12. Золотые плоды

Речи, которые радуют Господа

Речи, которыми сердце, исполненное смирения, терпения и любви, благословляет других — награда духовно зрелого христианина. Добрые слова дают людям счастье, силу, благочестивые радости. В Слове Божьем мы находим много похвал сдержанному языку. Притчи называют такой язык разумным; отборным серебром; пасущим многих; благо-угодным Богу; берегущим душу; отвращающим грех; древом жизни; сообщающим добрые знания; хладнокровным (Прит. 10:19-21; 12:22; 13:3; 15:1-2,4;17:27; 31:26). Слово Божье говорит: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» (25:11).

Однако, стремясь говорить правильно, мы наталкиваемся на трудности, связанные с тем, что мы живём в мире, равнодушном к божественному учению о словах. Необходимо проявить твёрдость в трёх важных сферах, в трёх вопросах; это поможет нам сберечь святость нашего слова и оказать помощь другим — тем, кто нуждается в его целебной силе.

Духовное совершенствование

Прежде всего, нам следует посвятить себя развитию и воспитанию в самих себе смирения, терпения и любви. Эти качества растут и развиваются постепенно. Дух Святой учит нас им в Своём Слове; они запечатлеваются в нашей жизни, если мы постоянно и упорно применяем их на практике.

Чтобы помочь развитию этих качеств, нам следует:

Чётко определить своими словами наше понимание сущности понятий смирения, терпения и любви. Эти определения должны быть краткими, образными и соответствующими библейскому учению. Подойдите к этому заданию творчески.

Запомните наизусть ваши собственные определения, а также те ключевые отрывки Писания, которые способствуют укреплению вашего понимания сущности и важности истинного смирения, терпения и жизни, исполненной доверия и любви.

Молитесь -регулярно (несколько раз в день) о помощи Духа Святого во всех трёх сферах вашего духовного развития. Молитва не только призовёт Дух Святой; она напомнит вам о ваших духовных целях.

Меньше говорите и больше слушайте; пусть смирение, терпение и любовь, живущие в вашем сердце, свободно управляют вашими устами. Царь Давид молился: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3).

Оценивайте ваши собственные речи, исходя из тех трёх принципов, которым вы посвятили себя, а не из суждений других людей.

Будьте терпеливы. Ваш дух и ваши речи не могут измениться за один день. Будьте настойчивы и терпеливы!

Одно из главных испытаний, которое нам предстоит, это проверка нашего умения правильно относиться к слухам о наших духовных братьях.

Добрые вести

Что должны мы предпринять, если нам сообщили что-то плохое о нашем брате или сестре по вере?

Передать эти слухи ещё кому-то? Резко отрицать их? Беспокоиться по поводу их? Молиться? Как следует обращаться с такими сообщениями, которые подобны горячему углю в кармане?

В таких случаях наша греховная натура требует, чтобы мы ответили на эти новости клеветой, сплетнями, ворчливостью или обманом. Это приводит не к духовному обновлению согрешившего, а к его отчуждению. Он начинает чувствовать себя так, как будто весь мир против него. В его сердце зарождается отверженность и горечь, возникает пропасть, отделяющая его от братьев по вере. Некоторым может показаться, что с ним обошлись несправедливо, и они перейдут на его сторону. Всё это внесёт раскол а содружество верующих, породит враждебные лагеря.

Иисус Христос учил нас тому, как надо обращаться с согрешившим. Следуя этому учению, мы сможем ощутить радость от сознания того, что наш язык из врага превратился в нашего друга. Согласно этому учению, есть пять ступеней (Матф. 18:15-17), ведущих нас к успеху.

1. Понимание «семейственности»‘(Матф. 18:15). Однажды, когда вся моя большая семья была в сборе, одна из моих маленьких племяниц вдруг выпалила: «Дядя, правда это хорошая «семейственность?» Так она выразила своё понимание родственных и семейных связей между собравшимися. Все христиане едины во Христе. Наше единство требует, чтобы мы защищали, поддерживали друг друга и помогали друг другу. Мы должны отвечать на грех, совершённый нашим братом или сестрой во Христе, с родственной любовью. Наше единство во Христе требует от нас любви друг к другу. Это и есть «семейственность».

В стихе 15 Евангелия от Матфея, 18 главы Христос говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой». Это очень важно. Как реагируете вы нагрех, совершённый вашим братом или сестрой во Христе? Должны ли вы пригвоздить их к позорному столбу или же попытаться исцелить, поддержать, защищать и любить их? Вероятно, второе, если наше христианство — не пустое слово (Иоан. 13:34-35). Если мы не желаем принять на себя семейные обязанности, мы уничтожаем друг друга злыми словами.

2. Ясное понимание сути дела (Матф. 18:15). Мы должны убедиться, что человек действительно согрешил. Если это не очевидно, зададим себе несколько вопросов: «Не слишком ли я подозрителен? Убедительны ли факты? Надёжен ли источник информации — получена ли она из первых, вторых или двадцать пятых рук? Действительно ли этот поступок противоречит Писанию, или же он просто не оправдывает какие-то наши ожидания или не соответствует нашим представлениям об этом человеке? Не влияет ли на моё отношение былое оскорбление?»

Эти вопросы открывают наше сердце для лучшего понимания, позволяющего нам приступить к третьей ступени. Без этой ступени мы не можем прийти ни к какому окончательному заключению.

3. Проявление божественной любви (Матф. 18:15). Эта ступень включает в себя три важных шага:

А. Пойти к нему. Бог Сам пришёл к нам, ибо Он любил нас (Бытие 3; Иоан. 3:16). Необычайно важно, чтобы мы обращались к согрешившим против нас с желанием помочь их духовному перерождению. Нужно выбрать подходящий для этого момент. Нужно молиться о том, чтобы Бог послал нам такую возможность.

Послание Гал. 6:1 содержит полезные советы о том, как следует относиться к согрешившему брату по вере. Обращение это должно быть выдержано в духе Писания; оно должно быть кротким — без примеси горечи, мести, враждебности; исполненным желания понять точку зрения грешника; осторожным, чтобы нам самим не впасть в грех (злобы, горечи, дурных слов).

Б. Обличи его. Указывая человеку на его вину, нужно действовать с любовью и осторожностью. Очень важно, чтобы наши слова, отношение к человеку, были проникнуты любовью; избегайте осуждения, манеры говорить «с высоты своей святости», выслушайте его деликатно, обращая внимание на факты, на его точку зрения и восприятие мира (самозащита, враждебность, покаяние, гордость и т.д.).

В. Между тобою и им одним. Необычайно важно, чтобы первый разговор между вами и согрешившим братом по вере происходил с глазу на глаз. Он сможет говорить с вами гораздо свободнее и откровеннее, если будет убеждён в том, что вы не обсуждали эту тему ни с кем другим.

Если ваш брат отзовётся на ваши слова, то его отношения с Богом и с вами можно считать восстановленными. И вы, и он, можете забыть о происшедшем: «как далёк восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102:12). Если же согрешивший человек не отозвался на ваши слова, или если его проступок требует дальнейшего расследования, мы должны перейти к следующей заповеди Христовой.

4. Прояви божественную любовь вместе с ещё одним или двумя братьями (Матф. 18:16). Цель этого завета — восстановить любовь. Нам следует выбирать себе спутников с осторожностью. Это должны быть, прежде всего, люди беспристрастные. Это должны быть люди, уважаемые нашим согрешившим братом. Они должны стремиться к той же цели — восстановлению любви, и придерживаться советов, данных в Послании к Галатам 6:1. Их совесть перед согрешившим братом должна быть чиста. Было бы очень полезно, если бы кто-то из них в своё время побывал в положении согрешившего и мог бы уверить своего брата в конечной победе на основе собственного опыта.

Этот завет преследует цель духовного обновления грешника и установления истины перед лицом двух или трёх свидетелей. Если же согрешивший брат не послушает вас и на сей раз, вам следует поручить это дело церкви.

5. Проявление любви Божией в церкви (Матф. 18:17). Вместе с теми, кто обращался с «вами к согрешившему брату по вере, вам следует обратиться к руководителям церкви (пастору или церковному совету) и рассказать им с любовью и кротостью о создавшейся проблеме, которую вы безуспешно пытались разрешить. Руководство церкви должно, в свою очередь, обратиться к грешнику в соответствии с теми заветами, о которых мы уже говорили, начав с первого шага. Если же грешник и на этот раз не отзовётся на призыв своих братьев по вере, то его следует исключить из церкви и относиться к нему как к «язычнику и мытарю» (ст. 17).

Этот вопрос в дальнейшем должен обсуждаться только в кругу тех, кто был причастен к попыткам разрешить эту проблему. При посторонних можно произносить только похвалы друг другу. Такие речи создадут атмосферу взаимной благодарности, радости и будут способствовать духовному созреванию в Господе.

Писание допускает несколько исключений из заповеди о том, что нам следует говорить только хорошее. Слово Божье утверждает, что муж и жена составляют одно целое. Конечно, не всегда следует огорчать нашего спутника жизни дурными вестями, но мы всегда должны опираться на его совести и находить поддержку в его молитвах. И муж, и жена должны уметь хранить тайну и соблюдать заповеди Писания, помогающие обуздывать язык.

Бывает так, что нам необходим совет специалиста или просто советы других людей. «Ум хорошо, а два — лучше», — говорит пословица. «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11:14). Но мы должны просить совета с осторожностью. Лучше всего обратиться к незаинтересованному лицу, способному оценить ситуацию беспристрастно; это предохранит репутацию тех, кто вовлечён в конфликт.

Согласно Новому Завету, христианские пастыри предостерегали верующих от ложных учителей и тех, кто может нанести вред собранию, если их вовремя не разоблачить. Если это необходимо, то делать это надо, руководствуясь Писанием: не уточняя деталей совершённого греха и со слезами (1 Тим. 1:18-20; Фил. 3:18-19).

Правильный ответ

Каким должен быть наш ответ на нарушение библейских заповедей в разговоре с нами других людей? «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Прит. 15:28). Наш ответ тем, кто согрешил речами, необычайно важен для нас самих, для нашего вновь обретённого счастья, и для духовного возрождения тех, кто говорит с нами.

Опираясь на наставления Библии, мы находим семь возможностей мудро ответить тому, кто согрешил языком, обращаясь к нам:

1. Не выражайте одобрения услышанному вами и не побуждайте вашего собеседника продолжать разговор на начатую тему. (1 Фее. 5:15-22; 1 Тим. 5:22). Такое одобрение может быть выражено речами или жестом. Во время беседы мы часто киваем головой: это подчёркивает наше внимание к речам собеседника. Но подобный кивок может быть воспринят им как одобрение его речей и побудит его продолжить разговор на начатую тему. Даже если он говорит правду, но нарушает этим библейские принципы, мы не должны одобрять его речей. Лучшевсего выслушать его, не проявляя никаких эмоций ни словом, ни жестом, и при первой же возможности перевести разговор на другую тему.

2. Молитесь о мудрости (Иак. 1:5-7). Продолжая слушать вашего собеседника вознесите мысленно короткую молитву о мудрости. К концу беседы вы будете поражены тем, как Бог помог вам.

3. Отвечайте честно, призвав вашего собеседника уповать на Бога в занимающем его деле; в то же время, проявите заботу о благополучии того, о ком шла речь. Будьте терпеливы, не впадайте в сопутствующие гневу грехи, трезво оценивайте ситуацию; этим вы поможете вашему собеседнику сосредоточиться на мысли о Боге и найти решение проблемы в духе христианской любви. Укрепляйте эту любовь между людьми, призвав вашего собеседника сосредоточиться на нуждах его обидчика. И помните о вашем собственном решении говорить только хорошее.

4. Избегайте осуждать кого-либо (Гал. 5:22;

6:1). Старайтесь, чтобы все ваши слова были проникнуты любовью. Осуждение или грубость могут только отдалить вас от вашего собеседника и помешают вам помочь ему обрести радость, даруемую учениям о словах.

5. Призовите вашего собеседника к сдержанности в речах. Если кто-то хочет сообщить вам пикантную новость, у вас есть выбор: вы можете сказать: «Расскажите поподробнее!» или призвать вашего собеседника не нарушать божественных заповедей своими речами. Вы можете ответить, например, так: «Пожалуйста, не рассказывайте мне этого; у меня и так слишком много дурных мыслей, мне просто не справиться со всем этим». Такое заявление, несомненно, остановит вашего собеседника.

Очень часто нам приходится слышать, как кто-нибудь, рассказывая историю в компании, вдруг останавливается и говорит: «Вы знаете, лучше мне непродолжать». На это все немедленно возражают: «ничего, давай-давай, рассказывай — мы никому не скажем!» Очень свежо и отрезвляюще прозвучит в эту минуту такая фраза: «Правильно! Не рассказывай. Ты замечательно умеешь держать себя в руках».

6. Молитесь о том, что услышите (Фил. 4:6-7; 1 Пет. 5:7). Молитесь об исцелении больных, о признании грешником своей вины, о духовном росте, восстановлении добрых отношений между людьми, о мудрости — обо всём, о чём нужно молиться в том или ином случае. Бог услышит вашу молитву.

7. Заявите открыто о своей приверженности библейскому учению о словах, проникнутых Духом Святым. Если люди будут знать о вашем желании сдерживать свой язык, они будут стараться не грешить речами перед вами. Лучший способ избежать греховных речей, обращённых к нам -это сдерживать свой язык и убедить других в вашей приверженности библейскому учению о словах. Тактично сообщите об этом вашим близким, друзьям, церкви. Попросите их поддерживать вас и молиться о вас.

Если мы будем воспитывать в себе внутреннюю зрелость, говорить только хорошее, уметь выходить из положения, когда кто-то грешит речами в разговоре с нами, мы не только сможем укреплять и углублять своё духовное развитие, но будем исправлять других своим поведением. Люди убедятся на нашем примере в положительном влиянии сдержанности в речах!

«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично». «Кроткий язык -древо жизни» (Прит. 25:11; 15:4). Такие речи радуют Господа!