4. Масоны

«Вы вошли в новый мир. Символически и духовно вы возродились. С этого момента вы готовы стать масоном.»

«Ваша подготовка к тому, чтобы стать масоном, началась в тот самый день, когда ваша мать ввела вас в этот мир, и продолжалась день за днем, год за годом».

С такой самоуверенностью расписывает масонство важность масонской ложи.

Порой начинает казаться, что масоны везде. Они присутствуют при закладке зданий, и вообще, создается впечатление, что они имеют прямое отношение ко всем аспектам жизни. Даже похоронные бюро теперь организуют специальные службы для «братьев-масонов». Масоны принимают участие в деятельности самых различных организаций; их можно встретить в церквях практически всех деноминаций. В одних только Соединенных Штатах их насчитывается около 4 миллионов человек.

Правда, масонами могут быть только мужчины, но для членов их семей существуют особые организации. Так, членами ордена «Звезда Востока» могут быть и мужчины и женщины. «Де Моле» принимает мальчиков, а «Девы Радуги» и «Дочери Иова» — девочек.

Складывается впечатление, что многие другие тайные общества строят свою деятельность по масонскому образу. Л. Джеймс Ронгстад пишет: «Масонство — «дедушка» всех тайных обществ. Его учение, ритуалы, обычаи и дела, а также окутывающая его тайна вдохновляли создателей таких групп, как «Лоси», «Орлы», «Олени» и «Национальная ассоциация фермеров»».

Автор «Справочника тайных организаций» Уильям Дж. Уэйлен рассказывает о других организациях, находящихся под влиянием масонов, в частности, о студенческих братствах. Уэйлен цитирует в своей книге Уильяма X. Шиделера, который сказал: «Многие из ритуалов студенческих братств в той или иной степени позаимствованы из масонской практики».

Некоторые даже считают, что изображенные на обратной стороне американского доллара символы также масонского происхождения. Пирамида, всевидящее око, количество перьев в распростертых крыльях орла, звезды над его головой, образующие Звезду Давида, и девизы «е pluribus umim» (из многих — одно) и «novus ordo seclorum» (новый порядок веков), — все это кажется некоторым явно масонскими знаками, однако доказать это нелегко.

Надо сказать, что на счету масонов немало добрых дел. Широкая публика, по-видимому, более всего знакома с этой стороной их деятельности благодаря «Шрайнерам», традиционное участие которых в парадах и шествиях неизменно оставляет глубокое впечатление своей красочностью и выдумкой. Членов этой ложи узнают по красной феске с черной кисточкой. Чтобы стать одним из них, необходимо иметь 32-ю степень посвящения по шотландскому масонскому обряду или ее эквивалент по йоркскому.

Многим семьям в США, Канаде и Мексике помогли больницы «Шрайнеров» для детей-инвалидов. В них оказывают бесплатную помощь ортопедическим больным и детям (до 18 лет), пострадавшим от ожогов, большинство из которых не смогли бы пройти курс такого лечения в платной клинике. Когда я был студентом теологической семинарии в Далласе, моя жена устроилась медсестрой в техасский госпиталь шотландского обряда для детей-инвалидов, где ее буквально потрясли качество медицинского обслуживания и та забота, которой окружены дети в этом ортопедическом центре.

Как говорят об этом сами масоны: «Масоны занимаются благотворительностью, делами милосердия и способствуют росту благосостояния людей. Повсюду в мире масоны оказывают помощь своим нуждающимся братьям, их вдовам и сиротам; содержат дома для бедных и престарелых, помогают родине в годы войны, участвуют в медицинских исследованиях, содействуют развитию геронтологии, создают сети «банков крови», осуществляют программы для юношества, помогают реабилитации инвалидов войны, утверждают стипендии и поощряют воспитание характера».

Так чем же плоха такая организация? — спросите вы. Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.

Некоторые считают масонов всего лишь братством или общественной организацией, не видя причин» мешающих христианину вступить в масонскую ложу.

Других настораживают религиозные взгляды масонов, приводящие их к явному конфликту с библейским христианством.

Церквям нередко приходится решать непростую задачу, принимая в общину новых членов или рассматривая кандидатуры на занятие руководящих должностей: насколько принципиально в данном случае для церкви, что тот или иной человек — масон?

Для того, чтобы разобраться в этом, нужно сравнить учение масонов с Библией, письменным откровением Божьим. Только после этого можно ответить на вопрос: может ли убежденный и посвященный масон быть убежденным и посвященным христианином?

Мы не собираемся раскрывать здесь какие-то тайны масонских лож. Если это и случится, то непреднамеренно, вопреки нашему желанию. Заметим, однако, что если анализ масонской литературы покажет, что взгляды масонов противоречат учению Библии, то разоблачение каких бы то ни было «тайн» просто не будет иметь значения.

Предыстория

Некоторые масоны прослеживают историю их организации с начала времен, однако большинство современных масонов гораздо скромнее в своих притязаниях. И хотя многое в их учении связано с храмом Соломона, воздвигнутым еще в ветхозаветные времена, официальная история масонства начинается с 1717 года. Именно в этом году четыре английские ложи объединились, создав первую в мире Великую ложу.

Терминология и символика масонства сложились еще в средние века, и истоки их следует искать в искусстве каменной кладки. Все началось с того, что мастера-каменщики объединились в корпоративный союз с целью развития своего ремесла и охраны его секретов. Слово «масон» (точнее — фримасон) если проследить его семантику в английском языке, состоит из двух частей, первая из которых означает «вольный», а вторая — «каменщик». Откуда взялась первая часть, точно не известно. Существует гипотеза, что оно происходит от английского названия известняка (freestone), камня, который обрабатывали наиболее квалифицированные мастера-каменщики и который легко, «вольно» ведет себя при обработке. Однако некоторые утверждают, что слово «вольный» или «свободный», добавленное к слову «каменщик», означает «свободнорожденный», то есть никогда не бывший рабом.

Этих работающих с реальными камнями масонов-строителей принято называть «оперативными» масонами. Позднее, когда к этой группе присоединились люди, не имеющие никакого отношения к труду каменщиков, их стали называть «спекулятивными» масонами. Спекулятивное масонство иногда еще называют символическим, поскольку рабочие инструменты оперативных масонов стали для него символами, наделяемыми нравственным и философским смыслом». Этих масонов называют также «принятыми».

Члены корпорации строителей-каменщиков подразделялись на три разряда: ученики, подмастерья и мастера. Эта же терминология осталась и в спекулятивном масонстве для обозначения трех его первых степеней. Масоны этих трех степеней составляют голубые ложи. Голубой цвет символизирует небо и, следовательно, голубое масонство мыслится как всемирное. Никто не может считаться полноправным масоном, пока он не достигнет третьей ступени и не получит степени Мастера. Однако после этого никакие последующие степени посвящения уже не в силах сделать Мастера масоном более высокого ранга.

Следовательно, получив степень Мастера, масон может этим удовольствоваться, что многие и делают. Но те, которые стремятся глубже проникнуть в тайны масонства и найти «больше света», могут пойти дальше по ступеням шотландского или Йоркского обрядов. По древнему шотландскому общепринятому обряду можно подняться от 4-ой до 32-й степени посвящения. Правда, существует еще и 33-я степень, но она присваивается как почетная. В йоркском обряде степеней посвящения меньше, но каждая из них соответствует нескольким степеням шотландского обряда. 32-ой степени шотландского обряда соответствует степень «Рыцарь Храма» обряда йоркского.

Масоны утверждают, что они никому никогда не предлагают вступить в их ряды, а если кто-то пожелает стать членом ложи, он сам должен обратиться к ним с просьбой. При этом масоны могут или просто рассказывать о тех преимуществах, которое дает членство в ложе, или могут так построить тот же самый рассказ, чтобы наверняка заинтересовать собеседника и вызвать в нем желание вступить в масоны. Различие здесь очень тонкое. «Единственное, что от вас требуется, — говорят масоны, — это попросить». Иногда они даже цитируют Библию: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мат. 7:7). Чтобы стать кандидатом, человек должен просто «попросить», ну а «стучите, и отворят вам» — это ему подсказка, как вести себя дальше. Постучите, и вы получите разрешение войти в ложу.

Масоны вообще часто пользуются аллегориями и символами. Писатели-масоны любят цитировать слова одного древнего «брата»: «Масонство — это система морали, завуалированной аллегориями и иллюстрированная символами».

Но чтобы воспроизвести ту или иную аллегорию, тот или иной символ, необходимо точно представлять себе, что за ними стоит. Масонские «авторитеты» по-разному трактуют эту символику. Как говорит Карл Клоди, «символ может иметь много различных объяснений, причем любое из них будет верным, если не противоречит самому себе». Выходит, что каждый человек может придать символу любое значение.

Однако, как бы ни интересовала нас история возникновения масонской ложи, главное для нас — разобраться в верованиях масонов и выяснить, не противоречат ли они библейскому христианству?

Вероучение

Масонство — это не просто некое общественное движение; им разработана целая система взглядов на основополагающие догматы христианства. У масонов особое мнение об авторитетном источнике, о Боге, об Иисусе Христе, грехе, спасении и будущей жизни. Поэтому совершенно очевидно, что масонство — религия.

По определению Верховного Суда США, основным признаком религии является то, что она исповедует, распространяет доктрины, касающиеся таких «важнейших реалий, как природа человека и его место во Вселенной».

Однако многие масоны не отдают себе отчета в том, что масонство является религией. Что же по этому поводу говорят их лидеры? Один из признанных авторитетов, Джозеф Форт Ньютон (1880-1950) заявил: «Масонство — не просто религия, а Религия с большой буквы, не просто церковь, а храм, объединяющий верующих всех религий». Правда, в другом месте тот же Ньютон вступает сам с собой в определенное противоречие, говоря: «Масонство — не религия, но оно религиозно».

Ньютон также писал: «Религия является, во-первых, тем, что связывает нас с Богом, Который есть «нечто универсальное», объединяющее все вещи в единое целое и придающее Вселенной значение и красоту. Во-вторых, это то, чем мы объединены с нашими братьями на службе долгу, в святости любви и духе братской праведности (курсив автора).

Учение о том, что основой всего сущего является единая субстанция, известно как «монизм» — от греческого слова «mono», означающего «один». Его придерживается индуизм, влияние которого испытали на себе многие религиозные группы Северной Америки, в частности, «Христианская Наука», «Школа христианского единства», розенкрейцеры и «Новый Век». Что же касается праведности, то, в отличие от Ньютона, она определяется не братскими отношениями, а отношениями с Богом.

Генри Уилсон Койл составил энциклопедию, которую многие ложи признают сегодня своим наиболее авторитетным источником. В ходе опроса Великих Лож (в каждом американском штате есть одна Великая Ложа), проведенном Джоном Анкербергом, 44 процента опрошенных заявили, что самым авторитетным источником для них является «Масонская энциклопедия Койла».

Крйл не согласен с теми, кто считает масонство не религией, но признает, что оно религиозно. «Это столь же бессмысленно, как заявить, что у человека нет интеллекта, но он интеллектуален, или что у него нет чести, но он честен».16 Далее Койл утверждает: «Если бы масонство не было религией, что нужно было бы сделать, чтобы оно ею стало? Да ничего, кроме, может быть, усиления того, что и так в нем присутствует. Таким образом, мы подошли к самой сути — разница между ложей и церковью не в качестве, а в степени».

И далее, развивая эту мысль, он замечает: «У масонов есть религиозный обряд, состоящий в том, чтобы предать тело умершего брата праху, из которого он пришел в мир, и ускорить возвращение высвободившегося духа обратно к Великому Источнику Света. Для большинства масонов гарантией благополучного завершения этого «путешествия» служит только их вера в религию масонства. Если их надежда напрасна, братству следует отказаться от своего погребального ритуала и обратиться к иным, более реальным сферам, где оно твердо стоит на ногах и пользуется заслуженным авторитетом». Все эти высказывания ясно свидетельствуют о том, что руководители масонства считают его религией.

Для масонов христианство — всего лишь одна из мировых религий, таких, как иудаизм, ислам и буддизм. Масонство же считает себя выше этих религий, так как, якобы, именно оно исповедует те догматы, к которым присоединяются почти все остальные религии, — Отцовство Бога, братство людей и бессмертие души. Но совпадает ли масонская трактовка этих понятий с тем, чему учит Библия?

Ответ на этот вопрос мы найдем, изучив отношение масонства к таким понятиям, как авторитетный источник, Бог, Иисус Христос, грех, спасение и будущая жизнь.

Авторитетный источник

Масоны называют Библию «Книгой Священного Закона» (иногда для ее обозначения используются просто три начальные буквы этого английского словосочетания — V.S.L.). V.S.L. является неотъемлемой принадлежностью масонской ложи.

На американцев производит неоправданно сильное впечатление то, что масоны используют Библию. Правда, если бы кому-нибудь из них довелось проходить обряд посвящения в какой-то другой стране, он мог бы с удивлением обнаружить, что V.S.L. здесь вовсе не Библия.

Вряд ли мы найдем более авторитетного автора в этой области, чем Альберт Пайк (1809 — 1901), который практически полностью переработал Древний общепринятый шотландский обряд, придав ему нынешнюю форму. Так вот, он писал: «Библия является неотъемлемым атрибутом христианской ложи, только потому, что она — священная книга христиан. На алтаре в еврейской ложе лежит Талмуд, в мусульманской — Коран. Книга Священного Закона, угольник и циркуль являются символами «Великого Света», который просвещает масонов в жизни и труде.» Обратите внимание, что в число составляющих этого символа входят, наряду с Библией, обычные орудия труда строителя-каменщика. Поэтому Библию нельзя считать единственным источником Света.

Масоны высших степеней посвящения прекрасно знают, как масонство относится к Библии. Карл Клоди практически подтверждает рассказ Пайка, когда объясняет новопосвященным, что хотя в Америке источником «Великого Света» служит только Библия, в других странах им может оказаться, и зачастую оказывается, совсем иная книга. Главным и неизменным правилом является только то, что на алтаре любой действующей масонской ложи должен лежать открытый том Книги Священного Закона (курсив автора). Если члены данной масонской ложи евреи, они могут положить на алтарь Ветхий Завет. В Турции и Персии это наверняка будет Коран, а брамины предпочтут «Веды». Клод и отмечает, что там, где население многонационально и состоит из представителей разных вероисповеданий, как, например, на Дальнем Востоке, в некоторых ложах новичку предлагают самому выбрать одну из нескольких священных книг. Похоже, масоны не придают никакого значения тому, какую именно книгу тот или иной человек считает священной и использует в своих поисках света. Единственное, что для них в данном случае важно, это то, чтобы каждый член ложи поклялся на самой священной для него книге, что он не нарушит своего обета верности масонству.

В своей замечательной книге «Ужасный обман» Джим Шоу и Том Маккенни раскрывают подлинную сущность масонства. Шоу был масоном 33-й степени шотландского обряда, когда окончательно понял, что масонство — это мрак, и обратился к истинному свету, приняв Иисуса Христа своим Спасителем. «Вопреки широко распространенному убеждению, — пишет он, — масонство НЕ основывается на Библии. На самом деле оно строится на средневековом своде магических и мистических текстов, известном под названием «Каббала».

В «Масонской энциклопедии Койла» говорится, что в этой книге «излагаются мистические верования евреев». В ней есть элементы вавилонской мифологий и зороастрийской теологии». Койл утверждает, что «Каббала» не имеет прямого отношения к масонству, «если не считать случая, когда создатели одной из европейских лож позаимствовали в ней отдельные элементы своего ритуала, в результате чего обряд посвящения в некоторые из степеней приобрел мистическо-философскую окраску».

Как отмечал Джозеф Ньютон, «угольник, линейка, отвес, циркуль, совершенный отесанный камень, две колонны, арка, «ключ» — центральный камень в вершине арки, круг между двумя параллельными линиями, точка в круге, винтовая лестница, числа три, пять, семь, девять, двойной треугольник — эти и другие подобные символы в равной мере использовались как евреями-каббалистами, так и мистиками-розенкрейцерами». Однако Ньютон считает, что не масоны позаимствовали эти символы, а наоборот, другие переняли их у масонов.

Пайк, в отличие от Койла и Ньютона, относится к «Каббале» более серьезно. Объясняя значение еврейской буквы «йод» (ее написание напоминает апостроф), находящейся внутри треугольника, — традиционного символа в масонских ложах, — он говорил: «»Йод» в «Каббале» символ единства, Высшего Божества, первой буквы Святого имени, и в то же время, — символ великих каббалистических триад. Чтобы понять их магическое значение, нужно изучить каббалистические тексты и как следует разобраться в их смысле».

Объясняя новопосвященному другой символ, Пайк замечает; «Его значение для Ученика непостижимо. Только Мастер (один из тех, кто хранит тайну), может найти его в «Каббале»».

Нет никаких сомнений, что Пайк считал «Каббалу» главным источником масонских вероучений. По его собственным словам, «масонство — это поиски Света. Как видите, эти поиски ведут нас прямо к «Каббале»».

Те масоны, которые полагают, что масонство всерьез принимает Библию как руководство в вере и практической жизни, просто не знают, что по этому поводу писали их собственные лидеры. Отрицание Библии в качестве единственного авторитетного источника делает ясным и то, как масонство представляет себе Бога.

Бог

В наше время, когда возникает столько запутанных теологических проблем, если какая-нибудь религиозная группа или какое-нибудь братство употребляют слово «Бог», нужно прежде всего определить, что, собственно, они под этим подразумевают. Некоторые группы (такие как «Христианская Наука», «Школа христианского единства» или розенкрейцеры) считают Бога абстрактным принципом, а отнюдь не личностью, обладающей разумом, эмоциями и волей. Сторонники группы «Трансцендентальная медитация» и движения «Новый Век», верные своей индуистской ориентации, считают, что Бог — это некое безликое существо или сущность Вселенной. Что же вкладывают в это понятие масоны?

Поскольку, согласно масонскому уставу, масоном может стать только тот, кто верит в Бога, то ответ на этот вопрос имеет особое значение. «Каждый кандидат должен знать это прежде, чем он подпишет свое прошение, которое будет принято только после того, как он ответит на вопрос: «Веришь ли ты в Бога?» Прежде чем его просьба будет рассмотрена, он должен заявить о своей вере в Высшее Существо».

Некоторым эти строки могут показаться впечатляющими. Однако вслушайтесь в то, что говорит Клоди: «Заметьте, что ни тогда, ни потом от него не требуют сказать, в какого Бога он верит. Он может называть его как угодно и вкладывать в это понятие какой угодно смысл… Масонству это безразлично» (курсив Клоди).

Вместо слова «Бог» масоны обычно предпочитают использовать выражение — Великий Архитектор Вселенной — зачастую обозначая Его только сокращением, составленным из начальных букв. «Специальное имя для Божества, употребляемое в масонстве — Великий Архитектор Вселенной».

Когда масона посвящают в степень Подмастерья (вторая ступень посвящения), сущность понятия Божества разъясняется ему следующим образом: «Бог, Великий Архитектор Вселенной, Великий Ремесленник, Великий Мастер Великой Ложи Наверху, Иегова, Аллах, Будда, Брахма, Вишну, Шива, или Великий Геометр, символ которого — Священная Дельта — сияет на восточной стене любой американской и в центре свода любой английской масонской ложи.»

Многие люди, глядя на кольцо с масонской эмблемой, изображающей циркуль, угольник и букву «G» в центре, думают, что буква эта означает «Бог», поскольку именно с этой буквы начинается английское слово «GOD». Действительно, это — одно из его символических значений, но буква «G» может также рассматриваться как первая буква слова «Геометрия», ведь именно эта наука так важна для каменщика (масона). Цитируя Платона, Клоди замечает: «Бог вечно занимается геометрией», однако, тут же добавляет: «Но то, что в английском языке слова «геометрия» и «Бог» начинаются с одной и той же буквы, является, конечно, чистой случайностью».

Масоны любят говорить об Отцовстве Бога, утверждая, что «есть только один Бог — Отец всех людей». Конечно, как Творец человечества, Бог действительно является для всех нас Отцом. Но в Библии проводится четкая граница между теми, кто установил правильные отношения с Отцом, и теми, кто этого не сделал. Не установившие таких отношений не считаются Божьими детьми. Это — дети дьявола. Иисус сказал неверующим: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан. 8:44). Господь Иисус Христос никогда не говорил об Отцовстве Бога в том смысле, в котором об этом говорят масоны. Посмотрим теперь, как они воспринимают Господа Иисуса Христа.

Иисус Христос

Тот, кто утверждает, будто масонство не противоречит христианству, должен внимательно ознакомиться с трудами масонских лидеров. Библейское христианство считает Иисуса Христа одним из Лиц Святой Троицы и, следовательно, Богом. Господь Иисус Христос воплотился для того, чтобы умереть за грехи мира. Если бы Он не стал Человеком, Он не смог бы отдать Себя в жертву за наши грехи. Если бы Он не был Богом, Его смерть не могла бы предоставить спасения для всех, уверовавших в Него как в Спасителя. А что обо всем этом думает масонство?

Интересно отметить, что в оглавлении книги Джозефа Форта Ньютона «Строители» нет слов «Иисус» или «Христос». В «Масонской энциклопедии Койла» тоже нет специального указания на эти имена, хотя он и сгруппировал множество разных элементов в разделе «Религия». В холмановском масонском издании Библии, в разделе «Сто шестьдесят вопросов и ответов», составленной в 1935 году на основе работ Альберта Маккея и других видных масонских авторов, также нет указания на слова «Иисус» и «Христос». Ближе всего к упоминанию Иисуса Христа подходит раздел «Утерянное Слово». Масоны считают, что слово, обозначающее понятие «Бог», утеряно, поэтому раздел начинается с вопроса: «Каково истинное значение Утерянного Слова?» На этот вопрос дается следующий ответ: «Символически говоря, действительное значение Утерянного Слова — это Божественная Истина. Вот о чем писали древние и это относится к неизреченному имени (см. Иоан. 1:1).»

В Евангелии от Иоанна 1:1 говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Очевидно, масоны считают, что упоминание о «Слове» в этом стихе относится к утерянному «неизреченному» имени Бога. Однако в 14-м стихе четко объясняется к чему относится «Слово»: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца». «Слово» несомненно означает Господа Иисуса Христа. Конечно, масоны с этим согласиться не могут, ведь это обидело бы иудеев, мусульман и людей, исповедующих другие нехристианские религии, которые могут быть членами масонских лож.

В Евангелии от Иоанна приводятся слова Иисуса: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (14:6). Однако согласиться с этим посвященные масоны не могут, так как не верят в то, что Иисус Христос — Бог и что спасение приходит только через Него.

Масонство — это поиск света. А свет для масонов — символ знания/Поэтому масон стремится к более высоким степеням посвящения, ведущим к вечному свету.

Но ведь Господь Иисус Христос сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8:12).

Во всех четырех Евангелиях слово «свет» часто ассоциируется с Господом Иисусом Христом. Однако наиболее полно это объясняется в Евангелии от Иоанна 1:1-18. Совершенно очевидно, что использование слова «свет» в любом ином значении, помимо непосредственного обозначения им Господа Иисуса Христа, носит произвольный характер.

Говоря об индуистском учении о перевоплощении и его иудейской интерпретации, Джордж X. Сгайнметц показывает, насколько представления масонов противоречат библейскому учению: «Ни в той, ни в другой философии никогда не говорилось о пришествии ЛИЧНОСТИ в роли «Спасителя», «Мессии» или «Искупителя». По сути дела, эти великие философии утверждают, что посредством многих перевоплощений и медленного процесса эволюции ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО поднимается к совершенству. В таком случае, Мессия будет окончательным исполнением замысла Великого Архитектора Вселенной — НЕ ЛИЧНОСТЬЮ, а СОВЕРШЕННЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ!» (выделено автором)

Сгайнметц замечает: «Нет смысла разбирать бесконечные споры относительно божественности Кришны или Иисуса. Каковы бы ни были мистическая тайна их рождения, история их жизни и участие в исторических событиях, в сущности, это варианты все той же легенды об «умирающем боге», которая связана с прохождением солнца через различные зодиакальные созвездия».

Сравнивая различные религии и легенды, Сгайнметц находит в них множество параллелей с христианством. «Таким образом, мы видим, что большинство событий, аллегорий и символов, связанных с различными «Мессиями», уходят корнями в один из самых древних религиозных культов — поклонение солнцу».

Считает ли Сгайнметц, что из этого же источника черпает свое учение масонство? Возьмем, например, историю Хирама Абиффа, являющуюся неотъемлемой частью масонской философии. Каково ее происхождение? «Между легендой о Хираме и другими подобными легендами безусловно есть нечто общее, — признает Сгайцметц, — но поскольку мы не можем точно определить ее источник, мы не можем с категоричностью утверждать, что она произошла именно от них; возможно, что она происходит непосредственно от солнечных мифов». Признавая, что легенда о Хираме происходит от солнечных мифов, Сгайнметц — и это важно отметить — уделяет этой легенде больше значения, чем верованиям мировых религий.

Джим Шоу, бывший масон 33-й степени, отмечает: «Среди масонских авторитетов, философов и вероучителей бытует мнение, что легенда о Хираме — это масонская версия более древнего мифа об Изиде и Осирисе, положенного в основу древнеегипетских мистерий».

Используя Библию, масоны опускают все ссылки на Иисуса Христа, чтобы не обидеть представителей других религий. Так, когда в масонской ложе во время ритуала зачитывается 1 Послание Петра 2:5, этот стих звучит так: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу». При этом последние два слова — «Иисусом Христом» — просто не произносятся. Этот пример свидетельствует об истинном отношении масонов к христианству.

Еще один пример. Хотя все масонские ритуалы связаны с молитвой, в ней никогда не упоминается Христос. В хорошо организованных ложах не допускаются молитвы во имя Иисуса Христа.

Кандидату объясняют: «В частной молитве каждый волен обращаться к Богу, Иегове, Аллаху, Будде, Мухаммеду или Иисусу; он может молиться Богу Израиля или Великому Созидающему Началу. Когда в собрании масонской ложи звучит скромное обращение к Великому Архитектору Вселенной, каждый слышит в нем имя своего божества. На гору могут вести сто тропинок, но все они неизбежно соединятся на ее вершине».

Итак, масонство не приспосабливает своих верований к Библии; оно приспосабливает Библию к своим верованиям.

Грех

Не так-то легко найти в трудах масонов-теоретиков упоминание о грехе. Обычно о нем вспоминают лишь вскользь, при обсуждении других тем. В этом отношении масоны похожи на последователей «Христианской науки» они не признают реальность греха, о котором говорится в Библии, и считают, что любые недостатки могут быть исправлены путем просвещения. Масонское понимание греха в корне расходится с учением Библии.

В Послании к Римлянам 3:23 говорится: «Все согрешили и лишены славы Божией». Там же, 5:12, сказана «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешил и», а в 6:23 подчеркивается, что «возмездие за грех — смерть», причем, как видно из Библии, смерть не только физическая, но и духовная. Писание учит, что и грех, и воздаяние за него реальны.

Отвечая на вопрос: «Какова символика посвящения масона в степень Мастера и что она собой представляет?», холмановское масонское издание Библии, в частности, утверждает: «Из наших легенд и мистического ритуала следует, что мы избавлены от смерти греха и могильной грязи».

Спасение и будущая жизнь

Если нет ни греха, ни воздаяния за него, то человек не нуждается в спасении. Правда, если бы это было так, Иисусу Христу не было никакого смысла покидать Бога-Отца и приходить в мир, чтобы спасти человечество, как об этом говорится в Послании к Филиппийцам, 2.

Все мы виновны, но, к счастью, как свидетельствует 1 Послание Иоанна 2:1,2 «если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Всем, кто принимает Иисуса Христа как Спасителя, обетованы прощение грехов и вечная жизнь (см. Иоан. 1:12, 6:23). А какое средство спасения предлагают масоны?

«Что такое СПАСЕНИЕ'» — спрашивает Стайнметц в книге «Утерянное слово». И сам же отвечает: «Это — ничто иное, как возвращение из материального состояния в духовное. Человек должен обрести свою забытую врожденную духовность».

Говоря о возвышенной степени Мастера, Клоди пишет: «Эта степень позволяет проникать в самые глубинные уголки человеческой натуры. Вводя посвященного в Святое святых Храма, она одновременно исследует Святое святых его сердца.

В целом эта степень символизирует мудрую старость, которая радуется плодам хорошо прожитой жизни и спокойно ожидает перехода в вечность в надежде на славное бессмертие».

В холманской масонской Библии в этой связи говорится: «Можно сделать вывод, что, получив в юности правильное направление, мы приходим к почтенной и добродетельной зрелости, и человек, проживший свою жизнь, руководствуясь принципами морали, веры и справедливости, будет вознагражден в свой последний час надеждой вечного блаженства». Как видите, речь идет о спасении через добрые дела или развитие характера, а не через веру в Христа, распятого за наши грехи.

Поскольку масоны не признают греховности человечества, они не видят необходимости в спасении в библейском смысле. Бывший масон Джим Шоу так разъясняет масонскую доктрину искупления: «Она не имеет ничего общего с верой в искупительную жертву Иисуса; речь идет о постоянном последовательном совершенствовании, которым сопровождается посвящение в более высокие масонские степени и их таинства».

Одно из самых больших разочарований, которое испытал Шоу, было связано с тем, что, пройдя по лестнице посвящений до самой вершины, он, будучи серьезным исследователем, так и не нашел Свет, поискам которого посвятил столько времени. При посвящении в 32-ю степень ему сказали: «Вы достигли горной вершины масонского обучения. Но она затянута туманом. Только ВЫ в поисках еще большего света можете рассеять его своими усилиями».

Библия учит, что искупление приходит только через спасительную благодать Господа Иисуса Христа. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Масоны же утверждают, что спасение достигается самосовершенствованием, тогда как, по Писанию, «…благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9).

Д.У. Керр так обобщает учение Библии о будущей жизни: «В библейском смысле бессмертие есть такое состояние, в котором личность неуязвима для смерти или чего-либо, что может привести к смерти» и добавляет: «Бессмертие, для христианина, включает понятие его воскресения и наступает только после него».

Масоны говорят о своей вере в три основные понятия: Отцовство Бога, братство людей и бессмертие души. Но что они подразумевают под «бессмертием души»? Этот вопрос в масонской литературе практически обходится молчанием, на него лишь туманно ссылаются в том или ином комментарии.

Заключение

Не удивительно, что члены церквей, придерживающихся «либеральных» взглядов на догматические вопросы, не замечают принципиальной разницы между масонством и христианством. Если церковь не верит в то, что Библия — это истинное Слово Божье, что Иисус Христос — Бог (Одно из Лиц Святой Троицы), что спасение возможно только через веру в Него, то, естественно, особого противоречия между собой и масонами они не обнаружат.

Однако не заметить расхождений между масонством и библейским христианством может лишь человек несведущий, мало осведомленный и в том, и в другом.

Возможно, прочитав это, некоторые масоны, серьезно относящиеся к своему христианству, будут удивлены. Возможно, их первой реакцией будет возмущение: «Но ведь это — вовсе не то, во что верят масоны!»

Ну что ж, не верьте мне на слово. Проверьте использованные мной источники, список которых дан в конце этой главы, проанализируйте их. Если вы искренне стремитесь найти истинный Свет, вы к нему придете. Поинтересуйтесь у руководителей вашей Ложи, используются ли Коран, Веды и священные книги других религий в нехристианских странах в качестве Книги Священного Закона. Спросите, относятся ли масоны серьезно к следованию определенным догматам Библии, или просто пользуются ей как символом, а заодно выясните, верят ли они в то, что Иисус Христос — единственный путь к спасению.

Как же должна относиться к масонам христианская церковь? Может ли она допускать их в число своих членов и доверять им ответственные руководящие посты? Естественно, церковь должна стремиться, чтобы ее члены и руководители были верующими, преданными учению Господа Иисуса Христа.

Беседуя с людьми, желающими стать членами вашей церкви, лучше дать им возможность высказаться, чем задавать формальные вопросы по догматике, подразумевающие ответы на уровне «нет» и «да». Так, например, можно, конечно, спросить: «Верите ли Вы, что Иисус Христос — Бог, и спасение возможно только через веру в Него, потому что Он искупил наши грехи Своей крестной смертью»? Но лучше сформулировать этот вопрос иначе: «Скажите, кем, по-вашему мнению, является Иисус Христос, и как может человек получить прощение грехов и право на вечную жизнь»?

Конечно, навряд ли человек, не имеющий теологической подготовки, четко ответит на такой вопрос. Но христианин все-таки должен уметь рассказать о том, во что он верит.

Поскольку масонство претендует на то, что оно объединяет все религии и стоит над ними, то каждый масон волен верить во что угодно, лишь бы он не пытался навязать свои убеждения другим. Это значит, что члены евангельской церкви вполне могут быть приняты в число масонов, если только они не будут настаивать, что их точка зрения — единственно правильная.

Вот почему при разговоре с масонами так важна форма задаваемых вопросов. Лучше постараться вызвать их на обсуждение, нежели задавать такие вопросы, которые требуют односложного ответа. В некоторых случаях, когда необходимо добраться до сути дела, можно задать несколько специфических вопросов. Вот несколько образцов таких вопросов, подразумевающих односложный ответ. Их можно задать тем, кто не видит разницы между христианством и масонством:

Считаете ли вы, что Библия — это Божье откровение, дарованное Богом человечеству, причем — единственное такое откровение? Верите ли вы, что Иисус Христос — Бог? Верите ли вы в то, что только Библия учит, как можно спастись от вечного осуждения? Считаете ли вы, что вера в Иисуса Христа как Спасителя — это единственный путь к спасению? Согласны ли вы с тем, что Иисус Христос — Свет мира, и все, кто не следуют за Ним, ходят во тьме, как говорится в Евангелии от Иоанна 8:12?

Хорошо осведомленный и преданный масон, если он честен, безусловно ответит на все эти вопросы «нет». Утверждая, что их учение и практика не должны оскорблять ни христиан, ни иудеев, ни мусульман, ни браминов, масоны, по сути дела, признают, что не могут верить библейским истинам об Иисусе Христе. В то же время, считая, что только масонство открывает путь к свету, а немасоны пребывают во тьме, ни один настоящий масон не сможет ответить на последний вопрос утвердительно.

Общаясь с масонами, как, впрочем, и с любыми другими людьми, попросите их сначала разъяснить сущность используемых ими терминов. Что именно они подразумевают под такими понятиями, как «Бог», «Христос», «свет», «Отцовство Бога» и «спасение»? Многие масоны сами не слишком хорошо понимают свои мистические и метафизические формулировки.

Но самым важным вопросом, который следует задавать любому человеку, вступающему в вашу церковь, является вопрос об авторитете. В Евангелии от Матфея 6:24 сказано: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого Любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».

Нужно выяснить, верует ли человек только в Иисуса Христа, или во что-то еще. Принимая посвящение, масон дает клятву верности масонской религии и уже не может с чистым сердцем сказать, что Христос — его Господь, ведь это было бы нарушением клятвы.

Исследуя масонские вероучения, я познакомился с офицером военно-воздушных сил, который был масоном в четвертом поколении. В возрасте 23 лет он уже имел 32-ю степень шотландского обряда, был «Рыцарем Храма» по Йоркскому обряду, старшим Смотрителем голубой ложи и неофициальным стражем другой ложи, в которой он часто бывал. Он посетил масонские ложи в штатах Нью-Хэмпшир, Арканзас, Оклахома, Мэн, Небраска и даже в Японии и на Филиппинах. Причем он не только бывал в этих ложах, но и активно участвовал в деятельности многих из них. Абсолютно самостоятельно он пришел к убеждению, что Иисус Христос — единственный истинный Свет и тот самый краеугольный камень, который был отвергнут строителями (1 Пет. 2:6,7).

Получив посвящение в степень Мастера, он впервые взял в руки масонское издание Библии и наугад открыл ее на Евангелии от Матфея 6:24, где говорится, что нельзя служить двум господам. Это натолкнуло его на размышления о противоречиях между масонством и христианством. В конечном счете он понял, что должен оставить масонство, которому принес клятву верности как господину, и служить только Господу Иисусу Христу. Будучи человеком начитанным и хорошо знающим и масонство, и христианство, он был абсолютно убежден, что ни один истинный христианин не может быть масоном.

Если кто-то хочет разобраться, насколько масонство противоречит христианству, ему могут пригодиться книги, написанные бывшими масонами, такими как Джим Шоу и Дейл Байере (см. список рекомендуемой литературы). Это — свидетельства очевидцев, на собственном примере убедившихся, что масонство не ведет к свету.

Тем же, кто верит, что масонство серьезно относится к Библии и ее учению, напомним слова Генри Уилсона Койла: «Среди масонов преобладает мнение, что Библия — это всего лишь символ Божественной Воли, Закона или Откровения, а содержание ее само по себе не является богодухновенным Божественным Законом. До сих пор еще ни один масонский авторитет не утверждал, что масон должен верить в Библию или какую-либо ее часть».

Резюме

Название организации: Масоны.

Известна также как: Франкмасонство, Масонская ложа.

Штаб-квартира в США: Александрия, штат Вирджиния.

Количество членов около 4 миллионов в США: (1989 г.)

Вероучение

Многие масоны не знают, что их лидеры считают масонство религией

Джозеф Форт Ньютон сказал: «Масонство — не просто религия, а Религия с большой буквы»

Генри Уилсон Койл утверждает, что даже если бы масонство и не было религией, то, чтобы сделать из него религию, к нему практически не надо было бы ничего добавить

Койл говорит, что масонский погребальный ритуал подтверждает, что масонство — религия

Авторитетный источник

Библию используют в качестве «Книги Священного Закона» (V.S.L)

Пользуются Библией только в христианских ложах (Талмудом — в иудейских, Кораном в мусульманских, Ведами — в браминских)

Бывший масон 33-й степени Джим Шоу утверждает, что масонство основывается не на Библии, а на «Каббале» — средневековом своде мистических и магических текстов

Койл признает, что в некоторых мистических и философских доктринах масонства чувствуется влияние «Каббалы»

Пайк заявил, что масонские поиски света ведут назад — к «Каббале»

Масоны не корректируют свои верования в соответствии с Библией; они просто «подгоняют» Библию под свои верования

Бог

Тот, кто не верит в существование Бога, не может быть масоном

Однако от кандидата в масоны не требуют указывать, в какого Бога он верит, поскольку «масонству это безразлично»

Обычно называют свое божество «Великим Архитектором Вселенной» (G.A.O.T.U.)

Также называют свое божество Великим Мастером, Великим Мастером Великой Возвышенной Ложи, Иеговой, Аллахом, Буддой, Брахмой, Вишну, Шивой или Великим Геометром

Хотя буква «G» на масонском кольце может быть символом «Бога», точно так же она может относится и к геометрии

Утверждают, что настоящее имя Бога утеряно

Иисус Христос

Редко упоминают в своих источниках Иисуса Христа

Не хотят обижать масонов-нехристиан разговорами о Христе

Утверждают, что ищут свет, но не признают, что истинный Свет и есть Иисус Христос

Некоторые масонские авторитеты утверждают, что Мессия будет не личностью, а неким «совершенным человечеством»

Считают дискуссию о божественности Иисуса Христа беспочвенной

Один масонский авторитет считает, что идея Мессии восходит к солнечным мифам

Цитируя Библию, опускают упоминание об Иисусе Христе

В ложах с твердо установившимся ритуалом не допускается молитва во имя Иисуса Христа

Им безразлично, кому молится тот или иной масон частным образом: Иегове, Аллаху, Будде, Мухаммеду, Христу, Богу Израиля или Великому Созидающему Началу, однако в ложе он может обращаться с молитвой только к Великому Архитектору Вселенной

Грех

Редко упоминают о грехе в своей литературе 102 Отрицают реальность греха в библейском смысле; считают, что любые недостатки могут быть преодолены по мере посвящения в более высокие степени

Считают, что посвящение в степень Мастера символически освобождает посвященного от смерти, греха и осквернения

Спасение и будущая жизнь

Один из масонских лидеров считает, что спасение означает переход из материального состояния в духовное, когда человек возвращается «к своей забытой врожденной духовности»

Полагают, что степень Мастера символизирует старость, когда человек с радостью вспоминает хорошо прожитую жизнь и «умирает в надежде на славное бессмертие»

Верят в спасение через добрые дела или развитие характера; не верят, что единственный путь спасения — через веру в Христа

Поскольку масоны отрицают реальность греха, они не видят необходимости спасения в библейском смысле этого слова

Считают, что спасение — это постепенное совершенствование, которым сопровождается посвящение в масонские степени и их таинства

Тем не менее, даже 32-я степень посвящения не открывает масону того света, который он ищет

Рекомендуемая литература

Ankerberg, John, and Weldon, John. The Facts on the Masonic Lodge: Does Masonry Conflict With the Christian Faith? Eugene, OR: Harvest House Publishers, Inc., 1989.

Byers, Dale A. / Left the Lodge: A Former Mason Tells Why…. Schaumburg, IL: Regular Baptist Press, 1988.

McClain, Alva J. Freemasonry and Christianity. Winona Lake, IN: BMH Books, 1969.

Rice, John R. Lodges Examined by the Bible. Murfreesboro, TN: Sword of the Lord Publishers, 1971.

Rongstad, L. James. How to Respond to… the Lodge. St. Louis: Concordia Publishing House, 1977.

Shaw, Jim, and McKenney, Tom. The Deadly Deception: Freemasonry Exposed… hy One of Its Top Leaders. Lafayette, LA: Huntington House, Inc., 1988.