12. Вопросы о церковной дисциплине

Доктрина церковной дисциплины встречала почти всеобщее одобрение и принятие на протяжении всей церковной истории. Тем не менее её учение не всегда находило практическое применение. Частично это можно объяснить возражениями и вопросами, которые возникают при её практическом применении.

1. Разве Иисус Христос не учил нас не судить других (Матф. 7:1-З)? А это, как кажется, противоречит церковному дисциплинированию.

Иисус Христос на самом деле осудил в Матф. 7:1-3 сам дух осуждения и критики. Фарисеи всегда отличались духом критики. Однако их собственные духовные одежды не были чистыми (Матф. 23:13-36). Однако Иисус не имел в виду того, что христиане должны быть неспособными различать грех (1 Кор. 14:19: 1 Иоан. 4:1;). Он также не имел в виду, что мы должны игнорировать грех, совершаемый нашими братьями и сестрами (Матф. 18:15; Лук. 17:3). Иисус Христос не отверг любое осуждение. Он предупредил только об опасности духа самоправедности и лицемерного осуждения наших ближних. Различать грех — это наша обязанность, относиться к нему с лицемерием — это наша ошибка. Из Матф. 7:5 становится ясно, что Иисус не осуждал самого факта иметь правильное суждение о наших ближних. Однако Он призывал нас делать это имея «чистые глаза». Контекст Матф. 7:1-3 не противоречит учению Иисуса Христа о церковном дисциплинарном воздействии, изложенном в Матф. 18:15-20.

2. Разве причинение церковных дисциплинарных взысканий не поощряет дух разделения в церкви и «полицейский» образ мышления в ее членах?

Вполне очевидно, что такое может иметь место. Ключ к решению этой проблемы — отношение членов церкви к тому, как должно осуществляться дисциплинарное воздействие. Наложение дисциплинарных взысканий на согрешающих святых должно осуществляться в духе кротости и с целью их восстановления (Гал. 6:2). Согрешившего не следует рассматривать как врага, но увещевать, как брата (2 Фес. 3:15). Если процесс поддержания церковной дисциплины осуществлять в согласии с учением Нового Завета, то возможность возникновения разделения в церкви будет сведена до минимума. Но даже, если и возникли бы трудности, то мы всё же согласны с Дениэлом Уреем, который пишет: «…Покорность Христу и Его Слову более важна, чем искусственное единство, построенное на непослушании и компромиссах».

3. Иисус сказал тем, кто осуждал женщину, взятую в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Иоан. 8:7). Какое это имеет отношение к вопросу церковного дисциплинирования?

Важно обратить внимание на то, что Иисус Христос не отпустил грех, совершённый ею. Напротив, Он призвал её: «…иди и впредь не греши (Иоан. 8, 11). Из этого происшествия мы можем яснее увидеть Христово сострадание, милость и желание прощать. Однако нельзя придти к заключению, что Христос положил сам факт греха «под сукно». Грех Иисус назвал своим именем. Конечно, Он прощает наши грехи. Но прощение греха ре означает позволение делать его.

В Иоан. 8:7 Иисус Христос преследовал двойную цель. Он хотел заставить приведших к Нему грешную женщину задуматься о них самих.

Хотя они внешне были невиновными, они не могли претендовать на безгрешность. Но Христос также хотел показать этой грешнице, что и у неё есть надежда. Хотя она была виновной в грехе, Иисус предложил ей прощение и восстановление. Подобно её обвинителям, Иисус признал её грешницей. Однако, в отличие от них, Он хотел, чтобы она лучше покаялась, чем была побита камнями.

Все мы согрешаем, а потому сами по себе не имеем права быть блюстителями церковного порядка. Однако Сам Христос дал право Церкви применять церковные дисциплинарные взыскания на согрешающих членов церкви, которые не покаялись в своих грехах. Случай с женщиной, приведенной ко Христу, показывает нам важность проявления мягкости и сострадания в вопросах церковного дисциплинирования. Он также подчёркивает важность покаяния и восстановления.

4. Что означает «предать кого-то сатане» (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20)? Будет ли это дисциплинарное взыскание церковным?

Предание сатане не представляет собой какое-то особое церковное наказание; это просто эквивалент отлучения от церкви согрешившего и не кающегося члена церкви, что равносильно помещению этого человека в «царство мрака» (Кол. 1:31), где властвует сатана (2 Кор. 4:4; 1 Иоан. 5:19). Жить в сфере влияния сатаны — это значит быть более беззащитным к его нападкам. Цель такого церковного наказания заключается в том, чтобы некающийся грешник осознал свою нужду в Христе, в Его Церкви и в своём восстановлении (1 Кор. 5:5). Как Иисус Христос, так и апостол Павел дают наставление относительно применения этого церковного наказания, которое представляет собой самый суровый шаг в вопросе поддержания церковной дисциплины (Матф. 18:17; 2 Фес. 3:14; Тит. 3:10).

5. Какой промежуток времени должен отделять один шаг церковного дисциплинарного воздействия от другого (Матф. 18:15-17)?

По этому важному вопросу Иисус Христос не дал никаких конкретных указаний. Те, кто участвует в процессе дисциплинарного воздействия, должны полагаться в этом вопросе на руководство Духа Святого.

Очевидно, что слишком долгий промежуток будет указывать на то, что это далеко не считается важным. Напротив, слишком малый промежуток времени сделает эту процедуру более похожей на возмездие, чем на восстановление. Пастор Рей Стедман из Библейской церкви в городе Пенинсула подчёркивает важность того, что промежуток времени должен быть подходящим для каждой стадии в процессе дисциплинирования. Под словом «подходящий» следует понимать, что продолжительность времени подбирается руководящими братьями в зависимости от обстоятельств (Гал. 6:1) и под водительством Духа Святого.

Основным критерием, как предлагает Урей, должно быть наличие или отсутствие видимого процесса, или заметного отклика на обличение». Если согрешивший проявляет отзывчивость, как этого требует Слово Божье, то время определяет Сам Дух Христа, производящий работу покаяния (Иоан. 16:7-11). Но если после приемлемого промежутка времени согрешивший не хочет изменить своего отношения к греху или же, напротив, ожесточается, тогда будет разумно перейти к следующему шагу дисциплинарного процесса.

6. Почему апостол Павел обличил апостола Петра не наедине, а при всех (Гал. 2:11-14)? Упустил ли апостол Павел то, что согласно учению Иисуса Христа, это нужно делать шаг за шагом (Матф. 18:15-17)?

Можно предложить два объяснения того, почему апостол Павел поступил именно так. Первое объяснение, хотя и не вытекает непосредственно из текста Библии, но вполне приемлемо заключается в том, что апостол Павел сначала обличил апостола Петра наедине. Возможно, что апостол Пётр не откликнулся должны образом, и тогда Павел представил это дело перед церковью. Однако, с другой стороны, на основании сказанного в 1 Тим. 5:20, можно прийти к заключению, что грех, допущенный руководящими братьями, требует публичного обличения, независимо от других обстоятельств. Согрешающих руководящих братьев нужно обличать «в присутствии всех» (см. Гал. 2:14; 1 Тим. 5:20), чтобы другие верующие боялись делать грех. Но в любом случае, происшествие, имевшее место в Антиохии, нельзя рассматривать как нарушение апостолом Павлом процедуры церковного дисциплинирования, установленной Христом.

7. Можно ли накладывать церковные дисциплинарные взыскания на тех, кто не член церкви? Должны ли руководящие братья пытаться применять дисциплинарные меры к посетителям, которые не члены церкви?

Вопрос о том, имела ли первоапостольская церковь официальное членство, остаётся открытым. Вероятно, что в апостольское время какое-то членство в церкви было, хотя и не в той форме, как это установлено в современных церквах. Признанными членами церкви являлись все те. кто поверили в Иисуса Христа, приняли водное крещение и пребывали в учении апостолов. С другой стороны, Св. Писание не даёт каких-либо отличительных особенностей фактического члена церкви от постоянного посетителя.

Церковные служители имели духовную обязанность пасти Божье стадо и сюда входили как члены церкви, так и постоянные посетители (1 Пет. 5:2; Евр. 13:17). А потому с точки зрения дисциплины было бы просто неразумно делать какое-то различие между этими двумя группами.

Конечно, технически невозможно отлучить от церкви не члена церкви.

Однако, и такого верующего можно исправить, обличить и даже не допустить церковного общения с ним. К сожалению, очень часто поводом к отсутствию необходимого дисциплинарного воздействия служит ссылка на то, что согрешивший не официальный член церкви. Совершенно понятно, что ни Иисус Христос, ни апостол Павел не могли признать такое оправдание заслуживающим внимания.

8. Когда нужно прибегать к дисциплинарному взысканию? Какие грехи требуют дисциплинарных взысканий, а какие нет?

Св. Писание делает чёткое различие между тем, что приемлемо для Иисуса Христа, а что нет. Грехи, перечисленные в 1 Кор. 5:11; Гал. 5:19-21; Марк 7:21-22 и 2 Тим. 3:1-5, требуют безотлагательного церковного вмешательства. Нужно учитывать, однако, что буквальное следование на то, которое существовало в первом столетии. Можно прийти также к заключению, что отсутствие видимых или явных грехов свидетельствует о якобы хорошем духовном состоянии. И только, если такие грехи станут очевидными, тогда церковь забьёт тревогу, что что-то с этим членом не в порядке. Джески говорит следующее по этому поводу: «Только там, где присутствуют видимые признаки духовной жизни, есть здоровая христианская жизнь. Но если эти признаки исчезают, то что-то происходит неверно. В таком случае другие члены церкви должны поспешить на помощь».

Согласно написанному в Послании к Евреям, руководящие братья дадут отчёт перед Богом о том, как они пасли Божье стадо (Евр. 13:17).

Это означает, что церковное руководство не должно откладывать принятие дисциплинарных мер до тех пор, пока грешник достигнет последней стадии духовного разложения. Дон Бабна пишет: «Если мы позволяем кому-либо удаляться от нас и терять общение с нами, не пытаясь выяснить почему это так происходит, то позже мы уже вряд ли сможем обличить его или поднять его, если он упадёт». Обличать кого-либо с любовью или исправлять нужно сразу же, как только появятся первые признаки ослабления веры.

9. Должно ли исповедание согрешившего происходить публично, или наедине?

Исповедание — это важная часть процесса восстановления, поскольку оно первый признак истинного покаяния. Вполне очевидно, что исповедоваться нужно перед Господом (1 Иоан. 1:9; Пс. 50:4). Бывают случаи, когда исповедоваться нужно и перед верующими (Матф. 5:23-24).

Существует два условия, которые определяют то, должно ли исповедание быть публичным, или наедине. Во-первых, важно то, против кого брат или сестра согрешили. Во-вторых. знает ли кто-то о совершённом грехе, кого нужно предупредить о его последствиях?

Те, кто был обижен, ранен или обманут грехом, должны знать, что этот грех распознан, и с ним покончено. Невозможно восстановить полное общение, если есть сомнение в том, было ли искреннее покаяние.

Кроме того, если о совершённом грехе знают другие люди, то хотя они лично и не затронуты им, они должны, всё же знать, что с этим грехом покончено. Иаков призывает: Иак. 5:16 — «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного».

Публичное исповедание оказывает положительное влияние на умы и сердца верующих, поскольку они сознают, что даже втайне сделанный грех становится явным и имеет публичные последствия. Публичное исповедание также может пресечь могущие возникнуть сплетни и пересуды. Важно, однако, снова подчеркнуть, что публичное исповедание не ставит своею целью унизить согрешившего или устыдить его, но оно должно совершаться с целью исцеления и восстановления.

10. Насколько подробным должно быть исповедание и особенно в тех случаях, когда оно носит публичный характер?

Исповедание должно быть достаточно подробным для того, чтобы обиженные, раненные или обманутые поняли, о каком именно грехе идёт речь. Нужно сказать нечто большее, чем просто: «Я согрешил». Многие верующие могут сказать это о каждом дне или неделе! С другой стороны при исповедании не следует вдаваться в ненужные детали или подробности. Но следует сосредотачиваться на сенсационных или неприличных деталях. Апостол Павел говорит: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Ефес. 5:12).

Было бы хорошо, если бы руководящие братья заранее обсудили с согрешившим то, как следует совершить публичное исповедание. Заранее надо согласовать, как и в какой форме будет сделано исповедание.

Есть такие грехи, как, например, гомосексуализм (мужеложество), кровосмешение, приставание к детям, которые очень трудно простить и забыть. В некоторых случаях возможно было бы лучше всего просто не говорить, о каком конкретном грехе идёт речь. Поскольку цель публичного исповедания — восстановление, нужно избегать всего того, что может помешать прощению, принятию и восстановлению.

11. Нужно ли согрешившим святым запрещать участвовать в вечере Господней?

Одна из наиболее трудных проблем, с которой столкнулось христианство — это взаимоотношение между отлученным от церкви и участием в хлебопреломлении. Часто запрещение участвовать в вечере Господней рассматривают как меньшее наказание, чем отлучение от церкви.

Некоторые думают, что члена церкви, не желающего покаяться в своём грехе, следует наказать тем, что ему будет запрещено принимать участие в наиболее важном христианском установлении — хлебопреломлении.

Слова, сказанные в 1 Кор. 5:11: «…с таким даже и не есть вместе» иногда используются как доказательство в пользу того, что такой шаг следует предпринять прежде, чем отлучать от церкви.

Прежде, чем отвечать на этот вопрос, нам нужно рассмотреть то, что означает вечеря Господня. Вечеря Господня была учреждена нашим Господом Иисусом Христом как знак воспоминания смерти Христа и ожидания Его второго пришествия (Матф. 26:26-29: 1 Кор. 11:23-26). Апостол Павел провозглашает относительно вечери Господней: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете доколе Он придет» (1 Кор. 11:26). Участие в вечере Господней означает то, что её участники «исповедуют» или провозглашают один другому и всему миру, что они верят в искупительную смерть Иисуса Христа и ожидают Его второе пришествие. Это выражение личной веры и эсхатологической надежды, которое могут сделать только те, кто находится в правильном отношении с Богом, т.е., кто наслаждается Божественным прощением и общением с другими христианами.

Тот, кто не может принимать участия в вечере Господней, находится вне круга прощения и христианского общения. Поэтому было бы противоречием запретить кому-либо участвовать в вечере Господней, но оставить членом Церкви Христовой. Это означало бы, что в церкви есть два класса членов — покаявшиеся и непокаявшиеся.

Вместо того, чтобы запрещать кому-либо принимать участие в вечере Господней, было бы лучше — и это больше соответствовало бы учению Библии — если бы это использовать как инструмент воспитания членов церкви. Это более соответствует тому, что говорит Ап. Павел в 1 Кор. 11:27-29, где он призывает верующих испытывать самих себя, а не избегать участия в этом деле. Такое испытание самих себя должно привести к покаянию, исповеданию, а затем к участию в хлебопреломлении.

Так и говорит апостол Павел: 1 Кор. 11:28 — «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей».

Подготовка к хлебопреломлению должна дать людям возможность для рассуждения, публичного исповедания и примирения друг с другом.

Вечеря Господня должна быть регулярной возможностью для духовной самопроверки членов церкви. Цель такой подготовки — участие в хлебопреломлении, а не воздержание от него. Иисус Христос наставляет нас: Матф. 5:23-24 — Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Вечеря Господня — не инструмент дисциплинирования, но возможность для исправления тех, кто уклонился от прямого пути. Церковная семья должна быть предупреждена о том, что недостойное участие (участие непокаявшегося грешника) недопустимо и, что перед тем, как принимать участие, верующие должны примириться с Богом и друг с другом.

12. Как нужно поступать членам церкви, если непокаявшийся член церкви исключён, но продолжает посещать церковные богослужения? Как к нему нужно относиться?

Ни в коем случае нельзя даже пытаться запретить исключённому из церкви посещать собрания. Церковное помещение — это место, открытое для всех, и на большинстве собраний могут присутствовать все желающие. «Случай» запрещения посещать церковь, несомненно привлёк бы внимание прессы и мог бы послужить только фактом бесславящим нашего Господа.

Лучше всего относиться к отлученному от церкви как к неверующему человеку, находящемуся под церковным дисциплинарным взысканием. Некоторые виды социальных контактов, которые могли бы показать, что всё, мол, хорошо, не должны иметь места. Вы не можете, к примеру, пригласить исключённого на занятие в Воскресной школе, но можете подсесть к нему после окончания собрания и побеседовать о необходимости покаяния. Отлученному не должен участвовать в вечере Господней и не имеет права голоса на церковных членских собраниях. Члены церкви не должны проявлять невежливость по отношению к отлученному, но они в то же самое время, должны избегать таких слов и поступков, которые могли бы быть поняты отлученными как знак того, что его грех прощён и забыт без его покаяния.

13. Какие грехи, совершённые в прошлом, могут сделать невозможным участие в каком-либо церковном служении?

Этот вопрос затрагивает две разных вещи — прощение и квалификацию, необходимую для того или иного церковного служения. Библия учит, что Христос прощает все грехи на основании покаяния и исповедания согрешившего (1 Иоан. 1:9). Тем, кто вступил в завет с Господом, Бог говорит: «…Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:34). Но возможно ли такое, чтобы полностью прощённый Богом и омытый кровью Иисуса Христа верующий не имел права исполнять какое-либо церковное служение?

В книге Левит, в 21-ой главе Бог перечисляет те качества, которыми должен обладать левит для того, чтобы приступить к жертвеннику Господнему. Священник не должен был быть женатым на вдове, на бывшей блуднице или на разведенной. Он не мог быть лысым, слепым, хромым и не должен был иметь других физических недостатков. Имеющие такие недостатки могли есть жертвенное, но сами не могли совершать служение. Изложенный здесь принцип указывает на то, что Бог поставил высокие стандарты для тех, кто хочет стоять перед Ним, как священник в доме Господнем.

Апостол Павел в 1 Тим. 3:1-7 также ставит очень высокие требования для тех, кто желает исполнять епископское служение. Хотя все верующие спасены, прощены и омыты кровью Христа, не все имеют право исполнять епископское служение. Епископ должен быть «непорочен» и «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3:2, 7). Это первое и последнее требования только подчёркивают важность этого вопроса, а между ними перечислены многие другие необходимые качества.

В общем, я лично согласен с Марком Дитлетоном, что прошлые грехи, которые продолжают оказывать своё воздействие, или их результаты продолжаются, не позволяют верующему быть церковным служителем.

Со временем результат того или иного греха может ослабевать, и тогда этот вопрос можно вновь рассмотреть. Через определённый промежуток времени такой верующий может быть допущен к церковному служению. Такое решение нужно принимать только после многих молитв, рассуждения над Библией и советов с другими. В любом случае требуется полное согласие церкви. Было бы не мудро и духовно опасно вверить данному брату руководящее служение, если у членов церкви есть серьёзные сомнения относительно его духовных качеств.

14. Должны ли различные церкви сотрудничать в вопросе церковной дисциплины?

Хотя существует много различных церквей и деноминации, все они составляют одно Тело Христово. Единство этого Тела должно быть продемонстрировано в сотрудничестве этих церквей по вопросу исправления согрешающих святых. Такое сотрудничество необходимо тогда, когда член церкви, которому грозит церковное взыскание, или на которого оно уже наложено, хочет перейти в другую церковь. Часто нераскаявшийся член церкви хочет поменять церковь с целью избежания церковного взыскания за грех, в котором он не хочет покаяться. В таких случаях церковь, в которую он хочет перейти, должна навести справки о нём и разузнать, в каком он отношении с церковью, из которой вышел. Важно в таком случае спросить у самого члена о тех обстоятельствах, при каких он покинул предыдущую церковь. Бывшая церковь, в свою очередь, должна сообщить, что этот брат или сестра не были в должном состоянии и, что между ними и церковью остались нерешенные проблемы.

Бывшая церковь, однако, должна быть очень осторожной, когда она сообщает о грехе, совершённом тем членом, который хочет перейти в другую церковь. Лучше всего дать письменно свидетельство примерно в таком виде:

«Братский совет ________ церкви должен сообщить, что _________ не находится в надлежащем духовном состоянии. Учитывая его (её) нежелание покаяться в некоторых серьёзных нарушениях правил христианского поведения, мы не можем порекомендовать вам принять его в члены вашей церкви до тех пор, пока эти проблемы не будут решены».

Более конкретные указания о совершённом грехе могут привести к тому, что согрешивший подаст в суд на церковь за вторжение в его личную жизнь, как это было в случае с Мариам Гуинн. Если же на согрешившего уже было наложено дисциплинарное взыскание, то свидетельство о нём может быть таким:

» ____________ (имя, отчество, фамилия) оставил ___________ (название) церковь, находясь под дисциплинарным взысканием».

Подобное сообщение, составленное в общих формах, насторожит другую церковь о том, что проблема существует, однако ответственность ложится на неё в том отношении, что она должна сама решить, как быть с отступившимся святым и от него узнать, что именно он сделал.

Затем эта церковь должна поощрить тог, кто желает вступить в число её членов, разрешить свои проблемы прежде, чем стать членом этой церкви.

Другая ситуация, в которой желательно сотрудничество церквей в вопросах соблюдения христианской дисциплины, — это ситуация, в которой члены различных церквей вовлечены в конфликт между собою или участвуют в общем грехе. В таких случаях было бы очень полезно создать совместную межцерковную комиссию, которая должна побеседовать со всеми вовлечёнными в конфликт и попытаться найти решение данному конфликту. Эта совместная комиссия могла бы рекомендовать церквям принятие необходимых дисциплинарных взысканий.

15. Как быть в тех случаях, когда речь идёт о нарушении церковной дисциплины теми, кто служит «вне» церкви в межцерковных организациях?

Каждый христианин должен быть членом какой-то поместной церкви, где он находится под надзором и руководством местных руководящих братьев (Евр. 10:25; 13:17). Естественно, что работающие в межцерковных организациях, тоже должны состоять в какой-то поместной церкви членами и могут в ней подвергаться церковным взысканиям.

Те, кто работает в межцерковных христианских организациях, несут двойную ответственность. Они ответственны перед поместной церковью, где они состоят членами, и перед организацией, где они работают.

В случае нарушения ими норм христианского поведения это дело должно рассматриваться в церкви. Однако и организация, где они работают, может наложить своё дисциплинарное взыскание. В определённых случаях организация может ограничить или даже устранить от служения согрешившего до тех пор, пока он искренне покается. Это особенно относится к тем, кто несёт общественное христианское служение, как, например, писатели или широко известные проповедники.

Как церковь, так и межцерковная организация должны стремиться к тому, чтобы согрешивший был восстановлен. Хотя было бы желательно, чтобы и церковь, и организация работали в этом случае совместно, это не всегда возможно на практике. Церковь и организация не всегда могут прийти к согласию о том, какие именно шаги нужно предпринять, чтобы исправить согрешившего служителя. Церковь может удовлетвориться просто искренним раскаянием. Но межцерковная организация может поставить определённые условия для возвращения согрешившего на публичное служение. Эти условия могут быть разными, в зависимости от служения, в котором участвовал согрешивший работник.

Особая проблема возникает тогда, когда христианский работник настолько влиятельная личность, что становится ответственным, фактически, только перед самим собою. Он никому не даёт отчёта о своём поведении. Естественно, что в случае, когда такой служитель совершит явное нарушение правил христианского поведения, никто не чувствует себя в состоянии его обличить или наложить на него дисциплинарное взыскание. В таких случаях устанавливается компромисс, и служитель продолжает грешить до тех пор, пока его грех не откроется перед всеми, и его самого не постигнет срам и унижение. Нечто пробное повторяется время от времени снова и снова.

Таких проблем можно было бы избежать, если бы каждый христианский руководитель заключал своеобразный завет с другим служителем для взаимной ответственности друг перед другом. Конечно, в любом случае они должны были бы быть ответственными перед своими поместными церквами и своими организационными комитетами. Однако, обычно поместные церкви мало что знают о жизни такого человека и о его служении в христианской организации. А комитет организации, в которой он исполняет руководящее служение, обычно всего лишь «печать» для принятых им же самим решений и планов.

Лично мне удалось избежать много определённых ошибок и грехов благодаря моей подотчётности моему другу-пастору. Я попросил этого моего друга, чтобы если он увидит какую-либо мою ошибку, он тут же обличил меня. Если же я сам осознаю, что допустил грех, то я должен перед Богом рассказать ему об этом. Подобное взаимное согласие о взаимной ответственности могло бы помочь многим ревностным христианским руководителям избежать ошибок и лучше исполнять свое межцерковное духовное служение.

16. Если христианский служитель согрешит, а потом покается, когда можно восстановить его на руководящей работе? Кто может принимать такое решение?

Если христианин согрешит, то покаяние — необходимое условие для прощения и восстановления (Лук. 17:3). Однако, когда речь идет о согрешивших служителях, нам нужно проводить различие между восстановлением в общении и восстановлением в служении.

Прощение и восстановление в общении должно следовать сразу же после покаяния. (Искренность покаяния может быть видимой из исповедания греха перед теми, против кого он направлен.) Восстановление же в служении может потребовать определённого времени. Продолжительность этого времени зависит от того, сознался ли согрешивший сам в своём грехе или уличён другими людьми, а также от серьёзности греха.

Прежде, чем согрешивший лидер восстановлен в служении, должно быть восстановлено уважение и доверие к нему. Именно это подразумевает апостол Павел в 1 Тим. 3:17. говоря: «непорочен», «доброе свидетельство от внешних». Я понимаю, что апостол Павел говорит это о том, кто хочет исполнять епископское служение в церкви, однако, то же самое правило должно распространяться и на руководителя христианской организации, который наблюдает за подчинёнными ему другими христианскими работниками.

Сколько же времени потребуется для того, чтобы христианский работник, впавший в серьёзный грех, смог восстановить свою репутацию и снова завоевать доверие к себе? Для этого может понадобиться столько же времени как и в начале его служения. Однако, в данном случае, нужно принимать во внимание не само по себе время. Решающим является предоставление возможности согрешившему руководителю снова показать себя. Это можно сделать, предоставляя ему возможность исполнять служение на более низком уровне, возможно начиная с самого низкого. Если раскаявшийся лидер проявит верность в более низком служении, он может заныть более высокую позицию. Однако, нужно опасаться доверить такой личности такое служение, в котором он может снова потерять доверие и уважение своих подчинённых.

Кто же должен принимать решение о том, когда согрешивший христианский лидер сможет быть восстановлен в его служении? Если говорить о церкви, то такая ответственность возложена на братский совет церкви (1 Тим. 5:17; Евр. 13:17). В тех церквах, где вся церковь решает свои дела, братский совет может сделать свою рекомендацию на членском собрании. В христианских организациях такое решение должно быть принято комитетом. Для избежания внутренних конфликтов из-за недостатка доверия и уважения со стороны других работников этой организации к провинившемуся руководителю, подобное важное решение должно быть принято после консультации со всеми работниками этой организации.

17. Какое место отводится Духу Святому в процессе церковного дисциплинирования?

Дух Святой играет очень важную роль в вопросах проведения в жизни церковной дисциплины.

Во-первых, именно Дух Святой может дать человеку сознание его греховности и желания покаяться. Иисус Христос сказал о Духе Святом: Иоан. 16:8 — «И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде».

Хотя эти слова относятся к работе Духа Святого среди неверующих, они явно применимы и в случае согрешающего святого. Дух Святой совершает работу обличения, пробуждает сердце согрешившего святого и даёт ему сознание его вины.

Во-вторых, Дух Святой играет важную роль в деле освещения Библейского учения в вопросах церковной дисциплины. Иисус Христос говорил Своим ученикам, что Дух Святой «наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16:13). Господь оставил нам письменное руководство о том, как проводить в жизнь церковную дисциплину, и такое руководство есть Слово Божье. Дух Святой, в Свою очередь, проливает свет на Св. Писание, давая нам правильное понимание конкретных мест и необходимых принципов.

В-третьих, Дух Святой непосредственно влияет на церковное руководство и на членов церкви в каждом конкретном случае. Апостол Павел заявляет в Послании к Римлянам: Рим. 8:14 — «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий».

Иногда я стаю в тупик, когда пасторы спрашивают у меня, как применить Библейские принципы в необычных или уникальных случаях.

Очень часто я соглашаюсь со словами, сказанными в Пс. 34:11 — «…чего я не знаю, о том допрашивают меня». Однако, я убеждён, что Дух Божий будет руководить теми, кто искренно желает правильно применить на практике Библейские принципы.

18. Если ли в Библии ответы на все вопросы, относящиеся к подтверждению церковной дисциплины?

В церковной жизни часто возникают такие вопросы, связанные с церковной дисциплиной, на которые в Библии нет прямого и непосредственного ответа. Но и в этих случаях нам не стоит в отчаянии опускать руки.

Иисус Христос учил Своих учеников, что дисциплинарное воздействие должно стать результатом единого мнения членов церкви и их горячих молитв (Матф. 18519). Он также обещал духовно присутствовать на собраниях верующих, и что решения поместных церквей будут угодны Богу (Матф. 18:20). И всё же, мы не имеем ответов на все возникающие вопросы. Но у нас есть любящий нас Господь Иисус Христос, Который помогает Своему народу принимать правильные решения.