11. Жизнь в доверии и любви

Побеждайте страх любовью

Страх обладает властью. В раннем детстве я боялся спать в темноте. Страх проделывал со мной разные проказы: одежда, брошенная на стул, казалась притаившимся чудовищем; под кроватью мне мерещились змеи и крокодилы; мне казалось, что кто-то прячется за дальней спинкой кровати. Я не мог спать от страха. Я звал моего отца и он зажигал свет; только тогда страх исчезал.

Нам никогда не удаётся до конца преодолеть свою беззащитность перед страхом. Страх парализует наш дух и делает нас неспособными к духовному росту и жизнедеятельности, к важным делам, способствующим этому росту; не последнее из таких дел — способность произносить слова, исполненные смелости и любви. Страх мешает нам говорить другим о Христе, проявлять свои духовные дарования, жить для блага других и проникать в новые сферы, полные духовных ценностей и открытий. Страх морально парализует нас и делает нас беззащитными перед атаками диавола. Если девушка боится потерять своего возлюбленного, она может в страхе совершить поступки, противоречащие воле Божьей. В тех странах, где преследуется религия, страх наказания и неизвестности мешает людям служить Господу. Многие предстали перед судом Божиьим и были осуждены в Библии за поступки, совершённые из страха потерять престиж, власть, деньги, положение и друзей.

Иногда страх бывает полезен: Бог посылает нам страх ради нашего блага. Страх падения заставляет нас осторожно спускаться по лестнице; страх боли удерживает нас от того, чтобы сунуть руку в горящую печь; страх совершить ошибку заставляет нас внимательнее относиться к работе. Но часто страх оказывается орудием в руках диавола, использующего его против нас.

Страх — это нити, с помощью которых диавол управляет нами. Выражаясь символически, одна из таких нитей привязана к нашему языку. Мы уже говорили о том, что источником многих греховных речей является чувство страха.

Какое же лекарство от страха предлагает нам Библия? Что поможет нам вместо слов, порождённых страхом, произносить слова, полные любви и мужества? Для того, чтобы свергнуть страх, утвердившийся на нашем жизненном престоле, необходимо предпринять два шага. Нужно обрести доверие и любовь.

Страх — это сосредоточенность на своей собственной защите и охране. Это эгоистическое чувство. Иногда такой страх полезен (страх огня, диких животных); но чаще всего страх бывает вреден, даже губителен. Мы воздерживаемся от того, чтобы честно заявить о чём-то, из боязни потерять друзей и общественное положение. Мы можем пойти на нравственный — и словесный — компромисс ради своей карьеры. Если кто-то мешает нам осуществлять наши планы и желания, мы можем попытаться его оскорбить или запугать с тем, чтобы устранить его с нашего пути. Мы боимся, что не сумеем осуществить свои желания.

Что же поможет нам уничтожить этот эгоистический страх, изгнать его? Совершенная любовь, которая помогает нам вручить себя воле Божьей и начать заботиться о нуждах других людей (1 Иоан. 4:18).

Часто, однако, любви должно предшествовать доверие. Если мы вверяем себя Богу, это освобождает нас от сосредоточенности на самозащите и даёт нам возможность заботиться о других. Если же мы убеждены, что охрана и защита нас самих, нашего будущего, зависит только от нас, то такое убеждение неизбежно породит чувство страха. Мы должны будем в одиночку защищаться от внешних сил, угрожающих разрушить наше благополучие или мечты о будущем. Если такие внешние силы сильнее меня, то мною овладеет страх, который будет управлять всеми моими поступками и словами. Если же я уповаю на Бога, на Его защиту и помощь, этот страх исчезает (Пс. 55:4).

Чтобы честно сказать правду в лицо бывшему другу, нужна вера в способность Бога осуждать и наказывать грех. Чтобы помогать деньгами нуждающимся, необходимо верить в то, что Бог позаботится о наших собственных нуждах. Чтобы не бояться исполнить тяжкий долг, надо верить в мудрость, защиту и силу Бога.

Оружие против страха — библейское учение о доверии и любви. Оно — ключ к мужественным и добрым словам. Как же нам обрести дар доверия, упования на Бога, и любви?

Дар доверия

Почему израильтяне роптали и жаловались в пустыне, когда 10 соглядатаев принесли им дурные вести об Обетованной Земле? Почему Раав солгала воинам? Почему Пётр отрёкся от Господа во дворе первосвященника?

Израильтяне, Раав и Пётр были рабами страха, безбожного эгоизма; этот страх проявился в их словах. Каждый из них имел возможность уповать на Бога и смело подтвердить свою веру в Него, вручив себя Его воле. Каждый из них знал, о чудесах, которые Бог совершил в прошлом. Но они вообразили, что им следует самим спасать себя, что Бог не может защитить их.

Напротив, Седрах, Мисах и Авденаго не поддались малодушному страху перед лицом испытания огнём, а полностью положились на Бога. Они сказали царю Навуходоносору: «нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш. Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:16-18). Доверие их к Богу было безграничным и абсолютным. Они продолжали бы уповать на Бога даже, если бы Он не вызволил их. Их бесстрашные слова отражают абсолютную веру в силу Бога и в то, что Бог заслуживает поклонения и служения Себе, несмотря ни на что.

Псалмопевец Давид говорил: «Когда я в страхе, на Тебя уповаю. В Боге восхвалю я слово Его; на Бога-уневаю, не боюсь; что сделает мне плоть? Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе; из этого я узнаю, что Бог за меня. В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек!» (Пс. 55:4-5, 10-12).

Сущность Бога — наша опора перед лицом страха. Она даётся нам осознанием четырёх реальностей: Божественного Присутствия, Силы, Защиты и Провидения.

Присутствие Бога. Когда я был ребёнком, в вечерние часы на улице меня всегда сопровождал кто-нибудь из взрослых. Если бы я шёл один в темноте, то пугался бы каждого шороха. Но когда кто-то шёл рядом со мной, я ничего не боялся. Присутствие другого человека, способного меня защитить, уничтожало страх.

Писание содержит многочисленные призывы уповать на присутствие Бога в минуты страха. Вот повеление Иисусу Навину: «Будь твёрд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдёшь» (Иис. Нав. 1:9). В знаменитом псалме «Господь — Пастырь мой» мы слышим призыв не бояться зла, потому что Бог — с нами (Пс. 22:4). Послание к Евреям призывает нас к духовному мужеству: «Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя», так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр. 13:5-6).

Мощь Бога. Бог не только всемогущ. Бог любит проявлять свою силу, помогая тем, кто верует в Него. Сила Бога, пребывая в Его учениках, помогает им быть «свидетелями Ему» (Деян. 1:8). Сила Его слова судит и изменяет нас (Евр. 4:12). Бог Своей мощью «восполняет наши нужды» (Фил. 4:19); даёт нам силу в немощи (2 Кор. 12:8-10); охраняет нас от искушений и испытаний сверх сил (1 Кор. 10:13); помогает преодолевать постигшие нас искушения (10:13). Мощь Божья пересиливает любое влияние в окружающем нас мире. «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7).

Божественная Защита. Писание изображает Бога защитником. Он много раз защищал народ Израиля от гораздо более сильных внешних врагов. Иисус Христос шёл через враждебные толпы, хранимый Богом. И хотя Бог воскрешает одних, а других подвергает страданиям (Евр. 11:35-38), Он защищает нас, когда это соответствует Его планам. Вмешательство Бога в людские дела может быть необычайно драматичным. Так было в случае с Сарой (Быт. 20). Бог явился Авимелеху во сне и, тем самым, спас Сару. Бог любит защищать тех, кто верует в Него. Если Он решает не защищать нас в несчастье. Он помогает иначе, давая нам силы самим справиться с трудностями (2 Кор. 12:7-10).

О Боге-защитнике говорится в Псалме 90-ом: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится. Говорит Господу: «прибежище моё и защита моя. Бог мой, на которого я уповаю»! (ст. 1-2).

Божественное Провидение. Бог осеняет нас благодатью, даруя силы преодолеть трудности, которые могли бы ввергнуть нас в страх. Бог даровал нам Своё Слово, из которого мы узнаём о Его сущности и о том, каким принципам мы должны следовать, чтобы победить страх. Он посылает нам поддержку братьев по вере, молящихся с нами и за нас. Он благословляет нас Духом Святым, который молится о нас, руководит нами, учит нас и даёт нам веру в то, что Бог позаботится обо всех наших нуждах.

Доверие Богу, упование на Него, уничтожающее страх — это доверие того, кто посвятил себя Богу, кто уверовал в Его присутствие, силу, защиту и провидение. Это упование находит своё выражение в словах полных смелости, верности, преданности перед лицом любых испытаний. В речах того, чьё сердце принадлежит Богу, нет места сомнениям, ропоту, злобе, лжи, зависти, обману или сплетням. Напротив, его речи отражают:

* твёрдое решение сохранить праведность во что бы то ни стало

* верность Богу и способность полагаться на Него при любых обстоятельствах

* решимость говорить правду перед лицом опасности

* призыв к другим осознать божественное присутствие, силу, защиту и провидение

* дух прощения тем, кто причинил нам боль или вред

* благодарность Богу и всем, кто поддерживает нас в трудную минуту

* понимание того, что Бог вызволил нас из беды и даровал нам Своё благословение.

Дар любви

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Иоан. 4:18). Страх -себялюбивое чувство, он заставляет нас сосредотачиваться на наших собственных нуждах; истинная любовь побуждает нас думать о нуждах других людей. Любовь, вне всяких сомнений, сильнее страха.

Слово Божье, говоря о любви, подразумевает чувство, отличное от того, которое мы привыкли определять этим словом. Оно говорит о божественной любви. Эта любовь направлена на самые важные потребности человека; и она способна их удовлетворить (Иоан. 3:16; Рим. 5:8). В Евангелии от Иоанна 15:9-13 сказано, что Христос любил нас божественной любовью, и такой же любовью следует и нам любить друг друга. Эта божественная любовь способна победить даже страх смерти. Такая любовь не является ответом кому-то или чему-то. Бог есть любовь. И Он простирает на нас Свою любовь. Его любовь не зависит ни от того, кто мы такие, ни от наших поступков. Бог любит нас потому, что такова Его сущность. Крест есть выражение и результат этой любви. Иисус Христос умер за нас не потому, что мы заслужили это, а потому, что такова Его сущность: Он есть любовь. Наша любовь друг к другу — это частица божественной любви.

Иисус сказал: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 15:12). Мы наделены даром божественной любви и способностью простирать её на других — без всяких условий, независимо от достоинств и ценности этих людей. К.С. Льюис в книге «Сущность христианства» писал: «земной человек хорошо обращается с теми, кого он любит. Христианин, стараясь хорошо обращаться со всеми людьми, постепенно приходит к тому, что начинает любить всех — даже тех, кого, как ему казалось, он не в состоянии любить» («Избранное К.С.Льюиса», стр. 505).

Божественная любовь — не чувственного, а волевого происхождения. Мы любим божественной любовью не потому, что ощущаем её, а потому, что мы приняли решение так любить. Если мы будем ожидать какого-то особого ощущения, наша любовь будет неустойчивой и случайной. Мы обладаем даром отзываться на нужды других, независимо от наших собственных чувств, потому что «любовь Божия излилась в сердца наши» (Рим. 5:5).

Божественная любовь — источник хороших, добрых чувств. Чем больше мы любим других, тем правильнее мы относимся и к себе, и к другим. Слово Божье говорит, что наше сердце там, где наши сокровища. Любовь требует от нас сокровищ: нашего времени, молитв, всего, чем мы владеем; наше сердце следует за этими сокровищами и согревает нашу жизнь своим теплом.

Божественная любовь сосредоточена на Боге и на окружающих нас людях. Мы любим Бога, вручая себя Ему и служа Его делу. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Иоан. 5:3).

Во-вторых, наша любовь друг к другу — символ нашей принадлежности к последователям и ученикам Христа. Христос повелел нам: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:34-35). Обе эти мысли выражены словами Христа: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим…», «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22:34-39).

Как все эти мысли о любви помогут нам побеждать страх? Дело в том, что страх обращает наше внимание внутрь, заставляет нас сосредотачиваться на заботах о собственном благополучии. Божественная любовь, напротив, обращает наше внимание вовне, побуждая нас думать о нуждах других людей и о божественных ценностях.

Апостол Иоанн сказал: «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Иоан. 4:18). Если в каждую минуту своей жизни я полагаюсь на Бога, я могу посвятить себя исполненному любовью служению Ему и нуждам других людей, не заботясь о себе. Истинная любовь разобьёт оковы себялюбивого страха.

Дар божественной деятельной любви находит яркое выражение в наших речах. Наша забота о нуждах других людей отражается в словах; в них проявляется любящее сердце человека. К несчастью, мы склонны произносить пустые слова и вежливые фразы, никак не связанные с истинными нуждами людей. Мы задаём вопрос «Как поживаете?», чисто формально; никто не ответит на такой вопрос искренне. Нам следует помнить предостережение 1 Кор. 13:1: «Если я говорю языками человечес.ими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий». В словах истинно любящего человека всегда звучит искреннее желание помочь.

Как можем мы убедиться в истинности нашей любви? В 1 Кор. 13:4-7 перечислены 14 характерных черт истинной любви. Таблица Б наглядно показывает нам, каким образом страх под влиянием любви уступает место этим четырнадцати свойствам нашего духа.

Если наши сердца переполнены любовью к Богу и к людям, это прежде всего проявляется в наших словах. 14 свойств любящего сердца отразятся в добрых, хороших словах, с помощью которых Бог будет исцелять, согревать, ободрять и призывать людей к праведности и вере. Любовь по-разному проявляется в наших речах:

Терпение. Терпение, терпимость — это качество, заставляющее нас воздерживаться от мести, даже если она доступна нам. Речи, исполненные прощения, понимания и любви вдохнут новую жизнь в наши взаимоотношения, уничтожат отчуждённость.

Терпимость вкладывает в наши уста слова пожелания благополучия и процветания нашим противникам (Матф. 5:43-48; Рим. 12:17-21).

Доброта. Добрые слова отражают чуткость, понимание и чувство ответственности за других. Доброта проявляется в вопросах, цель которых — достичь истинного понимания проблемы, и в мягких, кротких и ободряющих словах.

Отсутствие зависти. Истинной любви всегда сопутствует желание видеть других благополучными и радостными. Это отношение выражается в таких словах, как: «Поздравляю!», «Очень хорошо!», «Мы счастливы за вас!», «Вы этого достойны», «Мы рады тому, что Бог так щедро благословил вас».

Отсутствие хвастливости. Любящее сердце признаёт во всех свершениях и достижениях заслугу Бога.

Смирение. Быть истинно смиренным — значит признавать свою неправоту, заслугу Бога в своих достижениях и радостно повиноваться Богу.

Самоотверженность. Любящее сердце молча прислушивается к речам других. Итинно любящий человек прежде всего думает об интересах и нуждах других людей.

Беззлобность. Человек, в сердце которого закрыт доступ гневу, выслушивает всех до ко- ца, задаёт вопросы и старается установить все необ.о-димые подробности, чтобы разумно оценить положение и дать мудрый ответ.

Незлопамятность. Истинно любящий человек не помнит былого зла. Он никогда не произнесёт фразу: «Я же вам говорил». Он смотрит вперёд, а не назад, и старается ободрить других, говоря о том лучшем, что их ждёт в будущем.

Неспособность наслаждаться злом. Любящий дух не приемлет дурного представления о людях, отвергает сплетни и клевету. Любящий человек никогда намеренно не даст дурного совета, не будет злорадствовать по поводу чужой неудачи. Он воспринимает всё, что противоречит праведности Бога, с печалью и сожалением. Он произносит слова искреннего участия и призывает к праведности.

Радость в истине. Любящий человек всегда говорит правду с покорностью и любовью.

Защита. Любящее сердце всегда сомневается в дурном. Это свойство выражается в таких фразах как: «Вы уверены, что знаете все подробности?» или «Я знаю этого человека, и мне трудно поверить в подобное о нём». Если же дурное соответствует истине, любящий человек говорит: «Давайте не будем никому говорить об этом; будем молиться и искать правильное решение», или «Давайте пойдём к этому человеку и послушаем, что он сам скажет».

Доверие. Любящий дух проявляется в словах, исполненных доверия. Он отвергает подозрительные, осуждающие, исполненные сомнения слова, не впадая при этом в наивность или глупость. Он верит в достоинство и добродетель другого человека до тех пор, пока точно не убедится в обратном.

Надежда. Любовь способна прозревать будущее и поддерживать надежду. Она всегда подчёркивает хорошие стороны и достоинства, говорит о разрешении самых сложных проблем, о том, что тяжёлые испытания минуют. Она никогда не забывает о том, что мы можем всё в укрепляющем нас Иисусе Христе (Фил. 4:13).

Упорство. Божественная любовь вечна и неизменна; она не зависит от внешних обстоятельств. Это проявляется в любви к врагам; в поддержке и словах заботы о тех, кто переживает трудности; в словах, выражающих твёрдое намерение сохранить любовь, несмотря ни на какие тяготы.

Доверие и любовь уничтожают страх, заглушают порождённые им слова, заменяя их речами, исполненными кротости, заботы и ободрения. Лучшим примером, показывающим влияние библейского учения о доверии и любви на наши речи, является Иисус Христос. В самые тяжкие минуты Своей жизни Он уповал на Бога (1 Пет. 2:21-25) и сосредотачивался на нуждах других. Он произнёс на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34). Он велел Иоанну позаботиться о своей матери (Иоан. 19:26-27). Иисус произнёс слово «свершилось» (ст. 30), имея в виду Свою смерть, искупившую любовью грехи человечества. Да будет в нас «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5).

Примите дары доверия и любви, уничтожающие страх, и несите своими словами радость людям.

Дух истинной любви

СТРАХ Эгоизм

СВОЙСТВО ЛЮБВИ

ЛЮБОВЬ Сосредоточение на других

Желание защитить себя — страх уязвимости

ТЕРПЕНИЕ

Упование на то, что Бог накажет нашего обидчика и изменит его характер к лучшему

Думать только о себе, и ожидать от других того, что они будут тешить наш эгоизм своей добротой к нам.

ДОБРОТА

Смотреть на жизнь с точки зрения других людей и желать помочь им
и понять их.

Страх утратить что-либо, сравнение себя с другими, мысли о собственном невезении.

ОТСУТСТВИЕ ЗАВИСТИ

Радоваться успехам других, разделять их их радость.

Желание привлечь внимание к себе, страх — утратить популярность.

ОТСУТСТВИЕ ХВАСТЛИВОСТИ

Сосредоточение на доброте Бога ко мне и на достижениях других.

Страх потерять престиж и положение; желание быть везде первым.

СМИРЕНИЕ

Предоставление главенствующей роли Богу в своей жизни и в жизни других.

Сосредоточение на своих интересах, правах и привилегиях.

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ

Сосредоточение на целях Бога и интересах других людей.

Гневная защита своих интересов, целей и желаний.

БЕЗЗЛОБНОСТЬ

Помедлить и взглянуть на происходящее с точки зрения Бога и дру гих людей.

Помнить прошлые оскорбления и пользоваться ими как оружием защиты и подавления.

НЕЗЛОПАМЯТНОСТЬ

Прощать других и не использовать былые оскорбления в своих целях.

Прибегать к злым планам и словам, чтобы защитить своё положение или добиться личных целей.

НЕСПОСОБНОСТЬ НАСЛАЖДАТЬСЯ ЗЛОМ

Понимание того, что зло вредит всем; желание воздерживаться от зла во имя Бога и других людей.

Признавать ценность истины только тогда, когда это выгодно тебе, лгать, чтобы защитить себя или получить выгоду.

РАДОСТЬ В ИСТИНЕ

Признавать ценность истины, даже если надо при этом признавать свою неправоту.

Подвергать духовной и физической опасности других, чтобы защитить себя.

ЗАЩИТА

Желание защитить других, даже подвергая опасности себя.

В угрожающих благополучию ситуациях быть подозрительным, сомневающимся, скептиком.

ДОВЕРИЕ

Доверять другим до тех пор, пока нет точной уверенности в ошибочности доверия; стремиться к доверию.

Стараться убить надежду в других и приуменьшить их возможности из страха перед их успехом, угрожающим нашему собственному положению и престижу.

НАДЕЖДА

Верить в возможности других и призывать их проявлять свои талан
ты, даже если это угрожает нам.

Переставать любить, когда это становится трудным, неудобным, или незаслуженным. Страх того, что кто-то воспользуется нашей слабостью или будет подавлять нашу волю.

УПОРСТВО

Любить неизменно и вечно, независимо от обстоятельств или того, достоин ли этого объект любви.