5. Мормоны

«Я спросил у посланцев, стоящих надо мной в лучах света, какая из всех сект права и к какой из них мне примкнуть. Мне ответили, что я не должен присоединяться ни к одной из них, потому что все они заблуждаются».

Так начинается фантастическое изложение истории одной из крупнейших в сегодняшнем мире религиозных групп. По словам Джозефа Смита, основателя и «пророка» «Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней» (мормонов), он получил это видение в 1820 году, когда молился в лесах штата Нью-Йорк, прося у Бога мудрости. В этом видении Бог «призвал» его основать «единственно истинную церковь», после чего, ведомый ангелом, Смит нашел в лесу несколько золотых пластин, содержавших истинное откровение Божье, которое Смит перевел на английский язык с помощью двух волшебных камней. Этот перевод, известный как «Книга Мормона», а также многие последующие «откровения», полученные пророком Смитом, легли в основу верований, которым учат сегодня мормоны.

В результате открытия в последние годы ряда исторических документов, обоснованность мормонских писаний и характеристика основателя группы были подвергнуты серьезному сомнению. Несмотря на эти новые свидетельства, мормонизм продолжает быть сегодня одной из наиболее быстро растущих религий мира. По данным журнала «Ю.С. Ньюс энд Уорлд Рипорт», в Соединенных Штатах с 1970 года число мормонов увеличилось на 41%, в то время как число баптистов за этот же период выросло на 22%, римских католиков — на 8%, ряды же епископальной церкви сократились на 15%».

Разрастаясь в среднем на 6% в год, «Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней» заявила в 1987 году, что только в Соединенных Штатах число членов ее 8396 церквей достигло 3.8 млн человек. По некоторым оценкам, во всем мире сегодня насчитывается 6 млн. мормонов. Такая популярность в значительной степени объясняется деятельностью церковных миссионеров. Молодых мормонов, юношей и девушек, призывают посвятить два года жизни миссионерской службе, причем церковь не берет на себя никаких связанных с этим расходов. В настоящее время в мире действует почти 30 тысяч мормонских миссионеров.

Благодаря этому, а также тому, что каждый мормон обязан жертвовать на церковь 10-ю часть своего дохода, церковь мормонов — одна из богатейших организаций в США. Она контролирует огромную корпоративную империю — гостиницы, телерадиовещательные и страховые компании, фабрики по переработке сельскохозяйственной продукции, конторские здания, универмаги и более 800 тысяч акров сельскохозяйственных земель. Авуары мормонов оцениваются приблизительно в 8 миллиардов долларов, а ежегодный доход равен почти 2 миллиардам долларов, причем на 75% он складывается из «церковной десятины» и добровольных пожертвований.

Мормоны пользуются большим общественным и политическим влиянием. Целый ряд крупных фигур делового и политического мира, популярных артистов и спортсменов — мормоны.

Все эти цифры и факты весьма впечатляют, но еще более интересными они могут показаться после знакомства с необыкновенной, порой даже бурной историей мормонов и их верой.

Предыстория

Чтобы понять, кто же такие мормоны, нужно прежде всего познакомиться с биографией их «патриарха» — Джозефа Смита младшего — поскольку именно он заложил основы их вероучения. Мормоны считают, что Смит был Божьим пророком. Их вера вытекает из тех откровений, которые он, якобы, получил от Господа.

Из отзывов о Джозефе Смите ясно видно, какое огромное значение ему придавали его последователи. Так, второй президент церкви Бригэм Янг писал: «На том, кто признает, что Джозеф Смит был послан Богом, лежит Божье благословение, тот же, кто не признает, что Джозефа Смита послал Бог, чтобы раскрыть нам через него предвечное Евангелие — тот от антихриста».

Многие годы мормоны утверждали, что Смит был идеалом человека. Бригэм Янг говорил: «Посмотрите на Спасителя и… тех, кто писал Ветхий и Новый Заветы; и сравните их с Джозефом Смитом… Вы убедитесь, что он не уступает ни одному из тех, кто упомянут в Библии. Вряд ли найдется в целом мире человек, который при внимательном рассмотрении окажется лучше, чем пророк Джозеф Смит младший».

Однако, знакомство с фактами из биографии Джозефа Смита заставляет сильно усомниться в его безупречности. Смит родился 23 декабря 1805 года в бедной семье в Шароне, штат Вермонт. Когда Джозефу было десять лет, его семья перехала в Пальмиру, штат Нью-Йорк. Отец Смита был «мистиком, человеком, всю жизнь копавшимся в земле в поисках несуществующего клада (он все надеялся найти сокровища капитана Кидда)». В то время поиск кладов был довольно модным увлечением, многие развлекались этим на досуге. Искатели сокровищ часто пользовались всевозможными магическими камнями. По словам Джеральда и Сандры Тэннер, «иногда эти камни клали в шляпу, веря, что с их помощью удастся определить место, где зарыт клад».

Когда отец Джозефа и его брат Хайрем отправлялись на поиски клада, они часто брали Джозефа с собой. Похоже, что младший сын проявлял к этим раскопкам больше интереса, чем его отец. Есть свидетельства, что при этом он пользовался «магическими камнями» и другими оккультными предметами. Тэннеры, оба бывшие мормоны, приводят в своей книге несколько примеров того, как Смит искал клады. В книге есть фотокопия судебного протокола, который доказывает, что Джозеф Смит занимался гаданием по зеркалу и в 1826 году был арестован, предан суду и признан виновным мировым судьей в Бейнбридже, штат Нью-Йорк». Этот и другие подобные факты приводятся также в биографии Джозефа Смита, составленной Фавном М. Броди.

По данным мормонских источников, первые видения и откровения посетили Джозефа Смита еще в юные годы. В 14-летнем возрасте он стал задумываться над тем, в какую церковь ему следует ходить. Находясь под сильным впечатлением Послания Иакова 5:1, утверждающего, что Бог даст мудрости тому, кто попросит Его об этом, будущий пророк отправился в лес, чтобы там помолиться. Там на него, якобы, напал дьявол, но два внезапно появившихся небесных посланца обратили злого духа в бегство. Один из них обратился к Смиту и сказал ему, указывая на другого: «Это Сын мой возлюбленный. Слушай Его!» (курсив Смита). После этого «посланцы» сказали Смиту, что все церкви заблуждаются, и он не должен вступать ни в одну из них. Таким образом, мормоны утверждают, что одним-единственным откровением, данным 14-летнему парню, Бог перечеркнул 18 веков истории христианства .

Тремя годами позже, в возрасте 17 лет, Джозеф Смит якобы получил еще одно удивительное откровение, которое легло впоследствии в основу мормонизма. Когда он лежал в постели и молился, ему явился «посланный от лица Бога» ангел по имени Мороний и сказал, где можно найти зарытые в земле золотые пластины, на которых написана древняя история Америки. Небесный посланец добавил, что на этих пластинах запечатлена «полнота вечного Евангелия, .»как оно было дано Спасителем древним жителям».

Поскольку текст на пластинах был написан на «ново-египетском» (несуществующем) языке, ангел Мороний сказал Смиту, что вместе с этими пластинами он найдет два прозрачных камня, вставленных наподобие очковых стекол в серебряную оправу, с помощью которых он сможет перевести написанное на английский. Однако, когда Смит нашел золотые пластины, ему велено было ждать еще четыре года. Только в 1827 году, после нескольких посещений, ангел наконец-то разрешил Смиту забрать пластины, велев не выпускать их из рук и всеми силами беречь.

В 1829 году Смита посетил учитель по имени Оливер Каудери, которого Смит быстро обратил в новую веру и со временем сделал своим секретарем. Смотря через камни (известные как Урим и Туммим), Смит видел ново-египетские письмена переведенными на английский язык и читал их Каудери, который записывал. Однако, ни Каудери, ни другие помощники никогда не видели «золотых пластин», так как Смит всегда сидел, отгородившись от них ширмой или занавеской.

Примерно через месяц после того, как Смит и Каудери начали работать над переводом, их, якобы, посетил Иоанн Креститель, велевший им крестить, а затем рукоположить друг друга в священники по чину Ааронову. После этого явились Петр, Иаков и Иоанн и рукоположили их по чину Мелхиседека.

В 1830 году этот перевод под названием «Книга Мормона» вышел в свет, и 6 апреля того же года 24-летний Джозеф Смит и пять его единомышленников объявили об официальном создании организации, положившей начало «Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней».

Вскоре после этого исторического события Смит и его последователи перебрались на запад, в местечко Кертленд в штате Огайо. В Кертленде были избраны первые «12 апостолов» во главе с «президентом» Смитом. Но в июне 1831 года Бог, якобы, повелел после дователям Смита перебраться в «землю обетованную» — в штат Миссури. Часть мормонов перехала на новое место, а часть осталась в Огайо. Смиту приходилось постоянно менять место жительства, поскольку его обвиняли в различных преступлениях, включая аморальное поведение и подлог.

В течение нескольких последующих лет дело неоднократно доходило до вооруженных стычек между мормонами и местными жителями. В результате, в 1838 году мормоны вынуждены были бежать из Миссури, а потом и из Огайо. В конце концов основная часть секты во главе со Смитом обосновалась в штате Иллинойс, построив город Нову. Однако столкновения с местным населением, а заодно и внутренние распри между мормонами продолжали преследовать Смита. Особенно накалило обстановку «откровение», на основании которого Смит ввел у мормонов многоженство. В 1844 году в газете «Нову Экспозитор», издававшейся бывшими мормонами, вышедшими из секты, была опубликована статья, в которой разоблачалась практика полигамии среди мормонов и подвергался критике сам Джозеф Смит. По сути дела, газета вынесла деятельность Смита на суд его последователей. Тогда толпа приверженцев Смита вломилась в помещение редакции, разгромила типографию и сожгла тираж газеты. После этого инцидента Джозеф и его брат Хайрем были арестованы и отправлены в тюрьму в Карфаге, штат Иллинойс, где они должны были ожидать суда. Однако через три дня (27 июня 1844 года) толпа возмушенных местных жителей штурмом захватила тюрьму. Джозеф и Хайрем были расстреляны.

После смерти Джозефа Смита среди его последователей началась борьба за звание его преемника. Президенту двенадцати апостолов Бригэму Янгу удалось сохранить контроль над большинством мормонов, которых он в 1847 году увел еще дальше на запад, в штат Юта, в долину Соленого Озера.

Остальные последователи Джозефа Смита облюбовали город Индепенденс в штате Миссури и объявили себя «Реорганизованной Церковью Иисуса Христа Святых Последних Дней» (RLDS). Эта группа избрала своим лидером сына Джозефа Смита, а своих членов объявила «джозефитами», поскольку они считали, что главой церкви должен быть прямой потомок ее основателя. Приверженцев Бригэма Янга стали называть «бригэмитами».

До сих пор миссурийские «джозефиты» категорически возражают, когда их путают с мормонами из штата Юта. Они не только во многом не согласны с ними, но даже не называют себя «мормонами». Камнем преткновения служит не только вопрос о преемнике «патриарха» Смита, но и полигамия, В частности, «джозефиты» не верят в многоженство самого Джозефа Смита, однако, их позицию опровергают имеющиеся у мормонов Юты свидетельства, а также некоторые исторические документы и публикации. Тем не менее, обе группы наравне с Библией почитают «Книгу Мормона» и другие сочинения Джозефа Смита, считая учение «пророка» богодухновенным первоисточником своей веры.

Можно было бы привести еще много фактов из истории обеих групп и о специфических верованиях миссурийских последователей Смита, однако при рассмотрении вероучения мормонов мы ограничимся взглядами мормонов из штата Юта.

Вероучение

Вероучение и практика мормонской церкви имеют мало общего со Словом Божьим и традиционным христианством, хотя сами они и утверждают, что во всем следуют Библии и возрождают традиции первых веков христианства. Они называют себя «Святыми Последних Дней», подчеркивая стремление воссоздать церковь в том виде, в котором она создавалась во время земной жизни Иисуса Христа, и в котором Он вновь возродит ее в последний день, когда снова вернется на землю. Мормоны утверждают, что уже после Своего вознесения Христос побывал на Американском континенте, где провозгласил Евангелие его древним обитателям. Оттуда и берет начало учение «истинной церкви», записанное на «золотых пластинах». Но ученики Христа погибли прежде, чем успели преобразить мир. Человечеству пришлось ждать еще 1400 лет.

Мормоны видят свою миссию в «провозглашении нового Божьего промысла, восстановлении священства и таинств «истинной церкви» и обретении права на божественность всех мормонов».

Авторитетный источник

Кроме Библии, у мормонов есть еще три книги, в которых, по их мнению, содержатся Божьи откровения, — «Книга Мормона», «Учения и обетования» и «Драгоценная жемчужина», причем последние пользуются большим авторитетом, чем Библия: ими руководствуются даже в тех случаях, когда они явно противоречат Писанию. А это происходит довольно часто.

Основное историческое повествование «Книги Мормона» описывает события, относящиеся к тысячелетию с 600 года до Р.Х. до 400 года от Р.Х. По словам Уоллеса Беннетта, «в ней, главным образом, рассказывается о потомках праведника Легия, который приблизительно в 600-м году до Р.Х. во времена правления Седекии, царя Иудейского, вместе со всей семьей и другими родичами бежал из Иерусалима. После многих злоключений они с помощью Божьей пересекли океан и приплыли к берегам Южной Америки, где их потомки процветали в течение 1000 лет».

Вопрос об исторической достоверности «Книги Мормона» представляется довольно интересным. Дело в том, что мормоны утверждают, будто в ней изложена древняя история Америки, однако археологи не находят тому никаких подтверждений. Более того, некоторые компетентные источники утверждают, например, что «книга эта («Книга Мормона») ложна и с богословской, и с исторической, и с научной точек зрения» и «Смитсоновский институт никогда не ссылался на нее, как на авторитетный источник. Более того, ученые-археологи не видят никакой связи между содержанием книги и археологией Нового Света».

Итак, содержание «Книги Мормона» не соответствует известным историческим фактам и не может служить пособием для изучения истории. Если мы хотим, чтобы какая-то книга стала для нас проводником в неведомый мир, мы должны быть, как минимум, уверены в том, что она правдиво рассказывает хотя бы о том, что нам известно. Так, Библия, в отличие от «Книги Мормона», использовалась археологами при раскопках на Ближнем Востоке, в частности — в Палестине, и была признана достоверным источником, содержащим ценную информацию по географии и истории.

Еще одно отличие Библии от «Книги Мормона» состоит в том, что первая написана на том языке, на котором в те времена говорили люди, тогда как вторая, якобы, переведена с каких-то новоегипетских иероглифов. В этой связи очень странным выглядит то, что некоторые места в «Книге Мормона» точно совпадают с текстом английского перевода Библии 1611 года от Р.Х. На некоторые из таких мест указывает Уолтер Мартин: «Сравнение десятой главы книги Морония со стихами 1-11 двенадцатой главы первого Послания к Коринфянам, четырнадцатой главы второй книги Нефия с четвертой главой книги пророка Исайи и двенадцатой главы второй книги Нефия со второй главой книги пророка Исайи показывает, насколько вольно пользовались Библией «переводчики» золотых пластин. Глава четырнадцатая книги Мосия по сути дела представляет собой пересказ пятьдесят третьей главы книги пророка Исайи, а тринадцатая глава третьей книги Нефия (1 — 18) списана с шестой главы Евангелия от Матфея (1 — 23)». И это далеко не все. По подсчетам Мартина, в «Книге Мормона» содержится по меньшей мере 25000 цитат из английского перевода Библии.

Многие считают, что «Книга Мормона» фактически является плагиатом, воспроизведением романа Соломона Сполдинга «Найденная рукопись», а вовсе не божественным откровением, как утверждают мормоны. Таково, в частности, мнение трех авторов книги «Кто на самом деле написал «Книгу Мормона»?» В качестве доказательств они приводят свидетельские показания, результаты текстологического анализа и заявления Смита, Сполдинга и их родственников.

Однако для мормонов авторитет этих «откровений» (не только «Книги Мориона») выше авторитета Библии. Мэллес Беннетт писал: «Мы признаем ограниченность Библии, хотя и отдаем ей должное. Мы не считаем абсолютно достоверным ни одно из содержащихся в ней утверждений, поскольку считаем, что Бог впоследствии вновь даровал праведникам право говорить от Его имени. Поэтому мы, естественно, не можем согласиться, что канонизация нынешнего текста Библии навсегда поставила точку в Божественном откровении». Итак, мормоны не считают Библию истинным Словом Божьим.

Бог

Многие доктрины мормонов явно противоречат Слову Божьему. Их представления о Личности Бога значительно отличаются от того, что Он Сам говорит о Себе в Библии. Библия учит нас, что Бог — Один, но существует в трех лицах — Отец, Сын и Святой Дух. «Мормоны, по сути дела, проповедуют политеизм, поскольку в сущности утверждают, что Вселенная населена различными богами, порождающими духовных детей, материализующихся в телесные организмы на различных планетах. «Элохим» — Бог планеты Земля. (Учение Бригэма Янга о том, что Адам — это небесный отец всех людей, сегодня официально отвергается мормонским руководством, хотя мормоны и продолжают утверждать, что наш Бог — воскресший, возвеличенный человек.)», — отмечает Уолтер Мартин.

Что касается Бога-Отца, то в Библии говорится, что Он — Дух, и потому физического тела не имеет. Как сказал Иисус самарянке: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4.24). А вот что говорится в мормонских писаниях: «У Отца есть тело из мяса и костей — такое же осязаемое, как и у человека». Джозеф Смит верил, что Бог был в свое время таким же, как и мы, а потом стал возвеличенным человеком». Он утверждал, что Бог когда-то жил на земле в образе человеческом, а потом, благодаря собственным усилиям, стал Богом. Правда, чтобы быть последовательным, Смиту пришлось также заявить, что все добропорядочные мормоны тоже могут стать богами: «Вы должны научиться, как самим стать богами, как быть царями и жрецами Бога, такими как все боги».

Мормоны очеловечивают Бога и обожествляют человека. Орсон Хайд — современник Джозефа Смита, признанный мормонской церковью авторитет в теологии, учил: «Помните, что Бог, Отец наш небесный, тоже был когда-то ребенком, таким же смертным, как все мы, но шаг за шагом поднимался по шкале развития; преодолевая все препятствия, пока не стал Тем, кем является сейчас».

Подобные заявления показывают, что мормоны не только добавляют к Библии то, чего в ней никогда не было, но зачастую явно противоречат тому, чему совершенно недвусмысленно учит Слово Божье.

Христос

Что касается божественности Христа, тут мормоны и вовсе не согласны с учением Библии, поскольку считают, что все люди, прежде чем получили физические тела, су шествовали в вечности как духи. Они утверждают, что Христос, прежде чем пришел на землю, был таким же духовным существом, как и все остальные еще не родившиеся люди. Таким образом, мормоны, с одной стороны, признают Его божественность, но с другой — низводят Его до уровня человека. Люди ставятся мормонами на один уровень с Христом. В книге «Учения и обетования» Иисусу приписываются такие слова: «В начале Я был с Отцом, и Я был Первенцем.» Вы тоже в начале были с Отцом». По учению мормонов, Христос был сотворен, так же как и все люди.

В Библии же говорится, что человечество не существовало вечно. Человека создал Бог (см. Быт. 1:26,27), в то время как Христос — не творение Божье, а Сам — Предвечный Бог (см. Иоан. 1:1,14).

Мормоны не разделяют библейскую точку зрения на непорочное зачатие Христа. По утверждению Бригэма Янга: «Он (Христос) не был зачат от Святого Духа… Иисус, наш старший брат, был зачат в теле тем, кто был в Едемском Саду и кто является нашим Отцом Небесным». Из этого Мэлтер Мартин делает вывод, что мормоны считают, что «Спаситель был вочеловечен не Святым Духом, а в результате реального союза между «бессмертным или воскресшим и возвеличенным Отцом» и Марией… Но как бы энергично нынешние мормонские апологеты ни отрицали это, нет никакого сомнения в том, что основанием для подобного заявления служит учение о боге — Адаме». «Совершенно ясно, — говорит Бригэм Янг, — что Христос был зачат, когда Адам (который к тому времени стал богом) соединился с Марией». Такое утверждение прямо противоречит библейскому учению о том, что Иисус был зачат от Святого Духа (см. Мат. 1:18,20 и Лук. 135).

Придерживаясь учения о полигамии, мормоны Юты считают, что Иисус Христос был многоженцем. Мормоны считают, что холостые, а также те пары, чей брак не скреплен пожертвованием храму, могут стать лишь «небесными ангелами». Если же их брак «закреплен», то они будут «богами».

Таким образом, если Христос не был женат во время Своего пребывания на земле, то в следующей жизни Он должен был стать всего лишь ангелом. Бригэм Янг утверждал, что у Иисуса Христа было несколько жен: Мария и Марфа (сестры Лазаря) и Мария Магдалина. Он даже заявлял, что брак в Кане Галилейской был свадьбой Самого Христа.

И снова мы видим полное противоречие учения мормонов слову Библии. В Писании нигде не оправдывается многоженство, и хотя в ветхозаветные времена мужчины иногда имели по несколько жен, это (как свидетельствует Второзаконие 17:14-18) не было Божьей волей. Библия учит не полигамии, а святости брачных уз мужчины и женщины до тех пор, пока их не разлучит смерть (см. 1 Кор.7; Тит. 1:5,6; 1 Тим. 3:2). Кстати, в наше время мормоны отрицают, что когда-то проповедовали такую доктрину. В Библии нет ни одного свидетельства, позволяющего предполагать, что Христос был женат — не говоря уж о многоженстве. Совершенно очевидно, что мормоны так переписали Библию, чтобы она соответствовала их учению, вместо того, чтобы привести свое учение в соответствие со Словом Божьим.

Спасение

Важнейшими для любой религиозной группы являются вопросы о Личности Христа и спасении. По тому, как она их трактует, можно определить, соответствует ли ее учение Священному Писанию. Что касается спасения, то в Библии о нем говорится следующее: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8,9). Апостол Иоанн (Иоан. 1:12) свидетельствует, что мы становимся Божьими детьми через веру в Христа как Спасителя. Послушание и добрые дела есть проявление этой веры, но сами по себе средством спасения не являются. Ведь спасение — это дар, и «заработать» его нельзя.

Мормоны же считают, что, кроме веры, для спасения необходимы добрые дела. В книге «Изложение веры» говорится: «Мы верим, что, благодаря Христову искуплению, все человечество может быть спасено через исполнение законов и евангельских заповедей».

Итак, мормоны считают, что спасение человека зависит от его дел. Это, в частности, следует из их доктрины о возрождении посредством крещения, согласно которому тот, кто не принял водного крещения, спасен быть не может. Более того, мормоны утверждают, что спасение может получить и тот, кто отошел в мир иной, так и не уверовав в Христа как в Спасителя в этом мире. А поскольку для спасения необходимо водное крещение, за такого человека может креститься кто-нибудь из живущих. В оправдание этого утверждения мормоны ссылаются на 1-е Послание к Коринфянам (15:29), в котором говорится: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» Существует несколько толкований этого стиха. Наиболее традиционное, верное духу Евангелия и историческому контексту, объясняет, что новообращенные, принимая крещение, как бы занимают места умерших. Однако все это не имело бы никакого смысла, если бы впереди всех не ждало воскресение из мертвых.

Утверждение, что можно креститься вместо умершего, противоречит учению Библии. Нельзя выводить догмат из какого-то одного стиха, особенно, если существует несколько его толкований.

Библия не подтверждает учения мормонов о возможности спасения после смерти. Как говорится в Послании к Евреям 9:27, «».человекам положено однажды умереть, а потом суд». Единственная возможность спасения — принять Христа как Спасителя, пока мы живы. Нет в Библии и утверждения, что для спасения непременно необходимо креститься. Смерть Христа обеспечила спасение. Он искупил наши грехи. И к этому уже ничего нельзя добавить.

Рай и ад

Что касается рая, то мормоны считают, что в нем существуют три уровня, на которых попадающие в рай распределяются по соответствующим категориям. В 76-м разделе книги «Учения и обетования» говорится, что высший уровень — целестиалъное царство — предназначено для праведников, которые исполнили все заповеди Господни и очистились от всех своих грехов. В это царство, разделенное в свою очередь на три уровня, могут попасть только мормоны, причем лишь те из них, чей брак был освящен в храме, будут допущены на высший уровень, где, в конечном счете, они станут богами.

Уровнем ниже расположено террестриалъное царство. Туда попадают люди, прожившие добропорядочную жизнь, но не пожелавшие принять веру мормонов или бывшие не слишком усердными в своей вере. В этом же царстве находятся отказавшиеся принять Евангелие на земле, однако принявшие учение Иисуса Христа в духовном мире.

Третий уровень — телестиалъное царство. В него попадают все, кто был грешен на земле. Но перед тем, как оказаться здесь, грешники в течение определенного времени подвергаются наказанию за свои грехи.

Что касается ада, то со временем Джозеф Смит отказался от своих первоначальных взглядов и перенял учение универсалистов, утверждающих, что все человечество в конце концов будет спасено. Правда, когда он изменил свои взгляды, мормонов охватило замешательство — во что же теперь верить? Сегодня их официальная позиция сводится к тому, что ад предназначен для тех, кто не вправе надеяться на прощение своих грехов. Такие люди именуются «сынами проклятия». Но это лишь «малая часть человечества». И все-таки, несмотря на признание существования этой «малой части», лишенной спасения, мормонов, как утверждает Энтони Хоукема, «фактически можно было бы… назвать универсалистами, поскольку подавляющее большинство человечества, по их мнению, все же получит какое-то спасение».

Учение мормонов о рае и аде не соответствует библейскому. В Библии нигде не говорится о разных уровнях рая или о спасении, гарантированном всему человечеству. По Слову Божьему, нашу судьбу в будущей жизни определяет то, принимаем ли мы смерть и воскресение Иисуса Христа как искупительную жертву за все человечество. Тот, кто принимает, попадает в рай, а тот, кто не принимает — в ад.

Пытаясь найти в Библии подтверждение своему учению о трех уровнях рая, мормоны обычно ссылаются на Послание к Коринфянам 15:40: «Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных». Однако из контекста этого послания ясно видно, что в данном случае апостол Павел сравнивает то тело, которое мы получим после воскресения, с тем земным, которое мы имеем сейчас, а вовсе не говорит о каких-то двух (а тем более трех) уровнях рая.

Заключение

Итак, совершенно очевидно, что мормоны больше руководствуются сочинениями Джозефа Смита и Бригэма Янга, нежели Библией. И это несмотря на то, что Джозеф Смит неоднократно менял свои убеждения. Приняв доктрину универсалистов, он изменил свое собственное учение об аде. Узаконив полигамию, он тут же получил новое «откровение», отменявшее старое, осуждавшее многоженство. Став масоном, он перенес многие масонские атрибуты в ритуальную практику своей церкви, хотя раньше сам осуждал тайные общества. Движение, начавшееся как «восстановление «истинной церкви» Христа», превратилось в сплошную путаницу.

К учению Священного Писания мормоны добавили много собственных доктрин, утверждая, что и после канонизации текста Библии, Господь не перестал посылать людям откровения. При этом они забыли, что Господь сделал грозное предупреждение тем, кто что-нибудь добавит к Его Словам: «…если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей» (Отк. 22:18).

Из всего вышесказанного можно Сделать вывод, что мормоны — вовсе не последователи Христа. Те откровения, которые, якобы, послал им Бог, противоречат тому, что говорится о Боге, Христе, спасении, рае и аде в Библии. Если бы мормоны были христианами в том смысле, который вкладывает в это слово Новый Завет, они бы приняли учение Иисуса Христа о Себе самом и о человечестве. Они признали бы греховность всего человечества, недостойного славы Божьей; они признали бы, что единственный путь к спасению — вера в Иисуса Христа как личного Спасителя (Рим. 3:23 и Деян. 16:31).

Резюме

Название организации: «Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней»

Известна также как: Мормоны

Основатель: Джозеф Смит младший (1805-1844).

Штаб-квартира: Солт-Лейк-Сити, штат Юта

Количество членов: в США — больше 3-8 миллиона, в мире — около 6 миллионов (1987 год)

Вероучение

Авторитетный источник:

Считают, что «Книга Мормона», книга «Учения и обетования» и книга ‘Драгоценная жемчужина», как и Библия, содержат откровения Божьи

Зачастую руководствуются этими тремя книгами даже в тех случаях, когда они противоречат Библии

Отвергают утверждение, что Библия является непогрешимым Словом Божьим

Не согласны с тем, что с окончательной канонизацией текста Библии никакие дополнения вносить в нее нельзя

Бог

Исповедуют политеизм, считая, что Вселенная населена многочисленными богами, порождающими духовных детей

Верят, что Бог когда-то был человеком, который потом, благодаря собственным усилиям, стал Богом

Утверждают, что у Бога есть физическое тело

Верят, что добропорядочные мормоны становятся богами

Христос

Отрицают Его божественность, утверждая, что, прежде чем явиться на землю, Он просто был духовным существом

Утверждают, что Он был сотворен, как и все люди

Отрицают Его непорочное зачатие, утверждая, что Он был зачат в результате союза Адама и Марии

Утверждают, что Христос был многоженцем, и что в числе Его жен были сестры Лазаря, Мария и Марфа, а также Мария Магдалина

Спасение

Утверждают, что спасение можно заслужить не только верой, но и добрыми делами

Верят в то, что без водного крещения спасение невозможно

Верят в то, что спасение можно получить, и отойдя в мир иной

Практикуют крещение за умерших для того, чтобы те, которые уверовали посе своей смерти, могли получить спасение

Рай и ад

Верят в существование трех уровней рая: целестиального — предназначенного для мормонов, где добропорядочные мормоны могут стать богами; террестриального — для хороших людей, которые, однако, не исполнили всех заповедей; телестиального — для тех, кто прожил жизнь греховно

Утверждают, что ад предназначен для «сынов проклятия» (тех, чьи грехи не могут быть прощены), но подчеркивают, что таких людей очень мало

Считают, что подавляющее большинство человечества будет спасено

Рекомендуемая литература

Enroth, Ronald, and others. A Guide to Cults and New Religions. Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1983.

Eraser, Gordon H. Is Mormomsm Christian? Chicago: Moody Press, 1957,1964,1965,1977.

Hoekema, Anthony A. Four Major Cults. Grand Rapids: Win. B. Eerdmans Publishing Company, 1963.

Martin, Walter R. The Kingdom of me Cults. Minneapolis: Bethany House Publishers, 1965,1977,1985.

____________. The maze of Mormomsm. Santa Ana, CA: Vision House Publishers, 1962,1978.

McDowell, Josh, and Stewart, Don. Handbook of Today’s Religions. San Bernardino, CA: Here’s Life Publishers, Inc., 1983.

Passantino, Robert, and Passantino, Gretchen. Answers to the Cultist at Your Door. Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1981.

Tanner, Jerald, and Tanner, Sandra. The Changing World of Mormomsm. Chicago: Moody Press, 1980.

Van Baalen, J. K. The Chaos of Cults. Rev. ed. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1962.