «Поскольку даже Христос был РОЖДЕН СВЫШЕ, рожден от Бога, Его воскресением, то тем более МЫ — братья — будем РОЖДЕНЫ СВЫШЕ как сыны БОЖЬИ, через ВОСКРЕСЕНИЕ мертвых Его Духом, живущим в нас!»

Анализ контекста 3-й главы Евангелия от Иоанна показывает, что Христос обсуждал в ней не физическое воскресение, а освобождение от осуждения через веру в Него как в Спасителя (см. стихи 3 18). Быть рожденным свыше значит получить свыше сверхъестественное рождение, что происходит, когда человек доверяет свое спасение только Христу.

Второй шанс

Приверженцы «Всемирной Церкви Бога» верят, что умершие в этой жизни так и не приняв Господа, получат еще один шанс. Они воскреснут в конце 1000-летнего царствования Христа на земле и им будет предоставлена возможность принять Благую весть — Евангелие. Это учение называют «вторым шансом на спасение», однако Армстронг настаивал на том, что речь идет не о втором, а о первом шансе, поскольку эти люди никогда не имели возможности принять Христа во время своей земной жизни.

В своей книге «Чудо веков» Армстронг писал: «Когда Христос явится как ЦАРЬ ЦАРЕЙ и ГОСПОДЬ господствующих, Он будет царствовать тысячу лет. КАЖДЫЙ человек, живущий в это время, будет призван. По прошествии этой тысячи лет состоится суд перед великим белым престолом, о котором говорится в Откровении 20:11-12. Все, жившие со времен Адама, которые не были призваны Богом, будут воскрешены СМЕРТНЫМИ, в человеческой плоти и крови, как и при их первой жизни. После этого они будут должны отчитаться в грехах своей прежней жизни. Наказание за эти грехи — смерть. Вслед за этим они узнают, что Иисус искупил их смертные грехи. По их истинному покаянию и вере они будут прощены и получат Божий Святой Дух, возрождающий их к ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ. ПО ЧУДЕСНОМУ БОЖЬЕМУ ПЛАНУ ВСЕ, КОГДА-ЛИБО ЖИВШИЕ, БУДУТ ПРИЗВАНЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЕЧНОГО СПАСЕНИЯ».

Из Библии ясно следует ошибочность этого учения. Как указывается в Послании к Римлянам 2:12-15, тем, которые уйдут из этой жизни без веры в Бога, никогда более в будущем не будет дана вторая возможность уверовать. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2). И заметьте, как звучит нота необратимости в Послании к Евреям 9:27: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд». Нигде в Библии не говорится, что на суде перед великим белым престолом людям будет дана возможность уверовать. В этом-то и состоит смысл суда — судить живых и мертвых. Те, которые при жизни не принимают Христа и чьи имена поэтому не записаны в книге жизни, будут брошены в озеро огненное (см. Отк. 20:11-15). Второго шанса для них не будет!

Рай

«Всемирная Церковь Бога» не проповедует истины о рае. «В Святой Библии, — пишет Армстронг, — нет абсолютно НИ ОДНОГО ПИСАНИЯ, обещающего РАЙ в качестве награды, которая ожидает спасенных».

Говоря о рае, как о «награде», Армстронг вновь демонстрирует свою веру в спасение через деяние. Но, как мы уже в этом убедились, Библия этого не предусматривает; в ней говорится о спасении только через веру в Иисуса Христа. Впрочем, хотя рай сам по себе и не является наградой, Бог, по Своей милости и благости, действительно дает на небесах награды верующим, Апостол Петр имел в виду именно это, когда писал: «К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1:4).

Так каковы же, в действительности, взгляды Армстронга на рай? Джозеф Хопкинс писал: «Армстронг считает, что ни одно человеческое существо никогда не было и не будет на небесах. Небеса предназначены для Небесного Отца и Его ангелов. Иисус спустился с небес, чтобы воплотиться ради нас, после чего Он вернулся на небеса, чтобы разделить трон со Своим Отцом. Во время битвы при Армагеддоне (кульминационный пункт III Мировой войны) Иисус вернется на землю, чтобы основать Свое божественное правление в Иерусалиме, где и будет царствовать вечно».

Вопреки тому, что утверждается «армстронгизмом», в целом ряде мест Библии говорится о том, что Господь готовит для Своих чад небеса. Так, перед Своим вознесением на небеса после Своего воскресения, Христос сказал верующим: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Иоан. 14:2,3).

В 1 Послании к Фессалоникийцам 4:16,17 говорится, что верующие, которые будут живы во время Второго пришествия Господа, вознесутся на небеса, где навсегда останутся с Господом: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Ад

Армстронг не только проповедует лжедоктрины о рае, но и искажает библейское учение об аде. Он, в частности, утверждает, что людям не придется терпеть вечные муки: «Библейский адский огонь будет намного жарче, чем мифологический ад языческой религии. Он полностью поглотит тела грешников и испепелит их без остатка».

«Армстронгизм» согласен с тем, что сатана и его демоны будут подвергнуты вечным мукам в аду, но не согласен с тем, что отвергшие Иисуса Христа как Спасителя подвергнутся такому же наказанию.

Анализ стихов Отк. 19:20 и 20:10 показывает, однако, что неверующие уничтожению в аду не подвергнутся. То, о чем говорится в этих двух стихах, разделено промежутком времени в 1000 лет. В 20-м стихе 19-й главы говорится о пришествии Христа на землю в конце периода великой скорби для основания Своего царства. Зверь и лжепророк — ключевые фигуры периода великой скорби. В стихе 19:20 говорится о том, что с ними произойдет, когда в конце периода великой скорби Христос снова придет на землю: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою».

После 1000 лет царствования Христа на земле, как говорится в Откровении 20:10, «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Таким образом, и зверь, и лжепророк будут продолжать мучиться в геенне огненной и по прошествии 1000 лет.

Проповедники «армстронгизма» пытаются отговориться, указывая на то, что в английском тексте Откровения 20:10 слово «are» (есть, имеются, находятся) написано курсивом, что означает, что оно было добавлено в оригинальный текст переводчиками. Вместо этого, говорят они, нужно было употребить глагол «were» (были, имелись, находились). По мысли этих проповедников, в таком случае в этом стихе правильно указывалось бы, что зверь и лжепророк были когда-то в этом огненном озере, что означает, что их там не стало, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что они там сгорели.

Хотя вполне допустимо, что переводчикам надо было бы написать не «are», a «were», тем не менее и в этом случае точка зрения Армстронга не подтверждается. Когда писался этот стих, он писался как пророчество. Писавший как бы смотрел из будущего в прошлое, в то время, когда сатану бросили в огненное озеро. Поскольку он использовал при этом прошедшее время, то и по отношению к зверю и лжепророку, находившимся в этот момент в озере, он также должен был использовать прошедшее время. Таким образом, и в этом случае стих имел бы тот смысл, что, когда сатану бросили в огненное озеро, зверь и лжепророк все еще мучались там. Следовательно, они не «сгорели», как это утверждает Армстронг.

«Всемирная Церковь Бога» учит, что тот, кто имеет спасение (согласно учению Армстронга), будет жить вечно, а тот, кто не имеет спасения, прекратит свое существование. В противоположность этому, как указывает Евангелие от Матфея 25:46, говоря о верующих и неверующих, «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Используемые здесь английские слова «everlasting» и «eternal» — разные переводы одного и того же греческого слова, означающего «вечную» (как это и переведено на русский язык). Поэтому этот стих подтверждает, что и верующие и неверующие будут существовать вечно. Если отрицать вечные муки, то, с точки зрения логики, следует отрицать и вечную жизнь.

Сон души

Как и «Свидетели Иеговы» и адвентисты седьмого дня, «Всемирная Церковь Бога» считает, что не может быть сознательного существования в период между моментом смерти человека и его воскресением по Втором пришествии Христа. Последователи Армстронга утверждают, что душа смертна и не может существовать отдельно от тела: «Библия, являющаяся Божьим посланием и наставлением человечеству, нигде не говорит о такой вещи, как языческая доктрина бессмертной души, отправляющейся после смерти на небеса. Она говорит, что душа смертна и должна умереть».

В поддержку этого заявления они уверенно ссылаются на утверждение в книге Екклесиаста 9:5: «Мертвые ничего не знают». Но этот стих был написан с точки зрения живого человека. Полностью он звучит так: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают». Таким образом, с точки зрения земной жизни знаниями обладают только живые. Контекст этого стиха не имеет отношения к тому, что происходит после смерти.

Личность не находится в бессознательном состоянии в период между смертью и воскресением. Этот факт очевиден из рассказа Христа о Лазаре и богаче (см. Лук. 16:19-31). Рассказ свидетельствует, что и верующий и неверующий находятся после смерти в сознании — неверующий сознает свои мучения, а верующий сознает свое вечное блаженство.

Апостол Павел не считал смерть началом бессознательного состояния, которое ему предстоит испытать перед тем, как он будет иметь счастье увидеть Господа. Судя по 2-му Посланию к Коринфянам 5:1-8 и Посланию к Филиппийцам 1:23,24, апостол Павел полагал, что как только он покинет свое физическое тело, он немедленно окажется с Господом. Из 1-го Послания к Фессалоникийцам также видно, что верующие сразу же после смерти отправляются прямо к Господу. Христос в Свое Второе пришествие возьмет с Собой на землю умерших верующих, чтобы они могли получить из могил свои тела.

Британский израилизм

«Всемирная Церковь Бога» уделяет большое внимание пророчествам, причем ключом для раскрытия смысла пророчеств является взгляд этой группы на Израиль. «Мы хотим подчеркнуть, — писал Армстронг, — что Израиль и Иуда — не два названия одного и того же народа. Они были, все еще есть и будут до второго пришествия Христа ДВУМЯ ОТДЕЛЬНЫМИ НАРОДАМИ. «Дом Иудин» всегда означает «еврей». Если мы хотим понять пророчества, чрезвычайно важно осознать эту разницу. Поскольку, в большинстве случаев, изучающие Библию не понимают этого элементарного различия, они не в состоянии и правильно понимать пророчества!

«Армстронгизм» не только настаивает на различии между «Израилем» и «евреем», но и утверждает, что жители Великобритании происходят от колена Ефрема, а жители Америки — от колена Манассии. Кроме того, последователи Армстронга считают трон Англии троном Давида.

Согласно идее британского израилизма, десять колен утратили свою тождественность после того, как были завоеваны ассирийцами в восьмом веке до Рождества Христова. Полагают, что они кочевали на запад по Северной Европе и стали прародителями саксов, которые позже вторглись в Англию. Отсюда делается вывод, что англо-саксы — это те самые потерявшиеся десять колен, а говорящие на английском языке белые люди — это настоящий избранный Богом народ. Разумеется, сама по себе эта точка зрения на десять колен не говорит о том, что данная группа проповедует лжерелигию. Отметим, однако, что хотя с идеей британского израилизма выступают и другие группы, «армстронгизм» популяризировал ее в последние десятилетия в большей степени, чем кто-либо еще.

Исчезли ли, растворились ли эти десять колен после того, как они были захвачены в плен? В Новом Завете подобного утверждения нет. Сказано, что пророчица Анна происходила «от колена Асирова» (Лук. 2:36). Не верил в исчезновение этих колен и апостол Павел. Он сказал царю Агриппе: «И ныне я сто пред судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь» (Деян. 26:6,7).

Послание апостола Иакова адресовано «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак. 1:1). Если бы десять колен исчезли, апостолу Иакову не имело бы смысла адресовать свое послание всем двенадцати. В Откровении 74-8 говорится о спасении 12000 человек каждого из 12 колен сынов Израилевых.

В Священном Писании термины «Еврейский», «Израильский» и «Иудейский» применяются иногда довольно вольно, так что можно сделать вывод, что они взаимозаменимы. Сам апостол Павел говорил о себе, что он «из рода Израилева, колена Вениаминова», однако называл себя при этом «Евреем от Евреев» (Фил. 3:5). В Деяниях 21:39 он сказал «я Иудеянин, Тарсянин», а в Деяниях 22:3 «я Иудеянин», но во 2-м Послании к Коринфянам 11:22 он назвал себя «Израильтянином» «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я».

Если термин «Иудеянин» относится только к дому Иудину, как утверждают приверженцы «армстронгизма», то тогда Христос был Мессией не всего израильского народа, а лишь иудейского его колена. Библия называет Христа «Царем Иудейским» (Лук. 23:3).

На кресте было написано «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мат. 27:37). Но когда окружавшие крест первосвященники и старшины стали издеваться над Ним, они сказали: «…если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста» (Мат. 27:42). Они воспринимали титулы «Царь Иудейский» и «Царь Израилев» как взаимозаменяемые.

К первому веку после Рождества Христова четкого разграничения между терминами «Иудейский» и «Израильский» уже не делалось. Но проповедники британского израилизма продолжают делать это в 20-м веке. «В Новом Завете, — заметил Хопкинс, — слово «Иудейский» встречается 174 раза, а «Израильский» — 75 раз, но при этом в них не вкладывается ни разного значения, ни разного содержания».

Основной ошибкой британского израилизма, как он представлен «Всемирной Церковью Бога», является то, что он слишком упорно старается приладить Великобританию и Соединенные Штаты к страницам Библии. Результатом этого являются многие необычные интерпретации библейских пророчеств.

Заключение

Из короткого анализа учения «Всемирной Церкви Бога» становится ясным, что это движение представляет в качестве «Очевидной истины» то, чего нет в Библии и чего не было в учении библейского христианства со дня Пятидесятницы. Хотя Армстронг и утверждал, что его исследованиями руководил Сам Господь, и что он сделал собственные заключения по многим важным доктринам, не нужно пристально всматриваться в его учение, чтобы понять, что оно представляет собой в основном мешанину из учений адвентистов седьмого дня и «Свидетелей Иеговы», мормонизма и британского израилизма.

Самыми серьезными ошибками «армстронгизма» являются, конечно, его взгляды на Бога и спасение. Тому, кто принимает Священное Писание как высший авторитет, нужно сторониться любой группы, отрицающей Троицу и личностность Святого Духа и проповедующую спасение через благие деяния.

Резюме

Название организации: Всемирная Церковь Бога

Основатель: Герберт У. Армстронг

Штаб-квартира: Пасадена, штат Калифорния

Количество членов: 91 000

Основное издание: журнал «Очевидная истина»

Телевизионная программа: «Мир завтра»

Верования

Троица

Утверждают, что Бог — семья, а не Троица

Утверждают, что все верующие в конечном счете будут частью «Бога-семьи» и станут Богом

Не считают, что Святой Дух — такая же Личность, как Бог-Отец и Бог-Сын

Говоря о Святом Духе, используют местоимение «оно»

Спасение

Утверждают, что спасение дается через веру, но требует и выполнения добрых дел

Говорят, что крещение водой — важное условие спасения

Некоторые насчитали шесть условий, выполнение которых требуется для спасения

Считают, что спасение не гарантировано, что в нем нельзя быть уверенным до самой смерти

Требуют соблюдения религиозных праздников и других ветхозаветных ритуалов

Суббота

Заявляют, что соблюдение субботы необходимо, чтобы получить спасение

Рождение свыше

Считают, что «рождение свыше» относится к воскресению, а не к духовному рождению

Считают, что Иисусу пришлось родиться свыше

Второй шанс на спасение

Говорят, что упустившие шанс уверовать в этой жизни, получат еще один шанс в следующей жизни

Рай

Отрицают библейское обетование рая для верующих

Заявляют, что верующие проведут вечность с Христом на земле

Утверждают, что ад предназначен только для сатаны и его демонов

Считают, что грешники не подвергаются вечным мукам, а уничтожаются

Сон души

Утверждают, что душа смертна, что она умирает

Считают, что в период между смертью и воскресением сознательного существования нет

Британский израилизм

Смотрят на потерянные десять колен как на ключ к пророчествам

Заявляют, что «Иудеи» и «Израильтяне» — это два разных народа

Говорят, что жители Великобритании происходят от колена Ефрема

Говорят, что жители Америки происходят от колена Манассии

Считают, что белые англо-саксы — избранный народ Божий

Рекомендуемая литература

Benware, Paul N. Ambassadors of Armstrongism. Nutley, NJ: The Presbyterian and Reformed Publishing Company, 1975.

Hopkins, Joseph. The Armstrong Empire. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1974.

Martin, Walter R. The Kingdom of the Cults. Minneapolis: Bethany House Publishers, 1965,1977,1985.

McDowell, Josh, and Stewart, Don. Handbook of Today’s Religions. San Bernardino, CA: Here’s Life Publishers, Inc., 1983.