2. Христианская наука

Для кого-нибудь другого это было бы просто неудачным падением на льду, но для самой Мери Бекер-Паттерсон этот несчастный случай стал поворотным пунктом всей ее жизни.

По данным последователей «Христианской науки», миссис Паттерсон, получившая известность как Мери Бекер-Эдди, получила эту травму 1 февраля 1866 года. Повреждения были столь серьезны, что врачи оставили всякую надежду на выздоровление — так, во всяком случае, она говорила. Однако, тремя днями позже она прочитала в Библии то место, где рассказывается об исцелении Христом расслабленного (Мат. 9), и тут же выздоровела.

Этот случай заставил ее углубиться в изучение всех упоминаний об исцелениях, находящихся в Писании. Результатом этого исследования стали сформированные ею принципы, которые она назвала «Божественной или Христовой наукой». Так было положено начало движению, известному сегодня как «Христианская наука».

Предыстория

Тяжелая травма была лишь одним из многих обстоятельств, заставивших миссис Паттерсон начать поиски путей облегчения страданий и горя. Поиски эти сыграли важную роль в формировании ее необычных верований. Чтобы лучше понять учение «Христианской науки», целесообразно ознакомиться с историей жизни основательницы и вдохновительницы этого религиозного направления — «матери» Мери Бекер Паттерсон Эдди.

Мери Бекер родилась в 1821 году в Бау, в штате Ныо-Хемпшир. Марк и Абигайл Бекеры были строгими конгрегационалистами. В детстве и юности Мери страдала от болезни позвоночника, причинявшей ей физические и моральные страдания. В декабре 1843 года в возрасте 22 лет она вышла замуж за полковника Джорджа Вашингтона Глоувера. Семь месяцев спустя он умер от желтой лихорадки в Уилминнгтоне в штате Южная Каролина. Причиненное его смертью горе еще более ухудшило физическое и моральное состояние молодой женщины.

21 июня 1853 года миссис Глоувер вышла замуж за зубного врача доктора Дэниэла М. Паттерсона. Но этот брак оказался неудачным, и летом 1866 года распался. Правда, миссис Паттерсон еще семь лет не разводилась с мужем, хотя и заявляла, что он ее бросил. Еще будучи замужем за доктором Паттерсоном, она побывала на приеме у знаменитого тогда целителя Финеаса П. Квимби (1802-1866), практиковавшего оригинальный метод безмедикаментозного лечения психических заболеваний, включавший в себя погружение рук в воду и потирание ими головы пациента. «Он сказал ей, что ее болезнь — вообще любую болезнь — можно проследить до самых ее истоков, которые кроются в невидимом мире ума; что умственные факторы производят мощные изменения в жидкостях организма и процессах, происходящих в теле; и что он может с помощью особого электрического перенесения взять на себя болезни своего пациента и уничтожить их. И хотя он сам не считал себя гипнотизером, использовавшиеся им методы сочли бы сегодня формой суггестии».

После визита к целителю, состоявшегося в 1862 году, во время которого спина миссис Паттерсон якобы была полностью вылечена, она стала верной последовательницей Квимби. Обобщив его записи, она начала выступать в штате Массачусетс перед немногочисленными слушателями с лекциями о его опытах. После смерти Квимби, она в 1866 году якобы полностью исцелилась и «пришла к научному выводу, что причины всего кроются в разуме, и что любой эффект является духовным феноменом». Развивая дальше учение Квимби, она заявила, что болезни, смерть и даже сами наши тела не существуют — они всего лишь продукт нашего воображения. Основываясь на этом убеждении, она приступила к формулированию своих своеобразных интерпретаций Священного Писания. Ее размышления, вместе с работами Квимби и некоторых других, стали составной частью вышедшей в 1875 году книги «Наука и здоровье».

В 1877 году, в возрасте 56 лет, миссис Паттерсон вышла замуж за одного из своих последователей — Эйсу Джилберта Эдди. Он был первым, кто открыто провозгласил себя врачующим в соответствии с «Христианской наукой», и первым, открывшим воскресную школу движения «Христианская наука». Через шесть лет после их свадьбы мистер Эдди умер от сердечного приступа. Но Мери Бекер-Эдди оспорила результаты вскрытия. Ей удалось найти врача, который подтвердил ее заявление, что причиной смерти ее мужа было «умственное отравление мышьяком». Однако, когда у этого медика проверили диплом, он оказался фальшивым, и его приговорили к тюремному заключению за незаконную врачебную практику.

Комментируя это событие, Уолтер Мартин писал: «Письмо миссис Эдди от 5 июня 1882 года в газету «Бостон Пост», в котором она обвинила некоторых из своих бывших учеников в том, что они мысленно отравили Эйсу Эдди силой своего злобного воображения, введя в его организм яд, является одним из наиболее ярких примеров психического состояния миссис Эдди. Приверженцы «Христианской науки» могут только постараться поскорее забыть о том, что Эдди вообще когда-либо писала такое письмо».

В 1879 году Мери Бекер организовала в Чарлстоне в штате Массачусетс, «Научную церковь Христа». В 1892 году название ее было изменено на «Первую научную церковь Христа». Сегодня она известна как Материнская церковь, и все другие церкви «Христианской науки» по всему миру являются ее членами. После смерти миссис Эдди в 1910 году движение возглавило пять человек, образовавших правление и оставивших за собой исключительное право назначать новых членов на освободившиеся места. В своей деятельности это правление должно руководствоваться Руководством для церкви, написанным Мери Бекер-Эдди.

Точных данных о количестве членов этого движения нет, поскольку руководство для церкви запрещает публиковать такую статистику. Последователи «Христианской науки» не должны обнародовать сведения о количестве членов Материнской церкви или ее отделений. Однако по некоторым данным, можно предположить, что количество членов группы во всем мире составляет более трех миллионов человек.

Вероучение

Для того, чтобы понять основные доктрины и толкования «Христианской науки», необходимо кратко ознакомиться с учением «Новой мысли». Основатель «Новой мысли» Джулиус Дрессер был, как и Мери Бекер-Эдди, последователем Финеаса Квимби и, восприняв от него многие идеи об умственном лечении, включил их в свое учение. Квимби и Дрессер оказали большое влияние и на основателей «Школы Христианского единства» Чарлза и Мёртл Филлмор.

Что же представляет собой «Новая мысль»? Теолог Джон X. Герстнер пишет о ней следующее: «Новая мысль» — это модифицированный пантеизм. Восточные религии, теософия и «Христианская наука» метафизически отождествляют, или склонны отождествлять, индивидуальное с целым» . Термин «пантеизм» происходит от греческих слов «пан» (все) и «теос» (Бог), то есть это учение утверждает, что все есть Бог. Таким образом, Бог — не только Творец, но и творение. По учению вышеперечисленных религиозных групп, человечество и материя есть часть Божественной сущности. Однако, в отличие от других групп этого направления, «Христианская наука» вообще отрицает существование материи как таковой.

Взгляды последователей «Христианской науки» на Бога и существование (или скорее несуществование) человечества влияют на то, как они толкуют все части Священного Писания. Давайте же познакомимся с их вероучением и претензиями, чтобы убедиться, насколько они далеки от Слова Божьего.

Авторитетный источник

Последователи «Христианской науки» многие годы заверяли, что в основе их учения лежит Библия. Мери Бекер-Эдди писала: «При исследовании основополагающих научных откровений моим единственным учебником была Библия». Позднее она утверждала: «Библия для меня — единственный авторитет. На «прямом и узком пути» Истины у меня не было другого проводника.

Однако анализ взглядов последователей «Христианской науки» на Библию показывает, что они отнюдь не считают ее столь же авторитетным источником, как и труды Мери Бекер-Эдди. Как ясно видно из их сочинений, они не верят ни в богодухновенность, ни в непогрешимость Библии. Мери Бекер-Эдди писала, например, что в различных переводах Библии имеются, якобы, тысячи ошибок: «Очевидны ошибки в старых изданиях: тридцать тысяч разночтений в Ветхом Завете и триста тысяч — в Новом, — эти факты показывают, как тленный материальный смысл вкрался в божественный текст». Кроме того, она явно принижала значение Библии как основного руководства в вопросах веры и повседневной жизни: «Материальная запись Библии… имеет для нашего благополучия не больше значения, чем история Европы и Америки».

С другой стороны, учение Мери Бекер-Эдди само претендует на богодухновенность, на признание его «окончательным откровением» человечеству. Описывая принципы Божественной науки, «открытой» ею в 1866 году, миссис Эдди заявляла: »В течение многих лет Господь милосердно подготавливал меня к восприятию этого окончательного откровения, абсолютного божественного принципа научного умственного исцеления.

Ну, а как насчет того несчастного случая, который якобы ускорил получение этого «откровения», да и собственное «умственное исцеление» миссис Эдди? Хотя Мёрй Бекер-Паттерсон-Эдди действительно упала на лед 1 февраля 1866 года (через месяц после смерти Квимби), документированные свидетельства доказывают, что остальные «факты» этого события были преднамеренно сфабрикованы миссис Эдди таким образом, чтобы их можно было использовать как аргумент в защиту ее убеждений.

В своей книге «Царство культов» Уолтер Мартин приводит целый ряд таких свидетельств. Лечащий врач миссис Эдди, доктор Элвин М. Кушинг, под присягой отрицал, что он когда-либо считал или говорил ей, что дни ее сочтены. Он также заявил, что в течение года после того, как она, якобы, чудесным образом исцелилась, он еще четырежды обрабатывал полученные ею при падении повреждения. Кроме того, через две недели после несчастного случая миссис Эдди написала письмо Джулиусу Дрессеру, в котором упоминала о травме и жаловалась, что ее здоровье продолжает ухудшаться. Как же мог «абсолютный божественный принцип научного умственного исцеления» быть вдохновленным Богом, если этот принцип был не в состоянии исцелить саму миссис Эдди вопреки всем ее утверждениям.

Мери Бекер-Эдди не только заявляла, что получила от Бога новое и окончательное решение, но и считала, что ее писания богодухновенны. Высказывая свое собственное мнение о «Науке и здоровье» — основном источнике вероучения «Христианской науки» — она подчеркивала: «Говоря о «Науке и здоровье с ключем к Писаниям», я должна была бы покраснеть от стыда, если бы эта книга была всего лишь делом рук человеческих, а я — ее автором, написавшим ее без участия Бога. Но поскольку я была всего лишь писцом, запечатлевшим гармонию Небес в божественной метафизике, то как бы высоко я ни оценила учебник «Христианской науки», оценка все равно будет слишком скромной». В самой книге она смело заявляет: «Ничье перо, ничей язык не учили меня тому, что изложено в этой книге, поэтому ничье перо и ничей язык не смогут ее опровергнуть».

Однако, имеются неспоримые доказательства не только того, что ее произведение — плод человеческого творчества, но и того, что большая его часть написана не самой Эдди. Мхлтер Мартин приводит многочисленные примеры ее плагиата работ Финеаса Квимби, Фрэнсиса Либера и других. Джорджии Милмайн, опубликовавшая в 1909 году подробную биографию миссис Эдди, практически подтвердила случаи плагиата: «Конечно, основные идеи книги и использованная в ней терминология были заимствованы из рукописей Квимби, с которыми миссис Глоувер не расставалась, как со святыней с 1864 года, и из которых она почерпнула свое учение. Но, разрабатывая учение Квимби в более широком преломлении, миссис Глоувер внесла в него некоторые абсолютно новые положения и как бы выполнила искусную отделку».

Даже само название «Наука и здоровье» было адаптацией того названия, которое Квимби дал своей системе исцеления — «Наука здоровья». Впоследствии сторонники «Христианской науки» отрицали тождественность учений Мери Бекер-Эдди и Квимби, но количество совпадений слишком велико, чтобы их можно было счесть случайными. Мери Бекер-Эдди не только позаимствовала для своей «богодухновенной*’ книги выдержки из работ других авторов. Она и ее последователи позволяли себе достаточно вольное отношение к первоисточникам.

Имеющиеся свидетельства не оставляют сомнения в том, что последователи Мери Бекер-Эдди считают ее труды более авторитетными, чем Библия. В своих работах она позволяет себе толковать Библию по своему усмотрению. Подвергать же сомнению какие-либо утверждения миссис Эдди, как бы они ни противоречили Слову Божьему, считается недозволенным.

Проблема языка

Вероятно, самым большим препятствием для понимания учения «Христианской науки» явялется его язык. В основе интерпретации какого-либо языка или терминологии лежит основополагающий принцип, гласящий, что слова используются в своем привычном общеупотребительном смысле. Разумеется, допустимы метафоры и всевозможные стилистические приемы, но они не должны искажать смысл слов, традиционно используемых при общении.

Например, когда Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа «Агнцем Божьим» (Иоан. 1:29), он не имел в виду, что Иисус на самом деле был агнцем (ягненком). Это был оборот речи, основанный на традиционном использовании слова «агнец» в Ветхом Завете. Ягненка приносили в жертву за грехи, и, в данном случае, Иоанн имел в виду, что Иисус пришел, чтобы отдать Себя как окончательную жертву за грех. Таким образом, эти слова Иоанна были поняты в своем традиционном смысле.

Что же касается последователей «Христианской науки», то они игнорируют все правила грамматики. Смысл, который они вкладывают в разные слова, не имеет ничего общего с общепринятым. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть глоссарий в «Науке и здоровье». Говоря об этом глоссарии, Мери Бекер-Эдди писала: «В нем содержится метафизическая интерпретация библейских терминов, объясняющая их духовный смысл, который, собственно, и явялется истинным». Но как же в таком случае определить «истинный смысл» используемых в Библии терминов? Ведь каждый человек может придавать одному и тому же смыслу различное метафизическое значение! Таким образом вольная интерпретация Мери Бекер-Эдди была признана более соответствующей истине, чем традиционное толкование библейских текстов.

Вот несколько примеров из глоссария «Науки и здоровья»: «Гихон (река). Права женщины, признаваемые моралью, правилами, социальным устройством. Хиддекел (река). Божественная наука, понятая и признанная». Как можно давать столь странные толкования обычным названиям двух рек?

При таком аллегорическом, метафизическом подходе библейские термины полностью теряют свое историческое значение. Все спиритуализируется до такой степени, что для чего-либо физического просто не остается места. Так, Адам, оказывается, не был, в действительности, человеком, созданным Богом и впавшим в грех. По мнению «Христианской науки», «Адам» означает «ошибка, ошибочность; вера в «первородный грех», болезнь и смерть, зло; противоположное добру». Отрицая Адама как личность, «Христианская наука» тем самым сводит на нет необходимость искупительной жертвы Христа, открывающей человеку путь назад к Богу. Аналогичным образом «Христианская наука» придает совершенно иной смысл многим другим традиционно установившимся теологическим терминам. В этом можно легко убедиться, познакомившись с основными догматами «Христианской науки».

Троица

Как и многие другие религиозные группы, «Христианская наука» отрицает библейский взгляд на Троицу. Мери Бекер-Эдди писала: «Догмат о трех лицах в одном Боге (то есть личностная Троица или Триединство) низводит нас до веры в языческих божков, а не в Того Единого Предвечного, говорящего «Я Есмь».

«Христианская наука» пошла в этом вопросе даже дальше — она вообще отрицает, что Бог — Личность. Взгляните на то, как миссис Эдди метафизически интерпретирует Троицу. «Жизнь, Истина и Любовь сливаются в триединую личность, называемую Богом, то есть в трижды божественный Принцип Любовь». Таким образом, последователи «Христианской науки» рассматривают Бога как некую обезличенную идею. Он для них просто «божественный Принцип». Отрицаются также личностность Иисуса Христа и Святого Духа: «Бог Отец-Мать, Христос — духовная идея сыновства, божественная наука или Святой Утешитель».

Библейское христианство, напротив, верит, что Бог есть Троица. Он единосущен в трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Повсюду в Библии мы находим относящиеся к Богу местоимения, употребляемые во множественном числе. В Бытие 1:26 Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»; см. также Быт. 11:7. Это свидетельство того, что Иисус Христос и Святой Дух были с Богом изначально, слитые воедино- А в Новом Завете ясно говорится о том, что Иисус Христос — Бог (см. Иоан. Ш. 8:58, 10:30; Фил. 2:5-11; Кол. 2:9).

Кроме того, в Библии имеется множество неоспоримых свидетельств того, что Бог, Иисус и Святой Дух — Личности. Сами атрибуты Бога доказывают, что Он — Личность, а не просто божественный принцип любви. Он видит (Быт. 6:5), слышит (Исх. 2:24) и говорит (Исх. 3:4-6; Мат. 3:17). Он имеет разум и волю, Он думает, помнит и знает все (Иер. 29:11; 2 Тим. 2:19; 1Иоан. 3:20).

Таким же образом, Святой Дух — это не просто какая-то идея «божественной науки». Он обладает разумом, эмоциями и волей. Он делает то, что в состоянии делать только личность. Он осуждает мир (Иоан. 16:8), Он учит (Иоан. 14:26), Он порождает (Иоан. 3:6), Он крестит (1 Кор. 12:13) и может быть оскорблен (Еф. 4:30).

Иисус Христос

Как мы уже убедились, Библия ясно учит тому, что Иисус Христос — Бог, второе лицо Троицы. Однако «Христианская наука» понимает относящиеся к Нему слова «Сын Божий» буквально. Мери Бекер-Эдди писала: «Христианин, который верует в первую заповедь, — монотеист. Таким образом он разделяет веру евреев в Единого Бога и признает, что Иисус Христос не Бог, а, как сказал Сам Иисус, Сын Божий».

Последователи «Христианской науки» не только отрицают, что Иисус Христос единосущен Богу, но и утверждают, что слова «Иисус» и «Христос» не относятся к одной личности. «Иисус, — писала миссис Эдди, — это имя человека, который в наивысшей степени представил Христа — истинную идею Бога. Иисус — человек, подобный людям, а Христос есть божественная Идея; отсюда дуализм Иисуса Христа».

В учениях «Новой мысли», «Школы христианского единства» и «Христианской науки» дуализм является ключевой концепцией. Эти учения утверждают, что ценность имеет только нематериальное, духовное; материя же подлежит отрицанию или преодолеванию. Поскольку они считают, что вся материя есть зло или нечто не су шествующее, то делают вывод, что духовное не может жить в материальном. Следовательно, — Христос, как «истинная идея Бога», не мог жить в человеческом теле. Следуя той же логике, они утверждают, что и Бог не может быть в человеке: «Бог неделим. Как невозможно, чтобы в человека вошла какая-то частица Бога, так же невозможно, чтобы полнота Божья отражалась одним человеком; в противном случае Бог… стал бы меньше, чем Бог».

Традиционно два имени, данных Иисусу, понимаются не как обозначение двух различных сущностей, а как указание на два разных аспекта Его Личности и служения. Имя «Иисус» (по-гречески Iesous) — личное имя — указывает на Него как на Спасителя, «…и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мат. 1:21). Второе имя — «Христос» (по-гречески Christos) означает, что Он — помазанник Божий или Мессия (см. Иоан. 1:41).

«Христианская наука» отвергает не только Личность и единство Иисуса Христа, но и некоторые важнейшие аспекты Его служения ради нас. Мери Бекер-Эдди, отрицая реальность греха, не придавала большого значения библейскому повествованию о смерти Иисуса Христа за грехи. «Одна жертва, как бы велика она не была, не может искупить греха. Для искупления требуется постоянное самопожертвование грешника. Было бы противоестественно, если бы Бог обрушил Свой гнев на Своего возлюбленного Сына. Все это выдумки человека. Искупление — труднейшая проблема теологии. Его научное объяснение состоит в том, что страдание есть заблуждение греховного чувства, которое Истина разрушает. В конечном счете оба — и грех, и страдание — падут к ногам вечной Любви».

Хотя Мери Бекер-Эдди и заявляла, что Библия была для нее «единственным авторитетом», в своем учении она отвергает библейскую истину об искуплении. По Библии, Отец Небесный возложил все грехи человечества на Сына Своего, когда Он умер за нас (см. Ис. 53:6; 2 Кор. 5:21). Истина о том, что Сын Божий претерпел вместо нас гнев Отца — не придуманная людьми теория. Слово Божье говорит, что Иисус Христос «…умилостивление за грехи наши: и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2:2). И уверовавшие в Иисуса Христа для спасения переходят от смерти в вечную жизнь (см. Иоан. 5:24).

«Христианская наука» также учит, что Иисус Христос не умер на кресте и был жив во гробе. Миссис Эдди говорила: «Его ученики думали, что Иисус мертв, когда спрятали Его в гробнице, но Он был жив, и продемонстрировал в узком склепе силу Духа, преодолевшую смертный, материальный разум».

Однако в Библии есть много свидетельств того, что Христос действительно умер на кресте (см. Иоан. 19:33; Рим. 5:6,8,10). Иисус Христос не просто умер и воскрес, но Его смерть сняла с нас вину за наши грехи: «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:3).

Грех

Взгляды последователей «Христианской науки» на Иисуса Христа и искупление вытекают из их взглядов на человека и грех. Отрицая материальную сущность человека, они отрицают и реальность греха: «Человек не есть материя. Он не состоит из мозга, крови, костей и других материальных элементов-. Человек духовен и совершенен. Человек не поддается греху, болезни и смерти». Действительный человек не может отлучиться от святости, и Бог, Который развивает человека, не может порождать в нем способность или свободу грешить».

Однако будучи вынужденными как-то реагировать на существующий в мире грех, «Христианская наука» пробует отговориться, заявляя, что проблема состоит не в самом грехе, а в вере в грех. Мери Бекер-Эдди пишет: «Единственная реальность греха, болезни или смерти состоит в том ужасном факте, что нереальное ошибочно воспринимается человеком как реальное, пока Бог не сбросит с него его обманчивых покровов. Они не реальны, поскольку они не от Бога». И добавляет: Трех, болезнь и смерть должны быть классифицированы как результат заблуждения. Христос пришел, чтобы уничтожить веру в грех».

Но Библия учит нас, что грех реален, как реальна и порожденная им смерть. И тот факт, что последователи «Христианской науки» так же умирают, как и все другие люди, казалось бы, является для них достаточным доказательством реальности греха. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Спасение

Не считая Адама реальной личностью, впавшей в грех, и относя сам грех к плоду человеческого воображения, последователи «Христианской науки» не видят никакой необходимости в спасении через Иисуса Христа. Как храбро заявила Мери Бекер-Эдди: «К окончательному избавлению от ошибки, из-за которой мы не можем наслаждаться бессмертием, к безграничной свободе и безграничному разуму ведет дорога, отнюдь не усыпанная цветами; и навряд ли мы придем к ним, пытаясь возлагать свою веру без дел на замещающие старания кого-то другого».

Отвергая существование греха, болезней и смерти, «Христианская наука» утверждает, что люди зарабатывают спасение победой над страданиями и соблазном: «По воле Христа, смертные испытывают страдания. Это заставляет их, как это бывает с утопающим, делать отчаянные усилия, чтобы спастись; и благодаря безмерной любви Христа эти усилия увенчиваются успехом. «Вырабатывайте свое спасение» — вот требование Жизни и Любви. Бог поможет вам в достижении этой цели… Когда дым сражения рассеется, вы увидите то добро, которое вам удалось совершить, и получите то, что заслужили. Любовь не спешит избавить нас от искушений, так как Любовь знает, что мы будем испытаны и очищены».

Итак, последователи «Христианской науки» веруют в спасение через добрые дела. Однако это не только противоречит их собственному учению, но и прямо противоположно тому, что говорится в Священном Писании. Слово Божье четко определяет единственный путь спасения: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9) • И хотя испытания и искушения неизбежно сопровождают жизнь христианина, никакие страдания не могут заслужить Божьего спасения. Только страдания и смерть Христа достаточны, чтобы спасти нас.

Ад

Иисус учит, что ад — это вполне реальное место, и наша задача — приложить все силы, чтобы туда не попасть. Он говорит: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марк. 9:47,48). Кроме того, Христос говорит: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мат. 10:28).

«Христианская наука» и здесь извратила ясное учение Христа. Она отрицает реальное существование ада и вечных мук, заменяя их неким метафизическим толкованием. В глоссарии «Науки и здоровья» дается следующее определение ада: «Смертная вера, заблуждение, вожделение, угрызения совести, ненависть, мщение, грех, болезнь, смерть, страдание и самоубийство, добровольная агония, последствия греха, мерзость и ложь».

По представлению «Христианской науки», ад — это лишь такое умонастроение, при котором мы сами мучаем себя чувством вины за наш воображаемый грех. Как писала Мери Бекер-Эдди, «на смену бытовавшему некогда представлению об аде, ассоциировавшемуся с огнем и серой, должно прийти новое, исходящее из того метафизического факта, что страдание относится не к телу человека, а к его смертному разуму; так что, вместо материального пламени и вони платой за грех следует считать умственные страдания». Таким образом, «Христианская наука» прямо противоречит тому, что говорит об аде Иисус Христос.

Болезнь и смерть

Но краеугольным камнем учения «Христианской науки» является доктрина о Божественной науке. Мери Бекер-Эдди заявила, что она открыла и возродила Христовы принципы божественного исцеления, о которых говорится в Писании. Посмотрим, соответствуют ли ее теория и практика тем чудесным исцелениям, которые совершал Христос.

По утверждению Мери Бекер-Эдди, органических болезней вообще не существует: «Причины всех так называемых болезней надо искать в психике человека». Действительно, по данным медицинской науки, психическое состояние человека отражается и на его физическом здоровье. Существуют так называемые психосоматические заболевания, имеющие прямую причинную связь с психическим состоянием человека. За тысячу лет до Рождества Христова Соломон написал: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Пр. 17:22).

Но Мери Бекер-Эдди имела в виду вовсе не это. Она вообще отрицала существование материи и всего, относящегося к физическому телу. А если наши тела не существуют, то болезнь — это всего лишь «иллюзия». То же самое она говорила о смерти, определяя ее как «иллюзию, ложь материальной жизни, нереальную и ненастоящую, противоположную Жизни».

«Христианская наука» утверждает, что причина всех болезней и смерти кроется в вере в них. А значит, все лечение состоит в том, чтобы помочь человеку отвергнуть реальность его болезни. Если же и после этого человек не выздоравливает, то виновата лишь его неспособность преодолеть свое заблуждение. Но разве так исцелял Иисус? Нигде в Евангелиях Он не отрицал реальность болезни. Наоборот, Он на глазах у множества свидетелей исцелял именно физические недуги.

Что же касается Мери Бекер-Эдди, то хотя она и заявляла, будто с помощью Божественмой науки вылечила сотни людей, эти слова никогда не были подкреплены документальными свидетельствами. Когда же врачи предложили ей продемонстрировать свои способности целительницы в их присутствии, она наотрез отказалась. Тот факт, что ей самой уже после ее «открытия» в 1866 году несколько раз оказывали медицинскую помощь, говорит о том, что она сама по-настоящему не верила в то, чему учила, и не могла исцелить даже себя, не говоря уже о других.

Однако, самым убедительным доказательством ошибочности ее учения стало то, что после всех ее уверений, что грех, болезнь и смерть не более чем плод воображения и в действительности не существуют, 3 декабря 1910 года Мери Бекер-Эдди скончалась

Заключение

Итак, мы убедились, что учения «Христианской науки» явно расходятся с доктринами Писаний. Последователи Мери Бекер-Эдди много говорят о значении Истины, но сами не имеют о ней ни малейшего представления. Отрицая существование греха, они обманывают себя и в то же время обвиняют в обмане Бога: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1:8,10). Таким образом, «Христианскую науку» никак нельзя относить к числу движений, основывающихся на Слове Божьем.

Дж. К. Ван Баален, специалист по проблеме псевдорелигий, правильно обобщает сущность «Христианской науки»: «Без сомнения, апостолы бы не одобрили и ранняя Церковь не потерпела бы такую «религию», которая в завуалированной форме, зачастую лживым языком учит, что после кажущейся смерти Иисуса Его положили в фиктивную могилу, что Его нереальное тело было безо всякой необходимости принесено в жертву для искупления никогда не существовавших грехов и спасения от несуществующего зла тех, кто направлен в воображаемый ад, являющийся всего лишь заблуждением ложного смертного разума».

Резюме

Название организации: «Христианская наука»

Основатель: Мери Бекер-Эдди (1821-1910)

Штаб-квартира: Бостон, Массачусетс

Количество верующих: более 3 миллионов (по данным на 1980-й год)

Вероучение

Авторитетный источник:

Мери Бекер-Эдди заявляла, что «единственным учебником» и «единственным авторитетом» для нее была Библия

По ее словам, в Библии тысячи ошибок: 30 000 в Ветхом Завете и 300 000 — в Новом Завете

Верят, что сделанное миссис Эдди открытие Божественной науки является «окончательным откровением» Бога

Заявляют, что книга «Наука и здоровье» богодухновенна, хотя на самом деле в ней имеются многочисленные случаи плагиата и переработки

Считают груды миссис Эдди более авторитетными, чем Библия

Дают библейским терминам такое метафизическое толкование, которое полностью отличается от традиционного

Придают иное значение многим традиционным теологическим доктринам

Троица

Отрицают библейскую доктрину о Троице

Дают ей метафизическую интерпретацию, заявляя, что Троица — это «Жизнь, Истина и Любовь»

Бог понимается как некий обезличенный «божественный принцип»

Отрицают Личности Иисуса Христа и Святого Духа

Иисус Христос

Считают, что имена «Иисус» и «Христос» относятся к разным личностям

Заявляют, что Иисус — человек, а Христос — божественная идея

Говорят, что духовное (добро) не может существовать в материальном теле, потому что оно — зло. Поэтому Иисус не мог быть одновременно Богом и человеком

Заявляют, что смерть Иисуса Христа во искупление грехов — теория, придуманная людьми

Считают, что Иисус был положен в гробницу живым и продемонстрировал там «силу духа преодолеть смертный, материальный разум»

Грех

Отрицают существование материи вообще, и человеческого тела в частности

Утверждают, что человек не поддается греху, болезни и смерти

Заявляют, что грех, болезнь и смерть — последствия заблуждения

Отрицают реальность греха, говоря, что вся проблема людей в том, что они верят в грех

Учат, что «Христос пришел, чтобы разрушить веру в существование греха»

Спасение

Отрицают реальность греха, и потому не видят необходимости в спасении через Иисуса Христа

Тем не менее, учат о спасении по делам

Отрицают существование ада и вечных мук

Определяют ад как «смертное верование; заблуждение; ненависть; вожделение; угрызения совести; мщение; грех; болезнь; смерть»

Верят, что ад — это уготованное человеком самому себе душевное страдание

Болезнь и смерть

Заявляют, что «причины всех так называемых болезней надо искать в психике»

Говорят, что болезнь и смерть — всего лишь иллюзия

Мери Бекер-Эдди заявляла, что может исцелять, хотя так и не смогла доказать это

Рекомендуемая литература

Боа, Kenneth. Cults, World Religions, and You. Wheaton: Victor Books, 1977,1979.

Gerstner, John H. The Theology of the Major Sects. Grand Rapids: Baker Book House, 1960,1979.

Hoekema, Anthony A. Four Major Cults. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1963.

Lewis, Gordon. Confronting the Cults. Phillipsburg, NJ: Presbyterian & Reformed Publishing Company, 1966.

Martin, Walter R. The Kingdom of the Cults. Minneapolis: Bethany House Publishers, 1965,1977,1985.

McDowell, Josh, and Stewart, Don. Handbook of Today’s Religions. San Bernardino, CA: Here’s Life Publishers, Inc., 1983.

Robertson, Irvine. What the Cults Believe. Chicago: Moody Press, 1979,1983.

Van Baalen, J. K. The Chaos of cults. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1938, 1951, 1956, 1960, 1962.