5. Вопросы дисциплины в истории церкви

В первоапостольской Церкви дисциплинирование было признанной необходимостью; оно широко применялось на практике и служило признаком истинного, Библейского христианства.

В Новом Завете существует много доказательств того, что в первоапостольской Церкви применялись меры дисциплинарного взыскания (Матф. 18:15-20; Деян. 5:1-11; 1 Кор. 5:1-5; 2 Кор. 2:5-11; Гал. 2:2-14; 6:1; 2 Фес. 3:6-15).

Вопросы церковной дисциплины занимали важное место и в послеапостольский период, на протяжении двух или трёх столетий, и это видно из того, с какой серьёзностью обсуждались вопросы, какие грехи могут быть прощены, если они сделаны после обращения. Когда гонения на христиан усилились, возник вопрос, как относиться к тем, кто под давлением отрёкся от веры в Христа, но потом искренне покаялся. Можно ли было восстанавливать таких в церкви, и если да, то на каких условиях?

Апостольские постановления (252-270 гг.)

Эти и другие вопросы привели к тому, что была разработана система церковного наказания. В соответствии с так называемыми «Апостольскими Постановлениями», принятыми в Сирии в 252-270 гг. Р.Х., согрешивший должен был предстать перед церковью, где производилось тщательное расследование того, согрешил ли он на самом деле, и если он согрешил, то его отлучали от церкви на срок от двух до семи недель, в зависимости от тяжести соделанного им греха. Только после этого согрешивший восстанавливался в правах и мог иметь полное общение с церковью. Находившийся под таким церковным наказанием должен был доказать плоды искреннего раскаяния — сидеть возле церковных дверей в разодранной одежде и с посыпанной пеплом головой.

Четвертое столетие

К четвёртому столетию в церкви была разработана стройная система церковного наказания с подробным описанием необходимых действий для обсуждения согрешившего и его восстановления. В это время отношение к греху было очень серьёзным, и наказание, особенно за такие тяжкие грехи, как убийство, прелюбодеяние и блуд, было очень строгим.

Средние века

В средние века, благодаря быстрому росту числа монахов, всё большее влияние стала завоёвывать точка зрения, что грех должен быть обсуждён между согрешившим и его священником. Церковное разбирательство больше не требовалось, и публичное исповедание больше не допускалось. Согрешившему не нужно было показывать плоды истинного покаяния. Исповедь происходила тайно перед одним священником. И только в особых случаях требовалось общественное разбирательство.

Четвертый вселенский собор (1215 год)

На этом соборе было принято решение, что члены церкви должны в обязательном порядке раз в год совершать исповедь. Тот, кто хотя бы раз в год не являлся на исповедь к священнику, изгонялся из церкви, и ему отказывали в праве быть похороненным по христианскому обряду.

Реформация

Хотя Мартин Лютер решительно отбросил такие церковные нелепости, как индульгенции (отпущение грехов, которые могли быть совершены в будущем), к вопросам церковной дисциплины он относился с определённой нерешительностью. Его «Кирхенорднунг» («Церковный порядок») не содержит никаких конкретных указанию о покаянии, исповедании или наказании за нераскаянный грех, равно как и возможности исключения из церкви. Однако, сам Лютер применял меры церковного дисциплинарного воздействия и призывал к этому других. Он считал, что в вопросах обличения и исправления основную роль должно играть Слово Божье, а отлучение от церкви должно быть только крайней мерою наказания. В нескольких случаях он настаивал на том, что не подчинившиеся церковному запрещению участвовать в Вечере Господней были отданы под юрисдикцию гражданских властей и были высланы из города.

Швейцарский реформист Ульрих Цвингли был более агрессивным в вопросах церковной дисциплины. Он считал, что гражданская и церковная власть должны быть едины, и что вопросами церковной дисциплины должны заниматься не только церковные служители, но и городские власти. Городские же власти имели право выносить приговоры.

Один из самых видных реформаторов, Жан Кальвин, внёс очень большой вклад в развитие церковного порядка и дисциплины.

Вопросы церковной дисциплины для него были настолько важными, что условием для своего возвращения в Женеву в 1541 году он поставил принятие его точки зрения по этим вопросам. Он настаивал на независимости церкви от гражданских властей, однако, искал у них поддержки, когда речь шла о наказании тех, кто нарушил церковную дисциплину.

«Бельгийское исповедание» (1561 год) как движение выросло из Реформации и считало, что церковная дисциплина — признак истинности церкви: «Отличительные черты истинной церкви — следующие: истинной церковь есть лишь в том случае, если в ней проповедуются чистые евангельские доктрины; если она в точности исполняет заповеданные Господом святыни (например, хлебопреломление); если она соответственно наказывает согрешивших или, если вкратце, в ней всё совершается исключительно по Слову Божьему, всё еретическое отвергается, и Иисус Христос признаётся единственным Главою Церкви».

«Гейдельбергский Катехизис», написанный в 1563 году и принятый в церквях и школах города Гейдельберга в Германии, также настаивал на строгой необходимости соблюдения дисциплины в церквах.

В «Вестминстерском исповедании веры», написанном в 1646 году, была целая глава, озаглавленная «Церковные порицания». Среди мер церковного наказания перечислялись: лишение на определённое время права принимать участие в Вечере Господней и отлучение от церкви.

Как видно из «Шлейтгеймского Исповедания» (1527) анабаптистское движение придавало важное значение вопросам церковной дисциплины.

Анабаптист Менно Симонс, ставший основателем менонитского движения, написал на эту тему три трактата. Некоторые считают, что он занимал крайний позиции в этих вопросах, хотя на самом деле, это вовсе не так. Он настаивал на строгом соблюдении церковной дисциплины, но подчёркивал, что целью церковного наказания должно быть увещание, а не отвержение.

В 17-ом веке шотландские пресвитериане строго придерживались церковной дисциплины и старались приобрести поддержку гражданских властей в вопросах соблюдения дисциплины. Английские пуритане также настаивали на соблюдении церковной дисциплины, но разработали такую доктрину церковной дисциплины, которая была независимой от гражданских властей. Джон Веслей, основатель методистского движения, был ревностным сторонником церковной дисциплины в рамках религиозной общины.

Представители конгрегационистов в течение двух лет (с 1646 по 1648 годы) проводили совещания в Кембридже, штат Массачусетс, с целью выработки своего собственного исповедания веры. В основном они согласились с положениями, изложенными в «Вестминстерском исповедании», за исключением вопроса церковной дисциплины. В заключительном документе «Кембриджская платформа» они выделили целый раздел под названием «Отлучение от церкви и другие наказания», в котором подробно описали порядок соблюдения церковной дисциплины. Этот документ — самое подробное, основанное на Библии, постановление по данному вопросу. Дисциплинарные меры, применявшиеся конгрегационистскими церквями в Массачусетсе, отражают место церковной дисциплины в историческом развитии американских церквей.

Рассматривая вопрос церковной дисциплины в исторической перспективе вплоть до настоящего времени, мы приходим к неоспоримому заключению, что в христианских церквях всегда применялись исправительные дисциплинарные меры. То, что этот вопрос находится сегодня в пренебрежении, не может затмить того факта, что в прошлом Церковь старалась сохранять свою чистоту и исправлять согрешающих членов.

Френсис Шейфер в письме издателю журнала «Христианство сегодня» выразил озабоченность духом примиренчества к греху, овладевшим многих евангельских христиан: «Этот новый шаг примиренчества по отношению к мирскому духу переходит к нам из двух групп: от тех, кто сознательно желает занизить требования Св. Писания, и от тех, кто не желает придерживаться истинной церковной дисциплины».

Вместе с таким примиренчеством, по словам Шейфера, приходит равнодушие к Библейскому учению о чистоте видимой Церкви Христовой. В течение всей истории церковная дисциплина играла важную роль в церковной жизни. Пришло время, чтобы этим вопросам снова стали придавать столь же важное значение в церквях.