1. Цена слов

Что способен натворить наш язык

Слова могут вводить в заблуждение, смущать, причинять боль. Они способны, наоборот, исцелять, ободрять, помогать и учить. Но, к сожалению, если Дух Святой не руководит нами, когда мы говорим, наши слова скорее могут ранить, чем исцелять.

Всего лишь слова? Что значит: «всего лишь слова»? Это всё равно, что сказать: «В конце концов, это всего лишь атомная бомба». Я хочу рассказать сейчас одну историю, случившуюся в мои школьные годы, историю о сокрушительной силе слов.

В нашей школе каждый год ставили оперетту. Многие ученики смело брались за исполнение ролей. Я не был так уверен в своих способностях и решил, что пение в оперетте — не моё дело. Но миссис Уилсон, наша учительница музыки, попросила меня попробовать спеть роль чёрного слуги. Это была незавидная роль, но всё же в ней было три сольных момента!

Я уверен, что моё пение звучало весьма посредственно. Но миссис Уилсон восприняла моё выступление так, как будто она услышала хор ангелов: «Изумительно, прекрасно! Эта роль просто создана для тебя. Ты должен непременно спеть её!» Я согласился.

На следующий год в школе решили ставить другую оперетту. Большинство ребят, исполнявших главные роли в прошлом году, уже окончили школу. Миссис Хилсон перешла работать в другую школу. Вместо неё у нас преподавала очень красивая женщина с прекрасным голосом и глубоким знанием теории музыки.

Когда начали готовиться к постановке, я уже не сомневался, что мои способности — как раз те, что нужны для оперетты. Собралось около ста пятидесяти моих сверстников.

Проживи я хоть вечность, никогда не забуду слов сказанных в тот день. Когда прослушивание закончилось, учительница спросила меня:

«Кто тебе сказал, что ты умеешь петь?»

Я внезапно превратился в того же робкого юнца, каким был год назад. Я был совершенно уничтожен. Резкие слова могут огорчить кого угодно, но для доверчивого мальчика они могут оказаться пагубными. Понадобилось восемь лет, чтобы я снова решился запеть.

Слова обладают огромной силой. Перо действительно острее шпаги. Иов сказал: «Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?» (Иов. 19:2). Будучи отцом, пастырем и мужем, я постоянно должен помнить о том, какое влияние оказывают мои слова на детей, прихожан и мою жену. Вот почему я отвечу перед Богом за свои слова (Матф. 12:36-37).

Слова могут быть не только губительными. Иногда жизненные трудности порождают целые потоки опрометчивых слов. Недавно, после вечерней службы, я получил такую отчаянную записку от молодой матери:

«Дорогой пастор!

Как я могу сдерживать себя, когда: мой сын-школьник не может отыскать свои ботинки, а школьный автобус должен прийти с минуты на минуту; младенец начинает плакать, а манная каша — пригорать; в эту же минуту звонит телефон. Я хватаю трубку, прошу мою подругу позвонить попозже, пытаюсь спасти кашу для маленького, а в это время моя дочь-школьница, которую я 20 минут назад послала наверх одеваться, появляется в дверях в ночной пижаме!

Эта история повторяется ежедневно, и я буквально теряю разум. Я не могу сдерживать себя! Может быть, вы проведёте беседу об этом в следующей проповеди?»

Спасибо, Бет.

Кроме того, мы часто слышим от других неудачные речевые обороты и заражаемся ими против воли. Мы выслушиваем ругань разгневанного начальника, слышим эти слова во время случайной перебранки с соседями и даже от других христиан, не следящих за своей речью. Мы, как дети, «набираемся дурных слов». И они вырываются у нас помимо воли — часто поражая наших слушателей, не верящих своим ушам!

Слова разрушают наши отношения с Богом, с нашими близкими и мир в нашей душе. Наш язык подобен динамиту — с ним надо обращаться крайне осторожно.

В Писании сказано о том, за какую непосильную задачу мы берёмся, пытаясь преобразовать свою речь. Апостол Иаков сказал: «Язык укротить никто из людей не может «(Иак. 3:8). Целью этих слов было не привести нас в отчаяние или подчеркнуть безнадёжность положения; скорее это можно понять так, что мы не справимся с этой задачей, полагаясь только на свои силы. В стихе 6 сказано, в довершение: «…язык… воспаляем от геенны». Пытаясь преобразовать речь, — «воспаляемую геенной огненной» — в инструмент общения, мы действительно сталкиваемся с непосильной для нас задачей. Вот почему «наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12).

Нужно обладать сверхъестественной силой, чтобы укротить язык. Для победы в этой борьбе необходимо сверхъестественное оружие: «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (ст. 10). «Укрепляться Господом» — не внезапный мистический процесс. В нас самих содержатся реальные, ощутимые способности исполняться сверхъестественной побеждающей силой Господней. О способностях этих сказано апостолом Павлом в 14-17 стихах, где он говорит о «всеоружии Божьем». Первое оружие — это истина. Писание учит нас тому, что истина Божья — источник нашей духовной энергии и роста (Матф. 4:4; 1 Пет. 2:2). Изучая Слово Божье и проникаясь Им, мы исполняемся Духом Святым, и наши духовные силы растут, приводя нас к победе.

Бог благословил нас даром истины, которая, пребывая в нас, предостерегает, осуждает и преобразовывает нас. О связи истины и речи подробнее всего сказано в главе 3 Послания Иакова. Здесь перечислены пять принципов, предостерегающих нас об опасностях неправильной речи.

Принцип 1: Степень зрелости

«Все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак. 3:2).

Слово «согрешать» значит «сбиться с пути истинного». Оно ярко отражает незрелость, сбивчивость наших речей. У меня есть семимесячный щенок по имени Паддингтон. Он спотыкается буквально обо все. Он мал, он ещё не вырос, не созрел — вот почему он так неуклюж. «Спотыкающаяся» речь — результат нашей духовной незрелости. К сожалению, мы не только падаем сами, но и сбиваем с ног других своими словами. Многие из нас даже не замечают собственных промахов; ведь люди вокруг нас «спотыкаются» точно так же. Разговорные трудности — вещь обычная. Но степень духовной зрелости определяется не сравнением с окружающими нас людьми; она определяется принципами Слова Божьего.

Слово «совершенный» означает законченный, зрелый. В приведенном выше стихе из 3 главы Послания Иакова сказано, что мы не можем считать себя зрелыми людьми, пока не научимся обуздывать себя «в слове, и во всём теле».

Человек может обладать разными способностями, но какие-то из них являются главными, а другие второстепенными. Бегуну на длинные дистанции ничего не стоит пробежать стометровку. Профессиональный игрок в гольф легко попадает в лунку с двух метров. Если мы научимся владеть своим языком, то сумеем успешно управлять собой во всех сферах жизни.

Принцип 2: Огонь

«Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их; вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает» (Иак. 3:3-5).

Войны, унесшие тысячи жизней, зажжены были искрою слова. Браки, начинавшиеся счастливо, рушились из-за неосторожно сказанного слова. Я не помню ни одной проблемы, которую мне пришлось разрешать как пастору, в которой не были бы замешаны неудачно произнесённые слова.

Муравьи в доме — это бедствие! Они малы, почти невидимы, но прогрызают стены домов. Иаков говорит, что язык мал, но способен на многое. Он говорит об удилах, о руле и об огне, сравнивая их с языком. И он заключает: «язык небольшой член, но много делает» (ст. 5).

Принцип 3: Горючее вещество

«И язык — огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:6).

Необузданный язык принадлежит к «царству греха», он — хитросплетение пороков. Он подобен преступной мафии, поселившейся в нас самих и разрушающей нас изнутри. Всё наше существо страдает от него, и ничто не ограждено от пагубного его влияния.

Нам с женой приходилось много общаться с богобоязненными, достойными христианами. Это общение всегда бывало полезным. Но, увы, очень часто нас поражала готовность, с которой они строго судили и обвиняли других людей.

Мы не должны забывать о том, что огонь — самая разрушительная из стихий. Слова часто разрушают до основания взаимоотношения людей; даже восстановленные заново, эти отношения уже не будут прежними. Наш язык способен испортить отношения с людьми везде: в семье, на работе, в церкви; от него зависят наши отношения с друзьями, врагами; он способен уничтожить наше здоровье, безопасность, счастье и душевный мир. Нам следовало бы везде, где можно, провозглашать:

«Осторожно — жизнь! Сдерживайте свой язык!»

Принцип 4: Дикий и неукротимый зверь

«Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:7-8).

Меня всегда поражает, сколько усилий тратят люди на дрессировку животных. Слоны, играющие в футбол, «говорящие» собачки, шимпанзе, объясняющиеся на языке глухонемых, говорящие птицы, и дельфины, играющие в баскетбол лучше меня… Прежде всего мы должны укротить «зверя», притаившегося в нас самих. Это — серьёзная задача. Но силой Духа Святого язык может быть укрощён, чтобы служить славе Божьей. Если мы не подчиним его Духу Святому, он будет «исполнен смертоносного яда». Говоря о грешном человечестве, апостол Павел писал: «Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их» (Рим. 3:13).

В Южной Америке водится змея, называемая «двухшаговой» змеей. Укушенный ею человек делает два шага и умирает. Её яд парализует нервную систему и останавливает сердце. Так же и слова. Они убивают дружбу, парализуют веру, пятнают чистоту и губят добрую репутацию.

Принцип 5: Двуязычность

«Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3:9-12).

Слово Божье называет язык «двуязычным» (1 Тим. 3:8). Поразительно: мы жалим друг друга словами на пути в церковь, а войдя в неё начинаем говорить о греховности наших речей! «Не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3:10).

Природа, растения, животные не способны вести себя так противоречиво. В одном колодце не бывает одновременно солёной и чистой воды; на фиговом дереве не растут оливки! Мы отвергли бы такие дары природы с возмущением. Бог может спросить нас: может ли «новая тварь» (2 Кор. 5:17) произносить.древние слова»?

Этими пятью принципами апостол Иаков охарактеризовал трагическую и изменчивую природу человеческого языка. Первый шаг к победе над ним — понимание этих принципов. Иаков ясно и чётко предостерегает нас: последователи Иисуса прежде всего должны укротить свой язык.

Предостережение Иакова звучит особенно веско, когда мы осознаём, как много христиан равнодушны к этой проблеме. Мы пытаемся извинить их тем, что они, в конце концов, говорят правду; или тем, что те, о ком они злословят, заслужили это своим поведением. Некоторые христиане распространяют сплетни, прикрываясь таким предлогом: «Я вам это расскажу, чтобы мы могли молиться с большей пользой». От этого злословие не становится меньшим грехом.

Если поместить лягушку в кастрюлю с холодной водой и поставить в печь, она медленно умрёт и сварится, даже не пытаясь выпрыгнуть. Дело здесь не в бесчувственности лягушки, а в том, что её нервные окончания теряют чувствительность в горячей воде. И чем горячее вода, тем менее чувствительны её нервные окончания. Наши «душевные окончания» могут омертветь, как у лягушки в горячей воде. Мы принимаем злословия как должное, мы считаем, что оно не противоречит нашей духовной жизни. Жертвами такого отношения оказываются: церковь, учебные заведения, семья, дружба, наши отношения с Богом. Наша бесчувственность убивает их, как горячая вода убивает лягушку.

Мы должны воспринимать такие грехи, как обман, хитрость, ложь, лжесвидетельство с точки зрения Бога. Мы должны воздерживаться от сплетен и злословия. В наших речах слишком много похвальбы, лести и преувеличений. Надо искоренить ворчание и сварливость в речах. Поминание Божьего имени всуе, ругань и вольности в речи должны быть уничтожены.

Изучение истинных корней этих грехов поможет нам оживить наши духовные нервные центры. Первый шаг к этому — изучение того, что сказано о человеческом языке в Слове Божьем.