Общие вопросы

Есть ли трудные места в Святом Писании?

Некоторым читателям может показаться, что название данного трактата «компрометирует» нашу Святую Книгу, и что нам вообще не следует говорить о наличии трудных фрагментов в Библии. Если Слово Божье дано людям для того, чтобы вести их ко спасению, то оно должно быть без пятна и порока — чистым и ясным. Если же при этом сказать, что Библия содержит трудности, то это очевидно будет противоречить ее божественному происхождению и ее возвышенному характеру — характеру нашего единственного руководства в достижении небесной жизни. Целью данной книги вовсе не является отрицание божественности, чистоты и понятности Писаний.

Но нам не следует, однако, забывать, что в самой Библии указывается на существование некоторых вещей, довольно трудно понимаемых. Пусть читатель откроет 2-е Послание Петра 3:16 в Святом Писании и прочтет, что Петр говорит о посланиях Павла. Он утверждает, что в них «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели превращают, как и прочие Писания». Апостол не говорит, что все или многое в посланиях Павла является трудным для понимания; он ссылается лишь на «нечто» — то есть кое-что. Ну а если в посланиях Павла встречается такое, что можно назвать трудным, то вполне вероятно, что и в других разделах Библии также есть что-то такое, что не так просто понять.

Наш опыт подтверждает это. Человек, читающий Библию, то и дело наталкивается на фрагменты, которые заставляют его спрашивать: «Что это означает?» Подобно евнуху, читавшему пророчества Исаии (см. Деян.8:27-39), читатель приходит в недоумение от языка, который использовали святые — составители Библии. Многочисленные комментарии Писаний, написанные посвященными христианскими учеными, подтверждают, что трудные фрагменты то и дело встречаются в Библии. Хотя объяснение трудностей и не является основной целью библейских комментариев, наличие трудностей, по крайней мере, является одной из причин, по которым эти комментарии пишутся.

Библейские трудности, на которые указывают как друзья, так и враги Библии, очень разнообразны. При этом подавляющее большинство их как правило придумываются самими читателями и исчезают при вдумчивом, молитвенном изучении Библии. Некоторые трудности порождаются нашей неспособностью понять язык, которым пользовались святые — составители Библии при написании некоторых фрагментов. Другие трудности могут быть следствием скудости наших познаний относительно исторических, географических, экономических и социальных условий того времени, когда писались книги Библии. Некоторые люди утверждают, что они находят в Писаниях трудности морального плана, что в них содержатся спорные и даже вредные утверждения. Другие думают, что они нашли такие места, где наука и Библия противоречат друг другу, и утверждения последней нелогичны. Иногда кажется, что отдельные фрагменты противоречат друг другу, и на этом многие люди спотыкаются.

Целью данной книги является рассмотрение основных трудностей и мнимых противоречий, с которыми сталкиваются люди при чтении Библии. Трудности будут обсуждены в первом разделе книги, а противоречия — во втором ее разделе. Но, прежде чем брать какие-то конкретные фрагменты, нам хотелось бы рассмотреть вопрос о том, каким должно быть наше отношение к Библии в общем и целом. Прежде всего давайте рассмотрим доктрину о богодухновенности Библии.